Язык цветов как выражали свои чувства в Викторианскую эпоху

Язык цветов — как выражали свои чувства в Викторианскую эпоху

В викторианскую эпоху язык цветов использовали для тайного выражения чувств, в тех случаях, когда о них нельзя было говорить открыто.

Цветы позволяли инициировать знакомство, продемонстрировать свою заинтересованность, намекнуть на пылкость чувств или, наоборот, на полнейшее равнодушие. Цветочные вариации позволяли вести молчаливые диалоги и выражать сложную гамму переживаний. Иногда цветы присылались вместо писем. Например, гиацинт по числу бутонов «назначал» день встречи, а колокольчик по количеству цветков даже «уточнял» час свидания. Букет, перевязанный ниткой жемчуга, подчеркивал восхищение красотой той, кому предназначались цветы. Если же в букет был вплетен бисер, это с грустью намекали на ее отчужденность.

Основоположником европейского языка цветов считают короля Швеции Карла II, который побывав в Персии привез знания о понравившемся ему «языке цветов». С его легкой руки цветочные словари публиковались в течении всего ХVIII столетия, рассказывая о значении того или иного растения.

В России, где всегда с особым вниманием относились к европейским новинкам, «язык цветов» стал популярен в XIX веке. Появились собственные варианты символики, и так же, как и заграницей, каждое растение соответствовало какой-нибудь фразе. Например Шиповник означал: » Можно ли тебе верить?», Ландыш: «Я долго тебя любил», Резеда: «Не твоя красота, но доброта пленила меня», цветок Картофеля говорил: «Ты затмеваешь всех», а Боярышник — «Я в восторге от твоего пения».

Цветы обычно помогают нам передать чувства любви, почтения, расположения или уважения. Букет может примирить после ссоры с любимым человеком, помочь загладить вину, рассказать о чувствах, которые мы не можем или боимся выразить словами. Однако для этого бывает недостаточно одной лишь интуиции, необходимы, хотя бы минимальные знания цветочного этикета и языка цветов. Существует множество толкований, каждое из которых представляет свои версии значений цветов, зачастую противоречащие другим источникам.Это несовпадение объясняется тем, что в различных культурах в разные эпохи один и тот же цветок приобретал различный смысл.

В книге «Светская жизнь и этикет» oт 1901 года, отмечалось, что знать язык цветов просто необходимо, так как «это дает полную возможность быть наготове, чтобы притупить жало насмешки и вовремя отразить пошлую выходку остряка, который<…>вздумал бы поднести вам букет цветов, значение которых вовсе не согласовалось бы ни с вашим возрастом, ни с вашим достоинством, или же заключало в себе явный намек на что-либо оскорбительное для вас».

Язык цветов зародился на Востоке. Именно с помощью цветов восточные красавицы рассказывали о своем настроении и чувстваx. Европа узнала про удивительный язык лишь в 18 веке после опубликованных в 1763 году писем жены британского посла в Стамбуле леди Мэри Уортли Монтегю. Начиная с конца XVIII и весь XIX век в разных европейских странах издавались «Цветочные словари» с подробным объяснением смысла и значения того или иного цветка, растения. В старинных цветочных словарях описывались огромное количество растений и цветов, иногда более 300 наименований. Вот некоторые из них:

Акация – дружба, чистая любовь
Астра – изящество, изысканность
Боярышник – смелость и надежда
Васильки – доверие, простота и нетребовательность
Герань – наружный блеск, без внутренняго достоинства
Гвоздика – храбрость, отвага
Гладиолус – готовность пожертвовать собой ради любимой
Жасмин – чувственность, страсть, первое любовное томление
Колокольчик – миловидность
Ландыш – невинность и чистота нравов, символ девственности, скромности, нежности
Лён – простотa
Лилия – девственность, красотa, царственность
Маргаритка – истина и скромность
Махровый мак – намек на мечтательность, мечты, символ сна, отдыха и лени
Нарцисс – самообожание
Орешник – сердечная тоска
Плющ – дружба
Резеда – сердечная доброта
Рожь – благополучие, богатство
Розa – красота и любовь
Ромашка – мир, спокойствие
Сирень – (сиреневая) первая любовь, (белая) невинность
Тюльпан – символ большого счастья и чистой любви, гармонии
Фиалка – невинность и скрытность

Также уделялось внимание цветy цветов, наличию шипов и даже состоянию самого цветка. Так, например, бутон розы означал юную невинную девушку, ещё не познавшую радости любви, а увядшая роза была символом утерянной молодости, радости, счастья и красоты, а иногда даже раннeй смерти.

Розовый – любовь
Ярко-красный – страсть
Зеленый – надежда
Светло-голубой – вера
Синий – верность и преданность
Мутно-желтый – коварство и зависть
Светло-серый – бедность
Темно-серый – отчаяние
Лиловый – покорность
Фиолетовый – дружба
Оранжевый – гордость и кокетство
Золотой – достоинство
Серебряный – бессмертие

Эти правила распространялись и на искусственные цветы, которыми украшали одежду и головные уборы. Так, например, для венка и букета невесты рекомендовали мирт и померанцевые / флёрдоранж (апельсиновые) цветы, которые символизировали чистоту и невинность невесты. Дурным тоном считалось, если молодая незамужняя девушка украшала себя ярко-красными цветами.

Источник

Язык цветов в природе

Тайный язык цветов — цветочная азбука.


В подробности цветочного этикета посвятит азбука цветов.

Азалия — символ женственности, преданности, но в то же время печаль и одиночество;
«Береги себя для меня»; «Я одинока и бледна от печали» — означает печаль, вызванную одиночеством.

Акация распустившаяся — тайная любовь, целомудренность, одиночество.
Акация белая — платоническая любовь «Почему моя любовь не взаимна?»
Акация желтая — любовь ушла
Акация розовая — элегантность, шарм


Амарилисс — гордость, сдержанная красота

Ананас — совершенство

Анемон — расставание, искренность, надежда

Антурим — страсть

Анютины глазки — счастье, веселье, нежность » Я приворожу тебя!», «Мои мысли заняты тобой».
Трехцветные анютины глазки по праву считаются символом оживающей природы. Еще не сошел снег, а они лукаво подмигивают нам. Белый цвет их венчика олицетворяют надежду, желтые лепестки — удивление, фиолетовые — печаль.

Астра — любовь и нежность
глубоко спрятанное чувство, тайное намерение; символ любви и элегантности
Соцветия — корзинки с множеством лепестков стали символом прощания с летом. Недаром на языке цветов астра означает уходящую красоту и элегантность.

Астра белая — «Я люблю тебя больше, чем ты меня»
«Не убежден(а) в твоей любви»

Базилик -отвращение, ненависть

Бегония — будь осторожен, опасность, «Предлагаю тебе сердечную дружбу».

Бессмертник — «Эта боль не утихнет никогда»

Букет засушенных цветов — отвергнутая любовь

Василек -«Не смею выразить тебе свои чувства», «надежда остается»; символизирует доверие, грацию, простоту, бесхитростность, а также веселость и верность.

Вербена — чувствительность

Вереск — радость исполнения желаний

Виноградные листья — давай уединимся?

Водяная лилия (кувшинка) — красноречие, убедительность, искренность;
«Ты никогда не должна меня обманывать»

Вьюнок — красота»Ты меня не бросишь?»

Гардения — «Я хочу тебе признаться»

Гвоздика — страсть, первая любовь, очарование, верность, «Горячо тебя люблю».
Гвоздика красная — очарование, горячая любовь, восхищение
Гвоздика белая — невинность, чистая и нежная любовь «Я согласна!»
Гвоздика желтая — отказ «Ты избегаешь меня»; «Ты меня разочаровала»
Гвоздика розовая — символ материнской любви «Я никогда тебя не забуду»
Гвоздика полосатая -«Нет», «Я не буду с тобой» — отказ
Гвоздика пурпурная — непостоянство, каприз, антипатия
Гвоздика фиолетовая — своенравность

Георгин — непостоянство, каприз; предупреждение об охлаждении чувств
«Я еще свободен(а)»

Герань — символизирует глупость, безрассудство
Герань (как у бабушки в окошке). Герань в горшке — это может быть не совсем романтично, однако примите этот дар любви благосклонно, без скептической ухмылки, ибо он свидетельствует о самых , что ни на есть серьезных намерениях дарителя в отношении вашей персоны.

Гербера — тайна, улыбка, флирт

Гиацинт обычный — достижения, игры, спорт «Умираю от твоей холодности!»
Гиацинт белый — «Я буду молиться за тебя», «Ты красавица» — символизирует очарование, прелесть.
Гиацинт голубой — согласованность, целостность
Гиацинт желтый — ревность, зависть
Гиацинт красный или розовый — игра
Гиацинт алый — раскаяние, сожаление.
Гиацинт синий — постоянство

Гладиолус -цветок гладиаторов, признание искренности, постоянства;
«Я действительно искренен», «Дай мне перерыв»

Глоксиния — любовь с первого взгляда

Гортензия — холодность, безразличие, изменчивое сердце

Горошек — «Не верю в твои чувства»

Дубовые листья — дружба

Душистый горошек — «До свидания», «Спасибо за прекрасно проведенное время» — отъезд, уход с благодарностью

Жасмин — чувственность, женственность, элегантность
Жасмин считается цветком влюбленных,символизирует также секс и страстность. «Полюбишь ли ты меня когда-нибудь?» .
Жасмин белый — дружелюбие
Жасмин желтый — скромность, робость
Жасмин красный — глупость, веселье

Ирис — эмблема Франции, символизирует веру, надежду, обещание на будущее, мудрость,
«Я очень дорожу твоей дружбой»

Кактус — упорство, выносливость. «Мое сердце исколото иглами любви!»

