Право на образование как конституционное право гражданина

Право на образование как конституционное право гражданина РФ

Право на образование рассматривается как конституционное, основное, естественное право человека (ст. 43 Конституции РФ). В системе прав и свобод человека и гражданина право каждого человека на образование занимает главенствующее положение.
Российское государство, исходя из исключительной значимости образования для развития интеллектуального, культурного и экономического потенциала страны, в Законе РФ от 10 июля 1992 г. "Об образовании" провозгласило область образования приоритетной. О внимании к сфере образования говорит и то обстоятельство, что в России первым Указом Президента РСФСР стал Указ "О первоочередных мерах по развитию образования в Российской Федерации" от 11 июля 199 1г. В нем предусмотрен целый комплекс организационных и правовых мер, направленных на укрепление материально-технической и социальной базы образовательных учреждений и на повышение уровня государственной социальной защиты работников сферы образования, учащихся, студентов, аспирантов.
Учебная программа по курсу "Образовательное право" была впервые разработана в России в 1996 г. Такой курс ввела Академия труда и социальных отношений в программу обучения на юридическом факультете.
Как известно, Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в п. 1 ст. 26 закрепила право каждого человека на образование. При этом "Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого". Это право закреплено также в ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и в ст. 28 Конвенции о правах ребенка 1989г.
Развивая приведенное положение Декларации 1948 г., ст. 2 Протокола № 1 к Европейской конвенции о правах человека и основных свободах 1952 г. устанавливает, что "Никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при выполнении любых обязанностей, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать детям такое образование и обучение в соответствии с собственными религиозными и философскими убеждениями". Сама же Европейская конвенция 1950 г., кроме прочего, отмечает, что право на образование по своей природе и характеру требует государственного регулирования, а это — также важнейшая социально-политическая детерминанта системы образования любого государства.
Право на образование, по мнению генерального директора ЮНЕСКО, не следует сводить только к общему базовому образованию — оно должно реализовываться всю жизнь. Его следует рассматривать как право и обязанность человека на непрерывное образование. Он называет великой задачей — максимальное развитие огромного интеллектуального потенциала человека и отмечает, что в наше время в мире очень небольшому числу людей доступно его воплощение. Что же касается большинства, то его сначала нужно спасти от невежества, болезней, недоедания.
Указанное обстоятельство позволяет рассматривать право на образование как элемент права на жизнь, права на развитие.
14 декабря 1960 г. Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования.

  • Согласно ст. 1 этой Конвенции запрещается проявление любой дискриминации в области образования, в частности:
    • закрытие для какого-либо лица или группы лиц доступа к образованию любой ступени или типа;
    • ограничение образования для какого-либо лица или группы лиц низшим уровнем образования;
    • создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для каких-либо лиц или группы лиц по общему правилу;
    • создание положения, несовместимого с достоинством человека, в которое ставится какое-либо лицо или группа лиц, стремящихся к получению образования.

    Российское законодательство практически не содержит дискриминационных положений. Так, согласно ст. 5 Закона РФ "Об образовании" гражданам гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.
    Немаловажным в условиях многонационального Российского государства является и положение о том, что граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, руководствуясь при этом общими принципами языковой политики в этой сфере, закрепленными в Законе РСФСР от 25 октября 1991 г. "О языках народов РСФСР". Это право граждан обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также условий для их функционирования (ст. 6). Государство оказывает также содействие в подготовке специалистов для осуществления образовательного процесса на языках народов Российской Федерации, не имеющих своей государственности.

    • В ст. 43 Конституции РФ право на образование включает следующие полномочия:
      • право на дошкольное образование;
      • право на основное общее образование;
      • право на среднее профессиональное образование;
      • право на высшее образование.

      Все эти права большинство людей сами реализовать не в силах, и поэтому их обязаны обеспечить государственные и муниципальные образовательные учреждения, предприятия, органы управления образованием. Важной составной частью права на образование выступает положение о том, что совершеннолетние граждане имеют право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования.
      В ч. 2 ст. 43 гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только в соответствии со ст. 5 Закона РФ "Об образовании" 1992 г.

