Презентация по ИКТ на тему Информация в живой и неживой природе Человек и информация 8 класс

Живая и неживая природа

Природа – это все то, что нас окружает и радует глаз. С древних времен она становилась объектом исследований. Именно благодаря ей люди смогли постичь основные принципы мироздания, а также сделать для человечества немыслимое количество открытий. Сегодня условно природу можно разделить на живую и неживую со всеми присущими только данным типам элементами и особенностями.

Неживая природа – это своеобразный симбиоз простейших элементов, всевозможных веществ и энергий. Сюда можно отнести ресурсы, камни, природные явления, планеты и звезды. Неживая природа часто становится предметом для изучения со стороны химиков, физиков, геологов и других ученых.

Живая природа – это все, что имеет возможность расти, дышать, питаться и развиваться. Сюда относятся многочисленные животные, растения, микроорганизмы. Можно сказать, что живая природа – это все, что делает мир краше, живее и интереснее. В своей совокупности живая природа может образовывать отдельные виды и подвиды, экосистемы, которые будут характерны для определенной местности в определенное время.

Неживая природа

Литосфера

гидросфера

Землю, как планету, относят к неживой природе. Сегодня она является единственной известной человечеству планетой, которая содержит жизнь. История возникновения нашей планеты уходит далеко-далеко в прошлое. Структура Земли не ограничивается лишь наличием почвы и растительности сверху. В самом центре планеты находится ядро, которое состоит из расплавленных сплавов металлов, которые все время находятся в раскалённом добела состоянии. Поверх ядра находится мантия в расплавленном виде. Слой мантии очень толстый и в несколько десятков раз больше почвенного слоя.

В процессе эволюции земной коры были образованы материки и океаны. Всего существует 6 континентов: Евразия, Северная и Южная Америка, Антарктида, Австралия и Африка. Структура рельефа и климата на каждом континенте своя и все они имеют свои особенности. На сегодняшний день можно выделить несколько природных зон: пустынная, степная, тундровая, таежная, тропическая, лесная и другие. Ближе к экватору располагаются степная, пустынная и тропическая зоны. При приближении к Северному полюсу Земли начинают преобладать таежная, лесная и тундровая зоны.

Кроме того очень много богатств хранится и в недрах нашей планеты. Большое количество природных ресурсов, которые помогают нам в продолжении жизнедеятельности играют большую роль в развитии городов и стран современности.

Гидросфера

гидросфера

Водная составляющая Земли играет очень важную роль в процессе жизнедеятельности всех живых организмов на ней. Вода состоит из водорода и кислорода в ее химической формуле. Но в природе такой химический состав встречается крайне редко. Во многом, это связано с тем, что в воде имеется очень много разных примесей. Водная сфера нашей планеты представлена океанами, морями, реками, озерами и ручьями. Всего на поверхности Земли 4 океана, которые воедино образуют Мировой Океан, который омывает все материки. Им покрыто более 70% всей поверхности планеты. Те части океана, вокруг которых имеется суша, называется морем. Но есть озера, которые не имеют выхода к Мировому океану, но при этом называются морями из-за своих размеров. Этими примерами являются Большое соленое море и Аральское море.

Озеро – это водоем, который не имеет выхода к океану. При этом многие озера пресноводные. Озера бывают как естественными, так и искусственно созданными водоемами. Пруд обладает теми же характеристиками, что и озера за исключением размера. Иными словами можно сказать, что пруд – это небольшое озеро. И пруды и озера отличаются своей стоячей водой. В них может развиваться рыбный промысел. Реки и ручьи — это артерии нашей планеты. Они обладают скоростными потоками и пополняют озера водой. Реки от ручьев отличаются шириной и длиной. Все крупные реки нанесены на географическую карту мира, в то время как о существовании многих ручьев может знать только определенный круг людей.

