Виталий Бианки узнает как вороны едят моллюсков Николай Сладков слушает блеяние бекаса Вера Чаплина любуетс

Воспоминания о пении птиц

Люди заметили, что грамотно подобранные звуки природы способны гармонизировать работу организма в целом и настроить вибрации всех систем на нужный лад.

Но орнитотерапия, способна на большее – расположенные в коже виброрецепторы восприимчивы к звуковым волнам определённой частоты. Птичье пение служит для них сигналом к запуску противоболевой реакции. Так птицы способствуют исчезновению болевых проявлений.

ПЕНИЕ ПТИЦ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

Птицы играют огромную роль в жизни людей. От их пения человек никогда не остается равнодушным. Поющая птица способна поднять настроение, успокоить, избавить от переживаний, исцелить душу, и даже привести в равновесие все процессы, которые происходят в теле. Пение создает гармонию души, психики и тела, другими словами способствует излечению человека.

Как же воздействует голоса птиц на людей? Звуки, попадая в слуховую зону коры головного мозга через ухо, возбуждают ее. А уже от нее приходит в возбуждение остальная часть мозга. Как известно, вся жизнедеятельность организма зависит от его работы и от процессов, происходящих в нем, поэтому все изменения «в голове» так или иначе сказываются на всей физиологии человека. Даже обычная звуковая вибрация может повлиять на работу любого органа, включая клетки человека. Что касается музыкальных звуков, то они являются, прежде всего, зафиксированной и устойчивой гармонией. Услышав их, все органы и системы в человеческом организме начинают работать, так сказать, дружно и правильно.

Пение птиц закреплены в структурах мозга людей, как раздражитель, ассоциирующийся с чем-то приятным. Вот поэтому их голоса приятны для слуха человека. А о взаимосвязи между положительными эмоциями, мыслями и психическим и физическим здоровьем хорошо изучена и известна уже многие годы.

ПОЛЬЗА ПЕНИЯ ПТИЦ

Доктором биологических наук и профессор кафедры системной экологии экологического факультета Валерий Дмитриевич Ильичев в результате своих многочисленных наблюдений и исследований отметил, что люди, которые живут на природе в окружении птиц, как правило, являются долгожителями. Он объяснил это явление тем, что все биологические процессы, происходящие в организме, синхронизированы пением птиц. Сейчас же люди живут в больших городах, тем самым они лишают себя общения с птицами в их природной среде.

1. К примеру, у соловьев пение переливчатое, многоколенное, с чередованием мягких и резких, громких и тихих музыкальных обертонов. Голос этой птички улучшает настроение, помогает взбодриться и призывает к труду. Рекомендуется слушать соловья людям, страдающим депрессией, неврозами и мигренью. Примерно также воздействуют на состояние человека задорный флейтовый голосок маленькой славки.

2. Проблемы с сердечно-сосудистой системой помогут устранить песни с равномерными ритмами, такими как у канареек, певчих дроздов, зябликов, овсянок.

3. Если вы устали, вы раздражительны, то звуковые вибрации, издаваемые щеглом или чижом, помогут вам расслабиться.

4. Пение зорянки снимает головные, сердечные и суставные боли, спазмы в печени, желудке, сердце, сосудах, а также улучшает сон.

5. А вот нежные трели полевого жаворонка и птицы юла создает радостное и спокойное чувство в душе человека.

6. Ритмичное пение сверчка, которое можно часто услышать по берегам рек, способствует расслаблению, спокойствию нервной системы, а также улучшает состояние при повышенном сердцебиении и заболеваниях сердца.

7. Звуковые вибрации голос птичек может помочь даже гипертоникам. Старайтесь как можно чаще выбираться в лес, чтобы послушать, например, черного дрозда в лечебных целях. Его пение советуют слушать и при мигрени.

