Влияние климатических условий на человека и его деятельность флору и фауну

Влияние изменения климата на живую природу

Автор готового творческого проекта по предмету «Влияние изменения климата на живую природу» рассказывает о реальной степени влияния климата и климатообразующих факторов на живую природу, а также выстраивает гипотезы о том, какие последствия для живой природы может иметь изменение климата.

Подробнее о проекте:

Учебный индивидуальный проект по предмету «Влияние изменения климата на живую природу» содержит справочные сведения об атмосферных и географических группах климатообразующих факторов, а также исследует влияние солнечного излучения на изменение климата. В проекте раскрыто понятие «циркуляция атмосферы», а также проанализированы причины антропогенного и природного происхождения, влияющие на изменение климата.

Оглавление

Введение
1. Группы климатообразующих факторов.
1.1 Астрономические.
1.2 Географические.
1.3 Влияние солнечного излучения.
1.4 Циркуляция атмосферы.
2. Причины изменения климата.
2.1 Причины природного происхождения.
2.2 Причины антропогенного происхождения.
3. Анализ влияния климатообразующих факторов (температура воздуха, количество осадков) на природу Среднеахтубинской поймы.
4. Непосредственное влияние изменений климатических условий на живую природу и их последствия.
Заключение
Список используемой литературы

Введение

Другим важнейшим фактором, определяющим широтный климатический режим, является продолжительность светового дня. За полярными кругами, то есть севернее 66,5° с. ш. и южнее 66,5° ю. ш. продолжительность светового дня изменяется от нуля (зимой) до 24 часов летом, на экваторе круглый год 12-ти часовой день. Так как сезонные изменения угла наклона и продолжительности дня более заметны в более высоких широтах, амплитуда колебаний температур в течение года снижается от полюсов к низким широтам.

Циркуляция атмосферы

Общая циркуляция атмосферы (см. приложение 1.) — совокупность крупномасштабных воздушных течений над земной поверхностью. В тропосфере к ним относят пассаты, муссоны, а также переносы воздушных масс, связанные с циклонами и антициклонами. Циркуляция атмосферы существует из-за неравномерного распределения атмосферного давления, вызванного тем, что на разных широтах Земли её поверхность по-разному прогревается солнцем, и земная поверхность имеет различные физические свойства, особенно из-за её разделения на сушу и море. В результате обмена теплом между земной поверхностью и атмосферой из-за неравномерного распределения тепла, существует постоянная циркуляция атмосферы. Энергия циркуляции атмосферы постоянно расходуется на трение, но непрерывно пополняется за счёт солнечного излучения.

Причины изменения климата. Причины природного происхождения

В основном это сугубо астрономические процессы, на которые человек не в состоянии влиять:

Солнечное излучение. Изменяющаяся солнечная активность на протяжении всего существования планеты провоцировала климатические колебания, смену ледниковых периодов межледниковыми. Кроме того, ближайшая звезда постепенно стареет, расширяется, а значит, ее влияние на планету усиливается, в конечном счете звезда, обеспечивающая нас жизнью миллиарды лет станет причиной смерти ближайших к ней планет, включая Землю. Процесс был запущен с момента её рождения и прямо сейчас медленно, но неумолимо близится к своему печальному завершению…

Сдвиги земной орбиты, вызванные влиянием Луны и планет Солнечной системы, приводят к изменению интенсивности солнечного излучения, поступающего на земную поверхность. Орбитальные изменения также стали причиной нескольких ледниковых периодов.

Вулканическая активность. Газы и твердые частицы, выбрасывающиеся в атмосферу при извержении, влияют на климат, приводят к снижению температуры, засухе. Оседая на горных склонах, могут вызвать лавину или сель. Некоторые извержения также могут провоцироваться без человеческого вмешательства, по естественным причинам.

Причины антропогенного происхождения

Хоть и в сравнительно небольших с астрономическими, человечество провоцирует изменения в немыслимых масштабах. Человек, проживая свой век, оставляет планете «издержки» своего существования. Они связанны с растущими в геометрической прогрессии человеческими потребностями. Разум помог человеку занять вершину пищевой цепи, но вместе с этим были нарушены фундаментальные аспекты взаимодействия видов.

Например, при значительном увеличении численности видов на одной территории, следовательно, и увеличении плотности, несовместимой с комфортным проживанием и размножением, природа регулировала численность группы. (где больше плотность – там большая вероятность развития болезней, так же инстинктивно поведение особей в таких ситуация меняется, особи становятся более агрессивными, начинают конкурировать и т.д.).

Однако разум позволяет численности населения расти безостановочно, медицина с каждым годом уменьшает коэффициент детской смертности при родах, но одновременно с этим нарушает естественный отбор, позволяя излишне заселять планету колоссальным количеством людей. И в сумме такое количество людей сейчас способно влиять на судьбу планету, и к несчастью, в большинстве своем, пока что в худшую сторону.

Строя сети промышленных объектов с целью выгоды, истребляя видов, не только для пропитания, человечество действительно влияет на климат планеты, который в свою очередь влияет и на них, и на окружающую среду – это и есть антропогенные причины изменения климата.

Выброс опасных веществ в атмосферу; многочисленные перелёты на самолётах, возведение объектов тяжёлой промышленности, увеличение машин на дорогах, вырубка лесов – всё это приводит к выбросу в атмосферу веществ, которых там быть не должно в таких количествах. Эти процессы травят живые организмы, влияя на жизнедеятельность, способность размножаться и т.п. Но гораздо более серьёзную угрозу, и в гораздо большем масштабе представляет состоящие из этих веществ парниковые газы, нагревая нижние слоя атмосферы, они образуют парниковый эффект.

Парниковый или оранжерейный или тепличный эффект — повышение температуры нижних слоёв атмосферы планеты по сравнению с эффективной температурой, то есть температурой теплового излучения планеты, наблюдаемого из космоса.

Парниковый эффект приводит к повышению средней температуры планеты, что приводит к глобальному потеплению, что в свою очередь способно вызвать цепочку необратимых последствий для всего мира.

Глобальное потепление — долгосрочное повышение средней температуры климатической системы Земли, происходящее уже более века, основной причиной чего является человеческая деятельность (антропогенный фактор) (см. приложение 2)

Анализ влияния климатообразующих факторов (температура воздуха, количество осадков) на природу Среднеахтубинской поймы

изменение климата 1

Средние месячные и годовые температуры воздуха в г. Волгограде

изменение климата 2

Месячные и годовые суммы выпавших осадков в г. Волгограде

изменение климата 3

По приведенной мною таблице мы видим, что с повышением среднегодовой температуры воздуха осадков становиться все меньше и меньше.

Ресурсы речного стока по федеральным округам

изменение климата 4
Южный федеральный округ постоянно теряет некоторый% воды, поэтому реки с каждым годом разливаются менее обширно.

Так как потери небольшие мы не замечаем как убывает реки из года в год, но если сравнить какими были разливы рек 20 лет назад и сейчас, мы заметим колоссальные изменения.

Непосредственное влияние изменений климатических условий на живую природу и их последствия

Как и было сказано выше природа и живые организмы напрямую зависят от климатических условий. И резкое, долгосрочное изменение климата способно решать их судьбы. Именно смены климатических условий привели к нескольким крупным вымираниям видов.

Последствия и влияние:

В основном последствия любого резкого изменения климата будут неблагоприятны как для животных, так и для окружающей среды. Животные будут не успевать приспосабливаться к стремительно изменяющимся условиям климата, что приведёт к разрывам межвидовых взаимодействий, нарушение системы и баланса биогеоценоза.

