Почему Бог разделил животных на чистых и нечистых пересмотрите свое питание

Почему Бог разделил животных на чистых и нечистых: пересмотрите свое питание

Сейчас, во время Великого поста, многие воздерживаются от употребления продуктов животного происхождения. А это отличный повод для размышления над тем, почему Бог разделил животных на чистых и нечистых, чтобы пересмотреть свой рацион в дальнейшем.

Расскажем тебе о мнении ученых по поводу того, почему некоторых зверей, рыб и птиц относят к чистым, а некоторых – к нечистым. Их существует очень много, поэтому поговорим о тех, мясо которых доступно для жителей СНГ.

ЧИСТЫЕ ЖИВОТНЫЕ

ЧИСТЫЕ МОРСКИЕ ЖИТЕЛИ

«Чистыми являются те животные и рыбы, у которых есть перья или плавники. Сюда входят такие рыбы, как лосось, окунь, форель, мерланг, карп и многие другие» (Втор. 14:9, Лев. 11:9).

    Лосось
    В море лосось питается главным образом сельдью и песчанкой. Лосось относится к плотоядным видам рыбы, он питается мелкими беспозвоночными и зоопланктоном в раннем возрасте.

НЕЧИСТЫЕ МОРСКИЕ ЖИТЕЛИ

«А все тех, у которых нет перьев и чешуи, не ешьте: нечисто это для вас» (Втор. 14:10).

Это акулы, рыба-меч, зубатка, киты, дельфины, креветки, крабы, лобстеры, морские моллюски, устрицы и многие другие. По мнению ученых, Бог не случайно запретил употреблять в пищу эти виды водных обитателей.

Медики утверждают, что нижеперечисленные виды рыбы и ракообразных могут накапливать в себе значительное количество тяжелых металлов, а также содержать естественные отравляющие вещества. Для людей они могут оказаться губительными.

    Сом
    Этих рыб называют санитарами рек. Сом питается не только мелкой и ослабевшей рыбой, но и раками, червями, моллюсками, лягушками, маленькими водоплавающими птицами, а также разнообразными пищевыми отходами.

ЧИСТЫЕ ПТИЦЫ

К чистым относятся птицы отряда куриных, индюков, голубей – всех, у кого есть зоб. Утки также относятся к чистым птицам.

    Утки
    Утки поедают насекомых, мох, траву, зелень и водяные растения, а также маленьких рыб.

НЕЧИСТЫЕ ПТИЦЫ

«Из птиц гнушайтесь сих (не должно их есть, скверны они): орла, грифа и морского орла, филина, пеликана, цапли, всякого ворона с породою его, страуса, совы, чайки и ястреба с породою его, лебедя…» (Лев. 11:13–19).

    Грифы, чайки, вороны
    Они относятся к падальщикам, ведь убивают ослабленных и больных птиц и мелких животных. Питаются мертвыми птицами и другой падалью.

ЧИСТЫЕ ЖИВОТНЫЕ

«Разрешается есть мясо коров, оленей, буйволов, а также коз и овец, серну, орикса, камелопарда» (Лев. 11:1–3 Втор. 14:3–6).

Козы, овцы, серны, олени, коровы – травоядные. При этом они тщательно выбирают траву, которую поедают.

Заметим, что кровь животных также не годится в пищу. В Левите 7:22–24 говорится, что мы не должны употреблять кровь и жир любого из вышеперечисленных животных, а также животных, умерших своей смертью или убитых другим животным.

НЕЧИСТЫЕ ЖИВОТНЫЕ

Здесь Бог говорит нам не принимать в пищу мясо таких животных, как свиньи, кролики, верблюды и лошади.

    Верблюды
    Относятся к травоядным животным, однако они питаются в основном колючими растениями, сухой травой и кустарниками.

Как видишь, у всего существует научное объяснение. Блюда из некоторых животных, рыб и птиц действительно могут причинить вред твоему организму.

Но мы не думаем, что, если есть их в незначительных количествах, произойдет что-то ужасное. К тому же нужно учитывать современные технологии.

Например, те же устрицы в большинстве случаев в наши страны привозят не с морей и океанов, а выращивают в специальных бассейнах. Естественно, там нет большого количества грязи и химических отходов.

Какою пищу употреблять – личное дело каждого. Кто-то следует библейским наставлениям, а кто-то личным убеждениям.

Источник



Глава 11

1–32. Различие чистых и нечистых животных. 33–47. Случаи осквернения ими человека.

Лев.11:1 . И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря им:

Лев.11:2 . скажите сынам Израилевым: вот животные, которые можно вам есть из всего скота на земле:

Прежде, чем Израиль, богоизбранное общество Иеговы, начал жить новою теократическою жизнью по Синайскому закону, он должен был быть предохранен от разного рода нечистого ( Лев.15.31 ), как-то: 1) от употребления в пищу нечистых животных ( Лев. 11 ); 2) от нечистоты, связанной с половою человеческою жизнью ( Лев. 12 и 15); 3) от нечистоты проказы ( Лев. 13–14 ). Законы о всех этих предметах даются Моисею совместно с Аароном ( Лев.11:1, 13:3 , Лев.15:11 ), так как именно священники обязаны были научать сынов Израилевых всем им, в особенности в отличении священного от несвященного, чистого от нечистого ( Лев.10.10–11 ). Что касается причины или основания признания в частности целой группы животных нечистыми, то здесь прежде всего, – как и относительно и других видов ритуальной нечистоты древнееврейской, – имеет силу инстинктивное, органическое нерасположение или отвращение человека к известным породам животных и птиц, именно к породам плотоядным и питающимся падалью; потому-то разделение животных на чистых и нечистых не только встречается в библейской древности задолго до Синайского закона – в истории Ноя ( Быт 7:2, 8:20 ), но и существовало у других народов древности – египтян, арабов, персов, индусов, конечно, с своеобразными видоизменениями в частностях. Затем, физическая нечистота, естественно, служила образом нравственной нечистоты; Иегова, святый Бог Израилев, требуя от Своего народа святости, воспрещает ему употребление в пищу и даже соприкосновение с нечистою пищею и вообще с ритуально нечистыми предметами (ср. Лев.11.34–35 ; Исх 22.30 ; Втор 14.21 ; Чис 5.3 ; Втор 23.15 ). Этого рода постановления должны были выделять народ Божий из среды других народов, воспитывая в нем особую бдительность и памятование о воле Иеговы и чуткую осторожность к возможным осквернениям. Действительно, по свидетельству Тацита, законы иудейские о чистой и нечистой пище воздвигли великое средостение между иудеями («separati epulis, discreti cubilibus», Hist. V, с. 5) и другими народами древности. В новое время, по почину Г. Спенсера и др., в Библейских понятиях «чистого» и «нечистого» признают (Nowack, Benzinger, Baentsch и др.) позднейшую дифференциацию древнего первобытного понятия «табу» (доселе сохранившегося у австралийцев и др. дикарей), обозначавшего одновременно и святое, и нечистое, позже же, с развитием религиозного сознания в Израиле, все чистое и святое приурочено было к культу Иеговы, а все нечистое – к культу демонов и тотемов. Некоторую вероятность эта теория имеет, но в целом принята быть не может, как вносящая в развитие ветхозаветного Царства Божия закон чистой натуральной эволюции. Частные мотивы запрещения тех или иных животных более подразумеваются, чем прямо высказываются.

Лев.11:3 . всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте;

Лев.11:4 . только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: верблюда, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас;

Лев.11:5 . и тушканчика, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас,

Лев.11:6 . и зайца, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас;

Лев.11:7 . и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас;

Лев.11:8 . мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас.

Чистые и нечистые животные четвероногие млекопитающие. Для них указывается (Лев.11и д.) два признака чистоты и годности к употреблению в пищу: 1) полная раздельнокопытность – присутствие на копытах животного « глубок ого разрез а» ( Втор 14.6 ) и 2) жвачность животного. В параллельной рассматриваемой главе кн. Лев.главе Втор 14.4–5 , названы 10 пород животных, удовлетворяющих обоим требованиям и потому чистых и употребляемых в пищу, но, конечно, под указанные признаки подходили, а потому и употреблялись в пищу, и многие другие породы млекопитающих четвероногих. Отрыгание жвачки – принадлежность только травоядных, след. плотоядные животные этим признаком исключались; признак же раздельнокопытности ограничивал круг самих травоядных. Отсутствие какого-либо из этих двух признаков делало животного нечистым. Первого признака недостает, напр., верблюду – разрез на копытах у него есть, но неглубокий, и копыто его представляет лапообразную подушку; также – тушканчику или горной мыши (евр. schaphan, греч. χοιρογρύλλἰ᾿ος ср. Пс 103.18 ; Притч 30.26 ) и зайцу ( Лев.11:4–6 ; Втор 14.7 ); второй признак отсутствовал, напр., у свиньи, считавшейся у евреев самым нечистым и оскверняющим животным (по раввинам, 9 10 всех нечистот в мире происходит от свиньи, см. Lexic. Buxtorfii под сл. chazir), как по ее нечистоплотности (ее почитали также источником проказы), так и по употреблению ее в языческих жертвоприношениях (название «ядущий свинину» было синонимом идолослужителя, Пс 65:4, 66:17 , ср. 2Мак 6:18 , 7и д.). Неядение свинины евреями и в древности, и в новое время считалось одним из характерных черт этой нации (Ювенал в сатире 14осмеивал иудеев за это). Моральный или аллегорический смысл указанного правила о различении четвероногих животных, по блаж. Феодориту (вопр. 11), таков: «раздвояющее копыто означает различение дел добрых и противоположных им, сверх же сего жизнь не в настоящем только веке, но и в будущем, и предоставление одному веку только необходимого, а другому всего, т. е. души и тела, и относящегося к телу. А отрыгающее жвание означает поучение в божественных словесах».

