Сочинение на тему Животные зимой

Сочинение на тему: «Животные зимой»

Наступила зима! С ее приходом жизнь лесных обитателей во многом изменилась. Вся земля покрыта толстыми сугробами снега. Значит пора сменить свои шубки, чтобы стать незаметными для хищников. Заяц становится белым, как снег, а белочки серебристо-серого цвета.

В холодные морозные деньки всем обитателям леса понадобиться хорошо питаться, чтобы запасаться энергией и не мерзнуть на зимнем холоде. Поэтому некоторые птицы, например, синицы, снегири, поползни и свиристели, перелетают из лесов и парков ближе к человеческому жилью. Здесь больше кленов с семенами, плодов рябины, боярышника и кормушки, которые смастерили люди, чтобы хоть чем-то помочь птицам в это трудное для них время.

Зайцы зимой не особо страдают от нехватки пищи. Они могут поесть кору молодых осинок, а белочки свои запасы, которые они заготовили в дуплах деревьев еще с осени. Вот лосям приходится пробегать большие расстояния по сугробам в поисках пищи. Иногда, когда повезет вблизи населенного пункта могут повстречаться стога заготовленного сена или соломы.

Лисы охотятся на зайцев, но их очень трудно поймать, они незаметные и легкие, прыгают по насту, как по паркету, а лиса тяжелее по весу, поэтому проваливается. Вот и приходится ей питаться мышами. Принюхается лисичка, засунув мордочку в снег. Как почуяла мышь, сразу резко прыгает в сугроб и мышка у нее в зубах.

Волкам живется труднее, у них зимой становятся тощими бока. Если повезет, то могут напасть на одинокого кабана или косулю, которым трудно пробиваться через оледенелый снег. Ноги проваливаются глубоко и ранятся о наст. Волки же бегут по нему намного быстрее. Или по ночам приходят в деревню, надеясь на плохо закрытый курятник. Но чаще всего их обнаруживают собаки.

Медведи, барсуки и ежи находятся в зимней спячке, так и проспят до марта. Хоть зима и долгая пора, но постепенно солнце будет все ярче пригревать землю и снова наступит весна, снег постепенно начнет таять и жизнь животных снова облегчится. Лес оживет и наполнится пением птиц.

Источник

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию «Животные и растения зимой»

Непрерывная образовательная деятельность составлена в соответствии с образовательной программой ДОУ, под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой «От рождения до школы».

Данная тема рассчитана для группового занятия в подготовительной группе.

Цель: Формировать и систематизировать знания детей о том, как животные и растения приспособились к сезонным изменениям в природе.

Задачи: — обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе;

— продолжать знакомить с особенностями приспособленности животных к среде обитания в зимний период;

— учить распознавать следы зверей, активизировать словарь пот теме «Животные и растения зимой»

— воспитывать чувство любви к родной природе.

В разработке данного открытого занятия применялись здоровьесберегающие технологии, ИКТ технологии, интернет-ресурсы.

На занятие использовался проектор, ноутбук, картинки с изображением зимнего леса, животных, звуки зимнего леса.

Ход занятия

— Ребята, скажите пожалуйста, какое сейчас время года?

— А вы когда-нибудь были в зимнем лесу?

Я хочу вас пригласить на прогулку в зимний лес.

Мы на лыжах в лес идем

Мы взбираемся на холм.

Палки нам идти помогут

Будет нам легка дорога.

Вдруг поднялся сильный ветер

Он деревья кружит вертит

И среди ветвей шумит

Снег летит, летит, летит.

По опушке зайчик скачет

Словно белый мягкий мячик.

Раз прыжок и два прыжок-

Вот и скрылся нас дружок.

— Ребята, а какие вы знаете зимние месяцы?

Зима начинается с декабря, потом идёт январь, а завершает зиму самый короткий месяц — февраль. Декабрь-шапка русской зимы. Это месяц долгих ночей и первых крепких морозов, полночь года. Январь – вершина зимы, месяц ярких звёзд, белых троп. Январь считается самым холодным месяцем, сердцем зимы. Февраль же – канун весны. Это месяц последних морозов, колючих метелей и снежных заносов.

-Ребята, послушайте, как раньше в старину любовно называли эти месяцы. Декабрь –студень. Оно и верно, ведь декабрь всегда бывает студеным и морозным. Январь –сечень, он посередине, как бы рассекает зиму на две части. Февраль называли лютень. В некоторые годы февраль бывает очень суровым и по лютости не уступает даже январю.

— Ребята,послушайте загадки про зимние месяцы:

1. Дни его всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый год. (декабрь)

2. Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз

Не вода уже, а лед. (январь)

3. По ночам мороз селен,

Днем капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц этот? (февраль)

Молодцы, все правильно разгадали.

Природа зимой (рассказ воспитателя)

В декабре самый короткий день и самая длинная ночь. Не успеет ещё день разгуляться, как уже наступают вечерние сумерки. Холода и морозы покрывают прочным льдом озёра и реки. Идёт снег. Медленно кружась, падают крупные звездчатые снежинки. Всё темное исчезает, опушается белым. Час от часу всё белее и белее становится в природе. Снег, как белой простынёй, покрыл сады, поля, леса, засыпал ямы, неровности земли, наметал сугробы. Стало заметно просторнее, чище, радостнее.

В январе длиннее и светлее становятся дни. Вначале прибавка дня совершенно незаметна, очень мала, но и такая прибавка делает день длиннее. Солнце повернуло на лето, и день ото дня оно будет подниматься всё выше и дольше задерживаться в небе, а само небо становится синее. В январе сказочно-красиво в лесу! Как алмазная россыпь искрится, переливается на солнце снег. Словно в хрустальном убранстве стоят белоствольные березы. На зелёных лапах елей нависла снежная кухта (кухта- лежащий на ветках снег, в белых кружевах вековые сосны и другие деревья. Раздолье для лыжника-любителя природы. В радость ему побродить по просторным зимним чащам. В лесу тишина, словно в полусне.

В феврале днём начинает слегка пригревать солнце. Оттаивают с южной стороны стволы деревьев. А на крышах появляются сосульки, в оттепели снег покрывается сверху ледяной корочкой — настом. Это месяц контрастов. В феврале идёт борьба между зимой и весной. Морозы в середине февраля – последнее усилие зимы перед надвигающейся весной. Но тем не менее день ото дня становится светлее, небосвод всё чаще озаряется солнцем, ярким, но ещё бессильным давать тепло. Дни всё длиннее, яснее. В лесу также всё белым-бело. Блестит и сверкает на солнце снег. В блёстках инея, запушённый, дремлет притихший лес. Ярко блестит зелёный бархат игольчатой хвои, отливают белизной ажурные, кудрявые берёзы. Кругом пышные причудливые сугробы.

— Ребята, а давайте отдохнем?

Мы зимой в снежки играем

По сугробам мы шагаем, мы шагаем.

