Условное обозначение живая природа

Живая и неживая природа – что это, определение, описание и фото — «Как и Почему»

Природа это весь окружающий нас мир, радующие глаз живые и неживые объекты. Она всегда привлекала к себе человеческое внимание, завораживала и удивляла своими законами. Благодаря исследованиям природы, люди получили массу полезных знаний, которыми пользуются и поныне. Человечество сделало много открытий, связанных с природными явлениями. Условное разделение показывает, что бывает живая и неживая природа.

Живая природа объединяет в себе все объекты планеты, которые развиваются, дышат, растут. К ней относят растения, животных и людей, многочисленные микроорганизмы, обитающие вокруг. Живая природа привносит в мир ярких красок, делая его интереснее и загадочнее. Она объединяет все живые объекты разных видов, родов и экосистем, присущих для определенной территории в определенное время и условия.

Объекты живой природы

Разнообразие живой природы не описать простыми словами, к ее объектам можно отнести:

  • людей;
  • животных всех видов (включая птиц и рыб);
  • растения;
  • бактерии и водоросли;
  • микробов и паразитов.

Жизнь

Основным свойством всех живых организмов можно считать наличие жизни. Точного определения данного термина нет, однако жизнь можно представить как совокупность таких природных процессов, протекающих в любом организме, как: обмен веществ, рост, инстинкты и реакции на природу вокруг.

Разнообразие живых организмов на планете поражает. Каждый из видов существует сейчас только потому, что прошел естественный отбор в процессе эволюции, смог выживать и приспосабливаться к агрессивным условиям среды. История Земли показывает, что происходило множество катаклизмов, приводящих к вымиранию целых видов, пример – динозавры. При этом вымерли далеко не все рептилии – многие приспособились и видоизменились.

Жизнь можно встретить в каждом уголке планеты, однако наибольший интерес представляет человечество. Люди научились мыслить, у них есть свое собственное сознание, но никто до сих пор не может со 100% уверенностью сказать, что знает все о своем организме. Человеческое тело – отдельная тема для изучения. Такая сложная система требует досконального изучения, чем и занимаются миллионы ученых по всему миру.

Человек может мыслить, а значит он по праву считается венцом эволюции. Благодаря сознанию человечество доминирует на планете, при этом встретить идентичных людей невозможно в принципе. У каждого есть свои определенные вкусы в музыке, искусстве, моде, некоторые проводят все свободное время за чтением книг, а кто-то ходит по клубам и не видит смысла в образовании.

Благодаря общим интересам человек находит себе друзей, создает семьи, общины. Множество рас и народностей не являются помехами, каждое общество может в любой момент пополниться новыми людьми, что также выделяет людей на фоне остального живого мира.

Микроорганизмы

Первыми живыми существами на планете можно по праву считать микроорганизмы. Они зародились задолго до появления человечества и даже животных. Это самая долгоживущая форма жизни.

Микроорганизмы зародились миллионы лет до нашей эры, однако, пройдя такой долгий путь, они до сих пор являются самыми распространенными формами жизни. Их можно встретить в каждой экосистеме. Микроорганизмы – микроскопические одноклеточные существа, имеющиеся абсолютно везде. Их не увидеть невооруженным глазом, а для их изучения используют микроскоп. Среди большого разнообразия выделяют бактерии, грибы и вирусы.

Выживаемость микроорганизмов просто колоссальная – им нипочем практически все условия внешней среды. Найти этих существ можно в твердых породах. Основная особенность микроорганизмов – интенсивное размножение в благоприятных условиях. Передача генов осуществляется горизонтальным путем – для распространения своего влияния им не нужно передавать генетические данные потомкам.

Развитие происходит благодаря остальным живым существам. Подобный фактор является решающим в любой среде обитания. Некоторые виды микроорганизмов выживают даже в условиях космического вакуума.

Различают опасные, полезные микроорганизмы. Благодаря вторым развивается жизнь на планете, а вот вредные только ухудшают положение, разрушая все вокруг. Иногда вредные микроорганизмы приносят пользу – некоторые вирусы способны излечивать тяжелые заболевания людей.

Растительный мир

Растений существует огромное множество. Сейчас популярно создание парков по всему миру, где собираются различные виды растений. Во многом именно от них зависит жизнь на планете – они вырабатывают кислород, препятствуют эрозии почв, являются местом жительства для представителей микро и макромира. Поглощение углекислого газа – одна из важных особенностей растительного мира.

Растения представляют собой многоклеточные формы жизни, без которых нельзя представить биосферу. Они являются источником красоты, вдохновения, а также приносят человечеству немало пользы. Их можно считать источником пищи, из растений делают многие лекарства и яды.

Существует условное разделение представителей растительного мира на съедобных и несъедобных. Человек может употреблять в пищу фрукты, овощи, некоторые виды трав и водорослей. Несъедобные растения – ядовитые травы, кустарники, деревья. Один и тот же вид растения может обладать разными свойствами. Например, побеги помидоров содержат ядовитые вещества, тогда как плоды люди часто употребляют в пищу.

Животный мир

Разнообразие животного мира поражает. Вся фауна нашей планеты относится именно к нему. Главная особенность животных – способность движения, размножения, питания. У животных есть органы дыхания.

Процесс эволюции планеты проходил довольно жестко, неспособные выживать быстро вымирали, некоторые приспосабливались и видоизменялись. Сейчас животных классифицируют по-разному:

  • по местам обитания;
  • по методам выживания;
  • по способам питания.

В процессе приручения животных произошло разделение на домашних, диких. Зверей, проживающих свободно в природе часто невозможно приручить, они своенравные и свободолюбивые. Среди них есть как травоядные, так хищные организмы.

По всей территории планеты разбросано большое разнообразие живых организмов, которые приспособлены к местам своего обитания. Так, например, на территории Австралии можно встретить массу существ, которых не найти нигде на планете.

