Урок в 1 классе Кто такие рыбы

урок в 1 классе «Кто такие рыбы»

Цели :   познакомить с общими признаками и разнообразием рыб; учить описывать рыб по плану, приводить примеры речных и морских рыб.

Задачи:

Изучить внешнее строение   и отличительные признаки рыб.

Развивать коммуникативные качества детей: умение слушать и понимать речь одноклассников, сотрудничать с ними, оформлять свою мысль в устной речи.

Воспитывать   любовь к природе,   бережное отношение к ней.

ХОД УРОКА:

I Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк,

— Скажите, ребята, какой у нас сейчас урок? (Окружающий мир)

II Актуализация знаний.

— Я предлагаю вам вспомнить, о какой группе животных мы говорили с вами на прошлом уроке? (О насекомых)

— Что нового вы узнали о насекомых? (Насекомое-это животное, у которого 6 ног.)

— Приведите примеры насекомых, которые вам известны…

      А   Мудрая   Черепаха приготовила вам вопросы для проверки. Если вы согласны, то хлопаем в ладоши 1 раз, если нет – то встаём из-за парты.

         1. Тело насекомого состоит из головы, груди и брюшка? (да)

III Самоопределение к деятельности.

  Кто из вас встречал вчера   или сегодня насекомых? Почему их нет?

— А в какое время года насекомых много? (Летом)

1. Релаксация

— Положите руки на стол, опустите на них голову, закройте глаза. Представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнце. И мы с вами оказались на зеленой лужайке среди множества насекомых.

Утром стрекоза проснулась,

У реки остановилась,

– Стрекоза это насекомое? (Да)

Настрой на изучение нового материала.

2. Введение в тему урока.

— Наш помощник – Муравей Вопросик отправился вслед за стрекозой. Очень уж ему интересно было наблюдать за ней. А стрекоза долго кружилась над водоёмом. Вопросику стало интересно — что же она там разглядывает? А вы, ребята, хотите это узнать? (Да)

— Тогда отгадаем загадку, которую приготовила нам Мудрая Черепашка:

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть да не говорю.

Глаза есть – не мигаю,

Крылья есть –   не летаю.

— Предположите, о чём или о ком пойдет речь на уроке.

Постановка перед детьми учебных задач.

— Сегодня на уроке узнаем, каких животных называют рыбами. Научимся приводить примеры речных и морских рыб, описывать рыбу по плану.

— Героями каких сказок являлись рыбы?

— Где могут жить рыбы? (В воде, в речке, в озере, в море.)

— В любой ли воде могут жить рыбы?

— А в какой воде им трудно будет жить, они могут погибнуть?

— Что должен сделать человек, чтобы они не погибли?

Вывод делают дети: Мы должны помнить, что нельзя отдыхая у водоемов загрязнять воду. В ней живут рыбы.

3. Постановка проблемы, выдвижение гипотезы.

— Муравьишка Вопросик хотел бы знать: — А могут ли рыбы жить на суше?

— Кто согласен? Муравьишка сомневается.

— Давайте   продолжим исследование окружающего мира и докажем, что рыбы не могут жить на суше и почему.

— Где мы можем найти ответы на наши вопросы?

— посмотреть в компьютере

— почитать в книге

IV Организация исследовательской деятельности по решению проблемы.

  1.    Работа с учебником в парах (исследование строения рыб, определение функций частей тела)

— Муравьишка   Вопросик заглянул в водоем и увидел там вот такую рыбу.

— Кто знает как называется эта рыба? (красноперка)

— Кто догадался, почему эта рыба называется красноперка? (красные плавники похожие на перышки).

-Изучите по рисунку в учебнике строение этой рыбы. Найдите указанные части у других рыб, изображенных в учебнике.

2. Первичное закрепление знаний.

— Для чего нужен хвост? Плавники? (Плавники и хвост помогают рыбам плавать.)

— Зачем рыбе нужны жабры? (Рыбы не могут жить без кислорода. Большинство рыб получают его из воды с помощью жабр. Рыба заглатывает ртом воду и сразу же плотно его закрывает. Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь. Вода выходит наружу через жаберные щели.)

— Так   могут ли рыбы жить на суше? (Нет) Что необходимо им для жизни? (Они дышат кислородом, растворённым в воде) Молодцы!

— Ребята, а вы не задумывались, почему рыбы не тонут? ( Потому что внутри рыб находится пузырь, вот он и поддерживает их в воде.)

— Муравьишка приготовил загадку:

— Какое ключевое слово помогло догадаться, что это рыбы?   (Монетки- чешуйки).

— Значит тело рыбы покрыто чешуёй. Зачем она?

— Отличительный признак рыб — чешуя. Рыбья чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт – и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт и колечко получается узкое. Чешуйный покров, подобно панцирю, защищает рыб от повреждений, проникновения микроорганизмов, придает телу упругость, эластичность, и благодаря этому обеспечивает рыбе большую скорость движения.

4. Работа по учебнику в парах.

— Рассмотрите рыб на картинке справа. Положите ладошку на рисунок. Эти рыбы живут в море. — Как бы вы их назвали и почему? (морские). Т.е. моря и океаны- их среда обитания.

— Рассмотрите рыб на картинке слева. Положите ладошку на этот рисунок. Эти рыбы живут в реках и озёрах. Как бы вы их назвали? (речные). Т.е. пресные водоёмы — их среда обитания.

