Пушкин и его любовь к природе

Тема природы в лирике Пушкина

Лирика Александра Сергеевича Пушкина очень разнообразна. Это был очень одаренный человек, одинаково талантливо писавший стихи и прозу. Он затрагивал в своем творчестве многие темы: любви, дружбы, свободы. Очень важна в поэзии Пушкина тема природы.
Пушкин очень любил русскую природу, ценил ее. Она вдохновляла поэта на создание новых прекрасных произведений.
Одним из ярких примеров таких произведений является стихотворение «Осень». Больше всех времен года поэт любил осень. Обычно осень в поэзии связана с настроением грусти. Пушкин же само увядание природы расценивает как могучее движение жизни.
Вначале поэт описывает разные времена года и объясняет, почему он их не любит, отчего они ему не подходят:
Теперь моя пора: я не люблю весны;
Скучна мне оттепель; вонь, грязь – весной я болен;
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены…

Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Ты все душевные способности губя,
Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи…
Выбор поэта своеобразен. Ведь в основном люди любят как раз такие времена года, как весна или лето. Но лирическому герою эти сезоны не приносят никакого удовольствия. Он любит осень. Только в это время года он чувствует себя прекрасно. Ему близка прелесть увядания русской природы:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
Пушкин нашел подлинную красоту и прелесть в скромной осенней природе: «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса…». Окружающая природа влияет на творчество поэта. Именно осенью к нему приходит особое вдохновение.
Природа в творчестве Пушкина наделена глубоким философским смыслом. Вечные законы природы Пушкин рассматривает как глубочайшую мудрость мира. В стихотворении «Вновь я посетил…» Пушкин описывает свои впечатления от посещения Михайловского. Там он провел в ссылке два года. Мысли поэта обращаются к прожитому, он печально размышляет о себе и о времени.
Стихотворение очень просто по своим образам и настроению. Пушкин перечисляет памятные места, факты своей жизни («Вот опальный домик…», «Вот холм лесистый…»), видит неумолимый бег времени: «… и много Переменилось в жизни для меня, И сам, покорный общему закону, Переменился я…».
Пушкин чувствует мудрость этого «общего закона» — вечного обновления и торжества жизни. Он воплощается в его стихотворении в центральном образе трех сосен.
Скромная природа стала могучим источником поэтического вдохновения и глубокого философского прозрения. Пушкин приветствует рождение новой «зеленой семьи». Поэту радостно думать о том, что он неотделим от природы. На душе у него хотя и печально, но светло. Поэтому он так открыто смотрит в будущее.
Таким образом, тема природы играет важную роль в творчестве Пушкина. Самому поэту важно осознавать себя неотъемлемой частью вечного движения бытия. Природа способна вдохновить поэта на творчество, подарить ему прекрасное самочувствие. С помощью окружающей среды Пушкин понимает мудрейшие законы вселенной: все движется, все изменяется, все рождается и умирает.

Источник



Природа в творчестве А. С. Пушкина

А. С. Пушкин

Великолепие родной природы в стихах Александра Сергеевича Пушкина раскрыто полностью, в родной природе поэт черпал вдохновение. Нет такого времени года, о котором Пушкин не написал бы трогающих душу лирических строк. Самые возвышенные слова в этих стихах звучат естественно, точно описывая явления и картины природы. Но очень часто поэт использует слова вполне обычные, из бытовой речи. И с такой же точностью достигает результата. Сравним два известных пушкинских стихотворения о зиме:

"Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись;
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!"

В этом стихотворении лексика возвышенная, она помогает передать ослепительную картину солнечного зимнего утра и приподнятое настроение автора. Поэт, как художник яркими красками рисует зиму, ее снежные покровы великолепны:

"Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;"
Вот еще одно с детства любимое стихотворение о зиме:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

Здесь настроение совсем другое, поэт хочет донести до читателя не описание восхитительного пейзажа, а свое ощущение от снежной вьюги за окном. В отличие от ямба в первом случае, он выбрал хорей — размер народных песен и прибауток. И слова он выбирает более "народные ": "лачужка", "старушка". Трудно поверить, что в этот момент Пушкин находился в лачуге. Даже если он остановился в избе, то это, наверняка, была чистая добротная изба. Но эти слова ему нужны для создания особого настроения: оно, вроде бы, грустное из-за зимы и вьюги, но в то же время в нем есть скрытая веселость автора, его ирония, юмор, желание пошутить и улыбнуться,

"Наша ветхая лачужка
И печальна, и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?"

