Признаки птиц которые способствуют полету

Основные приспособления птиц к полету — признаки и среда обитания

Многие пернатые освоили наземно-воздушную среду обитания. Приспособление птиц к полету стало возможным из-за многих изменений во внешнем виде и внутреннем строении.

Основные приспособления птиц к полету - признаки и среда обитания 2

Основные признаки приспособления птиц к полету

  1. Двойное дыхание.
  2. Летательные мышцы содержат большое количество миоглобина.
  3. Перьевой покров.
  4. Легкий скелет.
  5. Развита кровеносная система.
  6. Быстрый обмен веществ.
  7. Видоизменение передних конечностей в крыльях.
  8. Обтекаемая форма тела.
  9. Есть специальная кость — киля.
  10. Теплокровность.
  11. Один яичник.
  12. Уменьшено количество костей.
  13. Увеличен мозжечок.
  14. Хорошо развитая нервная система.

Как птицы приспособлены к полету?

У птиц легкие не имеют возможности расширяться или сжиматься, как у людей. Воздушные мешки выполняют всю эту работу. При вдохе и при выдохе через легкие птицы движется свежий воздух, который запасается в мешках. По этой причине дыхание у птиц называется «двойным». Чтобы запастись достаточным количеством кислорода, у птиц летательные мышцы содержат много миоглобина.

Основные приспособления птиц к полету - признаки и среда обитания 1

Внутреннее строение птицы схема

Птицы вынуждены много питаться, чтобы получать большое количество энергии. У них очень хорошо развита кровеносная и дыхательная система. Среднее давление пернатых составляет около 130 мм рт. ст., в то время, как у млекопитающих она всего — 95 мм рт. ст.

У птиц очень быстрый обмен веществ, температура тела достигает от 40 до 42 градусов. Высокая температура тела значительно влияет на все процессы жизнедеятельность, также сокращение мышц происходит в разы быстрее.

В большой мере, крупные мышцы, двигающие конечности, расположены на теле, а к ним уже идут сухожилия.

Птицы пережевывают свою еду в желудке, поэтому все жевательные процессы расположены внутри тела, что улучшает их аэродинамику.

Пернатые имеют перья, которым не нужны кровеносные сосуды, они слишком легкие и мягкие. Также помимо всего этого у птиц легкий скелет, который наполнен воздухом. А для лучшей координации движений был увеличен мозжечок.

Приспособление птиц к среде обитания

В зависимости от места обитания внешнее строение пернатых сильно видоизменено. К примеру, дятел имеет клюв, который похож на долото. Он использует его, чтобы доставать насекомых и личинок из коры деревьев. Вдобавок у него слишком длинный липкий язык и острые когти, которые позволяют ему выполнять все необходимые задачи для продолжения жизнедеятельности.

Птицы, которые живут в водоемах, тоже имеют некоторые изменения. У них есть короткие нижние конечности с плавательными перепонками и сплошной перьевой покров. Пернатые, обитающие в пустынях и степях обладают защитной окраской перьев, у них прекрасное зрение и сильные ноги.

Страусообразные птицы населяют Африку. Они не могут летать, так как у птиц недоразвиты крылья, однако хорошо развиты ноги. Птицы могут развивать скорость до 70 км/ч, их вес составляет 50-90 кг, а рост около 2,5-2,7 метров. Обитают страусообразные в саваннах, пустынях, степях.

Хищные птицы имеют большой изогнутый клюв, который используют для разрыва добычи на мелкие кусочки. Имея мощные острые когти, они цепляются в добычу, после чего наносят им смертоносные ранения или переносят пищу к себе в гнездо. Хищники могут долго парить в воздухе, у них отличное острое зрение и прекрасный слух.

Источник



Приспособления птиц к полету

Птицы — высокоорганизованные теплокровные животные, приспособленные к полету. Общими чертами организации птиц в связи с их приспособленностью к полету являются следующие:

Туловище обтекаемой формы. Передние конечности преобразованы в орган полета — крылья, задние конечности служат опорой туловищу и для передвижения.

Кожа тонкая, сухая, лишенная желез. Единственная копчиковая железа расположена в хвостовом отделе. Кожа имеет роговые образования в виде перьев, создающих летательные поверхности и защищающих тело от потерь тепла.

