Природа и человек в глубокой древности

Человек и природа в далёком прошлом

В целом выделяют три основных периода взаимодействия общества и природы. Это очень большие временные промежутки, длительность которых достигает 3,5 млн лет.

Первый период — палеолит, или древнекаменный век.

Второй период — неолит, или новокаменный век.

Третий период — век промышленности и технических открытий. Переход к этому этапу связывают с научно-технической революцией XVIII—XIX веков. Ручной труд сменился машинным, производство достигло глобальных масштабов, человек стал производить товаров гораздо больше, чем ему необходимо. Промышленная революция привела к тому, что изменения природных условий стали более всеобъемлющими и нередко необратимыми.

Уровень развития общества в то время был практически нулевым, а взаимодействие с природой было максимально гармоничным.

Первобытный человек добывал себе пищу, занимаясь собирательством и охотой. Он пользовался только тем, что давала природа: выкапывал съедобные корни и клубни растений, личинки насекомых, собирал плоды с деревьев, искал яйца птиц и черепах, позже стал охотиться на животных. Такой тип взаимодействия с природой носит название присваивающего хозяйства.

Первыми орудиями, которые научился делать человек, были дубина, заострённый камень, палка-копалка. Умение изготавливать орудия труда отличало древних людей от животных.

Первобытные орудия труда

С течением времени люди овладели новыми материалами для изготовления орудий труда — костью и рогом. Это позволило усовершенствовать и упростить изготовление уже существующих орудий труда и изобрести новые — гарпуны, иглы и другое. С их помощью люди ловили рыбу, обрабатывали шкуры убитых животных, из которых делали одежду и утепляли жилища.

Чтобы уберечься от непогоды и зубов хищника, первобытные люди были вынуждены постоянно заботиться о крыше над головой. Их жилищами становились пещеры.

Но они были не везде, и тогда люди сооружали землянки или шалаши из жердей, костей и шкур животных. Свой дом в наше время принято украшать, древние люди, однако, тоже не были исключением. Они рисовали на стенах своих пещер примитивные рисунки. Как правило, это были изображения животных, окружающего пространства и самого человека.

Обычно в жилищах горел костёр.

Мясо, запечённое на углях, было вкуснее и полезнее сырого. Использование мясной пищи стало важным этапом в развитии человека. Его организм теперь получал больше энергии. Укреплялся скелет человека, увеличивалась его физическая сила, развивался и совершенствовался мозг. Долгое время люди не умели самостоятельно добывать огонь. Чтобы развести костёр, приходилось собирать тлеющие угольки с лесных пожарищ. Поэтому днём и ночью они старались поддерживать костры на своих стоянках. Страшное бедствие постигало людей, когда этот источник света и тепла затухал. Прошли многие тысячи лет, и первобытный человек сам научился добывать огонь. Для этого он высекал искры из кремня и поджигал ими сухую траву. Покорив огонь, люди регулярно использовали его для своих нужд. Таким образом, трудовая деятельность развивала человека, а овладение огнём способствовало его выделению из мира животных.

Около 100 тысяч лет назад на Земле наступило резкое похолодание. Зимы стали продолжительными и морозными. Северная часть Европы, Азии и Америки покрылась огромной, многометровой толщей льда. Теплолюбивые животные погибли или ушли далеко на юг. В холодном и суровом климате важнейшим занятием для людей стала охота на диких животных.

Охота сплачивала людей, давала им мясную пищу и тёплую одежду. Люди охотились на диких лошадей, оленей и бизонов, пещерных медведей. Особенно желанной добычей был мамонт — огромный слон, покрытый шерстью, с сильно изогнутыми бивнями. Первобытные охотники придумали загонную охоту. С помощью огня они загоняли крупных и тяжёлых животных в ямы-ловушки или в болото, овраг, любое другое место, откуда им было трудно выбраться. Основным охотничьим орудием было деревянное копьё. Со временем его усовершенствовали, привязав к древку острый каменный наконечник. Часто в схватках со зверями люди погибали сами или умирали от голода в долгих и бесплодных поисках добычи.

Человек уже в древности научился не только выживать в природе, но и использовать её в своих целях. Однако он был бессилен перед таинственными и грозными явлениями природы. Пугали древних людей наводнения, грозы, ураганы, снежные бури и другие природные явления. Люди считали, что какие-то сверхъестественные существа приводят в движение окружающий мир.