Если вы хотите не просто расслабиться и насладиться пением птиц, а конкретно излечить тот или иной свой недуг, то вам следует научиться различать их голоса, чтобы услышав его в лесу или парке сосредоточиваться именно на нем. Для этого вам в помощь предлагаем записи наиболее популярных птиц (см. ниже).

Какие птицы вам помогут, и при каких заболеваниях

Соловей. При депрессии, головных болях, слабости и хронической усталости помогут его песни. Они довольно сложные, переливчатые, сочетают перепады мягких и резких звуков. Эта птица поёт мастерски! Ведь не зря соловей – герой многих песен и сказок. Для тех, кто хочет услышать соловья в природе, придётся вставать очень рано: он поёт на рассвете.
Дрозд. У нас встречается несколько видов дроздов. Наиболее исследован дрозд черный и его влияние на излечение болезней сердца, тахикардии, хронической гипертонии. Птица встречается повсеместно, селиться поближе к жилищам, поэтому встретить её не составит труда.
Малиновка (зарянка). Отмечено благотворное влияние звуковых вибраций на страдающих бессонницей. Замечено, что малиновка и её песни помогают снимать боли в суставах, при ПМС, головные боли, спазмы в желудке, печени, лечат болезни сердца. Её песня легкоузнаваемая, она оптимистична и начинается с характерного скрипа. Зарянка – первая весенняя птица, она поёт рано утром. Можно услышать её и перед заходом солнца.
Жаворонок. Поможет в лечении бронхитов, трахеитов, нормализирует кровяное давление. Эта птица начинает петь в апреле. Есть полевой жаворонок и лесной. Их отличает непрерывное льющееся пение.
Славка. Задорные песни этой маленькой птички повышают общий тонус. Её пение прекрасно. Поэтому славка иногда содержится в клетках.

Подбором лечебных мелодий занимаются специалисты по биоакустике. Они составляют целые композиции из записей разных птиц в соответствии с диагнозом.
Орнитотерапия – это приятное лечение, которое даёт хороший терапевтический эффект. Многие уже убедились в этом.

Источник

Лев Толстой не любил кукушку. Как известные литераторы слушали птиц

Виталий Бианки узнает, как вороны едят моллюсков, Николай Сладков слушает блеяние бекаса, Вера Чаплина любуется воробушком, Владимир Маяковский ждет с юга товарища птицу и мастерит для нее скворечник.

Несмотря на не самую теплую весну, у птиц все по расписанию: в мае они возвращаются в Москву с юга. По утрам в столице распевают скворцы и зяблики, а по вечерам — варакушки и соловьи. Даже через закрытое окно можно услышать их веселые трели, а если распахнуть створку или выйти на балкон, можно почувствовать себя как в сказке. Особенно везет тем, у кого во дворе растут деревья и кустарники.

Заняться полноценным бердвотчингом — наблюдением за птицами, предполагающим длительные прогулки по паркам и другим зеленым зонам, пока не получится. Но можно положиться на чужой опыт. В материале mos.ru — высказывания писателей и поэтов о птицах.

Вот что пишет об этом автор «Аленького цветочка» Сергей Аксаков (1791–1859) в своей работе «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах», написанной в середине XIX века. Страстный охотник и рыболов, посвятивший своему хобби не одну книгу, здесь он говорит о людях, которым для радости достаточно лишь полюбоваться птицами или послушать их, с легким удивлением.

«…Есть охоты, так сказать, бескорыстные, которые вознаграждаются только удовольствием: слушать и видеть, кормить и разводить известные породы птиц и даже животных; такова, например, охота до певчих птиц и до голубей. Первые по крайней мере веселят слух охотников пением, но вторые и этого удовольствия доставить не могут: иногда только услышишь их голос, то есть глухое воркованье»

Советский писатель-натуралист, орнитолог Виталий Бианки (1894–1959), посвятивший практически всю жизнь птицам, был уверен: интересны все пернатые, независимо от того, красиво ли они поют или просто кричат или крякают. Свой первый рассказ «Путешествие красноголового воробья» Бианки опубликовал в 1923 году в журнале «Воробей». Вскоре после этого вышла одна из его самых известных книг — «Чей нос лучше?». Позже он написал еще две книги, которые составили цикл с первой, — «Чьи это ноги?» и «Кто о чем поет?». Виталий Бианки — автор множества произведений о птицах и животных, которые по сей день составляют золотой фонд детской литературы.

