План конспект урока биологии на тему quot Ткани растений quot в 6 классе план конспект урока по биологии 6 класс на тему

Ткани растений

ЦЕЛЬ УРОКА: изучить строение, функции и расположение тканей растений.

1.Сформировать знания о тканях растений, особенностях их строения и функциях.

Планируемые результаты:

Формирование учебной мотивации на протяжении урока.

Развитие внимания, памяти, способности к наблюдению.

Метапредметные:

Регулятивные

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно, и того, что необходимо узнать.

Определение последовательности действий, руководствуясь инструкцией.

Способность к мобилизации сил в решении поставленной задачи.

Познавательные

Поиск и выделение необходимой информации.

Классификация объектов по выделенным признакам.

Самостоятельный поиск способов решения поставленных проблем.

Коммуникативные

Планирование учебного сотрудничества в парах.

Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли, аргументировать свою позицию.

Формирование представлений о клетках и тканях как компонентах органов в целостном организме.

Установление взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей.

Использование методов биологической науки: наблюдение, описание объектов и процессов.

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий.

Технология:технология развития критического мышления, элементы проблемной технологии, работа в парах.

Оборудование:УМК по биологии И.Н. Пономаревой 6 класс, ПК, проектор, презентация, наглядные пособия.

Организационный момент.

Мотивация и целеполагание. (р), (п), (л). Слайд № 3

— Учитель. Здравствуйте, ребята. Мы начинаем наш урок, и я надеюсь, что все вы постараетесь, чтобы ваша работа была активной и результативной. (Демонстрирует учащимся образцы различных текстильных тканей и обращается с вопросом) , пожалуйста, что у меня в руках? (Учащиеся отвечают, что перед ними материал, т.е. различные текстильные ткани.)

Ткани бывают разные,

Шелковые и парчовые,

Красные, синие и лиловые.

Но есть ткани и не совсем обычные-

Растительные, а не фабричные,

Из них состоят все растения,

Нашей природы творения.

Ребята как вы думаете, какая тема нашего урока сегодня? Правильно. Оказывается, из тканей сшита не только наша одежда. Большинство растений состоят из тканей. И сегодня на уроке мы постараемся разобраться, что такое растительные ткани. И так тема нашего урока — «Ткани растений».

Сформулируем цель урока. Я предлагаю вам, исходя из темы урока, высказать своё мнение по этому вопросу. Как вы считаете, что нового вы сможете узнать, чему научиться на сегодняшнем занятии? (Учащиеся высказывают своё мнение, учитель корректирует и формулирует цель урока.)

Итак, ребята мы с вами выяснили, что сегодня на уроке мы научимся устанавливать взаимосвязь между особенностью строения и функциями растительных тканей.

Первичное усвоение, осознание и осмысление нового материала. (п),(к), (р).

-Учитель. Что же такое «ткань»? Вспомните свои жизненные наблюдения. (Учащиеся могут сказать, что ткань — это то из чего шьют одежду, бельё и пр.) Организм растения также «сшит» из различных тканей. Попытайтесь сформулировать определение понятия «ткань» по алгоритму : понятие=ключевые слова +определяемые признаки. (Учащиеся обращаются к тексту учебника. Затем по алгоритму формулируют понятие и записывают в тетрадь).

— А чем заполнены промежутки между клетками? (текст учебника)

— Учитель. Ребята вы молодцы и успешно справились с первым заданием.

Дальнейшее знакомство с многообразием растительных тканей мы с вами продолжим, совершив виртуальное путешествие в магазин тканей под названием «Лимпопо». А что такое «Лимпопо»? Это река в Африке, знакомая вам по сказке К. Чуковского «Айболит» Наш виртуальный магазин получил такое название неслучайно. Оказывается в слове «Лимпопо» зашифрованы названия всех видов растительных тканей: лист имеет механическую, покровную, образовательную, проводящую, основную ткань.

