Презентация по биологии по теме Многообразие насекомых Их роль в природе и значение

Презентация по биологии по теме «Многообразие насекомых. Их роль в природе и значение»

МНОГООБРАЗИЕ НАСЕКОМЫХ, ИХ РОЛЬ В ПРИРОДЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

ЗАДАЧИ УРОКА познакомиться с многообразием насекомых выявить черты примитивного строения у первично-бескрылых и черты усложнения у крылатых установить роль насекомых в природных сообществах и значение их для человека продолжить формирование умений работать с рисунками, таблицами, натуральными объектами; анализировать, обобщать

Низшие, первично-бескрылые насекомые, которых можно найти в огородной земле. Двухвостка – белое, проворное насекомое с ясно отделенной головой, длинными усиками и двумя длинными, очень легко отрывающимися хвостовыми нитями, длинной до 2-3 мм. Двухвостки первично-бескрылые, участвуют в почвообразовании.

Двухвостка обыкновенная Campodea plusiochaeta Тип Членистоногие — Arthropoda, Класс ·Насекомые — Insecta, Hexapoda Подкласс ·Скрыточелюстные — Insecta-Entognatha Инфракласс ·Двухвостковые — Diplurata Отряд ·Двухвостки – Diplura Род ·Камподеи — Campodea

Уховёртка является грызущим огородным паразитом и плодовым вредителем. Она грызёт цветы, листья, полузрелые семена, плоды и т. д.

Разные ученые выделяют от 16 до 34 отрядов насекомых. В соответствии с типом развития класс насекомых разделяется на 2 большие группы: насекомые с неполным превращением и насекомые с полным превращением.

Насекомые С неполным превращением С полным превращением Отряд прямокрылые Отряд ручейники Отряд термиты Отряд бабочки Отряд тараканы и богомолы Отряд жуки Отряд стрекозы Отряд блохи Отряд равнокрылые Отряд перепончатокрылые Отряд поденки Отряд двукрылые Отряд клопы Отряд пухоеды и вши

Отряд РУЧЕЙНИКИ (Trichoptera) На дне многих пресных водоемов — чистых быстрых ручьев и заросших прудов — можно обнаружить удивительные существа, которые живут в рубчатых домиках, сооружаемых ими из различных мелких частиц, лежащих на дне. В зависимости от того, какие мелкие предметы лежат на дне, в зависимости от вида насекомого домики могут быть построены из разного материала.

Отряд жуки. Жук-носорог. Жесткокрылые

Отряд блохи. Эктопаразиты-кровососущие

Отряд перепончатокрылые. Пчела медоносная.

Отряд двукрылые. Мухи.

Отряд тараканы и богомолы.

Семейство ПОДЕНКИ НАСТОЯЩИЕ (Ephemeridae) Их личинки имеют вытянутое цилиндрическое тело с сильными роющими ногами. Эти личинки роют себе ходы в глинистом грунте медленно текущих рек.

Отряд пухоеды и вши.

Признаками разделения на отряды являются строение ротовых частей и характер строения крыльев. н

Муравьи, личинки жуков и другие почвенные обитатели участвуют в образовании почвы.

Пищевые цепи различных биоценозов синицы хищники глухари муравьи тли растения дятлы

Насекомые-паразиты 1. Постельный клоп — временный паразит; возвратный тиф, туберкулез 2. Человеческая блоха, — временные паразиты, чума собачья блоха (легко переходит с человека на животных и наоборот) 3. Головная вошь, платяная — постоянные паразиты; сыпной тиф вошь (две расы одного вида — человеческой вши)

Насекомые – вредители животноводства Слепни – кровососущие двукрылые

Насекомые – вредители животноводства Оводы — во взрослой стадии не питаются, их личинки живут паразитами в теле млекопитающих

Методы защиты растений

Вопросы для обсуждения 1. К каким последствиям привело бы внезапное полное исчезновение насекомых? 2. Приведите примеры насекомых, подлежащих охране. 3. Какие насекомые называются наездниками и почему? Как может использовать наездников человек? 4. Какую роль в почвообразовании играют насекомые? 5. Каких насекомых одомашнил человек, и как он их использует? 6. Какие преимущества дает насекомым общественный образ жизни? 7. Какое значение имеют бабочки в природных сообществах и в жизни человека? 8. Каких насекомых – переносчиков заразных болезней – вы знаете? 9. Какое значение имеют пчелы в природе и в жизни человека? 10. Почему нельзя назвать деятельность пчел и муравьев сознательной?

