Созидательная деятельность человека в природе биология 5 класс

Параграф 25. Как человек изменял природу

1. Каким образом человек воздействует на природу?
На природу человек воздействует, как положительно, так и отрицательно.
Большинство — это отрицательно. Человечество много вырубает лесов, от этого становится мало кислорода. Убивает животных, на кожи, строит все больше заводов, фабрик. Это все конечно влияет на природу. Но есть некоторые люди, которые организовывают заповедники, по охране животных, разводят сады, но этого недостаточно, чтобы природа возвратилась в то состояние, которое было прежде!

2. Как в природе может проявляться антропогенный фактор?
Отрицательные проявления: вырубка лесов, постройка дамб, уничтожение растительности, загрязнение окружающей среды, отстрел животных.
Положительные проявления: посадка деревьев, создание заповедников, растениеводство, очищение рек.

3. Почему тропический лес восстановить труднее, чем северную тайгу?
В тропических лесах большая влажность, больше гниения корневой системы саженцев, чем в тайге, поэтому вероятность того что растение приживется крайне мала, да и нужно учитывать еще то, что в тайге неприхотливые растения, нежели в тропиках. К тому же в вырубленном тропическом лесу меняется микроклимат и почва, за счет этого восстанавливать его намного сложнее. А тайга восстанавливается за счет того, что семена деревьев разносятся ветром на значительные площади. Кроме того, в тайге меньшее разнообразие видов, чем в тропиках. Тропический лес труднее восстановить также из-за этого, потому что негде взять такое большое количество разных саженцев сотен видов.

Источник

Влияние человека на природу. Положительное и отрицательное влияние: примеры

Перед всем человечеством стоит важнейшая задача – сохранение многообразия всех организмов, живущих на Земле. Все виды (растительность, животные) тесно взаимосвязаны. Уничтожение даже одного из них приводит к исчезновению взаимосвязанных с ним других видов.

Влияние человека на природу Земли

С того самого момента, как человек придумал орудия труда и стал более-менее разумным, началось его всестороннее влияние на природу планеты. Чем больше развивался человек, тем большее влияние он оказывал на окружающую среду Земли. Каким образом человек влияет на природу? Что есть положительного и что отрицательное?

Отрицательные моменты

Есть и плюсы, и минусы влияния человека на природу. Для начала рассмотрим негативные примеры пагубного влияния человека на окружающую среду:

  1. Вырубки лесов, связанные со строительством магистралей и проч.
  2. Загрязнение почвы происходит в связи с использованием удобрений и химикатов.
  3. Сокращение численности популяций из-за расширения площадей для полей с помощью вырубки лесов (животные, лишаясь нормальной среды обитания, погибают).
  4. Уничтожение растений и животных в связи со сложностями их адаптации к новой жизни, сильно изменённой человеком, или же просто истребление их людьми. и воды разнообразными отходами производства и самими людьми. К примеру, в Тихом океане существует “мёртвая зона”, где плавает огромное количество мусора.

Примеры влияния человека на природу океана и гор, на состояние пресной воды

Изменение природы под влиянием человека очень существенно. Сильно страдают флора и фауна Земли, загрязняются водные ресурсы.

Как правило, лёгкий мусор остаётся на поверхности океана. В связи с этим затрудняется доступ воздуха (кислорода) и света к обитателям этих территорий. Многочисленные виды живностей пытаются искать новые места для своего обитания, что, к сожалению, удаётся не всем.

Ежегодно течения океана приносят миллионы тонн мусора. Это самая настоящая катастрофа.

Негативное влияние оказывает и вырубка лесов на склонах гор. Они становятся голыми, что способствует возникновению эрозии, как следствие, происходит разрыхление почвы. А это приводит к разрушительным обвалам.

Загрязнение происходит не только вод океанов, но и пресной воды. Ежедневно в реки попадают тысячами кубометров стоки канализационных или промышленных отходов.
А грунтовые воды заражены пестицидами, химическими удобрениями.