1 – окунь; 2 – щука; 3 – сом; 4 – карась; 5 – ёрш. (Слайды 8 – 12)

1 –сельдь; 2 – треска; 3 – акула; 4 – морской окунь; 5 – ка’мбала. (Слайды 9 – 17)

5. Игра «Поймай рыбку».

Дети должны догадаться, о какой рыбе идет речь, и назвать её.

  Учитель читает загадки.

Правильно, это речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи.

Камбала   — морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубоких водах. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась в песок, камбалы засыпают себя песком, взрыхляя ее плавниками.             

Острые, колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда ерша называют речным ежом.

Щука одна из крупных речных рыб.

Акулы отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых по мере их выпадения. Китовая и гигантские акулы – самые большие рыбы.

V Физкультминутка   «Рыболов». Ребята имитируют движение рыболова:

Покажи свой улов!

Я поймал леща большого

И налима – вот такого!

Двух горбатых, полосатых

Окуней и двух линей,

Щуку, карпа, судака…

А в ведерке два малька.

— Ребята, мы сейчас сделали физкультминутку про рыболова. А кто знает, кто такой рыболов? (человек, который ловит рыбу)

— Рыболовство – очень древняя профессия. Рыболовством и охотой занимались наши предки много лет назад. Мужчины ловили рыбу, чтобы прокормить семью.

— А   кто из вас ловил рыбу. Какую?

VI Фронтальная работа. Описание одной из рыб, изображенных в учебнике по плану.

      3. Размеры (большая, средних размеров, маленькая).

      6. Особенности частей тела (например, рта, глаз, плавников).

VII Обобщение и систематизация знаний.

Фронтальный опрос. Методика «Дополни предложение».

— животные, которые живут в воде

— двигаются при помощи плавников и хвоста

— дышат с помощью жабр

— тело которых (у большинства) покрыто чешуёй.

VII I Дополнительный материал.

Расширение знаний по теме с использованием краеведческого материала.

Источник

Внеурочное занятие для младших школьников с презентацией: В мире рыб. Аквариум и его обитатели

Здравствуйте ребята! Сегодня мы поговорим о разнообразии рыб.
Ведь одних современных видов рыб насчитывают около 20 тысяч. Современные рыбы объединены в две группы: хрящевые и костные. Вот о них о всех мы сегодня и поговорим, а также поиграем в игры и узнаем много нового!
за аквариумами, виды аквариумов, что такое акеонариум.
Рассказ о разнообразии рыб планеты по презентации.
Слайд 3-4:
Задание 1. «Буквенная путаница» — из слов, в которых перепутаны буквы, составьте названия рыб.
Слайд 5-10
Задание 2. Рыбные слова –
пользуясь подсказками текста, отгадайте сами слова и названия рыбы, которая в них плавает.
Но на этом разнообразие рыб не заканчивается. Ребята сейчас зачитают нам доклады-сообщения о некоторых видах рыб.
Слайд 11
Камбала: Это камбала. (рисунок) Её тело сжато с боков, сплющено. Живёт на дне и плавают на боку. Камбалы могут менять цвет и рисунок тела. Если положить рыбу на шахматную доску, или на газету, она будет окрашена так же, и даже можно прочесть текст на её теле. Происходит это рефлекторно, через органы зрения. Доказательством служит то, что окраска всего тела соответствует фону, на котором будет лежать голова. (рисунок) Распространена широко: по всем морям, исключая Каспийское и Аральское.
Илистый прыгун: Это илистый прыгун. (рисунок) Он может вылизать из воды и даже лазить по деревьям, питается она наземными насекомыми. Живут у илистых берегов тропических частей Индийского и Тихого океанов.
Горбуша: У самцов этих рыб ко времени нереста окраска становится значительно ярче, челюсти удлиняются и загибаются крючком, зубы увеличиваются, на спине вырастает горб. (рисунок) Обитает на Дальнем Востоке.
Латимерия: Это латимерия. Обитает она на глубине 80 м. в Индийском океане в близи ю-в берегов Африки. Это живое ископаемое, предков первых переходных форм к наземной жизни.
Щука: Это хищник, распространённый по всем пресным водоёмам России. (рисунок) Сверху она окрашена темнее, а снизу светлее, так её плохо видно, если смотреть с верху или снизу со дна реки.
Вот видите ребята, как много можно узнать о рыбах, и сколько мы ещё не знаем. Многое вы можете ещё узнать, прочитав специальные книги.
Слайд 12:
Задание 3. Рыбам посвящено много загадок. Давайте посмотрим узнаете вы этих рыб или нет.
Он, как малыш, в пруду играет,
Хвостом игриво ударяет
И летней, солнечной порой
Блестит зеркальной чешуёй.
(Карп).

Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает.
(Щука).

От зубастых щук таясь,
Стороной проплыл…
(Карась).

Стой, плотва и караси!
И пощады не проси:
Я хозяйка здесь в пруду,
На охоту я иду.
(Щука).

Драчун и забияка,
Живёт в воде,
Когти на спине –
И щука не проглотит.
Колюч, да не ёж. Кто же это –
(Ёрш).

Он в самом омуте живёт,
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны.
(Сом).

На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно.
(Сом).

Рыба-меч его не тронет,
Даже если и догонит.
В нём электрический разряд.
Он разрядиться будет рад.
(Скат).

Словно под прессом долго была
Плоская рыба, что звать…
(Камбала).