Его отец, Валентин Бианки, был зоологом. Неудивительно, что и его сын, орнитолог Виталий Валентинович Бианки, тоже посвятил себя изучению фауны: ему с детства прививались любовь и интерес к птицам. Вот выдержка из письма, написанного Бианки-старшим Бианки-младшему 20 июля 1943 года. В это время отец находился в эвакуации на Урале, а сын, которому исполнилось 17, учился в военном училище в Ленинграде.

«На Зуихе кряквы, чирки, мородунки и четыре кулика-сороки. Слышал я их крик и прошлым летом, но запамятовал, — не решился отметить. Итак, — еще новый вид. Очень любопытное наблюдение сделал Валька над воронами на Зуихе: они собирают там на гальке что-то (ракушки?), берут в клюв, поднимаются в воздух метров на пять, роняют добычу на землю и сейчас же слетаются к ней и поедают. Ворон так много, и занимаются они этим делом все время, каждую минуту взлетают с добычей в клюве, — и я убедился в этом сам в бинокль»

Еще один известный советский писатель-натуралист, Николай Сладков (1920–1996), коллега Виталия Бианки по радиопередаче «Вести из леса», любил птиц и зверей с самого детства. Со второго класса школы он вел дневник, в который записывал свои наблюдения за живой природой. Он брал блокнот, отправлялся в лес, слушал, смотрел и делал заметки. Позже, уже став писателем, он написал об удобстве и недостатках этого метода рассказ «Блокнот забыл».

«С блокнотом удобно и просто: “Проблеял первый бекас”. Или: “Зарянка на елке пропела”. И все. Как припечатал. Зарубка на память, сообщение к сведению. А теперь изволь эту самую зарянку, которой вдруг вздумалось петь, да вместе с огромной елкой, в лапах которой, как в широких ладонях, перекатываются, позванивая, осколки ее стеклянной песенки, ухитриться поставить на полку своей памяти и сохранить»

В юности Николай Сладков увлекся было охотой, но очень быстро отказался от нее, осознав, что убивать живых существ без нужды — варварство. Вместо этого он занялся гуманной фотоохотой. В своих книгах Сладков всегда писал о необходимости бережного отношения к природе. А дневники продолжал вести и повзрослев. Вот, например, что он писал о встречах с обитателями леса и о том, как они влияют на человека.

«Встретились и разошлись. И снова каждый сам по себе. Но так только кажется! После встречи и птица и зверь уже не безразличны тебе. Нет-нет да и вспомнишь, как-то они там сейчас в лесу? Что поделывают, все ли у них в порядке? И ты уже не сам по себе, а со всеми теми, кого когда-то встречал в лесу»

Иван Соколов-Микитов (1892–1975), сын калужской крестьянки и управляющего лесными угодьями, должен был стать работником сельского хозяйства. В 1910 году он поступил на сельскохозяйственные курсы в Санкт-Петербурге, но быстро понял, что литература его интересует гораздо больше. В том же году он написал свой первый рассказ «Соль земли», позже начал работать корреспондентом. В молодости он много путешествовал, принимал участие в арктических экспедициях Отто Шмидта. Иван Соколов-Микитов — автор многих книг о животных для детей, основанных на личных наблюдениях. Вот как он описывает, например, встречу с беспокойными птицами сойками, которые однажды открылись перед ним с новой стороны.

