Подготовка учащихся к ЕГЭ 2010 по теме Эволюционная теория

ЗАЩИТНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ у животных

ЗАЩИТНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ у животных — широко распространенные в животном мире биологические приспособления, служащие для защиты от хищников, паразитов, действия неблагоприятных факторов окружающей среды, механических воздействий и т. п.; наблюдаются практически во всех группах животного мира.

Различают три основных типа 3. п.: морфологические, физиологические и этологические. К морфол. 3. п. относят все типы покровительственной окраски, своеобразие формы тела животных, а также органы пассивной и активной защиты. У некоторых видов наземных членистоногих и позвоночных животных само тело окрашено под цвет объектов среды обитания или имеет форму, напоминающую различные предметы из окружающей обстановки, напр, сучки, листья (мимикрия). Защитную роль играет также плотный панцирь, одевающий все тело животного (напр., у моллюсков, черепах и др.), шипы или иглы, развивающиеся на панцире или на других частях тела (иглы морских ежей, плавниковые лучи некоторых видов рыб, рога копытных и т. п.), перья, волосяной покров, чешуя, жировая прослойка кожи. Защитно-приспособительное значение имеет контрастная и яркая окраска животных (в частности, ядовитых змей, рыб и др.), как бы предостерегающая других животных.

К физиол. 3. п. относят ядовитые, отпугивающие или маскирующие свойства лимфы, крови, различных желез (ядовитые железы педицеллярий морских ежей, железы спинного плавника Trachinus draco, железы жала многих перепончатокрылых и т. п.). Нередко защитное значение приобретают железы, не связанные с каким-либо колющим аппаратом, но выделяющие дурно пахнущие вещества, напр, железы многих клопов, жуков, жужелиц, амер. вонючки и т. п. Есть насекомые (напр., божьи коровки), у которых защитную роль играет кровь, выделяемая в местах сочленения ножек с телом.

Этологические 3. п. выражаются у некоторых животных в особенностях поведения, в выработке так наз. движений угрозы: вонючка до употребления своих защитных желез предупреждающе поднимает хвост, некоторые ящерицы раздувают горловые мешки, увеличивающие размеры животного. К особенностям поведения животных относятся защитные реакции — бегство от врагов, прятание в укрытиях (норах, гнездах, раковинах), затаивание, имитация смерти (некоторые насекомые) или ранения (птицы, уводящие врага от гнезда), отбрасывание хвоста (ящерицы) и др. Защитные реакции могут иметь и активный характер — нападение. Напр., защищаясь, ядовитые змеи могут нанести ядовитый укус; при неосторожном обращении укусить могут даже домашние животные. К 3. п. против неблагоприятных условий среды относят миграцию животных, инстинкт постройки гнезд и укрытий, запасание кормов и т. д. 3. п. сложились в процессе эволюции и полезны для организма лишь в условиях среды, в к-рой он обитает. См. также Адаптация, Приспособление.

Источник

Объясните появление мимикрии у одного из видов тараканов, сходного по окраске и форме тела с божьей коровкой

Ответ:
1) в исходной популяции тараканов могли возникнуть мутации, обеспечивающие фенотипическое сходство с божьей коровкой;
2) сходство с ядовитой божьей коровкой спасало организм от хищников и повышало шанс выживания в борьбе за существование;
3) в результате естественного отбора мутация закрепилась и распространилась в популяции, что привело к изменению её генофонда.

В чём проявляется приспособленность птиц к неблагоприятным условиям зимы в средней полосе России?

Ответ:
1) линька, развитие густого перьевого покрова;

2) запасание жира;

3) запасание и смена кормов;

4) кочевки и перелеты.

Объясните, от чего зависит скорость эволюционного процесса в популяциях.

Скорость эволюционного процесса в популяциях зависит от:

1) частоты появления мутаций;

2) сроков наступления половой зрелости;

3) скорости размножения в единицу времени и количества особей в потомстве.

В чем проявляется биологический прогресс у современных костистых рыб? Ответ:

1) в многообразии видов;

2) в широком распространении видов (широкий ареал);

3) в наличии разнообразных приспособлений к среде обитания;

4) в высокой численности видов.

Приведите не менее трех прогрессивных биологических признаков человека, которые он приобрел в процессе длительной эволюции.
Ответ:

1) увеличение мозга и мозгового отдела черепа;

2) прямохождение и соответствующие изменения в скелете;

3) освобождение и развитие руки, противопоставление большого пальца;

Домовая мышь – млекопитающее, длина тела которого достигает 8 см. Обитает как в естественных условиях, так и в жилище человека. Размножается несколько раз в году, в помете 5-7 детенышей. Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните.

1) морфологический – размер тела;

2) экологический – обитание в естественных условиях и в жилище человека; местообитание;

3) физиологический – особенности размножения.

В чём проявляются морфологические, физиологические и поведенческие адаптации к температуре среды у теплокровных животных?Ответ:

1) морфологические: теплоизолирующие покровы, подкожный слой жира, изменение поверхности тела;

2) физиологические: усиление интенсивности испарения пота и влаги при дыхании; сужение иди расширение сосудов, изменение уровня обмена веществ;

3) поведенческие: строительство гнезд, нор, изменение суточной и сезонной активности в зависимости от температуры среды.

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.

Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию. 2. Основными групповыми характеристиками популяции являются численность, плотность, возрастная, половая и пространственная структуры. 3. Совокупность всех генов популяции называется генофондом. 4. Популяция является структурной единицей живой природы. 5. Численность популяции всегда стабильна.

1) 2 – популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида.

4) 4 – популяция является структурной единицей вида;

3) 5 — численность популяции не всегда стабильна, она зависит от ряда биологических факторов (популяционные волны), от условий среды.

Какие средства защиты позволяют животным избежать уничтожения при непосредственном контакте с хищниками?

Ответ:
1) защитные образования: панцирь, раковина, иглы, шипы, влажные покровы;
2) активное использование различных средств защиты: механических (зубы, ногти, когти, копыта); химических (запахи, яды); электрических (электрические органы у рыб);
3) формы защитной окраски.

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, длительное время населяющих общую территорию. 2. Разные популяции одного и того же вида относительно изолированы друг от друга, и их особи не скрещиваются между собой. 3. Генофонд всех популяций одного вида одинаков. 4. Популяция является элементарной единицей эволюции. 5. Группа лягушек одного вида, живущих в глубокой луже в течение одного лета, представляет собой популяцию.

1) 2 – популяции одного вида относительно изолированы друг от друга, но особи разных популяций могут скрещиваться;

2) 3 – генофонды разных популяций одного вида отличаются;

3) 5 – группа лягушек летней лужи не является популяцией, так как группа особей одного вида считается популяцией, если она на протяжении большого числа поколений занимает одно и то же пространство.

Какое значение имело появление у птиц и млекопитающих четырехкамерного сердца в процессе эволюции?

1) Полное разделение крови на артериальную и венозную;

2) В свою очередь, появление теплокровности у животных.

Чем характеризуется биологический прогресс у цветковых растений? Укажите не менее 3-х признаков.

1) большим разнообразием популяций и видов;

2) широким распространением на Земле;

3) приспособленностью жить в разных экологических условиях.

Чем характеризуется в природе биологический прогресс?

1) преобладанием рождаемости над смертностью, что приводит к увеличению численности особей популяции какого-либо вида организмов;

2) расширением ареала распространения;

3) усилением дифференциации прежней группы организмов на новые (виды, подвиды).

