Занятие quot Путешествие по Прибайкалью quot для детей старшего дошкольного возраста

Занятие "Путешествие по Прибайкалью" для детей старшего дошкольного возраста

Цель: развитие экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через ознакомления с животным миром Прибайкалья.

  • учить детей находить о. Байкал на карте;
  • продолжать знакомить детей с животными, обитающими в Прибайкалье (их внешний вид, повадки);
  • ознакомить детей с бобром (внешний вид, повадки, среда обитания).
  • подвести детей к осознанию необходимости бережного отношения к природе родного края;
  • воспитывать любовь и гордость к Сибирскому краю.
  • развитие у детей экологического мышления и образного представления;
  • формирование основных экологических понятий.

Беседа об озере Байкал, его растениях и животных. Чтение легенд и сказок о Байкале. Знакомство с детским журналом «Сибирячок» и его главным персонажем — Сибирячком. Выставка детских рисунков — «Сибирячок — друг из Сибирского края».

Иллюстрации с изображением животных, птиц, карта Иркутской области, костюм Сибирячка, аудио запись детской песни «Веселые путешественники», разрезанная картинка на отдельные фрагменты — Сибирячка, видеофильм о жизни бобров, лесные правила, для детей написанные на березовых листочках, сделанных из бумаги, письмо Сибирячка, фигуры животных, детские стульчики расставленные в виде поезда.

Организационная (вводная) часть.

Воспитатель вносит конверт с письмом и сообщает, что обнаружила это письмо утром, перед приходом детей в детский сад.

Воспитатель: Ребята, давайте прочитаем, что в нем написано:

«Ребята сегодня я приглашаю вас к себе в гости и вместе со мной отправиться в путешествие по озеру Байкал. Вы, наверное, еще не догадываетесь кто я? А это вы узнаете, когда соберете картинку из фрагментов «.

Воспитатель: Сейчас мы с вами и узнаем, кто приглашает нас в гости. Давайте соберем фрагменты картинки.

Дети приступают к заданию. Сложив, они понимают, что это Сибирячок.

Воспитатель: Да это же друг всего Сибирского леса, друг озера Байкал и наш друг — Сибирячок. Он опять приглашает нас в свое увлекательное путешествие. Так, но для начала нам необходимо изучить карту и найти место расположения чудного озера Байкал.

Дети изучают карту. Находят озеро Байкал, и города окружающие его. Отмечают на карте.

Воспитатель: Ребята путешествовать мы будем на поезде. Скорее занимайте места в вагонах.

Дети усаживаются на стульчики, которые заранее установлены в виде поезда. Звучит детская песня «Веселые путешественники» («Мы едем, едем, едем в далекие края:». У каждой остановки заранее готовятся атрибуты.

1 остановка «В гостях у жителей лесной чащи»

Оформление — лес, животные, птицы, озера и т.д.

Воспитатель: Что за станция такая? Кругом лес, звери, птицы. Ребята, где мы? (Ответы детей — в лесу, в тайге). Здесь живут друзья Сибирячка. Кто они? (Ответы детей — звери и птицы).

Сибирячок: Здравствуйте мои давние и хорошие друзья. Вы очень много знаете про мой лес и тайгу. Для вас я приготовил очень много разных загадок. Кто отгадает загадку, получит от меня таежный подарочек — кедровую шишечку.

1. Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
В сарай попала,
Кур пересчитала.
(Лиса)

2. Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке — летом.
(Белка)

3. Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной.
(ёж)

4. Я устраиваюсь ловко:
У меня с собой кладовка.
Где кладовка?
За щекой!
Вот я хитренький какой!
(хомяк)

5. Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога, раскинув широко.
(лось)

6. Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны. (медведь)

Воспитатель: Молодцы ребята! Посмотрите, Сибирячок почему-то загрустил.

Сибирячок: Я играл в прятки со своими друзьями и все перепутал. Забыл, кто, где живет.

Воспитатель: Давайте поможем Сибирячку.

Проводится дидактическая игра «Кто, где живет?». Детям предлагаются картинки с животными и птицами и разные варианты домиков — это норы, гнезда и т.д. Дети подбирают для каждого — домик.

Сибирячок: Вот какие дети вы молодцы, помогли всем животным отыскать свои домики. Нам пора ехать дальше.

Дети усаживаются на поезд. Звучит детская песня «Веселые путешественники» («Мы едем, едем, едем в далекие края:»)

2 остановка «В гостях у озерного жителя».

Воспитатель: Это кто же здесь хозяйничает? Отгадайте загадку.

1. Есть на речке лесорубы
В серебристо — бурых шубах
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины (бобры).

2. Работящие зверьки
Строят дом среди реки.
Если в гости кто придет,
Знайте, что из речки вход! (бобры)

А вот и сам бобр.

Показывается видеофрагмент жизни семейства бобров. Проводится беседа.

Сибирячок: Живет бобр в реке, под водой он строит дом из бревен.

Какого цвета у него шерсть? Посмотрите, какие у него большие зубы. Как вы думаете для чего они ему? (Ответы детей) Зубами бобр перегрызает деревья, потом из бревнышек делает плотину — перегораживает речку, а мелкие сучки — себе на корм. Зубы у него острые, как пила. Посмотрите, какие у него лапы. Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

Ну, вот познакомились мы с хозяином речки, и прежде, чем отправимся дальше, немного отдохнем и проведем физкультминутку.

Я буду, говорит слова, и показывать движения, а вы будете повторять их за мной.

Ходит по лесу лесник, (Имитационные движения ходьбы)
Он шагать в лесу привык.
Здесь ему совсем, как дома, (Руки в замок над головой — крыша дома)
Все давным-давно знакомо.
Взгляд лесничего остер: (Повороты в сторону — вглядывание вдаль)
Тут недавно был костер —
Под ветвями тлеет жар,
Не досмотришь и — пожар. (Приседание и поднимание рук вверх — имитация пламя огня)

Воспитатель: Вот мы с вами отдохнули и нам пора ехать дальше.

Дети усаживаются на поезд. Звучит детская песня «Веселые путешественники» («Мы едем, едем, едем в далекие края:»)

3 остановка «Звериный детский сад».

Сибирячок: Ребята, а это кто? (Обращаем внимание детей на иллюстрации детенышей диких и домашних животных. Ответы детей — детеныши животных). Ой, ребятки, да это же настоящий детский сад, только в нем воспитываются детеныши животных. А это мамы пришли за своими детьми. (Обращаем внимание детей на картинки с изображением взрослых животных). Сейчас мы с вами поможем мамам разобраться, где, чей детеныш.

Проводится игра «Найди маму». Дети называют животное и его детеныша, составляя картинки и фигуры животных попарно.

Воспитатель: Молодцы ребята. Вы очень хорошо справились с заданием.

Нам пора ехать дальше.

Дети усаживаются на поезд. Звучит детская песня «Веселые путешественники» («Мы едем, едем, едем в далекие края:»)

4 остановка «Лесные правила»

Подводим детей к иллюстрациям, где изображен мусор, лес после пожара и т.д.

Воспитатель: Куда это мы попали? Что же произошло с лесом? Деревья поломаны, не видно птиц и зверей. Кто же это натворил?

Сибирячок: Сделали это люди. Все любят гулять в лесу. Разжигают костры, рвут, цветы, ломают ветки, оставляют после себя мусор. Ребята, так можно делать? Что нужно делать, когда вы уходите из леса? (Дети отвечают на заданные вопросы).

Я тоже, так же как и вы, очень хочу сохранить красоту нашего края. Садитесь в кружок и послушайте, какие лесные правила пришлось написать для людей [1]:

Если в лес пошел гулять
Свежим воздухом дышать
Бегай, прыгай и играй
Но смотри не забывай:
Что в лесу нельзя шуметь
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки
Убегут с лесной опушки
Ветки ели не ломай
И почаще вспоминай:
Мусор с травки убирать!
Зря цветов не надо рвать!
Бабочки пускай летают
Ну, кому они мешают?
Здесь не нужно их ловить
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость
Здесь хозяин кедр и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги.

Всегда выполняйте эти правила! А мне пора домой. До новых встреч ребята! (уходит)

Подведение итогов занятия. Беседа с детьми.

Воспитатель: Вот ребята наше путешествие подошло к концу. Сегодня с Сибирячком мы побывали в лесах нашего большого Сибирского края. Познакомились с его друзьями, которые теперь стали и нашими друзьями.

Источник

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы
Тема: «Байкал и его обитатели»

Цель: Развитие познавательного интереса к уникальному озеру Байкал.

