Живая природа растения части растений

Занятие по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Мир растений»

1. Закрепить знание детей о живой природе, растениях.

2. Дать понятие о взаимосвязи живой и неживой природы.

1. Развивать диалогическую речь детей,

2. Развивать навыки учебной деятельности.

1. Воспитывать бережное отношение к растениям, умение ухаживать за ними.

Материал. Предметные картинки, деревья, кустарники, цветы, плакат «Части растений».

Воспитатель читает стихотворение:

«Лес и реки берегите,

Птиц, зверушек не губите.

И тогда планета наша

Год от года станет краше….»

О чем я прочитала стихотворение?

Дети: О том, что надо беречь лес, реки, птиц, зверей и всю нашу землю.

Воспитатель: Ребята, как можно назвать одним словом — деревья, кустарники, цветы, травы?

Дети: Растения.

Воспитатель: Почему Вы считаете, что растения — живая природа?

Дети: «Растения рождаются, растения размножаются (семенами, луковицами, корнями) и умирают.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что растения оберегает богиня и зовут Флора. Пойдем к ней в гости?

Воспитатель идет прямо и направо. Что здесь растет?

Воспитатель: Какие деревья растут у нас на участке?

Дети: Ива, березы, яблоня, туя, тополя, алыча, ель, ясень.

Воспитатель: Какие деревья называются лиственными?

Дети: У которых есть листья – береза, тополь, ива, ясень.

Воспитатель: Какие деревья называются хвойными?

Воспитатель: Что общего у всех деревьев? Назовите части растений?

Дети: Ствол, ветки, корень, семена.

Воспитатель: А какую пользу приносят деревья?

Дети:Они очищают воздух: плохой вдыхают, хороший выдыхают. Во время жары спасают нас.

Воспитатель: И так, деревья бывают лиственные и хвойные. Они дают нам кислород — хороший воздух, убирают углекислый газ, в жаркий день спасают от солнцепёка. Мы должны их беречь вместе с птицами, которые защищают их от гусениц.

Продолжаем нашу игру. Идем прямо, повернем налево. Читаем слово с моей помощью. «Кустарник».

Воспитатель: Какие кустарники растут у нас на участке?

Дети: — Смородина, сирень, шиповник.

Воспитатель: Что выше дерево или куст?

Дети: Деревья выше.

Воспитатель: А какую пользу приносят кустарники?

Дети: Ягоды (смородина, шиповник, цветы — сирень.

Кустарников у нас мало, и хвойных почти нет. Они растут для красоты, некоторые дают нам ягоды.

(Играет флейта, слышим мелодию песни «Васильки», танцуем, обращаю внимание детей на засушенные цветы.)

Воспитатель: Дети отдохнули! Посмотрите, что у меня в вазе?

Воспитатель: Какие цветы росли летом на клумбе?

Дети: Астры, петунья, ромашки, разноцветники, ночная красавица, календула, васильки.

Воспитатель: Какие цветы растут на клумбе?

Дети: Астры, петунья, разноцветники, ночная красавица, календула.

Воспитатель: А какие цветы растут на лугу?

Дети: Ромашки, васильки.

Воспитатель: Какие цветы растут в воде?

Дети: Лилии, ряски.

Воспитатель: Дети, Вы хорошо знаете название цветов разных и умеете их сеять.

Ребята, — и деревья и кусты, и цветы, можно назвать одним словом.

Дети: Это растения.

Воспитатель: Скажите, какие части есть у всех растений?

Дети: Корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами.

(рассматриваем плакат)

Воспитатель: Какие части растения расположены под землей?

Дети: Под землей у растений растет корень.

Воспитатель: А какие части растения растут над землей?

Дети: Над землей у растений находится ствол, цветок, листья, плоды.

Воспитатель: Что необходимо, чтобы растения росли?

Дети:Для роста нужны : солнце (Свет, влага (дождь, тепло.

Воспитатель: дети, давайте поиграем!

Угадайте, о каком растении идет речь?

У него зеленые листья, что это может быть?

Воспитатель: У него есть листья и корень.

У него есть листья, корень, большой ствол, покрытый корой.

Дети: Это дерево!

Воспитатель: Назовите существенные признаки, которые характеризуют кустарники, травянистые растения?