Какие ароморфозы обеспечили теплокровность млекопитающих. Укажите не менее 3х признаков.

1) 4-х камерное сердце;

2) Альвеолярное строение легких;

3) Волосяной покров.

Пользуясь рисунком, определите, какую форму отбора он иллюстрирует, при каких условиях жизни этот отбор будет проявляться. Изменится ли размер ушей у зайцев в процессе эволюции при действии этой формы естественного отбора? Ответ обоснуйте.

1) стабилизирующая форма отбора, так как на графике видно, что давление отбора направлено на гибель особей с минимальным или максимальным значением признака;

2) стабилизирующий отбор проявляется при относительно постоянных условиях жизни;

3) изменения размера ушей у зайцев в процессе эволюции не произойдет, так как эта форма отбора сохраняет среднее значение признака.

Каково значение прогрессивного развития кровеносной системы млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися? Укажите не менее 3-х положений.

1) 4-х камерное сердце обеспечило полное разделение артериальной и венозной крови, что привело к улучшению обеспечения клеток кислородом;

2) произошло общее повышение уровня обмена веществ;

3) это привело к теплокровности – уменьшению зависимости млекопитающих от температуры окружающей среды;

Источник



Вариант 1

1. Растение кукуруза имеет два типа соцветий: початок и метёлку. Почему плоды образуются только в початке?

1) початок состоит из женских цветков, в которых образуются плоды — зерновки;

2) метёлка состоит из мужских цветков, которые образуют пыльцу, участвующую в оплодотворении

2. Определите класс цветкового растения, изображенного на рисунке. Обоснуйте Ваш ответ. Назовите органы, обозначенные на рисунке буквами А и Б, и объясните их роль в жизни растения.

1) Класс двудольные, т.к. видны следующие признаки: сетчатое жилкование листьев, пятичленный цветок.

2) А – цветок, Б – видоизмененный побег (ус).

3) Цветок – орган генеративного размножения, ус – орган вегетативного размножения.

3. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

(1)Рыбы — обитатели водной среды. (2) По происхождению и особенностям строения рыб подразделяют на 2 класса: Хрящевые рыбы и Костные рыбы. (3) Заострённая спереди голова слита с туловищем, которое начинается от свободного края жаберных крышек и заканчивается хвостовым отделом. (4) У всех рыб жабры открываются снаружи тела жаберными щелями. (5) Все рыбы имеют плавательный пузырь. (б) Наиболее древние из костных рыб Кистепёрые рыбы. (7) Для них характерны мясистые, покрытые чешуёй плавники, развитая у взрослых рыб хорда, плохо развитый плавательный пузырь и другие особенности.

3 — Заострённая спереди голова слита с туловищем, которое начинается от свободного края жаберных крышек и заканчивается хвостовым отделом – этот признак свойственен только Костным рыбам.

4 – У Хрящевых рыб жабры открываются снаружи тела жаберными щелями.

5 – Плавательный пузырь имеют только Костные рыбы (и то не все).

4. Какие признаки характерны только вирусам?

1) Не имеют клеточного строения.

2) Внутриклеточные паразиты, не способны к обмену веществ (росту, питанию и т. д).

3) Имеют одну молекулу ДНК или РНК, заключенную в белковую оболочку (капсид).

5. Какие защитные приспособления позволяют животным избежать гибели при непосредственном контакте с хищниками?

1) Защитные образования: панцирь, раковина, иглы, шипы, влажные покровы.

2) Активное использование различных средств защиты: механических (зубы, ногти, конти, копыта); химических (запахи, яды); электрических )электрические органы урыб).

3) Формы защитной окраски (покровительственная, предупреждающая), подражание более защищенным (мимикрия), подражание предметам (маскировка).

6. В процессе трансляции участвовало 30 молекул тРНК. Определите число аминокислот, входящих в состав синтезируемого белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, который кодирует этот белок.

1) Число аминокислот – 30, т.к. одна тРНК транспортирует к месту синтеза белка одну аминокислоту.

2) Число триплетом иРНК – 30, т.к. один триплет кодирует одну аминокислоту (генетический код триплетен).

3) число нуклеотидов ДНК, кодирующих белок, — 30 х 3 = 90, т.к. один триплет состоит из трех нуклеотидов.

6. У че­ло­ве­ка от­сут­ствие по­то­вых желёз опре­де­ля­ет­ся ре­цес­сив­ным геном, рас­по­ло­жен­ным в Х B -хромосоме, а бас — аутосомный до­ми­нант­ный признак. Мужчина, име­ю­щий голос бас (гомозигота) и стра­да­ю­щий от­сут­стви­ем по­то­вых желёз, же­нит­ся на жен­щи­не с вы­со­ким го­ло­сом и с по­то­вы­ми же­ле­за­ми (гомозиготой). Со­ставь­те схему ре­ше­ния задачи. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы родителей, воз­мож­ные фе­но­ти­пы и ге­но­ти­пы потомства, ве­ро­ят­ность рож­де­ния маль­чи­ков без по­то­вых желёз. Какие за­ко­ны на­след­ствен­но­сти про­яв­ля­ют­ся в дан­ном случае?

Источник

Какие защитные приспособления позволяют животным избежать гибели при непосредственном

Защита животных от хищников

Какими способами животные защищаются от хищников?

Краткая схема ответа на этот вопрос с некоторыми комментариями. Как «способ защиты» мы будем рассматривать любое приспособление (особенность образа жизни и т. п.), которое, на наш взгляд, снижает вероятность гибели особей данного вида от хищников. Мнение о том, что данное приспособление действительно помогает при защите, часто основано на косвенных данных, хотя во многих случаях могло бы быть проверено и экспериментально или путем сравнения с близкими видами, которые лишены такого приспособления. При ответе мы не подразумеваем, что тот или иной признак обязательно специально предназначен для защиты от хищников (т. е. возник под влиянием этой опасности и не имеет другого приспособительного значения).
Разделим все способы на три большие группы.
1) Избегание встречи с хищником до его обнаружения:
а) обитание в необычной среде, недоступной для большинства хищников (например, в очень сильно засоленных водоемах, в нефти, в смоле и т. п.), или короткий популяционный цикл, заканчивающийся в тот период, когда хищников нет, тогда как остальное время переживается в виде покоящихся форм, обычно снабженных средствами пассивной защиты;
б) использование естественных укрытий, а также случаи симбиоза с защищенными животными, например обитание среди игл морского ежа или щупалец актинии и паразитизм, и сооружение укрытий;
в) миграции; например, многие планктонные рачки мигрируют днем на большую глубину, где темно и где они недоступны для хищников-рыб, использующих для охоты зрение;
г) неподвижность;
д) малозаметность из-за мелких размеров; покровительственная окраска и форма (миметизм); маскировка с помощью различных предметов; отсутствие запаха, бесшумность; запутывание следов.
2. Избегание контакта с хищником после его обнаружения:
а) бегство;
б) затаивание;
в) выбрасывание защитных веществ — чернильного облака (отбивает обоняние хищника и отвлекает его внимание от намеченной жертвы), светящегося облака (используется глубоководными креветками, ослепляет хищника), ядовитых, едких или обжигающих аэрозолей или жидкостей, липких веществ, затрудняющих движения хищника;
г) предупреждающие окраска, запах, звук; отпугивающая окраска; мимикрия (при последнем способе неважно, чтобы хищник был обнаружен);
д) сигнал тревоги (оповещение других особей о приближении хищника) и приспособления, позволяющие заблаговременно обнаружить хищника (хорошее зрение, слух, обоняние и т. п.).
3. Способы, действенные при непосредственном контакте с хищником:
а) несъедобность, ядовитость «при съедении»;
б) панцирь, раковина, неперевариваемые оболочки, шипы, иглы, скользкость;
в) крупные размеры;
г) «активная защита» (механические средства (зубы, когти, копыта и т. п.), химические (стрекательные клетки, ядовитые зубы и др., способы впрыскивания яда), реже — другие, например электрические органы);
д) автотомия (например, отбрасывание хвоста ящерицей), жертвование частью тела.

