Урок Природа и общество план конспект урока по географии 7 класс на тему

Конспект урока по обществознанию с презентацией, 10 класс. Тема: Общество и природа

Слайд 10.
– Ребята, посмотрите на экран. Как называется новая тема нашего урока? Что вы видите на иллюстрации? О чем на ваш взгляд пойдет речь?
Слайд 11. На какие вопросы мы с вами должны сегодня ответить?
4 этап. Изложение нового материала.
Слайд 12. Как вы считаете, есть ли взаимосвязь общества и природы? Почему?
Слайд 13. На слайде показано взаимодействие общества и природы. Что такое природа в узком смысле этого слова? А в широком смысле слова? Докажите, что общество неразрывно связано с природой.
Слайд 14. Что такое общество? Как вы понимаете «Общество – обособившаяся часть материального мира»?
Слайд 15. В чем суть обособленности общества от природы?
Слайд 16. Какие элементы выделяются в обществе как структурно-организованной системе?
Слайд 17. Почему общество выступает в качестве создателя культуры?
Слайды 18, 19. Каким образом природа оказывает влияние на общество? Приведите свои примеры.
Слайд 20. На этом слайде обозначен следующий вопрос, касающийся значения техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной.
Слайд 21. Что значит определение «Техногенные революции»?
Слайд 22 . Назовите основные характеристики аграрной революции.
Слайд 23 . Что характерно для индустриальной революции?
Слайд 24. Когда произошла информационная революция? В чем она заключается? Приведите примеры.
Слайд 25. Ребята, давайте рассмотрим с вами следующий вопрос о противоречивости воздействия людей на природную среду.
Слайд 26, 27. Какие проблемы современности называются глобальными?
Слайды 28-31. Приведите примеры экологической проблемы. Чем она опасна?
Слайд 32-33. Почему угроза термоядерной войны является глобальной проблемой современности?
Слайд 34-35. В чем суть демографической проблемы?
Слайд 36-37. Негативное влияние деятельности человека на окружающую среду сказывается на его собственном здоровье. Какими заболеваниями могут заболеть люди под влиянием факторов окружающей среды?
Слайд 38-41. Думаю, вы со мной согласитесь, что глобальные проблемы должны решаться. Каковы же пути их решения? Обоснуйте.
Физкультминутка.
5 этап. Обобщение и систематизация знаний.
– Ребята, предлагаю в качестве обобщения темы посмотреть видео «Глобальные проблемы современности» и по окончании просмотра высказать свое мнение.

6 этап. Закрепление изученного материала.
– А сейчас закрепим сегодняшнюю тему «Общество и природа».
Слайды 42-56. На экране предлагаются тестовые вопросы, содержащие 4 варианта ответов. Только 1 вариант ответа верный. Внимательно прочтите вопрос и устно отвечаем.
7 этап. Подведение итогов. Задание на дом.
– Прочитать материал учебника Л.Н. Боголюбова «Обществознание. 10 класс», § 1 (с. 11-12, 16).
– Подготовить мини-исследование: «Я и природа» (презентация, устный ответ, фото, видео).
Дополнительная информация к уроку.
Взаимоотношения природы и общества – одна из актуальных проблем гуманитарного знания. В широком смысле слова под природой понимается все сущее, а в узком смысле слова природа – это то, что породило и окружает человека, служит для него объектом познания. Природа является естественным условием существования людей.
Общество, в свою очередь, – это обособившаяся от природы часть мира. Общество как система сосуществует с природой, использует природные факторы, ресурсы и условия, изменяет их в соответствии со своими потребностями. Общественная жизнь – это исторический результат складывающихся между людьми отношений в результате длительного пути эволюции природы. При этом общество характеризуется специфической системной организацией, отличающей его от других природных образований.
Характеризуя общество как обособленную от природы часть мира, важно осознавать, что суть обособленности общества от природы состоит в следующем:
1. В центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа существует и развивается по своим собственным, не зависящим от человека и общества законам.
2. Общество подчиняется как общим с природой законам, так и своим собственным, которые зависят от сознания и воли людей.
3. Общество – структурно-организованная система. В нем присутствуют различные формы общественных отношений, развита социальная структура, налажено материальное и духовное производство, действуют социальные и политические организации и институты.
4. Общество выступает в качестве творца, преобразователя и создателя культуры.
Однако, говоря об обособлении общества от природы, мы имеем в виду его качественную специфику, но не оторванность от природы и процессов ее естественного развития.
Общество как социальный организм взаимодействует с окружающей его средой так же, как и любой другой. Основой этого взаимодействия является обмен веществ с природной средой, потребление природных продуктов, воздействие на природу. Природа оказывает влияние и воздействует на общество. Природа создает благоприятные или неблагоприятные условия для его развития. Так, великие цивилизации древности (Вавилон, Египет, Индия, Китай) возникали в устьях рек или в плодоносных долинах. Благоприятные природные условия давали толчок бурному развитию той или иной цивилизации. Ландшафтные и климатические условия способствовали развитию торговли, мореплавания, межкультурных связей. В то же время, природная среда и природные катаклизмы могли не только тормозить развитие общества, но и стать причиной его гибели. Цунами, землетрясения, извержение вулканов, наводнения приводили в древности к исчезновению с лица земли целых племен и народов.
Общество неотделимо от природы. Человек, а значит и общество, вышли из природы, они ее продолжение, ее часть. Но это часть особенная, она представляет собой вторую, искусственно созданную природу. Природа была и остается тем фундаментом, на котором основывается общество.

2. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной
Общество, как обособившаяся часть природы, и сама природа органически взаимосвязаны. Природа и общество находятся во взаимодействии и взаимовлияют друг на друга. Природная среда, географические и климатические условия оказывают значительное воздействие на жизнь людей, обусловливают во многом разнообразие обществ, особенности развития этносов, народностей, наций. В то же время сама природа испытывает на себе «организующую» силу общества. Человек по своему усмотрению «окультуривает» природу, искусственно «упорядочивая» ее. И вопрос здесь заключается в мере этого воздействия.
Качественные изменения во взаимодействии человеческого общества с природой получили название техногенных революций. Каждая такая революция, порожденная развитием человеческой деятельности, приводила к изменению роли человека в природе. Первой из подобных революций стала аграрная революция. Ее результатом стало зарождение производящего хозяйства, формирование новых видов хозяйственной деятельности людей – скотоводства и земледелия. С переходом от присваивающего хозяйства к производящему человек смог сам обеспечивать себя продуктами питания. Следом за земледелием и скотоводством возникают ремесла, развивается торговля.
Следующей техногенной революцией была промышленная (индустриальная) революция. Ее начало приходится на век Просвещения. Суть промышленной революции заключается в переходе от ручного труда к машинному, в развитии крупной фабричной промышленности, когда машины и оборудование постепенно заменяют на производстве ряд функций человека. Индустриальная революция способствовала росту и развитию крупных городов – мегаполисов, развитию новых видов транспорта и связи, упрощению контактов между жителями разных стран и континентов.
Свидетелями третьей техногенной революции стали люди, жившие в XX веке. Это постиндустриальная, или информационная, революция, связанная с появлением «умных машин» – компьютеров, развитием микропроцессорных технологий, электронных средств связи. В обиход прочно вошло понятие «компьютеризация» – массовое применение компьютеров на производстве и в быту. Появилась всемирная сеть Интернет, открывшая огромные возможности для поиска и получения любой информации. Новые технологии существенно облегчили труд миллионов людей, привели к росту производительности труда. Для природы последствия этой революции сложны и противоречивы.
Противоречивость воздействия людей на природную среду
Взаимоотношения природы и общества нельзя рассматривать вне противоречий, неизбежно возникающих и существующих между ними. История совместного существования человека и природы представляет собой единство двух тенденций. Во-первых, с развитием общества и его производительных сил постоянно и стремительно расширяется господство человека над природой. Сегодня это проявляется уже в планетарном масштабе. Во-вторых, постоянно углубляются противоречия, дисгармония между человеком и природой.
Отрицательным как для природы, так и для общества становится бесцеремонное вмешательство человека в окружающую среду в наши дни, ибо последствия его из-за высокого уровня развития производительных сил зачастую носят уже глобальный характер и порождают глобальные экологические проблемы.
Термин «глобализация» происходит от латинского слова «глобус», т.е. Земля, земной шар, и означает общепланетарный характер тех или иных явлений и процессов. Глобальные проблемы человечества – это такие проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всех народов планеты. В значительной степени эти проблемы представляют угрозу для выживания планеты Земля, для сохранения ее биосферы, а поэтому требуют неотложного решения усилиями народов всех стран. К глобальным проблемам человечества относятся следующие проблемы:
1. Экологическая проблема – разлад системы взаимодействия с природой, исчерпаемость природных ресурсов, необратимые изменения в среде обитания.
2. Угроза термоядерной войны – гонка вооружений, загрязнения, вызванные испытаниями ядерного оружия, генетические последствия этих испытаний, неуправляемое развитие ядерных технологий.
3. Демографическая проблема – неравномерный и неуправляемый рост населения в развивающихся странах, при одновременном уменьшении населения в развитых странах.
4. Кризис условий выживания человека – истощение продовольственных ресурсов, энергии, питьевой (пресной) воды, чистого воздуха, запасов минеральных веществ.
Размышляя о причинах появления глобальных проблем, ученые указывают, прежде всего, на возникшую всемирную общность и интенсивность взаимодействия людей, целостность современного мира, которую обеспечивают, в первую очередь, глубинные экономические связи, усилившиеся политические, культурные контакты, новейшие средства массовой коммуникации. В условиях, когда планета становится единым домом человечества, многие противоречия, конфликты, проблемы могут перерасти локальные рамки и приобрести глобальный, общемировой характер. Но дело не только в этом. Активная, преобразующая деятельность человека по всей своей мощи и последствиям (как созидательным, так и разрушительным) не только сопоставима, но и превосходит самые грозные силы природы. Вызвав к жизни могучие производительные силы, человечество не всегда может поставить их под свой разумный контроль. Уровень общественной организации, политическое мышление и экологическое сознание, духовно-нравственные ориентации еще весьма далеки от требований современной эпохи. Глобальные проблемы современности поставили перед человечеством задачу поиска новых путей развития, перестройки своих отношений с окружающей средой. Этими проблемами занимаются как на национальном уровне, так и в рамках крупных международных исследовательских центров. Однако уже на данном этапе можно сделать следующие выводы:
1. решение глобальных проблем требует усилий всех стран мира;
1. необходимо изменить курс развития современной техногенной цивилизации, переориентировать людей с мирских, утилитарных ценностей на ценности духовные;
2. следует ограничить производство и потребление, целью человека должно стать духовное самосовершенствование.
Из этого следует, что необходимо совершить коренной поворот в развитии современных обществ. Большинство мыслителей сходятся на том, что глобальные проблемы человечества – это не чисто экономические, политические или научные явления, а, прежде всего, это – проблемы духовно-нравственные. И их решение возможно лишь на пути внутреннего преображения человечества, изменения социальных и нравственных установок личности и общества.
Влияние окружающей среды на здоровье человека.
Негативное влияние деятельности человека на окружающую среду негативно сказывается на его собственном здоровье. Согласно современной статистике, более 80 % заболеваний связано с тем, чем мы дышим, какую пьем воду и по какой почве ходим.
Патологические состояния, появившиеся под влиянием факторов среды:
1. отравления
2. аллергические реакции
3. онкологические заболевания
4. наследственные заболевания
5. врожденные аномалии.
Способы защиты природы:
1) нужно сделать наше производство и земледелие безвредными. Необходимо прекратить засорять землю и воздух, остановить ядовитые стоки; не устраивать свалки, а перерабатывать мусор.
2) Сохранять естественную природу. Создавать национальные парки, строить заказники, обустраивать заповедники.
3) Создать безопасные условия для собственного существования. А для этого нужно полностью изменить мировоззрение людей, привить им экологическую культуру, которая невозможна без культуры общей. Экологическое обучение и воспитание в обществе должны быть поставлены на государственный уровень и проводиться с раннего детства.
С большим трудом, совершая мучительные ошибки, человечество постепенно все больше начинает осознавать необходимость перехода от потребительского отношения к природе к гармонии с ней.

