Презентация на тему Природа и общество в философии

Природа как предмет философского осмысления

Природа – это многозначный философский термин, одно из основополагающих понятий философии, рассматриваемое в качестве объекта размышлений в онтологии, гносеологии, этике, эстетике и других областях.

Разнообразие представлений о природе в философии

Природа представляет собой исходную точку для многих философских размышлений и изысканий, в самых различных частях самой философии. Причина ее универсальности заключается не только во всеобъемлющем характере природы, окружающей человека, и находящейся в самом человеческом существе, но и в многозначности данного понятия, его связи с самым различными аспектами человеческого и мирового бытия. По мере развития философии представление человека о природе менялось, усложнялось, дополнялось новыми смыслами.

Помощь со студенческой работой на тему
Природа как предмет философского осмысления

В настоящее время можно выделить пять основных значений термина природа:

  • природа как бытие, как вся совокупность явлений реальности, мира;
  • природа как сущность, глубинная суть явлений;
  • природа как материальное, естественное, биологическое начало в человеке;
  • природа как естественная среда обитания человека, противоположность культуре;
  • природа как объект для изучения естественных наук.

Данные представления о природе возникли не одновременно. Космическое понимание природы было заложено еще в мифо-религиозном сознании, как целостном образе живого, одухотворенного мира, который позже рассматривался в философских учениях античных мыслителей, пантеистов Нового времени, русских космистов.

Представление о природе как сущности объектов и явлений складывалось в рамках гносеологической традиции, познать некий объект означало познать его природу, присущие ему от возникновения механизмы и принципы существования.

Представление о природе как естественном начале человека, в противовес культурному или духовному началу, также сформировалось в этических концепциях античности, однако широко использовалось позднее в средневековой, классической философии, вплоть до наших дней.

Оппозиция природы и культуры возникла уже позднее, в Новое время с развитием науки и техники, становлением не естественной, а искусственной среды обитания человека, отрывом культуры от земледельческой, природоподобной тематики, в сторону абстрактно-возвышенного.

Аналогично понимание природы как объекта исследования также связано с развитием наук. В этом понимании природа с одной стороны, как бы снова ассоциируется с бытием, реальным миром, поскольку в широком смысле включает в себя весь спектр явлений и процессов, которые могут стать объектами исследования естественных наук – от фотосинтеза, до рождения Вселенной, но в тоже время природа лишается одухотворения античного Космоса, его направленной, созидательной силой, становясь лишь бесконечно сложным, но пассивным объектом, действующим по определенным закономерностям и лишенным собственной воли.

Представление о природе в античности

В античной философии представление о природе динамично изменялось и обогащалось по мере ее развития и формулирования новых проблем. Натурфилософы рассматривали природу как Космос, всеобщее бытие, в котором в гармоничных отношениях находятся и человек, и живые существа, и боги, и силы стихий. Центральными вопросами философов Милетской По данной теме мы уже выполнили реферат Милетская школа и ее значение подробнее , Элейской школ, атомистов выступали проблемы первоначала, сущности мира, его устройства и механизмов. Природа представала в них в различных обличиях:

  • Гераклит: природа, космос – это одушевленный огонь, из которого все происходит и в который все превращается. Мир цикличен, источник движения мира – это борьба противоположностей;
  • Парменид: природа, это материальная сфера, статичная и неизменная. Движения, времени, пустоты, раздельности вещей не существует, мир един, в нем ничего не возникает и не исчезает, внутри единого мира вещества лишь взаимно переходят друг в друга посредством метаморфоз;
  • Пифагор: природа – это одушевленное дыхание, которое порождает все сущее. В основе законов управления природой и ее порождениями лежит число, которое отражает как сущность явлений, так и взаимоотношения между ними;
  • Демокрит: природа есть совокупность атомов и пустоты между ними. Атомы – это мельчайшие частички материи, которые передвигаются согласно своим свойствам (внутренней природе). Сцепляясь между собой атомы образуют все сущее.

После появления Сократа По данной теме мы уже выполнили реферат Аксиология Сократа подробнее и его этического учения центр тяжести философии переместился с онтологических на этические, социальные, политические вопросы. Природа стала рассматриваться в контексте соотношения в человеке добра и зла, понятия блага и путей к его достижению. Сам Сократ По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Сократ подробнее связывал с природной частью человека его лучшие качества. Человек, который познает природу внешнюю, может познать и природу самого себя, а вместе с тем освободиться от зла, которое есть одно лишь невежество.

Однако уже его ученик, Платон, противопоставляет природу, как материю и идею, как нематериальное воплощение идеала, совершенного объекта, включая идею мира, природы. Данная концепция достигла своего пика в трудах неоплатоников, которые прямо противопоставляли идеалистический Абсолют, который есть само благо и начало всего, необузданной хаотической материи, природе, которая есть безусловное зло, и причина всякого зла в человеческом существе, как соединении идеального и материального.

Представления о природе в средневековье и Новое время

В средневековой философии понятие природы рассматривается через призму бога. В данном случае в понимании природы начинает складываться дуалистическая позиция. С одной стороны, природа выступает творением божием, а потому она является производной совершенства, и сама в некоторой степени совершенна, несет на себе печать божественного происхождения. С другой стороны, природа самого человека испорчена, природное, биологическое, материальное в нем находится в постоянной конфронтации с высоким, духовным, божественным, в связи с чем человеку необходимо постоянно укрощать и смирять собственную плоть, для достижения бога, единения с ним.

