Проблематика сюжет и композиция Синей птицы Метерлинка

Композиция синей птицы метерлинка

30. «Сирано де Бержерак» Э. Ростана: герой, конфликт и стиль.
«Сирано де Бержерак» — героическая комедия (1897) и одновременно поэтическая драма. В основе драмы — реальная жизненная история современника Корнеля и Расина. Поэт-вольнодумец, драматург, философ Савиньен де Сирано де Бержерак (1619-1655) — сын своей эпохи. Личность Бержерака импонировала Ростану, который опираясь на факты биографии, так вдохновенно их преобразил, что герой заслонил своего прототипа.
Пятиактная пьеса написана редкими по красоте стихами, сверкающими блеском и остроумием.
Образ Сирано дан в окружении реальных исторических фигур (граф де Гиш, Рагно, Монфлери). Образ Сирано де Бержерака — образ поэта-храбреца, знающего себе цену человека. Такой герой «может ускорить движение жизни», возбудить «жажду жизни», это «славный воин» «с солнцем в крови» (так писал Горький).
В основе сюжета драмы — история любви героя к красавице Роксане (она была его кузиной). У Сирано (некрасивой наружности — «усы кверху, страшный нос») счастливый соперник, товарищ по гвардейскому полку, граф Кристиан де Невилет. Не надеясь на ответное чувство Роксаны, некрасивый, но великодушный Сирано помогает своему конкуренту Кристиану, пустому и легкомысленному красавцу. От имени Кристиана он сочиняет стихи, исполненные восхищения Роксаной, выдумывает за него страстные признания. Но Кристиан погибает (в бою), и лишь через десять лет после его смерти Сирано решается признаться в своей тайной любви Роксане (которая после смерти Кристиана уходит в монастырь), и та начинает понимать, кого она любила на самом деле. В патетическом финале смертельно раненый Сирано бросает вызов «смерти курносой», вступает в бой со своими «старыми врагами»: ложью, предрассудками, подлостью, глупостью. Его шпага крушит воображаемых недругов. Он уходит из жизни со словами, выражающими пафос героической комедии:
Я знаю, что меня сломает ваша сила,
Я знаю, что меня ждет страшная могила,
Вы одолеете меня, я сознаюсь,
Но все-таки я бьюсь, я бьюсь, я бьюсь!
Пьеса пленяет читателя и зрителя поэтической атмосферой, эмоциональностью. Драматург использует поэтику контраста и гротеска. Сирано долговяз, у него некрасивое лицо, но чистая душа; Кристиан хорош собой, но глуповат; Роксана умна, но рассудочность убедняет в ней чувства.
Пьеса относится к стилю неоромантизма со свойственной ему героикоромантической тональностью.
Неоромантизм: нелепость смерти (упало бревно), полярность персонажей, в которых уживаются полные противоположности: Сирано умен и некрасив, Кристиан красив и глуп, Роксана умна, но ничего не чувствует. Идеал в том, чтобы и в жизни видеть прекрасное, видеть идеал. Финальная сцена — обретение этого идеала, но слишком поздно, смерть разлучает РОксану и Сирано.

31.Сюжеты, образы и символы ранней драмы Метерлинка «Слепые».

1890 – пьеса «Слепые» (Les Aveugles). Одноактная драма воспроизводит ожидание слепых своего поводыря и их размышления о том, что они воспринимают, ужас от ощущения своей беспомощности и невозможности распознать происходящее в мире. Человечество здесь предстаёт слепым, беспомощным, недалёким, эгоистичным, неспособным понять мир и обречённым на страдание.

