Причины возникновения человеческого сознания

Возникновение сознания человека

Сознание – это высшая способность психического отражения, которая характерна только для человека, а также целенаправленное отражение реальности, которое служит для регулирования поведения.

Условия возникновения сознания

В качестве носителя сознания выступает человек со специфическим органом – мозгом. Сознание человека формируется, полагаясь на психику высших животных. Важнейшими биологическими предпосылками появления сознания учёные называют увеличение размеров мозга и усложнение его структуры у древних обезьян. Среди социальных предпосылок выделяют коммуникацию и труд.

Человек по природе своей становится сознательным существом, он не рождается таковым. Формирование сознания происходит в онтогенезе и филогенезе.

Филогенез – процесс формирования человеческого рода, в котором сознание является результатом труда и коммуникации предков человека друг с другом.

Есть предположение, что древние люди с ходом времени приобретали навыки, которые помогали им выделять и фиксировать объективные свойства и отношения предметов природы, иными словами – обобщать. Результат подобного обобщения фиксировался в конкретном знаке для того, чтобы передать его другим людям. Одновременно с тем, как происходило становление сознания, формировался и язык.

Сознание древних людей имело наглядно-действенных характер, иначе говоря, процесс мышления происходил благодаря манипуляции с предметами, данные манипуляции и представляли собой сознание. Занимаясь любой работой, будь то оттачивание камня или добыча еды при помощи острой палки, человек думал. Изменение и усложнение труда благоприятно сказывались на развитии сознания древнего человека.

Со временем логика внешних действий с предметами уступила место логике обобщённых образов этих вещей. Этот вид мышления называют наглядно-образным, оно, в последствие стало базой для формирования примитивных верований, первобытного искусства и мифологии.

Наглядно-образное мышление на историческом этапе развития стало предшественником абстрактно-логического мышления, т.е. способности использовать понятия, суждения и умозаключения. Логическое мышление – это наивысшая способность сознания.

Причины возникновения человеческого сознания

Онтогенез – это индивидуальное развитие человека.

В процессе онтогенеза сознание формируется посредством общения. Ребёнок, который долгое время был изолирован в раннем возрасте от других людей, не сможет в полном объёме приспособиться к жизни в обществе. Сознание получает толчок к развитию только в том случае, если человек с самого начала своей жизни вовлечён в культуру посредством семьи, которая усваивает её достижения. При этом став взрослым и самостоятельным, такой человек будет действовать, творить и оценивать.

Из признания социальной природы сознания следует важное замечание о его свойствах и характерных особенностях. Сознание – это диалог, оно является знанием совместным с другими такими же знаниями. Каждый из нас знаком с сознанием, которое является диалогом «я» и «другого» внутри нас. Во время формирования сознания у ребёнка данный диалог происходит посредством прямого общения с родителями и ровесниками. У взрослого данный диалог переносится на внутренний уровень. Внутренний оппонент или слушатель – «другой», в сознании взрослого человека, представляет собой нормы и ценности культуры.

В русском языке слава «познание» и «сознание» объединяются общим корнем – «знание». Познание представляет собой последовательное движение в направлении знания, а сознание – наивысшую способность психического отражения действительности, которая может быть присуща только человеку. Однако весьма ошибочно, даже на фоне того, что термин «сознание» ведёт к знанию, говорить о том, что сознание сводится только к знанию.

Сознание связано с оцениванием и переживанием. Иначе говоря, выражению конкретного отношения к тому, что известно. Такая способность сознания выражается и посредством английского языка словом «consciousness». В данном случае слово «знание» относится не к слову «knowledge», а к совести — «conscience». Отсюда можно сделать вывод, что буквально в одном слове имеется и знание, и оценка, и отношение.

Проблема сознания в философии

Проблема сознания в философии не заключается исключительно в проблеме познания и познавательных способностях. Задаваясь вопросом сознания, философ непременно обращается к свободе и ответственности, добру и злу, правильному и неправильному действию. Более того, стоит отметить, что сознание – это не единственное измерение личности. Для обозначения всего, чем наполнен внутренний мир человека, философы используют понятия субъективности или субъективной действительности.

Субъективность – это все проявления человека: сознательные и бессознательные, эмоциональные и интеллектуальные, ценностные и рациональные – это многомерная реальность, где множество слоёв и уровней, при этом сознание лишь один из них.

Сложность проблемы сознания состоит ещё и в том, что всякое проявление сознания в свёрнутом виде хранит в себе всю жизнь человека, оно пропитывает все проявления личности и является определяющим фактором для них. Сознание невозможно отделить от опыта жизни и поэтому оно должно изучаться вместе с ним. Однако в таком виде сформулированная проблема сознания не имеет границ ввиду того, что жизненный опыт человека или культурный опыт человечества в целом никогда не завершится. Проще говоря, проблема сознания – это извечный философский вопрос.

Определить сознание практически невозможно в качестве точного и однозначного предмета философской науки, в силу этого оно рассматривается с различных сторон: С позиций его происхождения, структуры, соотношения с бессознательным или с позиций свободы, смысла жизни и ценностей, которые определяет для себя каждый человек.

Источник

Природа человеческого сознания. Возникновение и развитие сознания.

Самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на внезапные изменения условий внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.

Сознание — высший уровень психического отражения и. регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

Развитие сознания у человека непрерывно связано с двумя вещами: 1) с началом общественно трудовой деятельности; 2) с развитием языка. Для трудовой деятельности человека характерна целенаправленность действия, т. е. человек может предвидеть результат своего труда. Это и составляет основное проявление сознательности человека.