Кости скелета тонкие, прочные, в трубчатых костях имеются воздушные полости, облегчающие их массу. Череп образован полностью срощенными, без швов, костями. Все отделы позвоночника (кроме шейного) неподвижны. Грудина у летающих птиц с выступом впереди — килем, к которому прикрепляются мощные летательные мышцы. В скелете задних конечностей развита длинная цевка, увеличивающая длину шага птицы.

Мышечная система сильно дифференцирована. Самые крупные мышцы — грудные, опускающие крыло. Хорошо развиты подключичные, межреберные, шейные, подкожные и мышцы ног. Движения птиц быстрые и разнообразные: ходьба, бег, прыжки, лазание, плавание. Виды полета —машущий и парящий. Птицы многих видов способны совершать дальние перелеты.

Особенности строения пищеварительной системы связаны с необходимостью быстрого расщепления больших объемов пищи и облегчения массы пищеварительного тракта. Это достигается благодаря отсутствию зубов, участию клюва и языка в добывании пищи, размягчению ее в расширенной части пищевода —зобе, смешиванию пищи с пищеварительными соками железистого отдела желудка и перетиранию ее, как на жерновах, в мышечном отделе желудка, и укорочению задней кишки, заканчивающейся клоакой. Строение клюва и языка у птиц разнообразное и отражает их пищевую специализацию.

Органы дыхания — легкие. У летящей птицы дыхание двойное: газообмен в легких осуществляется как при вдохе, так и при выдохе, когда атмосферный воздух из воздушных мешков поступает в легкие. Благодаря двойному дыханию птица во время полета не задыхается.

Сердце четырехкамерное, все органы и ткани снабжаются чистой артериальной кровью. В результате интенсивного процесса жизнедеятельности вырабатывается много тепла, которое удерживается перьевым покровом. Поэтому все птицы — теплокровные животные с постоянной температурой тела.

Отсутствует мочевой пузырь в связи с необходимостью облегчения массы тела птицы.

Как и у всех позвоночных, головной мозг птиц имеет пять отделов. Наиболее развиты большие полушария переднего мозга, покрытые гладкой корой, и мозжечок, благодаря которым птицы обладают хорошей координацией движений и сложными формами поведения. Ориентировка птиц в пространстве осуществляется с помощью острого зрения и слуха.

61. Надотряд Страусообразные птицы. Особенности строения и жизнедеятельности. Представители.

Страусообра́зные (лат. Struthioniformes) — отряд бескилевых птиц. Современные страусообразные населяют Африку. Страусообразные характеризуются рядом черт, обусловленных отсутствием способностей летать. У страусообразных недоразвиты крылья, но развиты ноги, на которых имеется лишь два пальца (единственный случай среди современных птиц), направленных вперёд. Самцы бывают высотой 2,7 м и массой от 50 до 90 кг[2]. Все страусообразные хорошо бегают, развивая скорость до 70 км/ч. Всеядны, с уклоном в растительную пищу[1].

Скелет не пневматизирован, киль отсутствует, перья имеют простое строение: их бородки не сцепляются друг о другом и не образуют перьевых пластинок[1].

У страусообразных насиживанием яиц и воспитанием выводковых птенцов занимаются самцы. Эти птицы — кочующие, один самец водит с собой несколько самок. Гнездо устраивает самец; в него откладывают яйца все самки группы — каждая по 7—9 яиц. В результате в гнезде оказывается 15—20 яиц (Северная Африка) или даже 50—60 яиц (Восточная Африка) массой 1,5—2 кг каждое. Насиживают кладку по очереди: днем — самки, ночью — самец; инкубация длится 42 дня. Тип размножения — выводковый: страусята вылупляются зрячие, покрытые пухом и способные к самостоятельному передвижению[3].

Обитают страусообразные в пустынях, степях, саваннах. Во внегнездовое время иногда объединяются в стада, насчитывающие несколько десятков птиц. Иногда страусообразных разводят в полуодомашненном состоянии[4].

Источник

Признаки птиц которые способствуют полету

Цель урока: ознакомить учащихся с внешним строением птицы, отметив особенности, связанные с полетом.