Эти существа, или силы, были названы духами, а самые могущественные из них — богами. Их представляли в виде животных или людей. Фигурки богов вырезались из кости, дерева или камня. Люди поклонялись этим фигуркам — идолам, обращались к ним с просьбами о здоровье, удачной охоте или хорошем урожае. Такие явления, как сон и смерть, также объяснялись сверхъестественной силой — движением души, которая во время сна или смерти покидает человека. Древний человек страшился болезней и не знал, как лечить их. Он же сталкивался с проблемами и неудачами в быту, на охоте, в личной жизни. Люди считали, что души умерших проявляют заботу о них или, наоборот, гневаются на них. Поэтому душе человека тоже поклонялись, у неё просили милости и защиты. Объектом поклонения могли быть неодушевлённые предметы, которым приписывались необыкновенные свойства и способности влиять на действия и поступки людей.

Таким образом, первобытные люди внимательно изучали природу и накапливали знания. Возникли религиозные представления — вера в сверхъестественные силы и в жизнь после смерти. Религию, основанную на поклонении многим богам, называют многобожием, или язычеством.

Источник



§ 12. Человек и Природа в древнейшую эпоху

Деятельность людей на протяжении 5-6-го тысячелетий существования начальных цивилизаций обеспечила создание основ благополучного развития рода человеческого. Нет такой сферы жизни, в которой в древности не были бы совершены эпохальные творческие открытия, не введены новшества, принятые повсеместно. Цивилизационный подход позволяет в полной мере оценить то, чем мы обязаны своим предшественникам, а также помогает увидеть, что у людей в разных точках земли значительно больше общего в организации жизни, чем кажется на первый взгляд.

Взаимодействуя с Природой, Человек постоянно усовершенствовал материальную базу своего существования.

Особое значение имело развитие земледелия, особенно орошаемого, связанного со строительством искусственных рукотворных систем, позволявших поддерживать баланс с природными стихиями. В древнейший период было выведено большинство культурных злаков и растений: пшеница, ячмень, просо, рис, лен, хлопчатник, бахчевые культуры, виноград, финиковые пальмы и т. д. Земледелие стало надежным источником самых разнообразных продуктов питания. Люди научились не только выращивать, но и хранить продукты земледелия. Работа с землей вплоть до XX в. была основной сферой деятельности подавляющей части населения в большинстве стран мира. Занятия земледелием означали оседлость, устойчивость, уверенность в жизни, хотя сохранявшаяся зависимость от капризов природы, отсталость социальных отношений часто снижали возможную эффективность работы с землей. «Тем, кто работает своими руками, она дает упражнения, а тех, кто заботливо наблюдает за полевыми работами, укрепляет тем, что заставляет рано вставать и быстро ходить, ибо в деревне, как и в городе, все хорошо делать в свое время… Земля побуждает земледельцев также защищать страну с оружием в руках, потому что хлеб, производимый ею, легко может стать добычей победителя… Хорошо сказал тот, кто земледелие назвал матерью и кормилицей всех искусств. Действительно, когда хорошо идет земледелие, тогда и все прочие занятия процветают; где же земля принуждена оставаться невозделанною, там, можно сказать, все занятия приходят в упадок и на суше, и на море», – считал греческий историк Ксенофонт.

В древнейшую эпоху происходил процесс отделения скотоводства от земледелия. Собака, коза, овца, бык, осел, лошадь, верблюд, слон и др. стали служить человеку. О сложности доместикации (одомашнивания) животных свидетельствует то, что из многих десятков тысяч в принципе пригодных к одомашниванию видов лишь немногим более 30 удалось одомашнить. В их числе 19 из класса млекопитающих, 9 из класса птиц (курица, индейка, гусь и др.), 2 вида костных рыб (карп и золотая рыбка), 2 вида насекомых (шелкопряд и пчела). Нетрудно заметить, что после эпохи древних цивилизаций людям последующих эпох оставалось лишь главным образом сохранять и совершенствовать породы, выводить новые, приспосабливать их к разным климатическим условиям. Развитие домашнего животноводства значительно улучшило питание, здоровье и самочувствие человека. Возникли самостоятельные скотоводческие, кочевнические цивилизации, что, с одной стороны, способствовало специализации, развитию товарообмена, но, с другой, послужило основой для противоборства оседлого и кочевого образов жизни.

Необходимым условием благополучия древнейших обществ было умение добывать и обрабатывать металлы. Из меди, бронзы, железа изготавливались долговечные орудия труда, предметы повседневного обихода, а также оружие. Серебро и золото утвердились в качестве средства обращения и накопления богатств, символизировали успех и занятие ключевых мест в жизни общества. Важную роль играла добыча камня, мрамора, леса, других строительных материалов, которые использовались для строительства жилищ, дворцов, крепостей, различных инженерных сооружений.