Сегодня во время урока вам предстоит стать сотрудниками магазина по продаже различных тканей. Перед началом урока вы разделились на 5 групп по количеству тканей. (Учитель предлагает им занять свои места за различными столами.) И так вы разделились на группы, и в нашем магазине начинают работать пять отделов по продаже различных видов тканей. Каждый отдел должен подготовить рекламу определённого вида ткани, объяснить её достоинства и значение для растения. Для подготовки рекламы вы используете текст учебника и тексты «Информационных листов» (см. приложение 1.). В помощь для составления рекламы у вас на столах лежат клише, которыми вы должны воспользоваться. (см приложение 2). (Учитель организует самостоятельную работу в группах и раздает оценочные листы).

-Учитель. Ребята, работа по подготовке рекламы подошла к концу, и сейчас мы представляем слово специалистам различных отделов.

(Выступают группы с рекламой своей ткани.)

Закрепление. (п), (р).

Учитель. Я благодарю всех сотрудников нашего магазина за предоставленную информацию. Надеюсь, что теперь вы без труда сможете разобраться в «ассортименте» тканей и посоветуете нашим покупателям, растениям, подобрать все необходимые. А теперь задания для каждой из групп.

Представьте, что в наш магазин пришли различные растения. Как специалисты, помогите им выбрать и купить необходимые ткани. (В роли покупателей выступают учащиеся, которым выдаются карточки с заданием).

1-ый покупатель. Я любитель поесть. Помогите купить ткань, которая бы помогла мне на солнышке всё время себя баловать сладеньким. (Основная фотосинтезирующая ткань)

2-ой покупатель. У меня недавно родились дети, молоденькие растеньица. Посоветуйте мне какую ткань им купить для «верхней одежды». (Покровная ткань)

3-ий покупатель. Я очень люблю минеральную воду, ни дня без неё не обхожусь. Подскажите какую ткань мне купить, чтобы в любое время можно было выпить водички с минеральными солями. (Проводящая ткань, сосуды)

4-ый покупатель. Я живу в степи на открытых ветрах. Мне нужна ткань, которая бы сделала меня прочным и упругим, чтобы сильные порывы ветра не смогли меня сломать. (Механическая ткань)

5-ый покупатель. Уважаемые продавцы, а мне нужна ткань, которая помогла бы мне быстро расти. Она должна быть универсальной, чтобы в случае необходимости её можно было использовать в различных ситуациях: и для питания и для защиты и пр. (Образовательная ткань)

Учитель. А теперь следующее. В наш магазин поступила новая ткань, а этикетка с названием пропала, сохранилась только «Инструкция по эксплуатации». Попробуйте по ней определить, о какой ткани идёт речь.

Инструкция по эксплуатации.

Внимание! Перед вами ткань, отличающаяся высокой прочностью. Она состоит из мёртвых толстых клеток. Эту ткань, в основном, используют многолетние растения для стебля, побегов, корня. Она будет надёжно покрывать и защищать растение. (Покровная ткань- пробка)

Учитель. Задание – загадка.

— Живые клетки уносят сладкую воду из ветки. (Ситовидные трубки проводящей ткани)

— И мёртвые клетки ведут воду к клетке. (Сосуды проводящей ткани)

— Стены как стекло: Всё насквозь светло; А в стенах окошек – Сколько в поле мошек. (Покровная ткань – кожица)

Учитель. Вот и подошёл к концу рабочий день в нашем необычном магазине. Я надеюсь, что вы узнали много нового и стали хорошими специалистами в области растительных тканей. А сейчас я предлагаю каждой группе проанализировать свою работу на уроке по следующему алгоритму:

— «Мы» — как работала группа.

— «Дело» — как справилась группа с заданием, достигла ли цели урока.

Слово предоставляется каждой группе. (Учащиеся отвечают, согласно оценочного листа)

Я обобщу выступления всех групп и скажу, что сегодня каждый из вас постарался, и на пути изучения биологии вы успешно преодолели ещё одну ступеньку «лестницы знаний». (Учитель комментирует работу учащихся и предлагает индивидуальное задание на понимание).

Эта ткань располагается на поверхности органов растения, состоит из клеток, которые плотно прилегают друг к другу.