      • В ч. 2 ст. 43 Конституции РФ закреплены две важные государственные гарантии реализации права граждан на образование:
        • общедоступность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях;
        • бесплатность получения перечисленных видов образования в указанных образовательных учреждениях и на предприятиях.

        Эти гарантии отличает их взаимообусловленность: возможность бесплатного получения названных видов образования, естественно, содействует его общедоступности. Одновременно общедоступность образования для большинства населения страны немыслима без возможности получить его бесплатно. При этом, однако, следует учесть, что перечисленные виды образования граждане имеют право получить бесплатно лишь впервые. Что касается лиц, имеющих начальное и среднее профессиональное образование, то они, по направлению государственной службы занятости, в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, вправе неоднократно получать его бесплатно (п. 7 ст. 50).
        Для воспитания детей дошкольного возраста в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

        • В настоящее время государственные и муниципальные дошкольные образовательные учреждения в соответствии с их направленностью делятся на следующие виды:
          • детский сад; детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);
          • детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
          • детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
          • детский сад комбинированного вида, включающий общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании;
          • центр развития ребенка — детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

          Порядок деятельности этих дошкольных образовательных учреждений закреплен в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации 1 июля 1995 г. № 677.

          • Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ:
            • начальное общее образование;
            • основное общее образование;
            • среднее (полное) общее образование.

            Порядок его получения регламентирован в ст. 19 Закона РФ "Об образовании".
            Кроме того, существуют образовательные учреждения профессионального типа, которые осуществляют подготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня согласно перечням профессий и специальностей, устанавливаемым Правительством Российской Федерации на основе профессиональных образовательных программ. Так, начальное профессиональное образование можно получить в профессионально-технических и иных училищах, учебно-производственных мастерских, межшкольных учебных комбинатах и т.п. Среднее профессиональное образование может быть получено в средних специальных учебных заведениях или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.
            В системе образовательных учреждений страны существуют также учреждения специализированной направленности. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. № 676 утверждено Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Специализированные учреждения имеются и для детей с общественно опасным поведением, которые функционируют на основании Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением.
            Как уже отмечалось, в РФ государство гарантирует гражданам бесплатность высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
            Обучение на платной основе допускается и в негосударственных образовательных учреждениях либо в учреждениях, создаваемых при научных центрах, предприятиях и т.д., при соблюдении учебным заведением требований государственного образовательного стандарта, получения лицензии и государственной аттестации.

            • Обучение с целью получения высшего образования осуществляется в следующих видах учебных заведений:
              • университет;
              • академия;
              • институт;
              • колледж.
              • Прием граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения для получения высшего профессионального образования на конкурсной основе производится по заявлениям граждан. Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан на образование и обеспечивать зачисление наиболее способных и подготовленных граждан к освоению образовательной программы соответствующего уровня, с учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы могут осваиваться в различных формах, отличающихся объемом обязательных занятий преподавателя со студентом:
                • очная форма;
                • очно-заочная (вечерняя) форма;
                • заочная форма;
                • экстернат.

                Допускается сочетание этих форм.
                Высшее учебное заведение, аккредитованное федеральным (центральным) государственным органом управления высшим образованием, выдает выпускникам диплом о высшем образовании государственного образца, действующий на всей территории Российской Федерации. Перечень изученных дисциплин приводится в приложении к диплому.
                Лицам, имеющим диплом о высшем образовании, предоставляется возможность получения послевузовского профессионального образования с целью повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации, получения ученой степени.
                Согласно ч. 4 ст. 43 основное общее образование и, следовательно, государственная аттестация по его завершении являются обязательными. Конституционная обязанность по обеспечению получения детьми основного общего образования возлагается на родителей или иных их законных представителей.
                Вместе с тем ст. 19 Закона "Об образовании" устанавливает обязательность основного общего образования лишь до достижения обучающимся пятнадцатилетнего возраста, если соответствующее образование не было получено им ранее. В соответствии с Законом РФ "Об образовании" под основным общим образованием понимается окончание 9 классов общеобразовательной школы или иного, приравненного к ней по статусу, образовательного учреждения. Лицу, получившему такое образование (при успешном окончании процесса обучения), выдается документ государственного образца об уровне образования. Этот документ является необходимым условием для продолжения обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении последующего уровня образования (ч. 2 и 4 ст. 27).
                Получение основного общего образования в общеобразовательном учреждении с отрывом от производства ограничивается восемнадцатилетним возрастом обучающегося. Для лиц с отклонениями в развитии, с девиантным (общественно опасным) поведением, граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых учреждениях, предельный возраст получения основного общего образования в соответствии со ст. 19 Закона может быть увеличен.