Ужасные последствия разливов нефти, добычи полезных ископаемых

Всего лишь одна нефтяная капля приводит к непригодности примерно 25 литров воды для питья. Но это не самое страшное. Довольно тонкая пленка нефти покрывает поверхность огромной площади вод – примерно 20 м 2 воды. Это губительно для всего живого. Все организмы под такой пленкой обречены на медленную смерть, потому что она препятствует доступу кислорода в воду. Это тоже прямое влияние человека на природу Земли.

Люди добывают полезные ископаемые из недр Земли, сформировавшиеся за несколько миллионов лет, – нефть, уголь и проч. Такие промышленные производства вместе с автомобилями выбрасывают в атмосферу углекислый газ в огромных количествах, что приводит к катастрофическому уменьшению озонового слоя атмосферы – защитника поверхности Земли от несущего смерть ультрафиолетового излучения от Солнца.

За период последних 50 лет температура воздуха на Земле возросла всего лишь на 0,6 градуса. Но это очень много.

Такое потепление приведет к повышению температуры Мирового океана, что будет способствовать таянию полярных ледников в Арктике. Таким образом, возникает самая глобальная проблема – нарушается экосистема полюсов Земли. Ледники – это самые главные и объемные источники чистой пресной воды.

Польза людей

Надо отметить, что люди приносят и определенную пользу, и немалую.

Надо и с этой точки зрения отметить влияние человека на природу. Положительное заключается в мероприятиях, проводимых людьми для улучшения экологии окружающей среды.

На многих обширных территориях Земли в разных странах организованы заповедные территории, заказники и парки – места, где все сохраняется в первозданном виде. Это самое разумное влияние человека на природу, положительное. В таких заповедных местах люди способствуют сохранению растительного и животного мира.

Благодаря их созданию многие виды животных и растений сохранились на Земле. Редкие и уже исчезающие виды обязательно заносятся в созданную человеком Красную книгу, по которой запрещается промысел на них и сбор.

Также люди создают искусственные водные каналы и оросительные системы, которые помогают поддерживать и увеличивать плодородие почвы.

В больших масштабах проводятся и мероприятия по высадке многообразной растительности.

Способы решения возникающих проблем в природе

Для решения проблем необходимо и важно в первую очередь активное влияние человека на природу (положительное).

Для сохранения минеральных ресурсов нужно совершенствовать способы их добычи (в недрах при современных способах их добычи ископаемых остается в пластах 25% руд металлов, более 50% нефти и около 40% угля), использовать их только по назначению.

Для разрешения энергетических проблем надо использовать альтернативные методы: энергию ветра и Солнца, энергию приливов и отливов.

А что касается биологических ресурсов (животных и растений), то их следует использовать (добывать) таким образом, чтобы в природе всегда оставались особи в количествах, способствующих восстановлению прежней численности популяций.

Также необходимо продолжить работы по организации заповедников и посадке лесов.

Проведение всех этих мероприятий по восстановлению и улучшению окружающей среды – влияние человека на природу положительное. Все это необходимо во благо самого себя.

Ведь благополучие жизни человека, как и всех биологических организмов, зависит от состояния природы. Сейчас перед всем человечеством стоит самая главная проблема – создание благоприятного состояния и устойчивости среды жизни.

Источник



Биология

Человек на природу воздействует положительно и отрицательно. Положительно: сажает деревья и кустарники, охраняет животных и растения, производит очистку ранее засоренных территорий. Отрицательно: загрязняет воду, воздух, почву. Это приводит к изменению климата. Многие виды растений и животных были уничтожены человеком.

Ещё по теме

Что такое метод? Каковы основные методы изучения природы?

Составьте пищевую цепь, характерную для живых организмов, обитающих в вашей местности.

Что такое клеточная стенка?

Где обитают водоросли? Какие условия внешней среды являются определяющими для их существования?

С чем связаны различия растений, животных и грибов?

Чем покрытосеменные растения отличаются от голосеменных?

Какое свойство бактерий позволяет использовать их в очистных сооружениях?

Перечислите основные природные зоны Земли.

Какие методы использует наука? В чём преимущество каждого из них?

Какие живые существа гибнут от нехватки воды?

