Почему повесть называется laquo Старик и море raquo

Эрнест Хемингуэй, «Старик и море» — анализ

Первые три ассоциации, когда мы слышим фамилию Хемингуэй: вино, ружье, «мужская проза». Последнее определение очень важное, потому что сейчас в ходу «пацанская проза», так вот Эрнест Хемингуэй – автор именно «мужской». Мужчина всегда остается мужчиной, даже в старости. Об этом и рассказывает нам сочинение американского классика «Старик и море». Анализ его спешит со всей возможной проворностью предстать пред светлыми очами читателя настоящей статьи.

старик и море анализ

Сюжет

История про старика Сантьяго и его борьбу с огромной рыбой.

Маленький поселок на Кубе. Пожилому рыбаку перестала сопутствовать удача, он уже почти три месяца не ведал сладкого чувства удовлетворения от пойманной добычи. Полпути разочарования с ним прошел мальчик Манолин. Потом младшему партнеру родители сообщили, что Сантьяго больше не дружит с фортуной и их сыну лучше поискать другую компанию для походов в море. Кроме того, надо же кормить свою семью. Мальчик уступил желанию родителей, хотя сам не хотел оставлять старого рыбака, он ему очень нравился.

И вот настал день, в который, как чувствовал старик, все должно измениться. И действительно, так и вышло: Сантьяго умудрился поймать на крючок огромную рыбину. Человек и рыба боролись несколько дней, и когда добыча была побеждена, старик потащил её домой, привязав к лодке. Но, пока они сражались, лодку унесло далеко в море.

старик и море анализ произведения

По пути домой старик уже в уме подсчитывал барыши от продажи рыбы, как вдруг заприметил акульи плавники на поверхности воды.

Атаку первой акулы он отбил, но когда морские звери напали стаей, рыбак уже не сдюжил. Хищники оставили лодку в покое только после того, как почти полностью съели «награду» рыбака (от пойманной пожилым человеком рыбы остался только трофей – огромный скелет).

Старик не привез в свой поселок улов, но зато он доказал свою состоятельность как рыбака. Сантьяго, конечно, был расстроен и даже плакал. Первым на берегу встретил верный его спутник – Манолин, которого от старика оторвал только родительский наказ и необходимость добывать пропитание для своей семьи. Он утешал старика и говорил, что больше никогда его не покинет и многому у него научится и они вместе поймают еще много рыбы.

Надеемся, что читателю не показался предлагаемый здесь пересказ неполным, а если он вдруг спросит: «Почему такое содержание произведения («Старик и море») краткое?» «Анализ тоже требует места, дорогой читатель», — ответим мы ему.

Вот за такую не слишком замысловатую историю Эрнест Хемингуэй получил в 1953 году Пулитцеровскую премию, а в 1954-м — Нобелевскую премию по литературе, которой было отмечено все творчество писателя.

Пусть читатель не сердится за долгую прелюдию к исследованию, но без сюжета истории под названием «Старик и море» анализ проводить затруднительно, ибо он должен опираться на факты, изложенные хотя бы сжато.

Почему повесть называется «Старик и море»?

Хемингуэй – замечательный сочинитель. Он смог написать историю так, что восхитил специалистов и уже не одно поколение читателей, а это дорогого стоит. В произведении писатель поднял вечную тему человека и стихии. «Старик и море» (анализ, осуществляемый в настоящей статье, подтверждает такой вывод) – это история прежде всего о борьбе дряхлого, старого человека и вечно молодой, сильной и мощной стихии. В повести важна не только рыба, но и природа в целом. Именно с ней сражается человек и в этой схватке не проигрывает.

Почему главным героем выбран старик?

Исследование книги «Старик и море» (анализ ее) предполагает ответ на этот, в общем-то, очевидный вопрос.

эрнест хемингуэй старик и море анализ

Если бы рыбак был молод, повествование не было бы таким драматичным, это был бы боевик, как, например, «Иметь и не иметь» того же автора. В произведении-лауреате Хемингуэю удалось выдавить из читателя скупую мужскую слезу (или неудержимые и громогласные женские рыдания) о грустной судьбе старого морского волка.

Особые приемы Хемингуэя, погружающие читателя в атмосферу повести

В книге американского классика нет захватывающего развития событий. В произведении почти отсутствует динамика, зато оно насыщено внутренним драматизмом. Кому-то может показаться, что повествование Хемингуэя скучное, но это совсем не так. Если бы писатель не уделял столько внимания деталям и так подробно не расписывал мучения старика в море, то читатель не смог бы в полной мере почувствовать страдания моряка собственным нутром. Другими словами, если бы не было этой «вязкости и клейкости» текста, то «Старик и море» (анализ произведения это доказывает) не было таким проникновенным сочинением.

Старик Сантьяго и мальчик Манолин – история дружбы двух поколений

Помимо главной темы в книге, написанной Эрнестом Хемингуэем, присутствуют и дополнительные поводы для размышлений. Один из них – дружба старика и мальчика. Как трогательно волнуется Манолин за Сантьяго, как он подбадривает его во время неудач. Бытует мнение, что старики и дети так хорошо ладят потому, что одни недавно вышли из небытия, а другие скоро туда попадут. Эта общая Родина, откуда одни приезжают, а другие вот-вот уедут, на бессознательно-интуитивном уровне их сближает.

Если же говорить конкретно о двух героях, кажется, мальчик просто чувствует, что старик — мастер своего дела, матерый моряк. Манолин, вероятно, считает, что у него действительно есть чему поучиться, и, пока он жив, не стоит упускать эту возможность.

Нам остается в повести «Старик и море» (анализ произведения почти закончен) рассмотреть только вопрос о дискриминации. Он вряд ли заботил Эрнеста Хемингуэя, когда тот писал шедевр, очень злободневный в настоящее время, но повесть американского писателя дает пищу для размышлений в этом направлении.

Дискриминации и «Старик…»

хемингуэй старик и море анализ

Во все времена к детям, старикам и инвалидам было принято относиться со снисхождением: одни мало что могут еще, другие не пригодны к чему-то серьезному уже, а третьи самой природой поставлены вне обычных рамок.

Но совсем не так думал Эрнест Хемингуэй. «Старик и море» (анализ, приведенный в статье, это подтверждает) говорит, что у всех списанных со счетов обществом людей еще есть надежда на спасение и свершения. А дети и старики даже могут объединяться в отличную команду, которая способна утереть нос многим.

Опыт и старость рыбака в рассказе американского классика преподносятся как преимущества. И правда, представьте, если бы рыбак был молод и полон сил, то он, скорее всего, не выдержал бы схватки с рыбиной и свалился бы без сознания. Молодой – да, старик – нет, никогда!

