Свет и цвет Проект учащихся 9 а класса Цель Изучить сложный состав белого солнечного света Выяснить как че

Свет и цвет. Природа цвета и его физические основы

Ежедневно человек сталкивается с множеством факторов внешней среды, воздействующих на него. Одним из таких факторов, оказывающих сильное влияние, является цвет. Известно, что цвет может быть виден человеком лишь при свете, в темноте мы не видим никаких цветов. Световые волны воспринимаются человеческим глазом. Мы видим предметы потому, что они отражают свет и потому, что наш глаз способен воспринять эти отраженные лучи. Лучи солнечного или электрического света – световые волны в зрительном аппарате человека преобразуется в ощущение. Это преобразование происходит в три этапа: физический, физиологический, психологический.

Физический – излучение света; физиологический – воздействие цвета на глаз и преобразование его в нервные импульсы, идущие в мозг человека; психологический – восприятие цвета.

Физический этап формирования зрительного восприятия заключается в преобразовании энергии видимого излучения различными средами в энергию измененного потока излучения и изучается физикой.

Видимое излучение называют светом. Свет – видимая часть электромагнитного спектра, это частный случай электромагнитного излучения. Физики шутят, что свет – самое темное место в физике. Свет имеет двойственную природу: при распространении он ведет себя как волна, а при поглощении и излучении – как поток частиц. Итак, свет принадлежит пространству, а цвет – предмету. Цвет – это ощущение, которое возникает в органе зрения человека при воздействии на него света [25, с. 167].

В цветоведении принято рассматривать свет как электромагнитное волновое движение. В области видимого излучения каждой длине волны соответствует ощущение какого-либо цвета.

В спектре белого солнечного света различают семь основных цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Глаз среднего наблюдателя способен различить в спектре белого света около 120 цветов. Для удобства обозначения цветов принято деление спектра оптического излучения на три зоны:

— длинноволновую – от красного до оранжевого;

— средневолновую – от оранжевого до голубого;

— коротковолновую – от голубого до фиолетового.

Это деление оправдывается качественными различиями между цветами, входящими в различные области спектра. Каждый цвет спектра характеризуется своей длиной волны (таблица 1), т.е. он может быть точно задан длиной волны или частотой колебаний. Самые короткие волны – фиолетовые, самые длинные – красные. Световые волны сами по себе не имеют цвета. Цвет возникает лишь при восприятии этих волн зрительным аппаратом человека.

Глаз способен воспринимать волны длиной от 400 до 700 нанометров (нанометр – одна миллиардная метра, единица измерения длины световых волн).

Таблица 1. Соответствие диапазонов длин волн ощущениям цветов

Название цвета Границы диапазонов в нм
красный 700-620
оранжевый 620-580
желтый 580-565
зелёный 565-510
голубой 510-480
синий 480-450
фиолетовый 450-400

С двух сторон от видимой части спектра находятся ультрафиолетовые и инфракрасные области, которые не воспринимаются человеческим глазом, но могут улавливаться специальным оборудованием (таблица 2). С помощью инфракрасного излучения работают камеры ночного видения, а ультрафиолетовое излучение хоть и невидимо человеческому глазу, но может нанести зрению значительный вред. Скорость распространения всех видов волн электромагнитных колебаний равна приближенно 300 000 км/с.

Таблица 2. Разновидности электромагнитных излучений

Рентгеновские лучи Ультрафиолетовый свет Видимый спектр Инфракрасный свет Радиоволны

Световые волны попадают на сетчатку глаза, где воспринимаются светочувствительными рецепторами, передающими сигналы в мозг, и уже там складывается ощущение цвета. Это ощущение зависит от длины волн и интенсивности излучения. А все предметы, которые нас окружают, могут или излучать свет (цвет), или отражать или пропускать падающий на них свет частично или полностью.

Например, если трава зеленая, это значит, что из всего диапазона волн она отражает в основном волны зеленой части спектра, а остальные поглощает. Когда мы говорим «эта чашка красная», то мы на самом деле имеем в виду, что она поглощает все световые лучи, кроме красных. Чашка сама по себе не имеет никакого цвета, цвет создается при ее освещении [14, с. 18]. Таким образом, красная чашка отражает в основном волны красной части спектра. Если мы говорим, что какой-либо объект имеет какой-либо цвет, это значит, что на самом деле этот объект (или его поверхность) имеет свойство отражать волны определенной длины, и отраженный свет воспринимается как цвет предмета. Если предмет полностью задерживает падающий свет, он будет казаться нам черным, а если отражает все падающие лучи – белым. Правда, последнее утверждение будет верным лишь в том случае, если свет будет белым, неокрашенным. Если же свет приобретает какой-либо оттенок, то и отражающая поверхность будет иметь такой же оттенок. Это можно наблюдать на закате солнца, которое окрашивает все вокруг багряными тонами, или в сумеречный зимний вечер, когда снег кажется синим. Эксперимент с использованием окрашенного цвета довольно любопытно описывает И. Иттен в своей книге «Искусство цвета» [15, с. 83].

