Закон на страже природы 7 класс обществознание таблица

Закон стоит на страже природы

Форма организации работы: общеклассная, групповая и индивидуальная.

Цели урока:

  • Систематизировать знания по охране природы
  • Использовать полученные знания в своей практической деятельности
  • Воспитывать экологическую культуру и экологическую грамотность учащихся
  • Оценивать жизненную значимость экологически грамотного поведения человека
  • Совершенствование умения выделять главную мысль текста, делать выводы по изученному вопросу и аргументировать их
  • Совершенствование умения работать в группе, участвовать в дискуссии, давать оценку и высказывать суждения по изученной теме

Задачи урока:

  • Донести мысль об ответственном отношении к природе.
  • Познакомить учащихся с правовой основой защиты окружающей среды.

Оборудование: учебник «Обществознание» под ред. Боголюбова Л.Н.; карта урока; Приложение 1 (буклет для работы на уроке), Приложение 2 (мультимедийная презентация), Приложение 3 (творческая мастерская); проектор;

I. Организационный момент

Настрой на урок. Чтение стихотворений.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

Весна, весна! как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!

Клонит к лени полдень жгучий,
Замер в листьях каждый звук,
В розе пышной и пахучей,
Нежась, спит блестящий жук;
А из камней вытекая,
Однозвучен и гремуч,
Говорит, не умолкая,
И поет нагорный ключ.

Слово учителя: Ребята, как вы думаете, почему именно эти стихотворения были выбраны для нашего урока? Что объединяет все эти стихотворения?

Слово учителя: Как авторы описывают природу? В чем выражается природная красота?

Переход к изучению новой темы

Слово учителя: Все мы знаем, что природу надо беречь. Ведь защита окружающей среды – это обязанность гражданина.
Сегодня на уроке мы поговорим об охране природы. А также познакомимся с законами, которые регулируют отношения человека и природы. И познакомимся мы не только с российскими законами.
Прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте подберём эпиграф к нашему уроку.

«Человек – царь Земли, на которой живет»

«Природа – кладовая, а человек в ней хозяин»

«Пора бы человечеству понять,
Богатства у природы отбирая,

Что Землю тоже нужно охранять,
Она как мы – такая же живая»

(Подчеркнутый эпиграф правильный)

Ребята, давайте подумаем, почему мы выбрали именно этот эпиграф?

Вывод: Мы не должны забывать об охране природы. Каждый человек должен заботится об окружающем мире, чувствовать ответственность за чистоту и сохранность природы.

II. Изучение новой темы

Слово учителя: Ребята, сегодня нам с вами не понадобится тетрадь. У каждого из вас на столе лежит буклет (Приложение 1), с которым вы сегодня будете работать. Откройте его пожалуйста, и запишите дату, цель и эпиграф нашего урока.
Ребята, мы несколько уроков посвятили теме «Природа». Сегодня мы говорим о её охране. Что же значит слово «Охранять»? Откройте пожалуйста свои буклеты и подберите несколько синонимов к слову «охранять».
Давайте вспомним, что такое синонимы?

Слово учителя: Ребята, в словаре русского языка В.И. Даля я насчитала 15 синонимов. (стеречь, беречь, оберегать, сторожить, караулить; боронить, защищать, безопасить, крыть, отстаивать, заступать, застаивать, держать в целости, сохранно, спасать.). Вы назвали многие из этих слов. Посмотрите какие важные слова являются частичкой понятия «Охранять». Охранять природу – это не просто следить за порядком и чистотой вокруг. Ещё это означает любовь к природе, проявление заботы к окружающему нас миру.
Мы с вами на прошлых уроках обсуждали качества настоящего гражданина, выполняющего обязанности по охране природы. Это, например, ответственность. Какие ещё примеры мы можем вспомнить?

Слово учителя: Все верно. Но не только граждане ответственны за сохранность природы. Государство разработало специальные документы для того, чтобы защитить природу. И сейчас мы с ними познакомимся.
Ваша задача, слушая мою лекцию, делать краткие записи в табличку в буклете.