  1. Сформировать знания об основных характерных признаках внешнего строения птиц, в связи с приспособленностью к полету.
  2. Создать условия для самостоятельной работы учащихся по изучению внешнего строения птиц.
  3. Развивать умения выделять существенные признаки, устанавливать причинно-следственные связи
  4. Воспитывать культуру бережного отношение к живому, желание глубже познавать окружающую природу

Электронная презентация, ПК, мультимедиа-проектор, таблица “Тип Хордовые. Класс Птицы. Голубь”, наборы перьев, микроскоп, химический стакан с водой, пробирка с нефтью, чучела птиц.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Введение

Чудо полета – это качество было для людей всегда и желанным, и недостижимым, и завидным. Но полет – это и есть как раз самая характерная черта животных, изучение которых мы начинаем сегодня.

Птицы – это удивительные животные. Они попытались освоить воздушную среду обитания, и эта попытка им удалась блестяще. Даже человек, поставивший себя на вершину эволюционной лестницы не способен летать. Легко и непринужденно взмыть ввысь, словно без всяких усилий отрываясь от земли, проноситься над необъятными просторами воды и суши способны только птицы. Наверное, полет птиц вызывает у каждого человека восхищение и желание самому подняться в воздух. Способностью летать обладают и насекомые, но полет птиц более совершенен. Недаром говорят, что птицы рождены для полета..

На сегодняшнем уроке мы и попытаемся ответить на вопрос, что же помогает птицам летать.

Запись темы урока в тетрадях учащихся. Класс Птицы. Особенности внешнего строения птиц, связанные с полетом (слайд 1)

Птицы – это особая группа животных, приспособленные к полету, передвижению на суше и плаванию в воде.

Птицы – это животные, способные более сложно добывать пищу, прекрасно выживающие в изменяющихся условиях температурного режима.

Наука, изучающая птиц, называется орнитология. Подвижность, красивое оперение, разноголосое пение – все это делает птиц чудесным украшением природы.

Не случайно многие строки в стихах Пушкина и Некрасова, а также замечательные творения художников и композиторов посвящены птицам. Всем знакомы картина Саврасова “ Грачи прилетели”, романсы “ Жаворонок” Глинки и “Соловей” Алябьева. (слайд 2)

Близкое порою нас не тронет,
А чужое кажется родным
Не поймешь, хохочет или стонет
Дикий голубь голосом грудным.
Как предтеча музыки и
Речи, что не выльется в слова,
Рвется голос страсти человечьей
Из груди иного существа.
Вот и сам певец. Степенный. Кроткий.
(Кроток, кроток, а не приручен).
Ходит он пружинистый походкой,
В сложенные крылья облачен.
Лучшая одежда – это крылья.
Хорошо сидит. Прочна. Легка.
Не боится ни дождя, ни пыли
И уносит нас под облака.
Вот сейчас расправит крылья голубь,
И они послушно понесут
Радужною грудью скрытый голос,
Голосом наполненный сосуд.

Так поэт Валентин Берестов в своем стихотворении “ Дикий голубь” отметил особенности не только этой удивительной птицы, но и многих летающих птиц.

Что же позволяет птицам летать? Какие особенности внешнего строения сделали полет привычным и легким? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, проведем ряд исследований.

3. Самостоятельнвя исследовательская работа учащихся в малых группах.

Внешнее строение птиц.

Лабораторная работа №1. Внешнее строение птицы.

Оборудование: чучело птицы, слайды презентации 3,4,5,6,7.

  1. Рассмотрите чучело птицы и найдите на нем отделы тела: голову, шею, туловище, хвост.
  2. Рассмотрите голову птицы, обратите внимание на ее форму, размеры; найдите клюв, состоящий из надклювья и подклювья; на надклювье рассмотрите ноздри; найдите глаза и обратите внимание на особенности их расположения.
  3. Рассмотрите туловище птицы, определите его форму. На туловище найдите крылья и ноги, определите их местоположение.
  4. Обратите внимание на неоперенную часть ноги – цевку и пальцы с когтями. Чем они покрыты? Вспомните, у каких животных, изученных ранее, вы встречали такой покров.
  5. Каковы особенности строения задней конечности птицы по сравнению с аналогичной у пресмыкающихся.

Заполните таблицу “ Внешнее строение птицы”.

Рассматриваемые признаки Особенности строения
1. Форма тела
2. Покровы тела
3. Основные отделы тела
4. Органы , расположенные на голове
5. Клюв, составные части клюва

Органы чувств птицы.

Лабораторная работа №3. “ Органы чувств птицы”.

Оборудование: чучело птицы, слайды презентации 8,9,10.

Рассмотрите чучело птицы и подготовьте ответы на вопросы.