  • Систематизировать и закрепить знания детей об озере Байкал, о многообразии рыбного богатства озера, об эндемиках Байкала – голомянке и нерпе: особенностях внешнего вида, способах передвижения, питания.
  • Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, мышление, речь, через коммуникативные формы общения.
  • Воспитывать бережное отношение к природному наследию Сибири.
  • карта озера Байкал;
  • картинки байкальских рыб и рыб морей и океанов;
  • картинки голомянки и нерпы;
  • спортивные маты;
  • магниты, раскраски нерпы, карандаши;
  • магнитофон, запись шума волн и крика чаек.
  • Беседы об озере Байкал, его обитателях.
  • Просмотр документальных фильмов: «Животный мир Байкала», «Серебристое богатство Байкала», рассматривание иллюстраций.
  • Чтение художественной литературы: Сказки, стихи и загадки из Хрестоматии для чтения детям дошкольного возраста по произведениям сибирских писателей и поэтов. (Разработчик учебно-методического пособия: Муратова Т. Н.)

Продуктивная деятельность: рисование рыб, нерпы, лепка.

Ход:

Под звуки шума моря и крика чаек воспитатель читает стихотворение:

А что это такое?

Холодное, как льдинка,

Прозрачно, как стекло?

Быть может, это небо

За склоны зацепилось

И на землю стекло?

А что это такое?

Всё время в не покое,

Быть может, это туча,

Застряла среди скал?

А это и не туча,

А это и не небо,

А это и не солнце,

Сегодня ребята мы с вами поговорим и уточним знания о том, что же интересного мы узнали об удивительном озере Байкал и его обитателях.

— На что похоже озеро Байкал? (Если посмотреть с самолёта, похож на месяц.)

— Как переводится слово «Байкал»? (Богатое озеро.)

— Чем богато озеро Байкал? (Озеро Байкал богато рыбой.)

— Какие рыбы водятся в Байкале? (Щука, карась, елец, хариус, бычки, осётр, омуль, налим, таймень, ленок.)

— Можно ли пить воду из Байкала? Почему?

Среди скалистых снежных гор

Тайгою дикой окружён,

Лежит он чащей голубой.

Седым Байкалом назван он.

Вода в Байкале глубока.

Чиста вода в Байкале.

Она прозрачна, холодна.

Вкусней найдёшь едва ли!

Воспитатель: Мы сейчас превратимся в рыбок и поиграем.

Рыбки плавают, ныряют в чистой свеженькой воде

То сойдутся, разойдутся, то зароются в песке.

То опять плывут в воде.

(Дети выполняют движения по тексту, имитируя рыбок.)

Дети садятся на стульчики.

Загадаю вам загадку, слушайте внимательно!

1. Что за рыбка-невиличка,

Меньше вашей рукавички.

Студена вода нужна.

А на солнце рыбка тает,

рыбьим жиром истекает.

Что за рыбка иностранка?

Это рыбка-голомянка!

2. Я мальков живых рождаю

И в воде не замерзаю.

А от нерпы спрячусь в ямку,

Моё имя- голомянка.

Воспитатель вешает картинку голомянки на магнитную доску.

Воспитатель: Ребята, что мы знаем о голомянке?

— Голомянка живёт только в Байкале.

— Голомянка любит холодную воду до 8 градусов, если температура повышается рыбка гибнет.

— Рыбка бледно-розового цвета, полупрозрачная.

— У голомянки есть зубы.

— Ест икринки и планктон.

Воспитатель: Ребята вы знаете, что в Байкале живёт очень много разной рыбы.

Мы сейчас поиграем в игру «Байкальские рыбы»

На столах лежат картинки с изображением разных рыб, вам необходимо выбрать только Байкальских рыб и повесить на магнитную доску.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Давайте перечислим рыб, которых вы выбрали и повесили на магнитную доску.

Воспитатель: Загадаю вам загадку о животном, которое проживает в Байкале:

В снежном логове родится,

Простудится не боится.

Подрастет — начнет нырять,

Шубку белую менять.

Если очень повезет.

Лет полсотни проживет.

Что за зверь такой с усами?

Может, вы видали сами?

Воспитатель вешает на магнитную доску картинку нерпы.

— Что интересного мы знаем о нерпе?

Нерпа живёт только в озере Байкал, лежбище на Ушканьих островах.

У нерпы есть ласты и хвост.

У нерпы рождаются детёныши-бельки.

Нерпа спит в воде.

Нерпа ест рыбу, больше всего голомянку и бычков.

Почему нерпа толстая?

Она накапливает много жира, чтобы не замёрзнуть в холодной байкальской воде.

— Что такое продух?

Нерпа может пробыть под водой 20–25 минут. Но время от времени ей необходимо вдохнуть воздух. Для этого она при помощи когтей разгребает снизу лёд и делает продухи.

Воспитатель: Мы сейчас превратимся с вами в нерпочек и поиграем.

У нас будут острова (несколько матов), на которых будет нерпа отдыхать.

Проводится игра «Нерпа плавает, ныряет и нерпа на лежбище».

(По сигналу воспитателя нерпы плавают, ныряют и также по сигналу забираются на лежбище (маты).)

Во время игры включаем магнитофон с записью звуков шума морских волн и крика чаек.

После окончания игры дети садятся на стульчики.

Воспитатель: На память о нашем мероприятии предлагаю вам раскрасить силуэты нерпы, и подарить своему дружочку.

Источник



Конспект НОД в для детей старшей группы «Байкал и его обитатели»

Цель: Развитие познавательного интереса к уникальному озеру Байкал.

Систематизировать и закрепить знания детей об озере Байкал, о многообразии рыбного богатства озера, об эндемиках Байкала – голомянке и нерпе:

особенностях внешнего вида, способах передвижения, питания.

Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, мышление, речь, через коммуникативные формы общения.

Воспитывать бережное отношение к природному наследию Сибири.

Оборудование: Карта озера Байкал,

картинки байкальских рыб и рыб морей и океанов,

картинки голомянки и нерпы

магниты, раскраски нерпы, карандаши,

магнитофон, запись шума волн и крика чаек.

Беседы об озере Байкал, его обитателях,

Просмотр документальных фильмов: «Животный мир Байкала», «Серебристое богатство Байкала», рассматривание иллюстраций.

Чтение художественной литературы: Сказки, стихи и загадки из Хрестоматии для чтения детям дошкольного возраста по произведениям сибирских писателей и поэтов (Разработчик учебно-методического пособия: Муратова Т. Н.).

А что это такое?

Холодное, как льдинка,

Прозрачно, как стекло?

Быть может, это небо

За склоны зацепилось

И на землю стекло?

А что это такое?

Всё время в непокое,

Быть может, это туча,

Застряла среди скал?

А это и не туча,

А это и не небо,

А это и не солнце,

А озеро Байкал!

-На что похоже озеро Байкал? (Если посмотреть с самолёта, похож на месяц)

-Как переводится слово «Байкал»? (Богатое озеро)

-Чем богато озеро Байкал? (Озеро Байкал богато рыбой)

-Какие рыбы водятся в Байкале? (Щука, карась, елец, хариус, бычки, осётр, омуль, налим, таймень, ленок)

-Можно ли пить воду из Байкала? Почему?

Среди скалистых снежных гор

Тайгою дикой окружён,

Лежит он чащей голубой.

Седым Байкалом назван он.

Вода в Байкале глубока.

Чиста вода в Байкале.

Она прозрачна, холодна.

Вкусней найдёшь едва ли!

Воспитатель: Мы сейчас превратимся в рыбок и поиграем.

Рыбки плавают, ныряют в чистой свеженькой воде

То сойдутся, разойдутся, то зароются в песке.

То опять плывут в воде.

(Дети выполняют движения по тексту, имитируя рыбок)

Дети садятся на стульчики.

Загадаю вам загадку, слушайте внимательно!

1. Что за рыбка-невиличка,

Меньше вашей рукавички.

Студена вода нужна.

А на солнце рыбка тает,

рыбьим жиром истекает.

Что за рыбка иностранка?

2. Я мальков живых рождаю

И в воде не замерзаю.

А от нерпы спрячусь в ямку,

Моё имя- голомянка.

Воспитатель вешает картинку голомянки на магнитную доску.

Воспитатель: Ребята, что мы знаем о голомянке?

Ответы детей:

-Голомянка живёт только в Байкале.

-Голомянка любит холодную воду до 8 градусов, если температура повышается рыбка гибнет.

-Рыбка бледно-розового цвета, полупрозрачная.

-У голомянки есть зубы.

-Ест икринки и планктон.

Воспитатель: Ребята вы знаете, что в Байкале живёт очень много разной рыбы.

Мы сейчас поиграем в игру «Байкальские рыбы»

На столах лежат картинки с изображением разных рыб, вам необходимо выбрать только Байкальских рыб и повесить на магнитную доску.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Давайте перечислим рыб, которых вы выбрали и повесили на магнитную доску.

