ПРЕДМЕТ ЗАДАЧИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ

Урок «Науки о природе»

Цель урока: дать определение наукам изучающим природу.

Задачи урока:

Учащиеся должны знать естественные науки объекты их изучения, значение их в познавании природы.

Учащиеся должны уметь логически мыслить и оформлять результаты своей мыслительной деятельности.

Создать условия для развития у учащихся познавательного интереса, умения анализировать.

Учить работать с книгой и схемами

Планируемые результаты:

Предметные: Выявлять и знать объекты изучения естественных наук, в том числе географии. Знать основные правила работы в кабинете географии

Метапредметные: Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи

Личностные: Учебно-познавательный интерес к географии и осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Универсальные учебные действия:

Личностные УУД: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемому предмету, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению.

Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли

Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, презентация, электронное приложение к учебнику,

Основные понятия, изучаемые на уроке: естественные науки, биология экология, астрономия, физика, химия, география

Методы и формы учебной деятельности: Беседа, частично поисковый, урок-сотворчество, работа в группах по выполнению заданий в рабочей тетради.

Источник

Предмет и задачи методики преподавания естествознания

Методика преподавания естествознания относится к системе педагогических наук и опирается на основные дидактические принципы, применительно к своеобразию изучения природоведческого материала.
Объектом ее изучения является процесс преподавания курса естествознания (природоведения) в начальной школе.
Естествознаниеэто система наук о природе, совокупность естественных наук, взятая как целое.
В широком смысле понятие «природа» определяется философией как все сущее, весь мир в многообразии его форм. Природа – это окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии своих проявлений, это объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания. Природа не имеет ни начала, ни конца, бесконечна во времени и пространстве, находится в непрерывном движении и изменении. В этом значении природа стоит наряду с понятиями «материя», «универсум», «Вселенная».
В планетарном значении природой называют лишь ее часть – биосферу, т. е. земную оболочку, населенную живыми организмами. Наиболее употребительное толкование понятия природы как совокупности естественных условий существования человека характеризует место и роль природы в системе исторически меняющихся отношений к ней человека и общества. Это отношение определяется прежде всего изменением характера и масштабов человеческой деятельности.
В более узком смысле природа – это объект науки, а точнее, совокупный объект естествознания. По характеру своего объекта науки о природе (отрасли естествознания) делятся философией на неорганические, изучающие неживую природу, и органические, изучающие живую природу. Неживая природа является объектом изучения таких наук как астрономия, химия, физика, геология и др. Биология изучает живую природу. Вместе с тем такое деление условно, так как существуют науки, в которых присутствует синтез знаний о неживой и живой природе. Это география, экология и некоторые другие естественные науки (биохимия, биогеофизика и т. п.).
Естествознание как учебный предмет тесно связан с науками о природе, но между школьным предметом и естественными науками существуют важные различия по цели, объему, структуре, методам и форме изложения. Цель естественных наук – исследовательским путем получать новые данные о природе. В отличии от них методика изучает не закономерности развития природы, а закономерности педагогического процесса обучения учащихся основам наук о природе. Цель учебного предмета – сообщать учащимся элементарные сведения о добытых наукой фактах и закономерностях, вырабатывать простейшие навыки исследовательской работы. При этом информация тщательно отбирается с учетом возрастных особенностей школьников. Структура знаний и форма их изложения в учебном предмете определяются общепедагогическими и специфическими принципами, свойственными методике естествознания. «Научное и педагогическое изложение науки, – писал К. Д. Ушинский, – две вещи разные, и педагоги всех стран деятельно трудятся над переработкой научных систем в педагогические» [1] .
В начальной школе учащиеся получают первоначальные представления из курсов всех естественно-научных предметов основной школы. Реализация начального естественнонаучного образования требует высокой квалификации учителя.
Одной из важнейших задач методики преподавания естествознания является выяснение соотношения между науками о природе и учебным предметом и на основе этого осуществление отбора учебного материала.
Методика преподавания естествознанияэто наука о системе процесса обучения и развития младших школьников, обусловленного особенностями школьного предмета.
Методика призвана решать важные задачи:
– правильно выделить цели начального естественно-научного образования;
– определить принципы отбора материала и содержание учебного предмета;
– разработать эффективные методы, формы и средства его преподавания;
– выявить оптимальные условия развития младших школьников в процессе изучения начального курса естествознания.
Решение этих задач требует интеграции знаний различных наук, с которыми связана методика преподавания естествознания.
Рассмотрим важнейшие из межнаучных связей методики естествознания.

Источник



Конспект 5 класс Науки о природе
план-конспект урока природоведения (5 класс) на тему

Кривошеева Наталья Ивановна

Цель : вызвать интерес к изучению курса природоведения.

