Уголок дежурства в уголке природы в старшей группе

Уголок дежурства в детском саду: идеи оформления своими руками

дети дежурят

Дошкольники любят трудиться, помогать старшим и товарищам. Их труд наполняется богатым содержанием, играет большую воспитательную роль, если организован с применением эстетически оформленного, учитывающего требования программы и возрастные особенности детей уголка дежурства. Изготовить и оснастить уголок всем необходимым педагог может своими руками, опираясь на поддержку родителей воспитанников, а также привлекая к этому ребят.

Организация уголка дежурства в детском саду

Дежурство — одна из эффективных форм организации труда детей в дошкольном учреждении. Сделать дежурства более увлекательными, а также упорядочить их проведение поможет оригинально и ярко оформленный уголок дежурных.

Красивые, удобные уголки дежурных сейчас можно заказать у различных производителей и в дизайнерских агентствах, и в интернете. Они подберут и цвет, и форму под заказ. Но порой творческому педагогу куда интереснее изготовить уголок своими руками. Ведь так он может и свои таланты проявить, и привлечь ребятишек, что положительно скажется на развитии творческих способностей и воспитании трудолюбия малышей.

самодельный уголок дежурства в детском саду

Фантазия и мастерство воспитателя позволяют создавать интересные композиции из подручных материалов, к примеру, из пластиковой посуды

Почему необходим уголок дежурства

Кроме эстетической функции — украшать помещение группы и радовать воспитанников, уголок необходим ещё по множеству причин. Основные задачи, которые он выполняет:

  • Вызвать у детей желание участвовать в трудовой деятельности. Иногда ребёнок, не особо стремящийся оказывать помощь, ждёт дежурства и старательно выполняет обязанности, потому что на картинке в уголке его имя обозначено любимым героем мультфильма или сказки. Воспитателю стоит подбирать картинки с учётом предпочтений детей, в этом случае они с большим удовольствием дежурят, потому что хотят быть похожими на обожаемого персонажа.
  • Приобщать к ежедневному регулярному труду. Малыши должны знать, что трудовые обязанности выполняют по очереди, но всем коллективом. Это воспитывает как трудолюбие и ответственность, так и чувство справедливости, товарищества (сегодня я помогаю друзьям, сервирую столы, завтра то же они сделают для меня).
  • Формировать умения работать с символами и знаками: карточки с картинками, именами, таблицы со схематическими изображениями сервировки стола, порядка выполнения действий побуждают детей к активной умственной деятельности.
  • Воспитывать организованность, собранность, развивать логику. Выполнение обязанностей по определённому алгоритму не означает, что детям нельзя искать более рациональные пути выполнения трудовых задач. Например, дежуря по занятиям, дети убеждаются, что удобнее, когда один дежурный раскладывает материал одного вида, допустим, альбомы для рисования, а второй — краски или карандаши. Это помогает не запутаться в действиях, быстрее и качественнее выполнить порученное дело.
  • Прививать аккуратность, умение следить за собой. Дежурный должен быть примером для остальных детей, ведь он помощник воспитателя, а стимулом к желанию следить за своим внешним видом для дежурных будут нарядные фартучки, колпачки, всегда чистые и отглаженные.

уголок дежурых

Чистота и аккуратность — замечательные качества, и такой нарядный уголок дежурства способствует их воспитанию

Зависимость оформления уголка от возраста детей в группе

Уголки дежурства необходимы во всех группах, кроме раннего возраста (третий год жизни). Прежде чем приступить к изготовлению уголка, необходимо продумать, каким он будет, учесть все требования, которые к нему предъявляют, а также решить, где его разместить.

Одна из основных функций такого уголка — помочь воспитателю организовать поочерёдное участие всех детей группы в дежурстве и сообщать, кто является сегодня дежурным в разных сферах деятельности. Поскольку разные виды дежурств становятся доступны малышам в разном возрасте, воспитатель в первую очередь должен обратить внимание на этот момент.

Первое, с чем знакомятся дети — это дежурство по столовой. Его вводят во второй младшей группе, но не в начале, а в середине года. Первую половину года дети осваивают трудовые навыки, выполняя поручения: расставить салфетницы, тарелочки для хлеба. Поручения даются одному или двум детям, ребятишки выполняют одинаковые действия, руководствуясь подсказками воспитателя или помощника няни.