Размышлял много о героической фигуре рыбака сам Эрнест Хемингуэй. «Старик и море» (анализ подтверждает это) – памятник человеческому мужеству.

«Человека можно уничтожить, но нельзя победить»

Для старика это не просто работа. Для него борьба в море – это способ доказать себе и обществу, что он все еще в обойме, а значит, не имеет права «отключаться» из-за голода и жажды, солнца и даже онемения конечностей, а уж тем более умирать.

старик и море краткое анализ

Да, моряк не довез свою рыбу в этот раз, но он все равно совершил подвиг. И мы твердо верим, что у какого-то другого старика (необязательно покорителя морских далей) непременно будет возможность так же поквитаться с судьбой, как у его собрата, и сотворить что-то выдающееся.

Замечательный и популярный автор Эрнест Хемингуэй. «Старик и море» (анализ все-таки по своей природе не может передать всего обаяния произведения) – сочинение многогранное и бездонное.

Источник



«Старик и море»: краткое содержание и анализ

Старик и море - иллюстрация

Одно из лучших произведений в творчестве Эрнеста Хемингуэя — «Старик и море». Краткое содержание позволяет понять смысл написанного автором, узнать о ключевых персонажах и центральном конфликте произведения. Расскажем подробнее о повести, которая принесла писателю Пулитцеровскую и Нобелевскую премии.

«Старик и море»: краткое содержание

Повесть «Старик и море» Эрнест Хемингуэй написал в начале 1950-х. Она имеет классический линейный трехчастный сюжет с завязкой, кульминацией и развязкой.

В русском переводе произведение содержит 256 страниц. Поэтому неопытный пользователь, введя поисковый запрос «старик и море краткое содержание по главам», будет удивлен, получив электронный текст, не разбитый на логические части:

«Старик и море»: завязка

В завязке произведения читатель узнает ключевых персонажей повести «Старик и море». Герои произведения — старик по имени Сантьяго и его помощник мальчик Манолин. Они живут на Кубе и занимаются ловлей рыбы. Старик обучал Манолина премудростям ремесла, но после того, как он более 80 дней возвращался из моря без улова, родители мальчика велели ему найти другую лодку.

«Премудрый пескарь» кратко: содержание и анализ

Тем не менее мальчик испытывает чувство благодарности к старику и приносит ему наживку и еду, чтобы тот не умер от голода. Они подолгу разговаривают о бейсболе и рыбалке. По ночам старику снится Африка.

Утром герой отправляется в море. Манолин помогает ему донести паруса и подготовить лодку.

«Старик и море»: развитие событий, кульминация

Ищете краткое содержание. «Старик и море» — произведение со стремительным развитием сюжета. Автор подводит к кульминации, раскрывая тему «Человек и море». Он сравнивает нежное отношение Сантьяго к морю с отношением к женщине, показывает, как старик разговаривает сам с собой, общается с рыбами и птицами.

Читатель узнает о его прошлом. Сантьяго когда-то охотился на черепах и ходил в море на крупных судах. Автор пишет, что герой пел, стоя на вахте. Контраст между прошлым, в котором герой пел, и настоящим, в котором тихо разговаривает сам с собой, призван подчеркнуть то, насколько постарел Сантьяго.

«Алхимик»: краткое содержание и анализ произведения

Герой ловит небольшого тунца и верит, что где-то рядом его ждет крупная рыба. Так автор начинает раскрывать перед читателем еще одну тему — «Рыбак и море». Клюет крупная добыча, и начинается кульминация произведения — старик Сантьяго борется с рыбой. Он пытается подтянуть леску, но рыба настолько сильная, что тянет за собой лодку.

Герой жалеет, что рядом нет мальчика, который бы убрал остальные снасти, пока он занят борьбой за улов. Проходит четыре часа. Старик чувствует, что устал, его руки изрезаны леской. Он закидывает на спину мешок и протягивает леску за спину, чтобы иметь возможность отдохнуть, прислонившись к борту. Рыба продолжает уносить лодку все дальше в открытое море.

«Уроки французского»: краткое содержание и анализ

Хемингуэй «Старик и море» посвятил философским рассуждениям. Борясь с рыбой, его герой размышляет о том, что он уважает соперника, но рыба должна умереть, чтобы он мог жить. Сантьяго вынужден съесть сырым пойманного тунца, чтобы немного восстановить силы. Он жалеет, что у него нет даже лимона.

Наконец герой видит, как пойманная им рыба поднимается на поверхность. Она длиннее его небольшой лодки на два фута. Появившись ненадолго, рыба уходит под воду, продолжая тащить за собой лодку. Старик собирает последние силы, чтобы ее удержать. Он даже читает молитву, не будучи глубоко верующим.

Повествование произведения «Старик и море» Хемингуэй разбавил воспоминаниями героя, которые помогают читателю лучше понять его характер. Сантьяго переносится во времена своей молодости. В таверне Касабланки он борется на руках с могучим негром. Противостояние продолжалось сутки, пока герой не одержал победу. Спустя еще несколько поединков Сантьяго решил, что правая рука ему нужна целой для рыболовного промысла.

«Чудесный доктор»: краткое содержание и анализ

Рыба продолжает тянуть лодку. Сантьяго ловит на другую удочку макрель, чтобы хоть немного подкрепиться. Ему жаль большую рыбу, но он уверен, что для его выживания она должна умереть.

Ночью рыба всплывает и делает круги вокруг лодки. Старик понимает, что она устала, и готовит гарпун. При этом он сам от усталости едва держится на ногах. Мысли путаются, а перед глазами черные круги. Он убивает рыбу гарпуном, привязывает к лодке и отправляется в сторону берега.

«Старик и море»: краткое содержание и анализ

Кадр из фильма «Старик и море»: UGC

«Старик и море»: развязка

Победой героя не заканчивается повесть «Старик и море». Краткое содержание продолжают следующие события:

  • Спустя час, привлеченная запахом крови, к лодке подплывает акула и откусывает кусок рыбы. Сантьяго убивает ее, но теряет гарпун.
  • Отбивая следующую атаку акул, старик привязывает нож к веслу. На четвертой акуле нож ломается. Старик вынужден использовать дубинку.
  • Перед закатом появляется стая акул. Всю ночь Сантьяго с ними сражается, теряет дубинку, использует острый осколок румпеля. После их атаки от улова ничего не остается.
  • Герой ночью возвращается домой и ложится спать.
  • В хижину приходит Манолин, видит спящего Сантьяго с разрезанными леской руками. Ему становится жаль старика. Мальчик приносит Сантьяго кофе и обещает впредь вновь ходить с ним в море.

