Тема Обобщение по теме Люблю природу русскую Весна план конспект урока по чтению 2 класс на тему

Тема: Обобщение по теме «Люблю природу русскую. Весна».
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Абдуллина Динара Хамзяевна

Тема: Обобщение по теме «Люблю природу русскую. Весна».

Цель урока: помочь детям повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание, логическое и образное мышление.

Предметные УУД: подвести итог работы над разделом, вспомнить пройденные произведения и их авторов, продолжить практиковаться выразительно читать, проверить свои знания полученные при изучении темы, развивать речь.
Личностные УУД: умение удерживать учебную задачу, ценностное эмоциональное отношение к произведениям искусства.
Метапредметные УУД: умение находить способы решения поставленной цели , умение планировать, контролировать и оценивать свои действия, умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Коммуникативные УУД : готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения.

  1. Учебник «Родная речь» (Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова; Москва, Просвещение, 2008г).
  2. Мультимедийный проектор для презентации к уроку по теме «Люблю природу русскую. Весна».

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк,

II. Актуализация знаний.

— Начинаем урок литературного чтения. На уроке мы постараемся:

1. Подвести итог работы над разделом.
2. Вспомнить пройденные произведения и их авторов.
3. Продолжить практиковаться выразительно читать.
4. Проверить свои знания полученные при изучении темы.

III. Читательская разминка:

— Прочитать строчки сначала шепотом, затем тихим голосом, а потом громко.

Гори, солнце, ярче,
Лето будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее!

1. – Итак, сегодня на уроке мы обобщаем раздел, в котором будем говорить… А о чем — вы догадаетесь сами.

Сиренью пахнет, небо ясно,

Трава нежна и зелена.

И в сарафане ярко красном

Шагает по земле … весна (хором).

– Это тема нашего урока.

— Наш урок мы посвятим Весне.

2. Учитель читает стихотворение:

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года.

— Это стихотворение А.С. Пушкина.

Словарная работа сл.7

— Какую картину вы представили себе, слушая стихотворение?

— Здесь нет слова «Весна». Каким образным выражением заменил Пушкин это слово? (Утро года.)

3 . — Какие изменения происходят в природе весной?

– Посмотрите на иллюстрации. Как вы узнали весну?

(дети говорят о приметах).

4. Прослушивание отрывка рассказа А.П. Чехова «Весной».

— Постарайтесь увидеть нарисованные А.П. Чеховым картины.

«С земли еще не сошел снег, а в душу уже просится весна.

Земля холодна, грязь со снегом хлюпает под ногами, но как кругом

все весело, ласково, приветливо!

Воздух так ясен и прозрачен, что если взобраться на голубятню

или колокольню, то, кажется, увидишь всю вселенную от края до края.

Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе

Речка надувается и темнеет; она уже проснулась и не сегодня – завтра заревет. Деревья голы, но уже живут, дышат. »

5. Беседа по прочитанному (проверка восприятия на слух).

— Какие картины нарисовало ваше воображение?

— Перечислите еще раз, какие предметы и явления описывает Чехов.

— Какие слова употреблены для того, чтобы нарисовать эти предметы живыми?

(Снег не сошел; весна просится; лучи его, играя и улыбаясь, купаются)

— Это литературный прием – олицетворение.

( Олицетворение — присвоение свойств одушевлённых предметов неодушевлённым. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами)

IV. Обобщение изученного.

Чтение наизусть (конкурс чтецов)

Ф.И. Тютчев
«Зима недаром злится…»
«Весенние воды»

А. Плещеев
«Весна»
«Сельская песенка»

СЛАЙД № 19
А.Блок
«На лугу»

С.Маршак
«Снег уже теперь не тот…»

Все получают за чтение стихов оценки.

Лучший чтец – приз.

Бежал ручей по камешкам, бежал, бежал, бежал.

Потом в глубокой лужице лежал, лежал, лежал.