Атмосфера и погода

атмосфера

Атмосфера является главной причиной существования жизни на нашей планете. Именно благодаря воздушной оболочке, которая окружает Землю, на ней могут развиваться различные организмы. Атмосфера состоит из нескольких слоев, а доминирующим газом является азот, который составляет 78% от всего объема воздушной среды. 21% занимает кислород обеспечивающий жизнь человека и большинства живых организмов. Оставшийся процент распределяется на остальные газы.

Погода – это атмосферные явления, которые могут наблюдаться в разных точках планеты. Сегодня можно заметить, что погодные явления бывают разными в зависимости от часового пояса и месторасположения той или иной точки на планете. Где-то часто случаются ураганы и тайфуны, а где-то мечтают о дожде. Где-то идут бесконечные дожди, а где-то круглый год идет снег. Сегодня существует множество методик, которые позволяют предсказать погоду относительно того, куда идет циклон или антициклон. Но все равно погодные явления нельзя предугадать на 100%, так как часто они носят хаотический характер. То есть погода может меняться в доли секунды под воздействием совершенно разных факторов. Средняя полоса Земли характеризуется очень засушливым климатом, а экваториальная – продолжительными дождями.

Живая природа

Жизнь

жизнь

Жизнь – это главное свойство, которым обладает любой живой организм. Сегодня нет точеного понятия жизни, но можно сказать, что основными функциями, которыми определяется организм – это процессы роста, питания, реакции на окружающую среду. Сегодня существует множество совершенно разных организмов. Все они дошли до наших дней за счет удивительной способности к выживанию и приспособлению. На протяжении всей истории существования Земли было много случаев, когда при совершенно ужасных обстоятельствах одни живые организмы стирались с лица планеты, а другие, наоборот, выживали и адоптировались. Ярким примером является вымирание динозавров. Хотя далеко не все динозавры исчезли. Некоторые из них просто уменьшились в своих размерах.

Сегодня жизнь есть везде. Самым интересным объектом жизни является человек. На сегодняшний день нет ни одного человека, который бы сказал, что он знает структуру своего тела от А до Я. Организм человека представляет собой очень сложную и интересную систему, которую необходимо досконально изучать. Многие считают, что только человек обладает интеллектом, что позволяет ему быть доминирующим на Земле. Именно за счет своей способности думать и анализировать сегодня нельзя встретить абсолютно идентичных людей. Кто-то любит музыку или кино, а кто-то предпочитает проводить время за чтением трудов по физики или химии. Общие интересы и цели позволяют людям создавать союзы и общины. Несмотря на то, что сегодня существует много рас и народностей, общества могут пополняться абсолютно разными людьми. Это также является особенностью человека.

Микроорганизмы

Микроорганизмы

Задолго до появления животных на Земле впервые появились живые существа. Это были микроорганизмы. Пожалуй, только такую форму жизни можно с уверенностью назвать самой долгоживущей. Микроорганизмы появились более одного миллиарда лет назад, но по истечении долгих лет они до сих пор встречаются практически в каждой экосистеме. Микроорганизмы представляют собой микроскопические одноклеточные организмы, которые имеются в каждой среде. Среди них можно выделить бактерии, вирусы, грибы и др.

Микроорганизмы способны выжить практически в любых условиях, где есть вода. Они присутствуют даже в твердых горных породах. Особенностью микроорганизмов является возможность быстрого и интенсивного размножения. Все микроорганизмы обладают горизонтальной передачей генов, то есть для того, чтобы распространить свое влияние, микроорганизму не обязательно передавать гены своим потомкам. Они могут развиваться с помощью растений, животных и прочих живых организмов. Именно этот фактор позволяет им выживать в любой среде. Некоторые микроорганизмы способны выжить даже в космосе.

Следует различать полезные микроорганизмы и вредные. Полезные способствуют развитию жизни на планете, в то время как вредные созданы для того, чтобы ее разрушать. Но в некоторых случаях вредные микроорганизмы могут стать и полезными. Например, при помощи некоторых вирусов лечат тяжелые заболевания.