В ледниках и горах животные чаще всего белого цвета, это является своеобразной маскировкой для охоты или с целью безопасности. В пустынных и степных условиях звери охристых оттенков, по мере изменения цвета можно выявить, на каких территориях проживает тот или иной вид зверей.

Человек смог одомашнить животных. Те, кто ранее был диким, стали постоянными спутниками людей. Приручил человек их для собственных целей: коровы, овцы и свиньи нужны для молока, кожи, мяса и шерсти, а вот собаки нужны в качестве защиты, для охоты. Кошки приручились скорее самостоятельно, однако до сих пор остаются верными друзьями людей. Домашние животные нужны людям – это пища, одежда и развлечение.

Жизненный цикл

У каждого живого существа есть собственный жизненный цикл, начинающийся с рождения, заканчивающийся окончанием жизни. Живым существам нужна пища и воздух, пища и воздух.

Растения и животные имеют возможность рождаться и постоянно развиваться. Растение может развиться из небольшого семени в огромное дерево, а животное появляется из крошечного эмбриона в утробе матери. Сменяются годы, жизненные циклы проходят один за другим. Любое существо в конечном счете погибает, ему на смену приходит новое поколение и цикл повторяется бесконечно.

Объекты живой природы становятся неживыми с течением времени: листья растений после опадания становятся представителями неживой природы, они не способны развиваться или дышать.

Что такое неживая природа?

Данную часть нашего мира представляют только те объекты, которые не могут самостоятельно меняться. Они остаются в своем исходном состоянии тысячелетия. Живые и неживые организмы постоянно взаимодействуют друг с другом, без этой связи невозможно существование жизни.
Неживую часть мира можно изобразить как симбиоз элементарных химических соединений. Неживая природа – объект исследований точных наук: химии, физики и математики.

Литосфера

Сама планета Земля считается неживым объектом. Однако она – единственная изученная на данный момент планета, на которой существует жизнь в том виде, в котором мы ее видим. Планеты возникла миллиарды лет назад благодаря удачному стечению обстоятельств, ее нынешнее положение в Солнечной системе обеспечивает комфортное существование организмов на ее территории.

Структура земли – это не только ее внешняя оболочка. В самом центре есть ядро, заполненное раскаленными металлическими соединениями. Поверх ядра располагается расплавленная мантия, ее слой крайне толстый, намного больше слоя почвы. Эволюционные процессы затронули не только живую природу, материки постоянно изменяли свое положение, возникали горы, океаны.

В настоящий момент различают 6 континентов, однако задолго до появления человечества материк был один. Рельеф на каждом участке планеты свой, также как и климатические условия. Каждая зона имеет свои характерные особенности, на ней проживают определенные виды, свойственные только для нее.

Помимо этого, богатства есть и в глубине Земли. Полезные ископаемые значительно облегчают человеческую жизнь, продлевая ее продолжительность и развивая города, страны и поселения.

Гидросфера

Вода занимает большую часть земной поверхности. Недооценить ее влияние на формирование жизни невозможно. Именно в водной среде впервые зародилась жизнь, которая после распространилась повсюду. Вода имеет простую химическую формулу, включающую две молекулы водорода и одну кислорода.

В природе простой состав воды практически не встретить, в основном в ней многих примесей в виде минеральных веществ. Водная среда включает все реки, озера, моря, океаны планеты. 4 земных океана вместе создают единую систему, омывающую каждый материк. Водой покрыто 70% всей Земли.

Моря – водные объекты, впадающие в океан и окруженные сушей по периметру. Существуют озера, которые не выходят в Мировой океан, однако все равно считаются морями: Аральское, Большое соленое. Они называются так исключительно из-за размеров, соленой воды.

Озера не выходят к океанам, в основном пресноводные. Они могут быть естественными, а также искусственными, иначе называемыми прудами. У прудов абсолютно те же характеристики, что у озер, однако размеры ограничены. В пруду вода стоячая, то есть она никуда не уходит и часто закачивается человеком. В них выводят рыб и занимаются рыболовным промыслом.

Ручьи и реки можно называть артериями Земли. Скоростные потоки заполняют озера, омывают сушу. Из рек животные пьют воду, растения вдоль берегов также насыщаются влагой. Благодаря деревьям вдоль рек невозможны эрозия почв. Реки отличаются от простых ручьев своими размерами. Крупные ручки наносятся на общемировую карту, ручьев там не встретить.

Атмосфера и погода

Благодаря атмосфере существует жизнь. Воздушная оболочка, окружающая всю поверхность планеты, дает возможность развиваться, размножаться всем ее обитателям. Воздушная оболочка состоит из смеси различных газов: азота, кислорода, углекислого газа и т.д.

Погода является явлениями атмосферы, проявляющимися на территории всей планеты. Различают множество погодных условий в зависимости от типов климата, часовых поясов и месторасположения. В некоторых местах постоянные ураганы и тайфуны считаются обыденными вещами, а в той же Африке мечтают хотя бы о капле дождя. Существуют даже территории, где вечных холод.

Многие методики позволяют прогнозировать появление погодных явлений на Земле, синоптики определяют место, куда направляется циклон или дует ветер. Однако предсказать все события со 100% вероятностью не может никто, в основном характер движения воздушных масс хаотичен и изменчив. Погода может резко измениться в считанные секунды и прогноз будет неверен. В средней полосе земного шара в основном засушливый климат, а вот ближе к экватору напротив – постоянные продолжительные дожди.

Объекты неживой природы

Сложно описать словами разнообразие неживого мира. К нему можно отнести:

  • горы и камни;
  • объекты водной среды;
  • почву;
  • звезды и планеты;
  • воздух и ветер;
  • микроэлементы, химические вещества.

Постепенно может происходить превращение, живые объекты умирают и становятся микроэлементами.

Появление неживой природы

Неживая природа появилась в первую очередь. Постоянные катаклизмы, извержения вулканов и отсутствие воды – прошлое молодой Земли. Постепенно образовалась вода, а после нее и появилась жизнь. Горы стали почвами, тепло солнца позволило первым микроорганизмам развиваться и размножаться, постоянно эволюционируя.

