Рабочая программа Мир природы и человека 3 класс ФГОС 1 вариант

Рабочая программа Мир природы и человека 3 класс ФГОС 1 вариант

Рабочая программа Мир природы и человека 3 класс ФГОС 1 вариант

Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» составлена на основании следующих нормативных документов:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ ;

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки от 19 декабря 2014 г. № 1599;

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) КГБОУ «Ребрихинская общеобразовательная школа – интернат»;

Учебный план КГБОУ «Ребрихинская общеобразовательная школа – интернат» на текущий учебный год;

Положение о порядке разработки и утверждения рабочей программы предмета, коррекционной подготовки, факультативных занятий краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Ребрихинская общеобразовательная школа-интернат».

Рабочая программа ориентирована на УМК «Мир природы и человека» Матвеевой Н.Б., Ярочкиной И.А, Поповой М.А.:

Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.

Основное внимание при изучении учебной программы «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.

Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.

Программа рассчитана на 35 часа, по 1 часу в неделю.

Образовательная область – естествознание.

формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

практическое взаимодействие обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;

накопление представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;

закрепление представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;

Источник

Рабочая программа «Мир природы и человека» 3 класс

Пояснительная записка

Рабочая программасоставлена на основе: «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы/под редакцией В.В.Воронковой, — М.: Просвещение, 2013г., для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.

Цель: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

— Формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;

— Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);

— Создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;

— Формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;

— Знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;

— Формировать представления о явлениях природы, сезон­ных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);

— Формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвиже­ния, питание);

— Развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);
— Закреплять полученные представления в процессе различ­ных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельно­сти.

В процессе формирования представлений о неживой природе обучающаяся получает знания о явлениях природы, о цикличности в природе – сезонных изменениях, суточных изменениях, учится устанавливать общие закономерности природных явлений, знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание учащейся обращается на связь живой и неживой природы. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив и другой уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней. Формирование представлений у ребенка с интеллектуальными нарушениями должно происходить по принципу «от частного к общему».

Применяются следующие методы обучения: демонстра­ция, наблюдение, объяснение, сравнение, упражнение, беседа, работа с учебни­ком, самостоятельная работа и др. Используются словесный, наглядный, практический методы обучения.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы.

Курс «Живой мир» в специальном коррекционном образовательном учреждении является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на материале сведений о неживой и живой природе.

Новый проект учебного плана для специальной школы предполагает базовый блок дисциплин: “Живой мир”, “Естествознание”, “География”, “Человек и его среда» призванных обеспечить учащихся знаниями, раскрывающими взаимосвязь и единство всех элементов природы в их непрерывном изменении и развитии. Специфика интеллектуального дефекта учащихся специальной школы (класса) не дает возможности закладывать в программу сведения о сложных явлениях в неорганическом и органическом мире.

С одной стороны, содержание дисциплины “Живой мир” базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и дает возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.

С другой стороны, курс элементарного природоведения в младших классах (1-4) специальной школы должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких базовых предметов как “Естествознание” и “География”, создать преемственную систему знаний между названными предметами.

Описание места учебного предмета

Согласно учебному плану МОКУ «Падунская школа — интернат «, для умственно отсталых (интеллектуальными нарушениями), предмет «Мир природы и человека» входит в образовательную область «Естествознание». Программа в 3 классе рассчитана на 34 учебные недели и отводится 68 часов (2 часа в неделю).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление де­фектов общего и речевого развития детей, их познаватель­ной деятельности. У учащихся формируются элементар­ные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который на­ходится вне поля их чувственного опыта.

Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанав­ливать несложные причинно-следственные связи и зако­номерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.

Результаты освоения учебного предмета

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения программы по предмету мир природы и человека в 3 классе включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки:

— осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

— формирование уважительного отношения к иному мнению, истории культуре других народов;

— развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

— овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

— овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

— овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

— способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

— принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

— развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

— формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

— развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

— формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

— формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. В случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по специальной индивидуальной программе развития.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

относить изученные объекты к определенным группам (корова — домашнее животное);

называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой

группе (фрукты; птицы; зимняя одежда);

знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость

знать основные правила личной гигиены;

иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;

узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;

относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (волк ― дикое животное, зверь (млекопитающее), животное, санитар леса);

знать правила гигиены органов чувств;

проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира.

