Раскрасить внутренние органы рыбы

§32. Внутреннее строение рыб

1. Рассмотрите скелет рыбы. Ответьте на вопросы.
1. 1. На скелете найдите отделы тела.
2. Найдите позвоночник. Из каких частей он состоит? Как расположены позвонки? Одинаковы ли они по строению? Что в них общего? Чем различаются? Каково значение позвоночника для рыбы?
У рыб позвоночник состоит из двух отделов: туловищного и хвостового. Позвонки расположены у основания верхних дуг. Они не все одинаковые, так как где-то они уменьшаются, а где-то увеличиваются. У них общее одно: строение у всех одинаковое. Позвоночник помогает рыбе извиваться подобно змее и управлять хвостом во время плавания.
3. Обратите внимание на канал, образуемый верхними дугами позвонков. Что в нем находится? Сочленяются ли ребра между собой внизу?
В нем находится спинной мозг. Они не сочленяются.
4. Рассмотрите череп рыбы. Найдите челюсти, жаберные крышки, место расположения глаз. Найдите мозговую коробку. Что в ней находится? Как можно объяснить относительно небольшие размеры мозговой коробки?
В мозговой коробке находится 5 отделов головного мозга: передний, промежуточный, средний и продолговатый мозг.
5. Сформулируйте вывод об особенностях строения скелета у рыб.
По сравнению с ланцетниками рыбы более высокоорганизованные животные. Хорда у них замещена позвоночником. Скелет играет важную роль в строении рыбы.

32.2 2

2. Выполните лабораторную работу.
Тема: «Внутреннее строение рыбы».
Цель работы: Изучить особенности внутреннего строения рыб и выявить его усложнение в сравнении с бесчерепными.
1. Убедитесь в том, что на рабочем месте есть все необходимое для выполнения лабораторной работы.
2. Пользуясь инструкцией, приведенной в параграфе 32 учебника, выполните лабораторную работу, заполните по ходу наблюдений таблицу.

3. Запишите результаты наблюдений и сделайте выводы.
По сравнению с ланцетниками, рыбы более высокоорганизованные животные. Хорда у них замещена позвоночником; жабры имеют сложное строение; сердце мускулистое, двухкамерное; органами выделения служат почки, мочеточники и мочевой пузырь. ЦНС (нервная трубка) разделена на головной (5 отделов) мозг; спинной мозг.

32.3

3. Заполните таблицу.

32.3б

4. Выпишите номера правильных утверждений.
Утверждения:
1. У некоторых рыб хорда сохраняется в течение всей жизни.
2. В каналах органов боковой линии рыб имеются чувствительные клетки.
3. Нервная система рыбы состоит из головного мозга и брюшной нервной системы.
4. Рыбы не способны к образованию условных рефлексов.
5. Кровеносная система рыб незамкнутая.
6. Сердце рыб состоит из двух камер – предсердия и желудочка.
7. Кровь в предсердии рыбы венозная, а в желудочке артериальная.
8. Спинной мозг находится в позвоночном канале.
9. К туловищным и хвостовым позвонкам прикрепляются рыбы.
10. У всех рыб имеется плавательный пузырь.
11. Плавательный пузырь наполнен смесью газов – кислорода и углекислого газа.
12. При увеличении плавательного пузыря рыба становится легче.
13. Органами дыхания рыб являются жабры.
14. Органы выделения рыб – почки.
15. Мочевой пузырь у рыб отсутствует.
16. Температура рыб невысокая, но постоянная.
Правильные утверждения: 2,5,6,7,8,10,11,13,14.

32.5

5. Раскрасьте внутренние органы рыбы (красным цветом – кровеносные органы, зеленым – органы пищеварительной системы, коричневым – органы размножения, черным – органы выделения) и напишите их названия.

Источник



Лабораторная работа Внутреннее строение рыбы

Тема: Внутренне строение рыбы
Цель: Изучить особенности внутреннего строения рыб и его усложнение в сравнении с бесчерепными животными..
Оборудование: Пинцет, ванночка, готовый влажный препарат рыбы(или вскрытая свежая рыба).