Слайд 13:

В одном аквариуме можно собрать коллекцию рыбок из разных частей света:
Суматранский барбус – острова Суматра и Калимантан.
Данио-рерио – Бангладеш и восточная часть Индии.
Меченосец – Водоёмы восточной части Южной Мексики и Гватемалы.
Моллинезии – Вдоль водоёмов Мексиканского залива.
Гурами – Индокитай и Малакка, Суматра и Ява.
Слайд 14:
Гуппи – Венесуэла, северная часть Бразилии, острова Барбадос и Тринидад. Причём в Европу рыбу привёз английский ботаник Роберт Джон Лечмер Гуппи. В честь него рыба и получила своё название.
Слайд 15:
Многие из них живут в разных аквариумах, так как несовместимы. Одни живородящие и растительноядные, а другие хищники. Кроме того, в аквариуме содержат селекционных рыбок, таких которых вывели сами люди. Например, всем известные золотые рыбки произошли от серебряного карася, который встречается и в озёрах прудах нашей республики. Это вуалехвост, красная шапочка, телескоп, львиноголовка и др.
Слайд 19:
Рассказ про золотую рыбку.
Слайд20:
Задание 4. Из предложенных картинок нужно составить свой аквариум-коллаж. Вырезать и приклеить в тетрадке. Обязательно соблюсти совместимость рыбок.
Слайд 21:
В конце выполнения задания рассказать о своём аквариуме, используя следующие слова.
АКВАРИУМ СОЗДАЁТ И ПОДДЕРЖИВАЕТ ОПРЕДЕЛЁННЫЙ УРОВЕНЬ ВЛАЖНОСТИ ВОЗДУХА В КВАРТИРЕ, ЗАМЕЧАТЕЛЬНО СНИМАЕТ СТРЕССЫ И УСТАЛОСТЬ, МОЖЕТ ВЫПОЛНЯТЬ ФУНКЦИИ СВЕТИЛЬНИКА, КРОМЕ ТОГО, ОН БУДЕТ РАДОВАТЬ ГЛАЗ И ЛАСКАТЬ СЛУХ ПРИЯТНЫМ ЖУРЧАНИЕМ. ГЛАВНОЕ ЖЕ ОН НЕСЁТ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ.

Рефлексия:
1. Почему так называют рыб:
Линя — линём, окуня — окунем, гуппи и горбуша.

Правильные ответы:
Линь, вынутый из воды, изменяет свою окраску на воздухе («линяет»). Это свойство и дало такое название.
Окунь имеет крупные глаза. Старинное название глаза «око»: Отсюда и название рыбы.
Английский ботаник Гуппи, путешествия по тропическим странам, привёз рыбу в Европу. В честь учёного рыба получила название «гуппи»
Название горбуша связано с появлением у неё горба в период нереста.

Задание 2
Какие русские фамилии произошли от названия рыб?
Правильные ответы:
Щукин, Акулов, Белугин, Карпов, Судаков, Головлёвы, Сомовы, Пескарёвы, кто даст больше ответов.
Оценка:
Максимальное количество фамилий – 4 балла;
Три фамилии – 3 балла;
Две фамилии – 2 балла.

Задание 3
Используя карточки составить свой аквариум, со своими обитателями. Но необходимо подумать смогут ли жить вместе все эти рыбки.
Правильные ответы:
Составит аквариум и сам ответит о совместимости рыбок – 4 балла;
Составит аквариум правильно, но не ответит на вопросы – 3 балла;
Составит аквариум не правильно – 2 балла.

Задание 4
Ответьте на вопрос:
Правильно ли отвечает ученик на уроке: «Рыбы спят с закрытыми глазами; Рыбы не разговаривают; У рыбы есть уши».
Правильные ответы:
Поправил все три вопроса — 4 балла;
Поправил два вопроса – 3 балла;
Поправил один вопрос – 2 балла;
Не поправил не одного вопроса – 0 балл.

Игра «Рыбак и рыбки»
Давайте сыграем в игру «Рыбак и рыбки». На площадку ложится круг из бумаги, в который усаживается один из играющих – рыбак. Остальные игроки становятся рыбками и хором произносят слова: Рыбак, рыбак, поймай нас на крючок! На последнем слове рыбак вскакивает, выбегает из круга и начинает гоняться за рыбками. Пойманная рыбка становится рыбаком.

Источник



Конспект урока с презентацией "Кто такие рыбы?" для 1 класса по программе "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Морозова Нина Борисовна

Цели: познакомить с общими признаками и разнообразием рыб; учить описывать рыб по плану, приводить примеры речных и морских рыб.

Изучить внешнее строение и отличительные признаки рыб.

Развивать коммуникативные качества детей: умение слушать и понимать речь одноклассников, сотрудничать с ними, оформлять свою мысль в устной речи.

Развивать интерес к предмету через использование ИКТ, применять в своей работе интерактивную доску, систему оценивания.

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Тип: изучение нового материала.

Форма проведения: урок-исследование.

Методы: проблемный, частично-поисковый, практический, иллюстративный, словесный, наглядный.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре.

находить нужную информацию, анализировать ее,

находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;

сравнивать и группировать предметы по заданному признаку;

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

принять учебную задачу, сохранить ее, действовать в соответствие с ней,

работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;

формулировать вопрос (проблему, затруднение) с которым столкнулись учащиеся, оценивать сложившуюся учебную ситуацию.

давать оценку своим действиям, оценивать результат.

оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;

сотрудничать с одноклассниками, договариваться о последовательности и результате действий, учиться представлять одноклассникам процесс работы и результат их действий, слушать их мнение .

Усвоение характерных признаков рыб, умение их описывать, называя отличительные признаки, сравнивать, находить общее и различия, объединять рыбы в группы.