То снова он пустился вскачь, то будто бы уснул,

Увидел речку – прыг туда и сразу утонул. Сл. 22

VI. Повторение пройденного.

1. ИГРА.
— Подберите к картинкам строчки изученных
стихотворений.

(1. Весна идет сторонкой; весна в окно стучится; весне и горя мало…и лишь румяней стала.

2. И на вербах серебром светятся сережки.

3. Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят; уж тает снег, бегут ручьи; в ручье журчит волна.

4. Ласточка с весною в сени к нам летит.)

— Поднять карточку с нужной цифрой 1, 2, 3, 4.

А. Найди лишнее слово.
1) снег
2) солнце
3) сосулька
4) листопад

Б. Кто написал стихотворение «В бурю»?
1) С. Маршак
2) Ф. Тютчев
3) А. Плещеев
4) Е. Благинина

В. О чём говорится в стихотворении Ф. Тютчева «Зима недаром злится…»?
1) о борьбе зимы с весной
2) о борьбе весны с летом
3) о борьбе зимы с осенью
4) о борьбе весны с осенью

Г. О чём говорится в стихотворении А. Плещеева «Сельская песенка»?
1) об отлёте птиц
2) о прилёте птиц
3) о разливе рек
4) о таянии снега

Д. Закончи четверостишие А. Блока.
…Чу, слышен голос звонкий.
Не это ли весна?
Нет, это звонко, тонко
В ручье…
1) блестит луна
2) журчит вода
3) журчит волна
4) блестит звезда

Е. Вставь пропущенное слово в четверостишие.
Всё чернее с каждым днем
Стёжки и дорожки.
И на вербах …
Светятся серёжки.

1) ярко
2) огоньками
3) золотом
4) серебром

Работа в группах СЛАЙД 41

Составьте по опорным словам рассказ о весне.

Соберите пословицы о весне.

Отгадайте загадки о весне.

Проверка работы в группах слайд 42-44

— Что повторили и обобщили сегодня на уроке?

— Мы читали стихотворения о пробуждении природы весной.

Впереди нас ждут прекрасные открытия весны.

VIII. Домашнее задание:

стр. 124
. – зад. 5 (нарисуй иллюстрацию к стих. о весне, сделай подпись словами текста)

Поставьте галочку рядом с солнечным пейзажем ,если получили удовольствие от урока, все задания вам удались.

Если вам не удалось что-то выполнить на уроке, вы не довольны своей активностью на уроке – поставьте галочку рядом с пасмурным пейзажем.

Спасибо за урок.

Подписи к слайдам:

Люблю природу русскую. Весна.
Задачи урока:Предметные УУД: подвести итог работы над разделом, вспомнить пройденные произведения и их авторов, продолжить практиковаться выразительно читать, проверить свои знания полученные при изучении темы, развивать речь.Личностные УУД: умение удерживать учебную задачу, ценностное эмоциональное отношение к произведениям искусства.Метапредметные УУД: умение находить способы решения поставленной цели , умение планировать, контролировать и оценивать свои действия, умение провести рефлексию своих действий на уроке.Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения.
Читательская разминка:
Гори, солнце, ярче,Лето будет жарче,А зима теплее,А весна милее!
ВЕСНА
Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потопленные луга. Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года. А.С. Пушкин
Вешними — весенними
С окрестных — находящихся вокруг
Мутными – непрозрачными, нечистыми
Потопленные – погрузившиеся под воду
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Отрывок из рассказа А.П. Чехова «Весной».
«С земли еще не сошел снег, а в душу уже просится весна. Земля холодна, грязь со снегом хлюпает под ногами, но как кругом все весело, ласково, приветливо!Воздух так ясен и прозрачен, что если взобраться на голубятню или колокольню, то, кажется, увидишь всю вселенную от края до края.Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями.Речка надувается и темнеет; она уже проснулась и не сегодня – завтра заревет. Деревья голы, но уже живут, дышат. »
Снег не сошел; весна просится; лучи, играя и улыбаясь, купаются
олицетворение — присвоение свойств одушевлённых предметов неодушевлённым. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.
Обобщение материала
Конкурс чтецов
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится…»«Весенние воды»
А. Плещеев «Весна»«Сельская песенка»
А. Блок«На лугу»
С. Маршак «Снег уже теперь не тот…»
ФИЗМИНУТКА
ИГРАПодберите к картинкам строчки из изученных стихотворений
ТЕСТ
Найди лишнее слово.1) снег2) солнце3) сосулька 4) листопад
4) листопад
Кто написал стихотворение «В бурю»?1) С. Маршак2) Ф. Тютчев3) А. Плещеев4) Е. Благинина
3) А. Плещеев
О чём говорится в стихотворении Ф. Тютчева «Зима недаром злится…»?1) о борьбе зимы с весной2) о борьбе весны с летом3) о борьбе зимы с осенью4) о борьбе весны с осенью
1) о борьбе зимы с весной
О чём говорится в стихотворении А. Плещеева «Сельская песенка»?1) об отлёте птиц2) о прилёте птиц3) о разливе рек4) о таянии снега
2) о прилёте птиц
Закончи четверостишие А. Блока.…Чу, слышен голос звонкий.Не это ли весна?Нет, это звонко, тонкоВ ручье…1) блестит луна2) журчит вода3) журчит волна4) блестит звезда
3) журчит волна
Вставь пропущенное слово в четверостишие.Всё чернее с каждым днемСтёжки и дорожки.И на вербах …Светятся серёжки.
1) ярко 2) огоньками3) золотом4) серебром
4) серебром
Работа в группах
1 группаСоставьте по опорным словам рассказ о весне.2 группаСоберите пословицы о весне.3 группаОтгадайте загадки о весне.
ЗАГАДКИ
Апрель с водой, май с травой.
Весенний день год кормит.
Весенний день – что ласковое слово.
Февраль силён метелью, а март – капелью.
Вода с гор потекла – весну принесла.
Где в апреле река, там в июле лужица.
Марток – надевай двое порток.

ПОСЛОВИЦЫ
Рассказ о весне
Подведение итогов
стр. 124 задание 5 (нарисуй иллюстрацию к стих. о весне, сделай подпись словами текста)
Домашнее задание

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по теме «Люблю природу русскую. Весна»

Презентация к уроку литературного чтения по теме «Люблю природу русскую. Весна». Проверочная работа.

Обобщение знаний по разделу «Люблю природу русскую. Весна»
Обобщение по теме «Люблю природу русскую. Весна».

Литературное чтение. 2 класс. (Климанова Л.Ф. с. 124, 2 часть).

Обобщение по теме «Люблю природу русскую. Весна».

Обобщающий урок чтения во 2 классе.

Конспект урока литературного чтения «Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна»» (2 класс)

Цели деятельности учителя: обобщение знаний обучающихся по разделу «Люблю природу русскую. Весна»Планируемые результатыПредметные:знать произведения и их авторов, данных в разде.

Технологическая карта урока по литературному чтению на тему «Обобщение и проверка знаний по разделу «Люблю природу русскую. Весна» 2 класс

Тема: Обобщение и проверка знаний по разделу «Люблю природу русскую. Весна.»Цели деятельности учителя: обобщение знаний детей «Люблю природу русскую. Весна»Планируемые результа.

Конспект урока литературного чтения «Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна»»

Цели деятельности учителя: обобщение знаний обучающихся по разделу «Люблю природу русскую. Весна»Планируемые результатыПредметные:знать произведения и их авторов, данных в разделе &l.

Источник



Презентация "Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна»" 2 класс

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Урок литературного чтения

Матушка-весна всем красна.

Март — с водой, апрель — с травой.

