План по теме человек и природа в поэме мцыри

Природа в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» — описание и роль пейзажа

В основу поэмы Мцыри положен сюжет о юноше, бежавшем из храма. Его подростковый бунт во всех подробностях описывается Лермонтовым. Скучная жизнь в заточении стала для мальчика настоящим разочарованием, он устал играть роль послушника и решил бежать.

Хоть природа кажется лишь второстепенным персонажем, она постоянно говорит с читателем, демонстрируя свои живописные пейзажи, реки и леса. В её восприятии слушатель постоянно солидаризируется с Мцыри и не понимает монахов, для которых ее удивительные красоты становятся пустым звуком.

Встретившись со всеми опасностями Кавказа, юноша в итоге возвращается к своей темнице. Но происходит это не по его воле. Мцыри несколько дней плутал в лесу и совершенно не знал, в каком направлении ему двигаться.

Так это выглядит на первый взгляд, однако в его трагическое возвращение заложен куда более глубокий философский подтекст.

Роль природы

Работая над поэмой, Лермонтов романтизировал не только личность лирического героя, но и родственную ему природу. На протяжении всего произведения соотносятся два мира:

  • внешний (природный);
  • внутренний (личностный).

Человек и природа в поэме «Мцыри» взаимодействуют и влияют друг на друга, автору удаётся в красочных эпитетах соотнести и описать сразу две тесно связанные реальности.

Однако на этом роль описания природы в поэме Мцыри не заканчивается.

Чтобы понять, какова ее истинная задача, необходимо структурировать имеющиеся в поэме образы и знания об эпохе, в которой жил Лермонтов:

  • формирование и поддержание романтического образа лирического героя;
  • изображение прекрасных пейзажей в угоду жанру;
  • возвеличивание и возвышение природы над человеком;
  • создание конфликта произведения.

Лермонтов проводит некую параллель, сравнивая красоты местной природы со скучной жизнью в храме. Такой контраст лишь усиливает впечатления от рисуемой картины, он заставляет лишний раз сопереживать главному герою и его борьбе со стихией.

Человек в поэме

Первое описание природы в «Мцыри» — это бескрайнее небо, пышные поля и величественные горные хребты, то есть то, что видит главный герой, покинув храм. При чтении произведения читатель не задумывается, прекрасна ли земля Мцыри, ведь в чарующие картины Кавказа тяжело не влюбиться. Лирический герой, как и читатель, опьянён красотой и ещё не замечает нависшей угрозы.

Кавказ — дикий и непокорный край, но для Мцыри он не враг. Герой стремится подружиться с бурей, стать частью огромного мира, у которого не существует границ. Прожив в храме долгое время, юноша устал от заточения. Ни ночные горы, ни юркие змеи и голодные шакалы не способны напугать его так сильно, как сон с закрытой дверью.

Произведение Лермонтова обычно читают в 8 классе. В сочинении школьникам предлагают высказать своё отношение к поэме. Цитаты Мцыри о природе прекрасно описывают состояние подростка во время взросления. Рискованный и беспощадный мир кажется ему другом. Он не стремится к покою, ведь в тишине рождаются страхи.

Главный герой больше всего боялся остаться один на один с собой, ему было слишком тесно в своём внутреннем мире, поэтому он пожелал обратить свой взор на то, что находится за стенами храма.

Смерть Мцыри

Стремясь познать и охватить необъятный мир, Мцыри тем самым погубил себя. Он почувствовал себя бойцом, хищником, но в момент встречи получил смертельные раны.

Несмотря на множественные повреждения, мальчик одержал героическую победу в схватке со зверем и продолжил путь, будучи уже полностью измождённым.

Его разочарование не знало границ, когда после нескольких дней дороги он вернулся к своей темнице. Это очень сильная сцена, в которой Лермонтов демонстрирует ограниченность человеческой сущности. Сколько бы юноша ни взял от природы, он не способен вернуться к дикости.

Поэма Лермонтова — это не просто история побега, а рассказ о тесных взаимоотношениях человека и природы, их родственной близости и в то же время полной недосягаемости из-за давно утерянной связи.

Источник



Единство человека и природы в поэме “Мцыри”

Поэма М. Ю. Лермонтова “Мцыри” – произведение романтическое, и, как во всяком произведении этого направления, пейзаж занимает в нем одно из главных мест. Тем самым автор выражает свои взгляды на соотношение мира природы и мира людей. С одной стороны, и человек, и природа изображены Лермонтовым традиционно-романтически: яркая, экзотическая природа, неукротимая и свободная, соответствующая внутреннему миру главного героя, и мир людей – чуждый герою, отнимающий у него свободу, обрекающий на физическую гибель.

