Творчество писателя Василия Шукшина

Творчество писателя Василия Шукшина

Творчество писателя Василия Шукшина

Василий Шукшин писал всего лишь немного больше десяти лет, но после него осталось такое наследие, которое не всегда оставляют писатели, имевшие долгий творческий путь.

Первые рассказы Шукшина повествуют о людях, с которыми он вырос, кого видел каждый день. В его произведениях очень четко отражаются различные духовные и моральные изменения, которые происходят с людьми.

Шукшин – реалист, поэтому в его романах и рассказах нет места надуманности. При этом каждый персонаж является интересной и глубокой личностью, которая имеет свои особые черты. Н протяжении каждой истории автор держит читателя в напряжении, заставляет задумывается о реалиях и делать определенный выбор. Несмотря на то, что герои первых рассказов Шукшина простые люди, они все равно часто размышляют о смысле жизни и своем место в нем, просто делают это достаточно просто, без пафоса и высокопарных фраз.

Автор всегда старается раскрыть для читателя именно духовный образ своих героев. В своих романах он говорит о том, что не всем и не всегда удается найти истину, но даже ее поиски являются возможностью лучше познать себя и раскрыть свою душу. Все герои Шукшина умеют критически себя оценивать, анализировать свои поступки и пытаются понять, как нужно жить, чтобы совесть всегда оставалась чистой. Очень часто главные герои переживают душевные надломы, сильное напряжение.

В произведениях Шукшина есть много трагизма. Писатель очень остро реагировал на человеческую злость, невежество, произвол и безнаказанность, которая существовала и существует в обществе. Поэтому он старался показать в своих произведениях то, что человек, несмотря на обстоятельства, всегда должен оставаться человеком, иначе темнота его попросту поглотит.