Источник

Подготовка учащихся к ЕГЭ 2010 по теме «Эволюционная теория»

Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта Профессионалы.ru. Интернет проект Профессионалы.ru – это ведущая отечественная деловая социальная сеть, созданная специально для того, чтобы облегчить Ваш путь вверх по карьерной лестнице. Посетив сайт Профессионалы.ru, Вы найдете информацию о eCOSWAY, и других компаниях, которые позволяют вести сетевой бизнес. Сотрудник требуемой компании ответит на все интересующие Вас вопросы, предоставит прайс-лист и другую документацию. Интернет проект Профессионалы.ru располагается по адресу http://professionali.ru/

Задания части С

В предлагаемой статье даны советы эксперта по подготовке к решению заданий части С экзаменционной работы по биологии. Используются задания, опубликованные в сборниках под грифом Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Авторами-составителями этих заданий являются Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова, В.З. Резникова, Е.Н. Никишова и др. Именно по этим сборникам желательно готовить учащихся, т.к. учебные материалы в них максимально приближены к экзаменационным по форме и содержанию. Все остальные пособия для подготовки к ЕГЭ можно использовать по усмотрению учителя, но лучше в первой половине учебного года.

Задания части С имеют некоторые особенности. Во-первых, это самая сложная часть экзаменационной работы. Во-вторых, решения заданий этой части, с одной стороны, должны отвечать определенным критериям, а с другой – допускают вариации ответов, не искажающих смысл вопроса. В-третьих, эти задания требуют от учащегося:

– внимательного чтения вопроса и точного понимания его смысла;
– выбора знаний и умений, необходимых для ответа на вопрос;
– умения отвечать достаточно лаконично и вместе с тем содержательно и точно.

Напомним, что часть С состоит из 6 заданий общей ценностью 17 баллов. Задание С1 оценивается в 2 балла, задания С2–С6 – в 3 балла каждое. На наш взгляд, наиболее трудными являются вопросы С1–С4, в большей мере, чем остальные, требующие нестандартного мышления.

Опыт показывает, что задания, требующие от учащихся понимания механизмов эволюции, роли ее движущих сил, механизмов видообразования, выполняются слабо. Учащиеся не владеют такими понятиями, как направления эволюции, дрейф генов, дивергенция, способы видообразования, биологический прогресс и биологический регресс и т.д.

Разберем несколько заданий по теме «Эволюционная теория», как правило, на экзамене это задания С2 и С4.

1 (С2). Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.

1. В процессе длительной эволюции у пресмыкающихся возникли приспособления к жизни на суше. 2. Оплодотворение у них наружное. 3. Яйца содержат большой запас питательных веществ и покрыты плотными оболочками, которые защищают развивающийся зародыш от высыхания и механических повреждений. 4. Шейный отдел позвоночника, как и у земноводных, представлен одним позвонком, что затрудняет подвижность головы. 5. Кожный покров богат железами.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Ошибки допущены в предложениях:

2 – оплодотворение у пресмыкающихся внутреннее;
4 – шейный отдел у пресмыкающихся представлен несколькими позвонками, хорошо развит, обеспечивает подвижность головы;
5 – железы в кожном покрове отсутствуют

В ответе указаны и исправлены все три ошибки

В ответе указаны и исправлены 2 ошибки ИЛИ указаны 3 ошибки, но исправлены только 2 из них

В ответе указана и исправлена 1 ошибка ИЛИ указаны 2–3 ошибки, но исправлена 1 из них

Ответ неправильный (ошибки определены неверно) ИЛИ указаны 1–3 ошибки, но не объяснена ни одна из них

Ответ на этот вопрос требует от учащихся не только точного знания предмета, но и очень внимательного прочтения задания. Оно составлено вполне правдоподобно и может легко запутать неподготовленного школьника. Следовательно, учитель, готовя учащихся к экзамену, должен акцентировать их внимание на тщательном прочтении вопроса и осознании его смысла. Опыт показывает, что иногда кажущиеся простыми и понятными тексты заданий таковыми являются вовсе не для каждого ученика.

2 (С2). Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.

1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию. 2. Основными групповыми характеристиками популяции являются численность, плотность, возрастная, половая и пространственная структуры. 3. Совокупность всех генов популяции называется генофондом. 4. Популяция является структурной единицей живой природы. 5. Численность популяции всегда стабильна.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Ошибки допущены в предложениях:

1 – популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, длительное время населяющих общую территорию популяции;
4 – популяция является структурной единицей вида;
5 – численность популяций может изменяться в разные сезоны и годы

В ответе указаны и исправлены все три ошибки

В ответе указаны и исправлены 2 ошибки ИЛИ указаны 3 ошибки, но исправлены только 2 из них

В ответе указана и исправлена 1 ошибка ИЛИ указаны 2–3 ошибки, но исправлена 1 из них

Ответ неправильный (ошибки определены неверно) ИЛИ указаны 1–3 ошибки, но не объяснена ни одна из них

В ответе на данный вопрос требуется применить знание понятия «популяция» и отметить его основные признаки, найдя ошибки в тексте. Подобные задания учат критическому отношению к текстам, что очень важно не только на экзамене. Ошибки в тексте хорошо замаскированы в одном-двух словах, не искажающих грамматического смысла фразы. Именно поэтому ученик, не имеющий опыта критического осмысления текста, с трудом справляется с такими заданиями.

3 (С4). Какие особенности строения сформировались у хордовых в процессе эволюции? Приведите не менее трех особенностей.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

1 – внутренний осевой скелет;
2 – нервная система в виде трубки на спинной стороне;
3 – щели в пищеварительной трубке

В ответе указаны и исправлены все три ошибки

В ответе указаны и исправлены 2 ошибки ИЛИ указаны 3 ошибки, но исправлены только 2 из них

В ответе указана и исправлена 1 ошибка ИЛИ указаны 2–3 ошибки, но исправлена 1 из них

Ответ неправильный (ошибки определены неверно) ИЛИ указаны 1–3 ошибки, но не объяснена ни одна из них

Отвечая на этот вопрос, учащиеся могут привести и еще один пример эволюционных приобретений большинства хордовых – головной мозг. Важно, чтобы было приведено не менее трех особенностей. Учащиеся, хорошо знающие предмет, могут упомянуть и такие общие признаки хордовых, как вторичная полость тела, вторичный рот, двусторонняя симметрия тела. Однако в этом случае необходимо отметить, что эти признаки были уже у беспозвоночных, но сохранились у хордовых. Даже если не будет приведен один из основных критериев, дополнительные знания могут свидетельствовать в пользу школьника.