В этом можно увидеть

То есть лермонтовский взгляд на соотношение человека и природы более противоречив и глубок, чем традиционный.
Итак, человек и природа – два особых мира, существующих одновременно и в гармонии, и в противоборстве, и это одна из центральных тем поэмы “Мцыри”.
Немного лет тому назад
Там, где сливался, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь…
Мир, спокойствие в этих словах. Даже бурные реки текут, обнявшись, “будто две сестры”. Вскоре в монастырь привозят мальчика, который
…был, казалось, лет шести,
Как серна гор, пуглив и дик
И слаб и гибок, как тростник.
Сравнение с серной дает понять, что это дитя не приживется в обители. Серна – символ свободы, вольной жизни. И все же Мцыри постепенно привыкает к “плену”. “Он уже хотел во цвете лет изречь монашеский обет”, но тут происходит событие, изменившее предопределенную жизнь юноши.

Мцыри не может жить спокойно, он грустит по родине. Даже сила привычки не смогла вытеснить тоски по “стороне своей родной”. Он решается на побег.

И не случайно он исчезает из обители “осенней ночью”. У романтиков ночь – символ тяжелой, мучительной жизни человека, одинокого, лишенного друзей и защиты, символ опасностей и вражды. “Темный лес” закрывает ему путь на родину. Побег – шаг в неизведанный мир.

Что ждет там Мцыри?
Это “чудный мир тревог и битв”, о котором герой мечтал с детства, в который вырвался “от келий душных и молитв”. Мцыри, попавший в монастырь не по своей воле, стремится туда, “где люди вольны, как орлы”. Утром он увидел то, к чему стремился: “пышные поля. Холмы, покрытые венцом дерев…”.

Мцыри воспринимает природу одухотворенно. Для него деревья – это “братья в пляске круговой”, горные хребты – в “объятьях каменных”. Он видит в природе ту гармонию, единение, братство, что не дано ему было познать в человеческом обществе.
Кругом меня цвел божий сад;
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев…
Лермонтов наделяет героя поэмы собственной способностью тонко видеть, понимать, любить природу и в этом находить радость бытия. Мцыри отдыхает после мрака монастыря, наслаждается природой. В это утро он повстречал молодую девушку.

Тот, кто способен понимать красоту природы, умеет ценить и понимать красоту вообще, человеческую в частности. Поэтому Мцыри говорит, что юная грузинка была “стройна… как тополь, царь ее полей”. Она жила в маленькой сакле. Герой хотел войти туда, “но… не смел”.

Он отправился в путь, поскольку “цель одну, пройти в родимую страну имел в душе”. Его компасом были горы. Вдруг Мцыри “из виду горы потерял и тут с пути сбиваться стал”.

Он был в отчаянии. Тот лес, красотой деревьев, пением птиц которого он наслаждался вчера, становился “страшней и гуще каждый час”. “Миллионом черных глаз смотрела ночи темнота…”. Эта гипербола передает ужас Мцыри, оказавшегося теперь уже во враждебной ему стихии.

Гармония человека и природы разрушена. Кульминацией выступает сцена смертельной схватки человека с барсом.
Мцыри был сам “как барс пустынный, зол и дик”, силен так же, как и зверь. В минуту опасности он почувствовал в себе навыки бойца, которые развивали его предки на протяжении столетий. В этой схватке с наибольшей силой раскрывается героическая суть характера героя.

Мцыри победил и, несмотря на раны, продолжал путь.
Как страшно ему стало утром, когда он понял, что заблудился и пришел “к тюрьме”. Мир природы не спас человека, испорченного миром человеческого общества, “цивилизацией”. По мысли Лермонтова возврат к дикой природе закрыт для человека, как путь обретения свободы, утраченных лучших человеческих качеств.

Итак, мечте Мцыри не суждено было сбыться. Едва “блаженство вольности познав”, он завершил свою жизнь. Раны от битвы с барсом были смертельны.

Но герой не жалел о случившемся. Эти дни он жил настоящей, свободной жизнью. Ведь Мцыри – “цветок темничный”, на котором “тюрьма оставила печать”, поэтому он не выдерживает испытаний. Природа – это не только прекрасный мир, но и грозная сила, постигать которую непросто.

Интересно то, что все эти три дня “вольности” между Мцыри и природой не было посредника. В своих несчастьях он не призывает Бога, стремится преодолеть их сам.
Мцыри умирает. Он просит перенести его в сад:
Сияньем голубого дня
Упьюся я в последний раз
Оттуда виден и Кавказ!
Быть может, он с своих высот
Привет прощальный мне пришлет…
В эти последние минуты для Мцыри нет ничего ближе природы, для него ветерок с Кавказа – единственный друг и брат.
Три дня Мцыри провел на воле, пытаясь постичь природу. Именно эти три дня раскрыли внутренний мир героя, помогли понять его замыслы, стремления, мечты. Он сам обнаруживает в себе чувства, ранее ему неведомые: восторг перед природой, ее вольной, прекрасной стихией, ярость битвы, страсть любви.
Природа – великий учитель. Никакие искусственные преграды не смогли и не смогут уничтожить то, что она заложила в человеке. Никакие стены не остановили и не остановят стремление познавать мир, слиться с природой, ощутить себя таким же свободным, как она сама.

