Зимние явления сугробы и сосульки

Зимние явления природы: примеры

Одним из самых красивых времен года, безусловно, является зима. Ее с нетерпением ждут и дети и взрослые, ведь морозная снежная погода зимой всегда поднимает настроение.

Классификация природных явлений: примеры

Климатические аномалии подразделяются по характеру происхождения, воздействия, продолжительности, масштабу и регулярности. Сами по себе природные явления представляют собой любое естественное метеорологическое изменение.

По происхождению они бывают геоморфологическими, биогеохимическими, космическими и климатическими. Самыми распространенными считаются последние (дождь, тайфун и т. д.). А наиболее красивые из них — зимние явления природы (примеры: снег, морозные узоры).

В Азии и Америке в последнее время участились случаи геоморфологических феноменов (цунами, вулканы, землетрясения).

По продолжительности метеорологические аномалии подразделяются на мгновенные, кратко- и долговременные. К первым относят извержение вулкана и землетрясение, ко вторым — паводок, дождь, шквал, а к третьим — пересыхание реки или изменение климата. Что касается регулярности, то по этому критерию природные явления могут быть сезонными или суточными.

Наибольшую опасность для жизни людей представляют стихийные метеорологические феномены — смерч, тайфун, молния. К таковым могут относиться и зимние явления природы (примеры: снежный шквал и аномальный мороз).

Существуют в окружающем мире и довольно интересные редкие феномены. Среди них можно выделить лунную радугу, гало-эффект, звездный дождь, полярное сияние и многие другие.

Чем характеризуется зима: примеры

Это время года по праву считается самым суровым периодом в северных широтах. Стоит отметить, что ближе к экватору зима наступает в июне-июле. Связано это с тропическим климатом и полярностью планеты.

Одним из первых признаков приближения зимы являются незначительные заморозки и короткий световой день. Погода зимой в странах Северного полушария, особенно в России и Скандинавии, иногда поражает своей беспощадностью. Например, в Норвегии температура воздуха может опуститься до -45 градусов, а в Сибири и вовсе до -70 градусов. Зато насколько прекрасна природа зимой (фото см. ниже)! Особенно это касается диких лесов и высоких гор.

Кроме того, с приближением этого времени года наблюдаются такие зимние явления природы, как низкие облака, отсутствие ветра, мороз. Наиболее частыми климатическими аномалиями с середины декабря являются снег, метель, сугробы, гололедица и прочие.

Зимние явления: мороз

В это время года в северных странах стоит очень холодная погода. Зимой морозы там могут достигать порога в -60 градусов и ниже. В странах с умеренным климатом погодные условия являются более терпимыми и мягкими (до -20 о С).

Морозом принято считать температуру воздуха, которая опускается ниже 0 градусов по Цельсию. Это так называемая точка замерзания жидкости (воды).

Мороз как природное явление можно подразделить на категории:

  • слабый (до -3 о С);
  • умеренный (до -12 о С);
  • значительный (до -22 о С);
  • лютый (до -43 о С);
  • крайний (до -54 о С);
  • аномальный (ниже -55 о С).

Стоит отметить, что морозная погода при сухом климате переносится куда легче, чем при влажном.

Зимние явления: снег

Выпадение осадков в морозную погоду происходит в виде кристаллизованных капель воды. Во время прохождения через холодные слои атмосферы частички влаги замерзают, сцепляются и падают на землю. Это явление и называется снегом. Оно считается самым частым по вероятности наступления в зимний период после мороза.

Стоит отметить, что каждая снежинка не превышает в диаметре 5 мм. Тем не менее, в природе неоднократно наблюдались и исключения (до 30 мм). По форме снежинки отличаются друг от друга. В первую очередь это касается переплетения граней. Несмотря на это, все они имеют идеальную симметрию и четкие контуры. Каждая снежинка представляет собой шестиугольник. Такой формат образования обуславливается формой молекулы воды, которая имеет 6 граней. Именно поэтому в итоге кристаллики льда, соединяясь и наращиваясь в атмосфере, создают идеальный шестиугольник. Также на форму снежинки влияют влажность и температура воздуха. Чем выше первый показатель и ниже второй, тем больше и причудливей будет контур.

Выпадение снега зимой играет очень важную роль. Сугробный настил хорошо держит тепло, не давая растениям и насекомым погибнуть в сильный мороз. Также снег создает достаточный запас влаги для того, чтобы флора в весенний период могла вовремя пробудиться.

Зимние явления: метель

Этот природный феномен представляет собой перенос снега с поверхности сильным ветром. В настоящий момент выделяют 3 вида метели: низовую, общую и поземок.

Снежные бури (фото см. ниже) поднимают частички льда на определенную высоту от поверхности земли, из-за чего заметно ухудшается видимость. Если слой покрова по вертикали составляет около 2 метров, такая метель называется низовой. При ней горизонтальная видимость практически равна нулю. С другой стороны, небо и облака просматриваются хорошо. Скорость ветра при низовой буре составляет порядка 10 м/с.