4 (С4). Какие ароморфные изменения произошли у предков человека в процессе длительной эволюции? Приведите не менее трех изменений.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

1 – увеличение мозга и мозгового отдела черепа;
2 – прямохождение и соответствующие изменения в скелете;
3 – освобождение и развитие руки, противопоставление большого пальца остальным

В ответе указаны и исправлены все три ошибки

В ответе указаны и исправлены 2 ошибки ИЛИ указаны 3 ошибки, но исправлены только 2 из них

В ответе указана и исправлена 1 ошибка ИЛИ указаны 2–3 ошибки, но исправлена 1 из них

Ответ неправильный (ошибки определены неверно) ИЛИ указаны 1–3 ошибки, но не объяснена ни одна из них

Отвечая на этот вопрос, нужно иметь в виду, что в данном случае требуется привести примеры ароморфных изменений. Поэтому не стоит детализировать ответ и приводить в качестве примеров частные изменения. Так как в вопросе не указан характер ароморфных изменений, то не будет ошибкой, если учащийся добавит и пример социального ароморфоза – установление и развитие общественных отношений.

5 (С4). Какие средства защиты позволяют животным избежать уничтожения при непосредственном контакте с хищниками?

Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

1 – защитные образования: панцирь, раковина, иглы, шипы, влажные покровы;
2 – активное использование различных средств защиты: механических (зубы, ногти, когти, копыта); химических (запахи, яды); электрических (электрические органы у рыб);
3 – формы защитной окраски

В ответе указаны и исправлены все три ошибки

В ответе указаны и исправлены 2 ошибки ИЛИ указаны 3 ошибки, но исправлены только 2 из них

В ответе указана и исправлена 1 ошибка ИЛИ указаны 2–3 ошибки, но исправлена 1 из них

Ответ неправильный (ошибки определены неверно) ИЛИ указаны 1–3 ошибки, но не объяснена ни одна из них

Отвечая на этот хороший, с точки зрения биологии, вопрос, учащийся должен обратить внимание на слово «непосредственный». Это значит, что нужно вообразить ситуацию боя, борьбы, схватки между противниками и отметить именно те средства, которые помогают выжить в этой ситуации. Поэтому, например, угрожающая поза, хорошее зрение, обоняние или слух не годятся в качестве примеров. Данный вопрос указывает на возможный диапазон заданий, предлагаемых в теме «Эволюционная теория», и ориентирует учителя на поиск соответствующих вопросов для подготовки учащихся.

6 (С4). Объясните появление мимикрии у одного из видов тараканов, сходного по окраске тела с божьей коровкой.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

1 – в исходной популяции тараканов могли возникнуть мутации, обеспечивающие сходство с божьей коровкой;
2 – сходство тараканов с божьей коровкой спасало их от хищников и повышало шанс выживания в борьбе за существование;
3 – в результате естественного отбора мутация закрепилась и распространилась в популяции, что привело к изменению ее генофонда

В ответе указаны и исправлены все три ошибки

В ответе указаны и исправлены 2 ошибки ИЛИ указаны 3 ошибки, но исправлены только 2 из них

В ответе указана и исправлена 1 ошибка ИЛИ указаны 2–3 ошибки, но исправлена 1 из них

Ответ неправильный (ошибки определены неверно) ИЛИ указаны 1–3 ошибки, но не объяснена ни одна из них

Ответ на этот вопрос требует от учащихся знания терминов: мутация, популяция, естественный отбор, борьба за существование. Вывод об изменении генофонда в ответе не обязателен, так как в вопросе нет требования указать на изменения генофонда и последствия этих изменений.

Можно привести еще множество примеров вопросов по эволюционной теории, однако каждый учитель сможет найти их в сборниках заданий авторов-составителей, указанных выше. Мы же остановимся на спектре терминов и понятий, затрагиваемых экзаменационной работой. Готовясь к экзаменам по данному разделу, учащийся должен знать и уметь применять знания по таким темам, как:

• «Эволюционная теория, дарвинизм, ламаркизм»;
• «Факторы и движущие силы эволюции»;
• «Направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, биологический прогресс и регресс»;
• «Дивергенция, формы естественного отбора, искусственный отбор»;
• «Критерии вида»;
• «Приспособленность и ее относительность»;
• «Наследственность. Изменчивость и ее виды»;
• «Антропогенез».

Учащийся должен уметь приводить примеры приспособлений и объяснять механизм их возникновения, прогнозировать события в популяциях при изменениях их генофонда, дифференцировать критерии вида, аргументировать свои ответы.

Отдельно стоит сказать о ситуациях, с которыми может столкнуться ученик при ответе на вопрос. Приведем пример.

Объясните, от чего зависит скорость эволюционного процесса в популяциях.

1) степень изолированности от других популяций;
2) ареал, занимаемый популяцией;
3) среда обитания (водная, наземная);
4) температурный, пищевой факторы;
5) наличие конкуренции с другими видами.

Теперь посмотрим на критерии ответа, которые должен учесть учащийся:

Скорость эволюционного процесса в популяциях зависит от:

1) частоты появления мутаций;
2) сроков наступления половой зрелости;
3) скорости размножения в единицу времени и количества особей в потомстве.

Теперь сравните ответ ученика с критериями. Школьник не учел ни одного из предложенных критериев и должен получить 0 баллов. Справедливо ли это?

Зависит ли скорость эволюции от степени изолированности от других популяций? Конечно! В изолированной популяции эволюционные процессы идут медленнее, чем в популяции, контактирующей с другими популяциями вида.

Играет ли какую-то роль ареал, занимаемый популяцией? Могут играть ограниченность пространства, немногочисленность биотических связей, климатические особенности, рельеф – все это факторы, влияющие на скорость эволюционных процессов. А если учесть, что скорость эволюционных изменений, согласно Дарвину, зависит от темпов изменения среды обитания, от уровня организации организмов и от характера биотических связей, то и остальные факторы, указанные учеником, могут иметь значение. Таким образом, ответ школьника ни в коей мере не заслуживает 0 баллов. Этот пример призван обратить внимание учителей-экспертов на то, что иногда несоответствие ответа критериям не означает, что ответ неудовлетворителен.

В заключение хочу обратить внимание преподавателей, готовящих школьников к экзамену, на то, что основную часть работы по подготовке должны проделать сами учащиеся. Помимо систематической работы с теоретическим материалом, они обязательно должны «набить руку» на решении экзаменационных вариантов открытого сегмента заданий. Этот полезный опыт поможет справиться с большинством заданий на экзамене и обнаружит слабые места при подготовке, что позволит ее вовремя скорректировать.

Источник

Подготовка учащихся к ЕГЭ 2010 по теме Эволюционная теория

ПОПУЛЯЦИЯ – ЕДИНИЦА ЭВОЛЮЦИИ

(1) Происхождение жизни на Земле по-разному объясняют несколько различных гипотез. (2) Гипотеза самозарождения указывает на возможность появления живых существ только от живых родителей. (3) Её приверженцами были Р. Гук, Л. Пастер и ряд других учёных. (4) Креационизм – ещё одна гипотеза, утверждающая, что жизнь существовала вечно. (5) А.И. Опарин и английский биолог Дж. Холдейн предположили, что органические вещества и организмы возникли абиогенным путём из неорганического вещества в результате длительной эволюции. (6) Жизнь возникла на Земле примерно 3,5 млрд лет назад.

(1)Карл Линней — родоначальник современной теории эволюции. (2)Он также первым предложил систему классификации организмов на основе иерархии таксонов. (3)Учёный выделил 7 уровней классификации: тип (отдел), класс, отряд (порядок), семейство, род, вид и подвид. (4)Кроме того, Карл Линней впервые предложил биномиальную номенклатуру — название видов из двух слов. (5)При этом первое слово в названии вида — это имя рода, а второе — имя вида. (6)В своей системе Линней выделял 3 царства: растения, животные и грибы. (7)О существовании прокариот во времена Линнея было неизвестно.