И на лыжах мы бежим, мы бежим,

На коньках по льду скользим, мы скользим,

И снегурку лепим мы, лепим мы.

Гостью зиму любим мы, любим мы.

(Презентация «Животные и растения зимой)

Тихо в лесу. Кажется, что жизнь в нём замерла до следующей весны. Лишь попискивание синичек да стук дятла оживляют лес. В полях «мышкует» лисица, охотится за полёвками. Которые под снегом прокладывают ходы. Но жизнь животных и птиц и зимой не замирает ни на минуту, она живет своей размеренной, только несколько притихшей жизнью.

Кабаны разрывают снег, отыскивая желуди и зимний хвощ. На опушке березняка чёрными шарами виднеются тетерева. Сидят врассыпную иссиня-чёрные косачи с ярко-красными надбровьями морозным утром и кормятся, склёвывая почки-серёжки. Покормятся так и начнут один за другим, сложа крылья и сжавшись. Камнем падать с берёз вниз, прямо в сугроб и остаются в ямках –лунках на весь остаток короткого зимнего дня. К вечеру вылетают на кормёжку, а потом вновь ныряют в снежную перину уже на ночевку. В снегу им спокойнее, теплее, ветер не пробирает и от хищников скрыты. Ночуют в снегу также рябчики, глухари, серые и белые куропатки. Глухари-отшельники питаются сосновой хвоёй. Кормятся берёзовыми почками и хохлатые рябчики.

Зайцы, куницы, лоси, волки всю зиму «на ногах» — это бодруствующие обитатели леса.

В зимних рощах можно повстречать «лесных санитаров» — синиц, поползней, пищух и самых маленьких птичек – желтоголовых корольков. Все они очищают деревья от лесных вредителей. Они отыскивают куколок, гусениц и яйца насекомых. Спрятанных в укромные места на зимовку. Неустанно трудится и пёстрый дятел, также уничтожая вредителей леса.

А такие животные, как бурый медведь, барсук, енотовидная собака, бурундук, суслик, сурок, хомяк, ёж, находятся в зимней спячке. Живут они за счёт накопленного осенью жира и не торопятся выходить из спячки.

Длинную зимнюю ночь вороны и галки проводят на деревьях в парках и садах. Долго слышится на ночёвке оживлённая перекличка птиц. Большие синицы, домовые и полевые воробьи, овсянки прячутся ночью под крышами, на чердаках у отопительных труб. За наличниками окон.Скворечников они не используют: в них холодно.

Деревья, также как и многие животные, можно сказать, уходят в спячку. В садах, парках, в лесу порой слышится сильный треск – это появляются морозобойные трещины на деревьях с твердой древесиной от резкой смены дневной и ночной температуры. Для предохранения деревьев от порчи рекомендуется обмазывать нижнюю часть стволов известковым раствором, так как через морозобойные трещины в ткани дерева могут проникнуть споры грибов и вызвать его гниение.

-Ребята, я хочу с вами поиграть (д/и «Найди вторую половинку)

(Под ногами у детей снежинки с загадками, дети берут по одной снежинки, воспитатель загадывает загадку, ребята отгадывают -находят животного из двух частей) (12загадок)

1. Какой зверь опасный

Ходит в шубе красной,

За собой все следы заметает. (лиса)

2. В клубок свернется,

Взять не дается. (ёж)

3. По веткам скачет,

Да не лисица. (белка)

4. Быстрый прыжок,

Красный глазок. (заяц)

5. Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь)

6. Серый я, живу в лесу

Знаю рыжую лису,

Песню грустную тяну

Громко вою на луну. (Волк)

7. Важно я хожу по бору

Съесть могу и мухомора

Не боюсь в лесу врага-

Есть копыта и рога. (Лось)

8. Дикий зверь тропой бежит

То как хрюкнет, завизжит

С ним детишек караван,

Этот зверь лесной ….(кабан)

9. Меньше тигра, но немножко

Больше крупной рыжей кошки

На суку она обычно,

Притаившись ждет добычу.

Не робей но берегись,

В том лесу где бродит (рысь.)

10. Что же эта за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ель)

11. На мне растет ягодка- она горька,

Только лишь в мороз,

Гроздь ее сладка. (Рябина)

12. Я из крошки- бочки вылез,

Корешки пустил и вырос

Стал высок я и могуч

Не боюсь не гроз не туч.

Я кормлю свиней и белок

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб).

-А теперь ребята, нам пора возвращаться в свой любимый детский сад.

Мы на лыжах в сад идем

Мы взбираемся на холм.

Палки нам идти помогут

Будет нам легка дорога.

Вдруг поднялся сильный ветер

Он деревья кружит вертит

И среди ветвей шумит

Слег летит, летит, летит.

По опушке зайчик скачет

Словно белый мягкий мячик.

Раз прыжок и два прыжок-

Вот и скрылся нас дружок.

— Скажите где мы сегодня побывали?

-Давайте назовем еще раз зимние месяцы?

-О каких животных и деревьях мы с вами говорили?

— Вам понравилось сегодняшнее занятие?

И мне с вами понравилось сегодня заниматься, я хочу вас отблагодарить.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию «Бусы. Блоки Дьенеша» КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (название образовательной области) Формирование элементарных.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию «Грузовик» КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (название образовательной области) Формирование элементарных.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию «Матрешки танцуют» КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (название образовательной области) Формирование элементарных.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию «Где живет Капелька» в детском саду Область: Познание. Интеграция областей: социально- коммуникативное развитие, художественно-эстетическое. Цель: Обобщение знаний детей о.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие капельки» Программа: примерная образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Возрастная.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу» Цель: Вызвать у детей желание заботиться о своём здоровье. Задачи: — учить детей различать витаминосодержащие продукты. — объяснить детям,.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Комнатные растения» в старшей группе Цель: Закреплять знания детей о комнатных растениях: название, внешний вид, строение, способы ухода, виды размножения. Материалы: Комнатные.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию «Экскурсия в природу» ОО ФГОС ДО «Познавательное развитие» Конспект непрерывной образовательной деятельности Экскурсия в природу «Весна идет — весне дорогу».

Источник



Рассказы о зиме и о животных зимой
учебно-методический материал (окружающий мир) по теме

Мостипан Светлана Викторовна

Протянулся через дорогу и скрылся в густом ельничке разгонистый заячий след. Лисий, строченый. лапка за лапкой, вьется вдоль зимней дороги. Белка перебежала дорогу и, вздернув пушистый хвост, быстро взмахнула на зеленую елку.
На вершинах елок грозди темно-лиловых шишек. Прыгают по шишкам бойкие лесные синички, переговариваются клесты. А внизу, на рябине, рассыпались красногрудые снегири. Стряхнув серебряный иней, взлетели всей стайкой и, точно румяные бусы, расселись на ветвях голой березы.
Пролегла мимо школы большая наезженная дорога.
Едут лесорубы-колхозники в лес, а бороды у лесорубов белые, на усах — сосульки. Бегут в школу ребята, валенками скрипят, рукавичками прихлопывают:
— Ай да мороз!
А в лесу Мороз кружева развесил — ни пером описать, ни в сказке сказать! Невзначай зацепишь — летит на шапки алмазная легкая пыль.