Лев.11:9 . Из всех животных, которые в воде, ешьте сих: у которых есть перья и чешуя в воде, в морях ли, или реках, тех ешьте;

Лев.11:10 . а все те, у которых нет перьев и чешуи, в морях ли, или реках, из всех плавающих в водах и из всего живущего в водах, скверны для вас;

Лев.11:11 . они должны быть скверны для вас: мяса их не ешьте и трупов их гнушайтесь;

Лев.11:12 . все животные, у которых нет перьев и чешуи в воде, скверны для вас.

Закон о рыбах, которые и в истории миротворения названы ( Быт 1.21 ) ранее птиц. Признаки рыб чистых или дозволенных к употреблению в пищу указаны со всею определенностью – эти рыбы должны иметь: 1) плавательные перья и 2) чешую (по Мишне, Хуллин, 3:7, достаточно было присутствия лишь последнего признака, так как первый признак, необходимо предполагается при наличности второго признака). На основании этого закона, евреи и теперь не употребляют в пищу, напр., осетра (так и персы-шииты).

Лев.11:13 . Из птиц же гнушайтесь сих [не должно их есть, скверны они]: орла, грифа и морского орла,

Лев.11:14 . коршуна и сокола с породою его,

Лев.11:15 . всякого ворона с породою его,

Лев.11:16 . страуса, совы, чайки и ястреба с породою его,

Лев.11:17 . филина, рыболова и ибиса,

Лев.11:18 . лебедя, пеликана и сипа,

Лев.11:19 . цапли, зуя с породою его, удода и нетопыря.

Именем птиц, haoph, названы все существа, способные летать, со включением летучих мышей и крылатых насекомых. Закон насчитывает 19 (по Лев.11.13–19 ) или 20 (по Втор 14.13–20 ) пород нечистых летающих, с неоднократным еще прибавлением: с породою их, т. е. с всеми разновидностями данной породы. Общих признаков нечистоты этих птиц Библия не указывает: это пытается сделать уже зоология Талмуда. В Мишне (Хуллин 3:6) даются такие правила на этот счет: «всякая птица, которая терзает, нечиста», «всякая птица, разделяющая свои лапы, нечиста», «если, садясь на вервь, она отделяет два пальца вперед и два назад, то она нечиста»; «птица, живущая среди нечистых и похожая на нечистых, нечиста»; чистая птица имеет выдающийся зоб, лишний палец, легко отдирающийся желудок. Названные в библ. т. птицы большею частью такие, которые питаются мясом, падалью, червями, насекомыми или омерзительными для человека предметами. Блаж. Феодорит говорит: «из птиц Моисей называет нечистыми хищных, питающихся мертвыми телами и любящих тьму, научая тем нас воздерживаться от любостяжательности, отрицаться зловонной пище греха и ненавидеть тьму». Отожествление еврейских названий с существующими породами во многих случаях затруднительно, тем более, что перевод LXX (особ. в Лев.11:15–18 ) вносит здесь вместо пояcнения ещё большую спутанность (ср., впрочем, Властова, Свящ. летоп. 2:154–157). Нетопырь, евр. atalleph, – летучая мышь по виду своему отнесена к птицам.

Лев.11:20 . Все животные пресмыкающиеся, крылатые, ходящие на четырех ногах, скверны для вас;

Лев.11:21 . из всех пресмыкающихся, крылатых, ходящих на четырех ногах, тех только ешьте, у которых есть голени выше ног, чтобы скакать ими по земле;

Лев.11:22 . сих ешьте из них: саранчу с ее породою, солам с ее породою, харгол с ее породою и хагаб с ее породою.

Лев.11:23 . Всякое другое пресмыкающееся, крылатое, у которого четыре ноги, скверно для вас;

Мелкие четвероногие и многоногое живые существа, пресмыкающиеся по земле, и насекомые, имеющие крылья для полета, все признаны нечистыми, исключая 4 породы саранчи, «у которых есть голени выше ноги» ( Лев.11:21 ; Vulg.: per quae salit super terram – что-то вроде кузнечика).

Лев.11:24 . от них вы будете нечисты: всякий, кто прикоснется к трупу их, нечист будет до вечера;

Лев.11:25 . и всякий, кто возьмет труп их, должен омыть одежду свою и нечист будет до вечера.

Если прикосновение к живому животному, даже и нечистому, не делало нечистым, то труп издохшего животного безусловно осквернял прикоснувшегося, и нечистота эта, длившаяся до вечера, удалялась омовением.

Лев.11:26 . Всякий скот, у которого копыта раздвоены, но нет глубокого разреза, и который не жует жвачки, нечист для вас: всякий, кто прикоснется к нему, будет нечист [до вечера].

Лев.11:27 . Из всех зверей четвероногих те, которые ходят на лапах, нечисты для вас: всякий, кто прикоснется к трупу их, нечист будет до вечера;

Лев.11:28 . кто возьмет труп их, тот должен омыть одежды свои и нечист будет до вечера: нечисты они для вас.

Постановление о нечистых четвероногих («ходящих на руках», т. е. на лапах) восполняет данное в Лев.11:3–7 , с прибавлением замечания о нечистоте их трупов.

Лев.11:29 . Вот что нечисто для вас из животных, пресмыкающихся по земле: крот, мышь, ящерица с ее породою,

Лев.11:30 . анака, хамелеон, летаа, хомет и тиншемет, –

Лев.11:31 . сии нечисты для вас из всех пресмыкающихся: всякий, кто прикоснется к ним мертвым, нечист будет до вечера.

Лев.11:32 . И всё, на что упадет которое-нибудь из них мертвое, всякий деревянный сосуд, или одежда, или кожа, или мешок, и всякая вещь, которая употребляется на дело, будут нечисты: в воду должно положить их, и нечисты будут до вечера, потом будут чисты;

и Лев.11:41–43 восполняют указание (в Лев.11:20–23 ) запрещеных пресмыкающихся, как-то: все змеи, моллюски, черви, улитки, жабы, кроты, лягушки и т. п.

Лев.11:31 . сии нечисты для вас из всех пресмыкающихся: всякий, кто прикоснется к ним мертвым, нечист будет до вечера.

Лев.11:32 . И всё, на что упадет которое-нибудь из них мертвое, всякий деревянный сосуд, или одежда, или кожа, или мешок, и всякая вещь, которая употребляется на дело, будут нечисты: в воду должно положить их, и нечисты будут до вечера, потом будут чисты;

Лев.11:33 . если же которое-нибудь из них упадет в какой-нибудь глиняный сосуд, то находящееся в нем будет нечисто, и самый [сосуд] разбейте.

Лев.11:34 . Всякая пища, которую едят, на которой была вода из такого сосуда, нечиста будет [для вас], и всякое питье, которое пьют, во всяком таком сосуде нечисто будет.

Лев.11:35 . Всё, на что упадет что-нибудь от трупа их, нечисто будет: печь и очаг должно разломать, они нечисты; и они должны быть нечисты для вас;

Лев.11:36 . только источник и колодезь, вмещающий воду, остаются чистыми; а кто прикоснется к трупу их, тот нечист.

Лев.11:37 . И если что-нибудь от трупа их упадет на какое-либо семя, которое сеют, то оно чисто;

Лев.11:38 . если же тогда, как вода налита на семя, упадет на него что-нибудь от трупа их, то оно нечисто для вас.

Лев.11:39 . И когда умрет какой-либо скот, который употребляется вами в пищу, то прикоснувшийся к трупу его нечист будет до вечера;

Лев.11:40 . и тот, кто будет есть мертвечину его, должен омыть одежды свои и нечист будет до вечера; и тот, кто понесет труп его, должен омыть одежды свои и нечист будет до вечера.

Определение присутствия нечистоты или осквернения в разных случаю соприкосновения самого человека, его одежды, пищи и др. предметов пользования его с нечистыми животными или их трупами (ср. блаж. Феодор. вопр. 12 и 13 на Лев.).

Лев.11:41 . Всякое животное, пресмыкающееся по земле, скверно для вас, не должно есть его;

Лев.11:42 . всего ползающего на чреве и всего ходящего на четырех ногах, и многоножных из животных пресмыкающихся по земле, не ешьте, ибо они скверны;

Лев.11:43 . не оскверняйте душ ваших каким-либо животным пресмыкающимся и не делайте себя чрез них нечистыми, чтоб быть чрез них нечистыми,

восполняют указание (в Лев.11:20–23 ) запрещеных пресмыкающихся, как-то: все змеи, моллюски, черви, улитки, жабы, кроты, лягушки и т. п.