  1. Какие органы чувств находятся на голове у птицы? Каково их значение?
  2. Имеются ли у птицы ушные раковины? Хорошо ли слышат птицы?
  3. Какое строение имеют глаза? Какое значение имеют веки?
  4. Где располагаются у птицы роговые чешуйки? Каково их происхождение и значение?

Лабораторная работа №2. Строение перьев.

Оборудование: Наборы перьев, лупы, Слайды презентации 11,12,13,14,15,16.

1.Прочитать по учебнику стр. 134-135, пятый абзац, рассмотреть под микроскопом строение пера, зарисовать, заполнить таблицу, ответить на вопросы, поставленные в работе.

2.Рассмотрите контурные и пуховые перья под лупой. На контурном пере найдите бородки первого порядка – узкие толстые пластинки, радиально отходящие от стержня, и расположенные на них бородки второго порядка, которые заканчиваются крючочками.

  1. Сравните строение контурных и пуховых перьев.
  2. Сделайте рисунки контурного и пухового перьев. Заполните таблицу.

Подготовьтесь устно ответить на вопросы.

  1. Какие типы пера вы знаете?
  2. Где у птицы располагаются наиболее крупные перья, а где – наиболее мелкие?
  3. Каково значение пера для птицы?
  4. Охарактеризуйте роль контурных и пуховых перьев в жизни птицы.

Тема: Особенности строения пера.

Тип пера Рисунок пера Значение пера

Сообщение учащегося “ Физика полета”

Полёт птиц обладает такими качествами, как необычайная маневренность, надёжность, безопасность, экономичность (синичка на 1 грамме жира пролетает 100 км!), которые ещё пока не достижимы в авиации. Чем же так важен полёт в жизни птиц?

– Поиск пищи и мест гнездований.

– Способ охоты и бегства.

Кроме обычного машущего полёта, птица может планировать, парить, пикировать, трепетать на месте. Они могут летать, едва шевеля крыльями, а могут работать ими с недоступной для глаз быстротой, могут делать незначительные взмахи, а могут так глубоко поднимать и опускать крылья, что те будут хлопать друг о друга. У стрижей и ласточек продолжительный и стремительный полёт служит для добывания пищи на лету. И крылья у них длинные и узкие. А орлы и грифы, канюки долго и неторопливо парят на длинных и широких крыльях, высматривая добычу. (слайд18)Вогнутая снизу поверхность крыла препятствует движению воздуха под ним и создаёт пониженное давление над крылом. За счёт этого возникает подъёмная сила, тянущая птицу вверх.

Эффективность работы крыла зависит от соотношения между подъемной силой и лобовым сопротивлением, действующем на крыло при движении вперед.

Во время машущего полёта работают сильные грудные мышцы. При опускании крыла перья сомкнуты, птица как бы отталкивается от воздуха вверх. При движении крыла вверх передние маховые перья резко отводятся назад и вверх. С одной стороны, это уменьшает сопротивление воздуха при подъёме крыла; с другой – создаёт дополнительный импульс, толкающий птицу вперёд. Хвост при этом является рулём, а при заходе на посадку – ещё и тормозом. При длительном машущем полёте затраты энергии не столь велики, как при подъёме с земли. Взмахи при этом не такие сильные, крылья выпрямлены.

При планировании крылья не движутся; они расположены к телу под прямым углом. Под действием силы тяжести тело постепенно теряет высоту; угол планирования зависит от скорости птицы, её массы, расположения и формы крыла.

Выбирая восходящие потоки воздуха, птицы с широкими крыльями способны даже постепенно набирать высоту. А вот у морских птиц крылья узкие; они парят над морем, используя порывы ветра, и то поднимаются над волнами на 7–10 м, то с большой скоростью спускаются вниз.

Наконец, некоторые птицы с развитой мускулатурой могут зависать в воздухе. Крылья совершают при этом около 50 взмахов в секунду. (Слайд18)

Смена оперения у птиц происходит во время линьки. Линьки наступают периодически, обычно один или два раза в год, но есть более сложные варианты: случайно вырванное перо сразу же замещается новым в любое время.

У основания хвоста расположена копчиковая кожная железа. Птица выдавливает из нее клювом маслянистую жидкость и переносит ее на перья, когда чистится. Смазывание делает перья эластичными, упругими и препятствует их намоканию.

