Занятие в детском саду Средний дошкольный возраст Окружающий мир

Конспект занятия в средней группе детского сада. Неживая природа: солнце, месяц, звезды

Занятие в детском саду. Средний дошкольный возраст. Окружающий мир

Тема: Коротышки из Цветочного города в гостях у детей

Программное содержание: Формировать у дошкольников интерес к явлениям неживой природы: солнцу, месяцу, звездам. Развивать наблюдательность, зрительное и слуховое внимание. Побуждать детей устанавливать взаимосвязи явлений неживой и живой природы: весна. зима, лето, осень. Ввести понятие Солнце — большая звезда.

Материал: куклы Незнайка и Стекляшкин. Атрибуты к дидактическим играм «Мы астрономы» и «Угадай, кому принадлежит этот предмет?*. Магнитная доска и силуэты: мальчик, солнце, луна в ее изменении, звезды, облака и т.д.; круги Луллия для дидактической игры «Когда это бывает?»

Ход занятия

Воспитатель сообщает детям, что к ним спешат гости, но кто, они должны догадаться.

Проводится дидактическая игра «Угадай, какому герою принадлежит этот предмет?»

На столе лежат предметы, которые принадлежат героям рассказа Н. Носова «Незнайка и его друзья». Дети поочередно берут предметы, называют предмет и героя рассказа, кому принадлежит этот предмет.

— Это шляпа Незнайки.

— Это очки и книга Знайки.

— Это краски и кисточка Тюбика.

— Это инструменты Винтика и Шпунтика.

— Это белый халат доктора Пилюлькина.

— Это подзорная труба Стекляшкина.

— Это скрипка музыканта Гусли и т.д.

— Вы догадались, герои какого рассказа Н.Носова к нам сегодня спешат?

Раздается стук в дверь и заходят Незнайка и его друг Стекляш- кин с подзорной трубой.

По солнечному лучику

Забраться я могу.

Я к солнышку бегу

Добраться не могу!

Незнайка представляет астронома Стекляшкина. Затем интересуется у детей, помнят ли они, как на Незнайку свалился кусок солнца (дети обсуждают этот фрагмент рассказа)

Стекляшкин рассказывает детям о том, чем занимается астроном и предлагает детям поиграть в игру «Мы астрономы».

Дети садятся на стульчики и воспитатель вместе со Стекляшкиным задают детям вопросы.

— Кто живет на небе? (солнышко, луна, звезды, облака — воспитатель все это выставляет на магнитной доске)

— Что можно увидеть, если посмотреть на небо в подзорную трубу? (дети рассматривают небо в подзорную трубу и обмениваются своими мнениями)

Далее воспитатель предлагает детям послушать сказку «О том, как умный мальчик Луну и Солнце помирил!». (по ходу рассказывания выставляются предметы на магнитной доске: солнце, облака, дождик, луна в ее изменении, звездочки, мальчик)

Было это давным-давно. Когда на небе, кроме Солнцаи Луны, больше никто и не жил. Вот тогда и произошел между Солнцем и Луной спор: кто из них главный на небе?

Солнце считало: «Это я самая главная на небе. От меня людям свет и тепло!»

Луна не хотела с этим мириться: «Нет, я самая главная. Без меня люди точно пропадут. Я ночью им путь указываю к дому, чтобы не заблудились!».

Долго они спорили, пока не увидели, что по земле идет умный мальчик. Попросили они этого мальчика их спор разрешить. Вот он им и говорит:

— Мы очень любим тебя, Солнышко. Свет и тепло — это хорошо. Но, если Солнце очень жаркое, от этогопожар может случиться.

-Луна, мы тебя тоже очень любим. Луна ночью путь указывает — это хорошо. Но Луна не светит так ярко, как Солнце.

— Вот если бы вы поделились друг с другом, ты, Солнышко, своей яркостью, а ты, Луна, своей прохладой. Тогда люди сказали бы Вам большое спасибо и еще больше Вас любили.

Долго думали Солнце и Луна, как это сделать, что придумать?

Тут Луна улыбнулась и все поняла, она подула своей прохладой на Солнышко. Возле Солнышка образовалась. (тучка, облачко). Тучка закрыла Солнышко, и оно стало не такое жаркое. Но Солнышку это не понравилось. Солнышко начало отодвигать тучку своими солнечными лучиками, тучке стало щекотно. Она стала смеяться и рассмеялась до слез. Эти слезы стали капать на землю, и пошел. (дождик).

Но Луна решила, что Солнышко и тучка не хотят с ней дружить, и решила от них спрятаться. Вот от Луны осталась только половинка, вот лишь рожок, а вот Луна и совсем исчезла.

Ищет Солнышко Луну, а ее нет. Испугалось Солнышко и стало звать: «Луна, Луна!». И так громко Солнышко крикнуло, что некоторые солнечные лучики оторвались, рассыпались по всему небу и превратились в красивые сверкающие . (звездочки). Они так ярко светили, что Луна решила посмотреть, что это такое красивое сверкает?

И вновь появился сначала рожок, затем половинка Луны, а затем и вся круглолицая Луна. Сверкающие звездочки кружились вокруг красавицы Луны, и она в новом звездном платье стала еще краше.