Задачи : — развивать у учащихся познавательный интерес, умение анализировать,

— совершать логические операции, сравнивать, обобщать;

— учить работать с книгой, схемами, таблицам;

— знать, что такое «тело», «вещество», «явления природы», «естественные науки»;

— учить использовать полученные знания в практической деятельности;

— воспитывать культуру общения.

Тип урока : урок-знакомство.

Оборудование : таблицы, рисунки, изображающие явления природы;

  1. Определение темы и целей урока.
  1. Познакомиться с учебником, как он называется, кто авторы, прочитать обращение к учащимся с 3-4;
  2. Требования к урокам природоведения: всегда иметь учебник, тетрадь 48 листов, рабочую тетрадь, чистые листы для письменных работ;
  3. Определение слова «природоведение» — «природа» и «ведать» — изучать. Изучение природы.
  4. Выяснить знания учащихся о природе.
  1. Новый материал.
  1. Как называется первый раздел, из каких тем он состоит? Тему урока записать в тетрадь Науки о природе (т.)
  2. Природу в старину называли «естество» (т.)
  3. Естественные науки – науки о природе (т.)
  4. Разнообразные тела, вещества, явления природы.
  5. Определения: тело – любой предмет, любое живое существо (т.)

вещества – это то, из чего состоят тела (т.)

явления – любые изменения, происходящие в природе (т.)

Наука о небесных телах, изучает их строение, движение, происхождение

Изучает разнообразные явления природы, например, движение тел, звук, свет, электричество и т.д.

возможно от греч. слова

Наука о веществах и их превращениях

Наука о Земле, ее форме, строении, составе и развитии.

Наука о Земле, описывает нашу планету «землеописание».

Изучает природу земной поверхности

Наука о живой природе

Наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их средой, о взаимодействии человека и природы.

  1. «Семья биологических наук» с 12-13 (Д/З) – таблица аналогичная классной.

«протистос»- самый первый

Наука о прстейших

Наука о растениях

Наука о строении организмов

Наука о жизнедеятельности организмов

Наука о бактериях

Наука о животных

Наука о насекомых

Наука о муравьях

  1. Закрепление.
  1. Общее название наук о природе.
  2. Что такое тела, вещества, явления?
  3. Самостоятельная работа с.14 №1
  1. Самостоятельно составить и записать в тетрадь 3 подобные пары (Д/З)

Учебник с 6-14, ответы на вопросы.

Записать 3 пары слов не из таблицы тело (вещество) и связанное с ним явление.

В тетради таблица «Семья биологических наук» с. 12-13;

Дополнительное задание: подготовить сообщение о французском ученом – энтомологе Жан Анри Фабре, ученом-астрономе – Николае Копернике, ученом-биологе – Чарлзе Дарвине.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Науки о природе. Методы изучения природы

Рассмотрение сущности методов наблюдения, эксперимента и измерения при изучении природы,И их использования в практической деятельности.

Программа элективного курса для 9 класса «Физика и астрономия — науки о природе»

Разработанный элективный курс «Физика и астрономия – науки о природе», предназначен для учащихся 9 классов, ставит своей целью изучение основ предмета астрономии и показ, как совреме.

Класс – 5Тема – Науки о природеЦель урока: ознакомление с науками о природе, объектами их изучения.Метод обучения: биоадекватная методика преподавания.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «НАУКА О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ»

Цели и задачи урока: сформировать представление о биологии как науке, определить понятия «биология»; научиться определять значение биологических знаний для человека.

Науки о природе. Природоведение. Конспект урока для учащихся

Данный конпект может быть использован для проведения уроков в общеобразовательных школах и учебных заведениях коррекционной направленности.

Тест по теме «Биология — наука о природе» 10 класс

Тест-презентация по теме «Биология — наука о природе» в 10 классе по программе И.Н.Пономарёвой.

Источник

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ

Методика преподавания природоведения относится к системе педагогических наук. Основным предметом ее изучения являет­ся процесс обучения учащихся начальных классов природове­дению, их воспитания и развития в ходе обучения.

Методика преподавания природоведения опирается на прин­ципы дидактики — науки, раскрывающей общие закономернос­ти образования и воспитания детей. Содержание начального курса природоведения обладает определенными особенностями, которые влияют на процесс обучения данному предмету; сле­довательно, методика преподавания природоведения — наука о системе процесса обучения, воспитания и развития младших школьников, обусловленной особенностями содержания школь­ного предмета.

Как и все педагогические науки, данная методика призвана способствовать совершенствованию учебно-воспитательного процесса по природоведению в начальной школе через решение целого ряда конкретных задач.