Работа с таблицей

Закон об охране природы РСФСР

ФЗ РФ «Об охране окружающей среды»

Законы США об охране природы

Лекция

Первые дошедшие до нас законы об охране природы были изданы в Древнем Вавилоне царём Хаммурапи в XVIII в. до н. э. Эти законы касались защиты лесов от вырубки.
(§ 59) Если человек срубил дерево в саду человека без ведома
хозяина сада, то он должен отвесить 1/2 мины серебра.
В царствование Петра I появилось более 200 указов, инструкций и других документов, связанных с охраной природы. Следует отметить Указ от 30 марта 1701 года, которым впервые в России запрещалась расчистка леса под пашню и сенокосы на расстоянии 30 верст от сплавных рек. Указом от 1719 г. наказание за загрязнение Невы предусматривалось в виде вечной ссылки на каторжные работы. Указом от 6 апреля 1722 г. "О вальдмейстерах" впервые в России были введены должности лесничих вальдмейстеров, и подлесничих унтер-вальдмейстеров. Издание 3 декабря 1723 года Обервальдмейстерской инструкции, включавшей всего 28 статей, придало лесному законодательству единство.

Первый закон об охране природы в РСФСР был принят Верховным Советом РСФСР 27 октября 1960 г. Согласно этому закону объектами охраны природы являются земля, недра, воды, леса и иная растительность, зеленые насаждения в населенных пунктах, типичные ландшафты, курортные местности, лесопарковые защитные пояса и пригородные зеленые зоны, редкие и достопримечательные объекты, животный мир, атмосферный воздух. В данном законе последовательно формулировались задачи и принципы охраны окружающей среды, дан перечень объектов охраны, — практически все они в той или иной мере защищались средствами уголовного закона.
В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. такой подход в принципе сохранен. В законе сформулированы основные принципы и объекты охраны окружающей среды. В нём указано, что главным является охрана жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных экологических условий. Закон направлен на сохранение животного и растительного мира страны, её природных ресурсов. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» определяет полномочия государства в вопросах охраны окружающей среды. Охране, согласно закону, подлежат: земля и недра, флора и фауна, атмосферный воздух и околоземное космическое пространство.
Государством разработаны также законы об охране воды, воздуха, редких и исчезающих видов животных и растений, законы о сохранении земли и недр.
В США существует множество экологических законов. И хотя они имеют разные цели, но направлены на то, чтобы защитить живую и неживую природу, сохранить здоровье и благополучие человека.
Вот некоторые из них. Закон «Об охране федеральных вод от загрязнений» и Закон «О чистом воздухе» позволяют контролировать хозяйственную деятельность человека. Для компаний – банкротов, загрязняющих среду, в США существует специальный фонд, средства которого направляют на очистку загрязнённых территорий.
В законе «Об охране редких и исчезающих видов животных и растений» упоминается белоголовый орёл. Он был выбран национальной птицей новой страны. В отличие от РФ, в США охрана природы находит отражение только в законодательных актах, и нигде более. В РФ охране природы посвящена статья в Конституции, главы в УК РФ и КоАП РФ.

Ребята, давайте проверим, насколько внимательно вы меня слушали?

1. Что попадало под охрану Вавилонского царя Хаммурапи? (Леса)

2. Основная политика Петра I, связанная с охраной природы? (Запрет на вырубку леса вдоль рек, загрязнение вод, вырубку редких деревьев, создание лесных хозяйств)

3. Что попадает под охрану государства по закону РСФСР? (Земля, недра, воды, леса и иная растительность, зеленые насаждения в населенных пунктах, типичные ландшафты, курортные местности, лесопарковые защитные пояса и пригородные зеленые зоны, редкие и достопримечательные объекты, животный мир, атмосферный воздух.)

4. Что является главным объектом охраны по ФЗ РФ «Об охране природы»? (Охрана жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных экологических условий, научно-обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества.)

5. Чем отличается законодательство США И РФ по вопросу охраны природы? (В отличие от РФ, в США охрана природы находит отражение только в законодательных актах, и нигде более. В РФ охране природы посвящена статья в Конституции, главы в УК РФ и КоАП РФ)

Творческая мастерская (Приложение 3).