Дети: Корень, листья.

Воспитатель: Что Вы можете сказать о цветах и цветках?

Дети: Цветки растут на кустарниках и деревьях, цветы растут на клумбе или в поле.

Воспитатель: Человек наблюдая за природой,заметил зависимость между живой и неживой природой и придумал приметы:

1. Коли в мае дождь, то будет и рожь!

2. В марте курица напьется из лужицы

3. Март с водой, апрель с травой, май с цветами.

Воспитатель: А знаете, у Флоры есть сестра Фауна, дружат между собой или нет?

Воспитатель: звери, рыбы, птицы и насекомые не могут жить без растений, а растения без них. Какую пользу приносят растения человеку?

Дети: Растения очищают воздух, дают нам плоды, растут для красоты, для корма животных, птиц и насекомых.

Воспитатель: Как относиться к растениям?

Дети: бережно, не ломать ветки, не рвать цветы, сажать и сеять растения.

Воспитатель: «Чтоб цвели сады и скверы,

Чтоб всем нам лучше стать,

Мы хорошие манеры

Будем младшим прививать!»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и ФЭМП в подготовительной группе «Удивительный мир насекомых» Цель: расширение и уточнение знаний детей о многообразии насекомых. Задачи: 1) формировать у детей знания о насекомых, об особенностях.

ООД по ознакомлению с окружающим миром и художественно-эстетическому развитию «Я познаю мир» Цель: Выявить уровень знаний детей за прошедший учебный год. Задачи: Упражнять детей в изменении существительных по числам, в подборе слов.

Проект в старшей логопедической группе «Удивительный мир растений» Аннотация проекта Природа – это богатейшая кладовая для всестороннего развития ребенка. Растения своим разнообразием привлекают детей к.

Сюжетно-дидактическое занятие по ознакомлению с окружающим миром «Наши помощники — органы чувств» в старшей группе Цель: развитие познавательной активности детей в процессе исследовательской деятельности с использованием личных ощущений. Задачи: Коррекционно.

Итоговое занятие по ознакомлению с окружающим миром и обучению грамоте в старшей группе «Времена года» Итоговое занятие по ознакомлению с окружающим миром и обучению грамоте в старшей группе. Тема: «Времена года» Цели: Закрепить представление.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Небо и облака» в старшей группе с ТНРЗанятие по ознакомлению с окружающим миром «Небо и облака» в старшей группе с ТНР Цель: Уточнить представления детей о структуре, свойствах и видах облаков. Познакомить детей с условиями образования облаков. Развивать.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Поливка комнатных растений» Програмное содержание:1. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней. 2. Воспитывать.

Занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Профессия строитель» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с речевыми нарушениями.

Занятие по экологии трех типов в старшей группе «Мир растений» Занятие по экологии 1 типа в старшей группе «Мир растений» Подготовила: Калинина А. Д. Цель: Познакомить детей с классификацией растений.

Занятие в старшей логопедической группе по познавательному развитию и ознакомлению с окружающим «Бородинский хлеб»Занятие в старшей логопедической группе по познавательному развитию и ознакомлению с окружающим «Бородинский хлеб» Тема: «Бородинский хлеб» к 205 – летию Бородинского сражения Цели: совершенствовать знания детей о значимости хлеба. Закрепить знания.

Источник

Живая природа. 1 класс. Окружающий мир.

Рас­те­ния от­но­сят­ся к живой при­ро­де. Как и все живое, рас­те­ния рас­тут, пи­та­ют­ся, дышат и раз­мно­жа­ют­ся. По­гло­щая вред­ные ве­ще­ства, рас­те­ния вы­де­ля­ют кис­ло­род, ко­то­рым мы дышим. Рас­те­ния – это зе­ле­ная одеж­да нашей пла­не­ты. Мир рас­те­ний богат и раз­но­об­ра­зен. А где же можно встре­тить рас­те­ния?

.

.

В реках и озе­рах.

И даже в пу­стыне.

ЧАСТИ РАСТЕНИЙ

Вни­ма­тель­но рас­смот­ри­те ри­су­нок и опре­де­ли­те, из каких ча­стей со­сто­ит рас­те­ние.

