Причина появления феральных детей
Феральные люди. Дети, воспитанные животными: примеры из истории
Издавна в легендах и сказаниях разных народов существовали истории о том, как животные воспитывали человеческих детей. Долгое время это считалось выдумкой, пока подобных бедолаг не стали находить в лесах. “Дети Маугли”, воспитанные животными, изучались еще во времена Средневековья, но по-настоящему объяснить их поведение и обосновать невозможность возвращения в человеческую среду смогли только психиатры 20 века.
Понятие “феральный человек”
Если рассматривать понятие “феральные люди” с позиции психологов и социологов, то можно узнать, что это индивидуумы, которые были воспитаны вне человеческого общества. В переводе с латинского языка feralis означает “мертвый, погребенный”. Люди, лишенные возможности общения с подобными себе, считались утерянными для общества.
В английской версии слово feral означает “лесной”, “дикий”, “нецивилизованный”. Впервые этот термин употребил Карл Линней, шведский ученый 18 века. Он выделил для людей, выросших среди животных, свою ступень в эволюционной лестнице и дал им научное определение Homo ferns.
В современной социологии им дано название “феральные люди”, а первым представителем этой науки, изучавшим их феномен, стал американский ученый Дэвис Кингсли. Работать над этим вопросом он начал в 1940 году.
Воспитанниками животных становились дети разного возраста. Известны случаи, когда волчья стая, собаки или птицы становились “родителями” для младенцев, а есть примеры того, что они принимали, выхаживали и кормили детей 3-6 лет.
Феральные животные
Во все времена и у разных народов мира существовали мифы о детях, которых вырастили животные. Как объясняют этот феномен ученые, звери являются прекрасными “воспитателями” человеческих детенышей, и не только в естественной для них среде.
Сегодня часто можно наблюдать, как домашние питомцы принимают участие в жизни малышей: они их убаюкивают, охраняют, защищают, не дают упасть или каким-то образом навредить себе. Те же инстинкты свойственны диким животным, особенно живущим в стае. Связано это с тем, что в зверином сообществе есть своя иерархия, способы общения между его членами и воспитания молодняка.
Истории древности об одичавших детях
Самые известные феральные дети древности – это Рем и Ромул, вскормленные волчицей. Как известно, в основе многих легенд лежат исторические факты, вот и история двух братьев, лишившихся матери, также может быть правдой.
Мальчикам повезло, что их нашел пастух, и они не успели одичать. В память о своей “приемной матери” Ромул и Рем основали Рим как раз на том холме, где они провели свои первые годы жизни с волчьей стаей.
К сожалению, подобные истории редко заканчиваются так романтично, поскольку феральные люди – дети, воспитанные животными – имеют серьезные отклонения в психике и не способны стать полноценными членами человеческого общества.
Дикие “найденыши” минувших веков
Чаще всего приемными “родителями” детей становились волки. Связано это с естественным для этих животных высоким уровнем родительского инстинкта и тем, что они объединяются в стаи, в которых существуют длительные взаимоотношения между ее членами.
Первым задокументированным свидетельством того, что волчья стая выкормила детей, стала Хроника английского города Саффолка за 1173 год. Неудачные попытки возвращения дикого ребенка к человеческой жизни были зафиксированы в 1341 в Гессе. Охотники нашли мальчика в волчьем логове. Когда его извлекали из норы, он вел себя по-звериному: кусался, царапался, визжал и рычал. Благодаря сохранившимся записям стало известно, что он умер, не выдержав неволи и кормления человеческой едой.
Никто в то время подобные феномены не изучал, специалисты просто пытались вернуть пойманным детям человеческий облик, что чаще всего заканчивалось плачевно.
Дети-“медведи”
Нередки случаи, когда феральные люди (примеры из истории – прямое тому доказательство) были воспитаны медведями. Так, в 1767 в Венгрии охотниками была обнаружена девушка со светлыми волосами лет восемнадцати. Она отличалась отменным здоровьем, имела крепкое загорелое тело и вела себя очень агрессивно. Даже после помещения ее в приют она отказывалась кушать что-либо, кроме кореньев растений, ягод и сырого мяса.
