Тест по теме Систематические категории
Систематика живого
Зачем нужно было всех живых существ распределять по каким-то категориям?
Многим людям систематика кажется абсолютно не нужным направлением.
Однако, у этого раздела науки есть вполне четкие цели и задачи.
Задача №1
Описание организмов (морфологическое) как современных, так и вымерших.
Задача №2
На основе знаний о строении организмов, установить родственные и эволюционные взаимоотношения между ними.
Задача №3
Выяснение закономерностей, позволяющих предсказать признаки какого-то нового живого объекта.
Систематизировать все живое ученые пытались очень давно. Если говорить об известных истории попытках, то это был Аристотель, т.е. мы говорим о времени до н.э.! Ученых, занимающихся систематикой, было очень много, всех перечислять здесь не будем. Самые основательные труды принадлежат К.Линнею, Ч. Дарвину и Э. Геккелю.
Давайте разберем основные таксоны современной систематики.
Таксоны
Растений
Животных
Надцарство (или империя)
Первое, самое глобальное деление идет на ядро-содержащих организмов (эукариотов) и безъядерных (прокариотов)
Основной критерий этого разделения — наличие или отсутствие ядра.
Царства:
1. Животные 2. Растения 3. Грибы
Это деление основано на нескольких параметрах:
1) запасное питательное вещество (животные — белки и гликоген, Растения — углеводы, грибы — гликоген и хитин);
2) строение клетки (есть органеллы, присущие исключительно одному из царств);
3) тип питания (гетеротрофы, автотрофы, редуценты).
Подцарства:
Одноклеточные
Многоклеточные
- бактерии
- животные
- растения
- грибы
- животные
- растения
- грибы
Систематика животных.
Тип.
Критерий — наличие внутреннего скелета и его отсутствие (или экзоскелет).
подтип позвоночные:
- — тип хелицровые
-тип ракообразные
— тип трахейные
Класс.
Здесь в основе строение, морфология животного. Рассматриваются и внешнее строение, и все системы органов.
Например, увидели вы вот такое создание:
Похоже на большого червя или на маленькую змею…. как определить класс?
Если вы не зоолог — профессионал, который сделает это по внешнему виду, то только по внутреннему строению.
1) есть череп и скелет — значит, не червь;
2) есть легкие, неполная перегородка в сердце и кожа покрыта слизью;
Вывод — животное относится к классу земноводных.
Отряд
Объединение идет уже более детально, например:
— у насекомых — по строению крыльев: прямокрылые, жесткокрылые и т.д.
— у птиц: отряд аистообразные, отряд голубеобразные, отряд курообразные м т.д.
— у млекопитающих: рукокрылые, грызуны, хищные, приматы и т.д.
Критерием становится уже более детальное различие в строении, питании и образе жизни.
Дальше — еще больше сходство в строении и жизнедеятельности, еще больше степень родства: род.
И самая меньшая категория систематики — вид .
Систематика растений
В основе деления на отделы — строение тела (наличие тканей и органов) и базовый тип размножения.
Классы — это, например, различия в строении семени, цветка, листа, стебля и т.д..
Порядок — объединение идет на основе родства.
Семейство — общее происхождение, строение цветка и способ размножения.
Далее — как у животных — род и вид.
Источник
Тест ЕГЭ Биология 11 класс Бесплатно Систематика растений
Основы современной систематики были заложены шведским естествоиспытателем Карлом Линнеем.
В своих работах Линней дал определение «вид», ввел бинарную (двойную) номенклатуру, где используется родовое и видовое название, например, берёза бородавчатая, где береза- это родовое название, а бородавчатая- это видовое название.
Систематика растений- наука о классификации и определении родственных связей между растениями.
Основные систематические (таксономические) категории:
Надцарство— самая крупная систематическая категория, которая объединяет
- прокариот- организмов, чьи клетки не имеют оформленного ядра, например, бактерии, сине-зеленные водоросли
- эукариот- живых существ, клетки которых имеют ядро- животные, растения, грибы
Царство— крупная таксономическая категория.
Выделяют следующие царства:
- бактерии
- грибы
- растения
- животные
- вирусы- неклеточная форма жизни
Далее рассмотрим деление царства растений:
Царства растений подразделяется на подцарство высшие растения и подцарство низшие растения.
К высшим еще можно отнести вымерших примитивных сосудистых растений, которые первые вышли на сушу- риниофиты (псилофиты).
Отделы растений:
- покрытосеменные
- голосеменные
- мхи
- хвощи
- плауны
- папоротники
У отдела покрытосеменные выделение в классы однодольных и двудольных происходит по следующим основным признакам:
- жилкование листьев
- тип корневой системы
- строение семени
Семейство- объединяет в себе близкородственные рода, например, род клевер, род горох, род фасоль объединены одним семейством Бобовые.