Рас­смот­рим, для чего слу­жит каж­дая часть рас­те­ния.

Ко­рень по­мо­га­ет рас­те­нию за­кре­пить­ся в почве и вса­сы­ва­ет воду с пи­та­тель­ны­ми ве­ще­ства­ми.

Сте­бель – часть рас­те­ния, по нему про­хо­дят пи­та­тель­ные ве­ще­ства.

Лист по­гло­ща­ет уг­ле­кис­лый газ и вы­де­ля­ет кис­ло­род. С по­мо­щью ли­стьев рас­те­ние пи­та­ет­ся и дышит.

Цве­ток – часть рас­те­ния, из ко­то­ро­го фор­ми­ру­ет­ся плод с се­ме­на­ми.

С по­мо­щью семян рас­те­ние раз­мно­жа­ет­ся.

семена

Вы уже зна­е­те, что в при­ро­де все вза­и­мо­свя­за­но.

Живая при­ро­да не может об­хо­дить­ся без нежи­вой при­ро­ды. Рас­те­ни­ям нужна вода с пи­та­тель­ны­ми ве­ще­ства­ми, свет, вода, чи­стый воз­дух. Толь­ко тогда рас­те­ние чув­ству­ет себя хо­ро­шо: цве­тет, рас­тет и ра­ду­ет глаз че­ло­ве­ка.

Рас­те­ния длят­ся на де­ре­вья, ку­стар­ни­ки и травы.

ДЕРЕВЬЯ

Де­ре­вья имеют креп­кие корни, твер­дый ствол, по­кры­тый корой, ветви с ли­стья­ми на­зы­ва­ют кро­ной де­ре­ва.

дерево

От­га­дай­те за­гад­ку. О каком де­ре­ве идет речь?

Клей­кие почки,
Зе­ле­ные ли­сточ­ки.
С белой корой
Стоит под горой.

береза

Бе­ре­за верно слу­жит людям. Это един­ствен­ное де­ре­во с белой корой. Самые жар­кие бе­ре­зо­вые дрова, по­это­му рус­ские печи то­пи­ли имен­но ими. В бане па­рят­ся бе­ре­зо­вы­ми ве­ни­ка­ми. А из коры бе­ре­зы — бе­ре­сты — можно сде­лать много ин­те­рес­но­го. На­при­мер, ту­е­сок – круг­лый короб для хра­не­ния меда или ягод.

На нашей пла­не­те рас­тет раз­лич­ное ко­ли­че­ство де­ре­вьев. Но есть среди них необыч­ные де­ре­вья, да­вай­те по­зна­ко­мим­ся с неко­то­ры­ми из них.

Се­квойя. Одно из самых вы­со­ких де­ре­вьев в мире. Вы­со­та де­ре­ва может до­сти­гать вы­со­ты трид­ца­ти­этаж­но­го дома.

Бао­баб рас­тет в Аф­ри­ке. Кора этого де­ре­ва спо­соб­на на­кап­ли­вать про запас до 120 тысяч лит­ров.

баобаб

Плоды хлеб­но­го де­ре­ва в жа­ре­ном виде по вкусу на­по­ми­на­ют све­жий хлеб.

Ба­ньян на­зы­ва­ют де­ре­во-лес за его необыч­ные ветви. В цен­тре на­хо­дит­ся глав­ный ствол, от него вы­рас­та­ют по­бе­ги, ко­то­рые тя­нут­ся к земле.

Кол­бас­ное де­ре­во по­лу­чи­ло свое на­зва­ние от формы пло­дов, ко­то­рые до­сти­га­ют длины до 5-10 сан­ти­мет­ров. К со­жа­ле­нию, они не съе­доб­ны.

колбасное дерево

КУСТАРНИКИ

Вто­рая груп­па рас­те­ний – это ку­стар­ни­ки. В от­ли­чие от де­ре­вьев у ку­стар­ни­ков не один ствол, а несколь­ко, но они на­мно­го тонь­ше. Как и у де­ре­вьев, ство­лы ку­стар­ни­ков по­кры­ты корой. Они проч­ные и твер­дые. Да­вай­те по­зна­ко­мим­ся с неко­то­ры­ми ви­да­ми этой груп­пы.