В Новое время данное противопоставление находит свое выражение в философии дуализма. Природа отделяется от бога, становясь бездушным объектом научного поиска и исследования, в то время как человеческий дух возводиться либо к божественному началу, либо позднее к абстрактно-логическому разуму, как высшей силе, стоящей над природой и способной проникнуть во все ее тайны.

Источник

Презентация на тему Природа и общество в философии

Природа и общество в философии
Выполнила: студентка 2-ого курса ФТД группы Т-082 Шатикова Ирина

Одна из актуальных проблем социальной философии — проблема взаимоотношения общества и природы.
Еще несколько десятилетий назад реальная взаимосвязь между ними чаше всего носила весьма односторонний характер. Человечество только брало у природы, активно эксплуатировало ее запасы, беспечно считая, что природные богатства безграничны и вечны. В лучшем случае эта взаимосвязь была поэтичной: человек наслаждался красотой природы, призывал к уважению и любви к ней. В целом же дальше эмоциональных призывов человечество не шло. Понимание того, что значит природа для существования и развития общества, сформировано не было. Сегодня проблема взаимоотношений общества и природы из чисто теоретической переросла в остро злободневную, от решения которой зависит будущее человечества.

В философских воззрениях на саму природу, ее сущность можно выделить две крайние, противоположные точки зрения. Одна из них рассматривает природу лишь как хаос, царство слепых стихийных сил, случайности. Другая исходит из того, что в природе господствуют естественная необходимость и строгие закономерности.

Эволюция философских представлений о взаимоотношениях общества и природы определялась, главным образом, степенью развития самого общества, а также господствовавшими в то или иное время экономическими, политическими, религиозными и иными воззрениями.

Первоначально…
при крайне примитивной материальной базе и силе общества природа совершенно справедливо оценивалась людьми как сила неизмеримо более значительная и совершенная. В античной философии природа рассматривается как мать-кормилица, как причина возникновения человека.

В Средние века…
европейская философская мысль находилась под сильным влиянием религии. Поэтому природа, и в первую очередь сам человек, рассматривались как творения Божьи. Человек, как высшее существо, созданное Богом по своему образу и подобию, наделенный бессмертной душой, начинает противопоставляться более «низкой» греховной природе. И речь идет уже не о слиянии человека с природой, а об их противопоставлении и возвеличивании человека над природой.

В эпоху Возрождения…
период расцвета культуры и прежде всего искусства — взгляды на взаимоотношения природы и общества на короткий период становятся иными. Природа рассматривается как источник красоты, радости и вдохновения и противопоставляется разрушающей и порочной цивилизации. Раздаются призывы вернуться назад, к природе, к «золотому веку» человечества.

В XVII—XVIII века…
начинают бурно развиваться науки, ставятся и проводятся многочисленные опыты и эксперименты, направленные на становление и развитие производства. В философских воззрениях Нового времени, и в практических действиях все более отчетливо обозначается новый тип взаимоотношений человека и природы. Центральная идея — человек должен покорить природу, овладеть ею, стать господином. В науке главной задачей становится познание тайн и законов природы.

«Цель науки и техники, — подчеркивал Ф. Бэкон, — господство над природой». Появлению таких идей способствует и все увеличивающаяся мощь человеческого общества, рост его производительных сил.

Тесная связь общества с природой, схожесть поведений животных в природе и людей в обществе привело ряд мыслителей к выводу о том, что общество по своей сути является биологическим суперорганизмом. Оно, по их мнению, развивается подобно природным организмам естественным эволюционным путем. Так возникла органическая теория общества, страстным пропагандистом которой стал Г. Спенсер, а также его последователи: П. Лилиенфельд, А. Стронин (Россия), А. Шеффле (Германия) и др.
Витрувианский человек Леонардо да Винчи

Сущность органической теории Г. Спенсера и его сторонников заключается в том, что структура и функционирование общества объявляются аналогичными строению и функциям живого организма. Так, например, Г. Спенсер полагал, что «кровяные частицы уподобляются деньгам». У П. Лилиенфельда государство в лице правительства выполняет функции головного мозга и одновременно врача, борющегося с болезнями социального тела. Торговля же, по его мнению, выполняет функции кровообращения в организме. Прямую аналогию между экономической жизнью общества и обменом веществ в организме проводил А. Шеффле. В этой «органической теории» очевидно игнорирование специфики сознательной деятельности людей, отсутствие учета их воли и интересов.

Разумеется, человек — биологическое существо. И это нельзя игнорировать. Однако современный научный анализ показывает, что лишь примерно 15 процентов всех актов человеческой деятельности носит чисто биологический характер. Человек не может существовать вне общества. Специфический общественный образ жизни способствует постоянному усилению роли внебиологических, социальных закономерностей в жизни человека и общества.
Иллюстрация одного из представлений об ауре.

Однако было бы неправильным недооценивать природную составляющую. Человек — все-таки хоть и разумное, но все же животное. Биологическая и социальная составляющие тесно взаимодействуют, диалектически сочетаются как в человеке, так и в обществе.

Необходимость выживания человека как биологического вида и его полноценного развития лишь в обществе обусловила появление специфического вида социальной общности — человеческой семьи. Семья выполняет как биологические, так и различные социальные функции (хозяйственные, воспитательные и др.). Ее важнейшей биологической функцией является продолжение человеческого рода, воспроизводство самого человека. И в этом отношении семья как ячейка человеческого общества наиболее тесно связана с природой. Роль семьи как главного фактора воспроизводства населения всегда остается стабильной.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ .

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Холмовая Александра Ивановна
  • Написать
  • 196
  • 02.11.2020

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

  • Курсы «Инфоурок»
  • Онлайн-занятия с репетиторами на IU.RU

Каждый третий школьник отстает в учебе

Время чтения: 3 минуты

Низкие способности к самостоятельному выполнению заданий приводят к трудностям в обучении

Время чтения: 3 минуты

Ученые сделали мармеладки в форме белков, чтобы помочь слепым детям изучать химию

Время чтения: 2 минуты

Минздрав разрешит исследования «Спутника V» на детях с 12 лет

Время чтения: 1 минута

Просмотр телевизора ухудшает когнитивные функции

Время чтения: 3 минуты

В России создадут «белый интернет» для школьников

Время чтения: 1 минута

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник



🗊Презентация Философия природы

Философия природы, слайд №1Философия природы, слайд №2Философия природы, слайд №3Философия природы, слайд №4Философия природы, слайд №5Философия природы, слайд №6Философия природы, слайд №7Философия природы, слайд №8Философия природы, слайд №9Философия природы, слайд №10Философия природы, слайд №11Философия природы, слайд №12Философия природы, слайд №13Философия природы, слайд №14Философия природы, слайд №15

 Философия природы 1. Понятие природы в философии и естествознании 2. Эволюция представлений о природе в философии и науке. 3. Основные исторические этапы взаимодействия общества и природы 4. Понятие биосферы и ноосферы 5. Социально-экологическая стратегия природопользования

Слайд 1

 Понятие биосферы и ноосферы Биосфера – это совокупность живых организмов, обитающих в атмосфере, гидросфере и литосфере.

Слайд 2

 Понятие природы Природа – все сущее во всем многообразии его свойств. В этом значении она синоним Вселенной, материи, бытию. Объективной реальности. Природа как объект естествознания выражает общее понятие об объекте со стороны того или иного конкретного предмета изучения (пространство, время, причинность, движение и т.п.) Природа как совокупность естественных условий существования человека.

Слайд 3

 Понимание природы в истории философии Античность. Природа – средоточие совер-шенства, логоса; мерило мудрости, эталон организации. Средние века. Природа –воплощение мате-риального начала, низ, где все преходяще и изменчиво. Возрождение. Природа как объект гармонии и совершенства. Новое время. Природа – объект преобразо-вательной деятельности, кладовая ресурсов.

Слайд 4

 Природа как среда обитания Среда обитания есть совокупность естественных и общественных условий, необходимых для жизне-деятельности и развития человека. Среда обитания все природное окружение на планете, оказывающее влияние на все живые организмы и человека. Естественная среда -- все природное окружение не затронутое человеческой деятельностью. Исскуственная среда – среда, преобразованная че-ловеческой деятельностью и созданная ею.

Слайд 5

 Природа как среда

Слайд 6

 Основные исторические этапы взаимодействия общества и природы. Доиндустриальный этап для которого характерно натуральное хозяйство, преобладание ручного труда. Индустриальный для которого характерно наличие машинного производства Постиндустриальный(неоиндустриальный

Слайд 7

Философия природы, слайд №8

Слайд 8

Философия природы, слайд №9

Слайд 9

 Понятие биосферы Биосфера – совокупность живых организмов, обитающих в атмосфере, литосфере и гидросфере.(30 км,10-12 км, 13 км). Компоненты биосферы – живое вещество, биогенное, косное и биокосное. Живое вещество — вся совокупность тел живых организмов, населяющих Землю. Биогенное вещество — вещество, создаваемое и перерабатываемое живым веществом.

Слайд 10

Философия природы, слайд №11

Слайд 11

 Понятие биосферы Косное вещество — продукты, образующиеся без участия живых организмов. Биокосное вещество, создаваемое живыми организмами и косными процессами. Таковы почва, ил, кора выветривания и т. д.

Слайд 12

 Понятие ноосферы Ноосфе́ра (греч. νόος — «разум» и σφαῖρα — «шар») — сфера взаимо-действия общества и природы, в гра-ницах которой разумная человеческая деятельность становится определяющ-им фактором развития (эта сфера обоз-начается также терминами «антропо-сфера», «биосфера»,«биотехносфера»-.

Слайд 13

 Понятие ноосферы Согласно В. И. Вернадскому, «в биосфе-ре существует великая геологичес-кая, быть может, космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в пред-ставлениях о космосе… Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного»[1].

Слайд 14

 Социально-экологическая стратегия природопользования Стратегия выживания основана на изменении ценностных ориентаций во взаимодействии общества и природы. Это предполагает пе-реход от антропоцентризма и биоантропо-центризму. Стратегия выживания это коэволюционная стратегия, основанная на согласовании че-ловеческой деятельности с законами эво-люции биосферы, т.е. это взаимосвязанная, сопряженная эволюция общества и природы.

Слайд 15

Источник

Философское понимание природы

Автор: Admin. Чтобы увеличить слайд, нажмите на его эскиз. Чтобы использовать презентацию на уроке, скачайте файл «Философское понимание природы.ppt» бесплатно в zip-архиве размером 1804 КБ.