Эта ткань предохраняет растение от различных повреждений, высыхания и проникновения микроорганизмов.

Эта ткань образована вытянутыми клетками, расположенными друг над другом, внутри полые. Могут быть мёртвыми и живыми.

Осуществляет транспорт воды и питательных веществ.

Состоит из мелких клеток с тонкими оболочками и крупными ядрами.

За счёт этой ткани происходит рост растения в высоту и толщину, а также восстановление повреждённых участков растения.

Клетки этой ткани могут содержать хлоропласты, содержать большое количество питательных веществ, где они откладываются про запас.

Может выполнять и роль «кухни» и роль «продуктового склада»

Клетки имеют толстостенные оболочки, которые часто одревесневают.

Выполняет роль своеобразной арматуры, без которой растение не смогло бы выдержать собственной тяжести, действия ветра, дождя и пр.

Домашнее задание. Прочитать в учебнике параграф

Приложение 1.

Информационный лист 1.

Покровная ткань располагается на поверхности органов растения: корней, стеблей, листьев. Покровная ткань, кожица располагаются на листьях, однолетних побегах. Она образована живыми прозрачными клетками, плотно прилегающими друг к другу. Кожица свободно пропускает солнечный свет. Среди её прозрачных клеток расположены парные зелёные клетки, которые называются замыкающими и образуют устьица. Через устьица происходит испарение воды. Покровная ткань, пробка, располагается на поверхности многолетних побегов. Она состоит из мёртвых клеток с утолщёнными оболочками. Все разновидности покровной ткани выполняют защитную функцию. Они предохраняют растения от различных повреждений, высыхания и проникновения микробов. Информационный лист 2.

Проводящая ткань образована вытянутыми клетками, расположенными друг над другом. Клетки этой ткани внутри полые. Они могут быть мёртвыми и живыми. Мёртвые клетки, накладываясь друг на друга, образуют сосуды. По сосудам проводящей ткани происходит транспорт воды и минеральных веществ из корня вверх, в другие органы растения. Живые клетки проводящей ткани также полые, но между ними есть перегородки со множеством мелких отверстий, напоминающих сито. Поэтому они называются ситовидные трубки. По ситовидным трубкам вода и растворы органических веществ поступают из листьев в другие органы растения. Таким образом, все проводящие ткани являются уникальным «трубопроводом» внутри растительного организма, по которому постоянно осуществляется транспорт воды и питательных веществ.

Информационный лист 3.

Образовательная ткань состоит из мелких клеток с тонкими оболочками и крупными ядрами. Клетки образовательной ткани всё время делятся. За счёт этого происходит рост растения в высоту и толщину, а также восстановление повреждённых участков растения. Образовательная ткань универсальна и уникальна, т.к. только она способна к делению (клетки других тканей не делятся), только она может дать начало любой другой растительной ткани.

Информационный лист 4.

Основная ткань может располагаться в разных органах растения между покровной, механической и проводящей тканью. Существует несколько видов основной ткани. Например, в листьях располагается основная фотосинтезирующая ткань, клетки которой содержат большое количество хлоропластов. В них происходит фотосинтез, в результате которого образуются органические вещества, необходимые для питания растения. В стебле растения находится основная запасающая ткань, клетки которой содержат большое количество питательных веществ, т. к. здесь они откладываются про запас. В корне растения располагается основная всасывающая ткань, которая поглощает из почвы воду и минеральные соли. Таким образом, основная ткань может выполнять роль «кухни» и роль «продуктового склада».

Информационный лист 5.

Механическая ткань встречается в различных органах растения. Особенно хорошо она развита в стебле. Клетки механической ткани имеют толстостенные оболочки, которые часто одревесневают. Благодаря этому механическая ткань обеспечивает растению прочность и упругость. В листьях растений механическая ткань расположена в жилках, а в стеблях она представлена древесинными и лубяными волокнами. Механическая ткань в растениях выполняет роль своеобразной арматуры, без которой растение не смогло бы выдержать собственной тяжести, действия ветра, дождя и пр.

Приложение 2.

Клише для рекламы покровной ткани.