Требования к уровню подготовки учащейся

Обучающиеся должны уметь:
— Проявлять интерес к объектам и явлениям неживой природы.
— Учитывать изменения в окружающей среде для выполнения определенных действий (идет дождь – открываем зонт).
— Проявлять интерес к объектам живой природы.
— Заботливо и бережно относиться к растениям и животным, уметь ухаживать за ними.
— Соблюдать правила поведения в природе (в лесу, у реки и др.).
— Различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.
Обучающиеся должны знать:
— Объекты неживой природы (огне, почве, земле, воздухе, лесе, формах земной поверхности).

— Времена года, характерные признаки времен года, погодных изменений, их влиянии на жизнь человека.

— Животный и растительный мир, их значении в жизни человека.

— Элементарные представления о течении времени.

— Представления о течении времени: смена событий дня, суток, в течение недели, месяца и т.д.

Оценка результативности учебной деятельности.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

Основными критериями оценки планируемых результатов являются соответствие / несоответствие науке и практике; прочность усвоения (полнота и надежность). Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов.

Результаты, продемонстрированные учеником, соотносятся с оценками следующим образом:
3 — «удовлетворительно»
если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий
4 — «хорошо»
если обучающиеся верно выполняют от 51% до 65% заданий
5 — «очень хорошо» (отлично)
если обучающиеся верно выполняют свыше 65%.

Контроль предметных ЗУН предусматривает выявление индивидуальной динамики прочности усвоения предмета обучающимся, выставляются оценки, которые стимулируют учебную и практическую деятельность, оказывают положительное влияние на формирование жизненных компетенций.

Содержание учебного предмета

Растительный мир.
Представление о растениях, деревьях, фруктах. Представление об овощах, ягодах, грибах. Представление о травянистых растениях (цветах), представление о комнатных растениях, особенностях ухода за ними, значением в жизни. Представление о значении растений в жизни человека: сборе урожая овощей, фруктов, ягод, грибов.
Ведущий принцип построения уроков – коммуникативный.
Для развития регулирующей и исполнительской функции речи ведётся работа по формированию и отработке предварительного замысла и его реализации с помощью символических средств: пиктограмм, карточек со словами.
Животный мир.
Представление о животном. Представление о домашних и диких животных. Представление о животных, обитающих в природных зонах холодного пояса и зонах жаркого. Представление о птице. Представление о домашних и перелетных птицах. Представление о рыбе. Представление о речных и морских рыбах. Изучение насекомых. Представление о значении животных в жизни человека (источник питания, из шкур и шерсти изготавливают одежду и др.).
Объекты природы.
Представление о почве. Представление о воде. Представление об огне. Представление о воздухе. Представление о земле и небе. Представление о реке. Представление о водоеме. Представление о лесе. Представление о луге. Представление о формах земной поверхности. Представление об изображении земной поверхности на карте. Представление о значении объектов природы в жизни человека.
Явления природы.
Представление о сезонных явлениях природы (дождь, снег, гроза, радуга, туман, ветер). Показ и называние этих явлений на картинах и картинках, в видеосюжетах из жизни людей и животных в раз­ные времена года и в разных природных условиях. Представление о погоде текущего дня. Представления о деятельности человека в контексте течения времени: в разное время года, в разную погоду. Измерение времени (календарь, часы). Закрепление представлений об одежде для разного погодного условия. В этюдах, пантомимах, жестово-образных играх, рисун­ках уточнение представлений учащихся о солнце, луне, туче, до­жде, каплях, снеге и снежинках. Чтение учащимся и разучивание с ними потешек, песенок стихотворений, сказок о явлениях природы, о небесных светилах!

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 3 «А» классе

(1 вариант образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью)

Источник



Календарно — тематическое планирование по предмету Мир природы и человека 3 класс школа 8 вида

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Мир природы и человека» разработана на основе:

— Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

— Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1.

— Положения о рабочей программе учителя, работающего в условиях реализации ФГОС, СФГОС

Приказ №96 от 01.09.18 «Об организации обучения детей с ОВЗ»

Преподавание ведётся по учебнику, входящему в Федеральный перечень учебников, утвержденных МО и Н РФ.