1. Таяние ледников.
1.1 повышается уровень моря, есть угроза затопления мелких островов, и прибрежных зон
1.2 Уменьшается площадь ледников, откалываются глыбы льда, как следствие нарушается жизнедеятельность фауны Арктики и Антарктики.
2. Опасность схода лавин и селевых потоков – из-за температурных изменений
3. Излишняя миграция видов (в долгосрочной перспективе)
4. Снижение урожайности в сельскохозяйственных районах вне умеренного климата
5. Повышение влажности климата, усиление неравномерности выпадения осадков, приводящее к учащению засух и наводнений
6. Снижение количества осадков и объема пресных водоемов, дефицит питьевой воды
7. Негативное влияние на здоровье человека в т.ч.:

  • На сердечно-сосудистую систему
  • На устойчивость психики
  • На кожу
  • На здоровый сон

9. Сокращение разнообразия видов (Из-за стремительного изменения климата, некоторые ученые предполагают, что мы находимся на пороге 6-ого крупного вымирания видов. До 30-40% существующих видов в течение следующих десятилетий
10. Увеличение вероятности возникновения лесных пожаров
11. Возникновение

  • Эпидемий/Пандемий
  • Эпизоотий/Панзоотий (массовые заболевания животных)
  • Эпифитотий/Панфитотий (массовые заболевания растений)

Заключение

В речках и озерах было много рыбы и других пресноводных. Но в последние годы я заметил, что во время половодья воды стало намного меньше, русла рек и озер недостаточно наполняются водой, что привело к загрязнению воды, высыханию леса и лугов. Что в свою очередь привело к изменению флоры и фауны на территории Среднеахтубинской поймы.

На основе полученной информации я сделал выводы, что из-за повышения среднегодовых температур примерно на 2 градуса Цельсия, происходят колоссальные изменения во всей окружающей природе: уменьшение количества осадков приводят к потери ресурсов речного стока , это приводит к тому, что в половодье уменьшается разлив русл рек. Что влечёт за собой цепочку необратимых последствий в изменении окружающей среды.

Как и было сказано выше, изменения климата оказывает колоссальное влияние на живую природу, на всех обитателей планеты, включая человека. Как ни прискорбно, человечество действительно способно оказывать влияние на климат, и, к сожалению, масштабы плохих изменений превосходят хорошие. С каждым годом будет больше новостных заголовков об ухудшении экологии, о прохождении человечеством «Точки невозврата».

Для написания данной работы были использованы ресурсы Сети Интернет.

Приложение

изменение климата 5

Температура воздуха за декабрь 2020г.

изменение климата 6
Норма среднемесячной температуры декабря: -4.2°. Фактическая температура месяца по данным наблюдений: -7.9°. Отклонение от нормы: -3.7°. Норма суммы осадков в декабре: 39 мм. Выпало осадков: 22 мм. Отклонение :-44 % от нормы. Самая низкая температура воздуха (-17.2°) была 3 декабря. Самая высокая температура воздуха (2.0°) была 27 декабря.

Температура воздуха за январь 2021г.

изменение климата 7

Норма среднемесячной температуры января: -5.9°. Фактическая температура месяца по данным наблюдений: -3.8°. Отклонение от нормы: +2.1°. Норма суммы осадков в январе: 26 мм. Выпало осадков: 66 мм. Эта сумма составляет 154% от нормы. Самая низкая температура воздуха (-23.9°) была 21 января. Самая высокая температура воздуха (4.5°) была 9 января.

Температура воздуха за февраль 2021г.

изменение климата 8

Норма среднемесячной температуры февраля: -5.5°. Фактическая температура месяца по данным наблюдений: -4.9°. Отклонение от нормы: +0.6°. Норма суммы осадков в феврале: 28 мм. Выпало осадков: 17 мм. Эта сумма составляет -39% от нормы. Самая низкая температура воздуха (-25.1°) была 24 февраля. Самая высокая температура воздуха (9.5°) была 4 февраля.

Источник



Влияние климатических условий на человека и его деятельность, флору и фауну

Климатические факторы являются абиотическими компонентами, которые влияют на человека и его жизнедеятельность, а также на флору и фауну.

Влияние климатических факторов на человека, флору и фауну

Последствия изменения климата включают потепление, изменение объема осадков, увеличение частоты или интенсивности некоторых экстремальных погодных явлений и повышение уровня моря. Эти воздействия угрожают нашему здоровью. Они затрагивают пищу, воду, воздух и погоду.

Опасность этих рисков для здоровья будет зависеть от способности систем общественного здравоохранения к быстрой реакции на эти угрозы и готовности к ним, а также от таких факторов, как поведение человека, возраст, пол и экономический статус. Воздействия будут зависеть от того, где человек живет, насколько он чувствителен к угрозам для его здоровья, насколько он подвержен воздействию изменений климата и насколько хорошо он может адаптироваться к таким изменениям.

Готовые работы на аналогичную тему

Люди в развивающихся странах могут быть наиболее уязвимыми. Изменение климата представляет значительную угрозу для здоровья детей, беременных женщин, пожилых людей.

Большинство растений и животных живут в районах со специфическими климатическими условиями (в частности, температура и режим осадков), которые благоприятны для их существования. Любое изменение климата может повлиять на жизнь растений и животных, а также на структуру всей экосистемы. Некоторые виды уже реагируют на более теплый климат, перемещаясь в более прохладные места. Например, некоторые североамериканские животные и растения перемещаются дальше на север или в более высокие районы местности, чтобы найти подходящие места для жизни. Изменение климата также меняет жизненные циклы растений и животных. Например, когда повышается температура, многие растения начинают расти и цвести раньше. Некоторые животные быстрее выходят из зимней спячки.

Поскольку повысилась температура Земли, растения и животные, которым необходимо жить в холодных местах, например, на вершинах гор или в Арктике, могут остаться без подходящих условий для жизни. Если Земля продолжит нагреваться, в течение 100 лет, может начаться вымирание до одной четвертой всех растений и животных на Земле. Каждое растение и животное играют определенную роль в экосистеме (например, как источник пищи, хищник, опылитель), поэтому потеря даже одного вида может повлиять на многие другие.

Последствия изменения климата

Глобальное повышение температуры приводит к катастрофическим последствиям, ставя под угрозу выживание человека, флоры и фауны Земли. Наихудшим последствием изменения климата является таяние ледников на полюсах, в результате чего повышается уровень морей, вызывая наводнения, из-за которых малые островные государства рискуют полностью исчезнуть.

Изменение климата может привести к таким негативным последствия, как:

  • засуха;
  • пожары;
  • гибель отдельных видов животных и растений;
  • наводнения;
  • разрушение пищевой цепи;
  • разрушение экономических ресурсов, особенно в развивающихся странах.

Более высокие средние температуры приведут к увеличению жарких дней. Эти изменения могут привести к увеличению числа смертей в летние месяцы.

Воздействие сильной жары может привести к тепловому удару и обезвоживанию организма, а также к сердечно-сосудистым и респираторным заболеваниям.

Более высокие температуры и переменчивые погодные условия могут ухудшить качество воздуха, что спровоцирует приступы астмы и создаст предрасположенность к заболеваниям сердечно-сосудистой системы.

Повышение уровня углекислого газа и повышение температуры также влияют на переносимые по воздуху аллергены (например, пыльца амброзии).

Увеличение частоты некоторых экстремальных погодных явлений, таких как экстремальные осадки, наводнения, засуха и шторм, угрожают здоровью людей. Особенно это касается маленьких детей, пожилых людей, людей с ограниченными возможностями. Экстремальные явления могут повлиять на здоровье человека несколькими способами:

  1. Уменьшение количества безопасной пищи и питьевой воды.
  2. Повреждение дорог и мостов, нарушение доступа к больницам и аптекам.
  3. Прерывание связи, отсутствие коммунальных и медицинских услуг.
  4. Отравление угарным газом от неправильного использования портативных электрических генераторов ввиду аварийного отсутствия электричества в сети.
  5. Ухудшение психического здоровья. Возможная депрессия или посттравматическое стрессовое расстройство.

Заболевания людей могут увеличиться из-за загрязнения питьевой или рекреационной воды. Изменение климата увеличивает риск заболеваний вследствие повышения температуры. Это может привести к желудочно-кишечным заболеваниям, болезням нервной и дыхательной системы организма, повреждениям печени и почек.