У покрытосеменных растений объединение в семейства происходит на основе таких признаков, как строение цветка и плода.
Род— это объединение близких по происхождению видов, например, виды: клевер красный, клевер белый, клевер альпийский, объедены в один род- клевер.
В заданиях, где нужно определить род, род— это имя существительное от видового названия.
Вид— это совокупность особей, заселяющих определенную территорию (ареал), сходных по строению, имеющих общее происхождение, скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство.
Вид реально существует в природе и является самой маленькой единицей систематики.
Примеры видового названия: одуванчик лекарственный, редька дикая, ландыш майский и другие.
Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации
Низшие споровые растения (водоросли)
Водоросли- низшие растения, в большинстве своем обитают в воде, способны к фотосинтезу.
Насчитывается около 30 тыс. видов различных водорослей.
Выделяют основные отделы:
- зелёные водоросли
- красные водоросли
- бурые водоросли
Водоросли могут быть одноклеточными и многоклеточными.
Примеры одноклеточных водорослей: хлорелла, хламидомонада, колониальные водоросли- вольвокс.
Тело многоклеточных водорослей представлено- таллом или слоевищем, состоит из сходных клеток и не разделено на органы и ткани.
К субстрату водоросли прикрепляются с помощью ризоидов— выросты клеток.
Хлоропласты водорослей называются хроматофорами.
У многих подвижных водорослей имеется светочувствительный глазок (стигма), который способствует световосприятию водорослей.
Размножение водорослей происходит бесполым и половым путем.
Бесполое размножение:
- вегетативное размножение- деление тела на части- фрагментация; деление клеток на двое; распад колоний
- шизогония- множественное деление ядра, например, хламидомонада
- спорообразование
- споры растений— микроскопические зачатки некоторых растений, имеющие разное происхождение, служащие для их размножения и (или) сохранения при неблагоприятных условиях
Половое размножение:
- образование женских и мужских гамет и их слияние с образованием зиготы (зигота-оплодотворенная яйцеклетка)
- слияние двух одноклеточных водорослей друг с другом
Строение одноклеточной водоросли хламидомонады:
Ниже ты увидишь улотрикс, строение его клеток и как протекает процесс бесполого размножения:
- многоклеточные зеленые водоросли: спирогира, улотрикс, ульва, кладофора обитают на мелководье, необходимо много света для жизнедеятельности
- многоклеточные бурые водоросли: ламинария (морская капуста), фукус обитают в холодных морях на глубине 20-30 метров
- многоклеточные красные водоросли: порфира, филлофора — глубоководные обитатели, встречаются даже на глубине до 260 метров
Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации
Высшие споровые растения
Наука, изучающая мхи, называется бриология.
Моховидные относятся к высшим споровым растениям, так как для них характерно разделение тела на органы и ткани.
- есть стебли, листья, нет корней, вместо них ризоиды, как у водорослей
- жизненные формы- однолетние и многолетние травянистые растения
- обитают во влажных местах, так как развитие спор и половое размножение возможно только при наличии воды
- в жизненном цикле преобладает гаметофит (само взрослое растение), что отличает мхи от остальных высших растений
- бесполое поколение спорофит (коробочка со спорами на ножке) развит слабо и не способен к самостоятельному существованию, поэтому как бы паразитирует на гаметофите
- представители листостебельные: кукушкин лен, сфагнум (белый мох); печеночные: маршанция, ричия
Внешнее строение мха кукушкин лен:
Сравнительная характеристика мха сфагнума и кукушкина льна:
Мох кукушкин лен
стебель ветвистый, тонкий, главный побег прямостоячий, боковые побеги расположены пучками, много мелких листьев
стебель не ветвится, узкие, спирально расположенные листья
нет ризоидов, нижний конец стебля, погруженный в воду, постепенно отмирает
вместо корней нитевидные выросты в нижней части стебля- ризоиды
наличие воздухоносных клеток
кора стебля сфагнума состоит из крупных водоносных клеток, которые являются приспособлением к существованию во влажных местах обитания
нет воздухоносных клеток
белёсый цвет, благодаря водоносным клеткам
коробочки округлой формы и без колпачка, располагаются группой на верхушке мха,
коробочка вытянутой формы, располагаются поодиночке на верхушке женского растения, есть волосистый колпачок
Гаметофит— половое поколение в жизненном цикле растений, развивающихся с чередованием поколений, имеет одинарный (гаплоидный) набор хромосом, образует гаметы.
Предросток — нитчатое разветвленное образование, похожее на водоросль, развивающееся из споры мха, из предростка развивается гаметофит.
Спорофит— диплоидная многоклеточная фаза в жизненном цикле растений, развивающаяся из оплодотворенной яйцеклетки или зиготы и производящая споры.