Проявление творческого отношения к процессу обучения, оценка своей работы в этой роли.

Межпредметные связи на уроке: литературное чтение, технология, краеведение.

Персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, система контроля и мониторинга качества знаний, презентация «Кто такие рыбы?»,

УМК « Школа России», учебник Плешакова А. А. «Мир вокруг нас», электронное сопровождение к учебнику «Мир вокруг нас», 1 класс, демонстрационный и раздаточный материал.

I Организационный момент.

-Прозвенел звонок и смолк,

— Скажите, ребята, какой у нас сейчас урок? ( Окружающий мир )

-Сегодня на уроке мы с вами снова отправимся в гости к природе, будем стараться подружиться с ней, откроем некоторые её тайны. Чтобы подобрать ключ к этим тайнам, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в парах.

Что мы будем делать с вами,

Чтоб природе стать друзьями?

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Будем вместе развивать качество — внимательность ,

А поможет всё узнать

— Я рада, что у всех нас прекрасное настроение, а это значит — можно отправляться в путь.

II Актуализация знаний.

— А любите ли вы, ребята, отгадывать загадки?

— Наш друг Муравьишка Вопросик приготовил для вас загадки. Я буду загадывать, а вы — отгадывайте.

1. На лужайке всё стрекочет,
Резво прыгает, хлопочет.
Цветом он, как огуречик.
Как зовут его? . ..( Кузнечик ) ( Слайд 1 )

  1. Кто на пасеке живёт,
    запасает летом мёд?
    Работяга так мала!
    Целый день в трудах. ( Пчела )

3. Пищит над ухом он всю ночь

И укусить тебя не прочь.

Ну и зануда, вот кошмар!

Писклявый, маленький … ( Комар )( Слайд 3 )

4 . Отгадайте-ка, ребятки,
Что за жук на нашей грядке:
Не вредитель, жук любезный,
Для растений он полезный.
Тлей проворно поедает,
Так растения спасает.
Что за жук-черноголовка?
Это — . (Божья коровка) ( Слайд 4)

  1. У реки, над камышами,
    Вот с та – а – а — акущими глазами,
    Зависает вертолёт.
    Пассажиров не берёт!
    И пропеллер. И глаза.

Да ведь это — . (Стрекоза!) ( Слайд 5 )

-Как можно назвать одним словом всех перечисленных животных? ( Это насекомые )

— Кто такие насекомые? ( Насекомые — животные, у которых 6 ног ).

— Кто из вас встречал вчера или сегодня насекомых? Почему их нет? ( стало холодно, нет цветов )

2. Проверка знаний. — А Мудрая Черепаха приготовила вам вопросы для проверки. Если вы согласны, то хлопаем в ладоши 1 раз, если нет – то делаем крестик из рук.

1. Тело насекомого состоит из головы, груди и брюшка? ( да )

2. Муха – это насекомое? ( да )

3. У насекомого 8 ног? ( нет )

4. Божья коровка спасает растения от тли? ( да )

5. Паук – это насекомое? ( нет )

6. Гнездо осы похоже на большой шар? ( да )

7. У бабочки 6 крыльев? ( нет )

Утром стрекоза проснулась,

Раз — росой она умылась

Два — изящно покружилась

Три — нагнулась и присела

На четыре — полетела

У реки остановилась

Над водою закружилась.

– Стрекоза это насекомое? ( Да )

IV. Самоопределение к деятельности.

1. Настрой на изучение нового материала.

— Наш помощник – Муравей Вопросик отправился вслед за стрекозой. Очень уж ему интересно было наблюдать за ней. А стрекоза долго кружилась над водоёмом. Вопросику стало интересно — что же она там разглядывает? А вы, ребята, хотите это узнать? ( Да )

— Тогда отгадаем загадку, которую приготовила нам Мудрая Черепашка:

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть да не говорю.

Глаза есть – не мигаю,

Крылья есть – не летаю. ( Рыба )

— Предположите, о чём или о ком пойдет речь на уроке.

2. Постановка перед детьми учебных задач.

— Сегодня на уроке узнаем, каких животных называют рыбами. Научимся приводить примеры речных и морских рыб, описывать рыбу по плану.

— Героями каких сказок являлись рыбы? ( Показ книг )

— Где могут жить рыбы? ( В воде, в речке, в озере, в море.)

— В любой ли воде могут жить рыбы?

— А в какой воде им трудно будет жить, они могут погибнуть?

— Что должен сделать человек, чтобы они не погибли?

Вывод делают дети: Мы должны помнить, что нельзя отдыхая у водоёмов загрязнять воду. В ней живут рыбы.

3. Постановка проблемы, выдвижение гипотезы.

— Муравьишка Вопросик хотел бы знать: «А могут ли рыбы жить на суше?» Кто согласен? Муравьишка сомневается.

— Давайте продолжим исследование окружающего мира и докажем, что рыбы не могут жить на суше и почему.

— Где мы можем найти ответы на наши вопросы?

— посмотреть в компьютере

— почитать в книге

— Кто догадался, какая тема нашего урока? (Кто такие рыбы)

V. Организация исследовательской деятельности по решению проблемы.

1. Работа с учебником в парах (исследование строения рыб, определение функций частей тела)

— Чтобы ответить на интересующие нас вопросы, вначале вместе с Муравьишкой рассмотрим рыбку в учебнике на с. 34 .

— Кто знает как называется эта рыба? (красноперка)

— Кто догадался, почему эта рыба называется красноперка? (красные плавники похожие на перышки).