Слово учителя: Ребята, благодаря вашим выступлениям мы можем сделать три важных вывода:

  • Из-за малейшего нарушения человек может нанести природе вред
  • Из-за малейшего нарушения человек может ощутить на себе серьезные последствия.
  • Из-за малейшего нарушения человек несёт ответственность за свои поступки (Административная, Уголовная)

III. Закрепление изученного на уроке

Слово учителя: Ребята, на одном из прошлых уроков мы с вами читали стихотворение. Я бы хотела ещё раз его озвучить.

Много есть чудес на свете,
Человек их всех чудесней.
Но себя лишь он любил
И природу погубил.
Он никак не мог понять,
Что природа – наша мать!
Вырубаются леса, реки загрязняются,
И вода у нас в реке нам уже не нравится.
Нет теперь в лесах зверей,
Человек ведь всех главней…

Почему не может он
Жить спокойно и с умом?
Охранять, любить, ценить,
Всей природой дорожить!
А теперь вот видим мы
Леса без птиц и земли без воды…
Все меньше окружающей природы,
Все больше окружающей среды.

(ученица средней школы пос. Рождествено)
Это стихотворение написала девочка, ученица школы пос. Рождествено. Давайте тоже попробуем написать стихотворение. Первой строчкой стихотворения будет «Должны природу мы беречь….»

IV. Подведение итогов урока

Слово учителя: Ребята, какой вывод мы можем сделать в конце урока?

Слово учителя: Как бы наше государство не охраняло природу, как бы не заботилось о ней и какие бы законы не выпускала, все начинается с человека. С его отношения к природе, с его заботы, осознания и понимания ситуации, с его ответственности. Чтобы достичь результата, нужно начинать с себя лично.

V. Домашнее задание

Выписать два определения: Экологический кризис и Экологическая катастрофа. К каждому определению сделать иллюстрацию.

Источник

Закон на страже природы. Обществознание 7 класс.

GyicUIv.jpeg

Закон на страже природы. Обществознание 7 класс.

Основной задачей государства является обеспечение благоприятных условий существования человека. Окружающая (природная) среда является основой для гармоничного существования человека. Как известно, на сегодняшний день остро стоит вопрос об экологическом кризисе на нашей планете. Без помощи государства, природа не сможет сама себя обезопасить. Поэтому, государство обеспечивает охрану природы, контролирует природопользование.

Государство издает законы, устанавливающие правила поведения среди природы. Устанавливает меру ответственности за нарушение экологического законодательства. Государство возлагает на граждан ответственность за природу и обязывает каждого помогать, беречь, защищать, спасать и хранить природу. К основным природоохранным законодательным нормам относятся:

· ФЗ «Об охране окружающей среды»

· ФЗ «О животном мире»

· ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»

· Красная книга России

Законы о защите природы включают в себя охрану земель, недр и почвы; всю воду, независимо от того, на поверхности она находится или под землей; все растения и животные; атмосферный воздух и околоземное космическое пространство.

Законами установлены четкие правила, которые касаются:

· Строительных, производственных, сельскохозяйственных, научных работ, затрагивающих природу.

· Все что касается оборота опасных веществ.

· Все что касается ядовитых веществ и микроорганизмов.

· Правила охраны рыбных запасов.

В качестве защитных мер, государство создает природоохранные зоны. Заповедник – участок природного ландшафта, который находится под охраной государства. Биосферный заповедник – участок природного ландшафта, где охранная деятельность сочетается с научно-исследовательской. Национальный парк – территория, на которой охраняются ландшафты и уникальные природные объекты, но в отличие от заповедника, на такие территории допускаются посетители для отдыха.

Источник



§ 17. Закон на страже природы. —

1. Создание природоохранных клубов и партий.
2. Создание плакатов-призывов на тему охраны природы.
3. Создание в школах дней чистоты и субботников, направленных на уборку территории города.
4. Митинги и призывы людей к чистоте и порядку.
5. Установка мусорных баков через каждых 50 метров по всему городу.
6. Установление новых природоохранных правил и порядков.
7. Установка штрафов за нарушения правил.

А для начала не мусорить, относить весь мусор на станции переработки, использовать экологически чистые вещи, сажать деревья и другие растения, можно сделать скворечник или кормушку.