Си­рень бы­ва­ет двух цве­тов: си­ре­не­вая и белая. Цветы си­ре­ни об­ла­да­ют при­ят­ным за­па­хом. У си­ре­ни есть еще одно свой­ство – до пер­во­го снега ли­стья си­ре­ни оста­ют­ся зе­ле­ны­ми.

Ши­пов­ник – дикая роза. После цве­те­ния об­ра­зу­ют­ся плоды, в них со­дер­жит­ся много ви­та­ми­нов. Их со­би­ра­ют и сушат, де­ла­ют ви­та­мин­ный сироп.

Жел­тая ака­ция ис­поль­зу­ет­ся в ка­че­стве из­го­ро­ди в пар­ках и скве­рах. Осе­нью на месте цве­тов об­ра­зу­ет­ся стру­чок.

желтая акация

ТРАВЫ

Тре­тья груп­па рас­те­ний – травы. В от­ли­чие от де­ре­вьев и ку­стар­ни­ков, у трав нет ство­ла и веток, сте­бель мяг­кий и соч­ный.За­гад­ки по­мо­гут по­зна­ко­мить­ся нам с неко­то­ры­ми пред­ста­ви­те­ля­ми этой груп­пы.

Ты рас­те­ние это не тронь,
Жжет­ся боль­но, как огонь.

Горел в траве ро­си­стой, затем по­мерк,
Потух и пре­вра­тил­ся в пух.

Тон­кий сте­бель у до­рож­ки,
На конце его се­реж­ки.
На земле лежат лист­ки,
Ма­лень­кие ла­пуш­ки.

Стоят кру­гом сест­рич­ки
Жел­тые глаз­ки, белые рес­нич­ки.

А зна­е­те ли вы, как цветы и травы по­лу­чи­ли свое на­зва­ние? По­до­рож­ник по­лу­чил свое на­зва­ние, по­то­му что рас­тет у до­ро­ги. У оду­ван­чи­ка после цве­те­ния се­ме­на легко сду­ва­ют­ся. А цве­ток ко­ло­коль­чи­ка на­по­ми­на­ет ко­ло­кол.

О мно­гих цве­тах и тра­вах на­пи­са­ны ле­ген­ды. Бо­ги­ня Флора раз­да­ва­ла имена рас­те­ни­ям. В траве она не за­ме­ти­ла ма­лень­кий го­лу­бой цве­ток. Уходя, она услы­ша­ла: «Не за­будь меня!». Бо­ги­ня Флора на­зва­ла этот цве­ток неза­буд­кой. Так неза­буд­ка по­лу­чи­ла свое на­зва­ние и стала сим­во­лом вос­по­ми­на­ний.

незабудки

На пер­вый взгляд может по­ка­зать­ся, что банан – де­ре­во, од­на­ко у ба­на­на нет проч­но­го ство­ла, по­кры­то­го корой. После со­зре­ва­ния пло­дов банан по­ги­ба­ет. Вы­со­та стеб­ля до­сти­га­ет 7 мет­ров. Банан счи­та­ет­ся одной из самых вы­со­ких трав в мире.

Бам­бук — самая быст­ро­рас­ту­щая трава. За сутки может вы­рас­ти на один метр. А еще бам­бук – лю­би­мая пища панды.

бамбук

Вы уже зна­е­те, сколь­ко бед в себе несет пожар в лесу или на лугу. После по­жа­ра, ка­жет­ся, уже ни­че­го не смо­жет вы­рас­ти. Но про­хо­дит время и на чер­ной обуг­лив­шей­ся земле по­яв­ля­ют­ся пер­вые ро­сточ­ки. Какое же рас­те­ние смог­ло вы­жить после по­жа­ра?

Зна­комь­тесь, это ки­прей. За­рос­ли этого рас­те­ния на­по­ми­на­ют ро­зо­вое поле. А еще это рас­те­ние об­ла­да­ет по­лез­ны­ми свой­ства­ми: его за­ва­ри­ва­ют и пьют как чай. Вто­рое на­зва­ние этого рас­те­ния иван-чай.

Если я сорву цве­ток,
Если ты со­рвешь цве­ток…
Если все: и я и ты –
Если мы со­рвем цветы,
То ока­жут­ся пусты
И де­ре­вья, и кусты…
И не будет кра­со­ты.
И не будет доб­ро­ты
Если толь­ко я и ты –
Если мы со­рвем цветы.

