Все об имени прилагательном в русском языке что это как определить

Все об имени прилагательном в русском языке: что это, как определить

Часть речи, которая описывает вещи, живые организмы и явления – это имя прилагательное (адъектив). Все знания о прилагательном получают в первых классах – активно начинают изучать его во 2 классе и заканчивают обычно в 6-7 классах.

Прилагательное как часть речи

Имя прилагательное характеризует явления и вещи, это самостоятельная часть речи, использующаяся вместе с именем существительным. В словосочетании «яркий мяч» мяч – имя существительное, а яркий –прилагательное, описывающее цвет. С помощью признаков и определений можно давать характеристику:

  • формам (квадратный);
  • расположению предметов в пространстве (нижний);
  • абстрактным свойствам (грустный);
  • географическим параметрам (восточный);
  • временным рамкам (осенний);
  • предназначению вещей (спальный).

Прилагательное также обозначает количественный признак предмета (тройной одеколон) и может указывать на принадлежность к кому-то или чему-то (мамин пояс), при этом в предложении оно почти всегда оказывается определением и подчеркивается при разборе волнистой чертой. Найти его всегда можно с помощью вопросов Чей? или Какой?

Все об имени прилагательном в русском языке: что это, как определить

Грамматические признаки

Общее грамматическое значение прилагательного – это всегда характеристика объекта. Эта часть речи всегда выполняет описательную роль, выделяя и описывая признаки предмета или живого организма. Прилагательные при этом бывают трех видов, каждый из которых обладает собственными признаками (они указаны в таблице ниже):

Все об имени прилагательном в русском языке: что это, как определить

Проще всего определить род, падеж и число, изначально установив их у определяемого существительного. Не подлежат изменению качественные прилагательные, если в предложении были использованы в краткой форме. Это же касается и адъектива в простой сравнительной степени.

Образуется и видоизменяется эта часть речи путем добавления суффикса и приставки, сложные составные прилагательные появляются в результате сложения двух основ с использованием дефиса или объединяющей гласной (японско-русская, глухонемой).

Качественные

Этот вид указывает на то, что характеристика объекта может быть измерена в какой-либо степени (яркий свет – наиярчайший). Они используются для описания цветовых и физических параметров, указывают на размеры и формы, а также показывают, что объект способен к какому-то действию.

Определить качественные прилагательного несложно, они единственные, которые изменяют по:

  1. степеням (белый – белейший – самый белый);
  2. формам (толстый – толст);

А также способны:

  • использоваться с наречием «слишком» и его синонимами (слишком мягкий);
  • трансформироваться в наречие (темный – темно) и сложное прилагательное (крепкий-крепкий).

Как правило, у них бывают антонимичные пары, в том числе, образованные с помощью приставки «не».

Степени сравнения

Образовывать степени сравнения способны только качественные прилагательные. Они бывают трех видов.

  1. Начальная – указывает на то, что предмет имеет признак (мягкий ковер). Иногда такую степень называют положительной.
  2. Сравнительная – говорит о некой характеристике явления, которая у него выражена сильнее, чем у другого. Может быть простой (мой стол красивее) или составной, с использованием связки более/менее (мой стол более красивый).
  3. Превосходная – указывает на характеристику, которая проявляется у объекта сильнее, чем у всех прочих (лучший работник месяца, мягчайший хлеб). Может быть образована с помощью суффиксов (простая превосходная) и с помощью добавления вспомогательных слов «самый», «наиболее/наименее» (сложная превосходная).

При образовании прилагательных в сравнительной и превосходной степени нельзя одновременно использовать их простую и сложную формы, т.е. «наиболее красивее» говорить нельзя.

Краткость и полнота формы

Не все прилагательные могут выступать в какой-либо другой форме, кроме полной. Способность принимать краткий вид свойственна исключительно качественному типу, и то не всем его представителям. Полная отвечает на вопросы Какое? Какая? (холостой), меняется по родам, падежам и числам. К сокращенной можно поставить вопросы Какова? Каковы? Каков? (холост, красива). Изменяется только по роду и числу.