Свойства неживой природы

Возникновение неживой природы послужило толчком к развитию жизни на Земле. Все объекты можно считать первичными. Неживой природе приписываются следующие свойства:

  • Они находятся в одном из трех агрегатных состояний. Различают еще и четвертое – плазму, но она представляет собой отдельный элемент для размышлений. Твердые объекты не меняют своей изначальной формы, их молекулы плотно расположены между собой.
  • Они крепкие и плотные: почва, камни и горы, пески, лед.
  • Жидкое состояние изменчиво, молекулы плавают, находясь в неопределенной форме: туманы, жидкости, ртуть. Газообразные объекты: пар и воздух. Молекулы ничем не связаны, находятся в свободном полете.
  • Представители неживой природы не меняются, они не способны дышать, мыслить, размножаться.
  • Изменение размеров и форм возможно только под воздействием внешних факторов. Вода существует в трех агрегатных состояниях: паром, жидкостью и льдом. Кристаллы льда постепенно нарастают, камни стачиваются из-за ветра и воды.
  • Они не могут умереть или родиться. Не могут самостоятельно передвигаться, все происходит под воздействием внешней среды.

Отличия неживой природы от живой

Неживая природа отличается от неживой главным образом тем, что не может родиться или умереть. Размножение тоже прерогатива живой природы, равно как и дыхание, развитие и рост. Появление неживых объектов обуславливается множеством факторов, возникнув единожды, неживые объекты не исчезнут самостоятельно. Иногда они могут лишь перейти в другое агрегатное состояние.

Камни постепенно превращаются в пыль и песок, вода испаряется. Однако, несмотря на изменения формы и распад, они не перестают существовать в природе.

Связи живой и неживой природы

Природа находится вокруг нас, ее объекты поражают воображение. Живая и неживая природа в совокупности образуют мир целиком. Природу постоянно изучали, выявляли закономерности взаимодействия живых и неживых объектов. В мире все взаимосвязано, после смерти живых организмов образуются микроэлементы, служащие источником питания для растений. Без тепла, равно как и без воды было бы невозможно образование жизни.

Взаимосвязь на примере растений

Все, находящееся вокруг нас тесно связано между собой. Растения получают солнечный свет, в процессе фотосинтеза вырабатывается кислород, уходит углекислый газ. Все находится в постоянном балансе. Процессы питания растения также зависят и от почвы, в которой они произрастают. Недаром лучшим удобрением всегда служил перегной. Полезные вещества растения получают также из воды, а ветром разносятся семена, распространяя организмы по всей ближайшей территории.

Интересный факт: ежегодно растения способны просыпаться только в определенное время. Срезая ветки деревьев в марте, раньше срока появления почек, в благоприятных условиях и с хорошим освещением начнется процесс развития. Повтор подобной процедуры в осеннее время ни к чему не приведет, растению пришла пора засыпать на зиму и размножаться оно не намерено. Это показывает наличие определенного механизма, по которому живут деревья. Главный ориентир – продолжительность световых дней. Чем она ниже – там ближе дерево к спячке.

Взаимосвязь на примере животных

Животные также неспособны жить без еды, воды и кислорода. Зайцы питаются корой деревьев и травой, однако не могут жить без воды, им нужно постоянно дышать, существовать без солнечного тепла и света они также не могут. В определенное время года они могут менять свою окраску, запасаться провизией. По ночам кролики также спят.

Интересный факт: животные и люди начинают больше и чаще дышать в весеннее время. Это можно объяснить тем, что зимой постоянный недостаток кислорода, растения уже в спячке и процесс фотосинтеза приостановлен. Как только появляются первые листья, становится теплее и солнечнее, организм начинает пробуждаться, стремиться к полному восстановлению утраченных сил. Легкие чаще сокращаются, стараясь вобрать в себя как можно больше. Кровь насыщается кислородом и наступает подъем сил.

Живая и неживая природа в искусстве

Ценность природы невозможно не видеть. Люди всегда старались запечатлеть красоту мира в своих произведениях. Они обожествляли природные явления, придавая им людские черты и мотивы. Древние люди отлично осознавали, что возможно существовать только в полной гармонии с окружающим миром, не переходя рамок дозволенного.

Множество великих творцов создавало картины с природными пейзажами, природу воспевали в одах, писали о ней стихи. Многие художники создавали особые, связанные с природой течения в собственном искусстве. Стали появляться новые направления в живописи – пейзажи и натюрморты, в которых изображались различные объекты живого и неживого мира. Важно любить окружающий мир и природу, она важно для каждого, без нее невозможно наше существование.

Источник

Что относится к живой природе: признаки живых организмов и их классификация

Вся природа красочна, уникальна и функционирует по алгоритму, неизвестному ни одной живой душе на Земле. Это порождает огромную загадку, которую многие не могут разгадать до наших дней.

Чтобы разобраться в отличиях живой природы от неживой, нужно знать, что именно относится к живой природе, как протекает жизненный цикл организмов и каково значение всего этого в биоритмах всей планеты.

схема живой и неживой природы

Что относится к живой природе

Природа — это окружающая среда, которая возникла и находится в развитии без человеческого вмешательства. В ней органично соседствуют живые существа и неживые тела.

К живым объектам относятся:

  • человек;
  • животные;
  • птицы;
  • рыбы;
  • растения;
  • микроорганизмы (бактерии, вирусы и грибы — выживают в любых условиях).

Важно отметить, что тела неживой среды имеют первичный смысл, потому что вся жизнь существует благодаря именно дарам неживой среды.

что относится к живой природе (главный ключ)

Признаки

Чтобы разобраться, какие существа входят в состав живой и неживой среды, необходимо знать их сущность и отличительные признаки.

Все живое, обитающее на планете:

  • рождается;
  • дышит;
  • растет и развивается;
  • способно реагировать на воздействие окружающей среды;
  • питается;
  • размножается;
  • стареет;
  • умирает.