Май леса наряжает, лето в гости приглашает.

Матушка-весна всем красна.

Март — с водой, апрель — с травой.

Май леса наряжает, лето в гости приглашает.

Матушка-весна всем красна.

Март — с водой, апрель — с травой.

Май леса наряжает, лето в гости приглашает.

Матушка-весна всем красна.

Март — с водой, апрель — с травой.

Май леса наряжает, лето в гости приглашает.

Какой весенний цветок четыре раза меняет свой цвет?

Обобщение по разделу

«Люблю природу русскую. Весна.»

Задачи урока: 1. Учусь читать выразительно, бегло, внимательно. 2. Повторяю пройденные произведения и их авторов. 3. Развиваю внимание, память, речь. 4. Проверяю свои знания.

5. Узнаю ответ на вопрос о цветке.

Задачи урока: 1. Учусь читать выразительно, бегло, внимательно. 2. Повторяю пройденные произведения и их авторов. 3. Развиваю внимание, память, речь. 4. Проверяю свои знания.

5. Узнаю ответ на вопрос о цветке.

Задачи урока: 1. Учусь читать выразительно, бегло, внимательно. 2. Повторяю пройденные произведения и их авторов. 3. Развиваю внимание, память, речь. 4. Проверяю свои знания.

5. Узнаю ответ на вопрос о цветке.

Задачи урока: 1. Учусь читать выразительно, бегло, внимательно. 2. Повторяю пройденные произведения и их авторов. 3. Развиваю внимание, память, речь. 4. Проверяю свои знания.

5. Узнаю ответ на вопрос о цветке.

Задачи урока: 1. Учусь читать выразительно, бегло, внимательно. 2. Повторяю пройденные произведения и их авторов. 3. Развиваю внимание, память, речь. 4. Проверяю свои знания.

5. Узнаю ответ на вопрос о цветке.

Задачи урока: 1. Учусь читать выразительно, бегло, внимательно. 2. Повторяю пройденные произведения и их авторов. 3. Развиваю внимание, память, речь. 4. Проверяю свои знания.

5. Узнаю ответ на вопрос о цветке.

Речевая разминка:

Учись отчётливо произносить звуки.

На – на – на – наконец пришла весна.

Ло – ло – ло – на улице тепло.

Ка – ка – ка – разлилась наша река.

Ель – ель – ель – с крыши капает капель.

Чьи – чьи – чьи – на улице ручьи.

Ождь – ождь – ождь — льет весенний дождь.

Майский снег

Снег идёт! Удивляются дети: "К нам зима Воротилась Опять?" Это просто На яблоне Ветер Хочет все лепестки Сосчитать.

Борьба Зимы с Весной «Сельская песенка»

Возвращение птиц на родину «Зима недаром

Мамина колыбельная «Я маму мою

Отдых мамы «В бурю»

Без мамы плохо «Посидим в

Ледоход «Весенние воды»

Борьба Зимы с Весной «Сельская песенка»

Возвращение птиц на родину «Зима недаром

Мамина колыбельная «Я маму мою

Отдых мамы «В бурю»

Без мамы плохо «Посидим в

Ледоход «Весенние воды»

Борьба Зимы с Весной «Сельская песенка»

Возвращение птиц на родину «Зима недаром

Мамина колыбельная «Я маму мою

Отдых мамы «В бурю»

Без мамы плохо «Посидим в

Ледоход «Весенние воды»

Борьба Зимы с Весной «Сельская песенка»

Возвращение птиц на родину «Зима недаром

Мамина колыбельная «Я маму мою

Отдых мамы «В бурю»

Без мамы плохо «Посидим в

Ледоход «Весенние воды»

Борьба Зимы с Весной «Сельская песенка»

Возвращение птиц на родину «Зима недаром

Мамина колыбельная «Я маму мою

Отдых мамы «В бурю»

Без мамы плохо «Посидим в

Ледоход «Весенние воды»

Борьба Зимы с Весной «Сельская песенка»

Возвращение птиц на родину «Зима недаром

Мамина колыбельная «Я маму мою

Отдых мамы «В бурю»

Без мамы плохо «Посидим в

Ледоход «Весенние воды»

Борьба Зимы с Весной «Сельская песенка»

Возвращение птиц на родину «Зима недаром

Мамина колыбельная «Я маму мою

Отдых мамы «В бурю»

Без мамы плохо «Посидим в

Ледоход «Весенние воды»

Найди лишнее слово.