Отдел папоротниковидные, хвощи, плауны
Предками папоротников, хвощей, плаунов были риниофиты (псилофиты)- первые растения суши и первые сосудистые растения на земле.
- имеют стебель, листья, корни и корневища
- имеют хорошо развитые проводящую, механическую и покровную ткани
- размножаются спорами, вегетативно (корневищами) и гаметами
- развитие спор и оплодотворение происходит при наличии воды
- споры развиваются в спороносных колосках (у плаунов и хвощей) и на нижней стороне вайи (у папоротников)
- в цикле развития преобладает бесполое поколение- спорофит (само растение)
- гаметофит, половое поколение- заросток, имеет сердцевидную форму
- почти все травянистые многолетние растения, обитающие во влажных местах
- вайя— листоподобный орган (побег) папоротников
- плауны (плаун булавовидный, плаун баранец)- наиболее древняя группа сосудистых растений
- хвощи (хвощ полевой, лесной, болотный)
- папоротники (орляк, щитовник мужской)
Более подробная информация в нашем уроке «Плауны. Хвощи. Папоротники»
Жизненный цикл папоротников, в котором преобладает стадия спорофита- взрослого растения:
Более подробное описание жизненного цикла папоротников вы можете посмотреть в нашем уроке «Плауны. Хвощи. Папоротники»
Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации
Высшие семенные растения
Выделяют следующие отделы высших семенных растений:
- голосеменные
- покрытосеменные
Отдел голосеменные растения
Подробно с отделом голосеменные вы можете ознакомиться в нашем уроке «Голосеменные»
Свое название голосеменные получили потому, что их семена лежат открыто (голо) на поверхности чешуи шишек, а не внутри плода, как у покрытосеменных.
У голосеменных различают следующие классы:
- Гинкговые (гинкго)
- Гнетовые (вельвичия удивительная)
- Саговниковые (Цикадовые)(саговник)
- Хвойные (сосна обыкновенная, ель, лиственница)
1000 видов, 88 родов, 14 семейств.
- размножение с помощью семян
- отсутствие плодов и цветков
- древесные растения или кустарники, иногда стелющиеся формы
- листья чаще игольчатые, слегка уплощенные или чешуевидные
- чаще всего вечнозеленые растения
- настоящие сосуды отсутствуют
- разнополые растения
- в отличие от споровых растений, приспособлены к сухим местообитаниям, так как оплодотворение происходит без участия воды
- мужские гаметы- неподвижные спермии
- перекрёстное опыление (женские шишки выше мужских)
- в жизненном цикле преобладает диплоидный спорофит
- гаметофит- многоклеточные женские половые органы- архегонии, расположенные внутри семязачатка; мужской гаметофит представлен пыльцевым зерном
- семена располагаются на чешуйках шишек
- шишка— это видоизменённый побег, развивающийся на концах веток голосеменных растений (хвойных и некоторых других) в виде маленьких образований, покрытых чешуйками
В отличие от спор, в семенах имеется запас питательных веществ, необходимых зародышу в первое время его развития, пока у молодого растения не сформируется корневая система.
Кроме того, внутри семени зародыш будущего растения надежно защищен от неблагоприятных воздействий окружающей среды.
Все это значительно увеличивает шансы молодого растения на выживание.
Преимущество семян:
- в семенах имеется запас питательных веществ для зародыша
- внутри семени зародыш защищен
Отдел покрытосеменные
Покрытосеменные или цветковые- самая многочисленная группа ныне существующих растений.
Известно около 350 тысяч растений.
- наиболее процветающий отдел растений, биологический расцвет продолжается с конца мелового периода по настоящее время
- распространены повсеместно, кроме Антарктиды
- высокая специализация органов и тканей
- разнообразные жизненные формы: травы, кустарники, кустарнички, деревья, водные растения и другие
- основные органы цветковых растений: вегетативные органы (корень, стебель, листья, почки); генеративные органы (цветки, семена, плоды)
- способны к процессу фотосинтеза- образование органических веществ из неорганических, под действие энергии света
- способны к дыханию (поглощают кислород, выделяют углекислый газ) и транспирации- испарение воды
- хорошо развита проводящая система: флоэма осуществляет транспорт органических веществ от листьев к корню, ксилема осуществляет транспорт минеральных веществ и воды от корня к листьям
- в жизненном цикле преобладает диплоидный спорофит
- антеридии и архегонии отсутствуют
- гаметофиты сильно редуцированы: женский гаметофит- это зародышевый мешок, мужской гаметофит- это пыльцевое зерно
- имеется специализированный орган полового размножения- цветок, который участвует в привлечении насекомых при опылении
- мужские гаметы (спермии) лишены жгутиков и не нуждаются в воде для опыления
- женские гаметы развиваются в семязачатках в завязи пестика
- оплодотворение двойное: в результате образуется диплоидный зародыш (двойной набор хромосом) и эндосперм- питательная ткань для зародыша с триплоидным набором хромосом
- семена защищены плодом, который развивается из стенки завязи пестика
- плод также участвует в распространении семян
В основе деления отдела покрытосеменных растений на классы лежит множество признаков, основным из которых является число семядолей.