Воспитатель: Загадаю вам загадку о животном, которое проживает в Байкале:

В снежном логове родится,

Простудится не боится.

Подрастет — начнет нырять,

Шубку белую менять.

Если очень повезет.

Лет полсотни проживет.

Что за зверь такой с усами?

Может, вы видали сами?

Воспитатель вешает на магнитную доску картинку нерпы.

-Что интересного мы знаем о нерпе?

Ответы детей:

Нерпа живёт только в озере Байкал, лежбище на Ушканьих островах.

У нерпы есть ласты и хвост.

У нерпы рождаются детёныши-бельки.

Нерпа спит в воде.

Нерпа ест рыбу, больше всего голомянку и бычков.

-Почему нерпа толстая?

Она накапливает много жира, чтобы не замёрзнуть в холодной байкальской воде.

-Что такое продух?

Нерпа может пробыть под водой 20–25 минут. Но время от времени ей необходимо вдохнуть воздух. Для этого она при помощи когтей разгребает снизу лёд и делает продухи.

Воспитатель: Мы сейчас превратимся с вами в нерпочек и поиграем.

У нас будут острова (несколько матов, на которых будет нерпа отдыхать.

Проводится игра «Нерпа плавает, ныряет и нерпа на лежбище».

(По сигналу воспитателя нерпы плавают, ныряют и также по сигналу забираются на лежбище (маты).

Во время игры включаем магнитофон с записью звуков шума морских волн и крика чаек.

После окончания игры дети садятся на стульчики.

Воспитатель: На память о нашем мероприятии предлагаю вам раскрасить силуэты нерпы, и подарить своему дружочку.

Конспект беседы с детьми старшей группы на тему «Краснодарский край. Обитатели водоемов Кубани» В наше группе активно ведётся работа с детьми по Краеведению. Мы знакомим детей с достопримечательностями родного города, с традициями,.

Конспект комплексной НОД для детей старшей группы «Морские обитатели»Конспект комплексной НОД для детей старшей группы «Морские обитатели» Цель: Формировать представление о жизни морских животных, обитателях Черного моря. Учить детей расписывать объёмные гипсовые фигуры; подбирать.

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы. Тема: «Зеленая аптека» Тема: «Зеленая аптека» Возраст детей: 4-5 лет Программное содержание: • Развивать познавательную деятельность в процессе формирования представлений.

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей логопедической группы Тема: «Русская печь» Пояснительная записка. Интерактивное логопедическое занятие «Русская печь» подготовлена для дошкольников старшей логопедической группы.

Конспект НОД по развитию речи «Обитатели морских водоемов» для детей подготовительной группы Конспект НОД «Речевое развитие» по теме «Обитатели морских водоемов» в подготовительной группе №2 ГБДОУ детский сад №68 Приморский район.

Конспект НОД. Тема: «Морские обитатели» Направление «Художественно-эстетическое развитие» О. О. «Лепка» Видео МБДОУ «Детский сад № 57» комбинированного вида Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Морские обитатели» Направление.

Конспект занятия по экологии для детей подготовительной группы «Обитатели подводного мира» Цель: Познакомить с обитателями подводного мира Японского моря. Выяснить особенности их строения и образа жизни. Подчеркнуть богатство и.

Конспект образовательной деятельности по лепке «Обитатели морей и океанов» для детей средней группыКонспект образовательной деятельности по лепке «Обитатели морей и океанов» для детей средней группы Методическая разработка образовательной деятельности (лепка) «Обитатели морей и океанов» для детей средней группы. Цель: Расширять, углублять.

НОД для детей средней группы «Обитатели морского царства» Цель: Создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей. Задачи: -расширять.

Источник

Версия для слабовидящих

Актуальность: Байкал является одним из чудес света России и мира. И знакомство с животным миром Прибайкалья даёт возможность сформировать представления дошкольников об обитателях, особенностях строения и приспособлениях к условиям жизни, расширения кругозора детей.

Проблема : живя в Сибири, дети плохо знают особенности природы родного края. Дети данной группы не достаточно осведомлены об уникальности озера Байкала, о его особенностях, дети любят природу, но у них слишком маленький жизненный опыт и знания. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе, не могут ответить на интересующие их вопросы, поэтому нужно как можно больше дать детям познавательной информации о Байкале, через их творческие способности, через иллюстрации, видео, через совместные игры и беседы с родителями.

Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы, родители.
Срок реализации: 1 неделя
Цель:
развитие творческих, исследовательских способностей детей и родителей через ознакомление с природой, особенностями озера Байкал.

Задачи:

1. Познание: обобщить и систематизировать представления детей о природе, об озере Байкал. Расширять представления детей о диких животных. Формировать умение обобщать по существенным признакам. Воспитывать любовь к природе, умение сопереживать.

2. Коммуникация: отражать результат обобщения в развёрнутом речевом суждении. Развивать связную речь, умение говорить ясно, понятно для окружающих.

3. Социализация: воспитывать любовь к культуре и природе Сибири. Знакомить с разнообразием родной природы.

4. Физическая культура: продолжать формировать умение осознанно выполнять движения.

Предварительная работа:

1. Чтение познавательной литературы.

2. Рассматривание иллюстраций.

3. Беседа с детьми об озере Байкал.

5. Разучивание стихотворений.

6. Разучивание физминуток.

План мероприятий:

· Беседа о животном мире Сибири.

· Просмотр слайдов и фильмов о природе, о Байкале

· Познавательные занятия «Животный мир Байкала».

· Наблюдения на прогулке.

Направление работы участников:

· Домашнее задание: разучивание стихотворения.

· Просмотр фильмов «Живая природа».

· Творческие работы на тему «Природа озера Байкала»

Подготовка: макет озера Байкала, камни, ракушки, краски, кисти, листы со следами диких животных, игрушки- животные, пластилин, диск с аудиозаписью шума ветра и прибоя, видеозапись с изображением рыб озера Байкала, кроссворд.


П/И «А мы к озеру спустились»

Совместное творчество родителей и детей «Вдохнем жизнь в озеро Байкал»


Психогимнастика «На берегу озера»

Игра «Белый шаман»

«Следопыты»

«Накормим животных «


стихи о Байкале

Источник

Занятие quot Путешествие по Прибайкалью quot для детей старшего дошкольного возраста

Занятие "Путешествие по Прибайкалью" для детей старшего дошкольного возраста

Цель: развитие экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через ознакомления с животным миром Прибайкалья.

Беседа об озере Байкал, его растениях и животных. Чтение легенд и сказок о Байкале. Знакомство с детским журналом «Сибирячок» и его главным персонажем — Сибирячком. Выставка детских рисунков — «Сибирячок — друг из Сибирского края».

Иллюстрации с изображением животных, птиц, карта Иркутской области, костюм Сибирячка, аудио запись детской песни «Веселые путешественники», разрезанная картинка на отдельные фрагменты — Сибирячка, видеофильм о жизни бобров, лесные правила, для детей написанные на березовых листочках, сделанных из бумаги, письмо Сибирячка, фигуры животных, детские стульчики расставленные в виде поезда.

Организационная (вводная) часть.

Воспитатель вносит конверт с письмом и сообщает, что обнаружила это письмо утром, перед приходом детей в детский сад.

Воспитатель: Ребята, давайте прочитаем, что в нем написано:

«Ребята сегодня я приглашаю вас к себе в гости и вместе со мной отправиться в путешествие по озеру Байкал. Вы, наверное, еще не догадываетесь кто я? А это вы узнаете, когда соберете картинку из фрагментов «.

Воспитатель: Сейчас мы с вами и узнаем, кто приглашает нас в гости. Давайте соберем фрагменты картинки.

Дети приступают к заданию. Сложив, они понимают, что это Сибирячок.

Воспитатель: Да это же друг всего Сибирского леса, друг озера Байкал и наш друг — Сибирячок. Он опять приглашает нас в свое увлекательное путешествие. Так, но для начала нам необходимо изучить карту и найти место расположения чудного озера Байкал.

Дети изучают карту. Находят озеро Байкал, и города окружающие его. Отмечают на карте.

Воспитатель: Ребята путешествовать мы будем на поезде. Скорее занимайте места в вагонах.

Дети усаживаются на стульчики, которые заранее установлены в виде поезда. Звучит детская песня «Веселые путешественники» («Мы едем, едем, едем в далекие края:». У каждой остановки заранее готовятся атрибуты.

1 остановка «В гостях у жителей лесной чащи»

Оформление — лес, животные, птицы, озера и т.д.

Воспитатель: Что за станция такая? Кругом лес, звери, птицы. Ребята, где мы? (Ответы детей — в лесу, в тайге). Здесь живут друзья Сибирячка. Кто они? (Ответы детей — звери и птицы).

