Тест по биологии Круговорот веществ в биосфере для 11 класса

Урок окружающего мира по теме "Великий круговорот жизни". 3-й класс

Цели: познакомить учащихся с круговоротом жизни на Земле и основными звеньями этого круговорота; учить бережно относиться к природе.

Оборудование:

  • презентация «Круговорот жизни» (Приложение 1)
  • схема «Круговорот жизни»
  • карточки: «организмы-производители», «организмы-потребители», «организмы-разрушители»;
  • костюмы героев сказки «Король Лев»: Муфаса и Симба.

1. Организационный момент

На экране изображение природы, звучит спокойная музыка (Приложение 1. Слайд 1).
– Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Сегодня вас ожидает интересная, дружная работа и я уверена, что вы с ней справитесь.
– Мы продолжим говорить о природе, о её составляющих и о бережном отношении к ней. (Слайды: 2-5)

Природа милая, тебе одной я внемлю,
Ты подарила небеса и землю,
И их помощником я буду век от века.
Уж потому, что я родился человеком!

2. Повторение изученного

– Вспомните, ребята, какая бывает природа? (Живая и неживая)
– Что относится к неживой природе? (Вода, воздух, солнце, камни)
– Что относится к живой природе? (Животные, растения, грибы, микроорганизмы)
– В чём отличие живой природы от неживой? (Живые существа дышат, питаются, развиваются, приносят потомство, умирают).
– Хорошо. Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (В царстве грибов).
– Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы.
– Какие бывают грибы? (Съедобные и несъедобные).
– Какое значение для леса имеют грибы?
– Как правильно собирать грибы?
– У вас было задание приготовить сообщение о грибах.

(К доске выходят рассказчики).

Выступление учащихся

На экране дети видят изображения грибов. (Слайды 6-14)

– Какие грибы занесены в красную книгу, почему? (Решёточник красный, грифола курчавая, паутинник фиолетовый и другие) (Слайд 15).

Дети кратко рассказывают об этих грибах.

3. Сообщение темы и задач урока

– О грибах сегодня мы ещё вспомним, а сейчас посмотрите на этих героев из сказки. Вы их узнали? (Слайд 16)
– Верно, это герои сказки «Король Лев» Муфаса и Симба.
– Вспомните, что сказал мудрый лев Муфаса своему сыну Симбе, когда они осматривали саванну. Сейчас мы это услышим.

Инсценирование отрывка из книги «Король Лев».

Король лев:
– Всё, что ты видишь вокруг, находится в очень хрупком равновесии. Надо уважать все живые существа – от ползающих муравьёв до несущихся антилоп.
Симба воскликнул:
– Но ведь мы едим антилоп!
Король Лев:
– Верно. Но дай мне объяснить. Когда мы умираем, наши тела превращаются в траву. А антилопы затем едят её. Таким образом, все мы являемся частицей большого круговорота жизни!
Король Лев был совершенно прав. Круговорот жизни действительно существует, и каждый живой организм и мы с вами являемся его частицей.
– Сегодня на уроке мы узнаем, как происходит круговорот жизни на Земле. (Слайд 17)

4. Круговорот жизни – рассказ учителя

– Основу круговорота жизни составляют три группы организмов:
1. Организмы-производители;
2. Организмы-потребители;
3. Организмы-разрушители.
(На доске карточки с надписями)
– Посмотрите на схему «Круговорот Жизни» (Слайд 18)

Организмами-производителями учёные называют растения. Так как только растения способны использовать энергию Солнца, создавать и производить питательные вещества (сахар и крахмал) из углекислого газа, воды и неорганических соединений (солей).

Организмами-потребителями являются животные, так как они потребляют вещества, производимые растениями.

Организмы-разрушители – это бактерии и грибы. Бактерии и грибы разрушают остатки мёртвых животных и растений. Благодаря им остатки перегнивают, а затем перегной разлагается и образует необходимые растениям соли.

Как видите, представители разных царств живой природы играют разную роль в круговороте жизни. Но каждое из этих звеньев необходимо.

Огромную роль в круговороте жизни играет почва (Слайд 19). В ней накапливается перегной. Из него под действием бактерий образуются соли. Их используют растения для роста и развития. Растениями питаются животные.
Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием грибов и бактерий превращаются в перегной. Из перегноя снова образуются соли. Их используют другие растения, а растениями питаются другие животные.
Вот так вещества «путешествуют» в природе по кругу. И круг этот разорвётся, если исчезнет хотя бы одно звено.

