Сочинение на тему русская природа в творчестве есенина бажова паустовского

Тема природы в творчестве Есенина

Тема природы проходит красной нитью через творчество великого русского поэта Сергея Александровича Есенина, любимого и почитаемого многими поколениями читателей. Стихи его с ранних лет проникают в наше сознание, завладевая частью нашей души, он словно зачаровывает своими образами, которые являются будто живыми и чрезвычайно запоминающимися.

Поэтический язык С.А. Есенина весьма оригинален и самобытен, благодаря его живым образам, которые он использует в своем поэтическом творчестве, мир природы будто оживает. Тема природы в творчестве Есенина занимает одно из центральных мест, его описания природных явлений мелодичны, наполнены звонкими мотивами. Природа у него – это одушевленное существо, которое действует, живет собственной жизнью. Роща у поэта «отговорила», береза «принакрылась» снегом, тополи шепчут, а вербы плачут.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей!

Связаться с нами:

Эпитеты поэт также подбирает довольно точные, способные воссоздать довольно яркую и живую картину, он не пытается приукрасить или применить пышные сравнения, которые неуместны, скорее наоборот он стремится показать простую и незамысловатую красоту всего того, что нас окружает. Пусть облака похожи на дешевый ситец, но плывут они над родной землей, пусть хлеба небогаты урожаем, но выращены они в родимом краю. С.А. Есенин учит нас замечать и любить простые вещи, которые нас окружают, подмечая красоту в самых, казалось бы, обыденных вещах, которых некоторые и вовсе не видят в повседневной суете.

Поэт в своих стихотворениях объединяет мир людей, животных, растений, мир этот олицетворяет собой одну общность, связанную между собой неразрывными узами душевного родства. С невероятной теплотой и любовью описывает поэт и животных, вступая с ними в диалог, чувствуя с их стороны живое участие, доброту и невероятную нежность. В своем стихотворении «Собаке Качалова» поэт ведет с ней дружескую беседу на равных, обращаясь к собаке, как к истинному другу и соратнику, тон его беседы очень теплый. С Джимом поэт поднимает серьезные темы, говорит обо всем, от взаимоотношений, любви до жизни в целом, поверяя обыкновенному псу самые сокровенные мысли.

В творческом наследии Сергея Александровича чувствуется неразделимое единение с природой, он мечтает, когда человечество поймет и осознает тот факт, что люди – всего лишь неотъемлемая часть природы, что жить нужно в ладу с окружающим миром, который прелестен и нуждается в нашем участии. Лирические произведения С.А. Есенина призывают нас любить и ценить матушку-природу, жить в ладу с ней, проявлять заботу.

Источник

Сочинение: Тема природы в творчестве Есенина

Из поколения в поколение стихотворения великого поэта Серебряного века Сергея Есенина пользовались и пользуются большой популярностью, потому что автор чувствовал Россию и умел передать ее самобытную красоту. С неподдельной любовью и теплотой он выразил в своих работах привязанность и симпатию к своей большой и малой Родине, к бескрайним полям и лугам, к рекам и озёрам, к многочисленным поселениям и деревням.

На отношение поэта к окружающему миру повлияло детство. Сергей Есенин родился и вырос в деревне Константиново и привык к крестьянскому образу жизни наедине с природой. Зачастую в своих работах поэт не просто описывает красоту сельских просторов, а делает природные явления главными объектами творчества. Читатель наслаждается красотой колоритных русских пейзажей, которые достойны песни сами по себе, без каких-либо других смыслов. Но нередко в природе Сергей Есенин выражает своё внутреннее состояние. Так, внутренняя радость, легкость поэта, подобно весне, возрождает в нём охладевшие чувства.

«Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы, —
Я одурманен весной».

Стихотворения «Сыпнет черемуха снегом», «Темна ноченька, не спится» и другие ранние работы поэта пробуждают и в душе читателя чувства первой любви, духовного возрождения и внутренней благодати.

Летнее время ассоциирует у поэта с разгаром молодости. Перед нами уже не юный романтик, а взрослый мужчина, наслаждающийся всеми прелестями, которыми награждает его судьба. Лето – бурная, наполненная светом и безграничная жизнь.

«Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.»