а) снег е) солнце з) сосулька м) листопад

Кто написал стихотворение «В бурю»?

о) С. Маршак р) Ф. Тютчев е) А. Плещеев и) Е. Благинина

О чём говорится в стихотворении Ф. Тютчева «Зима недаром злится…»?

д) о борьбе зимы с весной ж) о борьбе весны с летом ю) о борьбе зимы с осенью н) о борьбе весны с осенью

О чём говорится в стихотворении А. Плещеева «Сельская песенка»?

с) об отлёте птиц у) о прилёте птиц

я) о разливе рек т) о таянии снега

Закончи четверостишие А. Блока. …Чу, слышен голос звонкий. Не это ли весна? Нет, это звонко, тонко В ручье…

е) блестит луна ф) журчит вода н) журчит волна ы) блестит звезда

Вставь пропущенное слово в четверостишие. Всё чернее с каждым днем Стёжки и дорожки. И на вербах … Светятся серёжки.

с) ярко ч) огоньками в) золотом и) серебром

Вставь пропущенное слово в пословицу:

Без _____ и трава не растёт.

л) стебля ц) корня в) полива м) листьев

Вставь пропущенное слово в пословицу:

Сердце матери лучше __греет.

к) печки о) лампы а) солнца ф) огня

Найди лишнее слово.

а) снег е) солнце з) сосулька м) листопад

Кто написал стихотворение «В бурю»?

о) С. Маршак р) Ф. Тютчев е) А. Плещеев и) Е. Благинина

О чём говорится в стихотворении Ф. Тютчева «Зима недаром злится…»?

д) о борьбе зимы с весной ж) о борьбе весны с летом ю) о борьбе зимы с осенью н) о борьбе весны с осенью

О чём говорится в стихотворении А. Плещеева «Сельская песенка»?

с) об отлёте птиц у) о прилёте птиц

я) о разливе рек т) о таянии снега

Закончи четверостишие А. Блока. …Чу, слышен голос звонкий. Не это ли весна? Нет, это звонко, тонко В ручье…

е) блестит луна ф) журчит вода н) журчит волна ы) блестит звезда

Вставь пропущенное слово в четверостишие. Всё чернее с каждым днем Стёжки и дорожки. И на вербах … Светятся серёжки.

с) ярко ч) огоньками в) золотом и) серебром

Вставь пропущенное слово в пословицу:

Без _____ и трава не растёт.

л) стебля ц) корня в) полива м) листьев

Вставь пропущенное слово в пословицу:

Сердце матери лучше __греет.

к) печки о) лампы а) солнца ф) огня

0 ошибок — 5 1-2 ошибки — 4 3-4 ошибки — 3 5-8 ошибок — 2

Используемые ресурсы:

    Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. Учебник, 2 часть. 2 класс.

Источник

Люблю природу русскую. Весна

Цели: обобщить знания учащихся по разделу; продолжить раз­витие навыков выразительного чтения, анализа стихотворного текста.

предметные: обобщить знания учащихся по разделу; учит их работать в группе, проявлять свои творческие способности; развивать речь, память, мышление.

личностные и метапредметные:

Личностные УУД: формирование мотивов достижения и социального признания.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные УУД: ориентация на позицию других людей, отличной от собственной; уважение иной точки зрения; умение слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД: Проговаривание последовательности действий на уроке.