-Изучите по рисунку в учебнике строение этой рыбы.

-Назовите части тела рыбы.

Туловища рыб обтекаемы, чтобы было легче плавать.

Плавники и хвост помогают рыбам плавать.

Хвостовой плавник толкает рыбу вперёд.

Спинной плавник не даёт ей опрокинуться на бок.

Грудные и брюшные плавники работают, как рули: с их помощью рыба поворачивает влево и вправо, погружается и всплывает.

— Под жаберной крышкой расположены жабры.

— Как вы думаете, зачем рыбе нужны жабры?

Жабры устроены так, что могут удерживать кислород. Они находятся под жаберной крышкой. Рыба заглатывает ртом воду и сразу же плотно его закрывает. Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь. Обогащённая кислородом кровь доставляет его ко всем органам рыбы. Вода выходит наружу сквозь жаберные щели.

— Так могут ли рыбы жить на суше? (Нет)

— Что необходимо им для жизни? ( ВОДА)

— Почему? ( Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь)

— Ребята, а вы не задумывались, почему рыбы не тонут?

( Потому что внутри рыб находится пузырь, вот он и поддерживает их в воде) — Молодцы!

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

(хлопают в ладоши)

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

(Делают хватательное движение обеими руками.)

Рыбка спинку изогнула,

(Руки над головой, прогибаемся в спине)

Крошку хлебную взяла.

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

(Садятся за парту)

2. Первичное закрепление знаний.

— Для чего нужен хвост? Плавники? (Плавники и хвост помогают рыбам плавать.)

— Зачем рыбе нужны жабры? (Рыбы не могут жить без кислорода. Большинство рыб получают его из воды с помощью жабр. Рыба заглатывает ртом воду и сразу же плотно его закрывает. Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь. Вода выходит наружу через жаберные щели.)

— Так могут ли рыбы жить на суше? (Нет) Что необходимо им для жизни? (Они дышат кислородом, растворённым в воде) Молодцы!

— Ребята, а вы не задумывались, почему рыбы не тонут? ( Потому что внутри рыб находится пузырь, вот он и поддерживает их в воде.)

3. Исследовательская, практическая работа.

— Мудрая Черепаха тоже приготовила для вас загадку. О ком она? И у мамы, и у деток

Вся одежда из монеток. ( Рыбы ).

— Какое ключевое слово помогло догадаться, что это рыбы? ( Монетки-чешуйки ).

— Значит тело рыбы покрыто чешуёй. Зачем она?

— Отличительный признак рыб — чешуя. Рыбья чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт – и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт и колечко получается узкое. Чешуйный покров, подобно панцирю, защищает рыб от повреждений, проникновения микроорганизмов, придает телу упругость, эластичность, и благодаря этому обеспечивает рыбе большую скорость движения.

-Возьмите листочки с силуэтом рыбы и простым карандашом попробуйте нарисовать рыбке чешую на туловище и хвосте. Имейте ввиду, что чешуйки расположены в шахматном порядке.

4. Работа по учебнику в парах.

— Рассмотрите рыб на картинке справа. Положите ладошку на рисунок. Эти рыбы живут в море. — Как бы вы их назвали и почему? (морские). Т.е. моря и океаны- их среда обитания.

— Рассмотрите рыб на картинке слева. Положите ладошку на этот рисунок. Эти рыбы живут в реках и озёрах. Как бы вы их назвали? (речные). Т.е. пресные водоёмы — их среда обитания.

1 – окунь; 2 – щука; 3 – сом; 4 – карась; 5 – ёрш.

1 –сельдь; 2 – треска; 3 – акула; 4 – морской окунь; 5 – камбала.

5. Игра «Поймай рыбку».

Дети должны догадаться, о какой рыбе идет речь, и назвать её.

Учитель читает загадки.

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно. ( Сом .)

Правильно, это речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи.

Лежит плоский блин. ( Камбала.)

Камбала — морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубоких водах. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась в песок, камбалы засыпают себя песком, взрыхляя ее плавниками.

Драчун и забияка

И щука не проглотит. ( Ёрш .)

Острые, колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда ерша называют речным ежом.

Зубастая, а не лает. ( Щука.)

Щука одна из крупных речных рыб.

Я рыба морская. ( Акула.)

Акулы отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых по мере их выпадения. Китовая и гигантские акулы – самые большие рыбы.

VIII Работа в рабочей тетради с.24

  1. Игра «Узнай по силуэту как называется рыба?».
  2. Используя рисунок слева в тетради, нарисуй рыбку и раскрась ее. (Д/з)

IX. Обобщение и систематизация знаний.

Фронтальный опрос. Методика «Дополни предложение».

— Кто такие рыбы? ( Рыбы- это…

— животные, которые живут в воде

— двигаются при помощи плавников и хвоста

— дышат с помощью жабр

— тело которых (у большинства) покрыто чешуёй.

X. Рефлексивная деятельность. Подведение итогов.

— Какую цель мы ставили на уроке?

— Достигли ли мы ее?

— Сейчас я попрошу вас оценить свои достижения на уроке: если вы хорошо запомнили названия рыб, их строение и основные признаки, если вам было интересно, то раскрасьте рыбку, которая лежит у вас на партах зелёным цветом. А если на уроке вам было трудно и вы мало что запомнили, то раскрасьте её красным цветом.

Источник

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Кто такие рыбы»

Цели: познакомить с общими признаками и разнообразием рыб; учить описывать рыб по плану, приводить примеры речных и морских рыб.