Действие сведено к процессу ожидания. Не случайно критики назвали ее «драмой ожидания» — настолько точно она соответствовала программным требованиям теории «статического театра». В обеих пьесах «непрошенной гостьей» становится Смерть — одна из трансформаций неотвратимой судьбы в театре Метерлинка.
Мотив пассивного, «слепого» ожидания, где «слепота» истолкована как символ самосознания человечества, звучит в пьесе «Слепые», вызывающей отдаленные ассоциации со знаменитой картиной П. Брейгеля. Несколько слепых стариков и женщин, образовав полукруг, сидят в лесу и ждут своего поводыря, старого полуслепого священника, который вывел их из приюта на прогулку и, оставив одних, ушел, чтобы принести хлеба и воды. Он долго не возвращается, и они не знают, что с ним случилось. К слепым прибегает приютская собака, которая приводит их к месту, где, застыв в неподвижности, сидит мертвый священник. Все их попытки возвратить его к жизни ни к чему не приводят: священник уже давно мертв. Слышится шум шагов. Ребенок, сын одной из слепых женщин, спавший у нее на коленях, просыпается с плачем. Его поднимают над головами, чтобы он увидел, чьи это шаги слышны рядом. Голос ребенка срывается в крике. Слепые взывают о милосердии, но никто им не отвечает.
Несмотря на неопределенность заключительной сцены, оставляющей открытым вопрос, чье появление возвестил крик испуганного ребенка, смысл пьесы достаточно ясен. В ней, выражен пессимистический взгляд на человечество, блуждающее в поисках высшей цели, словно в ночном лесу толпа слепых мужчин и женщин, и не находящее ничего, кроме Смерти, которая подстерегает всех и каждого.
Философскую основу художественных взглядов Метерлинка составил идеализм в его мистическом варианте. Метерлинк на место Бога поставил безликое и фатальное Неизвестное, управляющее миром и враждебное человеку. Перед лицом всесильного Неизвестного люди — только слабые существа. Будучи вместилищем Неизвестного, они должны жить «без дела, без мысли, без света» и — без слова, ибо нельзя выразить словами невыразимое: «Истинная жизнь создается в молчании». В пьесе «Слепые» воспроизводится «трагедия каждого дня» — вторжение Неизвестного в обыденную жизнь: священник, который вывел слепых на прогулку, внезапно умирает, теперь они не смогут найти дорогу обратно в приют. Но цель пьесы не рассказать о трагедии беспомощных слепых. Всё здесь имеет символический смысл. Слепые — это утратившее нравственные ориентиры человечество; мертвый священник — церковь, уже не способная утешить людские страдания; океан – образ смерти. Каждая из слепых символизирует определённую сторону человеческой жизни: юная слепая – искусство и красоту; сумасшедшая – вдохновение; зрячий ребёнок – новое, нарождающееся мистическое мировоззрение; маяк на берегу океана – науку.

32. Проблематика, сюжет и композиция «Синей птицы» Метерлинка.
В 1908 Метерлинк создал пьесу-сказку «Синяя птица», исполненную веры в победу человека над силами природы, голодом, войной.
«Синяя птица» — вершина творчества Метерлинка. Сочетание традиций фольклорной и романтической сказки с приемами символистского театра обусловили художественное своеобразие «Синей птицы», «простой, легкой и радостной, как сон десятилетнего ребенка, но в то же время и грандиозной». Пьеса проникнута идеей автора «быть смелым, чтобы видеть скрытое», это философская сказка о смысле человеческой жизни. Сам Метерлинк так сформулировал основную мысль произведения: «. я хотел сказать, что человечество всегда должно стремиться вперед, что в этих блужданиях оно всегда растет, наливается новыми соками и движется дальше, вперед».
«Синюю птицу» считают одним из лучших произведений М. Это не возвращение к символизму, но авторская интерпретация целого ряда сказочных мотивов, главная цель которых — рассказать о трудном пути познания, о неизбежном торжестве разума и добра. Во сне дети дровосека Тильтиль и Митиль отправляются с Душой Света на поиски таинственной Синей птицы. Им приходится преодолеть множество препятствий, встретиться с коварством, рисковать жизнью. . Они попадают в Страну Воспоминаний, Царство Будущего, Сады Блаженств, переживают необыкновенные приключения, преодолевают всевозможные препятствия. Они находят синих птиц, однако те либо меняют цвет в клетке, либо погибают в руках человека. В конце путешествия дети снова видят в своем доме голубку, которая кажется их маленькой соседке настоящей Синей птицей, ибо подлинное счастье может быть только в реальности. Смысл сказки в том, что истинная Синяя птица — это символ свободного знания: потому ведет детей Свет, потому боится их Ночь со своими тайнами и ужасами, потому и меняет цвет Синяя птица в клетке — без свободы разум гибнет. Здесь более нет туманной символики раннего М., нет зловещего Рока, подстерегающего человека. Интересно раскрывается мысль о том, что человек в себе самом несет свое будущее, но его свобода относительна, ибо это будущее вложено в него еще до рождения: Тильтиль и Митиль попадают к нерожденным детям, каждый из которых уже знает, кем он станет в жизни, что он сможет совершить. Сказка красочна и многопланова, богата мыслями и добрыми делами персонажей. Это произведение обращено одновременно и к взрослым, и к детям, именно поэтому до настоящего времени оно не сходит со сцены.