Философское понимание природы

Философское понимание природы

Представления о природе

Философское понимание природы. Представления о природе в истории философии. Проблема жизни в философии и её решение. Уникальность и ценность жизни. Природа и общество.

Человеческое общество

В организме человека протекают природные химические, биологические и другие процессы

Естественная основа социальной деятельности человека в области производства, политики, науки, культуры

Удовлетворение природных потребностей

людей в пище, тепле, продолжении рода происходит в социальной форме.

Природные закономерности, прежде всего биологические, выступают как биосоциальные

Происходящие в обществе природные процессы приобретают социальную форму

Кухня

У каждого народа имеется своя «кухня».

Построенное жилище отвечает определённым эстетическим критериям

Потребность в продолжении рода

удовлетворяется с помощью социально организованного семейного общения.

Природа

Естественная основа существования и развития общества

Обмен веществ

между человеком и природой.

Необходимое условие существования человека и общества

Многие свои потребности люди удовлетворяют за счёт природы, прежде всего внешней природной среды

Развитие любого общества

всего человечества включено в процесс развития природы, в постоянное взаимодействие с природой.

Органическая связь

Природа всегда была объектом внимания философов и философского осмысления.

Органическая связь человека и природы заставляет учитывать природные факторы в развитии общества

Философские вопросы

Вечные философские вопросы.

Выяснение взаимодействия человека и природы

Отношение человека и общества к космосу, Вселенной

Вопросы, которые волновали философов древности, Нового времени и современных философов

Исторические эпохи

В различные исторические эпохи люди по-разному понимали природу и имели к ней различное отношение.

Совокупность естественных условий

В широком смысле

Это всё, что существует во Вселенной

Совокупность естественных условий существования человека и общества, всё многообразие материальных и духовных тел и процессов

Уровни неживой природы

Природа бывает неживой и живой.

Уровни неживой природы

12.Вселенная, мир в целом

Уровни живой природы

Представления о природе в античной философии

Первые подходы к истолкованию природы развивали мыслители, которые появились в ионийском городе Милет на малоазийском побережье Средиземного моря. Эта школа называется милетской школой.

Милетская философия

Объектом исследования милетских философов была природа.

Назовите представителей милетской школы.

Милетская философия первой поставила научно значимый вопрос о вечной первоматерии, из которой происходят и в которую возвращаются все вещи

Первоначалом мира, из которого рождается всё многообразие вещей, является

Фалес Милетский 624-548 до н.э.

Изречения Фалеса

Быстрее всего – ум, ибо он обегает всё

Древнее всего сущего – Бог, ибо он не рождён

Прекраснее всего – мир, ибо он сотворение Бога

Больше всего – пространство, ибо оно объемлет всё

Апейрон

Анаксимандр 610-547/540 до н.э.

Основой мира считал некое вещество, которое невозможно определить ни как воду, ни как что-либо другое. Возникновение мира он рассматривал как борьбу и обособление противоположностей, прежде всего тепла и холода

Воздух

Первоосновой всего является … Разрежаясь, он становится огнём, сгущаясь – превращается в ветер, затем – в облако, делается водой, потом землёй, камнями и другими веществами

Анаксимен 585 – 525 до н.э.

Единство

Первоначально такое единство мыслилось как то же самое, что порядок, устроение.

В античной философии появилось слово «космос», которое переводилось как «вселенная»

Космос – это мир, представлявшийся древнегреческим философам в качестве упорядоченного единства

Пифагор

Впервые мир назвал Космосом Пифагор, который обратил внимание на царящие в нём порядок и гармонию. По учению Пифагора, небесные тела «звучат» через определённые интервалы времени, образуя гармонию сфер, и эту гармонию мы воспринимаем только потому, что она воздействует на нас непрерывно.

Пифагор 570-490 до н.э.

Атомистика

В античной философии сложилась так называемая атомистика – учение о том, что мир состоит из атомов, мельчайших составных частиц.

Назовите представителей школы атомистов

Демокрит 460-370 до н.э.

Левкипп 500-440 до н.э.

Представление о природе в средневековой философии

В Средние века распространяется религиозное убеждение в том, что природа сотворена Богом

Далеко не совершенное отражение божественного мира, стоящее ниже Бога

Учение о природе

выводилось из признания мысли о творении мира Богом. Понимание основ природы питала вера в божественные начала природы.

Фома Аквинский 1225-1274 Средневековый философ

Представление о природе

в эпоху Возрождения.

Учение о том, что всё есть Бог

В философии эпохи Возрождения природный и божественный миры сливаются воедино

Представители пантеизма обожествили Вселенную, создали культ природы, признали бесконечность Вселенной и неисчислимое множество её миров

Представители пантеизма

Известный итальянский естествоиспытатель и философ Джордано Бруно, соединяя достижения различных конкретных наук, создал гениальное пантеистическое мировоззрение. Он проповедовал его с поэтической силой и воодушевлением.

Джордано Бруно 1548-1600

Положения пантеистического мировоззрения

Основные положения пантеистического мировоззрения Д.Бруно.