Растительный мир

растительный-мир

Растительный мир сегодня велик и многогранен. В наши дни существует множество природных парков, которые собирают у себя большое количество потрясающих растений. Без растений не может быть жизни на Земле, потому что благодаря им происходит выработка кислорода, который необходим для большинства живых организмов. Также растения поглощают углекислый газ, который наносит ущерб климату планеты и здоровью человека.

Растение – многоклеточные организмы. Сегодня без них нельзя представить ни одну экосистему. Растения служат не только элементом красоты на Земли, но они также очень полезны для человека. Помимо выработки свежего воздуха растения служат ценным источником пищи.

Условно растения можно разделить по пищевому признаку: которые можно употреблять в пищу и которые нельзя. К годным в пищу растениям можно отнести различные травы, орехи, фрукты, овощи, зерновые культуры, а также некоторые водоросли. К несъедобным растениям относят деревья, многие декоративные травы, кустарники. Одно и то же растение может содержать одновременно как съедобный элемент, так и несъедобный. Например, яблоня и яблоко, кустарник смородины и ягода смородины.

Животный мир

животный-мир

Животный мир удивительный и разнообразный. Он представляет собой всю фауну нашей планеты. Особенностями животных является возможности двигаться, дышать, питаться, размножаться. В процессе существования нашей планеты многие животные исчезли, многие эволюционировали, а некоторые просто появились. Сегодня животных разделяют по разным классификациям. В зависимости от места обитания и способа выживания они бывают водоплавающими или земноводными, плотоядными или травоядными и т.д. Также животных классифицируют в зависимости от степени приручения: дикие и домашние.

Дикие животные отличаются своим вольным поведением. Среди них выделяют, как травоядных, так и хищников, которые питаются мясом. В разных точках планеты обитают самые разнообразные виды животных. Все они стараются приспособиться к месту, в котором они обитают. Если это ледники и высокие горы, то раскраска животных будет светлой. В пустыне и степи превалирует больше цвет охра. Каждое животное старается выжить любыми способами, и изменение цвета их шерсти или перьев является главным тому доказательством адаптации.

Домашние животные тоже когда-то были дикими. Но их приручил человек для своих нужд. Он стал разводить свиней, коров и овец. В качестве защиты стал использовать собак. Для развлечения приручил кошек, попугаев и другую живность. Важность домашних животных в жизни человека очень высока, если он не является вегетарианцем. От животных он получает мясо, молоко, яйца, шерсть для одежды.

Живая и неживая природа в искусстве

картина-природы

Человек всегда уважал и ценил природу. Он понимает, что его существование возможно лишь в гармонии с ней. Поэтому существует множество творений великих художников, музыкантов и поэтов о природе. Некоторые художники в зависимости от приверженности к тому или иному элементу природы создавали свои течения в искусстве. Появились такие направления как пейзаж и натюрморт. Великий итальянский композитор Вивальди посвятил природе много своих произведений. Одним из выдающихся его концертов является «Времена года».

Природа очень важна для человека. Чем больше он заботиться о ней – тем больше получает в замен. Необходимо любить и уважать ее, и тогда жизнь на планете будет куда лучше!

Источник

Информация в живой и неживой природе

1) Обучающая: познакомить учащихся с представлением информации в живой и неживой природе; дать представление о том, как информационные процессы протекают в окружающем мире.

2) Развивающая: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.

3) Воспитывающая: воспитывать интерес у учащихся к практическому познанию явлений окружающего мира.

Связи:

Межпредметные: физика, биология, природоведение.

Литература:

1) Угриноввич Н. Д. «Информатика 8 класс»,

2) Заславская О. Ю., Левченко И. В. «Информатика: весь курс».

1) Угриноввич Н. Д. «Информатика 8 класс».

