Социально экономическое прогнозирование
Социально экономическое прогнозирование
Национальное прогнозирование носит комплексный характер, охватывая все уровни и аспекты воспроизводства. Те или иные частные прогнозы, описывающие различные стороны социально-экономического роста, характеризуются относительной обособленностью и имеют собственное специфическое содержание.
Технико-экономические прогнозы исследуют перспективы развития народного хозяйства, его отраслей, размещения производства, динамики технико-экономических показателей производства продукции, освоения ее новых видов, финансирования производства, структурных сдвигов в экономике и т.д.
Научно-технические прогнозы рассматривают достижения научно-технического прогресса, развитие фундаментальных и прикладных исследований, новых видов техники и технологии, определяют последствия НТП.
Социально-экономические прогнозы исследуют вопросы динамики уровня жизни населения, доходов, потребления населением продуктов питания и непроизводственных товаров, развития отраслей социальной инфраструктуры, демографии, занятости населения и т.д.
Естественно-природные прогнозы характеризуют запасы природных ресурсов и возможности их вовлечения в хозяйственный оборот, состояние растительного и животного мира, окружающей среды.
Внешнеэкономические прогнозы рассматривают перспективы сотрудничества с зарубежными странами, проблемы интеграции национальной экономики в мировое хозяйство, вопросы рационализации экспорта и импорта и т.д.
В настоящее время разработка системы национальных прогнозов в нашей стране еще далеко не завершена и предстоит большая работа в этом направлении в будущем.
Источник
Объекты, области и проблемы прогнозирования
Прогноз (или целевая группировка прогнозов) имеет 2 слагающих:
1) объект (предмет, профиль, область) исследования – это ведущее направление прогноза;
2) прогнозный фон — вспомогательные направления прогноза.
Переменная объекта прогнозирования – это характеристика объекта прогнозирования, которая является или принимается за переменную при разработке прогноза. Различают значащую (важную для описания объекта) и незначащую переменную объекта прогнозирования; эндогенную (внутреннюю, отражающую свойства самого объекта) и экзогенную (внешнюю, отражающую свойства прогнозного фона).
Объект (профиль, предмет, область) прогнозирования – явление природы или общественной жизни, развитие которого прогнозируется; совокупность предметов, явлений и процессов, будущее состояние которых необходимо знать для обоснования принимаемого решения.
Совокупность можно сравнить с системой*.
*Термин «система» (греч. «Systema») – это целое, составленное из частей, соединений; взаимосвязанная совокупность элементов. Система — совокупность элементов, выделенных исследователем, руководителем, конструктором, а также установленные им связи между элементами, которые в совокупности представляют некоторую целостность. Каждая система входит в состав другой системы, которая, в свою очередь, является частью большей системы, и т.д. В связи с этим иногда говорят о подсистемах, суперсистемах. Целое больше суммы частей, которое его образует (эффект эмерджентности). Система – это не механическое сочетание элементов, а качественно новое образование. Система обладает такими свойствами, которых нет у составляющих ее элементов. Принцип системности отражает универсальный закон диалектики о взаимной связи явлений.
На сегодняшний день существует около трех десятков конкретных объектов (областей) научного прогнозирования, среди них: агрометеорологическое, антропологическое, архитектурно-градостроительное, астрономическое, биологическое, военное, геологическое, гидрологическое, космологическое, криминологическое (индивидуальное, общие и частные культурологическое объекты), медико-биологическое, метеорологическое, науковедческое, научно-техническое, образовательно-педагогическое, политическое, психологическое, социальное, развитие высоких технологий, социально-космическое, фенологическое, экономическое, этнологическое, юридическое (государственно-правовое). Эти области связаны с такими науками и направлениями, как гидрометеорология, геология, биология, медицина и здравоохранение, география, экология, космос, наука и техника, экономика, социология, психология, демография, этнография, архитектура и градостроение, образование и педагогика, культура и эстетика, юриспруденция, внутренняя, внешняя и военная политика, глобальные проблемы мира.
4.2 Классификация объектов
Классификация — система соподчиненных понятий (классов объектов, явлений, характеристик) в какой-либо отрасли знаний или деятельности.
