Уголок природы как часть развивающей предметно пространственной среды в ДОУ проект на тему

Уголок природы в детском саду, его значение в экологическом воспитании детей.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения и некоторые животные.

Оглавление

1. Актуальность проблемы уголок природы в ДОУ как метод воспитания.

1.1 Определение развивающей экологической среды

2.Уголок природы СанПиН 2.4.1.2660 – 10

2.1 Устройство уголка природы

2.2 Объекты уголка природы

2.3 Требования к подбору объектов

2.4 Размещение растений и животных в уголке природы

2.5 Условия и содержание растений в детском

3.1 Уголок природы в младших группах

3.2 Уголок природы в средней группе

3.3. Уголок природы в старшей группе

3.4. Уголок природы в подготовительной к школе групп

4. Совместная деятельность воспитателя и детей по уходу за обитателями живого уголка

Файлы: 1 файл

экология коннтрольная.doc

«Восточно-Сибирская Государственная Академия Образования»

Кафедра психологии и педагогики дошкольного образова

Самостоятельная работа по дисциплине

Теория и методика экологического образования детей

на тему: Уголок природы в детском саду, его значение в экологическом воспитании детей.

Специальность 050707 Педагогика

заочног о отделения

Перетолчина Любовь Николаевна

Иркутск 2012 год.

Тема: «Уголок природы в дошкольном учереждении как условие экологического образования»

1. Актуальность проблемы уголок природы в ДОУ как метод воспитания.

1.1 Определение развивающей экологической среды

2.Уголок природы СанПиН 2.4.1.2660 – 10

2.1 Устройство уголка природы

2.2 Объекты уголка природы

2.3 Требования к подбору объектов

2.4 Размещение растений и животных в уголке природы

2.5 Условия и содержание растений в детском

3.1 Уголок природы в младших группах

3.2 Уголок природы в средней группе

3.3. Уголок природы в старшей группе

3.4. Уголок природы в подготовительной к школе групп

4. Совместная деятельность воспитателя и детей по уходу за обитателями живого уголка

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения и некоторые животные.

Обитателей уголка природы дети видят ежедневно, что облегчает работу воспитателя; под его руководством ребята систематически наблюдают и ухаживают за живыми существами. В процессе ухода за ними дети получают представление о многообразии растительного и животного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них нужно создавать. Воспитатель учит детей сравнительному анализу: сравнивая животных, находить сходство и различие между ними, общее и различное у растений, помогает замечать интересные особенности внешнего вида, поведения животных. При рассматривании комнатных растений обращает внимание ребят на красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в группе растения и хорошо содержащийся аквариум украшают комнату. Все это способствует формированию у детей чувства прекрасного.

В процессе систематического ухода за растениями и животными воспитатель формирует у детей определенные трудовые навыки, учит внимательно относиться к обитателям уголка, заботиться о живых существах, укрепляя таким образом у детей интерес к природе, настойчивость в достижении результата. Планируя работу, он должен учитывать конкретные условия: уровень знаний и умений детей своей группы, особенности природного окружения.

1.Уголок природы в ДОУ как метод воспитания

1.1. Определение развивающей экологической среды

Биоцентрический подход к методике экологического воспитания дошкольников, ориентировка на биоэкологию и ее ведущие понятия выдвигают необходимость создания определенных условий, главной особенностью которых является привнесение объектов живой природы в предметное окружение ребенка, в пространство его жизнедеятельности. Разнообразие растительного и животного мира на участке детского сада, правильная — с экологической точки зрения — организация зоны природы в помещении дошкольного учреждения составляют развивающую экологическую среду, необходимую для воспитания детей. Создание такой среды, ее поддержание на нужном уровне, усовершенствование и последующее использование в педагогической деятельности могут выступать как метод экологического воспитания детей.

Исследования предметной среды ведутся уже давно. Большой клад внесли в создание системы развивающих игрушек и дидактических пособий для детского сада С.Л.Новоселова, Л.А.Парамонова, Е В.Зворыгина и др. В 90-х годах ставится вопрос о предметно-развивающей среде в работах В.А.Петровского, Л.М. Клариной, Л.А.Смывиной, Л.П. Стрелковой , Е.И. Тихеева.