Тип урока: ознакомление с новым материалом

План урока:

1. Организационный этап.

2. Этап получения новых знаний.

3. Этап обобщения и закрепления нового материала.

5. Заключительный этап.

Ход урока

1. Организационный этап.

Приветствие, знакомство с учащимися. Инструктаж по ТБ. (Учащиеся зачитывают инструкцию (по цепочке), учитель отвечает на вопросы).

Компьютер является электрическим прибором, поэтому для собственной безопасности нужно помнить, что к каждому рабочему месту подведено опасное для жизни напряжение.

Техника, с которой вы будете работать, достаточно нежная, поэтому соблюдайте следующие правила:

· Не размещайте на рабочем месте посторонние предметы

· Не включайте и не выключайте компьютеры самостоятельно.

· Если вы обнаружили какую-либо неисправность, немедленно сообщите об этом преподавателю. Не работайте на неисправном оборудовании!

· Не трогайте провода и разъемы соединительных кабелей.

· Не стучите по клавиатуре и мышке.

· Не прикасайтесь к экрану монитора.

· Работайте на клавиатуре чистыми, сухими руками.

· Избегайте резких движений и не покидайте рабочее место без разрешения учителя.

Чтобы учиться было комфортно, чтобы не нанести вреда своему здоровью, вы должны уметь правильно организовать свое рабочее место.

Правильная рабочая поза позволяет избегать перенапряжения мышц, способствует лучшему кровотоку и дыханию.

Правильная рабочая поза:

· Располагайтесь перед компьютером так, чтобы экран монитора находился на расстоянии 50−70 см от глаз.

· Ноги ставьте на пол, одна возле другой, не вытягивайте их и не подгибайте.

·Плечи расслабьте, локтями слегка касайтесь туловища. Предплечья должны находиться на той же высоте, что и клавиатура.

·Сидите свободно, без напряжения, не сутулясь, не наклоняясь и не наваливаясь на спинку стула.

·Каждые 5 минут старайтесь отрывать взгляд от экрана и смотреть на что-нибудь, находящееся вдали.

2. Этап получения новых знаний.

Мир, окружающий нас чрезвычайно разнообразен. Во-первых, это множество материальных объектов: стул, на котором сидим; одежда, которую носим; пища, предметы и орудия труда, транспортные средства, растения, животные, люди Для обозначения всего разнообразия материальных объектов в науке используется термин вещество.

Во-вторых, это энергия. Для большинства современных людей понятие энергии связано, прежде всего, с электричеством. Но кроме электрической в природе существуют и другие виды энергии. Например, тепловая энергия, механическая энергия движущегося тела, наконец, атомная энергия. Энергия нужна для того, чтобы ее потребитель мог совершать какую-то работу. Например, электроэнергия позволяет работать радиоприемнику или мотору трамвая; тепловая энергия пара вращает турбину на электростанции; человек, принимая пищу, запасается энергией, без которой не мог бы выполнять ни физическую, ни умственную работу.

Третьей реальностью окружающей нас действительности является информация. Информация — это сведения, знания, которые мы получаем из книг, газет, радио, телевидения, от людей, с которыми общаемся. Изучение любого предмета связано с получением информации.

Издавна существующие естественные науки — физика, химия, биология и другие — изучают материальный мир, его вещественные объекты и энергические процессы.

В физике, которая изучает неживую природу, информация является мерой упорядоченности системы по шкале «хаос — порядок». Один из основных законов классической физики утверждает, что замкнутые системы, в которых отсутствует обмен веществом и энергией с окружающей средой, стремятся с течением времени перейти из менее вероятного упорядоченного состояния в наиболее вероятное хаотическое состояние.

Давайте рассмотрим пример. Поместим в одну половину замкнутого сосуда газ. Через некоторое время в результате хаотического движения молекулы газа равномерно заполнят весь сосуд, то есть произойдет переход из менее вероятного упорядоченного состояния в более вероятное хаотическое состояние, и количество информации в этом случае уменьшиться.