Сибирячок: Здравствуйте мои давние и хорошие друзья. Вы очень много знаете про мой лес и тайгу. Для вас я приготовил очень много разных загадок. Кто отгадает загадку, получит от меня таежный подарочек — кедровую шишечку.

1. Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
В сарай попала,
Кур пересчитала.
(Лиса)

2. Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке — летом.
(Белка)

3. Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной.
(ёж)

4. Я устраиваюсь ловко:
У меня с собой кладовка.
Где кладовка?
За щекой!
Вот я хитренький какой!
(хомяк)

5. Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога, раскинув широко.
(лось)

6. Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны. (медведь)

Воспитатель: Молодцы ребята! Посмотрите, Сибирячок почему-то загрустил.

Сибирячок: Я играл в прятки со своими друзьями и все перепутал. Забыл, кто, где живет.

Воспитатель: Давайте поможем Сибирячку.

Проводится дидактическая игра «Кто, где живет?». Детям предлагаются картинки с животными и птицами и разные варианты домиков — это норы, гнезда и т.д. Дети подбирают для каждого — домик.

Сибирячок: Вот какие дети вы молодцы, помогли всем животным отыскать свои домики. Нам пора ехать дальше.

Дети усаживаются на поезд. Звучит детская песня «Веселые путешественники» («Мы едем, едем, едем в далекие края:»)

2 остановка «В гостях у озерного жителя».

Воспитатель: Это кто же здесь хозяйничает? Отгадайте загадку.

1. Есть на речке лесорубы
В серебристо — бурых шубах
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины (бобры).

2. Работящие зверьки
Строят дом среди реки.
Если в гости кто придет,
Знайте, что из речки вход! (бобры)

А вот и сам бобр.

Показывается видеофрагмент жизни семейства бобров. Проводится беседа.

Сибирячок: Живет бобр в реке, под водой он строит дом из бревен.

Какого цвета у него шерсть? Посмотрите, какие у него большие зубы. Как вы думаете для чего они ему? (Ответы детей) Зубами бобр перегрызает деревья, потом из бревнышек делает плотину — перегораживает речку, а мелкие сучки — себе на корм. Зубы у него острые, как пила. Посмотрите, какие у него лапы. Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

Ну, вот познакомились мы с хозяином речки, и прежде, чем отправимся дальше, немного отдохнем и проведем физкультминутку.

Я буду, говорит слова, и показывать движения, а вы будете повторять их за мной.

Ходит по лесу лесник, (Имитационные движения ходьбы)
Он шагать в лесу привык.
Здесь ему совсем, как дома, (Руки в замок над головой — крыша дома)
Все давным-давно знакомо.
Взгляд лесничего остер: (Повороты в сторону — вглядывание вдаль)
Тут недавно был костер —
Под ветвями тлеет жар,
Не досмотришь и — пожар. (Приседание и поднимание рук вверх — имитация пламя огня)

Воспитатель: Вот мы с вами отдохнули и нам пора ехать дальше.

Дети усаживаются на поезд. Звучит детская песня «Веселые путешественники» («Мы едем, едем, едем в далекие края:»)

3 остановка "Звериный детский сад".

Сибирячок: Ребята, а это кто? (Обращаем внимание детей на иллюстрации детенышей диких и домашних животных. Ответы детей — детеныши животных). Ой, ребятки, да это же настоящий детский сад, только в нем воспитываются детеныши животных. А это мамы пришли за своими детьми. (Обращаем внимание детей на картинки с изображением взрослых животных). Сейчас мы с вами поможем мамам разобраться, где, чей детеныш.

Проводится игра «Найди маму». Дети называют животное и его детеныша, составляя картинки и фигуры животных попарно.

Воспитатель: Молодцы ребята. Вы очень хорошо справились с заданием.

Нам пора ехать дальше.

Дети усаживаются на поезд. Звучит детская песня «Веселые путешественники» («Мы едем, едем, едем в далекие края:»)

4 остановка «Лесные правила»

Подводим детей к иллюстрациям, где изображен мусор, лес после пожара и т.д.

Воспитатель: Куда это мы попали? Что же произошло с лесом? Деревья поломаны, не видно птиц и зверей. Кто же это натворил?

Сибирячок: Сделали это люди. Все любят гулять в лесу. Разжигают костры, рвут, цветы, ломают ветки, оставляют после себя мусор. Ребята, так можно делать? Что нужно делать, когда вы уходите из леса? (Дети отвечают на заданные вопросы).

Я тоже, так же как и вы, очень хочу сохранить красоту нашего края. Садитесь в кружок и послушайте, какие лесные правила пришлось написать для людей [1]:

Если в лес пошел гулять
Свежим воздухом дышать
Бегай, прыгай и играй
Но смотри не забывай:
Что в лесу нельзя шуметь
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки
Убегут с лесной опушки
Ветки ели не ломай
И почаще вспоминай:
Мусор с травки убирать!
Зря цветов не надо рвать!
Бабочки пускай летают
Ну, кому они мешают?
Здесь не нужно их ловить
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость
Здесь хозяин кедр и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги.

Всегда выполняйте эти правила! А мне пора домой. До новых встреч ребята! (уходит)

Подведение итогов занятия. Беседа с детьми.

Воспитатель: Вот ребята наше путешествие подошло к концу. Сегодня с Сибирячком мы побывали в лесах нашего большого Сибирского края. Познакомились с его друзьями, которые теперь стали и нашими друзьями.

Источник

«Знакомство с животным миром Прибайкалья в ходе реализации проектной деятельности»

Формирование экологического сознания и обогащения знаний детей о природе родного края.

1.Формировать представления дошкольников об уникальности животного мира Приангарья.

    Развивать познавательный интерес, ко всему живому, желание получать новые знания.

Итог проекта: создание лэпбука.

1 этап: подготовительный

2 этап: основной

3 этап: заключительный

Актуальность:

В настоящее время одной из актуальных задач развития дошкольного образования является модернизация его системы. Успешность данной модернизации в Российской Федерации в значительной степени зависит от обеспечения оптимального соотношения между федеральными и региональными составляющими дошкольного образования.

В современной России важно обозначить роль регионального компонента системы дошкольного образования, его соотношения с федеральными основами для обеспечения всестороннего формирования основ личностной культуры дошкольника. В условиях поликультурного российского общества от успехов этой стратегии во многом зависит повышение качества дошкольного образования.

Под региональным компонентом дошкольного образования понимается учёт историко-культурных, социально-экономических, этнографических и экологических особенностей и организации деятельности системы образования.

С учётом возрастных возможностей и потребностей детей дошкольного возраста национально — региональный компонент можно реализовать через ознакомление детей с историей родного края, экологической культурой и особенностями региона, этнокультурными традициями народа. Воспитание любви к природе, к природе родного края — одна из главных задач современного дошкольного учреждения. Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка, в связи, с чем закладываются основы воспитания к окружающему миру, желание любить и понимать природу.

В связи с достаточно высокой значимостью необходимости реализации регионального принципа в системе дошкольного образования, нами был разработан проект «Животный мир Приангарья», при помощи которого дошкольники получат возможность систематизировать первоначальные знания о типичных представителях животного мира Приангарья.

Реализация проекта:

1.Во время непосредственно- образовательной деятельности и в режимные моменты: игры, трудовая деятельность.

1 этап: подготовительный

Изучение материала, планирование работы с детьми, родителями, коллегами. Пополнение методической литературы.

« ДЕНЬ ЖИВОТНЫХ»

Образовательная деятельность в режимные моменты

Беседа «Животные России»:

1. Животные России,

2. Животные Приангарья: жизнь зверей осенью.

(кабан, рысь, горный козел, ласка),

3. Красная книга (животные)

Рисование любых диких животных.

Лепка: «Лисица» (из целого куска пластилина).

Образовательная деятельность в режимные моменты

    С.р. игра «Ветлечебница».

«Краски зимы»

Образовательная деятельность в режимные моменты

1. Беседа « Красота зимнего леса»:

1. Красота зимнего леса,

2. Жизнь зверей зимой.

2. Лепка «Животное Приангарья».

1. Изготовление украшений изо льда в форме животных.

2.Опыт «Почему заяц меняет шубку?».

3. Д/и «Лесные животные».

4. Чтение С.К. Устинов «Рысь».

5. Д/и «Кто где живет?»

Образовательная деятельность в режимные моменты

    Путешествие по карте «Найди тайгу».

«День родного языка»

Образовательная деятельность в режимные моменты

    Разучивание стихов о животных.

«Природа родного края»

Образовательная деятельность в режимные моменты

1. Аппликация коллективная работа «Лесная опушка».