Каким образом зрительный аппарат распознает эти волны, до настоящего времени еще полностью не известно. Мы знаем только то, что различные цвета возникают в результате количественных различий светочувствительности.

В данном контексте логично было бы напомнить еще одно определение цвета. Цвет – это различное число колебаний световых волн данного источника света, воспринимаемых нашим глазом в виде определенных ощущений, которые мы называем цветовыми [9, с. 6].

Ощущение цвета создается при условии преобладания в цвете волн определенной длины. Но если интенсивность всех волн одинаковая, то цвет воспринимается как белый или серый. Не излучающий волн предмет воспринимается как черный. В связи с этим все зрительные ощущения цвета разделяются на две группы: хроматические и ахроматические.

Ахроматическими называют белый, черный цвета и все серые цвета. В их спектр входят лучи всех длин волн в равной степени. Если же возникает преобладание какой-то одной длины волны, то такой цвет становится хроматическим. К хроматическим цветам относятся все спектральные и другие природные цвета.

2.2. Основные характеристики цвета

Для однозначности определения (спецификации) цвета часто используется система психофизических характеристик. К ним относятся следующие характеристики:

Цветовой тон – качество цвета, позволяющее дать ему название (например, красный, синий и т.д.). Интересно, что нетренированный глаз при ярком дневном освещении различает до 180 цветовых тонов, а развитый человеческий глаз способен различать около 360 оттенков цвета. Ахроматические цвета не имеют цветового тона.

Светлота – это степень отличия данного цвета от черного. В спектральных цветах самым светлым является желтый цвет, самым темным – фиолетовый. В пределах одного цветового тона степень светлоты зависит от применения белого. Светлота – степень, присущая как хроматическим, так и ахроматическим цветам. Оттенки одного цвета различной светлоты называют монохромными.

Насыщенность – это степень отличия хроматического цвета от равного по светлоте ахроматического. Так, если чистый спектральный цвет, например красный, принять за 100%, то при смешении 70% красного и 30% белого насыщенность полученной смеси будет равна 70%. От насыщенности зависит степень восприятия цвета.

Наиболее насыщены цвета спектра, причем самый насыщенный из них фиолетовый, а менее всего насыщен желтый.

Ахроматические цвета можно назвать цветами нулевой насыщенности.

Натренированный человеческий глаз может различить около 25 оттенков цвета по насыщенности, от 65 оттенков – по светлоте при высокой освещенности и до 20 – при пониженной.

Собственные и несобственные качества цвета. Цвет, тон, светлота, насыщенность называют собственнымикачествами цвета. Собственные качества – это те качества, которые ему объективно присущи.

Несобственные качества цветам объективно не присущи, а возникают вследствие эмоциональной реакции при их восприятии. Мы говорим, что цвета бывают теплые и холодные, легкие и тяжелые, глухие и звонкие, выступающие и отступающие, мягкие и жесткие. Эти характеристики важны для художника, так как посредством их усиливается выразительность и эмоциональный настрой произведения [22, с. 59].

Изменение объемности изображения зависит от насыщенности цвета (рис. 1) Активно насыщенные цвета делают изображение более объемным, нежели цвета слабо насыщенные или затемненные. Разбел и затемнение не только снижают активность цвета, но и ослабляют цветовые контрасты между пятнами. Монохромное изображение, так же как и насыщенное, способно активно передать объем, приближенный к ахроматическому варианту [22, с. 59].

Рис. 1. Изменение объемности изображения в зависимости от насыщенности цвета:

а – оптимально насыщенные цвета; б – слабонасыщенные (высветленные) цвета; в – ахроматический вариант; г – слабонасыщенные (затемненные) цвета; д – монохромное изображение объекта, рельефность, объем и эмоциональный настрой композиции. При использовании слабонасыщенных цветов (высветленных или затемненных) объем будет чувствоваться меньше, чем при использовании насыщенных.