Если материал понравился Вам и оказался для Вас полезным, поделитесь им со своими друзьями!

О сайте

На нашем сайте вы найдете множество полезных калькуляторов, конвертеров, таблиц, а также справочных материалов по основным дисциплинам.

Самый простой способ сделать расчеты в сети — это использовать подходящие онлайн инструменты. Воспользуйтесь поиском, чтобы найти подходящий инструмент на нашем сайте.

calcsbox.com

На сайте используется технология LaTeX.
Поэтому для корректного отображения формул и выражений
пожалуйста дождитесь полной загрузки страницы.

Источник

Созидательная деятельность человека в природе биология 5 класс

Как человек изменил природу

Биология

Земля без человека имела бы совершенно иной облик, это факт. Неуклонно растущая численность населения нуждается в большом количестве продовольствия, территорий для размещения. Предприятия, специализирующиеся на изготовлении потребительских товаров, используют огромное количество невозобновляемых ресурсов. При рассмотрении вопроса по биологии в 5 классе, как человек изменил природу, следует обозначить этот аспект.

Воздействие на внешнюю среду

Древние люди, приспосабливаясь к выживанию, освоили управление примитивными орудиями труда, додумались возделывать почву, приручать животных и получать от них потомство. Именно с этого момента началась их взаимосвязь с окружающим миром. Изначально общество если и наносило ущерб природе, то он был минимальным. Потреблялся только необходимый минимум, а нарушаемый таким способом естественный баланс быстро подвергался восстановлению. Это должно быть обозначено в школьном проекте или сообщении.

Как человек изменил природу (биология 5 класс)

Многостороннее и активное влияние на окружающее пространство, которое привело к кардинальному изменению облика Земли, наблюдается с приходом промышленной революции, которая состоялась в конце XIX века. Развитие усовершенствованных технологий, ускоренный технический и научный прогресс оказали антропогенное действие на окружение, набравшее опасные обороты.

Человек на любом этапе своего развития остается частью природы. При ее изменении и загрязнении общество вредит само себе. Резко ухудшившаяся экологическая обстановка ведет к появлению и массовому распространению многих серьезных болезней.

Негативные последствия

В настоящее время люди, попадая в неизученную среду, стремятся ее приспособить под свои потребности, изменить для собственного удобства. Решая, каким образом человек воздействует на природу, нужно понимать, что в любом случае последствия носят комплексный и разрушительный характер. Намеренное изменение или уничтожение существующих экосистем становится результатом таких мероприятий:

Как человек изменил землю

  • прокладка магистралей;
  • вырубка лесных массивов;
  • нерациональная добыча полезных ископаемых;
  • целенаправленное перенаправление речных русел;
  • распашка нетронутых участков под угодья с/х назначения;
  • городская застройка.

Отдельного внимания заслуживает строительство плотин для обеспечения функционирования ГЭС. С этой целью затопляются большие равнинные территории, чем нарушаются отдельные экосистемы, гибнут представители фауны и флоры. Презентация на эту тему к школьному уроку будет очень интересной.

Вырубка лесных массивов

Известно, что деревья являются единственным источником, обеспечивающим все живые существа кислородом. Они оправданно называются «легкими» планеты, тем не менее целенаправленно уничтожаются современным обществом. Статистика весьма неутешительная, за последние несколько веков территория лесных массивов сократилась практически вдвое.

При изучении в 5 классе влияния человека на окружающую среду важно определить закономерность, что при вмешательстве в локальную экосистему наступает гибель многих животных и растений.

Как человек изменил землю

Дело в том, что кардинально изменяется их естественная среда пребывания. Такая обстановка опасна, ведь изменение одного вида флоры, фауны ведет к нарушению общего баланса. Даже косвенное действие на окружающую среду привело к исчезновению многих видов тех или иных живых организмов, которые так и не приспособились к созданным новым условиям. Факт, но многие животные, растения истреблялись специально с целью наживы.