Существуют и другие связи между изменением климата и здоровьем человека. Например, изменения температуры и осадков, а также засухи и наводнения будут влиять на урожайность и производство сельскохозяйственной продукции. В некоторых регионах мира это воздействие может поставить под угрозу продовольственную безопасность, а также здоровье человека из-за недоедания, распространения инфекционных заболеваний и пищевых отравлений. Прогнозируется, что таких последствий будет больше в развивающихся странах среди уязвимых групп населения.

Изменение климата и его влияние на флору и фауну

Изменение климата также влияет на экосистемы и биоразнообразие нашей планеты.

Изменения климата и погоды могут заставить виды мигрировать в новые районы. Уже имеется достаточно доказательств того, что ареалы видов изменяются в результате изменения условий. Те, кто не смогут мигрировать или адаптироваться, могут погибнуть.

Поскольку виды зависят друг от друга в отношении выживания, индивидуальное вымирание оказывает гораздо более широкое влияние на нарушение природного баланса. Это может привести к разрушению пищевых цепочек и экосистем.

Виды, которые уже находятся под угрозой исчезновения, и те, которые очень чувствительны к изменениям окружающей среды, могут стать очень уязвимыми.

Источник

Как влияния климата на природу

Климат оказывает огромное влияние на все, что нас окружает: животный и растительный мир, почву, реки, моря и прочие водоемы. И, конечно же, под прямым воздействием климата оказывается человек как биологический вид. Рассмотрим подробнее, каково влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Климат и образ жизни – влияние на хозяйственную деятельность и природу

Климат и человек

Климат – это устойчивый режим погоды в определенной местности, который не подвергается серьезным изменениям в течение многих лет. Он определяется многими факторами, среди которых температура воздуха, атмосферное давление, сила и направленность ветра, количество осадков и многие другие.

Климат и образ жизни – влияние на хозяйственную деятельность и природу

Рис. 1. Климат и человек.

Как бы далеко не продвинулся человек в научно-техническом прогрессе, он по-прежнему остается творением природы, во многом зависящим от внешних условий. Климатические условия во многом определяют:

  • самочувствие и физическую активность человека;
  • продолжительность жизни;
  • организацию хозяйственной деятельности;
  • организацию отдыха и досуга.

Состояние человеческого организма напрямую зависит от теплоощущений. Наиболее комфортное состояние возникает при температуре в пределах 17-23 градусах тепла, с умеренной влажностью воздуха.

Климат и образ жизни

Многообразие климатических поясов формирует различные условия, в которых обитают люди. Каждое из них по-своему влияет на человека.

  • Морской климат. Обилие солнечных дней, влажный свежий воздух, пропитанный морской солью, в сочетании с умиротворяющими пейзажами благотворно влияет на нервную систему. Отсутствие резких температурных колебаний нормализует физиологические процессы. Данный климат рекомендуется людям для восстановления душевных и физических сил, укрепления защитных сил организма.

Климат и образ жизни – влияние на хозяйственную деятельность и природу

Рис. 2. Морской климат.

  • Горный климат. Высокие пики, богатая природа, кристально чистый воздух, низкое атмосферное давление, резкая смена температуры днем и ночью оказывают стимулирующее действие на организм человека. В таких климатических условиях происходит активизация всех ресурсов организма, мягкое возбуждение нервной системы, наблюдается увеличение производительности труда.
  • Пустынный климат. Сочетание жаркого сухого воздуха, резких перепадов температуры в течение суток, раскаленной пыли заставляет работать человеческий организм в усиленном режиме. Подобный климат вызывает повышенное выделение жидкости, около 8-10 литров ежедневно.
  • Северный климат. Экстремально низкие температуры, частые сильные ветры, непродолжительное холодное лето создают не самые благоприятные условия для жизни и работы людей. Затяжные морозы оказывают существенную нагрузку на экономику, требуя строительство теплых зданий и их полноценное отопление. В северных районах энергозатраты в сельском хозяйстве, в промышленности, транспорте очень высоки.

Чукотский край – это одно из мест на земле, которое словно бы создано для испытания человека на прочность. В течение многих лет коренные народы смогли приспособиться к суровой природе. Однако до сих пор быт и вся жизнь этих людей преследуют одну цель – выжить любой ценой.

Климат и образ жизни – влияние на хозяйственную деятельность и природу

Рис. 3. Коренные чукчи.

Что мы узнали?

При изучении темы «Климат и образ жизни» мы узнали, насколько большое влияние оказывает климат на здоровье человека, организацию его хозяйственной деятельности. Мы выяснили, как различные виды климата воздействуют на человеческий организм.

Источник

Климат и образ жизни – влияние на хозяйственную деятельность и природу

Климат оказывает огромное влияние на все, что нас окружает: животный и растительный мир, почву, реки, моря и прочие водоемы. И, конечно же, под прямым воздействием климата оказывается человек как биологический вид. Рассмотрим подробнее, каково влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Климат и образ жизни – влияние на хозяйственную деятельность и природу

Климат и человек

Климат – это устойчивый режим погоды в определенной местности, который не подвергается серьезным изменениям в течение многих лет. Он определяется многими факторами, среди которых температура воздуха, атмосферное давление, сила и направленность ветра, количество осадков и многие другие.

Климат и образ жизни – влияние на хозяйственную деятельность и природу

Рис. 1. Климат и человек.

Как бы далеко не продвинулся человек в научно-техническом прогрессе, он по-прежнему остается творением природы, во многом зависящим от внешних условий. Климатические условия во многом определяют:

  • самочувствие и физическую активность человека;
  • продолжительность жизни;
  • организацию хозяйственной деятельности;
  • организацию отдыха и досуга.

Состояние человеческого организма напрямую зависит от теплоощущений. Наиболее комфортное состояние возникает при температуре в пределах 17-23 градусах тепла, с умеренной влажностью воздуха.

Климат и образ жизни

Многообразие климатических поясов формирует различные условия, в которых обитают люди. Каждое из них по-своему влияет на человека.

  • Морской климат. Обилие солнечных дней, влажный свежий воздух, пропитанный морской солью, в сочетании с умиротворяющими пейзажами благотворно влияет на нервную систему. Отсутствие резких температурных колебаний нормализует физиологические процессы. Данный климат рекомендуется людям для восстановления душевных и физических сил, укрепления защитных сил организма.

Климат и образ жизни – влияние на хозяйственную деятельность и природу

Рис. 2. Морской климат.

  • Горный климат. Высокие пики, богатая природа, кристально чистый воздух, низкое атмосферное давление, резкая смена температуры днем и ночью оказывают стимулирующее действие на организм человека. В таких климатических условиях происходит активизация всех ресурсов организма, мягкое возбуждение нервной системы, наблюдается увеличение производительности труда.
  • Пустынный климат. Сочетание жаркого сухого воздуха, резких перепадов температуры в течение суток, раскаленной пыли заставляет работать человеческий организм в усиленном режиме. Подобный климат вызывает повышенное выделение жидкости, около 8-10 литров ежедневно.
  • Северный климат. Экстремально низкие температуры, частые сильные ветры, непродолжительное холодное лето создают не самые благоприятные условия для жизни и работы людей. Затяжные морозы оказывают существенную нагрузку на экономику, требуя строительство теплых зданий и их полноценное отопление. В северных районах энергозатраты в сельском хозяйстве, в промышленности, транспорте очень высоки.

Чукотский край – это одно из мест на земле, которое словно бы создано для испытания человека на прочность. В течение многих лет коренные народы смогли приспособиться к суровой природе. Однако до сих пор быт и вся жизнь этих людей преследуют одну цель – выжить любой ценой.

Климат и образ жизни – влияние на хозяйственную деятельность и природу

Рис. 3. Коренные чукчи.

Что мы узнали?

При изучении темы «Климат и образ жизни» мы узнали, насколько большое влияние оказывает климат на здоровье человека, организацию его хозяйственной деятельности. Мы выяснили, как различные виды климата воздействуют на человеческий организм.

