Природа как среда обитания человека биосфера и закономерности ее развития

Природа как среда обитания человека. биосфера и закономерности ее развития

Рассматривая природу как среду обитания, последнюю подраз­деляют на естественную и искусственную. Данное разделение имеет место уже в античности, например в философии Аристоте­ля, который отделял то, что осуществляется по естественным за­конам, независимо от человека, от того, что сделано им самим в подражание. В данном конкретном смысле естественное ассоции­руется с природой (гео- и биосферой), а искусственное – с различ­ными сферами деятельности человека и социальной организаци­ей его жизни (социо-, антропо-, техносферой).

В естественной среде обитания человека К. Маркс выделял ес­тественные источники средств жизни (дикие растения, плоды и так далее) и естественные богатства как предметы труда (камен­ный уголь, газ, нефть, энергия ветра, пара и так далее). Отноше­ния человека с естественной средой обитания зависят как от при­родных условий, так и от уровня развития материального произ­водства.

Поскольку материальное производство является основ­ной формой отношений между человеком и природной средой, а материально-преобразующая деятельность – сущностная потребность человека по реализации себя в мире, то в результате создается искусственная среда обитания человека, или “вторая природа”, “неорганическое тело цивилизации” (К. Маркс). В объем данного понятия включается все, что так или иначе произ­ведено человеком: любые неорганические предметы, живые систе­мы, произведенные путем селекции, генной инженерии и тому по­добным, общественные отношения.

Преобразующая технология вторгается в естественные процес­сы и видоизменяет их в соответствии с потребностями человека, за­мещая естественные элементы среды искусственными. К тому же в XX в. под влиянием генетики формируются представления об орга­низмах как запрограммированных системах, поддающихся пере­программированию при соответствующих научных и технических методиках.

К настоящему времени искусственно созданная челове­ком техносфера стала сопоставима с биосферой Земли: так, уже из­вестно, что масса всех искусственно созданных предметов и живых организмом (техномасса) значительно превосходит естественную биомассу. Подобная деятельность обострила характер социоприродного взаимодействия, и оно приобрело глобальное измерение.

Совокупная человеческая деятельность способна коренным обра­зом подорвать природное равновесие биосферы и тем самым приве­сти к гибели человеческую цивилизацию.В этой связи, начиная с конференции ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 г. по охране окружаю­щей среды, осуществляется поиск новой модели устойчивого разви­тия.

Переход на модель устойчивого развития требует учета всех параметров и тенденций социо-природной эволюции – экономичес­ких, политических, экологических, психологических и т.п. Так, “На­циональная стратегия устойчивого развития Республики Бела­русь” приоритетным объявляет принцип “активной профилакти­ки”, обеспечивающий сохранение и регенерацию природно-ресурс­ного потенциала Планеты, а не постоянно практикуемый – “реаги­рования и исправления”.

Планируется создать условия для форми­рования рынка экотехники, экотехнологий и экоуслуг, повысить уровень экологического образования и воспитания населения и т.д. Термин биосфера впервые был употреблен еще в 1804 г. фран­цузским ученым Ж.Б. Ламарком в труде по гидрогеологии для обозначения совокупности живых организмов, населяющих земной шар. В конце XIX в. его использовали австрийский геолог Э. Зюсс и немецкий ученый И. Вальтер практически в том же значении, что и Ламарк.

Философский смысл понятие биосферы получило у В. Вернад­ ского, который ввел термин “живое вещество”, охватывающий со­вокупность населяющих Землю организмов, а биосферой стал называть всю ту среду, в которой оно находится. В биосфере суще­ствует “пленка жизни” с максимальной концентрацией живого вещества. Между неживыми (косными) природными телами и живыми веществами постоянно осуществляется энергетический обмен, выражающийся в движении атомов, вызванном живым ве­ществом.

В этом процессе и связанном с ним движении энергии проявляется планетарное, космическое значение живого вещества, которое связано с тем, что биосфера является той единственной земной оболочкой, в которую непрерывно проникает космическая энергия. Живое вещество охватывает всю биосферу, создает и из­меняет ее, однако, по весу и объему оно занимает ее небольшую часть.

Неживое вещество доминирует в структуре биосферы. По­явление человеческой жизни в биосфере привносит изменения в ее динамику: если живые организмы взаимодействуют трофически­ми (пищевыми) цепями и в результате изменяют живое вещество и энергию биосферы, то человек включается в связи с ней на осно­ве трудовой деятельности. Полагается, что вначале человек осу­ществил биосферную “технологию” (нахождение в природе гото­вых жизненных средств), а затем производство привело к новой форме отношений человека с биосферой.

Человек тем самым выделил себя из природы и, как отмечал В. Вернадский, начал созда­вать культурную биогеохимическую энергию (земледелие, ското­водство). Поэтому появление человека и его деятельности по из­менению природной среды рассматривается как закономерный этап эволюции биосферы. Этот этап должен привести к тому, что под влиянием научной мысли и коллективного труда биосфера Земли должна перейти в новое состояние, именуемое ноосферой.

Понятие ноосферы (греч. noos – разум, sphaira – шар) впервые использовал французский математик Э. Леруа в 1927 г., но, по его признанию, оно возникло у него под влиянием лекций В. Вернадс­кого о биосфере Земли, учение о которой он разрабатывал еще в 1914-1916 гг. Данный термин встречается и в концепции “христи­анского эволюционизма” французского естествоиспытателя и фи­ лософа П. Тейяра де Шардена.

Усложняющееся развитие, по его мнению, начинается с эволюции физической материи космоса (“преджизнь”), переходит в структуры жизни, а потом в человека как носителя мыслящего разума и ноосферы и субъекта общества (“сверхжизнь”). На всех этапах эволюцию поддерживает своей дей­ственной любовью Бог как духовное начало, присутствующее в Универсуме и направляющее его развитие к конечной цели – “точке Омега”. Это своеобразный центр духовного синтеза, символизиру­ющий собою Христа, сопричастного миру и одновременно проти­востоящего ему.

Собственно говоря, космогенез П. Тейяра де Шар­дена интерпретируется как христогенез. Поэтому и ноосфера у него обозначает часть природы, представляющей собой чисто духовное явление, то есть “мыслящий пласт”, разворачивающийся над ми­ром растений и животных – вне биосферы и над ней.

У В. Вернадского ноосфера – это качественно новый этап эво­люции биосферы, определяемый историческим развитием чело­вечества, его трудом и разумом. В этом процессе ноосфера выступает гарантом разумной деятельности человека во Вселенной, что делает ее моделью абсолютной разумности и мировой гармонии. В современной литературе, как правило, под ноосферой понима­ют ту область биосферы, которая находится под влиянием челове­ческой активности, и поэтому многие ее процессы в принципе мо­гут быть управляемы и направляемы человеком.

Учение о ноосфере часто называют биосферно-ноосферной концепцией В. Вернадского, которую можно представить рядом базовых посылок:

  • деятельность человека постепенно становит­ся основным фактором эволюции биосферы как космического тела;
  • для будущего развития человечества и биосферы человек должен взять на себя ответственность за характер протекания ос­новных процессов планеты.

В этом смысле можно говорить о на­ступлении эпохи ноосферы, когда развитие цивилизации будет согласовано с эволюцией планеты и прежде всего биосферы. Для этого необходимо выработать осознанное поведение людей, согла­сованное с естественными условиями стабильности окружающей среды, то есть известный экологический императив. В свою очередь, в такую эпоху должна быть обеспечена эволюция человека и биосферы, то есть их совместное и согласованное развитие.

Впервые с концепцией коэволюции природы и общества, кото­рая должна выстроить оптимальное соотношение интересов со­циума и биосферы, выступил в 1968 г. Н.В. Тимофеев-Ресовский. С тех пор тема коэволюции становится ключевой в понимании при­роды человека и в определении судеб человечества. Идея коэволю­ции используется во всех работах, исследующих проблему “обще­ство-природа”, а также при создании кибернетических моделей развития биосферы. При обсуждении синтетического характера исследований коэволюции приходят к выводу, что здесь необходи­мы совместные усилия естествоиспытателей и всех гуманитариев – вплоть до поэтов.

Вне такого синтеза нельзя понять человека во всем драматизме его отношений с остальной природой, а без этого понимания невозможно создать реально функционирующую стратегию взаимодействия природы и общества (Н. Моисеев).

Концепция коэволюции базируется на принципах, согласно которым человечество, изменяя биосферу в целях приспособления ее к своим потребностям, должно изменяться и само с учетом объективных требований природы. Собственно говоря, концепция коэволюции в концентрированном виде выражает исторический опыт человечества, содержащий в себе определенные регламента­ции и императивы социоприродного взаимодействия.

Разработка идей коэволюции требует четкой формулировки системы эколо­гических императивов, способных снизить опасность угрозы уничтожения целых ландшафтов природы, ее разнообразных жи­вых организмов, самого человека и всей жизни на планете. В начале XX в. А. Швейцер сформулировал базовый принцип культуры – принцип благоговения перед жизнью.

В работе “Культура и эти­ка” он писал о том, что катастрофа культуры – это следствие катастрофы мировоззрения, поэтому главное здесь – нравственное усовершенствование как индивидуума, так и общества. В этой свя­зи сегодня, развивая идеи А. Швейцера, говорят о новой стадии развития биосферы Земли, так называемой этосфере как более вы­сокой по отношению к ноосфере.

Этосфера – это область бытия, основанного на принципах нравственного отношения к природе, ко всему живому на планете. Ее носителем должен стать этически разумный человек, действующий не только в своих интересах, но и в интересах Жизни на Земле.