                Источник

                Понятие права на образование и его природа

                Проблема прав и свобод человека занимает одно из центральных мест в социально-политических и юридических науках. Последовательное осуществление прав и свобод на практике — основной показатель демократичности, гуманности и цивилизованности любого общества.

                Права и свободы существуют как процесс сложного и противоречивого взаимодействия индивида с государственной политикой, экономикой и обществом в целом. Политика в совокупности этих отношений выступает, с одной стороны, основным институтом идеологического, юридического и организационного обеспечения прав человека, с другой — она гарантирует их социальную защиту и реальное осуществление во всех сферах общественной жизни. Важную роль в этом деле призвано сыграть политическое образование в области прав и свобод человека. После проведения 23 июня 1998 г. в Республике Беларусь в год 50-летия принятия Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщей декларации прав человека парламентских слушаний Министерству образования Республики Беларусь было рекомендовано ввести как обязательный курс в вузах «Права человека», что и было сделано во исполнение этих рекомендаций постановлением коллегии Министерства образования от 30 июня 1998 г.

                Что же такое права человека? В политической литературе встречаются различные определения и характеристики прав человека. Это связано с тем, что каждая правящая элита, политическая партия, социальная группа часто вкладывают в это понятие содержание, отражающее их цели, интересы и потребности, которыми, к сожалению, иногда могут спекулировать разбойники и авантюристы, агрессоры и диктаторы, вовлекая народ в бессмысленные и жестокие войны.

                В целом права человека представляются как неотъемлемые свободы и права личности, которые они обретают в силу рождения. Это принципы, нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению (эту часть прав обычно называют свободами) или получать определённые блага (это собственно права).

                Ориентация политики на интересы людей, живущих в обществе, её очеловечивание осуществляются с помощью определённых принципов, которые воплощают гуманистические ценности во взаимоотношения между индивидом, обществом, государством. Конкретно этот гуманизм по отношению к миру политики находит выражение в правах человека.

                Права человека включают гражданские права и политические свободы, экономические, социальные, культурные права, а также права целых общностей — детей, женщин, национальных меньшинств, народов и т.д. Существует также идея совокупных прав человека. При распространении прав человека на сообщества, группы людей они не отчуждаются от личности.

                Термин «права человека» употребляется в двух значениях — узком и широком. В узком значении — те права, которые не предоставляются, а лишь охраняются и гарантируются государством, действуют независимо от Конституции и государственных границ. Это — равенство всех людей перед законом, право на жизнь и телесную неприкосновенность, уважение человеческого достоинства, свобода от произвольного, незаконного ареста или задержания, свобода веры и совести, право родителей на воспитание детей, право на сопротивление угнетателям и др. В широком значении права человека включают обширный комплекс прав и свобод личности, их различные виды.

                Рассмотрим структуру прав человека. Все права человека обычно классифицируют по сферам реализации: гражданские (личные, политические, экономические, социальные, культурные и экологические). Гражданские — это естественные, основополагающие, неотъемлемые права человека. Не следует путать с правами гражданина, которые включают весь комплекс прав, обеспечиваемых государством лицам, имеющим гражданство. Гражданские права есть производное от естественного права на жизнь и свободу, которым от рождения обладает каждый человек. Они призваны гарантировать индивиду свободу, защищать личность от произвола со стороны власти и других людей. К гражданским правам относятся: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; право на защиту чести и доброго имени; на справедливый, независимый и публичный суд, предлагающий защиту обвиняемого; на тайну переписки, телефонных, телеграфных и иных общений; свободу передвижения и выбора места жительства, в том числе право покидать любое государство, включая собственное, и возвращаться в свою страну. Конституции многих государств объединяют гражданские права с политическими, поскольку те и другие направлены на обеспечение свободы личности в её индивидуальном и общественном проявлении.