Прежде всего методика преподавания природоведения от­вечает на вопрос: зачем изучать окружающую природу учащим­ся младших классов? Следовательно, она исследует и разра­батывает цели обучения по начальному курсу природоведения в школе в соответствии" с уровнем развития общества на совре­менном этапе и его социальным заказом, а также цели воспи­тания и развития младших школьников с учетом особеннос­тей содержания предмета. Изучение природоведения в началь­ной школе призвано сформировать у учащихся элементарные понятия об окружающей природе на основе единства и взаи­мосвязи составляющих ее элементов (неживая природа, живая природа), решать задачи всестороннего развития личности.

Методика преподавания природоведения Отвечает также на вопрос: чему учить? Таким образом, она определяет содержание учебного материала по природоведению в школе, его идеи, прин­ципы отбора фактов и построения предмета.

Вместе с тем методика преподавания природоведения от­вечает на вопросы: как учить? Как воспитывать средствами предмета? Какие методы, приемы можно наиболее эффективно использовать для развивающего обучения и воспитания млад­ших школьников через содержание природоведческого материа­ла? Какие формы обучения и воспитания приемлемы в учебном процессе с учетом особенностей этого предмета?

Методика определяет также средства обучения, воспитания и развития школьников (наглядные пособия, оборудование).

§ 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫМЕТОДИКИ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ, ЕЕ СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

, -"’ Методика преподавания природоведения, как и всякая дру­гая наука, развивается по законам диалектики; поэтому глав­ной методологической основой ее является диалектический ма­териализм. Он дает возможность увидеть основные закономер­ности процесса обучения и воспитания школьников: неразрыв­ную взаимосвязь между процессом обучения, воспитания и раз­вития личности учащихся; внутренние противоречия между количеством и качеством применяемых методов, методических приемов и средств обучения; переход количественных измене­ний в качественные (накопление знаний, преобразование их в убеждения и нормы поведения учащихся и т. п.).

Материалистическая диалектика требует научного подхода к действительности. В связи с этим, решая проблемы вооруже­ния учащихся первоначальными знаниями о природе, методика природоведения должна исходить из тех задач, которые ста­вит Перед школой общество на соответствующем этапе своего развития. Решение этих задач должно находить отражение прежде всего в программе по курсу природоведения, в содер­жании школьных учебников по данному предмету, основная идея которого состоит в раскрытии связи факторов неживой природы, жизни растений и животных, в объяснении влияния всех компонентов природы на трудовую деятельность человека и зависимости рационального использования природных бо­гатств от осуществления человеком мероприятий по охране природы и восстановлению ее ресурсов.

Методика преподавания природоведения функционирует в тесном содружестве с другими науками. Прежде всего с биоло­гией и географией, так как содержание школьного курса при­родоведения включает в себя элементы знаний, отражающие основы той и другой науки. Связь с биологией и географией играет особенно большую роль при разработке содержания

этого предмета. Отличительной особенностью науки о живых организмах является изучение их в развитии, в связи с сезон­ными изменениями. В основе содержания и построения мате­риала курса природоведения лежит принцип сезонности, кото­рый в свою очередь определяет специфику методики преподава­ния предмета. Учитель начальных классов должен хорошо знать основы биологии и географии, чтобы правильно с точки зрения современной науки объяснить наблюдаемые учащимися факты и явления окружающей природы, уметь самому и научить уча­щихся правильно ^распознавать ее объекты.

Связь с биологией и географией видна и в методах изуче­ния природы. Так, в биологических науках основными метода­ми исследования являются наблюдение и эксперимент. В про­цессе обучения природоведению учитель формирует у учащих­ся элементарные приемы этих методов и учит детей наблюдать объекты непосредственно в природе, живом уголке, ставить простейшие опыты. Ведущими методами при обучении геогра­фии являются картографический метод и наблюдение. Элемен­ты этих методов учащиеся начальных классов отрабатывают, знакомясь с географическими понятиями, входящими в содер­жание начального курса природоведения.

Методика преподавания природоведения является педагоги­ческой наукой, поэтому она-неразрывно связана с педагогикой, особенно с ее основными разделами: дидактикой и теорией вос­питания, — и развивается в соответствии с их законами и за­кономерностями. Дидактика исследует общее в процессе обуче­ния любому предмету: принципы содержания, формы и методы. Теория воспитания занимается исследованием их содержания в соответствии с возрастными особенностями школьников. Мето­дика преподавания природоведения, опираясь на общие законы и принципы дидактики и теории воспитания, практически раз­рабатывает содержание, формы, методы обучения и воспита*-ния учащихся данному предмету. Связь методики преподава­ния природоведения с дидактикой и теорией воспитания дву­сторонняя: методика в своем развитии не только опирается на общие положения дидактики и теории воспитания, но и обо­гащает их, выявляя рациональные пути, методы и средства обучения и воспитания в процессе преподавания природове­дения.