Все живое природа наделила органами дыхания: у человека и животных это легкие, у рыб — жабры, у растений — клетки, поглощающие углекислый газ.

Для питания растениям нужна вода и почвенные удобрения, животные едят траву, насекомых, некоторых других животных, человек нуждается в разнообразии рациона.

Все живое движется: человек передвигается посредством ног, животные ходят на лапах, а растения и цветы поворачиваются к солнцу.

Важный фактор для нормального функционирования всех видов объектов — комфортные условия обитания. Для каждого индивида важны определенные особенности в области климата. Например, особи тропических лесов не смогут выжить в арктическом поясе Земли, так как для комфортного существования им необходимо тепло.

схема живой и неживой природы

Отличие от неживой природы

Живое вещество по определению В. И. Вернадского — это множество организмов, которые участвуют в различных биохимических процессах, независимо от их систематической принадлежности. На протяжении жизненного цикла они образуют сложные химические элементы, а после смерти возвращаются в лоно природы, питая ее.

Отличительные признаки и схема живой и неживой природы:

Живое Неживое
состоит из клеток состоит из атомов и молекул
состоит из макромолекулярных органических соединений — биополимеров (белка и нуклеиновых кислот: РНК и ДНК) состоит из элементарных частиц атома
размножается самостоятельно размножается искусственным путем в лабораториях
способность к физиологическому развитию, приспосабливаться к изменениям в окружающей среде физиологическое развитие невозможно
могут мутировать не способны к мутации

По своим функциям неживые объекты полностью противоположны всему живому. У них отсутствует способность к рождению, росту, питанию, размножению, старению и смерти.

Примеры объектов неживой среды:

  • солнце;
  • воздух;
  • снег;
  • дождь;
  • ветер;
  • почва;
  • вода;
  • камни;
  • ветер;
  • космические объекты;
  • песок.

Некоторые тела неживой природы наделены функциями живой, что отражается в процессе начала и окончания их жизненного цикла.

Процессы, отражающие признаки жизнедеятельности живых существ:

  • рождение;
  • рост;
  • разрушение (смерть).

К телам, в которых наблюдаются эти процессы, относятся кристаллы, айсберги, вулканы, большие реки, возникшие из ледниковых пород.

Объекты неживой среды отличают особенности:

  • незначительная переменчивость;
  • устойчивое состояние;
  • отсутствие способности дышать и питаться;
  • отсутствие процесса размножения (однажды возникают, в дальнейшем не исчезают, но, под действием природных условий могут подвергаться разрушению или трансформироваться);
  • инертность (невозможность передвижения);
  • отсутствие возможности расти (в физиологическом плане).

что относится к живой природе (главный ключ)

Классификация

Согласно научным исследованиям в области биологии все живые организмы делятся на царства, типы, классы и виды.

К видам относятся:

  • клеточные (клетки);
  • неклеточные (вирусы).

Классификацию живых существ изучает научная отрасль — систематика.

Она включает в себя:

  1. Бактерии (прокариоты). Микроскопические и одноклеточные организмы с отсутствием ядра и органеллы. Сюда же относятся и примитивные одноклеточные водоросли — цианеи, а также археи, любящие экстрим. Археи живут в горячих источниках, соленых водах Мертвого моря, в кишечнике животных и почве. Бактерии живут везде — на земной поверхности, а также на вершинах гор.
  2. Протисты (эукариоты). Это микроорганизмы с ядром в клетках. Данная структура организма характерна для водорослей диатомеи, перидинеи, эвгленовых и других водорослей жгутиковой разновидности. Самыми известными из протистов являются диатомовые одноклеточные водоросли с 10 тысячами разновидностей, а также эвгленовые с 60 видами, обитающие в пресноводных водоемах.
  3. Грибы. Делятся на три категории — шляпочные, дрожжи и мукор. По своему составу грибные соединения богаты белковым составом, находятся посередине между флорой и фауной. В их состав входят споровые организмы, плесень. Бывают съедобные и ядовитые.
  4. Растения. Многоклеточные организмы, не способные к передвижению. Основу клеток растений составляет целлюлоза, а внутренняя часть содержит ядро и цитоплазму с органоидами. Наличие хлоропласта помогает растительному миру с помощью энергии солнца переводить неорганические вещества в органические (фотосинтез). Растительные объекты вырабатывают кислород и поглощают углекислый газ.
  5. Животные. Это все организмы, которые питаются готовыми органическими соединениями (растениями или другими животными, а также их останками). Это одноклеточные живые существа (амеба, инфузория туфелька), огромные млекопитающие, птицы, рыбки, земноводные, а также насекомые. Благодаря наличию опорно-двигательной системы организм животного способен двигаться. Работа всего организма регулируется внутренними органами.

Человеческий организм относится к царству животных.

Природная среда наделена большим арсеналом неживых объектов. Все предметы и понятия, связанные с ними, активно исследуются в области химии, астрономии, физики, биологии, геологии, гидрографии, биологии, зоологии, ботаники и многих других научных отраслей. Изучением отношений и гармонии всех компонентов с человеческой сущностью занимается философия.

Классификация неживых тел включает:

  • твердые;
  • жидкие;
  • газообразные.

Твердые тела отличает устойчивая структура, отсутствие необходимости дышать, питаться и расти.

К твердым телам относятся:

  • горные породы;
  • минералы;
  • космические объекты;
  • ледники;
  • айсберги;
  • солнце;
  • луна;
  • град и снег;
  • песок и хрусталь;
  • камни и золото.

Жидкие тела отличает отсутствие четкой формы, наличие текучего состояния и отсутствие общих черт с живой природой.

В их состав входят:

  • дождь;
  • роса;
  • туман;
  • облака;
  • ручейки;
  • речки;
  • вулканические лавы.

Не менее важную роль в нормальном функционировании планеты играют газообразные тела.