Сущность пьесы, значение для нее народной, фольклорной традиции искусства, ее глубинный пафос, присущий и творчеству Метерлинка в целом, лучше всего охарактеризовал Блок: «Только сказка умеет с легкостью стирать черту между обычным и необычным, и в этом вся соль пьесы. » И далее: «. счастья нет, счастье всегда улетает как птица, говорит сказка; и сейчас же та же сказка говорит нам другое: счастье есть, счастье всегда с нами, только не бойтесь его искать. И за этой двойной истиной, неуловимой, как сама Голубая птица, трепещется поэзия, волнуется по ветру ее праздничный флаг, бьется ее вечно юное сердце».

Тильтиль, Митиль — дети, совершающие во сне странствие, которое из хижины дровосека переносит их в Страну Воспоминаний, Дворец Ночи, Сады Блаженств, Царство Будущего. Сюжет феерии — история посвящения маленьких героев в простые, но необходимые нравственные истины и их приобщения к миру высших ценностей человеческого бытия. Синяя птица — аналог голубого цветка романтиков, чудесное воплощение всего, что недостижимо в земном мире. В финале Т. дарит птицу больной соседской девочке, и этот жест альтруизма становится главным итогом действия. Наградой за способность ощущать глубокую родственность всех разнородных явлений жизни и знаком душевной чистоты, без которой невозможна подобная ясность восприятия мира, служит волшебный алмаз Т., открывающий душу во всех предметах, деревьях, животных, вещах домашнего обихода. Сказочное путешествие Т. и М. таинственными тропами познания, по которым их ведет Душа Света, не обходится без встречи с Духами Тьмы — чтобы убедиться, что внушаемые ими ужасы преодолимы, — с мнимыми Блаженствами, предстающими в своей иллюзорности, с Несчастьями, поддающимися укрощению. Важный эпизод этого странствия — познание высшей истины, состоящей в том, что нет ни смерти, ни забвения, потому что в безграничном океане бытия прошлое, настоящее, будущее связаны тысячами нитей.

Законом, по которому строится жизнь в мире Т. и М., является бескорыстие. Лишь оно признается залогом счастья, которое «всегда с нами, только не бойтесь его искать». Демонические козни Кошки остаются не более чем проделками комической интриганки, а Ночь отступает перед сиянием Души Света. Незамутненное сознание Т. и М. — символ торжества над злом и победы над Роком, которая возможна, если человеку удастся вернуть себе угасшее зрение, каким обладает ребенок.

33. Символика «Синей птицы» Метерлинка. (+см б. 32)
В «Синей птице» предельно наглядны основные мотивы творчества Метерлинка: это, например, развенчание примитивных радостей низшего, сугубо материального порядка («Тучные блаженства») в сопоставлении с неотъемлемыми духовными ценностями человеческой натуры, конкретизируемыми как «Радость быть справедливым», «Радость быть добрым», «Радость завершенной работы», «Радость мыслить», «Радость созерцать прекрасное» и т. д., вплоть до «Радостей, которых люди еще не узнали».
Герои — дети бедного дровосека Тильтиль и Митиль в сопровождении оживших сил природы отправляются на поиски Синей птицы, символизирующей истину и счастье. Они попадают в Страну Воспоминаний, Царство Будущего, Сады Блаженств, переживают необыкновенные приключения, преодолевают всевозможные препятствия и когда, наконец, возвращаются назад, то находят ее в своем доме. Сам Метерлинк так сформулировал основную мысль произведения: «. я хотел сказать, что человечество всегда должно стремиться вперед, что в этих блужданиях оно всегда растет, наливается новыми соками и движется дальше, вперед».
Смысл сказки в том, что истинная Синяя птица — это символ свободного знания: потому ведет детей Свет, потому боится их Ночь со своими тайнами и ужасами, потому и меняет цвет Синяя птица в клетке — без свободы разум гибнет. Здесь более нет туманной символики раннего М., нет зловещего Рока, подстерегающего человека. Интересно раскрывается мысль о том, что человек в себе самом несет свое будущее, но его свобода относительна, ибо это будущее вложено в него еще до рождения: Тильтиль и Митиль попадают к нерожденным детям, каждый из которых уже знает, кем он станет в жизни, что он сможет совершить. Сказка красочна и многопланова, богата мыслями и добрыми делами персонажей. Это произведение обращено одновременно и к взрослым, и к детям, именно поэтому до настоящего времени оно не сходит со сцены.
Ночь – символ всех бед и несчастий, кошка – коварства, Душа Света – света, собака — преданности
Незамутненное сознание Т. и М. — символ торжества над злом и победы над Роком, которая возможна, если человеку удастся вернуть себе угасшее зрение, каким обладает ребенок.