Благодаря речи индивидуальное сознание каждого человека, не ограничиваясь личным опытом, собственными наблюдениями, питается и обогащается результатами общественного опыта: наблюдения и знания всех людей становятся или могут благодаря речи стать достоянием каждого. Огромное многообразие стимулов, которое получает благодаря этому человек, дало мощный толчок для дальнейшего развития его мозга. А дальнейшее развитие его мозга создало новые возможности для развития его сознания. Эти возможности расширялись по мере развития труда, открывающего человеку в процессе воздействия на окружавшую его природу все новые стороны ее.

С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность. Мы вправе предположить, что похожая психическая деятельность по формированию психических образов происходит и у наиболее развитых животных, таких как собаки, лошади, дельфины. Поэтому человека отличает от животных не сама эта деятельность, а механизмы ее протекания, которые зародились в процессе социального развития человека. Данные механизмы и особенности оперирования ими обусловливают наличие у человека такого феномена, как сознание.

В результате действия этих механизмов человек выделяет себя из окружающей среды и осознает свою индивидуальность, формирует свою «Я-концепцию», заключающуюся в совокупности представлений человека о самом себе, об окружающей действительности и своем месте в обществе. Благодаря сознанию человек обладает способностью самостоятельно, т. е. без воздействия раздражителей среды, регулировать свое поведение. В свою очередь «Я-концепция» является ядром его системы саморегуляции. Всю воспринимаемую информацию об окружающем мире человек преломляет через свою систему представлений о себе и формирует свое поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок. Конечно, поведение человека не всегда соответствует условиям среды. Адекватность поведения человека в значительной степени определяется степенью его критичности.

В упрощенном виде критичность — это способность осознавать различие между «хорошо» и «плохо». Благодаря критичности у человека формируются идеалы и создается представление о морально-нравственных ценностях. Именно способность критически оценивать происходящее и сопоставлять полученную информацию со своими установками и идеалами, а также, исходя из этого сопоставления, формировать свое поведение отличает человека от животного. Таким образом, критичность выступает в качестве механизма контроля за своим поведением. С другой стороны, наличие столь сложного механизма формирования и оперирования психическими образами определяет наличие у человека способности к сознательной деятельности, проявлением которой является труд.

Для того чтобы осознать важность данного умозаключения, попробуем его отрицать, сказав, что определенные животные также совершают полезные действия. Например, собака — охраняет, лошадь — перевозит дрова, а некоторые животные выступают в цирке, демонстрируя действия, которые на первый взгляд кажутся разумными. Однако все это так только на первый взгляд. Для того чтобы совершать столь сложные действия, животному нужен человек. Без участия человека, без его инициирующего начала животное не в состоянии совершить действия, похожие на осознанное поведение. Следовательно, деятельность человека и поведение животного различаются степенью самостоятельности. Благодаря сознанию человек действует осознанно и самостоятельно.

Какова же структура сознания, его важнейшие психологические характеристики?

Первая его характеристика дана уже в самом его наименовании: сознание. Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. К числу этих процессов могут быть отнесены ощущения и восприятия, память воображение и мышление. С помощью ощущений и восприятия при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент. Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого, воображение – строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных психических познавательных процессов, неизбежно становится расстройством сознания.

Вторая характеристика сознания – закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит «я» человека и его «не-я». Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании это противопоставление и различение. Он единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т. е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков себя самого в целом. Отделение «я» от «не-я» – путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека.

Третья характеристика сознания – обеспечение целеполагающей деятельности человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы т. п. Всякое нарушение в результате болезни или по каким-то иным причинам возможности осуществлять целеполагающую деятельность, ее координацию и направленность рассматривается как нарушение сознания.

Наконец, четвертая характеристика сознания – включение в его состав определенного отношения. В сознание человека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение сложные объективные и прежде всего общественные отношения, в которые включен человек. В сознании человека представлены эмоциональные оценки межличностных отношений. И здесь, как и во многих других случаях, патология помогает лучше понять сущность нормального состояния. При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания характеризуется именно расстройством в сфере чувств и отношений: больной ненавидит мать, которую до этого горячо любил, со злобой говорит о близких людях и т. д.

Итак, сознание — высший уровень психического отражения и. регуляции, присуще только человеку. Условиями развития сознания явились труд и язык. С помощью сознания человек способен самостоятельно действовать и контролировать свои действия.

Источник



сознание, его происхождение и сущность

Сознание, происхождение и сущность (лекция)
Цель публикации – освежить некоторые фундаментальные положения диалектического материализма, которые, чувствуется, довольно прочно подзабыты, судя по некоторым досадным промахам в статьях и комментариях на сайте РУСО.
Происхождение сознания.

Всё сущее – результат развития потенций, имеющихся в глубинах материи (природы). Что является источником развития сознания?

Материя имеет атрибуты, то есть формы своего существования, неотъемлемые свойства, которые существуют объективно, материальны и постоянно развиваются вместе с ней. К настоящему времени известны атрибуты материи – пространство, время, движение и атрибутивное свойство – отражение. Именно развитие (вместе с материей) этого свойства в определенных условиях порождает сознание. Как это произошло?

Отражение — как всеобщее свойство материи.

Мир – единое целое, в котором все составляющие в той или иной степени взаимодействуют друг с другом. При взаимодействии некоторых предметов, объектов происходит временное или постоянное закрепление некоторых элементов, черт одного предмета во внутренней структуре другого. Этот феномен и получил название «отражение». (Не путать с зеркальным отражением, это просто физический эффект, внутренняя структура не меняется).