Изучить внешнее строение и отличительные признаки рыб.

Развивать коммуникативные качества детей: умение слушать и понимать речь одноклассников, сотрудничать с ними, оформлять свою мысль в устной речи.

Развивать интерес к предмету через использование ИКТ, систему оценивания.

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Умение: находить нужную информацию, анализировать ее,

находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;

сравнивать и группировать предметы по заданному признаку;

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Умение: принять учебную задачу, сохранить ее, действовать в соответствие с ней,

работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;

формулировать вопрос (проблему, затруднение) с которым столкнулись учащиеся, оценивать сложившуюся учебную ситуацию.

давать оценку своим действиям, оценивать результат.

Умение: оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;

сотрудничать с одноклассниками, договариваться о последовательности и результате действий, учиться представлять одноклассникам процесс работы и результат их действий, слушать их мнение.

Усвоение характерных признаков рыб, умение их описывать, называя отличительные признаки, сравнивать, находить общее и различия, объединять рыбы в группы.

Проявление творческого отношения к процессу обучения, оценка своей работы в этой роли.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: Персональный компьютер, презентация «Кто такие рыбы, УМК «Школа России», учебник Плешакова А. А. «Мир вокруг нас», 1 класс, демонстрационный и раздаточный материал.

Ход урока

— Прозвенел звонок и смолк, начинается урок.

2. Актуализация знаний.

-Ребята, давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке, для этого проведем блиц-опрос «Закончи предложение»

1)На прошлом уроке мы изучали (насекомых)

2)К ним относятся (пчелы, кузнечики, бабочки и. т. д.)

3)Отличительными признаками насекомых являются(6 ножек\лапок)

— Я приготовила вам вопросы, если вы согласны, то хлопните в ладоши 1 раз, если нет –то не хлопаем.

1)Тело насекомых состоит из головы, груди и брюшка (+)

2)Муха –это насекомое (+)

3)У насекомых 8 ног (-)

4)Паук – это насекомое (-)

5)У бабочки 6 крыльев(-)

6)Муравьишка Вопросик -насекомое (+)

3. Самоопределение к деятельности

-Кто из вас вчера или сегодня встречал насекомых?

-А в какое время года их много? (летом)

— Положите руки на стол, опустите на них голову, закройте глаза. Представьте, что сейчас лето, светит ярко солнце и мы с вами оказались на зеленой лужайке среди множества насекомых и птиц.

Утром стрекоза проснулась

У реки остановилась,

Над водою закружилась.

-Стрекоза –это насекомое? (Да)

4. Определение темы урока.

-Наш помощник Муравей Вопросик отправился вслед за стрекозой. Очень уж ему интересно было наблюдать за ней. А стрекоза долго кружилась над водоемом. Вопросику стало интересно, что же она там разглядывает? А вы, ребята, хотите это узнать? Тогда отгадайте загадку.

Плаваю под мостикомСлайд 2

И виляю хвостиком,

По земле не хожу.

Рот есть не говорю. (Рыба)

-По каким признакам определили?

-Кто сможет сформулировать тему урока?

5. Постановка цели, задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

-Какую цель поставим перед собой на уроке? (Узнать кто такие рыбы. Где они живут)

Узнать… кто такие рыбы,

чем рыбы отличаются от других животных

Познакомиться… с многообразием рыб

Запомнить… на какие группы делятся рыбы по месту их обитания

6. Первичное усвоение новых знаний

-Как вы думаете, кто такие рыбы?Слайд 4 (Кто живет воде, животные, кто не разговаривает, кто плавает)

картинки с магнитами

-Рассмотрите иллюстрации, выберите среди иллюстраций рыб, объясните

— По каким же признакам вы выбираете рыб?

Может быть вариант: мечут икру, есть чешуяСлайд 5

-Используя эти признаки, давайте дадим определение, так кто такие рыбы? Слайд 6, 7

-Перед нами рыба, что у нее есть?

-Существуют рыбы, у которых нет чешуи (навага, сом, угорь).

-Но у большинства рыб тело покрыто чешуей. Слайд 8

-А для чего нужна чешуя? (чешуйчатый покров, подобно панцирю, защищает рыб от повреждения, проникновения микроорганизмов, придает телу упругость, эластичность и благодаря этому обеспечивает рыбе большую скорость движения)

У мамы и у деток

Вся одежда из монеток

-О ком и о чем говорится в загадке? (о рыбах, о чешуе)

На столах, в конвертах у детей силуэты рыб, из монет они выкладывают чешую по образцу на стр. 34 учебника в парах.

Делают вывод – чешуйки расположены в шахматном порядке.

7. Первичное закрепление.

-Вспомните все признаки, которые мы говорили и попробуйте сформулировать, кто такие рыбы.

-Прочитайте определение в учебнике.

-Что бы вы добавили в данное определение?

-Послушайте, какое определение слова «рыба»дано в словаре:

Рыба – живущее в воде позвоночное животное с конечностями в виде плавников, дышащее жабрами, с холодной кровью и с кожею покрытой чешуей, мечет икру.

-Ребята, где обитают рыбы? (в речке, пруду, море, аквариуме)

-Если живут в речке, как называются эти рыбы? (речные)Слайд 9,10,11

-Если в море? (морские)Слайд 12,13

-Как называются рыбы слева на картинке? (речные)

-Кто назовет каждую рыбу?

-Как называются рыбы справа на картинке?