Источник

Влияние климатических условий на человека и его деятельность флору и фауну

Влияние климатических условий на человека и его деятельность, флору и фауну

Климатические факторы являются абиотическими компонентами, которые влияют на человека и его жизнедеятельность, а также на флору и фауну.

Влияние климатических факторов на человека, флору и фауну

Последствия изменения климата включают потепление, изменение объема осадков, увеличение частоты или интенсивности некоторых экстремальных погодных явлений и повышение уровня моря. Эти воздействия угрожают нашему здоровью. Они затрагивают пищу, воду, воздух и погоду.

Опасность этих рисков для здоровья будет зависеть от способности систем общественного здравоохранения к быстрой реакции на эти угрозы и готовности к ним, а также от таких факторов, как поведение человека, возраст, пол и экономический статус. Воздействия будут зависеть от того, где человек живет, насколько он чувствителен к угрозам для его здоровья, насколько он подвержен воздействию изменений климата и насколько хорошо он может адаптироваться к таким изменениям.

Люди в развивающихся странах могут быть наиболее уязвимыми. Изменение климата представляет значительную угрозу для здоровья детей, беременных женщин, пожилых людей.

Большинство растений и животных живут в районах со специфическими климатическими условиями (в частности, температура и режим осадков), которые благоприятны для их существования. Любое изменение климата может повлиять на жизнь растений и животных, а также на структуру всей экосистемы. Некоторые виды уже реагируют на более теплый климат, перемещаясь в более прохладные места. Например, некоторые североамериканские животные и растения перемещаются дальше на север или в более высокие районы местности, чтобы найти подходящие места для жизни. Изменение климата также меняет жизненные циклы растений и животных. Например, когда повышается температура, многие растения начинают расти и цвести раньше. Некоторые животные быстрее выходят из зимней спячки.

Поскольку повысилась температура Земли, растения и животные, которым необходимо жить в холодных местах, например, на вершинах гор или в Арктике, могут остаться без подходящих условий для жизни. Если Земля продолжит нагреваться, в течение 100 лет, может начаться вымирание до одной четвертой всех растений и животных на Земле. Каждое растение и животное играют определенную роль в экосистеме (например, как источник пищи, хищник, опылитель), поэтому потеря даже одного вида может повлиять на многие другие.

Последствия изменения климата

Глобальное повышение температуры приводит к катастрофическим последствиям, ставя под угрозу выживание человека, флоры и фауны Земли. Наихудшим последствием изменения климата является таяние ледников на полюсах, в результате чего повышается уровень морей, вызывая наводнения, из-за которых малые островные государства рискуют полностью исчезнуть.

Изменение климата может привести к таким негативным последствия, как:

  • засуха;
  • пожары;
  • гибель отдельных видов животных и растений;
  • наводнения;
  • разрушение пищевой цепи;
  • разрушение экономических ресурсов, особенно в развивающихся странах.

Более высокие средние температуры приведут к увеличению жарких дней. Эти изменения могут привести к увеличению числа смертей в летние месяцы.

Воздействие сильной жары может привести к тепловому удару и обезвоживанию организма, а также к сердечно-сосудистым и респираторным заболеваниям.

Более высокие температуры и переменчивые погодные условия могут ухудшить качество воздуха, что спровоцирует приступы астмы и создаст предрасположенность к заболеваниям сердечно-сосудистой системы.

Повышение уровня углекислого газа и повышение температуры также влияют на переносимые по воздуху аллергены (например, пыльца амброзии).

Увеличение частоты некоторых экстремальных погодных явлений, таких как экстремальные осадки, наводнения, засуха и шторм, угрожают здоровью людей. Особенно это касается маленьких детей, пожилых людей, людей с ограниченными возможностями. Экстремальные явления могут повлиять на здоровье человека несколькими способами:

  1. Уменьшение количества безопасной пищи и питьевой воды.
  2. Повреждение дорог и мостов, нарушение доступа к больницам и аптекам.
  3. Прерывание связи, отсутствие коммунальных и медицинских услуг.
  4. Отравление угарным газом от неправильного использования портативных электрических генераторов ввиду аварийного отсутствия электричества в сети.
  5. Ухудшение психического здоровья. Возможная депрессия или посттравматическое стрессовое расстройство.

Заболевания людей могут увеличиться из-за загрязнения питьевой или рекреационной воды. Изменение климата увеличивает риск заболеваний вследствие повышения температуры. Это может привести к желудочно-кишечным заболеваниям, болезням нервной и дыхательной системы организма, повреждениям печени и почек.

Существуют и другие связи между изменением климата и здоровьем человека. Например, изменения температуры и осадков, а также засухи и наводнения будут влиять на урожайность и производство сельскохозяйственной продукции. В некоторых регионах мира это воздействие может поставить под угрозу продовольственную безопасность, а также здоровье человека из-за недоедания, распространения инфекционных заболеваний и пищевых отравлений. Прогнозируется, что таких последствий будет больше в развивающихся странах среди уязвимых групп населения.

Изменение климата и его влияние на флору и фауну

Изменение климата также влияет на экосистемы и биоразнообразие нашей планеты.

Изменения климата и погоды могут заставить виды мигрировать в новые районы. Уже имеется достаточно доказательств того, что ареалы видов изменяются в результате изменения условий. Те, кто не смогут мигрировать или адаптироваться, могут погибнуть.

Поскольку виды зависят друг от друга в отношении выживания, индивидуальное вымирание оказывает гораздо более широкое влияние на нарушение природного баланса. Это может привести к разрушению пищевых цепочек и экосистем.

Виды, которые уже находятся под угрозой исчезновения, и те, которые очень чувствительны к изменениям окружающей среды, могут стать очень уязвимыми.

Источник

Климатические факторы и их значение в жизни растений

От климата зависят температурный и световой режимы и влагообеспеченность, необходимые для развития растений и лимитирующие их географическое распространение. Большинство растений не может расти при температуре ниже +5. С, и многие виды погибают при отрицательных температурах. С увеличением температур возрастают потребности растений во влаге. Свет необходим для фотосинтеза, а также для цветения и развития семян. Затенение почвы кронами деревьев в густом лесу подавляет рост более низких растений. Важным фактором является также ветер, существенно изменяющий режим температуры и влажности.

Растительность каждого региона является индикатором его климата, поскольку распространение сообществ растений в значительной степени обусловлено климатом. Растительность тундры в условиях субполярного климата сформирована только такими низкорослыми формами, как лишайники, мхи, травы и невысокие кустарники. Короткий вегетационный период и широкое распространение многолетней мерзлоты затрудняют рост деревьев всюду, кроме речных долин и склонов южной экспозиции, где почва летом оттаивает на бльшую глубину. Хвойные леса из ели, пихты, сосны и лиственницы, называющиеся также тайгой, растут в условиях субарктического климата.

Влажные районы умеренных и низких широт особенно благоприятны для произрастания лесов. Самые густые леса приурочены к районам умеренного морского климата и влажным тропикам. Области влажного континентального и влажного субтропического климата тоже большей частью залесены. При наличии сухого сезона, например в районах субтропического климата с сухим летом или переменно-влажного тропического климата, растения соответствующим образом адаптируются, формируя либо низкорослый, либо разреженный древесный ярус. Так, в саваннах в условиях переменно-влажного тропического климата преобладают злаковники с одиночными деревьями, растущими на больших расстояниях одно от другого.

В семиаридных климатах умеренных и низких широт, где всюду (кроме речных долин) слишком сухо для роста деревьев, господствует травянистая степная растительность. Злаки здесь низкорослые, возможна также примесь полукустарников и полукустарничков, например полыни в Северной Америке. В умеренных широтах злаковые степи в более влажных условиях у границ своего ареала сменяются высокотравными прериями. В аридных условиях растения растут далеко одно от другого, часто имеют толстую кору или мясистые стебли и листья, способные запасать влагу. Самые засушливые районы тропических пустынь совершенно лишены растительности и представляют собой обнаженные каменистые или песчаные поверхности.