«Что делать?»: краткое содержание и анализ произведения

Книга «Старик и море» завершается сценой на берегу. Рыбаки исследуют скелет огромной рыбы, привязанный к лодке Сантьяго. Официант пытается рассказать богатым туристам, что случилось. Но они не понимают особенностей рыбацкой жизни.

В это время герой спит дома, и ему, как и прежде, снятся африканские львы.

«Старик и море»: краткое содержание и анализ

Кадр из фильма «Старик и море»: UGC

«Старик и море»: анализ произведения

«Старик и море» — повесть, которую Хемингуэй написал, когда ему было за 50 лет. Произведение не только принесло ему всемирную славу, но и признание в виде двух самых престижных литературных премий — Пулитцеровской и Нобелевской.

Вот на что обращают внимание критики, при анализе повести:

«Тихий Дон»: краткое содержание и анализ произведения

  • Замысел и история создания.

В основе сюжета лежит реальная история, которую автор услышал от кубинских моряков. Ее писатель изложил в очерке «На голубой воде. Гольфстримское письмо» (1936).

Повесть «Старик и море» автор написал в начале 1950-х. Она впервые опубликована в сентябре 1952 года. Журнал Life, напечатавший произведение, разошелся тиражом более пяти миллионов экземпляров за пару дней.

Критики полагают, что прообразом старика стал Грегорио Фуэнтес — кубинский рыбак, который работал капитаном яхты Хемингуэя. В его биографии много общего с прошлым Сантьяго. Он был моряком и в молодые годы побывал в Африке. Всю жизнь прожил на Кубе.

Хемингуэй отрицал, что у персонажа повести есть реальный прототип, но это не помешало Фуэнтесу войти в историю как «старик Сантьяго». Он консультировал Спенсера Трейси — первого исполнителя роли старика в кино, давал интервью журналистам, рассказывая о работе у писателя. Умер Фуэнтес в возрасте 104 года, спустя полвека после выхода повести.

«Маленький принц»: краткое содержание и анализ

Триумф людского духа — основная тема книги «Старик и море». Рыба в ней выступает метафорой трудностей, которые способен преодолеть целеустремленный человек. Сантьяго поставил цель вернуться с уловом. Он должен не только прокормить себя, заработать денег от продажи рыбы, но и вернуть себе репутацию опытного рыбака.

В этом плане произведение пересекается с биографией самого автора, который до выхода в свет повести утратил популярность. Некоторые издатели полагали, что Хемингуэй уже не способен написать новые шедевры.

Повесть для писателя стала таким же ключевым трофеем, как и марлин для его героя. Сантьяго доказал, что, несмотря на старость и временные неудачи, он все еще один из лучших рыбаков в деревне. Хемингуэй — что способен написать литературный шедевр.

«На дне»: краткое содержание и анализ пьесы

Повесть «Старик и море», главные герои которой символизируют опыт и надежду, посвящена одному человеку — Сантьяго. Но не менее важную роль для понимания сюжета играет мальчик. Он тот, к кому в трудный период мысленно обращается герой, символ его веры в будущее, продолжение его дела.

Повесть представляет собой путешествие героя в море и возвращение домой. Она имеет традиционную трехчастную структуру:

  • представление героя в завязке;
  • развитие событий и кульминация в виде борьбы с гигантской рыбой;
  • развязка в виде возвращения домой после поражения в битве с акулами.

Сантьяго достиг желаемого, но в борьбе с хищниками не смог отстоять свой трофей. Впрочем, поражение не помешало моральному триумфу героя. Он вернул себе хорошую репутацию среди рыбаков и мальчика-помощника, который решил ходить в море только с ним.

«Шинель»: краткое содержание и анализ произведения

«Старик и море»: краткое содержание и анализ

Кадр из мультфильма «Старик и море»: UGC

Немало отличных произведений написал Эрнест Хемингуэй. «Старик и море», краткое содержание которого изложено выше, считается вершиной творчества писателя. Повесть принесла ему профессиональные награды, переведена на различные языки мира и несколько раз экранизирована.

Источник

Э. М. Хемингуэй «Старик и море»: жанр, проблематика, особенности повествования

Повесть «Старик и море» Анализ «Старик и море» Хемингуэй

Произведение создается под впечатлением истории, услышанную автором от кубинских рыбаков, и изданную в качестве очерка в тридцатых годах двадцатого столетия.

Жанровая направленность произведения определяется литературоведами в качестве повести-притчи в стиле реализма, поскольку его глубокий духовный смысл отличается исключительностью, выходящей за рамки традиционной повести.

Основная тема повести заключается в размышлении об испытании на прочность силы воли человека, веры в собственные силы, метаний и духовной победы, а также одиночества и жизненного предназначения.

Композиционная структура произведения представляется в качестве трехчастной, отличающейся кольцевым обрамлением. По условному делению первая часть повествует о старике и мальчике, вторая – о выходе старика в море, а третья – возвращении главного героя домой.

Отличительная особенность произведения заключается в использовании автором внутренних монологов и диалогов, характеризующихся скрытой библейской направленностью.

Главным героем повести является Сантьяго, представленный в образе старого рыбака, имя которого символизирует святого. Старик изображается в произведении в качестве старого, изможденного, довольствующего малым человека, питающегося простой едой, живущего в бедной хижине, спящего на постели, заправленной газетами.

Образ главного героя является символом слияния человека и окружающего мира.

Также в качестве основного персонажа представляется Манолино, изображенный в повести в лице соседского мальчишки старика, помогающего Сантьяго в его непростом существовании. Образ мальчика используется для придания произведению оптимистического финала, поскольку является символом молодости и будущего.

Произведение отличается художественной проблематикой, заключающейся в демонстрации внутренней человеческой силы. Кроме того, автор используется несколько символов в повести в качестве огромного океана, выражающего человеческое пространство и духовную жизнь, а также большей рыбы, представляющей божественный образ, обитающий в каждом человеческом творении.

Средствами художественной выразительности автор использует в повести отрывистый, лаконичный ритм, сменяющийся описанием медленных, развернутых пейзажных картин (ночное и утреннее море), а также сновидениями главного героя.