2. Составление рассказа по картине А.И. Попов «Одинокий волк».

3.Беседа «Животный и растительный мир родного края»:

2.Д/и «Узнай по описанию» (животные и растения).

1. Беседа «Красная книга Иркутской области».

2.Чтение С.К. Устинов «Медведь близко».

3.Создание плаката «Защитим животных».

4.Беседа «Сбережем тайгу – дом для животных».

5. Д/и «Чей детеныш потерялся?».

6.Создание памятки «Правила поведения в лесу».

7. С.р. игра «Следопыты в тайге».

8. Д/и «Кто живет в лесу?»

«День Земли и водных ресурсов»

Образовательная деятельность в режимные моменты

    Просмотр фильма «Животный мир Байкала».

«День театра»

Образовательная деятельность в режимные моменты

1.Придумывание сказки (герои животные Сибири).

2.Конструирование изготовление масок для театра.

1.Чтение сказок из книги «Сказки народов Сибири»:

2. «Белка и кедровка».

2. Драматизация доступных сказок народов Сибири.

«День детской книги»

Образовательная деятельность в режимные моменты

    Создание книги «Животные тайги».

Образовательная деятельность в режимные моменты

1. Составление описательного рассказа «Нерпа».

3. Беседа «Жалобная книга Байкала»:

1.Беседа «Байкал нуждается в помощи человека»,

2.Экологическая игра «Животные и растения Красной книги».

1. Беседа «Животный и растительный мир Прибайкалья».

2. Изготовление фигурок животных (впоследствии использовать для театра).

Работа с родителями

Работа со специалистами

Выставка познавательной литературы.

Экологическая акция «Кормушка».

Изготовление масок диких животных для театра.

Слушание: мелодий национальных музыкальных инструментов народов Сибири;

Слушание: «Зайчик», муз. Ю. Матвеева, сл. А. Блока.

Этюд «Игра в лесу» муз. Т. Ломовой.

Разучивание «Пляска медвежат», муз. М. Красева.

2 этап: основной

В пятницу Юля принесла книгу «Животные». Ребята с удовольствием ее рассматривали, просили прочитать о понравившемся животном. Поэтому мы решили, как можно больше узнать о животных. В ходе беседы выяснилось, что дети много знают о медведе, лисе, зайце, но хотели бы узнать о животных, которые живут в Сибири, чем питаются, как приспосабливаются к окружающей среде. Я предложила узнать об охране диких животных, о правилах поведения в лесу. Планируя работу на неделю по теме «День животных», учитывали пожелания ребят. Все знания о животных нашего региона мы решили оформить лэпбук. Лэпбук – это в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга). Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущую простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме.

Лэпбук — это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Это отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.

Составили план оформления, рассмотрели листы. Всю работу по знакомству с животными Приангарья я построила на принципе заполнения лэпбука.

«День животных»

Очень интересно прошла беседа «Животные России». Мы узнали, какие животные живут в нашей тайге (кабан, рысь, горный козел, ласка), кто заботится о диких животных, что такое «Красная книга», почему она так называется, для чего её составили: Красной книга называется потому, что красный цвет олицетворяет опасность, призывает к вниманию, бдительности по отношению к исчезновению с лица земли редких растений, животных, птиц, насекомых и других живых существ.

Так же моделировали разные ситуации на темы: «Что произошло бы, если бы исчезли все животные?», «Почему нельзя обижать животных?». Ребята сказали, что если бы исчезли животные, то наша планета превратилась в пустыню.

Дети лепили и рисовали животных, составляли и отгадывали загадки.

Ребятам были предложены дидактические игры «Лото» (животные), «Помоги собрать малышей», «Кто есть кто?», где они применили свои знания. Итогом этой недели стала фотовыставка «Животные Приангарья», которую мы оформили в лэпбук.

Знакомясь с профессией врача, мы отметили, что животные, как и люди, могут болеть. И тогда им на помощь приходит врач-ветеринар, который делает уколы, операции, прививки (все лекарства изготовлены только для животных).

Полученные знания дети закрепили в с.р. игре «Ветлечебница».

В процессе дидактической игры составили пищевую цепочку «Кто, что ест?», которая стала итогом недели и была помещена в лэпбук.

«Краски зимы»

Зима — сказочное время года, поэтому такие же сказочные получились украшения изо льда в форме животных, (в ходе работы уточняли фигурку какого животного ребенок заливает водой) которые мы сделали для украшения елочки. Детям была предложена д/игра «Кто, где живёт?», закрепили среду обитания зверей. В ходе беседы «Красота зимнего леса» ребята рассказали, что звери к зимним условиям приспособлены по-разному: одни впадают в спячку, другие покрываются густой и длинной шерстью, меняют шубку. Провели опыт «Почему заяц меняет шубку?» — белый цвет помогает прятаться от врагов. По свежим следам на снегу можно узнать, кто из зверей не спит. Д/игра «Чьи следы?» стала итогом недели.

Познакомили с народным промыслом коренных жителей Сибири: рассматривали иллюстрации и изделия из дерева и кости с изображением животных. Очень детям нравится «путешествовать» по карте. Поэтому мы нарисовали карту Иркутской области и поместили её в центре лэпбука — итог недели.

«День родного языка»

С большим интересом дети слушали рассказы и сказки о животных. Нами были прочитаны:

В.В. Киселев «Не в зверинце, а в тайге» (бурундук, соболь).

С.К. Устинов «Рысь»,

С.К. Устинов «Медведь близко»,

М.Е. Трофимов «Лесная азбука».

После прочтения каждого произведения с детьми проводилась беседа, где мной задавались вопросы по содержанию рассказа, оценивались поступки героев. Разучивали стихи о животных, которые оформили в лэпбук.

«Природа родного края»

При ознакомлении с природой родного края провели беседу «Животный и растительный мир родного края», где продолжили знакомить с животными и растениями. Так большинство растений нашего края съедобны и полезны для организма. В д/игре «Узнай по описанию» закрепили знания. (воспитатель описывает животное, растение, а дети показывают карточку с изображением).

Интересно прошла беседа «Сбережем тайгу- дом для животных», ребята отметили, что животные, растения, птицы и другие существа исчезают от неправильных действий человека. Поэтому мы изготовили плакат «Защитим животных»

Так же отметили, что лесные обитатели живут как бы одной семьей, в которой есть свои правила. И все им подчиняются, поэтому, когда мы приходим в гости к «Природе», мы тоже должны соблюдать определенные правила и создали памятку «Правила поведения в лесу»:

Дети и взрослые должны знать правила поведения в лесу:

— не пытаться поймать зверька, птицу, .

— не бросать палками, камнями, . ;

— не разорять нору или гнездо;

— не рвать много и с корнями.

Ребята составляли рассказ по картине А.И. Попова «Одинокий волк», описывали животное, так же отметили красоту зимнего пейзажа.

В с. ролевой игре «Следопыты в тайге» закрепили знания о животных и птицах родного края.

Итогом недели стала д/игра «Кто живет в лесу?»

На данном этапе работы над проектом у нас оформлен лэпбук. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для повторения пройденного.

Игра «Кто что ест? » Ребенок рассматривает и определяет, что едят животные.

Игра: «Чьи следы? ». Рассмотреть фото различных следов животных и определять кому, какие следы принадлежат.

Игра «Сложи картинку». Сложить картинку животных из разрезных фото.

Игра «Чье логово? ». Рассмотреть фото: дупло, берлога, нора. И определять какое логово кому принадлежит.

Игра «Назови правильно». Фото животных в тайге и в лесу. Узнавать и правильно называть животное

Работа по проекту продолжается, планируем:

«День театра»

1.Придумывание сказки (герои животные Сибири).

2.Конструирование изготовление масок для театра.

3.Чтение сказок из книги «Сказки народов Сибири»:

2. «Белка и кедровка».

4. Драматизация доступных сказок народов Сибири.

«День родного языка»

1.Создание книги «Животные тайги».

2.Чтение рассказов о животных.

3. Оформление выставки книг о животных.

1. Составление описательного рассказа «Нерпа».

3. Беседа «Жалобная книга Байкала»

4.Беседа «Байкал нуждается в помощи человека»

5.Экологическая игра «Животные и растения Красной книги».

6. Беседа «Животный и растительный мир Прибайкалья».

7.Изготовление фигурок животных (впоследствии использовать для театра).

Большую помощь нам оказывали родители: приносили книги о животных, иллюстрации, составляли рассказы, разучивали с детьми стихи о животных. Вместе с детьми изготовили кормушки. Ребята приносили из дома семечки, крупу для птиц.

Ожидаемые результаты:

Презентация лэпбука для родителей.

— Появление у детей желания общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

— Развитие понимания необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно — эстетическом и практическом значении для человека;

— Желание детей получить большую информацию о животных родного края.

