Урок по теме quot Разнообразие распространение значение растений quot план конспект урока биология 6 класс по теме

Многообразие, распространение и значение растений

Вопрос 1. Что изучает ботаника?
Наука, изучающая растения, называется ботаникой (от греческого слова «ботанэ» — трава, зелень). Ботаника исследует жизнь растений, их внутреннее и внешнее строение, распространение растений на поверхности земного шара, взаимосвязь растений с окружающей природой и друг с другом.

Вопрос 2. Какое значение имеют растения в природе?
Растения обогащают воздух кислородом, необходимым для дыхания почти всех живых существ, и поглощают из воздуха углекислый газ. Растения служат пищей растительноядным животным, которыми, в свою очередь, питаются хищники.

Вопрос 3. Какое значение имеют растения в жизни человека?
Люди питаются растениями и продуктами их переработки, используют растения как сырье для приготовления лекарств, как строительный материал, как топливо. Из древесины делают бумагу, на которой печатают газеты, журналы, книги, школьные учебники. Растительное сырье широко используют в строительной, пищевой, химической, парфюмерной и многих других отраслях промышленности. Но кроме того, растения образуют окружающую нас среду, украшают нашу жизнь, приносят радость.

Вопрос 4. Почему нужно охранять растения?
Без растений жизнь на нашей планете невозможна. Растения обогащают воздух кислородом, необходимым для дыхания почти всех живых существ, и поглощают из воздуха углекислый газ, служат пищей для других живых организмов. Поэтому сохранить, а во многих регионах Земли уже воссоздать благоприятные для жизни растений природные условия — одна из главных задач человечества.

Источник

ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ

Ключевые слова конспекта: царство Растения, ботаника, общая характеристика, отличительные признаки царства, низшие и высшие растения, жизненные формы растений, органы растений, растение как целостная система.

Ботаника — наука о растениях, их строении, жизнедеятельности, распространении по земной поверхности, отношениях друг с другом и окружающей средой.

Общая характеристика

Растения — это эукариотические фотосинтезирующие автотрофные opганизмы. Царство Растения насчитывает около 500 тыс. видов. Растении являются продуцентами органических веществ и основным источником энергии для других живых организмов. Любые пищевые цепи начинаются с зеленых растений. Они же определяют характер биоценоза, защищают почву от эрозии.

Растении служат источником кислорода воздуха и оказывают значительное влияние на климат Земли. Человек использует около 1,5 тыс. видов культурных растений как пищевые, технические и лекарственные ресурсы. Продукты питания растительного происхождения обеспечивают организм человека белками, жирами, углеводами и витаминами.

ЦАРСТВО РАСТЕНИЙ

Растения вырабатывают фитогормоны (вещества, способные усиливать физиологические процессы) и фитонциды (вещества, способные угнетать рост микроорганизмов или убивать их).

Отличительные признаки Царства Растения:

  1. Автотрофный (фототрофный) тип питания. Встречаются также виды с миксотрофным (насекомоядные растения) и гетеротрофным (растении-паразиты) питанием.
  2. Специфические черты в организации растительной клетки: окружена клеточной стенкой, образованной целлюлозой; имеет пластиды: содержит крупные вакуоли: основным запасающим веществом является крахмал.
  3. Неподвижный, в основном прикрепленный, образ жизни. Поэтому растения не имеют костей, мышечной и нервной систем. Движения растений связаны с перемещением их частей тела: ростовые движения корней и стеблей, движение листьев в зависимости от времени суток и освещенности и др
  4. Рост возможен в течение всей жизни и осуществляется только в определенных участках тела. Тело большинства растений в той или иной степени ветвится.
  5. Чередование гаплоидной (гаметофит) и диплоидной (спорофит) фаз развития.
  6. Практически нет специальных экскреторных органов.
  7. Расселение происходит спорами и семенами, находящимися в состоянии покоя.

Перечисленные отличия растений от животных не являются абсолютными. Черты животной организации часто встречаются у низших растений, которые соответствуют ранним этапам эволюционною развития. Например, способность и к автотрофному, и к гетеротрофному питанию (эвглена зеленая). Более высоко организованные растения достаточно четко отличаются от животных.

высшие растения

Растения делят на низшие и высшие

У низших растений тело (слоевище, или таллом) не расчленено на ткани и органы. К ним относятся Красные водоросли (Багрянки), Настоящие водоросли и Лишайники. У высших растений тело разделено на органы (корень, стебель, лист), образованные дифференцированными тканями. К высшим растениям относятся Моховидные, Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные, Голосеменные и Покрытосеменные (Цветковые). Четыре первых отдела расселяются при помощи спор (споровые), два последних — при помощи семян (семейные).