Билет 34. «Кола Брюньон»: главный герой, сюжет и стиль.
Кола Брюньон – главный герой повести, образ, для творчества Роллана не очень обычный. Главное в этой книге — прославление жизни во всех ее проявлениях. Имя Breugnon означает «сочный плод», результат скрещивания персика с абрикосом. И сам К. Б. живет сочно, вкусно, не отказывая себе в радостях. Жизнь его совсем не балует: расставание с любимой девушкой, большая семья, духовное отдаление детей, смерть жены, родная деревня, переходящая из рук в руки в междоусобных ссорах, поджог дома соседями, длительная прикованность к постели с переломом ноги, варварское разрушение слаженных им деревянных панелей, лестниц, буфетов. Повествование строится в форме дневниковых записей, которые следуют «ритму календаря природы». Речь К. Б. пересыпана пословицами, афоризмами, каламбурами, щедро используются рифмы и ассонансы.
«Кола Брюньон» — книга, которая «находит в жизни вкус и сама здорова», книга такой непоколебимой веры в человека, что М. Горький называл ее «Самой изумительной книгой наших дней». Здесь герой и течение его жизни сливаются с общей «рекой жизни», вплоть до того, что книга «следует ритму календаря природы». В главном герое бьется «сильная жизнь», он впитывает в себя «океан жизни», а в своих произведениях видит воплощенную жизнь». Кола страдает, героя настигают обязательные удары судьбы, постоянная потеря того, что считается признаком и условием благополучного существования. Кола живет в тревожное, неустроенное время: война бушует в Бургундии. А над всеми страданиями и бедами – прекрасная, вечная жизнь и неугасимый дух Кола, дух народа.
Кола Брюньон – типический образ, по-своему «тень» автора, и ему дано поэтому больше, чем мог иметь самый одаренный из ремесленников начала 17 века. Когда Кола ведет своих сограждан на бой, то это уже не столько Кола, сколько сам народ, осознавший наконец самого себя, утверждающий себя в активной борьбе ,а не в пассивном движении по течению. Здесь Кола отважен, мудр, он действует как прирожденный народный вождь и опытный политик. А когда наедине с собой тот же герой читает Плутарха, мы снова ощущаем, что перед один из тех маяков которые, по мысли Ролана, освещали и освещают путь человечеству среди жизненных бурь.
«Кола Брюньон» — реалистический исторический роман, «смертоносное вероучение и междоусобные воины, Францию растерзанную» видит автор и отражает целую эпоху, изображая жизнь маленького городка Кламси и судьбу скромного его обитателя, плотника и резчика по дереву Кола.
Образы тупоумных господ и прожорливой солдатни, образы фанатичных приверженцев различных верований сменяют друг друга, сопоставляясь с истинной мудростью, гуманностью, не верящего ни в каких богов Кола – с истинностью Кола, ибо все прочее – господа, боги, короли – преходящее, а вечен народ и вечна жизнь. Реалистический роман Роллана своеобразен точностью раскрытия народного характера в единстве его содержания и формы. Во французской литературе начала века рома неповторим фольклорным оформлением, прибауточным складом, художественной транскрипцией «кламсийских летописей», неверских преданий». Здесь все земное, все от природы, от ее красот и красок.

Источник

Проблематика, сюжет и композиция «Синей птицы» Метерлинка.

В 1908 Метерлинк создал пьесу-сказку «Синяя птица«, исполненную веры в победу человека над силами природы, голодом, войной.

«Синяя птица» — вершина творчества Метерлинка. Сочетание традиций фольклорной и романтической сказки с приемами символистского театра обусловили художественное своеобразие «Синей птицы», «простой, легкой и радостной, как сон десятилетнего ребенка, но в то же время и грандиозной». Пьеса проникнута идеей автора «быть смелым, чтобы видеть скрытое», это философская сказка о смысле человеческой жизни. Сам Метерлинк так сформулировал основную мысль произведения: «. я хотел сказать, что человечество всегда должно стремиться вперед, что в этих блужданиях оно всегда растет, наливается новыми соками и движется дальше, вперед».