Лев.11:44 . ибо Я – Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я [Господь, Бог ваш] свят; и не оскверняйте душ ваших каким-либо животным, ползающим по земле,

Лев.11:45 . ибо Я – Господь, выведший вас из земли Египетской, чтобы быть вашим Богом. Итак будьте святы, потому что Я свят.

Лев.11:46 . Вот закон о скоте, о птицах, о всех животных, живущих в водах, и о всех животных, пресмыкающихся по земле,

Лев.11:47 . чтобы отличать нечистое от чистого, и животных, которых можно есть, от животных, которых есть не должно.

В заключительных замечаниях о законах касательно чистых и нечистых животных указывается на выделение Израиля Иеговою из среды др. народов и на требуемую этим особую святость и чистоту его. По блаж. Феодориту (вопр. 11 на Лев.), «делением животных на чистых и нечистых, Моисей, кроме того, убеждает ни одного из них не признавать Богом. Ибо кто из здравомыслящих назовет Богом или нечистое, чего с ненавистью отвращается, или приносимое в жертву и самим приносящим снедаемое».

Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : в 7 т. / под ред. А. П. Лопухина. — Изд. 4-е. — Москва : Дар, 2009. / Т. 1: Ветхий Завет / [ред. группа: М. В. Грацианский и др.]. — 1055 с. / Книга Левит. 556-670 с. ISBN 978-5-485-00270-1

Источник

Есть ли в православии нечистые животные

Пoчти в кaждoй рeлигии живoтныe пoдрaздeляютcя нa чиcтыx и нeчиcтыx – пocлeдниx нeльзя упoтрeблять в пищу, дo ниx нeльзя дoтрaгивaтьcя или нeльзя пуcкaть в дoм.

Тaкoe рaздeлeниe прoизoшлo в дoпoтoпныe врeмeнa, кoгдa, coглacнo Вeтxoму Зaвeту живoтныe дeлилиcь тoлькo пo oднoму признaку – пo вoзмoжнocти принeceния иx в жeртву Бoгу-Твoрцу. В книгe Бытия (8:20) Нoй уcтрaивaeт жeртвeнник Бoгу и принocит нa нём жeртву тoлькo «чиcтыx» живoтныx, прaвдa, кaкиx имeннo, Библия нe утoчняeт.

Вeтxoзaвeтныe «чиcтoтa» и «нeчиcтoтa»

Вoзмoжнo, имeннo «чиcтыx» живoтныx cпac вeтxoзaвeтный Нoй нa cвoeм кoвчeгe, тaк кaк cрaзу пocлe Вeликoгo пoтoпa рaздeлeниe живoтныx нa «чиcтыx» и «нeчиcтыx» иcчeзaeт, и в пищу людям дoзвoлeнo упoтрeблять нe тoлькo трaву и ceмeнa, кaк прeждe, нo и вcex живoтныx бeз иcключeния: «Вce движущeecя, чтo живёт, будeт вaм в пищу» (Быт.9:3).

Впрoчeм, вcкoрe Бoг измeняeт cвoe oтнoшeниe к живoтным и зaпрeщaeт людям – пo крaйнeй мeрe тeм, кoгo oн избрaл «cвoим нaрoдoм», упoтрeблять в кaчecтвe eды нeкoтoрыe виды живoтныx. Мoиceю oн дaeт двa чeткиx признaкa, пo кoтoрoму мoжнo oтличить oдниx oт другиx: «чиcтыe живoтныe пoмимo тoгo, чтo питaютcя трaвoй, жуют жвaчку, и имeют рaздвoeннoe кoпытo».

Пoзжe в Тaлмудe пoявилиcь утoчнeния – «чиcтыe» живoтныe дoлжны были нe имeть пeрeдниx зубoв и имeть ocoбoe cтрoeниe мышц в рaйoнe пoяcницы. Крoмe этoгo, пoявилиcь другиe зaпрeты, нaпримeр, нeльзя былo упoтрeблять в пищу жир дoмaшниx живoтныx, a крoвь дикиx живoтныx вooбщe cлeдoвaлo зacыпaть зeмлeй.

Cлoжнee былo c птицaми – пo книгe Лeвит нeльзя былo ecть xищникoв и пaдaльщикoв, coв и филинoв, вoрoн, cтрaуcoв, чaeк, лeбeдeй, пeликaнoв, цaпeль, зуeв и удoдoв. Oднaкo иудeи пoшли дaльшe и рaздeлили «чиcтыx» и «нeчиcтыx» птиц пo нaличию зубoв, мaнeрe ecть, cтрoeнию лaпы. Нaпримeр, oдни рaввины cчитaют дикoгo гуcя «чиcтoй» птицeй, a другиe – «нeчиcтoй». Крoмe этoгo, иудeи cчитaют нeчиcтыми мoрcкиx гaдoв, нe имeющиx чeшуи.

Caми oни oбъяcняют вce эти зaпрeт тeм, чтo крoвь этиx живoтныx якoбы вызывaeт cклoннocть к бoлeзни, «зaгрязняeт» крoвь и «ocквeрняют тeлo и душу».

В oбщeй cлoжнocти к «нeчиcтым» живoтным в иудaизмe oтнeceны вce xищники, бecкoпытныe, рeптилии и aмфибии, грызуны (включaя зaйцa, c кoтoрым у руccкиx cвязaнo мнoгo плoxиx примeт), лeтучиe мыши, нaceкoмыe (крoмe caрaнчи) и мoрcкиe живoтныe бeз чeшуи, врoдe кaрaкaтиц или мoрcкиx грeбeшкoв.

Coглacнo книгe Лeвит иx нe прocтo нeльзя былo ecть, нo и дaжe прикacaтьcя к иx трупaм, тaк кaк «нeчиcты oни для вac».

В иcлaмe тoжe cущecтвуют «нeчиcтыe» живoтныe – ocлы, cвиньи, нaceкoмыe, ящeрицы и лягушки, крыcы, мыши и eжи, a тaкжe вce xищныe млeкoпитaющиe и xищныe птицы. При этoм нeкoтoрыe живoтныe мoгут в oдниx тeчeнияx иcлaмa cчитaтьcя нeчиcтыми, a другиx – «чиcтыми» и иx при нуждe мoжнo упoтрeблять в пищу пoлнocтью или зa иcключeниeм нeкoтoрыx чacтeй – нaпримeр, тaкoвы aкулa или змeи. При этoм тaкoe живoтнoe кaк cвинья cчитaлocь ocoбeннo cквeрным и дo нeгo нe cлeдoвaлo дoтрaгивaтьcя, a xищныx птиц нaпримeр, мoжнo рaзвoдить и тoргoвaть ими, нo нeльзя упoтрeблять в пищу.

«Нeчиcтoтa» живoтныx cлужилa нa пoльзу вeрe

Для чeгo нужнo былo пoдoбнoe рaздeлeниe? Cкoрee вceгo, этo былo нeoбxoдимo для тoгo, чтoбы иудeи или муcульмaнe нe вздумaли пeрeнимaть oбычaи у язычникoв, пoдлe кoтoрыx oни жили, и нe cтaли им пoклoнятьcя. Вeдь, нaпримeр, в тoм жe Eгиптe, гдe Мoиceй вмecтe co cвoим нaрoдoм был в рaбcтвe, cущecтвoвaл культ кoшeк, кoтoрыx пoчитaли кaк бoгoв, a у другиx нaрoдoв были тoтeмныe живoтныe — вoлки, лиcы, змeи, мeдвeди и тигры, кoтoрыx пoчитaли и кoтoрым принocили жeртвы.

Впрoчeм, зaпрeт нe убeрeг иудeeв oт бoгooтcтупничecтвa – eщe в пуcтынe пo иcxoдe из Eгиптa oни умудрилиcь coздaть зoлoтoгo тeльцa и нaчaли eму пoклoнятьcя.

Xриcтиaнcтвo крутo пoмeнялo oтнoшeниe к живoтным. Вo-пeрвыx, пocлe жeртвы Xриcтa oтпaлa нeoбxoдимocть принeceния иx Бoгу в жeртву, и c этиx пoр жeртвoпринoшeния пocтeпeннo coшли нa нeт. Вo-втoрыx, вce зaпрeты были oтмeнeны, a вce живoтныe cтaли «чиcтыми». «Для чиcтыx вce чиcтo», – былo cкaзaнo в Пocлaнии eврeям aпocтoлa Пaвлa (Eвр.13:9). «Никтo дa нe ocуждaeт вac зa пищу или питиe», – гoвoритcя в пocлaнии Пaвлa к кoлocceянaм.

Впрoчeм, нeкoтoрыe зaпрeты ocтaлиcь: нeльзя в пищу упoтрeблять идoлoжeртвeннoe – тo ecть тo, чтo язычники принocят в жeртву cвoим бoгaм, нeльзя упoтрeблять удaвлeнныx живoтныx, крoви (вoзмoжнo этo cвязaнo c тeм, чтo пo нeкoтoрым прeдcтaвлeниям xриcтиaн душa живoгo cущecтвa нaxoдитcя в eгo крoви), нo глaвный зaпрeт cвязaн c грexoм: «вoздeрживaйтecь. oт блудa, и нe дeлaйтe другим тo, чeгo ceбe нe xoтитe» (Дeян.15:19–29).

A чтo жe живoтныe?

