Понятие закона Законы природы и законы социума

Законы природы и общества

o-VACATION-facebook

В своих статьях и книгах я не раз писал о том, что нашей жизнью управляют законы природы (люди верующие называют это божьими законами). Если вы будете сопротивляться их влиянию, то со временем заработаете невроз и целую плеяду психосоматических болезней. А вот если вы приведете свою жизнь в соответствие этим законам, то непременно выйдете на тот самый, свой, истинный путь и станете королем (или королевой) своей жизни.

В данной статье я решил рассказать об этих законах подробнее. Начнем, конечно, с определения:

Закон природы — это связь, которая характеризуется основными признаками существенного отношения: всеобщностью, необходимостью, повторяемостью, устойчивостью.

В приведенном определении признак существенности закона не ставится в один ряд с признаками необходимости, повторяемости, устойчивости и всеобщности. Итак, если мы назвали что-то существенным, то это значит, что оно необходимо, т. е. иначе быть не может. Если что-то существенно, то оно повторяемо. Если что-то существенно, то оно устойчиво. Если что-то существенно, то оно всеобще.

Насколько это практично? Очень практично и ближе к жизни, чем это можно подумать. Девушки, давайте обсудим такой факт. Ваш любимый пришел к вам пьяным. Это случайно или закономерно? Конечно, закономерно. Это его суть — напиваться пьяным. Следовательно, это необходимо. Иначе он не мог. И это будет повторяемо. Придет еще раз пьяным, если вы его простили. И это будет устойчиво. Он будет напиваться все чаще и все сильнее. И это будет всеобще. Он потом вообще пересыхать не будет.

Исключений здесь нет. Вставьте вместо слова «пьет» — «ревнует», «обманывает», «бьет», «прогуливает», «бездельничает», «скандалит», «не исполняет», «изменяет», «предает» и пр., и вам будет ясно, как следует с таким человеком себя вести. Можно простить один раз, другой, но уж на третий раз нужно точно с таким человеком расставаться, увольнять или хотя бы не ждать, что он изменится. Если вы имеете какую-то пользу от него и эта польза превышает вред, то смиритесь с тем, что он вас обманывает, вам изменяет, что пьет, бьет вас и т. п., и не тратьте время на бесплодные сетования, а старайтесь вырваться из-под его зависимости, а после того, как вам это удалось, расставайтесь, разводитесь, увольняйтесь, но только не ругайтесь и не отстаивайте свою правоту.

Подразделения законов:

1) Законы существования и функционирования объектов / Законы развития

Первый тип характеризует предметы, процессы, явления с точки зрения их устойчивости, как уже ставшие и относительно стабильные образования. Они проявляются в различных нормах. Мы знаем, сколько мы должны потреблять калорий, сколько двигаться, какая прочность должна быть у наших зданий и одежды и т. п.

Второй тип раскрывает предметы с точки зрения их развития; в них фиксируется связь между различными стадиями развития предметов. Тоже очень важно. Сегодня человек может быть закономерно доволен своим состоянием, но ведь он развивается. Завтра этого же ему будет мало. Это закономерно. Квалификация у сотрудника повысилась — прибавляйте зарплату, а то он закономерно уволится. В общем, философия пронизывает всю нашу жизнь, без неё никак.

2) Динамические и вероятностно-статистические законы

Динамический закон — это закон, управляющий поведением индивидуального объекта и позволяющий установить однозначную связь его состояний. Например, законы механики: на их основе прогнозируются, помимо прочего, солнечные затмения на многие годы вперед с высокой степенью точности. Знание динамического закона позволяет однозначно предсказывать на основе известного состояния объекта все его будущие состояния.

Вероятностно статистические законы не носят столь точного характера (национальность, пол и пр.). Например, закономерно, что мужчины ростом выше, чем женщины. Но это статистическая закономерность. Это нужно знать государственным деятелям, директорам обувных фабрик и пр., для того чтобы знать, какого размера и в каком количестве выпускать продукцию. Но в личной жизни это не имеет особого значения. Я могу встретить женщину, которая выше меня ростом и сильнее физически. Поэтому я считаю неуместными разговоры о женской и мужской логике или женской и мужской психологии. Разные бывают варианты.

Совершенно ненужными я считаю высказывания типа: «Все мужчины бабники, а все женщины шлюхи». Не буду даже оспаривать эту ерунду. Если же и согласиться с носителями таких взглядов, то мне им хочется сказать, что это ведь если и закономерность, то статистическая. Это нужно знать правительству, чтобы заняться моральным оздоровлением общества. Вам же нужна одна женщина, а ее всегда можно найти. Поэтому лучше сказать: «Я не разбираюсь в женщинах». И тогда учиться разбираться в них.