Рабочая программа учебного курса «Мир природы и человека» для 3 класса составлена на основе «Образовательной программы для 3 классов школы VIII вида (для детей с нарушением интеллекта)» под редакцией Бгажноковой И.М.

Для реализации Рабочей программы используется УМК: учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. Москва, «Просвещение», 201 8 г.

Мир природы и человека. Методические рекомендации. 1–4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. Основные общеобразоват. программы / Н. Б. Матвеева, И. А. Ярочкина, М. А. Попова. – М. : Просвещение, 2016. – 222 с.

Мир природы и человека. Рабочая тетрадь / Н. Б. Матвеева, И. А. Ярочкина, М. А. Попова. – М. : Просвещение, 2018

Цель обучения:

— Углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.

З адачи:

• закрепление представлений о взаимосвязи живой и неживой природы;

• закрепление представлений о Солнце как источнике света и тепла на Земле, уяснение роли Солнца как

причины, обуславливающей смену времен года, его значение в жизни живой природы;

• изучение доступных обучающимся сведений о воздухе, формирование представлений о роли и участии

воздуха (кислорода) в жизни растений, животных и человека;

• воспитание интереса к природе, бережного к ней отношения. Формирование понимания взаимосвязи

человека и природы

Нет изменений в общем количестве часов полное соответствие с примерной программой.

Описание места учебного предмета в учебном плане
На предмет «Окружающий мир» базисным учебным планом выделяется 1 час в неделю, 34 час а в год.

II. Планируемые результаты освоения учебного предмета:

Предметные результаты:

· называть изученные объекты и явления;

· различать 2-3 вида комнатных растений, называть части растений, ухаживать за ними;

· различать наиболее распространенные овощи и фрукты;

· различать изученных диких и домашних животных, рыб;

· различать признаки времен года;

· выполнять элементарные гигиенические требования, правила приема пищи.

Получит возможность научиться:

· правильно называть изученные объекты и явления;

· различать 3-4 комнатных растения, части их, осуществлять уход за комнатными растениями;

· различать наиболее распространенные овощи и фрукты, объяснять, где они растут, как используются человеком;

· различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни;

· выполнять элементарные гигиенические правила;

· различать признаки времен года, объяснять причину сезонных изменений в жизни живой природы.

Личностные результаты:

-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

— самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

— понимание личной ответственности за свои поступки.

Коммуникативные результаты:

умением всту­пать в контакт и работать в группах;

умением использовать принятые ритуалы со­ци­аль­ного взаимодействия с одноклассниками, сверстниками, учителями;

умение обращаться за по­мо­щью и при­нимать помощь;

умение слушать и понимать инструкцию к учебному за­да­нию в разных видах деятельности и быту;

сотрудничать с взрослыми и све­рстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, со­переживать, кон­с­т­ру­к­ти­в­но взаимодействовать с людьми;

договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные результаты :

— адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

— принимать цели и произвольно включаться в деятельность

— соотносить свои действия и результаты одноклассников с заданными образцами, принимать оценку деятельности,

— корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов

Познавательные результаты :

выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов, явлений окружающей действительности,

характеризовать предметы и явления по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу);

находить задания, предложения, тексты в учебнике или другом предлагаемом материале;

использовать условные знаки, символические средства с помощью учителя;

работать с несложной по содержанию и структуре информацией;

называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;

знать и употреблять названия и свойства изученных предметов и явлений, их частей;

знать и применять обобщающие понятия изученных групп предметов и свойств.

III . Содержание учебного предмета

Сезонные изменения в природе

Сезонные изменения в неживой природе

Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времен года. Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года:

направление солнечных лучей, количество тепла и света. Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга,

метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный – теплый ветер. Продолжение наблюдений за погодой, их описание. Календарь. Знакомство с календарем. Названия месяцев.

Растения и животные в разное время года

Наблюдения за растениями сада и леса в разное время года: яблоня, осина, липа, акация, орешник. Увядание и появление цветов и трав

(медуница). Птицы зимующие и перелетные: клест, снегирь, соловей. Насекомые в осенний период. Домашние животные в разное время года. Лесные животные: мыши, змеи, лягушки. Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года

Неживая природа

Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные представления). Измерение температуры воздуха.

Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра.