уголок дежурства по столовой

В младшей группе достаточно уголка для дежурства по столовой, оформленного любимыми персонажами детей и симпатичными картинками

Второй вид дежурств вводится в середине года в средней группе. Это дежурства по занятиям. Предварительно дети знакомятся с выполняемой на этом дежурстве работой также в поручениях. Они раскладывают по столам раздаточный материал, тарелочки для аппликации, пластилин и т. д., а после занятий собирают и приносят в отведённое место. Поручения даются тем, кто желает помочь, поэтому трудом оказываются охвачены не все дети группы. Потому так полезно дежурство, которое позволяет задействовать в труде всех воспитанников.

уголок дежурства для средней группы

В средней группе будет достаточно уголка для двух дежурства: по столовой и занятиям

Последним вводится дежурство в уголке природы. Его начинают в старшей группе с сентября, поскольку дети этого возраста умеют быстро ориентироваться, обладают достаточными навыками и умениями, способны разделять трудовые операции между собой, выполнять их совместно, помогать друг другу.

Таким образом, вид уголка дежурств зависит от того, какого возраста дети будут находиться в группе, ведь размещают воспитанников не бессистемно, а с учётом высоты мебели (столы, стулья), которая находится в групповом помещении:

  • Если в помещении будут жить малыши второй младшей группы, то достаточно уголка дежурств по столовой.
  • В той группе, где будут находиться детишки средней группы, уголок делают для дежурств по столовой и занятиям.
  • Если же групповое помещение снабжено достаточно высокой мебелью или мебель регулируется по высоте, удовлетворяя санитарные требования для старших дошкольников, то в такой группе необходим уголок дежурных по всем трём видам.

Требования к уголку дежурства в детском саду

Кроме учёта возраста детей, при изготовлении уголка дежурных нужно соблюдать такие требования:

  • Прочность и надёжность. Поскольку изготавливается уголок не на неделю или месяц, а на долгий срок, следует предусмотреть его сохранность в течение этого времени. Поэтому для основы стоит выбрать прочный материал, например, фанеру или древесно-стружечную плиту. Неплохой заменой этим материалам могут послужить пластик или касетоны для оклейки потолка. Приобретая их в строительном магазине, нужно обязательно потребовать сертификат, где будет указано, что данный вид материалов может применяться внутри жилых помещений. Бумага, даже ватман, не прослужат долго, как вариант возможен разве что очень плотный качественный картон.
  • Возможность влажной уборки. Всё оборудование в группе (особенно долгого срока службы) должно подвергаться влажной уборке согласно распорядку. Это не означает, что уголок будут мыть с мылом, однако протирать от пыли влажной губкой его необходимо. Поэтому надписи, рисунки на его поверхности должны быть несмываемыми.
    • Этого можно достичь, если использовать для украшения разноцветную самоклеящуюся плёнку, материал ЭВА, пластик.

    материал ЭВА

    Вспененная резина, или ЭВА — прекрасный материал для дизайна группы детского сада: режется, приклеивается, переносит влажную уборку

    • В уголке дежурства находятся не только стенд с индивидуальными карточками, но также фартучки и колпачки (косынки) для дежурных по столовой. Их дети надевают после того, как вымоют руки, перед выполнением трудовых действий. Поэтому следует позаботиться о таком размещении уголка, где одежда дежурных находилась бы в безопасности: подальше от игровой и художественной зон. Увлёкшись игрой, ребята могут уронить фартучки на пол, наступить на них, а рисуя — испачкать краской. Нельзя требовать от дошкольника, чтобы в процессе игры или творчества он думал о сохранности одежды дежурных. Этот нюанс следует учесть воспитателю.
    • Когда вводят дежурство в уголке природы, необходимо обеспечить дежурных средствами защиты одежды во время ухода за растениями. Для этого нужно иметь комплекты клеёнчатых фартучков с нарукавниками. Хранить фартуки для столовой и ухода за растениями рядом нельзя. Одежду, в которой дети поливают, пересаживают, моют растения следует в уголке природы, рядом с лейками, палочками для рыхления, цветочными горшками.
    • Креативные педагоги обращаются за помощью к родителям, папам-умельцам, которые выпиливают из подручных материалов основу для уголка в виде самовара, облачка, ромашки, паровозика. Такие уголки всегда смотрятся красиво, привлекают внимание детей.
    • Но и простую прямоугольную основу можно оформить со вкусом и привлекательно, проявив фантазию и чувство меры. При этом нужно руководствоваться общим видом группы. Раньше, лет двадцать назад, мебель в детских садах была однотипной, белой или цвета светлого дерева. Сейчас модной стала цветная мебель, в которой сочетаются два-три цвета. Будет замечательно, если педагог учтёт это и оформит уголок в тон общему дизайну группы. Например, группе «Василёк» с сине-бело-зелёной мебелью совершенно ни к чему уголок дежурных в красных и жёлтых тонах, но синий с голубым и белым будет к месту. Учить детей сочетанию удачному сочетанию цветов и прививать им вкус можно и в таких мелочах.