Источник
Тест по теме Систематические категории
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 1342.
1) Сосна
2) Растения
3) Сосновые
4) Сосна обыкновенная
5) Голосеменные
6) Хвойные
Верный ответ: 413652
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 1426.
1) многоклеточные водоросли
2) голосеменные
3) псилофиты
4) одноклеточные водоросли
5) покрытосеменные
6) папоротниковидные
Верный ответ: 413625
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 1510.
1) лютиковые
2) покрытосеменные
3) лютик едкий
4) двудольные
5) лютик
Верный ответ: 35142
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 1538.
1) тип Членистоногие
2) царство Животные
3) класс Насекомые
4) семейство Комары настоящие
5) отряд Двукрылые
Верный ответ: 45312
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 1594.
1) хордовые
2) степная черепаха
3) черепахи
4) пресмыкающиеся
5) черепаха
Верный ответ: 25341
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 1818.
1) Медведи
2) Бурый медведь
3) Хищные
4) Животные
5) Хордовые
6) Млекопитающие
Верный ответ: 213654
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 1846.
1) Животные
2) Двукрылые
3) Членистоногие
4) Дрозофилы
5) Насекомые
6) Эукариоты
Верный ответ: 613524
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 1874.
1) Эукариоты
2) Плауновидные
3) Растения
4) Плаун
5) Плауновые
6) Плаун булавовидный
Верный ответ: 645231
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 1902.
1) Растения
2) Сосна
3) Сосновые
4) Хвойные
5) Сосна обыкновенная
6) Эукариоты
Источник
Систематика растений.
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (9 класс)
Часть А. Выбери один верный ответ из четырех предложенных.
1. У растений класса Однодольные:
А. сетчатое жилкование листьев В. проводящие пучки расположены по кругу
Б. стержневая корневая система Г. параллельное жилкование листьев
2. У растений класса Двудольные:
А. одна семядоля в семени В. сетчатое жилкование листьев
Б. мочковатая корневая система Г. в проводящих пучках нет камбия
3. К растениям класса Двудольные не относится семейство:
А. розоцветные Б. злаковые В. крестоцветные Г. пасленовые
4. У растений семейства Крестоцветные:
А. соцветие кисть Б. плод зерновка В. плод ягода Г. соцветие зонтик
5. У растений семейства Розоцветные:
А. плод коробочка Б. плод яблоко, ягода или многокостянка
В. соцветие колос Г. формула цветка * Ч 4 Л 4 Т 4 + 2 П 1
6. У растений Ежевика, Морошка, Малина семейства Розоцветные
А. плод яблоко Б. плод ягода В. плод костянка Г. плод многокостянка
7. У растений семейства Пасленовые
А. плод ягода или коробочка Б. плод костянка или коробочка
В. соцветие колос Г. формула цветка * Ч 5 Л 5 Т 5 П 1
8. К растениям семейства Пасленовые относится:
А. шиповник коричный Б. редька дикая В. редис Г. белена черная
9. К растениям семейства Крестоцветные не относят те, у которых:
А. соцветие корзинка Б. плод стручок или стручочек
В. соцветие кисть Г. формула цветка * Ч 4 Л 4 Т 4 + 2 П 1
10. К растениям семейства Крестоцветные не относят:
А. капусту Б. редис В. турнепс Г. смородину
Часть Б. Выбери три верных ответа из шести предложенных.
11. К растениям семейства Крестоцветные относятся:
А. шиповник коричный Б. пастушья сумка В. редька дикая
Г. ярутка полевая Д. паслен черный Е. табак душистый
12. У растений семейства Розоцветные:
А. Формула цветка * Ч (5) Л (5) Т 5 П 1 Б. Формула цветка * Ч 5 Л 5 Т 5 П 1
В. плод стручок Г. плод боб Д. соцветие кисть, зонтик Е. плод яблоко, костянка
13. У растений семейства Пасленовые:
А. Формула цветка * Ч 4 Л 4 Т 4 + 2 П 1 Б. Формула цветка * Ч (5) Л (5) Т 5 П 1
В. плод ягода или коробочка Г. соцветие кисть Д. плод зерновка Е. соцветие колос
Часть С. Установите соответствие:
14. Установите соответствие между семействами и их представителями:
- Паслен сладко-горький
- Беладонна (красавка)
- Пастушья сумка
- Лапчатка прямостоячая
- Ярутка полевая
- Таволга вязолистная
Систематика растений Вариант 2
Часть А. Выбери один верный ответ из четырех предложенных.