Рассказы о зиме для детей

Зимой

Автор: И. Соколов-Микитов

Протянулся через дорогу и скрылся в густом ельничке разгонистый заячий след. Лисий, строченый. лапка за лапкой, вьется вдоль зимней дороги. Белка перебежала дорогу и, вздернув пушистый хвост, быстро взмахнула на зеленую елку.
На вершинах елок грозди темно-лиловых шишек. Прыгают по шишкам бойкие лесные синички, переговариваются клесты. А внизу, на рябине, рассыпались красногрудые снегири. Стряхнув серебряный иней, взлетели всей стайкой и, точно румяные бусы, расселись на ветвях голой березы.
Пролегла мимо школы большая наезженная дорога.
Едут лесорубы-колхозники в лес, а бороды у лесорубов белые, на усах — сосульки. Бегут в школу ребята, валенками скрипят, рукавичками прихлопывают:
— Ай да мороз!
А в лесу Мороз кружева развесил — ни пером описать, ни в сказке сказать! Невзначай зацепишь — летит на шапки алмазная легкая пыль.

Скачать:

Вложение Размер
rasskazy_o_zime_i_o_zhivotnykh_zimoy.doc 47 КБ

Предварительный просмотр:

Рассказы о зиме и о животных зимой

Рассказы о зиме для детей

Автор: И. Соколов-Микитов

Протянулся через дорогу и скрылся в густом ельничке разгонистый заячий след. Лисий, строченый. лапка за лапкой, вьется вдоль зимней дороги. Белка перебежала дорогу и, вздернув пушистый хвост, быстро взмахнула на зеленую елку.
На вершинах елок — грозди темнолиловых шишек. Прыгают по шишкам бойкие лесные синички, переговарваются клесты. А внизу, на рябине, рассыпались краснозобые снегири. Стряхнув серебряный иней, взлетели всей стайкой и, точно румяные бусы, расселись на ветвях голой березы.
Пролегла мимо школы большая наезженная дорога.
Едут лесорубы-колхозники в лес, а бороды у лесорубов белые, на усах — сосульки. Бегут в школу ребята, валенками скрипят, рукавичками прихлопывают:
— Ай да мороз!
А в лесу Мороз кружева развесил — ни пером описать, ни в сказке сказать! Невзначай зацепишь — летит на шапки алмазная легкая пыль.

На Ленинских горах

Автор: А. Малеинов

Папа и мама в воскресенье взяли лыжи, я — санки, и мы пошли на Ленинские горы. С Ленинских гор всю Москву видно и наш дом тоже.
На одной горе, самой высокой, прямо в снег были воткнуты беленькие палочки с красными флажками, и как только наверху махнет дядя флажком, так лыжник побежит быстро-быстро между жлафками вниз по горе. И мой папа тоже поехал с этой горы. Мама ему кричала: "Быстрей, быстрей!"
С другой, очень крутой, горы лыжники прыгали высоко-высоко, выше деревьев, потом опускались на снег и не падали. Я на санках каталась, да так быстро, что мама на лыжах меня догнать не могла. Один раз на бугре санки высоко подскочили, и я упала, а санки уехали вниз, к самой Москве-реке, и их ловили мама и другие лыжники. Внизу, у реки, играла музыка, развевались красные, синие красивые флаги. Туда бежало много лыжников, обгоняя друг друга. Впереди всех бежал на лыжах мой папа.

Про животных зимой

Автор: Г. Скребицкий и В. Чаплина

Погляди в окно. Все стекло разрисовано белыми узорами — это мороз его так разрисовал. Холодно на дворе. Все кругом покрыто снегом — и земля и крыши домов, даже на деревьях — снег.
Январь — самый холодный месяц, середина зимы. Пруды и реки скованы льдом, занесены снегом поля и леса. Ночи стоят длинные. В восемь часов утра еще темно, к девяти только солнышко встает. А дни зимою совсем короткие. Не усеешь на улицу выйти побегать, поиграть — глядишь, и опять стемнело.
Загляни зимним утром во двор. По снегу прыгают воробышки, от холода нахохлились, распушились, на шарики стали похожи. Прыгают, крошки подбирают. Тут же важно, вперевалочку разгуливают вороны, между ними суетятся галки — так и смотрят, чем бы им поживиться.
Вынесут собаке миску с едой, только поставят, а галки, вороны уж тут как тут: вокруг собаки прыгают, стараются из-под самого носа кусочек выхватить. Не выдержит пес, бросится за птицей, а другие уже в миску лезут. Схватит кто хлеб, кто косточку — и прочь улетят.
В деревне зимой возле дома не только этих птиц увидеть можно. Сюда и синицы, и овсянки, и даже осторожные сороки прилетают. Голодно им зимой в лесу, вот они и летят поближе к жилью человека, чтобы покормиться.
Звери лесные в теплые норы забрались.
Волки, лисы на охоту выходят, а медведь с осени как заляжет в берлогу, так и спит до весны.
Зимой все стараются укрыться от мороза, от холодного, ледяного ветра, и каждый по-своему зимовать приспособился.

Куда комары зимой девались

Автор: Г. Скребицкий и В. Чаплина

На зиму комары попрятались в разные щелки, в старые дупла. Они и рядом с нами зимуют. Заберутся в подвал или погреб, много их там в углу соберется. Прицепятся комары своими длинными лаками к потолку, к стенкам и спят всю зиму.

Чем дятел зимой кормится

Автор: Г. Скребицкий и В. Чаплина

Живет у нас в лесу птица. Сама черная с белыми пестринками, а на затылке у нее перышки яркие, красные. Называется эта птица — дятел.
Летом дятел целый день по лесу летает, еду себе разыскивает. Сядет на дерево, да не на ветку, как другие птицы, а прямо на ствол и бежит вверх по нему, словно о лесенке. Бежит, а сам клювом по дереву постукивает: тук-тук, тук-тук. Достанет из-под коры личинку или жучка и съест.
А пришла зима, холодно стало. Далеко попрятались все насекомые. Чем же дятел зимой кормится? Погляди: на снегу под деревом много-много сосновых шишек валяется. А что это за дерево? Это дуб, а не сосна. Откуда же под ним сосновые шишки взялись?
Вдруг подлетел к дубу дятел; в клюве шишку держит. Всунул ее в ращелину дерева и начал клювом долбить. Раздолбил, семена выбрал и за другой полетел. Принес другую, в ращелину вставил, а старую шишку вытолкнул. Вот отчего целая куча шишек под деревом валяется. Это дятел зимою их семенами кормится.