• Инновации. Деньги

С появлением общественного разделения труда и определенной специализации при производстве различных продуктов возникли условия для обмена этими продуктами, которые стали товаром. Товары имели разную стоимость. Начались поиски всеобщего эквивалента, способного выражать стоимость всех товаров и обмениваться на любой из них. В роли такого эквивалента использовались раковины каури или маленькие диски из драгоценных металлов.

Впервые деньги в виде монет с установленной стоимостью были одновременно выпущены в Лидии (Малая Азия) и в Китае в VIII в. дон. э. Часто возникновение денег связывают с именем лидийского царя Крёза, который начал чеканить монеты стандартного веса и гарантированной стоимости из золота. В IV в. до н. э. получили распространение монеты из золота с изображением какой-либо фигуры на одной стороне и государственной символики на другой. На подвластных Риму территориях Европы, Африки и Малой Азии широкое хождение имели медные, серебряные и золотые монеты. Позже их стали копировать в сопредельных районах. В период раннего Средневековья монеты стали обычным средством платежа при заключении сделок. В Древней Руси золотые и серебряные монеты начали чеканить при Владимире I и Ярославе Мудром. Деньги стали служить в качестве меры стоимости, средства обращения и средства сбережения. Поговорка «Богат, как Крез» сохранилась до наших дней.

• Инновации. Колесо

Гениальным изобретением человечества является колесо. Идея колеса предположительно возникла из обычая перетаскивать тяжести при помощи подкладываемых под них древесных стволов. Древнейшие колеса представляли собой толстые круглые деревянные диски, неподвижно соединенные с осью, которая двигалась вместе с колесами. Первые модели колесной повозки из Месопотамии датируются IV тысячелетием до н. э. Изобретение ступицы позволило неподвижно соединить ось с кузовом повозки. В деревянном диске делались промежуточные сквозные выемки, что привело к появлению спиц. Позже в повозки начали впрягать животных, так появился гужевой транспорт, который во многих странах сохранял свое значение до второй половины XX в.

Большим шагом вперед стало создание «второй природы», изготовление различных искусственных материалов: стекла, фаянса, фарфора, бумаги.

Передвижение по воде люди осуществляли с помощью разнообразных плавательных средств. Умение строить корабли, управлять ими, пересекать значительные водные пространства стало непременным условием для расширения торговли, ведения успешных войн, развития цивилизации в целом. Отсутствие собственных удобных выходов к морям создавало большие трудности для развития экономики государств, ставило их в зависимость от прибрежных, морских сообществ.

• Имена. Аристотель

Аристотель (384–322 гг. до н. э.), древнегреческий философ и ученый-энциклопедист. Учился у Платона в Афинах. Известно выражение Аристотеля – «Платон мне друг, но истина дороже» – как формула уважительного несогласия с иной точкой зрения. В сочинениях Аристотеля получили осмысление научные знания практически по всем отраслям. Ему принадлежат такие сочинения, как «Первая философия», «Органон», «Метафизика», «Физика», «О возникновении животных», «О душе», «Этика», «Политика», «Поэтика». Аристотель – основоположник формальной логики. Он создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон, и сам стиль научного мышления.

Аристотель разработал учение об основных принципах бытия: о возможности и осуществлении, форме и материи, действующей причине и цели. По Аристотелю, ступенями в развитии природы являлись неорганический мир, растение, животное, человек. «Ум» (нус), разум Аристотель считал главным отличием человека от животных. Центральным принципом этики Аристотеля было разумное поведение, умеренность (метриопатия). Он определял человека также как существо общественное («человек есть общественное животное»). Наилучшими формами государства называл монархию, аристократию, «политию» (умеренную демократию). Наихудшими – тиранию, олигархию, охлократию. Сущностью искусства Аристотель считал подражание (мимесис), а целью трагедии – «очищение» духа (катарсис).

В 335 г. Аристотель основал Ликей (название гимнасии на окраине Афин) или перипатетическую школу (с греческого – «крытая галерея»). Эта школа в IV–II вв. до н. э. была своего рода академией наук, т. к. в ней занимались систематической разработкой всех отраслей знания на основе метода Аристотеля. В то же время Ликей был высшей школой для афинской молодежи. Со временем перипатетики в основном стали заниматься истолкованием и комментированием Аристотеля. Аристотелизм господствовал в мировой науке вплоть до XVII–XVIIIвв. К этому времени аристотелизм приобрел несколько схоластический характер и подвергался резкой критике. Однако и в наши дни любой учебник по истории большинства наук начинается со ссылок на Аристотеля.