Источник

Свет и цвет. Проект учащихся 9 а класса Цель: Изучить сложный состав белого солнечного света. Выяснить, как человек различает цвета. От чего зависит. — презентация

Презентация на тему: » Свет и цвет. Проект учащихся 9 а класса Цель: Изучить сложный состав белого солнечного света. Выяснить, как человек различает цвета. От чего зависит.» — Транскрипт:

2 Проект учащихся 9 а класса

3 Цель: Изучить сложный состав белого солнечного света. Выяснить, как человек различает цвета. От чего зависит цвет окружающих тел и веществ.

4 Основные вопросы Как видит человек? Как устроен глаз? Что такое свет? Как объяснить разнообразие красок природы? Почему небо голубое? Почему закат красный? Почему фонари красного цвета?

5 Опыт Ньютона Исааку Ньютону принадлежат фундаментальные открытия в оптике. Он детально изучил дисперсию света, показав, что белый свет раскладывается на цвета радуги вследствие различного преломления лучей разных цветов при прохождении через стеклянную треугольную призму. Этим он заложил основы современной теории цвета.

6 Дисперсия Сущностью явления дисперсии является неодинаковая скорость распространения лучей света c различной длиной волны в прозрачном веществе оптической среде

7 Основные цвета Впервые непрерывный спектр на семь цветов разбил Исаак Ньютон. Скорее всего, Ньютон находился под действием европейской нумерологии и основывался на аналогии с семью нотами в октаве (сравните: 7 металлов, 7 планет…), что и послужило причиной выделения именно семи цветов.

8 Цвет Диапазон длин волн, нм Диапазон частот, ТГц Диапазон энергии фотонов, эВ Красный ,681,98 Оранжевый ,982,10 Желтый ,102,19 Зеленый ,192,48 Голубой ,482,56 Синий ,562,82 Фиолетовый ,823,26

10 Строение глаза человека

11 Фоторецепторы сетчатки — особые клетки, преобразующие свет в импульсы, поступающие в мозг ;по назначению они делятся: на «колбочки»( для дневного) и «палочки»(для зрения в темноте)

12 Палочки обеспечивают сумеречное и ночное зрение, а колбочки зрительное восприятие всей палитры цветов в дневное время.

13 Лабораторное исследование 1 Разложение белого света в спектр

14 Цель: установить с помощью стеклянной призмы, что белый свет состоит из семи цветов; определить их последовательность в спектре. Ход: пронаблюдать ход солнечных лучей через спектроскоп, записать порядок цветов в спектре

16 Результат: наблюдатель видит семь цветов «к,о,ж,з,г,с,ф»

17 Лабораторное исследование 2 Сложение цветов Оборудование: Центробежная машина, набор цветной бумаги, ножницы.

18 Цель: Подтвердить возможность восприятия семи цветов как белого света Ход: приготовить семь цветных листочков- секторов, плотно приложенных друг к другу, закрывающих диск центробежной машины. Привести диск в быстрое вращение.

19 Вывод: При быстром вращении диск кажется белым. Методом проб мы установили, что размер секторов должен быть разным.

20 Объяснение красок природы: Попадая вещество, на какие-либо поверхности, свет может проходить, отражаться, рассеиваться, поглощаться. Предмет мы видим, например, желтым тогда, когда из всех составляющих, отражается только желтый цвет, а все остальные поглощаются.

21 Предмет черный, если он полностью поглощает все излучения (весь свет). Атмосфера, газы, жидкости могут свет рассеивать, то есть в них свет от своего пути может отклоняться.

22 Почему небо голубое, а закат красный? Небо над головой голубое, так как коротковолновые цвета рассеиваются сильнее. Красные длинноволновые лучи могут проходить большие расстояния, рассеиваются слабо.

23 Вечером лучи солнца проходят до наблюдателя больший путь, и преимущественно красные лучи достигают глаз наблюдателя.

25 Фонари на мачтах, крыльях самолетов – красного цвета, так как эти лучи меньше других рассеиваются и проходят большие расстояния.

26 Оптические иллюзии ошибки в зрительном восприятии, вызванные неточностью или неадекватностью процессов неосознаваемой коррекции зрительного образа.

27 Причины оптических иллюзий исследуют как при рассмотрении физиологии зрения, так и в рамках изучения психологии зрительного восприятия.

28 Игры с оптическими иллюзиями помогают изменять сознание. Мы хитростью заманиваем мозг на новые уровни восприятия. Мы начинаем видеть то, чего нет.