Загрязнение окружающего пространства

Биосфера представлена важными компонентами, это воздух, вода и земля. Между ними прослеживается тесная взаимосвязь. Их загрязнение происходит практически в одинаковой пропорции. Оно представлено разными отходами жизнедеятельности общества:

  • радиационные выбросы;
  • удобрения химического происхождения, которыми обрабатываются сельскохозяйственные угодья;
  • бытовые отходы;
  • производственный токсичный мусор.

Почему человек изменяет природу

Статистика показывает, что по состоянию на 1970 год общий объем отходов, оставленных на планете человеком, составлял около 40 млрд т. К настоящему времени этот показатель достиг 300 млрд т. Планета не в состоянии справляться с таким количеством мусора, ее самовосстановление невозможно, но и влиять на ситуацию она не может.

Решая вопрос, как человек изменил Землю, необходимо понимать, что в результате его необдуманной деятельности источники с пресной водой, почва загрязняются промышленными химикатами, стоками с/х назначения. По этой причине многие крупные реки мирового масштаба страдают от сильного загрязнения, передавая воды мировому океану. Примером станет:

  • Дунай;
  • Миссисипи;
  • Сена;
  • Дон;
  • Волга;
  • Нил.

Практически 1/3 часть всей поверхности океанов затянута масляной пленкой. Она создается в ходе добычи и перевозки, переработки нефтепродуктов. А без них современное общество не способно существовать, т. к. эти вещества являются основным энергетическим источником. Разлившаяся нефть не дает живым организмам потреблять кислород из атмосферы, из-за чего многие океанические обитатели погибают.

Опасные выбросы

Огромное количество транспортных средств, промышленные объекты пополняют отравляющими веществами окружающую среду. К таковым относится свинец, алюминиевые соединения, сера, оксиды азота, ртуть. Из-за большого количества сернистого газа выпадают кислотные дожди, влекущие гибель сельскохозяйственных культур, диких представителей флоры. Такие осадки негативно сказываются на здоровье людей, общем состоянии природы.

Существует понятие «парникового эффекта», который создается в результате массовых выбросов углекислого газа, сжигания кислорода. По сути, это таяние ледников, которые на планете признаны стратегическим запасом пресной воды, нужной для всех живых организмов. Такая обстановка ведет к климатическим переменам на всех континентах.

Почему человек изменяет природу

Техногенные катастрофы

Аварии подобного рода смертельно опасны. Они несут пагубное действие не только на отдельные виды фауны и флоры, но и способны поражать масштабные регионы или всю поверхность планеты. Если рассматривать происшествие на Чернобыльской АЭС, зараженные радиацией зоны и в настоящее время непригодны для жизни. Уровень радиации на этих территориях просто зашкаливает, превышая все допустимые нормы. Со станции Фукусима после взрыва могла произойти утечка зараженной воды, который бы хватило для заражения всех океанических вод на Земле.

Положительное сосуществование

Современное общество серьезно задумывается о благоприятном действии на окружающее пространство с целью сохранения всего живого на планете. С этой целью образуются усовершенствованные экосистемы. Они искусственные, но приспосабливаются к предоставляемым условиям. Сегодня в жарких странах проводится орошение пустынь, которое помогает появляться на безжизненных территориях живым ландшафтам.

Каким образом человек воздействует на природу

Масштабные населенные пункты пополняются зелеными массивами, которые очищают загрязненный воздух. При этом следует понимать, что созданные руками человека системы нуждаются в регулярном контроле.

Рассуждая, почему человек изменяет природу в лучшую сторону, стоит принять во внимание, что такие действия должны свести к минимуму уже наступившие негативные последствия. Всячески делаются попытки по восстановлению принесенного природе ущерба. Так сохраняются экологические условия, необходимые для нормального существования.

Проблемы и их решения

Развитие человека сложно представить без изменения облика планеты. Природные ресурсы потребляются с целью удовлетворения потребностей для нормальной жизни. Важно понимать, что существующие на Земле запасы не являются безграничными, при их необдуманном использовании жизнь стоит под угрозой. Природоохранные мероприятия помогут снизить негативное действие на природу, сохранить нормальную экологию для будущих поколений:

Солнечные батареи

  1. Изобретение щадящих методов получения полезных ископаемых.
  2. Организация заповедных зон, на территории которых поддерживается естественная среда обитания для вымирающих видов животных и растений.
  3. Создание альтернативных энергетических источников.
  4. Использование безотходного производства.
  5. Применение очистных сооружений, которые не допускают выбросов в атмосферу.
  6. Правильная переработка мусора.
  7. Правильное ведение сельского хозяйства с целью предотвращения истощения грунтов.
  8. Селекция новых растительных культур, дающих высокий урожай. Так не потребуется распашка новых неосвоенных территорий.