Как подобные дети выживают, сказать трудно. Медведи не собираются в стаи, хотя у них крепкие многолетние союзы между самцами и самками. Точно так же неизвестно, чем малыши питались зимой, когда звери залегали в спячку. Зафиксировано всего несколько случаев воспитания детей медведями, один из них – это мальчик, найденный в 18 веке в Дании, второй – индийская девочка, обнаруженная в 1897 году.
Во всех документах тех лет указывалось, что найденные дети имели повадки животных, обладали острым зрением, отличным нюхом и могли “переговариваться” только звуками, которые обычно издают вырастившие их звери.
Одичавшие люди 20-21 веков
Чаще всего в прошлом веке дети джунглей встречались в Индии. Среди них были дети-волки, пантеры и леопарды. Например, мир узнал о двух девочках – Камале и Амале, которые были пойманы в 1920 году. Одной из них было полтора года, другой – 8 лет, но у обеих уже выработались волчьи инстинкты. Так, они плохо переносили дневной свет, зато ночью прекрасно видели, если исключительно сырое мясо, лакали воду, передвигались на согнутых руках и ногах довольно быстро, охотились на кур и мелких грызунов.
Младшая девочка не выдержала неволи и умерла спустя год от нефрита. Камала прожила еще 9 лет и за этот период смогла освоить примитивные человеческие навыки: ходить ровно, умываться водой, есть с тарелок и даже произносить несколько слов. Но до самой смерти она ела сырое мясо и потроха.
Как отмечают ученые, феральные люди, долго жившие среди животных, полностью перенимают повадки своих “приемных родителей”, которые не исчезают даже после длительного пребывания в человеческом обществе.
Особенно часты случаи обнаружения одичавших людей в период с 1990 годов и вплоть до наших дней. Связано ли это с тем, что малышам достались нерадивые родители, или они сами заблудились в лесу в детстве, а может, просто среда их обитания была нарушена, и потому их смогли поймать, – неизвестно.
Значение социального развития ребенка
Ученые очень любят проводить эксперименты, чтобы доказать свою научную теорию. Не обошли стороной этот способ познания истины и психологи, которые хотели доказать, что ребенок уже рождается с потребностью в социализации.
В ходе эксперимента новорожденных поделили на 2 группы. В одной с детьми нянчились, говорили с ними при кормлении или смене подгузников, целовали. В другой группе с детьми не общались, но делали все необходимое, чтобы они были накормлены и ухожены.
Спустя время ученые заметили у детей, которые были лишены ласки, потерю веса и другие отклонения от нормы, так что эксперимент был прерван. Тем самым ученые доказали, что в человеке изначально заложена потребность в любви и общении с себе подобными.
Таким образом, становится понятным, почему одичавшие люди лишены человеческих чувств и полагаются сугубо на приобретенные ими животные инстинкты.
Природа феральных людей
Все случаи обнаружения индивидуумов, выращенных животными, говорят о том, что в дикой природе им была свойственна сильнейшая тяга к выживанию. Просто так феральные люди не смогли бы остаться в живых, даже при самом лучшем уходе со стороны их звериных “родителей”.
Животные всегда действуют сообразно тому, что подсказывают их инстинкты, хотя известны случаи, когда они испытывали тоску, теряя свое потомство. Длится это недолго, и кратковременная память позволяет им забыть о потере, что совсем не похоже на поведение людей. Человек может испытывать страдания от смерти ребенка всю жизнь.
Все дети-маугли поступали так, как подсказывали им инстинкты: нюхали пищу и воду, прежде чем начать есть, испражнялись, охотились, убегали от опасности и защищались так, как их дикие “родители”. Эту животную природу невозможно искоренить, если ребенок пробыл долгое время среди зверей.
Очеловечивание Авейронского дикаря
Попытки очеловечить одичавших детей предпринимались всегда. Одним из удачных примеров можно назвать историю с Авейронским мальчиком. Он был обнаружен на юге Франции в 1800 году. И хотя передвигался этот подросток на прямых ногах, все остальные повадки выдавали в нем животное.