Как заяц зимой живет

Автор: Г. Скребицкий и В. Чаплина

Зима. Мороз. Все животные от лютой стужи попрятались. А у зайца нет ни норы, ни гнезда. Сегодня под кустиком выспится, завтра в овражке приляжет; где ямку в снегу выкопает — там у него и дом. Зато шубка у зайца теплая, пушистая и белая, как снег. Хорошо ему в такой шубке — тепло и спрятаться от врагов нетрудно: прижался в снегу — попробуй-ка разгляди!
Днем заяц спит, а как настанет ночь, выходит погулять и покормиться.
Пока снега в поле немного, он лапками его разроет, глядишь — травку найдет. А как неметут вьюги глубокие сугробы, тут уж зайцу снег не раскопать. Зато в лесу он на высокий сугроб заберется, с кустов, с деревьев молодые веточки обгрызет или кору погложет — вот и сыт. А иной раз и в деревню в гости пожалует. Придет поздно вечером, когда в деревне тихо, все уже спят, подбежит к стогу и начнет сен дергать. Надергает, наестся, а потом обратно в лес убежит. Так и живет заяц всю зиму.

Автор: Н. Плавильщиков

На зиму лесной заяц беляк белеет. Зимняя белая шуба гуще и теплее, чем бурая, летняя. Такому зайцу хорошо и прятаться от врагов. Поди разгляди на белом снегу белого зайца!
Белеет беляк не сразу, а постепенно. Сначала он весь немного посветлеет. Потом побелеют задние ноги. издали поглядишь — на зайце словно белые трусики надеты. Охотники про таких зайцев так и говорят: заяц в штанах.
Недолго носит заяц белые штаны: всего неделю-полторы. побелеет весь, вот и нет штанов.

Как белочка зимует

Автор: Г. Скребицкий и В. Чаплина

Белке зимой ни мороз, ни ветер не страшны. Как закрутит метель, непогода — белка скорей к своему гнезду спешит.
Гнездо у белки, как у птицы, устроено: из веток, из сучьев. Да как сделано-то ловко — будто большой шар, круглое, а сбоку лазейка.
Внутри гнездо сухой мягкой подстилкой выстлано: уютно в нем, тепло. Заберется белочка в гнездо, а чтобы холодный ветер не задувал, еще лазейку подстилкой закроет. Потом свернется клубочком, пушистым хвостиком прикроется и спит.
А снаружи ледяной ветер так и воет, так и несет мелкий колючий снег. Утихнет непогода, белочка из гнезда вылезет, встряхнется и поскачет с дерева на дерево — еду себе добывать: где еловую шишку сорвет, где сухой гриб разыщет, который сама летом на суку сушить оставила. Но главная еда у белки еще с осени в кладовочке запасена — в дупле старого дерева. Там у нее и жолуди и орехи есть — на всю зиму запасов хватит.

Не видевши, не поверишь

Автор: Н. Плавильщиков

От мороза деревья трещат, а на елке — гнездо, а в гнезде птичка сидит и яички греет.
Эта храбрая птица — клест.
Все птицы вьют гнезда весной. У клестов свои порядки. Они выводят птенцов, когда много еды. Зима, весна, лето — им все равно. Было бы сытно.
Клестовая еда — семена из еловых и сосновых шишек. Шишки висят на дереве весь год. Клестам хватит еды и зимой, есть чем прокормить птенцов. В гнезде тепло. Клестиха не улетает из гнезда, корм ей приносит самец. Выведутся птенчики, и тогда мать сидит в гнезде, греет голых птенцов, да и сама от них греется.
Где много шишек, там много и клестов. Мало шишек — нет и клестов, им нечего делать в таком лесу: еды нет.
Носы у клестов особенные — крестиком. Таким носом очень удобно выковыривать семена из шишек.
Хочешь увидеть клеста — ищи его в еловом лесу. Да не понизу смотри, а гляди на верхушки елок. Увидишь — там высоко-высоко, возле шишек, птицы по веткам лазают, возле шишек, птицы по веткам лазают, вниз головой висят — вот они, клесты! А прислушаешься — услышишь: "кле-кле-кле". Это клесты перекликаются.

Как зимуют рыбы

Автор: Л. Карпова

Толстой ледяной крышкой закрыл мороз пруды, реки, озера. Только в пропуби, как в отдушине, видна прозрачная притихшая вода.
В зимней реке сумрачно и глухо. Не просвечивает солнце сквозь воду, не блестит песок, не цветут водяные травы. В глубокой тишине среди холмов и долин речного дна неподвижно стоят рыбы. Они стоят большими стадами, головами все в одну сторону. Ни плавником не шевельнут, ни хвостом. Только жабры чуть-чуть приподнимаются — дышат. Ещё осенью рыбы собираются в стада и выбирают местечко для зимовки.
Летом толтоголовый сом медленно ходит в самых глубоких местах, двигая длинными усами, высматривает ямку или рытвину, которая была бы поглубже и попросторнее. Любит он лежать в таких ямах. Днём выспится, а ночью выходит на охоту: рыбку схватит, и рака сцапает, и лягушку съест. Но зимой он лежит в яме совсем неподвижно.
Широкий, плоский лещ перед зимовкой, как только покажется первый ледок у берегов, быстро поднимается на поверхность, опрокидывается на воде на бок и так лежит несколько минут, словно прощаясь со светом и воздухом. А потом стремглав бросается в глубуну и ложится на дно. Лещи лежат рядками, как дрова в поленнице, без всякого движения.
Сазаны выбирают дно илистое и зарываются в грязь. Иногда отыщут мягкую яму и улягутся в ней всем стадом.
Веселый, проводный окунь любит камни и упавшие на дно полусгнившие деревья. Тесно прижимаясь друг к другу, опустив свои красные плавники, засыпают окуни в таких местах на всю зиму.
Широкой лентой припадают к песку стада пескарей и ершей. Наверху, под самым льдом, около трав и камышей, неподвижно стоят серебристые стада плотвы. Щуки и судаки рядами дремлют в тёмных дожбинках.
Прожорливой щуке плохо спится. Узкая, с хищными глазами, с огромной пастью, нет-нет, да и прогуляется она по реке, поглотает сонной рыбы. Но движенья её медленны, не то что летом, когда она молнией бросается на добычу.
И только один налим всю зиму живо и весело разгуливает по реке. Проворно ходит он между спящими рыбьими стадами, ищет и глотает молоденьких сонных рыбок.
Но пойдёт время к весне, солнышко сгонит лёд и заглянет в реку. Рыбы проснутся и поплывут, раздувая жабры. А налим уже не бросится за ними. Вялый, полусонный, он примется искать место для спячки. Забьётся под камень или под корчевье и уснёт, как мёртвый, на всё лето, до самых морозов.