1. Первая эволюционная концепция принадлежит Ж.Б. Ламарку. 2. Ламарк впервые выдвинул идею об изменяемости живой природы и её естественном развитии. 3. Он был первым, кто в качестве движущих сил эволюции признал естественный отбор и прямое влияние среды на организм. 4. В середине XIX века английский учёный Ч. Дарвин создал эволюционное учение, в котором движущими силами эволюции назвал неопределённую изменчивость, борьбу за существование и наследование благоприобретенных признаков. 5. Ч. Дарвин в своём учении утверждал, что в основе образования новых видов лежит постепенное накопление различий между особями — конвергенция признаков. 6. Результатами эволюции Ч. Дарвин считал разнообразие видов и относительную приспособленность организмов.

1)Дарвин выделял три ненаправленных эволюционных фактора: наследственность, изменчивость, популяционные волны. (2)Наследственность определяет способность организмов передавать свои характеристики потомству.

(3)Изменчивость определяет многообразие форм в популяции. (4)В результате все особи имеют различную приспособленность. (5)Наиболее приспособленные оставляют меньше потомства, поскольку живут дольше. (6)В результате естественного отбора потомство в каждом следующем поколении обладает всё большей приспособленностью к условиям среды. (7)Также важны мутации, они всегда повышают приспособленность популяции к условиям окружающейся среды.

(1)Выделяют три основных пути эволюции. (2)Ароморфоз — усложнение структурно-функциональной организации — поднятие на более высокий уровень. (3)Это узкое приспособление к конкретным условиям окружающей среды. (4)Идиоадаптация — приспособление, полезное в борьбе за существование, но не изменяющее уровень организации живого. (5)Примером идиоадаптации является возникновение цветка и плода у растений. (6)Общая дегенерация — это упрощение организации, ведущее к биологическому регрессу.

1. Ароморфоз — направление эволюции, для которого характерны мелкие адаптационные изменения. 2. В результате ароморфоза формируются новые виды в пределах одной группы. 3. Благодаря эволюционным изменениям организмы осваивают новые среды обитания. 4. В результате ароморфоза произошёл выход животных на сушу. 5. К ароморфозам также относят формирование приспособлений к жизни на дне моря у камбалы и ската. 6. Они имеют уплощённую форму тела и окраску под цвет грунта.

Согласно основным положениям синтетической теории эволюции: 1. Материалом для эволюции служит наследственная изменчивость, то есть мутации и комбинации генов. 2. Движущими силами эволюции являются изменение генофонда популяции и возникновение приспособленности организмов к условиям существования. 3. Направляющий фактор эволюции — естественный отбор, основанный на сохранении и накоплении наследственных изменений организма. 4. Наименьшая эволюционная единица — вид. 5. Эволюция имеет постепенный и длительный характер. 6. Видообразование как этап эволюции называется макроэволюцией.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЭВОЛЮЦИИ

1. Родство человека и животных подтверждается наличием у них рудиментов и атавизмов, которые относят к сравнительно-анатомическим доказательствам эволюции. 2. Рудименты – это признаки, крайне редко встречающиеся у человека, но имеющиеся у животных. 3. К рудиментам человека относят аппендикс, обильный волосяной покров на теле человека, полулунную складку в уголке глаз. 4. Атавизмы – это признаки возврата к признакам предков. 5. В норме у человека эти гены блокируются и не «работают» 6. Но бывают случаи, когда они проявляются при нарушении индивидуального развития человека – филогенеза. 7. Примерами атавизмов служат: многососковость, рождение хвостатых людей.

(1) Сходство в строении органов разных систематических групп организмов позволяет учёным установить их родство. (2) В процессе эволюции у организмов сформировались гомологичные и аналогичные органы. (3) Гомологичные органы развиваются из разных зародышевых листков эмбриона. (4) Аналогичные органы развиваются из одинаковых зародышевых листков. (5) Примерами гомологичных органов могут служить крылья птиц и лапы собак, косточки среднего уха различных млекопитающих, тычинки и листья цветковых растений. (6) Примерами аналогичных органов могут служить плавники рыбы и дельфина, конечности мыши и конечности жука, усики винограда и усики гороха. (7) Важными доказательствами эволюции являются также рудименты и атавизмы.

ПОПУЛЯЦИЯ – ЕДИНИЦА ЭВОЛЮЦИИ

1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию. 2. Основными характеристиками популяции являются численность, плотность, возрастная, половая и пространственная структуры. 3. Популяция является структурной единицей живой природы. 4. Совокупность всех генов популяции называется её генофондом. 5. Численность популяции всегда стабильна. 6. Популяции одного вида генетически неоднородны, т. е. обладают различными генофондами.

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Популяция представляет собой совокупность особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию. 2. Популяции одного и того же вида относительно изолированы друг от друга. 3. Популяция является структурной единицей вида. 4. Популяция является движущей силой эволюции. 5. Личинки комаров, живущие в мелкой луже, представляют собой популяцию.

Найдите три ошибки в тексте «Популяция». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

(1)Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, длительное время населяющих общую территорию. (2)Основными характеристиками популяции являются плотность; возрастная, половая, пространственная структура. (3)Популяция является структурной единицей класса. (4)Популяция является элементарной единицей эволюции. (5)Группа тритонов одного вида, живущих в озере в течение одного лета, представляет собой популяцию. (6)Генофонд всех популяций одного вида одинаков.

(1)Половая структура популяции относится к динамическим показателям. (2)Это соотношение особей мужского и женского пола в популяции. (3)Половая структура свойственна популяциям как раздельнополых, так и гетеротрофных организмов. (4)Теоретически соотношение полов должно быть одинаковым: по 50 % мужских и женских особей. (5)Фактическое соотношение полов зависит от генетических особенностей вида.

ВИДООБРАЗОВАНИЕ

1. Между видами существует репродуктивная изоляция. 2. Этот фактор способствует сохранению вида, как самостоятельной эволюционной единицы. 3. Особенно важно, чтобы изоляция возникала между генетически отдалёнными разновидностями и видами. 4. Возможность скрещивания между ними выше, чем с близкими, родственными видами. 5. Защита от чужих генов достигается разными способами: различными сроками созревания гамет, сходными местами обитания, способностью яйцеклетки различать свои и чужие сперматозоиды. 6. Межвидовые гибриды часто бывают нежизнеспособны или бесплодны.

Источник

Подготовка учащихся к ЕГЭ 2010 по теме «Эволюционная теория»

Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта Профессионалы.ru. Интернет проект Профессионалы.ru – это ведущая отечественная деловая социальная сеть, созданная специально для того, чтобы облегчить Ваш путь вверх по карьерной лестнице. Посетив сайт Профессионалы.ru, Вы найдете информацию о eCOSWAY, и других компаниях, которые позволяют вести сетевой бизнес. Сотрудник требуемой компании ответит на все интересующие Вас вопросы, предоставит прайс-лист и другую документацию. Интернет проект Профессионалы.ru располагается по адресу http://professionali.ru/

Задания части С

В предлагаемой статье даны советы эксперта по подготовке к решению заданий части С экзаменционной работы по биологии. Используются задания, опубликованные в сборниках под грифом Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Авторами-составителями этих заданий являются Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова, В.З. Резникова, Е.Н. Никишова и др. Именно по этим сборникам желательно готовить учащихся, т.к. учебные материалы в них максимально приближены к экзаменационным по форме и содержанию. Все остальные пособия для подготовки к ЕГЭ можно использовать по усмотрению учителя, но лучше в первой половине учебного года.