— носит всеобщий характер, имеет место на всех уровнях организации материи. Разнокачественно — в неживой природе, живой и обществе (или – физическое, биологическое, социальное);

— формы проявления отражения зависят от степени развития и структуры взаимодействующих объектов. Чем сложнее материальные системы, тем многообразнее проявления отражения;

— отражение имеет избирательный и активный характер, не всё реагирует со всем. Исторически активность и избирательность возрастают;

— отражение имеет системный характер, что обусловлено системной организацией мира. Высшие формы отражения включают в себя низшие, но не сводятся к ним.

Несколько примеров. На срезах камня по силовым линиям можно увидеть, как исторически менялись магнитные полюса земли. Твердость алмаза обусловлена давлением, которое углерод закрепил во в своей внутренней структуре. При столкновении тел меняется векторная направленность движения и пр.

Биологическое отражение. Зарождение жизни и развитие живых организмов порождает качественно новые формы отражения, которые служат залогом выживаемости. Большое значение приобретает адекватность отражения. Начинают формироваться специальные органы отражения – нервные окончания, нервные клетки, нервная система.

Основные формы биологического отражения:

— биопсихика (организменное отражение). Основа – первая сигнальная система. Форма проявления — рефлекс условный и безусловный. Сейчас ученые-этологи и зоопсихологи говорят о мышлении (не сознании!) животных на уровне первой сигнальной системы. Биопсихика – свойство животных целесообразно реагировать на предметные сигналы.

Сознание. Отражение социально организованной материи.

Материальный носитель – человеческий мозг (не менее 1000 куб см.), вторая сигнальная система. Это свойство человека реагировать на предметные и речевые сигналы, создание идеальных (мысленных, не имеющих физических параметров) образов. Идеальное – это есть материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованную в ней. – Маркс.

Сознание – высшая форма отражения (известная на сегодняшний день). Сложнейший комплекс идеальных, духовных явлений, суть которых в целенаправленном отражении действительности. Основные элементы сознания — мышление (разум), эмоции, воля, чувства, подсознательное и самосознание, как самоотражение. Особо выделим мышление, так как его зачастую отождествляют с сознанием. Мышление – отражение и описание действительности в логических формах, это только часть сознания.

Зарождение сознания – процесс длительный, сложный, многофакторный. По современным данным, процесс антропосоциогенеза продолжался более миллиона лет. Суть антропосоциогенеза – постепенная трансформация животной жизнедеятельности в трудовую, стада – в коллектив, формирование языка и, как результат, зарождение сознания.

Для появления сознания необходимо наличие предпосылок: а) биологические – первобытное стадо, развитая орудийная деятельность, дифференцированная звуковая сигнализация (протоязык), усложнение 2-й сигнальной системы (мозга), соответствующие природные условия; б) социальные – трудовая деятельность, включение в развитый социум (воспитание и обучение).

Сознание может появиться только в социуме, в общении с себе подобными. Пример – описано более 500 случаев детей-маугли, которые, выживая в сообществах животных, не могут стать полноценными людьми. СО-ЗНАНИЕ, совместное знание.

Творческий характер сознания. Ленин – «Сознание не только отражает объективный мир, но и творит его». Здесь требуется пояснение. Слово «творит» в данном контексте не совсем удачное, так как оставляет место для разных толкований. Точнее было бы сказать «преобразует». Каким образом? Манипулируя в голове мысленными образами отраженной действительности, человек мысленно придает им формы приемлемые для себя, которые затем овеществляет в трудовой деятельности.

Язык и сознание. Сознание немыслимо без языка. Почему? Сознание, в силу идеальности, само себя выразить не может, поэтому нужен материальный носитель. Таким носителем является язык. Сознание ОТРАЖАЕТ, язык ВЫРАЖАЕТ. В качестве языка может быть любая система материальных знаков – слово, жест, мимика, запах… все, что угодно, лишь бы знак мог восприниматься ощущениями. Язык выполняет функции общения (коммуникативную), хранения и передачи информации, развития мышления, культуры личности. Роль языка исключительно велика. Не зря современные властители в первую очередь бьют по языку – происходит ограничение социальности, следовательно, одичание в самом прямом смысле. Гаджеты для современной молодежи заменили бусы для туземцев, результат тот же.

Изуродованный, грубый язык в силу обратной связи уродует в такой же степени сознание, дикарями легче управлять.

Проблема — как происходят переходы материального в идеальное и наоборот (слова в мысль, мысли в слово) не решена до сих пор, не хватает достижений науки.

Еще вопрос – сознание не материально, но существует ли оно реально? Да, но это субъективная реальность. Сон вполне реален, но его нельзя сфотографировать, так это субъективная реальность.

Опережающее отражение действительности.

Звучит парадоксально – как можно отражать то, чего нет? В жизни много парадоксов!

Концепция выдвинута и обоснована академиком-физиологом Анохиным П.К. в 1962 году в статье «Опережающее отражение действительности». Редкая по теоретической красоте статья (Имеется в интернете).

Феномен появляется вместе с зарождением жизни, ростом активности отражения, служит залогом выживаемости и развития живых систем. Простой пример. Осень, облетают листья, скоро будет снег, холод. Откуда мы это знаем? Повторяющиеся цепочки событий фиксируются в голове, когда наступило первое событие, легко можно предсказать последующие в силу высокой скорости прохождения нервных процессов.

В обществе опережающее отражение играет основополагающую роль. Лежит в основе целеполагания, прогнозирования, организации всей общественной жизни… Маленькая реплика – при условии АДЕКВАТНОСТИ отражения. В данном случае, понятия отражение и познание тождественные.

На этом закончим. Проблема сознания из разряда вечных и бесконечных, но ряд основополагающих блоков проблемы, на мой взгляд, затронуты.

Общественное бытие и общественное сознание.

Понятие «общественное бытие» было впервые использовано К.Марксом: «Сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие есть реальный процесс их жизни».