3) Законы природы и общества / Юридические законы

И ещё одна важная классификация законов. Законы можно разделить на:

1. Законы природы и общества, о которых я писал выше. Они не знают исключений.

2. Законы юридические, которые тоже нарушать не стоит. Туда я отношу нашу Конституцию, Уголовный и Гражданский кодексы, налоговые правила, законы, которые принимает Дума, и всевозможные правила и наставления, которые разрабатываются на каждом отдельном предприятии. Так вот разрабатывать эти законы чрезвычайно сложно, ибо нужно учитывать много факторов. Перед принятием этих законов они должны пройти ряд экспертиз. И прежде всего, необходимо выяснить, не противоречат ли эти частные законы первичным, философским законам, о которых мы только что говорили. Если эти законы будут противоречить первичным, то они выполняться не будут.

Например, если мы введем закон, согласно которому человек должен есть два раза в неделю, то этот закон выполняться не будет, ибо он противоречит естественному устройству человека. Он будет нарушаться. Два раза в неделю человек будет есть в обществе, а остальные 40 раз будет есть украдкой или умрет. Но если он жив, значит, он этот закон «есть два раза в неделю» нарушал. Если мы издадим закон, согласно которому есть нужно 3 раза в день, то этот закон выполнить будет уже легче. Но всякие бывают ситуации. Когда человек заболел и нет аппетита, ему лучше есть меньше, чтобы не отвлекать на пищеварение силы, которые необходимы организму в борьбе с болезнью. Но если издать закон, согласно которому человеку стоит есть тогда, когда ему хочется, то этот закон будет выполнить легко, поскольку он не будет мешать нашей природе.

Я это все пишу для того, чтобы вы, дорогие читатели, не обсуждали и не осуждали бы тех, кто занимается законотворческой деятельностью. Можно, конечно, издать закон об увеличении пенсий и зарплат раза в два-три. Но он не имеет экономического обоснования. Средств таких нет в государстве. И не думайте, что вы, не имея философской подготовки, смогли бы разрабатывать юридические законы.

Во сколько обходится законотворчество автократов, которые, добравшись до власти, издают «хорошие», популистские, законы. Приведу пример из практики наркологии. В 80-е годы прошлого столетия был издан закон по Министерству здравоохранения об организации наркологической службы в кратчайшие сроки. Но он не имел экономического обоснования. Не было соответствующих помещений, и наркологические отделения организовывались в неприспособленных зданиях. Много еще было несуразностей. Но самое главное — не было кадров наркологов. Этот приказ не имел кадрового обеспечения. А хорошего нарколога следует готовить из высококвалифицированного психиатра, который должен кроме психиатрии знать психотерапию, уметь контактировать с государственными органами, которые тоже занимаются этой проблемой. А выполнять приказ нужно. И вот мы стали «ковать» кадры наркологов из терапевтов, хирургов, рентгенологов, стоматологов. И даже специалисты из медицинской статистики приходили. Мы выполнили приказ. Конечно, кое-кто из этих наркологов «дозрел». Но от многих пришлось избавиться.

Кстати, почему у коммунистов ничего не получилось после 1917 года? Я думаю, потому что ликвидация частной собственности не имела биологического основания. Становление цивилизации шло в климатической зоне, где чередуются зима и лето. Производство продуктов и их заготовка шли в теплое время года, а потребление — в холодное. И производитель продуктов питания хотел сохранить эти продукты для собственного употребления. Он с удовольствием платил бы налоги государству, которое оберегало бы его частную собственность.

Все равно в эпоху развитого социализма шло накопление собственности, организовывались частные предприятия. И собственники формировались, и частная собственность накапливалась. Сейчас, слава богу, разрешается иметь частную собственность.

Кстати, законы роста и развития никуда не делись и те предприятия терпят крах, где руководители сдерживают рост и развитие своих сотрудников. Может быть, кого-то и задавят, но сильный пробьется любым способом. Если надо будет, он и в другую страну уедет.

Анахарсис о юридических законах говорил следующее: «Закон — паутина: маленькие насекомые погибают в ней, крупные же благополучно пробиваются». А вот законы природы никто обойти не сможет.

Но можно ли у нас в стране вырасти, удовлетворить свои потребности, не нарушая ни законов природы, ни юридических? Уверенно заявляю, что можно, хотя и трудно. У меня уже есть много учеников, которые пробились без нарушения законов как природы, так и юридических.

Кроме юридических законов еще есть традиции, обычаи, общественное мнение. Вот эти правила можно и нарушить, но делать это нужно тихо, не вызывая возмущения всего общества. Я имею в виду наши праздники. Некоторые из них могут сильно затормозить развитие, но нарушать эти традиции тоже трудно. Нужно иметь мужество льва, как говорил Ницше.