Источник

Урок обществознания "Человек, общество, природа". 8-й класс

2. Рассмотреть связь человека и природы, взаимодействие человеческого общества и природы.

3. Развитие у детей логики, мышления.

1. Организационный момент. Приветствие учащихся.

2. Определяем основной вопрос урока. Чтение проблемной ситуации.

“Коля вставай быстрее! — торопила мама. А то опять в школу опоздаешь. И не вздумай снова задирать мальчика из параллельного класса. Узнаю, еще раз, что ты у него мяч отобрал, устрою тебе “сладкую жизнь”. Как тебе не стыдно.

— Начинается…. с добрым утром! Проворчал Коля — Вот для чего это все выдумано? “стыдно”, “опоздаешь”… Вот волк в лесу захотел спать – спит, захотел есть – поймал какого-нибудь суслика и съел. Будет его за это кто-то упрекать?

— Волка не будет – он зверь, живет по инстинктам, по законам природы, но ты человек.

— А я тоже часть природы! Вот мы не соблюдаем ее законы и пожалуйста — реки грязные, леса исчезают, погода портится. Жили бы все как положено, по законам природы делали бы чего хочется, так нет же, напридумывали всяких правил”.

Вопросы: Чем отличаются мнения мамы и сына? Какой вопрос можно задать на основании их спора? Почему человек не живет по законам природы?

Определение целей урока.

3. Открываем новые знания.