Все об имени прилагательном в русском языке: что это, как определить

Относительные

К такому виду относятся те прилагательные, которые отвечают на вопросы Какая? Какой? Какое? и определяют отношение одного объекта к прочим. Они указывают на:

  • параметры времени (мартовский снег);
  • материал (кожаная куртка);
  • единицу измерения (трехкилограммовый) или предназначение объекта (игральная карта).

Такие признаки не имеют степеней и могут стоять только в полной форме. Например, железный лом не может быть более или менее железным. Они не могут использоваться в связке с наречиями «очень», «слишком» или синонимичными им (очень рязанский или чересчур золотой). К относительным характеристикам невозможно подобрать антонимичную пару.

Притяжательные

Определения такого типа обозначают принадлежность объекта, т.е. указывают, что кто-то им владеет. Это можно проверит, если поставить вопрос Чей? к определению. Например: Чья это красная куртка? – Мамина.

По своей природе притяжательные прилагательные схожи с относительными и также не могут быть использованы в разных формах, степенях или в связке с наречиями «слишком». У них не может быть антонимов.

Все об имени прилагательном в русском языке: что это, как определить

Однако этот признак имеет свойство трансформироваться в другие виды прилагательных.

Синтаксис

Синтаксическая роль прилагательного всегда зависит от его формы – полной или краткой. Чаще всего в предложении выступает определением и при разборе выделяются волнистой чертой . Краткая форма может в предложении выступать только именной частью сказуемого. Изредка частью сказуемого становятся прилагательные, которые в предложении стоят в сравнительной или превосходной форме, а также в именительном и творительном падежах.

При этом обстоятельством прилагательные не могут быть никогда, на это не влияет их форма или прочие грамматические признаки. Разобрать предложение иногда сложно, поскольку прилагательные можно спутать с наречиями, но глубокое знание синтаксиса позволит сделать это правильно.

Все об имени прилагательном в русском языке: что это, как определить

Ученики 3 класса уже знают, что такое имя прилагательное, несмотря на то, что изучение его продолжается в 4 классе и в средней школе. Однако уметь использовать эту часть речи важно и для взрослых – она делает речь яркой и красивой.

Источник

Явления природы

Что такое явления природы? Какие они бывают? Ответы на эти вопросы вы найдете в данной статье. Материал может быть полезен как для подготовки к уроку окружающий мир, так и для общего развития.

Все что нас окружает и не создано человеческими руками, является природой.

Все изменения, происходящие в природе, называются явлениями природы или природными явлениями. Вращение Земли, её движение по орбите, смена дня и ночи, смена времён года – это примеры природных явлений.

Времена года еще называют сезонами. Поэтому явления природы, связанные со сменой времён года, называются сезонными явлениями.

Явления природы

Природа, как известно, бывает неживая и живая.

К неживой природе относится: Солнце, звёзды, небесные тела, воздух, вода, облака, камни, полезные ископаемые, почва, осадки, горы.

К живой природе относятся растения (деревья), грибы, животные (звери, рыбы, птицы, насекомые), микробы, бактерии, человек.

В этой статье мы рассмотрим зимние, весенние, летние и осенние явления природы в живой и неживой природе.