29 Заключение: Белый свет состоит из семи цветов, которым соответствует разная длина волн. Разным длинам соответствуют разные свойства. Глаз человека благодаря наличию свойств «колбочек» различает всю палитру цветов.

30 Список литературы и электронных источников: вета вета века века В. Л. Булат Оптические явления в природе. Москва «Просвещение»

31 Авторы проекта и презентации: Ильясова Юлия, Княгиничева Наталья, Николаева Валерия, Петухова Яна.

Источник



Свет и цвет в природе опыты

August 7th, 2016, 09:37 pm

Недавно на physics.stackexchange.com звучал вопрос, можно ли отличить закат от рассвета, глядя на очень точную фотографию. Среди ответов упоминалась книга М. Миннарта «Свет и цвет в природе», которая меня очень заинтересовала. Эту книгу на русском языке я нашёл только в виде отсканированного в не очень хорошем качестве издания 1969 года, тем не менее, я увлечённо прочитал её от начала до конца. Также есть сайт, на котором собраны материалы из книги (правда, ни название, ни автор книги на нём не упоминаются). Ниже приведу наиболее удивительные факты и явления, объясняемые в книге.

§3 Во время солнечного затмения изображения Солнца, полученные через небольшое отверстие, и тени имеют форму серпа. Подобный эффект наблюдается при восходе и закате в открытом море.

§37 При необычном распределении плотности воздуха по высоте из-за значительного различия температур вблизи поверхности земли и на небольшой высоте горизонт может казаться ближе или дальше, чем обычно. Иногда земля кажется выпуклой, а горизонт — совсем близким. В других случаях поверхность земли может выглядеть как огромная вогнутая чаша, а горизонт — необычайно далёким, становятся видимыми далёкие объекты, которых обычно не видно. При данных явлениях изменяется видимая высота горизонта, которую легко измерить.

§38-43 Миражи могут не просто представлять собой отражения близких к горизонту объектов, но формировать гораздо более сложные, искажённые и многократные отражения.

§44 Зелёный луч образуется вовсе не из-за прохождения солнечного света через толщу воды, а из-за хроматических аберраций в атмосфере (лучи с разной длиной волны от Солнца достигают поверхности Земли в разных точках). Аналогично можно наблюдать и красный луч, когда Солнце выглядывает снизу из-за плотной тучи.

§58 Если в начале или в конце дня наблюдать лунный диск над ярко освещённым Солнцем земным объектом, можно убедиться в том, что лунный грунт очень тёмный, так как Луна значительно темнее, чем земной объект, освещённый Солнцем под тем же углом.

§65 Если открыть глаза под водой (без плавательной маски), изображение будет чрезвычайно расплывчатым. Например, стальную проволоку нельзя будет различить ни с какого расстояния. Дело в том, что роговица собирает световые лучи, и коэффициент преломления между ней и водой значительно отличается от коэффициента преломления между ней и воздухом.

§69 Лучики сверху и снизу от источников света вызваны поверхностным натяжением жидкости между роговицей и веком.

§95 Чтобы распознать мерцание источника света, нужно быстро двигать или вращать какой-либо блестящий предмет в его лучах. В наши дни таким способом можно определить некачественные люминесцентные или светодиодные лампы.

§124 В открытом поле расстояние до горизонта кажется намного больше, чем расстояние до зенита. Есть несколько подходов к объяснению этой иллюзии. В облачную погоду тучи у горизонта действительно дальше, чем в зените. Но в остальных случаях это психологическое явление имеет ту же природу, что и кажущееся увеличение небесных тел близ горизонта.

§132 Размеры таких далёких объектов, как Луна или Солнце, невозможно определить на глаз, но можно оценить их воспринимаемый размер. Нужно кратковременно взглянуть на солнце, чтобы перед глазами появился его последовательный образ, который потом в течение пары минут будет проектироваться на любой предмет в поле зрения. Если посмотреть на стену вблизи, образ покажется крошечным. Если посмотреть на дальний предмет — то гигантским. Можно найти расстояние, на котором образ воспринимается как обладающий таким же размером, как солнце. Зная угловой размер солнца (1/108 рад.) можно найти его кажущийся диаметр. Для большинства людей расстояние оценивается в 50-60 м, а размер солнца, соответственно, в 45-55 см. Лично мне казалось, что образ солнца воспринимается таким же, как в небе, на стене на расстоянии около 20 метров. То есть, кажущийся размер солнца tan (1 / 108) * 20 = 0.185 м.