A живoтныe oтнынe cтaли чeлoвeку нe идoлaми, a пoмoщникaми и дaжe друзьями. Нaпримeр у прoтoиeрeя Кoнcтaнтинa Буфeeвa ecть цeлaя книгa «Живoтныe рядoм co cвятыми», в кoтoрoй рaccкaзывaeтcя, кaк живoтныe пoмoгaли пoдвижникaм нecти рaзличныe cлужeния и дaжe oxрaняли иx.

Рaзумeeтcя, в мoнacтыряx и в xрaмax ecть cвoи oбычaи, кacaющиecя живoтныx, нaпримeр, coбaк в xрaм нe пуcкaют, a кoшeк пуcкaют и дaжe привeчaют, нo никaкиx вeрoвaний, cвязaнныx c этим, нeт, вce дeлaeтcя из прaктичecкиx cooбрaжeний. Coбaки мoгут нacлeдить или пoвecти ceбя aгрeccивнo, a кoшки принocят пoльзу и лoвят мышeй.

Пaтриaрx Кирилл, в oднoм из cвoиx интeрвью гoвoрил, чтo в прaвocлaвии нe cущecтвуeт пoнятия «нeчиcтoгo» живoтнoгo, a прaвocлaвный чeлoвeк дoлжeн oдинaкoвo зaбoтитьcя oбo вcex живoтныx, кoтoрыe oт нeгo зaвиcят, нo ни в кoeм cлучae нe cтaвить иx вышe чeлoвeкa и ужe тeм бoлee дeлaть из ниx идoлoв.

Источник

Есть ли в православии нечистые животные

Пoчти в кaждoй рeлигии живoтныe пoдрaздeляютcя нa чиcтыx и нeчиcтыx – пocлeдниx нeльзя упoтрeблять в пищу, дo ниx нeльзя дoтрaгивaтьcя или нeльзя пуcкaть в дoм.

Тaкoe рaздeлeниe прoизoшлo в дoпoтoпныe врeмeнa, кoгдa, coглacнo Вeтxoму Зaвeту живoтныe дeлилиcь тoлькo пo oднoму признaку – пo вoзмoжнocти принeceния иx в жeртву Бoгу-Твoрцу. В книгe Бытия (8:20) Нoй уcтрaивaeт жeртвeнник Бoгу и принocит нa нём жeртву тoлькo «чиcтыx» живoтныx, прaвдa, кaкиx имeннo, Библия нe утoчняeт.

Вeтxoзaвeтныe «чиcтoтa» и «нeчиcтoтa»

Вoзмoжнo, имeннo «чиcтыx» живoтныx cпac вeтxoзaвeтный Нoй нa cвoeм кoвчeгe, тaк кaк cрaзу пocлe Вeликoгo пoтoпa рaздeлeниe живoтныx нa «чиcтыx» и «нeчиcтыx» иcчeзaeт, и в пищу людям дoзвoлeнo упoтрeблять нe тoлькo трaву и ceмeнa, кaк прeждe, нo и вcex живoтныx бeз иcключeния: «Вce движущeecя, чтo живёт, будeт вaм в пищу» (Быт.9:3).

Впрoчeм, вcкoрe Бoг измeняeт cвoe oтнoшeниe к живoтным и зaпрeщaeт людям – пo крaйнeй мeрe тeм, кoгo oн избрaл «cвoим нaрoдoм», упoтрeблять в кaчecтвe eды нeкoтoрыe виды живoтныx. Мoиceю oн дaeт двa чeткиx признaкa, пo кoтoрoму мoжнo oтличить oдниx oт другиx: «чиcтыe живoтныe пoмимo тoгo, чтo питaютcя трaвoй, жуют жвaчку, и имeют рaздвoeннoe кoпытo».

Пoзжe в Тaлмудe пoявилиcь утoчнeния – «чиcтыe» живoтныe дoлжны были нe имeть пeрeдниx зубoв и имeть ocoбoe cтрoeниe мышц в рaйoнe пoяcницы. Крoмe этoгo, пoявилиcь другиe зaпрeты, нaпримeр, нeльзя былo упoтрeблять в пищу жир дoмaшниx живoтныx, a крoвь дикиx живoтныx вooбщe cлeдoвaлo зacыпaть зeмлeй.

Cлoжнee былo c птицaми – пo книгe Лeвит нeльзя былo ecть xищникoв и пaдaльщикoв, coв и филинoв, вoрoн, cтрaуcoв, чaeк, лeбeдeй, пeликaнoв, цaпeль, зуeв и удoдoв. Oднaкo иудeи пoшли дaльшe и рaздeлили «чиcтыx» и «нeчиcтыx» птиц пo нaличию зубoв, мaнeрe ecть, cтрoeнию лaпы. Нaпримeр, oдни рaввины cчитaют дикoгo гуcя «чиcтoй» птицeй, a другиe – «нeчиcтoй». Крoмe этoгo, иудeи cчитaют нeчиcтыми мoрcкиx гaдoв, нe имeющиx чeшуи.

Caми oни oбъяcняют вce эти зaпрeт тeм, чтo крoвь этиx живoтныx якoбы вызывaeт cклoннocть к бoлeзни, «зaгрязняeт» крoвь и «ocквeрняют тeлo и душу».

В oбщeй cлoжнocти к «нeчиcтым» живoтным в иудaизмe oтнeceны вce xищники, бecкoпытныe, рeптилии и aмфибии, грызуны (включaя зaйцa, c кoтoрым у руccкиx cвязaнo мнoгo плoxиx примeт), лeтучиe мыши, нaceкoмыe (крoмe caрaнчи) и мoрcкиe живoтныe бeз чeшуи, врoдe кaрaкaтиц или мoрcкиx грeбeшкoв.

Coглacнo книгe Лeвит иx нe прocтo нeльзя былo ecть, нo и дaжe прикacaтьcя к иx трупaм, тaк кaк «нeчиcты oни для вac».

В иcлaмe тoжe cущecтвуют «нeчиcтыe» живoтныe – ocлы, cвиньи, нaceкoмыe, ящeрицы и лягушки, крыcы, мыши и eжи, a тaкжe вce xищныe млeкoпитaющиe и xищныe птицы. При этoм нeкoтoрыe живoтныe мoгут в oдниx тeчeнияx иcлaмa cчитaтьcя нeчиcтыми, a другиx – «чиcтыми» и иx при нуждe мoжнo упoтрeблять в пищу пoлнocтью или зa иcключeниeм нeкoтoрыx чacтeй – нaпримeр, тaкoвы aкулa или змeи. При этoм тaкoe живoтнoe кaк cвинья cчитaлocь ocoбeннo cквeрным и дo нeгo нe cлeдoвaлo дoтрaгивaтьcя, a xищныx птиц нaпримeр, мoжнo рaзвoдить и тoргoвaть ими, нo нeльзя упoтрeблять в пищу.

«Нeчиcтoтa» живoтныx cлужилa нa пoльзу вeрe

Для чeгo нужнo былo пoдoбнoe рaздeлeниe? Cкoрee вceгo, этo былo нeoбxoдимo для тoгo, чтoбы иудeи или муcульмaнe нe вздумaли пeрeнимaть oбычaи у язычникoв, пoдлe кoтoрыx oни жили, и нe cтaли им пoклoнятьcя. Вeдь, нaпримeр, в тoм жe Eгиптe, гдe Мoиceй вмecтe co cвoим нaрoдoм был в рaбcтвe, cущecтвoвaл культ кoшeк, кoтoрыx пoчитaли кaк бoгoв, a у другиx нaрoдoв были тoтeмныe живoтныe — вoлки, лиcы, змeи, мeдвeди и тигры, кoтoрыx пoчитaли и кoтoрым принocили жeртвы.

Впрoчeм, зaпрeт нe убeрeг иудeeв oт бoгooтcтупничecтвa – eщe в пуcтынe пo иcxoдe из Eгиптa oни умудрилиcь coздaть зoлoтoгo тeльцa и нaчaли eму пoклoнятьcя.

Xриcтиaнcтвo крутo пoмeнялo oтнoшeниe к живoтным. Вo-пeрвыx, пocлe жeртвы Xриcтa oтпaлa нeoбxoдимocть принeceния иx Бoгу в жeртву, и c этиx пoр жeртвoпринoшeния пocтeпeннo coшли нa нeт. Вo-втoрыx, вce зaпрeты были oтмeнeны, a вce живoтныe cтaли «чиcтыми». «Для чиcтыx вce чиcтo», – былo cкaзaнo в Пocлaнии eврeям aпocтoлa Пaвлa (Eвр.13:9). «Никтo дa нe ocуждaeт вac зa пищу или питиe», – гoвoритcя в пocлaнии Пaвлa к кoлocceянaм.

Впрoчeм, нeкoтoрыe зaпрeты ocтaлиcь: нeльзя в пищу упoтрeблять идoлoжeртвeннoe – тo ecть тo, чтo язычники принocят в жeртву cвoим бoгaм, нeльзя упoтрeблять удaвлeнныx живoтныx, крoви (вoзмoжнo этo cвязaнo c тeм, чтo пo нeкoтoрым прeдcтaвлeниям xриcтиaн душa живoгo cущecтвa нaxoдитcя в eгo крoви), нo глaвный зaпрeт cвязaн c грexoм: «вoздeрживaйтecь. oт блудa, и нe дeлaйтe другим тo, чeгo ceбe нe xoтитe» (Дeян.15:19–29).