Е.И. Тихеева (1866-1944) была талантливым педагогом и крупным общественным деятелем по дошкольному воспитанию. Она активно участвовала в разработке теории дошкольного воспитания, творчески используя классическое педагогическое наследство К.Д. Ушинского и др. педагогов.

В своей работе Е.И. Тихеева «Дошкольное воспитание и детский сад» предлагает осуществлять одно из требований Ж. Руссо и К.Д. Ушинского – воспитывать детей среди природы, причем необходимо учить их наблюдать эту природу. «Природа является обстановкой наиболее естественной и существенной в своем воспитательном воздействии. Она закаляет здоровье и силы ребенка, врачует, утончает органы восприятия, развертывает условия совершенной наглядности, обогащает представлениями и знаниями, …благоприятствует обогащению и развитию языка детей». (СНОСКА: Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М., 1981. С.31) Очень важным вопросом является выбор помещения для детского сада. Оно, по мнению Е.И. Тихеевой, должно быть возможно ближе к природе, среди которой нужно отыскать тот уголок, который соответствует психофизическим интересам маленького ребенка. В деревне, в условиях маленького городка это вполне достижимо. «Именно там, в деревне, среди природы, при содействии ее здоровых, нетронутых порчей сил начнется созидательная работа по воспитанию нового человека». (СНОСКА: Тихеева Е.И. Детский сад по методу Тихеевой / Под ред. Е.И. Тихеевой. Л., 1928. С.14)

Основную задачу детского сада Е.И. Тихеева видела в том, чтобы дать возможность детям действовать, занять их работой, которую они любили бы, пользу и значение которой понимали бы и чувствовали сами. Уже в дошкольном возрасте дети могут самостоятельно ухаживать за животными, птицами, живущими в саду, за грядками цветов и комнатных растений, то есть могут производить массу работ, неразрывно связанных с их преобладающими интересами. Активно участвуя во всем этом попутно дети расширяют круг своих знаний, представлений, упражняться в суждениях, мышлении и речи.

В деле воспитания детей дошкольного возраста К.Д. Ушинский видное место отводил природе – "одному из могущественных агентов в воспитании человека". Природные явления и предметы рано начинают занимать ум ребенка. Общение детей с природой помогает развивать их умственные способности. Наблюдение и изучение родной природы способствует и развитию чувства патриотизма, эстетическому воспитанию. С ранних лет необходимо воспитывать у детей бережное отношение к сохранению природной среды.

М. Монтессори(итальянский педагог, конца XIX — первой половины XX века)

Природы — незаменимое средство сенсорного воспитания. В процессе наблюдений и труда в природе у детей воспитываются положительные моральные качества, заботливое отношение к живым существам.

Фребель создал свою оригинальную педагогическую систему общественного дошкольного воспитания. Фребель не представлял себе жизни ребенка без тесной связи с природой, считал ее важным средством всестороннего воспитания детей. По его мнению, постоянные наблюдения, изучение явлений живой и неживой природы развивают у дошкольников наблюдательность, совершенствуют их чувственное восприятие мира, учат думать. Уход за растениями и животными Фребель рассматривал как важный источник знаний и опыта, как действенное средство нравственного воспитания. Для развития нравственных качеств личности дошкольника, трудовых умений и навыков он рекомендовал создавать в детском саду участки.

Осознанно-правильное отношение к природе, являющееся стержнем экологической культуры, строится на понимании связи растений и животных с внешними условиями, их приспособленности к среде обитания; на осознании специфики всего живого и его самоценности, зависимости жизни животных и растений от воздействия факторов внешней среды и деятельности человека; на понимании изначальной красоты явлений природы и живых существ, если их развитие происходит в полноценных естественных или специально созданных условиях.

. нас Англия однажды научила,

Как для земли создать наряд из мягких трав,

Зеленый их ковер повсюду разостлав.

Но травы требуют заботы постоянной.

Прополки тщательной, поливки неустанной;

Подстрижен должен быть, причесан, обновлен

И нежно шелковист ухоженный газон.