Философский анализ социальной формы движения требовал материалистического решения основного вопроса философии применительно к обществу. Что и было сделано. «Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Эта формула и служит путеводной звездой при изучении общества.

Но не все так однозначно. В обществе материальное и духовное настолько переплетены, что разделить их практически невозможно. Как определить, что, является ведущим, а что ведомым, почему ОБ определяет ОС, а не наоборот? У человека имеются объективные, от него независящие потребности – в пище, жилье, общении и пр., которые он должен удовлетворять, независимо от своей воли и желания. Каким образом? Переработка вещества природы в формы, пригодные для потребления. Этот процесс взаимодействия с природой именуется трудом, или шире, системой материального производства, деятельности, которая В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ в силу объективности и материальности определяет жизнь всего общества. Подчеркиваем – только в конечном счете, потому что в реальной жизни появляются отношения, процессы, которые к материальному производству не имеют ни малейшего отношения.

ОБ – сложная, взаимосвязанная, противоречивая, динамическая система, вся наша жизнь во всех ее проявлениях – отношения к природе, к другим людям, государству, общественным институтам и пр.

ОС возникает как отражение, осознание ОБ, при этом включается как духовное средство во все стороны общественной жизни. ОС начало формироваться с эпохи разделения труда на умственный и физический. Постепенно приобретая всё большую относительную самостоятельность по отношению к ОБ. Это выражается в:

— ОС обладает собственными законами развития, прямо не связанными с ОБ;

— в ОС могут происходить изменения и появляться новые элементы (подсистемы) не санкционированные изменениями в ОБ;

— ОС оказывает обратное влияние на ОБ, чем более развито общество, тем сильнее это воздействие. Очень важно! Существует исторически меняющаяся мера, граница этого воздействия, через которую ОС, будучи отражением ОБ, переступить не может в принципе.

— в целом ОС всегда соответствует ОБ (существует закон соответствия ОС ОБ), но отдельные элементы типа науки, политики, идеологии могут оказывать революционизирующее или тормозящее влияние на жизнь общества, могут даже его уничтожить, при этом подписав смертный приговор и себе. Что и произошло у нас в настоящее время.

ОС, отражая очень сложную, противоречивую структуру ОБ, приобретает не менее сложную и противоречивую собственную структуру. Многогранность ОС порождена многогранностью социальной практики.

Структура общественного сознания.

а) обыденный или эмпирический. Отражает повседневную жизнь общества, непосредственные нужды и потребности людей. На этом уровне формируются производственные навыки, формы и способы общения. Приобретается багаж традиционных знаний, предрассудков, верований. На этом уровне широко распространяются слухи, сплетни, отсутствует критическое восприятие.

Ведущая черта этого уровня – действительность воспринимается на уровне явлений, простой фиксации фактов, с поверхностным обобщением, без проникновения в сущность;

б) теоретический уровень – проникновение в сущность, познание скрытых закономерностей. Формируется как научно обоснованная система взглядов.

Эти уровни взаимосвязаны, подвижны, четкой границы между ними нет. Реально почти каждый человек является носителем и бытовых и теоретических знаний.

Социально-исторические типы ОС.

Обычно выделяют по формационному признаку, но можно рассматривать существенные особенности ОС переходного общества и переживающего период деградации. Примеры требуются?

Форма ОС более-мене глубокое отражение какой-либо части общественной жизни. К формам ОС относятся: политика, право, философия, мораль, искусство, религия. Формы ОС различаются по содержанию (что отражается?), по способу отражения (как отражается?), по функциям (роли в практике).

Каждая форма ОС представляет сложный комплекс материально-духовных явлений, занимает ощутимое (не всегда оправданное место в жизни общества).

а) общественная психология. Проявляется в обычаях, нравах, интересах, социальных привычках, мнениях, авторитетах, заблуждениях и пр. Особенность – плотно включена во все сферы деятельности. Отдельные группы людей, выделенные по различным основаниям – пол, возраст, род занятий, положение в обществе, находящиеся в определенных природных условиях имеют специфические групповые психологические черты. Единые психологические черты, способствуют консолидации группы, нации, класса…

б) общественная идеология. Генетически связана с общественной психологией. Но это уже теоретически оформленная борьба за коренные интересы больших социальных классов, групп. Формируется, в отличие от стихийной психологии, сознательно, на научной основе. Идеология вырабатывает лозунги, определяет политические приоритеты, нацеливает на активные действия.

Идеология сознательно вырабатывает механизмы управления психологии масс, использует приемы манипулирования и прямого зомбирования.

ОС включает в себя социально-психологические элементы:

— психологический склад социальные привычки — способы реагирования людей на требования общества, власти. Закрепление соц. привычек образует обычаи, которым добровольно подчинятся.

— эмоционально-волевые явления, настроения. чувства, выражающие общее отношение к действительности. Сейчас формируются сознательно и целенаправленно. Включают в себя общественные настроения, моду, слухи…

Достижения современной социологии, социальной психологии, дали реальную возможность, воздействуя на «болевые» точки, манипулирования большими массами людей.

Источник

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЗНАНИЯ.

С развитием наук, особенно истории и биологии, постепенно формировались взгляды на происхождение человека и его сознание.

Главной предпосылкой возникновения человеческого сознания было усложнение условий жизни человекообразных существ — антропоидов. Под влиянием условий жизни их центральная нервная система приобрела более сложную структуру и функции. В больших полушариях головного мозга постепенно развивались теменные, височные и особенно лобные доли, осуществляющие высшие приспособительные функции.