Классификация. По классификации объекты прогнозирования имеют следующие основные направления: экономические, социальные, военно-политические, научно-технические, естественно-природные.
Но чаще говорят о трех:
1. обществоведческих (социальные, экономические),
3. научно-технических (технологические, инженерные).
Между естествоведческими и обществоведческими прогнозами нет глухой стены. Так человек научился воздействовать на погоду (рассеивание туманов и градовых туч), на урожайность (производство удобрений) и т.д.
Обществоведческие (социальные, социально-экономические) прогнозы включают 16 основных областей:
1. социально—медицинские (здравоохранение, включая физическую культуру и спорт);
2. социально—географические (перспективы дальнейшего освоения земной поверхности, включая Мировой океан);
3. социально—экологические (перспективы сохранения равновесия между состоянием природной среды и жизнедеятельностью общества);
4. социально—космические (перспективы освоения космоса);
5. экономические (перспективы развития народного хозяйства, вообще экономических отношений);
6. социологические (социальные) в узком смысле (перспективы развития социальных отношений);
7. психологические (личность, ее поведение, деятельность);
8. демографические (рост, миграция населения);
9. филолого—этнографические (лингво—этнические) (развитие языка, письменности, личных имен, национальных традиций, нравов, обычаев);
10. архитектурно—градостроительные (социальные аспекты расселения, развитие городов и деревни, жилища, вообще обитаемая среда);
11. образовательно—педагогические (воспитание и обучение, развитие кадров и учреждений в области народного образования – от детских яслей и садов до университетов и аспирантуры, включая систему повышения квалификации);
12. культурно—этнические (материально-техническая база искусства, литературы, всей культуры; художественная информация, развитие кадров и учреждений культуры – книжного, журнального, газетного дела, радио и телевидения, кино, театра, музеев и парков культуры, клубов и библиотек, памятников культуры и т.д.);
13. государственно—правовые или юридические (развитие государства и законодательства, права и криминологии, вообще правовые отношения);
14. внутриполитические (внутренняя политика своей и других стран);
15. внешнеполитические (внешняя политика своей и других стран, международные отношения в целом);
16. военные (военно-технические, военно-экономические, военно-политические, военно-стратегические, военно-тактические, военно-организационные).
Социальное прогнозирование охватывает социологические аспекты научно-технического прогресса, медицины, экологии, дальнейшего освоения Земли и Космоса, экономики, этнографии, демографии, градостроительства, народного образования, культуры, государства и права, психологии, этики, внутренней и внешней политики, военного дела. Основные направления обществоведческого прогнозирования можно отнести к формально детерминированным объектам, это: науковедческое, техноведческое, военное, этическое, этнографическое, демографическое, педагогическое, психологическое, политическое, юридическое, архитектурное, экономическое, социологическое, социокультурное, социально-медицинское, социально-экологическое, социально-географическое, социально-космическое и т.д.
Сюда же входит проблематика собственно социологических исследований:
v формы общественного сознания (мировоззрение, наука, искусство, культура, мораль, право, психология, религия);
v форма жизнедеятельности (труд, быт, досуг, общественно-политическая деятельность);
v формирование личности (образование, воспитание, спорт);
v народонаселение (демография, этнография, миграция, лингвистика и т.д.);
v расселение (регион, город, село, экология и т.д.);
v социальное развитие (общество, коллектив), социальные изменения и структуры;
v социальные институты;
v социальные группы;
v массовая информация (общественное мнение, печать, радиовещание, телевидение и т.д.);
v политика (государства, международные отношения, национальные движения).
Прогнозы: научно-технического Прогнозы: потребностей общества,
Источник
Виды прогнозов и их классификация
В условиях усложнения объектов управления и динамичности внешней среды неопределённость в оценке последствий принимаемого решения значительно увеличивается. В силу этого прогнозирование является причиной и следствием любого поступательного движения.
Прогноз – научно обоснованное описание возможных состояний объекта в будущем, а также альтернативных путей и сроков достижения этого состояния. В экономике прогноз – это научно-аналитический этап процесса планирования. Прогноз определяет возможности, в границах которых могут ставиться задачи планирования деятельности предприятия.