Методика преподавания природоведения, исследуя проблемы рациональной организации и проведения учебно-воспитатель­ного процесса в начальных классах, должна учитывать психо­логические особенности возрастной группы обучаемых детей, поэтому она тесно связана с психологией. Психологическая на­ука исследует закономерности мышления, памяти, внимания младших школьников, которые помогают выявить наиболее эф­фективные методы, средства обучения и воспитания учащихся. Например, выясняя эффективность тех или иных методов обу-

ченйя младших Школьников природоведению,’нельзя не учиты­вать преобладание конкретного мышления у учащихся данной возрастной группы над абстрактным, неустойчивость внимания и другие психологические особенности. Поэтому учителю необ­ходимо хорошо знать психологические закономерности разви­тия личности учащихся начальных классов, учитывать их воз­растные особенности при организации наблюдений в природе, в классе, определении их продолжительности и порядка дей­ствий,

При обучении учащихся природоведению необходимо учи­тывать также биологические особенности их развития, поэтому методика преподавания природоведения тесно связана с воз­растной физиологией и школьной гигиеной. Выявляя оптималь­ные условия, способы и средства обучения природоведению, ме­тодика должна учитывать данные этих наук для сохранения здоровья детей. Так, организуя учебно-воспитательный процесс на уроке, природоведения, учитель не должен забывать о не­достаточном окостенении опорно-двигательной системы учащих­ся этого возраста, наличии в ней большого количества хрящевой ткани и обязан постоянно следить за осанкой детей, правиль­ным положением за партой.

Следовательно, методика преподавания природоведения раз­вивается в тесном содружестве и взаимной связи с целым рядом других наук. Развитие ее связано с организацией методиче­ских исследований, в которых широкое участие принимают не только научные работники, но и творчески работающие учителя. Всякое методическое исследование обычно включает в себя использование исторического метода, который позволяет позна­комиться с методическим наследием предшествующих лет, изу­чить и проанализировать достигнутое, наметить дальнейшие пу­ти изучения, уточнить цели и задачи исследования. Этот метод предполагает тщательную работу с педагогической, психологи­ческой, методической литературой.

Большое значение для решения многих методических проб­лем имеет состояние реального учебно-воспитательного процес­са по природоведению в начальных классах, т. е. изучение мас­сового опыта учителей. Ведущим методом в изучении массового опыта учителей является педагогическое наблюдение, когда исследователь, наблюдая педагогический процесс, выявляет творческие достижения учителей и типичные ошибки в препо­давании. Собранный материал обобщается, теоретически осмыс­ливается и делается достоянием науки.

Для изучения массового опыта школы используются и та­кие методы, как анкетирование учащихся и учителей, собеседо­вания, письменные проверочные работы учащихся, изучение школьной документации, которые, как правило, применяются it сочетании и в зависимости^ от поставленных задач исследова­ния. При этом необходимо четко выделить цели изучения опы-

та, составить план изучения, разработать анкету для учите­лей и т. д.

Важное место в методических исследованиях занимают ма­тематические и статистические методы. Они позволяют на ос-" новании расчетов и статистических данных выявлять и объяс­нять сложные взаимосвязи педагогических явлений (например, взаимосвязь между методами, средствами обучения природове­дению и уровнем знаний учащихся и т. д.).

Центральное место среди всех методов исследования зани­мает педагогический эксперимент — специально организуемая проверка того или иного метода или приема работы с целью вы­явления его действенности и эффективности. Как правило, эк­сперимент направлен на создание нового педагогического опы: та, в котором существенную роль играет сам исследователь.

Прежде чем приступить к эксперименту, исследователь на основании изучения литературы и опыта работы школы уста­навливает главную проблему исследования и выдвигает гипо­тезу. Научная гипотеза — это научно обоснованное предполо­жение о возможной эффективности того или иного эксперимен­тально проверяемого нововведения. Как правило, экспери­мент предназначается для доказательства гипотезы.

На основании сформулированной гипотезы исследователь определяет конкретные задачи исследования и выб*ирает ме­тоды.

Важным условием проведения эксперимента является подго­товка экспериментальных материалов в соответствии с выдви­нутой гипотезой: разработка дидактических материалов, учеб­ных текстов, наглядных средств обучения, вопросов и заданий для учащихся, проверочных заданий.

Педагогический эксперимент проводится в двух группах классов: экспериментальных и контрольных. В первых — про­веряется эффективность новых приемов обучения или вводятся новые элементы знаний, во вторых — обучение осуществляется без изменения. При этом должно соблюдаться условие: учащие-, ся экспериментальных и контрольных классов должны быть приблизительно равными по способностям и уровню подго­товки.

В последнее время в эксперименте все чаще используются технические средства: звукозапись, наблюдение скрытой каме­рой телевидения, киносъемка, видеозапись, которые позволяют воспроизводить фрагменты учебного процесса для анализа.