Вселенная есть Бог

Этот бесконечный, движимый внутренними силами универсум есть единственно сущее и живое

Вселенная бесконечна, бесчисленные солнца с их планетами следуют в ней по своим орбитам

Представление о природе в Новое время

Начиная с XVII века постепенно утверждается научное понимание природы и в ряде наук формулируются её законы (астрономия, механика, математика)

Философия и наука призывают прочитать великую «Книгу природы», раскрыть её смыслы и тайны

Иоганн Кеплер 1571-1630 Немецкий математик, астроном

Исаак Ньютон 1642-1727 Английский физик, математик

Деизм

Представление о природе в философии Нового времени

Природный мир сотворён Богом, но существует по своим естественным законам

Представление о природе в философии Нового времени

Природа материальна и познаваема

Человек должен познать законы природы и покорить её, заставить служить себе и своим интересам

Представление о природе в Новейшее время

В Новейшее время укрепилось утилитарное, потребительское отношение к природе

Человек был убеждён, что он – царь, хозяин, господин природы, а она его служанка

Это привело к бездумному, хищническому, варварскому отношению к природе

Природа с точки зрения философии и науки

Это тесное единство живого и неживого, органического и неорганического

Жизнь

В философии жизнь рассматривается как неотъемлемое свойство природного бытия

Немецко-французский философ

теолог Альберт Швейцер (1875-1965) рассказывал, как однажды в детстве он с ребятами полез на колокольню, чтобы стрелять из рогатки по голубям. И вот когда мальчик натянул резинку, чтобы погубить пернатого, неожиданно раздался церковный звон – благовест. Это так потрясло юнца, что он навсегда отказался от покушения на чью бы то ни было жизнь. Более того, ему принадлежит прекрасное выражение «благоговение перед жизнью», которое приобрело огромную популярность.

Альберт Швейцер 1875-1965

Способ бытия человека

Жизнь – способ бытия человека.

Жизнь – одна из форм существования материи, отличающая мир организмов от всей остальной действительности. Она закономерно возникает при определённых условиях развития материи. Различаются три царства жизни – растительное, животное и человеческое.

Признак организма

В биологическом смысле жизнь есть основной признак организма.

Когда исчезает жизнь, наступает смерть

Главные признаки жизни

Способность реагировать на внешние воздействия

Сущность жизни

не исчерпывается только биологическим содержанием.

Жизнь знаменует собой более высокую ступень эволюции материи

Только живая материя способна воспроизводить саму себя

Жизнь создаёт предпосылку для появления мыслящей, одухотворённой материи

Жизненное начало

«Где, часто спрашивал я себя, таится жизненное начало?» — размышляет герой романа «Франкенштейн, или Современный Прометей».

Ещё до того как философы обратились к феномену жизни и попытались выяснить, что можно назвать живым, в истории человеческой культуры стали рождаться различные истолкования происхождения и смысла жизни.

Мэри Шелли 1797-1851 Английская писательница, автор романа «Франкенштейн, или Современный Прометей»

Сюжет романа

М.Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей».

Молодой талантливый учёный Франкенштейн увлечён проблемой оживления материи. Он полагает, что для исследования причины жизни надо обратиться к смерти. «Я увидел, чем становится прекрасное человеческое тело; я наблюдал, как превращается в тлен его цветущая красота; я увидел, как всё, что радовало глаз и сердце, достаётся в пищу червям. Я исследовал причинные связи перехода от жизни к смерти и от смерти к жизни, как вдруг среди полной тьмы блеснул внезапный свет – столь ослепительный и вместе с тем ясный, что, потрясённый открывшимися возможностями, мог только дивиться, почему после стольких гениальных людей, изучавших этот предмет, именно мне выпало открыть великую тайну.»

Учёный

создал в своём романе живое существо – некоего монстра, который, страдая от одиночества, вынужден был преследовать своего творца. Однако великая тайна так и не была открыта. Мы не можем сегодня в лаборатории создать живую клетку, несмотря на то, что располагаем многочисленными химическими и физическими формулами.

Точка сущего

«Что же такое жизнь? Никто не знает. Никому неведома та точка сущего, в которой она возникла и зажглась», — эти слова сказал немецкий писатель Томас Манн в романе «Волшебная гора». Герои произведения пытаются осмыслить секреты жизни и смерти. Жизнь столь необычна, высокоразвита, что в мире неорганической материи мы не найдём ничего, хотя бы отдалённо напоминающего жизнь. Между жизнью и неорганической природой зияет пропасть.

Томас Манн 1875-1955 немецкий писатель

Непреходящее значение

Живое имеет огромное, непреходящее значение. Но сколь оно мало и ничтожно! Сфера живого в Космосе пугающе незначительна. За её пределами огромный неисчерпаемый мир безмолвия.

В эпоху античной и средневековой философии земной шар казался слишком великим по сравнению с окружающими его небесными сферами. Земля отождествлялась с центром Вселенной, а небеса были гораздо ближе к человеку и его жизни.

Открытия

В Новое время были сделаны открытия о том, что планеты не вращаются вокруг Земли, что человек помещён в бесконечное пространство, в котором его бытие представляется всего лишь одинокой и исчезающе малой точкой. Он окружён безмолвной Вселенной, миром, который совершенно безразличен к его религиозным чувствам, глубочайшим моральным запросам, жизненным мироощущениям.

Огромные просторы

Надо обладать воображением астрофизика, чтобы представить себе огромные просторы Вселенной, в которых неизвестно почему родился драгоценный дар – жизнь. Сама жизнь может развиваться только в особой среде: необходимо наличие воздуха, воды, оптимальной температуры, питания.

Уникальность жизни на планете Земля

Уникальные условия встретились только на планете Земля. В настоящее время исследовано большое количество планет в различных звёздных системах, и ни на одной из них нет всех условий для возникновения жизни. Следовательно, мы практически одиноки во Вселенной, а жизнь на Земле – уникальное явление.