В противовес весне–молодости, поэт изображает осень–старость. Вся оживленность лета и веселье вытесняются спокойствием и умиротворением. Грусть и печаль о прожитых годах, меланхолия и угрюмые думы воплощаются в хороводе ярких листьев.

«Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть».

Сам поэт ассоциирует с весной и летом свою юность и пролетевшие года, а осень – со временем размышлений и выводов: что имеется сейчас и чего ждать дальше от жизни? Зима – итог, омертвление природы и обледенение души. Вся красота скрывается под толщей снега и будто бы засыпает и набирается сил, готовится к приходу новой весны.

«Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна».

Но, несмотря на смертельное спокойствие лесов и полей, Сергей Есенин награждает зиму особым шармом и красотой. Вьюга, иней и следы на белом снегу. Все зимние атрибуты наполняются магией и загадочностью, что на некоторое время снимает с зимы маску печали.

«Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой».

Несмотря на безрадостность оттенков некоторых времен года, Сергей Есенин принимает природу любой, со всеми её изъянами. Ведь дождливые вечера, снежные бури и ураганы бывает и в душе человека. Проводя связь между внутренним миром и погодными явлениями, поэт одновременно описывает красоту природы и изливает душу читателю. Метафорами, эпитетами, олицетворениями и сравнениями Сергей Есенин придаёт яркую окраску каждой березе, роще, полю, избушке и небосводу.

«Пахнет блоком и мёдом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс».

Трепетное отношение русского народа к красоте Родины, умиротворенность и богатство родного края, любовь к безграничным просторам находят свое воплощение в большинстве стихотворений поэта, что даёт нам право назвать его истинным патриотом. У него молодые поколения будут учиться и брать пример любви, понимания и уважения к природе России.

«Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою»».

Источник



Сочинение на тему «Природа в творчестве Есенина»

Так говорил Сергей Есенин о своем творчестве, а образ родины для него неразрывно свя­зан с родной природой. Русская природа для Есени­на — это вечная красота и радость, согревающая людские души. Именно так воспринимаем мы стихи поэта о родной земле, именно так, возвы­шенно и просветленно, действуют они на нас:

Вяжут кружево над лесом
В желтой пене облака.
В тихой дреме под навесом
Слышу шепот сосняка.

Поэт как бы говорит нам: «Остановитесь хотя бы на мгновенье, посмотрите на окружающий вас мир кра­соты, послушайте шелест луговых трав, песню ветра, голос речной волны, посмотрите на утреннюю зарю, на звездное ночное небо!» Живые картины природы в стихах Сер­гея Есенина не только учат любить красоту родной природы, они закладывают нравственные основы на­шего характера, делают нас добрее, мудрее. Поэт любуется родной природой, отыскивает яркие, неожиданные и очень точные сравнения:

Внимание!

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

За темной прядью перелесиц,
В неколебимой синеве,
Ягненочек кудрявый — месяц
Гуляет в голубой траве.

Часто применяя характерный для его лирики при­ем олицетворения природы, Есенин создает свой не­повторимый мир, заставляя нас увидеть, как «месяц, всадник унылый, уронил повода», как «дремлет взрытая дорога», а «тонкая березка … загляделась в пруд». Природа в его стихах чувствует, смеется и гру­стит, удивляется и огорчается.

Сам поэт ощущает себя единым целым с деревьями, цветами, полями. Есенин воспринимал цветы, как жи­вые существа, разговаривал с ними, поверяя им свои радости и печали:

А люди разве не цветы?
О милая, почувствуй ты,
Здесь не пустынные слова.
Как стебель тулово качая,
А эта разве голова
Тебе не роза золотая?

Душевные переживания поэта, важные события в его жизни всегда неразрывно связаны с изменениями в природе:

Листья падают, листья падают,
Стонет ветер, Протяжен и глух.
Кто же сердце порадует?
Кто его успокоит, мой друг?

В стихотворениях раннего периода Есенин часто использует церковно-славянскую лексику. Состояние своей души поэт воплощает в картинах природы, полных ярких красок:

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Узнать стоимость

Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется — на душе светло.