Ресурсное обеспечение проекта.

1.Ветрова Н. И. Формирование деятельности наблюдения и наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста. Л. -1973

2. Мишарина Л. А. Комплексно — тематическое планирование регионального компонента по образовательной области «Познание» для детей 3-7 лет: учебно-методическое пособие/ Л. А. Мишарина — Иркутск: ГОУ ВПО «ВСГАО», 2011. – 101с

3. Путешествие по Байкалу: Учебно-методическое пособие – Иркутск: ГОУ ВПО «ВСГАО», 2011. – 222 с.

Источник



НОД Конспект занятия «Животный мир Прибайкалья» к проекту «Священный Байкал»

Цель. Дать представление о некоторых видах животных, обитающих в Байкале и Прибайкалья.

Материалы. Картинки с изображением животных Байкала. Макет озера Байкала.

Воспитатель. Животный мир Байкала и Прибайкалья необычайно богат. В озере и его окрестностях обитают почти все виды пресноводных животных. Сегодня мы побеседуем о них и познакомимся с некоторыми видами.

Давайте построим лодку и поплывем на ней по просторам священного моря.

Дети ставят стулья в форме лодки, садятся на них.

Воспитатель. Проплывая по гладь озера, часто можно встретить рыбаков. Богаты байкальские воды рыбой. Самая древняя и крупная из них – осетр. ( Здесь и далее раскладывает вокруг лодки картинки с изображением животных).

В возрасте 15-16 лет осетры вырастают до метра и весят до 10-12 килограммов. Различные народы, населяющие Прибайкалье, называют эту рыбу по-разному: монголы и буряты – «хелма», эвенки – «тина», якуты – «хатыс», гиляки – «туккичо», гольды – «ирфу». А знаменитый русский писатель Виктор Астафьев назвал осетра царь-рыбой. Байкальский осетр занесен в Красную книгу России как редко встречающий вид. Ловить эту рыбу запрещено.

Основная промысловая рыба на Байкале – омуль. Он долгожитель среди рыб, живет около 20 лет. У народов Сибири есть поверье: если тяжелобольному человеку провести по губам хвостом омуля, болезнь отступит. Омуль считают в Сибири самой вкусной деликатесной рыбой, его жарят, солят, коптят, консервируют, варят из него уху. А коренные жители едят мясо замороженного омуля сырым. Особенно ценится из-за своего неповторимого нежного вкуса соленый омуль.

На ковре появляется новая рыбка – голомянка.

= Что за рыбка-невеличка – меньше вашей рукавички?

Жаль на солнце рыбка тает, рыбьим жиром истекает.

Это рыбка голомянка. Самая многочисленная рыба Байкала обитает на глубине от 100 до 300 метров. Она почти прозрачная, точно сделана из розоватого стекла. Голомянка наполовину состоит из жира. В преждние времена местные жители собирали этих рыб, штормом выброшенных на берег, чтобы вытопить из них чрезвычайно полезный жир, который у большой голомянки составляет половина её веса. Голомянки не откладывают икру, а рождают живых мальков. Название этой рыбки происходит от слова «голомень», что означает «открытое море». Вспомните стихотворение об этой рыбке.

Я к Байкалу иду спозаранку,

Говорю я ему с улыбкой:

— Одари меня, море, рыбкой,

дай ты мне поймать голомянку.

Эта рыбка на вид невзрачна.

Но зато она так прозрачна,

Я к глазам поднесу поближе –

Сквозь неё чудеса увижу.

Я мгновенно окину оком

Все, что близко и что далеко…

Угасает моя улыбка:

Где ты, где, голомянка – рыбка?

По каким глубинным потокам

Бродишь тихо и одиноко?

И по странной какой причуде

Выбираешь пути, беглянка.

Ты не дай разувериться в чуде,

Ты ко мне приплыви, голомянка. ( М.Сергеев)

На ковре появляются рыбки – даватчан и хариус.

Воспитатель. А это рыбы-хищники: даватчан и хариус. Они тоже занесены в Красную книгу. Даватчан вооружен крепкими, острыми зубами, торчащими наружу. Эвенки почитают эту рыбу, как божество, побеспокоив которое можно нажить немало неприятностей.

Хариуса узнают по крупным и ярким спинным плавникам. Наверное, они и помогают этой рыбе, охотясь за летающими насекомыми, выпрыгивать из воды на высоту до полуметра.

Желтокрылку – неболшую рыбку, похожую на веретено, — рыбаки ловят сетями. Она прозвана так потому, что у её самцов в период нереста плавники окрашиваются в желтый цвет.

Самая маленькая рыба Байкала широколобка Гурвича. Взрослые рыбы этого вида весят всего 2-3 грамма.

Давайте устроим рыбалку. Прежде чем выловить её из воды, вспомните, можно ли её ловить.

Дети по очереди встают, обходят «лодку» и собирают картинки, на которых изображены промысловые рыбы Байкала, закрепляя их названия.

Воспитатель. Посмотрите, что за птица пролетела над нашей головой?

(Показать картинку)

Чайки гнездятся на скалистых берегах Байкала и его островов.. Двайте пристанем к берегу и узнаем, какие ещё птицы облюбовали эти места. Особенно много здесь разных видов уток. Иногда можно встретить диких гусей, лебедей-кликунов, бакланов, серых цапель и гагар. ( Картинки).

А это хищная птица.

Загадка. = Зоркий глаз парит высоко, но не ястреб и не сокол.

Это орёл. В Прибайкалье обитает семь видов орлов. Одним из самых красивых и величественных пернатых хищников считается белоголовый орёл. Размах его крыльев достигает двух метров, а живет он до ста лет. Орёл у бурят –птица особенная. Священный белоголовый орел — герой многих древних байкальских легенд. По преданию, сын грозного духа острова Ольхон в образе белоголового орла первым получил шаманский дар.

Хорошо, что мы не ушли далеко от воды. Посмотрите, что за любопытная мордочка смотрит на нас из-за камня?

В снежном логове родятся, простудиться не боятся.

Подрастут, начнут нырять, шубки белые менять.

Если очень повезёт – лет с полсотни проживет.

Что за зверь такой с усами? / Нерпа/

На каменистых берегах острова Тонкого и Ушканьих островов находятся лежбища нерпы, единственного в мире пресноводного тюленя.

Это удивительное млекопитающее семейства ластоногих способно жить как в воде, так и на суше. Как вы думаете, почему байкальскую нерпу относят к семейству ластоногих?

Дети. Лапы нерпы похожи на ласты. Они помогают зверю быстро плавать в воде и нырять.

тюленя. Самое крупное лежбище нерпы на Байкале находится на западной стороне.

Воспитатель. Взрослые нерпы питаются рыбой. Своих детенышей они кормят молоком. Вспомните, как называют таких животных?

Дети. Млекопитающие ( закрепить название).

Воспитатель. Прибайкальская тайга богата зверьем.

Разгадайте загадки, найдите картинки-отгадки и разложите их на макете озера Байкал.

= Он тайги хозяин строгий,

Кабинет его в берлоге. ( Медведь).

= У него в полосках спинка ,

Хвостик легкий, как пушинка.

Все запасы, как в сундук,

Прячет в дупле… ( бурундук).

= Н а овчарку он похож.

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

И на всех готов напасть. ( Волк).

= Живет не в тундре тот олень,

Не видит он полярный день.

Он в Забайкалье обитает.

Как звать его, кто отгадает? (Изюбрь).

= Что за зверь, скажите, братцы,

Может сам в себя забраться? (Норка).

= Есть в тайге большая кошка,

Уши в кистчках-сережках.

Ты не скажешь кошке «брысь»,

Потому, что это… ( рысь).

= Этот зверь довольно прост:

К голове приделан хвост.

Вот и всё. Ни лап, ни шеи,

Потому что это… ( змеи).

Дети выполняют задания. Затем проводится дидактические игры.

Нерпа – чудо Байкала, это, который живет в пресной воде, она является самым ценным и уникальным На Байкале насчитывается около 40 тыс. нерпы.

Байкал является пристанищем 236 видов птиц. Водоплавающих птиц среди них 29 видов. Из птиц на Байкале встречаются главным образом различные виды уток. Часто утки собираются в большие стаи, которые довольно часто встречаются на воде во время плавания по Байкалу.

Иногда можно увидеть гусей или лебедей-кликунов. Для баклана полюбилось открытое пространство Байкала. Здесь можно встретить серую цаплю и чернозобую гагару.

Скалистые острова и устья рек изобилуют чайками, на островах Байкала они селятся в большом количестве, а Остров Тойнак служит местом гнездования серебристых чаек.