Во время общей метели перенос снега осуществляется в приземном атмосферном слое. Движение частичек замерзшей воды происходит на километры вверх. При этом горизонтальная видимость может достигать более 2 метров. Определять небесные тела возможности нет. Скорость ветра во время такой метели превышает 12 м/с.

Поземок представляет собой перенос снежного покрова до метра. При этом присутствует отличная и вертикальная, и горизонтальная видимость. Такое явление наблюдается чаще всего при снегопаде. Скорость ветра варьируется от 4 до 6 м/с.

Зимние явления: гололед

Эта природная аномалия напрямую связана с выпадением осадков. Не стоит ее путать с гололедицей. Это два разных понятия.

Гололедица представляет собой покров замерзшей воды (при таянии снега или после дождя). Появляется только при заметном понижении температуры. Образуется даже в 0 градусов.

Гололед — это образование ледяной корки на деревьях, земле, проводах, которое связано с выпадением осадков на замерзшую поверхность. Это явление возникает чаще всего во время резкого потепления в верхних слоях атмосферы.

Гололед считается одним из самых опасных метеорологических феноменов на земле, поскольку с ним связаны тяжелые травмы и автомобильные аварии. Тем не менее, такие зимние явления природы для детей особенно интересны и долгожданны, потому что можно вдоволь накататься на коньках и санках по льду, как по катку.

Нарастание гололеда происходит за считанные часы. Зато его разрушение идет крайне медленно. Чаще всего этот процесс затягивается на несколько суток.

Зимние явления: ледостав

Этот процесс возникает только на водоемах. Его продолжительность варьируется в зависимости от ландшафтной зоны и температуры воздуха. Ледостав представляет собой образование замерзшего слоя воды. Покров начинает формироваться в том случае, когда температура в реке (озере) опускается до нуля градусов. Стоит отметить, что на мелководье он образуется значительно быстрее. Оптимальными условиями для возникновения ледяного слоя являются низкая температура воздуха и отсутствие ветра. В метель покров образуется только у берегов.

Такие зимние явления природы очень опасны для человека. В любой момент покров может треснуть, особенно велика вероятность трагедии во время ледохода. Этот процесс происходит на реках с быстрым течением. Вода начинает размывать лед и уносить его осколки дальше от берега. Постепенно замерзшие обломки наращиваются из-за столкновения и образуют толстые торосы.

Зимние явления: морозные узоры

Часто с минусовой температурой воздуха на окнах образуются странные узоры, словно нарисованные белой краской. Структура этих образований всегда древовидная. В метеорологии их часто называют дендритами.

Морозные узоры появляются на стекле в виде замерзших молекул воды, когда на улице температура воздуха опускается ниже 2 градусов. Это своеобразный слой рыхлого, непрозрачного льда. Стоит отметить, что в образовании узоров большую роль играют микротрещины и царапины на стекле.

Дендритная кристаллизация всегда начинается внизу окна, поскольку на молекулы воды действует сила тяжести. Учеными доказано, что при относительной влажности и резком перепаде температуры с плюса на минус подобные узоры способны покрыть 1 квадратный метр стекла всего за пару часов.

Зимние явления: сугробы и сосульки

Значительное выпадение осадков в минусовую температуру всегда влечет за собой большие снежные покровы. В большинстве случаев сугробы образуются в результате длительной метели. Возникают наносы на любых препятствиях — будь то стена, забор или же небольшой пенек. Сугробы напоминают собой песчаные дюны, но являются значительно рыхлее и пышнее. Образуются с подветренной стороны препятствия.

Сосулька представляет собой кусок льда, который свисает с какого-либо объекта (крыши, ветки, провода). Обычно она имеет конусовидную форму. Образуется во время таяния снега или стекания воды. Капли быстро замерзают под действием низкой температуры воздуха, формируя окончательную форму сосульки.

Такие зимние явления природы крайне опасны для людей с наступлением плюсовой температуры воздуха. Также сосульки могут упасть вниз под действием собственной тяжести. Кроме того, из-за толстых ледяных образований часто обрываются провода и ломаются ветки деревьев.

Редкие зимние явления природы

Одной из самых удивительных климатических аномалий, связанных с этим временем года, считается снежная гроза. Такое явление случается раз в 10 лет. Снежные грозы происходят из-за резкого повышения дневной температуры воздуха. Быстро движущиеся глубокие циклоны пригоняют влажный наэлектризованный воздух, который опускается на холодную землю большими массами с раскатами грома и молниями.

Еще одним редким явлением считается снежная радуга. Эта аномалия заставляет очередной раз удивиться, какой непредсказуемой и чудесной бывает природа зимой (фото см. ниже).

Радуга возникает из-за преломления лучей солнца на кристалликах льда, которые зависли в воздухе. Для этого необходимы 4 условия: высокая влажность, сильный мороз, яркое солнце, отсутствие ветра.

Очень редким, но крайне опасным зимним явлением считается снежный шквал. Хотя в последние годы с изменением климата на планете эта аномалия встречается все чаще. Под шквалом понимается сильная снежная буря со скоростью ветра более 60 км/ч. Такой шторм всегда знаменуется гибелью людей и серьезными разрушениями.

Источник

Какие изменения происходят в природе при смене времен года на Земле?