2. В сравнительно недавнем прошлом сельские сходы сибирских и архангельских крестьян нередко объявляли леса священными угодьями, где запрещалась всякая хозяйственная деятельность. Такая торжественная церемония проводилась при огромном стечении народа, с участием священнослужителей и называлась заповеданием. Отсюда произошло слово «заповедник».
Вспомни и запиши другие примеры народной деятельности по охране природы.

Алтайцы почитали кедр. По сибирским деревням ходила экологическая загадка «Не бей меня, залезь на меня, есть у меня».

В Киевской губернии ни один крестьянин бы не стал рубить или корчевать бузину, опасаясь, как бы она не рассердилась и не послала бы на семью порчу и несчастье. Её не жгли, опасаясь, что домашняя птица непременно вся погибнет, а в печь ударит молния. Такие существовали поверья.

Особое место в народной охране природы занимали природные или заповедные рощи. Были они у удмуртов, мари, дагестанцев, сибирских племён, чувашей, кое-где сохранились и по сей день. Некоторые из них вошли в состав заповедников – Кавказского, Алтайского.

3. Как называется Федеральный закон Российской Федерации, регламентирующий отношение государства к природе? Когда он был принят?

Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

4. Какие виды охраняемых территорий тебе известны? Чем они различаются?

С учетом особенностей режима и статуса, находящихся на них природоохранных учреждений, различаются следующие категории указанных территорий:

• Государственные природные заповедники (в том числе биосферные)
• Национальные парки
• Природные парки
• Государственные природные заказники
• Памятники природы
• Дендрологические парки и ботанические сады

5. Первый в мире парк — Йеллоустонский национальный парк — был основан в 1872 г. на территории штата Вайоминг по решению Конгресса США. С тех пор по всему миру были открыты тысячи «мест для наслаждения» — именно так назывались национальные парки до начала XX в.

1) Подумай, почему национальные парки называли «местами для наслаждения».

Потому что, созерцая красоту природы, получаешь эстетическое наслаждение.

2) Узнай, какие охраняемые территории находятся в районе, где ты живёшь. Заполни таблицу.

Вид охраняемой территории Название Что охраняется
заповедник Ильменский сохранение в естественном состоянии природного комплекса
национальный парк Зюраткуль сохранение природных комплексов, культурного наследия, экологическое просвящение

6. Вода — уникальный дар природы и в то же время одно из самых распространённых веществ на Земле. С течением времени она стала играть в нашей жизни огромную роль.

1) Вспомни известных богов, олицетворяющих водный мир, а также легенды и мифы о воде.

Посейдон — в древнегреческой мифологии бог морей.

2) В древности вода служила для защиты в случае нападения неприятеля. Запиши несколько примеров такой защиты.

Вокруг стен любого древнего города создавали ров, заполненный водой. Фламандцы открывали плотины с водой и топили врагов на поле боя.

3) Что загрязняет воду? Как с этим бороться? Опираясь на собственные знания и опыт, заполни таблицу.

Источник загрязнения Способ предотвращения
1 сброс промышленных вод установка очистных сооружений
2 загрязнение патогенными микроорганизмами соблюдениенорм технологий очистки воды

4) Известно, что во всех современных развитых государствах приняты единые стандарты качества воды. Подумай, с какой целью это сделано.

Это сделано с целью обеспечения безопасности здоровья человека от микробиологических загрязнений.

7. В последние десятилетия огромную популярность приобрёл так называемый экологический туризм.

1) Предположи, чем он отличается от обычного туризма.

• Путешествия в природу, причём главное содержание таких путешествий — знакомство с живой природой, с местными обычаями и культурой.
• Сведение к минимуму негативных последствий экологического и социально-культурного характера, поддержание экологической устойчивости среды.
• Содействие охране природы и местной социокультурной среды.
• Экологическое образование и просвещение.
• Участие местных жителей и получение ими доходов от туристической деятельности, что создает для них экономические стимулы к охране природы.
• Экономическая эффективность и вклад в устойчивое развитие посещаемых регионов.

2) Предложи один или несколько таких маршрутов по своему краю.

Куда поехать. Хребет Баштау, река Белая, Башкирский государственный заповедник, Капова пещера, подножие горы Большой Шатак.