Живая природа

Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы. Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы. Растения сада. Фруктовые деревья (2–3 названия); ягодные кустарники (2–3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды. Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники. Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные.

Грибы. Грибы съедобные и несъедобные Травы полезные и травы опасные.

Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детеныши. Приспособление диких животных к

природным условиям. Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детеныши. Уход за домашними животными.

Сравнение диких и домашних животных. Сходство и различия: кабан – свинья, заяц – кролик.

Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни. Строение гнезд, забота о потомстве. Птицы перелетные и зимующие: ласточка, дрозд, галка, дятел.

Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок.

Человек. Безопасное поведение

Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе легких. Температура тела человека. Градусник и его назначение.

Профилактика простудных заболеваний. Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс. Окружающая среда и здоровье человека.

Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.

IV . Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на освоение каждой темы

Источник

Рабочая программа для 3 класса коррекционных школ. Окружающий мир

№ Блок Количество часов
1. Сезонные изменения. Лето. 7
2. Сезонные изменения. Осень. 11
3. Животные. 6
4. Неживая природа. 8
5. Сезонные изменения. Зима. 7
6. Растения. 5
7. Птицы. 5
8. Сезонные изменения. Весна. 6
9. Человек. 7
ИТОГО 62

Содержание тем учебного курса
Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, сильный дождь, небольшой дождь, снег). Признаки лета: солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья, цветение трав, сбор ягод, грибов. Признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц. Признаки зимы: короткие дни, длинные ночи, морозы, иней, снегопады, метели, оттепели.Признаки весны: удлинение дня, увеличение количества солнечных дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, набухание почек на деревьях, появление листьев, прилет птиц, первая гроза. Детские игры в разные времена года.
Сезонная работа на огороде, в саду. Участие детей в работах в саду и на огороде.
• Улица, на которой расположена школа. Дома, тротуары, мостовая, скверы. Обозначение названий улиц и номеров домов. Школьный и домашний адрес.
• Транспорт. Трамвай, автобус, троллейбус. Правила дорожного движения: переход улицы на зеленый свет светофора, в местах, где есть указатель «переход».
• Посуда. Чашка, стакан, кружка, тарелка, блюдце, миска. Различение. Уход за посудой (мытье, хранение).
• Мебель. Стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф. Назначение. Уход за мебелью (протирание сухой и влажной тряпкой, чистка пылесосом, выбивание, уборка кровати).
• Одежда. Шапка, шляпа, берет, шкаф, варежки, перчатки, чулки, носки, гольфы. Назначение различных видов одежды. Уход за одеждой (чистка щеткой, стирка, сушка, складывание и хранение).
• Обувь. Обувь зимняя, летняя, осенне-весенняя. Уход за обувью (мытье, просушивание, чистка щеткой, использование кремов для обуви).
• Овощи. Картофель, капуста, свекла, горох или бобы. Внешний вид клубня картофеля, кочана капусты, корня свеклы. Вкус. Употребление этих овощей в пищу. Хранение их зимой. Проращивание семян гороха или бобов.
• Арбуз, дыня или другие бахчевые культуры. Различение по цвету, величине, форме, вкусу, запаху. Сбор семян арбуза и дыни для подкормки птиц зимой.
• Ягоды. Рябина, калина, клюква, брусника или другие местные ягоды. Сравнение по окраске, форме, вкусу.
• Деревья. Дуб, тополь или другие. Узнавание и называние. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья. Семена дуба, тополя.
• Растения на клумбах. Астры, бархатцы, ноготки или другие. Узнавание и называние. Различение частей растений: корень, стебель, листья, цветки.
• Комнатные растения. Традесканция, герань или другие. Различение. Уход за комнатными растениями (мытье цветочных горшков, поддонов, правильная расстановка растений в классе).
• Раннецветущие растения. Гусиный лук, ветреница, подснежник, тюльпан или другие. Наблюдения за появлением первых цветов.
• Растение. Обобщение. Деревья, кустарники, травы, цветы. Узнавание, различение.
• Домашние животные. Коза, овца. Основные части тела, питание. Польза, приносимая людям.
• Дикие животные. Еж, медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимуют.
• Птицы. Снегирь, синица, грач, скворец. Величина птиц. Части тела птиц. Чем покрыто тело. Различение этих птиц. Польза, приносимая людям. Подкормка птиц зимой. Подготовка к встрече птиц весной.
Птицы перелетные и зимующие, на примере наблюдения за птицами данной местности.
• Домашние птицы. Курица, утка. Основные части тела, питание. Уход за курами и утками.
• Насекомые. Муравей, муха, божья коровка, стрекоза. Название. Внешний вид. Где живут.
• Животные. Обобщение. Звери, птицы, рыбы, насекомые. Различение по внешнему виду.
• Охрана здоровья. Лицо, части лица: лоб, щеки, подбородок, глаза, веки, брови, ресницы (назначение — защита глаз). Глазами мы видим. Как сохранить хорошее зрение. Уши. Ушами мы слышим. Как беречь уши. Нос. Носом мы дышим и различаем запахи. Значение чистоты носа. Как пользоваться носовым платком. Рот. Губы, зубы, язык. Назначение зубов, уход за зубами.
Примерные требования к уровню подготовки обучающихся по данной программы:
Умения:
• называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;
• участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;
• связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов;
• ухаживать за одеждой и обувью;
• поддерживать порядок в классе, интернате, дома;
• соблюдать правила личной гигиены;
• соблюдать правила уличного движения.
Знания:
• названия и свойства изученных предметов и их частей;
• обобщающие названия изученных групп предметов
• выученные правила дорожного движения.