Ход работы.
1. Рассмотрела расположение внутренних органов в теле рыбы. Внутренние органы в теле рыбы находятся в брюшной части.
2. Жабры состоят из мельчайших сосудов. Расположены за головой рыбы. Через жабры проходит вода, насыщенная кислородом; вода движется между жаберными лепестками, так рыба дышит. Жабры относятся к дыхательной системе.
3. Рассмотрела желудок, кишечник и печень.
4. Сердце рыбы находится за жабрами. В кровеносной системе: сердце(состоит из предсердия и желудочка), брюшная аорта, четыре пары жаберных артерий. Кровеносная система замкнутая.
5. Рассматриваемая рыба — самка. Яичники находятся в задней брюшной части.
6. Почки находятся вдоль позвоночника. Почки относятся к выделительной системе. Через почки, мочеточники; мочевой пузырь из тела рыбы удаляются вредные продукты жизнедеятельности. Вывод:
• рыбы имеют более развитую нервную и кровеносную системы, чем бесчерепные животные;
• по сравнению с ланцетниками рыбы более высокоорганизованные животные; хорда у них замещена позвоночником, жабры имеют сложное строение;
• сердце мускулистое, двухкамерное; органами выделения служат почки, мочеточники и мочевой пузырь;
• центральная нервная система разделена на головной и спинной мозг. Пример выполненной лабораторной работы по Биологии за 7 класс. Были изучены особенности внутреннего строения рыб. Итогом лабораторной работы был подготовлен вывод по выполненной работе.

Источник

Раскрасить внутренние органы рыбы

Задание 1. Рассмотрите скелет рыбы. Ответьте на вопросы.

1. Найдите на скелете отделы тела.

2. Найдите позвоночник. Из каких частей он состоит? Как расположены позвонки? Одинаковы ли они по строению? Что в них общего? Чем различаются? Каково значение позвоночника для рыбы?

У рыб позвоночник состоит из 2-х отделов: туловищного и хвостового. Позвонки расположены у основания верхних дуг. Они не все одинаковые, т.к. где-то они уменьшаются, а где-то увеличиваются. У них общее одно: они все одинаковые. Он ей помогает извиваться подобно змее и управлять хвостом во время плавания.

3. Обратите внимание на канал, образуемый верхними дугами позвонков. Что в нем находится? Сочленяются ли ребра между собой внизу?

В нем находится спинной мозг. Они не сочленяются.

4. Рассмотрите череп рыбы. Найдите челюсти, жаберные крышки, место расположения глаз. Найдите мозговую коробку. Что в ней находится? Как можно объяснить относительно небольшие размеры мозговой коробки?

В мозговой коробке находится 5 отделов головного мозга: передний, промежуточный, средний и продолговатый мозг.

5. Сформулируйте вывод об особенностях строения скелета у рыб.

По сравнению с лацетниками рыбы более высокоорганизованные животные. Хорда у них замещена позвоночником. Скелет играет важную роль в строении рыбы.

Задание 2. Выполните лабораторную работу.

Тема: «Внутреннее строение рыбы».

Цель работы: изучить особенности внутреннего строения рыб и выявить уго усложнение в сравнении с бесчерепными.

1. Убедитесь том, что на рабочем месте есть все необходимое для выполнения лабораторной работы.

2. Пользуясь инструкцией. приведенной в параграфе 32 учебника, выполните лабораторную работу, заполните по ходу наблюдений таблицу.

Внутреннее строение рыбы
Название органа Система, к которой принадлежит орган
позвоночник, череп, скелет опорно-двигательная система
рот, челюсти, ротовая полость пищеварительная система
глотка, жаберные дуги дыхательная система

3. Запишите результаты наблюдений и сделайте выводы.

По сравнению с лацетниками, рыбы более высокоорганизованные животные. Хорда у них замещена позвоночником; жабры имеют сложное строение; сердце мускулистое, двухкамерное; органами выделения служат почки, мочеточники и мочевой пузырь. ЦНС (нервная трубка) разделена на головной (5 отделов) мозг; спинной мозг.

Задание 3. Заполните таблицу.