Исходным звеном воспитания осознанно-правильного отношения дошкольников к природе является система конкретных знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособленность к среде обитания, изменения в процессе роста и развития, жизнь в сообществах. Возможность усвоения таких знаний детьми дошкольного возраста доказана многочисленными отечественными исследованиями (педагогическими и психологическими). Спецификой системы знаний является ее построение на конкретном, ограниченном по объему материале, который доступен наблюдению детей, познанию посредством наглядно-образного мышления. Эти положения являются критериальными для создания развивающей экологической среды в ДОУ.

Правильная организация зоны природы предполагает усвоение работниками дошкольных учреждений экологического подхода к жизни растений и животных и особенностей методики экологического воспитания детей.

Особенностями методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины, беседы и т.д.) имеет второстепенное значение: его задача — расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы. Отсюда становится ясной та роль, которая в экологическом воспитании отводится созданию зоны природы: рядом с ребенком должны быть сами объекты природы, находящиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях, т. е. условиях, полностью соответствующих потребностям и эволюционно сложившейся приспособленности живых организмов, что наглядно демонстрируется особенностями их строения и функционирования.

Экологическая среда в детском саду — это прежде всего конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей; при этом очень важно, чтобы воспитатели и другие сотрудники детского сада знали экологические особенности каждого объекта природы — его потребности в тех или иных факторах внешней среды, условия, при которых он хорошо себя чувствует и развивается.

Источник

«Уголок природы – как часть развивающей предметно — пространственной среды в ДОУ»
проект на тему

В дошкольном возрасте у ребенка закладывается не только основа личности, но и многие ценности, в том числе и отношение к природе. Каким оно будет – зависит от взрослых, поэтому необходимо привлекать к оформлению уголка природы детей и их родителей.

Необходимо создать все условия для развития добрых и любознательных детей, открытых миру природы.

Уголок природы – необходимая составляющая воспитательного процесса в детском саду. Он помогает научить детей воспринимать красоту природы, привить милосердие и сострадание к растениям и животным, понимание необходимости беречь природу, другими словами – сформировать экологическую культуру личности.

Главной целью экологического образования является формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Какая же роль отводится дошкольному учреждению в воспитании у детей бережного отношения к природе?

В дошкольном образовательном учреждении должны быть созданы все условия для ознакомления детей с природой:

в групповой комнате — уголок природы,

на территории детского сада — небольшой огород, цветник, уголок леса, поля.

Скачать:

Вложение Размер
proekt_ugolok_prirody.ppt 713 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Всё хорошее в детях из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала. Росли как цветы, малыши. Чтоб для них экология стала. Не наукой, а частью души! В. А. Сухомлинский

Какие объекты и материалы должны содержаться в уголке природы, и какие приняты общие принципы его организации Итак, чтобы уголок природы действительно способствовал всестороннему развитию личности дошкольника, необходимо учитывать все общепринятые принципы его построения: яркость, красочность, эмоциональна привлекательность материалов и объектов; доступность (содержательная и физическая) ; сменяемость объектов и материалов; материалы, объекты и оборудование должны стимулировать, разные виды деятельности детей (наблюдения, игровую, трудовую, речевую, деятельность экспериментирования, художественную деятельность) ; материалы и объекты должны быть абсолютно безопасны для здоровья детей; научности, энциклопедичности содержания. Необходимо проверить наличие в уголках природы искусственных растений. Это является ошибкой, т. к. дети должны видеть живые красивые растения, наблюдать за их ростом и развитием, ухаживать за ними. Только учитывая все общие принципы построения уголка природы, соблюдая наличие в нем всех выше перечисленных объектов и материалов (соответствии с возрастом детей), можно способствовать развитию экологически культурной личности дошкольника.

Уголок природы – это одна из игровых и учебных зон групповой комнаты Уголок природы, который органично вписывается в интерьер, будет украшением групповой комнаты и позволит детям проводить наблюдения и экспериментальную деятельность. Кроме этого, дошкольникам прививаются такие чувства, как ответственность и забота. У каждой группы детского сада есть свой уголок природы. Подбор и размещение объектов в уголок природы проводят в соответствии с возрастом, руководствуясь Программой воспитания в детском саду и Санитарными Правилами и Нормами. В связи с тем, что Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 п.6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения. Растения, которые помещаются в природный уголок, должны быть безопасны. Не допускается иметь в уголке природы ядовитые и колючие растения. И, конечно, обязательно осуществление ежедневного ухода за растениями. На цветах желательно иметь таблички с названием. Все обитатели уголка природы в детском саду можно разделить на постоянных и временных.