Мы живем с вами на уди­ви­тель­ной зе­ле­ной пла­не­те, где рас­тет огром­ное ко­ли­че­ство де­ре­вьев, ку­стар­ни­ков и травы. Пом­ни­те, что каж­дый со­рван­ный цве­ток, сло­ман­ная ветка — это вред, ко­то­рый че­ло­век на­но­сит при­ро­де.

Источник



Урок-проект "Растения – часть живой природы". 1-й класс

– Послушайте загадки и догадайтесь, о чём на уроке будем говорить.

Загадки рассказывают заранее подготовленные дети.

Стоят в лугах сестрички:
Жёлтый глазок, белые реснички. (Ромашка)

Золотой и молодой
За неделю стал седой
А денёчка через два
Облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик
Бывший… (одуванчик)

На припёке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелёк
Держит алый огонёк.
Разгибаем стебельки –
Собираем огоньки. (Земляника)

Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ель)

Весной цвету, Летом плод приношу,
Осенью увядаю, зимой не умираю.
Похожа на ёлку, но длинней иголки. (Сосна)

К каждой отгадке показать слайд

– Как назвать одним словом: ромашка, одуванчик, земляника, ель, сосна? (растения)

Тема урока: Сегодня мы говорим о растениях, докажем, что растения – часть живой природы. Рассмотрим, что общего есть у всех растений.

II. Растения – часть живой природы.

– А что растёт у нас в горшках на подоконнике, на шкафах? (комнатные растения)

– Как вы думаете, не мал ли горшок для этого цветка? (мал)

– А может быть, если его побольше поливать, то и не надо менять горшок, пусть живёт в маленьком? (нет)

– А может быть, поставить его на тумбочку в тёмный угол? (нет)

1) Работа с учебником. Стр 18-19

– Дети, найдите рисунок вертолёта и представьте, что мы на его борту, с высоты разглядываем сад семьи Ивановых: какие растения вы видите с вертолёта? (рябина, берёза, яблоня, груша).

– А как можно назвать одним словом эти растения? (деревья)

– Деревья имеют один одревесневший стебель– ствол. Ветки дерева начинаются на некотором расстоянии от земли и образуют крону – верхнюю часть дерева.

– Деревья высокие, поэтому их видно с вертолёта, а чтобы увидеть растения, которые ростом ниже, придётся спуститься на землю. Что тогда мы увидим ещё в саду? (малина, смородина, а также одуванчик, подорожник, земляника)

– Смородина, малина – как назвать одним словом? (кустарники)

– Кустарники ниже деревьев. У них нет общего стебля, зато есть несколько одревесневших стеблей с ветвями, которые начинаются сразу от земли.

– А как назвать: одуванчик, подорожник, землянику? (травянистые растения).

-У них один или несколько травянистых стеблей.

2) Закрепление. Работа в тетради задание №13.

– Обозначь с помощью условных знаков рисунки растений. Дерево – , кустарник – , травянистые растения – /.

– Поменяйтесь тетрадками и проверьте, правильно ли выполнил задание ваш сосед.

3) Признаки живой природы

– Какое растение рассматривает Маша? (землянику)

– А что делает Маша? (рыхлит землю) Зачем? (чтобы растение дышало, росло)

– Маша рыхлит растение, чтобы в земле было побольше воздуха, который нужен для дыхания корней растений. Ребята, вы не раз видели в жизни: стоит протоптать новую дорожку на зелёной лужайке, и весной на ней не взойдут семена трав – дышать будет нечем, земля утрамбована.

Вывод: Растения, как и животные, относятся к живой природе, т.е. для них характерны такие признаки живой природы как дыхание, питание, рост, потомство, увядание (гибель).

4) Практическая работа.

– Сейчас мы посадим в баночки горох и в течении длительного времени будем наблюдать за тем, что растения – часть живой природы. Увидим, как он взойдёт, будет расти, развиваться, дышать, питаться.

Дети в группах посадят семена гороха в баночки.