§136 Радуга представляет лучи, образующие коническую поверхность. Угол между этими лучами и направлением на солнце составляет 42°. Угол второй концентрической радуги, возникающей из-за двойного отражения внутри капель воды, составляет 51°. Порядок цветов во второй радуге обратен порядку в первой: они обращены друг к другу красными полосами.

§139 Дифракционная теория позволяет по виду радуги (ширина, яркость и интенсивность цветовых полос, наличие и количество дополнительных дуг) приближённо оценить размеры капель, на которых она возникает.

§151 Гало возникает благодаря преломлению света в кристалликах льда. Радиус малого гало составляет 22°, что соответствует углу наименьшего отклонения для правильной шестиугольной призмы. В отличие от радуги внутренний край гало красный, наружный — синий.

§172 По характеру цветов масляного пятна можно определить толщину масляного слоя. Масляная плёнка на воде препятствует появлению ряби. Даже слоя масла толщиной 0.08 мк достаточно, чтобы рябь полностью исчезла! «В конце концов вы увидите серое пятно, происхождение которого навсегда осталось бы тайной, если бы оно не возникло у вас на глазах! Лучше всего наблюдать за отдельным пятном и подмечать все его изменения. Для этого не требуется особенно много терпения, вероятно не больше, чем полчаса. Охраняйте пятно от велосипедистов и пешеходов! Если вам повезёт, оно достигнет конца своей жизни прежде, чем по нему проедет автомобиль.»

§177-180 Венцы представляют собой концентрические радужные кольца вокруг источников света и возникают вследствие дифракции на каплях воды, кристалликах льда и прочих неоднородностях среды. Их можно наблюдать в облаках вокруг Солнца и Луны, на оконных стёклах вокруг источников света, над чашкой чая и даже в собственном глазу! Пишут, что это очень частое явления, хотя я до прочтения данной книги его почти не замечал.

§188-189 Рассеяние света на частицах, размеры которых значительно меньше длины волны света, увеличивается к фиолетовому концу спектра. Поэтому небо приобретает синий цвет, а Солнце — жёлтый. Этим же явлением объясняется то, что дым кажется синим в падающем свете и жёлтым в проходящем. Например, при недавнем смоге от лесных пожаров солнце весь день казалось таким жёлтым, как обычно бывает перед закатом.

§194 «Цианометр (прибор для измерения синевы неба) Смешайте цинковые белила и сажу с берлинской лазурью или кобальтовой синей в различных пропорциях. Эти смеси не выцветают. Нанеся краску полосами на картон и перенумеровав их, мы получим инструмент для измерения цвета неба. Этот метод особенно часто применяется в путешествиях. Цветовая характеристика отдельных полос шкалы может быть определена колориметрически позже. Подобные шкалы могут быть куплены и готовыми.»

§200 Поляризацию света можно наблюдать невооружённым глазом, без применения каких-либо приборов! При долгом взгляде на поляризованный свет глаз замечает фигуру в виде двух треугольников, направление которой соответствует направлению колебаний поляризованного света. Явление называется щётки Гайдингера по имени открывшего его австрийского минеролога. Сам я, сколько ни пытался заметить эту фигуру, так её и не увидел.

§208 Объём воды в единице объёма воздуха в плотном тумане и в проливном дожде приблизительно одинаков.

§209 «Световые лучи могут возникать и от луны, но они столь малой интенсивности, что видны только при сильном рассеянии в атмосфере. Это очень редкое явление создаёт впечатление зловещего уныния.»

§222 «Выберем безлунную ночь с совершенно безоблачным небом в мае или августе-сентябре и место, как можно более далёкое от жилья. Нелегко нарушить нашу обычную привычку и начать трудовой день в полночь несколькими часами наблюдений вне дома. Но если эта трудность преодолена, мы будем сторицей вознаграждены великолепным зрелищем, развёртывающимся перед нами.» Фон ночного неба светится. Немногим более половины яркости объясняется общим действием света невидимых слабых звёзд и рассеянием света звёзд атмосферой. Оставшаяся часть обусловлена собственным свечением атмосферы, вызванным рекомбинацией ионов, люминесценцией вследствие прохождения космического излучения и хемилюминесценцией в верхних слоях атмосферы.

§230 «В 1884 году сияние над Лондоном можно было видеть с расстояния около 60 км. С какого расстояния оно видно сейчас? Боле тщательное изучение этого зарева над большими городами вознаградит наши усилия.»