Постоянными обитателями уголка природы будут комнатные растения: В подготовительной группе в уголок природы размещают 6-7 видов растений, которые размножаются различными способами: луковицами, живородящие. А также цветы с разными условиями произрастания. Например, бриофиллюм, камнеломка, циперус. Временные обитатели уголка природы – это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени: Осенью это будут осенние букеты и цветы из цветника, пересаженные в кашпо, поделки из природного материала. Зимой это могут быть ящики с посадками зелёного лука и веточки деревьев. Весной – ящики с рассадой для огорода детского сада, букеты весенних первоцветов. Для кратковременного наблюдения можно принести в группу рыбку в банке, хомячка, птичку в клетке. Конечно, если позволяют площади детского сада, то можно организовать экологическую комнату . В ней разместятся растения и животные, птицы и пресмыкающиеся, наблюдения за которыми предполагает Программа воспитания. Можно сделать «сухой» аквариум .

В уголке природы необходимо иметь «Календарь погоды»: В старшей и подготовительной группах дети знакомятся с условными знаками для обозначения погоды. Ребята ежедневно отмечают погоду условными знаками. В конце месяца состояние погоды сравнивают, считают, сколько было ясных, пасмурных, дождливых и ветреных дней, и делают выводы о погоде. Кроме этого, в уголке природы в каждой группе необходимо иметь: Натуральные овощи и фрукты, либо их муляжи. Наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее. Альбомы «Времена года»; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные; картины известных художников. Рисунки детей о природе и поделки из природного материала. Материал для труда (фартуки, леечки, лопатки, палочки для рыхления, тряпочки). Метёлочки и совочки – для поддержания чистоты в уголке природы и группе. Оборудование для экспериментов (формочки, воронки, лопатки, сита будут нужны для игр с песком). Для игр с водой можно использовать пипетки, одноразовые шприцы, ёмкости разной формы. Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал (ракушки, камешки, шишки, жёлуди, каштаны, веточки). Для детей подготовительной группы будет интересна работа с лупой, микроскопом, весами. Дидактические игры природного содержания.

Актуальность В дошкольном возрасте у ребенка закладывается не только основа личности, но и многие ценности, в том числе и отношение к природе. Каким оно будет – зависит от взрослых, поэтому необходимо привлекать к оформлению уголка природы детей и их родителей. Необходимо создать все условия для развития добрых и любознательных детей, открытых миру природы. Уголок природы – необходимая составляющая воспитательного процесса в детском саду. Он помогает научить детей воспринимать красоту природы, привить милосердие и сострадание к растениям и животным, понимание необходимости беречь природу, другими словами – сформировать экологическую культуру личности. Главной целью экологического образования является формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности. Какая же роль отводится дошкольному учреждению в воспитании у детей бережного отношения к природе? В дошкольном образовательном учреждении должны быть созданы все условия для ознакомления детей с природой: в групповой комнате — уголок природы, на территории детского сада — небольшой огород, цветник, уголок леса, поля.

Описание информационного проекта: Уголок природы в современном ДОУ. Основа проекта: Федеральный государственный образовательный стандарт для ДОУ. Ожидаемый результат: Уголок природы, соответствующий требованиям ФГОС ДО Вопросы, направляющие проект: Основополагающий вопрос — Каково значение уголка природы? Проблемные вопросы: Влияет ли уголок природы на всестороннее развитие детей? Какие объекты и материалы должны содержаться в уголке природы? Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители, сотрудники ДОУ.

Цель информационного проекта: ознакомление с правильной организацией уголка природы как часть развивающей предметно – пространственной среды в подготовительной группе, в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Задачи информационного проекта: Познакомить с правильной организацией уголка природы в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Объединить усилия участников проекта для совместной деятельности по организации уголка природы. Воспитывать экологическую и эстетическую культуру участников проекта.

I этап (подготовительный, вхождение в тему) Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата; Обсуждение с участниками темы проекта и правильной организацией уголка природы в соответствии с требованиями ФГОС ДО ; Определение содержания деятельности всех участников проекта.