Источник

Природная среда и развитие общества

Природная среда — естественное условие жизни общества. “История Земли и история человечества — это две главы одного романа” -Герцен. Общество является частью более обширного целого — природы. Человек живет на земле в пределах тонкой ее оболочки — географической среды. Она есть зона обитания человека и сфера приложения его сил. Географическая среда — это та часть природы, котрая составляет необходимое условие жизни общества, будучи вовлеченной в процесс общественного производства. Вне ее наша жизнь невозможна.

Взаимодействие общества и природы существовало не только в далеком прошлом, не только на первых порах развития человеческого рода, эта взаимосвязь непрерывно воспроизводится на каждом этапе общественной истории, в каждый миг его существования. Диалектика природы и общества есть процесс непрерывно развивающийся в ходе его развертывания расширяется круг тех природных явлений, которые используются человеком в его жизнедеятельности, углубляется уровень тех природных закономерностей, которые человек ставит себе на службу. Люди могут сознательно ставить себе цели, менять отношения с природой, а могут и не ставить. Но независимо от этого, если они люди, если они живут, действуют, обеспечивают себе условия существования, преобразуют и совершенствуют свою жизнь, они тем самым уже вступают во взаимосвязь с природой.

Как природа непрерывно и постоянно воздействует на общество, так и общество непрерывно и постоянно воздействует на природу. Эта взаимная направленность носит объективный характер, без непрерывной и живой взаимосвязи с природой человечество просто не может существовать. Стало быть, постоянная забота общества об этой связи, ее постоянное поддерживание в рамках определенного оптимума является приоритетной задачей общества, человечества.

Взаимодействие природы и общества включает в себя воздействие природы на общество и общества на природу. Природа выступает источником средств жизни. Она поставляет человеку пищу, обеспечивает его водой, снабжает материалами для строительства жилищ, обеспечивает соответствующий тепловой режим и т.д. Природа выступает и как источник средств труда. Она снабжает человека металлом, углем, электроэнергией и т.п. Роль природы как источника средств существования и как источника средств труда наполняется конкретным содержанием в каждую историческую эпоху применительно к каждой социальной общности.

Природа влияет на развитие общества и как его среда обитания. Климатические условия человеческой жизни, растительный и животный мир, географический ландшафт, температурный режим и его циклы — все это существенно влияет на жизнь общества. Достаточно сравнить развитие народов севера и юга. Географическая среда оказывает влияние на хозяйственную специализацию стран и районов. Так, если в условиях тундры население занимается оленеводством, а в субтропиках — разведением цитрусовых. Влияние географической среды на общество — явление историческое: чем глубже в глубь веков, чем слабее силы общества, тем больше его зависимость от географической среды. Ограничивается ли среда жизни общества лишь географической средой? Нет. Качественно иной естественной средой его жизни является сфера всего живого — биосфера. В результате длительной эволюции биосфера сложилась как динамическая, внутренне дифференцированная равновесная система.

Природа во всем своем многообразии ставит перед человеческим обществом самые разнообразные задачи. Наличие рек и морей побуждает развивать рыболовство и другие морские и речные промыслы, плодородные почвы создают условия для развития земледелия, запасы нефти в земных недрах стимулируют создание и совершенствование средств ее добычи и переработки. Природа, обладая определенными богатствами, создает плацдарм для развития определенных качеств общественного человека, ее богатства прямо преломляются в богатстве качеств человека.

Вместе с тем природа побуждает человека к развитию и совершенствованию и тогда, когда определенных богатств в том или ином регионе нет, когда она не может удовлетворить определенные запросы человека. В данном случае дефицит природных возможностей побуждает человека к поиску компенсаторных механизмов, инициирует обращение к другим качествам природы и развитие обмена между людскими сообществами, живущими в разных регионах. Этот импульс, идущий в чем-то от слабости природных возможностей, также в определенной мере влияет на развитие общества.

Природа во всем разнообразии своих форм, как при наличии огромных и благоприятных ресурсов, так и при относительной бедности некоторых из них, всегда воздействует на общество, на его развитие и совершенствование.

Влияние природы на общество всегда носило глобальный характер. Земля — общий дом всего человечества; солнечное тепло, лунный свет одинаково охватывают всех землян, атмосферная оболочка Земли, ее кислородный слой, ее функция щита против вредных космических излучений — эти и подобные явления природы универсальны, они не знают границ государств, не знают национальных и иных различий, они одинаково воздействуют на всех.

4. Общество как фактор преобразования природы

Как многопланово воздействие природы на общество, так многогранно и воздействие общества на внешнюю природу. Прежде всего, общество в определенной мере разрушает сложившиеся естественно-природные комплексы, взаимосвязи в природе. Из земных недр извлекаются природные ресурсы, вырубаются леса, перегораживаются плотинами реки, так или иначе сокращается, уничтожается определенная часть животного и растительного мира и т.д. Все эти вторжения человеческого общества в природу, продиктованные интересами его жизнедеятельности, необходимостью удовлетворения потребностей людей, в определенной мере деформируют природный мир, весьма существенно меняют естественное течение присущих ему процессов.

Общество в ходе своей деятельности не просто изменяет природно-естественные связи и комплексы. Деформируя, разрушая, оно вместе с тем и созидает. Вместо выкорчевывания лесов создаются пашни и пастбища, засеянные культурными растениями, приспособленные для выращивания домашних животных, вместо неупорядоченного движения рек создаются новые контуры рек, перегороженные плотинами, на твердь земную наносятся “социальные морщины” ирригационных систем, транспортных коммуникаций, на месте природных территорий создаются города, деревни, поселки и т.д. Все эти изменения вписываются в ранее существовавшие природные комплексы и взаимосвязи, становясь их составной частью.

Общество воздействует на природу и отходами своей производственной и иной деятельности. Например, процессу извлечения каменного угля человечество обязано не только животворной энергией, но и терриконами отработанной породы. Гербициды и другие химические средства воздействия в сельскохозяйственном производстве не только облегчают труд, повышают урожайность сельскохозяйственных структур, но и отравляют природную сферу. При этом, с ростом масштабов производственной деятельности человека, по мере роста самого человечества разрушительное воздействие на природу этих отходов человеческой цивилизации резко возрастает.

Взаимодействие природы и общества всегда процесс противоречивый. Противоречия эти касаются нет только результатов данного взаимодействия, они заложены в самой основе взаимодействия, они имманентны ему. Эти противоречия связаны как с особенностями общества и характером его воздействия на природу, так и особенностями природы и характером ее преобразований.

Природа исполнена жизненной и творческой мощи. Но из богатства и щедрости природного потенциала отнюдь не следует, что природа так уж стремится отдать человеку, предложить ему в готовом виде свои дары. В процессе эволюции, уходящей своими корнями в необозримую толщу тысячелетий, все явления природы сцементировались в прочную систему, которую не так-то легко разорвать, обрели свои собственные функции, которые не так-то просто переиначить и обратить на службу другим целям. Природа созидательна прежде всего по отношению к самой себе и в этой самостоятельности обладает большой долей сопротивляемости.

Сопротивление природы воздействию человека есть величина развивающаяся. Безграничны возможности природы, неостановим рост потребностей людей. Поэтому каждая новая вершина овладения природой — это по существу начало нового витка во взаимоотношениях общества и природы. И на этом новом витке — новое сопротивление природы. Причем весь опыт истории человеческой цивилизации показывает, что освоение каждого нового пласта природы дается человечеству все с большим напряжением сил.

Природа сопротивляется человеку не только своей силой, на определенном этапе развития общества выясняется, что природа сопротивляется человеку и своей слабостью. В ходе исторического развития возрастает мощь, сосредоточенная в руках человека. Этого бывает достаточно, чтобы кардинально изменить природную среду: выкорчевать леса, превратить быструю реку при помощи системы плотин в систему “морей” и т.д. Все эти примеры свидетельствуют о мощи человека и об определенной “слабости” природы. Но эта “слабость”, которая вроде бы обеспечивает человеку безграничный простор для переделки природы, вдруг на определенном этапе превращается в ее сопротивление: выкорчеванный лес разрушил гидрорежим почвы, изменил биосферу местности, открыл дорогу суховеям и т.д. Оказалось, что победа человека чревата столь отрицательными — в перспективе — последствиями для него, что существенно перевешивают тот кратковременный положительный эффект, который был достигнут первоначально. Когда эти отрицательные последствия осознаются, приходит понимание того, что “слабость” природы отнюдь не означает, что с ней можно делать все, что угодно. Эта “слабость” заставляет человека серьезно подумать, прежде чем пуститься в очередную авантюру преобразования природы.

Природа в своем противостоянии человеку ставит перед ним как бы два барьера: с одной стороны, это закрытость природы, сцементированность ее связей, неразгаданность ее законов; с другой, напротив, открытость природы, ее пластичность и ранимость. Человечеству всегда необходимо соблюдать меру в преодолении этих барьеров. Если оно ослабит свой напор, познавательную мощь — оно много “недоберет” у природы, сократит возможности своего развития. Если же оно “переберет” в своем преобразовательном рвении, то в конечном счете также придет к отрицательным для себя результатам, срубив сук, на котором сидит. [2]

Экология, социальная экология.
Уровень воздействия человека на окружающую среду зависит в первую очередь от технической вооруженности общества. Она была крайне мала на начальных этапах развития человечества. Однако с развитием общества, ростом его производительных сил ситуация начинает меняться кардинальным образом. XX век — это век научно-технического прогресса. Связанный с качественно новым взаимоотношением науки, техники и технологии, он колоссально увеличивает возможные и реальные масштабы воздействия общества на природу, ставит перед человечеством целый ряд новых, чрезвычайно острых проблем, в первую очередь — экологическую.
Что такое экология? Под этим термином, впервые употребленным в 1866 г. немецким биологом Э.Геккелем (1834—1919), понимается наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой. Ученый полагал, что новая наука будет заниматься только взаимоотношениями животных и растений со средой их обитания. Этот термин прочно вошел в нашу жизнь в 70-х годах XX столетия. Однако сегодня о проблемах экологии мы фактически говорим уже как о социальной экологии — науке, изучающей проблемы взаимодействия общества и окружающей среды.