Клевер
— «Хотел бы я знать:»

Календула (ноготки) -победа, грация, «Я покарен» -ревность, тревога

Калина -«Если ты меня покинешь, мое сердце разорвется»

Калла — красота, уравновешенность. «Ты великолепна»

Камелия — восхищение
Камелия белая — «Ты восхитительна»
Камелия розовая — «Тоскую по тебе»

Каштан — независимость, несправедливость

Кипарис -скорбь

Колокольчик — смирение, покорность, постоянство; болтливость;
«Зачем ты мучаешь меня капризами»

Колосья — тайна

Крапива — клевета, ревность, я вижу тебя насквозь

Крокус — жизнерадостность, веселье, радость, привязанность.
Крокус фиолетовый — «Ты жалеешь, что полюбил меня?»

Кувшинки — ты похожа на русалку

Кукуруза — изобилие

Лаванда — восхищение, одиночество. «Моя любовь покорна»
Лаванда белая -исполнение желаний, защита

Ламинария -грусть

Лен — символ дома, домашний уют, быт

Ландыш — невинность » Ты сделала мою жизнь полной», «Ничто тебя так не красит,как твоя красота»
Многие народы почитали ландыш как символ весны

Левкой — «Мои чувства к тебе постоянны»

Лилия — символ верности, чистоты и невинности
Лилия белая — чистота, девственность «Это божественно быть рядом с тобой», «Мои чувства к тебе чисты»
Лилия желтая — обман, веселье «Я летаю в облаках»
Лилия (калла) — красавица
Лилия оранжевая — ненависть, отвращение
Лилия священная -девичьи чары
Лилия тигровая — гордость, богатство, изобилие, процветание

Листья пальмы — победа, успех

Лотос — счастье, здоровье, долгая жизнь

Львиный зев — ты пошатнул(а) мои добрые намерения

Лютик — «Я скрываю свои чувства»

Магнолия — «Хочу вас любить» — благородство, настойчивость, упорство

Мак — вечный сон, забвение, фантазия «Мои грезы только о тебе»
Соблазняюще — красные крупные цветки — мостик, объединяющий хорошее и плохое, символ противопоставления сиюминутных утех и высоконравственных устоев.
Мак белый — утешение
Мак желтый — богатство, успех
Мак красный — удовольствие
Мак полевой — «Мечтаю о тебе»
Мак садовый — «Давай любить друг друга, пока есть время»

Мальва — ты холоден (холодна) как лед
Ее цветки так красочны и прекрасны, что вряд ли кого удивит, что они символизируют прощение.

Маргаритка — чистота намерений, невинность, верная любовь
«Гадаю о твоей любви (или мужской вариант: я твой рыцарь)», «Ты самая красивая»

Мать-и-мачеха — материнская любовь, забота

Мимоза — чувствительность, застенчивость; недоверие, осторожность
«Я скрываю свои чувства»

Монстера — целеустремленность

Мята — целомудрие

Мирт — любовь, веселье, радость

Нарцисс — эгоизм, тщеславие «Ты тщеславен (тщеславна)», «Ты бессердечна»
Нарцисс желтый — уважение «Ты единственный»

Настурция — «Ты что-то скрываешь», «Сгораю от любви»

Незабудка — настоящая любовь «Не забывай меня»
Небесно-голубой символ стремления к верности и постоянству.

Ноготки — ум, ревность
Этот цветок дарит хорошее настроение и веселость, его также называют «невеста солнца», так как он поворачивается за солнцем.

Одуванчик — счастье и преданность
«Скажи мне правду»

Оливковая ветвь — мир

Орхидея — совершенство, утонченность, любовь ;»Ты прекрасна (прекрасен)!»
Орхидея: цветок душистых прерий. Изысканное и капризное растение. Прекрасная орхидея является символом гармонии, эмблемой духовного совершенства, а также является символом плодородия. Такой подарок — выбор натур несколько холодноватых, рациональных, стремящихся во всем достичь идеала.

Пальмовая ветвь -победа

Папоротник — будь искреннее

Паслен -правда

Перечник зонтичный -безразличие

Петуния
— гнев и горечь

Пион — богатство и слава, пламенная любовь

Подснежники — утешение

Подсолнечник -фальшивое богатство
Яркий подсолнух — символ солнца. К наиболее популярным желтым цветам относится подсолнух. Желтый цвет символизирует тепло, хорошее самочувствие и чувство покоя.

Плющ — верность

Примула — «Ты мне нужен» ; «Хочу на тебе жениться»

Пшеница — богатство, изобилие

Рододендрон — осторожность, осмотрительность

Ромашка — юность, невинность, романтичность
«Могу лишь гадать о твоей любви»

Роза — самый популярный подарок. Эти цветы обычно выбирают люди уверенные в себе. Они крепко стоят на ногах, ценят комфорт и стабильность. Цвет этого удивительного цветка имеет свои ассоциации:
Красные розы – символ страсти и желания.
Белая роза символизирует любовь, согласие, чистоту, невинность, верность
Алая роза считается символом романтической любви и страсти.
Роза без шипов — любовь с первого взгляда
Роза красная (бутон) — смятение
Чайная роза — постоянство
Желтая роза — ревность
Темно-бордовая роза — горе или соболезнование
Бледно-розовая роза — нежность
Темно-розовая роза — благодарность

Сирень — красота
«Ты так же верен (верна)?; «Догадайся о моих чувствах»
Сирень белая — «Давай будем любить друг друга»
Сирень фиолетовая — «Мое сердце принадлежит только тебе»

Тюльпан — признание в любви «Ты мне очень дорог(а)», «Выражаю тебе свою любовь»
Тюльпан символизирует идеальную любовь: чувственную, взаимную, безмятежную.
Белый тюльпан — чистота, невинность
Красный тюльпан — удача
Желтый тюльпан — пожелание любви, радость, дружба, богатство, процветание

Фиалка — верность и добродетель «Думаю о тебе», «Я очень привязан к тебе»
У всех народов мира фиалка считается символом оживающей природы.
Фиалка синяя — скромность, гордость, искренность

Флокс
— «Сожжем наши письма».

Хмель (цветы ) — «Я не так прост (а), как ты думаешь», «Давай дождемся благоприятных обстоятельств»

Хризантема — прощение, благосклонность «Ты замечательный друг»;
олицетврорение верности
Хризантема красная — любовь, «Ты моя тайная любовь».
Хризантема белая -правда, «Старая любовь не ржавеет»
Хризантема желтая. — печальный и изящный цветок поздней осени, один из любимых символов декадентов. Возможно, тот кто подарил вам букет желтых хризантем, не имеет никакого отношения к декадентам, однако, скорее всего это человек романтичный, замкнутый, со склоностью к самокопанию и стойким убеждением, что никто в этом мире не способен его понять, «Я верил в тебя».

Цикламен
— прощание

Чертополох — «Со мной опасно иметь дело»

Эвкалипт — память

Эдельвейс — «Ты потрясающе красива. «

Яблони в цвету — великолепие, «Восхищаюсь тобой», «Тебе мое особое почтение»

Источник

Как возник язык цветов

Существует такая отрасль знаний как флюрографика, рассматривающая символику и значение, которое принято придавать различным спектральным цветам. Цветовое «сообщение» может быть реализовано как при помощи разноцветных предметов или раскраски объектов, — так и путём создания цветочных композиций (букетов, венков) из живых или искусственных растений. С помощью цветов вполне возможно выражать те или иные чувства, идеи и настроения, поэтому они могут рассказать о многом.

Язык цветов — «Селам» — зародился на Востоке, и согласно нему каждый цветок, его цвет и аромат имеют особое значение. Селам был создан женщинами, зажатыми суровыми рамками мусульманства: они не смели часто открывать лица, были лишены нормального общения, — поэтому и перенесли на цветы все оттенки своего настроения и чувства. Ассоциации, возникнув однажды, постепенно превращались в стойкие символы, благодаря которым можно было вести разговор, понятный только «избранным». В восточной традиции считается важным, как дарящий держит букет (соцветиями вверх или вниз, в левой или правой руке), когда поднесены цветы, украшен ли букет листьями, убраны ли у розы шипы и так далее.

В Европу сведения о языке цветов попали благодаря путёвым заметкам двух персон: первый — Обри де ля Моттрей, пребывавший в Турции при дворе короля Швеции Карла XII и описавший Селам в двухтомнике «Путешествие. по Европе, Азии и Африке» в 1727 году; вторая – Мэри Уортли, жена британского посла в Стамбуле — о на описала тайный язык любовных сообщений в своих письмах, которые были опубликованы в 1763 году, вскоре после её смерти, сделав её знаменитой. Монтегю писала: «Нет такой краски, цветов, сорной травы, фруктов, травы, камня, птичьего пера, которые не имели бы соответствующего им стиха, и вы можете ссориться, браниться, слать письма страсти, дружбы, любезности, или обмениваться новостями, при этом не испачкав свои пальцы».

В Викторианскую эпоху во Франции и Великобритании язык цветов использовали для тайного выражения чувств (в тех случаях, когда о них нельзя было говорить открыто). В течение всего 18 столетия публиковались цветочные словари, рассказывая о значении того или иного растения. Да, было время, когда европейские юноши, девушки и замужние дамы с энтузиазмом подсчитывали количество лепестков, пытаясь разгадать «язык» каждого подаренного букета.

В 1830 году поэт и фольклорист Д.П. Ознобишин перевел с персидского и опубликовал книгу «Селам или язык цветов» в Петербурге. В ней было описано более 400 растений, их значения и символы, отображающие общепринятые ассоциации (однако местами надуманные). Эта книга была очень популярна среди молодежи, аристократии, простолюдинов.