Наш отдел №1 предлагает вашему вниманию … (покровную) ткань. Эта ткань состоит из клеток, которые … … … … … (плотно прилегают друг к другу). Наша ткань может быть тоненькой и прозрачной, и тогда она называется … (пробка). Среди прозрачных клеток покровной ткани вы без труда сможете увидеть парные зелёные клетки, которые образуют … (устьица). Купите для вашего растения эту ткань, ведь без неё оно будет беззащитным перед различными … (повреждениями), не сможет получать … (кислород) и … … (углекислый газ), солнечный … (свет).

Клише для рекламы проводящей ткани.

Наш отдел №2 предлагает вашему вниманию … (проводящую) ткань. Эта ткань состоит из клеток, которые расположены … … … (друг над другом). Клетки нашей ткани внутри … (полые). Они могут быть мёртвыми и живыми. Если клетки мёртвые, то они называются … (сосудами), а если живые – то … … (ситовидные трубки). Приобретите нашу ткань, ведь без неё по растению не смогут передвигаться … (вода) и питательные вещества. По сосудам ваше растение мгновенно доставит из корня в листья воду и … … (минеральные соли), а по ситовидным трубкам оно сможет быстро транспортировать из листьев в другие органы воду и … (органические) вещества.

Клише для рекламы образовательной ткани.

Наш отдел №3 предлагает вам приобрести … (образовательную) ткань. Она состоит из … (мелких) клеток, которые постоянно … (делятся). Клетки имеют тонкие оболочки и крупные … (ядра). Наша ткань уникальна, т. к. без неё не сможет … (расти) ни одно растение. Наша ткань универсальна, потому что она сможет образовать … (любую ткань).

Клише для рекламы образовательной ткани.

Наш отдел №4 предлагает вашему вниманию … (основную) ткань. Она бывает … (фотосинтезирующей), … (всасывающей) и … (запасающей). Если клетки содержат хлоропласты, то основная ткань называется …( фотосинтезирующей). Если крупные клетки содержат много питательных веществ, то основная ткань называется … (запасающей). Ваше растение не сможет обойтись без основной ткани, т. к. станет невозможен процесс … (фотосинтеза) и запасания … (питательных веществ).

Клише для рекламы образовательной ткани.

Наш отдел №5 предлагает вам приобрести … (механическую) ткань. Она состоит из клеток с … (толстыми) оболочками. Эти клетки образуют волокна, которые располагаются и в корне, и в стебле, и в жилках листьев. Купите нашу ткань, ведь она понадобиться вашему растению для … (прочности) и … , … (упругости, опоры). Чем больше будет развита механическая ткань в растении, тем она будет … (прочнее).

Источник

Ткани растений

Вы уже знаете, что у многоклеточных водорослей, которые относятся к низшим растениям, все клетки очень похожи друг на друга. Бурые водоросли устроены более сложно, у них появляются некоторые виды тканей (механические и запасающие). В дальнейшем в ходе эволюции происходит выход растений на сушу, и у них образуются ткани. Такие растения относятся к высшим. Наибольшей специализации ткани достигли у цветковых растений, у которых их выделяют до 80 видов. Если рассмотреть под микроскопом тонкие срезы различных частей цветкового растения, можно заметить, что одинаковые клетки собраны в группы. Важнейшие ткани растений: образовательные, покровные, проводящие, механические и основные.

Дадим определение. Ткань – это группа клеток, сходных по происхождению, строению и выполняемым функциям. Все растительные ткани делятся на две группы: простые и сложные. Простые ткани состоят из одного типа клеток (например, образовательные ткани), а сложные состоят из нескольких типов клеток, которые разные по форме и выполняют различные функции (например, покровная ткань).