Но беспечная юность кончилась. Красочный, свет­лый пейзаж сменяют картины раннего увядания. В стихотворениях Есенина зрелость человека часто пе­рекликается с осенней порой. Краски не потускнели, они даже приобрели новые оттенки — багряные, золо­тые, медные, но это последние вспышки перед долгой зимой — старостью:

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Не жалеют больше ни о ком.

И в то же время:

Горек запах черной гари,
Осень рощи подожгла.

В лирике еще более позднего периода в описании Есениным картин природы присутствует предчувст­вие гибели. Стихотворения этого пе­риода наполнены тоской по утраченной молодости.

Снежная равнина, белая луна,
Саваном покрыта наша сторона.
И березы в белом плачут по лесам:
Кто погиб здесь? Умер?
Уж не я ли сам?

Есенинская лирика чрезвычайно живописна, картины природы нарисованы чистыми, яркими красками. Тона часто контрастны: синее сочетается с золотым, красное с зеленым. Зеленый цвет воды в родной Оке, неба родины. Алый, малиновый — ощущение радости, юности и грусти от сознания кратковременности счастья. Особенно богаты у поэта желтый и красный — цвета осени, говорящие о неизбежности смены старого новым, краткости и величии жизни.

Большую роль в лирике играет образ дерева: березка, клен, яблоня. Именно в этих образах Есенину удалось показать глубинную связь растений, животных и человека с матерью природой. Самое любимое средство художественного изображения — это олицетворение:

О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманной глубины,
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.

Воспринимая природу как единое целое с собой, поэт видит в ней источник вдохновения. Главным источником творчества Есенина была любовь к родной природе, к родине, к жизни… И даже красота далеких стран не смогла заменить ему родных просторов. Где бы ни был поэт, куда бы ни занесла его судьба, сердцем и душой он принадлежал России.

Источник

Сочинение на тему русская природа в творчестве есенина бажова паустовского

Сергей Есенин, будучи человеком, рожденным в деревне, с большой нежностью и трепетом относился к родной природе. В его стихотворениях она не просто фон для основного действия. Природа выступает как самостоятельный лирический герой.

Природа у Есенина может отражать внутреннее состояние самого поэта. В стихотворении «Клен ты мой опавший…» поэт напрямую связывает себя с окружающим миром. Он обращается к клену, словно к давнему товарищу, рассказывает о своей жизни, делится проблемами. Есенин и сам себя сравнивает с кленом, но с молодым деревом, которое в самом расцвете жизненных сил.

В стихотворении «Черемуха душистая…» черемуха предстает в образе молодой девушки, которая к весне принарядилась и завила кудри. Здесь снова нет явного лирического героя. Читателю предлагается вместе с поэтом наблюдать за тем, как мир природы живет своей жизнью, которая так похожа на нашу. Вот стоит молодая девушка, ее кудри золотятся и переливаются на солнце, а рядом звенит ручей, который словно юноша играет и резвится под теплыми лучами, стряхивая с себя зимнее оцепенение. Еще сильнее мотив олицетворения проявляется в стихотворении «Нивы сжаты, рощи голы…». В нем проселочная дорога спит и мечтает о зиме, а месяц сравнивается с рыжим жеребенком, который запрягается в сани.

Русская природа — источник неисчерпаемого вдохновения для Есенина. В стихотворении «Русь» он описывает бескрайние поля и леса, голубой купол неба над ними, деревянные хатки. Не обошлось здесь и без мистических мотивов. Ведь крестьянская природа для поэта наполнена мифами, легендами, преданиями. Это стихотворение написано в 1914 году, после начала Первой мировой войны. Есенин был далек от политики, но он смог показать, как природа реагирует на все происходящее. Словно предчувствуя беду сгущаются тучи, гремит гром, вокруг разносится карканье ворон. Это еще раз подтверждает, что крестьяне для Есенина живут в неразрывной связи с природой. Она реагирует на всеобщую беду и скорбит со всей Россией.

Очень часто у Есенина можно проследить сопоставление смены времен года с этапами человеческой жизни. Молодость для него — это весна, зеленая, яркая, свежая, непоседливая. А осень поэт сравнивает со старостью. Опадающие деревья устали, поля, с которых убрали весь урожай, тоже хотят поскорее отдохнуть под снежным одеялом. А зима — это смерть, вечный ледяной покой, холодная безжизненная равнина. Зима наступает неумолимо, но в то же время ее все ждут, потому что без смерти невозможно новое рождение весной.