Источник



Природная среда — условие существования и развития общества. Экологическая проблема.

Природная среда — естественное условие жизни общества. Общество является частью более обширного целого — природы.
Как природа непрерывно и постоянно воздействует на общество, так и общество непрерывно и постоянно воздействует на природу. Эта взаимная направленность носит объективный характер, без непрерывной и живой взаимосвязи с природой человечество просто не может существовать.
Взаимодействие природы и общества включает в себя воздействие природы на общество и общества на природу. Природа выступает источником средств жизни. Она поставляет человеку пищу, обеспечивает его водой, снабжает материалами для строительства жилищ, обеспечивает соответствующий тепловой режим и т.д. Природа выступает и как источник средств труда. Она снабжает человека металлом, углем, электроэнергией и т.п.
Природа влияет на развитие общества и как его среда обитания. Климатические условия человеческой жизни, растительный и животный мир, географический ландшафт, температурный режим и его циклы — все это существенно влияет на жизнь общества.
Природа во всем своем многообразии ставит перед человеческим обществом самые разнообразные задачи.
Природа во всем разнообразии своих форм, как при наличии огромных и благоприятных ресурсов, так и при относительной бедности некоторых из них, всегда воздействует на общество, на его развитие и совершенствование.
Влияние природы на общество всегда носило глобальный характер. Земля — общий дом всего человечества; солнечное тепло, лунный свет одинаково охватывают всех землян, атмосферная оболочка Земли, ее кислородный слой, ее функция щита против вредных космических излучений — эти и подобные явления природы универсальны, они не знают границ государств, не знают национальных и иных различий, они одинаково воздействуют на всех.

По словам К. Маркса, постоянное осуществление обмена веществ между человеком и природой — закон, регулирующий общественное производство; без такого обмена была бы невозможна сама человеческая жизнь.

В современном мире особую остроту приобрели экологические проблемы. Экологическая ситуация в начале XXI века во всем мире, а так же во многих регионах и странах продолжала ухудшаться.

Главной причиной обострения экологических проблем является техногенная деятельность людей, которая вызывает неблагоприятные проявления природных стихий. Фактором, обостряющим экологические проблемы, является также резкое увеличение численности населения в мире в ХХ веке, что привело к усилению давления на окружающую природную среду. Негативно сказывается на экологической ситуации в мире, в регионах и в отдельных странах традиционное потребительское отношение человека и общества к природе и ресурсам.

В последние десятилетия особенно катастрофичными для человека и общества и для природных систем были такие явления и процессы, как стихийные аномалии в виде наводнений, засух, пожаров, температурных колебаний, ураганов и других подобных явлений; сокращение площадей, занимаемых лесами, снижение плодородия поч; сокращение жизненно важных природных ресурсов, необходимых для общества, по многим позициям, изменение некоторых географических показателей, таких как озоновый слой, газовый состав атмосферы, радиационное загрязнение и т. п.

Обострение экологических проблем поставило под вопрос безопасность и само существование человеческого общества, а также его способность адекватно реагировать на возникшие угрозы и вызовы.

Особенно остро и зримо очертил глобальную экологическую проблему академик Моисеев Н.Н. в своей известной последней книге «Быть или не быть человеческой цивилизации».

Проблемы взаимодействия человека, общества и природы являются традиционными для философии на протяжении всей истории ее существования и развития. Философия всегда отражала проблемы бытия человека и природы, стремясь придать определенную гармонию их взаимодействию на основе духовного постижения человеком себя и мира природы и, соответственно, одухотворенной деятельности, направленной на преобразование природы.

Философия достигла многого в осмыслении и прояснении экологических проблем, которые существуют в современном мире:

· философы дают обобщенную мировоззренческую трактовку экологических проблем;

· в философии происходил активный процесс выработки понятийно-категориального аппарата по проблемам взаимодействия человека, общества и природы, экологии и, соответственно, формирования экологической формы общественного сознания;

· в философии вместе с наукой и другими видами духовной деятельности активно осуществляется процесс поиска наиболее эффективных путей решения экологических проблем современности.

· Важным достижением философии является также концепция этического отношения к природе. Основополагающие положения этой концепции были сформулированы А. Швейцером в его известной книге «Культура и этика».

В.И. Вернадский отмечал, что человечество в целом представляет собой мощную силу «перед его мыслью и трудом возникает проблема о преобразовании биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого». Необходимость согласования отношений общества и природы в наше время вполне осознана, существует осознание также и того, что человечество в решении экологических проблем должно действовать как единое целое и в этом направлении осуществляется определенная деятельность. Однако в целом экологические проблемы на практике пока эффективно не решаются.

Социальная философия, изучая причины деградации среды обитания человека и меры по ее защите и совершенствованию, способствует расширению сферы свободы человека путем создания более гуманных отношений как к природе, так и к другим людям. Философская мысль участвует в формировании экогуманизма в сознании и поведении человека и различных социальных слоев. От распространения экогуманизма в обществе в значительной степени зависит формирование отношений человека и общества к природе, а, следовательно, и подходы к решению экологических проблем.

В наше время угроза окружающей среде приобрела не только глобальный характер, но создала предкризисную ситуацию, которая может при определенных условиях перерасти в состояние кризиса и станет опасной для человека и мирового сообщества в целом.

Многие мыслители причину экологических бедствий видят в самом человеке, в его способности создавать и применять технологии, уничтожающие жизнь в природе; в его неумеренном стремлении к потребительству и обогащению за счет природы, в его традиционной позиции собственника, царя природы.

Перед философами стоят новые задачи в духовном постижении проблем взаимодействия человека, общества и природы, в определенной стратегии их решения.

Главная задача — осмысление модели будущего устройства общества как эколого-информационной цивилизации, способной к гармонизации отношений с природной средой. Это без преувеличения центральная, стратегическая задача на дальнейшую перспективу.

Другая важнейшая задача — периориентация общества с потребительского отношения к природе на отношения, основанные на ответственной коэволюции, способных гармонизировать систему «общество–природа».

Поскольку главная причина возникших экологических проблем исходит от самого человека, следовательно, нуждается в изменениях и сам человек и прежде всего его духовность. Нуждается в изучении, определении и использовании духовный потенциал человека и общества в решении сложных экологических проблем, вставший перед мировым сообществом.

Наконец, нуждается в защите и природа самого человека. Одна из самых опасных современных угроз состоит в том, что нарастают негативные изменения в генетической основе человека, в том числе под влиянием неблагоприятных природных условий, а также в результате употребления различных вредных веществ, вызывающих эти изменения.

Источник

Чем природа отличается от окружающей среды и как не перепутать ее с биосферой?

Как правильно выбранное слово может изменить нашу жизнь. Природа, окружающая среда или биосфера? Выбрав из них правильное слово, мы сможем преодолеть нынешнюю экологическую нестабильность.

Чем природа отличается от окружающей среды и как не перепутать ее с биосферой?

Начав знакомиться с материалами по экологии 3 года назад, я обратила внимание на одну смутившую меня деталь. Во всех этих текстах для обозначения окружающего нас мира использовались 3 понятия: природа, окружающая среда и биосфера.

Природа, окружающая среда и биосфера

Интуитивно я понимала, что это три разные вещи, но мне нужно было знать наверняка, чем они отличаются. Я зарылась в словари и вот, что там нашла.

Природа — ПРИРО́ДА, природы, мн. нет, жен.

Совокупность естественных условий на земле (поверхность, растительность, климат), органический и неорганический мир, все существующее на земле, не созданное деятельностью человека.

Окружа́ющая среда́ — обобщённое понятие, характеризующее природные условия некоторой местности и её экологическое состояние. Окружающая среда обычно рассматривается как часть среды, которая взаимодействует с данным живым организмом (человеком, животным и так далее), включая объекты живой и неживой природы. Окружающая среда — это среда обитания и деятельности человечества, весь окружающий человека мир, включая и природную, и антропогенную среду.

Биосфе́ра (от др.-греч. βιος — жизнь и σφαῖρα — сфера, шар) — оболочка Земли, заселённая живыми организмами, находящаяся под их воздействием и занятая продуктами их жизнедеятельности, а также совокупность её свойств как планеты, где создаются условия для развития биологических систем; глобальная экосистема Земли.

Вы думаете, мне это сильно помогло? Как бы не так. Но одно было ясно точно: эти понятия не являются синонимами. Самым общим из них является биосфера, т.к. она включает в себя и природу и окружающую среду.

Вооружившись этими результатами, я продолжила свои поиски и вот, что обнаружила. Природу любят, окружающую среду защищают на законодательной основе, а о биосфере никто слыхом не слыхивал.

Я обратилась за помощью к ученым. Рекомендованные ими научные труды подарили мне совершенно иной взгляд на мир, в котором мы, люди, появились на свет 300 тыс. лет назад.

Этот мир пленил меня своим совершенством. Помню, сравнила его тогда с филигранной работой мастера-ювелира. Так я познакомилась с биосферой.

Чем природа отличается от окружающей среды и как не перепутать ее с биосферой?

Освоение научного подхода в изучении мира далось мне нелегко, но я справилась. Я выяснила, что природа, окружающая среда и биосфера – это три слова, которые отражают разные уровни знаний о мире, в котором мы живем.