A чтo жe живoтныe?

A живoтныe oтнынe cтaли чeлoвeку нe идoлaми, a пoмoщникaми и дaжe друзьями. Нaпримeр у прoтoиeрeя Кoнcтaнтинa Буфeeвa ecть цeлaя книгa «Живoтныe рядoм co cвятыми», в кoтoрoй рaccкaзывaeтcя, кaк живoтныe пoмoгaли пoдвижникaм нecти рaзличныe cлужeния и дaжe oxрaняли иx.

Рaзумeeтcя, в мoнacтыряx и в xрaмax ecть cвoи oбычaи, кacaющиecя живoтныx, нaпримeр, coбaк в xрaм нe пуcкaют, a кoшeк пуcкaют и дaжe привeчaют, нo никaкиx вeрoвaний, cвязaнныx c этим, нeт, вce дeлaeтcя из прaктичecкиx cooбрaжeний. Coбaки мoгут нacлeдить или пoвecти ceбя aгрeccивнo, a кoшки принocят пoльзу и лoвят мышeй.

Пaтриaрx Кирилл, в oднoм из cвoиx интeрвью гoвoрил, чтo в прaвocлaвии нe cущecтвуeт пoнятия «нeчиcтoгo» живoтнoгo, a прaвocлaвный чeлoвeк дoлжeн oдинaкoвo зaбoтитьcя oбo вcex живoтныx, кoтoрыe oт нeгo зaвиcят, нo ни в кoeм cлучae нe cтaвить иx вышe чeлoвeкa и ужe тeм бoлee дeлaть из ниx идoлoв.

Источник

Почему Бог разделил животных на чистых и нечистых пересмотрите свое питание

«Нечистые» и «чистые» животные

Тора подробно говорит о запрещённых и разрешённых в пищу животных. Животное, запрещённое в пищу, называется «таме», т. е. ритуально нечистое: «мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас». (Лев. 11:8).

Вот признаки, по которым можно определить животное, допускаемое к употреблению в пищу: жует жвачку и при этом имеет раздвоенные копыта. Однако сами ритуально чистые животные не упоминаются, кроме четырёх запрещённых животных — верблюд, даман, заяц и свинья, видимо, чтобы в дальнейшем не возникло споров о пригодности их в пищу. Они имеют вместо обязательных двух характеристик пригодности только один — жуют жвачку или имеют раздвоенные копыта, но двумя признаками одновременно не обладают (Лев. 11:4-7).

Также даны чёткие указания в отношении морских обитателей и снова показывают два признака пригодности – плавники и чешуя. Все остальные не имеющие этих двух опознавательных знаков – в пищу запрещены.

Птицы перечисляются подробно. Упоминаются двадцать видов пернатых, запрещённых в пищу, в большинстве своём питающихся убоиной и падалью.

Запрещаются в пищу все насекомые, кроме некоторых видов саранчи. Возможно, это выпадающее из общей системы послабление связано с трудной досягаемостью пищи в условиях пустыни, по которой Моисей вел народ Израиля. Это разрешение свидетельствует о древности закона, восходящего к первоначальной традиции народа-кочевника.

Нечисты также мелкие животные, ползающие по земле, такие как змеи, мыши, черепахи, ящерицы и т. д.

Дотронувшийся до их трупов становится нечистым до вечера. Всякая вещь, которая имела соприкосновение с трупами этих животных — становится нечистой.

Глиняный сосуд, печь и очаг должны быть уничтожены, если произошло соприкосновение с трупом животного. Питьё из сосуда, внутрь которого попала мертвечина, также становится нечистой.

Употребление в пищу пресмыкающихся возбраняется категорически, так как считается осквернением человека: «не оскверняйте душ ваших каким-либо животным пресмыкающимся и не делайте себя чрез них нечистыми, чтоб быть чрез них нечистыми» (Лев. 11:43-46).

Нам важно понять, оригинальны ли законы «кашрута».

Известно, что в древнем Египте существовало понятие о ритуальной чистоте и святости посредством воздержания от определённой пищи. Для прочтения 64 главы Книги Мёртвых необходим был отказ от употребления в пищу мяса и рыбы, а также от контактов с женщинами:

«Эта глава должна быть прочитана человеком ритуально чистым, не вкушающим рыбы или мяса и не прикасающимся к женщинам».

На одной египетской стеле, воздвигнутой в XIV в. до н. э., сообщается, что строитель не осквернялся нечистой пищей:

«Не ел никакой мерзости, не вкушал рыбу и даже не ловил её».

В папирусе Галовера 3292 существует понятие «чистый» (wcb), означающее физическую или нравственную чистоту.

В Египте не существовало тотального запрета употреблять в пищу рыбу. Только при определённых случаях, в определённое время, например, в период наполнения Нила или в двадцать второй день первого месяца, египтянам было предписано воздерживаться от рыбы, так как в этот день, по египетскому поверью, бог Ра создал водоплавающих. Вполне вероятно, это был один из способов сохранить поголовье рыб.

О запрещении употреблять нечистую пищу также известно из надписи в храме Исиды:

«Желающий посетить храм должен воздерживаться от употребления нечистой пищи и должен быть обрезан» (6-10 строка).

В папирусе Нута говорится, что употребляющие в пищу мясо являются ритуально нечистыми.

По словам Геродота, свинья считалась нечистым животным:

«Свинью египтяне считают нечистым животным. И если кто-нибудь, проходя мимо, коснётся свиньи, то сразу же идёт к реке и в одежде, которая на нём, погружается в воду. Также и свинопасам, единственным из всех египтян, несмотря на их египетское происхождение, не дозволено вступать ни в один храм» (Геродот II; 47).

Сообщение несколько странно, потому что по словам того же Геродота, египтяне приносят в жертву свиней двум богам — Селене и Дионису, и после жертвоприношения вкушают свинину:

«Прочим богам, кроме Селены и Диониса, египтяне не приносят в жертву свиней, да и этим богам — только в известное время, а именно в день полнолуния. Затем после жертвоприношения вкушают свинину» (Геродот II; 47).

В Египте существовали разные традиции, и поэтому Геродот зафиксировал два различных обычая.

Археологические находки времён Древнего Царства свидетельствуют, что египтяне употребляли свиней и кабанов в пищу.

Несколько позднее, вплоть до 18 династии (2190-2160 до н. э) не встречается изображение свиньи, в могилах не обнаружено костей этого животного. В период Среднего Царства (2106-1786 до н. э.) развивается свиноводство. Были обнаружены свиноводческие фермы, изображение свиньи служило амулетом, даже богиня Нут изображается в виде свиньи. Но вместе с этим в Египте развивается и противоположная традиция. Сет, противник Гора, изображается в виде свиньи. Свинья становится отверженным и нечистым животным:

«Затем Ра сказал Гору: «Посмотри на ту чёрную свинью», и Гор посмотрел, и тут же глаз его пострадал».

«Чёрная свинья, на которую посмотрел Гор, была на самом деле Сути, который превратился в чёрную свинью, и именно он поразил глаз Гора огнём. Затем Ра сказал двум другим богам: «Свинья вызывает у Гора отвращение; но хотя это отвратительное ему существо, он поправится». (Папирус Ну, Британский Музей, N10477, лист 18).

В священных египетских законах также говорится о птицах, разрешённых и запрещённых к употреблению в пищу, только причина запрещения противоположная, чем в законодательстве Моисея.

Коршун, ястреб, ибис и орёл в Египте являлись священными птицами, так как символизировали богов, и поэтому их было запрещено употреблять в пищу.

В Египте не было тотального (как в законах Израиля) запрещения на употребление в пищу животных, считавшихся нечистыми, но только при определённых случаях, в особенные дни и в определённый период египетской истории. Не было столь подробного описания признаков нечистых или чистых животных и птиц, как в законах Торы.

В Зороастризме существует понятие «храфстра» — это животные и насекомые, считавшиеся вредными порождениями божества Ангро Манья. К ним причисляются волки, черепахи, змеи, практически все земноводные и все бескрылые насекомые:

«Дух Зла напал в облике змея и сразу наплодил ядовитых змеёнышей. Мириады храфстра — крысы, мыши, землеройки, и змеи, и ящерицы, и лягушки, и муравьи, и какие другие есть ещё многоножки, черви, ядовитые, жалящие расползлись и заполонили все пастбища, так что без вредоносных тварей не осталось на земле и места с остриё иголки» (Сказание о сотворении мира).

Уничтожение «храфстра» считалось богоугодным делом. В тексте «Авесты» говорится об искуплении посредством уничтожения «храфстра». Было строжайше запрещено убивать выдру, так как это животное уничтожает «храфстра»:

«Если кто убьёт выдру, жилищем тому будет ад, род его угаснет, он не сможет искупить грех, если не получит десять тысяч ударов ритуальной плетью… Не совершит десять тысяч жертвоприношений, не убьёт десять тысяч змей, десять тысяч ящериц, десять тысяч жаб, десять тысяч древесных лягушек, десять тысяч муравьёв, десять тысяч мух…» (Видевдат 14.1 — 10).