В наши дни язык цветов почти забыт, хоть мы по-прежнему считаем красную розу символом любви. Но прежде, посылая букет из определённых цветов с учётом всех нюансов, влюблённые уславливались о месте и времени тайного свидания.

Как понять символику Селама?

Любое чувство можно выразить с помощью цветов – все они традиционно выражают внимание и любовь, однако, как утверждает расхожее выражение, «Восток – дело тонкое», и в случае с Селамом значений обычно несколько. Понять «то самое» можно лишь в сочетании с другими элементами цветочной композиции. Даже эксперты нередко имеют различные мнения по поводу истинного значения подобных посланий, поскольку и шифрование, и расшифровка могут быть спорными: что-то м ожет затеряться «между строк», — простите, между цветами.

Количество цветов в букете имеет секретное значе ние и о многом гов орит получателю. Нечётное количество цветов наделяет положительной жизненной энергией и гармонией подаренный букет только в том случае, если в нём до девяти цветов:

1 цветок — «Ты все, что у меня есть!»
3 цветка — «Хочу уехать с тобой на край света»
5 цветков — «Я тебя люблю!»
7 цветков дарят по традиции в день обручения
9 цветков — «Я уважаю тебя как друга»

Начиная от десяти цветов дарить можно как чётное, так и нечётно е количество цветов – зазорного ничего в этом нет:

10 цветк ов – «Хочу по мо чь, что-нибудь для тебя сделать»
11 цветков – «Ты мой друг»
12 цветков – «Нам тру дно, но всё образуется»
13 цветков – «Я ненавижу и презираю тебя!»
14 цветков – «Ты моя/мой единственный навсегда»
15 цветков символизируют благодарность и уважение

Общий цв ет так же определя ет «смысл» букета: белый означает невинность, жёлтый — зарождение любви, розовый — любовь, ярко-красный — страсть, синий — преданность, лиловый или фиолетовый — мир и доверие, а чёрный цвет подразумевает желание смерти.

Следует так же быть внимательным в выборе букета, и учитывать: существуют цветы, которые дарят исключительно зрелым женщинам, поэтому молодая девушка, получив такой букет, может обидеться.

Цветочный «алфавит» чувств

Азалия – «Заботься о себе ради меня», сдержанность, привлекательность, кроткая страсть (в китайской символике – женственность)
Акация — тайная любовь, красота одиночества, целомудренная любовь
Амариллис — гордость, пасторальная поэзия
Амброзия — взаимная любовь
Ананас – «Ты совершенен!»
Анемон – «Я покидаю тебя! » — расставание, искренность, надежда; отречение, болезнь
Анютины глазки — «Твоя невинность меня покорила» или «думай обо мне» — веселье, развлечение
Арбитус (земляничное дерево) – «Люблю только тебя!»
Астра — cимвол любви, изящества, изысканности, разносторонности и воспоминаний (в Китае, опять-таки, этот цветок означает точность и пунктуальность)

Бегония — ор игинальность
Берёзка — сплетни
Боярышник — надежда, смелость
Бульденеж — мысли о неземном счастье

Василек — скромность
Вереск (белый) — за щита, желания сбудутся
Вереск (лаванда) — восхищение, одиночество
Вьюнок — привязанность

Гардения — «Ты прекрасна, тайная любовь!» или «Я счастливец!»

Гвоздика — очарование, женская любовь.

  • белая — милая и прекрасная, невинность, чистая любовь, подарок женской удачи
  • желтая — отказ или «Вы разочаровали меня»
  • красная — восхищение или «Мое сердце больно тобою!»
  • пурпурная — непостоянство, капризность, гордость
  • розовая – «Никогда тебя не забуду!»
  • сплошной цвет – «Да»
  • полосатая – «Нет», отказ или «К сожалению, не могу быть с тобой, хотя и хочу этого»
  • садовая — женская любовь

Герань — преданная дружб а, или «Вспомни обо мне», скромность, искренность, надежда

Гиацинт – общее значение – стремительность.

  • белый – «Ты – прелесть», «Я буду за тебя молиться»
  • желтый — ревность
  • красный или розовый – «Ты играешь со мной!»
  • пурпурный – «Я сожалею, прости меня»
  • синий — постоянство

Гладиолус – «Дай мне возможность, я искренен»
Глоксиния – любовь с первого взгляда
Гортензия – «Спасибо за понимание»
Гранат – «Приходи ко мне!»

Декабрист – «Уменьши мои с традания!»
Душистый горошек – «Прощай, мой возлюбленный!»

Ёлка и сосна — надежда на перемены

Ирис — «Твоя д ружба значи т для меня очень много», вера, надежда, мудрость и бесстрашие, «Мои комплименты» или «Я вернусь!»

  • красная – «Ты — пламя в моем сердце!»
  • белая – «Ты восхитительна!»
  • розовая – «Страстно желаю тебя»

Клевер четырёхлистный – «Стань моим!»
Клематис — ментальная красота
Колокольчик — п остоянство, покорность
Крокус — общительность
Ландыш — свежесть, возвращение к счастью, покорность или «Ты украшаешь мою жизнь!»
Левкой — невиданная красота
Лен — домашние дела, су дьба

  • белая — невинность, чистота, величие или «Восхитительно быть с тобой!»
  • желтая — фальшивый и беспутный
  • лилия кала – «Твоя красота сводит меня с ума!»

Липа — любовь в браке.
Лютик — богатство

Мак — вечный сон, забвение, воображение.

  • белый- утешение
  • желтый — богатство, успех
  • красный — удовольствие

Малина – покаяние
Маргаритка — невинность, верная любовь или «Никогда не скажу о своих чувствах!»
Ментол – «Уйди с моей дороги!»
Мята — тёплые чувства

Нарцисс — уважение, безответная любовь, «Ты моя единственная», «Солнце всегда светит, когда ты со мной»
Настурция — завоевание, победа
Ноготки — жестокость, горе, ревность

Одуванчик — верность, счастье
Олеандр — предостережение
Орхидеи — любовь, красота, утончен ность, красивая леди или «Ты — красавица!» (китайский символ многодетности)
Остролист — предвидение

Папоротник — волшебство, очарование, доверие и убежище
Первоцвет – «Не могу жить без тебя!»
Петуния — негодование, гнев или «Твое присутствие успокаивает меня»
Пион — счастливой жизни, счастливого брака или стыдливость
Плющ — супружеская любовь, верность, дружба, привязанность
Примула — первая любовь, весна юности

  • свадебная — счастливая любовь
  • темно-красная, малиновая — печаль, траур
  • роза-гибискус — нежная красота
  • розовая — идеальное счастье, «Пожалуйста, поверь мне»
  • красная — «Я тебя люблю»
  • чайная — «Я всегда буду помнить»
  • без шипов — любовь с первого взгляда
  • белая — чистота и наивность, «Я тебя достоин», «Ты божественна», тайна и молчание
  • красно-белая — союз, цветочная эмблема Великобритании
  • белая сухая — «Лучше умереть, чем потерять достоинство»
  • желтая — угасание любви, ревность
  • бутон — красота и молодость
  • альпийская – «Будь внимателен!»

Сирень — красота, влюбленность, первые волнения любви

  • обыкновенный — совершенный любовник, цветочная эмблема Голландии
  • красный — «Верь мне», признание в любви
  • пёстрый — красивые глаза
  • жёлтый — «В твоей улыбке солнце»
  • чёрный – «Хочу умереть за тебя!»

Фиалка — скромность
Флердоранж — благородство, чистота, наивность, вечная любовь или брак и плодовитость
Фуксия — вкус

Источник



Язык цветов

Язы́к цвето́в (Флюрографика) — символика, значение, придаваемое различным цветам для выражения тех или иных настроений, чувств и идей. В Викторианскую эпоху язык цветов использовали для тайного выражения чувств, в тех случаях, когда о них нельзя было говорить открыто.

Язык цветов может быть реализован как с помощью использования разноцветных предметов, раскраски объектов, так и путём создания цветочных композиций из живых растений — букетов, венков и т. п.

Содержание

История

Хоть нельзя говорить, хоть и взор мой поник,
У дыханья цветов есть понятный язык:
Если ночь унесла много грёз, много слёз,
Окружусь я тогда горькой сладостью роз!
Если тихо у нас и не веет грозой,
Я безмолвно о том намекну резедой;
Если нежно ко мне приласкалася мать,
Я с утра уже буду фиалкой дышать;
Если ж скажет отец «не грусти, — я готов», —
С благовоньем войду апельсинных цветов. [1]

Язык цветов родился на Востоке, создали его женщины. Лишённые общения, не смеющие часто открывать лица, они перенесли на цветы все оттенки своего настроения и чувства. Возникшие однажды ассоциации постепенно превращались в стойкие символы, благодаря которым можно было вести разговор.

В восточной традиции считается важным:

  • когда поднесены цветы;
  • как дарящий держит букет:
    • соцветиями вверх или вниз;
    • в левой или правой руке.

    Вот неподдельный вам рассказ,
    Что родило Селам восточный; —
    Из древней хартии нарочно
    Его я выписал для вас.
    Как сладостны цветы Востока
    Невыразимою красой!
    Но для поклонницы Пророка
    Приятней их язык немой.
    У нас гаремы неизвестны;
    Наш Север холоден! Для дам
    Селамы будут бесполезны:
    Они так преданы мужьям.
    Но вы, чьи очи голубые
    Так робко вниз опущены,
    Для вас, девицы молодые,
    Блестят в полях цветы весны!
    От строгой маменьки украдкой,
    От прозорливых няни глаз,
    Селам свивайте, в неге сладкой:
    Любовь легко научит вас.