Смысл названия новеллы Старик и море

Само название напоминает название народной сказки. Или не народной. Почти сказка о рыбаке и рыбке. Жизнь главного героя, правда , не сказка, но старика веселые глаза. Море в данном случае является символом вещного пространства человека, а также духовной его жизни. Жизнь изобильна и сурова, как море. Но даже если ты немощный уже старик, то можешь взять от нее все. Кстати, возраст особой роли не играет. Когда создавалась повесть, Фуэнтес был еще молодым, да и у Старика глаза молодые.

Краткое содержание новеллы Старик и море

Пожилой кубинец Сантьяго живет в нищете, коллеги считают его неудачником. Последний раз его рыбалка длилась 84 суток, и закончилась неудачей: он не привез с моря ничего. Все это абсолютно не омрачает старика, он относится к своей беде со смирением. Нищую и безрадостную жизнь старого рыбака скрашивает дружба с мальчиком, который помогал Сантьяго, но родители определили его на другую лодку. Лодка Сантьяго убога, сети он продал, а вместо удочек у него тонкие пруты. Подросток любит старика таким, какой он есть, приносит еду и продолжает помогать. Они беседуют о бейсболе, Сантьяго во сне видит свою Африку…

Отплывая на очередную морскую охоту, Сантьяго продолжает верить в свою удачу и плывет он за ней ближе к Флоридскому заливу. О своем море он думает с большой нежностью. Возможно, от одиночества, а может, чувствуя себя частью моря и природы, он разговаривает с морем, рыбой, ветром и птицами.

Основная часть новеллы — описание сражения старика с огромной рыбой, которая наконец-то клюнула. Огромный голубой марлин тянет старика самое открытое море, из-за прутов у него изрезаны все руки, он в чем-то сочувствует своей жертве и добыче, но точно не готов ее отпускать. Битва их длилась несколько суток, огромная рыба ходила кругами, то подплывала, то удалялась. И все-таки марлин поднялся над водой. Сантьяго сумел привязать ее и увидел, что она больше его убогой лодки. Пора двигаться домой.

Но не только старику интересен этот марлин: на аромат его крови слетаются одна за другой морские хищники и каждый удар их об лодку символизирует, что нет одного куска добычи Старика. Он уничтожает одну партию акул, а за ней двигается еще одна.

Ищите нас здесь

Он начинает войну с акулами: дубинки, румпель, по ночам хищники снова возвращаются…Однажды им все-таки становится нечего у марлина есть…В село старик возвращается с огромным хребтом и хвостом. Увиденное шокирует рыбаков и туристов, а пораженный официант, который все видел, никак не может объяснить, что же случилось этой ночью…Поддерживает старика только его юный друг, пообещавший, что теперь они теперь будут рыбачить только напару. Юноша уверен, что принесет пожилому товарищу удачу…

Эрнест Миллер Хемингуэй

Содержание вкратце

В повести писателя Хемингуэя «Старик и море» два главных героя. Это старый рыбак Сантьяго, живущий в небольшом кубинском поселке, и его помощник — соседский мальчик Манолин. Старику вот уже три месяца не везет с уловом, и половину этого времени с ним прошел Манолин. Родители предупредили мальчика, что от Сантьяго отвернулась удача, предложили сыну поискать другую компанию для работы. Поскольку нужно было кормить семью, мальчик поддался их уговорам. Однако сделал это неохотно, поскольку ему очень нравился пожилой друг.

Однажды наступил день, который многое изменил в жизни Сантьяго. Он вышел в море и поймал на крючок необыкновенно большую рыбу марлин. Он бился с уловом несколько дней и победил. Старик привязал ее к лодке и погреб к берегу. Но заметил, что очень отдалился, — за время схватки лодку унесло в море. В уме он подсчитывал барыши, однако увидел невдалеке плавники акул. Первую атаку морских хищников старец отбил. Однако бороться дальше не было сил. Акулы оставили лодку в покое только тогда, когда полностью съели добычу старца. От рыбы остался только скелет.

Не привезя домой улов, старик доказал, что он профессиональный рыбак. Он был очень расстроен и даже плакал. На берегу его радостно встретил Манолин.

Утешая Сантьяго, он сказал, что больше не покинет друга, всему у него научится и они вместе поймают еще много рыбы.

Смысл произведения Старик и море

Старик одолел и марлина, и морских хищников, но вернулся домой ни с чем. Во время борьбы он не задумывался о том, как ему тяжело, голодно или больно от покалеченных рук. Он просто копил силы для главной битвы в своей жизни. Разумеется, новелла о воле к победе и о том, что даже если у тебя ничего не осталось, важно не терять себя – это единственно оружие, которое всегда с тобой. Это роднит новеллу с повестью «Любовь к жизни», а также с романом «Моби Дик».

Но есть и много других интересных слоев. Во-первых, единство старика и природы. Старик испытывает определенные угрызения совести, убивая рыбу, но говорит, что она накормит много голодных людей…

Это не единственный отсыл к Библии. Некоторые исследователи творчества Хемингуэя связывают художественную идею новеллы с Ветхим Заветом и 103 псалмом, о сотворении мира и о том, что Бог творец всей природы, Земли и Вселенной. Имя Сантьяго переводится как святой Иаков (который бросил Богу вызов), мальчика же зовут Манолин, а это сокращенная версия имени Эммануил. Конечно же, новелла о человеке, познавшем необъятность мира и собственное в нем место, невеликое, но зато почетное.

Но тут появляется еще один слой. Сантьяго, борец, бросающий вызов, воспринимает всю свою жизнь и неудачи с совершенным смирением. Но ропща и не жалуясь, просто делая свою работу. Когда старик потерял свою добычу после войны с акулами, он ощутил себя побежденным, но воспринял это без тяжести. Возможно, повесть именно о смирении. Как же она сочетается с волей к победе, которая так воспевается в «Старике и Море»? А вот она, двойственность наша.

Лучшее произведение Хемингуэя

Первая глава этой повести начинается с того, что старый рыбак Сантьяго возвращается домой без удачного улова. Он беден, спит на газетах в скромной хижине, и ему едва хватает еды. Сантьяго не везёт на рыбалке уже 84 дня.

Старика сопровождал Манолин — мальчик

Сначала его сопровождал Манолин — мальчик, которого он когда-то учил ловить рыбу. Манолин вспоминает, как Сантьяго впервые вывел его на море в возрасте пяти лет. Теперь мальчик помогает Сантьяго, когда тот возвращается уставшим и с пустой лодкой. Он обеспечивает старика едой и заботится о приманках на следующий день.