1. У растений класса Двудольные:
А. мочковатая корневая система В. проводящие пучки лишены камбия
Б. параллельное жилкование листьев Г. число частей в цветке кратно 4 или 5
2. У растений класса Однодольные:
А. число частей в цветке кратно 4 или 5 В. сетчатое жилкование листьев
Б. мочковатая корневая система Г. растения деревянистые
3. У растений семейства Крестоцветные:
А. плод стручок или стручочек В. плод яблоко или ягода
Б. соцветие колос или зонтик Г. соцветие корзинка
4. У растения шиповник коричный семейства Розоцветные:
А. плод многоорешек Б. плод многокостянка В. плод яблоко Г. плод ягода
5. У растения вишня семейства Розоцветные формула цветка:
А. * Ч 4 Л 4 Т 4 + 2 П 1 Б. * Ч 5 Л 5 Т ∞ П 1 В. * Ч 5 Л 5 Т ∞ П ∞ Г. * Ч (5) Л (5) Т 5 П 1
6. У растений семейства Крестоцветные:
А. формула цветка * Ч 4 Л 4 Т 4 + 2 П 1 В. формула цветка * Ч 5 Л 5 Т ∞ П ∞
Б. соцветие колос Г. плод ягода
7. У растений семейства Пасленовые:
А. мочковатая корневая система В. параллельное жилкование листьев
Б. плод ягода или коробочка Г. соцветие корзинка
8. К растениям семейства Пасленовые не относится:
А. картофель Б. томат В. перец Г. пастушья сумка
9. К растениям семейства Крестоцветные относятся те, у кого:
А. соцветие кисть или колос Б. плод боб
В. число частей в цветке кратно 4 Г. формула цветка * Ч (5) Л (5) Т 5 П 1
10. К растениям семейства Крестоцветные относят:
А. капусту Б. шиповник коричный В. гравилат речной Г.гравилат городской
Часть Б. Выбери три верных ответа из шести предложенных.
11. Растения класса Однодольные имеют следующие признаки:
А. две семядоли в семени Б. число частей цветка кратно 3
В. параллельное или дуговое жилкование листьев Г. мочковатая корневая система
Д. проводящие пучки имеют камбий Е. стержневая корневая система
12. У растений семейства Крестоцветные
А. Формула цветка * Ч 4 Л 4 Т 4 + 2 П 1 Б. Формула цветка * Ч 5 Л 5 Т 5 П 1
Источник
Тест ЕГЭ Систематика. Отделы растений.
данная разработка составлена по вопросам ЕГЭ о систематике растений.
Просмотр содержимого документа
«Тест ЕГЭ Систематика. Отделы растений.»
Тест ЕГЭ Систематика. Отделы растений.
1. Укажите наиболее крупную систематическую категорию 1) царство 2) отдел 3) класс 4) семейство
2. Почему водоросли относят к царству растений 1) в их клетках происходит дыхание 2) в их клетках
происходит фотостинтез 3) они размножаются 4) они имеют клеточное строение
3. Растения, имеющие одну семядолю в семени, мочковатую корневую систему, параллельное жилкование листьев, относят к отделу 1) голосеменных, классу хвойных 2) голосеменных, классу хвойниковых
3) покрытосеменных, классу однодольных 4) покрытосеменных, классу двудольных
4. Водоросли, в отличие от других растений, 1) состоят из дифференцированных клеток 2) не имеют клеточ-
ного строения 3) не имеют тканей и органов 4) содержат хлорофилл
5. У покрытосеменных растений, в отличие от голосеменных, 1) из семязачатка образуется семя 2) оплодотво-
рение не зависит от воды3) происходит двойное оплодотворение 4) в семенах имеется эндосперм
6. Отличие двудольных растений от однодольных состоит в том, что они имеют
1) одну семядолю в семени, мочковатую корневую систему, листья с параллельным жилкованием
2) две семядоли в семени, стержневую корневую систему, сетчатое жилкование листьев
3) корень, побег, цветок и плоды 4) соцветие метелку, сложное строение листьев
7. В процессе эволюции у голосеменных растений в отличие от споровых 1) появился корень 2) сформиро-
вался цветок 3) образовались семена 4) появились плоды
8. В отличие от папоротников, у голосеменных растений НЕ происходит 1) оплодотворение 2) образование
семян 3) размножение спорами 4) развитие зародыша из зиготы
9. По какому признаку можно узнать растения класса однодольных 1) в зародыше семени две семядоли 2) корневая система — стержневая3) листья сложные, с сетчатым жилкованием 4) корневая система — мочковатая
10. Как называется группа растений, объединяющая родственные виды 1) семейство 2) род 3) класс
11. Папоротниковидные, в отличие от покрытосеменных, не имеют 1) проводящей системы 2) цветков и
плодов 3) хлоропластов в клетках 4) эпидермиса с устьицами
12. Для класса однодольных растений в отличие от двудольных характерно 1) наличие плода, защищающего семена от неблагоприятных условий 2) наличие цветков 3-членного типа с простым околоцветником или без околоцветника 3) двойное оплодотворение и развитие семян из семязачатка 4) разнообразие способов распространения плодов, семян