    уголок дежурных в стиле хохломы

    Яркий расписной уголок дежурных прекрасно смотрится на фоне простой однотонной стены

    Не требование, но совет: размещайте уголок там, где днём на него не будут падать прямые солнечные лучи. Это защитит фон и карточки от выгорания и дольше сохранит их привлекательный вид.

    Содержание уголка дежурства

    Главный, наиболее яркий и привлекающий внимание компонент уголка дежурства — это, конечно, стенд, на котором будет размещаться о дежурных. К стенду прилагается комплект картинок или фотографий детей, которые для лучшей сохранности желательно заламинировать прозрачной плёнкой.

    Для дежурства по столовой необходимо иметь такое оборудование:

    • Щётку для сметания крошек со стола, длиной вместе с ручкой около 25–30 см. Ручка должна быть не более 3 см в диаметре, удобной для детской руки.
    • Совок для крошек, размером около 15 на 15 см, длиной ручки до 12 см. Совок и щётка для столов хранятся в подвешенном состоянии на крючках, на пол не ставятся ни в коем случае.
    • Щётку половую для подметания с длиной ручки до 110 см и сечением до 3 см.
    • Совок для мусора на длинной или короткой ручке. Эти инструменты хранятся рядом с уголком, но не в близости от одежды дежурных.

    инвентарь для дежурства по столовой

    Инвентарь для сметания со столов крошек должен храниться подвешенным на крючках

    Веник для подметания в детском саду не используют, его трудно продезинфицировать, и его применение не соответствует санитарным нормам.

    Одежда дежурных по столовой состоит из фартучков, которые можно изготовить из ситца, гипюра, сатина, желательно светлых тонов. Головные уборы для девочек: косынки, колпаки. Мальчикам предлагают только колпаки.

    фартуки для дежурных

    Изготовить фартуки и колпаки для дежурных помогут мастерицы — мамы и бабушки воспитанников

    Для дежурства в уголке природы приобретают непромокаемые фартуки и, по возможности, нарукавники. Для ухода за растениями необходим соответствующий инвентарь:

    • лейки;
    • тазики для мытья растений;
    • палочки для рыхления почвы;
    • губки для протирания листьев.

    Дополнить оформление уголка дежурства могут схемы и пошаговые изображения выполнения действий дежурных, картинки и фото правильно сервированных столов.

    схема дежурства

    Чтобы дежурные как следует разобрались в схеме дежурства, необходимо пояснение воспитателя

    Дежурства по занятиям не требуют особой одежды и инвентаря. Главное, чем должны быть вооружены воспитанники, это умение быстро и организованно выполнять порученную работу. В старшей и подготовительной группах на занятиях используется много материала, поэтому детям нужно быть собранными и уметь чётко выполнять действия (брать и расставлять тарелочки, раскладывать клеёнки и т. д.), ведь от завтрака до организованной образовательной деятельности проходит не так уж много времени, и помощь дежурных педагогу порой очень нужна.

    Несколько интересных идей по оформлению уголков дежурства

    Как правило, стенд, то есть основа уголка выполняется в виде панно, на котором расположены название, карманы для картинок-знаков (или фото) и элементы декора. Разнообразить и сделать уголок необычным помогут несколько идей по оформлению.

    С названием уголка дежурных обычно не возникает сложностей, поскольку в большинстве групп его так и именуют: «Уголок дежурства, дежурных». Существуют также варианты: «Мы дежурим, сегодня дежурят». Но насколько интереснее и полезнее в плане развития и воспитания детей назвать уголок «Мы любим дежурить», «Маленькие помощники», «Трудолюбивые Солнышки, Пчёлки, Ромашки» (в зависимости от названия группы).

    Ребятишкам непременно захочется узнать, что означает надпись, и куда приятнее будет услышать в ответ не просто фразу, а похвалу. Это вызовет желание участвовать в процессе труда и может даже послужить темой увлекательной воспитательной беседы: «Как вы думаете, почему так назван наш уголок? Кого называют трудолюбивым? Как вы можете помочь воспитателю, няне, своим друзьям по группе?»