Источник

Творчество писателя В. М. Шукшина

Василий Шукшин вошёл в литературу уже сложившимся человеком и профессионалом: он был известный актёр, уже попробовал себя в режиссуре, но ему всё равно чего-то не хватало – мысли о родной земле, живущих на ней людях переполняли его душу. Он писал: «Моё ли это – моя родина, где родился и вырос? Моё. Говорю это с чувством глубокой правоты, ибо всю жизнь мою несу родину в душе, люблю её, жив ею, она придаёт мне силы, когда случается трудно и горько…». Шукшин понял принципиальную особенность власти своего времени: она состояла в постоянном одуривании людей идеологией. На мой взгляд, этот процесс является основной чертой любой власти, только инструменты одурачивания разные, исходя из задач, стоящих перед оной… Сергей Залыгин, тогдашний главный редактор журнала «Новый мир» писал о гражданской и творческой позиции писателя В. Шукшина: «У него не было ни тени умиления или заискивания ни перед своими героями, ни перед самим собой, больше того он был суров по отношению и к ним, и к себе той суровостью, которая неизбежна, если писатель знает и понимает людей и не делает особого исключения для себя, если он хочет, страстно желает, чтобы не только им было лучше, но чтобы и они сами тоже были лучше.» Показателен в этом плане рассказ Шукшина «Билетик на второй сеанс», где автор простыми и понятными словами изливающих душу о заветном нескольких пьяненьких мужиков говорит о серьёзных проблемах выбора жизненной позиции и невозможности изменить сложившуюся судьбу, где каждый сам строит свою единственную и неповторимую жизнь, когда горечь неверных поступков остаётся с человеком на все оставшиеся годы – и уже ничего не изменить…
С этих, казалось бы, исконно вечных и понятных позиций писатель раньше многих других профессиональных мыслителей сумел почувствовать сдвиг в духовном мире простого деревенского жителя, носителя массового сознания. Его произведения зафиксировали новое в развитии народного характера. Шукшину удалось уловить и показать в своих рассказах те особые процессы, происходящие в общественной психологии населения, которые ещё только зарождались в глубинах народного сознания и реальной жизни, чего так и не смогли объяснить многочисленные общественно-политические институты – он заговорил об опасности всеобщего безверия, что хорошо иллюстрирует рассказ «Верую».
Где по сути показывал, что надо как-то искать выход из трясины бездуховности, одолевающей все слои советского общества…
Начинал Василий Шукшин свою литературную эпопею с горделивого любования сильным и самобытным человеком из народа, умеющим лихо работать, искренне и простодушно чувствовать, но всегда следовать здравому смыслу, сминая барьеры наносной и плоской обывательской логики. В таком подходе писатель во многом напоминает А.П. Чехова, делавшего своими рассказами подобное в другой социальной обстановке почти за век до советского писателя В.М. Шукшина.
В 1971-1973 годах Шукшин опубликовал подборки рассказов, из которых был составлен сборник «Характеры», пишет сценарий фильма «Печки-лавочки» и киноповесть «Калина красная». Основной темой всех его произведений стал дефицит нормального человеческого чувства. Персонажей его произведений не удовлетворяет бедная, огосударствленная целеустремлённость, ограниченность жизненных устремлений, направленных лишь на сохранение и удовлетворение первейших физических потребностей. Писатель увидел драматическое напряжение в коллизии разрыва между состоянием предлагаемых человеку возможностей самореализации и плохо осознанными духовно-нравственными устремлениями личности. Герои рассказов Шукшина – натуры сильные, нравственно чуткие, но не развитые духовно, поэтому они пребывают в жестоком внутреннем разладе от двойственной жизни, при расхождении слов и дел, лозунгов и реальностей социума. Для читателей часто поступки Шукшинских героев кажутся странными, нелогичными, а порой и анекдотичными, как бы скатывающимися в чудачества. Это рассказы «Чудик», «Генерал Малофейкин» и многие другие, где писатель действие постепенно переводит в драму несостоявшейся жизни, человека не в своей тарелке. Чудики Василия Шукшина – это люди, выломившиеся из адекватной им реальности и возжаждавшие чего-то идеального, но не знающие, где и как подобное искать, куда девать и направить свои душевные и физические силы. Автор рассказов далёк от идиллического восприятия окружающей действительности и в самой народной жизни, больше того он с беспощадным сарказмом осмеивает пейзанские представления о жизни простого сельского человека в массовой советской литературе. Ведь не случайно хор уголовников, исполняющий песню «Вечерний звон» в «Калине красной» выстроен на фоне голубого неба с белыми облаками и раскинувших ветви кудрявых берёзок – всё это как бы олицетворяет сельскую идиллию в представлении охранительного сознания…
Особым сплавом мудрости и мужества у писателя обладают матери непутёвых запутавшихся героев. Мать в его рассказах – это самый высокий образ-символ, олицетворяющий человечность в рушащемся мире нормальных представлений об истинном. Образ матери, её судьба, её слово, её горе и слёзы образуют этический стержень повествования в произведениях Шукшина, где законы жизни и смерти проверяются и побеждаются нравственным чувством матери. Здесь нравственно-этический идеал писателя очень близок подобному пониманию идеала в «Реквиеме» Анны Ахматовой.
Василий Шукшин первый заговорил в советской литературе о созревшей тоске простого деревенского жителя по нормальной, свободной от надуманных условностей человеческой жизни, путей к которой сам этот человек не видит в тумане начинающейся общественной деградации 70-х годов. Он предсказывал, что ситуация внутреннего душевного разлада человека самого с собой взрывоопасна. Если индивид не может реализовать свой потенциал, то он поддаётся настроению разрушения, начиная с себя, заканчивая списком претензий к современному ему обществу, когда его чудачества могут перерастать в трагедию духовного опустошения и одичания. А подобное писатель считал самым непоправимым дефектом человека, с чем боролся всем своим творчеством и жизнью.
Перу В.М. Шукшина принадлежит несколько произведений в жанре романа – это «Я пришёл дать вам волю» о Степане Разине, незаконченное произведение «Любавины», книга о Сибири в начале ХХ века, написал сатирическую сказку «До третьих петухов». Все произведения писателя были направлены на осознание реального, но оказались ещё более аутентичны для понимания происходящего в будущем, через 50 лет после его раннего ухода из жизни…