13. Усложнение в строении папоротников по сравнению с мхами состоит в появлении у них 1) стеблей
2) листьев 3) корней 4) ризоидов
14. Наиболее простое строение среди высших растений имеют мхи, так как у них 1) нет корней
2) неветвящийся стебель с узкими листьями 3) образуется много спор 4) есть воздухоносные клетки
15. У каких растений отсутствуют ткани 1) папоротников 2) водорослей 3) покрытосеменных 4) голосеменных
16. Какое размножение характерно для хвойных растений 1) спорами 2) семенами 3) почками 4) черенками
17. Что позволило покрытосеменным растениям занять господствующее положение на Земле
1) сожительство корней растений с грибами (микориза) 2) расположение семян внутри плода
3) наличие в листьях устьиц, обеспечивающих газообмен 4) наличие в клетках листьев хлоропластов
18. Организмы, клетки которых имеют хлоропласты, относят к царству 1) животных 2) растений 3) грибов
19. Для голосеменных растений в отличие от покрытосеменных характерно 1) размножение семенами
2) автотрофное питание 3) наличие вегетативных органов 4) отсутствие цветка и плода
20. Растения отдела покрытосеменных в отличие от голосеменных 1) имеют корень, стебель, листья 2) имеют
цветок и плод 3) размножаются семенами 4) выделяют в атмосферу кислород в процессе фотосинтеза
21. Высшие растения отличаются от низших 1) расчленением тела на органы 2) наличием таллома
3) вегетативным размножением 4) размножением спорами
22. Какая схема используется при классификации растений
1) вид — род — семейство — порядок — класс — отдел
2) вид — семейство — порядок — род — класс — отдел
3) вид — отдел — класс — порядок — род — семейство
4) вид — класс — отдел — порядок — род — семейство
23. Способность растений скрещиваться и давать плодовитое потомство — это основной признак
1) рода 2) отдела 3) класса 4) вида
24. Найдите название класса среди перечисленных групп растений
1) моховидные 2) двудольные 3) цветковые 4) голосеменные
25. В царство растений объединяют организмы, способные создавать органические вещества из неорганических с использованием энергии 1) тепловой 2) солнечной 3) механической 4) химической
26. Все растения от водорослей до покрытосеменных имеют 1) клеточное строение 2) ткани 3) стебель с
листьями 4) проводящую систему
27. Чем характеризуется группа моховидных по сравнению с другими группами растений
1) в процессе развития происходит чередование поколений 2) размножаются спорами
3) имеют листья, стебель и ризоиды 4) образуют органические вещества в процессе фотосинтеза
28. Растения какого отдела занимают в настоящее время господствующее положение на Земле
1) папоротниковидные 2) водоросли 3) голосеменные 4) покрытосеменные
29. Главный признак, по которому покрытосеменные растения делятся на классы, — это строение
1) цветка 2) плода 3) семени 4) стебля
30.Покрытосеменные растения, которые имеют стержневую корневую систему, сетчатое жилкование листьев, две семядоли в зародыше семени, относят к классу
1) однодольных 2) двудольных 3) голосеменных 4) лилейных
31. Для всех хвойных и цветковых растений характерно размножение с помощью
1) спор 2) семян 3) плодов 4) корневища
32. Укажите признак, характерный только для царства растений
1) имеют клеточное строение 2) дышат, питаются, растут, размножаются
3) имеют фотосинтезирующую ткань 4) питаются готовыми органическими веществами
33. К водорослям относят 1) сфагнум 2) улотрикс 3) элодею 4) ряску
34. Для голосеменных растений, в отличие от покрытосеменных, характерно 1) размножение семенами
2) автотрофное питание 3) наличие вегетативных органов 4) отсутствие вокруг семян плодовых оболочек
35. Только голосеменные растения имеют 1) хлоропласты в клетках 2) стержневую корневую систему
3) мужские и женские шишки 4) клеточную стенку из клетчатки
36. У папоротников, в отличие от мхов, 1) из проросшей споры развивается заросток2) происходит
чередование полового и бесполого поколений3) бесполое размножение происходит с помощью спор
4) оплодотворение невозможно без воды
37. К систематическому признаку классов цветковых растений относят 1) форму стебля 2) количество
хромосом в клетках 3) строение корневой системы 4) длину листьев
38. Высшие растения отличаются от низших 1) расчленением тела на органы 2) наличием таллома
3) вегетативным размножением 4) размножением спорами