Задания части С имеют некоторые особенности. Во-первых, это самая сложная часть экзаменационной работы. Во-вторых, решения заданий этой части, с одной стороны, должны отвечать определенным критериям, а с другой – допускают вариации ответов, не искажающих смысл вопроса. В-третьих, эти задания требуют от учащегося:

– внимательного чтения вопроса и точного понимания его смысла;
– выбора знаний и умений, необходимых для ответа на вопрос;
– умения отвечать достаточно лаконично и вместе с тем содержательно и точно.

Напомним, что часть С состоит из 6 заданий общей ценностью 17 баллов. Задание С1 оценивается в 2 балла, задания С2–С6 – в 3 балла каждое. На наш взгляд, наиболее трудными являются вопросы С1–С4, в большей мере, чем остальные, требующие нестандартного мышления.

Опыт показывает, что задания, требующие от учащихся понимания механизмов эволюции, роли ее движущих сил, механизмов видообразования, выполняются слабо. Учащиеся не владеют такими понятиями, как направления эволюции, дрейф генов, дивергенция, способы видообразования, биологический прогресс и биологический регресс и т.д.

Разберем несколько заданий по теме «Эволюционная теория», как правило, на экзамене это задания С2 и С4.

1 (С2). Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.

1. В процессе длительной эволюции у пресмыкающихся возникли приспособления к жизни на суше. 2. Оплодотворение у них наружное. 3. Яйца содержат большой запас питательных веществ и покрыты плотными оболочками, которые защищают развивающийся зародыш от высыхания и механических повреждений. 4. Шейный отдел позвоночника, как и у земноводных, представлен одним позвонком, что затрудняет подвижность головы. 5. Кожный покров богат железами.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Ошибки допущены в предложениях:

2 – оплодотворение у пресмыкающихся внутреннее;
4 – шейный отдел у пресмыкающихся представлен несколькими позвонками, хорошо развит, обеспечивает подвижность головы;
5 – железы в кожном покрове отсутствуют

В ответе указаны и исправлены все три ошибки

В ответе указаны и исправлены 2 ошибки ИЛИ указаны 3 ошибки, но исправлены только 2 из них

В ответе указана и исправлена 1 ошибка ИЛИ указаны 2–3 ошибки, но исправлена 1 из них

Ответ неправильный (ошибки определены неверно) ИЛИ указаны 1–3 ошибки, но не объяснена ни одна из них

Ответ на этот вопрос требует от учащихся не только точного знания предмета, но и очень внимательного прочтения задания. Оно составлено вполне правдоподобно и может легко запутать неподготовленного школьника. Следовательно, учитель, готовя учащихся к экзамену, должен акцентировать их внимание на тщательном прочтении вопроса и осознании его смысла. Опыт показывает, что иногда кажущиеся простыми и понятными тексты заданий таковыми являются вовсе не для каждого ученика.

2 (С2). Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.

1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию. 2. Основными групповыми характеристиками популяции являются численность, плотность, возрастная, половая и пространственная структуры. 3. Совокупность всех генов популяции называется генофондом. 4. Популяция является структурной единицей живой природы. 5. Численность популяции всегда стабильна.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Ошибки допущены в предложениях:

1 – популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, длительное время населяющих общую территорию популяции;
4 – популяция является структурной единицей вида;
5 – численность популяций может изменяться в разные сезоны и годы

В ответе указаны и исправлены все три ошибки

В ответе указаны и исправлены 2 ошибки ИЛИ указаны 3 ошибки, но исправлены только 2 из них

В ответе указана и исправлена 1 ошибка ИЛИ указаны 2–3 ошибки, но исправлена 1 из них

Ответ неправильный (ошибки определены неверно) ИЛИ указаны 1–3 ошибки, но не объяснена ни одна из них

В ответе на данный вопрос требуется применить знание понятия «популяция» и отметить его основные признаки, найдя ошибки в тексте. Подобные задания учат критическому отношению к текстам, что очень важно не только на экзамене. Ошибки в тексте хорошо замаскированы в одном-двух словах, не искажающих грамматического смысла фразы. Именно поэтому ученик, не имеющий опыта критического осмысления текста, с трудом справляется с такими заданиями.

3 (С4). Какие особенности строения сформировались у хордовых в процессе эволюции? Приведите не менее трех особенностей.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

1 – внутренний осевой скелет;
2 – нервная система в виде трубки на спинной стороне;
3 – щели в пищеварительной трубке

В ответе указаны и исправлены все три ошибки

В ответе указаны и исправлены 2 ошибки ИЛИ указаны 3 ошибки, но исправлены только 2 из них

В ответе указана и исправлена 1 ошибка ИЛИ указаны 2–3 ошибки, но исправлена 1 из них

Ответ неправильный (ошибки определены неверно) ИЛИ указаны 1–3 ошибки, но не объяснена ни одна из них

Отвечая на этот вопрос, учащиеся могут привести и еще один пример эволюционных приобретений большинства хордовых – головной мозг. Важно, чтобы было приведено не менее трех особенностей. Учащиеся, хорошо знающие предмет, могут упомянуть и такие общие признаки хордовых, как вторичная полость тела, вторичный рот, двусторонняя симметрия тела. Однако в этом случае необходимо отметить, что эти признаки были уже у беспозвоночных, но сохранились у хордовых. Даже если не будет приведен один из основных критериев, дополнительные знания могут свидетельствовать в пользу школьника.

4 (С4). Какие ароморфные изменения произошли у предков человека в процессе длительной эволюции? Приведите не менее трех изменений.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

1 – увеличение мозга и мозгового отдела черепа;
2 – прямохождение и соответствующие изменения в скелете;
3 – освобождение и развитие руки, противопоставление большого пальца остальным

В ответе указаны и исправлены все три ошибки

В ответе указаны и исправлены 2 ошибки ИЛИ указаны 3 ошибки, но исправлены только 2 из них

В ответе указана и исправлена 1 ошибка ИЛИ указаны 2–3 ошибки, но исправлена 1 из них

Ответ неправильный (ошибки определены неверно) ИЛИ указаны 1–3 ошибки, но не объяснена ни одна из них

Отвечая на этот вопрос, нужно иметь в виду, что в данном случае требуется привести примеры ароморфных изменений. Поэтому не стоит детализировать ответ и приводить в качестве примеров частные изменения. Так как в вопросе не указан характер ароморфных изменений, то не будет ошибкой, если учащийся добавит и пример социального ароморфоза – установление и развитие общественных отношений.

5 (С4). Какие средства защиты позволяют животным избежать уничтожения при непосредственном контакте с хищниками?

Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

1 – защитные образования: панцирь, раковина, иглы, шипы, влажные покровы;
2 – активное использование различных средств защиты: механических (зубы, ногти, когти, копыта); химических (запахи, яды); электрических (электрические органы у рыб);
3 – формы защитной окраски

В ответе указаны и исправлены все три ошибки

В ответе указаны и исправлены 2 ошибки ИЛИ указаны 3 ошибки, но исправлены только 2 из них

В ответе указана и исправлена 1 ошибка ИЛИ указаны 2–3 ошибки, но исправлена 1 из них

Ответ неправильный (ошибки определены неверно) ИЛИ указаны 1–3 ошибки, но не объяснена ни одна из них

Отвечая на этот хороший, с точки зрения биологии, вопрос, учащийся должен обратить внимание на слово «непосредственный». Это значит, что нужно вообразить ситуацию боя, борьбы, схватки между противниками и отметить именно те средства, которые помогают выжить в этой ситуации. Поэтому, например, угрожающая поза, хорошее зрение, обоняние или слух не годятся в качестве примеров. Данный вопрос указывает на возможный диапазон заданий, предлагаемых в теме «Эволюционная теория», и ориентирует учителя на поиск соответствующих вопросов для подготовки учащихся.