Умный мальчик улыбнулся и сказал: «Вот теперь, ты, Солнышко, будешь нам еще милей Согревай нас и дари нам свет. А когда будет совсем жарко, пошли нам прохладный дождик. Только твое время светить и радовать нас сутра и до вечера.

А ты, красавица Луна, радуй нас своей прохладой и прекрасным звездным небом по вечерам и ночью».

Много ли, мололи прошло времени, и умный мальчик, которого звали Олег, рассказал нам продолжение этой истории:

— Некоторое время Солнышко и Луна жили очень дружно. Солнышко уже привыкло и не обижалось на тучку, когда та набегала и закрывала Солнышко от людей. Если тучка набегала, Солнце своими солнечными лучиками начинало щекотать тучку. Тучка начинала смеяться, и на землю проливался прохладный дождь, а зимой белый снежок.

А когда наступал вечер, а затем и ночь, то красавица Луна надевала свое звездное платье и гуляла по всему небу, веселая да радостная. Но только увидит, что Солнышко начинает просыпаться, тут же накроет звездное платье своим лунным покрывалом, чтобы Солнышко не увидело ее наряда. Вдруг Солнышко передумает и заберет свои солнечные лучики? Луна понимала, что поступает неправильно. И от этого становилась грустной и печальной.

Как-то увидело Солнышко Луну и говорит: «Что ты такая печальная, Луна?»

А Луна и отвечает: «Печальная потому, что очень боюсь, что ты, Солнышко, увидишь, какие твои солнечные лучики-звездочки ночью красивые, и заберешь их назад!»

Но Солнышко улыбнулось и сказало: «Не печалься, я их не заберу! Пусть мои солнечные лучики сверкают и радуют тебя, пока я сплю! А твои платья из звезд пусть будут всегда разные, как и ты сама!»

С тех пор с утра до вечера на небе хозяйничает Солнышко и облака. А вечером и ночью — Лу на и звезды. Так умный мальчик помирил Солнышко и Луну.

Это было так давно, что только Луна и умный мальчик помнят, что яркие ночные звездочки — это маленькие сестрички — солнечные лучики самой большой на небе звезды, имя которой Солнце.

В конце занятия проводится дидактическая игра «Когда это бывает?»

На магнитной доске выставляются картинки с изображением примет осени, весны, зимы, лета. Дети должны угадать время года, назвать приметы и показать его на часах «Времени года». Для этой дидактической игры можно использовать круги Луллия:

— Первый, самый маленький круг, разделен на четыре части и заштрихован зеленым, голубым, желтым и красным цветом — времена года;

— Второй круг разделен на сегменты с изображением солнца, снега, дождя, туч и т.д.

— Третий круг разделен на сегменты с изображением изменений растительности по временам года;

— Четвертый круг разделен на сегменты с изображением приспособления животных к изменениям погоды по временам года.

Источник

Конспект занятия по познавательному развитию «Живая и неживая природа» (средняя группа)

Цель: формировать у детей представление об объектах живой и неживой природы, о неразрывной связи человека с природой.

Задачи:

-познакомить детей с понятиями «живая природа» и «неживая природа», сформировать представление о том, что в природе все взаимосвязано;

-закладывать основы бережного и заботливого отношения к окружающему миру.

— формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива, вызвать у детей эмоционально-положительный отклик на игровые действия.

-воспитывать умение видеть красоту окружающего мира.

Ход занятия:

Сегодня мы с Вами отправимся в сказочное путешествие, хотите узнать какое?

Ой, смотрите, какая-то девочка сидит. Она чем-то очень расстроена. Как ты думаешь, из какой она сказки? («Гуси-лебеди») Правильно, а вон там, вдалеке, смотрите, мелькнули гуси-лебеди. Унесли они братца Ванечку. Поэтому девочка такая грустная. А возле девочки письмо. Интересно, что же там? Прочитаем? (Да).

Письмо: «Если хотите спасти Иванушку, пройдите весь путь, до моей избушки, и выполните все задания, которые я вам приготовила. Тогда, может быть, я вам и отдам братца Иванушку. Баба-Яга»

Поможем Алёнушке спасти Иванушку? (да)

А где же живет Баба-Яга, где нам ее искать? (в лесу)

Верно, в лесу, на природе, и задания она нам тоже, скорее всего приготовила о природе. А что такое природа? (ответы)

Конечно ребята. Это все, что нас окружает,что не сделано руками человека: солнце, цветы, деревья, животные, воздух, камни, реки и многое — многое другое, ведь природа очень многообразна

Итак, для того, чтобы спасти Иванушку, нам нужно пройти все испытания Бабы-Яги. Давай смотреть скорее, что же там дальше.

Посмотри, новое письмо. Это первое испытание. Испытание называется «Три слова». Я буду называть обобщающие слово, а ты мне отвечать, что входит в это понятие.