Что там делать. За 6 дней можно увидеть максимальное число природных и культурных объектов региона. Передвигаться придется как пешком, так и на автобусе, лошади и катамаране. Никольский храм и Святые источники, демидовские горнозаводские села и места, связанные с именем Пугачева, пасеки и башкирские села — такова вкратце культурная программа. Что до природной части, то здесь путешественников ожидает и конно-верховой выезд в предгорья хребтов Средний Крака и Баштау, и автопутешествие в заповедники — Башкирский государственный и «Шульган-Таш» с заездом в Капову пещеру, и поездка к подножию горы Большой Шатак с посещением золотых приисков, и, конечно, сплав по реке Белой (17 км) с плесами и перекатами. Маршрут построен таким образом, что «дикие» (палаточные) ночевки чередуются с «цивилизованными» (в гостиницах).

Источник

Закон на страже природы 7 класс обществознание таблица

Громов Антон Викторович

Презентация для интерактивной доски по теме «Закон на страже природы». По учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова, 7 класс.

Скачать:

Вложение Размер
o7-21.pptx 59.69 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Тема урока: «Закон на страже природы».

Охрана природы Охрана природы – это деятельность людей, нацеленная на сохранение, разумное ( неистощительное ) использование природных ресурсов.

Природные условия развития человечества: 1. Многообразие видов животных и растений. 2. Недра земли, почва. 3. Водные ресурсы (поверхностные и подземные воды). 4. Атмосферный воздух и околоземное космическое пространство.

Закон РФ «Об охране окружающей среды»: Каждый гражданин имеет право на: 1. Б лагоприятную окружающую среду. 2. Защиту окружающей среды от негативных воздействий (деятельности человека, природных ситуаций) 3. Достоверную информацию о состоянии окружающей среды. 4. Возмещение вреда окружающей среде.

Правила защиты окружающей природы: 1. Правила охраны окружающей среды при производстве и проведении строительных, промышленных, сельскохозяйственных, научных работ. 2. Правила производства, перевозки, хранения, захоронения опасных веществ. 3. Правила безопасности при обращении с ядовитыми веществами и микроорганизмами.

Правила защиты окружающей природы: 4. Ветеринарные правила. 5. Правила для борьбы с болезнями и вредителями растений. 6. Правила охраны и использования недр. 7. Правила охраны рыбных запасов.

Наказание, предусмотренное законом: 1. За неосторожное обращение с огнем – штраф или лишение свободы (до 2 лет) 2. За поджог – до 8 лет лишения свободы. 3. Предприятия, организация или отдельные люди, причинившие вред окружающей среде, обязаны возместить нанесенный ущерб.

Природный заповедник Природный заповедник – устанавливается строгий природоохранный режим и запрещается любая деятельность, ему противоречащая.

Национальный парк Национальный парк – территория, на которой охраняются уникальные объекты природы (доступен посетителям).

Осуществление контроля: 1. Органы гос. власти (гос. инспекторы) 2. Общественный контроль (добровольные объединения, отдельные граждане)

Домашнее задание: 1. Повторение пройденного материала (определения). 2. Параграф « Закон на страже природы» – читать. Вопросы в конце параграфа (устно).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме «Закон на страже природы» по обществознанию для учащихся 7 класса (программа Л.Н.Боголюбова).

Цель: воспитание чувства ответственности за охрану окружающей среды, включая и понимание общественной значимости (слайд 2).Задачи урока (слайд 3)Образовательные: — способствовать формированию знаний о.

Закон на страже природы

Методическую разработку можно использовать на уроке обществознания в 7 классе.

Закон на страже природы

в Конституции РФ записано, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на данной территории.

Закон на страже природы

в Конституции РФ записано, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на данной территории.

Формирование и развитие УУД на уроках обществознания в основной школе (на примере урока обществознания в 6 классе «Закон на страже природы» по УМК Л.Н. Боголюбова)

Данная методическая разработка позволяет на практике реализовать основное требование ФГОС — формирование и развитие универсальных учебных действий через организацию самостоятельной познавательной деят.

Конспект урока по обществознанию в форме ФГОСС по обществознанию в 7 классе «Закон на страже природы»

Материал опирается на учебник по обществознанию под авторством Л.Н.Боголюбова.