5. Работа по учебнику

1) – Откроем учебник на странице 124
– Прочитаем текст. Рассмотрим рисунок.

2) Беседа по прочитанному

– Назовите основные звенья круговорота жизни. (Организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители).
– Почему растения называют организмами-производителями, а животные – организмами-потребителями?
– Какие организмы названы организмами-разрушителями? Какова их роль в круговороте жизни?
– Представьте, что на Земле исчезло какое-нибудь из звеньев круговорота жизни, например растений. Что произойдёт?

6. Физминутка

– Встаньте, ребята. Поиграем в игру. Я буду называть грибы. Если гриб съедобный, то вы приседаете за ним и мысленно кладёте его в корзину. Если гриб несъедобный – машете руками. (Опёнок осенний, желчный гриб, подберёзовик, ложноопёнок, маслёнок, бледная поганка, рыжик, волнушка розовая, мухомор, сыроежка).

7. Работа в тетрадях

– Откройте тетрадь на странице 56. Прочитаем первое задание.
Выполните его. Прочитайте второе задание. Выполните.

8. Закрепление

1) Работа в парах.

– Ребята, сейчас вам предстоит составить свою модель « Круговорота жизни».

(На партах: лист А-3, заранее заготовленные картинки с изображением растений, животных, грибов; клей).

Выступление учеников. Они с помощью своей модели рассказывают о круговороте жизни.

2) Выполнение теста.

– А сейчас мы с вами ответим на вопросы теста. Вам нужно выбрать правильные ответы на вопросы. (На столе у каждого ученика листок с тестом).
Проверка с помощью экрана. (Слайды 21, 22).
Оценка своей работы.
– Поставьте себе оценку. Если всё правильно – 5, 1-2 ошибки – оценка 4, 3 и более ошибок – оценка 3.

9. Итог урока

– Ребята, прочитаем вывод. (Слайд 23)
Все живые организмы и почва – участники единого круговорота жизни на нашей планете.
– Что же надо делать для того, чтобы не нарушился круговорот жизни? (Надо беречь и охранять природу, сажать деревья, заботиться о животных).
– Верно, ведь мы с вами тоже являемся частью природы и для жизни нам нужен свежий воздух, чистая вода, свет солнца. Природа радует нас своей красотой. Так давайте же будем природе другом! Прочитаем «Правила друзей природы» (Слайд 24)
– И в заключение урока, мы с вами споём «Песенку друзей природы».

Источник

Урок 12. Великий круговорот жизни

Обведите по контуру изображение, соединяя точки сплошной линией серого цвета.

Функции организмов

Вычеркните из списка группы организмов, которые не участвуют в круговороте веществ.

Звенья круговорота веществ

Расставьте подписи.

Круговорот веществ

Какое звено самое важное в круговороте веществ?

Все звенья равны

Слова по теме

Напечатайте на клавиатуре слова. Запомните их значение и написание.

Круговорот жизни на Земле
Круговорот веществ

Выделите цветом неверное высказывание.

Питательные вещества для растений накапливаются в почве.

Только растения способны производить питательные вещества.

Только хищники разрушают остатки мёртвых животных.

Каждый организм – частичка круговорота веществ.

Пчела

Помогите пчёлке добраться до цветка, соединяя точки внутри лабиринта.

Круговорот жизни на Земле

Выделите мышкой 5 слов по теме урока.

Пищевая цепь

Заполните пропуски в тексте.

Вещества путешествуют по кругу: из – в , а с остатками мёртвых растений и животных – в , из почвы – в .

Источник



Тест по биологии Круговорот веществ в биосфере для 11 класса

Тест по биологии Круговорот веществ в биосфере для 11 класса с ответами. Тест состоит из 10 заданий с выбором ответа.

1. Без чего не может происходить круговорот химических веществ из окружающей среды через живые организмы обратно в окружающую среду?

1) солнечной энергии
2) человека
3) климатических факторов

2. Что является основой биогеохимических циклов на Земле?

1) саморегуляция
2) фотосинтез
3) безотходность

3. В чем заключается суть биогеохимического круговорота?