В отличие от других живых существ, человек создал вокруг себя особую среду существования — общество. А что такое общество? (Ответы обучающихся).

Общество – это не просто множество людей. Это целостная система связей и отношений между людьми. Какие это связи и отношения? Что такое система?

Связывают людей друг с другом общие интересы и общая деятельность в разных сферах жизни. Эти связи пронизывают всю нашу жизнь и делают каждого человека частью общественной системы, т.е. объединения, при котором каждый человек зависит от всех остальных, выполняет определенную функцию и может полноценно существовать только как часть этого объединения. Отношения, в которые вступают друг с другом люди в обществе, бывают самые разные: поддержка, соперничество, игнорирование… Целостность общества поддерживается, несмотря на внутренние конфликты и противоречия между людьми. Жизнь человека вне общества невозможна. Почему? Только общество способно передать новорожденному человеку тот культурный опыт, который делает его человеком – разумным существом, способным и желающим общаться, совместно с другими добывать средства для жизни, радоваться и творить.

Человек и природа (вопросы на экране).

Как связаны между собой природа и общество? Меняется ли общество под воздействием природы, а природа под воздействием общества?

Природа – это среда существования общества. Природа – огромная кладовая тех ресурсов, которые необходимы человеку в производственной деятельности и в повседневной жизни. Реки, лес, руда… – активно используется людьми. Откажется сейчас человек от их использования?

Таким образом, природа служит естественной основой жизнедеятельности человеческого общества.

Второе определение природа – биосфера (на экране). Биосфера – земная оболочка, охваченная жизнью (запись определения в тетрадь). Только в отличие от животных и растений человека отделяет от природной среды, созданная им общественная среда: дом, одежда, инструменты, техника, книги…– все то, что создано человеческим трудом и существует благодаря системе связей и отношений между людьми. С другой стороны, чтобы создать вокруг себя “оболочку культуры” люди берут исходные материалы, энергию из природы. Природа служит источником вдохновения для художников и поэтов, способна благотворно воздействовать на здоровье человека, его настроение. Однако и человек использует для своих нужд реки, лес. постепенно изменяя облик Земли. Порой человек использует ресурсы нерационально, загрязняет окружающую среду.

4. Подводим итоги (ответы учащихся).

У человека две среды обитания – природа и встроенное в нее – общество, т.е. систма связей и отношений между людьми. Усилиями людей общество постоянно развивается во взаимодействии с природой, обеспечивая нас всем необходимым для жизни (схема на экране).

5. Решаем задания (на экране высказывания).

Выбери одно из высказываний и ответь на вопрос: “Что хотел сказать этими словами мыслитель? Согласен ли ты с ними?”

“Культура – есть вторая природа” (Гегель).

“Наша земля — это большая проселочная дорога, а мы, люди, – путники” (Генрих Гейне).

“В обществе каждый человек-камешек в мозаичном узоре” (Никола Себастиан Шамфор).

“Если человек зависит от природы, то и она от него зависит: она его сделала – он ее переделывает” (Анатоль Франс).

6. Групповая работа.

Решаем жизненные задачи (класс делится на 6 групп, задание на экране).

В школе создается экологическое общество. Разработайте план работы на год, цели, задачи.

Источник



Урок Природа и общество
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Наумова Ольга Сергеевна

Сформировать представление обучающихся о взаимоотношениях природы и человечества, о влиянии хозяйственной деятельности людей на геосферу, научить различать понятия «природные условия» и «природные ресурсы».

Скачать:

Вложение Размер
urok_priroda_i_obshchestvo.docx 33.81 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока «Природа и общество»

Природа и общество

Наумова Ольга Сергеевна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Пузско-Слободская общеобразовательная школа

Урок усвоения новых знаний обучающимися

Сформировать представление обучающихся о взаимоотношениях природы и человечества, о влиянии хозяйственной деятельности людей на геосферу, научить различать понятия «природные условия» и «природные ресурсы».

Образовательный аспект цели урока:

— обучающийся знает что такое географическая среда, природные условия, природные ресурсы, стихийные природные явления, экологические проблемы;

— обучающийся умеет применять в стандартных ситуациях знания о стихийных природных явлениях, способах поведения в этих ситуациях;

— обучающийся понимает как влияют природные условия на жизнь и хозяйственную деятельность людей.

Развивающий аспект цели урока:

— развитие речи, словарного запаса обучающихся;

— развивать память, внимание, воображение, умение анализировать, творческие способности детей;

— продолжить развивать навыки работы с различными источниками географической информации.

Воспитательный аспект цели урока:

— формирование эмоционально-ценностного отношения к учебной деятельности, к предмету;

— позитивное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.