II этап (основной) Совместная деятельность педагога с детьми Наблюдения и экологические экскурсии Беседы НОД Знакомство с литературными произведениями, познавательное чтение Подбор стихов , загадок о растениях и животных. Просмотр мультфильмов, видеофильмов, презентаций, слайд шоу Изготовление дидактических игр Разучивание песен, стихов о природе Оформление альбома, выпуск экологический газеты Рассматривание фотографий, картинок Конкурсы и викторины, КВН Продуктивная деятельность Лаборатория (опыты и эксперименты) Инсценировки и театрализации (экологические, подвижные, имитационные игры, игры-путешествия) Трудовая деятельность, поручения

Совместная деятельность взрослых участников проекта: Наблюдения и экологические экскурсии Беседы, консультации Подбор стихов и загадок о растениях и животных Просмотр мультфильмов, видеофильмов Изготовление дидактических игры Разучивание песен, стихов о природе Оформление альбома, выпуск экологический газеты, рассматривание фотографий, картинок Конкурсы, викторины, КВН Продуктивная деятельность, защита плакатов, проектов Инсценировки и театрализации (экологические, подвижные, имитационные игры, игры-путешествия) Трудовой десант

Таким образом, уголок природы в детском саду нужен не только как оформление детского сада, но и является необходимой составляющей педагогического процесса в дошкольном учреждении. III этап (заключительный) Участие в конкурсах Презентация уголка природы Обмен опытом на сайта ДОУ, МО

Источник

Экспериментально-исследовательская работа «Использование уголка живой природы в экологическом воспитании детей»

Актуальность выбранной темы исследования «Использование уголка живой природы в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста» бесспорна на сегодняшний день, так как взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Многочисленные исследования в области проблем обеспечения экологической безопасности, а также имеющийся опыт различных стран к настоящему времени позволили сделать вывод, что если общество не обладает определенным уровнем экологической культуры, то все попытки изменить существующую на сегодняшний день экологическую ситуацию будут безрезультатными.

Таким образом, первоочередной задачей в решении экологических проблем на сегодняшний день является повышение экологической культуры общества, одним из способов достижения данной цели является развитие системы экологического образования и воспитания, затрагивающей все возрастные категории.

Экологическое образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, направленный на формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и получение специальных знаний по охране окружающей среды, природопользованию и экологической безопасности, реализуемых в экологически грамотной деятельности.

Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, а педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры.

Экологическая культура — совокупность экологического сознания и экологического поведения человека, способ организации и развития жизнедеятельности в системе ценностных ориентаций и экологических норм взаимодействия с окружающей средой на основе экологических знаний, навыков и умений.

Но особенно важно закладывать основы экологического образования и культуры еще в детстве, т. к. именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности и отношения к окружающему миру. При этом необходимо принимать в расчет особенности восприятия окружающего мира детьми – для них крайне необходимо, чтобы предмет можно было увидеть, пощупать и т. д. К сожалению, в современном быстро развивающемся мире у ребенка проживающего в мегаполисе не всегда есть возможность общения с природой. А поскольку большую часть времени ребенок проводит в детском саду, именно воспитатели должны стараться обеспечить общение ребенка с природой, искать любые пути, чтобы восполнить этот пробел. Таким образом, проблема исследования заключается в поиске доступных средств для обеспечения контакта детей с живой природой, применимых в детском саду. Конечно, нельзя познакомить ребенка с природой только с помощью красивых фотографий или чтения книг.

Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголков природы.

Значение уголка живой природы в детском саду — одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. Детские наблюдения на экскурсиях или занятиях в комнате кратковременны. В уголке живой природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к растениям, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами у дошкольников развивается наблюдательность, интерес к природе. Во время ухода за обитателями уголка природы у детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.

Воспитатель учит детейсравнительному анализу: сравнивая животных, находит сходство и различие между ними, общее и различное у растений, помогает замечать интересные особенности внешнего вида, поведения животных. При рассматривании комнатных растений обращает внимание ребят на красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в группе растения и хорошо содержащийся аквариум украшает комнату. Все это способствует формированию у детей чувства прекрасного.

Актуальность данного вопроса определила тему исследования: «Использование уголка живой природы в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста».