§233 Рябь на воде может иметь очень чёткую границу. Причина появления областей без ряби кроется в очень тонкой плёнке масла на поверхности воды. Толщины плёнки порядка нанометров достаточно, чтобы рябь от дождя или ветра исчезла полностью (см. §172)!

§238 Если наблюдать поверхность моря через поляризатор, то в зависимости от высоты Солнца и направления относительно Солнца цвет воды будет меняться от тёмно-синего до светло-голубого. Эти опыты указывают на то, что свет, рассеянный в воде, сильно поляризован.

§256 Свечение моря вызывается микроскопическими существами, главным образом — ночесветками. Эти простейшие принадлежат к классу жгутиковых и имеют величину около 0.2 мм. Обычно они рассеяны по всему морю, но при определённых обстоятельствах могут собираться в отдельных местах. Если свечение моря слишком слабое, чтобы быть замеченным в присутствии других источников света, можно набрать ведёрко морской воды и отнести в тёмное помещение. «Даже в наименее благоприятные дни вы увидите свечение, переливая воду в таз или возбуждая микроскопические существа добавлением в воду спирта, формалина или какой-либо кислоты. Налейте светящуюся воду в стакан, и светящиеся существа соберутся на её поверхности. Постучите по стакану — сотрясение стакана заставит воду светиться. Если вы повторите это несколько раз, световое излучение будет становиться всё слабее.»

§263 Блуждающие огни вполне реальны и наблюдаются на болотах и в местах, где под землёй или под водой происходят процессы гниения. Это достаточно редкое явление, поэтому оно не изучено детально, и до сегодняшнего дня точно не известно, какими микроорганизмами выделяются какие газы и в какие реакции вступают. Считается, что смесь фосфина и дифосфина, самовозгораясь на воздухе, зажигает выделяющийся болотный газ. В некоторых случаях огонь наблюдается без дыма и ощутимого тепла, что может говорить о хемилюминесценции.

Книга оказалась увлекательной и познавательной и позволила по-новому взглянуть на самые обычные природные явления, встречающиеся в повседневной жизни. Наверное, каждый найдёт в этой книге что-нибудь новое и необычное.

Источник

Свет и цвет в природе опыты

М. Миннарт "Свет и цвет в природе". МАССА полезной информации!

Хотя бы пролистайте оглавление!

Солнечный свет и тени

1. Изображение Солнца.
2. Тени.
3. Изображение Солнца и тени во время солнечных затмений и заката.
4. Двойные тени.

5. Закон отражения.
6. Отражение от проводов
7. Различие между предметом и его отражением
8. Лучи света, отраженные в каналах и реках
9. Необычные отражения
10. Стрельба по отражениям
11. Гелиотроп Гаусса
12. Отражение в садовом зеркальном шаре
13. Отражение в мыльных пузырях
14. Неправильности на поверхности воды
15. Оконное и зеркальное стекла
16. Дорожное зеркало
17. Неправильное отражение на воде, покрытой легкой рябью
18. Подробное изучение световых столбов
19. Отражение от узкой полосы воды, покрытой рябью
20. Отражение от большой водной поверхности, покрытой волнами
21. Видимость очень слабого волнения
22. Пятна света на поверхности грязной воды
23. Пятна света на снегу
24. Пятна света на дорогах
25. Отражения в лужах во время дождя
26. Световые круги в ветвях деревьев

27. Преломление света при переходе из воздуха в воду
28. Преломление на выпуклой поверхности воды
29. Преломление в неровных стеклах
30. Двойные отражения от зеркального стекла
31. Множественные изображения в зеркальном стекле в проходящем свете
32. Отражение крон дерева в стекле окна
33. Следы стеклоочистителя
34. Капли воды как линзы
35. Радужные цвета в каплях росы и кристаллах инея

Искривление световых лучей в атмосфере

36. Земное искривление лучей
37. Аномальное искривление лучей без отражения
38. Мираж в миниатюре
39. Большиее миражи над горячими поверхностями («нижние миражи»)
40. Миражи над холодной водой («верхние миражи»)
41. Воздушные замки
42. Искажение Солнца и Луны во время восхода и захода
43. Многократные изображения
44. Зеленый луч
45. Зеленый прибой
46. Красный луч
47. Мерцание земных источников света
48. Мерцание звезд
49. Как измерить мерцание звезд?
50. Когда звезды больше всего мерцают?
51. Мерцание планет
52. Бегущие тени