Я в 1980 году понял, что устраивать вечеринку на производстве в честь своего дня рождения не стоит. Дома я тогда уже прекратил праздновать Дни рождения, «ёлки» и все остальное. Впервые рискнул это сделать на производстве только через 8 лет, да еще и в свой юбилей. Как вы думаете, отказались ли сотрудники от общения со мной? Нет. Так, вяло упрекнули. А на рабочем месте меня всё равно ждал букет цветов и поздравление ректора. Потом я поразмыслил, что большинство-то и рады были. Ведь никому не пришлось на работе задерживаться, сдавать деньги на подарок. Со временем все даже забыли, когда у меня день рождения.

Как быть с нашими традиционными праздниками (тогда это были Новый год, 8 Марта, 1 Мая, 7 ноября), идея пришла позже. Мы всей нашей компанией на эти праздники стали выезжать на Черное море. Нас там охотно принимали, делали существенные скидки, количество желающих росло. Там мы занимались спортом, изучали философию, психологию, логику и ораторское искусство.

Многие из посещающих эти заезды выросли по службе и зарплате, некоторые там сформировали себе семьи. А почему? Потому что там мы жили по первичным законам. А потом и у себя дома они продолжали вести такой же развивающий образ жизни. А следование этим законам ведет к развитию.

Итак, еще раз повторю признаки закона природы и общества: устойчивость, всеобщность, повторяемость и необходимость. И если мы все будем следовать этим законам, то я уверен, что сможем решить все наши проблемы — удовлетворение пищеварительного и оборонительного инстинктов, чувство собственной значительности и сексуального инстинкта. Мы не только не будем в тягость ни близким, ни государству, но с нами будут рады общаться и иметь дела.

Источник

Законы общественного процесса. Концепции развития общества — Философия

В протекании общественного процесса действуют все те же законы, что и в обществе или природе. Поэтому можно утверждать, что они работают самостоятельно, без внешнего вмешательства людей, их сознания или воли. Но при этом подобные законы ограничены пространством и временем, так как их появление и функционирование начинается только с какого-то определенного промежутка времени, когда общество достигает пиковой точки своей материальной системы.

Общественные законы

Законы общества и законы природы сильно отличаются друг от друга, так как базируются на совершенно различных принципах. Общественные законы основаны на человеческой деятельности и функционируют только внутри социума, а вне социума их использование невозможно. Причем насколько человек глубоко понимает эти законы, настолько осознанно и эффективно он может их использовать. Также уровень осознанности общественных законов напрямую влияет на то, как будут протекать в обществе те или иные социальные и исторические процессы, а также на степень прогресса самого общества.

Что касается законов природы, то их понимание, а также понимание происходящих в природе процессов, позволяет с максимальной эффективностью использовать имеющиеся в природе ресурсы.

Для правящей элиты очень важно понимать общественные законы и уметь правильно и рационально их использовать, чтобы выстраивать свою политику и управление самыми различными сферами человеческой жизни.

Все общественные законы разделаются на несколько категорий. По своему характеру законы общества можно разделить на:

  • Законы функционирования;
  • Законы строения;
  • Законы развития.

Также общественные законы разделяют по степени их проявления:

  • Частные;
  • Общие;
  • Всеобщие.

В законах строения отражается общественная и социальная организационно-структурная динамика, присущая тому или иному историческому периоду общества.

Законы функционирования создают необходимые условия для того, чтобы одно состояние относительной устойчивости перешло в другое, а также сохраняют устойчивость внутри самой системы, обеспечивая стабильное функционирование.

Законы развития создают возможность сформировать необходимые условия, что способны изменить меру и переход в новое состояние.

К частным законам относятся все законы, что оказывают влияние или имеют отношение к определенным областям действия человека или сферами жизни.

Общие законы разделяются на следующие виды:

  • Закон воздействия способа производства на характер общественного процесса. Он напрямую влияет на формирование, развитие областей социальной жизни в различных сферах, а также на человеческую деятельность.
  • Закон, который определяет функции общественного бытия по отношению к общественному сознанию, при условии обратных связей.
  • Закон, определяющий уровень персонификации индивида от состояния системы общественных отношений.
  • Закон социализации. Это закон, определяющий уровень социальной и общественной преемственности.
  • Закон приоритета общечеловеческих ценностей над групповыми.

Триада диалектических или философских законов, действующих как в природе, так и в обществе, отражает степень проявления всеобщих законов.

Пример 1 В управленческой сфере или политике применяются следующие законы: политического плюрализма, приоритета человеческих прав над государственными правами, разделения власти и так далее.