    Вариантов индивидуальных карточек-символов тоже существует несколько:

    • Фигурные: в виде цветов, тучек, грибочков с индивидуальной картинкой и именем ребёнка. Сам стенд в таком случае должен быть соответственно оформлен — как лужайка, солнечное небо, полянка в лесу.
    • С креплением на кнопки-гвоздики. В этом случае на стенде размещают картинки, обозначающие виды дежурства, а под ними — кнопки с выступающей пластиковой частью, так называемые гвоздики. Карточки детей в этом случае делают с петельками или прорезями, вешая их на кнопки. Крепить кнопки на стенд нужно надёжно, не просто втыкая, а дополнительно зафиксировав суперклеем, чтобы они не выпали и не стали причиной травмы.
    • В виде флажков. Под картинками дежурных по столовой, природе и занятиям располагают полку, а на ней по два держателя для флажков к каждому виду дежурства. На флажки наклеивают индивидуальные картинки или фото детей и вставляют в держатели.

    Фотогалерея: примеры оформления уголков дежурства в детском саду для разных возрастных групп

    уголок дежурных в виде чайника Оригинальную идею воспитатель может почерпнуть и в чайной посуде, изготовив уголок в виде чайника и чашек уголок дежурных в виде часов Заслуживает внимания идея уголка в виде часов, стрелки котрых указывают на дежурных уголок дежурных с карточками Карточки дежурных могут подвешиваться к кнопкам-гвоздикам

    Уголок дежурства помогает организовать и заинтересовать ребят регулярным выполнением трудовых обязанностей. Красочный, привлекательный уголок, изготовленный руками педагога из недорогостоящих подручных средств, дежурств обязательно вызовет интерес маленьких непосед и поможет сделать процесс труда лёгким и увлекательным — ведь в оформлении уголка обязательно примут участие дети или их родные, рукодельницы мамы и умелые папы.

    Источник

    Конспект беседы о работе дежурных в уголке природы

    Цель:Вызвать интерес к дежурству в уголке природы.

    Задачи:

    1. Уточнить полученные ранее знания о способах ухода за растениями уголка природы (как поливать растения, поддерживать их в чистоте, рыхлить почву);

    2. Учить детей определять необходимый уход за растениями, рыбами, попугайчиком как за живыми организмами; формировать знания об обязанностях дежурных в уголке природы;

    3. Воспитывать интерес к животным, желание ухаживать за растениями и животными, чтобы они хорошо себя чувствовали и росли.

    Материал: оборудование для ухода за растениями, новые фартуки, карточки с изображением приемов ухода за растениями.

    Ход занятия:

    Воспитатель предлагает детям посмотреть на уголок природы.

    — Хорошо растениям в нашем уголке природы?

    — Как вы узнаете, что растениям хорошо? (Растения цветут, у них нет желтых листьев и т.п.)

    — Хорошо ли чувствует себя наш попугайчик Кеша? Как вы об этом узнаете? (Кеша красивый, веселый, хорошо ест, поет.)

    — Кто ухаживает за обитателями в уголке природы?

    В средней группе вы были моими помощниками, вы научились поливать растения, мыть поддоны, кормушки для Кеши. Вы перешли в старшую группу, и теперь будете не просто помогать мне, а будете дежурить в уголке природы. У нас есть дежурные по столовой, по подготовке к занятиям, будут еще дежурные в уголке природы.

    Дежурные должны знать, что и как нужно делать. Сейчас об этом поговорим.

    — Что нужно сделать, прежде чем приступить к уходу за растениями? (Посмотреть на все растения.Найти растения, которые нужно поливать, рыхлить и т.п.).

    — Найдите растения, которым сейчас требуется поливка. Расскажите, как вы об этом узнали. Покажите, как нужно правильно поливать (2–3 детей показывают и объясняют).

    — Найдите растения, у которых нужно рыхлить землю, обтирать или опрыскивать листья. Как узнали об этом? Зачем нужно поливать растения и рыхлить землю? (У растения в земле корни, оно корнями пьет воду, через рыхление земли вода быстро проходит к корням.)

    — Что еще нужно растению, чтобы оно было здоровое и красивое? (Обтирать, опрыскивать листья.) Зачем нужно содержать листья растений в чистоте? (Растение дышит листьями.)