Дополнительно рабочая тетрадь стр. 24+ по плану описать рыбу (в парах)

-Посмотрите на план, все ли мы запланированное выполнили?

Разобрать каждый пункт плана.

-Оцените свою работу на уроке при помощи рыбки зеленого (все удалось, все запомнил, хорошо работал на уроке, желтого (не все запомнил, не очень хорошо работал на уроке) или красного цвета (не запомнил ни одного названия рыб, плохо работал, нужна помощь)

-Прослушайте в конце урока песню про рыбок.

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе «Что такое Бенилюкс» Технологическая карта урока окружающего мира Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «23» апреля 2015 года Тема. Что такое.

Конспект урока по окружающему миру «Как путешествует письмо?» в 1 классе Окружающий мир А. А. Плешаков Тема урока: «Как путешествует письмо?» Цель урока: познакомить детей с работой почты, разными видами отправлений.

Конспект урока по окружающему миру «Кто такие птицы?» Урок по окружающему миру в 1 классе. Тема: Кто такие птицы? Цели: познакомить детей с классом «Птицы», с их разнообразием; научить выделять.

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Почему их так назвали?» Открытый урок по окружающему миру в 1 классе. Тема: Почему их так назвали? Цель урока: • раскрыть взаимосвязь между названиями некоторых.

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Моя малая Родина» Тема: Моя малая родина. Цели: уточнить понятия «Родина», «малая родина», расширять знания детей о родном поселке, его прошлом, истории.

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Органы чувств» Предмет : Окружающий мир УМК: «Школа России» Тип урока : объяснение нового материала Тема : «Органы чувств» Цель: дать полное представление.

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе «Про кошек и собак» по УМК «Школа России» Окружающий мир. «Школа России» «Мир вокруг нас» А. А. Плешаков, 2 класс Тема: «Про кошек и собак» Составила: Шумилова Марина Николаевна учитель.

Конспект урока в 4 классе по окружающему миру на тему «Средние века» СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ Кафедра теории и методики дошкольного и начального.

Конспект урока по окружающему миру «Насекомые» во 2 классе Цели: познакомить учащихся с признаками насекомых; научить отбирать насекомых из всего разнообразия животного мира; выявить важнейший признак.

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Где живут белые медведи» по программе «Школа России» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новоаганская общеобразовательная средняя школа имени маршала Советского Союза Г. К.

Источник

Урок окружающего мира по теме "Кто такие рыбы?". 1-й класс

УМК: «Школа России», А.А.Плешаков «Окружающий мир» 1 класс, ч.1, М.: «Просвещение», 2011г.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: формировать представления о строении и отличительных признаках рыб.

Задачи:

  • Образовательные: познакомить с общими признаками и разнообразием рыб, учить приводить примеры речных и морских рыб.
  • Развивающие: развивать способность наблюдать, мыслить, делать выводы, способствовать формированию умения выделять главное из информации учителя, развитию познавательного интереса, умения работать в группах.
  • Воспитательные : способствовать формированию бережного отношения к природе в повседневной жизни.

Планируемые результаты:

  • Предметные: научатся узнавать рыб на рисунке; приводить примеры речных и морских рыб; получат возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний; рассматривать иллюстрации в учебнике, презентации, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.
  • Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
  • Метапредметные: регулятивные – овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления; познавательные – освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
  • Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, изобразительное искусство.

Ресурсы:

  • Основные: учебник «Окружающий мир» 1 класс,ч.1, А.А. Плешаков, рабочая тетрадь «Окружающий мир» 1 класс, ч.1, А.А. Плешаков, тетрадь «Окружающий мир. Тесты» А.А. Плешаков, карточки с заданием для групповой работы, карточки с пунктами плана урока.
  • Дополнительные: презентация к уроку, электронные физкультминутки(http://ppt4web.ru/detskie-prezentacii/fizkultminutka-usatyjj-njan-povtorjajj-za-nami.html; http://viki.rdf.ru/item/3430/), мультимедиа проектор, ноутбук, интерактивная доска.

Формы урока: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.

Технология: здоровьесберегающая, ИКТ, системно-деятельностный подход.

I. Психологический настрой

Учитель в стихотворной форме настраивает детей к предстоящему уроку.
Дети слушают учителя, выполняют действия задаваемые стихотворением – настроем.

Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Ручки, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

Учитель беседует о правилах поведения на уроке.

– Давайте вспомним правила поведения на уроке. (Называют правила поведения на уроке.)
– Молодцы!
– А теперь давайте улыбнемся друг другу, думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Желаю вам успехов!

II. Проверка домашнего задания

Учитель просит выполнить тестовую работу по теме предыдущего урока.

– На прошлом уроке мы искали ответ на вопрос «Что такое хвоинки?». Давайте проверим ваши знания, выполнив тестовую работу на стр.8. (Выполняют тестовую работу.)

Учитель организует коллективную проверку по эталону. Просит оценить свою работу. Ученики осуществляют самопроверку, самооценку.

– Давайте проверим ваши работы. За каждый правильный ответ поставите себе – «+», за неправильный – «–». Оцените свои работы (нарисуйте нужный смайлик).

III. Постановка цели и задачи урока

Учитель загадывает загадку о рыбах.

– К нам на урок пришла мудрая черепаха и принесла с собой загадку (Слайд 2):

У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
Под водой они живут,
Хоть не куры, а клюют.

Учитель просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока. Учащиеся выдвигают предположения по теме урока.