Время года является частью годового цикла, и подразделяется на три календарных месяца, хотя в некоторых стран могут быть свои деления календаря.

В большинстве регионов мира существует четыре удивительных времени года: Весна, Лето, Осень и Зима. Каждый из этих сезонов является неповторим и характеризуется различными изменениями в природе и окружающей среде.

Почему происходит смена времен года?

Прошла долгая холодная зима, и мы очень весело провели время в снегу. Однако большинство людей с нетерпением ждут возможности снять шапки и перчатки, и надеть шорты и майки, когда погода станет теплой. Но как понять, что теплая погода действительно скоро наступит? Есть ли шанс, что весь год будет холодным и снежным?

К счастью, ответ на этот вопрос «нет». Мы все знаем, что после того, как зима закончится, придет весна, с теплой погодой и обилием зеленых растений. Затем летом люди будут наслаждаться жарой, а осень принесет прохладу. Морозы вернутся, когда осень сменится зимой, и цикл будет повторяться снова и снова.

Вы уже знаете, что в течение года мы можем наблюдать разную погоду и природные явления, но вы когда-нибудь задумывались, почему меняются сезоны?

Ответы можно найти в том, как Земля движется по отношению к Солнцу. Ось Земли представляет собой воображаемую линию, проходящую между Северным и Южным полюсами. Каждый день Земля делает одно полное вращение вокруг своей оси. Это вращение занимает 24 часа, что мы называем сутками.

В то время как Земля занята ежедневным вращением, она также движется вдоль гигантского эллиптического пути вокруг Солнца. Этот путь называется орбитой Земли. Одно полное путешествие Земли вокруг Солнца занимает 365 дней, что равно одному году.

Когда Земля вращается вокруг Солнца, она наклоняется на своей оси. Наклон означает, что в определенный период, одно полушарие слегка направлено ​​к Солнцу или, наоборот, отдалено от него.

Поскольку Земля движется вокруг Солнца в течение года, а наклон оси указывает, что ваше полушарие ближе к Солнце или дальше от него, вы испытываете смену времен года.

Вы когда-нибудь замечали, что в летнее время темнеет позже, чем зимой. Количество дневного света, получаемого вашим полушарием, также зависит от наклоненной земной оси.

Когда Северный полюс склоняется к Солнцу, Северное полушарие получает больше солнечного света и поэтому дни длиннее. Этот период продолжительных дней, теплой погоды и большого количества солнечного света называют летом. Но только потому, что вы наслаждаетесь приятным жарким летом, не значит, что все на планете тоже это делают.

Когда Северное полушарие склоняется к Солнцу, Южное полушарие немного отклоняется от него. Когда жители Северного полушария могут отдыхать у бассейна, Южное полушарие испытывает более короткие дни с меньшим солнечным светом. Если в Южном полушарии лето, то в Северном полушарии зима. Вот почему в январе у нас может быть -20° С, а в Австралии в это же время будет +30° С.

Районы вблизи экватора, как правило, имеют теплую погоду круглый год. Это связано с тем, что наклон Земли влияет на них незначительно. Независимо от того, направляется ли Земля к Солнцу или от него, экваториальные районы продолжают получать более стабильное количество света и тепла, чем места с широтами ближе к полюсам.

Изменения в природе весной

Весна — это время пробуждение природы. Она приходит после зимы и предшествует лету. Зимний холод отступает, а на смену ему приходит весеннее тепло. Растаявший снег стекает в реки и озера.

Это время года является настоящим праздником для растений, так называемым возрождением. После холодной, суровой зимы, солнце снова пробуждает их к новой жизни.

Цветы на деревьях являются доказательством зарождения нового урожая, который можно получить летом и осенью.

Животные могут с радостью отказаться от вынужденной зимней спячки и голодовки. Зеленая трава и молодые, мягкие листья кустарников привлекают огромное количество изголодавшихся животных.

Это совершенно подходящее время для молодого поколения. Теплой весной у многих представителей фауны появляются маленькие детеныши.

В середине весны домой возвращаются стаи перелетных птиц, которые зимой были вынуждены мигрировать в теплые края.

Изменения в природе летом

Летом природа красива и плодотворна. Летнее солнышко создает хорошие условия для жизни животных, растений и микробов. Дождь позволяет растениям и животным пить воду, что очень важно для их выживания.

В этом сезоне можно наблюдать такие природные явления, как гроза, радуга, роса и др.

У большинства зверей летом появляется потомство. Лето — это отличное время для животных хорошо питаться и подготовиться к осени.

Лето является сезоном интенсивного размножения птиц. В летнее время они сражаются за территорию, гнездятся, собирают еду, пытаются избегать разных хищников и защищают будущее поколение. К концу лета у птиц вырастают новые перья, которые смогут защитить их холодной зимой. Птицы обычно едят нектар, растения, фрукты, падаль, семена, мелких животных, и даже других мелких птиц. Все это легко можно найти в течение летнего сезона.

Изменения в природе осенью

Осенняя природа отличается особой красотой. Это время года является переходным между летом и зимой. В начале сезона еще можно наблюдать теплую летнюю погоду. Затем листья на деревьях приобретают яркие краски и опадают на землю. Позже начинаются холодные дни, так присущие зиме.