Возникновение жизни

Возникновение жизни на Земле – это великое чудо, поскольку должны были совпасть десятки факторов

Местоположение планеты Земля – на краю Галактики

Расстояние от Земли до Солнца

Объём планеты и др.

Неотъемлемое свойство

Жизнь – неотъемлемое свойство природного бытия.

Главные вопросы в изучении жизни

В каких формах существует жизнь?

Когда и как она появилась?

Материализм

Когда и как появилась жизнь?

Жизнь есть неотъемлемое свойство материи, она никогда не появлялась и никогда не исчезнет, вся материя (Космос) является живой

Жизнь есть свойство высокоорганизованной материи, которое появляется на определённой ступени её эволюции

Философы-материалисты

Карл Маркс 1818-1883 Немецкий философ, социолог, экономист

Фридрих Энгельс 1820-1895 Немецкий философ

Владимир Ильич Ленин 1870-1924 Российский политический и государственный деятель

Представители гилозоизма

Платон 427-347 до н.э. Древнегреческий философ

Аристотель 384-322 до н.э. Древнегреческий философ

Анаксимен 585/560-525/502 до н.э. Древнегреческий философ

Философия живой этики

Философия Живой Этики

Жизнь может существовать и в небиологической – энергетической (полевой) форме

Жизнь воспринимается только в биологическом смысле

Жизнь каждого человека уникальна

Это означает единственность, неповторимость и невозобновимость человеческой жизни

Осознание конечности жизни придаёт человеческому бытию особый трагизм и в то же время ценность

Конечность и бесконечность жизни

Но человек продолжает себя в памяти людей, в своих делах, в детях, внуках, что говорит о бесконечности жизни во Вселенной

Конечность жизни означает, что человек живёт один раз, и это придаёт трагизм человеческому существованию

Ценность жизни

Жизнь есть ценность

Конечно, существуют болезни, делающие жизнь испытанием, ранние смерти и т.п., но каждый психически здоровый человек дорожит жизнью независимо от того, выглядит ли она удавшейся по принятым меркам или нет

Это та исходная база, способ и процесс, в ходе которого мы только и можем реализовывать все наши положительные качества, нашу человечность, наши ценности

Идея многократного воскрешения души

Жизнь вовсе не является универсальной ценностью

В древнеиндийской культуре господствовала идея многократного воскрешения души, поэтому люди часто бросались под священные колесницы или в воды Священного Ганга, чтобы завершить очередное существование и вернуться на Землю в новом телесном облике

Древняя Японская культура

В системе ценностей древней японской культуры честь оказывалась более значимой, чем жизнь. Самураи добровольно делали себе харакири (вспарывали живот кинжалом), если это диктовалось соображениями более высокими, чем ценность жизни

Ценность

Чтобы реализоваться как ценность, жизнь

Должна поддерживаться, укрепляться и обогащаться

Природа и общество

Взаимоотношения между обществом и природой имеют особенности в зависимости от той или иной человеческой цивилизации.

В истории выделяют следующие виды цивилизаций: собирательскую (присваивающую), аграрную (земледельческую), промышленную (индустриальную) и постиндустриальную (информационную) цивилизацию.

Собирательская (присваивающая) цивилизация

Это самый ранний период в истории человечества, когда человек приспосабливался к природе

Однако природа воспринималась как огромная таинственная и враждебная сила, поэтому она была предметом обожествления в мифологии и ранних религиях

Но человек уже в эту эпоху смог обрести первую власть над силами природы: создал простейшие орудия труда, научился пользоваться огнём

Аграрная (земледельческая) цивилизация

Появились земледелие и скотоводство, торговля и ремесло

В Средние века христианство провозгласило человека «царём» и «владыкой» на планете. Ему поручалось господствовать над рыбами и птицами, пресмыкающимися и прочими животными, населяющими планету

Человек должен был по-прежнему жить в гармонии и согласии с природой

Значительно расширились масштабы практической деятельности человека

Промышленная (индустриальная) цивилизация

Природа постепенно стала рассматриваться как мастерская, а человек в ней представлял себя как умелого работника

Формировалась своеобразная психология покорения природы, на которую стали смотреть как на источник прибыли и практической пользы

Завершился процесс выхода человека из-под власти природы, который привёл к противопоставлению человека природе и обострению отношений между ними

Постиндустриальная (информационная) цивилизация

В итоге на планете разразился глобальный экологический кризис

К середине ХХ в. человек фактически противопоставил себя природе

Произошло резкое превышение допустимой меры вмешательства человека в природу

История взаимоотношений

между человеком и природой свидетельствует о нарастающем вторжении человека в природную среду.

В этом состоит стремление человека к неуклонному расширению масштабов своей деятельности и обретению всеобщей власти над природой. Эта тенденция может принести с собой катастрофические последствия и для природы, и для человека.

Евтушенко

Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте всех зверей внутри себя. Е.Евтушенко.