Проводя педагогический эксперимент, исследователь часто параллельно использует и такие методы, как психологическое наблюдение и психологический эксперимент, которые позволя­ют ему выявить психологические особенности, младших школь­ников в ходе экспериментальной проверки предлагаемых ново­введений и на основании этого решить целесообразность их не-

пользования в учебно-воспитатедьном процессе по природове­дению.

. Заключительным .этапом методических исследований явля­ется формулировка выводов и практическое применение резуль­татов, которые проходят широкую проверку в практике обу­чения, что повышает достоверность выводов и рекомендаций.

Такова схема логики методических исследований, которой придерживаются ученые и которая должна лежать в основе курсовых и дипломных работ студентов по методике преподава­ния природоведения.

Применительно к конкретной методической проблеме схема исследования может выглядеть следующим образом. Например, при изучении формирования у младших школьников представ­лений об окружающем мире в процессе усвоения первоначаль­ных научных понятий исследователь пользовался следующими методами: теоретическим анализом философских, психологиче­ских, дидактических и методических работ по данной проблеме, наблюдением, анкетированием, анализом опыта работы учите­лей начальных классов, констатирующим и формирующим эк­спериментом (Бурова Л. И. Формирование у младших школьников представлений об окружающем мире в процессе усвоения первоначальных научных понятий: Автореферат дисс. канд. пед. наук. — М., 1983).

Исследование осуществлялось в три этапа. Первый этап был посвящен изучению и анализу специальной литературы и пуб­ликаций в периодической печати по проблеме исследования, изучению опыта работы учителей начальных классов. С по­мощью констатирующих методик было изучено усвоение уча­щимися II—IIIклассов отдельных первоначальных научных понятий и дальнейшее их развитие у учащихся IV—X классов. В ходе работы были определены уровни сформированное™ представлений о реальной действительности у младших школь­ников, способы их формирования в педагогической практике (констатирующий эксперимент).

Второй этап был посвящен разработке и внедрению опыт­но-экспериментальной методики руководства чувственным по­знанием младших школьников (формирующий эксперимент).

Третий этап включал в себя обработку и анализ результа­тов эксперимента, уточнение отдельных теоретических положе­ний, разработку практических рекомендаций учителям началь­ных, классов.

Таким образом, на основе закономерностей, открываемых исследованиями преподавания природоведения в начальной школе, определилась методика как наука. Она имеет свой объ­ект изучения — учебно-воспитательный процесс по природове­дению, обладает спецификой, обусловленной особенностями со­держания начального курса природоведения.

Вопросы и задания для самостоятельнойработы студентов ‘

1. Какие признаки характеризуют методику преподавания при­
родоведения как науку?

2. Почему методика преподавания природоведения входит а
систему педагогических наук?

3. С какими науками связана методика преподавания природо­
ведения? — • Г, ;.ЦГР

4. Какие методы вы будете применять при изучении опыта пре­
подавания природоведения в массовой школе?

5. Пользуясь схемой методического исследования, разработайте
план исследования по выбранной вами проблеме.

Глава II.

РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ

ПРЕПОДАВАНИЯ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ

Задание. В курсе истории педагогики найдите ответы на сле­дующие вопросы: какие реформы по народному образованию были проведены в России в XVIII веке? Как развивалось в Рос­сии общественно-педагогическое движение во второй половине

XIX века? Каковы философские и естественнонаучные основы
педагогической теории К. Д. Ушинского? Как развивалась на­
чальная школа в России 60—70-х годов XIX века на основе
«Положения о начальных народных училищах»? Каковы важ­
нейшие педагогические проблемы в начале XX века в России,
как они решались? Какие преобразования в области народного
просвещения произошли после Великой Октябрьской социалис­
тической революции? Как осуществлялось развитие школы на
основе постановлений ЦК ВКП(б) о школе от 25 августа 1931 г.
и от 25 августа 1932 г.? В чем заключается реорганизация на­
чальной ступени обучения и каково ее значение в 70-х годах

XX века для дальнейшего совершенствования деятельности
школы в условиях перехода ко всеобщему среднему образо­
ванию? Какое отражение нашли вопросы развития народного
образования и школы в документах партии и правительства
в период с 1981 г. по настоящее время?

Источник

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ

Методика преподавания природоведения относится к системе педагогических наук. Основным предметом ее изучения являет­ся процесс обучения учащихся начальных классов природове­дению, их воспитания и развития в ходе обучения.

Методика преподавания природоведения опирается на прин­ципы дидактики — науки, раскрывающей общие закономернос­ти образования и воспитания детей. Содержание начального курса природоведения обладает определенными особенностями, которые влияют на процесс обучения данному предмету; сле­довательно, методика преподавания природоведения — наука о системе процесса обучения, воспитания и развития младших школьников, обусловленной особенностями содержания школь­ного предмета.