Игра «Три слова»:

1. Овощи. (капуста, огурец, помидор)

2. Фрукты. (банан, апельсин, яблоко)

3. Домашние животные. (корова, лошадь, собака)

4. Дикие животные. (волк, лиса, заяц)

5. Зимующие птицы. (ворона, воробей, голубь)

5. Перелетные птицы. (журавли, ласточка, кукушка)

6. Насекомые. (комар, муха, бабочка)

7. Ягоды (малина, клубника, вишня)

8. Деревья (береза, елка, дуб)

9. Цветы (роза, тюльпан, подснежник)

Какие вы молодцы, все назвали правильно. Посмотрим, что же там нас ждет дальше?

Посмотрите ребята, что у нас тут изображено? Оказывается природа-то бывает живая и неживая. Давайте попробуем разобраться.

Мир живой природы – это растения, животные, деревья, насекомые (показываете на картинке). И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания. Живая природа – это все, что растет, дышит, питается, развивается (показ схемы).

Неживая природа – это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает –солнце, вода, камни, воздух и др. (показываете на картинке). И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы.

Ой, а вот и новое задание «Волшебный» мешок. Там лежит что-то. Да, тут картинки. Вытяните каждый из мешка по одной картинке (вытягивают картинки с изображениями объектов живой и неживой природы: звезды, луна, ветер, вода, воздух, камни, песок, растения, животные, насекомые, рыбы и т. д.).А вот и задание:

“Разделите картинки на «живая природа» и «неживая природа». А как выполните, вас ждут хитрые загадки от меня. Баба-Яга“

Игра «Отгадай, что это?»:

1. Не птица, а с крыльями, не пчела, а над цветами летает (бабочка)

2. Восемь ног как восемь рук, вышивают шелком круг (паук)

3. С ветки на травинку, с травинки — на былинку прыгает пружинка, зеленая спинка (кузнечик)

4. Летает, жужжит, летом ест, зимой спит (жук)

5. Без крыльев летят, без ног бегут, без парусов плывут (облака)

6. Зачем нужен нос? (дышать и нюхать запахи)

7. Как увидеть воздух (флюгер, вертушка, воздушный шар)

8. Чего не унесешь в решете? (воду)

9. По небу гуляет, землю освещает (солнце)

Засиделись мы с Вами, давай не много разомнемся

Физминутка «Шел король по лесу».

Шел король по лесу, по лесу, по лесу,

Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

А вот еще одно задание. Что же там?Третье испытание: «Ответьте на вопрос: Как растет все живое? Что для этого необходимо?»

Попробуем все вместе разобраться как растет и развивается цыпленок, и рассказать, что нужно для его роста и развития? (надо его кормить зерном, гулять, греться на солнышке, дышать свежим воздухом, греться под маминым крылом).

Оказывается, для роста и развития цыпленка нужно то же,что и человеку: тепло + питание + вода + воздух +забота.

А как же растут и развиваются растения? Растения — это травы, деревья, кусты, цветы. А растения живые или неживые? (растения живые)

Почему ты думаете, что растения живые? (растут, питаются, дышат, живут, размножаются, погибают.)

А вот и следующее задание от Бабы-Яги: «Я заколдовала эти деревья. Попробуйте их оживить». Посмотрите, Баба-Яга оставила только стволы, а давайте попробуем все вместе оживить их? Нам понадобиться лист бумаги, тарелочка с зеленой, желтой, голубой, красной краской, смятые в комок листы бумаги. Рисуем ствол дерева, затем рисуем ему пышную крону. Для этого обмакните комок бумаги в зеленую краску и поставьте отпечаток на нашем дереве. Также мы можем нарисовать небо, солнце, траву и цветы. Вот какая красивая картина у нас получилась.

Какие мы молодцы, все задания прошли Бабы-Яги и помогли Аленушке вернуть ее братца!

1. Ребята, как вы думаете, могли бы мы, люди, жить без природы?

2. А что произойдет, если не будет «живой» и «неживой» природы?

Прикреплённые файлы:

Занятие по познавательному развитию «Природа и рукотворный мир» для старшего дошкольного возрастаЗанятие по познавательному развитию «Природа и рукотворный мир» для старшего дошкольного возраста Цель: выявить и расширить представление детей о природе и рукотворном мире Задачи: 1. Образовательные: формировать первичные представления.

Беседа с детьми подготовительной группы «Неживая природа»Беседа с детьми подготовительной группы «Неживая природа» Задачи: — расширить у детей представление о многообразии неживой природы; — развивать мышление, воображение, познавательные интересы,.

Детский исследовательский проект по естествознанию (неживая природа) «Небесные тела, влияющие на Землю» Слайд №2. Меня зовут Александр Палухин, мне 6 лет. Слайд №3. Предлагаю вашему вниманию свою исследовательскую работу: «Небесные тела, влияющие.

Картотека экспериментов. Неживая природа Детское экспериментирование — это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок.

Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа) КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Природа нашего края зимой» Цель: Закрепить знания детей о природе Ленинградской области. Воспитатель: Ребята, назовите страну, в которой мы живем. Дети: Россия. Воспитатель:.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Природа вокруг нас»Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Природа вокруг нас» Цель: — Формировать у детей основы экологического сознания и эмоциональной отзывчивости к окружающему миру. — Формировать у детей убеждения,.