– Что нужно делать, чтобы горошинки ожили? Поливать, чтобы горох питался. Поставить поближе к свету, чтобы получал солнечный свет. Рыхлить землю, чтобы дышал.

-А как он оставит своё потомство? (горох зацветёт, на месте цветков вырастут новые горошины, которые после созревания можно тоже посадить в землю). Созревший горох называется плодами. Плоды появляются на том месте, где ещё недавно красовались цветки. Внутри плодов семена. Плоды дают все растения.

5) Работа с текстом в хрестоматии стр 10.

– Дети, которые умеют читать, прочитают о том, как деревья дружат с ветром.

III. Общие части растений – органы растений.

1) – Что общего у трав, деревьев, кустарников?

– У всех растений есть корень, стебель, лист, цветок, плоды.

2) У вас на партах есть конверты, в них находятся органы растений. Соберите из них самостоятельно растение.

3) Игра “Да – нет” (закрепление знаний о том, что из семян вырастают новые такие же растения).

Учитель задаёт вопросы, а ученики при ответе “да” поднимают руки вверх и делают хлопок над головой. При ответе “нет” разводят руки ладошками вверх, как бы говоря: “А вот и нет!”.

– Верно ли, что плоды образуются на листьях? (нет)

– Внутри плодов находится семена? (да)

– Плоды находятся внутри семян? (нет)

– Из семян укропа вырастает травянистое растение? (да)

– Яблоко – это плод? (да)

– Из семян картофеля вырастает клубника? (нет)

– У помидора есть внутри семена? (да)

– Если их посадить в землю, то вырастут новые помидоры? (да).

IV. Итог урока.

– Правильно ли я сделаю вывод, что растения – часть живой природы?

– Почему? (они дышат, питаются, растут, оставляют потомство, погибают)

– Правда ли, что у всех растений есть общие части, т.е. органы? (да).

– Назовите их (корень, стебель, листья, цветы, плоды, внутри которых семена).

– У вас на столе есть весёлые и хмурые рожицы. Если вам понравился урок, и вы запомнили всё, о чём мы говорили, то покажите весёлую рожицу, если не понравился, и вы ничего не запомнили, то покажите хмурую рожицу.

Источник

Живая природа растения части растений

Раздел 3 . «РАСТЕНИЯ ВОКРУГ МЕНЯ»

Тема "Строение растений". Урок 1

Цель : Воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи: познакомить детей со строением растений, выяснить значимость каждой части растения.

Отгадывание загадок (на доске появляются картинки — отгадки)

а) Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из тёплых ней

Май сережки дарит ей (берёза)

б) Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч.

Я кормлю свиней и белок —

Ничего, что плод мой мелок (дуб)

По каким признакам вы узнали, что это дуб?

Какие у него плоды?

Кто питается его плодами?

в) в лугах сестрички —

Золотой глазок, белые реснички (ромашка)

г) Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня (крапива)

д) Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят,

Осень любит бусы эти,

Дети, птицы и медведи (малина)

е) На сучках висят шары,

Посинели от жары (слива).

Назовите все эти предметы одним словом (растения).

Растения -это живая или неживая природа?

Докажите, что это живая природа (дышат, растут, размножаются, питаются, умирают).

Какие четыре царства живой природы вы знаете? (Растения, животные, грибы, бактерии)

Сегодня на уроке мы будем разговаривать о части живой природы — растениях.

Дети читают наизусть стихотворение Б. Заходера.

Не спеша растут деревья,

Целый век стоят на месте,

Уходя корнями в землю,

Простирая руки к солнцу.

Ничего они не ищут,

Ни о чем они не просят —

Им ведь нужно так немного —

То, чего искать не надо,

То, что всем даётся даром.

А ещё деревьям нужно,

Чтоб земля была прекрасна,

И живут они, деревья,

Украшая нашу землю:

Красотою тонких веток,

Красотой стволов могучих,

Доброты своей извечной.

Что нужно растению для жизни? (свет, тепло, вода, почва, ветер)

Что дает свет и тепло? (Солнце)

Солнце — это живая или неживая природа?

Зачем растению свет и тепло?

Откуда растения берут воду? (Из почвы)

Значит, растения связаны с почвенной влагой.

А для чего растениям ветер?

Вода и ветер — это живая или неживая природа?