Потому, когда читатель доходит до слов : "Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей, -" он понимает, что, собственно, никакого горя и нет. Просто погода такая.

О зиме Пушкин написал немало, это время года он любил, так же как любил зимние забавы: санки, катание в санях, запряженных лошадьми. Интересные поэтические строки посвятил Пушкин и весне, хотя известно, что он не очень жаловал это время года. Однако известный отрывок из романа в стихах Евгений Онегин доказывает, что и весна вызывала вдохновение у великого поэта:

"Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга."

Уже самая первая строка, слова "гонимы", "вешние", которые так редко используются в обычной речи, дают нам понять об особом настроении, которое вызывает пробуждение природы от зимнего сна. А продолжение стихотворения заставляет радостно улыбаться в предчувствии чего-то хорошего:

"Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса."

Что же касается лета, то Пушкин, обладавший хорошим чувством юмора, признавался:

"Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Ты, все душевные способности губя,
Нас мучишь."

Видимо, жара была не по душе стихотворцу, он ждал осени, которую любил всей душой. Для Пушкина это было самое плодотворное время года, потому об осени и написано такое большое количество прекрасных стихотворений. Даже самые унылые картины осени вызывали вдохновенье,

"Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса. "

"Багрец", "золото", "прощальная краса", "очей очарованье" — каждое из этих слов лишь подчеркивает, как дорога осень поэту, он готов находить самые превосходные выражения. Есть и другие строфы, в которых Пушкин подтверждает, что из всех времен года ему больше всего нравится осень. Он согласен с тем, что другим приятнее лето или весна, но согласен оказаться в меньшинстве и любит то, что не нравится другим:

"Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечёт."

Именно осенью поэту хорошо писалось, как известно, много его лучших стихотворений — и не только о природе — было написано как раз осенью. А осень, которую Александр Сергеевич провел в местечке Болдино, известная как Болдинская осень, стала расцветом его творчества. Почитаешь стихи Пушкина об этой поре года и тоже начинаешь ждать времени, когда "роняет лес багряный свой убор. "

Источник

Пушкин и его любовь к природе

Мир природы входит в душу человека с момента его появления на свет, вызывая неподдельное изумление и восторг. С годами это восприятие становится спокойным и осмысленным, и от того, насколько глубоко способен человек видеть и чувствовать окружающую красоту, зависит во многом его нравственный облик.

Пушкинская поэзия открывает нам неповторимую прелесть родной природы. Под влиянием его изумительных стихов мы совершаем путешествие к морю, любуемся с высоты видом Кавказа, отдыхаем в тихом деревенском «пустынном уголке», приводя в порядок свои мысли и чувства, или мчимся по зимней дороге, слыша отдаленный звон колокольчика.

В лирике Пушкина русская природа оживает в своей неброской пленительной красоте. Золотые и багряные краски осени сменяются ослепительной белизной зимы. Любимым временем года была для Пушкина осень, которой посвящено одноименное стихотворение. Это своеобразный поэтический календарь, в котором поэт дает точную и емкую характеристику всех времен года и выражает свое отношение к ним. Восприятие природы у Пушкина нетрадиционно и непривычно. Например, строчки, посвященные лету, вызывают улыбку и заставляют согласиться с автором:

Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

Так же откровенно говорит Пушкин о весне:

. я не люблю весны;
Скучна мне оттепель, вонь, грязь &#151 весной я болен.
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
Суровою зимой я более доволен.

А ведь весна издавна считается в поэзии самым прекрасным временем года, когда оживает природа, пробуждается душа. Но Пушкину ближе осень и зима.

И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русский холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят &#151 я снова счастлив, молод.