Весьма заметно развились они у человека под влиянием труда. У обезьяны эти доли равняются 0.4 процента больших полушарий, у орангутанга и шимпанзе — 3,4 процента, а у человека — 10 процентов.

В процессе биологического этапа развития психики образовались предпосылки появления высшей, специально человеческой формы психики — сознания. Знание биологического этапа развития психики как предыстории человеческого сознания дает возможность научно объяснить ее возникновение.

В ходе развития в разных видах деятельности у человека пос- тепенно сформировались специфически человеческая, сознательно направленная познавательная деятельность, воображение, человеческие чувства и качества воли, разнообразные психические свойства, которые существенно отличаются от инстинктивной психической деятельности животных.

Труд, общественный образ жизни — вот те основные предпосылки исторического развития человеческого сознания как высшей формы психики, в которой проявляется отношение человека к своей среде, способность изменять природу, приспосабливать ее к своим потребностям.

Этих особенностей психики у животных нет. Они не выделяют себя из окружающей среды, а пассивно к ней приспосабливаются.

Знание условий возникновения и развития сознания у человека имеет большое значение для его формирования.

Историческое развитие человеческого сознания. Сознание человека не сразу стало таким, каким оно является теперь, а прошло длинный путь общественно-исторического развития.

Первые люди мало отличались от своих предков — животных, их сознание было ограниченным. Оно представляло собой осознание человеком его ближайшей природной среды и своей ограниченной связи с другими людьми. Люди чувствовали себя беспомощными перед силами природы.

Сознание первых людей имело стадный характер.

Сознание обусловливалось низким уровнем развития производственной деятельности людей и их общественных отношений. Каким был образ жизни людей, таким было и их сознание.

С развитием способов добывания средств к существованию и производства материальных благ развивалось и сознание людей. Стремясь удовлетворить потребности, возникающие в связи с изменением условий жизни, люди изобрели огонь, постепенно перешли от употребления каменных орудий, используемых сотни тысяч лет, к бронзовым и железным орудиям.

Наряду с охотой, рыболовством, скотоводством возникло земледелие, а затем ремесло; от ремесла люди перешли к машинному производству и в настоящее время входят в информационную эпоху.

Вместе с развитием орудий труда изменялись и усложнялись отношения людей, развивались сами люди, их потребности, жизненный опыт, их сознание, способности и другие психические свойства. Развитие психических свойств людей представляло собой и результат, и необходимую предпосылку совершенствования и развития их практической деятельности.

Историческое развитие человеческого сознания происходило и происходит благодаря тому, что каждое предыдущее поколение не только физически порождает следующее поколение, но и передает ему свои производственные и культурные приобретения.

Каждое новое поколение начинает свою жизненную деятельность с освоения результатов деятельности предыдущих поколений, развивает ее дальше и передает свои достижения потомкам. В преемственности человеческих поколений важную роль играет:

а) передача орудий труда, технических средств и созданных с их помощью материальных ценностей,

б) передача с помощью языка в процессе обучения и воспитания человеческого опыта, результатов познавательной деятельности, достижений науки и т. п.

В процессе исторического развитая люди своим трудом создавали новые условия жизни. Вместе с тем они менялись сами. Здесь обстоятельства в такой же мере творили людей, в какой люди создавали обстоятельства. Чем больше люди познавали окружающий мир и совершенствовали орудия своей деятельности, тем больше они становились хозяевами обстоятельств.

Историческое развитие человеческого сознания выражалось, прежде всего, в обогащении его содержания, являющегося отражением объективной действительности, в расширении кругозора людей.

Вместе с обогащением содержания сознания постепенно развивались и его формы, возникало разнообразие специфических особенностей, характерных для современных людей.

В ходе историй развились непосредственные чувственные формы отражения мира. Усовершенствовалось человеческое зрение, появилась возможность тонко различать пространственные свойства объектов, схватывать разнообразные их приметы, красоту их форм и пропорции, что отличает зрение человека or зрения животных.

Преимущества зрения проявляются в осмысленном восприятии пропорций предметов, произведений живописи, скульптуры и архитектуры. Слух человека также приобрел чрезвычайную утонченность, которая является результатом языкового общения с другими людьми, возникновения и развития песенного, музыкального творчества,

Благодаря труду и другим видам деятельности человеческая рука достигла той степени совершенства, на которой она может, словно по волшебству, вызывать к жизни шедевры изобразительного искусства.

Качественные изменения испытали и другие формы чувственного познания мира.

С обогащением содержания психики развивались новые, сугубо человеческие виды и формы памяти, состоящие в языковом, произвольном запоминании и воспроизведении данных предыдущего опыта. Необходимость преобразовывать действительность в процессе труда отразилась в развитии возможности превращать ее в образы, воображать предметы, над реализацией которых человек работает.

Развились формы человеческого мышления, неразрывно связанные с языком, с его богатым словарем и развитым грамматическим строением. Развилисв умственные действия человека, которые давали ему возможность действовать, выбирать целесообразные способы поведения, планировать действия, предусматривать не только ближайшие, а и отдаленные их результаты.

В процессе труда людей и на его основе создавались новые цели и мотивы деятельности, формировались разнообразные производственные, технические, познавательные, научные, эстетические и другие потребности и интересы. Развились новые виды деятельности, в частности умственной, изобразительной и т.д.

С развитием жизни людей обогащались и их эмоции.

Сформировались специфические человеческие чувства, порождаемые разнообразными видами труда, общественными отношениями. Создание новых видов человеческой деятельности способствовало развитию разнообразных способностей. В процессе труда способности людей не только проявлялись, но и формировались. Все способности, которые отличают человека от животного, развились и продолжают развиваться в процессе труда.