«Синюю птицу» считают одним из лучших произведений М. Это не возвращение к символизму, но авторская интерпретация целого ряда сказочных мотивов, главная цель которых — рассказать о трудном пути познания, о неизбежном торжестве разума и добра. Во сне дети дровосека Тильтиль и Митиль отправляются с Душой Света на поиски таинственной Синей птицы. Им приходится преодолеть множество препятствий, встретиться с коварством, рисковать жизнью. . Они попадают в Страну Воспоминаний, Царство Будущего, Сады Блаженств, переживают необыкновенные приключения, преодолевают всевозможные препятствия. Они находят синих птиц, однако те либо меняют цвет в клетке, либо погибают в руках человека. В конце путешествия дети снова видят в своем доме голубку, которая кажется их маленькой соседке настоящей Синей птицей, ибо подлинное счастье может быть только в реальности. Смысл сказки в том, что истинная Синяя птица — это символ свободного знания: потому ведет детей Свет, потому боится их Ночь со своими тайнами и ужасами, потому и меняет цвет Синяя птица в клетке — без свободы разум гибнет. Здесь более нет туманной символики раннего М., нет зловещего Рока, подстерегающего человека. Интересно раскрывается мысль о том, что человек в себе самом несет свое будущее, но его свобода относительна, ибо это будущее вложено в него еще до рождения: Тильтиль и Митиль попадают к нерожденным детям, каждый из которых уже знает, кем он станет в жизни, что он сможет совершить. Сказка красочна и многопланова, богата мыслями и добрыми делами персонажей. Это произведение обращено одновременно и к взрослым, и к детям, именно поэтому до настоящего времени оно не сходит со сцены.

Сущность пьесы, значение для нее народной, фольклорной традиции искусства, ее глубинный пафос, присущий и творчеству Метерлинка в целом, лучше всего охарактеризовал Блок: «Только сказка умеет с легкостью стирать черту между обычным и необычным, и в этом вся соль пьесы. » И далее: «. счастья нет, счастье всегда улетает как птица, говорит сказка; и сейчас же та же сказка говорит нам другое: счастье есть, счастье всегда с нами, только не бойтесь его искать. И за этой двойной истиной, неуловимой, как сама Голубая птица, трепещется поэзия, волнуется по ветру ее праздничный флаг, бьется ее вечно юное сердце».

Тильтиль, Митиль — дети, совершающие во сне странствие, которое из хижины дровосека переносит их в Страну Воспоминаний, Дворец Ночи, Сады Блаженств, Царство Будущего. Сюжет феерии — история посвящения маленьких героев в простые, но необходимые нравственные истины и их приобщения к миру высших ценностей человеческого бытия. Синяя птица — аналог голубого цветка романтиков, чудесное воплощение всего, что недостижимо в земном мире. В финале Т. дарит птицу больной соседской девочке, и этот жест альтруизма становится главным итогом действия. Наградой за способность ощущать глубокую родственность всех разнородных явлений жизни и знаком душевной чистоты, без которой невозможна подобная ясность восприятия мира, служит волшебный алмаз Т., открывающий душу во всех предметах, деревьях, животных, вещах домашнего обихода. Сказочное путешествие Т. и М. таинственными тропами познания, по которым их ведет Душа Света, не обходится без встречи с Духами Тьмы — чтобы убедиться, что внушаемые ими ужасы преодолимы, — с мнимыми Блаженствами, предстающими в своей иллюзорности, с Несчастьями, поддающимися укрощению. Важный эпизод этого странствия — познание высшей истины, состоящей в том, что нет ни смерти, ни забвения, потому что в безграничном океане бытия прошлое, настоящее, будущее связаны тысячами нитей.

Законом, по которому строится жизнь в мире Т. и М., является бескорыстие. Лишь оно признается залогом счастья, которое «всегда с нами, только не бойтесь его искать». Демонические козни Кошки остаются не более чем проделками комической интриганки, а Ночь отступает перед сиянием Души Света. Незамутненное сознание Т. и М. — символ торжества над злом и победы над Роком, которая возможна, если человеку удастся вернуть себе угасшее зрение, каким обладает ребенок.

33. Символика «Синей птицы» Метерлинка. (+см б. 32)

В «Синей птице» предельно наглядны основные мотивы творчества Метерлинка: это, например, развенчание примитивных радостей низшего, сугубо материального порядка («Тучные блаженства») в сопоставлении с неотъемлемыми духовными ценностями человеческой натуры, конкретизируемыми как «Радость быть справедливым», «Радость быть добрым», «Радость завершенной работы», «Радость мыслить», «Радость созерцать прекрасное» и т. д., вплоть до «Радостей, которых люди еще не узнали».

Герои — дети бедного дровосека Тильтиль и Митиль в сопровождении оживших сил природы отправляются на поиски Синей птицы, символизирующей истину и счастье. Они попадают в Страну Воспоминаний, Царство Будущего, Сады Блаженств, переживают необыкновенные приключения, преодолевают всевозможные препятствия и когда, наконец, возвращаются назад, то находят ее в своем доме. Сам Метерлинк так сформулировал основную мысль произведения: «. я хотел сказать, что человечество всегда должно стремиться вперед, что в этих блужданиях оно всегда растет, наливается новыми соками и движется дальше, вперед».