Сила и яркость света

53. Звезды как источники света известной силы
54. Ослабление света в атмосфере
55. Сравнение звезды со свечой
56. Сравнение двух уличных фонарей
57. Сравнение Луны с уличным фонарем.
58. Яркость лунного диска
59. Некоторые соотношения яркости в пейзаже
60. Отражательная способность
61. Прозрачность проволочной сетки
62. Степень непрозрачности леса
63. Просветы в двойном частоколе
64. Фотографическая фотометрия

65. Видение под водой
66. Как сделать видимой внутренность глаза
67. Слепое пятно .
68. Ночная близорукость
69. Несовершенные изображения, создаваемые глазом
70. Пучки лучей, которые кажутся исходящими от ярких источников света
71. Явления, вызываемые очками
72. Острота зрения
73. Чувствительность прямого и бокового зрения
74. Опыт Фехнера
75. Пейзаж при лунном свете
76. Пейзаж при ярком солнечном свете
77. Пороговое значение отношений яркости
78. Белые предметы ночью
79. Действие вуали
80. Цветные оконные стекла
81. Звезды в сумерках и при свете Луны
82. Видимость звезд днем
83. Иррадиация .
84. Слепящее действие света

85. Смешение цветов
86. Отражения и игра цвета
87. Цвета коллоидных растворов металлов. Фиолетовые оконные стекла
88. Цвет газосветных трубок; поглощение света в газах
89. Эффект Пуркинье. Колбочки и палочки
90. Цвет очень ярких источников света приближается к белому
91. Впечатление от пейзажа, рассматриваемого сквозь цветные стекла
92. Наблюдения цвета с опущенной головой

Последовательные образы и контрастные явления

93. Длительность световых ощущений
94. Явление «частокола»
95. Мерцающие источники света .
96. Предельная частота мельканий для центрального и периферического полей зрения
97. «Неподвижное» велосипедное колесо
98. «Неподвижное» автомобильное колесо
99. «Неподвижный» пропеллер самолета
100. Наблюдения вращающегося велосипедного колеса
101. Последовательные образы
102. Явление Еливеты Линней
103. Изменение цвета в последовательных образах
104. Контраст, получаемый при «одновременном сравнении»
105. Контрастная кайма па стыке различных яркостей
106. Контрастная кайма вдоль границ тени
107. Черный снег
108. Белый снег и серое небо
109. Цветовой контраст
110. Цветные тени
111. Цветные тени, возникающие от окрашенных отражений
112. Контрастный треугольник

Суждения о форме и движении

113. Оптические иллюзии, связанные с определением положения и направления
114. Как мы видим движения
115. Движущиеся звезды
116. Вращающийся пейзаж и сопровождающая нас Луна
117. Иллюзии, относящиеся к покою и движению
118. Качающиеся двойные звезды
119. Оптические иллюзии, относящиеся к направлению вращения
120. Стереоскопические явления
121. Иллюзии расстояния и величины
122. «Человечек» на Луне
123. Искривление прожекторного луча. Гряды облаков
124. Кажущаяся сплюснутость небесного свода
125. Переоценка угловой высоты
126. Кажущееся увеличение размеров Солнца и Луны близ горизонта
127. Связь между кажущимся увеличением размера небесных тел близ горизонта и формой небесного свода
128. Вогнутая земля
129. Теория «недооценки»
130. Гауссова теория зрительных направлений
131. Как влияют земные предметы на оценку расстояния до небесного свода
132. Кажущиеся размеры Солнца и Луны в сантиметрах. Метод последовательных образов
133. Пейзаж в живописи

Радуги, гало и венцы

134. Интерференционные явления в дождевых каплях
135. Как образуется радуга
136. Описание радуги
137. Близкие к глазу радуги
138. Декартова теория радуги
139. Дифракционная теория радуги
140. Небо близ радуги
141.Поляризация света в радуге
142. Действие молнии на радугу
143. Красная радуга
144. Туманная или белая радуга
145. Радуга на росе или горизонтальная радуга
146. Отраженная радуга и радуга от отраженного Солнца
147. Отражение горизонтальной радуги
148. Необычные радужные явления
149. Лунная радуга