Только в гармонии с природой при бережном отношении к ней человек сможет существовать на планете, пользоваться доступными благами. Способность к самовосстановлению у окружающей среды ограничена. Об этом следует помнить, не допускать экологических катастроф с необратимыми последствиями. Подобная информация будет полезной при подготовке реферата или доклада к школьному уроку.

Источник

Урок природоведения в 5-м классе "Влияние человека на природу"

Учитель. На прошлых уроках мы с вами говорили о том, как человек изучает природу, какие методы при этом использует, что дает природа человеку. Давайте вспомним, с какими естественными науками мы познакомились и что они изучают.

Задание (на доске): из букв каждой строки надо составить названия наук и сказать, что они изучают.

томасоняри – астрономия

имяхи – химия

икифаз – физика

илигобия – биология

окогэяли – экология

– Каким названием можно объединить все эти науки? (Естественные науки.) Почему они так называются?

– Какие вы знаете основные методы изучения природы?

На столах у учащихся лежат мячи и карандаши разного цвета. Для активизации речевой активности и снятия напряжения учащимся предлагается взять мяч (карандаш) в руки (массаж кистей рук), подумать и привести примеры методов.

Желтый мяч (карандаш) – наблюдение

Синий мяч (карандаш) – измерение

Зеленый мяч (карандаш) – опыт (эксперимент)

III. Изучение нового материала.

Тему сегодняшнего урока, ребята, вы попробуете сформулировать сами в конце занятия. А для этого надо быть внимательными, активно работать и запоминать, о чем будет идти речь.

На протяжении своей истории человечество не только познавало природу. Люди использовали природные богатства и при этом значительно изменили окружающую среду. Давайте еще раз вспомним, как называется наука, изучающая взаимоотношения между организмами и окружающей средой (экология).

В настоящее время все чаще можно услышать такие понятия, как “экологическая проблема”, “экологическая катастрофа”. Что означают эти понятия? Как вы их понимаете? Приведите примеры.

Учитель предлагает учащимся посмотреть видеофрагменты о влиянии человека на природу.

Перед просмотром проводится работа по разъяснению и произношению новых слов (они записаны на доске):

Ландшафт – общий вид местности, ее строение.

Антропогенный фактор – связан с хозяйственной деятельностью человека.

Техногенные аварии (разлив нефти в море, пожар на нефтяном месторождении).

Радиоактивность – связана с веществами радиоактивными, которые оказывают губительное воздействие на все живое.

Учитель. Какие кадры вам особенно запомнились? (Ответы учащихся.)

Учитель читает стихотворение:

Мы рубим лес, устраиваем свалки.
Но кто же под защиту все возьмет?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
Подумайте, а что нас дальше ждет?
Пора бы человечеству понять,
Богатство у природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как мы, такая же – живая!

Беседа по вопросам:

– О чем говорится в стихотворении?

– Какие формы охраны природы вы знаете?

– Какой заповедник располагается на территории Рязанской области?

– Что такое Красная книга?

– Почему она красного цвета?

А сейчас давайте вспомним, о чем шла речь на сегодняшнем занятии и попробуем сформулировать тему урока. (Влияние человека на природу.)

Какой же вывод можно сделать? (Человек оказывает не только положительное, но и отрицательное воздействие на природу, поэтому часто возникают экологические проблемы, которые нужно срочно решать.)

В качестве закрепления материала учащимся предлагается выполнить задание в тетради: записать примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу.

После выполнения задания учащиеся проверяют свои работы, сверяя с правильным образцом. И, пользуясь критериями оценки, выставляют оценки за свою работу.

Источник

Adblock
detector