Источник



Василий Макарович Шукшин

25 июля 1929 года, в селе Сростки Алтайского края, родился Василий Макарович Шукшин. Настоящий, честный человек, великий режиссер, великий русский и советский актер. Русский писатель, глубоко любящий, страдающий и переживающий за судьбу горячо любимой родины — России. Честный, правдивый, он всей душой, каждой клеточкой нервов, чувствовал и понимал всю несправедливость которая есть в жизни, всю надвигающуюся нечесть над святой Россией, болел за правду и чистоту нашей русской земли.
Василий Макарович Шукшин — это совесть и душа русского человека.

Замечательные слова сказала Тамара Пономарева, автор книге о Василии Макаровиче:
"..Шукшин ярый противник неуважения к собственному или чужому человеческому достоинству, унижения человека человеком. Более же всего Василий Макарович сопротивлялся неприкрытому хамству, которое пользуясь своей безнаказанностью, нарушает все моральные нормы, открыто издевается над беззащитным человеком."

Почему-то проводится такая параллель:
Два ума, два певца, два великих человека А.С.Пушкин и В.М.Шукшин, их разделяет время, но как поистине все незримо связано в нашей жизни: А.С.Пушкин, мечтал написать о Степане Разине, готовил материалы, но смерть прервала все его планы и мечты, у Василий Макаровича Шукшина — это также было заветной мечтой, он рвался к этому, и также не успел. осуществить свою заветную мечту..

Ему нет равных среди режиссеров, неповторим он и уникален как актер: особая интонация его голоса, жесты, взгляд, Василий Макарович никогда не играл, его появление на экране, это истинное проживание своего героя, чего только стоит небольшой эпизод в фильме Сергея Герасимова "Тихий Дон", не говоря уже о его ролях в фильмах "Два Федора", "Калина красная", "Когда деревья были большими" и многих, многих других, и как подведение итога, фильмом Бондарчука "Они сражались за Родину", ролью Лопахина. Он и сражался за Родину всю свою жизнь.

Источник

Жизнь и творчество Шукшина

Василий Шукшин – русский писатель, живший в ХХ веке. Он был человеком непростой судьбы. Родился Шукшин в 1929 году в маленьком селе Сростки (Алтайский край). Это было трудное время. В детстве будущий писатель потерял отца. Его репрессировали. Отчим погиб на войне. Шукшин учился в автомобильном техникуме, работал слесарем в разных городах Советского Союза. Служил в армии. Так прошли его первые послевоенные годы.

Путь к призванию

Среднее образование будущий писатель завершил только в начале 50-х. Автомобильный техникум он так и не закончил. Аттестат Шукшин получил в своем родном селе. В Сростках Василий Макарович работал учителем и даже был директором школы.

Как получилось, что после нескольких лет, проведенных в родном селе, Шукшин отправился в Москву, чтобы поступать во ВГИК? Какие думы терзали его в эти годы? Чувства, бередившие душу, Шукшин позже опишет в своих знаменитых деревенских рассказах. На вырученные от продажи коровы деньги будущий актер и режиссер уехал в столицу. Он следовал зову сердца.

Первые творческие достижения

Чувствуя писательский дар, Шукшин подает документы на сценарный факультет, но поступает на режиссерский. Его педагогом стал знаменитый Михаил Ромм, автор фильмов «Девять дней одного года» и «Обыкновенный фашизм». Именно этот маститый режиссер посоветовал молодому Шукшину печатать свои рассказы. Литературный успех пришел не сразу. Только в начале 60-х вышли в свет некоторые произведения.