Родители Манолина запретили ему работать на Сантьяго. Вместо этого они отправляют мальчика в море с более успешными рыбаками. Но он всё ещё симпатизирует Сантьяго и ночью пробирается в его хижину, таща за собой сети старика и принося ему еду. Часто они говорят об американском бейсболе, особенно о Джо ДиМаджио, великом идоле Сантьяго. Однажды Сантьяго уверенно говорит мальчику, что следующим утром он уедет далеко в море, чтобы закончить свою полосу неудач.

Так старик и поступает, уплывая в ту часть моря, где он ещё никогда не был. Там старик забрасывает свои снасти. Около полудня на крючок попадает очень большой марлин — рыба, обитающая в этих краях. Сантьяго не может затащить её в лодку, вместо этого марлин утягивает судно ещё дальше в море.

Проходят два дня и две ночи борьбы между человеком и рыбой, во время которых старик израненными руками сжимает поводок. Из-за ран и мучений, причинённых ему марлином, Сантьяго развивает духовную связь с ним. Старик борется с рыбой, но в то же время разговаривает с ней, и называет марлина своим братом.

На третий день испытания рыба начинает кружить и показывать признаки усталости. Сантьяго, полностью истощённый физически, достаёт свой гарпун и убивает марлина.

Старик привязал рыбу к лодке

Он привязывает рыбу к лодке и направляется домой. Старик считает, что за этот улов он получит хорошую цену и его перестанут называть неудачником. Но кровь, рыбы привлекает акулу. Она нападает на марлина и откусывает от неё большой кусок. Сантьяго удаётся убить акулу своим гарпуном, но при этом он теряет оружие. Следующие две акулы, нападающие на рыбу, Сантьяго убивает ножом, но об третью ломает лезвие.

По большому кровавому следу приплывают другие акулы, а старику не хватает сил, чтобы убить их дубиной, последним оружием на борту. Когда он, наконец, видит спасительный берег, рыба опять подвергается нападению акул, которые оставляют от неё один скелет.

На рассвете четвёртого дня Сантьяго достигает гавани. Он снимает мачту с лодки и несёт её, еле добираясь до хижины, где упав на постель, сразу же погружается в глубокий сон. На следующий день возле лодки Сантьяго собралось множество рыбаков, восхищено обсуждая скелет огромного марлина. Туристы из близлежащего кафе считают его скелетом акулы. Манолин приходит к старику принося с собой газету и кофе. После пробуждения Сантьяго они решают снова ловить рыбу вместе.

История создания

Хемингуэй написал рассказ «О голубой воде»

Ещё в 1936 году Хемингуэй написал рассказ «О голубой воде». Биографы, в значительной степени единодушны в том, что кубинский рыбак Грегорио Фуэнтес и его приключения послужили прототипом для фигуры главного героя — Сантьяго. Изначально Хэмингуэй планировал использовать эту историю (впоследствии ставшей «Стариком и морем»), как часть большой работы, которую он хотел назвать «Морской книгой». Этот рассказ должен был стать третьей частью большого опуса о земле, воздухе и море, который, вероятно, должен был всесторонне отражать социально-критический взгляд Хемингуэя на современную эпоху.

Некоторые аспекты этой запланированной книги можно найти в посмертно опубликованном романе «Острова в потоке».

Произведение Старик и море, в жанре повести-притчи, насчитывающей около 27 000 слов, впервые появилось в 1952 году в августовском номере литературного журнала Life. Из этого выпуска 5,2 миллиона копий были проданы в течение двух дней. Хемингуэй посвятил своё произведение издателю Чарльзу Скрибнеру и редактору Максвеллу Перкинсу.

Книга была опубликована, почти через 100 лет после появления в 1851 году романа Мелвилла о борьбе Ахава с Белым китом. Скорее всего, Хэмингуэй намеренно хотел приурочить свою работу к столетнему празднованию книги о Моби Дике.

Значение и анализ

Старик и Море подымают много философских и социальных тем, которые занимали Хемингуэя как писателя и человека. Экономичный язык написания начальных страниц показывает рутину жизни в кубинской рыбацкой деревне. Урезанное существование рыбака Сантьяго выстроено в элементарном стиле, который столь же красноречиво пренебрежителен, как пожимание плечами мощного старика. Сантьяго знает, что теперь он должен грести «за пределы всех людей» далеко от земли, где будет разыгрываться одна последняя драма, на пустой арене моря и неба.

Повесть Хемингуэя «Старик и море»

Повествование может быть понято как притча о тяжёлом существовании, значение которого не должно подтверждаться исключительно внешними победами и похвалами. Старый рыбак храбро борется за свою тяжёлую жизнь, отмеченную лишениями. Даже если он голоден и теперь его избегают другие рыбаки из-за неудач, старик не теряет уважение к природе, которая выигрывает, в конце концов, забирая пойманную рыбу у старика.

Своей книгой Эрнест Хемингуэй направляет внимание на характеристики персонажей — маргинальных фигур, на тех людей, которые редко стоят на свету. Подробное описание показывает его любовь к этим простым людям. И эта любовь, этот взгляд, писатель хочет передать своим читателям. Он делает это с неукрашенными, точными описаниями внешних и внутренних событий. То что старик несёт тяжёлую мачту в конце повествования — это сравнение с испытанием Иисуса Христа нёсшего крест. Таким образом, рыбак, возможно, проиграл бой, но он не потерял:

  • свою гордость;
  • уверенность;
  • мужество.

Хемингуэй был очарован идеями людей, доказывающих свою ценность, сталкиваясь и преодолевая проблемы природы. Борясь с рыбой, Сантьяго демонстрирует способность человеческого духа переносить:

  • трудности;
  • страдания;
  • боль.

Это также его глубокая любовь и знание моря, в его бесстрастной жестокости и благости, которые позволяют ему преобладать. Основная мысль этой истории то, что запахи крови, истощение старика и страшные смертельные спазмы великой рыбы — противопоставляются ослепительной красоте света и воды, движениям моря.

Некоторые критики в этой повести видят отношения между человеком и богом, но Хемингуэя действует в религиозном и нерелигиозном смысле в отношении ограничений человека и всемогущества природы.

Сам сюжет сначала движется в контексте схемы Хемингуэя, изображающей неизбежную борьбу за существование, описание которой характеризуется сочетанием глаголов и существительных в простых, но стилизованных предложениях. Сантьяго — главный герой в давней традиции героев Хемингуэя со значительными особенностями и моралью, которые представляют взгляды Хемингуэя на жизнь.

С автобиографической точки зрения, Хемингуэй, олицетворяет собственный идеал и принципы фигурой Сантьяго. В борьбе с рыбой старик признаёт свои пределы и принимает их. В старости, как и сам писатель, Сантьяго должен снова и снова доказывать свою силу. Поэтому повествование представляет собой переход героя Хемингуэя от взрослой жизни к старости, когда силы постепенно истощаются.