Овладевая природой, человек выработал способность владеть собой, осознавать свои обязанности как члена общества и регулировать свою деятельность. Познавая окружающую природу и других людей, он познавал себя самого. Историческое развитие сознания человека было одновременно и развитием его самосознания.

Сознание человека определяется его общественным бытием.

Поэтому правильно понять суть сознания можно, только учитывая общественные условия жизни человека.

Сознание людей имеет общие черты, свойственные ему на всех ступенях развития. Одновременно оно приобретает свои конкретно-исторические особенности на каждой его ступени в зависимости от общественных условий жизни людей, их производственных отношений.

Противоречивые общественные отношения людей определяют и противоречивый характер развития их сознания.

Историческое развитие человеческого сознания происходит через последовательную смену человеческих поколений. Благодаря этому становится возможным развитие человеческого рода, его истории, состоящей из многочисленных историй развития людей новых поколений.

Одновременно историческое развитие людей создает предпосылки для индивидуального развития человеческой личности, ее сознания.

Влияние истории человеческой жизни на развитие человека осуществляется, во-первых, через наследственные предпосылки, с которых начинается индивидуальное развитие, и, во-вторых, через изменение общественных условий, в которых происходит это развитие.

Человек рождается с наследственными, природными возможностями для своего дальнейшего развития. Эти возможности реализуются в определенных общественных условиях его жизни. Он живет и действует в обществе, в нем получает воспитание и образование. Вступая в отношения с другими людьми, усваивая материальные и духовные богатства, созданные предыдущими поколениями людей, человек сам формируется как сознательная личность.

Источник

Предпосылки появления сознания:

Возникновение сознания является новым этапом развития психики. Сознание – это высший уровень развития психики, присущий исключительно человеку, это высшая форма психического отражения объективной действительности, опосредованная общественно-исторической деятельностью людей. Развитие сознания обусловлено социальными условиями. Сознание человека всегда носит активный и узко направленный характер. Несмотря на то, что сознание является высшей формой психического отражения, область психического мира является осознанной. Это те явления приемы и свойства, состояния, которые возникают, но человеком не осознанны. Развитие сознания у человека неразрывно связано с началом общественно-трудовой деятельности. В развитии трудовой деятельности, которая изменяла отношение человека к окружающей среде, заключается основной факт, из которого происходят все отличия человека от животных и все специфические особенности человеческой психики. Таким образом, условия возникновения сознания это толчок сознательного явления труд или совместной деятельности людей. Совместная деятельность -–это организационная система активности взаимодействующих индивидов, которые имеют единую цель разделения процесса совместной деятельности, и в соответствии с характером цели, условий ее достижения, средств и уровнем квалификации исполнителей.

4-Определение психики. Понятие психического отражения

. сознание образует единство высших психических функций. Структура психики человека. Психика многообразна и сложна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства. Психические процессы — динамическое отражение .

Орудийная деятельность, в ходе которой появлялось орудие, предпосылкой появления которой являются орудия действий животных с предметами, когда имеет место воздействием одного орудия на другое. Сюда же относится изготовление и сохранение орудий труда.

Постепенно стала появляться речь, которая развивается из процессов труда. Язык – это знаковая символическая система, которая служит средством передачи информации. Язык – это носитель общественного сознания и способ аккумулирования знаний. Речь – это форма существования языка, это одна из высших психических функций, наряду с мышлением, сознанием и памятью. Первые слова – это слова указатели на предмет или действие, затем значение слова начинает выражать функцию обобщения, то есть обозначать совокупность предметов, действий, явлений, параллельно с этой функцией присоединяется организационная функция, то есть слово обозначает понятие, в котором зафиксированы существенные признаки, то есть слово организует познания, основным образующим сознания являются языковые значения и смысл.

Вопрос 2

Структура сознания по А. Н. Леонтьеву, К.К. Платонову:

Картина мира, в которой человек может дать себе отчет, которая является ему, включает в качестве своего неизбежного момента чувственные впечатления, чувственные образы – все это составляет чувственная ткань. Чувственная ткань – необходимая, но не решающая образующая сознания. Это видно из того, что чувственная ткань, может серьезно меняться, не затрагивая главного — картины мира. При резких изменениях чувственной ткани сознание человека не претерпевает каких-либо существенных изменений. Чувственный состав сознания выполняет одну важную функцию отображения реальной картины мира, которую ничем нельзя заменить. Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Эта функция чувственной ткани заключается в непосредственной связи сознания с реальностью.

Стоит отметить, что единицей человеческого сознания является значение. В данном случае значение есть значение слова. Причем само слово, в котором существует значение, лишь относительно, условно связано со значением. Следовательно, значения условно связаны со своим носителем, со словом.

Движение значений обнаруживает себя, прежде всего как движение объективно-историческое. И объективность значений не создается отдельным человеком. Можно сказать, Что сами по себе значения лишены чувственности, их функционирование в осуществлении его реальных жизненных связей необходимо предполагает их отнесенность к чувственным воздействиям. Таким образом, существует движение, соединяющее абстрактное с чувственным миром, в котором каждый существует, отражает в наличных формах, наличными возможностями. Также действие со всеми своими способами, порождающее сознательное отображение действительности в языковой форме, разворачивается только в том случае, если в нем есть нечто движущее.

Тот предмет, который движет, направляет на себя деятельность, и есть мотив деятельности. Он может быть как вещественным, так и идеальным, т. е. как данным в восприятии, так и существующим только в воображении.

Третьей образующей сознания является личностный смысл. Это объективное значение для субъекта, которое включается в отношение к мотиву. Если внешняя чувственность связывает в сознании субъекта значения с реальностью объективного мира, то личностный смысл связывает их с реальностью самой его жизни в этом мире, с ее мотивами.