Объектом исследования является — экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования — использование уголка живой природы в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Целью данной работы является: использование уголка живой природы в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Цель и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

1. Раскрыть понятие и определить задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста.

2. Рассмотреть теоретические аспекты использования уголка природы как средства обогащения знаний о живом организме детей среднего дошкольного возраста.

3. Провести диагностику и оценить исходный уровень экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста.

4. Определить влияние уголка природы как средства обучения на обогащение экологических знаний детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: воспитание основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при использовании уголка живой природы.

Для решения поставленных в исследовании задач использованыследующие методы исследования:

— анализ психологической, педагогической и методической литературы;

экспериментирование.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в исследовании собраны и определены условия использования уголка живой природы, способствующие экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования определяется тем, что оно дает возможность совершенствовать педагогический процесс в экологическом воспитании детей.

Экспериментальной базой исследования является МАДОУ детский сад № 187 города Хабаровска. В эксперименте приняли участие дети старшей группы в возрасте от 5-6 лет.

Исследовательская работа состоит из введения, двух глав теоретического и практического характера. В первой главе – «Теоретические основы исследования уголка природы как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» описывается понятие и задача экологического воспитания в дошкольном возрасте. Вторая часть – «Практическое исследование влияния уголка живой природы на экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» содержит вопросы и анализ диагностики экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста проведенного на базе МАДОУ № 187 города Хабаровска.

Источник



Глава 1. Теоретические основы изучения роли организации уголка природы в экологическом воспитании и образовании детей дошкольного возраста

Экологическое образование детей — актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Экологическое образование значимо и с позиций личностного развития ребенка — правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

Разностороннее развитее и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Природа неисчерпаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой.

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием и динамичностью.

М.В. Лучич считает: «Убеждение человека формируются с детства. Одна из главных нравственных задач, стоящих перед педагогами – воспитывать любовь к родным, а значит, и бережное отношение к родной природе. Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребенка с ее тайнами, показывать интересное в мире растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, красотой, пейзажами родных мест.

Формированию любви к родному городу, селу, краю, к родине особое внимание уделяется в детских садах». [9, с.36]

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

Каких бы образовательных концепций воспитатель не придерживался, по каким бы программам дошкольного воспитания не работал, он не может не ставить перед собой цель: научить бережно относиться к природе своего края, своей Родины.

М.М. Марковская утверждает, что познакомить детей с природой, воспитывать любовь к ней поможет уголок природы детского сада, где содержаться комнатные растения и некоторые животные. [12, с.57]

В процессе систематического ухода за растениями и животными у детей формируются определенные трудовые навыки, внимательное отношение к обитателям уголка, забота о живых существах.

Выявленная актуальность позволила сформулировать тему исследования, определить объект и предмет.

Объектом изучения в данной работе является процесс экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста.

Предметом исследования выступает уголок природы как средство экологического воспитания и образования.

Исходя из этого, была определена цель работы: определить влияние уголка природы как средства экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста.

Для достижения цели определены следующие задачи исследования:

1. Дать понятие экологии и экологического воспитания и образования, показать их особенности организации и содержание.

2. Дать понятие уголка природы, показать его составляющие, пользу и влияние на экологическое воспитание, и образование детей дошкольного возраста.

3. Изучить условия, созданных в ДОУ для экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста и условия, в частности, организацию уголка природы.

4. Изучить сформированность экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста.

5. Дать методические рекомендации по использованию уголка природы как средства экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что в работе систематизирован теоретический материал по вопросам экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста, определено понятие «уголок природы», его составляющие, польза и влияние на экологическое воспитание, и образование детей дошкольного возраста.

Практическая значимость курсовой работы обусловлена тем, что разработанные методические рекомендации по использованию уголка природы как средства экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста, могут быть использованы в практической деятельности воспитателя детей дошкольного возраста по ознакомлению с миром природы.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; тестирование и педагогический эксперимент.

Глава 1. Теоретические основы изучения роли организации уголка природы в экологическом воспитании и образовании детей дошкольного возраста

1.1 Понятия экологии, экологического воспитания и образования, его особенности организации и содержание

Актуальным вопросом образования на современном этапе является вопрос экологического воспитания и образования детей, начиная с дошкольного возраста.