Если рассматривать с технической стороны, то общественные законы нельзя в полной мере назвать законами — это скорее тенденции, так как они могут формироваться в противоречивых и случайных условиях, под воздействием множества непредсказуемых факторов, в том числе социальных потрясений и хаоса.

Для того, чтобы тенденции можно было считать законами, необходим ряд условий и факторов. Один из основных факторов — это достижения научно-технического прогресса, который сам по себе является закономерностью развития общества. Закон соединения реальных возможностей общества с открытиями научно-технического прогресса является историчным и имеет четкие и объективные характеристики во времени и пространстве, так как напрямую связан со способностями человека и его потребностями. Так как данный закон является одним из самых функциональных, он проявляется практически во всех сферах человеческой жизнедеятельности и социума.

Замечание 1 В конце ХХ века В.П. Петров предложил выделить недавно открытый закон соединения реальных возможностей общества с открытиями научно-технического прогресса в отдельный закон.

Различие законов природы и законов общества заключается в принципиально различных механизмах реализации. При этом у них есть ряд сходных признаков: объективность, устойчивая, повторяющаяся и необходимая связь между процессами и явлениями. Но главное различие заключается в том, что большинство законов природы являются инерционными, то есть работают под воздействием многочисленных природных факторов, например закона притяжения, закона трения и так далее. Что касается законов общества, то в своем большинстве они зависят от человека и его развития, как прогресса, так и регресса. Поэтому законы общества более историчны, они возникают и функционируют под воздействием ряда факторов, необходимых для их запуска и начала деятельности.

При этом можно утверждать, что общественные законы проявляют себя только в активном обществе, каждый член которого стремиться к поставленной цели. В расколотом или пассионарном обществе действие общественных законов сводится к минимуму или прекращается вообще.

Такие понятия, как «субъективный фактор» и «объективные условия» являются основополагающими для реализации законов общественного процесса.

К объективным условиям относятся независимые феномены и обстоятельства социально-экономического характера, что необходимы для формирования некого исторического явления. Но из-за своей неполноценности, объективные условия могут привести к какому-то событию только в том случае, если имеет место субъективный фактор, поэтому они полностью от него зависят.

Субъективным фактором называют целевую деятельность определенных социальных групп, общественных и/или политических движений, элиты, а также отдельных личностей, направленную на изменение, подготовку или сохранение объективных условий существования общества. При этом субъективный фактор может быть как прогрессивным, так и регрессивным.

Согласованность объективных условий и субъективного фактора можно рассмотреть на примере деятельности таких выдающихся личностей, как Адольф Гитлер, Наполеон, Теодор Рузвельт, Иосиф Сталин. Несмотря на свою роль в определенный исторический период, каждый из них сформировался не сам по себе, а под влиянием определенных исторических условий. К примеру, политическая ситуация в революционной Франции после свержения монархии требовала своего военного диктатора и если бы не было Наполеона, был бы другой человек с похожими качествами и способностями, соответствующий требованиям эпохи.

Концепция развития общества

Так как развитие общества — это очень сложный и противоречивый процесс, он может иметь как медленное поступательное развитие, так и резкие скачки. По мнению некоторых ученых, развитие человеческого общества имеет форму синусоиды, с резкими пиками и не менее резкими спадами. Поэтому можно утверждать, общественное развитие имеет две концепции: цивилизационную и формационную.

Формационная концепция

Понятие общественно-экономической формации используется в марксизме и за свою основу имеет способ производства материальных благ. По мнению К. Маркса, эта формация представляет собой исторически оформленное сообщество в строго определенный и сложившийся период экономического развития.

Каждая общественно-экономическая формация представляет собой единый социальный организм, формирующийся и развивающийся по только ему присущим законам и тенденциям. То есть, проще говоря, ОЭФ — это какой-то определенный этап в развитии человеческого общества.

Поэтому в своих трудах Карл Маркс выделил пять основных общественно-экономических формаций, имеющих отличительные особенности друг от друга в производственных отношениях:

  • Первобытнообщинное общество;
  • Рабовладельческий строй;
  • Феодальное государство;
  • Буржуазия;
  • Коммунизм.

Как считал Маркс, смена формации происходит в тот момент, когда в обществе резко обостряются противоречия, в частности несоответствие способов производства с текущими производственными отношениями. В результате более прогрессивная формация сменяет предыдущую. Во многом теория Маркса является несовершенной, но при этом она крайне важна и закладывает базис под общественное развитие и социальную философию.

Проблема теории Маркса заключается в том, что она создана под влиянием реалий XIX века, но не XXI. Также он ничего не говорил о переходных периодах между формациями и никак не характеризовал их, хотя при этом переходные периоды не менее важны, чем сами формации. К тому же, некоторые государства не проходили тот или иной уровень общественной формации. К примеру, Китай сразу от феодального строя перешел в конвергенциональную плоскость, в России отсутствовал рабовладельческий строй и так далее.