Необходимое оборудование и материалы

Компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация «Природа и общество», учебник: Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, «География 7 класс», Москва «Русское слово», 2011 год, физическая карта мира, картины природы, таблица «Природные ресурсы».

Подробный конспект урока

1этап. Постановка общей дидактической цели (познавательной задачи), создание у школьников положительной мотивации к ее решению, принятие задачи учащимися.

— Ребята, в этом году вы изучали общие особенности природы планеты Земля, познакомились с материками, океанами, узнали о некоторых законах природы и особенностях окружающего нас мира.

— Скажите, какое самое главное отличие нашей планеты от других планет Солнечной системы?

— Конечно, это наличие жизни!

-Какую роль в природе имеет человек? (Люди все необходимое для жизни берут из природы, преобразуют и изменяют ее).

Большой вклад в изучение взаимоотношений природы и общества внесли русские ученые Н.И. Вавилов и В.И.Вернадский.

— Человек самая молодая часть природы. Если все время существования нашей планеты принять за один год, то человек появился на свет в последние секунды 31 декабря. Но при этом роль его хозяйственной деятельности в формировании облика природы очень велика. Однако не всегда это было так. Между человеческим обществом и природой существуют сложные взаимоотношения, которые в течение времени изменялись и развивались.

— Как проявлялось влияние человека на природу в древности?

— В настоящее время как возросло влияние людей на природу?

Учащиеся приводят примеры (Собирательство-земледелие – расширение пашни – орошение –применение удобрений и др.)

Сейчас все оболочки планеты подвержены влиянию хозяйственной деятельности. Как правило, эта хозяйственная деятельность не идет на пользу природе, ее красоте, разнообразию, то есть имеет отрицательные последствия.

Постановка учебной задачи

— Сегодня нам с вами надо разобраться могут ли люди жить так, чтобы сохранить природу, уменьшить свое влияние на природу.

-Давайте посмотрим, как проявляются взаимоотношения природы и человечества, каковы последствия этого взаимодействия.

  1. Операционно-познавательная часть.

2 этап. Предъявление нового фрагмента учебного материала и создание условий для его осознанного восприятия и первичного усвоения.

3 этап. Организация и самоорганизация учащихся в ходе осмысления и дальнейшего усвоения учебного материала до требуемого и возможного в данном цикле уровня.

  1. Рефлексивно- оценочная часть.

4 этап. Организация обратной связи, контроль за усвоением содержания учебного материала и самоконтроль.

— Часть природы, которая окружает человека, называется окружающей средой. Учитель показывает схему:

1.Рассмотрим влияние природной среды на человека.

— Что мы называем природными условиями?

Учащиеся выдвигают свои версии, затем совместно с учителем даем определение.

Природные условия – это те свойства и особенности природы, которые непосредственно влияют на расселение, жизнь и здоровье людей.

— Природные условия характеризуются прежде всего климатом и рельефом, от них зависят почвы, характер растительности, увлажнение и др. Учащиеся читают учебник стр. 224-225 и заполняют схему:

(приморские или (высота более 2000м,

речные равнины, очень низкие и очень

умеренный и высокие температуры,

субтропический полярные ночи,

климаты) недостаток кислорода)

— Природные условия влияют на образ жизни и хозяйственную деятельность людей.

Учащиеся заполняют таблицу:

— Большие трудности в жизни людей создают стихийные природные явления.

Учащиеся вместе с учителем дают определение стихийным природным явлениям (читают стр. 225 учебника и делают запись), приводят примеры.

Учитель: главный способ защиты от стихийных бедствий – предупреждение о возможности возникновения.

2.А теперь поговорим о влиянии человека на природу.

— Все богатства природы, которые используются в хозяйственной деятельности, называются природными ресурсами.

— Какие виды природных ресурсов вам знакомы?

Задание: заполнить таблицу

Виды природных ресурсов

Для чего используются

Влиянием хозяйственной деятельности на природу занимается наука – геоэкология. Это наука о нашем общем доме, в котором должно достойно жить современное поколение и в котором нужно сохранить все необходимое для жизни будущих жителей планеты.

Ухудшение природной среды в результате хозяйственной деятельности человека стало причиной появления экологических проблем, главной из них является загрязнение окружающей среды.

— Учащиеся приводят примеры отрицательного воздействия хозяйственной деятельности на географические оболочки:

— Ребята, вы изучили природу материков нашей планеты, сейчас вам необходимо вспомнить, какие экологические проблемы особенно актуальны на разных материках и предложить пути их решения.

Учитель распределяет задание по группам, учащиеся заполняют таблицу, обмениваются информацией.