    — Вы хорошо запомнили, что растение живое, оно, как и человек, дышит, пьет, берет из земли питательные вещества, поворачивает листья к свету, растет. От плохого ухода может заболеть и даже погибнуть. Помните ли, какой водой нужно поливать растения? (Теплой, т.к. вода сразу из-под крана не годится для поливки.) Весь уход за нашими растениями будут выполнять дежурные.

    — Что есть у нас для работы дежурных? Где хранится? Я сшила для дежурных новые фартучки (рассматривают их) и приготовила новые палочки для рыхления (лейки или что-то другое).

    — У дежурных много работы. Они должны утром, когда придут в детский сад, быстро раздеться, надеть фартучки, посмотреть на цветы уголка природы, чтобы узнать, что нужно делать, договориться между собой, что будет делать каждый, и приступить к работе. После работы все убрать на место, вымыть руки. Я нарисовала карточки, чтобы дежурные что-нибудь не забыли сделать (рассматривают карточки).

    — Можно ли мешать дежурным в работе? Можно ли помогать дежурным? Можно помогать, если они об этом попросят. Дежурные во время работы могут заметить что-нибудь интересное в уголке природы и рассказать нам об этом.

    Воспитатель называет первых дежурных и говорит о том, как дежурные будут узнавать о дежурстве.

    ТЕМА 14

    УХОД ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ

    ЗАДАНИЕ 24

    Изучив пособие Марковской М.М. «Уголок природы в детском саду», ответьте на следующие вопросы:

    1. Какое воспитательное и образовательное значение имеют уголки природы в детском саду?

    2. Чем следует руководствоваться при подборе растений и животных для уголка природы в детском саду?

    3. Каковы условия размещения комнатных растений в уголке природы?

    4. *** Составьте каталог комнатных растений, рекомендуемых для уголка природы и правила ухода за растениями (детский вариант).

    5. Подберите фотографию 1-2 комнатных растений и расскажите об их биологических особенностях.

    6. Составьте правила полива, мытья и опрыскивания комнатных растений.

    ТЕМА 15

    МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТРУДОВЫХ ЗАНЯТИЙ В ПРИРОДЕ

    ЗАДАНИЕ 25

    Изучите статью Э.И. Залкинд «Труд детей в природе».

    Подготовьтесь к семинару на тему «Методика проведения трудовых занятий в природе».

    ПЛАН СЕМИНАРА:

    1. Требования СанПиН к территории ДОУ и размещению и породам деревьев и кустарников на территории детского сада.

    2. Что такое газон? Виды газонов.

    3. Как производят планировку цветника? Какие цветочно-декоративные растения рекомендуют для земельного участка в ДОУ?Разработайте дизайн цветника так, чтобы он оставался цветущим с ранней весны до поздней осени.***

    4. *** Разработайте перспективный план трудовых занятий на цветнике для детей разных возрастных групп(выбор возрастной группы – самостоятельный) на летний период, руководствуясь следующим:

    2 младшая группа

    Летом закрепляются и уточняются знания детей о деревьях, растущих на участке (две породы); цветущих травянистых растениях (два вида); имеющих ярко выраженные характерные признаки (форма листьев, окраска цветов).

    Во время наблюдений дети узнают, что летом ярко светит солнце, становится жарко. На участке необходимо создать условия для игр с песком, водой, в которых будут закрепляться знания детей об их свойства.

    Труд на огороде:

    дети сажают 2-3 грядки: лук, бобы, горох, фасоль в заранее подготовленные бороздки. На одной из грядок воспитатель может посеять в присутствии детей семена редиса или репы. Всю работу по уходу за растениями надо проводить в присутствии малышей, привлекая их к посильному участию.

    Средняя группа

    Приучать детей наблюдать характерные явления летней природы и устанавливать простейшие связи между ними (ярко светит солнце — стало жарко, после дождя – трава зеленеет).

    Формировать простейшие обобщения (редис, морковь – овощи, яблоки, груши — фрукты); подготовить к пониманию, что для роста растений нужен свет, влага, тепло; воспитывать способность замечать красоту природы.

    Нужно, чтобы дети приобрели навыки ухода за растениями в уголке природы и на огороде, в цветнике.

    Во время труда на огороде, в цветнике – при рыхлении, поливке — надо обращать внимание детей на различные свойства почвы (сухая, влажная) и изменение во внешнем виде растения до поливки, рыхления и после. Вся работа детей по уходу за растениями должна проходить под постоянным наблюдением педагога. Он показывает и объясняет, сколько воды надо растению, как рыхлить землю, чтобы не повредить корни.