Свои наблюдения за природой, размышления по поводу разнообразных и часто опасных для жизни природных явлений люди стремились систематизировать, превратить в знаниям передать их потомкам. Вспомним о некоторых достижениях. Так, еще Фалес Милетский (624–547 гг. до н. э.) правильно предсказал солнечное затмение 585 г. до н. э., разработал учение о подобных треугольниках, по тени определил высоту пирамид в Египте. Его ученик Анаксимандр впервые составил схему светил ночного неба, необходимую для ориентирования по звездам. Ему же принадлежит и первая у греков географическая карта. Эмпедокл (490–430 гг.) создал теорию возникновения мира и эволюции живых существ, в соответствии с которой в результате сложного отбора из уродов, которыми была населена земля, появились наиболее разумные, целесообразные существа. В Древнем Риме получили развитие прикладные науки. Были изобретены водяная мельница, подъемный кран, в игрушках использовались давление воздуха и сила пара. Надежность и долговечность отличали построенные римлянами мосты, акведуки (водопроводы), дороги, крепости, вокруг которых выросли многие современные европейские города (Лондиний – Лондон, Паризия – Париж и др.). Многие научные достижения древних обществ впоследствии либо активно использовались, либо после периода забвения обретали новую жизнь.

Источник

Природа и человек в глубокой древности

Хозяйственная деятельность современного человека нередко наносит непоправимый ущерб природе. Последствиями становятся всевозможные катаклизмы. Поэтому бережное отношение к природе древних людей является примером для современных жителей планеты.

Организация быта древних предков была построена таким образом, чтобы не навредить природе. Считая себя неразрывной частью природной среды, древние люди не отделяли себя от неё. Свои потребности люди древности удовлетворяли, не прибегая к изменениям в природе. Пользуясь природными дарами, они не вырубали целые леса.

С увеличением количества населения планеты древние люди постепенно расширяли районы своего обитания. Возникали новые формы хозяйствования, среди которых — земледелие и скотоводство. Всё это приводило к усилению воздействия человека на окружающую среду. Для получения пахотных земель, люди стали вырубать и выжигать леса. Постепенно стали развиваться процессы эрозии почвы. А луга вытаптывались домашними животными. Постепенно происходило нарушение баланса между человеком и природой.

Периодом, когда люди стали потребительски относиться к природным ресурсам планеты, стали 17 – й и последующие века. Ощутимый урон природе стали наносить появившиеся фабрики и мануфактуры с их дымящими и сточными трубами.

Появившиеся самодвижущиеся экипажи не имели фильтров для сбора вредных веществ и выхлопных газов, при том что использовался неочищенный от загрязняющих воздух шлаков бензин. Также хищническое отношение к природе стало распространяться на дары леса, рек и морей. Однако можно видеть и рациональное отношение к природным ресурсам на примере хозяйственной деятельности крестьянства. Используя землю по её прямому назначению, крестьяне применяли многопольную систему, когда, засевая поля, оставляли другую часть «отдыхать», делая это поочерёдно. Всё это позволяло, не принося вреда природе, кормиться плодами своего труда.

Источник

Как в древности люди относились к природе?

Хозяйственная деятельность современного человека нередко наносит непоправимый ущерб природе. Последствиями становятся всевозможные катаклизмы. Поэтому бережное отношение к природе древних людей является примером для современных жителей планеты.

Организация быта древних предков была построена таким образом, чтобы не навредить природе. Считая себя неразрывной частью природной среды, древние люди не отделяли себя от неё. Свои потребности люди древности удовлетворяли, не прибегая к изменениям в природе. Пользуясь природными дарами, они не вырубали целые леса.

С увеличением количества населения планеты древние люди постепенно расширяли районы своего обитания. Возникали новые формы хозяйствования, среди которых — земледелие и скотоводство. Всё это приводило к усилению воздействия человека на окружающую среду. Для получения пахотных земель, люди стали вырубать и выжигать леса. Постепенно стали развиваться процессы эрозии почвы. А луга вытаптывались домашними животными. Постепенно происходило нарушение баланса между человеком и природой.

Периодом, когда люди стали потребительски относиться к природным ресурсам планеты, стали 17 – й и последующие века. Ощутимый урон природе стали наносить появившиеся фабрики и мануфактуры с их дымящими и сточными трубами.

Появившиеся самодвижущиеся экипажи не имели фильтров для сбора вредных веществ и выхлопных газов, при том что использовался неочищенный от загрязняющих воздух шлаков бензин. Также хищническое отношение к природе стало распространяться на дары леса, рек и морей. Однако можно видеть и рациональное отношение к природным ресурсам на примере хозяйственной деятельности крестьянства. Используя землю по её прямому назначению, крестьяне применяли многопольную систему, когда, засевая поля, оставляли другую часть «отдыхать», делая это поочерёдно. Всё это позволяло, не принося вреда природе, кормиться плодами своего труда.

Источник

Adblock
detector