Предложенные варианты обсуждаются, подводятся итоги, выставляются оценки.

5 этап. Подготовка учащихся к работе вне школы.

Параграф 58 изучить, подготовить сообщения:

  1. В.И. Вернадский – создатель учения о биосфере.
  2. Изучение центров происхождения культурных растений Н.И. Вавиловым.

Использованные источники и литература

В помощь учителю:

Учебник «География 7 класс», авторы Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Москва «Русское слово», 2011 год.

Презентация «Природа и общество».

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить.

Подготовленная презентация выстроена логически четко, сопровождает каждый этап урока (закрепление, объяснение нового материала, практическая деятельность учащихся, релаксация), содержит материал по актуализации знаний учащихся о взаимодействии природы и человека, о влиянии хозяйственной деятельности людей на географическую оболочку. Презентация направлена на развитие познавательной активности учащихся. Используя яркие моменты объяснения, ребенок легко может применить приобретенные знания на практике. В презентации подобран материал с использованием таблиц, схем, диаграмм, рисунков, есть практические задания и ответы по которым можно сверить полученные результаты.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим.

Изучив тему «Природа и общество», учащиеся смогут перейти к теме «Природные комплексы своей местности» и сделать практическую работу «Выявление взаимосвязей между компонентами природного комплекса (работа на местности).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к вводному уроку в 5 классе по учебнику А.И.Кравченко.Данная презентация позволяет на первом уроке нового для пятиклассников курса заинтересовать их, увлечь и нацелить на.

Презентация к вводному уроку в 5 классе по учебнику А.И.Кравченко.Данная презентация позволяет на первом уроке нового для пятиклассников курса заинтересовать их, увлечь и нацелить на.

Открытый урок географии. 8 класс. Взаимодействие природы и общества.

Антропогенное загрязнение окружающей среды: причины и последствия; углубление и расширение знаний по экологическому состоянию нашей планеты, охране природы и рациональному природопользованию;Главные и.

Статья «Информационно-коммуникативные технологии как инструмент представления и изучения различных процессов в природе и обществе»

Задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития одаренных детей, приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями психолого-педагогической науки и практики. .

Взаимосвязь науки, природы и общества через проявление закона философии «Закон перехода количественных изменений в качественные» в решении задач начертательной геометрии.

В этой статье даётся понятие основных положений Закона, приложение его к жизненным ситуациям, и рассматриваются все понятия Закона в решениях задач начертательной геометрии, что ялвяется мотивацией уч.

Мультимедийное сопровождение урока информатики 10 класса.

Конспект урока по теме «Взаимодействие природы и общества»

Конспект урока по обществознанию по теме «Взаимодействие природы и общества» для 8 класса по учебнику А.И Кравченко с презентацией.

Источник

Общество и природа

Существовали и существуют сейчас разные точки зрения по поводу взаимоотношений общества и природы.

Человек и природа составляют единое целое, считали древние греки. Природа совершенна, потому что гармонична. Если люди не хотят превратить свою существование в полный хаос, они должны стараться жить в согласии, гармонии с природой. Такое же отношение к проблеме было характерно и для многих восточных религиозных и философских систем.

Всё сотворено Богом: свет и тьма, небесные светила, вода и суша, животные и люди. Но только человек получил частичку Божественного разума — способность к творчеству. Он обладает душой, и поэтому возвышается над природой. Всё природное, не освещённое Божественным началом, греховно. Природу, в том числе и собственную телесную оболочку, нужно обуздать, подчинить своей воле. Такие идеи были широко распространены в средневековье. По крайней мере, в христианской Европе.

И в Новое время в западном мире природа зачастую воспринималась как косная, инертная сила. Человек должен был покорить её. Установлению господства над природой должна была помочь наука. Как раз в это время начинается революция в естествознании. Люди всё глубже приникают в тайны природы, познают законы, по которым она развивается. И учатся использовать это знания для собственных прагматических целей. Человек стал независимым от природы! Некоторым так и казалось.

В широком смысле слова природа — это весь материальный мир, вся Вселенная. Включая и человеческое общество. Но сегодня мы будем иметь в виду другое, более узкое определение. Природа — естественная среда обитания человека. Те условия, которое общество использует для своего существования. Условия, не созданные им, существующие объективно, независимо от человека. Имеется в виду поверхность Земли и богатства её недр, вода, климат и так далее. А то что создано людьми — культура. Её часто называют «второй природой». Ведь это тоже среда обитания человека.