Сочинение Тема природы в лирике Сергея Есенина

Тема природы описана всеми русскими писателями в любых жанрах произведений, будь-то стихи, поэма, рассказ или повесть.

Не исключением стал и Сергей Александрович Есенин. В его ранних произведениях широко раскрыта тема русской природы, ее живой образ, ее душа и красота. Она занимает одно из ключевых мест в его творчестве.

Есенинская природа сама по себе одушевлена, ее мотивы мелодичны и прекрасны.

Золотая и прелестная роща – «отговорила», береза-березонька, словно девица «принакрылась» снегом, тополи невольно шепчут, а вербы плачут.

Подобранный эпитет к образам довольно точен и тонко подмечен. Они способны воссоздать и воспроизвести живую картину перед читателем. И отнюдь автор никоем образом не старался приукрасить и использовать несвойственные природе аспекты. Наоборот природа описана в естественных красках, проста и незамысловата, именно та какая нас окружает.

Есенин пытается донести в нас умение замечать природу естественной и загадочной, любить ее такой, какая она есть, подмечая красоту русской природы родного края, даже в самых простых вещах.

Облака, плывущие по небу непременно похожи на кружевной ситец, но плывут они по родному небу над родной землей. Поля, засеянные хлебом пусть и не так урожайны, как хотелось бы, но все же они выращены в родном краю.

Есенин в своих произведениях чудесным образом объединяет образы людей, образы животных, растительный мир — здесь они воплощение единого целого, которое не может существовать друг без друга.

В строчках улавливается невероятная теплота и любовь которую испытывает поэт к природе своего края.

Также Есенин не обделяет своим вниманием и животных. Он разговаривает с ними, вступая в диалог, и животные отвечают ему взаимностью, даря теплоту и нежность. Так собака Качалова Джим предстает перед нами в образе былого друга и соратника. Эта дружеская беседа отдает теплотой двух приятелей, в разговорах на серьезные различные темы, такие как любовь, жизнь, дружба. Автор доверяет ему самые сокровенные мысли.

Единение с природой нераздельно. Он вместе с ней мечтает о будущем, вспоминает прошлое, радуется, грустит и плачет.

Есенин показывает, что человек та же часть природы, как любое другое существо. И чтобы быть ее частью необходимо быть и жить в мире и гармонии с природой, с окружающим миром, который также нуждается в помощи и заботе.

Лирическая поэзия Есенина призывает любить и ценить окружающую природу всему человечеству.

Вопрос 111. Человек и природа в лирике С. Есенина. Сострадание и милосердие ко всему живому

Вопрос № 111.
Человек и природа в лирике С. Есенина. Сострадание и милосердие ко всему живому
«Берёза», Там, где капустные грядки…», «Сохнет стаявшая глина…», «Зеленая прическа…», «Пороша»,
«Я по­кинул родимый дом…»,«Корова», «Песнь о собаке», «Ли­сица», Собаке Качалова», «Письмо матери».
В стихах Есенина всё естественно и просто – как растёт трава, как течёт река, как наступает рассвет – и в то же время таинственно и загадочно.

Вопрос, когда Есенин написал первые стихи, до сих пор остаётся неясным. Согласно авторским датам, самые ранние шедевры «Там, где капустные грядки…», «Выткался на озере алый свет зари…» написаны в 1910 году. К тому времени поэту едва исполнилось 15 лет(!). Навсегда западают в память пронзит. строки:

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,
Кленёночек маленькой матке Зелёное вымя сосёт –
Небывалый образ! Здесь ощущение кровного, физического родства с природой.

Этот клён, кудрявое дерево, похожее на пышную шевелюру самого поэта, стал его своеобразным двойником. Здесь и метафоричность, и красота природы, и любовное, бережное отношение к природе.

Как Есенин изображает природу?