Как и все педагогические науки, данная методика призвана способствовать совершенствованию учебно-воспитательного процесса по природоведению в начальной школе через решение целого ряда конкретных задач.

Прежде всего методика преподавания природоведения от­вечает на вопрос: зачем изучать окружающую природу учащим­ся младших классов? Следовательно, она исследует и разра­батывает цели обучения по начальному курсу природоведения в школе в соответствии" с уровнем развития общества на совре­менном этапе и его социальным заказом, а также цели воспи­тания и развития младших школьников с учетом особеннос­тей содержания предмета. Изучение природоведения в началь­ной школе призвано сформировать у учащихся элементарные понятия об окружающей природе на основе единства и взаи­мосвязи составляющих ее элементов (неживая природа, живая природа), решать задачи всестороннего развития личности.

Методика преподавания природоведения Отвечает также на вопрос: чему учить? Таким образом, она определяет содержание учебного материала по природоведению в школе, его идеи, прин­ципы отбора фактов и построения предмета.

Вместе с тем методика преподавания природоведения от­вечает на вопросы: как учить? Как воспитывать средствами предмета? Какие методы, приемы можно наиболее эффективно использовать для развивающего обучения и воспитания млад­ших школьников через содержание природоведческого материа­ла? Какие формы обучения и воспитания приемлемы в учебном процессе с учетом особенностей этого предмета?

Методика определяет также средства обучения, воспитания и развития школьников (наглядные пособия, оборудование).

§ 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫМЕТОДИКИ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ, ЕЕ СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

, -"’ Методика преподавания природоведения, как и всякая дру­гая наука, развивается по законам диалектики; поэтому глав­ной методологической основой ее является диалектический ма­териализм. Он дает возможность увидеть основные закономер­ности процесса обучения и воспитания школьников: неразрыв­ную взаимосвязь между процессом обучения, воспитания и раз­вития личности учащихся; внутренние противоречия между количеством и качеством применяемых методов, методических приемов и средств обучения; переход количественных измене­ний в качественные (накопление знаний, преобразование их в убеждения и нормы поведения учащихся и т. п.).

Материалистическая диалектика требует научного подхода к действительности. В связи с этим, решая проблемы вооруже­ния учащихся первоначальными знаниями о природе, методика природоведения должна исходить из тех задач, которые ста­вит Перед школой общество на соответствующем этапе своего развития. Решение этих задач должно находить отражение прежде всего в программе по курсу природоведения, в содер­жании школьных учебников по данному предмету, основная идея которого состоит в раскрытии связи факторов неживой природы, жизни растений и животных, в объяснении влияния всех компонентов природы на трудовую деятельность человека и зависимости рационального использования природных бо­гатств от осуществления человеком мероприятий по охране природы и восстановлению ее ресурсов.

Методика преподавания природоведения функционирует в тесном содружестве с другими науками. Прежде всего с биоло­гией и географией, так как содержание школьного курса при­родоведения включает в себя элементы знаний, отражающие основы той и другой науки. Связь с биологией и географией играет особенно большую роль при разработке содержания

этого предмета. Отличительной особенностью науки о живых организмах является изучение их в развитии, в связи с сезон­ными изменениями. В основе содержания и построения мате­риала курса природоведения лежит принцип сезонности, кото­рый в свою очередь определяет специфику методики преподава­ния предмета. Учитель начальных классов должен хорошо знать основы биологии и географии, чтобы правильно с точки зрения современной науки объяснить наблюдаемые учащимися факты и явления окружающей природы, уметь самому и научить уча­щихся правильно ^распознавать ее объекты.

Связь с биологией и географией видна и в методах изуче­ния природы. Так, в биологических науках основными метода­ми исследования являются наблюдение и эксперимент. В про­цессе обучения природоведению учитель формирует у учащих­ся элементарные приемы этих методов и учит детей наблюдать объекты непосредственно в природе, живом уголке, ставить простейшие опыты. Ведущими методами при обучении геогра­фии являются картографический метод и наблюдение. Элемен­ты этих методов учащиеся начальных классов отрабатывают, знакомясь с географическими понятиями, входящими в содер­жание начального курса природоведения.

Методика преподавания природоведения является педагоги­ческой наукой, поэтому она-неразрывно связана с педагогикой, особенно с ее основными разделами: дидактикой и теорией вос­питания, — и развивается в соответствии с их законами и за­кономерностями. Дидактика исследует общее в процессе обуче­ния любому предмету: принципы содержания, формы и методы. Теория воспитания занимается исследованием их содержания в соответствии с возрастными особенностями школьников. Мето­дика преподавания природоведения, опираясь на общие законы и принципы дидактики и теории воспитания, практически раз­рабатывает содержание, формы, методы обучения и воспита*-ния учащихся данному предмету. Связь методики преподава­ния природоведения с дидактикой и теорией воспитания дву­сторонняя: методика в своем развитии не только опирается на общие положения дидактики и теории воспитания, но и обо­гащает их, выявляя рациональные пути, методы и средства обучения и воспитания в процессе преподавания природове­дения.