Климатическая высотная поясность в горах обусловливает соответствующую вертикальную дифференциацию растительности — от травянистых сообществ предгорных равнин до лесов и альпийских лугов

40)Ареал,классификация границы ареалов.

АРЕАЛ (от лат. area — площадь, пространство), область распространения на земной поверхности систематических групп живых организмов или сообщества.Границы ареала животных или растений сформировались в процессе эволюции биосферы и зависят от условий окружающей среды. Они могут изменяться под воздействием естественных факторов (увеличение численности вида), влиянием человеческой деятельности (при вырубке лесов, вспашке степей, загрязнении окружающей среды и т. п.).

Ареалы никогда не остаются постоянными, пульсация ареалов, регрессирующие 1.Простой ареал имеет сплошную территорию. Установление границ простых ареалов не составляет особых трудностей, если организмы лишены возможности активно перемещаться (растения), либо ведут оседлый образ жизни (некоторые животные).
2. Сложный ареал имеет разорванную территорию. Для птиц это может быть область размножения, зимовок, вместе с миграционным путем. Среди животных много видов, которые в различные периоды жизненного цикла или сезоны меняют область распространения (птицы, млекопитающие).
3. Сплошной – это ареал, все участки которого доступны для особей вида, занимающего его. Перемещение особей с одного участка на другой в пределах сплошного ареала осуществляется при помощи естественных факторов расселения и не носит случайный характер. Внутри сплошного ареала нет непреодолимых географических барьеров, разделяющих его на отдельные участки. Все простые ареалы являются сплошными. Следует отметить, что ареалы также бывают первичные и вторичные, причем первичный ареал, в котором происходит становление вида, является сплошным.
4. Разорванный ареал (дизъюнктивный) – возникает при изменении условий существования вида: появляются горные системы, изменяется климат.
а) Гомогенная (однородная) дизъюнкция, когда не граничащие друг с другом участки заселены одной и той же формой вида (русская выхухоль).
б) Гетерогенная (разнородная) дизъюнкция, когда разорванные участки заселены разными подвидами одного вида, разными видами одного рода (дуб скальный, дуб монгольский). или разными родами одного семейства. Гомогенные разрывы ареала в возрастном отношении моложе гетерогенных.
5.Выделяются типы ареалов в зависимости от занимаемой площади. Площадь ареала может быть сопоставима с площадью почти всей суши или ограничиваться небольшим участком. В зависимости от размеров занимаемой территории выделяют различные ареалы :
а) Узколокальные – характерны для видов, имеющих крайне ограниченную площадь распространения (нелетающие насекомые: жуки-бомбардиры на 1-2 горных хребтах Кавказа; обитатели пещер: летучие мыши).
б) Локальные – по площади несколько больше узколокальных.
в) Субрегиональные – больше локальных.
г) Региональные – больше субрегиональных.
Если вид распространен по всей территории региона, его считают трансрегиональным. Под регионом в данном случае понимают определенную крупную территориальную единицу, как правило на одном материке.
д) Полирегиональные – более широкие ареалы, включающие регионы, расположенные на нескольких, но не более чем на трех материках (белая куропатка). К полирегиональным относятся ареалы следующих представителей флоры Евразии: евразиатские виды в пределах умеренной зоны Евразии; евросибирские виды, встречающиеся по всей Европе, в западной и Восточной Сибири до Дальнего Востока.
е) Космополитические ареалы – характерны для таксономических категорий, обитающих не менее чем на трех материках. Они свойственны обычно водным и болотным растениям, нередко распространяемым перелетными птицами (тростник, ряска), сорным травам, многим морским животным, некоторым насекомым.

Источник



Воздействие изменения климата на биоразнообразие растений — Effects of climate change on plant biodiversity

Изменение климата — это любое значительное долгосрочное изменение ожидаемой модели, будь то из-за естественной изменчивости или в результате деятельности человека. Условия окружающей среды играют роль ключевой в определении функции и распределения в растениях , в сочетании с другими факторами. Известно, что изменения долгосрочных условий окружающей среды, которые можно коллективно придумать, изменение климата оказало огромное влияние на нынешние модели разнообразия растений; в будущем ожидаются дальнейшие воздействия. Прогнозируется, что изменение климата останется одной из основных движущих сил структур биоразнообразия в будущем. Действия человека в настоящее время вызывают шестое крупное массовое вымирание, которое видела наша Земля, изменяя распространение и численность многих растений.

СОДЕРЖАНИЕ

Палео контекст

С момента появления растений на Земле постоянно менялся климат . По сравнению с сегодняшним днем, в этой истории Земля была прохладнее, теплее, суше и влажнее, а CO
2 ( углекислый газ ) концентрации были как выше, так и ниже. Эти изменения отражаются в постоянно меняющейся растительности , например, в лесных сообществах, доминирующих на большинстве территорий в межледниковые периоды, и в травянистых сообществах, доминирующих в ледниковые периоды . Было показано, что прошлые климатические изменения были главной движущей силой процессов видообразования и исчезновения . Самый известный пример этого — Обрушение тропических лесов каменноугольного периода, которое произошло 350 миллионов лет назад. Это событие уничтожило популяции земноводных и стимулировало эволюцию рептилий.

Современный контекст

В настоящее время наблюдается значительный интерес и исследования в области феномена недавних антропогенных изменений климата или глобального потепления . Основное внимание уделяется выявлению нынешних воздействий изменения климата на биоразнообразие и прогнозированию этих последствий в будущем.

Изменение климатических переменных, относящихся к функциям и распространению растений, включает увеличение выбросов CO.
2 концентрации, повышение глобальной температуры, изменение характера осадков и изменение характера «экстремальных» погодных явлений, таких как циклоны, пожары или штормы. Сильно изменчивое распределение видов явилось результатом различных моделей с переменными биоклиматическими изменениями.

Поскольку отдельные растения и, следовательно, виды могут функционировать только физиологически и успешно завершать свои жизненные циклы в определенных условиях окружающей среды (в идеале в пределах их подмножества), изменения климата, вероятно, окажут значительное влияние на растения от уровня отдельного человека до уровень экосистемы или биома .

Воздействие CO 2

Концентрация CO 2 неуклонно растет на протяжении более двух столетий. Повышение концентрации CO 2 в атмосфере влияет на фотосинтез растений , что приводит к повышению эффективности использования воды растениями, увеличению фотосинтетической способности и ускорению роста. Повышенный уровень CO 2 связан с «утолщением растительности», что влияет на структуру и функции растительного сообщества . В зависимости от окружающей среды, существуют различные реакции на повышенный уровень CO 2 в атмосфере между основными «функциональными типами» растений, такими как растения C 3 и C 4 , или более или менее древесные виды; который может, среди прочего, изменить конкуренцию между этими группами. Повышенный уровень CO 2 также может привести к увеличению соотношения углерод: азот в листьях растений или к другим аспектам химического состава листьев, что может привести к изменению питания травоядных . Исследования показывают, что удвоение концентрации CO 2 покажет увеличение фотосинтеза у растений C3, но не у растений C4. Однако также показано, что растения C4 способны выдерживать засуху лучше, чем растения C3.

Влияние температуры

Повышение температуры увеличивает скорость многих физиологических процессов, таких как фотосинтез в растениях, до верхнего предела, в зависимости от типа растения. Это увеличение фотосинтеза и других физиологических процессов обусловлено увеличением скорости химических реакций и примерно удвоением скорости превращения ферментативных продуктов на каждые 10 ° C повышения температуры. Экстремальные температуры могут быть вредными, когда выходят за физиологические пределы растения, что в конечном итоге приведет к более высокой скорости высыхания .

Одна из распространенных среди ученых гипотез состоит в том, что чем теплее территория, тем выше разнообразие растений. Эту гипотезу можно наблюдать в природе, где более высокое биоразнообразие растений часто находится на определенных широтах (что часто коррелирует с конкретным климатом / температурой).