Осенью можно увидеть разные природные явления: сильные дожди и бури, снижение температуры и даже первый снег указывают на упрямый характер этого времени года.

У многих растений осенью заканчивается жизнь или они переходят в другую стадию. Деревья и кустарники без листьев теряют свою защиту.

Осень — это важное время года для животных, ведь многим из них необходимо запастись едой, чтобы не голодать зимой. Другие животные накапливают слой жира в теле, который будет их защищать в морозную погоду.

Мелкие животные, чтобы избежать хищников, меняют цвет меха, и зимой сливаются с белым снегом.

Даже такие огромные животные, как медведь, вынуждены искать себе хорошее укрытие для зимней спячки, где появятся и будут расти их маленькие детеныши до весны.

Одни птицы улетают в другие страны, где есть еда и теплый климат, а другие остаются зимовать в родном краю.

Изменения в природе зимой

Зима — это самое загадочное и холодное время года. Начало этого сезона можно заметить по короткому солнечному дню, отсутствию многих животных, инею на траве и лавочках, а также замерзшей воде в лужах.

Холодные дожди, дикие ветры, метели и холод не позволят этот сезон спутать с любым другим.

Одним из долгожданных событий зимы является выпадение снега. Как и камни на берегу моря, снежинки никогда не повторяются. Загадочная форма снежинок радует детей и взрослых, и часто описывается поэтами. Замерзшие сосульки завораживают, и даже во время оттаивания падающие на землю капельки имеют свое очарование.

Большинство растений зимой не погибают, а накапливают силы и энергию, чтобы расти и покрываться молодыми листьями весной.

Некоторые животные не выдерживают низких температур и отправляются в теплые страны или впадают в спячку. Главная проблема для животных в это время — отсутствия еды в достаточном количестве. Многие животные в это время страдают, поскольку им нужно искать укрытие, чтобы не замерзнуть и они вынуждены голодать.

Птицы, как и другие животные, также сталкиваются со множеством проблем — они мерзнут и им не хватает пищи. Однако те птицы, которые мигрировали в теплые страны имеют более хорошие условия для жизни.

Последний месяц зимы ознаменовывает приход следующего сезона, Весны. Дни становятся длиннее, солнечные лучи греют сильнее, а природа готовится к весеннему пробуждению.

Источник



Явления природы

Что такое явления природы? Какие они бывают? Ответы на эти вопросы вы найдете в данной статье. Материал может быть полезен как для подготовки к уроку окружающий мир, так и для общего развития.

Все что нас окружает и не создано человеческими руками, является природой.

Все изменения, происходящие в природе, называются явлениями природы или природными явлениями. Вращение Земли, её движение по орбите, смена дня и ночи, смена времён года – это примеры природных явлений.

Времена года еще называют сезонами. Поэтому явления природы, связанные со сменой времён года, называются сезонными явлениями.

Явления природы

Природа, как известно, бывает неживая и живая.

К неживой природе относится: Солнце, звёзды, небесные тела, воздух, вода, облака, камни, полезные ископаемые, почва, осадки, горы.

К живой природе относятся растения (деревья), грибы, животные (звери, рыбы, птицы, насекомые), микробы, бактерии, человек.

В этой статье мы рассмотрим зимние, весенние, летние и осенние явления природы в живой и неживой природе.

Зимние явления природы

  • Снег – разновидность зимних атмосферных осадков в виде кристалликов или хлопьев.
  • Снегопад – обильное выпадение снега зимой.
  • Пурга – сильная низовая метель, которая возникает преимущественно в равнинной безлесной местности.
  • Вьюга — снежная буря с сильным ветром.
  • Снежная буря – зимнее явление в неживой природе, когда сильный ветер поднимает облако сухого снега, и ухудшает видимость при низкой температуре.
  • Буран – метель в степной местности, на открытых местах.
  • Метель – перенос ветром выпавшего ранее и (или) падающего снега.
  • Гололедица образование тонкого слоя льда на поверхности земли в результате похолодания после оттепели или же дождя.
  • Гололёд – образование слоя льда на поверхности земли, деревьях, проводах и других предметах, которые образуются после замерзания капель дождя, мороси;
  • Сосульки — обледенение при стоке жидкости в виде заостренного книзу конуса.
  • Морозные узоры – это, по сути, иней, который образуется на земле и на ветвях деревьев, на окнах.
  • Ледостав – природное явление, когда устанавливается сплошной ледяной покров на реках, озерах и других водоемах;
  • Облака — скопление взвешенных в атмосфере водных капель и ледяных кристаллов, видимые на небе невооруженным глазом.
  • Лед – как явление природы – это процесс перехода воды в твердое состояние.
  • Мороз – это явления, когда температура опускается ниже 0 градусов Цельсия.
  • Изморозь — белоснежный пушистый налет, нарастающий на ветвях деревьев, проводах в тихую морозную погоду, главным образом при тумане, появляющийся с первыми резкими похолоданиями.
  • Оттепель — теплая погода зимой с таянием снега и льда.
  • Зимняя спячка медведя — период замедления жизненных процессов и метаболизма у гомойотермных животных в периоды малодоступности пищи.
  • Впадение в спячку ежей – в связи с недостаток питания в зимний период ежи впадают в спячку.
  • Смена окраса зайца с серого на белый — это механизм, с помощью которого зайцы приспосабливаются к смене окружающей среды.
  • Смена окраса белки с рыжего на голубовато-серый — это механизм, с помощью которого белки приспосабливаются к смене окружающей среды.
  • Прилетают снегири, синицы
  • Люди оделись в зимнюю одежду