Смысл сказки в том, что истинная Синяя птица — это символ свободного знания: потому ведет детей Свет, потому боится их Ночь со своими тайнами и ужасами, потому и меняет цвет Синяя птица в клетке — без свободы разум гибнет. Здесь более нет туманной символики раннего М., нет зловещего Рока, подстерегающего человека. Интересно раскрывается мысль о том, что человек в себе самом несет свое будущее, но его свобода относительна, ибо это будущее вложено в него еще до рождения: Тильтиль и Митиль попадают к нерожденным детям, каждый из которых уже знает, кем он станет в жизни, что он сможет совершить. Сказка красочна и многопланова, богата мыслями и добрыми делами персонажей. Это произведение обращено одновременно и к взрослым, и к детям, именно поэтому до настоящего времени оно не сходит со сцены.

Ночь – символ всех бед и несчастий, кошка – коварства, Душа Света – света, собака — преданности

Незамутненное сознание Т. и М. — символ торжества над злом и победы над Роком, которая возможна, если человеку удастся вернуть себе угасшее зрение, каким обладает ребенок.

Источник



"Синяя птица" — краткое содержание пьесы Мориса Метерлинка

В произведении «Синяя птица» сюжет разворачивается в комнате хижины, в которой живёт дровосек со своей семьёй. Недостаточно яркое освещение в этот вечер позволяет рассмотреть обстановку вокруг, спящих животных и ребят по имени Митиль и Тильтиль. Уложив детей спать, мать ещё долго наблюдает за ними. Налюбовавшись своими малышами, она уходит из комнаты и зовёт с собой отца.

После того как родители покидают комнату, она неожиданно озаряется. Свет будит малышей. Проснувшись, они начинают беседовать между собой. В ходе их разговора становится понятно, что рождественские праздники они проведут без подарков. Усевшись на лавку, они стали наблюдать за тем, что происходит за окном. Количество подарков и сладостей ребят, чьи родители богаты, поражает Тильтиля и Митиля.

В этот момент в комнате появляется старушка. Она оказалась феей по имени Берилюна. Её внешность очень напугала ребят. Старушка рассказывает детям о заветном желании больной внучки и просит их помочь ей. Ребята соглашаются отыскать синюю птицу. Собравшись уходить, фея неожиданно начинает злиться, что никто не замечает её красоты.

Затем Берилюна уговаривает малышей примерить зелёную шапку. Она волшебная. В ней можно разглядеть внутренний мир предметов.

Фея показывает, как нужно обращаться с волшебной шапкой и надевает её на Тильтиля. В этот момент начинают происходить волшебные превращения. Скромное убранство комнаты вдруг превращается в роскошное. Души, которые есть у каждого предмета, начинают вырываться наружу. Появление душ собаки и кошки сопровождается объятиями. Оживление предметов в комнате прекращается неожиданным стуком в дверь.

Это были родители, которые пришли убедиться, что их дети уже заснули. Резкий поворот алмаза в то время как в дверь постучали, привёл к тому, что не все души успели вернуться в исходное положение. И они отправляются в путешествие через окно.

Добравшись до дворца, где проживала фея, герои разделились на 2 команды и отправились на поиски голубой птицы. Кошка говорит, что только человек сможет познать душу предметов, и если находка попадёт ему в руки, это будет означать их безграничную власть. Она убеждает своих сторонников помешать поискам синей птицы.

Приключения детей

После того как души сахара и хлеба накормили голодных детей, они ушли в страну Воспоминаний. Там они повстречали бабушку и дедушку, которые умерли. Эта встреча подарила им счастье. Как оказалось, воспоминания о жителях страны дарит им радость. Дети забирают у взрослых птицу. На выходе она становится чёрной.

После герои посещают Ночь. Открывая двери её ключами, они встречаются с призраками, духами тьмы, болезнями, тайнами, ужасами. Тильтиль открыл последнюю дверь и за ней находился прекрасный сад с птицами. Позже они умрут.

Кошка опередила своих спутников и прибежала в лес, чтобы настроить его против ребят. Дух дуба изъявил желание отомстить человеку за гибель своих сородичей. Завязалась драка, в ней яростным защитником малышей выступил пёс. Душа света пришла им на помощь, она повернула алмаз. Всё вокруг погрузилось в молчание.

Далее герои сказки проходят испытание кладбищем. Восставшие из могил мертвецы пугают ребят. Сады блаженств пытаются искусить персонажей вседозволенностью в своих желаниях, но они успевают повернуть алмаз и не поддаться искушению. Следующее их знакомство происходит с радостью матери и другими её сёстрами.