Проанализировать значения игровой деятельности в развитии личности .

. дошкольника. Задачи: 1.Выевить природу и структуру детских игр. 2.Определить значения игровой деятельности в развитии личности дошкольника. 3.На основе констатирующего эксперимента, разработать . Среди этих видов деятельности большое место занимает игровая деятельность, которая способствует всестороннему развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию способности .

Что касается внутренних переживаний, возникающих на поверхности системы сознания в виде переживаний интереса или скуки, влечений или угрызений совести, то они лишь кажутся внутренними силами, которые движут деятельность субъекта. Эти внутренние переживания сигнализируют о личностном смысле событий, разыгрывающихся в жизни субъекта, заставляют его как бы приостановить на мгновение поток своей активности, всмотреться в сложившиеся у него жизненные ценности, чтобы найти себя в них или пересмотреть.

Сознание является высшей формой психического отражения действительности, свойственной только человеку: формой сознательного отражения мира. Сознание есть частный случай психики, ее высшая форма, и не все в психике человека является сознательным.

Сознание составляют кратковременные психические процессы. Первая категория – это ощущения, восприятия, память, мышление, которые определяются относительной кратковременностью их протекания. Ни один психический процесс не может, оставаясь сам собой, протекать более или менее долго. Вторая категория – психические состояния: бодрость усталость, активность, пассивность, раздражительность, настроение. Они определяются значительно более длительным их протеканием. Третья категория – психические свойства личности. Они наиболее стойки, хотя и не неизменны. Изменяются они в результате биологического развития человека от детства до старости. Могут изменяться в результате болезни, но наиболее всего изменяются под влиянием социальных условий, и, прежде всего, воспитания и самовоспитания.

Эти три категории психических явлений в их конкретном взаимодействии составляют содержание индивидуального сознания. Динамика их смены – это поток сознания, а соотношение различных психических явлений в определенный период является структурой сознания.

В сознании, взятом за целое, можно выделить четыре подструктуры. Первая подструктура – атрибуты сознания, вне которых оно не существует. Это переживание, познание и отношение. В эмоциях и чувствах более проявляются переживания и отношения; в ощущениях, восприятии и в мышлении – познание; в воле – отношения, как обратная связь с миром. Вторая подструктура – свойства, определяемые динамикой и уровнями стойкости потока сознания: от кратковременных психических процессов через состояния и до стойких свойств личности. Третья подструктура – субъективный компонент форм психического отражения как функция сознания: памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли, одновременно являющихся и формами психического отражения у человека, активируемыми потребностями, организуемыми и управляемыми вниманием и являющимися в своей совокупности психикой человека. Четвертая подструктура – свойства, определяемые уровнем ясности сознания от полной потери сознания во время обморока или под наркозом через различные психические, но неосознанные явления, патологические изменения и явления спутанного сознания до явлений ясного сознания, высшими формами которого являются творческое вдохновение и озарение.

Семинары №3. Проблема сознания и бессознательного в психологии и медицине

. давно, что впечатление от них уже исчезло из сознания испытуемого. Используя термины других исследователей (в частности, Г.Т.Фехнера), В.Вундт . Дж.Локк) не имеют значения для эмпирического изучения психических процессов. Главным (а может быть, даже единственным) методом их . как стали говорить впоследствии. При этом любой психический процесс считался в интроспективной психологии осознанным (Дж.Локк не .

Вопрос 3

Осознаваемые и неосознаваемые психические процессы:

Движение сознания и непрерывное изменение его содержания и состояния есть поток сознания. Его невозможно остановить, ни одно минувшее состояние в сознании не повторяется. Тождественным может быть только объект внимания, а не впечатление о нем. Внимание удерживается на объекте только в том случае, если в нем открываются все новые и новые стороны.

Также процессы сознания делятся на два класса: Непроизвольные и произвольные. Вундт проводил опыты с помощью метронома. Звуковой ряд в нашем сознании непроизвольно ритмизируется. Также можно произвольно изменить ритмическую организацию звуков. Вундт доказал, что человеческое сознание способно почти беспредельно насыщаться некоторым содержанием, если оно активно объединяется во все более и более крупные единицы. Также присутствует способность к укрупнению единиц. Понимание фразы, состоящей из многих слов и из еще большего количества отдельных звуков, есть организация единицы более высокого порядка (акт апперцепции).

1.Неосознаваемые механизмы сознательных действий.

а) Неосознаваемые автоматизмы: действия или акты, которые совершаются сами собой, без участия сознания. Сюда входят врожденные акты, формируются очень рано – в течение первого года жизни ребенка.

б) Явления неосознаваемой установки: установка – это готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении.

в) Неосознаваемое сопровождение сознательных действий: на все неосознаваемые компоненты имеют действие функциональные одинаковые нагрузки. Некоторые из них реализуют сознательные действия.

2. Неосознаваемые побудители сознательных действий.

а) Сновидения – условное возникновение сновидений отличают душевную жизнь во время бодрствования. Также сюда включают зависимость их от внешних раздражителей во время сна.

б) Ошибочные действия: забывание вещей, имен, описки, оговорки.

в) Невротические симптомы: следы вытесненных травмирующих переживаний, которые образуются в сфере бессознательного и оттуда производят разрушительную работу. Очаг должен быть вскрыт и разрешен, тогда невроз лишится своей причины.

3. Надсознательные процессы. Процессы образования некоего продукта большой сознательной работы, которая затем вторгается в сознательную жизнь человека, меняет ее течение. Все подобные процессы стоит поместить вне сознания, так как субъект не знает того конечного итога, к которому приведет его этот процесс. Неизвестен момент, когда он закончится, часто он завершается внезапно, неожиданно для субъекта.