Автор: Г. Скребицкий и В. Чаплина

Холодно, голодно птичкам зимой. Трудно из-под снега корм доставать. Собери со стола хлебные крошки, остатки каши, какие-нибудь крупинки, зёрнышки.
Попроси взрослых пристроить за форточкой дощечку и высыпай на неё корм: хлебные крошки, остатки каши, крупинки.
Увидят воробышки твоё угощение и прилетят его поклевать. А елси дощечку в саду пристроишь, туда не только воробьи, а синички и даже красногрудый снегирь прилетать сможгут. Его сразу из всех птиц узнать можно — грудка у него яркокрасная, а на голове будто чёрная бархатная шапочка надета.
Привыкнут птички, что их тут на дощечке кормят, — будут каждый день прилетать. А та заметь, какие птицы прилетают.
Ворону и галку ты, наверное, каждый день видишь. А вот сумеешь ли ты их различить?
Ворона больше галки. Сама она серая, крылья и хвост чёрные и на груди — словно чёрный жилетик.
А галка вся чёрная, только на шее серые пёрышки, вроде как косыночка надета. И глаза у галки светлые.
И кричат вороны и галки совсем поразному. Сядет ворона на дерево или на забор, понатужится, шею вытянет и закричит: "Каррр-каррр. " А галки как будто зовут друг друга: "Галка-галка-галка". Наверное, их поэтому галками и прозвали.
Снег лежит белый, пушистый, а каждая снежинка — как маленькая звёздочка. Её разглядеть легко. Как пойдёт снег, выйди во двор и погляди, какие красивые снежинки на твою шубку садятся.

А хочешь посмотреть, как снег всё прибавляется, — выстругай длинную палку с острым концом и делай на ней заметки — такие, чтобы издали видно было; воткни палку в землю во дворе, там, где никто не ходит, и посмотри, как снег её будет засыпать всё выше и выше. Запомни, до какой заметочки он за зиму доберётся.
А наступит весна, снег начнёт таять, по палочке вниз опускаться. Когда растает снег, возьми палочку и измерь, какой снег зимою высокий был. Иной раз столько его нападает, что он выше тебя за зиму вырастет.

Зимой дни стоят короткие, солнышко светит мало. А чем ближе к весне, тем оно на небе поднимается выше и светит дольше. Ты и сам это можешь проверить.
Если у тебя в комнате вечером перед закатом светит солнце, заметь поточнее, в каком месте на стене отразился его последний луч — последний солнечный зайчик. А пройдёт несколько дней, ещё заметь, потом ещё. Вот и увидишь, что с каждым разом зайчик всё дальше и дальше по стене скачет, с каждым днём все позднее гаснет. Это значит, что солнышко на небе светит дольше и дни становятся длинней. Значит, дело к весне идёт.

Источник

Рассказ растения и животные зимой

Как зимуют животные в лесу

Некоторые животные впадают зимой в спасительную спячку. Главное условие для этого – большое количество подкожного жира и уютная, хорошо защищенная берлога. Яркий представитель такого времяпрепровождения – медведь. Осенью он начинает есть очень много, чтобы потом можно было спокойно спать, не испытывая чувство голода. В противном случае по лесу зимой начинает шататься голодной и очень злой медведь шатун, которому на пути лучше не попадаться. Берлогой этому зверю может служить небольшое углубление в земле у корней деревьев, естественная пещера или овраг, в которую он заранее натаскивает мох, листья, траву, а потом застилает все еловыми ветками.

Самки медведя в январе-феврале рожают детенышей, которых кормят молоком. До весны медвежата, как и медведица, остаются в берлоге и практически не растут из-за малого количества еды. Только покрываются более плотной шерсткой.

Впадают в спячку в своих норах также барсуки и еноты. Причем температура тела у них, как и у медведей, значительно снижается из-за замедления протекания жизненных процессов. Спят в своих норках и большинство грызунов: бобры, бурундуки, мыши, сурки, суслики и другие. Вот только сон у последних прерывистый – они просыпаются, чтобы питаться припасенной на зиму едой, которую прячут прямо в норке.

Белки же зимуют в своих гнездах, которые обустраивают в дуплах деревьев или на разветвлении веток. Причем гнездо, как правило, имеет два входа на случай незваных гостей. Даже зимой белка часто выходит из гнезда, чтобы подкрепиться спрятанными за лето запасами орешков, которые она складывает у корней деревьев или в дупле.

Ну а волка, зайца и лисицу в лесу, как известно, кормят ноги. Лиса бегает в поисках нор с грызунами, заяц ищет коренья, замерзшие ягоды, траву или тонкие веточки кустов. Ну а волк пробегает в день по несколько десятков километров в поисках пищи – кабанов, зайцев и других животных. У зайца и лисицы также есть норы, а самки волков заводят себе логово только для разведения потомства, ближе к весне. Зимой, как правило, волки собираются в стаи, чтобы позволяет им лучше выживать.

Где зимуют белки

Где зимуют белки

Беличьи гнезда

Жилище белки, которое зоологи называют «гайно», внешне напоминает походит на гнездо сороки. Оно представляет собой старательно свитый из сучьев, травы и мха своеобразный мешок немного вытянутой формы. Изнутри гайно выстлано также мхом, иногда встречаетсяи пуховое «оформление».

Гайно белки обычно формируют на довольно высоких деревьях, примерно на половине их высоты. По данным зоологов, зверьки, как правило, содержат свое жилище в чистоте. Вместе с тем, довольно часто белки устраивают свои жилища и в дуплах деревьев, внутренние поверхности при этом они также выстилают «подручными материалами» — травой, пухом и мхом.

При первых признаках непогоды белки стараются побыстрее спрятаться в своих «гнездах». Заткнув входное отверстие и уютно укрывшись пушистым хвостом, они сворачиваются в клубки, пережидая плохую погоду. Делать они это могут в течение довольно долгого времени, так как заблаговременно делают запасы, старательно собирая, например, шляпки грибов. Зверьки проворно нанизывают их на голые ветки, чтобы подсушить к зиме.

Зимний рацион белок

О том, чтобы тепло и сытно зимовать, белки стараются позаботиться заранее. В осеннем лесу нередко можно увидеть, как скачущая белкасжимает в зубах гроздь орехов или ягод — животные способны выбирать наиболее подходящие для заготовок плоды.

Как утверждают ученые-зоологи, зимой белки также с удовольствием употребляют в пищу семена из шишек хвойных деревьев. Иногда зимой можно увидеть, как белка, сидящая высоко на дереве, держит в передних лапках еловую или сосновую шишку, быстро-быстро выгрызая из нее семена. В наиболее урожайные года на многих елях висят настоящие гирлянды из шишек, поэтому у белок не возникает проблем с прокормом. По данным специалистов, чтобы наесться, зверьку необходимо выгрызть семена из 28 еловых или 380 сосновых шишек, с каждой из которых белка расправляется на 2-3 минуты.