150. Общее описание явления гало
151. Малый круг
152. Паргелии или ложные солнца на малом гало
153. Горизонтальные касательные дуги у малого гало. Описанное гало (206).
154. Косые касательные дуги малого гало или «косые дуги Ловица»
155. Дуга Парри
156. Большой круг или 46 гало
157. Ложные солнца большого гало
158. Нижние касательные дуги большого гало
159. Верхняя касательная дуга большого гало
160. Околозенитная дуга
161. Горизонтальный или паргелический круг
162. Световые или солнечные столбы
163. Световые кресты
164. Субсолнце
165. Двойное Солнце
166. Очень редкие и сомнительные явления гало
167. Косые и искаженные явления гало
168. Степень развития явлений гало
169. Гало в облаках, образовавшихся вслед за пролетевшим самолетом.
170. Явления гало, возникающие близ глаза
171. Явления гало на поверхности Земли

172. Цвета интерференции в масляных пятнах
173. Цвета на замерзшем оконном стекле
174. Цвета интерференции в ржавой воде
175. Дифракция света
176. Дифракция света на малых царапинах
177. «Венцы»
178. Объяснение венцов
179. Венцы на оконном стекле
180. Световые венцы, возникающие в глазу
181. Зеленое и синее Солнце
182. Глория
183. Радужные (иризирующие) облака
184. Перламутровые облака

185. Нимбы на росистых лугах
186. Нимбы на поверхностях без росы
187. Нимб вокруг тени воздушного шара

Свет и цвет неба

188. Рассеяние света дымом
189. Синее небо
190. Воздушная перспектива
191. Свет и цвет в горных районах. Пейзаж, видимый с самолета
192. Почему мы прикрываем глаза рукой. Наблюдения цветов сквозь трубку
193. Опыты с нигро-метром
194. Цианометр (прибор для измерения синевы неба)
195. Распределение света по небу
196. Изменчивость цвета синего неба
197. Когда цвет далекого неба оранжевый и когда он зеленый?
198. Цвет неба во время солнечного затмения
199. Поляризация света синего неба
200. Гайдингеровы щетки (пятна Гайдингера)
201. Рассеяние света туманом
202. Рассеяние света в облаках
203. Видимость водяных капель
204. Рассеяние света на траве, покрытой росой
205. Рассеяние света в запотевшем окне
206. Видимость частиц, парящих в воздухе
207. Свет прожектора
208. Видимость
209. Как Солнце «пьет воду»
210. Заря
211. Измерение сумеречных явлений
212. Сумеречные лучи
213. Объяснение сумеречных явлений
214. Есть ли различия между рассветом и закатом?
215. Изменения освещенности во время сумерек
216. «Темнее всего перед рассветом»
217. Утренняя и вечерняя заря как приметы погоды
218. Нарушения нормального течения сумерек.
219. Ореол вокруг Солнца
220. Сумеречные перистые облака или ультрацирусы
221. Серебристые облака
222. Ночные световые явления
223. Зодиакальный свет
224. Затмения Луны
225. Пепельный свет
226. «Летающие блюдца»

Свет и цвет в пейзаже

227. Цвет Солнца, Луны и звезд
228. Цвет облаков.
229. Цвет облаков на восходе и на закате Солнца.
230. Освещение облаков земными источниками света.
231. Причины, определяющие цвет воды.
232. Цвет придорожных луж.
233. Цвет рек и каналов.
234. Цвет моря.
235. Свет и цвет на Северном море.
236. Цвет моря, наблюдаемого с судна.
237. Цвет озер.
238. Наблюдения цвета воды при помощи николя.
239. Шкалы для оценки цвета воды.
240. Тени на воде.
241. Световой ореол около нашей тени на воде.
242. Ватерлиния корабля.
243. Цвета водопадов.
244. Цвет твердых тел.
245. Рассеяние света ветвями деревьев, покрытых инеем.
246. Цвет зеленой листвы.
247. Прямое влияние света на цвет зеленых листьев.
248 Растительность в пейзаже.
249. Тени и темные пятна.
250. Освещенность пейзажа в направлении к Солнцу и в противоположном направлении.
251. Как влажность влияет на цвета.
252. Пейзаж после дождя.
253. Силуэты.
254. Человеческие фигуры в пейзаже.

Светящиеся растения, животные и камни

255. Светляки.
256. Свечение моря.
257. Светящееся дерево, светящиеся листья.
258. Кошачьи глаза ночью.
259. Отражение света во мху.
260. Флуоресценция сока растений.
261. Свечение льда и снега.
262. Искры от камней.
263. Блуждающие огни .

264. Несколько советов относительно фотографирования природных явлений.
265. Как измерять углы.

Источник

Adblock
detector