Анализ и критика

Большинство биографов сходятся во мнении, что работы Хемингуэя, после 1940 года и до 1952 года, являются самыми слабыми в его карьере. Прежде всего, новелла «О реке и в лесах 1950 года» была почти единогласно оценена критикой как самопародия. По-видимому, участие Хэмингуэя во Второй мировой войне в качестве военного корреспондента не привело к творческой фазе, столь же плодотворной, как его опыт в Первой мировой войне или в Гражданской войне в Испании.

Произведения Хемингуэя

Но Старик и море возродили литературную репутацию Хемингуэя. Повесть быстро стала очень популярной, и вызвала у читателей новый уровень доверия к таланту Хемингуэя. В отличие от предыдущей работы, отзывы литературных критиков изначально были весьма позитивными, хотя повесть была понята и интерпретирована ими по-разному.

В последующие годы критика, которая раньше приветствовала осторожный мистицизм и псевдорелигиозные интонации, сменилась сведением этого значения к простому обману. Говорили, что Хемингуэй, когда-то преданный ученик реализма, теряет себя в описании Сантьяго в сверхъестественной, почти ясновидящей невозможности и неудаче.

Даже биограф Хемингуэя, Кеннет С. Линн, считал эту книгу едва прикрытой притчей о борьбе Хемингуэя с самим собой как писателем и человеком.

Смысл финала Старик и море

Что же можно считать финалом? Возможно, диалог старика с самим собой: «Кто же тебя победил…Никто…я очень далеко ушел в море». Просто воспринимает ситуацию такой, какая она есть, не давая собственной оценки. И это очень верная жизненная позиция. Финал новеллы остается открытым, старик засыпает, а завтра будет еще один день. Значит, никуда не делась надежда.

Напишите в комментариях своё мнение, о чем книга «Старик и море». Мы с нетерпением будем ждать!

Источник

Мендельсон М.О. Реализм и символизм в повести «Старик и море» Э. Хемингуэя

Как реалистическое, так и романтическое бросается в глаза, едва мы открываем книгу. Вот описание внешности рыбака: «Старик был худ и изможден, затылок его прорезали глубокие морщины, а щеки были покрыты коричневыми пятнами неопасного кожного рака, который вызывают солнечные лучи, отраженные гладью тропического моря. Пятна спускались по щекам до самой шеи, на руках виднелись глубокие шрамы, прорезанные бечевой, когда он вытаскивал крупную рыбу».

Здесь все изображено со свойственной Хемингуэю четкостью и сдержанностью. Но писатель продолжает: «Однако свежих шрамов не было. Они были стары, как трещины в давно уже безводной пустыне». Хемингуэй не просто вводит в повествование образ, придающий дополнительную глубину реалистической зарисовке внешнего облика старика, — он открывает завесу мира, где господствуют необычно острые чувства, где царит приподнятость. Романтическую окраску придает рассказу и возникающий тут же образ паруса. Размеренное описание повседневных дел неудачливого рыбака Хемингуэй перебивает таким замечанием: «Парус был весь в заплатах из мешковины и, свернутый, напоминал знамя наголову разбитого полка».

В повести «Старик и море» есть немало такого, что весьма характерно для Хемингуэя, но есть также нечто непривычное для него.

В основу произведения положен подлинный эпизод, запечатленный писателем в очерке о Гольфстриме, который был напечатан в журнале «Эсквайр» весной 1936 г. В очерке мимоходом упоминался старик, одиноко рыбачивший где-то возле берегов Кубы. Он подцепил на крючок огромную рыбу, и она увлекла за собой его лодку далеко в море. «Два дня спустя рыбаки обнаружили лодку старика миль на шестьдесят дальше к востоку. «. Пойманная стариком рыба оказалась больше, чем наполовину, объеденной акулами. Старик почти обезумел от такой неудачи, а акулы, заканчивает Хемингуэй свой рассказ, продолжали курсировать вокруг его лодки.

Примерно о том же повествуется в книге «Старик и море». Но теперь писатель создает развернутый — живой, зримый и поэтический — образ старого рыбака. Это человек с «веселыми» глазами, человек, который не сдается.

Рыбак Сантьяго любит беседовать с мальчиком, который часто ходит с ним в море, он интересуется игрой в бейсбол. Однако мы знакомимся с ним в дни, когда у него на уме только одна мысль — об улове. Ему необходимо во что бы то ни стало поймать какую-нибудь рыбу, ведь «вот уже восемьдесят четыре дня» он ходит в море и «не поймал ни одной рыбы». Старик, рассказывает Хемингуэй, «заранее решил, что уйдет далеко от берега; он оставил позади себя запахи земли и греб прямо в свежее утреннее дыхание океана. Он мерно греб, не напрягая сил, потому что поверхность океана была гладкой, за исключением тех мест, где течение образовывало водоворот. Старик давал течению выполнять за себя треть работы, и когда стало светать, он увидел, что находится куда дальше, чем надеялся быть в этот час».

«Еще не рассвело, — продолжает писатель нанизывать новые и новые детали выхода Сантьяго на рыбную ловлю, — а он уже закинул свои крючки с приманкой и медленно поплыл по течению. Один из живцов находился на глубине сорока морских саженей, другой ушел вниз на семьдесят пять, а третий и четвертый погрузились в голубую воду на сто и сто двадцать пять саженей. Живцы висели головою вниз, причем стержень крючка проходил внутри рыбы и был накрепко завязан и зашит, сам же крючок — его изгиб и острие — были унизаны свежими сардинами».

Сначала, узнаем мы из этого подробного и точнейшего рассказа, Сантьяго поймал небольшого тунца, а потом вдруг почувствовал на леске «вес огромной рыбы». Рыба стала тащить за собой лодку. Так продолжается несколько часов подряд. Старик уже изнемогает от усталости, но отказаться от преследования рыбы он не может.

Пространно описывает Хемингуэй долгую борьбу Сантьяго с огромной рыбой, которая влечет за собой лодку. «Рыба начала делать круги» лишь на третий день после выхода старика в море. С него «градом катился пот, и устал он сверх всякой меры». Несколько раз Сантьяго ощущает дурноту, руки его порезаны, он думает про себя: «Я устал так, как не уставал ни разу в жизни. «. Однако борьба не прекращается. Вот показалась спина рыбы, ее удалось перевернуть, но она «снова выпрямилась и медленно поплыла прочь».