Белки в приметах

Интересно, что с поведением белок связаны несколько старинных русских примет. Например, если зверьков не было видно в лесу, хотя стояла довольно хорошая погода, а небо было чистым, считалось, что скоро могут нагрянуть сильные морозы. А если кто-то неожиданно встретит в лесу белку, это сулит знакомство с человеком, который впоследствии станет верным другом. Когда человек видел бельчат, это могло означать рождение ребенка. Обижать белок — всегда расценивалось как дурной поступок, который может навлечь беду и болезнь на того, кто причинил вред лесному зверьку.

Как зимуют мыши

Как зимуют мыши

Мыши и землеройки – одни из самых беззащитных существ в царстве животных. Но как ни парадоксально, самым их лютым врагом являются не хищники, а морозы. Зимой маленькие зверьки могут замерзнуть насмерть, если вовремя не подготовятся как следует.

Главной защитой от зимней стужи для полевых мышей является, как ни странно, снег. Подобно одеялу он укутывает землю, в глубине которой можно спрятаться от ветра и холода. Готовясь к заморозкам, мыши прокапывают основные ходы и многоэтажные норки. Под корнями деревьев, а также в местах, где сугробы зимой самые большие, они вырывают норы глубиной до 50-60 см и обустраивают круглые гнезда, устланные сухими стеблями трав.

Водяные крысы – самая крупная разновидность полевок – обитают в поймах рек и на берегах водоемов. Зимой они перебираются в парки, лесополосы, огороды или сады. Там они роют неглубокие кормовые норы, где и пережидают зиму.

Лесные мыши, в отличие от полевых, ближе к зиме перебираются ближе к человеку и занимают подвалы жилых зданий. Тем не менее они также натаскивают во временные убежища припасы из орехов, семян и прочую снедь. Домовые мыши также проводят зимы в амбарах, скирдах, погребах, подвалах, чердаках и т.п.

Для землероек зима – тяжелый период, поскольку они не питаются растительной пищей и заготавливать впрок им нечего. Поэтому с наступлением холодов они перемещаются ближе к людям. Проворная и ловкая, землеройка извлекает зимующих насекомых из-под снега и даже нападает на полевок, несмотря на то что те крупнее ее.

Практические все мыши заготавливают запасы на зиму: орехи, желуди, высококалорийные семена злаковых и т.п. Отдельные виды мышиных, – в первую очередь те, что обитают на Крайнем Севере, – зимой впадают в спячку. Случается, что некоторые мыши (вышеупомянутые полевки, землеройки) забираются на вершины елок и закапываются в занесенных снегом пустотах.

Как зимуют зайцы

Как зимуют зайцы

Звери по-разному переживают холодное время года. Кто-то, к примеру, медведь, чтобы сэкономить ресурсы, ложится в спячку и просыпается лишь весной, когда снег сойдет, воздух станет теплее, и будет легче отыскать пищу. Другие животные, к примеру, белки, делают запасы на зиму. Заяц же не предпринимает ни того, ни другого.

С наступлением холодов заяц линяет. Он меняет привычную серую шерсть на белую шубку. Теперь многочисленным врагам грызуна будет не так-то просто заметить свою добычу. Для удобства передвижения по снегу и льду шерстью покрываются и подушечки лап зверька. На них начинает выделяться пот, служащий своеобразной смазкой.

Запасов на зиму зайцы не делают, питаются тем, что можно отыскать в зимнем лесу. В ход идет кора деревьев, засохшая трава, тонкие ветви, оставшиеся с осени замерзшие ягоды. Ближе к зиме многие зайцы предпочитают перебираться поближе к человеческому жилью. Там они смогут полакомиться сеном или корой фруктовых деревьев.

Зимой заяц предпочитает выходить на поиски пропитания ближе к сумеркам. Днем его белая шубка на снегу может быть заметна зорким хищникам, ночью его подстерегают уже другие животные. Когда начинает смеркаться, грызун чувствует себя наиболее защищенным. Днем же он проводит время неподалеку от своей норки, готовый в случае опасности мгновенно в ней исчезнуть.

Зайцы никак не утепляют свои норы на зиму. Эти маленькие зверьки обладают густой шерстью, поэтому не мерзнут в своих укрытиях. Главную трудность для грызуна зимой все же составляют поиски пищи.

Весной, когда снег наконец-то тает, и становится тепло, меняется и облик зайца. Он вновь линяет, скидывая свою белоснежную шубу, и обрастает привычной серой шерстью, которая летом делает его менее заметным.

Где и как зимуют болотные черепахи

Где и как зимуют болотные черепахи

Болотная черепаха в ее естественной среде обитания

Ареал обитания болотных черепах — необычайно широк. Любой пруд или река со стоячей водой является прекрасным домом для этих земноводных. Жизнь болотных черепах — проста и размерена, так как в любом пруду со стоячей водой полно мальков, насекомых, головастиков, червяков, а также водорослей, которыми черепаха кормится на протяжении всего летнего сезона. Лето — это очень важный период для черепахи, так как в это время земноводному необходимо отложить несколько кладок яиц и накопить значительное количество жировых запасов, которых будет достаточно для поддержания жизнедеятельности животного, пока оно будет находиться в зимней спячке.

Первая зимовка болотной черепахи

Удивительно, но в свою первую зимнюю спячку маленькие черепашки впадают сразу после рождения, так и не выбравшись их гнезда. Все дело в том, что среда обитания болотных черепах зачастую не радует продолжительным летом, поэтому теплых деньков хватает лишь на то, чтобы маленькие черепашки, зарытые глубоко в песке, смогли сформироваться в своих скорлупках. Яйца рептилий полностью зависят от солнца, поэтому теплых дней хватает лишь на то, чтобы черепашки вылупились, так как инкубационный период составляет от 54 до 90 суток, в зависимости от температуры окружающей среды.

Черепашки вылупляются в середине осени, когда уже начинает холодать и пищи для них недостаточно, поэтому они не покидают своего подземного гнезда, впадая в зимнюю спячку там, где появились из скорлупы. У черепашек отсутствует накопленный жир, но на брюшках у них находятся большие мешки с желтком, который помогает им пережить зимние холода, находясь в спячке. Новорожденные черепашки буквально промерзают в своих гнездах, но с приходом весны они снова ожидают и впервые выходят на солнечный свет.

Устройство на зимовку взрослой черепахи

Снижение температуры окружающей среды в сентябре- октябре — это главный сигнал для черепах о том, что пора готовиться к зимней спячке. К этому времени черепахи уже полностью готовы к такой перемене и запаслись необходимым количеством жира. На зимовку большинство болотных черепах опускаются на дно водоема и закапываются глубоко в ил. Температура ила, где прячутся черепахи, не падает ниже 3-5 °C, поэтому взрослые черепахи не промерзают полностью.