В их состав входят:

  • газы;
  • воздушные массы;
  • водные испарения;
  • звезды.

Наибольший объект, состоящий из газовых частиц, — это атмосфера планеты Земля. Под влиянием условий окружающей среды в ней могут происходить изменения.

схема живой и неживой природы

Жизненный цикл

В отличие от неживых, деятельность организма индивидов регулируется определенными биоритмами. Нарушение активного функционирования организма приводит к плохому метаболизму, вследствие чего объект сначала заболевает, затем гибнет.

Жизненный цикл всех живых особей протекает одинаково:

  1. Рождение, рост и развитие. Косточка постепенно превращается в дерево, маленький ребенок вырастает во взрослую особь.
  2. Размножение. Все рождает себе подобных существ.
  3. Смерть — это конец жизненного цикла. Причинами умирания могут быть заболевание, старость или убийство. Смерть характеризует остановку всех функций организма, в результате чего живой организм перестает дышать, двигаться, есть и пить.

После смерти происходит процесс разложения тела на химические элементы, которые становятся удобрением для почвы, и живая особь постепенно становится объектом неживой природы.

схема живой и неживой природы

Значение

Все неживые объекты имеют первичное значение, так как появились раньше. Важно также и то, что без неживых объектов будет невозможно существование жизни. Таким образом, все виды природы имеют тесную взаимосвязь между собой.

Важную роль во всей жизни на планете играют четыре важных объекта неживого происхождения:

  1. Солнце. Без солнечных лучей ничего не сможет вырасти и созреть, следовательно, не сможет существовать ни один живой организм.
  2. Воздух. Все живые организмы нуждаются в наличии воздуха. Если на планете произойдет массовое загрязнение воздуха либо окончательно нарушится озоновый слой, все живое погибнет.
  3. Вода. Без воды также не будет жизни. Не сможет выжить человеческий организм, погибнут животные, высохнут растения, а для рыб это вообще основная среда обитания.
  4. Почва. Это главная среда для произрастания растений, овощей и фруктов, зерна, всего, что необходимо для питания.

Со своей стороны все живые особи оказывают не менее важное влияние на неживые тела и явления. Обитатели водоемов, рек, морей, океанов способствуют поддержанию химического состава воды. Растения и животные после смерти, сгнивая, питают почву микроэлементами.

Все в мире тесно взаимосвязано, поэтому необходимо хранить и защищать окружающую нас среду, рационально использовать ее дары. Когда человечество будет жить в гармонии с природой, тогда она стократно отблагодарит его чистым воздухом, органически натуральными продуктами, и, как следствие, крепким здоровьем.

Видео

Из ролика можно узнать больше о строении и свойствах живых организмов, их связи с неживой природой.

Источник



Использование моделей при ознакомлении дошкольников с миром природы

Моделирование — это наглядно — практический метод обучения дошкольников, который позволяет абстрагировать знания. Моделирование своим объектом имеет модели. Модель — это любой образ, мысленный или условный, какого либо процесса или явления, используемых в качестве его заместителя (заместитель реальных предметов).

Особенности и значение моделирования заключается в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства объекта. Использования моделирования в экологическом образовании детей, диктует тем, что природные явления многообразны и трудны для понимания дошкольника. (например: пугливый и скрытый образ жизни животных, цикличность сезонных изменений в природе, поэтому возникает необходимость их моделирования. Этот метод доступен с раннего возраста. Действенность моделирования доступно дошкольникам и доказано психологами. Оно определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип — замещения. Реальный предмет и объект, может быть замещен в деятельности детей в изображениях, знаках.

В дошкольном образовании используют 3 вида модели:

1. Предметная модель в виде физической конструкции предмета или предметов, связанных между собой. В этом случае модель аналогичная предмету воспроизводит его главные части, конструктивные особенности, пропорции, соотношение частей в пространстве (модель бабочки, предметная модель — глобус земли.

2. Предметно — схематические модели: содержат предметное и схематическое изображение, модель покровительственной окраске цвета (как приспособились животные к нашим условиям с лета на зиму).

3. Графически — схематическая модель: образцами модели служат календари наблюдений

за птицами, рыбами и погодой.

Общие методические требования использования модели.

1) Для того чтобы разработать модель, надо точно определить её содержание, которое должны освоить дети. Чтобы не было модели ради модели.

2) Модели — это заместители реального предмета, она не может быть единственным средством познания. Поэтому модель хороша только тогда, когда у детей богатый сенсорный опыт. До тех пор пока не познакомили с реальным объектом, модель вводить нельзя. Особенно модель, фиксирующая отдельные признаки.

3) Модель требует от детей сформированностиинтеллектуальных операций:

а — умение анализировать

б — абстрагирование (выделить от других)

в — опредмечивание, найти в картинках

д — умение использовать модель как средство получения информации.

4) Знакомить детей с моделью надо по пути выявления аналогии, с реальным объектом, поставить растение и карточку положить рядом.

5) Вводить модель надо начинать с сенсорных, предметно-схематических. При этом использовать приём наложения реального на модель. При освоении каждого нового содержания надо возвращаться к предметной модели.

6) Первоначально модель должна создаваться взрослым. Дети подключаются к собиранию целого из элементов.

7) Надо обеспечить деятельность каждого ребёнка с элементами модели (модель выставляем в уголок природы).

8) Модель, которую создаём должна быть полуфункциональной.

Одно из направлений, раздела развитие экологических представлений в младшей группе — развитие познавательных и творческих способностей. В младшей группе эта задача решается через овладение детьми действиями замещения объектов природы (воды, земли, диких и домашних животных). В процессе ухода за растениями используют условные обозначения воды и земли для запоминания потребности растений и обозначения уголка для игр с водой.