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

«Описание материала:

Мир насекомых микроскопичен и не всегда виден невооруженным глазом.

Любая тайна манит своей неизвестностью. Вооружившись бинокуляром и лупой мы увидим как неповторимы те, кто нас окружает. Они прекрасны и чудовищны. Но без них мир будет блеклым и скучным. Они нужны нам и природе, так необходимы тесные взаимоотношения.

Если всех Насекомых просто перечислить, уйдет уйма времени, так их много. Но в последнее время энтомологи бьют тревогу о сокращении разнообразия насекомых, исчезновении целых видов, популяций, семейств. В большинстве случаев человек тому виной. Использование гербицидов и пестицидов, изменение естественной среды обитания.

Моно приводить множество причин -антропогенных. Данный урок позволит пробудить у детей интерес к таинственному миру одного из классов Членистоногих, узнать о их роли в природе и положительной и отрицательной. Учащиеся должны в итоге прийти к выводу о гармонии и равновесии в природе.

Источник



Разнообразие насекомых

Насекомые

Характеристика класса.

Насекомые – один из наиболее крупных классов типа Членистоногие Царства Животные. Считаются одними из древнейших видов животных на земле. На сегодняшний день изучено так много видов насекомых, что ученые затрудняются назвать даже их примерное число: официально их количество колеблется от 2 до 6 млн. Каждогодно это число обновляется: описываются до 8 000 новых незнакомых ранее видов. Многие насекомые плохо изучены, и их разнообразие настолько велико, что они с трудом поддаются систематике.

Классификация насекомых

Отличительные черты насекомых и строение тела.

Слово «насекомые» образовано из французского «insecte» и русского глагола «насечь», что вместе означает «животные с насечками» Скелет насекомых, называемый в биологии экзоскелет, располагается снаружи тела. Он сплошь состоит из хитина. У многих насекомых прочность экзоскелета позволяет им в критических условиях сохранить жизнь. Он же сохраняет тело насекомого от высыхания.

Большинство насекомых имеют крылья; некоторые виды в ходе эволюции их утратили; у некоторых крылья есть, но эти насекомые не летают.

Традиционно насекомых объединяет одинаковое строение тела. У них заметно четкое разделение тельца на 3 ярко выраженных части: голова, грудь и брюшко.

  • Как правило, на голове у насекомого пара усиков, пара фасеточных глаз и ротовые мандибулы.
  • На груди расположены членистые ноги – чаще всего их три пары. От грудной части отходят и крылья, или то, что от них осталось в ходе эволюции.
  • Брюшко выполняет в основном функцию размножения. На нем расположены половые органы насекомого, и в\на брюшке самки вынашивают потомство.

Цикл жизни насекомого.

Размножаются насекомые и половым путем и бесполым. Для некоторых видов характерен партеногенез – способ развития яйца без оплодотворения. Как правило, насекомые осеменяются, оплодотворяются, и откладывают яйца, из которых в итоге рождается личинка. Известны виды насекомых, у которых жизненный цикл продолжается до нескольких лет, а некоторые виды в год дают до 20 поколений потомства. Они живут от нескольких часов до 20 лет. Иногда личинки настолько отличны по внешнему виду от взрослой особи, что их практически невозможно отнести к одному виду на первый взгляд. Ярким примером такой метаморфозы является бабочка.

Эволюция и изменения.

Эволюционируя, насекомые приспосабливаются к изменящимся условиям. Они пережили множество изменений и превращений для того, чтобы выжить. Существует теория о том, что некоторые виды тараканов могут спокойно пережить ядерный взрыв.

Образ жизни насекомых.

Питаются насекомые разнообразно – от пыльцы цветков до биологических останков органического мира. Известны насекомые, питающиеся стрихнином, который по сути является ядом для живого организма.

Передвигается насекомое тоже по-разному: они бегают, летают, ползают и плавают. У некоторых видов насекомых весь жизненный цикл проходит на и под водой.

Чтобы защититься от угроз внешнего мира, насекомым приходится использовать защитную окраску. Это и пугающие цвета, и запахи, и даже маскировочная окраска. Самые большие по размеру виды насекомых – палочники – названы так именно потому, что их невозможно отличить от простой сухой палочки на траве или на дереве. Образ жизни также может быть одиночным или групповым. Этот вид животных есть во всех точках планеты. Насекомых можно найти в Антарктике, а также в горячих источниках Нигерии.

Роль насекомых в природе.