1. Учебник «Литературное чтение 2 класс» (Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова; Москва, Просвещение, 2012 г).

2. Мультимедийный проектор для презентации к уроку по теме «Люблю природу русскую. Весна».

Организационный момент (Слайд 1)

Прозвенел звонок и смолк,

Постановка целей урока.

— Послушайте отрывок рассказа А.П. Чехова «Весной» и постарайтесь увидеть нарисованные писателем картины.

«С земли ещё не сошёл снег, а в душу уже просится весна.

Земля холодна, грязь со снегом хлюпает под ногами, на как кругом всё весело, ласково, приветливо!

Воздух так ясен и прозрачен, что если взобраться на голубятню или колокольню, то, кажется, увидишь всю вселенную от края и до края.

Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями.

Речка надувается и темнеет; она уже проснулась и не сегодня-завтра заревёт.

Деревья голы, но уже живут, дышат…»

— Какие картины нарисовало ваше воображение?

— Перечислите, какие предметы и явления описывает А.П. Чехов?

— Какие слова употреблены для того, чтобы нарисовать предметы живыми? Что это за литературный приём? (олицетворение)

— Скажите, о чем пойдет речь на нашем уроке?

(Ответы детей: на уроке мы будем говорить о весне.)

— Сегодня мы повторим произведения, которые изучали в разделе «Люблю природу русскую. Весна», вспомним и уточним, как русские поэты писали о замечательном времени года – весне.

— С произведениями каких поэтов вы познакомились в разделе «Люблю природу русскую. Весна»?

(Ответы детей: Ф.Тютчев, А Плещеев, А.Блок, С.Маршак, И.Бунин, Е.Благинина, Э. Мошковская)

Работа по теме урока.

Работа в группах.

— Каждая группа получает задания. Вы должны определить, кто из вас будет читать стихотворения наизусть или выразительно, отвечать на вопросы.

Задания для групп:

1 группа: Ф. Тютчев «Зима недаром злится…», «Весенние воды».

2 группа: А. Плещеев «Весна», «Сельская песенка».

3 группа: А. Блок «На лугу», С.Маршак «Снег уже теперь не тот…»

4 группа: И. Бунин «Матери», Е. Благинина «Посидим в тишине», Э. Мошковская «Я маму свою обидел…»

Чтение стихотворений, ответы на вопросы:

— Поэт пишет о Зиме и Весне как о живых существах. Что это за литературный приём? (олицетворение)

— Каким настроением проникнуто стихотворение?

— Какие картины весны наблюдает поэт?

— Какие приметы весны можно увидеть, а какие – услышать?

Бежал ручей по камешкам, бежал, бежал, бежал.

Потом в глубокой лужице лежал, лежал, лежал.

То снова он пустился вскачь, то будто бы уснул,

Увидел речку – прыг туда и сразу утонул.

(Слайды 13, 14,15, 16,17)

— Что увидел поэт весной? Можно ли услышать песенку ручья?

— Стихотворение из какой сказки С.Маршака вы прочитали?

— Объясните, как вы понимаете выражение: серебром светятся серёжки?

— Как вы думаете, почему в разделе «Люблю природу русскую. Весна» включены стихотворения И.Бунина «Матери», А.Плещеева «В бурю», Е.Благининой «Посидим в тишине», Э.Мошковской «Я маму мою обидел»?

— Потому что в начале весны мы празднуем Международный женский день 8 Марта.

Источник

Урок литературного чтения на тему "Люблю природу русскую…". Стихотворения Ф.И. Тютчева о весне". 2-й класс

Цели урока: ознакомить детей со стихотворениями о весне Ф.И.Тютчева; научить анализировать произведения, воспринимать и понимать чувства и настроения стихотворений; развивать речь учащихся, развивать эмоциональное отношение к произведениям искусства; воспитывать любовь к природе.

