Тема 1 Понятие сущность принципы и функции Конституции Юридические свойства Конституции Виды конституций

Тема 1. Понятие, сущность, принципы и функции Конституции. Юридические свойства Конституции. Виды конституций.

Конституция- основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом и отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий и регулирующий в их интересах важнейшие начала общественного строя и организации государства, правового статуса личности, институтов гражданского общества, функционирования публичной власти.

Общесоциальный регулятор общественных отношений

Проявляется в функции поиска и установления оптимального соотношения интересов социальных групп (слоев общества)

Фиксирует не результат борьбы классовых сил, а компромисс, (баланс) различных социальных слоев

Конституция- это своеобразный договор между государством и обществом. Он определяет пределы вмешательства государства в жизнь общества и отдельных индивидов.

Функции Конституции – различные проявления ее назначения и влияния на жизнь общества и государства. Основными функциями Конституции являются следующие:

1. Учредительная функция состоит:

в подтверждении существующего общественного порядка

— или создании условий для развития новых общественных отношений, которые уже созрели в обществе, но не могут укрепиться без «помощи» Конституции

Конституция может иметь учредительное значение для политической системы в целом (например учреждение новой формы правления- республики вместо монархии) или для отдельных государственных институтов (учреждение двухпалатного парламента вместо однопалатного, введение новых должностей и т.д.).

2. Организаторская функция –закрепление определенных «правил игры» в обществе, которым необходимо подчиняться. Также Конституция своими нормами направляет жизнь общества в определенном русле развития.

3. Внешнеполитическая функция заключается в том, что Конституция:

— закладывает основные направления внешней политики

— служит источником информации об обществе и государстве для внешнего мира.

4. Идеологическая функция проявляется в том, что Конституция закладывает основы мировоззрения.

5. Юридическая функция состоит в том, что Конституция:

— становится основой правопорядка в обществе

непосредственно порождает права и обязанности

— служит фундаментом и ориентиром для принятия всех остальных нормативно- правовых актов.

§2. Юридические свойства Конституции –ее признаки как Основного закона государства.

Основные юридические свойства Конституции:

— Основной закон государства

— База текущего законодательства

— Особый порядок принятия и изменения

— Высшая юр.сила (ч.1ст.15)

— Особая охрана, защита (гражданским обществом, президентом, констит.судом, самой констит-й – порядок пересмотра)

Основной закон государства. Остальное законодательство не должно противоречить нормам, закрепленным в Основном законе.

Конституция- это база текущего законодательства. Законодательство страны развивает положения Конституции, произрастает из них и не может им противоречить. Чтобы обеспечить высшую юридическую силу Конституции по отношению к остальному законодательству, порядок ее принятия обычно более сложный, чем порядок принятия закона. Как правило, Конституция принимается парламентом- высшим законодательным органом государства –квалифицированным большинством(не менее 2\3 депутатов) либо всенародным референдумом. Аналогичен и порядок внесения поправок. В ряде государств предусмотрена ратификация поправок (помимо их принятия парламентом) субъектами федерации (например в США и России).

Юридическое верховенство состоит в том, что Конституция имеет высшую юридическую силу. Законы и иные нормативно-правовые акты не должны противоречить Конституции.

§3. Виды конституций:

. писаные – составленные и принятые в виде единого документа (большинство действующих конституций)

. неписаные – состоят из нескольких законов, содержащих конституционные нормы (а также правовых обычаев и судебных прецедентов). Неписаные конституции действуют в Великобритании, Швеции, Израиле.

2) способу изменения:

. обычные/ гибкие — принимаются и изменяются, как обычные законы(Конституция РСФСР 1978г)

. жесткие- предусматривают очень сложный порядок изменения и внесения поправок, влекущий фактическую невозможность изменять конституцию (Конституция США 1787 г., Конституция РФ 1993г.)

3) по степени соответствия или несоответствия существующим общественным отношениям:

. реальные (действительные) — отражают существующие общественные отношения(обычно конституции демократических государств)

. фиктивные – не отражают существующих общественных отношений и зачастую являются документом, который в реальной жизни не соблюдается (как правило, конституции авторитарных и тоталитарных государств).

К СССР 1936г.: ст.125 гарантировала свободу слова, печати, свободу собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, ст.127(неприкосновенность личности) «никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора…»

На самом деле репрессивный аппарат государства в лице «особых троек НКВД», решал судьбы сотен тысяч людей без следствия и судебной защиты.