Еще одна попытка, «и рыба снова ушла». Но, наконец, «она перевернулась на бок и тихонько поплыла на боку, едва — едва не доставая мечом до обшивки лодки. Старик бросил лесу, наступил на нее ногой, поднял гарпун так высоко, как только мог, и изо всей силы, которая у него была и которую он сумел в эту минуту собрать, вонзил гарпун рыбе в бок. «.

Рыба убита. Казалось бы, теперь осталось только сделать «черную работу». Но старику не суждено было воспользоваться плодами своего труда. Его ждали схватки с еще более серьезными противниками, нежели огромная рыба. Точно грозная весть о неожиданно грядущем страшном несчастье звучит в повести простая фраза: «Прошел целый час, прежде чем его настигла первая акула».

Дальше идет рассказ о борьбе Сантьяго с акулами. Их все больше. Он сражается с ними из последних сил, но акулы отрывают от рыбы, которую с таким трудом поймал старик, все новые и новые куски мяса. В конце концов остается лишь ее обглоданный остов. Когда лодка входит в родную бухту старика, к ней привязан только скелет рыбы. Это была небывало большая рыба — «от носа до хвоста в ней. восемнадцать футов». И Сантьяго с грустью говорит мальчику: «Они меня победили». Мальчик отрицает это — рыба не могла «одолеть» старика. «Что верно, то верно, — говорит Сантьяго. — Это уж потом случилось».

Такова канва повести о старом рыбаке, который проявил удивительную волю в борьбе с акулами, но все же не сумел взять верх над ними. Рядом с образом Сантьяго в повести стоит образ мальчика Манолина, который нежно любит старика — своего наставника и старшего друга. Когда Сантьяго, измученный всем пережитым, засыпает в своей хижине, мальчик приходит к нему, радуется, что «старик дышит», и плачет, увидев его руки. «Мальчик, — рассказывает Хемингуэй, — отнес в хижину банку с горячим кофе и посидел около старика, покуда тот не проснулся».

Американские критики, посвятившие повести «Старик и море» немало работ, обычно рассматривают ее не как реалистическое, а как символическое произведение. Бейкер, который полагает, что в основе всего творчества Хемингуэя лежит сложная система символов, склонен видеть в повести «Старик и море» особенно яркий пример символизма в литературе. Рыбак в понимании Бейкера — современный Христос. «. Сантьяго, — пишет он, имея в виду израненные бечевою руки рыбака, — так же остро ощущает свои руки, как если бы он был распят на кресте». Литературовед сочувственно цитирует суждение американского критика М. Бэкмана о том, что деревянная лодка Сантьяго — это символ деревянного креста, на котором был распят Христос.

Примечательно, что сам Хемингуэй возражал против подобной интерпретации его книги. В беседе с корреспондентом журнала «Тайм» он сказал, что «не существует такой хорошей книги, в основе которой были бы заранее придуманные символы. Я пытался, — продолжает писатель, — изобразить настоящего старика, настоящего мальчика, настоящее море, настоящую рыбу и настоящих акул».

Нам представляется, что писатель в основном был прав. Он действительно стремился изобразить «настоящих» старика и мальчика. Столь же правдиво и достоверно изображены в книге и морские хищники, с которыми пришлось бороться Сантьяго. Строго реалистически рассказывает Хемингуэй, например, о появлении первой акулы: «Акула догнала его не случайно. Она выплыла из самой глубины океана, когда темное облако рыбьей крови сгустилось, а потом разошлось по воде глубиной в целую милю. Она быстро плыла у самой поверхности моря, легко прорезая воду своим высоким спинным плавником. За плотно сжатыми двойными губами ее пасти в восемь рядов шли косо посаженные зубы». И когда Хемингуэй рассказывал об окровавленных руках рыбака, и когда он описывал зубы акулы, которые «напоминали человеческие пальцы, скрюченные, как звериные когти», он исходил из реальной жизни, а не стремился (по его насмешливому выражению) «запечь» символы в свою повесть, как изюм запекают в булку. «Хлеб с изюмом — неплохая штука, — заметил писатель в той же беседе с корреспондентом журнала «Тайм», — но простой хлеб лучше».

А все же, как уже было отмечено, в повести «Старик и море» есть нечто такое, что в предыдущих книгах Хемингуэя ощущалось лишь едва заметно. Сквозь реалистическую ткань этого произведения настойчиво проступает начало сказочно-романтическое.

Романтическую окраску книге придает, в частности, настойчиво повторяющаяся тема львов, тема Африки. Львы, Африка — это мечта об иной, счастливой жизни, которую рыбак, может быть, действительно знал в прошлом, а скорее только рисовал в своем воображении.

Сантьяго рассказывает мальчику: «Когда мне было столько лет, сколько тебе, я плавал юнгой на паруснике к берегам Африки. По вечерам я видел, как на отмели выходят львы». Затем он засыпает, и ему снится «Африка его юности, длинные золотистые ее берега и белые отмели — такие белые, что глазам больно, — высокие утесы и громадные бурые горы. Каждую ночь он теперь вновь приставал к этим берегам, слышал во сне, как ревет прибой, и видел, как несет на сушу лодки туземцев». Чуть ниже Хемингуэй продолжает: «Ему снились только далекие страны и львята, выходящие на берег». Замученный погоней за рыбой, вынужденный бодрствовать, старик выражает надежду, что рыба заснет — «. тогда и я смогу заснуть и увидеть во сне львов. Почему львы — это самое лучшее, что у меня осталось?» Стоило старику заснуть, и «ему приснилась длинная желтая отмель, и он увидел, как в сумерках на нее вышел первый лев, а за ним идут и другие; он уперся подбородком о борт корабля, стоящего на якоре, его обвевает вечерним ветром с суши, он ждет, не покажутся ли новые львы, и совершенно счастлив». Наконец, в самом конце повести говорится: «Наверху, в своей хижине, старик опять спал. Он снова спал лицом вниз, и его сторожил мальчик. Старику снились львы».

Сказочно-романтические интонации часто возникают в речи рыбака — особенно там, где он обращается к рыбам и птицам, единственным его «собеседникам» в море. Хемингуэй пишет, что Сантьяго «стал разговаривать вслух, когда от него ушел мальчик и он остался совсем один». И в словах старика, обращенных к зверям, есть явная торжественность. Он говорит с рыбой, птицами, акулами точно с разумными существами, говорит так, как иногда говорят с животными персонажи сказок. Его язык необычен:

«Рыба. я с тобой не расстанусь, пока не умру».

«Рыба. я тебя очень люблю и уважаю. Но я убью тебя прежде, чем настанет вечер».