Также в теории Маркса коммунизм и социализм, являющийся частью коммунистической формации, имеют слишком утопическую трактовку, далекую от современных реалий. Поэтому цивилизационная концепция в свете вышеописанных недостатков является более четкой и предметной, чем формационная.

Цивилизационная концепция

Разработал цивилизационную концепцию английский ученый А. Тойнби. В своей монументальной работе под названием «Исследование истории», состоящей из двенадцати томов, Тойнби попытался объяснить с помощью систематизации многочисленных фактов смысл исторического процесса.

Но еще задолго до Тойнби основы цивилизационной концепции заложил российский ученый-социолог Данилевский. В своих работах Данилевский разработал теорию культурно-исторических типов (цивилизаций) и утверждал, что их развитие схоже с развитием живых организмов.

По мнению Данилевского, следует выделить 11 основных цивилизаций:

  • Египетскую;
  • Китайскую;
  • Ассиро-вавилоно-финикийскую;
  • Халдейскую;
  • Древнесемитскую;
  • Индийскую;
  • Иранскую;
  • Греческую;
  • Еврейскую;
  • Римскую;
  • Аравийскую (новосемитскую);
  • Европейскую (романо-германскую).

Подобное цивилизационное определение — это огромный вклад Данилевского в мировую науку. По его словам, цивилизация — это не культура, а совокупность моральных и духовных достижений общества в тот или иной период.

Тойнби усовершенствовал теорию Данилевского и внес туда некоторые изменения, позволившие более глубоко применить цивилизационную формацию. По его мнению, цивилизация представляет собой стабильное единое человеческое сообщество с едиными географическими пределами и религиозными обычаями. Тойнби считал, что 11 цивилизаций — это слишком мало, так как их должно быть намного больше. Поначалу двадцать одну цивилизацию:

  • Египетская;
  • Древний Китай;
  • Майя;
  • Сирийская;
  • Андская;
  • Шумер;
  • Хараппская;
  • Хеттская;
  • Западная;
  • Дальневосточная основная;
  • Дальневосточная японо-корейская;
  • Основная христианская православная;
  • Русская христианская православная;
  • Иранская;
  • Арабская;
  • Мексиканская;
  • Индуистская;
  • Юкатанская.
  • Вавилон;
  • Минойская;
  • Эллинская;

Впоследствии Тойнби довел их число до 39, но выделял 13 основных цивилизаций, считая остальные дочерними или «вторичными».

В своих работах Тойнби опирался на две основные гипотезы:

  • Развитие человеческой истории не распространяется сразу на все цивилизации, это внутренний процесс, происходящий локально в рамках одной цивилизации.
  • Между цивилизациями нет взаимной связи, но их составляющие компоненты могут быть взаимосвязаны.

Тойнби утверждает, что у каждой цивилизации собственный путь развития, отличный от других. Поэтому в своих работах ученый провел анализ каждой цивилизации, начиная от ее возникновения и развития и вывел, что любая цивилизация развивается по вышеупомянутой синусоиде. При правильном развитии и формировании «творческого меньшинства», элита способна генерировать идеи развития общества и реализовывать их, тем самым способствуя прогрессу. Как только общество перестает адекватно реагировать на изменяющиеся исторические условия, непременно наступает упадок. Это неизбежный процесс, но степень упадка напрямую зависит от того, насколько правильно и эффективно правящая элита способна распоряжаться своими полномочиями.

Источник



Вопрос 32 : Специфика социального познания. Законы природы и законы общества

Общество– выделенное из природы системное образование, представляющее собой исторически меняющиеся формы жизнедеятельности людей, проявляющейся в развитии социальных институтов, общностей и индивидов.

Специфика социального познания:

1. объектом познания выступает сам человек (или люди).

2. объект социального познания полиструктурен.

3. объект социального познания мобилен (подвижен).

4. социальное познание зависит от системы ценностей.

5. предмет познания небезразличен объекту.

6. проблема закона (закон – это устойчивые необходимые повторяющиеся связи между явлениями); в социальной философии сложилось две точки зрения на законы социального развития:

1) в социальном познании нет повторения, нет законов, каждое событие уникальное; школа неокантианцев: Риккерт, Виндельбанд.

2) в истории действуют законы, но они имеют свою специфику; эти законы действуют как законы тенденции; марксистское направление.

Единство социальных законов с законами природы проявляется в следующем:

1. и законы природы, и законы общества реализуются независимо от того, знаем мы о них или нет, познаны они или не познаны. Человек не может отменить ни законы развития природы, ни законы развития общества.