Конспект занятия по познавательному развитию «Весна, перелётные птицы» (подготовительная группа)Конспект занятия по познавательному развитию «Весна, перелётные птицы» (подготовительная группа) Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны, представлений о перелётных птицах. Задачи: 1. Закрепить.

Источник



«Живая и неживая природа» (конспект образовательной деятельности по экологии для детей среднего дошкольного возраста)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Тимофеева Яна Викторовна

Экологическое игровое занятие способствует формированию у детей представлений об объектах живой и неживой природы,даёт понимание о неразрывной связи человека с природой.

Скачать:

Вложение Размер
zhivaya_nezhivaya_priroda.docx 20.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по экологии для детей средней группы

«Живая и неживая природа»

Цель: формирование у детей представлений об объектах живой и неживой природы, о неразрывной связи человека с природой.

  • развивать у детей познавательный интерес к миру живой и неживой природы;
  • познакомить дошкольников с понятиями « живая природа», «неживая природа»; формировать представление о том, что в природе все взаимосвязано;
  • научить отличать живую природу от неживой, используя признаки живой природы;
  • закладывать основы бережного и заботливого отношения к окружающему миру.

2. Социально-коммуникативное развитие:

  • Способствовать развитию общения и взаимодействия ребёнка со взрослым и сверстниками; формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива, вызвать у детей эмоционально-положительный отклик на игровые действия.
  • Активизировать словарный запас детей, воспитывать культуру речевого общения.
  • Воспитывать умение видеть красоту окружающего мира.

5. Физическое развитие:

  • Способствовать развитию двигательной активности детей: координации движений, согласованности действий .

Материалы и оборудование:

  • демонстрационный: кукла – девочка Почемучка, картинки с изображением домиков (2 шт.), картинки с изображением объектов живой и неживой природы, моделей – признаков живого, тарелочка с подкрашенной водой, салфетка.
  • раздаточный: «Экологический светофор» (по одному на каждого ребёнка), набор картинок для составления «Картины природы».

Индивидуальная работа: во время беседы привлечь внимание неактивных детей.

Ключевые слова: живая природа, неживая природа, человек – часть природы.

Ход совместной деятельности:

1. Организационный момент.

Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся и подарим друг другу улыбки!

2. Основная часть

Педагог: Ребята, а вы знакомы со словом природа ? А что оно означает?

(Дети высказывают свои предположения о том, что такое природа и приводят примеры: солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы).

Педагог: Природа – это всё, что существует вокруг нас и не сделано руками человека. Давайте посмотрим вокруг – что является природой? (выслушиваются ответы детей).

Всю природу можно разделить на живую и неживую. Я предлагаю нам отправиться в мир «живой» и «неживой» природы» вместе с нашей куклой – девочкой Почемучкой и научиться отличать живую природу от неживой.

Педагог: А по каким признакам можно определить, что природа живая?

Во-первых, это — рост. Всё живое растёт. Вот курица (демонстрация картинки).Она сразу стала такой большой? ( Ответы детей)

Педагог: Действительно, сначала из яйца появился маленький цыпленок. Проходит время, и он становится большим, самостоятельным. Значит, какой важный признак живой природы?

Педагог: Следующий признак – питание. Все живые существа хотят кушать.

Педагог: Для того чтобы расти, быть сильными и здоровыми, надо хорошо питаться. Без этого мы можем погибнуть. Значит, второй признак…?

Педагог: А как же будут питаться, пить воду растения? У них же нет рта (ответы детей). Растения берут питание из земли своими корнями.

Демонстрация опыта «Как растение поглощает воду корнями».

Педагог: Следующий признак живого вы скажете сами, взглянув на рисунок (демонстрация картинки с изображением носа).

Выслушиваются ответы детей.

Педагог: Это дыхание. Все живые существа дышат. И даже растения дышат.

Педагог: Следующий признак живого – появление потомства у всех живых существ. У кошки появляется — …, у собаки — …, у курицы — …(ответы детей)

Педагог: А объекты неживой природа не растут, не дышат, не питаются, не дают потомство(педагог по очереди убирает картинки).

Игра «Живая и неживая природа»

Наша девочка Почемучка перемешала в своём мешочке все картинки и никак не может понять, какие из них относятся к живой природе, а какие – к неживой. Поможем ей? На один мольберт с изображением красного домика поместите картинки с изображением живой природы, на мольберт с синим домиком – с неживой природой.

Педагог: А куда мы отнесём человека – к живой или неживой природе? (ответы детей). Человек – часть живой природы. (Человек растёт, дышит, кушает, даёт потомство – значит, он — часть живой природы). Человеку надо бережно относиться к природе.

3. Игра «Картина природы».

4.«Экологическая игра «Правила поведения в лесу».

1. На полянке посидели Все попили и поели, А потом пошли домой — Мусор унесли с собой! Правильно?

2. Можно по лесу гулять, Ветки с дерева ломать?

3. Девочки цветочки рвали И в веночки заплетали. А полянка вся пуста — Не осталось ни цветка! Правильно?

4. Можно — уходя из леса домой, Уносить ежа с собой?

5. Дети по лесу гуляли, Не шумели, не кричали, Ягодки собирали, Веточки у дерева не ломали! Правильно?