Прогнозирование – процесс получения прогноза; вид познавательной деятельности человека, направленный на формирование прогнозов развития объекта на основе анализа тенденций его развития. Сущность прогнозирования состоит в получении прогнозной информации о будущем развитии в какой-либо области исследования. Прогнозирование должно отвечать на два вопроса:
1) что вероятнее всего можно ожидать в будущем;
2) каким образом нужно изменить условия, чтобы достичь заданного состояния?
Одним из направлений прогнозирования является социально-экономическое прогнозирование. Предметом изучения является познание возможных состояний экономических объектов в будущем, исследование закономерностей и способов получения экономических прогнозов. Основным объектом изучения предмета являются статистические социально-экономические прогнозы, которые позволяют:
1) выявить перспективы будущего в исследуемой области на основе реальных процессов;
2) выработать оптимальные тенденции и перспективные планы с учётом составленного прогноза;
3) оценивать принятые решения с позиции их последствий в прогнозируемом периоде.
Прогнозирование соотносится с более широким понятием – предвидение. В зависимости от конкретности и характера воздействия на ход процессов, различают следующие формы предвидения:
1) гипотезу (сводное начало);
Гипотеза – это научно обоснованное предположение о структуре объекта, характере элементов и связей, образующих этот объект, механизме его функционирования и развития. Гипотеза даёт качественную характеристику объекта и выражает общие закономерности его поведения. Гипотеза оказывает воздействие на процесс через прогноз, который имеет бОльшую определённость и достоверность и основывается на изучении качественных и количественных характеристик. Прогноз позволяет характеризовать будущее объекта количественно, но носит вероятностный характер. План представляет собой систему взаимосвязанных заданий, которые определяют порядок, сроки и последовательность осуществления определённых мероприятий. Формы сочетания прогноза и плана:
1) прогноз предшествует плану;
2) прогноз проводится в процессе разработки плана;
3) прогноз следует за планом и определяет уровень его выполнения.
Формы предвидения тесно связаны друг с другом как ступени познания поведения объекта в будущем. Исходное начало этого процесса – общенаучное предвидение состояний объекта, конечный этап – составление плана перехода объекта в желаемое состояние. Прогноз является связующим звеном и выполняет контрольные функции.
Типы прогнозирования
Для предсказания будущего развития используются следующие типы прогнозирования (по функциональному признаку или по направлениям прогнозирования):
1) творческое видение будущего;
2) поисковое прогнозирование;
3) нормативное (нормативно-целевое) прогнозирование.
Прогнозирование, основанное на творческом видении будущего, использует субъективные знания прогнозиста, его интуицию. Прогнозы такого рода имеют форму описания вымышленного будущего.
Поисковое прогнозирование – способ научного прогнозирования от настоящего к будущему. Поисковый прогноз основан на условном продолжении в будущее тенденций развития исследуемого объекта в прошлом и настоящем. Его задача – выяснить, как будет развиваться исследуемый объект при сохранении существующих тенденций. В целом поисковое прогнозирование опирается на количественные и качественные методы. Поисковое прогнозирование может быть двух видов.
Экстраполятивный подход предполагает, что развитие происходит гладко и непрерывно, поэтому прогноз может быть простой проекцией (экстраполяцией) прошлого в будущее. Главное предположение данного подхода заключено в признании того, что в диапазоне ключевых интересов предприятия силы прошлого в состоянии контролировать будущее.
Альтернативный подход исходит из того, что внешняя и внутренняя среда бизнеса подвержена постоянным изменениям. Поэтому развитие экономики происходит не только гладко, но и скачкообразно, а также существует определённое число альтернатив будущего развития. При альтернативном подходе создаются прогнозы, включающие сочетание различных вариантов развития, а также два способа развития – гладкий и скачкообразный.