Лабораторная работа 4. “ Исследование влияния нефти на перо птицы”

Оборудование: перья птиц, химический стакан с водой, пробирка с нефтью..

  1. В стакан с водой налейте нефть и опустите перо птицы.
  2. Как изменилась структура пера?
  3. Сравните чистое перо и перо, загрязненное нефтью.
  4. Попробуйте смыть нефть с пера водой– ведь у птиц это единственное средство.
  5. Сделайте вывод о влиянии нефти на перо птицы

Сообщение учащегося. Нефть. Никто не станет спорить, что она необходима человечеству. И никто не стонет утверждать, что ее сознательно выбрасывают в воду, что нарочно устраивают аварии на нефтепромыслах или поджигают корабли, везущие нефть. В результате всех этих случайностей миллионы тонн нефти оказываются в воде. Страдает мировой океан и его жители, страдают птицы.

Морские птицы покрыты густым слоем перьев.

Их плотность обеспечивает почти полную изоляцию от холодной воды. Нефть разрушает структуру перьев. (Слайд 19).

Сообщение учащегося. Вид покрытых нефтью птиц ужасает. Перья больше не защищают птиц от охлаждения. Вдобавок, у птиц нарушается способность плавать из-за отсутствия воздушной прослойки между телом и перьями. В результате птицы глубже погружаются в воду, и часто уже не может добыть себе пищу. Если птица не умирает от голода, то рано или поздно она погибнет от переохлаждения. Но несчастное существо еще долго может плавать с сердцем, бьющимся в два раза чаще, для того, чтобы компенсировать потерю тепла. Может быть, конец будет ускорен проглатыванием небольшого количества нефти, которая действует как яд. (Слайд 20)

В США уже несколько лет действует центр по спасению птиц. Добровольцы вылавливают измазанных в нефти птиц и по 10-15 раз моют их в ванне с мыльным раствором.

Отмытых от налипшей нефти птиц возвращают в природу, но лишь немногие могут перенести чистку и плен. Один из сотрудников центра рассказывал о спасении небольшой птицы – крапивника, попавшего в нефтяной плен. «Его сердце громко стучало от страха. Мы боялись, что он погибнет. Но он выжил. Когда его выпустили, он взлетел на высокую ветку и принялся хрипло кричать. Не думаю, что он благодарил нас, скорее «ругался», но все равно его крик был прекрасен». (Слайд 21)

4. Обсуждение итогов работы и выводы

  1. Выступление учащихся по итогам работы, с использованием слайдов презентации.
  2. Запись в тетрадях основных выводов.

Общие выводы, заключения. (Слайд 22)

  1. Обтекаемая форма тела птицы (уменьшение трения о воздух).
  2. Особенности строения крыльев в зависимости от типа полёта (несущие плоскости).
  3. Наличие перьевого покрова (летательная поверхность).
  4. Наличие хвоста, служащего птице рулём.
  5. Образование цевки как посадочного устройства.

5. Закрепление.

Вопросы для самоконтроля

Выберите правильный ответ.

1. Перья способствуют сохранению тепла в теле птицы, так как
а) состоят из ствола и опахала;
б) воздух, который находится между ними, обладает большой теплопроводностью;
в) воздух, который находится между ними, обладает малой теплопроводностью;
г) они смазаны маслянистой жидкость, которая образуется в копчиковой железе.

2. У птиц, в отличие от пресмыкающихся есть
а) хвост; б) шея; в) крылья; г) когти.

3. Обтекаемая форма тела птицы – это приспособление к:
а) полёту; в) размножению; б) защите от хищников; г) поиску корма.

4. На ногах птиц есть роговые чешуйки, что свидетельствует об их родстве с
а) пресмыкающимися; в) млекопитающими; б) земноводными; г) моллюсками.

5. У птиц не является приспособлением к полёту:
а) обтекаемая форма тела; в) когти; б) крылья; г) образование цевки.

Учащиеся сдают рабочие листы.

Задания на дом.

1 – прочитать параграф 27 (до внутреннего строения птиц)
2 – подготовить ответы на следующие вопросы:

Источник

Птицы. Особенности внешнего строения птиц в связи с приспособленностью к полету

Цель урока: ознакомить учащихся с внешним строением птицы, отметив особенности, связанные с полетом.