Потребовалось очень много времени и терпения, чтобы приучить его ходить в туалет там, где это положено, не срывать с себя одежду и есть из посуды. При этом мальчик так и не научился играм, общению со сверстниками, хотя никаких отклонений в его психике обнаружено не было. Этот “дикарь” дожил до 40 лет, но так и не стал членом общества.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что лишенные человеческой любви дети теряют заложенные в них при рождении способности к социализации. Их заменяют инстинкты, которые у обычных людей развиты хуже, чем у животных.
Если ребенку повезло, и его нашли еще в раннем возрасте, то ему можно вернуть человеческую сущность и привить должные манеры поведения. Так было, например, с пятилетней Наташей из Читы. Ее воспитали собаки, которые оказались лучшими родителями, чем папа и мама. Девочка лаяла, ходила, как псы, и ела то же, что и они. То, что ее нашли в таком раннем возрасте, дает надежду на то, что она сможет вновь “очеловечиться”.
Полностью восстановиться смог мальчик из Уганды, которого воспитали зеленые мартышки. Он попал к ним в возрасте четырех лет, а когда его обнаружили спустя 3 года, он жил и действовал, как его “приемные родители”. Так как прошло слишком мало времени, ребенка смогли вернуть в общество.
Причина появления феральных детей
Слишком часто в наше время упоминаются дети, которых воспитали животные. Связано это в большинстве случаев с равнодушием, безалаберностью или жестокостью их родителей. Примеров тому масса:
- Девочка из Украины, выросшая в будке у собаки. С 3 до 8 лет она жила с собакой, где оставили ее родители. За такой короткий период малышка стала ходить, как собака, лаять и вести себя, как ее пес.
- Мальчик 6 лет из Волгограда, воспитанный птицами, умел только чирикать и хлопать руками, как крыльями, когда проявлял эмоции. Он ел птичий корм, будучи закрытым собственной матерью в комнате с попугаями. Сейчас ребенок проходит реабилитацию у психологов.
Подобные случаи имеют место в наше время в крупных городах и небольших поселках по всему миру: в странах Африки, Индии, Камбоджи, в России, Аргентине и других местах. И что самое страшное, сегодня несчастных находят не в лесах, а в домах, будках животных и на помойках – рыскающих в поисках еды.
Источник
Истории про одичавших детей, выросших среди животных.
Проект, посвящённый современным маугли — детям, выросшим среди животных, — стал одним из самых громких и потрясающих проектов, созданных лондонским фотографом немецкого происхождения Джулией Фуллертон-Баттен. Эти постановочные фотографии вскрывают жуткие проблемы современного общества, в котором, к сожалению, и до сих пор есть место таким анти-социальным явлениям, как детская беспризорность.
В основе фото-проекта лежат реальные истории детей, которые когда-то потерялись, были украдены или просто брошены своими родителями на произвол судьбы.
1. Лобо, девочка-волк, Мексика, 1845-1852
В 1845 году эта девушка была замечена бегающей на четвереньках вместе со стаей волков, атаковавших стадо коз. Год спустя она была замечена едящей козу вместе с волками. Девушку удалось поймать, но она сбежала. В 1852 году она снова была замечена — на этот раз сосавшей волчицу, но ей снова удалось убежать в лес от пытавшихся поймать её людей. Больше её никогда не видели.
2. Оксана Малая, Украина, 1991
Оксана была найдена живущей с собаками. Ей было 8 лет, и с 6 лет она жила с животными. Родители девочки были алкоголиками и однажды просто забыли её на улице. Трёхлетняя девочка в поисках тепла пробралась в загон с животными, где и уснула среди беспородных собак, которые тогда и спасли ей жизнь. Когда девочку нашли, она вела себя скорее как собака, чем как человеческий ребёнок. Она бегала на четвереньках, высунув язык, скалилась и лаяла. Из всех человеческих слов она понимала только «да» и «нет». Интенсивная терапия помогла вернуть Оксане социальные и вербальные навыки, но только на уровне пятилетнего ребёнка. Теперь она живёт в клинике в Одессе и ухаживает за животными на ферме при учреждении.