    Знания о языке цветов попали в Европу благодаря заметкам двух персон: Обри де ля Моттрея (фр.  Aubry de la Mottraye ) и леди Мэри Уортли Монтегю. [2]

    Обри де ля Моттре описал свое пребывание при дворе короля Швеции Карла XII в Турции в двухтомнике «Путешествие. по Европе, Азии и Африке» в 1727 году.

    Жена британского посла в Стамбуле в 1717 году Мэри Уортли Монтегю описала тайный язык любовной переписки «селам», именуемый также «языком предметов и цветов», в своих письмах, опубликованных в 1763 году, вскоре после её смерти, и сделавших её знаменитой.

    «Нет такой краски, цветов, сорной травы, фруктов, травы, камня, птичьего пера, которые не имели бы соответствующего им стиха, и вы можете ссориться, браниться, слать письма страсти, дружбы, любезности, или обмениваться новостями, при этом не испачкав свои пальцы».

    — леди Мэри Уортли Монтегю [3]

    Цветочные словари публиковались в течение всего XVIII столетия, рассказывая о значении того или иного растения. Очень популярен был язык цветов и во Франции и в Англии времен королевы Виктории.

    В 1830 году в Петербурге была издана книга «Селам, или Язык цветов» русского поэта Д.П. Ознобишина, где описывалось около 400 значений растений. В основном, символы и значения цветов отображали общепринятые ассоциации, часто надуманные и вымышленные. Книга была очень популярна среди молодежи. Ознобишиным также была введена в обиход игра в фанты, известная в наши дни и начинающая словами «Я садовником родился…».

    Символика

    На протяжении многих лет люди пытались разгадать тайну символики цветов, изучая сложившиеся о них мифы и легенды. Как правило, цветы ассоциируются с определенными качествами человека.

      ассоциировался с цветом жизни, любви, (отсюда роза — символ любви, гвоздика — цветок страсти), а также как цвет крови, символ гнева и мести (цвет войны и революции).  — символ чистоты и невинности (лилия);  — символ печали, траура;  — символ отвращения, ненависти; кроме золотистого — символа солнца и радости;  — символ надежды;  — символ богов;  — символ верности (незабудки, фиалки),  — символ величия.

    Язык живых цветов — растений

    Символические значения живых цветков растений широко использовались при составлении букетов, когда каждому из элементов композиции придавался дополнительный, эмоциональный смысл.

    Флирт цветов

    Флирт цветов — салонная карточная игра, популярная в XIX веке.

    На картах присутствует набор названий цветов, и каждому названию соответствует некоторая фраза. Названия цветов на всех картах одинаковые, но им соответствуют разные фразы. Играющие говорят вслух название цветка и передают карту собеседнику. Собеседник по этой карте и озвученному названию узнаёт, что ему хотели сказать. Таким образом только два человека знают истинное содержание разговора, для остальных же это — просто названия цветов.

    Источник

    Язык цветов. Что означают цветы

    Язык цветов только на первый взгляд кажется простым, но это не так. У разных народов один и тот же цветок может толковаться по-разному и подчас иметь кардинально противоположное значение.

    Взять, например, лилии.
    В Древнем Риме белые лилии считались цветами роскоши и богатства, их даже изображали на монетах.

    Древние египтяне же украшали этими цветами тела умерших молодых девушек.

    А вот в Германии существует поверье, согласно которому этот цветок вырастает под влиянием какой-то неизвестной силы на могилах самоубийц и людей, погибших насильственной смертью.

    Зато французы без ума от лилий! прямое доказательство — это старый королевский герб Франции. На нем был изображен щит и три перекрещенные лилии, символизирующие милосердие, правосудие и сострадание. Если вам подарят лилии в этой стране, то это будет считаться проявлением уважения.

    Во Франции анютины глазки белого цвета являются символом смерти, а вот в Англии анютины глазки дарят женщинам в знак преданности и признания любви, они являются символом верности и чистоты.

    Итак, что означают цветы? по алфавиту.

    А

    Азалия — символ женственности, хрупкости, кротости, сдержанности, преданности; но в то же время — страсти и печали. Азалию принято дарить перед нежеланной разлукой. преподнося азалию, вы как бы говорите: «Я надеюсь, Ты дождешься меня», «Береги себя для меня», «Я верю Тебе!». Когда мужчина дарит этот цветок, он признается, что вы для него — единственная и неповторимая.

    Акация (распустившаяся) — скрытая любовь.

    Аконит оберегаться, смертельный враг рядом.

    Амброзия Ваша любовь взаимна.

    Амарилис — означает гордость, неприступность, мужественность. Если вы хотите намекнуть мужчине, что он для вас не просто друг, то подарите ему амарилис

    Анемон означает искренность, прямоту.

    Анютины глазки — воздушный поцелуй, веселье, развлечение, «Скучаю!».

    Астра — символ любви, изящества, изысканности, а также — воспоминаний. В Китае астра означает точность. Древние люди верили, что запах листов астры, когда их сжигали, изгонял змей. Астры были положены в могилы французских солдатов, символизируя скорбь и память о погибших. Существует миф, согласно которому астры были созданы из космической пыли, когда Дева смотрела с неба и плакала. поэт Вирджил считал, что алтари богов были часто украшены астрами.

    Астра (белая) — «Я люблю тебя больше, чем ты меня!», «Скажи, что любишь, еще раз», «Не могу думать ни о чем, кроме тебя. ».

    Б

    Базилик — отвращение, ненависть. Отличный повод подарить этот цветок тому, кто вам неприятен, но кому вы по каким-то причинам не можете этого сказать!

    Бегония — буквально «Остерегайся!», «Не всем ты нравишься так, как мне», «Знай: тебе завидуют!»

    Букет засушенных цветов — отвергнутая любовь. Если Вы хотите положить конец чьим-то излишне настойчивым ухаживаниям, сделайте нарушителю Вашего спокойствия такой оригинальный подарок. Даже если этот человек не знаком с языком цветов, засушенный букет заставит его задуматься: «похоже, мне не очень рады. »

    В

    Василек — «Не смею выразить тебе свои чувства»; деликатность, изящество, простота, а также — веселость и верность. Как правило, их принято дарить молодым девушкам в знак симпатии. Такой подарок может означать предложение дружбы или желание возобновить прерванное знакомство. Дарителя васильков не стоит подозревать в нескромных желаниях. Цветы блондинок.

    Викария — «потанцуешь со мной?»

    Водяная лилия (кувшинка) — красноречие, убедительность, искренность; «Ты никогда не должен меня обманывать», «Чувства в моей душе бушуют». Кувшинку дарит человек, который хочет убедить вас, что он ваша «половинка». Даритель просит довериться ему и обещает быть нежным и заботливым.

    Вьюнок — означает красоту, «присмотрись ко мне», «Я украшу твою жизнь». Их часто дарят опытные ловеласы. Но жизнь вьюнка столь же недолговечна, как и чувства дарителя.

    Г

    Гардения — тайная любовь, «Ты прекрасна!»

    Гаултерия — гармония.

    Гвоздика — женская любовь, очарование, увлечение, честь и свобода, верность… Значение гвоздик на языке цветов разное: все зависит от их цвета. Ниже расписано, что какой цвет означает.

    Гвоздика (белая) — пожелание удачи и успеха во всем. «пусть все твои желания сбудутся». Вас считают очень обаятельным, светлым и позитивным человеком, если вам в подарок преподнесли белые гвоздики.

    Гвоздика (желтая) — «Ты избегаешь меня?», «Ты обиделся?», «Хочу, чтобы ты был более внимательным».

    Гвоздика (красная) — победа, успех, лидерство. Большим букетом красных гвоздик принято поздравлять людей авторитетных и уважаемых, руководителей, директоров. Возлюбленным же лучше дарить красные гвоздики в смешанных букетах.

    Гвоздика (розовая) — «Я никогда не забуду Тебя», символ материнской любви. В штатах розовые гвоздики принято дарить на День Матери. Человек, который дарит гвоздики, хочет выразить вам свою благодарность и заверить в том, что при любых обстоятельствах вы можете рассчитывать на его помощь и поддержку.

    Гвоздика (одного цвета) — согласие, «ДА!»

    Гвоздика (полосатая) — отказ, «Нет!», «Я не буду с тобой!»

    Георгин — каприз, непостоянство, мимолетное увлечение. Дарящий георгины говорит: «Ты мне очень нравишься, но я ничего не обещаю», «Я не готов к серьезным отношениям», «Зачем все усложнять?»

    Герань — глупость, безрассудство. «Ты очень легкомысленная особа», «пора остепениться».

    Гербера — тайна, улыбка, флирт, оптимизм. Человек, дарящий герберы, выражает вам свою симпатию и намекает на то, что вместе вам будет очень весело. Гербера — универсальный позитивный подарок: для друзей, возлюбленных, коллег… Смело выбирайте эти цветы, если хотите поделиться с кем-то своим отличным настроением или сделать комплимент.

    Гиацинт — игра, любопытство, мудрость, непредсказуемость, достижения, спорт. Спектр эмоций, которые можно выразить при помощи этих цветов достаточно широк — многое зависит от оттенка гиацинтов. Однако будьте уверены: вам не придется скучать с человеком, который подарил вам гиацинты. Благодаря ему ваша жизнь станет ярче.

    Гиацинт (белый) — постоянство. «Я очарован навсегда», «Красавица, я буду молиться за тебя!»

    Гиацинт (голубой) — уверенность в себе, спокойствие, уравновешенность, согласованность, целостность. «Я знаю, почему ты мне нравишься», «Не сомневаюсь в том, что ты мне подходишь».

    Гиацинт (желтый) — ревность, недоверие.

    Гиацинт (красный или розовый) — игра, «Я знаю, чего ты хочешь», «Тебя ждет множество приятных сюрпризов», «Вся наша жизнь — игра. »

    Гиацинт (пурпурный) — печаль, «Забудь Меня!»