                Политические права определяют возможность активного участия граждан в управлении государством и в общественной жизни. К ним относятся: право человека на гражданство; избирательные права; свобода союзов и ассоциаций, демонстраций и собраний; право на информацию, свобода слова, мнений, в том числе свобода печати, радио и телевидения; свобода совести и др. Необходим регистрационный характер для свободной реализации этих прав, т.е. не предварительное разрешение, а лишь уведомление гражданами соответствующих органов и учёт их предписаний по обеспечению законностей и общественного порядка.

                Экономические права связаны с обеспечением свободного распоряжения индивидами предметами потребления и основными факторами хозяйственной деятельности: условиями производства и рабочей силы. Особое место среди экономических прав занимает право частной собственности. Опыт социалистических стран показал, что запрет частной собственности может привести к подрыву инициативного труда, породить массовую безответственность, социальное иждивенчество и т.д. В то же время опыт истории свидетельствует о необходимости права частной собственности, установления допустимых пределов её использования, как это сделано в законодательствах стран ФРГ, Франции, Италии, Швеции и др. В современных условиях идут поиски оптимальных границ сочетания различных форм собственности.

                Гражданские, политические и экономические права относят к правам первого поколения; социальные, культурные и экологические — к правам второго поколения.

                Социальные права призваны обеспечить материальные условия и достойную жизнь каждому человеку. Их специфика состоит в том, что требует от государства и общества создания целого комплекса материальных благ. Это права на социальное обеспечение, жилище, труд, охрану здоровья.

                Культурные права должны гарантировать духовное развитие человека, предоставляя ему право на образование, доступ к культурным ценностям, свободу художественного и технического творчества и др.

                Экологические права — это права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого здоровью человека или его имуществу экологическими правонарушениями. Права второго поколения определяют обязанности государства гарантировать каждому человеку достойные условия существования, минимум материальных благ и услуг, необходимый для поддержания человеческого достоинства, нормального удовлетворения первичных потребностей и духовного развития, здоровую окружающую среду.

                Реализация идей и требований, выраженных в государственных документах о правах человека, предполагает наличие двух обстоятельств. Во-первых, учёт реально существующих условий жизни государства, состояние его экономики, политики, социальной сферы, государственности, правовой системы. Во-вторых, законопослушание граждан. Состояние прав человека можно рассматривать как показатель гуманизма общества, его общественного строя, национальной культуры при всех имеющихся различиях стран различных континентов

                Источник

                Понятие, признаки и сущность права

                Право – это система общеобязательных, формально определенных, обеспеченных государством норм (правил дозволенного и не дозволенного поведения), которые выражают возведенные в закон волю политической элиты и всего общества, и выступающих в роли общественных отношений.

                В современной юридической литературе, термин право принято употреблять в нескольких значениях:

                Во-первых, под правом понимается социально-правовые притязания людей, обусловленные природой человека и самого общества (право на жизнь или на личную неприкосновенность). Это право принято рассматривать в естественном смысле, так как оно принадлежит человеку от рождения и неотъемлемо для него.

                Во-вторых, правом называют систему юридических норм – это право в объективном смысле, так как нормы не зависят от воли и сознания людей, а устанавливаются законодателем и гарантируются силой государства.

                В-третьих, право понимается, как официально признанные возможности физических лиц и организаций (право избирать, право собираться мирно и без оружия). Это право в субъективном смысле, так как оно принадлежит отдельному лицу, субъекту права.

                Признаки права:

                1. Нормативность – означает, что право состоит из норм, а нормы это правила поведения общего характера, мера дозволенного и не дозволенного поведения, тем самым, право регулирует общественные отношения.

                2. Системность – право представляет собой совокупность юридических норм, взаимосвязанных между собой и взаимообусловленных.

                3. Формальная определенность и закрепленность – этот признак означает, что право имеет строго установленную форму (закон, указ, постановление), письменно закреплено в документе. Определенность, означает, что правовые предписания отличаются ясностью, понятностью и не подлежат двусмысленному толкованию.

                4. Общеобязательность права состоит в том, что право обязательно для исполнения для всех на кого оно распространяется.