Методика преподавания природоведения, исследуя проблемы рациональной организации и проведения учебно-воспитатель­ного процесса в начальных классах, должна учитывать психо­логические особенности возрастной группы обучаемых детей, поэтому она тесно связана с психологией. Психологическая на­ука исследует закономерности мышления, памяти, внимания младших школьников, которые помогают выявить наиболее эф­фективные методы, средства обучения и воспитания учащихся. Например, выясняя эффективность тех или иных методов обу-

ченйя младших Школьников природоведению,’нельзя не учиты­вать преобладание конкретного мышления у учащихся данной возрастной группы над абстрактным, неустойчивость внимания и другие психологические особенности. Поэтому учителю необ­ходимо хорошо знать психологические закономерности разви­тия личности учащихся начальных классов, учитывать их воз­растные особенности при организации наблюдений в природе, в классе, определении их продолжительности и порядка дей­ствий,

При обучении учащихся природоведению необходимо учи­тывать также биологические особенности их развития, поэтому методика преподавания природоведения тесно связана с воз­растной физиологией и школьной гигиеной. Выявляя оптималь­ные условия, способы и средства обучения природоведению, ме­тодика должна учитывать данные этих наук для сохранения здоровья детей. Так, организуя учебно-воспитательный процесс на уроке, природоведения, учитель не должен забывать о не­достаточном окостенении опорно-двигательной системы учащих­ся этого возраста, наличии в ней большого количества хрящевой ткани и обязан постоянно следить за осанкой детей, правиль­ным положением за партой.

Следовательно, методика преподавания природоведения раз­вивается в тесном содружестве и взаимной связи с целым рядом других наук. Развитие ее связано с организацией методиче­ских исследований, в которых широкое участие принимают не только научные работники, но и творчески работающие учителя. Всякое методическое исследование обычно включает в себя использование исторического метода, который позволяет позна­комиться с методическим наследием предшествующих лет, изу­чить и проанализировать достигнутое, наметить дальнейшие пу­ти изучения, уточнить цели и задачи исследования. Этот метод предполагает тщательную работу с педагогической, психологи­ческой, методической литературой.

Большое значение для решения многих методических проб­лем имеет состояние реального учебно-воспитательного процес­са по природоведению в начальных классах, т. е. изучение мас­сового опыта учителей. Ведущим методом в изучении массового опыта учителей является педагогическое наблюдение, когда исследователь, наблюдая педагогический процесс, выявляет творческие достижения учителей и типичные ошибки в препо­давании. Собранный материал обобщается, теоретически осмыс­ливается и делается достоянием науки.

Для изучения массового опыта школы используются и та­кие методы, как анкетирование учащихся и учителей, собеседо­вания, письменные проверочные работы учащихся, изучение школьной документации, которые, как правило, применяются it сочетании и в зависимости^ от поставленных задач исследова­ния. При этом необходимо четко выделить цели изучения опы-

та, составить план изучения, разработать анкету для учите­лей и т. д.

Важное место в методических исследованиях занимают ма­тематические и статистические методы. Они позволяют на ос-" новании расчетов и статистических данных выявлять и объяс­нять сложные взаимосвязи педагогических явлений (например, взаимосвязь между методами, средствами обучения природове­дению и уровнем знаний учащихся и т. д.).

Центральное место среди всех методов исследования зани­мает педагогический эксперимент — специально организуемая проверка того или иного метода или приема работы с целью вы­явления его действенности и эффективности. Как правило, эк­сперимент направлен на создание нового педагогического опы: та, в котором существенную роль играет сам исследователь.

Прежде чем приступить к эксперименту, исследователь на основании изучения литературы и опыта работы школы уста­навливает главную проблему исследования и выдвигает гипо­тезу. Научная гипотеза — это научно обоснованное предполо­жение о возможной эффективности того или иного эксперимен­тально проверяемого нововведения. Как правило, экспери­мент предназначается для доказательства гипотезы.

На основании сформулированной гипотезы исследователь определяет конкретные задачи исследования и выб*ирает ме­тоды.

Важным условием проведения эксперимента является подго­товка экспериментальных материалов в соответствии с выдви­нутой гипотезой: разработка дидактических материалов, учеб­ных текстов, наглядных средств обучения, вопросов и заданий для учащихся, проверочных заданий.