4) в зависимости от действия во времени

5) в зависимости от государственного строя:
— монархические;
— республиканские;
— унитарные;
— федеративные;

6) по способу принятия:
октроированные (франц.) – дарованные монархом; (хартия 1814 г. французский монарх Людовик ХVIII октроирован Конституцию Франции, Конституция Японии 1889г.дарована императором Мэй Дзи, Манифест 17 октября 1905 года в России, 1962 год – президент Пакистана добился принятия Конституции, Конституция Фиджи в 1990 году была принята правительством.
принятые представительным органом государства; (парламент страны – 1918 год Конституция РСФСР принята 5-м всероссийским съездом рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов; Дания, Венгрия, Польша (ныне действующие К) приняты парламентами этих стран; в США созывался конституционный Конвент; в революционной Франции – учредительное собрание;

Если возникнет необходимость принятия новой Конституции в России, то разрабатывать его проект будет Конституционное собрание (ФКЗ не принят)
принятые народом на референдуме; (наиболее демократичный способ) Италия 1946 –решался вопрос о форме правления (монархия или республика); Франция — 1958, Испания — 1978; Россия — 1993г.)

С порядком принятия конституции связан термин «харизма­тическая конституция» (от греч. charisma — божественный дар). Этим термином обозначают конституцию, в разработке и приня­тии которой ведущую роль играет одаренный политический ли­дер, имеющий большое влияние, или диктатор той или иной страны, своей личностью окрашивающий политический режим. В коммунистических государствах на эту роль претендовали ген­секи правящих партий, вследствие чего в СССР, например, в свое время утвердились термины «сталинская Конституция»1936, «брежневская Конституция»1977. Но это возможно и в демократиче­ских странах. Во Франции, например, смена парламентской фор­мы правления на президентскую в 1958 г. произошла благодаря усилиям генерала де Голля, вследствие чего и Конституция полу­чила название деголлевской. Возможно, по аналогии с этим, Конституция РФ 1993 г. будет названа ельцинской.

Источник



Лекция 2: «Понятие, юридические свойства и сущность Конституции Российской Федерации»

Конституцию как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в правовой системе современного демократического государства, от всех других правовых актов традиционно отличают следующие черты:

1) особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается;

2) учредительный, первичный характер конституционных установлений;

3) всеохватывающий характер конституционной регламентации, т.е. тех сфер общественных отношений, воздействие на которые она распространяет;

4) особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок принятия, внесения поправок, специфические формы охраны и др.

Рассмотрим эти черты.

1. Конституция в современном значении этого понятия является актом, который, как правило, принимается народом или от имени народа.

2. Особенность субъекта, принимающего конституцию, обусловливает и вторую сущностную черту конституции — ее учредительный характер. Поскольку народ в демократическом государстве признается носителем суверенитета и единственным источником власти, только он обладает и ее высшим проявлением — учредительной властью. В содержание последней вкладывается именно право принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы общественного и государственного устройства, которые выбирает для себя данный народ. Только учредительная власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства.

Учредительная природа конституции проявляется и в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, являются первичными. Это означает, что для установления положений конституции не существует никаких правовых ограничений. Не может быть такой правовой нормы, которая не могла бы быть включена в конституцию по признаку того, что она не соответствует какому-либо правовому акту данного государства.

3. Важной чертой, характеризующей конституцию, является особый предмет конституционного регулирования, т.е. специфика того слоя общественных отношений, на которые она воздействует.

Конституционное регулирование отличается всеохватывающим характером, чего не имеет никакой другой нормативный правовой акт. Конституция затрагивает все сферы жизни общества — политическую, экономическую, социальную, духовную и другие, либо регулируя в этих сферах в соответствии с предметом конституционного права базовые, фундаментальные общественные отношения, либо подвергая их своему воздействию в полной мере.

4. Конституцию отличают и особые юридические свойства.

Они производны от перечисленных выше сущностных черт конституции и выражаются:

— в верховенстве конституции;

— в ее высшей юридической силе;

— в ее роли как ядра правовой системы государства и системы права;

— в особой охране конституции;

— в особом порядке принятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок.

Эти юридические свойства последовательно отражены в Конституции РФ 1993 г.