                5. Обеспеченность права институтом государственным принуждением, т.е. если кто-то полностью или частично не исполняет требования правовых норм, то государство заставляет (принуждает) их исполнять.

                6. Волевой характер права – воля это сознательно-обусловленное психологическое состояние человека, вороженное в целенаправленном поведении. Правовые нормы не создаются спонтанно, они всегда выражают чью-то волю, создаются людьми сознательно, для регулирования общественных отношений и в чьих-то интересах.

                Сущность права

                Сущность права заключается в том, чью волю оно выражает. В теории права принято выделять:

                1. Классовый подход к сущности права

                2. Общесоциальный подход к сущности права

                3. Диалектический подход к сущности права

                Функции права

                Функции права – это основные направления его воздействия на общество. Принято выделять две группы функций права:

                Общесоциальные функции права – в рамках данных функций государство использует право для достижения своих интересов, поэтому функции права и государства здесь совпадают:

                1. Экономическая функция права

                2. Политическая функция права

                3. Воспитательная функция права

                Специальные юридические функции (собственно-правовые функции)

                1. Регулятивно-статистическая функция права – отражают статистику правовой системы (в правовой системе есть элементы, обладающие стабильностью и статичностью). Регулирование общественных отношений здесь происходит посредством закрепления права и запретов.

                2. Регулятивно-динамическая функция права – регулирование общественных отношений осуществляется посредством установления (будущего поведения человека) обязанностей.

                3. Охранительная функция права – ее назначение заключается в охране регулятивных норм от нарушения. Посредством этой функции в праве закрепляются меры ответственности.

                Источник

                

                Юридическая природа и содержание конституционного права на образование

                Современное понимание конституционного права на образование и его составных элементов неотделимо от анализа правовых характеристик, составляющих его юридическую природу.

                В целях анализа юридической природы конституционного права на образование применительно к его реализации в негосударственных общеобразовательных учреждениях, необходимо ответить на следующие вопросы относительно его основных юридических свойств:

                — является ли оно основным (конституционным) правом;

                — имеет ли естественно-правовой характер;

                — какое место занимает в системе конституционных прав граждан;

                — какое место занимает в структуре правового статуса личности.

                I. Конституционное право на образование — основное (конституционное) право.

                В современной юридической науке значительное место отводится дискуссии об особом статусе основных прав и свобод и их свойствах. Как

                правило, многие ученые отождествляют основные и конституционные права, считается, что основными правами являются те, которые закреплены в конституции, основном законе государства. Однако, единства в этом вопросе не наблюдается.

                Так, существует мнение, согласно которому институт основных прав и свобод человека и гражданина включает в себя не только конституционные права и свободы, но и общепризнанные права и свободы, закрепленные в нормах международного права (Билль о правах, Европейская конвенция защиты прав человека и основных свобод, Европейская социальная хартия и др.) То есть основные права, являясь более широким понятием, чем конституционные, могут совпадать по объему с последними, если все общепризнанные права и свободы нашли отражение в данной конституции, как это можно наблюдать, по мнению Е. И. Колюшина, в российской Конституции. Ч. 1 ст. 55 Конституции РФ гласит: «перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина». Таким образом, Конституция РФ различает два понятия: основные права (перечисленные в Конституции РФ) и остальные общепризнанные права и свободы (в том числе международные). Из вышесказанного можно сделать вывод, что основными являются только те права и свободы, которые нашли свое закрепление в Основном законе, Конституции РФ.

                В советский период истории России основные права и свободы понимались как «облеченное в юридическую форму концентрированное выражение наиболее значимых социальных благ, обеспечиваемых государством», как «юридическая форма прав человека, включенного в определенную социальную среду». При анализе основных прав и свобод большинство ученых (О.Е. Кутафин, Л.Д. Воеводин, В.Г. Стрекозов, Ю.Д. Казанчев, В. В. Лазарев, Е. А. Лукашева и др.) традиционно исходят из их особой значимости для человека, общества и государства. Так, для человека основные права создают условия его достойного существования, для государства их гарантированность необходима для претворения в жизнь существенных функций данного государства как демократического и правового.