Образовательная ткань (или меристема) состоит из живых недифференцированных клеток. Они мелкие, тонкостенные, способны растягиваться. Ядро большое, расположено в центре, окружено небольшим количеством цитоплазмы. В клетках много митохондрий, мелких вакуолей, хорошо развит гранулярный эндоплазматический ретикулум. Это говорит о том, что очень активно идёт синтез белков. Клетки способны постоянно делиться. Они образуют все остальные ткани и тем самым формируют растение, обеспечивают его рост в течение жизни. Меристемы относятся к эмбриональным тканям, так как после деления зиготы они формируются первыми. Меристемы состоят из клеток двух типов. Клетки первого типа называют инициальными. Они способны к неограниченному размножению. После деления одна дочерняя клетка сохраняет свойства инициальной, а другая, продолжая делиться, детерминируется в клетку другого вида ткани. Именно они представляют собой клетки второго типа.

Образовательные ткани располагаются в разных частях растения. Меристемы подразделяют на несколько групп: верхушечная, интеркалярная и боковая. Рассмотрим схему расположения меристем в растении. Верхушечные, или апикальные, меристемы расположены на верхушках (апексах) осевых органов – стебля или корня. С помощью этих меристем вегетативные органы растений растут в длину. Боковые, или латеральные, меристемы располагаются внутри корня и стебля по кругу и обеспечивают рост в толщину. У деревьев боковые меристемы представлены камбием. У травянистых форм латеральные меристемы быстро исчезают, поэтому вторичное утолщение у них не происходит.

Интеркалярные (вставочные) меристемы представляют собой клетки, которые уже начали дифференцироваться, но ещё способны размножаться. Они характерны для злаков, где располагаются в нижних частях междоузлий, окружённых влагалищем листа, и осуществляют вставочный рост. За счёт их деятельности происходит удлинение междоузлий.

На поверхности всех органов растения располагаются покровные ткани. Их главная функция – защитная. Они защищают ниже лежащие ткани от механических повреждений, солнечных ожогов, проникновения патогенных микроорганизмов, регулируют транспирацию и газообмен. В зависимости от происхождения различают три группы покровных тканей: первичные, вторичные и третичные.

Первичная покровная ткань (эпидерма, эпидермис) покрывает молодые растущие стебли, листья, цветки и плоды. Эпидермис образуется из апикальных меристем и состоит из живых клеток, расположенных в один слой. Оболочки клеток извилистые. Это обеспечивает плотное смыкание клеток между собой. Клетки не содержат хлоропластов. В эпидермисе листьев и зелёных стеблей располагаются устьица (или отверстия), регулирующие транспирацию (испарение воды) и газообмен.

Устьичный аппарат состоит из двух замыкающих клеток бобовидной формы, в которых находится много хлоропластов. Между клетками находится устьичная щель, через которую осуществляется транспирация и газообмен.

Вторичная покровная ткань – перидерма. Она сменяет эпидермис в стеблях и корнях растения. В конце лета зелёные однолетние побеги становятся коричневыми, так как слой перидермы становится достаточно мощным. Перидерма – многослойная ткань, состоящая из центрального слоя камбиальных клеток (феллогена), который откладывает наружу клетки феллемы (пробки), а внутрь – феллодерму (слой живых паренхимных клеток). Пробка, феллоген и феллодерма образуют перидерму.

Стенки клеток пробки выстланы изнутри суберином и не пропускают воду, поэтому содержимое клеток отмирает, и они заполняются воздухом. Периодически в пробке происходят разрывы. При этом на поверхности образуются небольшие бугорки, называемые чечевичками. Через них пространства межклетников сообщаются с атмосферным воздухом.

У деревьев и кустарников пробка заменяется третичной покровной тканью – коркой. Феллоген многократно закладывается в более глубоких слоях коры, а ткани, которые оказываются снаружи от него, со временем отмирают, образуя корку. Основной её функцией является защита от механических и термических повреждений.

Основная ткань, или паренхима, заполняет пространства внутри тела растения, составляет основу органов. Паренхима состоит из живых, тонкостенных клеток, для неё характерно наличие межклетников. Через устьица или чечевички межклетники связаны с атмосферным воздухом и обеспечивают необходимый газовый состав внутри растения.