  1. Сформировать знания об основных характерных признаках внешнего строения птиц, в связи с приспособленностью к полету.
  2. Создать условия для самостоятельной работы учащихся по изучению внешнего строения птиц.
  3. Развивать умения выделять существенные признаки, устанавливать причинно-следственные связи
  4. Воспитывать культуру бережного отношение к живому, желание глубже познавать окружающую природу

Электронная презентация, ПК, мультимедиа-проектор, таблица “Тип Хордовые. Класс Птицы. Голубь”, наборы перьев, микроскоп, химический стакан с водой, пробирка с нефтью, чучела птиц.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Введение

Чудо полета – это качество было для людей всегда и желанным, и недостижимым, и завидным. Но полет – это и есть как раз самая характерная черта животных, изучение которых мы начинаем сегодня.

Птицы – это удивительные животные. Они попытались освоить воздушную среду обитания, и эта попытка им удалась блестяще. Даже человек, поставивший себя на вершину эволюционной лестницы не способен летать. Легко и непринужденно взмыть ввысь, словно без всяких усилий отрываясь от земли, проноситься над необъятными просторами воды и суши способны только птицы. Наверное, полет птиц вызывает у каждого человека восхищение и желание самому подняться в воздух. Способностью летать обладают и насекомые, но полет птиц более совершенен. Недаром говорят, что птицы рождены для полета..

На сегодняшнем уроке мы и попытаемся ответить на вопрос, что же помогает птицам летать.

Запись темы урока в тетрадях учащихся. Класс Птицы. Особенности внешнего строения птиц, связанные с полетом (слайд 1)

Птицы – это особая группа животных, приспособленные к полету, передвижению на суше и плаванию в воде.

Птицы – это животные, способные более сложно добывать пищу, прекрасно выживающие в изменяющихся условиях температурного режима.

Наука, изучающая птиц, называется орнитология. Подвижность, красивое оперение, разноголосое пение – все это делает птиц чудесным украшением природы.

Не случайно многие строки в стихах Пушкина и Некрасова, а также замечательные творения художников и композиторов посвящены птицам. Всем знакомы картина Саврасова “ Грачи прилетели”, романсы “ Жаворонок” Глинки и “Соловей” Алябьева. (слайд 2)

Близкое порою нас не тронет,
А чужое кажется родным
Не поймешь, хохочет или стонет
Дикий голубь голосом грудным.
Как предтеча музыки и
Речи, что не выльется в слова,
Рвется голос страсти человечьей
Из груди иного существа.
Вот и сам певец. Степенный. Кроткий.
(Кроток, кроток, а не приручен).
Ходит он пружинистый походкой,
В сложенные крылья облачен.
Лучшая одежда – это крылья.
Хорошо сидит. Прочна. Легка.
Не боится ни дождя, ни пыли
И уносит нас под облака.
Вот сейчас расправит крылья голубь,
И они послушно понесут
Радужною грудью скрытый голос,
Голосом наполненный сосуд.

Так поэт Валентин Берестов в своем стихотворении “ Дикий голубь” отметил особенности не только этой удивительной птицы, но и многих летающих птиц.

Что же позволяет птицам летать? Какие особенности внешнего строения сделали полет привычным и легким? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, проведем ряд исследований.

3. Самостоятельнвя исследовательская работа учащихся в малых группах.

Внешнее строение птиц.

Лабораторная работа №1. Внешнее строение птицы.

Оборудование: чучело птицы, слайды презентации 3,4,5,6,7.

  1. Рассмотрите чучело птицы и найдите на нем отделы тела: голову, шею, туловище, хвост.
  2. Рассмотрите голову птицы, обратите внимание на ее форму, размеры; найдите клюв, состоящий из надклювья и подклювья; на надклювье рассмотрите ноздри; найдите глаза и обратите внимание на особенности их расположения.
  3. Рассмотрите туловище птицы, определите его форму. На туловище найдите крылья и ноги, определите их местоположение.
  4. Обратите внимание на неоперенную часть ноги – цевку и пальцы с когтями. Чем они покрыты? Вспомните, у каких животных, изученных ранее, вы встречали такой покров.
  5. Каковы особенности строения задней конечности птицы по сравнению с аналогичной у пресмыкающихся.

Заполните таблицу “ Внешнее строение птицы”.

Рассматриваемые признаки Особенности строения
1. Форма тела
2. Покровы тела
3. Основные отделы тела
4. Органы , расположенные на голове
5. Клюв, составные части клюва

Органы чувств птицы.