«Худо тебе, рыба. Видит бог, мне и самому не легче».

Когда птица садится на корму лодки, Сантьяго спрашивает ее: «Сколько тебе лет. Наверно, это твое первое путешествие?»

» — Побудь со мной, если хочешь, птица. Жаль, что я не могу поставить парус и привезти тебя на сушу, хотя сейчас и поднимается легкий ветер. Но у меня тут друг, которого я не могу покинуть».

Таким же романтически звучащим языком рассуждает Сантьяго о звездах, луне и т. д. Он говорит:

» — Рыба — она тоже мне друг. Но я должен ее убить. Как хорошо, что нам не приходится убивать звезды!»

«Представь себе: человек что ни день пытается убить луну! А луна от него убегает. Ну, а если человеку пришлось бы каждый день охотиться за солнцем? Нет, что ни говори, нам еще повезло», — подумал он.

Или вот еще одно обращение Сантьяго к рыбе: «Ты губишь меня, рыба. Это, конечно, твое право. Ни разу в жизни я не видел существа более громадного, прекрасного, спокойного и благородного, чем ты».

Все это придает повествованию о злоключениях старого рыбака особую поэтичность и, пожалуй, многозначительность.

По мнению многих критиков, смысл иносказания, заключенного в повести-притче «Старик и море», раскрывается во всей полноте лишь в самом конце произведения. Сантьяго упорно — и вначале успешно — борется с рыбой, а затем с акулами, но затем он теряет все, что приобрел. Именно этот итог повествования обычно и приковывает к себе внимание.

Разумеется, то, что усилия героя книги ни к чему не привели, придает произведению трагедийный оттенок. Кстати, в статье Хемингуэя, напечатанной в 1936 г., сообщалось, что рыбак, послуживший прототипом Сантьяго, все-таки спас от акул часть своей добычи. В повести «Старик и море» рассказывается, что старик вернулся домой только со скелетом пойманной рыбы. Писатель теперь стремился как можно резче подчеркнуть, что Сантьяго потерпел полное фиаско. Напрашивается как будто вывод, что Хемингуэй действительно хотел убедить читателей в тщете человеческих усилий, в бесперспективности борьбы. Так и понимают книгу многие читатели и профессиональные критики. Такой вдумчивый литератор, как, например, Дж. Норт, отмечая прославление в повести мужества, все же сводит «философию этой книги» прежде всего к мысли о том, что «человек рожден, чтобы терпеть поражение».

Такая интерпретация повести представляется нам необоснованной.

В романе «Иметь и не иметь» о людях, «единственная гордость» которых — «уменье все вытерпеть», говорилось с явно критическими интонациями. Но Кантуэлл, главный герой повести «За рекой в тени деревьев», — это снова человек, для которого прежде всего характерна способность стоически переносить страдания, мужественно смотреть в глаза смерти.

В книге «Старик и море» дело обстоит иначе, нежели в повести о Кантуэлле или в произведениях Хемингуэя 20-х годов. Правда, в повести показана бесплодность усилий Сантьяго, но в то же время это произведение — гимн человеческой воле, борьбе.

Манолин пытается утешить старика, уверяя, что жизнь еще принесет ему счастье. Но дело не только и не столько в нотках надежды, которые вносит в повесть образ мальчика. Сильнее всего звучат в книге слова самого Сантьяго о величии, о непобедимости человека.

Истерзанный, замученный, рыбак говорит все же: «У этой рыбы хватит сил на всю ночь. Ну, и у меня тоже». Дальше снова слышится гордое: «Не так страшно. А боль мужчине нипочем».

Старик как бы подводит итог всему тому, что он пережил, в страстном восклицании: «Но человек не для того создан, чтобы терпеть поражения. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить».

И снова он говорит себе: «Драться. драться, пока не умру».

Еще важнее то, что сцены единоборства старика с рыбой и особенно с акулами — самые лучшие, наиболее впечатляющие во всей повести. Ими в значительной степени и определяется ее сила, привлекательность и значение.

Вот часть одной из этих сцен.

Безумно уставший старик надеется, что ему «не нужно будет больше сражаться». «Только бы мне больше не сражаться!» — думает он. «Но в полночь, — продолжает Хемингуэй, — он сражался с акулами снова и на этот раз знал, что борьба бесполезна. Они напали на него целой стаей, а он видел лишь полосы на воде, которые прочерчивали их плавники, и свету который они излучали, когда кидались рвать рыбу. Он бил дубинкой по головам и слышал, как лязгают челюсти и как сотрясается лодка, когда они хватают рыбу снизу. Он отчаянно бил дубинкой по чему-то невидимому, что мог только слышать и осязать, и вдруг почувствовал, как дубинки не стало. Он вырвал румпель из гнезда и, держа его обеими руками, бил и колотил им, нанося удар за ударом».

Даже если рассматривать повесть «Старик и море» не только как реалистическое повествование о трудной жизни простого рыбака, о его борьбе за существование, но и как притчу, нельзя не признать, что смысл и пафос ее — непобедимость истинно человеческого.

Небезынтересно, что в книге «Старик и море» вновь возникает тема преодоления человеческого одиночества, которая так горячо прозвучала в романе «Иметь и не иметь». Старик черпает силы в дружбе мальчика. В своей лодке, вдалеке от берега и от людей, рыбак не раз сожалеет, что он один: «Жаль, что со мной нет мальчика. Он бы мне помог и увидел бы все это сам».

«Нельзя, чтобы в старости человек оставался один, — думал он».

И снова: «Эх, был бы со мной мальчик!»

Приходится, однако, добавить, что социальный смысл темы «Нельзя, чтобы. человек. один» раскрыт в повести не так выпукло, как в романе «Иметь и не иметь».

«Старик и море» — произведение художника-гуманиста. Оно напоминает «Жемчужину» Джона Стейнбека, одно из немногих удачных произведений, созданных крупным американским прозаиком в 40-е и 50-е годы, которые для Стейнбека в еще большей мере, чем для Хемингуэя, были периодом серьезных творческих затруднений. Напрашиваются некоторые параллели.

И одна из них заключается в том, что самые значительные в художественном отношении книги обоих американских писателей, появившиеся в период с 1941 по 1960 г., с большой силой выражают любовь к простым людям (любопытно, что герои обеих книг — бедняки из Латинской Америки), но уступают более ранним их произведениям по широте показа конкретных черт жизни народа в условиях современной буржуазной действительности. Думается, что и в этом сказалось влияние специфической обстановки, создавшейся в США после второй мировой войны.

Источник

Adblock
detector