«Вдруг впереди послышались тихие, необыкновенно приятные звуки. Мне показалось, что здесь собрались настоящие музыканты, играют на флейтах, свирелях и еще на каких-то мне неведомых инструментах… Прячась за деревьями, я скоро увидел над самой тропинкой около двух десятков соек. Рассевшись на сучках соседних деревьев, сойки приятно пели и как-то особенно весело щебетали»

Иван Соколов-Микитов «Сойки»

Встретить сойку в Москве, да еще и услышать такое спокойное пение, а не встревоженный крик, который она издает при встрече с человеком, — задача непростая. Зато скворца встретить можно запросто — эти птицы с красивым черным оперением с «бензинными» переливами в конце весны и начале лета активно охотятся за червями, скачут в траве, перелетают с ветки на ветку и бесстрашно распевают песенки. Как они поют — рассказывает Александр Куприн (1879–1938).

«Я не знаю, право, есть ли у скворца свои собственные мотивы, но вы наслушаетесь в его песне чего угодно чужого. Тут и кусочки соловьиных трелей, и резкое мяуканье иволги, и сладкий голосок малиновки, и музыкальное лепетанье пеночки, и тонкий свист синички, и среди этих мелодий вдруг раздаются такие голоса, что, сидя в одиночестве, не удержишься и рассмеешься: закудахчет на дереве курица, зашипит нож точильщика, заскрипит дверь, загнусит детская военная труба. И, сделав это неожиданное музыкальное отступление, скворец как ни в чем не бывало, без передышки, продолжает свою веселую, милую юмористическую песенку» Александр Куприн «Скворцы»

Веселые скворцы однажды вдохновили на стихи Владимира Маяковского. Впервые они появились 16 апреля 1927 года в газете «Пионерская правда». Редакция попросила Маяковского написать стихи, посвященные прошедшему 27 марта того же года в Москве Дню птиц. Участниками праздника стали пять тысяч детей, развесивших 1098 скворечников. День птиц в СССР начали праздновать в 1924 году. По некоторым данным, Владимир Маяковский однажды лично принял участие в подготовке к нему, помогал пионерам рисовать плакаты, мастерить скворечники и тогда же придумал лозунг «Мы вас ждем, товарищ птица, отчего вам не летится?», позже ставший названием его стихотворения для «Пионерской правды». Ниже приводится его фрагмент.