В плотном иле черепаха впадает в спячку, перестает дышать, замедляет сердцебиение и метаболизм. В таком состоянии черепаха проводит всю зиму, просыпаясь только тогда, когда температура воды поднимается до +5-7°C. В редких случаях болотные черепахи утаиваются на зимовку в вырытых норах на крутых берегах возле пруда, но такие случаи крайне редки и наблюдаются в основном в водоемах, где слой ила недостаточен для зимовки черепах.

Как животные переносят зиму

https://st03.kakprosto.ru//images/article/2013/1/15/1_52550f486193752550f4861980.jpg

Особенно тяжело зимой приходится кабанам. И если в мягкие зимы они еще могут отыскать себе пищу в виде желудей, кореньев, луковиц или маленьких грызунов, то при сильных морозах с глубоким снегом и промозглой почвой им этого практически не удается. Ослабленные и исхудавшие кабаны становятся легкой добычей волков. Зимние ночи они проводят в поисках кормежки, а день стараются пережить в логове, которое устраивают в оставшейся палой листве.

А вот грызунам приходится гораздо легче – всю зиму они проводят в спячке в заранее приготовленных норах. Время от времени они просыпаются, чтобы перекусить запасенными на зиму зернышками. Спит до весны и медведь в своей берлоге, которую он делает в естественном овраге или у корней деревьев. Свое жилище он утепляет мхом, листьями, травой, а затем устилает еловыми ветками. Если медведь на зиму накопил достаточно жира и его не кто не потревожит, морозы и снег он перенесет достаточно легко. А вот если осенью у медведя не было достаточно пищи, в середине зимы он проснется и начнет шататься по лесу злой и голодный.

Белки не впадают в спячку, однако проводят достаточно много времени в своем дупле, которое они также утепляют и подготавливают к зиме. Как правило, они выбираются наружу только в поисках съедобных запасов, сделанных еще осенью – желудей, грибов и орешков, которые прячут у корней деревьев.

Бобры зимуют в своих хатках, построенных прямо у воды и утепленных илом и мхом. Вход в них они делают под водой, что позволяет защищаться от возможных врагов и быстро попадать в водоем в поисках пищи. А рядом с хаткой они складывают свои зимние съестные запасы – веточки деревьев.

Лисицы прячутся в любых норах при возникновении опасности, а большую часть времени бегают по лесу в поисках грызунов. В начале весны, когда приходит время заводить потомство, они тщательно выбирают себе нору на какой-нибудь возвышенности, чтобы издали видеть приближающуюся опасность.

Источник

Урок окружающего мира во 2-м классе "Растения и животные зимой"

Цель: познакомить учащихся с изменениями, которые произошли в жизни растений и животных с приходом зимы.

1. Обучение детей распознаванию деревьев зимой по внешним особенностям; зимних следов зверей и птиц.
2. Развитие у учащихся мышления, фантазии, умения представлять, обобщать, доказывать.
3. Воспитание у учащихся бережного отношения и любви ко всему живому.

Оборудование: картинки с изображением лесных животных (детские рисунки), энциклопедии “Чудо – всюду”, “Мир животных и растений”, Ю.Нагибин “Зимний дуб” (текст используется при заочной экскурсии”), фонограмма А.Вивальди “Зима”.

  1. Психологический настрой учащихся.

(Ученик читает стихотворение)

Белый снег пушистый
В воздухе кружится.
И на землю тихо
Падает, ложится.

И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.

Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.

Мы прослушали замечательное стихотворение И.Сурикова.

Давайте вспомним прошлый урок. Что интересного вы запомнили?

(… ходили в гости к зиме, рассматривали рисунки и фотографии сделанные зимой, отгадывали загадки…)

    • О чем самом главном мы говорили, что обсуждали, наблюдали?

    (… зимние изменения в неживой природе)

    – Все помнят, какие изменения происходят в неживой природе с наступлением зимы? Вот сейчас мы проверим это. Я предлагаю вам разгадать загадки о явлениях природы, определить, относится ли это явление к зимним и доказать это.

    1.
    Он летает белой стаей
    И сверкает на лету.
    Он звездой прохладной тает
    На ладони и во рту.

    Он и белый, и мохнатый,
    И пушистый, как медведь.
    Раскидай ею лопатой,
    Назови его, ответь!
    (Cнег)

    Итак, снег или снегопад – это зимнее явление природы, как вы считаете?

      • Почему снегопад не бывает в другие времена года? (…только зимой низкая температура воздуха, водяные пары замерзают и превращаются в снежинки).
        • Относится ли это явление природы к зимним?

        3.
        Что за чудо – красота!
        Расписные ворота
        Появились на пути.
        В них ни въехать, ни войти!
        (Радуга)

          • А это зимнее явление природы?
          • Почему?

          4.
          Не снег и не лед,
          А серебром деревья уберет.

          5.
          Рассыпала Лукерья
          Серебряные перья,
          Закрутила, замела
          Стала улица бела!
          (Метель)

          • Это зимнее явление природы?

          6.
          Кто всю ночь по крыше бьет,
          Да постукивает.
          И бормочет, и поет.
          Убаюкивает? (Дождь)

            • Это зимнее явление природы? Почему?

            Не идется и не едется
            Потому что …. (гололедица)
            Но зато прекрасно падается,
            Почему никто не радуется?!

            Итак, ребята! Давайте еще раз перечислим явления природы, которые происходят зимой. (Cнегопад, мороз, иней, метель, гололедица)

            Вот теперь я убедилась, что вы хорошо запомнили материал прошлого урока.

            Сообщение темы и цели урока.


              Работа над новым материалом.

            1. Изменения в жизни растений.

            У многих растений есть так называемый период отдыха, в основном это зима. Лиственные деревья, такие как, береза, клен, осина и др., сбрасывают листву осенью, потому что в это время недостаточно солнечного света для образования в листьях питательных веществ. Зимой они отдыхают, а весной на них появляются новые листочки.

              • Скажите, а все ли деревья сбрасывают свою листву на зиму? (… нет, ель, сосна, не сбрасывают листву)
              • Как называются такие деревья? (… вечнозеленые) (…хвойные)

              Вечнозеленые деревья стоят с листвой несколько лет и теряют листья постепенно, по мере роста новых листьев, поэтому они никогда не бывают голыми.

              Ребята, все эти данные я прочитала в энциклопедии “Живой мир” и вам советую почитать эту интересную и познавательную книгу.

              А сейчас, я приглашаю всех вас на экскурсию в сказочный зимний лес…

              (Звучит фонограмма А.Вивальди “Зима”)

              Закройте глаза и представьте себе, что вы очутились в мире спокойствия и особой тишины. Это сказочный зимний лес. Кругом все бело, деревья все убраны снегом до самого малого сучка. Лишь в вышине чернеют верхушки берез, их тонкие веточки кажутся нарисованными тушью на синей глади неба. Только белоснежные стволы с черными крапинками говорят о том, что это березы. Иногда деревья расступаются, открывая нам веселые солнечные полянки. Мы оглядываемся вокруг и видим: все деревья так похожи друг на друга, что не отличить! Мы продолжаем путь по чуть заметной тропинке. И вдруг посреди поляны в белых сверкающих одеждах стоит дуб, огромный и величественный. Кажется, деревья почтительно расступились, чтобы дать ему развернуться во всей силе. Его нижние ветви шатром раскинулись над поляной. Листва, усохнув по осени, почти не облетела. Дуб до самой вершины покрыт сухими коричневыми листьями, присыпанными снегом.