7. Муравьиный дом в глуши – Ты его не тормоши, Муравьишкам помоги, Домик их огороди! Правильно?

6. Насекомых не давите, Если встретите в лесу, Насекомые природе Много пользы принесут! Правильно?

5. Поведение итога занятия.

Педагог: Как вы думаете, могли бы люди жить без природы? (ответы детей) Конечно, нет, вся наша жизнь связана с природой. Мы дышим воздухом, утоляем жажду водой, человек не может жить без пищи, а пищу нам дают животные и растения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В конспекте представлены методы и приемы работы по развитию конструктивных способностей у детей, с использованием различных материалов.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии для детей старшего дошкольного возраста «В морских глубинах»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Зимний букварь».

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии для детей старшего дошкольного возраста«Зимний букварь».

Конспект образовательной деятельности по экологии для детей старшего дошкольного возраста «В гости к Старичку Лесовичку»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 33 СТ. КАВКАЗСКАЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН Конспекто.

Конспект образовательной деятельности по экологии для детей младшего дошкольного возраста «Путешествие в весенний лес»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 33СТ. КАВКАЗСКАЯМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН Конспект об.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭКОЛОГИИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Опыты с бумагой и тканью.

Конспект образовательной деятельности по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Как живёт настоящий лес?» (экологическая сказка)

Экологические сказки помогают педагогу в доступной форме расширить экологический кругозор детей и способствуют воспитанию экологической культуры дошкольников. Конспект образовательной деятельнос.

Источник

Нежива природа середня група

Ковалева Светлана Николаевна, воспитатель
I кат. №54 «Искорка» г. Набережные Челны

Форма проведения — «Заседание Совета юных экологов»

Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов.

— развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы;

— развивать творческое воображение, умение фантазировать;

— развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;

— способствовать развитию познавательных интересов;

— приобщать к действенному отношению к природе.

— расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость;

— учить отгадывать загадки;

— учить быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос;

— учить решать проблемные задачи;

— закрепить представление об условиях для роста и развития всех живых организмов на земле;

— закрепить знания детей о животных и птицах, умению классифицировать их;

— рассказать о дыхании растений и условиях для роста.

— учить способам самостоятельного познания;

— продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;

— воспитывать стремление сдержаться, проявить терпение. настойчивость

— формировать желание самим вырастить растение, ухаживать за ним.

Методы и материалы: игровые, практические, словесные

Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей

Дети в белых халатах (стоят полукругом)

Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь, у нас сегодня гости. А вы сегодня будете юными экологами. А кто это — юный эколог?

(ответы детей — «это ребенок, который любит природу, всегда и везде заботится о ней»).

А как вы думаете — как можно стать юным экологом? (ответ детей — «делать добрые дела по отношению друг к другу и к природе»)

Игра «Три слова»

Воспитатель: Юные экологи много знают о природе. Поиграем в игру «Три слова» (воспитатель называет понятия, а дети проговаривают, что входит в это понятие)

  1. Овощи. (капуста, огурец, помидор)
  2. Фрукты. (банан, апельсин, яблоко)
  3. Зимующие птицы. (воробей, голубь, сова)
  4. Перелетные птицы. (журавли, ласточка, кукушка)
  5. Домашние животные. (корова, лошадь, собака)
  6. Дикие животные. (волк, лиса, заяц)
  7. Животные Крайнего Севера (белый медведь, тюлень, морской котик)
  8. Животные тропиков (лев, рысь, горилла)
  9. Морские обитатели (рыбы, кит, дельфин)
  10. Насекомые. (комар, муха, бабочка)
  11. Водоплавающие птицы. (гусь, утка, лебедь)
  12. Ягоды (малина, клубника, вишня)

— Молодцы, вы все назвали правильно. (приносят телеграмму)

Воспитатель: Ой, ребята, нам телеграмма (читает): «Приглашаем юных экологов на ученый совет, который состоится сегодня в 9 часов». Нам срочно нужно идти на ученый совет. Прошу вас — заходите в зал заседаний.

(дети заходят в группу — «зал заседаний», стулья стоят полукругом, две «трибуны», картинки с изображением природы, звучит аудиозапись «Волшебство природы»)

Воспитатель: (в одежде ученого) Я приветствую вас, мои юные друзья, в зале заседаний совета юных экологов. Сегодня мы выслушаем сообщения юных ученых, поговорим о живой и неживой природе, как растет все живое, поиграем в умные экологические игры, узнаем как растет растение, поставим опыт.

(стук в дверь, заходят юные ученые, встают за трибуну)

Игра «Ученое сообщение»

Воспитатель: А вот и наши юные ученые. Тимур расскажет нам о живой природе.

(дети делают сообщение)

1 ребёнок: Мир живой природы — это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы (показывает картинки). И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания. Живая природа — это все, что растет, дышит, питается, развивается (показывает схему)

Воспитатель: Юля расскажет нам о неживой природе.

2 ребёнок: Неживая природа — это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает — звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др. (показывает картинки). И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы.

Воспитатель: Спасибо юным ученым за сообщения.