Весенние явления природы

  • Ледоход — движение льда по течению во время таяния рек.
  • Снеготаяние – явление природы, когда начитает таять снег.
  • Проталины – явление ранней весны, когда появляются участки, оттаявшие от снега, чаще всего вокруг деревьев.
  • Половодье – ежегодно повторяющаяся в одно и то же время фаза водного режима реки с характерным поднятием уровня воды.
  • Термальные ветры – это общее название для ветров, связанных с перепадом температур, который возникает между холодной весенней ночью и относительно теплым солнечным днем.
  • Первая гроза — атмосферное явление, когда между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды — молнии, которые сопровождаются громом.
  • Таяние снега
  • Журчание ручейков
  • Капель -падание с крыш, с деревьев тающего снега каплями, а также сами эти капли.
  • Цветение раннецветущих растений (кустов, деревьев, цветов)
  • Появление насекомых
  • Прилет перелётных птиц
  • Сокодвижение у растений – то есть перемещение воды и растворенных в ней минеральных веществ от корневой системы к надземной части.
  • Распускание почек
  • Появление цветка из почки
  • Появление листвы
  • Пение птиц
  • Рождение детенышей зверей
  • Просыпаются медведи и ежи после зимней спячки
  • Линька у животных – смена зимней шубы на терние

Летние явления природы

  • Гроза — атмосферное явление, когда между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды — молнии, которые сопровождаются громом.
  • Молния — гигантский электрический искровой разряд в атмосфере, обычно может происходить во время грозы, проявляющийся яркой вспышкой света и сопровождающим ее громом.
  • Зарница — мгновенные вспышки света на горизонте при отдаленной грозе. Наблюдается это явление, как правило, в темное время суток. Раскатов грома при этом не слышно из-за дальности, но видны вспышки молнии, свет которых отражается от кучево-дождевых облаков (преимущественно их вершин). Явление в народе приурочивали к концу лета, началу сбора урожая, и иногда называют хлебозарами.
  • Гром — звуковое явление в атмосфере, сопровождающее разряд молнии.
  • Град — разновидность ливневых осадков, состоящих из кусочков льда.
  • Радуга — одно из красивейших явлений природы, возникающее в результате преломления солнечного света в капельках воды, взвешенных в воздухе.
  • Ливень — сильный (проливной) дождь.
  • Жара — состояние атмосферы, характеризующееся горячим, нагретым солнечными лучами воздухом.
  • Роса — маленькие капли влаги, оседающие на растениях или почве при наступлении утренней прохлады.
  • Летние теплые дожди
  • Зеленеет трава
  • Расцветают цветы
  • В лесу растут грибы и ягоды

Осенние явления природы

  • Ветер – это поток воздуха, движущийся параллельно земной поверхности.
  • Туман — это «спустившееся» к поверхности земли облако.
  • Дождь — это один из видов атмосферных осадков, выпадающих из облаков в виде капель жидкости, диаметр которых варьирует от 0,5 до 5-7 мм.
  • Слякоть — жидкая грязь, образующаяся от дождя и мокрого снега в сырую погоду.
  • Иней — тонкий слой льда, который покрывает поверхность земли и иные предметы, находящиеся на ней, при минусовой температуре.
  • Заморозки – слабый мороз в диапазоне 1 до 3 градусов Цельсия.
  • Осенний ледоход – движение льда на реках и озерах под действием течения или ветра в начале замерзания водоемов.
  • Листопад — процесс опадения листвы с деревьев.
  • Перелёт птиц на юг

Необычные явления природы

Какие явления природы еще существуют? Кроме описанных выше сезонных явлений природы можно назвать еще несколько, которые не связанны с каким-то временем года.

Источник

События в природе зимой

Какие изменения происходят в природе зимой

Календарная зима начинается 1 декабря и заканчивается 28 февраля. В действительности она не всегда совпадает с этими сроками. Для зимнего сезона характерен ряд удивительных явлений природы. Статьи по теме:

  • Какие изменения происходят в природе зимой

Вопрос «как внести изменения в коллективный договор» — 2 ответа Инструкция
1 Очень часто первые признаки зимы видны уже во второй половине ноября, когда по ночам отмечаются заморозки. Дни зимой становятся очень короткими, а ночи – длинными. Своего апогея длина ночи достигает 21 декабря, после чего дневное время снова начинает потихоньку удлиняться.
2 Облака теряют летнюю легкость, становятся тяжелыми и низкими. Нередко они заполняют весь небосклон, время от времени выпадают осадки. Зимние осадки называются снег, в его основе лежат замерзшие капельки воды. При их прохождении через холодные слои воздуха они образуют шестиконечные снежинки, обязательно симметричные по форме. Упав на поверхность, они срастаются с другими, образуя снежные сугробы.
3 Одно из самых опасных зимних явлений природы – метель, представляющая собой выпадение снега с высокой интенсивностью. При этом также значительно усиливается ветер, он поднимает в воздух верхние слои снежного покрова. Другое характерное явление – гололедица, представляющая собой образование на поверхности земли корки льда. При продолжительных морозах лед основательно сковывает реки и водоемы, что препятствует судоходству. Это явление называется ледостав. Образование льда начинается уже по достижении водой нулевой температуры, а на участках с быстрым течением льда может и не быть. Наличие снежного покрова на земле создает особый микроклимат, помогающий всему живому пережить низкие температуры. Он удерживает тепло, также создает запас влаги для весенней поры. Таяние снежных масс весной становится залогом «пробуждения» деревьев.
4 У растений зимой резко замедляется обмен веществ, отсутствует видимый рост. Запасы крахмала преобразуются в углеводы и жиры. Сахара необходимы для процесса дыхания, интенсивность которого в зимний период в 300 раз ниже. Зимой становятся активными клетки образовательной ткани меристемы, происходит закладывание зачатков листьев в почках. Клетки растений изменяют химический состав, чтобы приобрести устойчивость к морозам. Роль антифриза играют сахара. В лесу почва не промерзает, находясь под снежным покровом. Также играет роль наличие слоя перегноя. На протяжении всей зимы температура почвы около 0 градусов, потому влага остается доступной для растений.
5 У животных имеются свои приспособления против холода. У млекопитающих интенсивно работает механизм терморегуляции, позволяющий им защитить бесшерстные части тела. Также для успешного выживания животное должно иметь навыки запасания корма или зимней охоты.
Травоядные откапывают из-под снега веточки и травинки, могут питаться корой. Мелкие животные делают предварительный запас на зиму в своих жилищах, потому могут вообще не выходить наружу. Некоторые животные впадают в спячку, такие как сурок, медведь, барсук, енот. Перед залеганием на зиму животное активно накапливает подкожный жир, после чего обустраивает для себя нору. В состоянии спячки все процессы в организме резко замедляются. Организм перерабатывает накопленные питательные вещества.
6 Многие хищные животные, такие как ласка, горностай, куница или хорек, обретают навыки подснежной охоты Не обладающие этими навыками чаще всего выходят на охоту в поле, где снег сдувается ветром. Волки зимой обычно перебиваются падалью. Источники:

Источник

Конспект итогового занятия о зимних изменениях в природе для детей старшего дошкольного возраста

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: уточнить и закрепить знания детей об изменениях в природе в зимний период года; закрепить знания о характерных признаках зимы в живой и не живой природе; продолжать формировать у детей умения выделять существенные признаки в объектах природы; учить анализировать, наблюдать, сравнивать; развивать речевые способности; воспитывать бережное отношение к природе, умение видеть и ценить её красоту.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: совершенствовать умение детей выполнять движения соответственно стихотворному тексту, совершенствовать координацию движения.

СОЦИАЛЬНО –МОРАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: учить детей замечать изменения в природной среде, связанные с приходом зимы, воспитывать заботливое отношение к природе.

ЭМОЦИОНАЛЬНО –ЦЕННОСТНОЕ РАЗВИТИЕ: вызвать у детей радость, приподнятое весёлое настроение от зимних развлечений, игр и воспоминаний о них.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: закрепить понятие дошкольников о природных условиях зимы, последовательности сезонных изменений в природе, уточнить и обогатить знания о зимних природных явлениях, совершенствовать разные виды памяти.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: пополнять активный словарь эпитетами, побуждать детей давать чёткие и полные ответы на вопросы, активизировать подбор слов-признаков, слов-действий; учить формулировать свои впечатления; совершенствовать дикцию, умение выразительно декламировать стихотворения.

ХУДОЖЕСТВЕННО — ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: формировать умение эстетически воспринимать литературный текст, развивать умение видеть в природном окружении красоту.

КРЕАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ: побуждать ребят к наблюдениям и исследованиям в природной среде, развивать творческие способности, воспитывать стремление к самовыражению.

МАТЕРИАЛ: календарь природы, картинки с изображением зимних месяцев, карточки с изображением птиц, зверей, мяч, кукла – Зимушка, декорации, запись мелодии Рахманинова.

Ход ЗАНЯТИЯ

ПСИХОГИМНАСТИКА «ПАДАЮТ СНЕЖИНКИ»

Воспитатель: ребята, закройте глаза и представьте себе, что пошёл снег, одна из снежинок упала вам на носик. Вам она мешает, давайте мы попробуем её убрать с носика, пошевелим только носиком. Другая снежинка попала вам на правую щеку, пошевелите только правой щекой. Ещё одна снежинка упала на левую щеку, пошевелите левой щёчкой. А вот маленькая снежиночка попала на ваш лоб, давайте её сдуем. Молодцы, теперь нам ничто не мешает. Шалунья снежинка прилетела ко мне на ладонь, растаяла. Теперь она нам не помешает, и мы можем начать наше занятие. Проходите на свои места.