1. В ней впервые в истории страны получил закрепление принцип верховенства Конституции РФ. Ни в одной из прежних конституций России такого положения не содержалось. Не закреплялось верховенство и Конституции СССР.

Установление в ч. 2 ст. 4 Конституции РФ 1993 г. принципа ее верховенства на всей территории России означает прежде всего утверждение в нашей стране конституционного строя, стремление к созданию правового государства. В признании верховенства Конституции заложена не свойственная прежним, советским конституциям идея подчинения государства конституции, праву.

Верховенство российской Конституции означает также, что с ее принципами, нормами, заложенными в ней концепциями должна сообразовываться деятельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех сферах жизни. Конституция выступает как бы доминантой всего общественного развития.

В принципе верховенства Конституции РФ отражается и федеративный характер нашего государства. Верховенство федеральной Конституции утверждается на всей территории России, в том числе в республиках, которые тоже имеют свои конституции. На принципе верховенства Конституции РФ основано положение о соответствии конституций республик Конституции России.

2. В ст. 15 Конституции РФ закрепляется, что Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Это юридическое свойство Конституции имеет иное содержание, чем принцип ее верховенства.

Высшая юридическая сила Конституции означает не только то, что законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции России, но и то, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ.

Таким образом, высшая юридическая сила Конституции характеризует ее место в иерархии нормативных правовых актов, действующих в Российской Федерации.

3. Конституция 1993 г. является ядром правовой системы России. Принципы и положения Конституции играют направляющую роль для всей системы права и системы законодательства.

Причем определяющее значение Конституции в указанном плане проявляется как в ее содержательном воздействии на основные принципы, заложенные во всем текущем законодательстве, так и в ее роли, связанной с установлением формы права.

Именно Конституция определяет сам процесс правотворчества — устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов.

В самой Конституции названы многие федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые должны быть приняты в соответствии с ней. Принятие новой Конституции вызывает обычно значительное изменение и обновление текущего законодательства.

4. К юридическим свойствам Конституции РФ относится ее особая охрана, в которой задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах.

Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент России является ее гарантом. В своей присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации (ст. 82).

Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия их федеральной Конституции. Президент, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания могут инициировать процедуру разрешения дел в Конституционном Суде России о соответствии Конституции нормативных актов, указанных в ст. 125 Конституции.

Конституционный Суд играет важную роль в охране Конституции. Он рассматривает дела о соответствии Конституции РФ законов и иных нормативных актов как федеральных органов государственной власти, так и субъектов Федерации. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции РФ международный договор не подлежит введению в действие и применению.

5. Конституцию РФ отличает и особый, усложненный порядок ее пересмотра и внесения в нее поправок, который будет изложен в специальном параграфе.

Рассмотрев основные признаки понятия конституции, можно сделать общий вывод: конституция представляет собой единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативный правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Источник

10.Понятие, сущность, юридическая природа, основные свойства и функции Конституции.

Среди правовых актов любого государства конституция занимает особое место. Конституция выступает в качестве общепризнанной платформы существования общества и предоставляет собой официальное выражение его интересов. Вместе с тем, как основной закон государства, конституция является продуктом и орудием государственной власти. Особое место во всей правовой системе государства вызывает необходимость всестороннего изучения конституции как самостоятельного объекта научного познания. Исследователями анализируются понятие и сущность конституции, предпосылки способы ее возникновения, ее виды, юридические свойства, место в правовой системе государства, принципы, функции и другие стороны правовой природы конституции.

Конституция занимает особое место в правовой системе государства. Конституция – это правовой акт, обладающий высшей юридической силой и регулирующий основы организации государства и общества, а так же основы взаимоотношения государства и гражданина. В этом определении отчетливо видна юридическая сущность конституции, которая проявляется, во-первых, в том, что ее нормы имеют приоритет над нормами законов и подзаконных актов. Во- вторых, законы и иные акты принимаются предусмотренными конституцией органами и установленном ею порядке. Таким образам, можно рассматривать конституцию как главный источник права и основу правовой системы, нормативно-юридического регулирования общественных отношений в стране.

Конституцию от всех других правовых актов традиционно отличают следующие черты:

Особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается;

Учредительный, первичный характер конституционных установлений;

Всеохватывающий характер конституционной регламентации, т.е тех сфер общественный отношений, воздействие на которые она распространяет;

Особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок принятия, внесения поправок, специфические формы охраны и др.