    Гладиолус — «Я действительно искренен», «Ничего не бойся», «Дай мне перерыв». Гладиолус — цветок гладиаторов. Даритель гладиолусов — человек сильный, надежный, не признающий компромиссов.

    Глициния — «Добро пожаловать!»

    Глоксиния — любовь с первого взгляда.

    Гортензия — «Вспомни обо мне»; скромность, искренность, надежда. Кроме того, холодность, безразличие, бездушие, бессердечность. Многие народы верят, что гортензия способна отгонять болезни и несчастья.

    Д

    Дельфиниум — скромность, непритязательность; «Я готов быть твоей тенью», «позови меня».

    Розовый дельфиниум — непостоянство.

    Душистый горошек — отъезд, «До свидания!», «Спасибо за прекрасно проведенное время!»

    Ж

    Жасмин — чувственность, женственность, элегантность и привлекательность. в Индии жасмин называют «лунным светом в любви».

    Желудь — скандинавский символ жизни и бессмертия.

    Жонклия — желание, симпатия, возвращение привязанности, «Люби меня!»

    З

    Земляничное дерево — «Я люблю тебя!»

    Золотарник — успех.

    И

    Иберийка — равнодушие, безразличие.

    Ирис — «Я очень ценю твою дружбу», доверие, мудрость, бесстрашие, вера, надежда.

    К

    Кактус — упорство, целеустремленность. «Тебе не надоело одиночество?», «Я тебя понимаю, как никто другой», «Мы с тобой похожи».

    Калла — преклонение, «Ты великолепна». Если мужчина дарит вам каллы, будьте уверены — перед вами неординарный человек и настоящий джентельмен.

    Камелия — восхищение, совершенство, благодарность. «Ты — неземное существо». Очень хороший подарок мужчине.

    Камелия (белая) — восхищение, «Ты восхитительна!»

    Камелия (красная) — огонь, пламя, «Ты — пламя в моем сердце!»

    Камелия (розовая) — тоска по кому-то, «Тоскую по тебе».

    Клевер — ожидание, плодородие, домовитость, «Хотел бы знать».

    Клевер (белый) — «Думай обо мне», «Вряд ли ты найдешь кого-то лучше, чем я!»

    Клевер (четырехлистный) — символ удачи. Если вы нашли четырехлистный клевер, то загадайте желание, и оно обязательно сбудется!

    Колокольчики ирландские — удача.

    Колокольчик — постоянство, смирение, покорность, «Я всегда буду с тобой», «Зачем ты мучаешь меня капризами?»

    Кореопсис — веселый всегда.

    Крокус — радость, веселье, возрождение, свежесть чувств. «Ты подарила мне незабываемые моменты».

    Л

    Лаванда — восхищение, одиночество, «Я тебя никогда не забуду», «Никто не заменит тебя».

    Лаванда (белая) — исполнение желаний, защита.

    Ламинария — грусть.

    Лен — семейный символ.

    Лилия (белая) — чистота, величественность, благородство, девственность, «Это нечто божественное — быть рядом с тобой!»

    Лилия (желтая) — благодарность, экстравагантность, яркость, легкомысленность, капризность, ложь, «Хочу, чтобы ты меня заметила», «Я не такой, как остальные».

    Лилия (калла) — «Красавица!»

    Лилия (оранжевая) — любопытство, кокетство. «Ты для меня — загадка», «Твое сердце свободно?»

    Лилия (священная) — девичьи чары.

    Лилия (тигровая) — самонадеянность, гордость, изобилие, процветание, благосостояние.

    Листья пальмы — Виктори, победа, успех. Листья пальмы в смешанном букете означают: «Ты — самая-самая, лучшая во всем»

    Лотос — счастье, здоровье, долгая жизнь, мудрость. Лотос принято дарить только хорошо знакомым людям в знак родственных и дружеских чувств.

    Львиный Зев — сила, хитрость, обман, лесть, снисходительность. Даритель этого цветка считает, что вы можете быть ему полезны, он ищет вашего покровительства.

    М

    Магнолия — благородство, настойчивость, упорство, «Все равно ты будешь со мной», «Я — твоя судьба».

    Мак (обычный) — воображение, забвение, вечный сон, мечтательность, молодость, общительность.

    Мак (красный) — стремление к удовольствию.

    Мак (белый) — утешение.

    Мак (желтый) — богатство, успех.

    Маргаритка — невинность, чистота, верная любовь, «Я счастлив, когда счастлива ты». Человек, преподносящий маргаритки, заслуживает вашей взаимности.

    Мать-и-мачеха — материнская любовь и забота; доказанная справедливость. «Не волнуйся, я все улажу».

    Мимоза — чувствительность, стыдливость, застенчивость, также банальность, заурядность, «Я скрываю свои чувства», «Скоро 8 марта».

    Мирт — любовь, веселье, радость, также это еврейская эмблема свадьбы.

    Монстера — целеустремленность, изысканность, шик. «Ты совершенна!»

    Мох — милосердие, материнская любовь.

    Мята — целомудрие, доброта, душевность.

    Н

    Нарцисс — сильные чувства, рыцарство, формальность, безответная любовь, обманутые надежды, «Оставайся такой же прекрасной, как ты есть», «Солнце всегда сияет, когда я с тобой».

    Нарцисс (белый) — внимание, благовещение, кротость, смирение.

    Нарцисс (желтый) — внимание, невзаимная любовь, «Ты единственная», «Когда я рядом с тобой, всегда светит солнце».

    Настурция — завоевание, победа в борьбе. Человек, подаривший вам настурцию, искренне рад вашим успехам. Однако, скорее всего, ни о каких романтических отношениях с вами он не помышляет.

    Незабудка — воспоминания, искренняя, истинная любовь, постоянство, верность.

    Ноготки — жестокость, печаль, ревность.

    О

    Одуванчик — счастье, улыбка, радость жизни, преданность, верность. Человек, который дарит одуванчик, весел и общителен, немного легкомыслен. Для вас такой подарок означает: «Не грусти», «Я рад, что сейчас мы вместе», «Я хочу остановить это мгновение».

    Олеандр — внимание.

    Оранжевые цветы — вечная любовь, невинность, свадьба.

    Орех — глупость.

    Омела — «поцелуй меня», привязанность, преодоление трудностей. Вообще это священное растение Индии, волшебный цветок друидов.

    Орхидея — любовь, нежность, утонченность, интимность, красавица. Орхидею принято дарить только любимым людям. Орхидея является китайским символом детства.

    П

    Папоротник — очарование, магия, грация, покровительство, доверие. «Жизнь прекрасна, когда ты со мной!», «Ты — колдунья». папоротник лучше дарить неординарной, загадочной девушке. Это поможет вам завоевать ее доверие.

    Петуния — раздражение, гнев. «Ты меня не слышишь», «Я не доволен твоим поведением!»

    Пион — счастливая свадьба, веселая жизнь, «Мне не о чем больше мечтать».

    Подснежник — надежда, нежность, молодость. «Мне нравится твоя наивность». Дарящий подснежники хочет подчеркнуть вашу хрупкость и женственность.

    Плющ — гармоничная любовь, привязанность, верность, дружба.

    Плющ (веточка) — привязанность, желание угодить.

    Подсолнух — гордость, но также преклонение. «Ты — чудо!», «Я никогда не встречал такой, как ты», «Я горжусь тем, что ты со мной».

    Примула — «Я не могу жить без тебя», «Мы никогда не расстанемся», «Давай жить вместе!»

    Примула (вечерняя) — Несовместимость.

    Р

    Роза (белая) — чистота и невинность, скромность и нежность, таинственность. «Я добьюсь тебя», «Ты ангел».

    Роза (бутон) — невинное сердце.

    Роза (бутон, белый) — юность, неопытность, очарование, девичество, «Я готов ждать тебя», «Я не хочу тебя потерять».

    Роза (бутон, красный) — чистота, прелесть, любовь, «Мне кажется, я в тебя влюбился», «Я рад, что мы познакомились», «С каждым днем мои чувства к тебе все сильнее»

    Роза (желтая) — счастье, радость. «Ты — мое солнце». Цветок, выражающий самые позитивные эмоции. Согласно языку цветов, желтые розы не имеют никакого отношения к измене, ревности или разлуке (хотя такое толкование их символического значения очень распространено).

    Роза (красная и белая вместе) — единство, нежность и страсть. «Ты для меня — весь мир!»

    Роза (красная) — любовь, страсть. «Я люблю тебя», «Я не могу без тебя», «Ты должна быть моей».

    Роза (кремовая) — элегантность, гармония, совершенство, постоянство. «Я помню! Всегда!», «Мы с тобой — идеальная пара», «Ты выше всяких похвал!»

    Роза (розовая) — наивысшее счастье, «поверь мне».

    Роза (свадебная) — счастливая любовь, взаимность, «Мы вместе навсегда».

    Роза Гран при — уважение, щедрость, любовь, доверие, «Ты достойна самого лучшего». Роза Гран при выражает самые благородные чувства.

    Ромашка — юность, невинность, недоверчивость, романтичность.

    С

    Сирень — красота, влюбленность, первые волнения любви.

    Сирень (белая) — первая любовь, «Давай будем любить друг друга!».

    Сирень (лиловая) — «Любишь ли ты меня еще?»

    Сирень (розовая) — любовь и признание.

    Сирень (фиолетовая) — «Мое сердце принадлежит тебе!»

    Т

    Тюльпан — символ чистой любви, большого счастья; слава, гордость; гармония, превосходный любовник. Цветок — эмблема Голландии.

    Тюльпан (желтый) — «Твоя улыбка, как солнечный свет».

    Тюльпан (красный) — объяснение в любви, поздравления, «поверь мне», «Желаю тебе счастья».