Лабораторная работа №3. “ Органы чувств птицы”.

Оборудование: чучело птицы, слайды презентации 8,9,10.

Рассмотрите чучело птицы и подготовьте ответы на вопросы.

  1. Какие органы чувств находятся на голове у птицы? Каково их значение?
  2. Имеются ли у птицы ушные раковины? Хорошо ли слышат птицы?
  3. Какое строение имеют глаза? Какое значение имеют веки?
  4. Где располагаются у птицы роговые чешуйки? Каково их происхождение и значение?

Лабораторная работа №2. Строение перьев.

Оборудование: Наборы перьев, лупы, Слайды презентации 11,12,13,14,15,16.

1.Прочитать по учебнику стр. 134-135, пятый абзац, рассмотреть под микроскопом строение пера, зарисовать, заполнить таблицу, ответить на вопросы, поставленные в работе.

2.Рассмотрите контурные и пуховые перья под лупой. На контурном пере найдите бородки первого порядка – узкие толстые пластинки, радиально отходящие от стержня, и расположенные на них бородки второго порядка, которые заканчиваются крючочками.

  1. Сравните строение контурных и пуховых перьев.
  2. Сделайте рисунки контурного и пухового перьев. Заполните таблицу.

Подготовьтесь устно ответить на вопросы.

  1. Какие типы пера вы знаете?
  2. Где у птицы располагаются наиболее крупные перья, а где – наиболее мелкие?
  3. Каково значение пера для птицы?
  4. Охарактеризуйте роль контурных и пуховых перьев в жизни птицы.

Тема: Особенности строения пера.

Тип пера Рисунок пера Значение пера

Сообщение учащегося “ Физика полета”

Полёт птиц обладает такими качествами, как необычайная маневренность, надёжность, безопасность, экономичность (синичка на 1 грамме жира пролетает 100 км!), которые ещё пока не достижимы в авиации. Чем же так важен полёт в жизни птиц?

– Поиск пищи и мест гнездований.

– Способ охоты и бегства.

Кроме обычного машущего полёта, птица может планировать, парить, пикировать, трепетать на месте. Они могут летать, едва шевеля крыльями, а могут работать ими с недоступной для глаз быстротой, могут делать незначительные взмахи, а могут так глубоко поднимать и опускать крылья, что те будут хлопать друг о друга. У стрижей и ласточек продолжительный и стремительный полёт служит для добывания пищи на лету. И крылья у них длинные и узкие. А орлы и грифы, канюки долго и неторопливо парят на длинных и широких крыльях, высматривая добычу. (слайд18)Вогнутая снизу поверхность крыла препятствует движению воздуха под ним и создаёт пониженное давление над крылом. За счёт этого возникает подъёмная сила, тянущая птицу вверх.

Эффективность работы крыла зависит от соотношения между подъемной силой и лобовым сопротивлением, действующем на крыло при движении вперед.

Во время машущего полёта работают сильные грудные мышцы. При опускании крыла перья сомкнуты, птица как бы отталкивается от воздуха вверх. При движении крыла вверх передние маховые перья резко отводятся назад и вверх. С одной стороны, это уменьшает сопротивление воздуха при подъёме крыла; с другой – создаёт дополнительный импульс, толкающий птицу вперёд. Хвост при этом является рулём, а при заходе на посадку – ещё и тормозом. При длительном машущем полёте затраты энергии не столь велики, как при подъёме с земли. Взмахи при этом не такие сильные, крылья выпрямлены.

При планировании крылья не движутся; они расположены к телу под прямым углом. Под действием силы тяжести тело постепенно теряет высоту; угол планирования зависит от скорости птицы, её массы, расположения и формы крыла.

Выбирая восходящие потоки воздуха, птицы с широкими крыльями способны даже постепенно набирать высоту. А вот у морских птиц крылья узкие; они парят над морем, используя порывы ветра, и то поднимаются над волнами на 7–10 м, то с большой скоростью спускаются вниз.

Наконец, некоторые птицы с развитой мускулатурой могут зависать в воздухе. Крылья совершают при этом около 50 взмахов в секунду. (Слайд18)

Смена оперения у птиц происходит во время линьки. Линьки наступают периодически, обычно один или два раза в год, но есть более сложные варианты: случайно вырванное перо сразу же замещается новым в любое время.