6 (С4). Объясните появление мимикрии у одного из видов тараканов, сходного по окраске тела с божьей коровкой.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

1 – в исходной популяции тараканов могли возникнуть мутации, обеспечивающие сходство с божьей коровкой;
2 – сходство тараканов с божьей коровкой спасало их от хищников и повышало шанс выживания в борьбе за существование;
3 – в результате естественного отбора мутация закрепилась и распространилась в популяции, что привело к изменению ее генофонда

В ответе указаны и исправлены все три ошибки

В ответе указаны и исправлены 2 ошибки ИЛИ указаны 3 ошибки, но исправлены только 2 из них

В ответе указана и исправлена 1 ошибка ИЛИ указаны 2–3 ошибки, но исправлена 1 из них

Ответ неправильный (ошибки определены неверно) ИЛИ указаны 1–3 ошибки, но не объяснена ни одна из них

Ответ на этот вопрос требует от учащихся знания терминов: мутация, популяция, естественный отбор, борьба за существование. Вывод об изменении генофонда в ответе не обязателен, так как в вопросе нет требования указать на изменения генофонда и последствия этих изменений.

Можно привести еще множество примеров вопросов по эволюционной теории, однако каждый учитель сможет найти их в сборниках заданий авторов-составителей, указанных выше. Мы же остановимся на спектре терминов и понятий, затрагиваемых экзаменационной работой. Готовясь к экзаменам по данному разделу, учащийся должен знать и уметь применять знания по таким темам, как:

• «Эволюционная теория, дарвинизм, ламаркизм»;
• «Факторы и движущие силы эволюции»;
• «Направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, биологический прогресс и регресс»;
• «Дивергенция, формы естественного отбора, искусственный отбор»;
• «Критерии вида»;
• «Приспособленность и ее относительность»;
• «Наследственность. Изменчивость и ее виды»;
• «Антропогенез».

Учащийся должен уметь приводить примеры приспособлений и объяснять механизм их возникновения, прогнозировать события в популяциях при изменениях их генофонда, дифференцировать критерии вида, аргументировать свои ответы.

Отдельно стоит сказать о ситуациях, с которыми может столкнуться ученик при ответе на вопрос. Приведем пример.

Объясните, от чего зависит скорость эволюционного процесса в популяциях.

1) степень изолированности от других популяций;
2) ареал, занимаемый популяцией;
3) среда обитания (водная, наземная);
4) температурный, пищевой факторы;
5) наличие конкуренции с другими видами.

Теперь посмотрим на критерии ответа, которые должен учесть учащийся:

Скорость эволюционного процесса в популяциях зависит от:

1) частоты появления мутаций;
2) сроков наступления половой зрелости;
3) скорости размножения в единицу времени и количества особей в потомстве.

Теперь сравните ответ ученика с критериями. Школьник не учел ни одного из предложенных критериев и должен получить 0 баллов. Справедливо ли это?

Зависит ли скорость эволюции от степени изолированности от других популяций? Конечно! В изолированной популяции эволюционные процессы идут медленнее, чем в популяции, контактирующей с другими популяциями вида.

Играет ли какую-то роль ареал, занимаемый популяцией? Могут играть ограниченность пространства, немногочисленность биотических связей, климатические особенности, рельеф – все это факторы, влияющие на скорость эволюционных процессов. А если учесть, что скорость эволюционных изменений, согласно Дарвину, зависит от темпов изменения среды обитания, от уровня организации организмов и от характера биотических связей, то и остальные факторы, указанные учеником, могут иметь значение. Таким образом, ответ школьника ни в коей мере не заслуживает 0 баллов. Этот пример призван обратить внимание учителей-экспертов на то, что иногда несоответствие ответа критериям не означает, что ответ неудовлетворителен.

В заключение хочу обратить внимание преподавателей, готовящих школьников к экзамену, на то, что основную часть работы по подготовке должны проделать сами учащиеся. Помимо систематической работы с теоретическим материалом, они обязательно должны «набить руку» на решении экзаменационных вариантов открытого сегмента заданий. Этот полезный опыт поможет справиться с большинством заданий на экзамене и обнаружит слабые места при подготовке, что позволит ее вовремя скорректировать.

Источник



Тест по теме Виды и популяции

3110. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида эвглены зелёной. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1. Эвглена зелёная — одноклеточный организм, имеющий в цитоплазме пластиды. 2. Она живёт в пресных водоёмах, передвигаясь в толще воды с помощью жгутика. 3. Питается эвглена в зависимости от условий. 4. На свету с помощью хлоропластов она может синтезировать органические вещества. 5. В темноте эвглена переходит на гетеротрофный способ питания. 6. Осенью при понижении температуры или летом при пересыхании водоемов эвглена образует плотную оболочку и в этом состоянии переживает различные неблагоприятные условия среды.

Добавить в избранное

Верный ответ: 236

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 3110.

3119. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, и после исправьте эти ошибки.

1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей разных видов, длительное время населяющих одну и ту же территорию. 2. Основными групповыми характеристиками популяции являются численность, плотность, возрастная, половая и пространственная структуры. 3. Совокупность всех генов популяции называется генофондом. 4. Популяция является структурной единицей живой природы. 5. Численность популяции всегда стабильна.

Добавить в избранное

Ошибки допущены в предложениях 1, 4, 5:

1) Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, длительное время населяющих одну и ту же территорию
4) Популяция является структурной единицей вида
5) Численность популяции нестабильна, склонна к изменениям (популяционные волны)

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 3119.

3231. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите предложения, в которых сделаны ошибки, и исправьте их.

1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, длительное время населяющих общую территорию. 2. Разные популяции одного и того же вида относительно изолированы друг от друга, и их особи не скрещиваются между собой. 3. Генофонд всех популяций одного вида одинаков. 4. Генофонд может изменяться в результате мутаций и дрейфа генов. 5. Популяция является элементарной таксономической единицей.

Добавить в избранное

Ошибки допущены в предложениях 2, 3, 5:

2) Разные популяции одного и того же вида относительно изолированы друг от друга, и их особи способны периодически скрещиваться между собой
3) Генофонды всех популяций одного вида отличаются друг от друга, что приводит к образованию новых видов
5) Популяция — элементарная единица эволюции (на уровне популяции накапливаются мутации, происходят популяционные волны, дрейф генов)

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 3231.

3530. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания физиологического критерия вида эвглены зелёной. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1. Эвглена зелёная — одноклеточный организм, имеющий в цитоплазме пластиды. 2. Она живёт в пресных водоёмах, передвигаясь в толще воды с помощью жгутика. 3. Питается эвглена в зависимости от условий. 4. На свету с помощью хлоропластов она может синтезировать органические вещества. 5. В темноте эвглена переходит на гетеротрофный способ питания. 6. Осенью при понижении температуры или летом при пересыхании водоёмов эвглена образует плотную оболочку и в этом состоянии переживает неблагоприятный период.