1) в синтезе органики
2) в разрушении органики живыми существами
3) в обоих процессах

4. Что не относится к основным биогеохимическим циклам?

1) цикл воды
2) цикл азота
3) цикл гелия

5. В какой роли живые существа выступают как участники круговорота воды?

1) в роли испарителей
2) в роли конденсаторов
3) в роли потребителей

6. Какая опасность появилась в результате человеческой деятельности относительно круговорота кислорода?

1) превышения потребления кислорода
2) превышения продуцирования кислорода
3) нестабильности цикла

7. С чем связано возрастание содержания углекислого газа в атмосфере?

1) с транспортом
2) с ростом промышленного производства
3) с обоими факторами

8. Каково содержания углерода в большинстве живых организмов?

1) около 45%
2) около 55%
3) около 65%

9. Какие живые организмы способны фиксировать азот в живом существе?

1) некоторые бактерии
2) некоторые водоросли
3) некоторые грибы

10. Какое влияние оказывает хозяйственная деятельность человека на круговорот азота?

1) негативное
2) позитивное
3) меняет его соотношение на локальных участках

Ответы на тест по биологии Круговорот веществ в биосфере для 11 класса
1-1
2-2
3-3
4-3
5-1
6-1
7-3
8-1
9-1
10-3

Источник

Тест с ответами по теме: “Биосфера”

15. Что относится к антропогенным факторам:
а) осушение болот, вырубка лесов, строительство дорог +
б) температура воздуха и воды, атмосферное давление
в) минералы, растения, соленость воды, распашка полей

16. Что в настоящее время является одной из главных причин сокращения видового разнообразия животных:
а) чрезмерное размножение хищников
б) межвидовая борьба
в) разрушение мест обитания животных +

17. Что является необходимым условием сохранения равновесия в биосфере:
а) замкнутый круговорот веществ и энергии +
б) усиление сельскохозяйственной и снижение промышленной деятельности человека
в) эволюция органического мира

18. В биосфере:
а) биомасса животных во много раз превышает биомассу растений
б) биомасса растений во много раз превышает биомассу животных +
в) биомасса растений равна биомассе животных

19. Биосфера – открытая система, потому что она:
а) связана с космосом обменом веществ +
б) способна к саморегуляции
в) способна изменяться во времени

20. Согласно В.И. Вернадскому, кислород – это вещество:
а) живое
б) косное
в) биогенное +

21. Верхняя граница биосферы находится на высоте 20 км от поверхности нашей планеты, потому что там:
а) размещается озоновый слой +
б) отсутствует кислород
в) отсутствует свет

22. Как называется оболочка нашей планеты, которая населена и преобразована живыми организмами:
а) литосфера
б) биосфера +
в) гидросфера

23. В создании ноосферы, ведущая роль по Вернадскому, принадлежит:
а) бактериям
б) человеку +
в) растениям

24. Где можно наблюдать наибольшую концентрацию живого вещества:
а) в верхних слоях атмосферы
б) в нижних слоях гидросферы
в) на стыке атмосферы, гидросферы и литосферы +

25. Что способствует целостности и поддержанию равновесия в биосфере:
а) вселение новых видов в экосистемы
б) сохранение биоразнообразия +
в) расширение площади земель, занятых культурными растениями

26. Необходимым условием для чего является развитие промышленности, транспорта, сельского хозяйства с учетом экологических закономерностей:
а) эволюции органического мира по пути ароморфоза
б) саморегуляции численности в популяциях
в) устойчивости биосферы +

27. Накопление чего в атмосфере вызывает парниковый эффект в биосфере:
а) углекислого газа +
б) азота
в) ядовитых веществ

28. Чем можно определить устойчивость биосферы как глобальной экосистемы:
а) популяционными волнами
б) конкуренцией между организмами
в) разнообразием ее видового состава +

29. Чему способствует выделение в атмосферу оксидов азота и серы:
а) засоление мирового океана
б) выпадение кислотных дождей +
в) уменьшение озонового слоя

30. Что является необходимым условием устойчивого развития биосферы:
а) развитие промышленности с учетом экологических закономерностей +
б) сокращение численности хищных животных
в) создание искусственных агроценозов

31. Где сосредоточено больше всего живых организмов:
а) на глубинах до 10 км
б) у земной поверхности +
в) на высоте до 10 км

Источник

Adblock
detector