Первая режиссерская работа осталась незамеченной, зато Василий Макарович быстро получил признание как актер. Творчество Шукшина началось с эпизода в фильме «Тихий Дон». Уже через два года актер снялся в своей первой главной роли. Его пригласил выдающийся режиссер Марлен Хуциев (фильм «два Федора»). Актерская карьера Шукшина складывалась удачно. Режиссеры часто обращались к нему с предложениями работы. Примерно два раза в год в Советском Союзе выходили фильмы с участием актера.

творчество шукшина

Кинематограф и литература

Режиссерское творчество Шукшина официально начинается в 60-х. Василий Макарович устраивается работать в киностудию имени Горького. Шукшин считается перспективным писателем. Свой первый фильм Василий Макарович снял по мотивам собственных рассказов. Кинокартина «Живет такой парень» получила хорошие отзывы публики и критики. Эта жизнерадостная комедия награждена призами фестивалей в Ленинграде и Венеции.

Следующие десять лет творчество Шукшина как режиссера не было особенно продуктивным. Его фильм о восстании Степана Разина отклонил Государственный комитет по кинематографии. Однако это время не прошло бесследно. Василий Макарович снял два фильма и издал сборник рассказов «Сельские жители». Кроме того, за эти десять лет он дважды женился и стал отцом троих дочерей.

жизнь и творчество шукшина

Личная жизнь

Первый брак Шукшина оказался неудачным. Его жена, Мария Шумская, была односельчанкой писателя. Они зарегистрировали брак в Сростках, но из загса вернулись врозь, с тех пор так и жили по отдельности, он – в столице, она – в селе.

Личная жизнь писателя была сложной. В Москве он пристрастился к алкоголю. Из-за этой пагубной привычки распался второй брак писателя с Викторией Софроновой. В этой семье появился на свет первый ребенок Шукшина – девочка. В третьем браке с актрисой Лидией Федосеевой у Василия Макаровича родились две дочери – Мария и Ольга.

многообразие народных характеров в творчестве шукшина

Главные герои – люди из села

Литературное творчество Шукшина связано с советской деревней и ее жителями. Герои его рассказов удивляли читателей и критиков своей странностью. Персонажей книг Василия Макаровича нельзя назвать однозначно положительными или отрицательными. Они способны и на хорошее, и на плохое. Герои Шукшина порывисты, импульсивны. Они часто совершают нелогичные действия. Эти люди независимы и глубоко несчастны. Они совершают необдуманные поступки с тяжелыми последствиями потому, что душа их растоптана изменой, предательством и несправедливостью.

Жизнь и творчество Шукшина взаимосвязаны. Писатель – выходец из деревни. Прототипов своих героев он знал не понаслышке. Часто персонажи рассказов Шукшина не могут понять, что с ними происходит. Почему они несчастны? И сами не могут объяснить и оправдать свои поступки. Все дело в душе человеческой. Она знает, как правильно жить. Такое интуитивное понимание находится в конфликте с реальностью незадавшейся судьбы деревенского дурачка, пьяницы или бывшего заключенного.

шукшин биография и творчество

Храм как символ

В рассказах Шукшина часто упоминается церковь. Она выступает возвышенным символом чистоты и нравственности. И, как правило, подвергается разрушению. В произведении «Мастер» деревенский пьяница Семка-столяр старается спасти местную церковь. Но все его попытки терпят неудачу. А в сочинении «Крепкий мужик» герой разрушает храм, чтобы добыть кирпичи для строительства хлева. О нравственном падении повествуют жизнь и творчество Шукшина.

творчество василия шукшина

Внимание к повседневности

Рассказы Василия Макаровича критики часто упрекали в бытописательстве. Это значит, что, по их мнению, Шукшин слишком много внимания уделял крестьянской повседневности. Казалось бы, для таких обвинений есть все основания. Писатель детально изображает неказистый быт своих героев, но этот прием художественно оправдан. Деревенские люди не привыкли обдумывать свою участь в философских терминах. Они просто живут, работают, едят и спят, занимаются ежедневными привычными делами. И только мятущаяся душа время от времени дает о себе знать. Герои Шукшина часто сами не понимают причины страданий, а потому реагируют на них резко и бурно.