39. Растения, состоящие из одной клетки или множества клеток, не дифференцированных на ткани, относят к группе 1) мхов 2) водорослей 3) лишайников 4) хвощей
40. Генеративный орган — цветок — имеется у 1) голосеменных 2) папоротниковидных 3) покры-
тосеменных 4) плауновидных
41. Почему хлореллу и спирогиру относят к низшим растениям? 1) они обитают в водной среде
2) в процессе жизнедеятельности они взаимодействуют со средой обитания
3) в их клетках происходит фотосинтез 4) их тело не дифференцировано на ткани и органы
42. Какое растение относят к водорослям 1) хламидомонаду 2) элодею 3) стрелолист 4) лотос
43. К каким растениям относятся водоросли 1)к низшим 2)к высшим 3)к покрытосеменным 4)к голосеменным
44. Тело водорослей хламидомонады и хлореллы представлено: 1)слоевищем, не разделённым на поглощаю-
щую и фотосинтезирующую части 2) слоевищем, имеющим ризоиды 3) слоевищем, не имеющим ризоидов
4) одной клеткой
45. Какие из перечисленных групп растений не относятся к высшим 1) красные водоросли 2) мхи 3) хвощи
46. Растения, состоящие из одной клетки или множества клеток, не дифференцированных на ткани, относят к группе 1) мхов 2) водорослей 3) лишайников 4) хвощей
47. У зелёных водорослей хлорофилл находится в: 1) цитоплазме 2) хлоропластах 3) хроматофоре 4) вакуолях
48. Многоклеточные водоросли прикрепляются ко дну с помощью: 1) корней 2) корневища 3) ризоидов
49. Тело водорослей состоит из: 1) корня и побега 2) слоевища и ризоидов 3) стебля и листьев 4) мицелия
50. Реакция на свет у хламидомонады осуществляется с помощью: 1) ядра 2) вакуоли 3) хроматофора
51. Водоросли поглощают воду и минеральные вещества: 1) ризоидами 2) листьями 3) корнями 4) всем телом
52.В хроматофорах на свету образуется: 1) хлорофилл 2) сахар 3) агар-агар 4) йод
53. Из названных растений водорослью является: 1) ряска 2) элодея 3) морская капуста 4) кувшинка
54. Какое растение относят к двудольным 1) пастушью сумку 2) тюльпан 3) лилию 4) ландыш майский
55. К какому классу покрытосеменных растений относится чеснок, у которого параллельное жилкование листьев и мочковатая корневая система: 1) двудольные 2) лилейные 3) сложноцветные 4) однодольные
56. Растения, у которых нет цветка и семена располагаются, открыто на семенных чешуях, относятся к отделу
1) моховидных 2) хвощевидных 3) голосеменных 4) покрытосеменных
57. По каким признакам можно узнать голосеменные растения? 1) имеют плоды и семена 2) половые клетки созревают в шишке 3) питаются, дышат, растут, размножаются 4) оплодотворение происходит в семязачатке и зависит от воды
58. Какое растение относят к голосеменным 1) гинкго двулопастный 2) хвощ полевой 3) живокость полевую
4) миндаль обыкновенный
59. процессе эволюции растений независимость оплодотворения от воды появилась с возникновением:
1) покрытосеменных 2) голосеменных 3) папоротников 4) мхов
60. Семенами размножается: 1) хвощ полевой 2) плаун булавовидный 3) папоротник орляк 4) лиственница
61. Мхи: 1) имеют мочковатую корневую систему 2) имеют стержневую корневую систему3) не имеют корня
4) лишены корневого чехлика
62. Впервые в процессе эволюции проводящие ткани появились у: 1) водорослей 2) папоротников
3) псилофитов 4) хвощей
63. Спорами размножается: 1) кипарис 2) ольха 3) ромашка 4) сфагнум
64. Мхи относятся к высшим растениям, потому что: 1) они размножаются спорами 2) у них есть хлорофилл
3) их тело состоит из стебля и листьев 4) они хорошо приспособлены к жизни на суше
65. Из споры мха вырастает: 1) коробочка со спорами 2) зелёное растение с листьями и стеблем
3) предросток (зелёная нить) 4) заросток
66. Что развивается из споры папоротника 1) слоевище 2) корневище 3) стебель 4) заросток
67. Для оплодотворения папоротникам, хвощам и плаунам необходимо: 1) участие насекомых-опылителей
2) наличие ветра 3) присутствие воды 4) образование пыльцевой трубки
68. О возникновении папоротников в истории природы Земли свидетельствует1) существование травянистых
и древесных форм 2) наличие их отпечатков и окаменелостей 3) их способы размножения
4) их современное многообразие
69.Название вида образуется из двух названий 1) рода и видового эпитета 2) семейства и рода 3) класса и
семейства 4) типа и класса
70. Гаметофит доминирует в цикле развития 1) мха 2) папоротника 3) сосны 4) тополя
71. У какого из перечисленных растений споры образуются в коробочке на ножке?