Прежде чем рассматривать вопросы экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста, необходимо обратиться к понятию «экология», как к науки.

Экология, согласно словарю — это раздел биологии, который изучает взаимоотношения животных и растений с окружающей средой. [9]

Согласно учебному пособию Т. А. Серебряковой термин «экология» был образован от слияния двух греческих слов: «ойкос» — дом, жилище, родина и «логос» — наука, учение – и в буквальном переводе означает «наука о доме». [17,с.6]

В более общем смысле экология – наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают.

Экологи выделяют три группы факторов, которые определяют особенности жизни живых существ:

— абиотические (климат, почва, химический состав воды, воздуха и пр.);

— биотические (растения, животные, микроорганизмы, оказывающие влияние на существование организма);

— антропогенные (влияние человека на природу). [9]

Из этого следует, что среду обитания любого живого существа составляет все то, что его окружает и прямо или косвенно влияет на его состояние, развитие, возможность выживания и размножения. Факторы среды никогда не действуют на организм изолированно, а всегда во взаимодействии друг с другом. Именно поэтому центральным понятием в экологии является «геобиоценоз» (экосистема), отражающее связь компонентов природного сообщества.

Исследователи рассматривают геобиоценоз как сложную замкнутую экологическую систему, основные компоненты которой (абиотические факторы, растения, животные, микроорганизмы) тесно связаны друг с другом. Их жизнедеятельность создает кругооборот энергии, которая необходима для поддержания равновесия внутри экосистемы. Выпадение хоть одного звена цепи может повлечь за собой гибель всей экосистемы. Деятельность человека в природе имеет двустороннее значение: она оказывает влияние на условия жизни растений и животных, изменяет состояние экологической обстановки, в которой живут люди.

По энциклопедическому словарю экологическое воспитание – это целенаправленная систематическая педагогическая деятельность, направленная на: развитие экологической образованности и воспитанности детей; накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в природе, пробуждение высоких нравственно-эстетических чувств, приобретение высоконравственных личностных качеств и твердой воли в осуществлении природоохранительной работы. [11, с.121]

Цель экологического воспитания дошкольников — формирование начал экологической культуры — базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.

Стержнем экологического воспитания является процесс образования у дошкольников отношения к природе через представления о различных взаимосвязях в ней: зависимости жизни растений и животных от факторов внешней среды, от трудовых усилий людей. Формирование такого рода представлений может осуществляться на протяжении всего дошкольного периода. В младшем дошкольном возрасте дети могут выявлять единичные связи.

При последовательной и систематической работе в старшем дошкольном возрасте, дети могут понять связь комплекса признаков, зависимость жизни живого существа одновременно от ряда факторов (например, растению помимо воды необходимо так же тепло, свет, питательная почва; рыбки в аквариуме не могут жить в слишком холодной или горячей воде, без света, растений, корма и т.д.). Воспитатель показывает, как человек становится во многих случаях важнейшим фактором жизни живых существ.

На основе представлений о взаимосвязях в природе у детей в первые семь лет могут быть заложены начальные формы правильного отношения к природе:

— интерес к ее познанию;

— готовность сохранить или создать условия для ее существования;

— умение видеть красоту природы в разных ее проявлениях (растения, животные, пейзажи);

— желание сохранить ее для повторного восприятия.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста по содержанию шире природоохранительной работы в детском саду. Оно строится на понимании детьми зависимостей, которые существуют в природе, осознании воздействия деятельности человека на окружающую среду. Итогом воспитания является допустимый для дошкольников уровень осознанного отношения к природе, который выражается положительными эмоциональными реакциями, в проявлении сочувствия, готовности прийти на помощь нуждающимся растениям и животным.

Сущность экологического воспитания дошкольников и реализация его в детском саду, неразделимо связаны с условиями жизни детей и методами их воспитания. Общение с природой, непосредственно и постоянно окружающей ребенка, разнообразие приемов в работе воспитателя — обдуманная организация систематических наблюдений, труда, игры, обучения – все это способствует правильной работе и получению желаемого результата.

По мнению Светланы Николаевны Николаевой экологическое воспитание – это формирование осознанно правильного отношения детей к объекту природы. Целесообразно заниматься экологическим воспитанием детей с первых лет жизни. [9]

Экологическое воспитание включает в себя интеллектуальный, эмоционально-эстетический и действенный аспекты. Все три аспекта взаимосвязаны, составляю нравственную основу, которая проявляется в поведении ребенка.