Воздействие воды

Поскольку водоснабжение имеет решающее значение для роста растений, оно играет ключевую роль в определении распределения растений. Прогнозируется, что изменения количества осадков будут менее последовательными, чем изменения температуры, и более изменчивыми между регионами, при этом прогнозируется, что некоторые области станут намного более влажными, а некоторые — гораздо более засушливыми. Изменение доступности воды покажет прямую корреляцию со скоростью роста и сохранением видов растений в этом регионе.

При менее постоянных и более интенсивных дождях наличие воды будет иметь прямое влияние на влажность почвы в районе. Снижение влажности почвы отрицательно скажется на росте растений, изменяя динамику экосистемы в целом. Растения зависят не только от общего количества осадков в течение вегетационного периода, но также от интенсивности и величины каждого выпадения дождя.

Общие эффекты

Экологические переменные действуют не изолированно, а в сочетании с другими нагрузками , такие как среды обитания деградации, потери среды обитания , а также введение экзотических видов , которые потенциально могут быть инвазивными . Предполагается, что эти другие движущие силы изменения биоразнообразия будут действовать в синергии с изменением климата, увеличивая давление на виды в целях выживания. По мере того, как эти изменения накапливаются, наши общие экосистемы, по прогнозам, будут сильно отличаться от сегодняшних.

Прямые воздействия изменения климата

Изменения в раздачах

Если климатические факторы, такие как температура и осадки, изменяются в регионе за пределами толерантности фенотипической пластичности вида , то изменения в распределении видов могут быть неизбежны. Уже есть свидетельства того, что виды растений смещают свои ареалы по высоте и широте в ответ на изменение регионального климата. Тем не менее, трудно предсказать, как ареалы видов изменятся в ответ на климат, и отделить эти изменения от всех других антропогенных изменений окружающей среды, таких как эвтрофикация , кислотные дожди и разрушение среды обитания .

По сравнению с зарегистрированными темпами миграции видов растений в прошлом, быстрые темпы текущих изменений могут не только изменить распределение видов, но и сделать многие виды неспособными следовать климату, к которому они адаптированы. Условия окружающей среды, необходимые для некоторых видов, например, обитающих в альпийских регионах, могут вообще исчезнуть. Результатом этих изменений, вероятно, станет быстрое увеличение риска исчезновения. Адаптация к новым условиям также может иметь большое значение в ответной реакции растений.

Однако предсказать риск исчезновения видов растений непросто. Например, оценки по отдельным периодам быстрых климатических изменений в прошлом показали относительно небольшое вымирание видов в некоторых регионах. Знания о том, как виды могут адаптироваться или сохраняться перед лицом быстрых изменений, все еще относительно ограничены.

Изменения в пригодности среды обитания для вида приводят к изменениям в распределении не только за счет изменения ареала, которую вид может переносить физиологически, но и за счет того, насколько эффективно он может конкурировать с другими растениями в этой зоне. Следовательно, изменения в составе сообществ также являются ожидаемым результатом изменения климата.

Изменения жизненных циклов (фенология)

Сроки фенологических событий, таких как цветение , часто связаны с переменными окружающей средой, такими как температура. Поэтому ожидается, что изменение окружающей среды приведет к изменениям в событиях жизненного цикла, и это было зарегистрировано для многих видов растений. Эти изменения могут привести к асинхронности между видами или к изменению конкуренции между растениями. Например, время цветения британских растений изменилось, что привело к тому, что однолетние растения зацветают раньше, чем многолетники , а растения, опыляемые насекомыми, зацветают раньше, чем растения, опыляемые ветром; с потенциальными экологическими последствиями. В недавно опубликованном исследовании использовались данные, записанные писателем и естествоиспытателем Генри Дэвидом Торо, чтобы подтвердить влияние изменения климата на фенологию некоторых видов в районе Конкорда, штат Массачусетс .

Генетическое разнообразие

Видовое богатство и однородность видов играют ключевую роль в том, насколько быстро и продуктивно экосистема может адаптироваться к изменениям. Увеличивая вероятность возникновения узких мест в популяции из- за большего числа экстремальных погодных явлений, генетическое разнообразие в популяции резко уменьшится. Поскольку генетическое разнообразие является основным фактором, влияющим на развитие экосистемы, экосистема будет гораздо более восприимчива к уничтожению, поскольку каждый человек будет похож на другой. Отсутствие генетических мутаций и уменьшение видового богатства значительно увеличивает вероятность исчезновения.

Изменение окружающей среды заставляет растение увеличивать его фенотипическую пластичность , заставляя виды изменяться быстрее, чем предполагалось. Эти пластиковые реакции помогут растениям реагировать на быстро меняющиеся условия окружающей среды. Понимание того, как местные виды изменяются в ответ на окружающую среду, поможет сделать выводы о том, как будут реагировать мутуалистические отношения.

Косвенные воздействия изменения климата

Все виды, вероятно, будут напрямую затронуты изменениями в условиях окружающей среды, о которых говорилось выше, а также косвенно через их взаимодействия с другими видами. Хотя прямые воздействия легче предсказать и концептуализировать, вполне вероятно, что косвенные воздействия не менее важны для определения реакции растений на изменение климата. Виды, распространение которых изменяется как прямой результат изменения климата, могут «вторгаться» в ареал других видов или «подвергаться вторжению», например, создавая новые конкурентные отношения или изменяя другие процессы, такие как связывание углерода .

В Европе температура и атмосферные осадки, вызванные изменением климата, могут косвенно влиять на определенные группы людей. Повышение температуры и отсутствие осадков приводят к образованию различных пойм рек, что сокращает количество людей, чувствительных к риску наводнений.

Ассортимент симбиотических грибов, связанных с корнями растений, может напрямую измениться в результате изменения климата, что приведет к изменению ареала растений.

Новая трава может разрастаться по региону, изменяя режим пожара и сильно изменяя видовой состав.

Патоген или паразит могут изменить свое взаимодействие с растением, например, патогенный гриб становится все более распространенным в районе, где увеличивается количество осадков.

Повышение температуры может позволить травоядным животным распространиться дальше в альпийские регионы, что значительно повлияет на состав альпийских травяных полей .

Объединенные природные и антропогенные системы работают как системы, влияющие на изменения в широких пространственных и временных масштабах, которые обычно рассматриваются как косвенные последствия изменения климата. Это особенно верно при анализе систем перелива. Фактор окружающей среды # Социально-экономические факторы

Изменения более высокого уровня

Виды по-разному реагируют на изменение климата. Различия в распространении, фенологии и численности видов неизбежно приведут к изменениям относительной численности видов и их взаимодействий. Эти изменения будут влиять на структуру и функции экосистем. Характер миграции птиц уже показывает изменения в том, что они летят на юг раньше и быстрее возвращаются, что со временем может повлиять на всю экосистему. Если птицы улетят раньше, это со временем снизит скорость опыления некоторых растений. Наблюдение за миграцией птиц является еще одним свидетельством изменения климата, в результате которого растения цветут в разное время.

Некоторые виды растений имеют недостаток в более теплом климате, и их насекомые-травоядные также могут пострадать. Температура напрямую влияет на разнообразие, устойчивость и выживаемость как растений, так и их насекомых-травоядных. По мере того, как количество этих насекомых-травоядных сокращается, количество видов, поедающих этих насекомых, будет увеличиваться. Это каскадное событие нанесет ущерб нашей Земле и тому, как мы смотрим на природу сегодня.

Проблемы моделирования будущих воздействий

Точные прогнозы будущих воздействий изменения климата на разнообразие растений имеют решающее значение для разработки стратегий сохранения. Эти прогнозы во многом основаны на биоинформатических стратегиях, включающих моделирование отдельных видов, групп видов, таких как «функциональные типы», сообщества, экосистемы или биомы. Они также могут включать моделирование наблюдаемых видов в экологических нишах или наблюдаемых физиологических процессов.