В 19 веке, в соответствии с такой точки зрения физик Рудольф Клаузиус предсказал, что нашу Вселенную ждет «тепловая смерть», то есть молекулы и атомы со временем равномерно распределятся в пространстве и какие — либо изменения и развитие прекратятся.

Однако современная наука установила, что некоторые законы классической физики, справедливые для макротел, нельзя применять для микро- и мегамира. Согласно современным научным представлениям, наша Вселенная является динамически развивающейся системой, в которой постоянно происходят процессы усложнения структуры, то есть количество информации увеличивается.

Мы живем в макромире, то есть в мире, который состоит из объектов, по своим размерам сравнимых с человеком. Обычно макрообъекты разделяют на неживые (камень, льдина ), живые (растения, животные, сам человек) и искусственные (здания, средства транспорта, станки и механизмы, компьютеры )

Живые системы (одноклеточные, растения и животные) являются открытыми системами, так как потребляют из окружающей среды вещество и энергию и выбрасывают в нее продукты жизнедеятельности также в виде вещества и энергии.

Живые системы в процессе развития способны повышать сложность своей структуры, увеличивать информацию, понимаемую как меру упорядоченности элементов системы.

Например, потребляя энергию солнечного излучения в процессе фотосинтеза, растения строят сложные биологические молекулы из простых неорганических, далее животные, поедающие растения и друг друга, создают все более сложные живые структуры и так далее.

Биологи образно говорят, что «живое питается информацией», создавая, накапливая и активно используя информацию.

Нормальное функционирование живых организмов невозможно без получения и использования информации об окружающей среде. Целесообразное поведение живых организмов строится на основе получения информационных сигналов. Информационные сигналы такие как звук, свет, запах и др.

Даже простейшие одноклеточные организмы (например, амеба) постоянно воспринимают и используют информацию, например, о температуре и химическом составе среды для выбора наиболее благоприятных условий существования.

Любой живой организм, в том числе человек, является носителем генетической информации, которая передается по наследству. Генетическая информация хранится в каждой клетке организма в молекулах ДНК, которые состоят из отдельных участков (генов). Каждый ген «отвечает» за определенные особенности строения и функционирования организма и определяют как его возможности, так и предрасположенность к различным наследственным болезням.

Таким образом, в неживой природе в замкнутых системах идут процессы в направлении от порядка к хаосу (в них информация уменьшается). А живые же системы в процессе развития способны повышать сложность своей структуры, то есть увеличивать информацию.

3. Этап обобщения и закрепления нового материала.

1. Приведите примеры информационных процессов в растительном мире.

2. Приведите примеры информационных процессов в животном мире.

3. Приведите примеры получения, передачи и использования информации животными.

4. Рефлексия.

Хотелось бы услышать ваши отзывы о сегодняшнем уроке: что вам понравилось, что не понравилось, чем бы хотелось узнать еще.

Источник



Презентация по ИКТ на тему «Информация в живой и неживой природе. Человек и информация.» ( 8 класс)

Информация в живой и неживой природе. Человек и информация

Общепринятого определения информации не существует. Слово «информация» происходит от латинского слова information, что в переводе означает сведения, разъяснение, ознакомление. В наиболее общем случае под «информацией» понимаются сведения (данные), знания, которые воспринимаются живым существом или устройством и сообщаются (получаются, передаются, преобразуются, сжимаются, разжимаются, теряются, находятся, регистрируются) с помощью знаков. Что такое информация? Информатика – это наука о способах и методах представления, обработки, передачи и хранения информации с помощью ПК.