Источник

§ 17. Закон на страже природы

В Конституции Российской Федерации записано, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на данной территории. Что означают слова о том, что земля и другие природные ресурсы — основа жизни человека?

Природные условия и хозяйство человека

Жизнь восточных славян, их соседейтысячу лет назад была неразрывно связана с природными условиями Восточной Европы. Люди занимались земледелием (выращивали рожь, ячмень, пшеницу, овёс, горох, лён и др.), скотоводством (разводили лошадей, коров, овец, свиней), охотой, рыболовством и бортничеством. Работали ремесленники: кузнецы производили из железа орудия труда и оружие, гончары — посуду из глины, ювелиры — украшения из благородных металлов. Из дерева строили дома и хозяйственные постройки.

В дальнейшем хозяйство развивалось. Были освоены обширные пространства земли на Севере, в Поволжье, в Черноземье. Появились новые сельскохозяйственные культуры, росло поголовье скота.

Леса, где можно было заготавливать древесину, собирать грибы и ягоды, поля и луга, на которых можно было выращивать хлеб и пасти скот, руда, из которой можно было плавить железо, глина для изготовления посуды, дикие звери, мясо которых употребляли в пищу, пчёлы, дававшие мёд, — всё это условия, без которых жизнь людей была невозможна. Особое значение имели реки и озёра: они были не только источником рыбных ресурсов, но и водными путями, которые соединяли различные земли, благоприятствовали развитию торговых связей между народами.

Природа нуждается в охране

Охрана природы направлена на сохранение природных богатств, предотвращение вредного воздействия на неё хозяйственной и иной деятельности людей. Необходимо осуществлять разумное (неистощительное) использование природных ресурсов <природопользование), их воспроизводство. В результате должно быть спасено многообразие видов животных и растений на нашей планете, защищены водные ресурсы, атмосферный воздух, т. е. важнейшие условия жизни человечества.

Охраной природы занимаются государственные и местные органы власти, промышленные предприятия, общественные организации, отдельные граждане.

Государство издаёт законы, направленные на охрану природы. В 2002 г. вступил в силу закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды». В нём записано, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия в результате как чрезвычайных природных ситуаций, так и деятельности человека.

Закон закрепляет права граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Это означает, что местные руководители, хозяйственники, специалисты, обнаружившие, например, загрязнение водоёма ядами или болезнетворными микробами или сильное загрязнение воздуха вредными газами, обязаны не скрывать правду, а немедленно предупредить об этом население. Подумай, почему валено предупредить людей об опасных изменениях окружающей среды.

Рассмотри рисунки. Что означает право граждан на защиту среды, в которой они живут? Приведи примеры неразумной хозяйственной деятельности, ухудшающей окружающую среду; катастрофических природных явлений (землетрясений, наводнений и т. п.); аварий машин и механизмов, разрушительно воздействующих на природу.

Правила, защищающие природу

Охране подлежат, во-первых, земля, её недра, почва. Во-вторых, поверхностные и подземные воды. В-третьих, леса и иная растительность, животные и другие организмы. В-четвёртых, атмосферный воздух и околоземное космическое пространство.

  • правила охраны окружающей среды при производстве строительных, промышленных, сельскохозяйственных, научных работ;
  • правила производства, перевозки, хранения, захоронения опасных веществ;
  • правила безопасности при обращении с ядовитыми веществами и микроорганизмами;
  • ветеринарные правила и правила, установленные для борьбы с болезнями и вредителями растений;
  • правила охраны и использования недр;
  • правила охраны рыбных запасов.

За нарушение этих правил государство наказывает штрафами или может даже лишить свободы на срок от 2,5 до 8 лет.

Ты уже знаешь о лесных пожарах, охвативших в 2010 г. обширные территории во многих районах нашей страны. Они уничтожали не только растительность, но и жилые дома, расположенные близко к лесным массивам. Несколько месяцев пожарные с риском для жизни боролись с огнём. А причиной возгорания нередко были брошенный кем-то в сухую траву окурок, не погашенный туристами костёр и даже умышленный поджог. Закон предусматривает наказание за неосторожное обращение с огнём, ставшее причиной лесного пожара, в виде больших штрафов или лишения свободы сроком до 2 лет, а за поджог злоумышленник может получить до 8 лет лишения свободы.