Природа олицетворена, одухотворена Есениным. Образ живой природы издается, например,
обращениями:«Сыпь ты, черемуха, снегом,/Пойте вы, Шахи, в лесу»; «Край ты мой заброшенный, / Край ты мой, пустырь»; «Чер­ная, потом пропахшая выть!/ Как мне тебя не ласкать, не любить?»; «КрайЛюбимый! Сердцу снятся / Скирды солнца в водах лонных, / Я хотел бы затеряться / В зеленях твоих стозвонных»…
В стих-ях звуковой
образ
часто всего озвучивает есенинские сюжеты: поэт использует неологизм, усиливающий звуковое впечатление — «стозвонный», звон слышен в аллитерациях этих строк.

Звуковое изображение часто встречается в стихах Есенина

: «Звонкой позолотой взвенивает лес»; «Поет зима — аукает, / Мохнатый лес баюкает/ Стозвоном сосняка». В звуковых образах воспринимаются цветовые, зрительные явления: «В роще по березкам / белый перезвон»; «А у низеньких околиц / Звонко чахнут тополя»; «Мне навстречу, как сережки / Прозвенит девичий смех».

В поэзии Есенина есть и тихие звуки

: «шелест тростника», «шепот сос­няка», «говор кроткий», «слабый крик», «тягучий вздох», «нежно охает яч­менная солома», и свист, и гудение, и крик, и молитва, и песня, и множество других звуковых образов.

Природу поэт ощущал в движении, одно явление природы мог пере­дать через другое

: «Сыплет черемуха снегом», «Как метель черемуха машет рукавом»; «И горит в парче лиловой /Облаками крытый лес».

Какие цвета преобла­дают в стихах Есенина?

Цветовое изображение.
В стихах Есенина разнообразны оттенки красного цвета: розовый, алый,малиновый, багряный; оттенки желтого часто приобретают «металличес­кое» звучание: золотой, медный; много зеленого цвета, синего и голубого. Естьи белый, и черный, и серый цвета, но в целом стихи Есенина окрашены в чис­тые, ясные, то нежные, то яркие цвета и оттенки.
Цвет не только живописен, с каждым цветом связан определенный смысл: зеленый

цвет лугов и рощ передает чувство слияния с природой, говорит о радости растворения в гармонии мира: “Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных”.

цвет – цвет родной Оки, неба, глаз. Это цвет родины, где и поле голубое, и вечер синий. И сама родина — голубая Русь, и мать-осина голубая, и даже возрождение чувств в потухшем сердце — “пожар голубой”. “Сквозь синь стекла желтоволосый отрок лучит глаза на галочью игру”.

Алый, малиновый, розовый

близкий голубому: Русь — “малиновое поле”, тоскует о “розовом небе”; с этим цветом связано ощущение светлой радости первого чувства, юности, свежести и одновременно грусти от кратковременности этого счастья.

Особенно богаты у Есенина цвета желтый и красный

. Это цвета осени, они появляются в стихах, где поэт размышляет о неизбежности смены старого новым, о краткости и величии жизни. Поэтому, с одной стороны, “златая, Русь”, “Земля моя златая!”, с другой — “догорит золотистым пламенем из телесного носка свеча”. “увяданья золото”, “Куст волос золотистый вянет”. В есенинской любви к Родине есть “грусти ивовая ржавь”, «В том краю, где желтая крапива…», Красный, багряный говорят о близости конца. “Знать, только ивовая медь нам в сентябре с тобой осталась”, «О красном вечере задумалась дорога…», «Алый мрак в небесной черни…», «Загляделись в розовую водь…».
Белый и черный
связаны с мыслью о смерти, о невозвратности прошлого: “Отцвела моя белая липа”, “белых яблонь дым”.

Какие запахи изображает Есенин?

«Запах меда от невинных рук», «пахнет смолистой сосной», «духовит
wдубровы», «пахучий мякиш тишины», «пряный вечер» и т. д.
Какие явления природы чаще всего изображает Есенин?

(Зори, закаты, снег, дождь, ветер, тучи, озера, реки… Есенин рисует и
мир животных, и мир растений. Особенно часто встречается образ дерева.Образ девушки постоянно связан с образом тонкой березки, образ души

свесенним цветением, образ лирического героя

с кленом.
Сквозные лирические образы — клен, черемуха, береза, осень.