В наши дни человечество накопило огромное количество информации! Подсчитано, что общая сумма человеческих знаний до недавнего времени удваивалась каждые 50 лет. Сейчас объем информации удваивается через каждые два года. Источники информации

Мир вокруг нас полон всевозможных образов, звуков, запахов, и всю эту информацию доносят до сознания человека его органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. С их помощью человек формирует свое первое представление о любом предмете, живом существе, произведении искусства, явлении и пр. Глазами люди воспринимают зрительную информацию; Органы слуха доставляют информацию в виде звуков; Органы обоняния позволяют ощущать запахи; Органы вкуса несут информацию о вкусе еды; Органы осязания позволяют получить тактильную информацию. Восприятие информации

Зрение – главный источник информации Наибольшее количество информации (около 90% ) человек получает с помощью зрения, около 9% — с помощью слуха и только 1% — с помощью других органов чувств (обоняния, осязания и вкуса).

Люди, обмениваясь между собой информацией, постоянно должны задавать себе вопросы: понятна, актуальна и полезна ли она для окружающих, достоверны ли полученные сведения. Это позволит лучше понять друг друга, найти правильное решение в любой ситуации. В повседневной жизни от свойств информации часто зависят жизнь и здоровье людей, экономическое развитие общества. Социально значимые свойства информации

в знаковой письменной символьную в виде текста, чисел, различных символов (текст учебника); графическую (географическая карта); табличную (таблица по физике); в виде жестов или сигналов (светофор); устной словесной (разговор). Информацию можно представить в различной форме:

Человеческий разум является совершенным инструментом познания окружающего мира. А память человека – великолепным устройством для хранения информации. Однако для долговременного хранения информации, ее накопления и передачи из поколения в поколение необходимо иметь возможность ее хранить не только в памяти человека. Для этого используются внешние носители информации: узелки на веревках, зарубки на палках, берестяные грамоты, письма на папирусе, бумаге. Наконец, был изобретен типографский станок, и появились книги. Поиск надежных и доступных способов хранения информации идет и по сей день. Хранение информации

Информация и информационные процессы в неживой природе В замкнутых системах идут процессы в направлении от порядка к хаосу (уменьшение информации). В разомкнутых системах в результате эволюционных процессов создаются объекты сложной структуры (информация увеличивается). Порядок Хаос Уменьшение информации Порядок Хаос Увеличение информации

порядок хаос уменьшение информации В физике информация является мерой упорядоченности системы по шкале «хаос-порядок» Например, если в одну половину замкнутого сосуда поместить газ, то через некоторое время в результате хаотического движения молекулы газа равномерно заполнят весь сосуд.

Мир Макромир Микромир Мегамир Вселенная динамически развивается увеличение информации Мы живем в макромире, который состоит из объектов, по своим размерам сравнимых с человеком. Молекулы, атомы, элементарные частицы Вселенная, млечный путь, солнечная система, Земля

Макромир неживые объекты живые объекты искусственные объекты

Информация – мера увеличения сложности живых организмов 3,5 миллиарда лет назад на Земле возникла жизнь Эволюция (саморазвитие) – повышение сложности и разнообразия живых организмов. Живые системы: – открытые системы, т.к. потребляют из окружающей среды вещество и энергию, выбрасывают в нее продукты жизнедеятельности в виде вещества и энергии. — Повышают сложность своей структуры в процессе развития, т.е. увеличивают информацию, как меру упорядоченности элементов системы.

Информация в живой природе Живые системы открытые системы вещество энергия растения одноклеточные животные

Повышение сложности структуры Увеличение информации Информация как мера увеличения сложности живых организмов

Вывод В открытых системах живой и неживой природы информация является мерой упорядоченности элементов системы, мерой увеличения сложности объектов (живых организмов, популяций, экосистем). В замкнутых системах с течением времени количество информации уменьшается.