1) у сосны крымской 2) у мха кукушкина льна
3) у папоротника орляка 4) у мака-самосейки
72. Представитель какого отдела растений показан на рисунке?
1) водоросли 2) папоротникообразные 3) покрытосеменные 4) мохообразные
73. Для какого отдела растений характерен орган, изображенный на рисунке? Для
1) покрытосеменных2) плауновидных3) голосеменных4) хвощевидных
74.Почему папоротники относят к высшим растениям?
1) они обитают в наземно-воздушной среде 2) их организм состоит из тканей и органов 3) их организм—скопление клеток—слоевище4) в их цикле развития бесполое поколение сменяется половым
75. Семенами размножается 1) ламинария 2) хвощ 3) мох кукушкин лен 4) ель
76. К споровым растениям относится 1) плаун булавовидный 2) сосна крымская 3) клен остролистный 4) мак самосейка
77. Гаметофит доминирует в жизненном цикле у 1) папоротникообразных 2) мохообразных 3) покрытосе
менных 4) голосеменных
78. Спорофит паразитирует на гаметофите у 1) голосеменных 2) папоротникообразных 3) покрытосеменных
79. Спирогира, в отличие от сфагнума, 1) является одноклеточным организмом 2) использует кислород
для дыхания 3) не размножается половым путём 4) не имеет органов и тканей
80. Гаметофитом папоротника являетсяииии1) сорус (спорангии) 2) спора 3) зелёное растение 4) заросток
81. В цикле развития сфагнума преобладает 1) листостебельное растение 2) коробочка со спорами 3) заросток 4) зелёная нить (протонема)
82.. В цикле развития папоротника орляка преобладает1) спорофит 2) гаметофит 3) зелёная нить 4) спорангии
83. К какому способу опыления приспособлен цветок пшеницы? 1) водой 2) мелкими птицами 3) насекомыми
84. Из чего образуется эндосперм у покрытосеменных? 1) из зиготы 2) из всех клеток зародышевого мешка
3) из оплодотворённой центральной клетки 4) из пыльцевого мешка
85. Об усложнении папоротников по сравнению со мхами свидетельствует развитие у папоротников
1) гаметофита 2) листьев 3) спор 4) корней
86. Мхи — более высокоорганизованные растения, чем водоросли, так как 1) размножаются бесполым путём
2) имеют клеточное строение 3) состоят из тканей и органов 4) содержат хлорофилл в клетках
87. Почему мхи считают примитивными высшими растениями? 1) прикрепляются к почве ризоидами
2) в цикле развития отсутствует половое поколение3) выделяют в атмосферу кислород в процессе фотосинтеза
4) размножаются вегетативными органами
88.Наличие у папоротников корня свидетельствует об их усложнении по сравнению с 1) голосеменными
2) мхами 3) плаунами 4) хвощами
89. У голосеменных растений, в отличие от папоротников, отсутствует 1) размножение спорами
2) образование гамет 3) развитие зародыша из зиготы 4) оплодотворение
90. «Салат из морской капусты» представляет собой продукт переработки 1) морского планктона
2) растений семейства Капустные 3) зелёных водорослей 4) бурых водорослей
91. В чём проявляется зависимость папоротников от водной среды? 1) отсутствие устьиц в листьях
2) созревание спор в воде 3) необходимость воды для оплодотворения 4) отсутствие корня
92. Семена хвойных растений, в отличие от цветковых,1) содержат зародыш с запасом питательных веществ
2) не имеют семенной кожуры 3) развиваются на чешуйках шишек 4) образуются в плодах
93. Плоды образуются у растений отдела 1) Голосеменные 2) Папоротниковидные 3) Плауновидные
94. Что свидетельствует о более высокой организации папоротников по сравнению с мхами? 1) клеточное строение 2) размножение спорами 3) наличие у них корней 4) чередование полового и бесполого поколений
95. По какому признаку водоросли можно отличить от других групп растений? 1) содержат различные пластиды 2) не имеют тканей и органов3) не имеют клеточного строения 4) обитают в водной и наземной средах
96. Древние древовидные папоротники способствовали 1) образованию болот 2) созданию первичной
атмосферы3) формированию современного ландшафта 4) образованию залежей каменного угля
97. Какие из растений, изображённых на рисунке, относятся к классу Двудольные?
Источник