Зимние явления природы

  • Снег – разновидность зимних атмосферных осадков в виде кристалликов или хлопьев.
  • Снегопад – обильное выпадение снега зимой.
  • Пурга – сильная низовая метель, которая возникает преимущественно в равнинной безлесной местности.
  • Вьюга — снежная буря с сильным ветром.
  • Снежная буря – зимнее явление в неживой природе, когда сильный ветер поднимает облако сухого снега, и ухудшает видимость при низкой температуре.
  • Буран – метель в степной местности, на открытых местах.
  • Метель – перенос ветром выпавшего ранее и (или) падающего снега.
  • Гололедица образование тонкого слоя льда на поверхности земли в результате похолодания после оттепели или же дождя.
  • Гололёд – образование слоя льда на поверхности земли, деревьях, проводах и других предметах, которые образуются после замерзания капель дождя, мороси;
  • Сосульки — обледенение при стоке жидкости в виде заостренного книзу конуса.
  • Морозные узоры – это, по сути, иней, который образуется на земле и на ветвях деревьев, на окнах.
  • Ледостав – природное явление, когда устанавливается сплошной ледяной покров на реках, озерах и других водоемах;
  • Облака — скопление взвешенных в атмосфере водных капель и ледяных кристаллов, видимые на небе невооруженным глазом.
  • Лед – как явление природы – это процесс перехода воды в твердое состояние.
  • Мороз – это явления, когда температура опускается ниже 0 градусов Цельсия.
  • Изморозь — белоснежный пушистый налет, нарастающий на ветвях деревьев, проводах в тихую морозную погоду, главным образом при тумане, появляющийся с первыми резкими похолоданиями.
  • Оттепель — теплая погода зимой с таянием снега и льда.
  • Зимняя спячка медведя — период замедления жизненных процессов и метаболизма у гомойотермных животных в периоды малодоступности пищи.
  • Впадение в спячку ежей – в связи с недостаток питания в зимний период ежи впадают в спячку.
  • Смена окраса зайца с серого на белый — это механизм, с помощью которого зайцы приспосабливаются к смене окружающей среды.
  • Смена окраса белки с рыжего на голубовато-серый — это механизм, с помощью которого белки приспосабливаются к смене окружающей среды.
  • Прилетают снегири, синицы
  • Люди оделись в зимнюю одежду

Весенние явления природы

  • Ледоход — движение льда по течению во время таяния рек.
  • Снеготаяние – явление природы, когда начитает таять снег.
  • Проталины – явление ранней весны, когда появляются участки, оттаявшие от снега, чаще всего вокруг деревьев.
  • Половодье – ежегодно повторяющаяся в одно и то же время фаза водного режима реки с характерным поднятием уровня воды.
  • Термальные ветры – это общее название для ветров, связанных с перепадом температур, который возникает между холодной весенней ночью и относительно теплым солнечным днем.
  • Первая гроза — атмосферное явление, когда между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды — молнии, которые сопровождаются громом.
  • Таяние снега
  • Журчание ручейков
  • Капель -падание с крыш, с деревьев тающего снега каплями, а также сами эти капли.
  • Цветение раннецветущих растений (кустов, деревьев, цветов)
  • Появление насекомых
  • Прилет перелётных птиц
  • Сокодвижение у растений – то есть перемещение воды и растворенных в ней минеральных веществ от корневой системы к надземной части.
  • Распускание почек
  • Появление цветка из почки
  • Появление листвы
  • Пение птиц
  • Рождение детенышей зверей
  • Просыпаются медведи и ежи после зимней спячки
  • Линька у животных – смена зимней шубы на терние

Летние явления природы

  • Гроза — атмосферное явление, когда между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды — молнии, которые сопровождаются громом.
  • Молния — гигантский электрический искровой разряд в атмосфере, обычно может происходить во время грозы, проявляющийся яркой вспышкой света и сопровождающим ее громом.
  • Зарница — мгновенные вспышки света на горизонте при отдаленной грозе. Наблюдается это явление, как правило, в темное время суток. Раскатов грома при этом не слышно из-за дальности, но видны вспышки молнии, свет которых отражается от кучево-дождевых облаков (преимущественно их вершин). Явление в народе приурочивали к концу лета, началу сбора урожая, и иногда называют хлебозарами.
  • Гром — звуковое явление в атмосфере, сопровождающее разряд молнии.
  • Град — разновидность ливневых осадков, состоящих из кусочков льда.
  • Радуга — одно из красивейших явлений природы, возникающее в результате преломления солнечного света в капельках воды, взвешенных в воздухе.
  • Ливень — сильный (проливной) дождь.
  • Жара — состояние атмосферы, характеризующееся горячим, нагретым солнечными лучами воздухом.
  • Роса — маленькие капли влаги, оседающие на растениях или почве при наступлении утренней прохлады.
  • Летние теплые дожди
  • Зеленеет трава
  • Расцветают цветы
  • В лесу растут грибы и ягоды