Экологическое воспитание ребенка предполагает:

1. Воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание).

2. Формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие).

3. Развитие эстетических чувств (умение увидеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желание сохранить ее).

4. Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными. [13, с.116]

Осознанно правильное отношение ребенка к природе строиться на элементарных знаниях экологического характера.

Процесс приобщения детей к экологической культуре происходит с раннего дошкольного возраста. Основополагающую роль в экологическом воспитании ребенка играют, как правило, все сферы дошкольного детства: семья, сверстники, различные типы образовательных учреждений. Влияние дошкольного учреждения на формирование экологических знаний может оказаться решающим.

Окружающая среда, ее правильная организация в ДОУ и умелое включение ребенка в активное взаимодействие с окружающим предметным и природным миром являются одним из условий эффективности формирования экологических знаний в условиях дошкольного учреждения. Эффективное влияние окружающей среды на личность ребенка в дошкольном образовательном учреждении в значительной степени зависит от способности педагогов организовать такую среду.

Опыт работы многих воспитателей российских ДОУ показывает, что в процессе экологического образования и воспитания дошкольников необходимо формировать структуру целостных знаний о единстве земли, воздуха, флоры и фауны, взаимосвязи и взаимозависимости человека с миром природы.

Для экологического воспитания в ДОУ необходимы следующие условия:

— создание в группе уголка живой и неживой природы;

— создание на территории дошкольного учреждения внешних природных зон – сад, огород, экологическая тропа, зона отдыха, «птичья столовая» и т.п.;

— взаимодействие с родителями с целью интеграции экологического воспитания с семейным воспитанием;

— организация исследовательской и природоохранной деятельности детей на основе сочетания посильного детского труда с игровыми ситуациями.

Такая форма организации исследовательской и природоохранной деятельности детей решает задачу формирования у детей понимания взаимосвязей всего живого и неживого в природе.

Экологическое образование в дошкольном возрасте в первую очередь направлено на развитие гуманных чувств ребенка, накопление им эмоционально – положительного опыта общения с природой. [15,с.14]

По С. Н. Николаевой, содержание экологического образования охватывает следующий круг знаний:

— связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессе роста и развития;

— многообразие живых организмов, их экологическое единство. [15, с.16]

Особую роль в экологическом образовании и воспитании занимает период дошкольного детства, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру. В дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной сфере ребенка. Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребенок устанавливает связи и отношения между предметами, прежде всего, на основе непосредственных впечатлений.

Таким образом, в основе экологического образования дошкольников лежит освоение детьми знаний о различных связях и отношениях в природе. Научные исследования и практика дошкольного воспитания показывают, что воспитание экологической культуры возможно лишь при условии формирования у детей представлений о растениях и животных как живых существах. Экологические представления рассматриваются исследователями не как самоцель, а как необходимое условие развития личности ребенка-дошкольника, становления у него начал экологической культуры.

Источник

Курсовая работа: Организация зоны природы в ДОУ, как одна из форм экологического воспитания дошкольников

Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.

Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения и некоторые животные.

Обитателей уголка природы дети видят ежедневно, что облегчает работу воспитателя: под его руководством ребята систематически наблюдают и ухаживают за живыми существами. В процессе ухода за ними дети получают представления о многообразии растительного и животного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них нужно создавать. Воспитатель учит детей сравнительному анализу: сравнивая животных, находит сходство и различие между ними, общее и различное у растений, помогает замечать интересные особенности внешнего вида, поведения животных. При рассматривании комнатных растений обращает внимание ребят на красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в группе растения и хорошо содержащийся аквариум украшает комнату. Все это способствует формированию у детей чувства прекрасного.

Предмет – изучение важности значения организации природного участка в ДОУ.

Объект исследования – воспитательный процесс в ДОУ.

Цель – на основе теоретического анализа представить систему условий, применение различных методик создания живого уголка.

Цель реализуется через следующие задачи:

1. Изучить – и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2. Организовать опытную проверку полученных данных и апробировать их на практике.

Источник

Adblock
detector