Природа — это представление и уровень знаний первобытного человека.

Окружающая среда – более продвинутое понимание мира начала 70-х гг. XXв. Оно отражает взаимодействие человека с окружающим его пространством. Именно в начале 70-х годов XXв. знания об окружающей среде стараниями учёных стали достоянием широкой общественности. Экология перестала быть узкой академической наукой и стала частью мышления наиболее передовых людей.

Биосфера – это новейшее, научно обоснованное представление об окружающем мире первой четверти XXI в. Оно отражает системный и автономный характер этого мира; определяет точное положение человечества в нем.

Разобравшись со смыслами понятий «природа», «окружающая среда» и «биосфера», я решила посмотреть, как мы используем их в жизни; когда и по какому поводу мы употребляем эти слова.

Оказалось, что в быту мы наиболее часто употребляем слово «природа». На телевидении, во время публичных выступлений политиков и экономистов, в докладах и т.п. мы говорим об окружающей среде и совсем не употребляем слово «биосфера».

Получается, что наше обыденное сознание находится на первобытном уровне знаний об окружающем мире. Политическое, экономическое и общественное сознание находится на более высоком уровне – оно застряло «всего лишь» J на уровне 70-х годов прошлого века. Но этот уровень по-прежнему недостаточен, т.к. не содержит актуальных знаний об окружающем мире: не видит его системности, автономности и нашей от него зависимости.

Понятие «биосфера» известно в науке с начала XX в. В 1926 году с подачи великого русского ученого Владимира Ивановича Вернадского мир впервые узнал о биосфере как о единой системе, обладающей необычными свойствами. В первом очерке о биосфере Вернадский писал о роли Солнца, как источника энергии для жизни. Он отмечал: «Солнцем в корне переработан и изменен лик Земли, пронизана и охвачена биосфера. В значительной мере биосфера является проявлением его излучений; она составляет планетный механизм, превращающий их в новые, разнообразные формы земной свободной энергии, которая в корне меняет историю и судьбу нашей планеты». [Вернадский В.И., 1926]

Чем природа отличается от окружающей среды и как не перепутать ее с биосферой?

Именно Вернадский расширил понятие биосферы, как целостной глобальной экосистемы Земли, выполняющей роль дома для всего живого.

Изучив смыслы понятий «природа», «окружающая среда» и «биосфера» в теории и на практике, я поняла, чем они отличаются.

Природа – это всё, что окружает человека и не создано им. Природа может быть живая (деревья, грибы, кошки, амебы) и неживая (песок, вода, камень).

Окружающая среда – это преобразованная человеком природа, пространство, которое непосредственно окружает человека и с которым он взаимодействует. Это территория, находящаяся в зоне нашего воздействия. К примеру, для Ивана Иваныча Иванова окружающей средой будет город, в котором он живет, и его пригороды. Если это областной центр, то город + область. А амазонский лес — это уже окружающая среда для аборигенов Амазонии, а не для Ивана Иваныча.

Биосфера – это система взаимодействия органических и неорганических компонентов, направленная на сохранение и поддержание жизни на нашей планете. Биосфера является окружающей средой для всего живого, кроме человека.

Все три понятия содержат органические и неорганические компоненты. Но понятие природа не подразумевает связь между ними. Понятие окружающая среда также этого не видит. Кроме того, понятие окружающая среда носит ограниченный, локальный характер, т.к. подразумевает только непосредственное окружение и не видит системных взаимосвязей всех элементов.

Понятие биосфера таким образом дает наиболее полное и актуальное представление об окружающем нас мире. Здесь есть органические и неорганические элементы + их взаимосвязь + независимость от человека + наша полная зависимость от ее гармоничной работы и баланса.

Выводы

Проблема современного человечество не в том, что оно загрязняет окружающую среду. Замусоренный и загазованный город вполне можно привести в порядок, если сильно захотеть. Проблема в другом. Своей деятельностью (политической, экономической и др.) человечество нарушает баланс биосферы, не зная о том, что без этого баланса невозможно не только развитие, но и жизнь нашего вида. Кстати, климатический кризис, против которого выступает сейчас молодежь, говорит о том, что баланс биосферы уже нарушен.

Природа, окружающая среда и биосфера – это 3 понятия, представляющие разные уровни восприятия человеком окружающего мира. Наиболее полным и актуальным из них является понятие биосфера. Оно отражает системный характер окружающего нас мира, его автономность и нашу от него полную зависимость.

Наиболее ограниченным из этих слов представляется понятие окружающая среда. Оно носит локальный характер и не замечает системного характера мира. Однако именно это понятие закреплено сейчас в законодательных и международных актах. Другими словами, политики, общественные деятели, экономисты, экономисты, финансисты, предприниматели и журналисты «не в курсе» того, что в действительности представляет собой окружающий мир. Не это ли является причиной того, что у нас не решается ни одна экологическая проблема? опубликовано econet.ru

Автор Юлия Бацына

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Источник

Природа как среда обитания человека Биосфера и закономерности ее развития

Что такое природная среда? Виды и характеристики природной среды

Некоторые люди ставят знак равенства между терминами «природная среда» и «окружающая среда», не понимая, что первая является составной частью второй. Человек живет в сложном и многообразном мире, его окружают самые разные группы факторов, при этом на многие из них он оказывает свое влияние — как негативное, так и позитивное. Сейчас активно ведутся разговоры о необходимости сохранения окружающей нас среды, прежде всего природной. Ниже предлагаем познакомиться с тем, что такое природная среда (ПС), какие виды ее принято выделять, какое воздействие человек на нее оказывает и какие меры предпринимаются для охраны.

Определение

Наиболее часто используется такое определение: это совокупность биотических и абиотических сред, оказывающих воздействие на человека и его деятельность. Если в учениях прошлого природная среда приравнивалась к термину «природа», поскольку возможность человека оказывать на нее влияние была сильно ограничена, то сейчас же ситуация изменилась: природа и природная среда более синонимичными не являются.

Деятельность людей оказывает все большее влияние на особенности среды. Изменяющаяся экологическая обстановка и освоение космоса сделали необходимым определение человеком своего места в мире, более детальной обрисовке его границ. Абстрактное, обобщенное понимание природы более не является актуальным.

Есть еще один подход, согласно которому природная среда приравнивается к среде обитания человека. Так, приверженцы такого определения говорят о том, что ПС – это место, где проходит жизнедеятельность людей. Кроме того, здесь обитают и иные живые организмы.

Влияние человека на Землю

Разграничение понятий

Рассматривая, что такое природная среда, следует отделить этот термин от несколько сходного, но в то же время совершенно иного – окружающая среда (ОС).

Итак, окружающая среда – это все, что находится рядом с человеком, окружает его. В ней люди рождаются, живут и умирают. Ее человек пытается видоизменить, занимаясь промышленной и хозяйственной деятельностью.

ОС – более широкое понятие, включающее в себя 3 компонента:

  • природную (естественную) среду;
  • модифицированную (подвергнутую изменениям со стороны человека);
  • трансформированную (полностью преобразованную людьми).

А что такое природная среда? Это совокупность природных и природно-антропогенных явлений и объектов, которые оказывают воздействие на человека и его хозяйственную деятельность.

Человечество уничтожает природную среду

Роль термина

Зачем же возникла необходимость выделять термин «природная среда», придумывать ему определение? На самом деле все довольно просто. В природе, в частности за границами нашей Солнечной системы, происходит множество явлений, которые не оказывают на людей никакого воздействия и потому неважны.

А рассматривая, что такое природная среда, человек вложил в этот термин ту часть явлений и процессов природы, которые оказывают непосредственное влияние на его деятельность. Состав ее неоднороден и включает в себя следующие компоненты:

  • атмосфера;
  • гидросфера;
  • литосфера;
  • биосфера.

Если использовать немного иной подход, в качестве компонентов можно назвать воздух, воду, почву, организмы, солнечную энергию.

Гидросфера - часть природной среды

Классификация

Познакомимся с основными видами природной среды. Их два:

  • первая природа, то есть та природная среда, которая человеком не изменена;
  • вторая природа – измененная людьми природная среда.

Таким образом, в процессе своей жизнедеятельности люди не только создают искусственную социальную среду, но и видоизменяют природную.

Кроме того, используется и классификация на:

  • живую среду (сюда включаются растения, животные, микроорганизмы);
  • неживую среду (это атмосфера, гидросфера, литосфера).

Многообразие животного мира

Использование в экологии

Человеческая деятельность ведет к изменениям природной среды. Люди вырубают леса, чтобы на их месте строить города или заниматься сельским хозяйством, осушают болота, озера, меняют русла рек. Все это не может не оказывать влияния на общую экологическую обстановку. Так, под влиянием людей может измениться ландшафт местности. В то же время столь бездумное вмешательство в естественные процессы может стать причиной обратной реакции: землетрясений, наводнений, оползней и других природных катастроф.

Наводнение - бунт природы

Это явление называется цепной реакцией. Для проведения достоверного анализа экологической ситуации очень важно правильно установить причинно-следственные цепочки. Только так можно будет предложить по-настоящему действенные способы решения проблемы.

Специфические особенности

Рассматривая природную среду и природные условия, следует отметить, что эта система является сложной, каждый ее компонент непосредственно связан с другими многочисленными цепочками связей. Изменения в одном из них (например, в атмосфере) неизменно влечет за собой перемены в другом (загрязнение воздуха скажется на качестве жизни жителей наземно-воздушной среды обитания, многие из которых обречены на вымирание).

Система обладает уникальной способностью к самовосстановлению, которая, однако, из-за активной деятельности людей постепенно ослабевает и может быть потеряна.