                Среди наиболее существенных юридических свойств основных прав и свобод человека и гражданина выделяют следующие: непосредственное действие (ст. 18 Конституции РФ);

                1. высшая ценность человека, его прав и свобод (ст. 2 Конституции РФ);

                2. повышенная степень государственной защиты (ст. 64 Конституции РФ) и обеспеченности государством (ст. 2 Конституции РФ);

                3. особые основания возникновения;

                4. неотчуждаемый, постоянно действующий, непрерывный характер (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ).

                Все вышеуказанные свойства основных прав вытекают из их закрепления в Основном законе, Конституции РФ.

                Конституция РФ в статье 2 провозглашает основные права и свободы человека неотчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения. Традиционно, данные характеристики признаются свойственными естественным правам человека. Тем не менее, понятия «основные права» и «естественные права» не тождественны. Естественные права неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения изначально и не требуют нормативно-правового закрепления. Естественные права становятся основными в силу их закрепления в Конституции РФ, а не наоборот. В число основных прав путем закрепления в Конституции РФ могут быть включены и права, не обладающие всеми свойствами естественных прав. Тем не менее, неотчуждаемый характер и принадлежность каждому от рождения остается характеристикой основных прав в силу их гарантированности Конституцией, а не в силу исключительно естественно-правового характера.

                Конституционное право на образование является основным в силу закрепления в ст. 43 Конституции РФ. Ему присущи все перечисленные свойства основных прав.

                Несмотря на то, что, по общему правилу основные права и свободы, закрепленные в Основном законе государства, носят характер объективных прав, основные права могут выступать и в качестве субъективных прав. Качество основных прав как субъективных закреплено в ч. 2 ст. 17, ст. 18, ст. 46 Конституции РФ. Как отмечают исследователи в области конституционных прав и свобод человека, «субъективное право есть предоставляемое кому-либо правопорядком правомочие требовать от другого лица определенных действий или отказа от действий». Следует отметить, что основные права приобретают характер субъективных посредством конкретизации соответствующих конституционно-правовых норм в текущем законодательстве, их реализация обеспечивается системой общих и специальных гарантий.

                II. Триединая сущность конституционного права на образование.

                Конституционное право на образование обладает свойствами, позволяющими отнести его к социальным, экономическим и к культурным правам человека.

                В советское время право на образование относилось к культурным правам человека. Это объясняется тем, что тоталитарное государство нуждалось в доступе к самой личной сфере жизни человека: его духовной и культурной жизни. Наиболее массовым и мягким способом воздействия на данную сферу жизни могло быть только образование в силу его адресованности самым маленьким и восприимчивым гражданам. Школа пропагандировалась как «орудие коммунистического перерождения общества». Право на образование рассматривалось в качестве фундаментального права в сфере культуры, считалось, что образование открывает доступ к культурным ценностям своего и других народов, цивилизаций, гарантирует духовное развитие человека, способствует формированию у трудящихся высокого уровня общей и профессиональной культуры, способности к творчеству, и т. д. На современном этапе развития науки ряд авторов продолжают относить конституционное право на образование к категории культурных прав человека и гражданина.

                Однако анализ современной юридической литературы показывает, что подавляющее большинство ученых относит конституционное право на образование к числу социальных прав и свобод. Такой концепции придерживаются, в частности, Е.И. Козлова и М.Г. Кириченко, М.Б. Смоленский, О.Е. Кутафин, А.А. Безуглов и Л.П. Беломестных, Б.Н. Габричидзе и А.Г. Чернявский и др. В пользу социальной составляющей конституционного права на образование говорит тот факт, что уровень образования во многом определяет социальный статус, степень социализации человека, а законодательно закрепленный и обеспеченный уровень обязательного образования является достижением социально-экономического развития общества. С одной стороны, обеспечение граждан определенным базовым уровнем образования является обязанностью государства, провозглашающего себя социальным, а с другой стороны существует так называемый «социальный заказ» на образование, или потребность общества в определенных специалистах, в определенном уровне образования.