Это не случайность, а эстетический принцип, который сам Есенин объяснил как «узловую завязь че­ловека с миром природы», т. е. единство мира растительного, животного и человеческого, а следовательно, и объяснение жиз­ни своих героев через жизнь природы, сопоставление своих от­ношений, поступков, настроений с процессами, происходящими в природе».

Поэтические приемы:

  • персонификация
  • различные ви­ды метафор
  • развернутые сравнения
  • элементы звукописи
  • олицетворение: день склонился, солнце погасло, луна плывет, долина внимает, лес, склоняясь, дремлет река ласкаясь, шепчется
  • эпитеты: день усталый, шумная волна, тихая долина, мирный ручей, веселый шелест.

Есенину близок жанр пейзажной миниатюры

. От непосредственного созерцания пейзажа поэт переходит к философским размышлениям на «вечные» темы, а образы природы нередко метафори­чески передают душевные переживания лирического ге­роя.

Мир животных и растений у Есенина, как правило, антропоморфен

, в этом мире можно «как жену чужую, целовать березку», чувствовать
родственную близость к лошади, собаке или корове
(
именно эти животные обычно появляются в лирике Есенина). Корова может «разрыдаться», собаки узнают поэта на улице по походке («Я московский озорной гуляка…»), он жалуется им на свои душевные драмы («Собаке Качалова») и сочувству­ет их «переживаниям» («Сукин сын»).
Характеристики поэ­тического мира Есенина:

  • нежность и трепет­ность
  • простота и поэтичность
  • сострадание и
    милосердие
  • слияние с миром и тревога за
    него
  • всеотзывчивость
  • смелая метафоричность
    образа
  • разговорность и песенность интона­ции
  • естественность
  • самобытность поэтиче­ского голоса

Черты лирического героя
есенин­ской поэзии:

  • максимальная приближенность «биографии героя» к биогра­фии автора (автобиографические мотивы — в основе большин­ства стихов Есенина);
  • естественность тона, исповедальная открытость лирического героя («стихи — письмо от Есенина», — определял эту особен­ность Ю. Тынянов);
  • ощущение героем кровной, смертной связи со всем живым в мире
    («понятен мне земли глагол»);
  • открытость героя миру, благодарное его приятие, но при этом — тоска о «нездешних нивах» и о «той, что в этом мире нет».

Тема природы не нова в литературе. Но в творчестве Есенина она приобретает не­повторимое, своеобразное звучание. Есенин на первый взгляд целиком, без остатка занят тем, чтобы «приласкать взор» читателя, нарисовать полюбившуюся с детства «натуру»: лес, деревенские избы, дорогу, реку, озеро. Первое впечатление от пейзажа Есенина — непосредственность видения, свобода от «бесчисленных насло­ений истории и религии», конкретная вы­разительность.

И в то же время эту конкретность, вещность, предметность он не считает главным своим даром. «Создать мир воз­духа из предметов, земных вещей или рассыпать его на вещи» — этой формулой Есенин определил свою особенность метко и точно:
мир нереальный, неуловимый у него всегда предметен, и наоборот: мир земной, чувственный, конкретный — оду­хотворен, озарен, и оттого все реальные предметы и вещи (избы, животные, цве­ты, деревья, весь незатейливый сельский обиход) в стихах Есенина светятся необы­чайным, несвойственным им в быту све­том. Как это объяснить?
Исследователь творчества Есенина Алла Марченко находит интересное сопоставле­ние, объясняющее одухотворенность есе­нинского вещного мира. В рассказе Анд­рея Платонова «Никита» маленький дере­венский мальчик «пяти лет от роду», на­блюдая за «чужим петухом», вдруг откры­вает, что петух этот «похож по лицу на знакомого пастуха». В тот день пятилет­ний Никита сделал не одно открытие. Оказалось, что и у желтых цветов, и у старого пня есть и глаза и уши и что лицо у него сердитое. И бабушка — тоже не «померла», а стала избушкой: «Ишь живет себе, вон у нее голова есть — это не труба, а голова, и рот щербатый в го­лове. Она нарочно баня, а по правде тоже человек».