2. изменение материальных условий влияет на проявление и действие как общественных, так и природных законов.

3. эти законы познаваемы.

4. законы природы и законы общества можно использовать.

Отличия социальных законов и законов природы:

1. среди законов природы есть и вечные (например, закон всемирного тяготения) и очень долговременные. Законы же общества не вечны; они возникают с образованием общества и прекращают свое действие с уходом с исторической арены конкретного общественного образования, формации.

2. законы природы действуют стихийно, а социальные законы осуществляются через сознательную деятельность масс людей.

3. законы развития общества и законы природы различаются по своей сложности; социальные законы имеют более сложный характер, чем законы природы.

Подходы классификации социальных законов:

1. по времени длительности:

· всеобщие (охватывают все основные сферы жизни общества и функционирующие на протяжении всей истории – напр., закон соотношения общественного бытия и общественного сознания)

· специфические (присущи отдельным сферам социума в рамках определенной ступени его развития – напр., закон прибавочной стоимости).

2. по функции, которые они выполняют: законы структуры, функционирования, развития.

Программа – совокупность наиболее общих принципов познания.

В обществознании выделяют следующие:

1. натуралистическая(редукционистская). Общество рассматривается как особая сфера природной реальности, описывается лишь как живая популяция. В познании общества используются методы естественных наук. Тип общественного устройства и ход истории определяется якобы генетическими, расовыми и половыми особенностями человека (социобиологическая концепция; Уилсон, Докинс), спецификой географической и природно-климатической среды (географический детерминизм; Мечников, Монтескье), ритмами солнечной активности и космических излучений (биологическая школа; Гумилев, Чижевский) и т.д. В данной программе человек уподобляется социальному атому, а общество – механическому агрегату индивидов-атомов.

2. идеократическая («идео» — идея, «кратос» — власть) – отрывает человека от природы, чересчур его одухотворяет. Данная программа не отвергает объективного фактора истории, но функцию творящего начала выполняет или мировой разум (объективный идеализм), или духовно-волевая активность человека (субъективный идеализм). Т.о. главный исторический фактор – субъективный; каждый исторический фактор или событие уникально, а главный метод познания – индивидуализирующий. Виндельбанд и т.д.

3. психологическая. Главный фактор общественного развития – психологический. В субъекте надо выделять как бессознательные, так и сознательные механизмы поведения, и поэтому понять историю можно, только поняв психологию. Фрейд, Адлер.

4. социологическая. В обществе выделяется субъект и действия субъекта; ставится вопрос о факторах, источнике и движущих силах социального развития. Так, в философии марксизма основные исторические формы общественного устройства определяются по ведущему типу организации материального производства. Общественная система в целом есть единство главных сфер общественной жизни – материально-производственной, экономической, социальной, политической и духовной. Действующими причинами общественного развития выступают «эмпирические индивиды», стремящиеся обеспечить свои потребности, улучшить условия и обстоятельства жизни. Представители: Маркс, Вебер, Парсонс.

Подходы к трактовке общества:

1. общество как объективная реальность: общество существует вне и независимо от сознания людей, в обществе действуют объективные законы; эти законные определяют деятельность людей; в обществе присутствует и субъективный фактор, но он вторичен. Такой подход проявляется, например, в экономическом детерминизме, или экономократизме (Лафарг, Меринг, Шулятиков, Джонс): экономический фактор рассматривается как определяющий, от которого безусловно и однозначно зависит развитие других феноменов общественной жизни – политики, права, нравственности.

2. общество как духовная реальность: сущность общества в духовных феноменах. Общественная жизнь, по существу своему, духовна, а не материальна. Такой подход выражен в идеократизме. Представители: Соловьев, Бердяев, Ясперс, Сорокин, Шпенглер,

3. общество как объективно-субъективная реальность: признание дополнительности объективной и субъективной сторон общества как системы. В мире существуют обладающие сознанием, волей и интересами люди, которые, вступая в отношения и взаимодействия друг с другом, стремятся реализовать эти интересы. В процессе коллективного сосуществования не все зависит от желаний и действий человека – многое определяется независимыми от него необходимыми и устойчивыми нормами отношений между людьми. В этих нормах (правилах) зафиксированы не зависящие от желания и воли конкретного человека объективные закономерности, свойственные именно связям, взаимодействиям и отношениям между людьми.

Методы изучения общества:

1. индивидуализирующий: предмет познания – один человек; общества как такового нет, есть только отдельные люди; все в обществе зависит от сознания человека. Цель познания: раскрыть смысл, лежащий в деятельности отдельного человека.