Компоненты

В следующей таблице рассмотрим компоненты природной среды.

Краткая его характеристика

Совокупность почвы, воды, растительного мира и биомассы, а также процессы и явления, происходящие внутри этой системы

Элемент земной коры, расположенный под почвенным слоем или под дном водоемов. Его глубина делает доступным геологическое его изучение

Поверхностный слой суши, верхний плодородный, состоящий из органических и неорганических компонентов

Это природная смесь газов, расположенная за границами жилища человека

Воды (поверхностные, подземные)

Часть гидросферы, представляющая собой одну из сред обитания, важнейший ресурс, необходимый для жизни и деятельности человека

Это все дикорастущие растения и их популяции

Это все дикие животные, обитающие в естественной для себя среде: на суше, воздухе или в воде

Часть стратосферы, насыщенная озоном. Защищает землю от УФ-лучей Солнца

Околоземное космическое пространство

Участок Вселенной, расположенный рядом с границей атмосферы Земли

Все эти компоненты в своей совокупности создают благоприятные условия для жизни на планете. Кроме того, отдельные исследователи включают в число компонентов еще и такие:

  • леса;
  • особо охраняемые природные территории;
  • климат;
  • ландшафты (как типичные, так и редкие).

Система является целостной, каждый ее компонент важен.

Красивый ландшафт - часть ПС

Природные ресурсы

В природной среде принято выделять:

  • природные ресурсы;
  • природные условия.

Первые представляют собой объекты природного мира, необходимые людям для жизни и промышленно-хозяйственной деятельности. К ним относятся: воздух, вода, почва, полезные ископаемые, представители флоры и фауны. То есть эта вся совокупность явлений как живой, так и неживой природы, которые необходимы человеку.

В этом состоит основная взаимосвязь общества и природной среды – последняя предоставляет людям ресурсы, человек расходует их. Примерно с середины XX века промышленность набрала поразительные темпы, людям стало требоваться больше нефти, угля, газа, что не могло не отразиться на состоянии среды. Сейчас проблема экологии стала актуальна, как никогда, человечество стремится в большей степени использовать бесконечное природные ресурсы, например энергию ветра, солнца, воды. Такие технологии причиняют гораздо меньше вреда.

Попытка сохранить экологию

Природные условия

Рассмотрим еще один термин. Под природными условиями понимаются те элементы природы, которые оказывают непосредственное влияние на человека и его деятельность, но не используются в производстве. Например, это климат. От него зависит возможность заниматься тем или иным видом деятельности, например сельским хозяйством, однако сами климатические условия использовать для создания материальных ценностей человек не может.

Также сюда относятся некоторые представители животного и растительного миров. Очень важное значение имеет сохранение природной среды, ее условий и ресурсов, поскольку многие из них не подлежат восстановлению.

Как сохранить наш мир

Охрана и защита

Рассмотрим, какие меры предпринимают люди, чтобы снизить свое негативное воздействие на природу. Их довольно много. Прежде всего, методы подразделяют на активные и пассивные. Так, первые подразумевают борьбу с самим загрязнением, а вторые – сокращение его последствий.

Приведем примеры. Пассивные – это создание различных законов и иных нормативных актов, которые регламентируют особенности деятельности промышленных предприятий. Также сюда можно включить очистку водоемом от нефти, переселение вымирающих животных на территорию заказников и заповедников.

Активные также разнообразны.

  • Замена токсичных (неутилизируемых) отходов на нетоксичные (утилизируемые). Понятно, что каждое промышленное предприятие в процессе своей деятельности создает отходы. Но сейчас предпринимаются все меры, позволяющие сделать этот мусор более безопасным. Кроме того, промышленные гиганты сами разрабатывают и внедряют технологии, позволяющие минимизировать число отходов.
  • Создание систем, направленных на полное использование всего доступного сырья.
  • Использование круговорота воды, позволяющего предприятию снизить количество потребления этого ресурса и его загрязнений.

Кроме того, защита природной среды проводится и на мировом уровне. Так, захоронение особо опасных объектов в мировом океане признано недопустимым.

Мы познакомились с видами природной среды, ее ресурсами и условиями, особенностями охранной и защитной деятельности, осуществляемой человечеством. Природа сейчас в опасности, промышленность несется вперед бурными темпами, не только используя огромное количество ресурсов, которые до этого создавались миллионы лет, но и выбрасывая в атмосферу вредные вещества и газы. Это неизбежно ведет к загрязнениям, что, в свою очередь, снижает способность природной среды к восстановлению.

Источник

Экология. Природа и человек

1.Природа. Что такое природа?
Природа — это окружающий нас мир.
Так мы привыкли говорить о природе. Но можно дать и более глубокое определение, которое даёт нам широкое представление о материальном мире:

Природа — это совокупность естественных и изменённых обществом природных тел и процессов, которые образуют единую систему, находящуюся в непрерывном развитии.

Компоненты природы, т.е. её составляющие:
элементы неживой природы (вода, воздух, свет,горные породы);
компоненты живой природы (растительный мир, животный мир, бактерии и грибы).
Растительный мир. К нему относятся все растения, начиная от огромных (до 100 м высотой, напр. эвкалипты) и кончая одноклеточными водорослями (например, хламидомонада, цианобактерия).
К животному миру относят всех зверей (крупных, средних, мелких), а также всех птиц, рыб, насекомых, пауков и т.д.
Компоненты природы все связаны между собой.
В мире господствует закон единства — всё в мире взаимосвязано и всё взаимодействует.
Это первый экологический закон.
Вся ли природа одинакова? Какая она бывает?
Здесь мы можем говорить о разнообразии природы вообще. Однако можно выделить следующие разновидности:
собственно-природная среда ("дикая природа");
квазиприродная — окультуренная среда ("вторая природа");
артеприродная — искусственная среда ("третья природа").
Дикая природа — это царства растительного и животного миров, царства микробов и грибов. Все они существуют сами по себе, т.е. без вмешательства и помощи человека. Это все природные зоны, все леса, луга, болота, степи, саванны, пустыни и т. д. Они представляют собой биогеоценозы, то есть сообщества живых организмов и их среды обитания, находящиеся в тесной взаимосвязи.
Культурные природные ландшафты, т.е. это дикая природа, преобразованная человеком. К ним относятся сады, поля, огороды, парки, зоопарки и т.д. Они могут существовать только благодаря заботе о них человека.
Искусственная природа населённых пунктов. Это все технические сооружения: здания, дороги, столбы, изгороди, машины всякие и т.д.

2. Человек и его место в природе

Человек и природа неразрывны. Он является частью природы и зависит от неё. Без природы невозможно существование человека, и определённые взаимоотношения между ними накладывают свой отпечаток на окружающую среду. Происходит изменение природы. Эти изменения не должны иметь отрицательный характер, хотя это, зачастую, и происходит. Об этом нужно помнить всем нам — используя природные богатства, человек обязан всемерно беречь природу.
Сходство человека с животными организмами и отличия их.
По своей природе человек относится к животному миру. Есть много сходств человека и животных. Особенно это касается животных класса млекопитающих, к которому и принадлежит человек. Сходство с животными проявляется как в строении тела (туловище, голова, конечности), так и в физиологических процессах (пищеварение, кровоснабжение, размножение и т.д.).
Однако человек и животные отличаются. Человек — существо разумное — Homo sapiens. Он имеет разум, т.е. человек может абстрактно мыслить, соображать, думать. Человек обладает членораздельной речью. Он может разговаривать и думать словами.
Человек — существо ещё и общественное. А общество — это уже серьёзно. Оно нуждается в окружающем его мире — природе, без которой человек жить не в состоянии.
Отсюда возникают две взаимозависимые проблемы:
1) использование природы — её ресурсов;
2) охрана окружающей среды — природы от загрязнения.
Поэтому, по всей видимости и по разумению Божиему, человек получил способность мыслить — соображать, причём мыслить не только "напрямую", но и абстрактно, т.е. не только над предметом, но и о нём (без наличия этого предмета).
Таким образом, свойство человека абстрактно мыслить является главным отличием от животных.
Но, имея разум, человек призван заботиться не только о себе, но и о своих меньших братьях, какими являются растительный и животный миры. Ведь в мире всё взаимосвязано. Это непреложный закон природы, к которой относится и человек. Он-то в первую очередь и может погибнуть, так как жизнь человека, его здоровье, целиком зависит от окружающей его среды.
. Нужна человеку пища,
Нужны человеку воздух, вода,
Нужны человеку одежда, жилище,
Природы вокруг чистота.

Что такое здоровье человека? Понятие о нём.
Необходимо понимать и помнить, что человек — это открытая саморазвивающаяся биологическая система.
Здоровой она может считаться тогда, когда все физиологические процессы происходят без сбоев, когда все органы как внешние, так и внутренние, находятся в норме, и когда человек может не только трудиться, но и в состоянии продолжить свой род, т.е. может иметь детей.