Осенние явления природы

  • Ветер – это поток воздуха, движущийся параллельно земной поверхности.
  • Туман — это «спустившееся» к поверхности земли облако.
  • Дождь — это один из видов атмосферных осадков, выпадающих из облаков в виде капель жидкости, диаметр которых варьирует от 0,5 до 5-7 мм.
  • Слякоть — жидкая грязь, образующаяся от дождя и мокрого снега в сырую погоду.
  • Иней — тонкий слой льда, который покрывает поверхность земли и иные предметы, находящиеся на ней, при минусовой температуре.
  • Заморозки – слабый мороз в диапазоне 1 до 3 градусов Цельсия.
  • Осенний ледоход – движение льда на реках и озерах под действием течения или ветра в начале замерзания водоемов.
  • Листопад — процесс опадения листвы с деревьев.
  • Перелёт птиц на юг

Необычные явления природы

Какие явления природы еще существуют? Кроме описанных выше сезонных явлений природы можно назвать еще несколько, которые не связанны с каким-то временем года.

Источник



«Роль прилагательных в речи. Описание природы окружающего мира»

Учебное пособие: Сабитова З. К., Павленко В. К. Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. шк. 2 — е издание, доработанное. — Алматы: Атамұра, 2010. — 312 с.

Дата проведения: 08.02.2013

Тип урока: урок формирования речевых умений и навыков

Цель: рассказать ученикам, какую роль играют прилагательные в описании природы.

1. обучающая — научить учащихся разграничивать цели употребления прилагательных в разных типах речи, акцентируя их внимание на описании;

2. развивающая — способствовать развитию умений находить прилагательные в художественных текстах и выявлять их назначение;

3. воспитательная — воспитывать внимательное и эстетическое отношение к слову.

Оборудование: схемы, таблицы, аудиозапись Вивальди «Зима» из цикла «Времена года», карточки с загадками, карточки с заданиями.

Методы обучения: 1. Слово учителя (орг. момент)

2. опрос (при повторении пройденного материала — «Имя прилагательное как часть речи»)

3. визуальный метод (использование картин с зимним пейзажем при объяснении нового материала)

4. аудиометод (использование аудиозаписи Вивальди «Зима» из цикла «Времена года»)

4. практический метод (выполнение упражнения с карточек при закреплении нового материала)

5. беседа (при обобщении и систематизации пройденного материала)

Что обозначает имя прилагательное?

На какие вопросы отвечает?

Как прилагательное может изменяться?

Какие разряды прилагательных вы знаете?

Слово учителя: «Ребята, давайте с вами вспомним, какие типы речи существуют в русском языке? (ответы учеников). Хорошо, объясните, о чем говорится в тексте — повествовании? Чем отличается рассуждение от описания? (на доске — схема «Типы речи») Как вы думаете, слова какой части речи наиболее часто используются в описании? (ответы учеников) Правильно, имя прилагательное. Эта часть речи помогает воссоздать красивую картину природы, окружающего мира. Что именно в природе можно описать с помощью прилагательных? А можно ли, используя прилагательные, описать времена года? (ответы учеников) Сейчас мы прослушаем аудиозапись и попытаемся понять, какое время годам описывает при помощи музыки автор. Эта музыкальная композиция принадлежит Вивальди, наверное, многие из вас слышали имя этого известного композитора».

Какое время года описал композитор? (зиму)

Подумайте, как композиторам удаётся передать картины зимы? (Темп, ритм, музыкальные инструменты и т. д.).

Слово учителя: «Сейчас мы с вами будет работать по группам. Ваше первое задание — придумать название группы, которое может состоять из нескольких слов, но обязательно должно включать прилагательное и быть связано с зимой.