ВЫВОД : ЖИВАЯ ПРИРОДА СВЯЗАНА С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ.

Виды растений

Все растения можно распределить по нескольким большим группам. Три главные группы (три вида) — это травы, кусты и деревья. Приведем примеры.

а) травянистые, это травы .

б) кустарниковые, это кусты .

в) древесные, это деревья .

Из каких частей состоит растение

Давайте посмотрим, из каких частей состоит травянистое растение.

Назовите травянистые растения. У травянистого растения мягкий стебель, после выпадения семян многие растения погибают.

Следующий вид растений — кустарники. Назовите их.

Посмотрите на травянистое растение и кустарник: что в их строении общего? Чем они отличаются?

У кустарников те же части, что и у трав, но у них несколько стволов. Стволы намного твёрже, чем у трав.

Третий вид растений — деревья. Назовите деревья.

Сравниваем строение трав и кустарников со строением деревьев. В чём отличие в строении деревьев? (Один ствол, толстый и твёрдый).

Вывод: Все растения имеют одинаковое строение:

Давайте вместе подумаем, зачем растению корни?

Рассказ дедушки-корня

Я сегодня пришёл к вам, чтобы вы, ребята, услышали рассказ дедушки-корня. В почве находится большое количество корней. Корни деревьев живут долго — от 50 до 500 лет, кустарников — от 10 до 20 лет, а трав от 1 года до 20 лет.

Корни растут в течение всей жизни растения. Они движутся всё время между частицами почвы в поисках воды и минеральных солей.

Своим корнем я закрепляю растение в почве, прочно удерживаю его. Чем больше растение, тем больше корень.

Корнем я достаю из различных уголков почвы для растения воду с растворёнными в ней минеральными солями, которые отправляю по стволу к веткам и листьям.

Составим цепочку, показывающую взаимосвязь всех частей растения:

Для чего нужен стебель? (держит листья и цветок)

Для чего нужны листья? (ловят солнечные лучики, листьями растение дышит)

Для чего нужен цветок? (В нём образуются семена и плоды)

Как вы думаете, сможет ли растение жить без какой-либо части?

ВЫВОД: все части растения важны. Это единый организм.

Источник

Живая природа растения части растений

учительучительучительучитель

ЦАРСТВО РАСТЕНИЙ

ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ

Ключевые слова конспекта: царство Растения, ботаника, общая характеристика, отличительные признаки царства, низшие и высшие растения, жизненные формы растений, органы растений, растение как целостная система.

Ботаника — наука о растениях, их строении, жизнедеятельности, распространении по земной поверхности, отношениях друг с другом и окружающей средой.

Общая характеристика

Растения — это эукариотические фотосинтезирующие автотрофные opганизмы. Царство Растения насчитывает около 500 тыс. видов. Растении являются продуцентами органических веществ и основным источником энергии для других живых организмов. Любые пищевые цепи начинаются с зеленых растений. Они же определяют характер биоценоза, защищают почву от эрозии.

Растении служат источником кислорода воздуха и оказывают значительное влияние на климат Земли. Человек использует около 1,5 тыс. видов культурных растений как пищевые, технические и лекарственные ресурсы. Продукты питания растительного происхождения обеспечивают организм человека белками, жирами, углеводами и витаминами.

ЦАРСТВО РАСТЕНИЙ

Растения вырабатывают фитогормоны (вещества, способные усиливать физиологические процессы) и фитонциды (вещества, способные угнетать рост микроорганизмов или убивать их).

Отличительные признаки Царства Растения:

  1. Автотрофный (фототрофный) тип питания. Встречаются также виды с миксотрофным (насекомоядные растения) и гетеротрофным (растении-паразиты) питанием.
  2. Специфические черты в организации растительной клетки: окружена клеточной стенкой, образованной целлюлозой; имеет пластиды: содержит крупные вакуоли: основным запасающим веществом является крахмал.
  3. Неподвижный, в основном прикрепленный, образ жизни. Поэтому растения не имеют костей, мышечной и нервной систем. Движения растений связаны с перемещением их частей тела: ростовые движения корней и стеблей, движение листьев в зависимости от времени суток и освещенности и др
  4. Рост возможен в течение всей жизни и осуществляется только в определенных участках тела. Тело большинства растений в той или иной степени ветвится.
  5. Чередование гаплоидной (гаметофит) и диплоидной (спорофит) фаз развития.
  6. Практически нет специальных экскреторных органов.
  7. Расселение происходит спорами и семенами, находящимися в состоянии покоя.