Системы органов рыбы и их функции
Система органов Органы Функции
Опорно-двигательная

Скелет

Мышцы

служит опорой для туловищной мускулатуры. Мышцы отвечают за передвижение.
Дыхательная Жабры играют большую роль в теле рыбы, т.к. жабры отвечают за дыхание.
Пищеварительная

Рот, зубы

Глотка, пищевод

Желудок

Кишечник

Прищеварительные железы

захватывают пищу и пережевывают ее. В глотке видны жаберные щели, через глотку пища поступает в пищевод. С пищевода пища поступает в желудок, где и переваривается. Пища переваривается в желудке и кишечнике. Под действием пищевых желез пища переваривается.
Кровеносная

Сердце

Артерии

Вены

2-камерное сердце; благодаря сокращению кровь течет по сосудам. Они ветвятся на капилляры в жаберных лепестках. По венам проходит венозная кровь, содержащая углекислый газ.
Выделительная

Почки

Мочево пузырь

Благодаря почкам из тела рыбы удаляются излишние соли. Моча поступает по мочеточникам в мочевой пузырь, а из него выбрасывается наружу.
Плавательный пузырь позволяет рыбе не утонуть под собтсвенной тяжестью.

Задание 4. Выпишите номера правильных утверждений.

Утверждения:

1. У некоторых рыб хорда сохраняется в течение всей жизни.

2. В каналах органов боковой линии рыб имеются чувствительные клетки.

3. Нервная система рыбы состоит из головного мозга и брюшной нервной системы.

4. Рыбы не способны к образованию условных рефлексов.

5. Кровеносная система рыб незамкнутая.

6. Сердце рыб состоит из двух камер — предсердия и желудочка.

7. Кровь в предсердии рыбы венозная, а в желудочке артериальная

8. Спинной мозг находится в позвоночном канале.

9. К туловищным и хвостовым позвонкам прикрепляются рыбы.

10. У всех рыб имеется плавательный пузырь.

11. Плавательный пузырь наполнен смесью газов — кислорода и углекислого газа.

12. При увеличения плавательного пузыря рыба становится легче.

13. Органами дыхания рыб являются жабры.

14. Органы выделения рыб — почки.

15. Мочевой пузырь у рыб отсутствует.

16. Температура рыб невысокая, но постоянная.

Правильные утверждения: 2, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 13, 14.

Задание 5. Раскрасьте внутренние органы рыбы (красным цветом — кровеносные органы, зеленым — органы пищеварительной системы, коричневым — органы размножения, черным — органы выделения) и напишите их названия.

Источник

Урок по теме "Особенности внешнего и внутреннего строения рыб"

Цель: раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения рыб в связи с жизнью в водной среде.

Задачи:

  • Изучить отличительные особенности внешнего строения рыб.
  • Рассмотреть системы органов внутреннего строения рыб.
  • Развивать умения наблюдать, обобщать, навыки коммуникации.
  • Оборудование: аквариум с рыбками, карточки с изображениями хариуса и миноги, компьютер.

Ход урока

Класс делится на группы.

У маленькой скотинки

Сто монеток на спинке. Рыба.

— Вы догадались, о ком сегодня пойдет речь?
— Тема нашего урока: особенности внешнего и внутреннего строения рыб.
— Что мы должны сегодня выяснить на уроке? (Вопрос к классу).

2. Внешнее строение.

— У вас на столах есть живые рыбы, а также картинки с изображением животных. Как они называются?

— Мы знаем, что Миноги относятся к классу Круглоротые. Необходимо сравнить их с рыбами и найти сходства и различия.

1 и 3 группы находят сходства и различия, сравнивая отделы тела и строения головы, заполняя таблицу №1.
2 и 4 группа сравнивает кожные покровы и особенности плавников, заполняя таблицу №2.

Внешнее строение круглоротых и рыб.

Таблица № 1. Отделы тела.

Сходство Различия
Голова
Туловище
Хвост

Строение головы.