2. универсалистский (генерирующий): общество не сводимо к отдельным людям, общество – нечто целое; главный вопрос – что предопределяет деятельность людей; человек рассматривается как отдельный элемент общества; основа развития общества – интерес общества, а не интерес отдельного человека.

3. корпоративный: выделяется не отдельный человек и не общество, а класс, т.е. подсистема.

Источник

Понятие закона. Законы природы и законы социума.

Закон (объективный) – существенная, повторяющаяся и устойчивая связь явлений, природы и общества обуславливающая их упорядоченное изменение. Близко к понятию сущности, существенности. Закон не только фиксирует повторяющуюся, устойчивую связь, но и объясняет ее. Существует много видов классификаций законов.

Категория закон рассматривается в материализме и идеализме с противоположных позиций.

1. Идеалистическое направление в философии понимает под законом форму рассудочной деятельности, средстве упорядочивания ощущений и эмпирических данных, как это свойственно представителям субъективного идеализма, либо как мысленное воспроизведение человеком развития абсолютной идеи, что характерно для объективного идеализма Гегеля. Современные неопозитивисты трактуют закон как результат соглашения между учеными, удобные приемы мышления и не более того.

2. Материалистическое направление в философии исходит из того, что законы объективны по своему содержанию. Так, например, античные материалисты под законом понимали объективный порядок, внутренне присущий миру, естественный путь развития всех вещей. Современная материалистическая диалектика продолжает эту линию, полагая, что законы развития природы и общества носят объективный характер, а значит, и законы науки, которые более или менее точно отражают их, также объективны по содержанию и субъективны по форме своего выражения. Не всякая связь явлений есть закон. Она должна носить необходимый, устойчивый, повторяющийся характер, для того чтобы быть законом.

Природа и общество взаимосвязаны, между ними существуют единство и различия. Единство заключается в следующем: 1) общество есть продукт саморазвития природы; 2) общество является частью природы в широком смысле, и как часть оно подчиняется целому, подчиняется законам природы; 3) природа и общества взаимодействуют, влияют друг на друга.

Между природой и обществом существуют и очевидные различия. Общество является относительно обособленной частью природы. В обществе действуют люди, обладающие сознанием и способные трудиться. Общество характеризуется социальной формой движения, которая качественно отличается от низших форм движения материи. Законы природы действуют в обществе, но они не объясняют качественную специфику социальных процессов. Социальное движение подчиняется собственным законам: экономическим, политическим, социально-психологическим и др. Если законы природы складываются из действия слепых сил, то законы общества складываются из действия людей, обладающих сознанием и волей. Люди не могут отменить социальные законы, как и законы природы, но они могут на них активно влиять (ускорить или затормозить действие закона, усилить или ослабить его). Таким образом, в отличие от законов природы, законы общества – это законы деятельности людей и результаты этой деятельности. Специфика общественных законов, их отличие от природы состоит в том, что по времени действия они значительно более кратковременны. С заменой одного общества на другое нередко отмирают те или иные законы, и возникают новые.

Дополнительно:

Классификация законов:

I. По степени общности:

— всеобщие – законы диалектики, имеющие универсальный характер;

— общие законы – характерные для большего круга явлений;

— частные законы – отражающие связи определенного круга явлений;

II. По форме проявления в зависимости от типа детерминации

— динамические – Динамические законы выражают более простую, однозначную связь. Это такая форма связи, при которой начальное состояние системы однозначно определяет все последующие. Зная первое, можно с большей степенью точности предвидеть вторые.

— статистические – Действие статистических законов характерно для больших групп явлений, где велика роль случайности. Иными словами, это законы средних чисел, которым подчиняется масса случайностей.

III. Кроме того, различают законы

— развития – (переход от одного состояния к другому)

— функционирования. – (способ существования систем в определенном качестве)

— строения (законы строения – анатомия)

IV. по длительности действия:

— вечные (диалектики),

— долговечные,

— недолговечные (законы развития общественных формаций).

Диалектические законы имеют объективный характер.

В диалектике выделяют три основных закона:

— единства и борьбы противоположностей,

— взаимного перехода количественных изменений и качественных изменений

— отрицания отрицания.

1) Динамичсекие законы(ДЗ) (законы действия сил)– такие закономерности, которые выражают строгоопределенную и однозначную взаимосвязь между какими-либо параметрами. (выражаются с пом-ю формул (F=ma)).

2) Статистические законы(СЗ) (вероятностные)- закономерности, носящие вероятностный характер. (выражаются чаще графически (распр-е Максвелла по скоростям))

3) Законы взаимосоответствия (ЗВ) (законы-тенденции)- выражают максимально общие соотношения между какими-либо процессами или явлениями. (Закон соответствия производственных сил и производственных отношений)

Источник

12 природных законов, или как сохранить жизненную энергию

Вряд ли есть хоть один человек, разума которого не коснулась информация об этих законах, высказанная в той или иной формулировке.