Человек должен преодолеть привычку смотреть на природу глазами господина – высокомерно и самоуверенно

Евгений Александрович Евтушенко (род.1932 г.) – русский советский поэт

Человеческий род

Человеческий род и каждый человек в отдельности находятся в естественной и органической взаимосвязи с окружающей природой

Всё, что имеет человек и чем он пользуется в своей жизни, взято им в конечном счёте из природы

Связь человека с природой является естественной и вечной, и её нельзя разрушать, если человек хочет и дальше жить и творить в этом мире

Источник

1. Природа как предмет философского осмысления

Понятие «природа» — одно из важнейших философских понятий. Нельзя уяснить сущность многих фундаментальных философских понятий, например общества, культуры, духа, сущности человека и других, не рассмотрев их в соотношении с природой. В сознании современного образованного человека слово «природа» ассоциируется главным образом с двумя значениями: 1) природа в смысле естественной среды обитания человека и 2) природа как объект специального научного исследования в рамках целой совокупности так называемых естественных наук (естествознания). В этих своих значениях термин «природа» восходит к латинскому слову «natura», которое было воспринято и усвоено практически всеми народами и языками христианского мира. Отсюда и «натуралисты» в смысле — исследователи («испытатели») природы, и «натурализм» как философская позиция, подчеркивающая всегда особую значимость именно «природы» при рассмотрении и решении центральных философских вопросов бытия и познания, особенно бытия человека и человеческой культуры.

Более внимательный анализ историко-философского, историко-научного материала и материала, относящегося к истории европейской культуры в целом, показывает, что, во-первых, термин «природа» имел и до сих пор сохраняет и другие существенно важные значения, а, во-вторых, за всеми этими значениями (включая и общепринятые) стоят глубокие идейные и культурно-исторические основания, без осознания которых невозможно понять роль понятия «природа» в постановке и решении именно философских проблем. Отсюда необходим более полный перечень существенно важных значений термина «природа».

1) Природа в смысле внутренних особенностей, сущности той или иной вещи (явления, системы и пр.). Наличие и специфика этого значения становятся особенно очевидными при сопоставлении таких выражений, как «красота природы» и «природа красоты»; «явление природы» и «природа явления» и т. д.

2) Природа в смысле сущего в целом, во всем многообразии его существования в мире. В этом своем значении термин «природа» соотносителен с такими понятиями (а иногда и синонимичен им), как материя, Вселенная, космос, универсум и т. д.

3) Природа как материальное начало в самом человеке. В этом смысле «природа», «природное» противопоставляется «духу», «духовному» в человеке как основе его нравственной свободы.

Эти значения выработаны задолго до отмеченных выше двух привычных нам сегодня значений термина «природа», которые появились на достаточно позднем этапе развития культуры и имеют свои конкретно-исторические и философские основания. Выпишем теперь эти отмеченные ранее два значения в общем перечне и в более точной формулировке:

4) Природа как совокупность естественных условий существования человека, человеческого общества и человеческой культуры и как источник необходимых ресурсов (материальных, энергетических и пр.) их существования.

5) Природа как объект специального научного познания в рамках целого комплекса дисциплин — «наук о природе» или «естественных наук» (естествознания). В этом своем значении понятие «природа» формируется лишь в Новое время, в период становления промышленного капитализма и науки в современном ее понимании и носит ярко выраженный нормативный характер.

Хотя понятие «природа» в значении сущего в целом, космоса сыграло важную роль в развитии философии, особенно в античности, особое значение в обсуждении философских проблем оно обрело после осознания важности таких противоположностей, как «природа — культура» и «природа — дух». По времени это совпадает с периодом гуманистического поворота в развитии древнегреческой философии. Уже софисты стали придавать большое значение различению того, что существует только «по природе», и того, что существует «по положению», то есть по условным (принятым) мнениям, обычаям и другим человеческим установлениям. К этой области условного они относили все нравственные основы и нормы личной и общественной жизни, лишая их таким образом внутренней обязательности. С другой стороны, начиная с Сократа, в философии зарождается линия на понимание нравственности, добродетели как того, что укоренено в самой природе и затем постигается естественным разумом человека. С этой точки зрения к условному относится как раз все то, что создано самим человеком, все гражданские и культурные установления и учреждения, не исключая даже государства. Этот взгляд позднее особенно последовательно был развит стоиками, для которых выражения «жить по природе», «жить по разуму» и «жить добродетельно» были синонимами. Это противопоставление «жизни по природе» (как нормальное, естественное и добродетельное) «жизни по культуре» (как чего-то условного, противоестественного и недолжного) вспыхивает вновь в лоне романтических течений в XVIII–XIX веках во взглядах Ж. Ж. Руссо и других, а в своих крайних формах находит выражение в молодежных контркультурных движениях уже XX века. Во второй половине XX века, однако, когда была осознана вся серьезность возможного глобального экологического кризиса и наивность любых крайних подходов к решению будущего человеческой культуры, стали вырабатываться более реалистические концепции и идеи: концепция коэволюции природы и общества, концепция устойчивого развития и другие.

Столь же далеко идущие последствия имела и формулировка другой пары противоположностей — «природы» и «духа». В ясной форме она сформулирована уже в философии Платона с его четким противопоставлением «мира идей» «миру вещей». Этот дуализм природы и духа был воспроизведен в Новое время, причем в двух наиболее влиятельных философских системах — в учениях Декарта и Канта. У Декарта указанный дуализм существовал в виде представления о двух субстанциях, лежащих в основе каждой из этих областей бытия, а именно субстанции мыслящей и субстанции протяженной. Кант же противопоставил, во-первых, природу как царство необходимых законов нравственной свободе человека, а, во-вторых, природу как мир познаваемых в опыте явлений непознаваемому миру «вещей в себе». Эта дуалистическая установка была в конце XIX — начале XX века воспроизведена в виде противопоставления «наук о природе» «наукам о духе» (по другой терминологии — «наукам о культуре»), что вылилось в расхождение двух культур — естественно-научной и гуманитарной — и самым серьезным образом сказалось на развитии общечеловеческой цивилизации в XX веке. В настоящее время, однако, все более осознается, что именно современное развитие «наук о природе», возникновение неклассических, а затем и постнеклассических научных концепций создает условия для преодоления этого раскола и выработки единого языка для диалога двух культур.