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

Презентация для первого урока по информатике в восьмом классе на тему: » Информация в живой и неживой природе. Человек и информация» , по учебнику автора :Н. Д.Угринович. В презентации представлены : определение , восприятие , социально значимые свойства , формы представления , хранения информации. Рассматривается представление информации в неживой природе ( в замкнутых и открытых системах), в живой природе, информация — мера увеличения сложности живых организмов. Вывод: в открытых системах живой и неживой природы информация является мерой упорядоченности элементов системы, мерой увеличения сложности объектов. В замкнутых системах с течением времени количество информации уменьшается.

  • Кузнецова Валентина Петровна
  • Написать
  • 6760
  • 13.01.2015

Номер материала: 293277

Не нашли то что искали?

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

  • Курсы «Инфоурок»
  • Онлайн-занятия с репетиторами на IU.RU

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Информация на тему в живой и неживой природе

Информация в неживой и живой природе (8кл)

п.1 Информация в неживой природе

Информация — это сведения, знания, которые мы получаем из книг, от людей, из телевидения и интернета и из других источников, а также данные, которые мы получаем в ходе экспериментов.

Неживой мир можно грубо поделить на 3 мира:

  • Микромир — молекулы и атомы
  • Макромир — объекты, соизмеримые с размером человека (книга, автомобиль, самолет, дом)
  • Мегамир — объекты планетарного масштаба (планеты, звезды, галактики)

Во этих мирах объеты, из которых эти миры состоят могут находиться упорядоченно (по линии, по сетке, по координатам) и неупорядоченно (хаотично).

Физики и математики поняли, что в любой системе объектов содержится информация об объектах этой системы (например какой цвет у объектов, их размер, расстояние между ними и много другой информации). Причем если взять две одинаковые системы, например закрытый сосуд с одинаковым количеством молекул воды, то оказывается, что информации было бы больше в том сосуде, в котором молекулы располагались бы более упорядочено. Следовательно, информация может служить мерилом порядка в системе.

В левом сосуде порядка больше, следовательно и информации больше. А в правом сосуде молекулы воды летают хаотично (в сосуде хаос ), поэтому и информации меньше. Почему так? Дело в том, что для описания правого сосуда достаточно двух слов: "В сосуде хаос", а для описания левого сосуда потребуется больше слов: "В сосуде пять молеул собрались в виде буквы Х в левой части сосуда". Теперь понятно почему упорядоченные системы содержат в себе больше информации.

В физике информация является мерой упорядоченности системы по шкале "хаос — порядок"

Важно понимать! Простейшая логика нам подсказывает, что как бы мы ни старались, нам никогда не удасться добиться того, что молекулы воды при комнатной температуре будут оставаться строго в одной стороне сосуда. Это было бы возможно при абсолютном нуле температур, но абсолютный ноль для человека недостижим, а поэтому молекулы всегда двигаются, что и заставит их сразу распределиться по всему сосуду.

Закрытая система — это система, изолированная от других систем и от человека

Размышляя над этим ученые 18 века сделали неправильный вывод — они решили, что всех нас ждет "тепловая смерть" , т.к. все молекулы из которых состоят все объекты постепенно разлетаются и в конце концов все предметы превратятся в молекулярную кашу, а количество информации будет равно нулю. Другими словами они сказали, что информация в любой системе, которая предоставлена самой себе всегда стремится к нулю. Но их ошибка состояла в том, что информация стремится к нулю, а состояние системы к хаосу только в "закрытых" системах принадлежащих макромиру. Но в микромире и мегамире все обстоит иначе — в них порядок всегда возрастает, и количество информации растет.

Пример из макромира: если здание оставить на произвол природным силам, перестать за ним заботиться и ремонтировать, то со временем его стены разрушаются, штукатурка отваливается и здание может превратиться в груду камней. Этот пример доказывает, что в макромире системы стремятся к хаосу, а информация стремится к нулю.

Пример из микромира: элементарные частицы (электроны, протоны и нейтроны) предоставленные самим себе будут непременно соединяться друг с другом, образуя молекулы, а сами молекулы будут со временем увеличиваться за счет захвата других атомов, т.е. порядок в микромире растет, и информация увеличиваеся.