3.Влияние человека на окружающую среду. Человек — разрушитель и человек — созидатель природы.
Мы уже знаем, что существуют определённые взаимоотношения человека и природы. Причём они очень сложные. Человек берёт у природы всё, что необходимо для поддержания его жизни. Зачастую это приводит к изменению компонентов окружающей среды — изменяются физические и химические свойства их. Такое воздействие человека (антропогенное) на дикую природу, носит отрицательный характер. Это приводит к возникновению экологических проблем, которые проявляются в противоречии между приспособленностью человека к определённым свойствам и показателям среды и всё ускоряющимся изменением этих свойств и показателей.
Положительное антропогенное воздействие на природу.
Человек не только разрушитель природы. Он также её созидатель. История природоохранного движения в России и в мире, вообще, уходит своими истоками в давние времена. Так ещё в 1122 году до н.э. в Китае был принят декрет о сохранении леса, в Индии в 240 г. до н.э. были объявлены священными носороги, попугаи, гуси, некоторые рыбы, в Монголии в XIV веке запрещали всякую охоту в период размножения животных, в Цюрихе в 1535 году принят закон об охране певчих птиц и т.д. Охотники, настоящие, старались издавна брать — убивать такое количество животных, которое необходимо для поддержания жизни людей и только при соблюдении сроков охоты и рыбной ловли. При этом не убивали детёнышей и самок животных.
Существовало ТАБУ на собирательство, до определённого срока, грибов, ягод, орехов, плодов, хлебных злаков. У многих народов такие ограничения существовали до недавнего времени. Так в русской до-
революционной деревне начало потребления свежего мёда было приурочено к 1 августа (медовый спас). Существовал также яблочный спас (с 6 августа), хлебный спас (с 16 августа).
При рыбной ловле аборигены также по сей день стараются оставлять молодь для дальнейшего расплода. Так, аборигены Западной Сибири (селькупы) считали, что человек и рирода находятся в тесном единстве — "поведение человека определяется душой по велению духов природы". К примеру, лесной дух "отпускает" ресурсы для сбора ягод и другой добычи. Селькупы строго соблюдали правила охоты. У них существовали даже ритуалы, знаменовавшие "рождение жизни" в весенний период и "усыпание земли " при наступлении зимы.

Но уже с наступлением феодализма повсеместно была разрушена гармония во взаимоотношениях человека и природы.
Современное движение "зелёных", созданные ими сети особо охраняемых территорий — доказательства тому, что люди озабочены положением дел в животном и растительном мирах. К особо охраняемым территориям относятся заповедники, заказники, национальные парки, зоопарки, ботанические сады, которые помогают сохранить редкие и исчезающие виды как животных, так и растений.
Итак, положительное воздействие человека на окружающую среду проявляется следующим образом: создание Красных книг, заповед-ников, заказников, биосферных заповедников, зоопарков, ботанических садов,а также проведение лесонасаждений.
Таким образом, главным девизом современного человека по отношению к природе должен быть закон, который гласит: "не навреди, помоги, защити".

Исследовательская работа (домашнее задание).
1. Обследование своего дома.
Выяснить следующее: из какого материала построен дом, как обработаны стены, из чего сделан и чем покрыт пол, какой санузел (наличие канализации, сливной ямы и т.д.)?
2. Обследование своего двора. Чем занята площадь двора? Имеются ли деревья? Сколько их и какие? Есть ли во дворе туалет? Куда выбрасываются отходы домашнего хозяйства?

Источник



Природа как среда обитания человека. Биосфера и ноосфера. Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации.

Рассматривая природу как среду обитания, ее подразделяют на естественную и искусственную. Данное разделение имело место уже в античности, например в философии Аристотеля, который отделял то, что осуществляется по естественным законам, независимо от человека, от того, что сделано им самим в подражание. В естественной среде обитания человека К. Маркс выделял естественные источники средств жизни (дикие растения, плоды и т. д.) и естественные богатства как предметы труда (каменный уголь, газ, нефть, энергию ветра, пара и т.д.). Отношения человека с естественной средой обитания зависят как от природных условий, так и от уровня развития материального производства. Поскольку материальное производство – основная форма отношений между человеком и природной средой, а материально-преобразующая деятельность – сущностная потребность человека по реализации себя в мире, то в результате создается искусственная среда обитания человека или «вторая природа». В объем данного понятия включается все, что так или иначе произведено человеком: любые неорганические предметы, живые системы, произведенные путем селекции, генной инженерии и т.п.

Термин «биосфера» впервые был употреблен еще в 1804 г. французским ученым Ж. Б. Ламарком для обозначения совокупности живых организмов, населяющих земной шар. Сегодня это понятие имеет несколько толкований: 1) совокупность всех организмов; 2) область современной жизни; 3) особая оболочка Земли, включающая наряду с организмами и среду их обитания; 4) результат исторического взаимодействия живого и неживого. Современные представления о биосфере и закономерностях ее развития основываются на классических представлениях В. И. Вернадского и его последователей, а также позднейших исследователей (М. М. Камшилов, В. Я. Шипунов, М. И. Будыко, Н. Н. Моисеев, Дж. Андерсон, П. Дювиньо и др.). Биосферу рассматривают в качестве одного из основных структурных компонентов строения нашей планеты и выделяют такие структурные уровни ее организации, как: молекулярный, клеточный, тканевой, организменный, популяционный и биогеоценотический.

Философский смысл понятие биосфера получило у В. Вернадского, который ввел термин живое вещество, охватывающий совокупность населяющих Землю организмов, а биосферой стал называть всю ту среду, в которой оно находится. В биосфере существует пленка жизни с максимальной концентрацией живого вещества. Между неживыми и живыми веществами постоянно осуществляется энергетический обмен, выражающийся в движении атомов, вызванным живым веществом. Живое вещество охватывает всю биосферу, создает и изменяет ее. Неживое вещество доминирует в структуре биосферы. Появление человеческой жизни в биосфере привносит изменения в ее развитии: так как деятельность человека по изменению природной среды рассматривается как закономерный этап эволюции биосферы, который должен привести к тому, что под влиянием научной мысли и коллективного труда биосфера Земли должна перейти в новое состояние, именуемое ноосферой.

Понятие ноосфера (греч. noоs – разум, sphaira – шар) впервые использовал французский математик Э. Леруа в 1927 г. Данный термин встречается и в концепции французского естествоиспытателя П. Тейяра де Шардена и обозначает часть природы, представляющую собой чисто духовное явление, т. е. «мыслящий пласт», разворачивающийся над миром растений и животных – вне биосферы и над ней. В. Вернадский тоже исследовал понятие ноосфера – это качественно новый этап эволюции биосферы, определяемый историческим развитием человечества, его трудом и разумом. В этом процессе ноосфера выступает гарантом разумной деятельности человека во Вселенной, что делает ее моделью абсолютной разумности и мировой гармонии.

Я бы хотела отметить, что впервые с концепцией коэволюции природы и общества выступил на конференции в 1968 г. ученый Н. В. Тимофеев-Ресовский. С тех пор тема коэволюции становится ключевой в понимании природы человека и в определении судеб человечества. Концепция коэволюции базируется на принципах, согласно которым человечество, изменяя биосферу в целях приспособления ее к своим потребностям, должно изменяться и само с учетом объективных требований природы. Разработка идей коэволюции требует четкой формулировки системы экологических законов, способных снизить опасность угрозы уничтожения естественных ландшафтов природы, ее разнообразных живых организмов, самого человека и всей жизни на планете. В начале XX в. А. Швейцер сформулировал базовый принцип культуры – принцип благоговения перед жизнью, требующий нравственного совершенствования как человека, так и общества. Исследователи, развивая идеи А. Швейцера, говорят о новой стадии развития биосферы Земли, так называемой этосфере как более высокой по отношению к ноосфере. Этосфера – это область мира, основанного на принципах нравственного отношения к природе, ко всему живому на планете. Ее носителем должен стать этически разумный человек, действующий не только в своих интересах, но и в интересах Жизни на Земле.

В рамках проблем коэволюции актуальной становится проблема устойчивого развития системы общество-природа. Цель стратегии устойчивого развития – обеспечить выживание человечества путем преодоления социально-экологической нестабильности и конфликтности, достигая сбалансированного развития природы и общества. Ее реализация состоит в сохранении окружающей среды и природных ресурсов для удовлетворения потребностей современных и будущих поколений. Для этого разработаны национальные концепции устойчивого развития: так, в Республике Беларусь приоритетным объявлен экологический закон, обеспечивающий переход от принципа «реагирования и исправления» к принципу «активной профилактики», что призвано способствовать положительной динамике изменения в триаде «человек-хозяйство-природа».

Заключение

Я считаю, что философия способна внести немалый вклад в подготовку стимулирования поиска бесконфликтных форм взаимодействия с природой и постепенного смягчения существующих жестких установок по отношению к природе.

Одним из выводов является преодоление существующих экологических трудностей, которое в принципе возможно. Оно вытекает как из анализа истории взаимоотношений человека и природы, так и из возможностей науки, техники, культуры в широком смысле этого слова. Однако, для этого — и это второй вывод — необходимы существенные изменения в направлениях развития науки и техники (реформирование существующих дисциплин по экологии и др., разработка новых методов и подходов к исследованию взаимоотношений человека и природы и т.п.), а также производства и управления.

Гармонизация взаимоотношений человека и природы ценна, поскольку сам человек и общество в целом являются частью природы в широком смысле слова.

В результате общего обзора разнообразных позиций и мнений философов, прямо или косвенно затрагивающих аспекты взаимоотношений человека и природы, видно, что дальнейшая разработка стратегии развития отношений, определения места Человека во Вселенной является одной из важнейших задач современности.

Способ существования общества и природы, в идеале, должен быть таким, чтобы негативное воздействие природы на общество и общества на природу было минимальным, не нарушающим устойчивости обоих систем. Основным принципом взаимоотношений человека и природы должен стать принцип гармонии человека и природы как двух относительно самостоятельных и развивающихся каждая по своим законам, но в то же время внутренне неразрывно связанных частей единой системы.

И в заключении мне, в качестве вывода, хочется отметить такую мысль: этика ответственности предполагает тщательный философский анализ, сопоставление различных точек зрения, учет необходимых и случайных связей. Интересы человека должны быть защищены всесторонне. Человек существует не сам по себе, а посредством природы. Экогуманизм — это ответственность.

1. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. — М., 1988

2. Взаимодействие общества и природы : Сб. статей / Под ред. Е. Т. Фаддеева. — Москва : Наука, 1986

Источник

Природа как среда обитания человека. Биосфера и закономерности ее развития

Рассматривая природу как среду обитания, последнюю подраз­деляют на естественную и искусственную. Данное разделение имеет место уже в античности, например в философии Аристоте­ля, который отделял то, что осуществляется по естественным за­конам, независимо от человека, от того, что сделано им самим в подражание. В данном конкретном смысле естественное ассоции­руется с природой (гео- и биосферой), а искусственное – с различ­ными сферами деятельности человека и социальной организаци­ей его жизни (социо-, антропо-, техносферой).

В естественной среде обитания человека К. Маркс выделял ес­тественные источники средств жизни (дикие растения, плоды и так далее) и естественные богатства как предметы труда (камен­ный уголь, газ, нефть, энергия ветра, пара и так далее). Отноше­ния человека с естественной средой обитания зависят как от при­родных условий, так и от уровня развития материального произ­водства.

Поскольку материальное производство является основ­ной формой отношений между человеком и природной средой, а материально-преобразующая деятельность – сущностная потребность человека по реализации себя в мире, то в результате создается искусственная среда обитания человека, или “вторая природа”, “неорганическое тело цивилизации” (К. Маркс). В объем данного понятия включается все, что так или иначе произ­ведено человеком: любые неорганические предметы, живые систе­мы, произведенные путем селекции, генной инженерии и тому по­добным, общественные отношения.

Преобразующая технология вторгается в естественные процес­сы и видоизменяет их в соответствии с потребностями человека, за­мещая естественные элементы среды искусственными. К тому же в XX в. под влиянием генетики формируются представления об орга­низмах как запрограммированных системах, поддающихся пере­программированию при соответствующих научных и технических методиках.

К настоящему времени искусственно созданная челове­ком техносфера стала сопоставима с биосферой Земли: так, уже из­вестно, что масса всех искусственно созданных предметов и живых организмом (техномасса) значительно превосходит естественную биомассу. Подобная деятельность обострила характер социоприродного взаимодействия, и оно приобрело глобальное измерение.

Совокупная человеческая деятельность способна коренным обра­зом подорвать природное равновесие биосферы и тем самым приве­сти к гибели человеческую цивилизацию.В этой связи, начиная с конференции ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 г. по охране окружаю­щей среды, осуществляется поиск новой модели устойчивого разви­тия.

Переход на модель устойчивого развития требует учета всех параметров и тенденций социо-природной эволюции – экономичес­ких, политических, экологических, психологических и т.п. Так, “На­циональная стратегия устойчивого развития Республики Бела­русь” приоритетным объявляет принцип “активной профилакти­ки”, обеспечивающий сохранение и регенерацию природно-ресурс­ного потенциала Планеты, а не постоянно практикуемый – “реаги­рования и исправления”.

Планируется создать условия для форми­рования рынка экотехники, экотехнологий и экоуслуг, повысить уровень экологического образования и воспитания населения и т.д. Термин биосфера впервые был употреблен еще в 1804 г. фран­цузским ученым Ж.Б. Ламарком в труде по гидрогеологии для обозначения совокупности живых организмов, населяющих земной шар. В конце XIX в. его использовали австрийский геолог Э. Зюсс и немецкий ученый И. Вальтер практически в том же значении, что и Ламарк.

Философский смысл понятие биосферы получило у В. Вернад­ ского, который ввел термин “живое вещество”, охватывающий со­вокупность населяющих Землю организмов, а биосферой стал называть всю ту среду, в которой оно находится. В биосфере суще­ствует “пленка жизни” с максимальной концентрацией живого вещества. Между неживыми (косными) природными телами и живыми веществами постоянно осуществляется энергетический обмен, выражающийся в движении атомов, вызванном живым ве­ществом.

В этом процессе и связанном с ним движении энергии проявляется планетарное, космическое значение живого вещества, которое связано с тем, что биосфера является той единственной земной оболочкой, в которую непрерывно проникает космическая энергия. Живое вещество охватывает всю биосферу, создает и из­меняет ее, однако, по весу и объему оно занимает ее небольшую часть.

Неживое вещество доминирует в структуре биосферы. По­явление человеческой жизни в биосфере привносит изменения в ее динамику: если живые организмы взаимодействуют трофически­ми (пищевыми) цепями и в результате изменяют живое вещество и энергию биосферы, то человек включается в связи с ней на осно­ве трудовой деятельности. Полагается, что вначале человек осу­ществил биосферную “технологию” (нахождение в природе гото­вых жизненных средств), а затем производство привело к новой форме отношений человека с биосферой.

Человек тем самым выделил себя из природы и, как отмечал В. Вернадский, начал созда­вать культурную биогеохимическую энергию (земледелие, ското­водство). Поэтому появление человека и его деятельности по из­менению природной среды рассматривается как закономерный этап эволюции биосферы. Этот этап должен привести к тому, что под влиянием научной мысли и коллективного труда биосфера Земли должна перейти в новое состояние, именуемое ноосферой.

Понятие ноосферы (греч. noos – разум, sphaira – шар) впервые использовал французский математик Э. Леруа в 1927 г., но, по его признанию, оно возникло у него под влиянием лекций В. Вернадс­кого о биосфере Земли, учение о которой он разрабатывал еще в 1914-1916 гг. Данный термин встречается и в концепции “христи­анского эволюционизма” французского естествоиспытателя и фи­ лософа П. Тейяра де Шардена.

Усложняющееся развитие, по его мнению, начинается с эволюции физической материи космоса (“преджизнь”), переходит в структуры жизни, а потом в человека как носителя мыслящего разума и ноосферы и субъекта общества (“сверхжизнь”). На всех этапах эволюцию поддерживает своей дей­ственной любовью Бог как духовное начало, присутствующее в Универсуме и направляющее его развитие к конечной цели – “точке Омега”. Это своеобразный центр духовного синтеза, символизиру­ющий собою Христа, сопричастного миру и одновременно проти­востоящего ему.

Собственно говоря, космогенез П. Тейяра де Шар­дена интерпретируется как христогенез. Поэтому и ноосфера у него обозначает часть природы, представляющей собой чисто духовное явление, то есть “мыслящий пласт”, разворачивающийся над ми­ром растений и животных – вне биосферы и над ней.

У В. Вернадского ноосфера – это качественно новый этап эво­люции биосферы, определяемый историческим развитием чело­вечества, его трудом и разумом. В этом процессе ноосфера выступает гарантом разумной деятельности человека во Вселенной, что делает ее моделью абсолютной разумности и мировой гармонии. В современной литературе, как правило, под ноосферой понима­ют ту область биосферы, которая находится под влиянием челове­ческой активности, и поэтому многие ее процессы в принципе мо­гут быть управляемы и направляемы человеком.

Учение о ноосфере часто называют биосферно-ноосферной концепцией В. Вернадского, которую можно представить рядом базовых посылок:

  • деятельность человека постепенно становит­ся основным фактором эволюции биосферы как космического тела;
  • для будущего развития человечества и биосферы человек должен взять на себя ответственность за характер протекания ос­новных процессов планеты.

В этом смысле можно говорить о на­ступлении эпохи ноосферы, когда развитие цивилизации будет согласовано с эволюцией планеты и прежде всего биосферы. Для этого необходимо выработать осознанное поведение людей, согла­сованное с естественными условиями стабильности окружающей среды, то есть известный экологический императив. В свою очередь, в такую эпоху должна быть обеспечена эволюция человека и биосферы, то есть их совместное и согласованное развитие.

Впервые с концепцией коэволюции природы и общества, кото­рая должна выстроить оптимальное соотношение интересов со­циума и биосферы, выступил в 1968 г. Н.В. Тимофеев-Ресовский. С тех пор тема коэволюции становится ключевой в понимании при­роды человека и в определении судеб человечества. Идея коэволю­ции используется во всех работах, исследующих проблему “обще­ство-природа”, а также при создании кибернетических моделей развития биосферы. При обсуждении синтетического характера исследований коэволюции приходят к выводу, что здесь необходи­мы совместные усилия естествоиспытателей и всех гуманитариев – вплоть до поэтов.

Вне такого синтеза нельзя понять человека во всем драматизме его отношений с остальной природой, а без этого понимания невозможно создать реально функционирующую стратегию взаимодействия природы и общества (Н. Моисеев).

Концепция коэволюции базируется на принципах, согласно которым человечество, изменяя биосферу в целях приспособления ее к своим потребностям, должно изменяться и само с учетом объективных требований природы. Собственно говоря, концепция коэволюции в концентрированном виде выражает исторический опыт человечества, содержащий в себе определенные регламента­ции и императивы социоприродного взаимодействия.

Разработка идей коэволюции требует четкой формулировки системы эколо­гических императивов, способных снизить опасность угрозы уничтожения целых ландшафтов природы, ее разнообразных жи­вых организмов, самого человека и всей жизни на планете. В начале XX в. А. Швейцер сформулировал базовый принцип культуры – принцип благоговения перед жизнью.

В работе “Культура и эти­ка” он писал о том, что катастрофа культуры – это следствие катастрофы мировоззрения, поэтому главное здесь – нравственное усовершенствование как индивидуума, так и общества. В этой свя­зи сегодня, развивая идеи А. Швейцера, говорят о новой стадии развития биосферы Земли, так называемой этосфере как более вы­сокой по отношению к ноосфере.

Этосфера – это область бытия, основанного на принципах нравственного отношения к природе, ко всему живому на планете. Ее носителем должен стать этически разумный человек, действующий не только в своих интересах, но и в интересах Жизни на Земле.