В рамках нормативно-целевого прогнозирования сначала определяют общие цели на будущее, а затем, исходя из этих целей, оценивают развитие предприятия. Задача таких прогнозов – определить пути и сроки достижения возможных состояний объекта прогнозирования в будущем, принимаемых в качестве цели. Если поисковый прогноз при поиске будущего отталкивается от настоящего и прошлого состояния объекта, то нормативный прогноз осуществляется в обратном порядке: от заданного состояния в будущем к существующим тенденциям в свете поставленной цели. Чаще всего нормативный подход используется, когда предприятие не обладает необходимыми исходными данными. Для нормативного подхода основным является использование качественных методов исследования.
Виды прогнозов и их классификация
Прогноз – это комплекс предположений относительно будущего экономической системы. Задача прогноза – дать объективное представление о том, что будет при каких-либо условиях. Одной из важнейших теоретических проблем экономического прогнозирования является создание типологии прогнозов, которая может формироваться в зависимости от целей, задач, объектов, методов и т.д. К числу наиболее важных признаков прогноза относятся масштаб прогнозирования, время упреждения, характер объекта прогнозирования, цели и функции прогноза.
С точки зрения объекта прогнозирования прогнозы могут быть: научно-техническими, экономическими, социальными, военно-политическими и т.п.
По масштабу прогнозирования выделяют: глобальные; макроэкономические (в рамках одного государства); межотраслевые и межрегиональные; региональные; отраслевые; прогнозы развития хозяйственных комплексов; микроэкономические прогнозы.
По времени упреждения (отрезок времени от момента, для которого имеются статистические данные об изучаемом объекте до момента, к которому относится прогноз) прогнозы подразделяются на:
1) оперативные (до 1 месяца);
2) краткосрочные (до 1 года);
3) среднесрочные (до 5 лет);
4) долгосрочные (до 20 лет);
Оперативные прогнозы основаны на предположении, что в прогнозируемом периоде не произойдёт количественных и качественных изменений. В них преобладают детально-количественные оценки. Краткосрочные прогнозы предполагают количественные изменения, и оценка событий даётся количественная. При увеличении периода упреждения бОльшее внимание уделяется качественным изменениям объекта, чем количественным, поэтому закономерным является преобладание качественных оценок. В среднесрочном прогнозе оценка количественно-качественная, в долгосрочном – качественно-количественная. Дальнесрочные прогнозы исходят из общих закономерностей развития явления.
По цели прогнозирования (по функциональному признаку) различают:
1) целевой прогноз, т.е. целеполагание желаемых состояний; итоговый результат оценивается по шкале "желательно – не желательно";
2) поисковый прогноз состоит в определении тенденций развития путём анализа исторических тенденций; он основан на использовании принципа развития из настоящего в будущее;
3) нормативный прогноз определяет пути и сроки достижения возможных состояний и явлений, принятых в качестве целей.
По времени осуществления прогнозов различают:
1) прогноз в реальном масштабе времени, т.е. прогноз, который реализуется настолько быстро, чтобы воздействовать на динамику процесса во время его протекания;
2) этапный прогноз; решение принимается в течение одного этапа цикла, а реализуется в течение следующего (прогнозного) этапа;
3) неограниченный по времени принятия решения (появление новых технологий).
В зависимости от степени вероятности будущих событий прогнозы делятся на:
1) вариантные, которые основаны на предположении о значительной неопределённости внешней среды и наличии нескольких вариантов развития;
2) инвариантные, когда эксперт рассчитывает на высокую степень определённости будущего.
По способу представления результатов прогноза выделяют:
1) точечный прогноз;
2) интервальный прогноз.
Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 6762 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник
Классификация объекта прогнозирования
В каждом конкретном случае способ и результаты анализа определяются целью исследования и характером объекта.
В прогностике цель эту можно сформулировать следующим образом: целью анализа объекта прогнозирования является разработка прогностической модели объекта, позволяющей посредством экспериментов с ней получать прогнозную информацию об объекте. Согласно этому анализ объекта прогнозирования начинается уже на стадии предпрогнозных исследований, когда определяются цели и задачи прогнозирования, объект прогнозирования, его границы, подготавливается задание на прогноз. В случае непрерывного характера процесса прогнозирования анализ объекта непрерывно сопровождает все этапы разработки прогнозов, как бы осуществляя обратную связь между реальным объектом и его прогностической моделью. Таким образом, анализ объекта прогнозирования является важнейшей неотъемлемой частью процесса разработки прогнозов. 4
При анализе объекта прогнозирования на этапе предпрогнозных исследований решаются следующие задачи:
— формирование первичного описания объекта прогнозирования;
— формирование задания на прогноз;
— подготовка этапа анализа.