Насекомые

Насекомые играют огромную роль для природы. Они питаются мелкими микробами, останками умерших животных, не давая им разлагаться. Бабочки и пчелы опыляют растения, что обеспечивают царству растений размножение. Муравьи, термиты, земляные черви активно участвуют в почвообразовании. В некоторых азиатских странах несколько видов насекомых употребляют в пищу.

У насекомых есть и отрицательные качества. Они активно занимаются вредительством в сельском хозяйстве, поедая листья, побеги и плоды. Многие виды мух переносят на лапках заразные болезни.Паразиты, название которых говорит само за себя, живут за счет своего носителя, вызывая заболевания и нередко доводя своего хозяина до гибели.

Таким образом, насекомые являются одними из самых важных звеньев в круговороте природы. Поедая более мелких, они сами становятся пищей для более крупных животных. Без них природа нашей планеты сегодня могла бы не быть такой, какой мы ее видим.

Источник

Тема урока "Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение"

Цель: Изучить многообразие насекомых и их роль в природе.

Задачи:

  1. Расширить знания учащихся о многообразии насекомых;
  2. Ознакомить с первичнобескрылыми и крылатыми класса насекомых;
  3. Показать их значение в разнообразных природных сообществах.
  1. Совершенствовать умение узнавать насекомых на рисунках, таблицах;
  2. Объяснять особенности строения и жизнедеятельности
  1. Бережное отношение к природе;
  2. Экологическое значение для человека
  1. Словесно – наглядный
  2. Наглядно – демонстрационный
  • таблицы с изображением насекомых разных отрядов,
  • мультимедиа.

Ход урока

Этапы урока Содержание Методы и средства
Орг. момент Здравствуйте!

Тема: Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение.

1. Из скольких отделов состоит тело насекомых? (Ответ:: голова, грудь, брюшка)

2. Какие крылья бывают у насекомых? (Ответ: крылья (тонкая пластина, двухслойное), надкрылья (характерно для жуков))

3. Как устроена нервная система насекомых? (Ответ: нервной цепочкой и головной мозга)

4. Как питаются насекомые? (Ответ: пища разнообразна, она включает все вещества растительной и животного происхождения)

Класс насекомых подразделяют на две крупные группы – первичнобескрылые и крылатые.

А сейчас ребята обратите внимание на экран, познакомимся с первичнобескрылым и Крылатые насекомые

К первичнобескрылым относятся наиболее просто организованные насекомые, такие как камподея, ногохвостка, сахарная чешуйница и др., обитающие в почве, под камнями, во мху, в подвалах и погребах. Размеры их невелики, превышают 1 мм.

Крылатые насекомые – более высокоорганизованные животные. Подавляющее большинство имеет крылья, у других отсутствие крыльев – явление вторичное, чаще всего связанное с переходом к паразитическому образу жизни.

Самоанализ урока Биологии в 7 классе

Цель: Изучить многообразие насекомых и их роль в природе.

Задачи:

  1. Расширить знания учащихся о многообразии насекомых;
  2. Ознакомить с первичнобескрылыми и крылатыми класса насекомых;
  3. Показать их значение в разнообразных природных сообществах.
  1. Совершенствовать умение узнавать насекомых на рисунках, таблицах;
  2. Объяснять особенности строения и жизнедеятельности
  1. Бережное отношение к природе;
  2. Экологическое значение для человека

Тип урока: Комбинированный

Данный урок комбинированный тесно связан с предыдущими уроками и работает на последующие, так как в ходе урока повторили систематику, внешнее строение насекомых, системы органов и функции, природные значения, работали с учебником, таблицами, также изучили новый материал.

Урок, обобщающий с экологическим содержанием.

Повторение учебного материала предыдущего урока проведено в виде фронтального опроса.

При изучении нового материала были использованы: мультимедиа-проектор, таблицы, плакаты, работа с учебником. Для пробуждения интереса к изучению темы использовались различные приемы и методы: практический, словесно – наглядный, демонстрационный. Особых трудностей не возникала, материал был изложен в полном объеме.

Закрепление нового материала была дона самостоятельной работы (написать насекомых полезных и вредителей для природы и человека).

Разоренова Алена (Тема: Мухи) и Коновалова Света (Тема: Тараканы) приготовили сообщение. Учебно–познавательная деятельность учащихся на уроке была организована в форме индивидуальной работы. За урок все учащиеся получили положительные оценки. Цель урока была достигнута.

Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы, формулировка которой создала ситуацию занимательности, вызвана познавательный интерес к уроку.

Доброжелательная атмосфера, высокая работоспособность учащихся в течение урока поддерживались за счет того, что осуществлялся личностно-ориентированный подход. Учащиеся проявили большой интерес к уроку.