Лекция 2 Сознание как высшая ступень развития психики

. самосознания одновременно выражены элементы самопознания и самопереживания. Поскольку самоотражаются все процессы сознания, постольку человек может не только осознавать, оценивать и регулировать собственную . струк-уры самосознания предложена К. Юнгом и основана на потивопоставлении осознаваемых и неосознаваемых элементов человеческой психики. Юнг выделяет два уровня * самоотображения. Первый — .

Установка – это такое состояние, которое оказывает решающее влияние на работу сознания, хотя не является содержанием сознания. Таким образом, представления и мысли, чувства, эмоции, акты волевых решений представляют собой содержание сознательной психической жизни. Но кроме сознательных процессов в сознании происходит еще что-то, что само не является содержанием сознания, но определяет его в значительной степени, лежит в основе этих сознательных процессов. Оказывается, что это установка, проявляющаяся фактически у всякого живого существа в процессе его взаимоотношений с действительностью.

Были проведены опыты, доказывающие, что установка протекает вне сознания, но оказывает влияние на все содержание психической деятельности: иллюзия объема, иллюзия силы давления, иллюзия слуха, иллюзия освещения, иллюзия количества, иллюзия веса.

Для иллюзии объема брали два разных по весу, но совершенно одинаковых в других отношениях предмета, два шара. Если предложить эти шары испытуемому с заданием сравнить их между собой по объему, то получится, что более тяжелый шар меньше по объему, чем более легкий. Через определенное число повторных действий субъект получает в руки пару равных по объему шаров с заданием сравнить их между собой. Оказывается, что испытуемый не замечает равенства этих объектов, ему кажется, что один из них явно больше другого. Здесь можно говорить об ассимилятивном феномене.

Для иллюзии силы давления испытуемый получает при посредстве барестезиометра одно за другим два раздражения – сначала сильное, потом сравнительно слабое. Это повторяется 10-15 раз. Затем следует критический опыт, который заключается в том, что испытуемый получает для сравнения вместо двух разных одинаково интенсивных раздражения давления. Результаты этих опытов показывают, что испытуемому кажется, что давление в первый раз более слабое, чем во второй.

Для иллюзии слуха испытуемый получает слуховые впечатления попарно, при чем первый член пары значительно сильнее, чем второй. После 10-15 повторений следуют критические опыты, в которых испытуемому необходимо сравнить эти пары между собой.

В иллюзии освещения испытуемый получает два круга для сравнения их между собой по степени их освещенности, причем один из них значительно светлее, чем другой.

Для иллюзии количества испытуемый получает два круга, из которых в одном имеется значительно больше точек, чем в другом. В критических опытах испытуемый получает круги с одинаковым количеством точек, но испытуемому кажется, что большее число точек содержится в том круге, в котором их первоначально было меньше.

Для иллюзии веса испытуемый получал задачу несколько раз поднять пару предметов разного веса, причем более тяжелый правой, а менее тяжелый левой рукой. В результате выполнения этой задачи у него вырабатывается состояние, при котором и предметы одинакового веса начинают ему казаться разными по весу. Причем груз в той руке, в которую он получал легкий предмет, ему начинает казаться чаще более тяжелым, чем в другой руке.

Характеристики установок:

. в университете в Тбилиси была экспериментальная психология установки (изучали на исследовании иллюзий). Теория установки, по собственной оценке Узнадзе, является попыткой объяснить . поведении и удовлетворения потребности данная установка перестает существовать, уступая место иной установке. Характеристики установок: а) установка определяет устойчивый целенаправленный характер протекания .

Во всех опытах присутствует один и тот же феномен.

По теории Мюллера во всех опытах решающую роль играет внутренне состояние, которое подготовляет к восприятию.

Это состояние и есть установка – готовность к определенной активности, возникновение которой зависит от конкретных условий: от потребности, актуально действующей в данном организме, и от объективной ситуации удовлетворения этой потребности.

Примеры похожих учебных работ

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

. сознанием должен коснуться и касаться человек Высших Миров, . внимание на процесс возвращения в . значение имеют все же последние мысли перед погружением в сон… В огорчении, злобе, омрачении, страхе, недовольстве, беспокойствах отходят люди, засыпая, в Мир .

Работа на тему: «Особенности развития познавательных процессов детей в игровой деятельности»

. игры. Список литературы 1. Анцыферова Л.И. Принцип связи сознания и деятельности и методологии психологии. – В кн.: Методологические и . 128, 17. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе /Под ред. А. Коссаковски и др. – М.: .

Проблема сознания. Эволюция форм отражения как генетическая предпосылка сознания

. писал К. Маркс. В сознание человека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение сложные объективные и прежде всего общественные отношения, в которые включен человек. В сознании человека представлены эмоциональные оценки межличностных .

Психические процессы как форма человеческой деятельности.Воображение, мышление, память, .

. выделить случаи, когда какие-то из психических процессов преобладают, причем каждый из них имеет свои особенности. Познавательная психическая деятельность (отражение объектов окружающего мира, в том числе и самого себя) .

Тема 2. Социально-биологические основы адаптации организма человека к физической .

. человека от условий окружающей среды и состояния природы, от деятельности человека очевидна. Пагубное влияние производственной деятельности . он получает многочисленный . или процессы, носящие . значение. Социальная среда, в которой находится человек, .

Основные категории психологии (психика, сознание, личность, деятельность.

. Самооценка Функции сознания состоят в: — отражении объективной реальности (внешнего мира); — самопознании внутренних психических процессов и состояний (рефлексии). Роль сознания сводится в основном к: — регуляции психической деятельности через .

Источник

Adblock
detector