Источник



Пение птиц

Лидия Ивановна стояла в чем мать родила на улице. Хотя, нет, на ней была маечка и трусишки. На улице была ранняя весна, она словно кожей ощущала, как таял снег вокруг, у неё под ногами. Где-то в темноте капала вода с сосулек в лужу, птицы пели радостные песни весне. Хотя, нет, слишком громко, наверное, всё-таки это запись у соседа. Она давно его подозревала в подвохе, сколько выходила во двор — никак не могла найти гнезда этих чудных певчих птиц, и ее всегда удивляло, что они так активны в своём пении, так стремительны, вне зависимости от сезона. У неё даже была версия, что у соседа где-то стоит клетка у окна, но сколько она не вглядывалась — ничего. Запись, точно запись. Эти мысли помогали старушке не думать о своём положении. Да, она не босая на промозглой земле, сын ей в догонку швырнул тапки, и она трясущимися руками их подняла и не сразу сослепу надела. Некрасиво все это получилось. Их ссора, его слова, ее слова и то, как он ее вышвырнул на улицу. Ну, что тут такого, что она при нем переодевается и трусишки в том числе? Она же мать, они же родные друг другу! И он всегда может съехать в свои то сорок лет! И она всего-то сказала, что суп у него не получился, что не следует зажарку добавлять в куриный бульон, что это портит вкус курицы. Как можно этого не знать? Нет же ничего плохого в том, что она хотела, как лучше! Ну, и что, что она ему напоминает, когда ему следует стричь ногти, и что надо приличным выходить даже за хлебом в соседний магазин. Это ее долг следить, чтобы он прилично выглядел, а то что скажут соседи, и как он собирается найти работу, если будет неопрятным. Конечно, это все современные люди, могут ходить чуть ли не в пижамах на улице и говорить, что это мода, но она то знает, знает, что это безобразие! Хоть бы никто из соседей не выглянул на улицу, хоть бы никто не проснулся на их скандал. Как стыдно, как стыдно, когда родной сын так относится, когда не понимает насколько это сложно быть старой. Когда и газ забываешь отключать, когда заходишь в аптеку и не помнишь, где находишься, в каком городе. Когда не знаешь кто перед тобой. Он то злится, думает, что Лидия Ивановна специально на жалость давит своим поведением, чтобы он не съезжал, чтобы оставался и ухаживал. Она сама и не знала, так это или нет. Временами она очень злилась на него, что не работает, что не следит за собой, что поправляется, когда с животом мужчине его возраста ходить не пристало. А временами ловит себя на мысли, что прислушивается по ночам к его мерному дыханию в соседней комнате и тихонько что-то внутри радуется, что он дома, что все хорошо.
Конечно, они часто ругаются, и он бывает неправ, и она. И сегодня совсем все плохо было, совсем. И она стоит во дворе, в беспомощности, в слезах и не помнит, как оказалась на улице. Дверь открылась, яркий свет ослепил старушку, она обняла себя руками, чтобы хоть как-то прикрыться. Кто этот мужчина в дверях? Не должно девушке в таком виде показываться. Какой стыд, какой срам. Старушка чувствовала, как в темноте у неё краснеют щеки. Какой сегодня день? Который час? Где она?
— Мама? Что вы тут делаете?
Она смотрела на мужчину перед собой, которому не помешало бы побриться. И не понимала, слезы текли по щекам, голова почему-то гудела. Какая она ему мама, она молодая девушка.
— Мама, заходите скорее, — мужчина накрыл ее плечи одеялом, обнял, Лидия Ивановна не противилась, она шла домой к этому незнакомцу и никак не могла понять ту радость, которая расплывалась внутри при виде него. Ей было почему-то спокойно рядом с ним. И эти птицы на улице, как же они красиво поют, ночью, какая прелесть, какое чудо.

Источник

Воспоминания о пении птиц

Чарующие голоса птиц не могли пройти мимо внимания сочинителей музыки. Птичье пение необыкновенно музыкально: каждый вид птиц поёт свою самобытную мелодию, которая содержит яркие интонации, звучит в определённом ритме, темпе, имеет уникальный тембр, разнообразные динамические оттенки и эмоциональную окраску.

Французским композиторам XVIII века, писавшим в стиле рококо – Л Дакену, Ф. Куперену, Ж-Ф. Рамо замечательно удавались имитации птичьих голосов. В клавесинной миниатюре Дакена «Кукушка» кукование лесной обитательницы отчётливо слышится в изысканной, подвижной, насыщенной украшениями звуковой массе музыкальной ткани.

Л.Дакен. «Кукушка»

Одна из частей клавесинной сюиты Рамо называется «Курица», а ещё у этого автора есть пьеса «Перекличка птиц». В романтических пьесах норвежского композитора XIX в. Э. Грига «Утро», «Весной» имитация птичьего пения усиливает идиллический характер музыки. Французский композитор и пианист К. Сен-Санс сочинил в 1886 г. очень симпатичную сюиту для двух фортепиано и оркестра, названную «Карнавал животных».

Ж.Рамо. «Курица»

Произведение было задумано всего лишь как музыкальная шутка-сюрприз для концерта знаменитого виолончелиста Ш. Лебука. К удивлению Сен-Санса произведение получило огромную популярность. И сегодня «Карнавал животных» едва ли не самая известная композиция блестящего музыканта. Одной из ярких пьес, наполненной добрым юмором зоологической фантазии, является «Птичник». Здесь солирует флейта, изображающая милое щебетание маленьких пташек. Сопровождают грациозную партию флейты струнные и два фортепиано.

Источник

Adblock
detector