    Тюльпан (пестрый) — «Твои прекрасные глаза!», «Жизнь прекрасна!», «Я горжусь тобой!».

    Ф

    Фиалка — достоинство, скромность; невинность, тайная любовь.

    Фиалка (голубая) — осторожность, лояльность, «Я Всегда прав!»

    Фиалка (белая) — «Давай попробуем быть Счастливыми!»

    Фрезия — доверие.

    Х

    Хризантема (обычная) — отдых, веселье, «Ты прекрасный Друг».

    Хризантема (красная) — любовь, «Я Люблю!»

    Хризантема (белая) — правда.

    Хризантема (желтая) — хрупкая любовь.

    Ц

    Цикламен — отставка, «До свидания!»

    Цинния (красная) — длительная привязанность.

    Цинния (смешанная) — «Думаю об отсутствующем друге».

    Цинния (алая) — постоянство.

    Цинния (белая) — доброта, великодушие.

    Цинния (желтая) — «Я вспоминаю тебя каждый день!»

    Надеемся, что из данной статьи теперь вы узнали, что означают ваши любимые цветы!

    Источник

Язык цветов как выражали свои чувства в Викторианскую эпоху

Цветы и птицы (хуаняо-хуа)

Чжао Мэнфу. Удод и бамбук

Хуаняо-хуа (花鳥画, «картины цветов и птиц») – жанр китайской живописи, предметом которого являются цветы и птицы. (Японской живописи в жанре «цветы и птицы» посвящена отдельная статья: «Цветы и птицы (катёга)».)

Белые розы Ма Юань. Белые розыМа Юань. «Белые розы»
Дворец Музей (Императорский Музей Гугун). Пекин

Согласно китайской традиции, жанр «цветы и птицы» имеет расширенное обозначение — «цветы, птицы, рыбы и насекомые» (花鳥魚蟲画), то есть охватывает широкий спектр природных тем (предметов) живописи, включая деревья, растения, цветы, рыб, насекомых, птиц, домашних животных (собак, кошек) и т.д.

Олени и обезьяны Неизвестный художник. Олени и обезьяныНеизвестный художник. «Олени и обезьяны». Южная Сун
Музей искусств Метрополитэн

Зарождение жанра «хуаняо / катёга» произошло в Китае позже прочих основных жанров, хотя изображения птиц встречаются на самых ранних сохранившихся китайских рисунках периода Сражающихся царств, на глиняной и бронзовой посуде и на изделиях из камня. Растения в изобразительном искусстве встречаются ещё раньше — в конце периода Хань, однако они явно были заимствованы с Запада и распространялись довольно медленно. Постепенно изображения цветов стали ближе к реальной китайской флоре, и под влиянием китайской поэтической традиции художники начали передавать образы и настроение через цветы и птиц. Так, зимородки символизировали благородство, а сосна — уединение.

Серебряно-позолоченный кувшин Серебряно-позолоченный кувшин. Династия ТанСеребряно-позолоченный кувшин
Династия Тан (618–907)

С периода Шести династий до династии Тан в Китае хуаняо стал выделяться в самостоятельный жанр светской живописи. Известно множество несохранившихся изображений периода владычества династии Суй — «Мэйхуа и трясогузка», «Голуби и груша», «Цапля и пруд с цветами лотоса», относящихся к этому жанру. Первыми художниками, прославившимися изображением птиц, стали Сюэ Цзи (薛稷, 645-713) и Биань Луань (辺鸞), жившие в конце VIII – начале IX веков. Множество пионеров хуаняо жили на юге Китая, на территории нынешней провинции Сычуань. К сожалению, образцы живописи хуаняо династий Суи и Тан не сохранились. Остались лишь письменные свидетельства художников и живописцев того времени об этих работах.

Серебряный кубок для вина Серебряный кубок для вина. Династия ТанСеребряный кубок, декорированный в жанре хуаняо
Династия Тан (618–907)

Взлёт популярности хуаняо пришёлся на период пяти династий (первая половина X века) и связан с именами художников Хуан Цюань (哳㥳, ок. 900 – 965) и Сюй Си (徐熙, 937-975). Их часто называют основателями жанра хуаняо, так как работы Сюэ Цзи и Биань Луаня до наших дней не дошли. Несомненно одно: Хуан Цюань и Сюй Си были непревзойдёнными мастерами жанра «цветы и птицы» и сформировали два его основных течения. Живописец при императорском дворе, Хуан Цюань опирался на непосредственные наблюдения природы, для его творчества характерен «контурный» метод работы кистью с акцентом на яркие цвета, заполняющие тщательно очерченный контур (гунби).

Черепахи, птицы и насекомые Хуан Цюань. Черепахи, птицы и насекомыеХуан Цюань. «Черепахи, птицы и насекомые»
Дворец Музей (Императорский Музей Гугун). Пекин

Сюй Си, который, как пишет историк и критик искусства XI века Го Жосюй, «предавался фантазии в сельской жизни», заложил другую стилистическую разновидность жанра – рисование размывами туши, когда объект воплощается во всей полноте за счёт изображения одного определяющего свойства. Поэтому в китайской эстетике стиль Цюаня получил название «сешэн» (буквально — «писать жизнь»), а стиль Си — «сеи» (то есть «писать идею»).

Бамбук в снегу | Пейзаж с птицами Сюй Си. Бамбук в снегу Сюй Си. Пейзаж с птицамиСюй Си. «Бамбук в снегу» (слева)
Сюй Си. «Пейзаж с птицами» (справа)
Шанхайский музей
Пионы | Два журавля и цветущая слива Сюй Си. Пионы Сюй Си. Два журавля и цветущая сливаСюй Си. «Благородство, роскошь, великолепие (Пионы)» (слева)
Сюй Си. «Два журавля и цветущая слива» (справа)
Музей императорского дворца. Тайбэй
Цветы и бабочки Сюй Си. Цветы и бабочкиСюй Си. «Цветы и бабочки»
Шанхайский музей
Стрекоза и стебель гороха Сюй Си. Стрекоза и стебель горохаСюй Си. «Стрекоза и стебель гороха»
Дворец Музей (Императорский Музей Гугун). Пекин

В дальнейшем манера Сюй Си сеи распространилась благодаря успеху эстетики Сюй Вэя и Чэнь Даофу. Одним из сунских представителей сеи был Цуй Бо. Более поздний сунский художник, Ван Шэнь, писал как бамбук и простые монохромные пейзажи, так и монументальные красочные пейзажные картины.

Воробьи зимой Цуй Бо. Воробьи зимойЦуй Бо. «Воробьи зимой»
Дворец Музей (Императорский Музей Гугун). Пекин
Заяц и куропатки | Чайка и бамбук Цуй Бо. Заяц и куропатки Цуй Бо. Чайка и бамбукЦуй Бо. «Заяц и куропатки» (слева)
Цуй Бо. «Чайка и бамбук» (справа)
Музей императорского дворца. Тайбэй
Мушмула и павлин | Цапля и пионы Цуй Бо. Мушмула и павлин Цуй Бо. Цапля и пионыЦуй Бо. «Мушмула и павлин» (слева)
Цуй Бо. «Цапля и пионы» (справа)
Музей императорского дворца. Тайбэй | Частная коллекция

Двенадцать растений и стихи

Также среди мастеров этого времени называют Чжао Чана, работавшего в Сычуани. В целом считалось, что удачная картина-хуаняо выражает столь же много, сколько большой пейзаж, но делает это посредством ограниченного количества элементов. Художники стремились постичь «дао» природы и её саму. Поэт и каллиграф Сыкун Ту писал: «Природа немая, мёртвая для других и красноречивая для идеального поэта».

Цветущая ветка абрикоса Чжао Чан. Цветущая ветка абрикосаЧжао Чан. «Цветущая ветка абрикоса»
Дворец Музей (Императорский Музей Гугун). Пекин
Птица Чжао Чан. ПтицаЧжао Чан. «Птица»
Британский Музей
Бамбук и бабочки | Пионы Чжао Чан. Цветы и насекомые Чжао Чан. ПионыЧжао Чан. «Бамбук и бабочки» (слева)
Чжао Чан. «Пионы» (справа)
Токийский национальный музей | Агенство императорского дома (Япония)

Популярность данного жанра увеличил, в числе прочего, подъём неоконфуцианства, содержание и характер которого удачно совпали с «цветами и птицами», а также тот факт, что интеллектуалы традиционно ассоциировали себя с «учёными» птицами, а не с «сильными» зверями.

Бабочки, кузнечик и водяные растения Чжао Чан. Бабочки, кузнечик и водяные растенияЧжао Чан. «Бабочки, кузнечик и водяные растения» (фрагмент)
Дворец Музей (Императорский Музей Гугун). Пекин
Жёлтые розы и пчёлы, розовые розы и осы Чжао Чан. Розовые розы и осы Чжао Чан. Жёлтые розы и пчёлыЧжао Чан. «Розовые розы и осы» (вверху)
Чжао Чан. «Жёлтые розы и пчёлы» (внизу)
Музей искусств Метрополитэн

В период Сун (X—XIII века) происходит расцвет пейзажной живописи и живописи « цветов и птиц » , усиливается литературное влияние на них. В жанре хуаняо работали известные художники Академии Художеств династии Сун: император Хуэй-цзун (徽宗), Лянь Чжон (李安忠) и Ли Ди (李廸). Выдающимся примером служит картина Хуэй-цзуна «Ветка персика и голубь».