3. Шамдео, Индия, 1972
Этот четырёхлетний мальчик был обнаружен в лесах Индии, играющим с волчатами. У него была тёмная кожа, заострённые зубы, длинные крючковатые ногти, спутанные волосы и мозоли на ладонях, локтях и коленях. Ему нравилось охотиться на кур, он мог есть землю, имел тягу к крови и скитался с бездомными собаками. Его удалось отучить есть сырое мясо, но он так никогда и не заговорил, просто приучившись немного понимать язык жестов. В 1978 году его отдали в приют-хоспис Матери Терезы для нищих и умирающих в Лакхнау, где он получил новое имя — Паскаль. Он умер в феврале 1985 года.
4. Права (мальчик-птица), Россия, 2008
Права, 7-летний мальчик, найденный в двухкомнатной квартире своей 31-летней матери. Малыш был заперт в комнате, сплошь уставленной птичьими летками с десятками декоративных птиц, среди корма и помёта. Мать обращалась со своим сыном как с одним из домашних питомцев. Она никогда не причиняла ему физических страданий, не била его, не оставляла голодным, но никогда и не разговаривала с ним, как с человеком. Мальчик общался только с птицами. Он не умел говорить, зато умел щебетать. Когда его не понимали, он начинал махать руками, будто птица крыльями.
Права был перемещён в центр психологической помощи, где проходит реабилитацию.
5. Марина Чапман, Колумбия, 1959
Марина была похищена в 1954 году из отдаленной деревни в Южной Америке, в возрасте 5 лет и брошена её похитителями в джунглях. Она жила с семьей маленьких обезьян-капуцинов в течение пяти лет, прежде чем была случайно обнаружена охотниками. Девочка питалась ягодами, кореньями и бананами, которые роняли обезьяны; она спала в дуплах деревьев и передвигалась на четвереньках. Однажды девочка получила пищевое отравление. Старая обезьяна привела её к луже воды и заставила пить до тех пор, пока ту не вырвало, после чего девочке стало лучше. Марина подружилась с маленькими обезьянками, благодаря которым научилась лазить по деревьям и распознавать, что безопасно употреблять в пищу.
Девочка полностью утратила способность говорить к тому времени, как была найдена охотниками. К сожалению, ей и после этого пришлось не сладко, так как охотники продали её в бордель, откуда она сбежала, после чего долго скиталась по улицам. Потом она попала в рабство к семье, промышлявшей тёмными делами, и пробыла там до тех пор, пока её не спас сосед, отправивший её жить к своей дочке и зятю в Боготу. Новая семья удочерила девочку, и та стала жить вместе с их пятью родными детьми. Когда Марина достигла совершеннолетия, ей предложили функцию экономки и няни для семьи родственников. В 1977 году вместе со своей новой семьёй Марина переехала в Брэдфорд (Великобритания), где она живёт и сегодня. Она вышла замуж и родила детей.
Вместе со своей младшей дочерью Марина написала книгу о своём непростом детстве, проведённом в диком лесу, и обо всём, что ей пришлось пережить впоследствии. Книга называется «Девушка без имени».
Источник
Животные и дети история создания
Каждому ребенку важно знать, как взаимодействовать с животными, от этого зависит не только бесконфликтное общение с питомцами, но и безопасность. Бережное отношение к животным – навык, над которым, как и над межличностными отношениями, необходимо работать с раннего детства.
Российская кинологическая федерация рассказывает, каким правилам поведения с собаками нужно обучить детей.
«Именно взрослые должны обеспечивать безопасное общение и детей, и собак, воспитывая гуманное и ответственное отношение к животным. Даже если в семье нет своего питомца, ребенок должен знать, как общаться с чужими животными, что делать в экстренных случаях. Иногда даже домашняя любимая собака может огрызнуться на ребенка из-за того, что были нарушены границы или её не вовремя потревожили.
Дети должны усвоить правила общения с собакой также, как правила дорожного движения», – прокомментировал президент Российской кинологической федерации Владимир Голубев.
Самые лучшие, качественные и разные собачьи мультики на любой вкус, размер, форму хвоста и длину любопытного носа.