Педагогический эксперимент проводится в двух группах классов: экспериментальных и контрольных. В первых — про­веряется эффективность новых приемов обучения или вводятся новые элементы знаний, во вторых — обучение осуществляется без изменения. При этом должно соблюдаться условие: учащие-, ся экспериментальных и контрольных классов должны быть приблизительно равными по способностям и уровню подго­товки.

В последнее время в эксперименте все чаще используются технические средства: звукозапись, наблюдение скрытой каме­рой телевидения, киносъемка, видеозапись, которые позволяют воспроизводить фрагменты учебного процесса для анализа.

Проводя педагогический эксперимент, исследователь часто параллельно использует и такие методы, как психологическое наблюдение и психологический эксперимент, которые позволя­ют ему выявить психологические особенности, младших школь­ников в ходе экспериментальной проверки предлагаемых ново­введений и на основании этого решить целесообразность их не-

пользования в учебно-воспитатедьном процессе по природове­дению.

. Заключительным .этапом методических исследований явля­ется формулировка выводов и практическое применение резуль­татов, которые проходят широкую проверку в практике обу­чения, что повышает достоверность выводов и рекомендаций.

Такова схема логики методических исследований, которой придерживаются ученые и которая должна лежать в основе курсовых и дипломных работ студентов по методике преподава­ния природоведения.

Применительно к конкретной методической проблеме схема исследования может выглядеть следующим образом. Например, при изучении формирования у младших школьников представ­лений об окружающем мире в процессе усвоения первоначаль­ных научных понятий исследователь пользовался следующими методами: теоретическим анализом философских, психологиче­ских, дидактических и методических работ по данной проблеме, наблюдением, анкетированием, анализом опыта работы учите­лей начальных классов, констатирующим и формирующим эк­спериментом (Бурова Л. И. Формирование у младших школьников представлений об окружающем мире в процессе усвоения первоначальных научных понятий: Автореферат дисс. канд. пед. наук. — М., 1983).

Исследование осуществлялось в три этапа. Первый этап был посвящен изучению и анализу специальной литературы и пуб­ликаций в периодической печати по проблеме исследования, изучению опыта работы учителей начальных классов. С по­мощью констатирующих методик было изучено усвоение уча­щимися II—IIIклассов отдельных первоначальных научных понятий и дальнейшее их развитие у учащихся IV—X классов. В ходе работы были определены уровни сформированное™ представлений о реальной действительности у младших школь­ников, способы их формирования в педагогической практике (констатирующий эксперимент).

Второй этап был посвящен разработке и внедрению опыт­но-экспериментальной методики руководства чувственным по­знанием младших школьников (формирующий эксперимент).

Третий этап включал в себя обработку и анализ результа­тов эксперимента, уточнение отдельных теоретических положе­ний, разработку практических рекомендаций учителям началь­ных, классов.

Таким образом, на основе закономерностей, открываемых исследованиями преподавания природоведения в начальной школе, определилась методика как наука. Она имеет свой объ­ект изучения — учебно-воспитательный процесс по природове­дению, обладает спецификой, обусловленной особенностями со­держания начального курса природоведения.

Вопросы и задания для самостоятельнойработы студентов ‘

1. Какие признаки характеризуют методику преподавания при­
родоведения как науку?

2. Почему методика преподавания природоведения входит а
систему педагогических наук?

3. С какими науками связана методика преподавания природо­
ведения? — • Г, ;.ЦГР

4. Какие методы вы будете применять при изучении опыта пре­
подавания природоведения в массовой школе?

5. Пользуясь схемой методического исследования, разработайте
план исследования по выбранной вами проблеме.

Глава II.

РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ

ПРЕПОДАВАНИЯ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ

Задание. В курсе истории педагогики найдите ответы на сле­дующие вопросы: какие реформы по народному образованию были проведены в России в XVIII веке? Как развивалось в Рос­сии общественно-педагогическое движение во второй половине

XIX века? Каковы философские и естественнонаучные основы
педагогической теории К. Д. Ушинского? Как развивалась на­
чальная школа в России 60—70-х годов XIX века на основе
«Положения о начальных народных училищах»? Каковы важ­
нейшие педагогические проблемы в начале XX века в России,
как они решались? Какие преобразования в области народного
просвещения произошли после Великой Октябрьской социалис­
тической революции? Как осуществлялось развитие школы на
основе постановлений ЦК ВКП(б) о школе от 25 августа 1931 г.
и от 25 августа 1932 г.? В чем заключается реорганизация на­
чальной ступени обучения и каково ее значение в 70-х годах

XX века для дальнейшего совершенствования деятельности
школы в условиях перехода ко всеобщему среднему образо­
ванию? Какое отражение нашли вопросы развития народного
образования и школы в документах партии и правительства
в период с 1981 г. по настоящее время?

Источник

Adblock
detector