2. Юридические свойства Конституции рф

Для характеристики конституции как нормативного акта важнее всего представление о ней как о юридическом документе, имеющем в правовой иерархии высшую юридическую силу и учредительный характер.

Эти юридические свойства отражены в Конституции РФ 1993 года.

Юридические свойства конституции – это признаки ее как основного закона государства. Рассмотрим их подробнее, связывая общие положения темы с конституцией Российской Федерации.

Юридическое верховенство конституции означает ее высшую юридическую силу по отношению ко всем иным нормативным актам, включая и федеральные законы, и упомянутые выше федеральные конституционные законы. Все они должны соответствовать конституции и не могут ей противоречить.

Акты, конечно, могут развивать положения конституции. Но при этом если первое слово по каждому вопросу уже сказано конституцией, они не в праве говорить что-то иное, содержать в себе другое предписание. Юридическое верховенство конституций обычно подчеркивается в них самих. Так согласно ст. 15 ч.1 Конституции РФ 1993 г «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить конституции Российской Федерации».

3. Сущность Конституции

Если понятие конституции определяет те общие черты, которые выделяют ее как особое правовое явление, то раскрытие сущности конституции связано с познанием ее глубинной природы, с решением вопроса о том, чью волю конституция выражает.

Сущность конституции, как и любого явления, во многом проясняется, если проанализировать, как, когда и для чего она возникла, какие социальные потребности вызывали ее к жизни. По общепринятому мнению появление конституции в современном ее понимании относится к 18 веку и связано с эпохой буржуазно-демократических революций, с распадом феодального общества под натиском нарождающегося капиталистического строя.

ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ — важнейшие направления конституционного воздействия на регулируемые отношения. Ф.к. раскрывают сущность, социальное назначение и служебную роль конституции, отражают специфику конституционных норм и институтов. Принято выделять юридическую, политическую и мировоззренческую (идеологическую) Ф.к. Юридическая функция заключается в том, что конституция представляет собой главный источник национальной правовой системы, нормативно-юридический акт, нормы которого обладают высшей юридической силой и лежат в основе всей системы правового регулирования. Эта функция характеризует собственно служебную роль конституции в национальной правовой системе. Как правовой акт особого свойства конституция выполняет следующие юридические функции: а) учредительную, которая выражается в признании и юридическом оформлении важнейших институтов общества, их узаконивании и придании им государственно-правовой формы (например, ст. 1—16 Конституции РФ); б) правонаделительную, связанную с закреплением в Основном законе конкретного перечня прав и обязанностей органов государственной власти и иных субъектов конституционного права (например, ст. 83—89, 101, 102, 103, 112—114, 125 Конституции РФ); в) охранительную, характеризующую направленность конституционных норм на защиту основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина (ст. 2, 3, 4, 9, 13, 15, 69, 133 Конституции РФ); г) целеполагающую, или ценностно-ориентационную, которая заключается в закреплении Основным законом стратегических целей и задач развития общества и государства. Конституция в этом смысле дает нормативный прогноз, отражает в своих нормах опережающее развитие общественных отношений.

Источник

Конституция: понятие, сущность, юридическая природа. 67

они должны достичь. Такие программные цели могут со­держаться как в преамбуле, так и в основном тексте кон­ституции. Например, Конституция РСФСР 1918 г. провоз­глашала своей целью уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, уста­новление социалистической организации общества и по­беды социализма во всех странах. Поскольку конституции призваны закреплять реально существующие общественные отношения, программные положения содержатся в консти­туциях в ограниченном объеме.

Нормы Конституции РФ имеют прямое действие. Су­дебные органы обязаны руководствоваться статьями Кон­ституции при рассмотрении конкретных гражданских и уголовных дел, применять Конституцию в качестве акта прямого действия. В случае если суд пришел к убеждению о противоречии Конституции РФ примененного или под­лежащего применению закона, то он должен обратиться с запросом в Конституционный Суд РФ о проверке кон­ституционности этого закона (абз. 4 п. 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 03.05.1995 № 4-П «По делу о проверке конституционности статей 220′ и 220 2 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой граж­данина В. А. Аветяна*).