Родившись с «причастием к тайне» — «в мире нет ничего неживого», — он хо­тел приобщить к ясновидению своих со­временников. Благодаря своему природному дару Есенин создал стройную и цельную поэтическую систему, утверж­дающую «перезвон узловой завязи приро­ды с сущностью человека». Эту завязь Есенин ищет в народном искусстве и в самом мире крестьянской «хижины со все­ми петухами на ставнях, коньками на крышах и голубками на князьках крыль­ца…». Причем для Есенина это не просто любовь глаза, чувственное восприятие кра­сивого — это «тропинка мудрости», «ре­лигия мысли» народа, «фонтан народной премудрости».

Цветы на постельном белье относятся к кругу восприятия кра­соты. Означают они царство сада или от­дых отдавшего день труда на плодах сво­их. Они являются как бы апофеозом «жизненного смысла крестьянина». Поэто­му в стихах Есенина человек уподоблен дереву, душа его — безбрежному, зарос­шему розовыми кустами полю, руки — сучьям, глаза — листьям. И это не про­сто психологический параллелизм, харак­терное для народного творчества сопостав­ление действий и переживаний человека с внешне сходными явлениями природы, а философия, мироощущение, определяющие поэтику есенинских стихотворений.

Кроме того, в поэтической системе Есе­нина утверждается духовность природной плоти, растительной, древесной, всякой. Поэтому для Есенина не существует чет­ких образных граней между человеком и зверем, зверем и растением. Именно с этих эстетических позиций следует анализировать конкретные поэти­ческие произведения.

Стихотворения
«Отговорила роща золо­тая…»,«Не жалею, не зову, не плачу…»звучат в грустной, элегической тональнос­ти. Поэт приходит к осознанию мимолет­ности, быстротечности жизни, неизбежно­сти быстрого «увядания» человека. «Все пройдет, как с белых яблонь дым», «Всемы, все мы в этом мире тленны.Увяданья золотом охваченный, я не буду боль­ше молодым». И тем не менее, принимая законы природы, Есенин по-пушкински благословляет быстротечную, но прекрас­ную жизнь. Прекрасную, потому что в ней есть радость молодости, ощущение гулкого биения сердца, «буйство глаз и половодье чувств», желание «шляться бо­сиком», отвечая на зов природы. Возвы­шенный, романтический облик жизни ри­суют строчки:
Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

И опять же, подчиняясь законам при­роды, — есть «время тлеть» и «время цве­сти» — поэт посылает слова любви и при­вета всем идущим ему на смену:

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

В основе — мысль о том, что человек является неотъемлемой частью природы, что он связан с ней нерасторжимыми, кровными узами. Именно такие мировоз­зренческие позиции Есенина определяют поэтику данных произведений. Любимое средство художественного изображения —
олицетворение — ребята находят самосто­ятельно. Учитель обращает внимание уча­щихся на другой характерный для Есени­на прием: то, что происходит с человеком, отождествляется с явлениями природы. Именно на таком приеме построено сти­хотворение «Отговорила роща золотая…». «Золотая роща» — это и поэт, чувствую­щий свое «увядание», и его поэзия.
«В том краю, где жёлтая крапива…»

Источник

Сочинение на тему Природа в лирике Есенина 11 класс

Всем нам знаком великий русский поэт Серебряного века Сергей Александрович Есенин. Расцвет его творчества пришёлся на первую четверть прошлого века. Стихи Сергея Есенина найдут отклик в душе каждого русского человека. Он писал о любви, жизни, родине и многом другом. Однако ключевое направление творчества С.А. Есенина — пейзажная лирика.

Сергей Александрович Есенин родился в деревне и всей душой любил родное место. С детства он восхищался красотой русской природы, которая в будущем нашла отражение в его бессмертных произведениях. Поэт восхищался как мелочами и отдельными составляющими природы, так и всей природой целиком.

Сергей Есенин сравнивал природу с людьми и даже с самим собой:

И я знаю, есть радость в нём
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клён
Головой на меня похож.

Великий русский поэт был настоящим деревенским человеком. Находясь вдали от родного дома, он всегда вспоминал милые поля, леса. Вдали от дома он писал проникновенные строки о родной природе и её красоте.