Различают несколько видов основных тканей в зависимости от выполняемой функции: ассимиляционная (хлоренхима), запасающая, воздухоносная (аэренхима) и водоносная паренхима. Клетки хлоренхимы содержат хлоропласты и осуществляют фотосинтез. Хлоренхима отделена от окружающей среды прозрачным эпидермисом. Ассимиляционные ткани находятся в листьях, в меньшей степени – в молодых стеблях. Как только в стеблях эпидермис сменяется непрозрачными вторичными покровными тканями, хлоренхима исчезает. В запасающей паренхиме накапливаются белки и углеводы. Они откладываются в течение вегетационного периода, а затем расходуются в период покоя.

У водных растений развивается воздухоносная паренхима. В ней много межклетников, заполненных воздухом. По ним воздух доставляется к тем частям растения, связь которых с атмосферой затруднена.

У растений, которые испытывают недостаток влаги, например кактусы в пустыне, в листьях есть водоносная паренхима. В ней накапливается вода.

Механические ткани обеспечивают прочность органов растения. Они составляют каркас, который препятствует излому и разрыву растения. Клетки механической ткани имеют утолщённые клеточные стенки. Выделяют два вида механической ткани: колленхима и склеренхима.

Колленхима образована живыми клетками с неравномерно утолщёнными оболочками. В зависимости от характера утолщений различают несколько типов колленхимы. В уголковой колленхиме клеточные стенки утолщены в углах. В пластинчатой колленхиме клетки вытянуты параллельно поверхности стебля. Рыхлая колленхима содержит много межклетников.

Склеренхима образована мёртвыми клетками с очень толстыми стенками. В зависимости от формы различают два типа клеток склеренхимы – волокна и склереиды. Волокна – это длинные клетки с толстыми стенками и небольшой полостью. В зависимости от расположения в растении, волокна делят на лубяные и древесинные. Склереиды, или каменистые клетки, – это округлые клетки с очень толстыми одревесневшими клеточными стенками. Они присутствуют, например, в скорлупе орехов, косточках вишни и придают мякоти груш характерный крупчатый характер.

Проводящие ткани являются сложными. Кроме собственно проводящих элементов, здесь имеются механические, выделительные и основные ткани. Проводящие ткани обеспечивают передвижение воды и растворённых в ней питательных веществ по растению. Различают два типа проводящих тканей – ксилему (или древесину) и флоэму (луб).

Ксилема образована мёртвыми клетками. Она обеспечивает восходящий ток (передвижение воды и растворённых в ней веществ от корня к листьям). В состав ксилемы входит проводящая ткань, представленная трахеидами и трахеями (или сосудами), паренхима и механическая ткань. Трахеиды представляют собой узкие, сильно вытянутые в длину мёртвые клетки с заострёнными концами и одревесневшими оболочками. Они сообщаются между собой с помощью пор, которые представляют собой углубления в оболочке. Трахеи (или сосуды) – это полые трубки, состоящие из мёртвых клеток, расположенных друг над другом. В стенках образуются сквозные отверстия – перфорации. Трахеи встречаются только у покрытосеменных растений, в отличие от трахеид, которые имеются у всех растений.

Флоэма образована живыми клетками. Она обеспечивает нисходящий ток органических веществ, образованных в листьях, ко всем органам растения. Флоэма также является сложной тканью и состоит из проводящей ткани, представленной ситовидными трубками с клетками-спутницами, паренхимы и механической ткани. Ситовидные трубки образованы живыми клетками, которые лишены ядер. Клетки-спутницы соединены с ситовидными трубками плазмодесмами и выполняют часть функций, которые утратили ситовидные трубки.

Ксилема и флоэма располагаются в теле растения в определённом порядке, образуя проводящие пучки. В зависимости от строения выделяют несколько типов проводящих пучков. В коллатеральном открытом пучке между ксилемой и флоэмой находится камбий, обеспечивающий рост в толщину. В биколлатеральном открытом пучке флоэма располагается с двух сторон от ксилемы, есть слои камбия. Закрытые пучки лишены камбия, поэтому они не способны к вторичному утолщению.

Существует два типа концентрических пучков, в которых или флоэма окружает ксилему, или ксилема – флоэму.