    Старшая группа

    Расширять и обобщать представления детей о развитии растений под влиянием солнечного света, тепла; учить различать съедобные и ядовитые грибы, травянистые растения; упражнять в различении частей растений, формировать понятие о культурных и дикорастущих растениях, знакомить с трудом людей в парке, поле, на лугу, воспитывать любознательность, любовь, бережное отношение к природе. Дети должны учиться пропалывать сорняки, собирать семена овощей и цветов.

    На участке при поливке растений следить за тем, чтобы дети хорошо смачивали почву. Время от времени детей привлекают к прополке растений, рыхлению земли на грядках, клумбах, а затем к сбору овощей, ягод, семян цветочных растений. Воспитатель учит детей правильно держать лейку при поливе, рыхлить, пропалывать.

    Показав приемы рыхлений междурядий, воспитатель раздает детям рыхлители и предлагает, чтобы каждый сделал то же на отведенном для него участке. Объясняет, что рыхлят за тем, чтобы корням растений поступал воздух.

    Такие виды ухода за растениями, как подвязывание, окучивание, подкормка, проводятся воспитателем в присутствии детей. Показ он сопровождает объяснением.

    Подготовительная группа

    Вести систематические наблюдения за погодой и изменениями в жизни растений и животных. Уточнять и обобщать представления детей, сравнивать лето с зимой, осень с весной. Обобщать характерные признаки каждого времени года. Обогащение представлений о животных ближайшего окружения ( внешний вид, повадки, значение в жизни человека, место обитания). Знакомить с трудом людей по выращиванию растений, пропалывать, подкармливать растения, уточнить понятие о культурных и дикорастущих растениях. Закрепить навыки бережного отношения к живому, умения детей видеть красивое в природе.

    Летом детей знакомят с такими видами ухода за растениями, как полив, рыхление междурядий, прополка культурных растений от сорняков. Воспитатель учит детей правильно держать лейку при поливе, поливать, двигаясь вдоль грядок. Объясняет, что рыхлят затем, чтобы к корням растений поступал воздух.

    ТЕМА 16

    «СОБСТВЕННАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА»

    ЗАДАНИЕ 26

    С учетом изложенного, составьте МОДЕЛЬ «ДОШКОЛЬНИК–ВЫПУСКНИК ДОУ»:

    «Необходимо обучать дошкольника выполнению каждого вида деятельности как системы пяти взаимосвязанных компонентов на основе модели (Н.М. Крылова, В.И. Логинова), которую строит сначала воспитатель, предлагая следующие вопросы, а затем старший дошкольник самостоятельно овладевает этим умением:

    1. Что хочешь сделать? (Формулировка замысла — цели и мотива.)

    2. Из чего или на чем? (Выбор предмета или материала для преобразования.)

    3. Чем будешь делать? (Подбор орудий или инструментов преобразования.)

    4. В каком порядке? (Система поступков, преобразующих материал: что сначала, что потом.)

    5. Получилось ли у тебя то, что ты задумал, достиг ли ты результата? (Анализ продукта, его соответствия замыслу (рефлексия), а затем адекватная оценка: сформулировать самооценку, которая соответствует оценке взрослого.)»

    ТЕМА 17

    ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ

    ЗАДАНИЕ 27

    Проведите анализ последовательности сообщения детям знаний о труде взрослых, предложенной авторами исследования В.И. Логиновой и Е.И. Радиной:

    В.И. Логинова предлагает путь, основанный на использовании системного подхода к определению знаний о труде взрослых как средстве удовлетворения потребностей людей: знания о структуре трудового процесса (цели, необходимых материалов, последовательность производимых операций, достижение результата, определение его соответствия поставленной цели). Поэтапная демонстрация трудового процесса, установление связи между результатами и целью.

    Е.И. Радина предложила путь, начинающийся с показа действий труженика, демонстрация «чудесных превращений» объекта труда. Переключение внимания детей с процесса деятельности на красоту, ловкость движений труженика. Интерпретация этих действий, как отражающих отношение к труду (создание образа труженика), оценка личностных качеств его. Оценка значимости результатов труда для людей. В ряде наблюдений – показ коллективных действий людей в процессе труда, интерпретация их взаимоотношений.

    ***Подготовьте аналитическую справку по данному сравнению.

    ЗАДАНИЕ 28***

    Составьтекартотеку дидактических игр по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых (возрастная группа определяется студентом самостоятельно).