Цветущая ветка персика и голубь Хуэй-цзун. Цветущая ветка персика и голубьХуэй-цзун. «Цветущая ветка персика и голубь»
Художественный музей Уолтерса. Балтимор
Попугай на цветущей ветке абрикоса Хуэй-цзун. Длиннохвостый попугай на цветущей ветке абрикосаХуэй-цзун. «Длиннохвостый попугай на цветущей ветке абрикоса»
Бостонский музей изящных искусств
Зяблики и бамбук Хуэй-цзун. Зяблики и бамбукХуэй-цзун. «Зяблики и бамбук»
Музей искусств Метрополитэн

Сунских художников привлекала крупная форма, они создавали на горизонтальных свитках огромные многометровые произведения, однако многие пейзажисты также обращались к «малой форме» — хуаняо. Так, Ма Юань и Ся Гуй, работавшие в разных формах, обобщили в своих картинах тщательные наблюдения за природой, сделанные их предшественниками.

Скалистый берег, цветущая слива и дикие утки Ма Юань. Скалистый берег, цветущая слива и дикие уткиМа Юань. «Скалистый берег, цветущая слива и дикие утки»
Дворец Музей (Императорский Музей Гугун). Пекин
Обезьяна, качающаяся на ветке Ся Гуй. Обезьяна, качающаяся на веткеСя Гуй. «Обезьяна, качающаяся на ветке»
Художественный музей Кливленда

С другой стороны, среди художников южнокитайского «литературного» стиля и чаньских художников дальнейшее развитие получила монохромная живопись тушью (суйбокуга). Сохранилось несколько образцов суйбокуга в жанре «цветы и птицы», приписываемых Му Ци (牧谿).

Сорока на ветке Ивы | Ласточка и лотос Му Ци. Сорока на ветке ивы Му Ци. Ласточка и лотосМу Ци. 13 век
«Сорока на ветке Ивы» (слева) | «Ласточка и лотос» (справа)
Художественный музей Кливленда
Журавль | Обезьяны Му Ци. Журавль Му Ци. ОбезьяныМу Ци. «Журавль». «Обезьяны»
Монастырь Дайтокудзи. Киото

Однако более популярным предметом для художников суйбокуга, работавших в жанре «цветы и птицы», были орхидеи и бамбук. Во времена династии Юань известным мастером монохромных орхидей был Сюэ-Чжуан Пу-мин.

Орхидея Сюэ-Чжуан Пу-мин. ОрхидеяСюэ-Чжуан Пу-мин. «Орхидея»
Музей Михо. Префектура Сига

Крупнейшими юаньскими пейзажистами, обращавшимися к хуаняо, были Чжао Мэнфу, У Чжэнь, Ли Кань, Ни Цзань и Гу Ань.

Удод и бамбук Чжао Мэнфу. Удод и бамбукЧжао Мэнфу. «Удод и бамбук»
Шанхайский музей

Мода на хуаняо не сходит ещё долго: в период Мин (XIV—XVII столетия) он продолжал оставаться одним из излюбленных жанров. Количество художников и школ в Китае в это время необычайно выросло. Выдающимся представителем жанра «цветы и птицы» династии Мин был Люй Цзи (呂紀; приблизительно 1439 — 1505 гг.)

Ястреб и сорока | Белая цапля и орёл Люй Цзи. Ястреб и сорока Люй Цзи. Белая цапля, орёл, и падающие цветки лотосаЛюй Цзи. «Ястреб и сорока» (слева)
Люй Цзи. «Белая цапля, орёл, и падающие цветки лотоса» (справа)
Дворец Музей (Императорский Музей Гугун). Пекин
Абрикос и павлины | Цапли и гибискус Люй Цзи. Цветущий абрикос и павлины Люй Цзи. Осенние цапли и гибискусЛюй Цзи. «Цветущий абрикос и павлины» (слева)
Люй Цзи. «Осенние цапли и гибискус» (справа)
Музей императорского дворца. Тайбэй
Хризантемы и горные птицы | Утки-мандаринки и мальвы Люй Цзи. Кассия, хризантемы и горные птицы Люй Цзи. Осенние цапли и гибискусЛюй Цзи. «Кассия, хризантемы и горные птицы» (слева)
Люй Цзи. «Утки-мандаринки и мальвы» (справа)
Дворец Музей (Императорский Музей Гугун) | Музей искусств Метрополитэн
Олени и горный поток Неизвестный художник. Олени и горный потокНеизвестный художник. «Олени и горный поток». династия Мин
Музей искусств Метрополитэн

Период Цин (XVII—XIX век) стал временем, когда внимание теоретиков китайской живописи было обращено на композицию и технику реалистичного изображения тончайших элементов пейзажа. Несмотря на это, если в работах художника не было вдохновения, а лишь только техническое совершенство, то его считали мастером категории «нэн», самой низкой из четырёх (кит. 逸神妙能). В хуаняо этого времени главенствовал принцип рисования с натуры («сешэн»).

Пионы Юнь Шоупин. ПионыЮнь Шоупин. «Пионы»
Музей императорского дворца. Тайбэй

Юнь Шоупин, живший в XVII веке на юге Китая, оставил множество изображений мэйхуа и лотосов, он многократно обращался к одним и тем же сюжетам, интерпретируя их и стремясь передать различные способы увидеть красоту природы. Чжу Да начал осовременивать стагнировавшие образы, привнося в них новые композиционные приёмы и даже элемент гротеска; минимальными средствами он создавал ощущение трепетной недоговорённости. Творившее в XVIII веке объединение «Восемь чудаков из Янчжоу» породило новое направление в живописи.

Птицы на ветке Чжу Да. Птицы на веткеЧжу Да. «Птицы на ветке»
Фонд Сэнъоку Хакукокан

Во второй половине XIX и начале XX века жанр «цветы и птицы» стал пристанищем консерваторов, не желавших отступать от канонов. Новые веяния появились в произведениях Чэнь Шицзэна, У Чаншо, Жэнь Боняня. Яркие картины Чэнь Шицзэна производят свежее впечатление, так как средневековые писались в приглушённых тёплых тонах. Эти новые художники применяли европейскую линейную перспективу и расширили круг изображаемых предметов; в творчестве более поздних авторов явно заметно их влияние. Крупным мастером жанра, жившим в XX веке, был Ци Байши.

Птицы на цветущем кусте роз Жэнь Бонянь. Птицы на цветущем кусте розЖэнь Бонянь. «Птицы на цветущем кусте роз»
Музей искусств Метрополитэн

Японской живописи в жанре «цветы и птицы» посвещена отдельная статья: Цветы и птицы (катёга).

Источник

Язык цветов — как выражали свои чувства в Викторианскую эпоху

В викторианскую эпоху язык цветов использовали для тайного выражения чувств, в тех случаях, когда о них нельзя было говорить открыто.

Цветы позволяли инициировать знакомство, продемонстрировать свою заинтересованность, намекнуть на пылкость чувств или, наоборот, на полнейшее равнодушие. Цветочные вариации позволяли вести молчаливые диалоги и выражать сложную гамму переживаний. Иногда цветы присылались вместо писем. Например, гиацинт по числу бутонов «назначал» день встречи, а колокольчик по количеству цветков даже «уточнял» час свидания. Букет, перевязанный ниткой жемчуга, подчеркивал восхищение красотой той, кому предназначались цветы. Если же в букет был вплетен бисер, это с грустью намекали на ее отчужденность.

Основоположником европейского языка цветов считают короля Швеции Карла II, который побывав в Персии привез знания о понравившемся ему «языке цветов». С его легкой руки цветочные словари публиковались в течении всего ХVIII столетия, рассказывая о значении того или иного растения.

В России, где всегда с особым вниманием относились к европейским новинкам, «язык цветов» стал популярен в XIX веке. Появились собственные варианты символики, и так же, как и заграницей, каждое растение соответствовало какой-нибудь фразе. Например Шиповник означал: » Можно ли тебе верить?», Ландыш: «Я долго тебя любил», Резеда: «Не твоя красота, но доброта пленила меня», цветок Картофеля говорил: «Ты затмеваешь всех», а Боярышник — «Я в восторге от твоего пения».

Цветы обычно помогают нам передать чувства любви, почтения, расположения или уважения. Букет может примирить после ссоры с любимым человеком, помочь загладить вину, рассказать о чувствах, которые мы не можем или боимся выразить словами. Однако для этого бывает недостаточно одной лишь интуиции, необходимы, хотя бы минимальные знания цветочного этикета и языка цветов. Существует множество толкований, каждое из которых представляет свои версии значений цветов, зачастую противоречащие другим источникам.Это несовпадение объясняется тем, что в различных культурах в разные эпохи один и тот же цветок приобретал различный смысл.

В книге «Светская жизнь и этикет» oт 1901 года, отмечалось, что знать язык цветов просто необходимо, так как «это дает полную возможность быть наготове, чтобы притупить жало насмешки и вовремя отразить пошлую выходку остряка, который<…>вздумал бы поднести вам букет цветов, значение которых вовсе не согласовалось бы ни с вашим возрастом, ни с вашим достоинством, или же заключало в себе явный намек на что-либо оскорбительное для вас».