УПРАЖНЕНИЕ «ЭКСКУРСИЯ В ЗИМНИЙ ПАРК»

Воспитатель: ребята, отгадайте пожалуйста загадку.

Старый тополь у крылечка,

Льдом затянутая речка,

Первый иней, первый снег,

На пригорке громкий смех.

Белый заяц, куролеся,

Прячет в ельнике тропу.

На морозе красный месяц

Длинный нос суёт в трубу. (Зима)

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, правильно это зима. Вот мы и оказались в объятиях зимы. Зима – не лето, она в белый полушубок одета. Почему так говорят в народе?

Ответы детей.

Зима – это самое холодное время года.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, по каким признакам мы определяем, что наступает зима?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему говорят, что зимушку приносят к нам три белых скакуна? Это три зимних месяца. Назовите их. Какие поговорки вы знаете, в которых описываются зимние месяцы? Поясните эти слова.

Ответы детей.

Воспитатель: Итак, зима гордится своими проявлениями. Подумайте, и скажите, всем ли нравится то, чем гордится Зимушка – зима? Какое настроение бывает у зимы? Какими природными явлениями выражает зима свою радость? Какими — свою злость?

Ответы детей.

УПРАЖНЕНИЕ «КАЛЕНДАРЬ ПРИРОДЫ»

Воспитатель: ребята, обратите внимание на наш календарь погоды. Для чего мы ведём календарь наблюдений за погодой? Посмотрите, каких дней за это время было больше – солнечных или пасмурных? Как расположено солнце на небе? Сколько было дождливых дней, сколько морозных? Как изменилась продолжительность дня с приходом зимы? Были за это время другие осадки? Назовите их.

Дети отвечают, работая с календарём.

Воспитатель: Земля зимой покрывается снегом. Снег, словно ковёр, защищает растения от переохлаждения. Люди одеваются теплее. А что происходит с растениями в зимний период? С лиственными и хвойными деревьями? А вы знаете, кому деревья служат зимним пристанищем?

Ответы детей.

Воспитатель: А как зимуют жители водоёмов, рек, озер? Рыбы, жабки?

Ответы детей.

Воспитатель: Как ведут себя птицы с приходом зимы? Для чего они переселяются в села, ближе к человеческому жилью? Чем страшны зимние холода птицам? Почему птицам не страшен холод зимой? (вырастает подпушек под пёрышками.) Что самое страшное для птиц зимой? Чем питаются птицы, где они добывают себе корм? Как люди могут помочь птицам справиться с голодом?

Ответы детей

ИГРА С МЯЧОМ «КОГО, ЧЕМ УГОСТИМ?»

Воспитатель: молодцы, ребята. Давайте поговорим, какие изменения происходят в жизни обитателей лесов, с приходом зимы. Где звери добывают корм для себя? Как люди могут помочь им? По какой причине медведь, ёж, барсук, летучая мышь не ищут для себя корм?

Ответы детей.

Воспитатель: ребята, послушайте внимательно и скажите,кому из зверей принадлежат эти слова:

«Я охочусь ночью. Сегодня мне не удалось полакомиться зайчатинкой. Очень уж заяц ловкий – уши прижимает к спине и айда убегать. Прийдёться мышей под снегом искать». (Сова.)

«Я и мои родственники – горностаи, куницы – прячемся в теплые гнезда, где заранее приготовили себе на зиму грибы, орехи, шишки». (Белка.)

«А мы прячемся зимой в густых зарослях, в глубоких ярах. От туда большими стаями выходим на охоту». (Волк».

«А мы больше всего любим дубовый лес. Роем глубокие норы, ищем жёлуди. Это любимая наша еда, вкусная и питательная. Когда жёлудей нет, подойдут и орешки, а ещё мы ищем на полях свеклу, картошку и другие овощи». (Дикий кабан).

«Как правило, завтракаю я веточками деревьев. Очень благодарен, если люди на зиму готовят сено и для нас. Оно очень вкусное». (Лось).

«Я очень маленький и тоже люблю вкусные веточки, кору деревьев. Очень часто мне приходиться прятаться от лисицы и волка, чтобы не стать для них кормом. А помогает мне в этом моя белая шерстка». (Заяц).

А кого ещё мы можем встретить в лесу?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, пришло зимнее время, выпал снег. Любит наш народ зимушку – зиму за её весёлые игры. В какие игры можно играть в зимний период года? И на санях кататься можно, и в снежки поиграть, и снежную бабу слепить…

ФИЗМИНУТКА «ЛЕПИМ СНЕЖНУЮ БАБУ»

Мы бабу снежную лепили,

Чтоб краше не было её.

Лопатами весь снег собрали,

Не позабыли ничего.

Сначала ком большой скатали

И плотно этот ком прижали.

Второй поменьше был размером,

На первый он уселся смело.

А ком последний снеговой

Стал снежной бабе головой.

Лицо украсили морковкой

И угольками вместо глаз

Прорисовали ротик ловко.

Смотрели в профиль и анфас.

На голову ведро надели,

Украсили его пером.