Уже на этапе разработки задания на прогноз формируется первое, наиболее общее, описание объекта прогнозирования. Это первичное описание содержит сведения о наиболее общих (обычно качественных) показателях объекта, подлежащих рассмотрению, учету и прогнозированию, о приблизительных (в большинстве случаев) ограничениях функционирования объекта, о наиболее существенных целях и задачах разработки прогноза. В задании формируется также ориентировочный перечень основных исходных данных, необходимый и доступный на всех стадиях разработки.
На данном этапе предварительно решается проблема источников информации об объекте прогнозирования и измерений характеристик объекта прогноза. Информация об объекте прогнозирования собирается, систематизируется и хранится способом, удобным для ее уточнения и дополнения в процессе прогнозирования.
На этапе анализа объекта прогнозирования производится синтез структуры прогнозной модели. Однако, поскольку синтез структуры непосредственно связан с выбором методики прогнозирования, это на этапе анализа представляется преждевременным. Наиболее целесообразно производить системный анализ объекта прогнозирования, рассматривая его как сложную систему.
Системный анализ чаще всего практикуется как анализ принятия организационных решений, относительно сложных (больших) систем или организационного управления этими системами в условиях существенной неопределенности.
Основные методологические принципы процедуры анализа объекта прогнозирования:
— принцип системного анализа, требующий рассмотрения объекта прогнозирования как системы взаимосвязанных характеристик объекта прогностического фона с позиций целей и задач прогнозного исследования;
— принцип природной специфичности, требующий обязательного учета специфики природы объекта прогнозирования, специфики закономерностей его развития, абсолютных и расчетных значений пределов развития;
— принцип оптимизации описания объекта прогнозирования, требующий разработки такого описания объекта в результате анализа, которое обеспечивало бы заданную достоверность и точность прогноза при минимальных затратах на его разработку.
Следует отметить, что при практическом анализе реальных объектов соблюсти эти принципы достаточно сложно, однако каждое исследование должно быть направлено на максимальное соблюдение этих методологических принципов, причем степень такого приближения может служить первичной оценкой качества проведенного анализа.
После анализа объекта прогнозирования его необходимо классифицировать. В зависимости от цели классификации определяется ее способ. Объекты прогнозирования могут классифицироваться по следующим признакам:
по природе объекта прогнозирования. Масштабность объекта прогнозирования самостоятельного значения для выбора метода анализа значения не имеет. Ее следует учитывать в этом плане лишь в совокупности с классификацией объектов по признаку сложности;
по признаку сложности — сверхпростые, простые, сложные, сверхсложные. Классификация, прежде всего, зависит от цели анализа и его задач;
по степени детерминированности описания объекта — детерминированные, описание которых может быть представлено в детерминированном виде с удовлетворительной для поставленной задачи прогнозирования точностью; стохастические, в описании которых необходим учет случайностей; смешанные;
по характеру развития во времени — дискретные, апериодические, циклические;
по степени информационной обеспеченности — объекты с полным обеспечением количественной информации, с неполным обеспечением количественной информации, с наличием качественной ретроспективной информации, с полным отсутствием ретроспективной информации.
После классификации объект прогнозирования подлежит моделированию, основными средствами которого является:
— словесное описание — наиболее простой и доступный способ задания моделей;
— графическое представление в виде кривых, чертежей — этот способ имеет ограниченное самостоятельное значение, скорее может являться дополнением к другим;
— блок-схемы, матрицы решений — этот способ может считаться промежуточным между словесным и математическим описаниями;
— программное описание (для ЭВМ).