Природа нашей планеты гораздо старше общества. Её история измеряется миллиардами лет. Ну, а история человечества насчитывает, максимум, несколько миллионов лет. Причём значительную часть этого времени общество находилось в первобытном, неорганизованном состоянии.

Человек — одно из ответвлений эволюции. Он не мог, да и сейчас не может, развиваться вне определённой среды. Причём среды достаточно уникальной по своим свойствам. В различных звёздных системах астрономы обнаружили достаточно много планет. Но ни на одной из них не нашли такой совокупности условий, которые могли бы привести к возникновению жизни. Вселенная бесконечна. Вероятно, где-то такие планеты существуют. И человечество когда-нибудь встретит братьев по разуму. А может быть, и не встретит.

Но что же такого уникального в природных условиях Земли? Судите сами. Нам повезло в следующем.

Солнце — звезда среднего класса. И это для нас просто замечательно. Жизнь вокруг слишком «горячих» или слишком «холодных» звёзд невозможна. Земля находится на оптимальном расстоянии от своего светила — приблизительно сто пятьдесят миллионов километров. Каких-нибудь десять миллионов километров ближе к Солнцу — и поверхность планеты была бы выжженной пустыней. Настолько же дальше — и всё покрыто льдом.

Если бы размеры Земли были такими же, как у Меркурия или Плутона, её притяжение было бы слишком маленьким, чтобы удержать атмосферу. А если бы она «доросла» до размеров Юпитера или Сатурна, то вокруг неё была бы не атмосфера, а плотная оболочка, под которой никакая жизнь не смогла бы существовать.

А наша атмосфера — это просто чудо! Она защищает жизнь на планете от убийственного влияния космоса, от солнечной радиации. Атмосфера позволяет поддерживать относительное температурное равновесие. Конечно, разница между самыми жаркими и самыми холодными местами на планете колоссальна. Самая высокая температура за всю историю наблюдений была в пустыне Лут, в Иране в 2005 году – 70,7 градуса Цельсия. Рекорд с противоположным знаком был зафиксирован в 2013 году на ледяном куполе Фудзи в восточной части Земли Королевы Мод в Антарктиде: -91,2 градуса. Но, во-первых, эти места находятся очень далеко друг от друга, в каждом конкретном районе разбежки не такие большие. А во-вторых, что вы скажете о Меркурии, например? Там перепад температур из-за отсутствия атмосферы составляет 600 градусов Цельсия: от + 427 до -173.

И потом, земная атмосфера почти на 80% состоит из азота. А он входит в состав практически всех живых организмов. В воздухе содержится около 20% кислорода. Это позволяет нам свободно дышать. Соединяясь с водородом, кислород образует воду — абсолютно обязательно обязательное для жизни природное вещество. Она является составной частью растительных и животных организмов. Мы с вами на 80% состоим из воды. В Мировом океане, в пресных водоёмах обитает множество рыб, других живых организмов. По самой распространённой версии, органическая жизнь зародилась именно в воде. И только потом вышла на сушу. Океан — колыбель всего живого, а значит, и человека.

Литосфера — верхняя твёрдая оболочка земного шара создаёт твёрдую основу поверхности. Отделяет нас от расплавленной магмы. В ней содержатся полезные ископаемые. А верхняя часть литосферы — почва. Особый органический слой, который создаёт необходимые условия для жизни растений.

Сфера существования живых организмов — биосфера. Она включает в себя верхнюю часть литосферы. Гидросферу. Нижние слои атмосферы. Приблизительно до 10 километров в высоту. Приспосабливаясь к различным условиям существования, на Земле живут около 500 тысяч видов растений и полутора миллионов животных. И только человек приспосабливается к особенностям природных условий, не изменяясь сам. Он создаёт искусственную среду обитания.

Влияет ли природное окружение на развитие человеческого общества. Безусловно!

Серьёзные изменения климата могут сделать невозможным дальнейшее проживание людей на той или иной территории. Или наоборот, возможным. После окончания ледниковой эпохи и начала глобального потепления человек освоил широкие просторы Центральной и Северной Европы, Северной Азии и Америки. А оттуда, где начались засухи и опустынивание — например, район теперешней Сахары — пришлось уйти. Губительное воздействие на развитие могут оказать стихийные бедствия: землетрясения, извержения вулканов. А если речь идёт о катаклизме космического масштаба, например, о падении на Землю крупного астероида, то под вопросом окажется существование всей человеческой цивилизации.

Природные условия определяют направление хозяйственной деятельности людей. Что станет основой их экономики? Земледелие, кочевое скотоводство, морские промыслы? Переход земледельцев к оседлому образу жизни подтолкнул развитие ремесла, торговли, городов. Благоприятный климат позволял выращивать несколько урожаев в год, получать излишки продукции. А это первый шаг к развитию имущественного неравенства, расслоению общества и появлению необходимости в государстве. Как особой системы управления, основанной на принудительной силе. Не случайно, первые цивилизации возникли в странах с тёплым климатом.