Геродот рассказывает об обычаях персидских магов уничтожать животных, которых они считали вредными:

«Маги же собственноручно убивают всех животных, кроме собаки и человека. Они даже считают великой заслугой, что уничтожают муравьёв, змей и пресмыкающихся и летающих животных» (Геродот I;140).

Законы зороастризма о вредных и полезных животных отличаются от законов Пятикнижия о нечистых и чистых животных. Иудейские законы не приписывают уничтожать нечистых животных. Кроме этого, полезные животные по учению Заратустры, такие как собака, выдра, лошадь, согласно Торе, являются нечистыми.

Можно предположить, что законы книги Левит о «кашруте» — это диетические и гигиенические правила, регламентирующие пригодность употребления в пищу того или иного животного. Правда, в таком случае, не совсем ясно, почему животные, не пригодные в пищу, названы «ритуально нечистыми». Но, с другой стороны, как объяснить человеку, жившему тысячелетия назад, что определённые виды животных не пригодны в пищу, приносят вред? Разумнее всего, чтобы оградить древних людей от поедания вредных для здоровья животных, следует объявить их ритуально нечистыми. Ведь только такое объяснение может предотвратить употребление животных, контакт с которыми приводит к отравлениям, болезням, эпидемиям.

Конечно, сложно представить, что все правила, описанные в 11 главе книги Левит, были плодом измышлений кочевника. Многие пищевые запреты не актуальны в условиях пустыни, в которой не обитают большинство из перечисленных животных и уж тем более рыб. Хоть нам известно об отступлении от общего правила — разрешении употреблять в пищу различные виды саранчи.

Впрочем, сбрасывать со счетов гениальность, пророческий дар Моисея, божественные озарения или даже откровения, является неправильным, если мы хотим быть непредвзятыми исследователями и учитывать все факторы, даже, на первый взгляд, невозможные.

Вероятно, запрещение употреблять в пищу перечисленных в книге Левит животных, птиц, пресмыкающихся, насекомых – необходимая мера для сохранения здоровья племени, потому что эпидемия страшней, чем недоедание, потому что могла свести в могилу весь народ, находящийся в ограниченном пространстве.

Выявление общей системы распознавания животных по внешним признакам (например, одновременно два обобщающих признака: раздвоенное копыто и срыгивание жвачки), — является простым и гениальным.

Употребление в пищу хищников, поедающих падаль и накапливающих в своём мясе трупный яд — опасно для человека, приводит к отравлениям и различным заболеваниям. Даже заяц, очаровательный грызун, объявлен нечистым. Но этот, на первый взгляд, безобидный зверёк при определённых обстоятельствах поедает мышек, а иногда и своих сородичей. Кроме того, зайцеобразные болеют общими для человека и животных болезнями: туляремией, бруцеллезом. Верблюд болеет бруцеллезом и чумой. Тушканчик служит переносчиком ряда инфекций, в том числе и чумы. Свиньи нередко бывают носителями сальмонелл, мясо часто заражено ленточными глистами и цепнями. Свиньи в жарком климате, представляют эпидемиологическую опасность из-за множества общих с человеком болезней.

Интересно, что в Писании совсем мало мест, упоминающих пищевые запреты. Пророк Исайя осуждает народ за употребление свинины. Правда, из контекста не вполне ясно, осуждается вкушение свиного мяса как такового, или какой-то идолопоклоннический ритуал, в котором свинья приносилась в жертву:

«Народ, гневящий Меня пред лицом Моим постоянно; приносящие жертвы в садах, и воскуряющие на кирпичах. Обитающие в могилах и в скрытых местах ночующие, едящие мясо свиное, и отвар гнусный (в) сосудах их» (Исайя 65:3-5).

Вполне вероятно, что употребление свинины являлось частью языческого ритуала, так как в древности простой бедный народ, как правило, ел мясо только во время празднеств и жертвоприношений:

«Те, которые освящают себя и очищают себя в рощах, один за другим, едят мясо свиное, и мерзость, и мышь, вместе погибнут — слово Господа» (Исайя 66: 17).

В любом случае, из слов пророка, явствует негативное отношение к поедающим свинину и мышей. Ведь если во время идолопоклоннического ритуала вкушали баранину или говядину, то вряд ли пророк упомянул бы в списке преступлений употребление этой пищи. Поэтому пророк ссылается на сложившуюся, известную традицию об употреблении в пищу нечистых животных.

В Шаараиме – иудейском городе времён Давида, археологами не найдены кости некошерных животных, хотя в филистимском Гате (родине Голиафа) обнаружены кости не только свиней (20% от общего количества костей), но и собак.

Понятие «некошерное» для иудеев не во всех случаях воспринималось как нечто неблаговидное, мерзкое. Древние иудеи не относились негативно к лошади (которая оценивалась дороже человека-раба), верблюду или собаке, ведь эти животные использовались евреями на войне и в быту.

Апостол Пётр видел полотно, спускаемое с неба, в котором находились «нечистые» животные. Пётр услышал Голос, повелевший ему: «заколи и ешь». И он в изумлении ответил: «никогда не ел ничего скверного или нечистого». Но получил ответ: «что Бог очистил, того не почитай нечистым» (Деяние 10:11-16).

Видение Петра, как мы выясняем дальше из повествования, не говорит о разрешении вкушать некошерную пищу, но позволяет евреям входить в дома к неевреям, которые во времена Иисуса считались ритуально нечистыми, так как язычники не следовали предписаниям Моисея, не проходили обряды очищений. Чтобы объяснить это нововведение, следовало использовать понятные, знакомые каждому иудею символы.

Источник

Самые чистоплотные животные. Правила гигиены у братьев наших меньших

Сегодня люди очень трепетно относятся к собственной чистоте. Каждый день мы чистим зубы, моем руки после похода на улицу, умываемся, принимаем душ. Животные несколько по-другому относятся к вопросам гигиены, но ни в коем случае не пренебрегают ими. Какие животные самые чистоплотные? И как именно они избавляются от грязи и паразитов? Давайте это узнаем.

Гигиена животных

Братья наши меньшие не знают, что такое шампунь или мыло. Но в дикой природе есть много других средств, чтобы держать себя в чистоте. Многие животные тщательно заботятся о собственной гигиене, используя для этого водоемы, песок, землю и прочие подручные материалы.

Даже самые чистоплотные животные, как правило, не чистят зубы. По крайней мере, привычным для нас способом. В их рационе отсутствует сахар, поэтому риск возникновения кариеса не велик. От налета и мелких остатков пищи они избавляются во время еды, когда жуют кости, хрящи, кору деревьев или траву.

Главными врагами четвероногих являются паразиты и пыль. Избавиться от них помогает вылизывание, расчесывание, катание по земле, купание под дождем, а иногда и другие животные. Копытные, которые населяют саванны и полупустыни Африки, спасаются от вредителей благодаря скворцу-волоклюю. Птица буквально живет на антилопах, буйволах, зебрах, поедая эктопаразитов, обитающих в их шерсти. Кроме того, животные используют различные выделения, которые обеззараживают тело, приводят шерсть и перья в порядок и защищают их от прилипания мусора.

Млекопитающие и пернатые уделяют гигиене гораздо больше внимания, чем, например, пресмыкающиеся. Так, змеи обычно не чистят свои покровы. Они не вылизывают себя и не принимают специальных ванн, зато по нескольку раз в год сбрасывают кожу, удовлетворяя свои гигиенические потребности. Как и крокодилы, они часто меняют зубы, поэтому проблемы с несвежим дыханием им не страшны. За всю жизнь они могут сменить от нескольких сотен до трех тысяч зубов.

Свиньи — самые чистоплотные животные

Свиньи давно воспринимаются как неаккуратные животные, которые целыми днями лежат в грязи и вообще ведут себя очень неопрятно. Они действительно любят купаться в намокшей от дождя земле и не упустят возможность окунуться в очередную лужу. Однако с точки зрения природы такое поведение считается гигиеной и широко распространено среди братьев наших меньших.

Обмазываясь мокрой глиной и землей, свиньи охлаждают организм в жаркое время года, а заодно избавляются от паразитов. Засыхая на теле животного, грязь отваливается кусками и забирает вместе с собой клещей, блох и комаров. Таким способом с надоедливыми паразитами борются носороги, слоны, буйволы, зебры и другие животные.

самые чистоплотные животные свиньи

Самыми чистоплотными свиней также можно назвать, благодаря привычке четко разделять свою территорию на зоны. В их жилом пространстве выделяется участок, где животные едят, спят, и где они справляют нужду. Свиньи строго придерживаются этого и никогда не принимают пищу в месте, в котором ходят в туалет.

Кошки

Тот, кто имел дело с кошками, возможно, не раз наблюдал затем, как они вылизывают свою шерсть. Делают они это тщательно, сосредоточенно и с юного возраста, отчего по праву заслужили репутацию чистюль. Шершавым языком они удаляют пыль, выпавшие волоски и частички отмершей кожи. Вместе с тем они стимулируют железы, выделяющие секрет, который смазывает шерсть и делает ее эластичной.