Дальше герои попадают в царство Будущего, где действующие лица общаются с детьми, которые ещё не родились. Им даже удалось познакомиться с братом, который ещё не родился. Они увидели как старик по имени Время пропускал малышей, чья очередь родиться уже подошла.

Затем герои возвращаются в свой родной дом. Душа света говорит, что они отсутствовали ровно год. Мама будит своих детей, и они просыпаются в своей комнате. Они рассказывают родителям об удивительном путешествии, но те им не верят.

Тильтиль дарит зашедшей соседке, которая очень похожа на фею, горлика. Она уходит домой и её внучка излечивается. Потом девочка приходит поблагодарить детей за своё выздоровление, но птичка вырывается у неё из рук и улетает. В финале девочка плачет, а Тильтиль обещает снова отыскать для неё птицу.

Анализ пьесы

Получается, что главная мысль книги «Синяя птица» — о чем каждому из нас говорит понятие «счастье». Для каждого оно своё. Но в пьесе «Синяя птица» значением счастья является птица. Это обобщённый образ, который ищут все люди.

Писатель выбрал форму сказки, чтобы раскрыть символические и таинственные стороны темы. Она даже ребёнку поможет понять, что такое счастье. В тексте используется масса фразеологизмов и аллегорий, которые заставляют задуматься над духовными и моральными проблемами.

Фантастическая притча затрагивает ложные и правдивые стороны в жизни человека. Матерлинк умело это показывает через детей, чьи души ещё чисты и наивны. Ведь они ещё подсознательно тянутся к добру.

Характеристика героев

В сказке Матерлинка главные герои отправляются на поиски птицы. Они прошли множество испытаний прежде, чем её найти. Главные действующие лица пьесы и их характеристика:

  1. Тильтиль. Добрый мальчик, он честен и храбр, несмотря на то, что мал.
  2. Митиль. Сестра главного героя, робкая и отзывчивая девочка.
  3. Фея Бирилюна. Добросердечная и милосердная волшебница.
  4. Кошка Тилетта. Коварное животное, которое мечтает о гибели человечества.
  5. Пёс Тило. Настоящий, верный и преданный друг, который никогда не предаст.
  6. Душа Света. Маленькая девочка с белокурыми волосами, которая помогает Тильтилю в поисках Синей птицы.

Во время приключений герои познают жизненные ценности. Они учатся различать эгоистическое наслаждение и настоящее счастье. Важнейшим уроком становится дворец Ночи. Он олицетворяет не только зло, но и невозможность некоторых людей отличать его от добра.

Автор указывает, что нужно ценить каждую минуту в жизни. Смысл прост: время скоротечно и его не вернуть.

Цитаты из рассказа

Матерлинку удалось символизировать счастье и донести до людей, какое оно. Хочется привести несколько цитат из его знаменитого произведения:

  1. «Кто меня любит и кого люблю я, те всегда меня найдут».
  2. «Молиться — значит вспоминать».
  3. «Не беспокойся. Они играют в то, что они счастливы».

Отзывы читателей

Доброго дня! Хочу поделиться с вами впечатлением о произведении Матерлинка «Синяя птица». Отличный рассказ. Легко читается, очень интересный сюжет. А также ходила на спектакль. Постановка мне очень понравилась! Всем рекомендую! Онлайн-версия краткого содержания отлично подойдёт для читательского дневника.

Всем здравствуйте! Стыдно признаться, но об этом произведении я узнала совсем недавно. Я купила эту книгу, чтобы читать дочери на ночь, в пересказе Леонида Яхина с картинками и иллюстрациями. Только позже я узнала, что это пьеса и написал её Морис Матерлинк. Хочу очень прочитать оригинал. Считаю, что его пока сложновато усваивать 6-летнему ребёнку, придётся повременить, так что пока читаем пересказ вместе.

Здравствуйте! Читала эту сказку в детстве и была в восторге от неё. Простота и гениальность сюжета поражает. Недаром говорят, что всё гениальное — просто. Смотрела также спектакль по этому произведению. Очень понравилось. Рекомендую всем, кто ещё не познакомился с этой пьесой.

Источник

Синяя птица — аудиосказка Метерлинка М.

В ночь перед Рождеством брата и сестру Тильтиль и Митиль посещает Фея Берилюна и уговаривает их пойти на поиски Синей птицы. Внучка Феи больна и вылечить ее может только Синяя птица.

Пожалуйста, оцените произведение.

Оценка: 4.5 / 5. Количестов оценок: 17

Помогите сделать материалы на сайте лучше для пользователя!

Напишите причину низкой оценки.

Спасибо за отзыв!