Оборудование: мультимедиа, интерактивная доска, учебник Климанова Л.Ф. 2 класс, презентация, видеоролики.

1. Мотивационный этап. Эмоциональный настрой на работу. Звучит музыка из цикла “ Времена года” и идут слайды.

а) беседа эмоционально-оценочного характера:
– Что вы представили, когда смотрели слайды и слушали музыку?
– Что почувствовали?
– Ребята, попробуйте отгадать какое же это время года?

б) Выделение темы.
– Как вы думаете, о каком времени года пойдет речь?
– Эта тема нашего сегодняшнего урока.
А эмблемой нашего урока я выбрала солнце, как вы думаете, почему я выбрала именно солнце?
– Какое солнышко весной?
– Подберите слова, обозначающие его действия. (Греет, дарит, улыбается, ликует.)
Дети, солнце будет показывать наши знания и настроение на сегодняшнем уроке. Перед вами желтые кружочки. Во время урока за каждый правильный ответ вы будете рисовать солнцу лучики. И в конце урока каждый из вас покажет свое солнце и получит оценку.

2. Сообщение темы урока.

А чьи же стихи мы будем читать? Соедините стрелочками фамилию автора и название произведения. А потом вы мне прочитаете лишнюю фамилию.

И.А.Крылов “ Живая шляпа”.
Н.Н.Носов “ Стрекоза и муравей”.
Ф.И.Тютчев “ Кот и лодыри”.
С.Я.Маршак.

– Молодцы! Это Федор Иванович Тютчев. Мы будем сегодня читать стихотворения Тютчева о весне.
– Ребята, а как вы узнаете весну? (Солнце греет, становится теплее, тает снег, бегут ручьи, начинает зеленеть трава, появляются листья, расцветают цветы.)
– А вам нравится весна? Прочитайте авторский текст на странице 108 учебника.
– Что вы узнали из этого текста?
– Ребята , а только ли видно весну? Ее еще и слышно. Журчат ручьи, капель, птички щебечут. Давайте послушаем голоса весеннего леса.
(Прослушивание записи.)
– Откройте учебники на стр. 109 . Давайте прочитаем и попробуем разгадать весенние загадки. (Отгадывание загадок.)
– Эпиграфом к уроку мы взяли слова Льва Николаевича Толстого “ Без Тютчева нельзя жить”

Без Тютчева нельзя жить!
Он блистал, как сын природы,
Играя взглядом и умом,
Блистал, как летом блещут воды,
Как месяц блещет над холмом.

Так о Тютчеве писал Рубцов. А что вы знаете о Тютчеве? Давайте вспомним его биографию.

Федор Иванович Тютчев родился 1803 году в семье дворянина и помещика в селе Овстуге Орловской губернии. Первоначальное образование получил дома под руководством ученого, переводчика и поэта Семена Раича. С детства он хорошо знал французский язык, писал стихи по-французски.

В 1819 году на словесное отделение московского университета.

Потом он работал на государственной службе и лишь в свободное от работы время посвящал себя поэтическому творчеству.

Стихи Тютчев начал писать в 1818 году еще в подростковом возрасте. Но его стихи редко печатали. Вдруг его тетрадь стихотворений попала к Александру Сергеевичу Пушкину. И великий поэт разрешил публикацию стихотворений в своем журнале
“ Современник”. Однако настоящая известность пришла к нему в 1854 году, когда он выпустил сборник стихов.

Тютчев не писал специально для детей, но стихотворения о природе прочно вошли в круг детского чтения.

– А теперь мы посмотрим видеофрагмент “Дома музея Тютчева”, который находится в селе Овстуг где он родился.
(Просмотр видеофрагмента.)
– Много своих произведений Тютчев посвятил природе и временам года. Вот его стих “Зима недаром злится”.
(Аудиозапись. Дети следят по тексту.)

3. Первичная проверка понимания, работа с текстом. Беседа.