Русский мороз дает поэту ощущение бодрости, силы, заставляет кровь быстрее струиться в жилах, возвращая молодость и счастье. Зимой особенно чувствуется уют теплого дома, который резко контрастирует с завыванием вьюги за окном. Это ощущение замечательно передано в стихотворении «Зимний вечер», оно усиливается воспоминаниями о самом близком человеке далекого детства &#151 няне Арине Родионовне.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит.
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

В такой вечер особенно хорошо, греясь у огня, слушать песни и сказки, когда за окном разгулялась вьюга. Но природа неповторима в своей изменчивости. Наступает утро &#151 и нет следа вчерашней непогоды. В стихотворении «Зимнее утро» нашему взору открывается чарующая картина:

Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо ладом блестит.

Своя прелесть есть и в морозной зимней ночи, замечательно изображенной поэтом:

Какая ночь! Мороз трескучий,
На небе ни единой тучи;
Как шитый полог, синий свод
Пестреет частыми звездами.

Такой ночью, когда все погружается в сон, поэт может силой своего воображения перенестись в историческое прошлое своей страны, во времена опричнины. Но эта жестокая эпоха виселиц и казней давно миновала, а над Москвой по-прежнему раскинулся огромный синий свод, усыпанный звездами. Природа вечна. Она, как и прежде, удивительна и изменчива и продолжает восхищать взор поэта.

Ни одно из времен года не вызывало у Пушкина такого очарования, как осень. Ему удалось увидеть и передать богатство и многообразие ее красок, которые кажутся еще прекраснее в преддверии близкого умирания.

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса &#151
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.

В этом стихотворении Пушкин находит для характеристики своего любимого времени года удивительные, исполненные глубокого смысла сравнения. Он уподобляет осень нелюбимому ребенку в семье. Пытаясь объяснить свое особое отношение к этой поре увядания, поэт сравнивает ее с умирающей от чахотки девушкой:

Играет на лице еще багровый цвет,
Она жива еще сегодня, завтра нет.

Но осень особенно дорога Пушкину еще и потому, что она пробуждает его творческие силы, заставляя оживать поэтическое воображение. Многим великим произведениям Пушкина мы обязаны осени. Он замечательно передает в одноименном стихотворении, как рождается вдохновенье и возникают образы, рифмы, звуки, плоды мечты.

И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута &#151 и стихи свободно потекут.

В пушкинских стихах о природе проявляются не только его вкусы и особенности восприятия, но и такие нравственные качества, как вольнолюбие, гуманность, патриотизм. Эти чувства пронизывают стихотворение «Деревня», в котором автор с любовью и нежностью рисует неяркий, но пленительный сельский пейзаж:

Я твой &#151 люблю сей темный сад
С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках шумят. Эти строки воспринимаются как признание поэта в любви к родной земле, к своему народу. Его освобожденный от «суетных оков» взор видит рабское положение русского крестьянства, его разум и совесть гуманиста не могут примириться с этим. В стихотворении звучит горячий призыв к прогрессивно мыслящим людям бороться за освобождение своего народа. Ведь свобода &#151 самое ценное, чем может обладать человек.

Понять и ощутить это помогает Пушкину встреча с морем. «Свободная стихия» поражает его своей мощью и беспредельностью, она созвучна его мыслям и чувствам. И, хоть для человека невозможно обретение абсолютной воли, он может сохранить свою внутреннюю свободу, которая останется с ним навсегда, как воспоминание о море:

Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.