жизнь и творчество василия шукшина

Разные сочинения – одна проблематика

Многообразие народных характеров в творчестве Шукшина ярко проявляется в рассказе «А поутру они проснулись». Это одно из самых известных сочинений писателя. В произведении автор повествует об утреннем пробуждении оказавшихся в вытрезвителе людей. Каждый вспоминает вчерашний день и рассказывает собравшимся свою историю. Среди них есть люди из всех слоев общества: сантехник, тракторист, бывший заключенный и даже профессор.

Центральное место в творчестве Шукшина занимает роман «Я пришел дать вам волю». Это произведение посвящено историческому событию – крестьянскому восстанию под предводительством Степана Разина. Герой романа чем-то напоминает чудаков из деревенских рассказов писателя. Степан Разин такой же сильный, независимый, мятущийся человек, обладающий обостренным чувством справедливости.

Характерные черты персонажей

Василий Шукшин, биография и творчество которого изучаются во многих школах и университетах, писал в основном в жанре рассказа. Большинство его сочинений демонстрируют схожую проблематику. Писатель не идеализирует своих героев. Как правило, деревенские жители в его рассказах далеки от образцов возвышенности характера и чистоты помыслов. Автор редко объясняет поступки героев. В каждом из рассказов Шукшина – жизненная ситуация, стандартная или уникальная.

Творчество Василия Шукшина очень разнообразно. Однако все его персонажи чем-то похожи. Их общая черта – нереализованность. Проявляется это по-разному. В рассказе «Срезал» деревенский мужик Глеб Капустин любит унижать односельчан, добившихся успеха. Он человек умный и эрудированный. Однако не находит полезного применения своим качествам, работая на сельской пилораме. Отсюда – неудовлетворенность. Глеб не пьет, не бедокурит. Он находит оригинальный выход своему уязвленному самолюбию, унижая людей, которым повезло в жизни больше, чем ему.

Жизнь и творчество Василия Шукшина отражают метания его героев. Колю Паратова (рассказ «Жена мужа в Париж провожала») унижает супруга Валентина. Она постоянно упрекает в том, что он, не имея профессии, зарабатывает мало. Коля интуитивно чувствует выход и стремится вернуться в деревню. Ведь в городе иные ценности, не все измеряется деньгами. Но удерживает ребенок. Коля начинает пить, угрожает жене расправой. Очутившись в жизненном тупике, он совершает самоубийство.

василий Шукшин баиография и творчество

Центральное кинематографическое произведение

Василий Шукшин, биография и творчество которого привлекают внимание всех любителей искусства, вошел в историю русской литературы. Он снял не очень много фильмов. Его режиссерские работы напрямую связаны с литературным творчеством. Центральное кинематографическое произведение – «Калина красная».

Этот фильм рассказывает историю Егора Прокудина. Вор-рецидивист, он недавно освободился из заключения. Егор отправляется в деревню, в гости к Любе. С ней он познакомился заочно, по тюремной переписке. Получилось так, что в деревне Егор обрел не только любовь, дружбу и работу по душе. Он впервые в жизни понял, что значит жить правильно, по Божьим законам. Но прошлое не отпускает Егора. Его находят подельники. Прокудин отказывается вернуться к прежней жизни. За это его убивают.

Во многих произведениях Шукшина присутствует мотив деревни как спасения. Именно в ней находит счастье Егор Прокудин. В деревню рвется Коля Паратов из рассказа «Жена мужа в Париж провожала». В селах люди ближе к природе. Современное общество потребления еще не коснулось их души. Но и деревня – лишь символ потерянного счастья. Сельских жителей мучат те же внутренние проблемы, что и горожан. Об этом нам рассказал великий русский писатель Василий Макарович Шукшин.

Источник

Adblock
detector