В основе природных законов лежат правила энергообмена. Этим природные законы отличаются от так называемых, “социальных”. В принципе, социальные законы могут быть природными, более-менее природными и анти-природными (неприродными).

За нарушение природных законов, наказывает Природа, за нарушение социальных – социум. В отношении человека можно сказать: если он живёт, в основном, законами социальными – неприродными, то он – “автомат” от данного социума; если – законами природными в сочетании с социальными-неприродными, то может быть “человеком” от социума, если природными законами, он – “природный человек”.

Добавим, что понятия “жить законом” и “осознанно подчиняться закону” – это по сути два разных понятия. Например, мы переходим оживлённую трассу по пешеходной дорожке в установленных местах и на зелёный свет (для пешеходов). Это общие установленные правила, которым подчиняются и водители, и пешеходы, чтобы обеспечить безопасность движения. Но если на трассе совсем нет машин, а вы стоите и ждёте, пока для вас загорится зелёный свет, то это значит одно из двух: либо вы автомат от социума (только по данному вопросу, конечно), либо где-то близко находится милиционер, штрафующий за нарушение правил перехода.

Итак, в свете вышесказанного, вы можете ознакомиться с 12 законами или просто уйти с этой страницы.

12 природных законов

1. Тебе надо – ты и делай.
Какой смысл делать что либо, что не приносит ни малейшей пользы для тебя самого? Результатом нашей деятельности должна быть хотя бы благодарность или чувство собственного достоинства. Энергия – это всегда награда нам за что-то. Если другие сгружают на нас свои заботы, мы никогда не получим от выполнения их работы должного удовольствия и соотвественно воодушевления на новую работу.

2. Не обещай . Обещал – выполни.
Разве становимся ли мы свободней и богаче, если раздаем обещания? А если не выполняем обещания разве это снижает репутацию только в чьи-то глазах? Но и наших собственных? Тут дело даже не в репутации, а в обмане который мы осущевствляем. Один из самых серьезных законов призванный отследить обман, в первую очередь, к себе.

3. Не просят – не лезь.
Часто мы руководствуясь благими намерениями пытаемся повлиять на выбор других людей, на их мышление и действия. Как и следует ожидать чаще всего в ответ мы не получаем никакой благодарности, а как раз осуждение. Не возможно научиться на чужих ошибках, каждый проходит путь своим собственным путем.

4. В просьбе не отказывай.
Когда нас просят, то это подразумевается благодарность за выполнение некой услуги. Эта благодарность помогает почувствовать собственную ценность, что служит для нас внутренней источником энергии самоуважения.

5. Живи настоящим (а не прошлым и не будущим).
Энергию дарованную сегодня нужно направить на день сегодняшний. Лучшее, что мы можем сделать с прошлым и будущим, всегда можно сделать только сейчас.

6. Не западай.
Очевидно, что когда мы привязываемся к чему то одному, мы тормозим свое развитие. Если мы топчимся по одному месту, то не получаем новой энергии. Один из самых трудных законов. Человеку свойственны западения.

7. Не ставь цель. (Цель должна служить маяком).
Цель — это не во что врезаются, цель — это направление деятельности. Если вы будете видеть в целях некий конечный пункт, то по их достижении можете испытать опустошенность. Самые лучшие цели – цели бесконечные, к примеру цель саморазвития.

8. Не мешай никому.
Говорите тогда, когда вас готовы слушать. Не навязываете себя людям. В таком случае вы всегда получите для себя нулевой положительный результат, а также понапрасну растратите энергию.

9. У природы нет плохой погоды.
Если научиться видеть в неудачных попытках еще один проверенный не подходящий вариант, но не последний возможный, а в сложных обстоятельствах – среду для личного развития, то мы не будем попросту растрачивать энергию на оплакивание, а будем двигаться вперед.

10. Не осуждай, не критикуй.
Привычка критиковать – признак собственной заниженной самооценки. Критикую других мы вызываем у них негативную обратную реакцию.

11. Не передавай информацию, не сделав её своей (опытом, навыком, умением).
Будьте осторожны когда раскрываете другим свои цели и замыслы. Их порой нелепые замечания или приземленный рассудок может обрезать вам крылья и цели утратят былую значимость.
Не стоит советовать другим то, что ещё не опробовал на себе. Если ваше слово всегда будет основано на вашем опыте люди это будут ценить.

12. Везде и всегда спрашивай разрешение.
Проявляйте уважение к чужой собственности, интеллектуальной и физической. В противном случае готовьтесь к расходу энергии на оправдания.

Источник

Adblock
detector