Теперь приступим к нашему основному заданию. Я буду зачитывать вслух загадки, в которых говорится о зимней природе, а вы должны угадать. За каждый правильный ответ группе будет добавляться 1 балл»

И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,

Мягкое, белое,
Землю грело.
Ветер подул,
Одеяло согнул.
Солнце припекло,
Одеяло потекло.

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.

Он на солнышке румяный,

Под луною — голубой.

Он за ворот и карманы

Залетает нам с тобой.

Он и белый, и мохнатый,

И пушистый, как медведь.

Раскидай его лопатой,

Назови его, ответь!

Шляпу сделали на нем,
Нос приделали, и в миг
Получился …

Слово учителя: «Теперь мы с вами вспомним, как изменяются прилагательные, какие грамматические признаки они могут иметь. Каждой группе я раздам карточки с текстами загадок, которые мы только что с вами отгадали. В этих текстах вы должны найти имена прилагательные, выписать их в тетрадь с главным словом, то есть с существительным, и указать род, число и падеж, в котором употреблено прилагательное в тексте. Один из текстов загадок рассмотрим у доски. Я буду писать, а вы будете мне помогать»

(На доске текст загадки №1): «Находим прилагательное. Правильно — пуховые. Выписываем словосочетание, прилагательное с существительным — пуховые перины. Определяем те признаки, которые есть у слова пуховые: во мн. ч., в В. п. в н.ф. — пуховая перина, в Ж. р. Теперь раздаю карточки каждой группе. Выполняйте задание письменно в рабочей тетради.

(После выполнения задания и его оценивания) Мы с вами выполним еще 1 задание. Я раздам каждому карточку, на которой напечатан текст, описывающий лес в зимнее время года. Но в этом тексте отсутствуют прилагательные. Вам нужно их вставить. Прилагательными, которые подберете, вы должны украсить свой текст. После того, как вы закончите, мы с вами зачитаем несколько разных текстов и выясним, кто лучше справился с этим заданием».

«В _________лесу под ________ ёлками лежит _________ снег. Какая красота!

Все деревья оделись в ________ наряд, а кустарники стали ________, _______.

_____ ель накинула поверх _______пальто _______ шаль; берёза надела

_______ платье и стоит, словно _______ невеста. На ________ поверхности появились ________ узоры».

5. Обобщение и систематизация изученного материала включает следующие вопросы:

1. какую тему мы сегодня с вами изучили?

2. получили ли вы новую информацию? Какую?

3. Как вы думаете, какую роль выполняют прилагательные в том случае, когда нужно что — то описать?

Источник

Имя прилагательное

Имя прилагательное

Имя прилагательное — это часть речи, обозначающая признаки предмета. Признаки предмета — это свойства предмета, качества предмета или явления, отношения, характеризующие предмет. Давайте рассмотрим подробно эту часть речи.

Имя прилагательное — как часть речи

Слова, относящиеся к именам прилагательным, имеют обобщенное значение признака предмета. Под признаком принято понимать широкий круг свойств, качеств, явлений,
отношений, характеризующих предметы (молодой, добрый, высокий, утренний, белый, мягкий, лисий и др.). Этот обобщенный признак выражается с помощью особых категорий
и форм.

По названию грамматические категории имени прилагательного сходны с грамматическими категориями имен существительных (род, число, падеж). По сущности же это совершенно особые категории. Признак в языке могут выражать не только прилагательные, но и существительные (смелость, храбрость, новизна, чистота и др.). Это существительные, обозначающие опредмеченные признаки, то есть признаки, существующие самостоятельно. В сочетаниях «новизна проблемы», «чистота воздуха» существительные новизна, чистота имеют независимые от сочетающихся с ними слов грамматические категории рода, числа, падежа и управляют формой родительного падежа (новизна проблемы — р. п.).

Прилагательные же новая проблема, чистый воздух имеют зависимые от существительных род, падеж, число, согласуются с существительными. Следовательно, формы рода, числа
и падежа прилагательных — это формы синтаксические, так как они определяются только в сочетании с существительным: новый стол, новая школа, новое дело и так далее.