У основания хвоста расположена копчиковая кожная железа. Птица выдавливает из нее клювом маслянистую жидкость и переносит ее на перья, когда чистится. Смазывание делает перья эластичными, упругими и препятствует их намоканию.

Лабораторная работа 4. “ Исследование влияния нефти на перо птицы”

Оборудование: перья птиц, химический стакан с водой, пробирка с нефтью..

  1. В стакан с водой налейте нефть и опустите перо птицы.
  2. Как изменилась структура пера?
  3. Сравните чистое перо и перо, загрязненное нефтью.
  4. Попробуйте смыть нефть с пера водой– ведь у птиц это единственное средство.
  5. Сделайте вывод о влиянии нефти на перо птицы

Сообщение учащегося. Нефть. Никто не станет спорить, что она необходима человечеству. И никто не стонет утверждать, что ее сознательно выбрасывают в воду, что нарочно устраивают аварии на нефтепромыслах или поджигают корабли, везущие нефть. В результате всех этих случайностей миллионы тонн нефти оказываются в воде. Страдает мировой океан и его жители, страдают птицы.

Морские птицы покрыты густым слоем перьев.

Их плотность обеспечивает почти полную изоляцию от холодной воды. Нефть разрушает структуру перьев. (Слайд 19).

Сообщение учащегося. Вид покрытых нефтью птиц ужасает. Перья больше не защищают птиц от охлаждения. Вдобавок, у птиц нарушается способность плавать из-за отсутствия воздушной прослойки между телом и перьями. В результате птицы глубже погружаются в воду, и часто уже не может добыть себе пищу. Если птица не умирает от голода, то рано или поздно она погибнет от переохлаждения. Но несчастное существо еще долго может плавать с сердцем, бьющимся в два раза чаще, для того, чтобы компенсировать потерю тепла. Может быть, конец будет ускорен проглатыванием небольшого количества нефти, которая действует как яд. (Слайд 20)

В США уже несколько лет действует центр по спасению птиц. Добровольцы вылавливают измазанных в нефти птиц и по 10-15 раз моют их в ванне с мыльным раствором.

Отмытых от налипшей нефти птиц возвращают в природу, но лишь немногие могут перенести чистку и плен. Один из сотрудников центра рассказывал о спасении небольшой птицы – крапивника, попавшего в нефтяной плен. «Его сердце громко стучало от страха. Мы боялись, что он погибнет. Но он выжил. Когда его выпустили, он взлетел на высокую ветку и принялся хрипло кричать. Не думаю, что он благодарил нас, скорее «ругался», но все равно его крик был прекрасен». (Слайд 21)

4. Обсуждение итогов работы и выводы

  1. Выступление учащихся по итогам работы, с использованием слайдов презентации.
  2. Запись в тетрадях основных выводов.

Общие выводы, заключения. (Слайд 22)

  1. Обтекаемая форма тела птицы (уменьшение трения о воздух).
  2. Особенности строения крыльев в зависимости от типа полёта (несущие плоскости).
  3. Наличие перьевого покрова (летательная поверхность).
  4. Наличие хвоста, служащего птице рулём.
  5. Образование цевки как посадочного устройства.

5. Закрепление.

Вопросы для самоконтроля

Выберите правильный ответ.

1. Перья способствуют сохранению тепла в теле птицы, так как
а) состоят из ствола и опахала;
б) воздух, который находится между ними, обладает большой теплопроводностью;
в) воздух, который находится между ними, обладает малой теплопроводностью;
г) они смазаны маслянистой жидкость, которая образуется в копчиковой железе.

2. У птиц, в отличие от пресмыкающихся есть
а) хвост; б) шея; в) крылья; г) когти.

3. Обтекаемая форма тела птицы – это приспособление к:
а) полёту; в) размножению; б) защите от хищников; г) поиску корма.

4. На ногах птиц есть роговые чешуйки, что свидетельствует об их родстве с
а) пресмыкающимися; в) млекопитающими; б) земноводными; г) моллюсками.

5. У птиц не является приспособлением к полёту:
а) обтекаемая форма тела; в) когти; б) крылья; г) образование цевки.

Учащиеся сдают рабочие листы.

Задания на дом.

1 – прочитать параграф 27 (до внутреннего строения птиц)
2 – подготовить ответы на следующие вопросы:

Источник

Adblock
detector