Календарно — тематическое планирование
№ Дата Кол. часов Тема Стр. Результаты обучения
I четверть
Сезонные изменения. Лето. (7ч)
Знать:
— признаки лета;
— названия летних месяцев;
— знать 3-4 названия лесных ягод.
Уметь:
— определять погоду;
— определять и различать овощи, бахчевые культуры, ягоды;
— описывать изученные предметы и составлять связный рассказ о них;
— наблюдать за изменениями в природе.
1. 01.09.14 1 Лето. Признаки лета. 38-39
2. 05.09.14 1 Месяцы лета. С.Я. Маршак о летних месяцах. 40-41
3. 08.09.14 1 Растения летом. 42-43
4. 12.09.14 1 Лесные ягоды. 74-75
5. 15.09.14 1 Входная контрольная работа.
6. 19.09.14 1 Животные летом. 44-45
7. 22.09.14 1 Занятия людей летом. 46-47
Сезонные изменения. Осень. (11ч)
Знать:
— признаки осени;
— названия осенних месяцев;
— названия и свойства изученных предметов;
— названия 5-6 грибов.
— названия 3 перелётных птиц;
— растения сада, леса.
Уметь:
— определять погоду и записывать в дневник наблюдений;
— определять и различать овощи, ягоды;
— узнавать и различать деревья, кустарники, травы, цветы;
— описывать изученные предметы и составлять связный рассказ о них;
— наблюдать за изменениями в природе на экскурсии.
8. 26.09.14 1 Осень. Признаки осени. 5-6
9. 29.09.14 1 Месяцы осени. 7-8
10. 03.10.14 1 Растения осенью. 9-10
11. 06.10.14 1 Грибы. 76-77
12. 10.10.14 1 Животные осенью. 11-13
13. 13.10.14 1 Перелётные птицы. 94
14. 17.10.14 1 Занятия людей осенью. 14-15
15. 20.10.14 1 Тестовая работа за I четверть.
16. 24.10.14 1 Растения сада. 68-70
17. 27.10.14 1 Лес. 71-72
18. 31.10.14 1 Экология воздуха и охрана окружающей среды.

II четверть Растения летом. Животные летом.
Животные. (6ч)
Знать:
— названия диких животных;
— названия домашних животных;
— виды животных.
Уметь:
— связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения;
— определять вид животного;
— сравнивать и различать животных;
— составить рассказ о животном.
19. 10.11.14 1 Животные. Составление рассказа о животном. 81
20. 14.11.14 1 Дикие животные. Лось. 82
21. 17.11.14 1 Дикие животные. Кабан. Заяц. 83-84
22. 21.11.14 1 Домашние животные. Корова. 85
23. 24.11.14 1 Домашние животные. Свинья и кабан. 86,88
24. 28.11.14 1 Домашние животные. Кролик и заяц. 87, 89-90
Неживая природа. (8ч)
Знать:
— значение воздуха;
— названия дней недели;
— виды календарей;
— стороны света.
Уметь:
— связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения;
— определять температуру воздуха;
— определять направление ветра.
25. 01.12.14 1 Понятие «Неживая природа». Природа в коротких рассказах М. М. Пришвина.
26. 05.12.14 1 Солнце в разные времена года. 48-49
27. 08.12.14 1 Восход и закат солнца. 50
28. 12.12.14 1 Воздух. Значение воздуха. 52-53
29. 15.12.14 1 Термометр. 54
30. 19.12.14 1 Ветер. Направление ветра. 55-57
31. 22.12.14 1 Тестовая работа за II четверть.
32. 26.12.14 1 Календарь. 51