Обязательным свойством конституции является ста­бильность, т.е. незыблемость основных начал устройства государства и общества. Стабильность конституции — важ­нейшее условие политической и экономической стабиль­ности государства. Стабильность конституции обеспе­чивается особым порядком ее изменения и дополнения. Стабильность не исключает эволюционное развитие кон­ституции посредством внесения в нее поправок. Однако это возможно в случае, когда эволюционное развитие об­щества, накопление количественных изменений достигнет стадии достижения нового качества при сохранении основы социально-экономической системы, основ правового стату­са личности, принципов политического строя.

Содержание конституции проявляется в ее функциях. Функции конституции — различные проявления ее назна­чения, которые отражают роль основного закона в поли­тике, жизни общества, осуществлении задач государства. 66 Глава 4. Теоретические основы конституционализма

Конституции свойственны следующие функции: учреди­тельная, системообразующая, организаторская, политиче­ская.

Учредительная функция состоит в том, что конституция, появляясь в результате коренных изменений в жизни об­щества, закрепляет основы конституционного строя, статус личности, систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправле­ния, становится политико-правовой основой развития госу­дарства и общества на следующем историческом этапе.

Каждая российская конституция выполняла учреди­тельную функцию. Так, Конституция РСФСР 1918 г. за­крепляла отмену частной собственности на землю, кото­рая объявлялась всенародным достоянием и передавалась трудящимся без всякого выкупа, на началах уравнитель­ного землепользования. Все леса, недра и воды общегосу­дарственного значения, а равно и весь живой и мертвый инвентарь, образцовые поместья и сельскохозяйственные предприятия объявлялись национальным достоянием. Кон­ституция РФ 1993 г., в свою очередь, учредила частную соб­ственность на средства производства и рыночный механизм регулирования экономики.

Системообразующая функция конституции заключа­ется в обеспечении единства и сбалансированности всех элементов правовой системы, так как все они должны дей­ствовать в соответствии с конституционными установле­ниями либо не противоречить им. Особую роль в качестве системообразующего фактора конституции играют в усло­виях федеративного государства, обеспечивая единство правового пространства, целостность развития националь­ного права 1 .

Организаторская функция состоит в том, что положе­ния конституции призваны создавать условия для эконо­мической, политической, социальной активности граждан по реализации своих основных прав, свобод и обязанно­стей, должного осуществления своих полномочий другими субъектами конституционно-правовых отношений, что при­звано способствовать решению тех целей и задач, которые сформулированы в основном законе государства.

Политическая функция предполагает, что конституция закрепляет основы внутренней и внешней политики го-

1 См.: ВитрукН.В. Верность Конституции. М.,2008. С. 119. ,•«»!

4.1. Конституция: понятие,сущность, юридическаяприрода. 69

сударства. Например, в Конституции РФ отражены осно­вы внешней политики государства, состоящей в деятель­ности, направленной на сохранение и упрочение мира, неукоснительном следовании международным договорам и соглашениям. Основными направлениями внутренней политики Российского государства являются: построение демократического, правового, социального, светского го­сударства, соблюдение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, развитие местного самоуправле­ния и т.д.

Конституции современных государств имеют много раз­новидностей. В связи с этим принято классифицироватьсуществующие конституции по различным критериям.

В зависимости от характера экономической и политиче­ской системы общества можно выделить пять видов кон­ституций^.

Во-первых, это конституции демократического, совре­менного («народного») капитализма, принятые после Вто­рой мировой войны. Они отражают доктрину современного конституционализма и находятся ближе всего к концепции современной идеальной конституции.

Во-вторых, конституции тоталитарного социализма, дейст­вующие в некоторых современных государствах. Они не соот­ветствуют концепции современной конституции, содержание противоречит общечеловеческим ценностям.

В-третьих, постсоциалистические конституции переход­ного общества (Азербайджан, Грузия, Узбекистан и т.д.). Для них характерно сочетание элементов авторитаризма с наличием демократии, признанием, но недостаточной обе­спеченностью прав человека и гражданина.

В-четвертых, полу демократические конституции боль­шинства развивающихся стран (Египет, Сирия, Алжир), в которых закрепляются основополагающие принципы религии, доминирует исполнительная власть при ограни­ченных полномочиях парламента (Турция, многие страны Латинской Америки).

В-пятых, полуфеодально-теократические конституции стран, закрепляющие принципы мусульманского фунда­ментализма (Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Саудовская Аравия, Оман и др.) В этих странах либо нет парламентов, либо они выполняют только консультатив-

1 См: Чиркин В. Е. Конституция: российская модель. М., 2002. С. 22-23.

Источник

Adblock
detector