Закон устанавливает, что предприятие, организация или отдельные люди, причинившие вред окружающей среде, обязаны возместить нанесённый ущерб.

Для сохранения и изучения природных явлений, отдельных видов растений и животных, уникальных экологических систем созданы государственные природные заповедники. На их территории земля, воды, недра, растительный и животный мир, имеющие значение как образцы естественной среды, изымаются из хозяйственного использования. В заповедниках устанавливается строгий природоохранный режим и запрещается любая деятельность, ему противоречащая. Создание заповедников позволяет сохранить биологическое разнообразие и поддерживать в естественном состоянии природу охраняемых территорий. В биосферных заповедниках ведутся научные исследования по единой международной программе.

Национальные парки — территории, на которых охраняются уникальные объекты природы. В них, в отличие от заповедников, допускаются для отдыха посетители.

Рассмотри карту нашей страны. Найди на ней заповедники и национальные парки. Есть ли в области, республике, крае, где ты живёшь, государственные заповедники или национальные парки? Назови их.

В 2010 г. Правительство России наметило существенное расширение 10 заповедников и 2 национальных парков, планируется также создать за 10 лет 10 новых заповедников и 10 национальных парков.

Рассмотри рисунки и сформулируй правила, за нарушение которых следует наказание.

Выполнение закона контролируют государственные инспекторы в области охраны окружающей среды. Они имеют право проверять соблюдение установленных правил предприятиями, организациями, отдельными людьми и обязаны выявлять и пресекать нарушение законодательства. Наряду с государственным осуществляется и общественный контроль в области охраны окружающей среды. Его ведут общественные добровольные объединения и отдельные граждане.

Жил на свете человек
Профессор Петербургского университета естествоиспытатель Василий Васильевич Докучаев (1846—1903) занимался научной работой, учил студентов. «Чернозём — царь почв, кормилец России», — говорил Докучаев. Он положил начало новой науке — почвоведению. В своих книгах «Русский чернозём», «Наши степи прежде и теперь» он писал о способах охраны плодородных почв (регулирование стока воды, защитное лесоразведение, посадка деревьев и кустарников и др.)- Им был разработан комплекс мер по борьбе с засухой в степных районах. По инициативе Докучаева начались работы в Каменной степи Воронежской губернии: посадка лесополос, создание системы водоёмов.

Труды Докучаева оказали влияние на развитие естествознания, физической географии, лесоведения, мелиорации и других наук о земле. Опыт хозяйственного использования земли в XX в. подтвердил правильность его идей. Именем выдающегося учёного назван научный институт.

Что может сделать гражданин для защиты природы?

  • создавать или вступать в общественные организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;
  • принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, сборе подписей под петициями по вопросам охраны окружающей среды;
  • оказывать содействие органам власти в решении вопросов охраны природы;
  • обращаться в органы власти и иные организации с заявлениями, касающимися охраны окружающей среды;
  • участвовать в природоохранительной деятельности.

Путешествие в прошлое
В 1960 г. преподавателями и студентами биолого-почвенного факультета Московского государственного университета была организована дружина по охране природы. В 1979 г. в Иркутской области был проведён молодёжный поход под девизом «Малым рекам — полноводье и чистоту!». В 1989 г. было создано общество «Зелёное движение». К началу 1991 г. возникло движение дружин по охране природы, объединившее по всей стране более 100 организаций, в деятельности которых принимало участие более 5000 человек. Возникли и многие другие объединения: студенческие экологические отряды, трудовые объединения школьников, десанты, дружины, агитбригады, школьные лесничества, экологические клубы. Они повели борьбу с браконьерством (с незаконными порубками леса, охотой, рыбной ловлей, наносящими большой вред природе), требовали от государственных органов пресечения действий, причиняющих вред природе, проводили экологические субботники, занимались очисткой малых рек, лесопосадками и другими полезными делами.

Выясни, какие экологические объединения существуют в наши дни.

Охрана окружающей среды — задача первостепенной важности не только для нашей страны, но и для всего мира. Поэтому Российская Федерация, осуществляя природоохранную деятельность, сотрудничает с другими государствами, с международными организациями.

Источник

Adblock
detector