Жизненные формы растений

жизненные формы растений

Органы растения

Органы растения — обособленные части растительного организма, выполняющие определенные функции:

  • Вегетативные (поддерживают жизнедеятельность)

Систематика растений

систематика растений

Организм растения как целостная система

Растение — целостная система, её отдельные составляющие (ткани и органы) взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Повреждение и нарушение структуры и функций одной части растения воздействует на все остальные. Если у древесного растения содрать кору (в которой располагается луб), то к корню перестанут поступать органические вещества из листьев. Лишённый питательных веществ корень погибнет и перестанет поставлять в листья воду и минеральные вещества, и вслед за этим наступит гибель всего растения. Однако и не столь значительные повреждения могут вызывать изменения всего организма растения.

Организм растения объединяют в единое целое системы регуляции:

  • электрофизиологическая — связана с передачей электрического импульса. Медленные изменения разности потенциалов между частями растения могут оказывать влияние на его физиологические процессы и рост;
  • гуморальная — осуществляется при помощи фитогормонов — веществ, вырабатываемых специализированными тканями растений и действующими в ничтожно малых количествах на процессы роста и развития. Фитогормоны переносятся по проводящей системе растения.

Растениям свойственна раздражимость — способность живых систем реагировать на внешние и внутренние факторы. Иногда она проявляется в виде двигательных реакций, обусловлённых характером их роста (ростовые движения).

Тропизмы — ростовая реакция, вызывающая изгибание растения в сторону внешнего стимула (положительный тропизм) или от него (отрицательный тропизм). Происходит вследствие ускоренного роста клеток на одной стороне стебля, корня или листа под воздействием фитогормона ауксина. Побеги обычно растут в сторону света (положительный фототропизм), а корни направлены вниз (положительный геотропизм).

Настии — более быстрые движения растений, их направление не зависит от направления воздействия. Причина настий — изменения внутриклеточного давления, приводящие к изменению формы клеток. Настические движения могут вызываться электрическими импульсами или фитогормонами. Примеры настий: складывание листьев бобовых на ночь, закрывание цветков, устьиц, обвивание вьющихся растений вокруг опоры, складывание листьев мимозы стыдливой при прикосновении, движения насекомоядных растений и др.

ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ

ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ

Значение растений:

  • источник кислорода
  • среда обитания для животных
  • источник пищи
  • источник сырья и топлива
  • участие в почвообразовании
  • участие в круговороте веществ
  • влияние на климат

Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности

Роль растений в природе:

  1. Осуществляют фотосинтез,
  2. Являются звеном цепей питания.
  3. Предотвращают накопление в атмосфере избытка углекислого газа.
  4. Принимают активное участие в формирование почв.
  5. Обуславливают накопление воды на поверхности Земли.
  6. Участвуют в создании и поддержании климата (ослабление скорости ветра, зимней стужи, снижение жары)

Роль растений в жизни человека: выделяют кислород, из них получают лекарства, пищу, одежду, материалы для различных отраслей промышленности и производства, эстетическое значение.

Это конспект по теме «Царство Растения». Выберите дальнейшие действия:

Источник



Урок по теме "Разнообразие, распространение, значение растений"
план-конспект урока (биология, 6 класс) по теме

Шабакова Рима Утемесовна

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мультимедийная презентация к уроку «Водоросли Разнообразие растений. значение растений в природе и жизни человека»

Презентация содержит информацию о строении, размножении , многообразии и значениии водорослей в рироде и жизни человека.

Интегрированный урок по теме «Значение растений для дыхания человека» в 6 классе (биология и математика).

Урок используется при изучении курса биологии 5-7 класс раздел «ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА»; при повторение курса математики 5-7 класса по теме «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ».

Урок биологии 5 класс «Многообразие, распространение и значение растений»

Делюсь опытом по проектированию уроков в условиях реализации ФГОС ООО. Урок составлен с учётом требований образовательного стандарта и реализован на базе МБОУ «Рыбно-Слободская сош№2» учителем в.

Со времен средневековья ученые разделяли живые организмы на 2 большие группы – животные и растения. К растениям относили все организмы, которые не способны к самостоятельному передвижению. Таким.

«Разнообразие, распространение, значение растений»

Конспект урока5 классТема: «Разнообразие, распространение, значение растений&raquo.

Методическое пособие. Урок биологии 5 класс. « Значение растений в природе и жизни человека».

Урок разработала: Куликова И.В. ГБОУ школа №469 Выборгского района Санкт — Петербурга Предмет: биология. .

Источник

Биология (6 класс)/Мир растений

Fairytale up blue.png

Мир живой природы очень разнообразен — это и растения, и животные, и грибы, и бактерии, и вирусы. Каждый из нас соприкасается с ней.

Первые живые организмы появились на нашей планете 3,5 миллиардов лет назад. Тогда они представляли собой простые, небольшие одноклеточные организмы. Постепенно, в ходе эволюции они становились более сложными, крупными, осваивали новые среды обитания. Так уже появлялись первые растения (водоросли), а затем и животные. Этим объясняется многообразие живых организмов — крупных и микроскопических.