Главная причина того, почему кошки умываются, кроется в способе добывания пищи. Исторически они являются охотниками, которые ловят жертву, тихо затаившись в засаде. В этом деле крайне важна незаметность, поэтому вылизыванием они сбивают естественный запах. По той же причине они закапывают экскременты, не давая врагам возможности себя обнаружить. Осторожность присуща и диким, и домашним кошкам, поэтому все они одинаково чистоплотные.

кошка умывается

Собаки, например, отличаются меньшим пристрастием к гигиене. Они тоже являются хищниками, но от своих врагов или добычи прятаться не привыкли. В случае чего, они всегда готовы вступить в схватку с противником и не слишком заботятся о сокрытии собственных следов.

Обезьяны

Мытье и расчесывание очень любят приматы. Более того, они занимаются этим коллективно, ухаживая за шерстью «товарищей». Около 20 % времени обезьяны каждый день тратят на выбирание блох, клещей и мелкий мусор с тела своих сородичей.

Такое действо называется грумингом и выполняет оно не только гигиеническую, но и важную социальную роль. Взаимное вычесывание является своеобразным способом общения и укрепления связей между членами группы. Во время груминга тело приматов вырабатывает эндорфин, который позволяет им чувствовать себя расслабленно, избавляться от усталости, страха и стресса.

Груминг у обезьян

Птицы

В числе самых чистоплотных животных обязательно должны быть и птицы. Их перья – отличное место для всевозможных паразитов и мусора. Летая, они собирают на себя много пыли и других мелких частичек, поэтому птицы нуждаются в хорошем мытье.

Некоторые виды могут полностью нырять в водоемы, утки и лебеди обычно опускают туда лишь голову, зачерпывая воду клювом и забрасывая на спину. Ласточки быстро пролетают над озером или речкой, смачивая лишь живот и грудь. Сухопутные птицы предпочитают окунаться в лужах или стряхивать на себя капли, которые задержались на деревьях. Иногда они принимают душ под дождем, распушив при этом оперение. Куропатки летом купаются в песке, а зимой зарываются в снег.

мытье птиц

Чтобы перья не ломались, птицы смазывают их жирным секретом, который выделяется копчиковой железой. Он делает покровы более эластичными и не дает им слишком намокать. Взъерошенные перья птицы разглаживают клювом или лапами, ими же они убирают роговые частички, образовавшиеся при линьке.

Насекомые

Беспозвоночные не часто попадают в список самых чистоплотных животных планеты. У них небольшие размеры, нет шерсти, а значит, проблем с гигиеной гораздо меньше, чем у крупных существ. Тем не менее и они ухаживают за собой и своим домом. Например, у муравьев есть специальные рабочие особи, в обязанности которых входит уборка мусора с территории.

чистоплотные муравьи

Серьезными вредителями для насекомых являются грибки и микроорганизмы. Для борьбы с ними животные выделяют ферменты с антибактерицидными действиями, многие из которых являются еще и ядовитыми. У муравьев это муравьиная кислота, отпугивающая врагов. Сколопендры обрабатывают кладку с яйцами противомикробной жидкостью, чтобы детенышам не грозили болезни.

Источник



Почему Бог разделил животных на чистых и нечистых: пересмотрите свое питание

Почему Бог разделил животных на чистых и нечистых: пересмотрите свое питание

Сейчас, во время Великого поста, многие воздерживаются от употребления продуктов животного происхождения. А это отличный повод для размышления над тем, почему Бог разделил животных на чистых и нечистых, чтобы пересмотреть свой рацион в дальнейшем.

Расскажем тебе о мнении ученых по поводу того, почему некоторых зверей, рыб и птиц относят к чистым, а некоторых – к нечистым. Их существует очень много, поэтому поговорим о тех, мясо которых доступно для жителей СНГ.

ЧИСТЫЕ ЖИВОТНЫЕ

ЧИСТЫЕ МОРСКИЕ ЖИТЕЛИ

«Чистыми являются те животные и рыбы, у которых есть перья или плавники. Сюда входят такие рыбы, как лосось, окунь, форель, мерланг, карп и многие другие» (Втор. 14:9, Лев. 11:9).

    Лосось
    В море лосось питается главным образом сельдью и песчанкой. Лосось относится к плотоядным видам рыбы, он питается мелкими беспозвоночными и зоопланктоном в раннем возрасте.

НЕЧИСТЫЕ МОРСКИЕ ЖИТЕЛИ

«А все тех, у которых нет перьев и чешуи, не ешьте: нечисто это для вас» (Втор. 14:10).

Это акулы, рыба-меч, зубатка, киты, дельфины, креветки, крабы, лобстеры, морские моллюски, устрицы и многие другие. По мнению ученых, Бог не случайно запретил употреблять в пищу эти виды водных обитателей.

Медики утверждают, что нижеперечисленные виды рыбы и ракообразных могут накапливать в себе значительное количество тяжелых металлов, а также содержать естественные отравляющие вещества. Для людей они могут оказаться губительными.

    Сом
    Этих рыб называют санитарами рек. Сом питается не только мелкой и ослабевшей рыбой, но и раками, червями, моллюсками, лягушками, маленькими водоплавающими птицами, а также разнообразными пищевыми отходами.

ЧИСТЫЕ ПТИЦЫ

К чистым относятся птицы отряда куриных, индюков, голубей – всех, у кого есть зоб. Утки также относятся к чистым птицам.

    Утки
    Утки поедают насекомых, мох, траву, зелень и водяные растения, а также маленьких рыб.

НЕЧИСТЫЕ ПТИЦЫ

«Из птиц гнушайтесь сих (не должно их есть, скверны они): орла, грифа и морского орла, филина, пеликана, цапли, всякого ворона с породою его, страуса, совы, чайки и ястреба с породою его, лебедя…» (Лев. 11:13–19).

    Грифы, чайки, вороны
    Они относятся к падальщикам, ведь убивают ослабленных и больных птиц и мелких животных. Питаются мертвыми птицами и другой падалью.

ЧИСТЫЕ ЖИВОТНЫЕ

«Разрешается есть мясо коров, оленей, буйволов, а также коз и овец, серну, орикса, камелопарда» (Лев. 11:1–3 Втор. 14:3–6).

Козы, овцы, серны, олени, коровы – травоядные. При этом они тщательно выбирают траву, которую поедают.

Заметим, что кровь животных также не годится в пищу. В Левите 7:22–24 говорится, что мы не должны употреблять кровь и жир любого из вышеперечисленных животных, а также животных, умерших своей смертью или убитых другим животным.

НЕЧИСТЫЕ ЖИВОТНЫЕ

Здесь Бог говорит нам не принимать в пищу мясо таких животных, как свиньи, кролики, верблюды и лошади.

    Верблюды
    Относятся к травоядным животным, однако они питаются в основном колючими растениями, сухой травой и кустарниками.

Как видишь, у всего существует научное объяснение. Блюда из некоторых животных, рыб и птиц действительно могут причинить вред твоему организму.

Но мы не думаем, что, если есть их в незначительных количествах, произойдет что-то ужасное. К тому же нужно учитывать современные технологии.

Например, те же устрицы в большинстве случаев в наши страны привозят не с морей и океанов, а выращивают в специальных бассейнах. Естественно, там нет большого количества грязи и химических отходов.

Какою пищу употреблять – личное дело каждого. Кто-то следует библейским наставлениям, а кто-то личным убеждениям.

Источник

Разница между чистыми и нечистыми животными

Ученые решили разобраться в причинах того, почему Бог разделил животных на чистых и нечистых?

Так какая разница между чистыми и нечистыми животными?

Разница между чистыми и нечистыми животными

(Втор. 14:9 Лев. 11:9 ) — чистыми в воде являются те животные и рыбы, у которых есть перья или плавники. Сюда входят такие животные и рыбы, как лосось, окунь, форель, мерланг, карп и многие другие.

Разница между чистыми и нечистыми животными

В море лосось питается главным образом сельдью и песчанкой. Лосось относится к плотоядным видам рыбы и питается мелкими беспозвоночными и зоопланктоном в раннем возрасте.

Карп кормится в местах богатых растительной и животной пищей, водной растительностью, моллюсками, рачками, червячками и другими мелкими организмами.

А все тех, у которых нет перьев и чешуи, не ешьте: нечисто это для вас (Втор. 14:10). Большая категория, включающая в себя значительное количество разнообразных рыб, ракообразных и других морских обитателей, таких как акулы, рыба-меч, зубатка, киты, дельфины, креветки, крабы, лобстеры, морские моллюски, устрицы и многие другие.

Сом (нет чешуи). Сом питается не только мелкой и ослабевшей рыбешкой, но и некоторой другой пищей: раками, червями, моллюсками, лягушками, некрупной водоплавающей птицей, разнообразными пищевыми отходами, поэтому его, наряду со щукой, еще называют санитаром рек.

Рыба меч (нет чешуи). Рыбные поставщики практически никогда не заказывают рыбу-меч: в отличие от своих клиентов они видели трехметровых червей, которые в ней живут.

Осетр (нет чешуи). Практически все осетровые ведут донный образ жизни, питаясь червями, моллюсками, личинками насекомых, рыбой и т.п.

Креветки собирают паразитов с поверхности тела и во рту, выстригают омертвевшие ткани (падальщики).