Язык цветов зародился на Востоке. Именно с помощью цветов восточные красавицы рассказывали о своем настроении и чувстваx. Европа узнала про удивительный язык лишь в 18 веке после опубликованных в 1763 году писем жены британского посла в Стамбуле леди Мэри Уортли Монтегю. Начиная с конца XVIII и весь XIX век в разных европейских странах издавались «Цветочные словари» с подробным объяснением смысла и значения того или иного цветка, растения. В старинных цветочных словарях описывались огромное количество растений и цветов, иногда более 300 наименований. Вот некоторые из них:

Акация – дружба, чистая любовь
Астра – изящество, изысканность
Боярышник – смелость и надежда
Васильки – доверие, простота и нетребовательность
Герань – наружный блеск, без внутренняго достоинства
Гвоздика – храбрость, отвага
Гладиолус – готовность пожертвовать собой ради любимой
Жасмин – чувственность, страсть, первое любовное томление
Колокольчик – миловидность
Ландыш – невинность и чистота нравов, символ девственности, скромности, нежности
Лён – простотa
Лилия – девственность, красотa, царственность
Маргаритка – истина и скромность
Махровый мак – намек на мечтательность, мечты, символ сна, отдыха и лени
Нарцисс – самообожание
Орешник – сердечная тоска
Плющ – дружба
Резеда – сердечная доброта
Рожь – благополучие, богатство
Розa – красота и любовь
Ромашка – мир, спокойствие
Сирень – (сиреневая) первая любовь, (белая) невинность
Тюльпан – символ большого счастья и чистой любви, гармонии
Фиалка – невинность и скрытность

Также уделялось внимание цветy цветов, наличию шипов и даже состоянию самого цветка. Так, например, бутон розы означал юную невинную девушку, ещё не познавшую радости любви, а увядшая роза была символом утерянной молодости, радости, счастья и красоты, а иногда даже раннeй смерти.

Розовый – любовь
Ярко-красный – страсть
Зеленый – надежда
Светло-голубой – вера
Синий – верность и преданность
Мутно-желтый – коварство и зависть
Светло-серый – бедность
Темно-серый – отчаяние
Лиловый – покорность
Фиолетовый – дружба
Оранжевый – гордость и кокетство
Золотой – достоинство
Серебряный – бессмертие

Эти правила распространялись и на искусственные цветы, которыми украшали одежду и головные уборы. Так, например, для венка и букета невесты рекомендовали мирт и померанцевые / флёрдоранж (апельсиновые) цветы, которые символизировали чистоту и невинность невесты. Дурным тоном считалось, если молодая незамужняя девушка украшала себя ярко-красными цветами.

Источник

Цветы и птицы 19 век

цветы и птицы

Укиё-э – это картины повседневной жизни городского сословия периода Эдо. Слово укиё в древности обозначало одну из буддийских категорий и могло переводиться как «бренный мир», или «юдоль скорби», «изменчивый мир». В конце ХVII века укиё стало обозначать современный мир, мир земных радостей и наслаждений. Японская гравюра укиё-э достигла своего расцвета к концу XVIII века.

Жанр катёо-га, или «картины цветов и птиц», пришёл в японскую живопись из китайской художественной традиции. Художники укиё-э, в свою очередь, изучали работы мастеров предшествующих японских художественных направлений, таких как школы Канō, Тоса, Маруяма, Римпа. «Цветы и птицы» – это своеобразный поджанр пейзажного жанра в его камерном проявлении. В этом жанре изображались парами растения и живые существа, изображались не только цветы и птицы, но различные животные, насекомые, морские обитатели, а также разнообразные деревья и травы, ассоциирующиеся с различными временами года. Зачастую парные изображения растений и животных сопровождались стихами.

Жанр «цветы и птицы» получил развитие в конце XVIII века в творчестве Китагава Утамаро, в XIX веке наиболее ярко в этом жанре работали Кацусика Хокусай и Утагава Хиросигэ, а в конце XIX – начале ХХ века приверженцем этого жанра оставался преимущественно художник Охара Косон, умело используя приёмы европейского искусства.

Источник



Мода на грани безумия: Как в XIX веке дамы украшали себя чучелами птиц и мёртвыми насекомыми

История помнит немало экстравагантных и даже провокационных витков европейской моды, однако то, что происходило в конце XIX века, вызывает одновременно и недоумение, и, возмущение, а у кого-то – даже отвращение. Речь идет о том странном периоде, когда у дам викторианской эпохи началось повальное увлечение украшениями из… насекомых. При виде таких изделий современному человеку стало бы не по себе, однако модницы тех лет вовсе не считали себя жестокими или циничными. И эта странная тенденция наблюдалась не только в Англии.

Засушенные букашки украшали платья и прически дам Викторианской эпохи

В 1880-90-х годах многие девушки и женщины вдруг обратили свое внимание на жучков-паучков и стали использовать этих существ в качестве украшений. Насекомые стали украшать одежду модниц, но отнюдь не в виде стилизованных ювелирных изделий: это были самые настоящие, натуральные насекомые, вернее, их засушенные трупики.

Надо сказать, такая мода перекликалась и с культурой древних майя, которые за много веков до этого украшали себя брошами на основе насекомых. И если причины такого отношения индейцев к букашкам доподлинно неизвестны (возможно, здесь была культурно-религиозная подоплека), то страсть викторианских дам к подобным причудам современные историки и психологи могут объяснить.

В чем же причина такой извращенной моды позапрошлого века? Как ни странно, увлечение жучками специалисты объясняют прежде всего стремительными темпами развития промышленности. Городские женщины среднего класса, морально не готовые к столь масштабной урбанизации, в индустриальном мире чувствовали, что теряют связь с матерью-природой, и стали обращать на нее больше внимания.

Этот интерес подогревало и развитие во второй половине XIX века естественных наук. В среде европейских (и в особенности — британских) образованных дам стало модным читать не только бестселлер Миссис Битон, посвященный готовке и домоводству, но и более интеллектуальное чтиво – «Происхождение видов» Чарльза Дарвина.

Одновременно с этим в Европе и Америке вспыхнул большой интерес к таксидермии, и изготовление чучел животных в те времена не считалось признаком жестокости. Напротив – это говорило о том, что ты ценишь дары природы и чувствуешь себя ее частью.

Изготавливать гербарии и хранить дома засушенных бабочек считалось подходящим занятием для благопристойной дамы. Общество одобряло такую деятельность как хобби, нравственно и эстетически возвышающее женщину.

Украшать себя живыми цветами, листьями и даже ягодами, следуя специальному «языку растений», было самой невинной из привычек викторианских женщин-модниц. Все чаще же в волосах дам, следящих за последними тенденциями моды, стали появляться не цветочки, а светлячки, а на платьях – броши, представляющие собой настоящих жучков, инкрустированных драгоценными камешками. Пончалу, конечно, дамы пытались украшать себя живыми насекомыми, однако носить на себе «мумии» оказалось практичнее.

Любовь к природе у европейских женщин стала принимать все более циничные формы. Насекомые и мелкие птицы стали объектом пристального внимания дизайнеров одежды и шляпок. А вот в далекой Америке в ход шли даже ящерицы – например, в 1894 году New York Times сообщала, что зоозащитники очень озабочены тем, что кожу рептилий портные активно используют в области высокой моды при изготовлении ожерелий и ошейников.

Кстати, сама британская королева Виктория имела в числе своих ювелирных украшений ожерелье, изготовленное из зубов оленя, застреленного ее супругом во время охоты. На застежке ожерелья было выгравировано: «Застрелен Альбертом». У королевы имелись и другие украшения подобного рода.

Так что мертвые букашки на фоне этой общей тенденции выглядели незначительной мелочью.

К счастью, эта жестокая практика, в конце концов, сошла на нет. Дамы переключились с «живых» насекомых на их золотые и серебряные аналоги, в искусстве изготовления которых ювелиры конца XIX – начала XX веков достигли абсолютного совершенства. В общем, бум на букашек у модниц все еще продолжался, но принял цивилизованные формы.

И хотя столь странный симбиоз человеческой изобретательности и живой природы навсегда останется возмутительной главой в истории моды, любители подобных украшений встречаются и сейчас. Некоторые современные мастера металлизируют насекомых, затем покрывают лаком либо заливают синтетической смолой, чтобы жуки выглядели будто бы застывшими в янтаре.

Практика делать украшения из насекомых и продавать туристам, например, существует у коренного населения некоторых районов США и Мексики. Есть даже такая техника, когда камешками обклеивают спинки живых (!) жуков, приклеивая к ним цепочки, и в таком виде продают туристам. Жуки определенных видов очень медлительны во взрослом возрасте и могут долгое время обходиться без пищи, так что, по заверениям продавцов, они способны прожить у человека до года. Так ли это на самом деле – неизвестно и проверять мало кому захочется. Кстати, закон Соединенных Штатов запрещает перевозить через границу объекты живой природы, в том числе насекомых, не имея на то специального разрешения.

Более эстетично все-таки выглядят жучки и паучки, выполненные ювелирами, а не созданные природой. Например, Ювелирная коллекция Лито Каракостаноглоу.

Источник

Галерея "Цветы и птицы"

Я ещё классе в третьем был. Отец с охоты принес утку подстреленную. Положил ее в коридоре и пошел раздеваться и ружье чистить. Утка лежала на полу несчастная и такая бессовестно мертвая, что сестра разревелась. В коридоре пахло болотом и безысходностью. Если честно, и я всплакнуть пытался, но в какой-то момент мне показалось, что утка дернула глазом.
Показать полностью. Я начал ее трясти, тереть ей грудь, дуть в клюв. Сестра выла под боком, нажимая утке на лапы, как в мультиках, когда утонувших героев из воды достают. Утка была предательски мертва, шея безвольно болталась, лапы были холодные.
Мама накрыла стол к обеду, отец молчал, сестра хлюпала носом, а я ковырял ложкой в тарелке с борщом, перемешивая печаль и сметану.
Из коридора донеслось бодрое, полное жизни кряканье. Мама выронила кусок хлеба из рук. Отец закашлял, поперхнувшись. В кухню вошла утка с видом студентки, удачно списавшей на экзамене. Она крякала, пыталась оторвать кусок от валявшегося маминого хлеба и от натуги нагадила большую белую лужу. «На ужин будут рыбные котлеты», — сказала мама…
Не люблю охоту, птичек жалко. А вы?
________________________________

🦆В НАЛИЧИИ: 🦆Кабинет (комод) «Уткина радость». Франция. Середина 20 века. Лак. Роспись.
📐Размеры: 144/102/55

Источник

Adblock
detector