В средней группе развитие познавательных и творческих способностей решается теми же путями, что и в младшем дошкольном возрасте,и проходит поэтапно: от овладения действиями замещения к действиям использования моделей времени года и времени суток. Дети изображают собственные варианты условных обозначений объектов и явлений природы на тонированных листах бумаги; участвуют в совместном обсуждении оптимального условного обозначения; изображают то или иное условное обозначение на секторах диаграммы. Учатся обозначать изменения, происходящие в их жизни в разное время года с помощью круговой диаграммы (пространственно-временной модели); заполняют сектора диаграммы условными обозначениями в соответствии с сезонами.

В старшей группе развитие интеллектуальных и творческих способностей происходит через овладение действиями наглядного моделирования. К пяти годам дети, в основном, овладевают действием замещения. Они способны самостоятельно придумывать большее количество условных обозначений. Помимо этого, они активно осваивают действия использования, а затем и построения моделей. Модели экосистем дают представление о неразрывной взаимосвязи всего живого и неживого на Земле, роли человека в сохранении экологического равновесия на планете.

Самостоятельное построение детьми различных моделей в середине и в конце года способствует развитию их творческих способностей, зарождению и реализации собственных замыслов при создании фантастических «живых миров». Дети используют или придумывают условные обозначения для живой и неживой природы, растений и животных используют модель взаимосвязи растений, животных и условий жизни в лесу для составления собственных рассказов. Выделяют и обозначают наиболее существенный фактор неживой природы, влияющий на жизнь растений и животных в водоеме (вода, придумывают условное обозначение водоема, строят модель взаимосвязи растений, животных и условий жизни в водоеме для составления собственных рассказов. На основе определения взаимосвязей внутри экосистем с помощью «готовых» моделей, делают вывод о том, что в каждой экосистеме созданы особые благоприятные условия для жизни растений и животных.

В подготовительной к школе группе познавательные и творческие способности развиваются в процессе овладения действиями использования, а затем и построения моделей, отображающих связь животного и растительного мира различных природных зон Земли с условиями жизни в них. Дети знакомятся с флорой и фауной природных зон Земли (тундры, тайги, пустыни и др., узнают о влиянии условий неживой природы на образ жизни растения и животных.

Эта работа происходит в различных ситуациях сотрудничества детей с педагогами и родителями: на прогулках, экскурсиях в музей, зоопарк и ботанический сад; в процессе экспериментирования и наблюдений за объектами живой и неживой природы, ухода за обитателями живого уголка; в ходе проигрывания ситуаций, требующих сопереживания и сочувствия животным и растениям, а также при чтении произведений детской литературы, просмотре видеоматериалов и т. д.

Дети выбирают условные обозначения света, тепла и воды, характерные для данных мест и прикрепляют их на соответствующем месте глобуса. Выделяют условия жизни, характерные для разных природных зон и обозначают их значками (Крайний Север: воды много, света мало, земля бедная, температура низкая).

Младшая группа: условные обозначения воды и земли,мест обитания: дерево и дом, круговая диаграмма времен суток.

Средняя группа: условные обозначения явлений, объектов живой и неживой природы, круговая диаграмма смены времен года, круговая диаграмма времен суток.

Старшая группа: условные обозначения объектов живой и неживой природы, растений, животных, человека, видоизменений всех частей растений, условий жизни (свет, тепло, вода, почва, круговая диаграмма смены времен года, стадии развития рыб, птиц, человека, условные обозначения свойств воздуха, магнита.

Подготовительная группа: условные обозначения условий жизни (много-достаточно- мало воды, света; богатая — хорошая -бедная земля; высокая -средняя -низкая температура); одно- и двусторонние стрелки; квадраты белого, зеленого, оранжевого, желтого, светло-зеленого цветов, обозначающие зоны Крайнего Севера, тайги и смешанных лесов, степей или саванн, пустынь, джунглей.

«Радость общения с красотой». консультация для педагогов ДОУ по ознакомлению дошкольников с миром природы «Радость общения с красотой» консультация для педагогов ДОУ по ознакомлению дошкольников с миром природы Природа своим разнообразием,красочностью.

Использование моделей в разных видах деятельности по экологииИспользование моделей в разных видах деятельности по экологии Изучать взаимоотношения организмов с окружающей средой и между собой нам помогает зеленый домик «Экология». Дом, домик- это то,что.

Проект «Использование народных подвижных игр при ознакомлении дошкольников с культурой Чувашии» Творческая работа Тема проекта: «Использование народных подвижных игр при ознакомлении дошкольников с культурой Чувашии».

Мастер-класс на тему: «Использование метода проектной деятельности при ознакомлении с природой» Я, Токарева Ангелина Шевкетовна, занималась работой по самообразованию на тему: «Использование метода проектной деятельности при ознакомлении.

Опыт работы «Развитие любознательности дошкольников при ознакомлении с объектами и явлениями живой и неживой природы» Актуальность Все дети от природы любопытны. От рождения им дано одно очень важное свойство – стремление познавать и понимать окружающий.

Планирование работы «Использование проектной деятельности при ознакомлении с природой» в средней группе (1 часть) Средняя группа. Цели и задачи экологического воспитания детей. 1. Образовательная: а. Формировать обобщенные представления о признаках природных.

Планирование работы «Использование проектной деятельности при ознакомлении с природой» в старшей группе (часть 2) Старшая группа. Задачи экологического воспитания 1. Обучающая: а. Систематизировать и углублять знания детей о роли неживой природы (солнце,.

Планирование работы «Использование проектной деятельности при ознакомлении с природой» в подготовительной группе (часть 3) Подготовительная группа. Задачи экологического воспитания. 1. Обучающая: а. Продолжать учить устанавливать причинно – следственные связи.

Проект «Зимние забавы». Методическая разработка проектной деятельности детей при ознакомлении с миром природы МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД п. БИРА» Проект «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ» Методическая разработка проектной.

Программа дополнительного образования «Экспериментирование в ознакомлении старших дошкольников с окружающим миром» Буричева Людмила Александровна воспитатель МБДОУ №41 комбинированного вида Нижегородская область, г. о. г Шахунья Программа дополнительного.