Например, «больной человек» — прилагательное «больной» обозначает признак, который принадлежит предмету, а в словосочетании «больной выздоравливает» — «больной» существительное. Это самостоятельный опредмеченный признак.

Таким образом, имя прилагательное — часть речи, обозначающая непроцессуальный признак предмета (качество,свойство, принадлежность и т. д.), выражающая это значение в словоизменительных категориях рода, числа, падежа и употребляющаяся в предложении в функции определения и именной части составного сказуемого: дика, печальна,
молчалива, как лань лесная, боязлива, она в семье своей родной казалась девочкой чужой (А. Пушкин). Вспоминается мне ранняя погожая осень (И. Бунин).

Лексико-грамматические разряды имен прилагательных

В зависимости от способа выражения признака (непосредственно или через отношение одних предметов к другим предметам) все прилагательные делятся на лексико-грамматические разряды:

  • качественные;
  • относительные;
  • притяжательные.

Качественные имена прилагательные

Качественные имена прилагательные обозначают признак предмета непосредственно, без отношения к другим предметам, признак этот может проявляться в большей или меньшей
степени. По своему лексическому значению качественные прилагательные обозначают качества и свойства предметов, воспринимаемые органами чувств (белый, тихий, ароматный,
мягкий, сладкий), физические качества людей и животных (худой, слепой, толстый), внутренние качества (хитрый, смелый, умный, веселый, добрый), пространственные и временные свойства (прямой, отвесный, мгновенный), общие оценки (приятный, милый, удобный). Как изменяются имена прилагательные ? Для качественных имен прилагательных характерны следующие формальные признаки:

  1. Способность образовывать краткую форму: веселый —весел, храбрый — храбр, красивый — красив;
  2. Образование степеней сравнения: белый — белее — белейший, добрый — добрее — добрейший, высокий — более высокий, самый высокий;
  3. Сочетаемость с наречиями меры и степени: очень умный, весьма хитрый, весьма приятный, очень красивый;
  4. Вхождение в антонимические пары: холодный — горячий, больной — здоровый, добрый — злой, новый — старый, хороший — плохой; при этом антонимы легко образуются путем прибавления приставки не-: сладкий — несладкий;
  5. Возможность образования прилагательных со значением субъективной эмоциональной оценки: красивый — красивенький, белый — пребелый, тяжелый — тяжелехонек, тяжелёшенек, тяжеленький;
  6. Способность образовывать отвлеченные имена существительные: синий — синева, добрый — доброта, новый — новизна, свежий — свежесть, богатый- богатство;
  7. Способность образовывать качественные наречия (на -о, -е или -и): веселый — весело, тихий — тихо, далекий — далеко, певучий — певуче, ритмический — ритмически;
  8. Наличие среди них слов как с непроизводной, так и с производной основой (в отличие от других разрядов прилагательных, в которые входят прилагательные только с производной основой): новый, старый, плохой, ровный; задиристый, интересный, заботливый.

Не любое качественное имя прилагательное характеризуется всеми перечисленными признаками. Например, от слова голубой не образуется краткая форма; от слов слепой, лысый
не употребляется форма сравнительной степени.

Но наличие хотя бы нескольких из перечисленных признаков позволяет считать данное прилагательное качественным, потому что ни один из этих признаков не характерен для относительных и притяжательных прилагательных.

Относительные имена прилагательные

Относительные имена прилагательные называют отношения предметов к элементам окружающей действительности не прямо, а опосредованно, то есть через отношение к другому предмету или признаку. Относительные прилагательные могут обозначать признак по отношению к лицу (студенческая жизнь — жизнь студента), к животному (конский след — след
коня), к предмету (институтское общежитие — общежитие при институте), к действию (стиральная машина — машина, которая стирает), к месту (городской житель — житель города), ко времени (вчерашний посетитель — посетитель, который приходил вчера), к материалам (нейлоновая куртка — куртка из нейлона);

Имя прилагательное - степени имени прилагательного

Относительный признак не может менять свою интенсивность, поэтому и невозможны сочетания относительных прилагательных с наречиями меры и степени (нельзя сказать «весьма читальный зал»). От таких прилагательных не образуются краткие формы, формы степеней сравнения, а также прилагательные со значением субъективной оценки.