Физминутка. /Все слова сопровождаются движениями/

В настоящее время в озере Байкал известно 1550 видов и разновидностей животных. Байкальская фауна является древней, состоящей из морских и пресноводных видов животных, а Байкал — хранилище древней фауны планеты, лишь незначительно изменившаяся за долгую жизнь в озере.

Дидактические игры.

«Что для чего?»

Дети распределены на две подгруппы. Члены первой показывают картинку с изображением животного и задают вопрос, члены второй подгруппы на него отвечают. Затем участники меняются местами. Выигрывает та группа, которая больше даст правильные ответы.

— Для чего изюбру рога и сильные ноги?

Ответ: — рога помогают этому оленю защищаться от хищников, а сильные ноги, помогают преодолеть большие расстояния в поисках пищи.

— для чего зайцу длинные чуткие уши, зоркие глаза, быстрые лапы.

— за зайцем охотятся филин, волк, лиса и рысь, а заяц травоядное животное. Длинные чуткие уши помогают услышать приближение хищников, зоркие глаза – увидеть, а быстрые ноги – убежать.

— для чего рыбам хвост? Жабры?

Ответ: — хвост рыбам помогает менять направление, с помощью жабр рыбы дышат в воде.

«Узнай по описанию».

Воспитатель описывает животное. Дети поочередно находят картинки с их изображением и называют зверей, птиц и рыб.

Это самые мелкие олени. Внешне они похожи на кенгуру: их задние ноги значительно длиннее передних Рогов у них нет, н у самцов растут длинные изогнутые клыки. Это животное занесено в Красную книгу. ( Кабарга).

Воспитатель. На следующих занятиях мы продолжим с вами путешествие по Байкалу. Для этого дома вместе с родителями сделайте лодки из разных материалов (дерева, бумаги, картона или из коры дерева и т.п.). А чтобы плавание прошло удачно, пусть взрослые расскажут вам о климате Прибайкалья, ветрах, которые дуют в этих краях в разное время года, обостровах, где можно переждать шторм.

Источник

Тема недели: «Птицы Прибайкалья зимой»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Знакомить детей с понятием «птицы». Продолжать знакомить с особенностями внешнего вида, дать знания о способе питания и образе жизни; вызвать удовольствие от общения с природой.

Задачи:

  • Расширить знания детей о птицах.
  • Обогатить словарь детей по данной теме.
  • Продолжать учить отсчитывать заданное количество предметов и обозначать количество цифрой (1 и 2).
  • Развивать мышление, мелкую моторику, координацию движений.
  • Развивать слуховое и зрительное восприятие.
  • Воспитывать желание помогать птицам.

Итоговое мероприятие: выставка детских рисунков

Взаимодействие с родителями: создание кормушек для птиц; консультация для родителей: «Кормушка своими руками»; Консультации: «Игра в экологическом воспитании дошкольников».

Просмотр содержимого документа
«Тема недели: «Птицы Прибайкалья зимой»»

Тема недели: «Птицы Прибайкалья зимой»

Дата проведения: 12.12.2016 по 16.12.2016

Цель: Знакомить детей с понятием «птицы». Продолжать знакомить с особенностями внешнего вида, дать знания о способе питания и образе жизни; вызвать удовольствие от общения с природой.

Расширить знания детей о птицах.

Обогатить словарь детей по данной теме.

Продолжать учить отсчитывать заданное количество предметов и обозначать количество цифрой (1 и 2).

Развивать мышление, мелкую моторику, координацию движений.

Развивать слуховое и зрительное восприятие.

Воспитывать желание помогать птицам.

Итоговое мероприятие: выставка детских рисунков

Взаимодействие с родителями: создание кормушек для птиц; консультация для родителей: «Кормушка своими руками»; Консультации: «Игра в экологическом воспитании дошкольников».

2-я неделя. Понедельник

Виды дет. деят.

Непосредственно образовательная деятельность

Вид детской деятельности в режиме дня

Индивидуальная работа с детьми

Самост. деятельность детей

I пол. дня

Беседа: Крылатые соседи.

Цель: Расширять представления о перелетных птицах, знакомить их с внешним видом, образом жизни. Развивать память, мышление, речь. Воспитывать бережное отношение к птицам, как части живой природы. [3]

Худ.-эстетич. развитие (музыка)

Утренняя гимнастика (картотека №1)

Беседа с детьми о птицах.

Цель: дать представление о перелетных и зимующих птицах, о взаимосвязи природных явлений (исчезают насекомые, улетают птицы).

Д\и: «У человека рука, у птицы…»

Цель: уточнять представления детей о птицах.

Работа в центре книги. Л.Н.Толстой «У Вари был чиж», «Хотела галка пить»

Цель: совершенствовать умение слушать сказки, анализировать поступки героев.

Работа в центре природы с Владой Б. и Богданой Б.: полив и рыхление почвы.

Цель: самостоятельно определять необходимость полива.

Обеспечить условия — для самостоятельной работы детей предложить ножницы для развития навыков вырезывания «Вырезаем птиц» приклеиваем на коллаж «Птицы на деревьях» (детям 3-4 лет предоставляются уже вырезанные птицы). Мотивировать детей к совместному выполнению коллективной композиции.

Создать условия для рассматривания иллюстраций и картин о птицах.

Наблюдение . «Какие птицы прилетают на участок?»

Цель: уточнить названия птиц, которые кормятся на кормушке и летают вблизи участка; учить детей различать птиц по двум — трём характерным признакам: воробьи маленькие , серенькие или серо – коричневые, летают стайкой; корона крупная, серо – чёрная, летает одна; голуби крупнее воробьёв, серо – голубые, кормятся стаей.

Труд: Уборка снега на участке

Цель: задачи: воспитывать трудолюбие, коммуникабельность, учить работать сообща.

Задачи: Развивать у детей решительность, упражнять в беге с увертыванием.

Описание: На земле чертится круг или кладется шнур со связанными концами. Воспитатель выбирает ловишку который становится в центре круга. Это кошка. Остальные – птички, находятся за кругом. Кошка спит, птички влетают за зернышками в круг. Кошка просыпается, видит птичек и ловит их. Все птички вылетают из круга. Тот, кого коснулась кошка, считается пойманным и идет на середину круга. Когда поймают 2-3 птичек – выбирается новая кошка.

Кошка ловит птичек только в кругу.

Кошка может касаться птичек, но не хватать их.

Варианты: Если кошка долго не может никого поймать, добавить еще одну кошку.

II пол. дня

Худ.-эстетич. развитие (рисование)

Тема: по дымковской игрушке «Уточка»

Цель: познакомить с игрушками, обратить на обтекаемую форму, роспись.

Гимнастика после дневного сна (картотека №1)

Загадывание загадок о птицах.

Цель: развивать сообразительность, эрудицию.

Просмотр презентации «Перелетные птицы».

Цель: дать представление о перелетных и зимующих птицах.

Беседа «Урок вежливости»

Цель: Развивать связную речь, умение вести диалог, слушать собеседника.

О.Рудик (стр. 169 -172)

Предложить детям раскраски «Птицы», для самостоятельного раскрашивания.

Картотека загадок о птицах

2-я неделя. Вторник

I пол. дня

Познавательное развитие (ФЭМП)

Цель: Закрепить умение сравнивать две группы предметов, формировать представление о равенстве и не равенстве групп на основе счёта двумя способами. Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, проявляя фантазию к передаче образа. Уточнить умение сравнивать два предмета по длине и ширине, устанавливать размерные отношения между тремя предметами разной длины. Воспитывать внимание и умение доводить начатое дело до конца. [4]

Утренняя гимнастика (картотека №1)

Беседа «Перелетные птицы»

Цель: продолжать знакомить с особенностями внешнего вида птиц.

Д\и «Четвертый лишний. Почему?» «Один-много» словообразование про птиц.

П/и «Воробушки и автомобили»

Цель: развивать ловкость, быстроту.

Раскрашивание с Сашей П. и Мишей К. «Силуэты птиц»

Цель: развивать умение раскрашивать силуэт не выходя за контур.

Настольно-печатная игра «Собери изображение птицы».

Цель: развивать воображение, фантазию.

Д\и «Четвертый лишний»

Наблюдение за синицей.

продолжать вызывать интерес к пернатым;

знакомить с синицей, ее повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу.

Угадай, какая птица,

Бойкая, задорная, ловкая, проворная,

Звонко тенькает: «Тень-тень!

Как хорош весенний день!» (Синица.)

Синица расписная свистит, не уставая.

За окном повешу ей

Чтоб теплей и веселей

Бедной птахе стало.

Что это за птица?

Как она выглядит и какого она цвета?

Какие изменения происходят в жизни синиц зимой?

Чем питаются синицы?

Как люди заботятся о них?