Хотя моделирование полезно, оно имеет множество ограничений. Во-первых, существует неопределенность относительно будущих уровней выбросов парниковых газов, вызывающих изменение климата, и значительная неопределенность в моделировании того, как это повлияет на другие аспекты климата, такие как местные осадки или температуры. Для большинства видов важность конкретных климатических переменных в определении распределения (например, минимальное количество осадков или максимальная температура) неизвестна. Также трудно понять, какие аспекты конкретной климатической переменной являются наиболее биологически значимыми, например, средняя по сравнению с максимальной или минимальной температурой. Экологические процессы, такие как взаимодействие между видами, скорость распространения и расстояния, также по своей сути сложны, что еще больше усложняет прогнозы.

Улучшение моделей — активная область исследований, при этом новые модели пытаются учитывать такие факторы, как особенности жизненного цикла видов или такие процессы, как миграция, при прогнозировании изменений в распределении; хотя возможный компромисс между региональной точностью и общностью признается.

Также прогнозируется, что изменение климата будет взаимодействовать с другими факторами изменения биоразнообразия, такими как разрушение и фрагментация среды обитания или интродукция чужеродных видов. Эти угрозы, возможно, могут действовать совместно, увеличивая риск исчезновения по сравнению с тем, что наблюдалось в периоды быстрого изменения климата в прошлом.

Источник

Кратковременный проект «Влияние климата на развитие растений»

Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми — возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность. У детей растет объем знаний в области естественно — научных представлений, и они затрудняются в установлении взаимосвязи в живой и неживой природе. Решением проблемы, может стать исследовательско — познавательный проект, суть которого – свобода его участников в выражении субъективного мнения, в выборе содержания деятельности и средств решения проблемы. Поэтому при разработке данного проекта использовали метод организованного и контролируемого детского экспериментирования в индивидуальной и коллективной деятельности детей. Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом — путем самостоятельного исследования мира.

Работа направлена на:

• формирование у ребёнка практических умений и навыков;

развитие интеллектуального, эстетического, речевого, познавательного развития;

• стремление к самостоятельной работе;

развитие личности в целом (умение анализировать, сравнивать, обобщать собственные наблюдения и делать выводы, видеть и понимать красоту окружающего мира, логически рассуждать, эмоционально переживать).

Цель проекта: развитие познавательного опыта и практических навыков детей в изучении влияния климата на рост растений (на примере овса)

Задачи проекта:

• систематизировать и закреплять имеющиеся знания, вводить в сознание детей новые понятия – названия основных климатических поясов: «полярный», «умеренный», «тропический», «экваториальный», понятие «микроклимат», «гипотеза», «метод исследования»;

• формировать у детей приёмы и навыки самостоятельной познавательной деятельности по проведению исследовательских работ и наблюдение за результатом;

• знакомить дошкольников с методами и приёмами проведения простейших исследований;

• учить работе с дополнительными материалами, наглядными пособиями, энциклопедиями;

• воспитывать разумное, бережное отношение к природе;

• учить взаимодействовать с друг другом и взрослыми в рамках проекта

• формирование умения прогнозировать будущие изменения.

• выявить доказательство того, что в разном климате растения развиваются по-разному

• сформировать практические умения в выращивании растения;

• сформировать умения наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, работать с дополнительной литературой, наглядностью, энциклопедиями;

• воспитывать эмоциональное, бережное отношение к окружающей природе.

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА.

На занятиях по познавательному развитию дети в течении года знакомились с материками и их географическим положением. С картой природных зон. Узнали об особенностях климата на разных материках. При рассматривании иллюстраций с изображением почвы и растительности, у детей возник вопрос «Везде ли можно вырастить растения. Ответ на этот вопрос предложила получить с помощью исследования.

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Осуществление проекта начала с объявления о том, что будем проводить самостоятельные исследования так, как это делают взрослые ученые. Объяснила детям, что их задача найти ответы на данные вопросы. Для того чтобы это сделать, необходимо собрать всю доступную информацию и обработать ее. Как это можно сделать?

Естественно, что для детей это сложное, новое дело. Рассказала им о том, что существует много способов сбора информации – «методов исследования». На этом этапе очень важно было подвести детей к тому, чтобы они сами назвали способы сбора информации.

Начала с обычных проблемных вопросов,например: «Что мы должны сделать вначале? Как вы думаете. С чего начинает исследование ученый?»

Дети предлагали самые разные варианты. Подвела их к идее, что сначала надо подумать.

Следующий вопрос: «Где еще мы можем найти ответ? Что нам может помочь?» Отвечая на вопросы, вместе с детьми,постепенно приходили к выводу: «подумать», «спросить у другого человека», «понаблюдать», «провести опыт, эксперимент», «посмотреть в книгах».

Обсудила с детьми, что собранные сведения необходимо будет обобщать и анализировать, чтобы потом представить результаты нашей долгой и кропотливой работы детям, родителям.

2. ОСНОВНОЙ ЭТАП (исследовательский)

Узнать, как климат влияет на развитие растений.

1. проанализировать информацию по этой теме;

2. понаблюдать, как климат влияет на развитие растений.

предположим, что в разном климате растения развиваются по-разному.

спросить у взрослых;

При сборе сведений дети расспрашивали своих родителей об интересующем их вопросе, тем самым обменивались знаниями и опытом. Также обращались к книгам и энциклопедиям как источнику информации, просили прочитать взрослых.

Расспросив взрослых и рассмотрев книги, узнали, что такое климат и о том, какие бывают типы климата. От воспитателя дети узнали, как создать особый микроклимат в условиях детского сада и провести эксперимент о влиянии климата на развитие растений.

Для создания микроклимата взяли четыре пластиковые плошки, бумажные полотенца и немного быстро прорастающих семян овса. На дно каждой плошки положили кусок бумажного полотенца и насыпали на него немного семян. А потом разместили плошки с семенами в местах с разным микроклиматом. Одну плошку поставили в холодильник – здесь холодно, сухо и темно – чем не полярный климат! Две плошки поставили на солнечный подоконник, но семена полили только в одной из них, и закрыли ее крышкой. В ней поливали их ежедневно (тропический климат). А во второй время от времени (умеренный). Четвертую поставили в батарею – чем не пустынный климат! Сделали зарисовку семян в плошках на данном этапе. Ежедневно следили за состоянием семян. Следующую зарисовку сделали на этапе появления первых всходов. Первыми взошли зерна, находящиеся в тропическом микроклимате, тогда как в полярном и экваториальном микроклимате зерна совсем не изменились с момента посева.

Мы убедились в правоте своей гипотезы.

В разном климате растения развиваются по-разному

Наиболее благоприятный климат для развития растений – тропический

В дальнейшем будем и дальше узнавать и изучать растения нашей планеты.

В ходе работы над проектом дети развивали познавательный опыт и практические навыки в исследовательской деятельности. Предположив, что в разном климате растения развиваются по-разному, собрали сведения об этом вопросе с помощью различных источников, проанализировали их. С помощью воспитателя создали в группе различный микроклимат и провели наблюдения, как климат влияет на развитие растения. В результате эксперимента убедились в правоте своей гипотезы — в разном климате растения развиваются по-разному.