Перечисленные отличия растений от животных не являются абсолютными. Черты животной организации часто встречаются у низших растений, которые соответствуют ранним этапам эволюционною развития. Например, способность и к автотрофному, и к гетеротрофному питанию (эвглена зеленая). Более высоко организованные растения достаточно четко отличаются от животных.

высшие растения

Растения делят на низшие и высшие

У низших растений тело (слоевище, или таллом) не расчленено на ткани и органы. К ним относятся Красные водоросли (Багрянки), Настоящие водоросли и Лишайники. У высших растений тело разделено на органы (корень, стебель, лист), образованные дифференцированными тканями. К высшим растениям относятся Моховидные, Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные, Голосеменные и Покрытосеменные (Цветковые). Четыре первых отдела расселяются при помощи спор (споровые), два последних — при помощи семян (семейные).

Жизненные формы растений

жизненные формы растений

Органы растения

Органы растения — обособленные части растительного организма, выполняющие определенные функции:

  • Вегетативные (поддерживают жизнедеятельность)

Систематика растений

систематика растений

Организм растения как целостная система

Растение — целостная система, её отдельные составляющие (ткани и органы) взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Повреждение и нарушение структуры и функций одной части растения воздействует на все остальные. Если у древесного растения содрать кору (в которой располагается луб), то к корню перестанут поступать органические вещества из листьев. Лишённый питательных веществ корень погибнет и перестанет поставлять в листья воду и минеральные вещества, и вслед за этим наступит гибель всего растения. Однако и не столь значительные повреждения могут вызывать изменения всего организма растения.

Организм растения объединяют в единое целое системы регуляции:

  • электрофизиологическая — связана с передачей электрического импульса. Медленные изменения разности потенциалов между частями растения могут оказывать влияние на его физиологические процессы и рост;
  • гуморальная — осуществляется при помощи фитогормонов — веществ, вырабатываемых специализированными тканями растений и действующими в ничтожно малых количествах на процессы роста и развития. Фитогормоны переносятся по проводящей системе растения.

Растениям свойственна раздражимость — способность живых систем реагировать на внешние и внутренние факторы. Иногда она проявляется в виде двигательных реакций, обусловлённых характером их роста (ростовые движения).

Тропизмы — ростовая реакция, вызывающая изгибание растения в сторону внешнего стимула (положительный тропизм) или от него (отрицательный тропизм). Происходит вследствие ускоренного роста клеток на одной стороне стебля, корня или листа под воздействием фитогормона ауксина. Побеги обычно растут в сторону света (положительный фототропизм), а корни направлены вниз (положительный геотропизм).

Настии — более быстрые движения растений, их направление не зависит от направления воздействия. Причина настий — изменения внутриклеточного давления, приводящие к изменению формы клеток. Настические движения могут вызываться электрическими импульсами или фитогормонами. Примеры настий: складывание листьев бобовых на ночь, закрывание цветков, устьиц, обвивание вьющихся растений вокруг опоры, складывание листьев мимозы стыдливой при прикосновении, движения насекомоядных растений и др.

Значение растений:

  • источник кислорода
  • среда обитания для животных
  • источник пищи
  • источник сырья и топлива
  • участие в почвообразовании
  • участие в круговороте веществ
  • влияние на климат

Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности

Роль растений в природе:

  1. Осуществляют фотосинтез,
  2. Являются звеном цепей питания.
  3. Предотвращают накопление в атмосфере избытка углекислого газа.
  4. Принимают активное участие в формирование почв.
  5. Обуславливают накопление воды на поверхности Земли.
  6. Участвуют в создании и поддержании климата (ослабление скорости ветра, зимней стужи, снижение жары)

Роль растений в жизни человека: выделяют кислород, из них получают лекарства, пищу, одежду, материалы для различных отраслей промышленности и производства, эстетическое значение.

Это конспект по теме «Царство Растения». Выберите дальнейшие действия:

Источник

Adblock
detector