Для изучения этого разнообразия живых организмов была создана специальная наука — биология.

Биология (от греч. биос — жизнь и логос — учение) — наука, изучающая особенности живой природы и её разнообразие.

Все живые организмы сильно различаются по своим свойствам. Поэтому их делят на большие группы, называемые царствами.

Царство — очень большая группа живых организмов, имеющих сходные принципы строения, питания и жизни. Биологи выделяют несколько царств живых организмов: Животные, Растения, Грибы, Вирусы, Бактерии и др.

В курсе 6 класса вы будете изучать растения, грибы, а также некоторые бактерии. Но основное внимание мы уделим царству растений. Растения являются объектом исследования науки Ботаника (от греч. ботане — трава, растение).

Многообразие растений

Мир растений очень разнообразен — это более 320 тысяч видов, не считая ещё и подвиды и сорта культурных растений. Мы встречаемся с растениями везде — в домах, общественных местах, во дворе, в парке.

Что бы как-то разбираться во всём этом разнообразии растений, учёные создали специальную науку — классификацию (подробнее вы узнаете об этом в §36), которая распределяет все растения по группам на основе сходных признаков (наличие цветков, семян, способы жизнедеятельности, строение).

Растения различаются по продолжительности жизни. Те растения, которые живут от нескольких месяцев до одного года, называют однолетними. Растения, которые живут больше одного года называют многолетними. Существую также растения, у которых, например, в первый год формируется плод, а во второй семена. Такие растения называют двулетними. Это например морковь. У неё в первый год происходит рост растения, и только во второй год происходит цветение и появляются семена.

Растения различают также и по внешнему облику. Общий внешний облик растения называют его жизненной формой. Всего существует несколько видов жизненных форм: деревья, кустарники, кустарнички и травы.

Деревья — многолетние растения, имеющие ствол из древесины с лиственной кроной. К ним относится, например, сосна, ель, яблоня, клён, берёза.

Кустарники — многолетние растения высотой 0,8—6 метров, в отличие от деревьев не имеющие во взрослом состоянии главного ствола, а несколько или много, часто существующих бок о бок и сменяющих друг друга; продолжительность жизни 10—20 лет. Это, например, сирень, малина, барбарис, смородина.

Кустарнички — низкорослые (не более нескольких десятков сантиметров в высоту), не имеющие главного ствола многолетники с сильно ветвящимися одревесневшими побегами. К ним относится брусника, черника, клюква.

Травы — растения, не образующее одревесневших стеблей. Например, подорожник, зверобой, тысячелистник. К травянистым растениям относится также банан. Он хоть и достигает высотой в несколько метров, но не имеет одеревеневших стеблей.

Значение растений

Существование мира животных, включая человека, было бы невозможно без растений, чем и определяется их особая роль в жизни нашей планеты. Из всех организмов

Растения — основное, определяющее звено в сложной цепи питания всех организмов, включая человека. Наземные растения образуют степи, луга, леса и другие растительные группировки, создавая ландшафтное разнообразие Земли и бесконечное разнообразие экологических ниш для жизни организмов всех царств. Наконец, при непосредственном участии растений возникла и образуется почва.

Из огромного разнообразия царства растений особое значение в повседневной жизни имеют семенные растения. Именно к ним относятся почти все растения, введённые человеком в культуру. Первое место в жизни человека принадлежит хлебным растениям (пшеница, рис, кукуруза, просо, сорго, ячмень, рожь, овёс) и различным крупяным культурам. Важное место в пищевом рационе человека занимает в странах с умеренным климатом картофель, а в более южных областях — батат, ямс, ока, таро и др. Широко употребляются богатые растительными белками зернобобовые (фасоль, горох, нут, чечевица и др.), сахароносные (сахарная свёкла и сахарный тростник), многочисленные масличные (подсолнечник, арахис, маслина и др.), плодовые, ягодные, овощные и иные культурные растения.

Животноводство базируется на использовании дикорастущих и культивируемых кормовых растений.

Хлопчатник, лён, конопля, Рами, джут, кенаф, Сизаль и многие другие волокнистые растения обеспечивают человека одеждой и техническими тканями.

Ежегодно потребляется огромное количество древесины — в качестве строительного материала, источника для получения целлюлозы и др.

Очень важное значение для человека имеет один из главных источников энергии — каменный уголь, а также торф, о которых можно сказать, что они представляют собой аккумулированную в растительных остатках прошлого энергию Солнца.

До сих пор не утратил своего экономического значения добываемый из растений естественный каучук. Ценные смолы, камеди, эфирные масла, красители и другие продукты, получаемые в результате переработки растений, занимают видное место в хозяйственной деятельности человека. Большое число растений служат основными поставщиками витаминов, а другие (наперстянка, раувольфия, алоэ, белладонна, пилокарпус, валериана и сотни других) — источником необходимых лекарств, веществ и препаратов.

Источник

Adblock
detector