Сходство Различия
Глаза, рот, зубы.
Внутреннее ухо.
У круглоротых одна ноздря, у рыб две, у рыб есть челюсть, у круглоротых присоска.
У рыб жаберные крышки и жабры, у круглоротых жаберные щели, нет жаберных дуг, но есть жаберные мешки, пронизанные пластинками.

Таблица №2. Кожные покровы.

Сходство Различия
Железы выделяют слизь, которая уменьшает трение тела о воду.

Боковая линия – орган чувств, воспринимающий направление и скорость течения воды. Позволяет животным обходить препятствия, улавливая волны исходящие от предметов.

Сходство Различия
У круглоротых один плавник. У рыб есть парные (грудные и брюшные) и непарные (спинной, хвостовой и анальный) плавники.

С помощью хвостового плавника рыбы двигаются вперед. Грудные — участвуют в поворотах в стороны и движении в верх, в низ. Брюшные и непарные – удерживают рыбу в вертикальном положении.

Закончили работу в группах. Выступает один учащийся от группы. Все слушают, заполняют таблицы.

— Какие главные отличия рыб от Круглоротых?

3. Внутреннее строение.

— Рыбы относятся к подтипу Позвоночные. Почему их назвали Позвоночные?
— А по другому подтип называют Черепными, почему?

— Из чего еще состоит скелет? (Скелет конечностей состоит из плавников). (Беседа с учащимися).

— Что произойдет с пластилиновым шариком, если его опустить в воду?
— А что сделать, чтобы он не утонул?
— Какое отношение этот опыт имеет к рыбам?
— Почему рыба плавает в воде и не тонет? (Беседа с учащимися).
— ыба плавает и не тонет, потому что есть плавательный пузырь.

А ведь рыбы поднимаются на поверхность и опускаются на дно. За счет чего они это делают?

Плавательный пузырь – орган, состоящий из одной или двух камер. Заполнен смесью газов, близким по составу к воздуху. Газ попадает в плавательный пузырь из кровеносных сосудов. Объем пузыря увеличивается, плотность тела уменьшается, и рыба поднимается вверх.

— Зачем рыбе нужно двигаться? (Убегать от преследования, добывать пищу)

— Чем питаются рыбы? Другими рыбами, насекомыми, водорослями, планктоном. Какая система органов нужна, чтобы переработать пищу? Пищеварительная. (Беседа с учащимися).

— Давайте познакомимся с пищеварительными органами.

-У вас лежат на столах изображения внутренних органов. Вы должны их поместить в полость рыбы и приклеить. (Для того, чтобы приготовить раздаточный материал можно использовать рисунок 1)

— С чего начинается пищеварительная система? Приложение 1.

С ротовой полости (слайд на экране, ребята приклеивают рисунок органа на карточке)

— Из каких органов состоит пищеварительная система? Давайте запишем в рабочих листах схему пищеварительной системы и органов, из которых она состоит.

— Куда из кишечника поступают питательные вещества? (Кровь).
— Какие органы входят в состав кровеносной системы? (Сердце, кровеносные сосуды).

— Как рыбы в воде дышат? (Беседа с учащимися)

— Как выделяются не нужные вещества из организма? (Через почки).
— К выделительной системе относятся почки, мочеточники и мочевой пузырь. (Беседа с учащимися).

Система органов размножения.

— Поднимите руку те, у которых на столе никогда нет рыбы.
— А чем ценна рыба?
— А что такое икра?
— А зачем рыбе икра? (Беседа с учащимися)

— У рыб, как и у всех Позвоночных есть нервная система, представленная она головным и спинным мозгом, размеры головного мозга очень малы поэтому она примитивна, но раз есть нервная система, значит есть и органы чувств.

Как вы думаете, какие органы чувств хорошо развиты у рыб? (Органы зрения, слуха, обоняния, осязания).

— Посмотрите фрагмент фильма. Подумайте, почему рыбы, не имеющие зрения, не наталкиваются на препятствия?
— Особый орган чувств – боковая линия. (Беседа с учащимися).

— Чем мы занимались сегодня на уроке?
— В чем особенность внешнего строения рыб?
— В чем особенность внутреннего строения рыб?

Источник

Adblock
detector