Источник

Особенности растений и климата

Где бы ты ни жил, мой читатель,— в Фергане, на Чукотке или в подмосковном поселке, читая эту книгу, тебе придется окинуть взором нашу землю с севера на юг.
Заполярье. Природа здесь очень своеобразна. Большая часть года не имеет привычной смены дня и ночи. Зимой — круглые сутки ночь, а летом солнце светит днем и ночью, не спускаясь за линию горизонта.
Зима очень холодная и земля промерзает так глубоко, что за короткое и прохладное лето она даже не успевает полностью прогреться и оттаять. Поэтому на некоторой глубине образовался слой вечной мерзлоты. Корни растений в промерзлой земле не проникают глубоко. А известно, что чем глубже и мощнее развиваются корни, тем сильнее они «переделывают» землю. Когда растения отмирают, их корни и другие остатки, разлагаясь, обогащают землю органическим веществом и тем делают ее богаче, плодороднее.
На севере изза нехватки тепла остатки растений плохо разлагаются. Вот почему слой почвы в этом краю не только не глубокий, но и очень бедный питательными веществами, а при обилии осадков часто и заболоченный. Если еще учесть прохладное и короткое лето, то станет ясным, что эти суровые условия стали причиной своеобразного растительного мира.
В долинах обычны ели, верески, папоротники, лишайники, морошка, брусника, а на пониженных и заболоченных местах главенствуют корявые низкорослые сосны, кустарникибогульники, разные мхи, клюква. Зато на горных возвышениях растительность более разнообраз. на и интересна. К особым условиям севера здесь добавляется еще влияние изменений климата с подъемом в гору, так называемая вертикальная зональность растительности.
Представим себе, что мы находимся в Мурманской области, недалеко от города Кировска. Солнце с утра до утра не заходит и отражается в спокойных водах озера Вудъяврчор. Вокруг горы. На более плоском берегу раскинулся город. Справа от него, в горах, рудники, там добывают апатит — богатейший фосфором минерал, зеленосерые кристаллы которого ярко блестят на солнце. Горы и долины покрыты растительностью.
В долинах — высокие, остроконечные ели, а в их тени хорошо себя чувствуют папоротники, верески и мелкие ягоднички: морошка, брусника, черника и другие. Чуть повыше, на склоне горы, очень забавные ели,— стоят они точно в юбках: ветви на середине их ствола срезаны. Виноваты в этом зимние вьюги. Они гонят поверх настила снега тонкие и острые корочки льда, которые и срезают ветки у елей.
Так ель указывает глубину снежного покрова в этой местности.
Еще выше найдете не менее удивительную березу. Она стелется по земле, да так, что сесть можно только на нее, а не под нее. Прижимаясь к земле и скрываясь под снегом, береза спасается от зимней стужи.
Поднимемся еще выше. Здесь нет деревьев, какие мы привыкли видеть в лесу. На зеленой лужайке среди разноцветных маков и других цветов попадается кустарник. Листья хоть и мелкие, но напоминают березу, а кора стволиков — кору березовых ветвей.
Это особая береза — полярная, или карликовая. Она растет в виде куста и никогда не имеет высоких крупных стволов.
Повыше в западинках еще много снега. Он подтаивает. Ручейки сливаются в ручьи, а затем в стремительную горную речку, чьи студеные и прозрачные воды вливаются в озеро Вудъяврчор.

Степное растение Ковыль

Много воды, мало тепла, неглубокие бедные почвы— вот условия жизни растений на севере, в тундре. Своим своеобразием растения отмечают эти условия.
Иная картина в других местах, ближе к югу. Какую растительность увидим мы, если попадем в окрестности Ленинграда, Вологды, Перми, Москвы или на Урал, в Сибирь? Леса здесь дремучие, многокилометровые. Это зона тайги. На севере тайги больше хвойных деревьев: ели, сосны, кедры, пихты, лиственницы, а на юге главенствуют береза, дуб, липа, ясень, тополь.

Пустынное растение верблюжья колючка

В тайге больше тепла, лето длиннее, чем в тундре, а
влаги не меньше. Мощными корнями деревья разрыхляют землю на большую глубину и достают оттуда питание.
Растительные остатки в тайге хорошо разлагаются, но вместе с водой уходят в землю. Поэтому верхние слои почвы там бедны.
Южнее, в районах Курска или Харькова, больших дремучих лесов не встретишь. Лишь дубравы. Тут главенствуют травы. Взору открываются широкие степи, покрытые травой, среди которой серебрится ковыль. Периоды без морозов в тайге. Но влаги меньше и
часто бывают засухи.
Зато остатков в виде листьев и стеблей у степных трав больше, чем у деревьев. С деревьев опадают только желтые высохшие листья, изредка ветви и сучья; стволы падают редко, лишь когда дерево стареет. Травы же каждую осень сбрасывают и листья и стебли, а весной вновь отрастают.
Кроме того, в степной полосе материнская порода (поверхностный слой земли, на котором развиваются растения и который превращается в почву) более плодородна, чем в тундре и тайге. Сочетание тепла, влаги, богатой породы, густой растительности способствовало образованию самой тучной, самой плодородной почвы на земле — чернозема.
Большинство черноземов распахано и используется под посевы. Нетронутую, непаханную и некосимую, степь с ковылем можно увидеть только в степном заповеднике под Курском. Почвоведы и ботаники, изучая в заповеднике взаимодействие степной растительности и почвы, установили закономерности образования чернозема.
С помощью этих знаний человек добивается, чтобы ценные свойства чернозема не терялись при его распашке, а, наоборот, повышались.
Южнее черноземных степей мы попадаем в еще более сухие и жаркие области — в полупустыни. А переплыв Каспийское море, окажемся в зоне среднеазиатских пустынь. Лето здесь не только длинное, но и очень жаркое. Тепла и света в избытке. Но влаги не хватает: сухо в пустыне. Конечно, и растительность здесь иная, пустынная. У растений листья либо узкие и их мало, либо их нет совсем и вместо листьев растут колючки. Чем меньше у растения площадь листьев, тем меньше оно
испаряет воды. Опушенность налет на них предохраняют Нужная растению зеленая поверхность увеличена за счет коры ветвей, а иногда и коры стеблей — они зеленые.
Пустынные растения, не имея широких листьев, дают мало тени. Растет там дерево саксаул. Его крона прозрачная, как бы кружевная, потому что листьев у него нет: их заменяют ветви тонкие и зеленые. Глубокие корни саксаула охватывают большую толщу земли, но бедна пустыня и водой и пищей. Поэтому ствол его мало нарастает в толщину: древесина у саксаула такая плотная, что кусок ствола тонет в воде.

Фото ветки Саксаула.
Ветка саксаула

Не только у саксаула, но и у всех других многолетних растений пустынь развиваются длинные корни, и проникают они на большую глубину, чтобы достать воду. Весной пустыня очень красива — вся расцвечена
ярким ковром тюльпанов, маков, ромашек, дельфиниумов. Зеленый фон создают мятлики, осочки, пыреи. Это очень своеобразная растительность пустыни. Она оживает рано весной и использует кратковременный запас зимневесенней влаги в почве.

Растения засоленных почв - Солянки

Фото растений засоленных почв Солянки.

Но вот запас воды иссяк, солнце нещадно палит, и все эти растения погибают. Их жизнь короткая: всего несколько недель. Поэтому и называются они эфемерами (от греческого слова «эфемерос» — мимолетный, скоропреходящий).
В районах с жарким и сухим климатом местами образуются своеобразные почвы: засоленные. Солнце и ветер иссушают землю, влага из нижних горизонтов поднимается кверху. Вода испаряется, а растворенные в ней соли остаются наверху, засоляя почву. Этот процесс идет постоянно, и почва засоляется сильно. В таких местах выживает только особая растительность, среди которой многие так и называются — солянки. Путешествие с севера на юг нашей Родины закончилось. Вы, конечно, заметили, как сильно меняется растительность в разных районах страны. Эти изменения не случайные, а закономерные и связаны с изменением климата и почвы.
Такая же закономерность наблюдается и на других материках, она общая на всей Земле. Это хорошо видно, если посмотреть климатическую карту мира, геологическую, почвенную: зоны растительности совпадают с этими природными зонами.
Итак, растительность располагается на Земле не как попало, а в зависимости от определенных условий: тепла, влаги, пищи и качества почвы. Их называют факторами или условиями жизни растений.
Книга наша посвящена одному из этих факторов — почве как источнику пищи растений.
В нашей стране науку о почве создал ученый Василий Васильевич Докучаев. Его учение о почве признано всем ученым миром и легло в основу мирового почвоведения. Он научно обосновал теснейшую связь, существующую между почвой и растениями. Он доказал, что растение является одним из важных преобразователей почвы..Поверхностный слой земной коры, сложенной из горной породы, постепенно разрушается под действием различных температур, ветра, воды.
Растения, поселившись на такой частично разрыхленной породе, в свою очередь разрушают ее своими корнями, удобряют отмершими остатками, постепенно переделывают ее.

Источник

Adblock
detector