Они не имеют антонимов. У относительных прилагательных всегда производная основа (в отличие от качественных, которые часто имеют непроизводную основу: белый, хороший, теплый).

Притяжательные имена прилагательные

Притяжательные имена прилагательные характеризуются целым рядом формальных и семантических признаков, отграничивающих эту группу от других. Если качественные
и относительные прилагательные отвечают на вопрос «какой?», то притяжательные — на вопрос «чей?».

С семантико-синтаксической точки зрения, притяжательные прилагательные синонимичны конструкциям со значением обладания: Петина книга = книга, которую имеет
Петя; лисья нора = нора, принадлежащая лисе.

Для притяжательных прилагательных характерны особые словообразовательные суффиксы: — ов , — ев , — ин , — ий , — ья : братов, Игорев, дядин, медвежья, пастуший.

С притяжательным значением употребляются полные прилагательные с суффиксом — ин : мышиный хвост, гусиная лапа, но чаще эти прилагательные употребляются
с относительным значением; они указывают на характерное для животных свойство (утиный нос, орлиный полет) или материал, из которого изготовлено что-либо: куриные
котлеты. Прилагательные на — ий , — ья , — ъе , — ин ый , — ск ий также совмещают в себе притяжательное и относительное значение. Притяжательные прилагательные в современном
языке становятся менее употребительными.

Сфера их употребления ограничивается в основном репликами устной разговорной речи, особенно это касается прилагательных на — ин и — ов .

В литературном языке притяжательные прилагательные на — ин и — ов вытесняются падежными формами существительных, ср.: аптекарев сын — сын аптекаря. Многие из них можно встретить только во фразеологических оборотах: соломоново решение, пиррова победа, адамово яблоко.

Граница между лексико-грамматическими разрядами прилагательных подвижна. Одно и то же прилагательное может в своем основном значении быть относительным, а в переносных — качественным, и наоборот.

Смешанные виды прилагательных

Можно выделить несколько видов прилагательных, совмещающих свойства разных лексико-грамматических разрядов:

  • качественно-относительные прилагательные
  • относительно-качественные прилагательные
  • качественно-притяжательные прилагательные
  • относительно-притяжательные прилагательные
  • притяжательно-относительные имена прилагательные

Качественно-относительные прилагательные

Качественно-относительные прилагательные — это относительные прилагательные, которые могут приобретать качественное значение; сравните: каменный дом (сделанный из
камня) и каменное (качественно-относительное) сердце (безжалостное, жестокое), каменное (качественно-относительное) лицо (неподвижное); два последних значения — качественные, что доказывается возможностью образования форм степеней сравнения: лицо становилось все более каменным.

Например: золотые часы и золотые руки; стальные пружины и стальные нервы.

Относительно-качественные прилагательные

Относительно-качественные имена прилагательные — это качественные прилагательные, развившие дополнительные относительные значения. Например: глухой человек (качественное значение) и глухой звук (характеризующийся фонетической глухостью, относительное значение), скорый шаг и скорый поезд.

Качественно-притяжательные имена прилагательные

Качественно-притяжательные имена прилагательные — это притяжательные прилагательные в качественном употреблении. Например, лисья нора (принадлежащая лисе)
и лисья хитрость (изощренная, качественное значение), медвежья берлога и медвежья услуга, куриные следы и куриные мозги.

Относительно-притяжательные имена прилагательные

Относительно-притяжательные имена прилагательные — это притяжательные прилагательные в относительном употреблении. Например, лисья нора и лисья шуба (из меха лисы), волчья лапа и волчья стая (стая из волков).