    ТЕМА 18

    МЕСТО И СОДЕРЖАНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДА В КАЖДОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ. УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

    ЗАДАНИЕ 29***

    Проведите наблюдение и анализ организации и руководства совместной трудовой деятельности.

    Источник

    

    Конспект занятия «Дежурство в уголке природы» (старшая группа)

    Закреплять знания детей о приёмах ухода за комнатными растениями, о последовательности выполнения работы.

    Уточнить обязанности дежурных в уголке природы, знания о инвентаре для работы.

    Систематизировать знания детей о комнатных растениях, продолжать прививать необходимые навыки по уходу за ними.

    Продолжать учить планировать совместную работу.

    Прививать интерес, развивать любознательность, желание ухаживать за растениями и животными уголка природы.

    Воспитывать ответственность за порученное дело и умение доводить его до конца.

    У воспитателя у детей___

    Комнатные растения уголка природы  фартуки, тряпочки, палочки для

    рыхления, тазик с водой, клеёнка,

    пульверизатор, ножницы, лейка

    Наблюдения и уход за комнатными растениями в уголке природы. Чтение стихотворений, загадок. Беседы о растениях.

    Незаметно для детей внести новое растение.

    Ход ЗАНЯТИЯ:

    Дети садятся полукругом так, чтобы каждому был хорошо виден уголок природы.

    -Ребята, вы теперь ходите в старшую группу, а раз так, то вам, как большим поручаем самостоятельное дежурство в уголке природы по двое. Кого же назначить первыми? Те, кто из вас сегодня на занятии отличиться, те и станут первыми дежурными.

    Итак, скажите мне пожалуйста, какие растения есть в нашем уголке природы? Как они называются? (дети называют)

    -Молодцы, все знаете! Расскажите, как мы ухаживаем за нашими растениями? (поливаем, рыхлим землю в горшочках, обрезаем сухие листья, опрыскиваем и протираем их).

    — А как можно узнать, что растению требуется полив (по цвету -земля серая, на ощупь –сухая).

    -Алина, покажи нам пожалуйста, как правильно поливать комнатные растения. Дети,обратите внимание: носик лейки касается края горшка, воду лить нужно аккуратно, чтобы не размыть корни. Молодец Алина, спасибо.

    -После того, как все цветы политы, что нужно сделать? (набрать в лейки воды, чтоб до завтра она отстоялась и согрелась).

    -Правильно! Ребята, расскажите, что мы используем во время работы в уголке природы кроме леек? (фартуки, тряпочки, тазик, клеёнка, ножницы).

    -Верно. Теперь давайте поговорим о растениях. Скажите, какие растения нашего уголка природы мы поливаем не в горшок, а в поддон? (лилия, цикламен, фиалка, аммарилис).

    -Да, именно эти цветы не любят, когда заливают их луковицу или клубень, они впитывают воду из поддона корнями. У нас в группе есть новые дети и они думаю не знают, какой водой мы поливаем наших зелёных друзей. Из под крана? (Нет! только отстоенной водой или дождевой водой)

    -Верно, водой из под крана комнатные растения поливать нельзя-она холодная и растениям будет неуютно. В умывальной комнате есть тазик с водой для поливки растений.

    -Дети, а для чего мы рыхлим землю в горшочках? (что бы нужная корням вода и воздух легче проходила сквозь землю).

    -Правильно, а как нужно рыхлить почву? (осторожно, чтобы не повредить корни, иначе, они начнут гнить и растение погибнет). Денис, покажи нам, как это делать (ближе к краю горшка, вокруг растения).

    -Ребята, подумайте и скажите, какие комнатные растения мы опрыскиваем (традесканция, аспарагус, бегония, плющ). Эти растения наши дежурные будут опрыскивать из пульверизатора. Настя, покажи нам, как это делать. Посмотрите, дети, опрыскивать нужно не только сверху, но и сбоку и снизу. Правильно, молодец.

    -Итак, мы закончили работу, что делаем дальше? (Убираем всё на свои места, протираем клеёнку, моем и сушим тряпочки).

    -Молодцы! Вы все отвечали на вопросы правильно и показали хорошие знания о наших зелёных друзьях. Дежурство  с завтрашнего дня начнут Денис и Алина. Договоритесь, кто из вас будет выполнять ту или иную работу. А мы понаблюдаем за вами и подведём итог, какие вы дежурные.