Можно проследить и зависимость формы политического устройства от природного окружения. Хотя она и не так очевидна. Первые государства везде были небольшими по размеру. Это логично. Они возникали на базе племенного объединения, жившего некоей ограниченной территории. Но в тех регионах, где развивалось ирригационное земледелие, очень рано возникли крупные централизованные государства. Древний Египет, Месопотамия, цивилизация долины Инда. Многие историки объясняют это необходимостью объединения усилий для поддержания в порядке оросительной системы. Каналов, плотин, дамб. Нужна была сильная, даже жёсткая власть. Чтобы организовать совместный труд, заставить действовать не только в личных, но и общественных, общегосударственных интересах. У правителей сосредотачивались такие полномочия, которые превращали их в деспотов. Их власть поддерживалась и авторитетом религии. На протяжении длительного времени — это был самый сильный авторитет.

А там, где природные условия позволяли вполне успешно вести хозяйство в рамках небольших коллективов, такие централизованные государства сложились достаточно поздно. Вспомним Грецию с её многочисленными полисами — городами-государствами. Их объединил под своей властью лишь Филипп Македонский. И система управления сложилась совсем другая. Были, разумеется, и здесь свои цари и тираны. И всё же преобладала не деспотия, а демократия. В своеобразной, непривычной для нас форме, но демократия.

Вероятно, развитие человеческого общества связано и с более глобальными физическими процессами. Теми, которые протекают в звёздных глубинах. Советский учёный, биофизик Александр Леонидович Чижевский доказывал, что на развитие биосферы, в том числе и социально-исторические процессы влияют циклы солнечной активности.

Годы солнечных бурь вызывают повышенное радиоактивное излучение. Психика людей находится в возбуждённом состоянии. Личные и общественные проблемы они склонны решать силовыми методами. А в период спокойного Солнца приходят годы мира и освобождения человечества от безграничных ужасов и страхов. В качестве примера можно привести некоторые факты. Пики солнечной активности приходились на 1848 год, 1917 — 1918, 1938 — 1939, 1990 — 1991 годы. Вспомните, какие исторические события приходятся как раз на это время.

Но, разумеется, было бы слишком просто все события человеческой истории объяснить исключительно влиянием климата или явлений космического масштаба. Действия людей определяются их личной волей, особенностями конкретного общества. Так, например, уровень рождаемости зависит не столько от естественной способности к деторождению, сколько от иных, чисто социальных факторов. Уровень экономического развития страны, занятость женщин в общественном производстве, их образование. Развитие медицины, религиозные традиции и многое другое.

К тому же постоянно растёт воздействие, направленное в обратную сторону. Человеческого общества на природу. Люди проводят воду в засушливые районы. Осушают заболоченные территории. Высаживают деревья. Выводят новые сорта растений и породы скота. Ликвидируют природные очаги страшных болезней.

Но чаще мы вспоминаем о неблагоприятных последствиях этого влияния. Истощение запасов природных ресурсов. Вырубка лесов. Загрязнение атмосферы, почвы, воды. Уничтожение животного и растительного мира. Влияние, хотя ещё и не совсем доказанное, на глобальные климатические процессы.

Мощному воздействию научно-технического прогресса повергается и сам человек. На протяжении последних 30 тысяч лет он практически не изменился как биологический вид. Но серьёзно изменились условия его существования. Мы живём в мире, перенасыщенном информацией. Она буквально обрушивается ни нас из СМИ, интернета. Причём зачастую информация носит не нейтральный характер. Она распространяется с целью оказать влияние на психику человека, манипулировать его сознанием. Мы всё больше зависим от компьютерных сетей и виртуальной реальности. Большинство людей живёт сейчас в городах-мегаполисах, подчиняется их бешеному ритму. Индивидуальность человека растворяется в толпе, он всё больше ощущает себя «винтиком», «песчинкой».

Попытка общества стать «над природой» обернулась серьёзными проблемами не только для природы, но и для самого общества. Человек забыл о том, что он может существовать лишь в особых уникальных природных условиях. Их глобальное изменение поставит жизнь под угрозу. И её может не спасти искусственная среда обитания. Будущее общества — в коэволюции. Параллельном, гармоничном развитии общества и природы. Задача человечества — разумно организовать своё взаимодействие с природой. Именно в этом заключается сущность концепции ноосферы — сферы разума.

Источник

Adblock
detector