Источник

Природа в лирике Пушкина

Тема природы — одна из центральных в лирике Пушкина. Она присутствует в произведениях всех периодов творчества поэта, каждый из которых имеет свои неповторимые оттенки образов природы в стихотворениях.
В ранних стихотворениях заметно влияние классицизма, а потому природа зачастую играла в них лишь роль фона. Кроме того, присутствуют черты сентиментализма, идиллическое описание природы. При этом «Деревня» политически окрашенное стихотворение, оно даже распространялось в списках, как и другие свободолюбивые стихи петербургского периода. Если первая части символизирует бегство поэта на лоно природы, то во второй говорится о «невежестве», порожденном барством и рабством. В произведении «Погасло дневное светило. » пейзаж в виде «море синего», «тумана», «угрюмого океана», служит фоном для воспоминаний о «прежних» годах «безумной любви».
В южный период творчество Пушкина можно отнести к романтизму. Стихия и вольная природа противопосталены человеческой несвободе.
Любимый жанр романтической лирики — элегия. В этом жанре написано этапное, последнее «южное» стихотворение поэта «К морю». В нем стихия, природа противопоставляется несвободе в обществе: «Прощай, свободная стихия!» Прощаясь с морем, автор прощается с романтизмом, двумя его символами: Наполеоном и Байроном. Образ моря в свою очередь являет собой образ друга.
В стихотворениях более поздних периодов отсутствуют эпитеты, свойственных более ранним произведениям, средства изображения природы становятся более реалистичными. Например, в стихотворении «Анчар», «пустыня» «чахлая и скупая», а «почва» «раскалена» «зноем». Нередко встречается зимний пейзаж.
В Михайловском Александр Сергеевич увлекся описанием среднерусского пейзажа. Например, в произведении «Осень» чувствуется общность людей, поэта с природой. Автору «дни поздней осени» «милы», это «очей очарованье!»
Именно в поздний период своего творчества в работах Пушкина явно проглядываются новаторские методы в изображении природы. В стихотворениях этого времени появляются пейзажи разных типов: психологического, философского, социального.
Психологический пейзаж присутствует в стихах «Осень» и «На холмах Грузии лежит ночная мгла. ». В последнем поэт, созерцая красоты грузинского пейзажа, печалится о любимой. Поэт передает состояние души героя через природу. Кроме того, психологизм пейзажам придает и личное отношение поэта к разным временам года, например, о любви к осени, чья «прощальная краса» «приятна» Пушкину, а весна, наоборот, навевает скуку.
Философский пейзаж представлен в стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных», в котором Пушкин, глядя на «дуб уединенный», размышляет о своем «веке». В произведении «Вновь я посетил. » автор бродит по «уголку земли», где два года «провел изгнанником» и видит изменения в себе, окружающих, природе. Пушкин написал стихотворение в Михайловском, когда умерла его мать. Если в более раннем произведении «Деревня», написанном там же, пейзаж был сентиментальный, то сейчас он стал реалистическим. Еще одна особенность поздних пушкинских пейзажей, которая отражена в стихотворении «Вновь я посетил. » — топографичность: автор дает подробное изображение Михайловского.
Социальный пейзаж присутствует в стихотворении «Осень». Он неразрывно связан с человеком, помогает лучше понять тяготы ежедневной жизни. Например, поэт описывает «мельницу», «бег саней». Этот тип пейзажа встречается в «Няне», которая «горюет» «под окном своей светлицы».
Пейзажи Пушкина имеют богатую цветовую палитру: «младая роща. зеленая семья», «лето красное», «в багрец и золото одетые леса», «луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела», «голубые небеса», «прозрачный лес один чернеет», «роняет лес багряный свой убор». Заметим, все тона у поэта чистые.
Пушкинские пейзажи содержат и сквозные мотивы, например, мотив дороги — в «Бесах» или «Осени», мотив семьи — во «Вновь я посетил. », где зелень метафорически становится целой семьей.
Кроме того, пейзажи Пушкина символичны. Например, в стихотворении «Туча» через картину природы поэт передает задумчивый настрой, нескончаемый процесс жизни. Символичен и «Анчар», в котором поднимается проблема жизни и смерти, свободы личности, гуманизма, добра и зла. Символичен «Свободы сеятель пустынный», в котором Пушкин «сеет» «свободу», «благие мысли и труды».
Пушкин, несомненно, любил природу, часто изображал ее в своих произведениях. В каждом стихотворении затронуто несколько тем, смыслов, в том числе в тех, где на первый взгляд изображаются лишь красоты природы. Природа является проводником настроений, мнений поэта: сквозь «грустный шум» «моря» слышится боль поэта, а наблюдая «в багрец и золото одетые леса. и свежее дыханье. и первые морозы», мы понимаем, как любима и многозначна для Пушкина осень. «Для Пушкина она (природа) была — полная невыразимого, но безмолвного очарования живая картина», — писал Белинский. Такой она предстает и перед нами в произведениях поэта.

Источник

Adblock
detector