Крабы — (падальщики) питаются падалью, беспозвоночными, мелкими ракообразными, червями, водорослями. (пищевыми отходами пинны). По своей трофической специализации крабы детритофаги, то есть питаются в основном органической падалью — мертвыми морскими животными и их остатками. Поэтому в местах работы рыбоперерабатывающего флота, там где за борт летят отходы переработки, пир горой не только у чаек, но и у крабов.

Раки — по своей природе раки-отшельники, чистильщики, санитары морского дна. В естественной среде обитания раки кормятся падалью, а точнее все, что валяется на дне, включая долхлятину и утопленников. Он питается водорослями, растениями, донными организмами, пожирает даже сородичей, особенно тех, которые линяют или только что полиняли и поэтому беззащитны. Так же, как другие падальщики, могут выступать переносчиками опасных заболеваний человека – тифа, гепатита А.

Разница между чистыми и нечистыми животными

Корнеголовые ракообразные — Все тело краба, зараженного корнеголовым рачком Sacculina, пронизано ветвящимися, как корни растений, отрост ками паразита. Они оплетают все внутренние органы хозяина — кишечник, половые железы, нервную систему, внедряются в мускулатуру.
и т.д.

Устрица — На самом деле именно устрица активно и эффективно очищают воду, поедают избыток водорослей и планктона, а также осадок на дне. В процессе своей жизни устрицы (как и мидии) пропускают через себя огромное количество воды, поэтому впитывают в себя из нее всю химическую грязь. Кроме того, они могут накапливать в себе сильнейший яд – сакситоксин, который обладает нервнопаралитическим действием, их даже называют моллюсками-фильтрами.

А люди поедают устриц – это известный во всем мире морской деликатес.

Разница между чистыми и нечистыми животными

Демонстрация показывает, насколько эффективны устрицы в естественной фильтрации воды. В течение двух часов, устрицы полностью очистили воду в своем аквариуме. Известно, что устрицы могут очищать от 75 до 200 литров воды в сутки. По словам ученых, данная способность приносит огромную пользу экосистеме.

Разница между чистыми и нечистыми животными

Разница между чистыми и нечистыми животными

Раки, крабы, креветки и иные падальщики питаются падалью и поэтому содержат канцерогены. Поэтому употребление их в пищу значительно увеличивает риск заболевания раком. Поэтому употребление их в пищу запрещается опытными врачами-онкологами 21 века.

Бог не случайно запретил употреблять в пищу эти виды водных обитателей. Медики знают, что эти виды рыбы и ракообразных могут накапливать в себе значительное количество тяжелых металлов, а также содержать естественные отравляющие вещества.

Для людей они могут оказаться губительными. Мы приносим вред окружающей среде, употребляя эти запрещенные виды. Кроме того, нечистые рыбы часто питаются падалью чистых, принося тем самым пользу экологии. Другая рыба, у которой отсутствует чешуя, зачастую помогает в очищении поверхности рек и озер.

Разница между чистыми и нечистыми животными

К чистым относятся птицы отряда куриных, индюк, голуби и голубки, все, у кого есть зоб. Утки, также относятся к чистым птицам.

Утки едят с утра до поздней ночи, щиплет растущую по берегам гусиную травку, немилосердно водяной мох или шелк, зелень, цвет и все водяные растения, жадно глотает мелкую рыбешку и всяких водяных, воздушных и земляных насекомых.

Разница между чистыми и нечистыми животными

Голуби едят зерно, любого вида и еще голуби хорошо клюют мелко рубленные листья салата, капусты, шпината, моркови, щавеля, клевера, молодой крапивы, люцерны, мокрицы и прочих культур и трав, отличающихся мягкостью и сочностью.

Левит 11:13-19 Из птиц гнушайтесь сих (не должно их есть, скверны они): орла, грифа и морского орла, филина, пеликана, цапли, всякого ворона с породою его, страуса, совы, чайки и ястреба с породою его, лебедя. и т.д.

Грифы, Чайки, вороны — относятся к падальщикам и от других хищных птиц отличаются тем, что охотятся на птенцов, убивают ослабленных и больных птиц и мелких животных. Питаются мертвыми птицами и другой падалью.

Ястребы, совы, пеликаны — мелких и средних млекопитающих, птиц, насекомых, крысы мыши, лягушки и т.д.

У Бога были серьезные причины запрещать нам употреблять в пищу мясо этих птиц. Одной из наиболее очевидных является то, что большинство, если не все из этих птиц питаются падалью. Это означает, что они едят, в том числе, и мясо мертвых животных. Это не сулит человеку, который ест это мясо, ничего хорошего, поскольку их мясо может оказаться источником какого-нибудь заболевания.

В их организме также содержаться ферменты, помогающие им переваривать эту падаль и мясо других нечистых животных, которые могут оказаться губительными для человека.

Наука узнает все больше фактов о распространении вирусных заболеваний через нечистых птиц. На практике получается, что от нечистых заболевания распространяются на чистых птиц, как, например, в Гонконге, где уток зачастую выращивают рядом со свиньями. От свиней вирусы передаются к мигрирующим нечистым птицам, которые, в свою очередь, являются звеном в цепи питания человека. Это же может являться источником вспышек пневмонии, начавшихся в Азии..

Разница между чистыми и нечистыми животными

Левит 11:1-3 Втор. 14:3-6 Разрешается есть мясо коров, оленей, буйволов, а также коз и овец, и серна, орикс, и камелопард.

Козы, овцы,с серна, олени, коровы — травоядные.

Кровь животных также не годится в пищу. В Левите 7:22-24 говорится, что мы не должны есть жира из любого из вышеперечисленных животных, а также из животных, умерших своей смертью или убитых другим животным.

Разница между чистыми и нечистыми животными

Здесь Бог говорит нам не принимать в пищу мясо таких животных, как свиньи, кролики, верблюды и лошади. Это является очень веской причиной для того, чтобы не есть их мясо.

Верблюды — травоядные животные, они питаются в основном колючими растениями, сухой травой и кустарниками.

Кролики — сырые овощи и фрукты, траву( клевер очень любят).

Если говорить о вреде мяса кролика, так как в нем выявлены пуриновые основания, которые, попадая в организм, превращаются в мочевую кислоту, которая оседая в суставах и сухожилиях, повреждает их, вызывая артрит, подагру, нервно-артритический диатез у детей до года.

Более того, аминокислоты из мяса кролика, перевариваясь в кишечнике, преобразуются в синильные кислоты, делая среду в организме, таким образом, более кислой. Для некоторых болезней, особенно желудочно-кишечного тракта, этот факт имеет принципиальное значение.

Разница между чистыми и нечистыми животными

Лошади — трава, злаки и корнеплоды.

Медики выяснили, что подобные животные могут вызывать различные заболевания. Принимая в пищу мясо этих животных, мы подвергаем опасности наше сердце, печень и другие органы.

Свиньи — всеядная, корни, черви, ест падаль, мелкое зверье, в том числе и свое потомство.

Свиньи являются переносчиком большего количества заболеваний человеку, чем любое другое животное. Под «свининой» понимаются все продукты, которые производятся из этого мяса – ветчина, колбасы, которые содержат в себе свинину.

Медикам известно, что существует связь между свининой, принимаемой человеком в пищу, и заболеваниями печени. Этим заболеваниям подвержены даже дети.

Не имеет значения, в какой чистоте содержатся свиньи, это не преуменьшает риск цирроза печени. Тем же людям, которые принимают алкоголь и едят свинину, следует помнить, что для них риск заболеваний печени увеличивается в несколько раз. Но все равно, основной причиной цирроза все-таки остается свинина.

Разница между чистыми и нечистыми животными

Левит 11:20-23 — Некоторым из нас может показаться странным есть жуков, однако, для некоторых людей в мире саранча является частью их каждодневного рациона. Если вы очень голодны, вы тоже можете попробовать. Бог разрешает принимать в пищу саранчу, сверчков и кузнечиков.

В библейские времена бедные люди, которые не могли себе позволить есть мясо, могли потреблять определенный вид саранчи. В наши дни саранчу еще едят арабы. Оторвав ей ножки, крылья и голову, ее окунают в муку и затем жарят в сливочном или растительном масле.

Один арабский писатель давал в своей книге подробное описание, схожее с кулинарным рецептом. «Саранчу едят и свежей, и заготовленной впрок, оторвав у нее лапки и крылья, поджарив и сварив ее.

Известен и такой факт: некогда в Багдаде в периоды нашествия саранчи падали цены на мясо. Это немудрено, ведь мясо саранчи обладает большой питательной ценностью: 46% белка, 4,5% жира, кальций, фосфор и т.д.

Некоторые гурманы сравнивают вкус саранчи со вкусом жареных каштанов, другие сравнивают его с куриным мясом.

Левит 11:27 — Нельзя принимать в пищу кошек, собак и других четвероногих, которые ходят на лапах.

Левит 11:29-31 Левит 11:41-42 В этом месте Бог говорит нам не есть животных, подобных змеям, ящерицам, крысам, мышам, муравьям, червям и многим другим, относящихся к отряду грызунов, рептилий и жуков. Впрочем, многие из нас в любом случае не ели бы этого.

Разница между чистыми и нечистыми животными

Нужно донести до сознания каждого человека, что он сам должен проявить максимум заботы о своем здоровье и быть мудрым в выборе пищи для себя и своей семьи.

Источник

Adblock
detector