    Конспект занятия «Знакомство с комнатными растениями» (старшая группа) ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Уточнить и систематизировать знания детей о комнатных растениях. Учить детей более полно описывать растения, отличая.

    Перспективное планирование наблюдений с детьми Перспективное планирование наблюдений с детьми Блог Светланы Логиновой Анонс Перспективное планирование поможет воспитателям организовать.

    Источник

    Уголок дежурства в уголке природы в старшей группе

    Дежурство в уголке природы

    Подготовила воспитатель: Мамутова Э. М.

    Тема: Дежурство в уголке природы.

    Цель: Показать детям особенности дежурства в уголке природы. Формировать ответственность по отношению к уходу за растениями.

    Материал: фартуки, вода, леечки.

    Связь с другими занятиями и видами деятельности: беседа о домашних животных и растениях. Индивидуальные поручения по уходу за растениями.

    Ход НОД:

    В уголке природы будут дежурить 2 человека. Посмотрите внимательно, в групповой комнате есть специальный шкаф для дежурных, там имеются все необходимое для работы в уголке природы.

    Педагог приглашает детей посмотреть, что лежит в шкафу: «Здесь лежат фартучки, водичка, леечки и многое другое. Каждому дежурному нужно все оборудование. Сегодня дежурить буду я, а вы будете мне помогать. Внимательно следите за тем, что я буду делать и учитесь. Кто хочет мне помогать?»

    Воспитатель приглашает одного из ребят.

    С помощью взрослого ребенок демонстрирует действия (надевает фартук, достает леечки с водой).

    Воспитатель: «Какую работу в уголке природы еще должны выполнять дежурные? (ответы детей). Нужно уметь ухаживать за комнатными растениями».

    Педагог объясняет детям особенности ухода за растениями, которые имеются в уголке природы: «Комнатные растения нуждаются в разном уходе: одни любят солнце, другие наоборот, нужно убирать в тень. Одни нуждаются в обильной поливке, другие боятся излишней влаги. Одни растения нужно поливать под корень, а другим наливать воду в поддон. Нужно убирать старые засохшие листья, аккуратно рыхлить землю, протирать твердые листья влажной салфеткой».

    Дети с помощью взрослого демонстрируют способы ухода за растениями.

    В ходе дети познакомились с новым видом деятельности, как дежурство в уголке природы. Все с интересом наблюдали за процессом и пришли к выводу, что за комнатными растениями нужно ухаживать.

    Источник

    Уголок дежурства в уголке природы в старшей группе

    Дежурство в уголке природы

    Подготовила воспитатель: Мамутова Э. М.

    Тема: Дежурство в уголке природы.

    Цель: Показать детям особенности дежурства в уголке природы. Формировать ответственность по отношению к уходу за растениями.

    Материал: фартуки, вода, леечки.

    Связь с другими занятиями и видами деятельности: беседа о домашних животных и растениях. Индивидуальные поручения по уходу за растениями.

    Ход НОД:

    В уголке природы будут дежурить 2 человека. Посмотрите внимательно, в групповой комнате есть специальный шкаф для дежурных, там имеются все необходимое для работы в уголке природы.

    Педагог приглашает детей посмотреть, что лежит в шкафу: «Здесь лежат фартучки, водичка, леечки и многое другое. Каждому дежурному нужно все оборудование. Сегодня дежурить буду я, а вы будете мне помогать. Внимательно следите за тем, что я буду делать и учитесь. Кто хочет мне помогать?»

    Воспитатель приглашает одного из ребят.

    С помощью взрослого ребенок демонстрирует действия (надевает фартук, достает леечки с водой).

    Воспитатель: «Какую работу в уголке природы еще должны выполнять дежурные? (ответы детей). Нужно уметь ухаживать за комнатными растениями».

    Педагог объясняет детям особенности ухода за растениями, которые имеются в уголке природы: «Комнатные растения нуждаются в разном уходе: одни любят солнце, другие наоборот, нужно убирать в тень. Одни нуждаются в обильной поливке, другие боятся излишней влаги. Одни растения нужно поливать под корень, а другим наливать воду в поддон. Нужно убирать старые засохшие листья, аккуратно рыхлить землю, протирать твердые листья влажной салфеткой».

    Дети с помощью взрослого демонстрируют способы ухода за растениями.

    В ходе дети познакомились с новым видом деятельности, как дежурство в уголке природы. Все с интересом наблюдали за процессом и пришли к выводу, что за комнатными растениями нужно ухаживать.

    Источник

Adblock
detector