Источник

План по теме человек и природа в поэме мцыри

Тема: — Связь человека и природы в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

Жизнь людей неразрывно связана с различными природными явлениями. Наше настроение, здоровье, образ жизни и даже благосостояние зависит от природных ресурсов, ландшафта, осадков. В литературе эта связь прослеживается постоянно. Во многих произведениях природа выступает не сама по себе, а в качестве выразителя дум, мечтаний, состояний человека, она предостерегает или успокаивает читателя.

В отношении к природе ярко раскрываются характеры героев

поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Вот, например, монахи монастыря, затерянного среди гор и лесов «там, где, сливался, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры». Запертые в стенах монастыря, монахи отделили себя от природы. Они не замечают красоты окружающего мира, боятся ветра, дождя, грозы, молний. Не видя и не слыша ничего, кроме колокольного звона, «келий душных и молитв», эти люди кажутся мне слепыми и глухими, хотя у них есть глаза и уши.

Мцыри совсем другой. Задыхаясь в удушливой атмосфере монастыря, он мечтает лишь об одном — побыстрее вырваться отсюда, хоть раз увидеть леса, горы, услышать журчание ручья и рев реки. Пленник с детства, Мцыри бредит свободой. И однажды ночью, в «ужасный час» грозы, юный послушник убегает из своего заточения. Три дня, которые он провел на воле, Мцыри считает лучшими в своей жизни.

Ты хочешь знать, что видел я

На воле? — пышные поля,

Холмы, покрытые венцом

Дерев, разросшихся кругом,

Шумящих свежею толпой,

Как братья в пляске круговой.

Скитаясь по горам, вступая в жестокую схватку с лесным барсом, Мцыри не чувствовал себя одиноким. Растворившись в природе, беглец избегал встреч с человеком. Именно в контакте с окружающим миром проявились такие его замечательные качества как смелость, мужество, решительность, способность горячо и самозабвенно любить.

Вернувшись в монастырь, умирающий юноша понимает, что горы Кавказа для него милее и роднее воспитавших его монахов. Вот почему последняя просьба умирающего — похоронить его в месте, которое он выбрал сам:

Источник

Сочинение Лермонтов М.Ю. — Мцыри

Тема: — Связь человека и природы в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

Жизнь людей неразрывно связана с различными природными явлениями. Наше настроение, здоровье, образ жизни и даже благосостояние зависит от природных ресурсов, ландшафта, осадков. В литературе эта связь прослеживается постоянно. Во многих произведениях природа выступает не сама по себе, а в качестве выразителя дум, мечтаний, состояний человека, она предостерегает или успокаивает читателя.

В отношении к природе ярко раскрываются характеры героев

поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Вот, например, монахи монастыря, затерянного среди гор и лесов «там, где, сливался, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры». Запертые в стенах монастыря, монахи отделили себя от природы. Они не замечают красоты окружающего мира, боятся ветра, дождя, грозы, молний. Не видя и не слыша ничего, кроме колокольного звона, «келий душных и молитв», эти люди кажутся мне слепыми и глухими, хотя у них есть глаза и уши.

Мцыри совсем другой. Задыхаясь в удушливой атмосфере монастыря, он мечтает лишь об одном — побыстрее вырваться отсюда, хоть раз увидеть леса, горы, услышать журчание ручья и рев реки. Пленник с детства, Мцыри бредит свободой. И однажды ночью, в «ужасный час» грозы, юный послушник убегает из своего заточения. Три дня, которые он провел на воле, Мцыри считает лучшими в своей жизни.

Ты хочешь знать, что видел я

На воле? — пышные поля,

Холмы, покрытые венцом

Дерев, разросшихся кругом,

Шумящих свежею толпой,

Как братья в пляске круговой.

Скитаясь по горам, вступая в жестокую схватку с лесным барсом, Мцыри не чувствовал себя одиноким. Растворившись в природе, беглец избегал встреч с человеком. Именно в контакте с окружающим миром проявились такие его замечательные качества как смелость, мужество, решительность, способность горячо и самозабвенно любить.

Вернувшись в монастырь, умирающий юноша понимает, что горы Кавказа для него милее и роднее воспитавших его монахов. Вот почему последняя просьба умирающего — похоронить его в месте, которое он выбрал сам:

Источник

Adblock
detector