Источник

Природа как среда обитания человека. Биосфера и закономерности ее развития

Рассматривая природу как среду обитания, последнюю подраз­деляют на естественную и искусственную. Данное разделение имеет место уже в античности, например в философии Аристоте­ля, который отделял то, что осуществляется по естественным за­конам, независимо от человека, от того, что сделано им самим в подражание. В данном конкретном смысле естественное ассоции­руется с природой (гео- и биосферой), а искусственное – с различ­ными сферами деятельности человека и социальной организаци­ей его жизни (социо-, антропо-, техносферой).

В естественной среде обитания человека К. Маркс выделял ес­тественные источники средств жизни (дикие растения, плоды и так далее) и естественные богатства как предметы труда (камен­ный уголь, газ, нефть, энергия ветра, пара и так далее). Отноше­ния человека с естественной средой обитания зависят как от при­родных условий, так и от уровня развития материального произ­водства.

Поскольку материальное производство является основ­ной формой отношений между человеком и природной средой, а материально-преобразующая деятельность – сущностная потребность человека по реализации себя в мире, то в результате создается искусственная среда обитания человека, или “вторая природа”, “неорганическое тело цивилизации” (К. Маркс). В объем данного понятия включается все, что так или иначе произ­ведено человеком: любые неорганические предметы, живые систе­мы, произведенные путем селекции, генной инженерии и тому по­добным, общественные отношения.

Преобразующая технология вторгается в естественные процес­сы и видоизменяет их в соответствии с потребностями человека, за­мещая естественные элементы среды искусственными. К тому же в XX в. под влиянием генетики формируются представления об орга­низмах как запрограммированных системах, поддающихся пере­программированию при соответствующих научных и технических методиках.

К настоящему времени искусственно созданная челове­ком техносфера стала сопоставима с биосферой Земли: так, уже из­вестно, что масса всех искусственно созданных предметов и живых организмом (техномасса) значительно превосходит естественную биомассу. Подобная деятельность обострила характер социоприродного взаимодействия, и оно приобрело глобальное измерение.

Совокупная человеческая деятельность способна коренным обра­зом подорвать природное равновесие биосферы и тем самым приве­сти к гибели человеческую цивилизацию.В этой связи, начиная с конференции ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 г. по охране окружаю­щей среды, осуществляется поиск новой модели устойчивого разви­тия.

Переход на модель устойчивого развития требует учета всех параметров и тенденций социо-природной эволюции – экономичес­ких, политических, экологических, психологических и т.п. Так, “На­циональная стратегия устойчивого развития Республики Бела­русь” приоритетным объявляет принцип “активной профилакти­ки”, обеспечивающий сохранение и регенерацию природно-ресурс­ного потенциала Планеты, а не постоянно практикуемый – “реаги­рования и исправления”.

Планируется создать условия для форми­рования рынка экотехники, экотехнологий и экоуслуг, повысить уровень экологического образования и воспитания населения и т.д. Термин биосфера впервые был употреблен еще в 1804 г. фран­цузским ученым Ж.Б. Ламарком в труде по гидрогеологии для обозначения совокупности живых организмов, населяющих земной шар. В конце XIX в. его использовали австрийский геолог Э. Зюсс и немецкий ученый И. Вальтер практически в том же значении, что и Ламарк.

Философский смысл понятие биосферы получило у В. Вернад­ ского, который ввел термин “живое вещество”, охватывающий со­вокупность населяющих Землю организмов, а биосферой стал называть всю ту среду, в которой оно находится. В биосфере суще­ствует “пленка жизни” с максимальной концентрацией живого вещества. Между неживыми (косными) природными телами и живыми веществами постоянно осуществляется энергетический обмен, выражающийся в движении атомов, вызванном живым ве­ществом.

В этом процессе и связанном с ним движении энергии проявляется планетарное, космическое значение живого вещества, которое связано с тем, что биосфера является той единственной земной оболочкой, в которую непрерывно проникает космическая энергия. Живое вещество охватывает всю биосферу, создает и из­меняет ее, однако, по весу и объему оно занимает ее небольшую часть.

Неживое вещество доминирует в структуре биосферы. По­явление человеческой жизни в биосфере привносит изменения в ее динамику: если живые организмы взаимодействуют трофически­ми (пищевыми) цепями и в результате изменяют живое вещество и энергию биосферы, то человек включается в связи с ней на осно­ве трудовой деятельности. Полагается, что вначале человек осу­ществил биосферную “технологию” (нахождение в природе гото­вых жизненных средств), а затем производство привело к новой форме отношений человека с биосферой.

Человек тем самым выделил себя из природы и, как отмечал В. Вернадский, начал созда­вать культурную биогеохимическую энергию (земледелие, ското­водство). Поэтому появление человека и его деятельности по из­менению природной среды рассматривается как закономерный этап эволюции биосферы. Этот этап должен привести к тому, что под влиянием научной мысли и коллективного труда биосфера Земли должна перейти в новое состояние, именуемое ноосферой.

Понятие ноосферы (греч. noos – разум, sphaira – шар) впервые использовал французский математик Э. Леруа в 1927 г., но, по его признанию, оно возникло у него под влиянием лекций В. Вернадс­кого о биосфере Земли, учение о которой он разрабатывал еще в 1914-1916 гг. Данный термин встречается и в концепции “христи­анского эволюционизма” французского естествоиспытателя и фи­ лософа П. Тейяра де Шардена.

Усложняющееся развитие, по его мнению, начинается с эволюции физической материи космоса (“преджизнь”), переходит в структуры жизни, а потом в человека как носителя мыслящего разума и ноосферы и субъекта общества (“сверхжизнь”). На всех этапах эволюцию поддерживает своей дей­ственной любовью Бог как духовное начало, присутствующее в Универсуме и направляющее его развитие к конечной цели – “точке Омега”. Это своеобразный центр духовного синтеза, символизиру­ющий собою Христа, сопричастного миру и одновременно проти­востоящего ему.

Собственно говоря, космогенез П. Тейяра де Шар­дена интерпретируется как христогенез. Поэтому и ноосфера у него обозначает часть природы, представляющей собой чисто духовное явление, то есть “мыслящий пласт”, разворачивающийся над ми­ром растений и животных – вне биосферы и над ней.

У В. Вернадского ноосфера – это качественно новый этап эво­люции биосферы, определяемый историческим развитием чело­вечества, его трудом и разумом. В этом процессе ноосфера выступает гарантом разумной деятельности человека во Вселенной, что делает ее моделью абсолютной разумности и мировой гармонии. В современной литературе, как правило, под ноосферой понима­ют ту область биосферы, которая находится под влиянием челове­ческой активности, и поэтому многие ее процессы в принципе мо­гут быть управляемы и направляемы человеком.

Учение о ноосфере часто называют биосферно-ноосферной концепцией В. Вернадского, которую можно представить рядом базовых посылок:

  • деятельность человека постепенно становит­ся основным фактором эволюции биосферы как космического тела;
  • для будущего развития человечества и биосферы человек должен взять на себя ответственность за характер протекания ос­новных процессов планеты.

В этом смысле можно говорить о на­ступлении эпохи ноосферы, когда развитие цивилизации будет согласовано с эволюцией планеты и прежде всего биосферы. Для этого необходимо выработать осознанное поведение людей, согла­сованное с естественными условиями стабильности окружающей среды, то есть известный экологический императив. В свою очередь, в такую эпоху должна быть обеспечена эволюция человека и биосферы, то есть их совместное и согласованное развитие.

Впервые с концепцией коэволюции природы и общества, кото­рая должна выстроить оптимальное соотношение интересов со­циума и биосферы, выступил в 1968 г. Н.В. Тимофеев-Ресовский. С тех пор тема коэволюции становится ключевой в понимании при­роды человека и в определении судеб человечества. Идея коэволю­ции используется во всех работах, исследующих проблему “обще­ство-природа”, а также при создании кибернетических моделей развития биосферы. При обсуждении синтетического характера исследований коэволюции приходят к выводу, что здесь необходи­мы совместные усилия естествоиспытателей и всех гуманитариев – вплоть до поэтов.

Вне такого синтеза нельзя понять человека во всем драматизме его отношений с остальной природой, а без этого понимания невозможно создать реально функционирующую стратегию взаимодействия природы и общества (Н. Моисеев).

Концепция коэволюции базируется на принципах, согласно которым человечество, изменяя биосферу в целях приспособления ее к своим потребностям, должно изменяться и само с учетом объективных требований природы. Собственно говоря, концепция коэволюции в концентрированном виде выражает исторический опыт человечества, содержащий в себе определенные регламента­ции и императивы социоприродного взаимодействия.

Разработка идей коэволюции требует четкой формулировки системы эколо­гических императивов, способных снизить опасность угрозы уничтожения целых ландшафтов природы, ее разнообразных жи­вых организмов, самого человека и всей жизни на планете. В начале XX в. А. Швейцер сформулировал базовый принцип культуры – принцип благоговения перед жизнью.

В работе “Культура и эти­ка” он писал о том, что катастрофа культуры – это следствие катастрофы мировоззрения, поэтому главное здесь – нравственное усовершенствование как индивидуума, так и общества. В этой свя­зи сегодня, развивая идеи А. Швейцера, говорят о новой стадии развития биосферы Земли, так называемой этосфере как более вы­сокой по отношению к ноосфере.

Этосфера – это область бытия, основанного на принципах нравственного отношения к природе, ко всему живому на планете. Ее носителем должен стать этически разумный человек, действующий не только в своих интересах, но и в интересах Жизни на Земле.

Источник

Adblock
detector