Источник

Условное обозначение живая природа

Подчеркни карандашами разного цвета (по своему выбору) объекты неживой и живой природы

1) Солнце, звёзды, воздух, вода, камни, растения — это неживая природа.
2) Растения, грибы, животные, человек, звёзды — это живая природа.

В первом утверждении зачеркиваем растения, так как растения относятся к живой природе.

Во втором утверждении зачеркиваем звезды, так как звезды относятся к неживой природе.

4. Заполни таблицу (напиши не менее трёх примеров в каждом столбце). Старайся не повторять примеры из задания 2.

Примеры объектов неживой природы: солнце, луна, планета, комета, звезда, океан, море, озеро, река, водопад, камень, песок, вулкан, дождь, град, снег, гора, холм

Примеры объектов живой природы : деревья, кустарники, трава, цветы, водоросли, мох, птицы, рыбы, звери, насекомые, рептилии, человек.

5. Наш удивительный Попугай — любитель загадок. Вот какие загадки он тебе предложил. Отгадай их и впиши отгадки в схему. Объясни схему (устно). Расскажи с её помощью о значении Солнца для жизни на Земле.

Взойдет Егор на бугор —

выше леса, выше гор.

С бугра спускается —

за травой скрывается.

Ответ: солнце

То, от чего тает лед

Ответ: тепло

Не стукнет, не брякнет, а в окно войдет.

Ответ: свет

Без Солнца не было бы жизни на Земле. Солнце дает нам свет и тепло. Если бы не было бы Солнца, то на Земле было бы темно и холодно.

6. Обсудите, какими способами можно показать связи между неживой и живой природой. Какой из этих способов самый наглядный? Почему? В верхней рамке выполните рисунок, показывающий пример связи между объектами неживой и живой природы (или наклейте фотографию). В нижней рамке покажите эту же связь с помощью схемы.

Источник

Что относится к живой природе: признаки живых организмов и их классификация

живая природа

Наша планета Земля уникальна тем, что среди миллиардов других планет нашей галактики (не говоря уже о Солнечной системе) на ней есть жизнь. Возникновение жизни и живой природы на Земле все еще величайшая научная загадка, ученые могут лишь строить гипотезы о том, как впервые появилась жизнь. Вместе с тем изучение этой самой жизни, то есть живой природы, то чем занимается наука биология, дает нам множество полезных знаний. Как впрочем, и изучение природы неживой, а вот чем отличается живая природа от неживой, что именно относится к живой природе и по каким признакам, об этом поговорим в нашей статье.

Что относится к живой природе

Для начала дадим определение того, что такое просто природа. Так вот природа – это окружающая среда, которая образовалась и функционирует без вмешательства человека, и в ней органично соседствуют, как неживые тела, так и живые существа.

В свою очередь к живой природе относится:

  • человек,
  • животные,
  • птицы,
  • рыбы,
  • насекомые,
  • растения,
  • микроорганизмы (бактерии, вирусы, микробы)
  • грибы (порой их относят к микроорганизмам, но мы не считаем, что грибы правильно относить к ним).

Признаки

Все представители живой природы имеют ряд общих признаков, который и отличает их от объектов природы неживой. Что же это за признаки? Давайте разберем:

Все живые организмы:

  • рождаются,
  • дышат,
  • растут и развиваются,
  • реагируют на изменение окружающей среды,
  • питаются,
  • размножаются,
  • стареют,
  • умирают.

Аксиомой является то, что все живое дышит, а дыхание – основа жизни. У людей и животных для этого служат легкие, у рыб есть жабры, растения имеют специальные клетки, поглощающие углекислый газ, даже простейшие одноклеточные организмы, вроде амебы дышат при помощи цитоплазмы.

Живое не может существовать без питания, растениям необходимо вода и почвенные удобрения, животные и насекомые питаются либо травой, либо другими животными и насекомыми, ну а человек, пожалуй, обладает самым разнообразным в мире рационом питания.

Также почти все живое движется, даже растения и цветы поворачиваются в сторону Солнца. Исключением тут, пожалуй, являются лишь грибы, а ведь и они относятся к живой природе.

белые грибы в корзине

Многие живые организмы имеют свои комфортные условия обитания, так теплолюбивая пальма не приживется в наших умеренных широтах, зимние холода для нее будут непереносимы. Но тут уже множество исключений, главным из которых будет сам человек, способный жить, как в тропических лесах, так и в арктической тундре. А некоторые виды бактерий могут жить и вовсе в самых неожиданных местах, например в жерле вулканов.

Отличие от неживой природы

Выдающийся украинский ученый В. И. Вернадский в свое время дал определение, что живое вещество это множество организмов, участвующих в разных биохимических процессах, независимо от их систематической принадлежности. На протяжении своего жизненного цикла они формируют сложные химические элементы, а после смерти возвращаются в лоно природы, тем самым питая ее.

Среди отличительных признаков живой и неживой природы, можно выделит для живой следующие:

  • она состоит из клеток,
  • состоит из макромолекулярных органических соединений (белка, нуклеиновых кислот ДНК и РНК),
  • самостоятельно размножается,
  • может мутировать,
  • имеет способность к физиологическому развитию, может приспосабливаться к изменению окружающей среды.

В то время как неживое:

  • состоит из атомов и молекул,
  • не способно развиваться физиологически,
  • не способно размножатся,
  • не способно к мутации.

Что относится к неживой природе

Своими функциями неживые объекты диаметрально противоположны живым, у них нет способности к рождению, размножению, питанию, дыханию, росту, также они не стареют и не умирают.

камни

Примеры объектов неживой природы:

  • Солнце,
  • воздух,
  • снег,
  • песок,
  • камни,
  • ветер,
  • вода,
  • космические объекты (да, звезды не относятся к живой природе).

Впрочем, некоторые тела неживой природы обладают определенными функциями живых организмов. Например, те же звезды, будучи объектами неживой природы, тем не менее, рождаются, растут, стареют и наконец умирают, то есть также имеют свой жизненный цикл.