              Сказочно красив зимний лес, но нам пора возвращаться.

                • Вам понравилась эта экскурсия?
                • Какие чувства вы испытывали, гуляя по сказочному зимнему лесу? (…радость, удивление, предчувствие чего-то необычного…)
                • Расскажите, что вы видели в зимнем лесу?
                • Что показалось вам необычным? (…деревья очень похожи друг на друга и их трудно различить…) Почему?
                • Какие деревья вам все же удалось различить? (…березу, дуб)

                Сейчас мы обратимся к учебнику и прочитаем статью “Как узнать зимой деревья” с.112-113.

                (Читаем текст вслух, по абзацам)

                • Какое дерево (какие деревья) легче всего узнать зимой? (… березу, дуб, ель, сосну)
                • По каким признакам мы узнаем березу? А дуб?
                • Чем различаются ель и сосна? (… у ели хвоинки растут по одной, а у сосны – по две; шишки у ели длинные, а у сосны короткие, округлые, с чешуйками).
                    • Какие деревья распознать труднее? (…ясень, клен, липу…)
                    • Как же их распознать? (… по плодам: ясень – желтые крылатки, клен – крылатки пропеллеры, липа – маленькие круглые орешки с одним крылышкам).

              Чтобы вам было более понятно откройте с.108 (учебник). Помогите Сереже и Наде распознать деревья.

              (Рассматриваем и запоминаем)

              Мы побывали с вами в сказочном зимнем лесу, научились распознавать деревья зимой, поговорили об изменениях в жизни растений зимой, но мы не побывали в поле. Ведь там тоже есть растения. Представьте себе, если бы мы приподняли зимнее “пуховое” одеяло, чтобы мы с вами могли увидеть? (… зеленые ростки озимых культур)

              Посмотрите на с.108. Под снегом ребята нашли травянистые растения: землянику, копытень, злаки.

                • Как вы думаете, почему эти растения не погибают от морозов? (… их корневая система приспособлена таким образом, что способна подпитывать растения даже зимой…)
                    1. Выполнить несколько физических упражнений.
                    2. “Прочь тревоги и прочь лень – мы друзья на целый день”

                    2. Изменения в жизни животных

                    Чтобы более подробно познакомиться с жизнью животных зимой я предлагаю вам посмотреть видеофильм, который приготовили ребята по стихотворению Г.Ладонщикова “Зимние картинки”. Этот устный видеофильм о жизни лесных животных зимой.

                    (Ученик читает стихотворение и показывает соответствующую картинку, которую нарисовал сам, затем другой ученик комментирует этот эпизод)

                    Зимний вечер, небо затянуто серыми тучами. Загораются звезды. Людей на улице мало, все торопятся домой, прикрывая лицо от крепчающего мороза. Дворы пустеют. Стоят деревья, покрытые инеем. Снежная баба остается во дворе в одиночестве. Ее нос – морковка – слегка белеет от мороза.

                    Под березой на пригорке
                    Старый еж устроил норку,
                    А под листьями лежат
                    Два молоденьких ежа.

                    За городом лес. Там тишина, все покрыто снегом. На пригорке – одинокая береза. Ее ветви свесились прямо к сугробам. У самого ствола березы намело небольшую горку снега. Интересно, что там? Оказывается, там норка ежей. Осенью ежик любит хорошо поесть: надо накопить жир на зиму, чтобы было чем питаться во время зимней спячки. На зиму еж устраивается в укромном месте в сухих листьях и траве: свернется клубочком и спит до весны.

                    Белка спряталась в дупло
                    В нем и сухо и тепло.
                    Запасла грибов и ягод
                    Столько, что не съесть и за год.

                    По верхним веткам старого дерева скачет верткий зверек. Это белка. А на этом дереве у нее свой домик – дупло. Белка юркнула в дупло. Заглянем туда и мы. Дупло не очень большое, но сухое. Оно выстлано мхом, сухими листьями, белочке там тепло. Обычно у них не один домик, а несколько – для сна, для зимовки, для выведения бельчат. Бывает, что в сильные морозы несколько белок спят в одном гнезде, согревая друг друга и заткнув мхом вход. В отдельном месте лежат беличьи припасы. Но мы знаем, что много грибов развесила белка по лесу, много орехов закопала в разные места (лесные “кладовки”) под деревьями. Часто ее запасами кормятся другие лесные звери.

                    Осторожная лисица
                    Подошла к ручью напиться,
                    Наклонилась, а вода
                    Неподвижна и тверда.

                    На берег лесного ручья выбежал красивый зверек в ярко-рыжей шубке с пушистым хвостиком. Лисичка решила напиться воды. Опустила мордочку и попала черным носиком в льдинку. Но от сильных морозов вода в ручье превратилась в лед. Придется лисе пожевать снежку вместо воды. Зимой у лисы под любым кустиком дом: свернется клубочком в снегу, прикроет своим пушистым хвостиком нос, чтобы не замерз, и спит.

                    У косого нет берлоги,
                    Не нужна ему нора:
                    От врагов спасают ноги,
                    А от голода – кора.

                    По глубокому снегу скачками передвигается заяц от одного куста к другому. Зимой он стал белым. Шубка его теплая, густая. У него нет своего дома. Спит заяц на снегу, прячется от врагов тоже на снегу. Запасов на зиму заяц не делает. Обгладывает кору молоденьких осинок, грызет тоненькие веточки. Треснула в лесу сухая ветка. Насторожился заяц, навострил длинные уши. Вот и он скрылся в лесу. Только причудливые следы остались на снегу.

                    Под корягой в буреломе
                    Спит медведь, как будто в доме
                    Положил он лапу в рот
                    И, как маленький, сосет.

                    Осенью, нагуляв жир, медведь подыскивает себе берлогу. Долго, как заяц, петляет и путает следы, чтобы никто не знал, где он устроился на зиму. Зимует медведица вместе с медвежатами в одной берлоге. Зимой, в январе или феврале, у старших медвежат появляются младшие братишки или сестренки, совсем крошечные, величиной с рукавичку.

                      • Ребята, вам понравился наш устный видеофильм?
                      • Что же интересного вы узнали о жизни животных?

                      Зимой каждое животные обязательно “распишется” в “зимней книге” леса, т.е. оставит свои следы. Рассмотрите следы животных на с. 109. Чьи это следы?

                      Источник

Adblock
detector