Метлу воткнули для порядка.

Трудились ловко всем двором.

Воспитатель. Молодцы, отдохнули. Ребята, какие весёлые события происходят с приходом зимы? Какие зимние праздники мы отмечаем?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, много весёлых праздников наступает с приходом зимы. А длинными, зимними вечерами под завывание метели хорошо послушать сказки, почитать стихи о зиме.

А какие стихи о зиме вы, ребята знаете?

Дети читают стихи о зиме.

Снег пушистый, серебристый

Лёгким стелится ковром,

И снежинки, как пушинки,

Вьются весело кругом.

Мороз в окно глядит и дышит

И на стекле узоры пишет,

А против мёрзлого окна,

Дыханьем Дедушки Мороза,

В парчу и жемчуг убрана,

Стоит кудрявая береза.

Мёрзнут лапки у синичек:

Плохо им без рукавичек,

Да и голодно в мороз…

Я им семечек принёс:

-Посмотрите — ка сюда,

Это – вкусная еда!

На ладонь ко мне садятся,

Греют лапки. Не боятся.

-Снеговик ты, снеговик!

С детства к холоду привык!

Ты надел кастрюлю ловко!

Из углей твои глаза!

Нос твой – красная морковка –

Твоя гордость и краса!

Снеговик ты, снеговик!

С детства к холоду привык!

Воспитатель. Ребята, из чего мы лепим снежную бабу? А что такое снег? Как образуются снежинки? Вспомните и расскажите, что происходит со снегом и льдом если его поместить в тепло? Что остаётся после того, как снег растает? Какая это вода? Чистая или грязная? Её можно пить, а снег можно есть? А ещё зимой могут быть и опасные природные явления. Какие это явления по вашему мнению? К каким последствиям может привести неосторожное поведение во время гололёда? Как необходимо вести себя, если на дорогах гололёд? Свисают с крыш сосульки?

Ответы детей.

Воспитатель. Молодцы. А какие поговорки и пословицы о зиме вы знаете?

Ответы детей.

«Декабрь год кончает, зиму начинает», «Январь – году начало, зиме середина», «Морозы и метели под февраль налетели».

Воспитатель. Правильно. Кто внимательно слушал, тот понял, что ребята не просто перечислили зимние месяцы, а рассказали о каждом месяце поговорками. Как вы их понимаете? А вот такие поговорки?

— Зимой снег глубокий – летом хлеб высокий.

— В зимний холод всякий молод.

— Зимой без шубы не стыдно, а холодно.

— Зимой съел бы грибок, да снег глубок.

— Зима весну пугает, да всё равно тает.

Объяснение поговорок детьми.

Итог:

— Итак, какие зимние месяцы вы знаете?

— Почему мы зимой не можем встретить некоторых животных и насекомых?

— За что мы любим зиму?

Воспитатель. Молодцы, ребята. Вы сегодня хорошо работали. Многое вспомнили о природе в зимний период года. Я думаю, что Зимушка – Зима довольна вами, тем, что вы много о ней знаете. Она прощается с вами до следующего года.

Метод моделирования как условие формирования системы знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста «Метод моделирования как условия формирования системы знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста» Емельянова Майя Анатольевна.

Использование метода моделирования при формировании знаний о живой и неживой природе у детей старшего дошкольного возраста Моделирование — это метод, использование которого способно активизировать процесс учения старших дошкольников, содействуя при этом овладению.

Конспект итогового интегрированного занятия в группе старшего дошкольного возраста «Путешествие по страничкам знаний» Интеграция образовательных областей: Познание, коммуникация, социализация. Цель: обобщение знаний детей через организацию различных видов.

Конспект итогового открытого занятия по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста План занятия: Вступительная беседа – 3 мин. Практическая часть –25мин. Подведение итогов – 5 мин. Цель занятия: Проверка теоретических.

Конспект итогового занятия по формированию культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста «Наши лучшие друзья — мыло, щетка и вода!» Цель: Закрепить ранее полученные знания о личной гигиене. Закрепить знания предметов необходимых.

Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Осенние изменения в живой и неживой природе». Виды детской деятельности:игровая,познавательно-исследовательская,коммуникативная. Задачи: -Закреплять и обобщать представления детей об.

Конспект занятия по экологии «Вернём природе чистоту» для старшего дошкольного возраста. Верни природе чистоту (методическая разработка занятия по проблеме бытового мусора) [/b]Цель занятия: формирование у детей экологически.

Публикация в журнале «Неофит» №10 «Воспитание гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста» ВОСПИТАНИЕ ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Т. Трифонова, ППФ, 4 курс (Н. рук. Т. Г. Ханова, доцент, к. пед. н.).

Воспитание любви к живой и неживой природе у детей старшего дошкольного возраста Экологическое образование — важнейшее направление в работе дошкольных образовательных учреждений. Свою работу по воспитанию любви к живой.

Воспитание любви к природе в процессе развития исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возрастаВоспитание любви к природе в процессе развития исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста Воспитание любви к природе в процессе развития исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста. Авторы: Королева Лариса.

Источник

Adblock
detector