Добавить в избранное

Верный ответ: 456

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 3530.

3642. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых описаны морфологические приспособления особей вида. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1)Покровительственная окраска развивается у видов, живущих на открытом пространстве. (2) Эта окраска может быть сплошной, может быть расчленяющей. (3) Поведенческие приспособления характерны, как правило, для особей с высокоразвитой нервной системой. (4) Предостерегающая окраска развивается у ядовитых насекомых. (5) При понижении температуры окружающей среды некоторые животные впадают в состояние анабиоза.

Источник

Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок

1. Животные — это гетеротрофные организмы, они питаются готовыми органическими веществами. 2, Различают одноклеточных и многоклеточных животных. 3. Все многоклеточные животные имеют двустороннюю симметрия тела. 4. У большинства из них развиты различные органы передвижения. 5. Кровеносную систему имеют только членистоногие и хордовые. 6. Постэмбриональное развитие у всех многоклеточных животных прямое.

Элементы ответа:

Ошибки допущены в предложениях:

1)3 — двустороннюю симметрию тела имеют не все многоклеточные живот­ные; например, у кишечнополостных она лучевая (радиальная);

2) 5 — кровеносная система имеется также у кольчатых червей и моллюс­ков;

3) 6 — прямое постэмбриональное развитие присуще не всем многоклеточ­ным животным.

21.Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

1. Животные типа членистоногих имеют наружный хитиновый покров и членистые конечности. 2. Тело у их большинства состоит из трёх отделов: голо вы, груди и брюшка. 3. Все членистоногие имеют по одной паре усиков 4. Глаза у них сложные (фасеточные). 5. Кровеносная система у насекомых замкнутая

Элементы ответа:

ошибки допущены в предложениях:

1) 3 — по одной паре усиков имеют не все членистоногие (у паукообразных их нет, а у ракообразных — по две пары);

2) 4 — не все членистоногие имеют сложные (фасеточные) глаза: у пауко­образных они простые или отсутствуют, у насекомых наряду со сложны­ми глазами могут быть простые;

3) 5 — кровеносная система у членистоногих незамкнутая.

22.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в ко­торых они сделаны, исправьте их.

1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, длительное время населяющих общую территорию.

2. Разные популяции одного и того же вида относительно изолированы друг от друга, и их особи не скрещиваются между собой. 3. Генофонд всех по­пуляций одного вида одинаков. 4. Популяция является элементарной едини­цей эволюции. 5. Группа лягушек одного вида, живущих в глубокой луже в течение одного лета, представляет собой популяцию.

Элементы ответа:

ошибки допущены в предложениях:

1) 2 — популяции одного вида частично изолированы, но особи разных по­пуляций могут скрещиваться;

2) 3 — генофонды разных популяций одного вида отличаются;

3) 5 — группа лягушек не является популяцией, так как группа особей од­ного вида считается популяцией, если она на протяжении большого числа поколений занимает одно и то же пространство.

23.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.

1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию

2. Основными групповыми характеристиками популяции являются численность, плотность, возрастная, половая и пространственная структуры. 3. Совокупность всех генов популяции называется генофондом. 4. Популяция является структурной единицей живой природы. 5. Численность популяции всегда стабильна.

Элементы ответа:

ошибки допущены в предложениях:

1) 1 — популяция представляет собой совокупность свободно скрещиваю­щихся особей одного вида, длительное время населяющих общую терри­торию популяции;

2) 4 — популяция является структурной единицей вида;

3) 5 — численность популяций может изменяться в разные сезоны и годы.

24.Схема какого процесса, происходящего в организме человека, изображена на рисунке? Что лежит в основе этого процесса и как изменяется в результате состав крови? Ответ поясните. (рисунок-схема легочного пузырька)

Элементы ответа:

1) на рисунке изображена схема газообмена в лёгких (между лёгочным пу­зырьком и капилляром крови);

2) в основе газообмена лежит диффузия — проникновение газов из места с большим давлением в место с меньшим давлением;

3) в результате газообмена кровь насыщается кислородом и превращается из венозной (А) в артериальную (Б).

25.По каким сосудам и какая кровь поступает в камеры сердца, обозначенные на рисунке цифрами 3 и 5? С каким кругом кровообращения связана каждая из этих структур сердца? (рисунок- схема сердце человека)

Элементы ответа:

1) в камеру, обозначенную цифрой 3, поступает венозная кровь из верхней и нижней полых вен;

2) в камеру, обозначенную цифрой 5, поступает артериальная кровь из ле­гочных вен;

3) камера сердца, обозначенная цифрой 3, связана с большим кругом крово­обращения;

4) камера сердца, обозначенная цифрой 5, связана с малым кругом кровооб­ращения.

26.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в ко­торых они сделаны, исправьте их.

1. Растения, как и все живые организмы, питаются, дышат, растут, размно­жаются. 2. По способу питания растения относят к автотрофным организ­мам. 3. При дыхании растения Поглощают углекислый газ и выделяют кис­лород. 4. Все растения размножаются семенами. 5. Растения, как и живот­ные, растут только в первые годы жизни.

Элементы ответа:

ошибки допущены в предложениях:

1) 3 — при дыхании растения поглощают кислород и выделяют углекислый газ;

2) 4 — размножаются семенами только цветковые и голосеменные, а водо­росли, мхи, папортники — спорами;

3) 5 — растения растут в течение всей жизни, имеют неограниченный рост.

27. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.

1. В состав пищевой цепи биогеоценоза входят продуценты, консументы и редуценты. 2. Первым звеном пищевой цепи являются консументы. 3. У консументов на свету накапливается энергия, усвоенная в процессе фотосинтез 4. В темновой фазе фотосинтеза выделяется кислород. 5. Редуценты способствуют освобождению энергии, накопленной консументами и продуцентами.

Элементы ответа:

ошибки допущены в предложениях:

1) 2 — первым звеном являются продуценты;

2) 3 — консументы не способны к фотосинтезу;

3) 4 — кислород выделяется в световой фазе фотосинтеза.

28.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в ко­торых сделаны ошибки, исправьте их.

1, Основные классы типа членистоногих — Ракообразные, Паукообразные и Насекомые. 2. Насекомые имеют четыре пары ног, а паукообразные — три пары. 3. Речной рак имеет простые глаза, а паук-крестовик — сложные. 4. У паукообразных на брюшке расположены паутинные бородавки. 5. Паук-крестовик и майский жук дышат с помощью лёгочных мешков и трахей.

Элементы ответа:

ошибки допущены в предложениях:

1) 2 — насекомые имеют три пары ног, а паукообразные — четыре пары;

2) 3 — речной рак имеет сложные глаза, а паук-крестовик — простые;

3) 5 — у майского жука нет лёгочных мешков, а имеются только трахеи.

29.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в ко­торых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Кольчатые черви — это наиболее высокоорганизованные животные среди других типов червей. 2. Кольчатые, черви имеют незамкнутую кровеносную систему. 3. Тело кольчатого червя состоит из одинаковых члеников. 4. По­лость тела у кольчатых червей отсутствует. 5. Нервная система кольчатых червей представлена окологлоточным кольцом и спинной нервной цепочкой.

Элементы ответа:

ошибкидопущены в предложениях:

1) 2 — Кольчатые черви имеют замкнутую кровеносную систему;

2) 4 — Кольчатые черви имеют полость тела;

3) 5 — нервная цепочка расположена на брюшной стороне тела.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.004 с) .

Источник

Adblock
detector