К прогностической модели предъявляются следующие основные требования:
— должна удовлетворять требованиям полноты, адаптивности и эволюционности;
— быть достаточно абстрактной, но не настолько, чтобы возникали сомнения в практической полезности полученных результатов;
— удовлетворять условиям, ограничивающим время решения задачи, обеспечивать получение полезной информации об объекте в плане поставленной задачи исследования;
— строиться с использованием принятой терминологии, предусматривать возможность проверки истинности, соответствия ее оригиналу.
Приведенные требования имеют прикладное значение, но несоблюдение одного из них может привести к существенным ошибкам при прогнозировании. Комплексный анализ объекта прогнозирования базируется на информации, источниками которой являются статьи в отечественных и зарубежных журналах, газетах, сборниках, научных бюллетенях и отчетах, обзоры, монографии, труды и диссертации, отчеты, доклады на симпозиумах, конгрессах, конференциях, данные анкетных опросов экспертов.
Для удобства работы с источниками информации их можно представить в следующей классификации:
по виду носителя информации — печатные тексты, звукозаписи, магнитные носители для ЭВМ и выводимые из ЭВМ носители, печатные таблицы, графики, осциллограммы и др.;
по содержанию информации — источники количественной и качественной информации.
Информационное обеспечение включает в свой состав информа- ционно-содержательный и информационно-справочный фонды, математическое обеспечение, комплекс технических средств, математические методы измерения и оптимизации представления информации источников.
Полное описание объекта прогнозирования по результатам его анализа и классификации открывает возможность выбрать метод прогнозирования среди широкого спектра существующих ныне методов.
Это положение имеет существенное значение и подчеркивает важность стадии анализа объекта для последующего решения задачи прогнозирования.
Для анализа и расчета возможных результатов взаимодействия различных факторов и развития отношений может быть применена современная электронно-вычислительная техника. При этом электронно-вычислительные механизмы, как и всякие механизмы, являются лишь сложными техническими средствами, используемыми для облегчения деятельности человеческого мозга, разгрузки его от выполнения некоторых операций и повышения производительности его работы. Новые средства науки и техники выступают материально-технической основой для осуществления человеком прогнозирования общественных процессов.
Созданные к настоящему времени математическая теория, электронно-вычислительные механизмы, информационные системы являются достаточно мощными и эффективными для разработки качественных, достаточно надежных, имеющих оперативное значение, сложных социальных прогнозов.
Несомненно, существуют объективные причины, которые не позволяют уже сейчас использовать количественные методы анализа и математические средства при разработке социальных решений так же широко, как, например, в физике. Это объясняется не только спецификой общественных явлений, но и научным уровнем, которого в настоящее время достигли прикладная социология, социальная статистика, а также математическая наука и вычислительная техника. Поэтому решение проблемы количественного измерения, роли и влияния различных факторов, действующих в общественной жизни, является одним из главных условий использования современного математического аппарата и электронно-вычислительной техники в целях количественного анализа социальных процессов. Однако несомненно, что по мере развития теории кибернетики и математики, совершенствования электронно-вычислительной техники, повышения ее мощности, быстродействия и объема памяти ЭВМ, а также совершенствования научного моделирования процессов возможности использования математических методов в прогнозировании все более возрастают.
В то же время необходимо еще раз подчеркнуть, что главное условие разработки правильных, достоверных прогнозов — это не электронно-вычислительные машины, какими бы мощными и быстродействующими они ни были, не новейшие средства и методы современной кибернетики, а вооруженность людей, разрабатывающих прогнозы, методологией и теорией, знанием законов общественного развития, законов функционирования и развития общества.
Выступая в роли своеобразного прибора, научные модели, действующие с использованием современной вычислительной техники, могут явиться лишь подсобным, дополнительным средством изучения и познания общественных отношений, подобно тому как микроскоп, телескоп и другие приборы используются человеком для изучения природных процессов. Модели, построенные на основе научной теории и методологии, помогут заглянуть в будущее, воссоздав образ будущих состояний социальных систем отдельных стран и международных отношений.
Прогнозирование оперативного характера должно представлять собой не разовый, а непрерывный процесс. Непрерывность прогнозирования социально-политического развития означает, что невозможно считать процесс общественного развития, а следовательно, и процесс социального прогнозирования завершенными на каком-либо этапе.
Источник