Какую пользу синицы приносят?

♦Когда отмечают «синичкин» день? (В ноябре.) В народе говорят: «Не велика птичка-синичка, а и то свой праздник знает».

Трудовая деятельность

Очистка дорожек от льда и снега.

закреплять навыки работы с лопатой;

воспитывать настойчивость, самостоятельность.

Подвижные игры

«Ловишки с мячом».

Цель: передавать мяч, точно согласуя движения с ритмом произносимых слов.

Цель: развивать координацию движений.

Индивидуальная работа

Цель: отрабатывать прыжки на двух ногах с продвижени­ем вперед на расстояние 2—3 м.

II пол. дня

Занятие с психологом

Гимнастика после дневного сна (картотека №1)

Хороводная игра: “Синичка”

Цель: Расширять представления детей о зимующих птицах. Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу.

Чтение стихотворения Е. Благининой «Морозы»:, рассматривание иллюстраций с

Изображением зимующих птиц.

Задачи: Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.

Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу

П/г "Птички в гнезде"

Цель: развитие мелкой моторики.

Игры с любимыми игрушками.

Цель: Учить детей организовывать совместные игры, формировать дружеские взаимоотношения. Обогащать опыт организации собственного досуга с любимыми игрушками.

2-я неделя. Среда

I пол. дня

Утренняя гимнастика (картотека №1)

Рассматривание иллюстраций о птицах. Цель: дать знания о способе питания и образе жизни птиц.

Работа в центре физической культуры. «Идем по кочкам».

Цель: развивать у детей координацию движений.

П/и ««Птички и кот»»

Цель: развивать ловкость, быстроту.

Инд работа по р/речи с Кариной К.

Цель: Развивать связную речь, умение вести диалог, слушать собеседника.

Создать условия для с/р игры «Автобус». Цель: продолжать знакомить детей с городским транспортом, закрепить знания о представителях профессий, связанных с транспортом (контролер, кондуктор, водитель).

Наблюдение за снегопадом.

формировать представление о свойствах снега;

закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде.

Ход наблюдения

Снег из тучи прилетел, Лечь на землю захотел. Ищет места — не найдет, Задержался у ворот.

Падают белые снежинки, ложатся на землю, на крыши домов. Снежинки похожи на белые звездочки. Можно их поймать и рассмотреть, но дышать на них нельзя. Иногда они сыплются вместе и большими хлопьями падают на землю. Иногда холодный ветер ломает белые звездочки, превращая их в мелкую снежную пыль. Снежинки образуются в облаках из маленьких ледяных кристалликов. Зимой они опускаются сверкающими звездочками до земли и покрывают ее снегом. В мороз снег поскрипывает под ногами. Это ломаются лучики снежинок. Снег — это очень много снежинок.

Воспитатель задает детям вопросы.

Почему скрипит снег?

Где образуются снежинки? Почему?

Какой на ощупь снег?

Когда снег бывает мокрый, когда сухой?

Из какого снега легче лепить? Почему?

Привлечь внимание к падающему снегу. Протянуть руку в варежке, поймать несколько снежинок. Рассмотреть их (размер, найти одинаковые).

На что похожи снежинки?

Что станет со снежинкой, если она попадет на голую ладошку? Почему?

Трудовая деятельность

Уборка участка от снега.

Цель: учить собирать снег на носилки, ссыпать в опреде­ленное место.

Подвижные игры

«Гуси-лебеди», «Кто лучше прыгнет?».

— продолжать учить соотносить собственные действия с действиями участников игры;

— закреплять умение прыгать.

Индивидуальная работа

Цель: учить прокатывать шайбу друг другу в парах.

II пол. дня

Конструирование из бумаги

Кормушки из бумаги

Закреплять умение детей складывать квадрат по диагонали (базовая форма «косыночка») .

Продолжать учить детей сгибать по линии назад и загибать вперёд части поделки.

Воспитывать аккуратность в складывании и наклеивании деталей.

Развивать общие речевые навыки (чёткость дикции, правильное звукопроизношение) .

Координировать речь с движением, развивать мелкую моторику.

Совершенствовать грамматический строй речи.

Развивать связную речь.

Развивать творческую фантазию.

Воспитывать отзывчивость и дружелюбие. [1]

Гимнастика после дневного сна (картотека №1)

Чтение рассказа К. Ушинского «Уточки». Цель: формировать умение слушать внимательно, отвечать на вопросы воспитателя.

Д. Игра «Горячий – холодный»

Мы сейчас откроем рот,

Чтоб сказать наоборот.

Цель: закрепить в словаре ребенка слова антонимы.

Воробей маленький, а ворона – большая.

У синички хвост маленький, а у сороки – длинный.

Сорока тяжелая, а воробей – легкий.

У синички клюв тонкий, а у дятла – толстый

Труд – учить самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой- аккуратно расставлять хлебницы, ставить салфетницы.

Предложить детям настольно – печатные игры по желанию детей. Цель: развивать умение определяться в выборе игры.

2-я неделя. Четверг

I пол. дня

Худ.-эстетич. развитие (рисование)

Цель: Познакомить детей с птицей снегирь, с ее строением. Некоторыми особенностями ( когда прилетает, чем питается), учить детей передавать в рисунке образ птицы, учить подбирать соответствующую цветовую гамму, учить композиционно располагать изображение на листе бумаги. [2]

«Зимующие птицы»

Цель: Расширять представления о зимующих птицах. Дать представление о видах питания зимующих птиц. Формировать навыки устанавливать причинно-следственные связи. — Продолжать формировать интерес к художественному слову. Развивать сообразительность в процессе отгадывания загадок. – Воспитывать бережное отношение к природе, доброту, отзывчивость, доброжелательное отношение друг к другу. [5]

Утренняя гимнастика (картотека №1)

Беседа «Птичий дом – птичий двор». Цель: закрепить с детьми названия птиц, способы питания, образ жизни.

Работа в центре музыки -игра: «Гуси вы гуси» (музыкальные ритмические движения)

Цель: закрепить с детьми слова песни, слышать ритм мелодии.

Инд. работа по ФЭМП с Кристиной Ш. и Гошей Ш.

Цель: Совершенствовать навыки счета в пределах 5.

Закрепить умение ориентироваться в пространстве на месте бумаги: слева, справа, вверху, внизу.

Самостоятельная деятельность в центре искусства. Предложить детям фломастеры и карандаши для рисования по трафаретам «птицы».

Цель: закрепить умение рисовать не выходя за контур.

Наблюдение «Птичьи следы на снегу».

Цель: развивать у детей интерес и наблюдательность, умение определять птиц по их следам (размер «крестиков», характер « цепочки»), читать по следам события («цепочка» оборвалась – значит, птица взлетела; «крестиков» много и они в беспорядке – значит, несколько птиц кормилось на этом месте); уточнить представления о том, что следы остаются на свежевыпавшем снегу, так как он мягкий, пушистый, рыхлый, а на плотном снегу следов не видно.

Подвижная игра «Совушка».

Цель: учиться неподвижно стоять некоторое время, внимательно слушать.

Играющие свободно располагаются в зале или на площадке. В стороне («в дупле») сидит или стоит «сова». Воспитатель говорит: «День наступает — все оживает». Все играющие свободно двигаются на площадке, выполняя различные движения, имитируя руками полет бабочек, стрекоз и т. д. Неожиданно произносит: «Ночь наступает, все замирает, сова вылетает». Все должны немедленно остановиться в том положении, в котором их застали эти слова, и не шевелиться. «Сова» медленно проходит мимо играющих и зорко осматривает их. Кто пошевелится или засмеется, того «сова» отправляет к себе в «дупло». Через некоторое время игра останавливается, и подсчитывают, сколько человек «сова» забрала к себе. После этого выбирают новую «сову» из тех, кто к ней не попал. Выигрывает та «сова», которая забрала себе большее число играющих.

II пол. дня

Гимнастика после дневного сна (картотека №1)

Д/и «Сложи целое яйцо из частей»

Цель: Расширить знания детей о птицах.

Обогатить словарь детей по данной теме.

Развивать мышление, мелкую моторику.

Разгадывание загадок по теме

Цель: Закрепление знаний детей о зимующих птицах.

Беседа Ворона — хитрая, ловкая и находчивая птица!

Цель: Дать представление детям о повадках вороны, ее месте обитания, чем питается.

Заучивание потешек про зиму.

Цель Учить образовывать уменьшительно-ласкательные существительные

названия животных; закреплять знания детей о подготовке животных к зиме.

Помочь запомнить потешку, учить читать громко, выразительно проговаривая слова.

Предложить детям настольно-печатную игру «Парные картинки (птицы)». Цель: закрепить с детьми названия птиц.

Источник

Adblock
detector