Каким правилам поведения с собаками нужно обучить детей
1. Всегда спрашивай разрешения
При первом знакомстве с чужой собакой нужно обязательно спросить разрешения у владельца, а также убедиться, что животное расположено к контакту и хочет с вами поздороваться. Не нужно прикасаться к незнакомой собаке без разрешения ее хозяина, также не нужно насильно заставлять обниматься или играть свою собаку.
Если владелец разрешил познакомиться с питомцем, нужно спокойно подойти к собаке и дать ей понюхать свою ладонь, если собака пошла на контакт, можно нежно почесать ее по подбородку, груди и шее. Не нужно гладить собаку по голове.
Собаки, как и человек, имеют свое личное пространство. Подзывайте собаку к себе (чужую или домашнюю), чтобы поиграть с ней или дать лакомство. Питомец должен самостоятельно решить, принять ваше приглашение или нет. Если животное не проявляет интерес, нужно оставить его в покое.
2. Не игнорируй сигналы, которые подает собака
Не всегда виляние хвостом означает радость, иногда это показывает, что она находится в состоянии повышенной возбужденности. Поэтому важно знать язык тела собак.
Вот некоторые критические сигналы, которые нужно запомнить:
* Собака облизывается, зевает или зажмуривается – это признак дискомфорта. В этом случае необходимо оставить собаку в покое;
* Собака отворачивает голову или поворачивается спиной – это также сигнал, который говорит, что собака не готова идти на контакт;
* Собака хочет уйти – ни в коем случае не препятствуйте этому, удерживая её силой можно спровоцировать конфликт;
* Собака поджимает хвост, прижимает уши – признак того, что животному не нравятся ваши действия в данный момент. Это вежливая просьба оставить его одного;
* Собака ложится на бок или спину – питомцу дискомфортно, он напряжен и находится в стрессе. Не всегда этот сигнал означает желание собаки почесать ей живот;
* Собака морщит нос, показывает зубы и смотрит в глаза – это прямая угроза и сигнал, что животное больше не будет терпеть ваше общество;
* Собака рычит – это крайняя нервная и агрессивная поведенческая реакция, если не оставить собаку в покое, она может пустить в ход зубы.
3. Никогда не дразни собаку
Поддразнивания – это не веселая игра, которая кажется забавной для собаки. Не нужно имитировать лай и дразнить свою или чужую собаку, также не стоит размахивать руками и издавать громкие звуки, если собака возбуждена. Тем более не стоит тянуть собаку за хвост, за лапы, дотрагиваться до носа.
Список можно продолжать бесконечно. Такие действия могут привести к серьезным поведенческим проблемам у собаки, к тому же, собака может за это укусить.
4. Не тревожь собаку, если она спит, обедает или занята со своими щенками
В такие моменты очень опасно тревожить животное. Такие действия могут быть истолкованы неправильно. Собака решит, что ей грозит опасность и может испугаться или даже предпринять попытку к защите.
5. Если навстречу бежит собака – не паникуй
Если собака бежит навстречу, нужно встать прямо и не двигаться, «будь деревом», ноги поставь вместе.
Не нужно кричать и убегать, размахивая руками, также не нужно смотреть на собаку: собаки используют для общения зрительный контакт, тревожный взгляд она может расценить как угрозу.
Скорее всего, собака просто подойдет обнюхать тебя и уйдет.
Обучив ребенка этим простым правилам, можно избежать несчастных случаев. Более того, если вы объясните, что не нужно бояться собак, важно уважать их пространство и понимать сигналы, которые они подают, то вы исключите боязнь животных у вашего ребенка, позволив безопасно общаться со своей и чужими собаками.
Источник
5 правил поведения с собаками, которым нужно обучить детей
Каждому ребенку важно знать, как взаимодействовать с животными, от этого зависит не только бесконфликтное общение с питомцами, но и безопасность. Бережное отношение к животным – навык, над которым, как и над межличностными отношениями, необходимо работать с раннего детства.
Российская кинологическая федерация рассказывает, каким правилам поведения с собаками нужно обучить детей.