                Ряд авторов относят конституционное право на образование к социально-экономическим правам. Признавая конституционное право на образование одновременно и культурным, и социальным, следует отметить также наличие экономической составляющей. В пользу данного утверждения говорит признание за государством функций по созданию необходимых правовых, политических, материальных предпосылок для обеспечения поддержки личной инициативы человека в экономической сфере, к которой относится и негосударственное образование как отрасль экономики. Очевидно, что возможность выбора вида и формы образовательного учреждения (в том числе негосударственного) существует только в случае активной поддержки государством различных видов образования, различных форм собственности, различных видов организаций.

                Особенно явственно экономическая составляющая конституционного права на образование проявляется при его реализации в негосударственном общеобразовательном учреждении. Так, конституционное право на образование (ст. 43 Конституции РФ) преломляется сквозь призму конституционных прав экономического характера, в силу которых возможно само существование негосударственного образовательного учреждения: право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 Конституции РФ), право частной собственности (ст. 35 Конституции РФ), право каждого на свободный труд (ст. 36 Конституции РФ).

                Таким образом, конституционное право на образование имеет комплексный характер и может быть отнесено и к социальным, и к культурным правам, а также содержит экономическую составляющую. Однако современные правовые реалии дают основание отметить превалирующий социальный характер конституционного права на образование.

                III. К вопросу о принадлежности конституционного права на образование к естественным правам человека.

                В юридической науке не сложилось единого мнения по вопросу признания за конституционным правом на образование естественно-правовой природы.

                Большинство авторов относят конституционное право на образование к естественным правам человека (В.И. Шкатулла, Е.Д. Волохова, О.Е. Кутафин). Естественным правом считается то состояние свободы, которое не требует подтверждения со стороны государства, принадлежит каждому человеку от рождения вне зависимости от места рождения, социального положения, цвета кожи или любых иных факторов. С точки зрения естественно-правовой концепции прав человека, задача, обязанность государства не в наделении человека правами, так как они существуют с рождения, а в юридическом оформлении этих прав и их защите.

                Однако, например, Е.И. Колюшин отмечает, что концепция естественных прав человека убедительно обосновывает природу только личных прав и свобод, которые исторически породили институт прав и свобод как таковой, так называемые права первого поколения, или «старые, основные права». По мнению А.Н. Кокотова и М.И. Кукушкина, Конституция РФ к естественным правам человека относит только личные права, а политические, социально-экономические, культурные и иные относит к правам позитивного характера. Как уже было показано выше, право на образование относится к социальным правам человека и гражданина, в связи с чем его правовая природа обусловлена рядом свойств, связанных с особенностями конституционно-правовой регламентации и реализации данной категории прав.

                Основное свойство социальных прав человека вытекает из их принадлежности к группе прав «второго поколения прав человека», возникших в середине XX века под влиянием социалистических идей, движений, систем, получивших отражение в документах ООН о правах человека. Данное свойство можно обозначить как обусловленность, зависимость от социально-экономического развития государства.

                Права первого поколения (личные и политические права и свободы), формулируются в безусловной форме, порождают соответствующие права и обязанности государства и обеспечены национальными и международными средствами правовой защиты. К тому же права первого поколения — негативны, то есть подразумевают защиту от вмешательства, в том числе со стороны государства, в осуществление личных (гражданских) и политических прав.

                У социальных прав иная природа — для их осуществления недостаточно воздерживаться от вмешательства в данную сферу, а необходимо наоборот совершать активные действия, создавать социальные программы и вести всестороннюю организационную и хозяйственную деятельность, которая бы позволила гарантировать провозглашенные права. Права второго поколения обычно выражаются в условной форме (программных положений, пожеланий, целей и идеалов для деятельности государства), ставящей их осуществление в зависимость от реальных возможностей экономики, условий развития социальной и духовной сферы жизни общества. Невозможно опровергать утверждение об обусловленности социально-экономических прав определенным уровнем развития государства и общества. Провозглашенное право на социальную защиту или бесплатную медицинскую помощь, например, без наличия реальной возможности его обеспечения со стороны государства окажется не более чем декларацией. И если личные права «безусловны» и основаны на морально-этических нормах, то права второго поколения прав человека отражают следующий, повышенный уровень потребностей человека, обеспечение которых требует повышенных гарантий государства.