Игра «Закончи предложение»

Конечно, вы запомнили, о чем говорили мои юные коллеги. Закончите мое предложение.

  1. Неживая природа — это. (звезды, луна, ветер, вода, воздух и др.)
  2. Живая природа — это. (растения, животные, насекомые, рыбы)
  3. Все живые организмы не могут жить без. (неживой природы).

Конкурс загадок и проблемных вопросов

— Молодцы, а теперь загадки и вопросы для ума. Проверим вашу сообразительность.

  1. Не птица, а с крыльями, не пчела, а над цветами летает (бабочка).
  2. Восемь ног как восемь рук, вышивают шелком круг (паук).
  3. С ветки на травинку, с травинки — на былинку прыгает пружинка, зеленая спинка (кузнечик).
  4. Летает, жужжит, летом ест, зимой спит (жук).
  5. Без крыльев летят, без ног бегут, без парусов плывут (облака).
  6. Зачем нужен нос? (дышать и нюхать запахи).
  7. Как увидеть воздух? (флюгер, ветряная мельница, воздушный змей).
  8. Чем до неба докинешь? (взглядом)
  9. Что можно увидеть с закрытыми глазами?

— Молодцы, правильно ответили.

Игра «Угадай, чье объявление»

Воспитатель: (берет газету) Смотрите, газета лесных объявлений, но без подписей. Давайте угадаем, чьи же это объявления.

  1. Приходите ко мне в гости. Адреса не имею. Свой домик ношу на себе (улитка, черепаха)
  2. Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья (гусеница, змея, червяк).
  3. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу (лиса).
  4. Уже 150 лет жду друга. Характер положительный, но я очень медлительная (черепаха).

Физминутка «Капельки»

(звучит аудиозапись «Звуки природы»)

Воспитатель: Встаньте, я превращаю вас в капельки (взмахивает рукой), бегите, полейте землю, цветы, траву, деревья.

(дети бегают, «поливают» землю)

— Все, дождик кончился, растения сказали вам спасибо.

Воспитатель: Как же растет и развивается все живое?

Игра «Как растет все живое»

Воспитатель: Посмотрите (показывает картинку) — мы говорили о том, как растет и развивается ребенок (маленький ребенок, дошкольник, школьник, юноша, мужчина, старик). Для этого нужно. (тепло + питание + вода + воздух + любовь) — на ковролине выкладывается схема — Так развивается и растет человек. Посмотрите, какими вы были, какими стали и какими будете. Здесь на картинке показано как растет и развивается цыпленок. Иди расскажи, Алина.

(ребенок по картинке рассказывает: мама курица высиживает яйцо, потом из яйца вылупляется цыпленок, он растет, становится молодой курочкой, потом взрослой курицей)

Воспитатель: А что нужно, чтобы рос и развивался цыпленок?

(надо его кормить зерном, гулять, греться на солнышке, дышать свежим воздухом, греться под маминым крылом)

Воспитатель: Оказывается для роста и развития цыпленка нужно то же, что и человеку:

Дети: тепло + питание + вода + воздух +забота

Воспитатель: Как видим, всем живым организмам для роста и развития нужно одно и то же: тепло, питание, вода, воздух, забота.

Воспитатель: А как же растут и развиваются растения? Растения — это. (травы, деревья, кусты, цветы). Ребята, а растения живые или неживые? (растения живые)

— Почему вы говорите, что растения живые? (растут, питаются, дышат, живут, размножаются, погибают. )

Оказывается, растения питаются не так, как животные. Под теплыми лучами солнца они усваивают углекислый газ из воздуха, который выдыхают люди и животные. И превращают его в крахмал и сахар. Растениям обязательно нужна вода. Ее они берут из земли, из почвы вместе с питательными веществами, чтобы расти и развиваться. Без воды, углекислого газа и солнечного света растения не могут питаться. Питаясь, растения выделяют в воздух кислород. Кислород необходим всем живым, чтобы дышать и жить. В лесу, где много деревьев, цветов, травы, воздух чище — там больше кислорода в воздухе. А что делать нам в городе, чтобы воздух был таким, как в лесу? (сажать деревья, цветы, газоны, ухаживать за растениями, не рвать их)

Игра «Посадим дерево» (на ковролине)

— Давайте, на этом волшебном ковролине посадим дерево. Сначала возьмем. (зернышко) и посадим его в. (землю).

— Чтобы зерно взошло, надо его. (полить).

— Еще растению нужно. (солнце)

— Пройдет время и появится. (росток)

Со временем, если все хорошо и есть все условия, тонкий ствол молодого деревца будет крепнуть и станет более могучим, крона дерева станет гуще. Самые хорошие условия для роста растений там, где тепло и влажно. Например, в тропиках. Посмотрите (показывает уголок «джунглей», оформленный в группе), вот здесь у нас как бы тропики. Джунгли называют царством растений. В наших краях, когда наступают холода, растения высыхают, сбрасывают листья, их рост останавливается. Кажется, растения погибли. Но корни у них живые, и почки живые. А одеялом в зимнюю стужу им будет снежное покрывало. Весной, когда пригреет солнце, растения вновь оживут и зазеленеют.