Источник

Общая характеристика Насекомых

Насекомые – самый многочисленный класс среди не только членистоногих, но и животных вообще. Насчитывается больше одного миллиона видов насекомых.

Они населяют самые разнообразные среды обитания. Их можно встретить на земле и в воздухе (это большинство видов насекомых – бабочки, мухи, комары, осы), в водоёмах (жук-плавунец, личинки стрекоз), почве (медведки, личинки майского жука), телах других живых организмов (вши, блохи). Наиболее разнообразен мир насекомых в тропиках.

Насекомые ведут свободноживущий и паразитический образ жизни. Размеры их тела разнообразны: самые маленькие длиной около 1 мм, а самые большие достигают 30 см. Есть насекомые, которые живут поодиночке (хищные жуки, наездники), а есть и общественные, живущие большими семьями до 3 миллионов особей (это муравьи, пчёлы, термиты).

Насекомые – единственный класс среди беспозвоночных животных, представители которого имеют крылья и способны летать.

Несмотря на огромное разнообразие насекомых, для всех них характерны общие особенности. Их тело чётко разделено на три отдела: голову, грудь и брюшко. Они соединены между собой подвижно.

На голове расположены одна пара усиков, глаза, позволяющие ориентироваться в пространстве, и ротовой аппарат, необходимый для захвата пищи.

Имеют два больших сложных глаза, между которыми могут находиться несколько мелких простых глаз.

Усики очень разнообразны по длине, числу и форме члеников. Они могут быть нитевидными, гребенчатыми, перистыми, булавовидными и пластинчатыми.

Насекомые питаются разнообразной пищей, и в зависимости от характера питания, у них встречаются различные типы ротовых аппаратов. Виды, питающиеся твёрдой растительной и животной пищей, имеют грызущий ротовой аппарат (жуки, стрекозы). Виды, питающиеся жидкой пищей (соками растений, кровью животных, нектаром цветков, разложившимися остатками тканей растений и животных) имеют сосущий (бабочки), колюще-сосущий (вши, комары), лакающий (пчёлы) или лижущий ротовые аппараты (мухи).

Грудь состоит из трёх сегментов, которые называются переднегрудью, среднегрудью и заднегрудью. Каждый сегмент несёт по одной паре ходильных конечностей. Насекомые имеют три пары ног. Конечности, как и у всех членистоногих, состоят из члеников, которые подвижно соединены между собой суставами.

Это позволяет животному совершать разнообразные движения. Ходильные ноги могут быть прыгательными, они сильно вытянуты в длину (у кузнечика), роющими – они укорачиваются и становятся массивными (у медведки), плавательными (у плавунца), собирательными (у пчелы) и бегательными (у жужелицы).

Последние два сегмента несут ещё, кроме конечностей, и по паре крыльев. Крылья – тонкие кутикулярные пластинки, содержащие жилки, в которых проходят трахеи и нервы. Крылья в большинстве случаев не одинаковы, хотя у стрекоз они почти равноценны.

У жуков передняя пара крыльев полностью затвердевает и превращается в жёсткие надкрылья, которые не способны к машущему полёту и просто защищают заднюю пару крыльев, которые тонкие и прозрачные. У комаров и мух, наоборот, полноценными крыльями становится передняя пара, тогда как задняя уменьшается в размерах и видоизменяется в жужжальца. Относительно небольшое число видов насекомых бескрылы. Часть из них утратила крылья в связи с паразитическим образом жизни, например вши и блохи.

Брюшко насекомых может содержать разное количество сегментов, причём у примитивных видов сегментов больше. Например, брюшко двухвостки состоит из 11 сегментов, а у более высокоразвитых – всего четыре-пять сегментов. Конечности на брюшке отсутствуют. Примитивные виды содержат на брюшке недоразвитые конечности, т.е. их рудименты. На заднем конце брюшка могут находиться придатки в виде яйцеклада (у кузнечиков) или жала (у пчёл, ос).

Тело насекомых защищено кутикулой, которая снаружи покрыта водонепроницаемой плёнкой. Она предохраняет насекомое от потери воды. В покровах имеются многочисленные волоски и многочисленные железы.

К покровам тела изнутри прикрепляются мышцы, которые у насекомых очень хорошо развиты. Это позволяет насекомым совершать очень сложные движения. Общее количество мышечных пучков может достигать двух тысяч, в то время как у человека насчитывается всего около 600 скелетных мышц. Взрослые насекомые не растут и не линяют.