                Тем не менее, недопустимо сводить содержание права лишь к особенностям его реализации. Не существует более или менее значимых конституционных прав, по своему конституционному статусу они равны. Более того, данный принцип справедлив и на глобальном уровне. Так, Н. С. Бондарь отмечает, что «для международного права и для национальных правовых систем современных демократических государств характерно отношение к правам человека как к единому комплексу». Поэтому речь должна идти не о большей или меньшей значимости социальных (социально-экономических) прав, а о необходимости повышенной их гарантированности государством.

                Так, реализация конституционного права на образование требует от государства создания определенной системы образования, финансирования ее, поддержания и развития. Реализация права на образование в негосударственном образовательном учреждении в рамках государственного стандарта, невозможна без создания государством условий для функционирования подобных учреждений и наделения их полномочиями по организации обучения в соответствии с утвержденными стандартами и выдаче документов об образовании государственного образца.

                Однако подобная обусловленность не исключает естественно-правового характера конституционного права на образование, а только подтверждает его неотчуждаемый характер, который обязывает государство создавать условия для гарантированной реализации данного права. Здесь невозможно не согласиться с Н. М. Коркуновым, который утверждал, что «по природе (в силу естественного права) человек может учиться бесконечно». Рассматривая право на образование в более широком смысле, в контексте права на развитие, необходимо признать за ним наличие естественно-правовой природы.

                IV. Место конституционного права на образование в структуре правового статуса личности.

                Конституционное право на образование является одним из элементов структуры генерального института основ прав и свобод личности. Ряд авторов выделяют среди конституционно-правовых институтов как совокупности конституционных норм, регулирующих сходные общественные отношения, институты особого рода — комплексные, генеральные институты. Генеральные институты объединяют значительный пласт конституционных норм, таковым является, например, генеральный институт основ прав и свобод личности, включающий в себя институты гражданства, прав и свобод человека и гражданина, институт конституционных обязанностей.

                Такие комплексные институты также называют сложными, головными, многоотраслевыми или многосоставными, состоящими из простых, односоставных подсистем: подинститутов или субинститутов.

                Наиболее обоснованной представляется система институтов конституционного права, предложенная В.О. Лучиным:

                1. генеральные институты;

                2. основные институты, выступающие в качестве важнейших структурных компонентов генеральных институтов;

                3. субинституты — относительно самостоятельные образования в рамках основных институтов.

                Таким образом, конституционное право на образование входит в структуру конституционно-правового института прав и свобод человека и гражданина, который в свою очередь принадлежит генеральному институту основ правового статуса личности, входящего в систему отрасли и науки конституционного права России. Конкретизированные в текущем законодательстве нормы Конституции РФ, закрепляющие конституционное право на образование, гарантируют его реализацию в негосударственном общеобразовательном учреждении. Таким образом, получение конституционного права на образование в негосударственном общеобразовательном учреждении является одним из способов его реализации, гарантированных государством.

                Источник

                Право на образование (ст. 43 Конституции России)

                Право на образование занимает центральное место среди куль­турных прав человека. Без права на образование не могут быть в полной мере реализованы конституционное право на пользо­вание достижениями культуры, а также свобода культурного, на­учного и технического творчества.

                Под образованием понимается целенаправленный процесс вос­питания и обучения в интересах человека, общества и государства. Под получением гражданином образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

                Конституция Российской Федерации гарантирует общедоступ­ность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего про­фессионального образования в государственных и муниципальных учреждениях и предприятиях. При этом получение основного общего образования является обязательным. Родители или лица, их заменяю­щие, должны обеспечивать получение детьми основного общего об­разования.

                Получение высшего профессионального образования может осу­ществляться бесплатно на конкурсной основе в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

                Следует отметить, что при неизменности конституционных норм система образования в настоящее время модернизируется.

                Одним из элементов подобной модернизации является введение Единого государственного экзамена. Для системы высшего професси­онального образования также характерны определенные изменения, вызванные присоединением к Болонской декларации. Соответствую­щие изменения сводятся, в том числе к введению двухступенчатой системы обучения, включающей бакалавриат и магистратуру (4 года бакалавриата и 2 года магистратуры).

                Источник

Adblock
detector