— Посмотрите на схему, как дерево растет

(семя — росток — деревце — взрослое дерево)

Воспитатель: Зачем нужны растения? (очищают воздух, позволяют легко дышать).

Да, деревья называют легкими нашей планеты. Послушайте народные изречения о растениях:

— Растение — земли украшение.

— Сломать дерево — недолго, вырастить — годы.

— Одно дерево погубил, посади сорок.

— Старые деревья молодые охраняют.

— Много леса — не губи, мало лесабереги, нет леса — посади.

Психогимнастика «зернышко»

(звучит спокойная музыка)

Воспитатель: Сейчас каждый из вас станет маленьким зернышком. Закройте глаза. Представь, ты — маленькое зернышко. Ты сидишь глубоко в земле. Темно. Вдруг стало теплее. Ты потянулся вверх и твой росток оказался на воле. Солнышко согрело тебя, теплые лучи коснулись твоего стебелька, качнул ветерок. Тебе захотелось расправить свои молодые зеленые листочки. Солнышко своими лучами потянуло тебя вверх. Ты стал расти выше и выше. И вот брызнул живительный дождик, ты стал пить дождевую водичку, стал сильным и большим. Твой бутон раскрылся, и ты превратился в прекрасный цветок. И тебе так хорошо, что ты живешь на этой земле, вдыхаешь свежий воздух, пьешь дождевую воду и греешься в лучах теплого солнышка. И вот вырос такой красивый цветок (воспитатель показывает красивый цветок)

Воспитатель: Ребята, вам понравилось быть живым зернышком? Я вам дам маленькие фасолинки. Как вы думаете, почему при хранении семена не прорастают? (нет воды, света)

Наши фасолинки хотят стать живыми и расти. Давайте проведем опыт и посадим их в землю, мы будем их любить, ухаживать, поливать, удобрять, а они будут радоваться жизни и радовать нас.

Опыт «Посадим зернышко»

Воспитатель: Ребята. Подойдите каждый к своему рабочему столу и посадите зернышко (дети сажают зернышко и поливают). Молодцы, зернышки скажут вам спасибо.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас состоялся ученый совет юных экологов. О чем мы говорили (о живой и неживой природе, как растет все живое, как растет зернышко, провели опыт). Вам понравилось? А что вам понравилось?

— Наш общий дом (показывает глобус) — это планета Земля, которая вращается вокруг Солнца. Есть и другие планеты — Венера. Юпитер. Марс и др. , но жизни на этих планетах нет, потому что там нет воздуха и воды. Земля — это общий чудесный дом для всех людей, птиц, рыб, насекомых, растений. Мы должны беречь свою планету и природу Земли, чтобы были чистыми воздух, вода, а растения и животные росли, и в этом взрослым помогают юные экологи.

(дети читают стихи о планете Земля)

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом. (стихи Л. Дайнеко)

Воспитатель: На этом наш ученый совет закончил свою работу. Спасибо всем. Я говорю вам — молодцы, спасибо и награждаю вот этими памятными значками. До свидания, мои юные друзья.

Источник

«Живая и неживая природа». Конспект занятия по экологии в средней группе

Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе, развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.

— развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы;

— развивать творческое воображение, умение фантазировать;

— развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;

— способствовать развитию познавательных интересов;

— расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость;

— учить отгадывать загадки;

— учить быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос;

— учить способам самостоятельного познания;

— продолжать воспитывать любовь к природе;

— обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

— познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;

— развивать навыки проведения опытов;

— расширять и активизировать словарь детей;

— поощрять выдвижение гипотез;

— развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;

— воспитывать аккуратность при работе с водой.

Методы и материалы: игровые, практические, словесные

Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей

— схемы живой и неживой природы;

— картинки живой и неживой природы;

— игрушка «Кукла» и ширма;

— полиэтиленовые пакеты (по количеству детей);

— миска (желательно стеклянная) 2 шт. ;

— игрушки и другие мелкие предметы плотные и полые;

— стаканчики с кипяченой водой и трубочки по количеству детей;

— веера по количеству детей;

— воздушные шары по количеству детей.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь, у нас сегодня гости.

(Дети здороваются).

Сегодня мы с Вами поговорим о природе,послушайте стихотворение:

Вот на земле огромный дом

Под крышей голубой

Живут в нем солнце, дождь и гром

Лес и морской прибой,

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной Земли

Зовется этот дом.

– А что такое природа? (Ответы детей)

Правильно это – цветы, реки, деревья, растения, человек, животные, воздух, вода, горы, камни, звезды планеты и многое другое то, что создано природой.

А почему вы не назвали дома, машины? (Ответы детей). Правильно, потому что все это создано человеком, а не природой.

– Всю природуможно разделить на два огромных мира: мир живой и неживой природы. Сейчас нам Эмилия расскажет, о живой природе.

Эмилия: Мир живой природы — это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы (показывает картинки). И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания. Живая природа — это все, что растет, дышит, питается, развивается (показывает схему)

Воспитатель: Разиль расскажет нам о неживой природе.

Разиль: Неживая природа — это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает — звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др. (показывает картинки). И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы.