Жизненный цикл Солнца

Среди свойств объектов неживой природы можно отметить следующие:

  • Они всегда находятся в одном из трех агрегатных состояний: твердом, жидком или газообразном.
  • Находят в твердом состоянии они, как правило, крепкие и плотные: камни, почва, горы, песок.
  • Находясь в жидком состоянии, они изменчивы, их молекулы плавают, пребывая в непрерывном движении.

Классификация живой природы

Биология делит все живые организмы на царства, типы, классы и виды. Научная отрасль биологии, которая занимается этой классификацией, называется систематикой.

Класификация живих организмов

Так схематически выглядит классификация всех живых организмов.

То есть на глобальном уровне есть клеточные организмы, состоящие из клеток (одной или многих) и вирусы, которые клеток не имеют.

Далее клеточные организмы в свою очередь делятся на прокариоты и эукариоты, чем же они отличаются? Прокариоты – это клетки, не имеющие ядра, такие клетки имеют бактерии, все остальные организмы за исключением бактерий состоят из клеток с ядром – эукариотов.

И на последнем уровне нашей систематики животного мира располагаются царства: вирусов, бактерий, грибов, растений, животных. Человек, который является венцом эволюции, тем не менее, согласно биологической систематике относится к царству животных.

Остановимся подробнее на некоторых царствах живой природы.

Микроорганизмы

Ученые считают, что первыми живыми существами на нашей планете были именно микроорганизмы. Все эти бактерии, микробы, простейшие одноклеточные инфузории и амебы существовали задолго до появления первых животных, рыб, птиц, насекомых, существуют они и по наш день. Фактически это самая долгоживущая форма жизни.

микробы

Также микроорганизмы являются самой распространенной формой жизни на нашей планете, их можно встретить в любой экосистеме, даже в холодных льдах Антарктиды живут свои микробы и бактерии. Живя в самых разных условиях, они обладают просто фантастической выживаемостью, так некоторых формы микроорганизмов способны жить даже в космическом вакууме.

Из-за малых размеров они невидимы для нас, чтобы их разглядеть, необходим микроскоп. Излишне говорить, что микроорганизмы могут быть как полезными, так и вредными. Вредные вирусы являются возбудителями многих болезней у человека и животных, в то время как полезные микробы наоборот способствуют исцелению, благодаря тому, что на своем микро-уровне они борются со своими вредными собратьями.

Растительный мир

Растение играют просто таки огромную роль в жизни всего сущего, ведь именно они выделяют кислород в процессе фотосинтеза. Растения – важная часть биосферы Земли, помимо этого они приносят большую пользу человеку и животным, являясь источником пищи, из растений делаются многие лекарства. И разумеется растения для людей творческий – источник вдохновения.

уносимые ветром цветы

Животный мир

На нашей планете великое разнообразие различных животных. Причем в широком смысле к животному царству относятся птицы, рыбы, насекомые, рептилии, и разумеется млекопитающие, к которыми в свою очередь относимся, мы, люди.

В зоологии, подразделе биологии, изучающей животных, есть обширная система классификации «братьев наших меньших». Так их могут разделять по:

  • местам обитания,
  • методам выживания,
  • способам питания.

Животный мир планеты

Животный мир планеты.

Жизненный цикл

В отличие от объектов неживой природы все живые существа имеют определенные биоритмы, определяющие их развитие.

Жизненный цикл протекает приблизительно одинаково:

  • Рождение, рост и развитие: из маленькой косточки вырастает большое дерево, а беспомощный маленький ребенок с годами превращается во взрослого самодостаточного человека.
  • Размножение: все живое стремится оставить потомство (ну или почти все).
  • Смерть – увы она неизбежна для всех живых организмов. Биологически смерть – это остановка всех жизненных функций организма, он перестает дышать, двигаться, есть, пить, чувствовать. В конце концов, после смерти происходит разложение организма на химические элементы, которые становятся удобрением для почвы. Так живая природа переходит в неживую.

Круговорот веществ в природе

Так схематически выглядит круговорот веществ в природе.

Связь живой и неживой природы

Объекты неживой природы все-таки появились раньше, поэтому они имеют первичное значение для возникновения жизни. Ведь не будь Солнца, воздуха, воды, твердой поверхности, без всего этого возникновение жизни на нашей планете было бы попросту невозможным. А значит, все виды природы, как живой, так и неживой тесно взаимосвязаны.

В принципе мы уже пересчитали 4 основных элемента, без которых была бы невозможной жизнь, это:

  • Солнце, без его тепла не было бы подходящей температуры для зарождения жизни. Стоит заметить, что наша Земля находится на идеальном расстоянии от Солнца, ведь будь она ближе или дальше, то здесь было бы слишком тепло, или наоборот слишком холодно.
  • Воздух, как мы писали выше – дыхание – основа жизни, и без воздуха и атмосферы оно было бы невозможным.
  • Вода – также необходима для существования жизни, без нее не обойтись ни людям, ни животным, ни растениям. Более того, многие биологи считают, что зарождение жизни произошло именно в воде.
  • Почва – она является главной средой для произрастания растений, которые в свою очередь необходимы для выделения кислорода, чтобы обеспечить все живое воздухом.

В свою очередь, живые существа оказывают существенное влияние на неживую природу. К примеру, жители водоемов, рек и морей способствуют поддержанию химического склада воды. После смерти гниющие растения и животные питают почву необходимыми элементами. Как видите, в природе все взаимосвязано и каждый ее элемент является важной и незаменимой частью этой сложной системы. Важно, чтобы это понимали люди, в последнее время нарушающие природный баланс, загрязняя воздух и водоемы, вырубая леса, а потом удивляясь закономерным наводнениям. Если человек будет жить в гармонии с природой, она отблагодарит его чистым воздухом, натуральными продуктами и крепким здоровьем.

Источник

Adblock
detector