III четверть
Сезонные изменения. Зима. (7ч)
Знать:
— признаки зимы;
— названия зимних месяцев;
— названия 3 зимующих и домашних птиц;
— названия 3-4 домашних и диких животных.
Уметь:
— связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения;
— помогать зимующим птицам;
— различать животных по внешнему виду;
— вести наблюдения за изменениями в природе.
33. 12.01.15 1 Зима. Признаки зимы. 16-17
34. 16.01.15 1 Месяцы зимы. 18-19
35. 19.01.15 1 Растения зимой. 20
36. 23.01.15 1 Животные зимой. Следы зайца, лисы, сороки. 21-22
37. 26.01.15 1 А. Яшин «Покормите птиц зимой». 23
38. 30.01.15 1 Зимующие птицы. 95
39. 02.02.15 1 Занятия людей зимой. 24-25
Растения. (5ч)
Знать:
— названия цветов, трав, плодов;
— части растений;
— назначение Красной Книги, заповедников и зоопарков.
Уметь:
— связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения;
— сравнивать растения.
40. 06.02.15 1 Растения. Сравнение растений. 60-61
41. 09.02.15 1 Части растений. 62-64
42. 16.02.15 1 Части растений. 65-67
43. 13.02.15 1 Плоды и семена. 73
44. 27.02.15 1 Травы. 78-80
Птицы. (5ч)
Знать:
— названия птиц;
— строение птиц;
— птиц, занесённых в Красную книгу и их значение.
Уметь:
— связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения;
— отличать птиц.
45. 02.03.15 1 Птицы. Строение птиц. 91-92
46. 06.03.15 1 Хищные птицы. 96
47. 13.03.15 1 Певчие птицы. 97
48. 16.03.15 1 Тестовая работа по итогам III четверти.
49. 20.03.15 1 Птицы. Изготовление аппликации.

IV четверть
Сезонные изменения. Весна. (6ч)
Знать:
— признаки весны;
— названия весенних месяцев.
Уметь:
— обобщать понятие животные: звери, рыбы, птицы, насекомые;
— вести наблюдения за изменениями в природе.
50. 03.04.15 1 Весна. Признаки весны. 26-27
51. 06.04.15 1 Месяцы весны. 28-29
52. 10.04.15 1 Растения весной. 30-31
53. 13.04.15 1 Животные весной. 32-34
54. 17.04.15 1 Занятия людей весной. 35-37
55. 20.04.15 1 Тестовая работа за год.
Человек. (7ч)
Знать:
— названия органов человека;
— части тела организма чело-века;
— расположение органов на теле человека;
— причины простудных заболеваний;
— полезные свойства продуктов.
Уметь:
— определять части лица: лоб, нос, щёки, подбородок, щёки, зубы, язык;
— различать молочные, мясные и сухие продукты;
— связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения.
56. 24.04.15 1 Человек. Дыхание человека. Болезни органов дыхания. 98-99
57. 27.04.15 1 Правила профилактики болезней дыхания. 100-102
58. 08.05.15 1 Профилактика простудных заболеваний. Окружающая среда и здоровье человека.103-105
59. 15.05.15 1 Кровь. Сердце. Пульс. 105-107
60. 18.05.15 1 Тестовая работа по итогам IV четверти.
61. 22.05.15 1 Окружающая среда и здоровье человека. 108-109
62. 25.05.15 1 Питание человека. Молочные, мясные и сухие продукты.
Сроки хранения продуктов. 110-113
Итого 62
Итого: 62 часа за год.

Источник

Adblock
detector