– О чём будем разговаривать на уроке? На какой вопрос будем искать ответ? Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

Учитель побуждает к учебной деятельности. Задаёт вопросы с целью выявления имеющихся у детей знаний о рыбах.

– Муравей Вопросик живет в лесу и не знает, кто такие рыбы. Давайте поможем муравьишке узнать кто такие рыбы. (Слайд 4)
– А вы можете ответить на этот вопрос? Всё ли вы знаете о рыбах?

Учитель просит сформулировать цель и задачи урока. С помощью учителя учащиеся ставят цель и формулируют задачи урока.

– Какую цель поставим перед собой?
– Давайте составим план урока (Приложение 2)

1. Первый пункт совпадает с темой нашего урока. (Кто такие рыбы?)
2. В природе много разновидностей рыб, их принято делить на группы. Знаете ли вы на какие группы делятся рыбы? (Разновидности рыб)
3. Давайте вспомним из каких частей состоит любое растение?

– А из каких частей состоит рыба? Все ли части можете назвать? (Строение рыб)

IV. Изучение нового материала

Учитель поясняет задание, отмечает степень вовлеченности учащихся в работу, организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.

– Давайте вспомним, если нам что-то неизвестно, либо мы в чем-то не уверены, откуда мы можем взять нужную информацию?
– Давайте обратимся к учебнику – стр.35.
– Кто такие рыбы? (Водные животные)
– Чем покрыто тело рыб? (Чешуёй)
– Зачем она нужна? На что похожа? (Для защиты от повреждений. На монетки)
– Попробуйте дать полный ответ на вопрос «Кто такие рыбы?» (Слайд 5)

Учитель проводит беседу по вопросам:

– Мы узнали, что рыбы это водные животные. Где они живут? (В воде)
– А в какой воде могут жить рыбы? (В реке, в море)
– Оказывается, все рыбы делятся на группы, в зависимости от того, где они обитают – в море или реке. I группа – рыбы, живущие в реке – речные.
– Догадайтесь, как называется вторая группа? (Слайд 6)

Учитель демонстрирует презентацию, комментирует слайды презентации. (Слайды 7-18)

Учитель формулирует задание, создает эмоциональный настрой, осуществляет индивидуальный контроль за выполнением задания; организует коллективную проверку по эталону.

– Я буду читать загадки, вы должны их отгадать и найти силуэты загаданных рыб в тетради (Приложение 3).
– Кружок рядом с силуэтом рыбы необходимо раскрасить определенным цветом: зеленым – если рыба речная, синим – морская. (Слайды 20-25)

Учитель поясняет задание, осуществляет контроль.

Следующий вопрос по плану – строение рыб.
Давайте вспомним, как нужно стараться открывать новые знания?
– Вот и на этот вопрос вы попробуете найти ответ сами, работая в группах.
– Напомните правила поведения в группе.

Задание: соедините стрелочками названия частей рыбы с изображением. (Приложение 4) (Слайд 26)

Учитель организует коллективную проверку по эталону.

Проверяем выполненную вами работу. (Представитель одной из групп отвечает возле доски). Сверим ваш ответ с эталоном. (Слайд 27)
– С помощью плавников и хвоста рыба передвигается в воде (спинной плавник – не дает опрокинуться; грудной и брюшной – работают как рули – с их помощью рыба поворачивает влево, вправо, погружается, всплывает. Хвост – толкает рыбу вперед).
– Рыбы тоже не могут жить без кислорода. Большинство рыб получают его с помощью жабр.

Физкультминутка (Слайд 28, Приложение 6)

Учтель проводит беседу, задает вопросы по теме урока.

– Ребята, мудрая черепаха подготовила для вас еще 2 вопроса по данной теме:
– Значение рыб
– Охрана рыб
– Что вы можете рассказать о значении рыб? (Очищают воду; являются пищей для людей, животных, птиц; для красоты (аквариум).
– Подводный мир очень красив, он всегда манит к себе людей – для этого они опускаются глубоко под толщу воды. (Слайд 38)
– Как называют этих людей? (Водолазы)
– Но не все имеют возможность опуститься на дно реки, моря. Поэтому в некоторых городах есть специальные огромные аквариумы – океанариумы. (Слайды 39-42)
– Там люди могут познакомиться с обитателями морей.
– В домашних условиях люди заводят рыбок в меньших по размеру аквариумах. (Слайд 43)
– В природе рыбы сами о себе заботятся, добывают пищу. За аквариумными рыбками необходимо ухаживать.
– А как правильно? Откуда можно узнать? (Из энциклопедии).
– Почему в природе необходимо охранять рыб? (Из-за того, что многие водоёмы сильно загрязнены, рыбу в больших объёмах вылавливают браконьеры.)
– Необходимо не только охранять рыбу, но и заботиться о ней. Некоторые разновидности рыб занесены в Красную книгу – это вымирающие виды. (Слайд 44)
Запрещено хищническое истребление(уничтожение) рыб с помощью сетей, взрывчатых, ядовитых вещей. (Слайды 45-46)
Для того чтобы помочь возродиться вымирающим видам рыб, в специальных рыбных хозяйствах (заповедниках) разводят искусственно рыб. Также в рыбных хозяйствах рыбу искусственно разводят для питания людей. (Слайд 47)

V. Итоги урока. Рефлексия

Учитель проводит беседу по вопросам.

– Кто такие рыбы? Назовите основной признак рыб. Приведите примеры рыб.
– Давайте вернёмся к плану нашего урока и ответим на все поставленные вопросы.
– Что нового узнали на уроке? Чего достигли?

Источник

Adblock
detector