Пример из мегамира: осколки планет — астероиды, предоставленные сами себе в открытом космосе рано или поздно захватываются звездами и становятся их естественными спутниками, т.к. сложность звездных систем возрастает, и информация увеличивается.

Вопросы для проверки:

1. Приведите примеры перехода от хаоса к порядку (увеличение информации) в окружающем мире.

2. Приведите примеры перехода от порядка к хаосу (уменьшение информации) в окуржающем мире.

3. Попробуйте объяснить своими словами почему чем меньше порядка в системе, тем меньше в ней информации и наоборот.

п.2 Информация в живой природе

Ближе всего с живую природу изучают биологи, поэтому выясним как они понимают информацию в живой природе. К объектам живой природы относятнся растения, животный мир и человек.

Считается, что жизнь на земле возникла примерно 3,5 миллиарда лет назад и с тех пор идет саморазвитие жизни, т.е. эволюция, т.е. усложнение живых организмов (одноклеточные, многоклеточные, млекопетающие, человек).

В биологии информация — мера сложности живого организма или молекул, из которых организмы состоят.

Биологи под информацией понимают степень сложности живого организма. Чем более сложный живой организм, тем больше требуется слов для его описания, другими словами чем сложнее организм, тем больше информации он содержит.

Почему происходит увеличение информации в живом мире?

Все организмы живого мира являются открытыми системами.

Все организмы живого мира являются системами открытыми, т.е. они не изолированы друг от друга, но наоброт, активно обмениваются веществом и энергией. Поэтому более высокоразвитые организмы постоянно поедают менее развитые, например растения потребляют из почвы минеральные вещества, а из воздуха углерод и под воздействием солнечной энергии внутри растения эти вещества образуют более длинные и сложные органические молекулы, а значит и информации в этих молекулах больше. В свою очередь сами растения поедаются жуками и червяками, внутри которых молекулы растений соединяются с другими молекулами и происходит дальнейшее их усложнение — опять же информация внутри молекулы возрастает. Черви поедаются животными, а животные поедаются человеком.

Часть людей и животных умирает, но людей становится все больше, поэтому и общее количество информации в живой природе постоянно возрастает.

Биологи даже говорят, что живые организмы "питаются информацией", т.к. информация внутри них создается, накапливается, а затем передается другим, более сложным организмам.

Информационные сигналы и информационные процессы

Ни один живой организм не может существовать и развиваться без информационных сигналов, которые он получает из окружающего мира и которые ему подсказывают куда идти, что есть и от кого прятаться. Такими сигналами для животных могут быть звук, свет, запах.

Живые организмы не могут существовать в одиночку, т.к. для размножения им необходимо встречаться, и многие виды животных, и даже человек обычно живут стадами или обществом, в которых постоянно происходит обмен информационными сигналами, которые позволяют отдельным членам этих групп между собой обмениваться информацией. Человек обменивается словами, прикосновениями, мимикой, жестами, а животные позами, запахами, вспышками света. Обмен информацией между живыми организмами есть иформационный процесс .

Важнейшим видом информации в живом мире является генетическая информация. Эта информация необходима для размножения живых существ. Потомки живых существ должны быть почти точной копией своих родителей. Иначе постоянно происходило бы возникновение новых форм жизни и живой мир превратился бы в хаос. Для сохранения видовых признаков от родительского организма к дочернему передается молекула ДНК, в которой содержится вся информация о родителе. Молекула ДНК видна только под мощным микроскопом, но если ее расплести в линию, то она может быть метровой длины и содержать в себе "тонны" информации.

Смотреть видеофрагмент о молекуле ДНК (Нажмите для просмотра)

Вопросы для контроля:

4. Приведите примеры увеличения информации в живой природе.

5. Приведите примеры получения, передачи и использования информации живыми организмами

Источник

Adblock
detector