Самым популярным стихотворением Сергея Есенина о природе, вероятно, является стихотворение «Берёза». Поэт восхищался символом России — берёзой:

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

Подобно своему предшественнику, Александру Сергеевичу Пушкину, Сергей Александрович Есенин очень любил осеннюю пору. Он писал о золотых листьях клёнов, которые по цвету напоминали его собственный цвет волос. Он писал о шелесте листьев под ногами и ярких красках осени.

Не меньше осени Сергей Есенин любил зиму. В его стихах было множество образов, связанных с зимой: «пушистые ветки», «белая бахрома», «новое серебро».

Сергей Александрович Есенин восхищался различными природными явлениями не меньше, чем её красотой: «распустились кисти», «горят снежинки».

Сергей Александрович Есенин — поистине великий русский поэт. Его искренность бьёт в самое сердце и проникает вглубь души. Его стихи полны любви и силы духа. Несмотря на то, что поэт создавал свои бессмертные шедевры век назад, они до сих пор кажутся очень современными и задевающими чуткие струны души.

2 вариант

Все творчество великого поэта словно пронизано темой природы. Можно сказать, что она является основной составляющей творчества. Неудивительно, ведь Есенин является представителем новокрестьянской поэзии. Любовь к родному краю была впитана им с молоком матери.

В своих творениях литератор воспевает красоту Руси во всем ее многообразии. Образы достаточно трогательны и поистине уникальны. Можно сказать, что Есенин видит красоту во всем – как в бескрайних полях, так и в дремучих лесах, как в деревнях, так и в совершенно безлюдной местности.

Поэт любит Россию такой, какая она есть – лишь потому, что он умеет видеть прекрасное буквально во всем, что видит вокруг.

Также Есенин использует весьма интересные метафоры, аллегории и специфические образы. Допустим, в одном из творений, месяц у него гуляет в голубой траве, подобно кудрявому ягненочку.

Природные явления кажутся живыми – точнее, поэт представляет Мать – Природу вполне реальным, живым организмом, который успешно выполняет свои функции («васильками сердце светится»).

В описании природы Есенина присутствует некая упоенность – можно сказать, что поэт наслаждается красотами родного края как хорошим вином – смакуя каждый глоток, пытаясь извлечь максимальное удовольствие от вкушения купажа.

Природа у Есенина всегда живая, одухотворенная – например, ивы представляются ему в образах кротких монашек, тучи ржут, как сто кобыл и пр.

Но, несмотря на то, что красоты представляются поэту такими милыми, любимыми, родными и до боли знакомыми, периодически автор словно напоминает, что здесь он «случайный гость» — вполне возможно, что это отсылка к тому факту, что все люди на земле лишь гости и век каждого, увы, не бесконечен.

Присутствуют и моменты, когда, видя наступление осени, Есенин прощается с родной природой, которую так любит.

Читая стихотворения поэта, невольно ощущается неимоверная искренность. Простота граничит с красотой – так, что Есенина можно назвать по-настоящему «народным» поэтом. Но это, ни в коем случае, не идет вразрез с возвышенностью – ведь она присутствует в полной мере.

Природа в творениях Есенина переливается яркими красками – она улыбается, плачет, воодушевляется, обретает душевную гармонию вместе с ним самим. Можно сказать, что между литератором и природой присутствует некая незримая связь, которую чувствуют оба.

Достаточно сложно найти автора, который был бы настолько пропитан неподдельной любовью к родному краю и непреодолимым желанием воспевать красоты русской земли.

Также читают:

Картинка к сочинению Природа в лирике Есенина

Популярные сегодня темы

В новом доме особый интерес у Алёши вызывал квартирант Хорошее Дело

Кто же такой добрый человек? Где его найти? Это тот, кто будет делать добрые поступки, поддерживать, защищать и не просить ничего взамен, тот, кто не ждет добра в ответ на свои действия.

В произведении описывается конфликт власти и народа, происходящий в какой-то неизвестной стране. Три толстяка – три правителя, которые готовы воевать против народа. Они разговаривают с народом языком пушек

«Тапер» — произведение Куприна, суть которого заключается в том, что истинный талант рано или поздно будет обнаружен и представлен широкой публике.

Несмотря на то, что в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Воланд олицетворяет собой образ Дьявола, персонаж этот, подобно остальным героям романа, вовсе не так однозначен.

Источник

Adblock
detector