Воспитатель: Молодцы! А сейчас поиграем в игру «Закончи предложение».

Конечно, вы запомнили, о чем говорили нам Эмилия и Разиль. Закончите мое предложение.

Неживая природа — это. (звезды, луна, ветер, вода, воздух и др.)

Живая природа — это. (растения, животные, насекомые, рыбы)

Все живые организмы не могут жить без. (неживой природы).

Воспитатель: Мы с вами сказали, что живые организмы не могут жить без неживой природы. Недавно мы с вами ставили опыт. Проращивали лук в разных условиях. И выяснили,что для роста лука нужны: тепло, вода, свет и уход. Можно сделать вывод, что без воды, тепла, света и ухода не может выжить не один живой организм, а значит и мы с вами. А без чего еще не могут жить люди и живые организмы, вы узнаете,отгадав мою загадку:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Воспитатель: Правильно, это воздух! И я предлагаю заняться сейчас исследованиями и исследовать свойства воздуха.

Кукла,появившись из-за ширмы: Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?

Воспитатель: Мы с ребятами говорим о природе. И хотим исследовать воздух и побольше узнать о нем.

Кукла: Воздух? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видела воздух! А вы, ребята?

Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет, не видим.

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

Кукла: Вот-вот! Невидимый! Значит, его и нет вовсе!

Воспитатель: Погоди, погоди, Кукла! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!

Кукла: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!

Воспитатель: Ребята, давайте докажем Кукле, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

Воспитатель: Смотри, Кукла!Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.

Кукла: А мне этот пакет что-то напомнил! Летом я видела, как люди используют такой «запертый» воздух! На море! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видела у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг!

Воспитатель: А вот у меня есть детские спасательные нарукавники. Давайте из них выпустим воздух. Воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает! Сейчас мы это проверим.

Опыт 2. Подводная лодка.

Воспитатель: Возьмем миску с водой и положим в нее стакан, чтобы он полностью погрузился в воду. Перевернем его вверх дном. Теперь опустим трубочку сгибом вниз и просунем ее в стакан. Главное, чтобы стакан не опрокинулся. Аккуратно дуем в трубочку, и стакан всплывает на поверхность, наполняясь воздухом. Ребята, почему стакан всплыл?

Дети: Потому что он наполнился воздухом.

Кукла: Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать? Ребята,а помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух? (Достает сундучок).

Дидактическая игра: «Тонет — не тонет». (дети поочередно достают из сундучка камень, деревянный брусок, др. мелкие предметы и раскладывают в два тазика).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Помогли! Теперь ты знаешь, Кукла, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать.

Воспитатель: Молодцы, а теперь немножко отдохнем.

Коль с водой имеем дело, (показ — переливаем воду из одного кулачка в другой)

Рукава засучим смело (засучиваем рукава)

Пролил воду — не беда (руки на пояс, покачать головой)

Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)

Фартук — друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)

И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)

Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте)

Воспитатель: Отдохнули, а теперь прошу всех за столики (на столах стоят стаканчики с водой и трубочками).

Кукла: А интересно внутри людей есть воздух?

Воспитатель: Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?

Опыт 3. Воздух в человеке.

Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.

Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель: Вот видите!Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Кукла: Понятно. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?

Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

Воспитатель: Но мы ведь можем его почувствовать носиком. Я возьму чеснок и раздавлю его.

Кукла: Ой! Как чесноком запахло! Не хочу этот запах! Лучше я нос закрою и не буду дышать.

Воспитатель: Что ты, Кукла! Без воздуха ты задохнёшься.Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.

Опыт 4. «Не дышу»

Ребята зажимают нос и стараются не дышать.

Воспитатель: Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты!

Воспитатель: Кукла, если тебе не по нраву запах чеснока, мы тебе поможем. Ребята, хотите устроить ветер?

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети: В лицо дует ветерок.

Кукла: Ой, спасибо. Значит, когда воздух движется, получается ветер.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.

Кукла: Вот спасибо! Как много я сегодня узнала о воздухе!

— что воздух постоянно нас окружает;

— что способ обнаружения воздуха — «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;

— что воздух легче воды;

— что воздух есть внутри людей;

— что без воздуха не возможна жизнь;

— что воздух не имеет запаха, но может передавать запах;

— что ветер — движение воздуха.

Воспитатель: Кукла куда ты исчезла? Что ты там делаешь?

Кукла: Я тут! (дует). Я запираю воздух в красивые нарядные шарики. Я хочу подарить эти шарики всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо, ребята! Пойду теперь расскажу своим друзьям всё, что узнала сегодня. До свидания!

Воспитатель: И нам, ребята, пора сказать до свидания. Скорей оденемся и пойдём на улицу — дышать свежим воздухом!

Перспективный план по экспериментальной деятельности детей в старшей группе Перспективный план По экспериментальной деятельности В старшей группе № 10 и 12 на 2012 — 2013 учебный год Сентябрь: Диагностика.

Презентация к НОД по лексической теме «Дары леса. Грибы» Презентация к НОД по лексической теме «Дары леса. Грибы» цель: — воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимания необходимости сохранения.

Источник

Adblock
detector