Притяжательно-относительные имена прилагательные

Притяжательно-относительные имена прилагательные — это многочисленная группа прилагательных с суффиксом — ск , которые могут употребляться в притяжательном или
относительном значении. Например: пушкинские стихи (притяжательное значение), Пушкинские чтения (памяти Пушкина, относительное значение), толстовские романы (притяжательное) и толстовские настроения (относительное).

Имя прилагательное качественно украшает нашу речь, потому что придает речи множество оттенков. Очень часто имена прилагательные образуются из других частей речи. Давайте рассмотрим как образуются имена прилагательные. Принцип образования прилагательных поможет вам в написании сочинений, а также будет способствовать обогащению вашей речи.

Переход других частей речи в прилагательные

Адъективация

Переход других частей речи в прилагательные называется адъективацией (от лат. adjectivum — прилагательное). Особенно много в разряд прилагательных перешло причастий,
переход этот сопровождается утратой глагольных категорий (времени, вида, залога), потерей управления и развитием в них качественных значений.

Например, от причастия взволнованный (покрытый волнами, приведенный в состояние волнения) совершенного вида, страдательного залога, прошедшего времени прилагательное взволнованный отличается значением (взволнованный человек — «полный тревоги») и способностью образовывать степени сравнения: взволнованнее, самый взволнованный.

В настоящее время в качестве прилагательных могут использоваться:

  • страдательные причастия с суффиксами — енн -, — нн -, — т -, — ем -, — им -: ожесточенный, подавленный, избалованный, открытый, несклоняемый, любимый;
  • действительные причастия с суффиксами — ащ -/- ящ -, — ущ -/ — ющ -, — вш -, — ш -: кричащий, подходящий, знающий, минувший, опухший.

В качестве прилагательных могут выступать отдельные местоимения (какой-нибудь, кое-какой, никакой, какой-то и др.): одежда была кое-какая (плохая); Оратор я никакой
(плохой).

Субстантивация

Субстантивация — переход прилагательных в существительные. Это древний и вместе с тем развивающийся процесс. Есть прилагательные, которые очень давно перешли в существительные. Например, существительные с суффиксами -ин и -ов, обозначающие фамилии и названия населенных пунктов, по своему происхождению притяжательные прилагательные: Кузьмин, Ивановом, Боброво, Пастухов, Спицын, Львов, города Калинин, Киев.

С другой стороны, использование слов ванная, операционная, кладовая, мороженое, лесничий и т. п. в качестве существительных — явление позднего времени. Некоторые прилагательные полностью перешли в существительные, то есть не могут использоваться как прилагательные. Это так называемая полная субстантивация: портной, мостовая, приданое, вселенная, набережная, запятая, горничная и др.

Другие могут употребляться и как прилагательные, и как существительные. Это частичная субстантивация: военный — военный врач, знакомая — знакомая девушка, столовая посуда — уютная столовая, мороженое мясо — сливочное мороженое, молодые березки — поздравлять молодых.

Субстантивируясь, прилагательные приобретают грамматические категории существительных (род, число, падеж): портной (м. р., ед. ч., им. п.). Также могут иметь при себе определения: лучший рабочий, заводская столовая.

Субстантивированные прилагательные сохраняют склонение прилагательных: часового, часовому. Синтаксические функции субстантивированных прилагательных аналогичны
функциям существительных:

Почти ежедневно он проходил мимо кондитерской фабрики. — Объелся без меры конфет в кондитерской (Н. Гоголь);

В комнате стояла детская кроватка, два сундука, два кресла, стол и детские столик и стульчик (Л. Толстой). — Это была детская. Грустно повесив голову, черный одноглазый мишка
сидел на шкафу, роллер валялся в углу, на низеньком круглом столе стояли какие-то коллекции, игры (В. Каверин);

Пылко сердце молодое, нет любви его жарчей (Н. Огарев). — Молодое тянется к любви естественно и просто, как цветы к солнцу (Е. Мальцев).

Источник

Adblock
detector