– Понравилось ли вам это стихотворение?
– Вы заметили что поэт пишет о зиме и весне, как о живых существах? Найдите и прочитайте эти строки.
(Ответы детей.)
– Как названа зима? (Ведьма злая.)
– А весна? (Прекрасное дитя.)
– Что делает зима?
– Что делает весна?
– С каким настроением надо читать это стихотворение? Попробуйте.
(Выразительное чтение. 1–2 ученика.)
– Замечательно справились, думаю, автору бы понравилось.

4. Физкультминутка.

1. Для глаз (следим за солнцем.)
2. Гимнастика под музыку.

5. Продолжение работы над новым материалом.

Первичное чтение стихотворения “Весенние воды”.
(Аудиозапись. Дети следят по тексту.)
– Ребята, а теперь внимательно прослушайте, как сама вдохновенная музыка заговорила в этих строчках. Композитор Сергей Рахманинов воплотил ее в хрустальную мелодию. (Звучит романс.)
– Какое настроение передает нам поэт? (Здесь настроение сменяется тихой, радостью.)
– Прочитайте первые 2 строчки стихотворения” Весенние воды”. О каком периоде весны в них говорится?
– Какие звуки мы слышим?
– Что значит гласят?

(Выразительное чтение стихотворения. 1–2 ученика.)

– А следующее его стихотворение с детства знают все. Тютчев написал его когда был молодой. Оно называется” Весенняя гроза”. С этим стихотворением нас познакомит Ульяна.

(Читает наизусть стихотворение “Весенняя гроза”. Тихо звучит мелодия из цикла “ Времена года” и идет слайды.)

Федор Иванович Тютчев.

Люблю грозу в начале мая,
Когда Весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный –
Все вторит весело громам.

– Какая картина грозы описана? (Радостная.)
– Молодцы! Действительно, природа наслаждается и играет, ликует.

6. Закрепление изученного материала.

1. – Ребята теперь я вам всем раздам стихотворение Тютчева, и мы попробуем прочитать его под музыку про себя. Получилось у вас?

1-й вариант. Федор Иванович Тютчев

Лист зеленеет молодой.
Смотри, как листьем молодым
Стоят, обвеяны березы,
Воздушной зеленью сквозной,
Полупрозрачною, как дым.
Давно им грезилось весной,
Весной и летом золотым,—
И вот живые эти грезы,
Под первым небом голубым,
Пробились вдруг на свет дневной.

О, первых листьев красота,
Омытых в солнечных лучах,
С новорожденною их тенью!
И слышно нам по их движенью,
Что в этих тысячах и тьмах
Не встретишь мертвого листа.

2-й вариант. Федор Иванович Тютчев.

Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну прослышала она.
И ей невольно улыбнулась…

– Кто теперь попробует прочитать его под музыку в слух (слушаем 1–2 уч.).
– Спасибо вам большое. Но я вам хочу открыть секрет. Чтение под музыку называется – художественным.

2. Литературный диктант.

– Я назову вам несколько утверждений. Если они верные то ставите +, если нет то -. Будьте внимательны предложения читаю только 1 рез.

1. Тютчева зовут Федор Николаевич?. (-)
2. Он родился в селе Овстуг ? (+)
3. Его музей находится в селе где он родился? (+)
4. Он пишет о детях. (-)
5. Его первого учителя звали Сергей Раич. (-)
6. С детства он хорошо знал французский язык. (+)
7. мы сегодня читали его стихотворения о зиме? (-)

А теперь проверяем.
+ + + – – + —

– Рисуем лучики солнцу за каждый правильный ответ.

– А теперь вернемся к эпиграфу нашего урока “Без Тютчева нельзя жить”. Почему? (Он нас учит любить и видеть красоту природы, понимать слово.)
– Какие стихотворения мы сегодня прочитали?
– А теперь все поднимите и покажите мне свои солнышки? (Ставим оценки.)

Источник

Adblock
detector