«Именно взрослые должны обеспечивать безопасное общение и детей, и собак, воспитывая гуманное и ответственное отношение к животным. Даже если в семье нет своего питомца, ребенок должен знать, как общаться с чужими животными, что делать в экстренных случаях. Иногда даже домашняя любимая собака может огрызнуться на ребенка из-за того, что были нарушены границы или её не вовремя потревожили.
Дети должны усвоить правила общения с собакой также, как правила дорожного движения», – прокомментировал президент Российской кинологической федерации Владимир Голубев.
Самые лучшие, качественные и разные собачьи мультики на любой вкус, размер, форму хвоста и длину любопытного носа.
Каким правилам поведения с собаками нужно обучить детей
1. Всегда спрашивай разрешения
При первом знакомстве с чужой собакой нужно обязательно спросить разрешения у владельца, а также убедиться, что животное расположено к контакту и хочет с вами поздороваться. Не нужно прикасаться к незнакомой собаке без разрешения ее хозяина, также не нужно насильно заставлять обниматься или играть свою собаку.
Если владелец разрешил познакомиться с питомцем, нужно спокойно подойти к собаке и дать ей понюхать свою ладонь, если собака пошла на контакт, можно нежно почесать ее по подбородку, груди и шее. Не нужно гладить собаку по голове.
Собаки, как и человек, имеют свое личное пространство. Подзывайте собаку к себе (чужую или домашнюю), чтобы поиграть с ней или дать лакомство. Питомец должен самостоятельно решить, принять ваше приглашение или нет. Если животное не проявляет интерес, нужно оставить его в покое.
2. Не игнорируй сигналы, которые подает собака
Не всегда виляние хвостом означает радость, иногда это показывает, что она находится в состоянии повышенной возбужденности. Поэтому важно знать язык тела собак.
Вот некоторые критические сигналы, которые нужно запомнить:
* Собака облизывается, зевает или зажмуривается – это признак дискомфорта. В этом случае необходимо оставить собаку в покое;
* Собака отворачивает голову или поворачивается спиной – это также сигнал, который говорит, что собака не готова идти на контакт;
* Собака хочет уйти – ни в коем случае не препятствуйте этому, удерживая её силой можно спровоцировать конфликт;
* Собака поджимает хвост, прижимает уши – признак того, что животному не нравятся ваши действия в данный момент. Это вежливая просьба оставить его одного;
* Собака ложится на бок или спину – питомцу дискомфортно, он напряжен и находится в стрессе. Не всегда этот сигнал означает желание собаки почесать ей живот;
* Собака морщит нос, показывает зубы и смотрит в глаза – это прямая угроза и сигнал, что животное больше не будет терпеть ваше общество;
* Собака рычит – это крайняя нервная и агрессивная поведенческая реакция, если не оставить собаку в покое, она может пустить в ход зубы.
3. Никогда не дразни собаку
Поддразнивания – это не веселая игра, которая кажется забавной для собаки. Не нужно имитировать лай и дразнить свою или чужую собаку, также не стоит размахивать руками и издавать громкие звуки, если собака возбуждена. Тем более не стоит тянуть собаку за хвост, за лапы, дотрагиваться до носа.
Список можно продолжать бесконечно. Такие действия могут привести к серьезным поведенческим проблемам у собаки, к тому же, собака может за это укусить.
4. Не тревожь собаку, если она спит, обедает или занята со своими щенками
В такие моменты очень опасно тревожить животное. Такие действия могут быть истолкованы неправильно. Собака решит, что ей грозит опасность и может испугаться или даже предпринять попытку к защите.
5. Если навстречу бежит собака – не паникуй
Если собака бежит навстречу, нужно встать прямо и не двигаться, «будь деревом», ноги поставь вместе.
Не нужно кричать и убегать, размахивая руками, также не нужно смотреть на собаку: собаки используют для общения зрительный контакт, тревожный взгляд она может расценить как угрозу.
Скорее всего, собака просто подойдет обнюхать тебя и уйдет.
Обучив ребенка этим простым правилам, можно избежать несчастных случаев. Более того, если вы объясните, что не нужно бояться собак, важно уважать их пространство и понимать сигналы, которые они подают, то вы исключите боязнь животных у вашего ребенка, позволив безопасно общаться со своей и чужими собаками.
Источник