Познакомимся с внутренним строением насекомых. Большая часть внутренних органов сосредоточена в брюшке.

Пищеварительная система хорошо развита. На голове расположен рот, окружённый частями ротового аппарата. В ротовую полость открываются протоки слюнных желез. Короткая глотка продолжается в более длинный и узкий пищевод, который у многих видов образует расширение – зоб. В нём пища задерживается и подвергается воздействию пищеварительных ферментов. За зобом расположен желудок, за ним идёт средняя кишка. Средняя кишка продолжается в заднюю, которая заканчивается анальным отверстием. Печень отсутствует. Пища у насекомых может быть самой разнообразной.

Есть растительноядные насекомые (например, живущие в почве личинки жука-щелкуна – проволочники, питаются корнями растений; долгоносики повреждают цветки яблони, гусеницы бабочек поедают листья), хищные насекомые – божьи коровки питаются тлями и более мелкими насекомыми, жужелицы поедают гусениц и даже дождевых червей. Трупами животных питаются жук-могильщик, серая мясная муха. Среди насекомых встречаются всеядные животные, которые питаются различными растительными и животными продуктами, например тараканы.

Дыхательная система представлена трахеями. Вы уже знаете, что трахеи представляют собой многочисленные ветвящиеся трубочки, пронизывающие все тело насекомого, и доставляющие кислород ко всем органам и тканям. Начинаются трахеи отверстиями, или дыхальцами, расположенными по бокам двух задних сегментов груди и сегментов брюшка. Имеется до 10 пар таких отверстий.

Кровеносная система, как и у всех членистоногих, незамкнутая. Сердце расположено на спинной стороне и имеет вид длинной трубки. От сердца отходит единственный сосуд, идущий от сердца в головной конец тела. Так как у насекомых очень хорошо развита дыхательная трахейная система, то кровеносная система не участвует в переносе кислорода и углекислого газа, а служит только для транспорта питательных веществ к органам и тканям и удаления из них продуктов обмена веществ. Гемолимфа чаще всего бесцветная.

Выделительная система представлена мальпигиевыми сосудами, расположенными на границе средней и задней кишки. Каждый мальпигиев сосуд имеет вид тонкой трубочки, свободный конец которой заканчивается слепо, а другой впадает в полость кишечника. Количество сосудов у разных видов изменяется от 2 до 200.

Нервная система представлена сложноустроенным надглоточным нервным узлом – головным мозгом, подглоточным нервным узлом и брюшной нервной цепочкой, которая характеризуется слиянием нервных узлов. Головной мозг состоит из трёх отделов: переднего, среднего и заднего.

Органы чувств у насекомых обычно многообразны и развиты очень хорошо. Усики являются органами осязания и обоняния. Вкусовые рецепторы расположены на ротовом аппарате. Имеют простые или сложные фасеточные глаза. Простые глаза характерны для паразитов, а сложные – для свободноживущих видов. Простые глаза позволяют воспринимать свет, но не могут различать предметы. Многие насекомые способны издавать и воспринимать звуки. У некоторых видов (например, кузнечиков) есть органы слуха, расположенные на ходильных конечностях.

Половая система. Все насекомые раздельнополы. У многих видов выражен половой диморфизм по окраске, величине тела, форме и размерам усиков, наличию или отсутствию крыльев.

Размножение только половое. Имеют парные половые железы. У самцов в брюшке находятся семенники, от которых отходят семяпроводы, впадающие в семяизвергательный канал. Самки имеют яичники, которые открываются в яйцеводы, соединяющиеся в непарное влагалище.

Оплодотворение внутреннее. У некоторых видов встречается живорождение.

А сейчас рассмотрим значение насекомых в природе и их практическое значение. Насекомые имеют огромное положительное значение:

· они – важнейшее звено в круговороте веществ;

· бабочки, пчёлы, осы, шмели – опылители цветковых растений;

· почвенные личинки, муравьи участвуют в почвообразовании;

· пчелы – источник пищевых и лекарственных веществ (мёда, воска, прополиса);

· личинки бабочек тутового шелкопряда – источник натурального шёлка.

Не меньшую роль играют и отрицательные последствия деятельности насекомых:

· майский жук, саранча, тля, колорадский жук – вредители растений, уничтожают посевы сельскохозяйственных растений;

· комары, москиты, вши и блохи – паразиты человека и животных;

· мухи, тараканы, блохи, вши – переносчики заболеваний человека;

· укусы насекомых (пчел, ос) болезненны и могут быть ядовитыми для человека.

Источник

Adblock
detector