Если Вам понравилось, пожалуйста, поделитесь с друзьями.

Прослушано 146 раз(а)

Другие классические шедевры аудиосказок

Лягушка-путешественница — аудиосказка Гаршина В.

Слушайте сказку «Лягушка-путешественница» Гаршина В. онлайн на сайте Мишкины книжки. Однажды одна лягушка уговорила перелетных уток .

Черная курица, или Подземные жители — аудиосказка Погорельского А.

Слушайте аудиосказку Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» о мальчике Алёше, и о том, как обычная курица .

Приключения Карандаша и Самоделкина — аудиосказка Дружкова Ю.

Сказка про двух маленьких человечков, живших в небольшом городе. Они волшебники. У Карандаша вместо носа волшебный карандаш. А Самоделкин за .

Все классические шедевры аудиосказок

Рекомендуем Вам послушать

Сироты — восточная аудиосказка

Слушайте восточную сказку «Сироты» онлайн на сайте Мишкины книжки. Сказка про двух братьев, оставшихся сиротами. Старший хотел идти .

Царевна в подземном царстве — белорусская аудиосказка

Слушайте белорусскую сказку «Царевна в подземном царстве» онлайн на сайте Мишкины книжки. Умерли царь и царица в одной стране. Остались .

Садко — сборник аудиоказок

Слушайте сказку «Садко» онлайн на сайте Мишкины книжки. Сказка про молодого гусляра из Великого Новгорода.

Добавить комментарий Отменить ответ

Русские народные аудиосказки

Аудиосказки народов мира

аудиосказки по возрасту:

аудиосказки по интересам:

Куколка - аудиосказка Тучкова А.

аудиосказка Тучкова А.

Терапевтическая сказка про капризную девочку — грязнулю. О том, как она поняла важность послушания родителей и важность гигиены.

Цыплёнок и утёнок

Цыплёнок и утёнок - Сутеев В.Г.

аудиосказка Сутеева В.Г.

Сказка про то, как цыпленок вылупился из яйца вслед за утенком и принялся во всем ему подражать. И даже прыгнул в воду, но начал тонуть. К счастью, утенок спас друга…

Три брата - Братья Гримм

аудиосказка Братья Гримм

Короткая сказка о трех братьях, которые так любили друг друга, что даже вопрос о наследстве не поссорил их…

Попался, который кусался

Попался, который кусался - сказка Григория Остера

аудиосказка Григория Остера

Интересная история про храброго и находчивого мышонка, который в одиночку смог справиться с лисом. А бобр и енот хотели ему помочь, но испугались лиса и струсили.

Что я видел - аудио рассказ Житкова Б.С.

аудио рассказ Житкова Б.С.

Небольшие рассказы про маленького мальчика Алешу, его детство, его семью. Алеша описывает свои детские впечатления от путешествия по железной дороге, от огромной Москвы, от посещения зоопарка…

Приключения Тома Сойера

Приключения Тома Сойера - аудио рассказ Твена М.

аудио рассказ Твена М.

Рассказ про озорного, находчивого, веселого двенадцатилетнего мальчика-сироту Тома Сойера, его друга Гекльберри Финна и других жителей городка Сент- Питерсберга.

Приключения Незнайки и его друзей

Приключения Незнайки и его друзей - аудиосказка Носова Н.Н.

аудиосказка Носова Н.Н.

Сказка про веселого, озорного, неунывающего Незнайку и других маленьких жителей Цветочного города, построивших под руководством Знайки воздушный шар и отправившихся в путешествие.

Кладовая солнца - аудио рассказ Пришвина М.М.

аудио рассказ Пришвина М.М.

Это были военные годы. Брат с сестрой, оставшись сиротами, сами вели хозяйство. Весной они пошли на болото за прошлогодней клюквой, с ними там произошло много происшествий.

Бочонок собачонок - аудио стих Заходера Б.

аудио стих Заходера Б.

Слушайте аудио стих «Бочонок собачонок» Заходера Б. онлайн на сайте Мишкины книжки.

Диета термита - аудио стих Заходера Б.

аудио стих Заходера Б.

Слушайте аудио стих «Диета термита» Заходера Б. онлайн на сайте Мишкины книжки.

Дождик - аудио стих Заходера Б.

аудио стих Заходера Б.

Слушайте аудио стих «Дождик» Заходера Б. онлайн на сайте Мишкины книжки.

Кискино горе - аудио стих Заходера Б.

аудио стих Заходера Б.

Слушайте аудио стих «Кискино горе» Заходера Б. онлайн на сайте Мишкины книжки.

Источник

Adblock
detector