Читайте также

Тема 16. Общество и культура как предмет философского анализа. 16.1. Философия истории.

Тема 16. Общество и культура как предмет философского анализа. 16.1. Философия истории. Г. Ф. В. ГЕГЕЛЬПодобно тому, как зародыш содержит в себе свою природу дерева, вкус, форму плодов, так и первые проявления духа виртуально содержат в себе всю историю.Гегель Г. Ф. В. Сочинения.

1. Познание как предмет философского анализа

1. Познание как предмет философского анализа Ориентация в мире всегда предполагает адекватное воспроизведение, отражение действительности. Это воспроизведение и составляет суть познавательного отношения к миру. Познавательное отношение человека к действительности

Первые попытки осмысления революции 1905 года

Первые попытки осмысления революции 1905 года Как известно, революции всегда сопровождаются небывалым по сравнению с обычным ходом истории всплеском активности масс, их непосредственным воздействием на политическую жизнь страны. Важнейшим условием успеха революции

XVI. Советский режим и попытки его осмысления

XVI. Советский режим и попытки его осмысления В предыдущей главе я сформулировал три вопроса по поводу тоталитаризма как явления. Первый касался природы связей между составными частями тоталитаризма. Второй — родства или противоположности различных видов

1. Предмет философии и специфика философского мышления Основные содержательные аспекты философского знания и главные мировоззренческие направления в его развитии

1. Предмет философии и специфика философского мышления Основные содержательные аспекты философского знания и главные мировоззренческие направления в его развитии Термин «философия» понимается многопланово: и как форма духовной деятельности, и как форма общественного

Необходимость философского осмысления достижений естественных наук и истории познания в целом

Необходимость философского осмысления достижений естественных наук и истории познания в целом В начале и особенно в середине XIX в. естествоиспытатели сделали ряд существенных открытий, которые имели большое мировоззренческое значение. Труды Джоуля, Майера, Гельмгольца

Е. Найман, В. Суровцев. От осмысления к чтению и письму

Е. Найман, В. Суровцев. От осмысления к чтению и письму Э. Гуссерлю мы обязаны новым философским вопросом. Философская ситуация изменилась в тот момент, когда знаменитый кантовский вопрос «Что я могу знать?» зазвучал у Гуссерля по-новому — «В чём смысл того, что я знаю, и как

10. Обращение на предмет философского курса

10. Обращение на предмет философского курса Хьюго ВермеренуНанси, 20 октября 1984Судя по проспекту конференции «Школа и философия», который мне передал твой отец, нам предлагалось рассмотреть тему философского образования учащихся, исходя из того, что «учить и преподавать

Глава 1. Познание как предмет философского анализа

Глава 1. Познание как предмет философского анализа Ориентация в мире всегда предполагает адекватное воспроизведение действительности. Это воспроизведение и составляет суть познавательного отношения к миру. Познавательное отношение человека к действительности

§ 46. Кажущаяся невозможность онтологического осмысления и определения присутствиеразмерного бытия-целым

§ 46. Кажущаяся невозможность онтологического осмысления и определения присутствиеразмерного бытия-целым Недостаточность герменевтической ситуации, из какой возник предыдущий анализ присутствия, должна быть преодолена. Во внимании к необходимо требующемуся

Глава III. ПРИМАТ ВЫРАЖАЮЩЕГО ОСМЫСЛЕНИЯ, ИЛИ СОФИЙНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ ВНЕ ТЕРМИНА"СОФИЯ"

Глава III. ПРИМАТ ВЫРАЖАЮЩЕГО ОСМЫСЛЕНИЯ, ИЛИ СОФИЙНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ ВНЕ ТЕРМИНА"СОФИЯ" Чтобы не запутаться в методологическом расчленении нашего анализа, читатель должен вспомнить о тех двух диалектически противоположных моментах, из синтеза которых возникает

78. КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ

78. КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ Культура — это совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению.Принято

81. ИСКУССТВО КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ

81. ИСКУССТВО КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ Искусством называется профессиональный вид деятельности, в которой эстетическое сознание из сопутствующего элемента превращается в основную цель.В искусстве главным становится эстетическое сознание. Эстетическое —

1. Политика — предмет страсти или предмет науки

1. Политика — предмет страсти или предмет науки Если бы мы жили в пещерах и хижинах, охотились на диких зверей, били острогой рыбу, отыскивали съедобные коренья, то, наверное, мы так же, как наши далекие предки, молились бы усвоим деревянным богам о ниспослании удачной

Рукописная культура и готическая архитектура устремлены к свету, идущему сквозь предмет, а не падающему на предмет

Рукописная культура и готическая архитектура устремлены к свету, идущему сквозь предмет, а не падающему на предмет Отход схоластики от монастырского литературного гуманизма вскоре столкнулся с обилием древних текстов, вышедших из-под печатного пресса. Четыре века

Источник

Adblock
detector