Заполним таблицу, в которой обобщим полученную информацию по следующему плану: название ткани, особенности её расположения и строения, выполняемая функция. Образовательные ткани расположены на верхушках побегов и кончиках корней. Клетки живые, мелкие, с тонкой оболочкой и крупным ядром. Постоянно делятся. Обеспечивают рост побегов и корней в длину и толщину. Покровные ткани располагаются на поверхности органов. Клетки без межклетников, живые или мёртвые. Защищают лежащие под ними ткани. Механические ткани расположены внутри тела растения. Клетки живые или мёртвые, с утолщёнными клеточными стенками. Выполняют опорную функцию. Проводящие ткани находятся внутри тела растения. Это сложные ткани, которые состоят из проводящих элементов, паренхимы и механических тканей. Осуществляют проведение воды, минеральных и органических веществ. Основные ткани занимают пространство между другими тканями. Они представлены живыми, тонкостенными клетками. Основные функции: фотосинтез, газообмен и запас питательных веществ и воды.

Источник



План-конспект урока биологии на тему "Ткани растений" в 6 классе
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Дербенева Кристина Александровна

Вид урока: Урок-лекция. Урок-лаборатория.

Цель урока: на основе знаний о клеточном строении сформировать знания о тканях растений, их видах, строении и значении в жизни растения.

Задачи:

ü Сформировать у обучающихся понятия о тканях растения, их строении;

ü Развить умения различать виды тканей, сравнивать и делать выводы;

ü Воспитать у обучающихся бережное отношение к растениям, показать значение различных видов тканей в жизни растений.

Планируемые результаты:

Личностные: Формирование познавательных интересов, умение анализировать особенности растительных тканей и их функции и делать выводы о взаимосвязи строения и функций тканей растений.

Метапредметные: Формирование умения выделять существенные признаки тканей растений, умение различать их на таблицах, дальнейшее развитие навыков работы с увеличительными приборами при рассматривании микропрепаратов. Умение работать с различными источниками информации, развитие ИКТ-компетентности.

Предметные: Умение давать определение ткани, распознавание различных видов растительных тканей. Умение устанавливать взаимосвязь строения и функции тканей. Приобретение опыта использования методов биологической науки /наблюдение, описание/, совершенствование навыков работы с микроскопом.

Оборудование: микроскопы, микропрепараты, таблицы, рисунки учебника по данной теме.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_tkani_rasteniy.docx 359.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока биологии

Тема урока : Ткани растений.

Тип урока : Комбинированный урок.

Вид урока : Урок-лекция. Урок-лаборатория.

Цель урока: на основе знаний о клеточном строении сформировать знания о тканях растений, их видах, строении и значении в жизни растения.

  • Сформировать у обучающихся понятия о тканях растения, их строении;
  • Развить умения различать виды тканей, сравнивать и делать выводы;
  • Воспитать у обучающихся бережное отношение к растениям, показать значение различных видов тканей в жизни растений.

Личностные: Формирование познавательных интересов, умение анализировать особенности растительных тканей и их функции и делать выводы о взаимосвязи строения и функций тканей растений.

Метапредметные: Формирование умения выделять существенные признаки тканей растений, умение различать их на таблицах, дальнейшее развитие навыков работы с увеличительными приборами при рассматривании микропрепаратов. Умение работать с различными источниками информации, развитие ИКТ-компетентности .

Предметные: Умение давать определение ткани, распознавание различных видов растительных тканей. Умение устанавливать взаимосвязь строения и функции тканей. Приобретение опыта использования методов биологической науки /наблюдение, описание/, совершенствование навыков работы с микроскопом.

Оборудование: микроскопы, микропрепараты, таблицы, рисунки учебника по данной теме.

Здравствуйте, рада нашей новой встрече. Кто сегодня отсутствует на нашем уроке?

Настрой на работу:

«На уроке будем думать, предлагать и рассуждать, и с собой возьмем внимание, дружбу, интерес, старание».

Приветствуют учителя. Называют отсутствующих.

2.Актуализация опорных знаний

Для начала предлагаю выполнить небольшой тест, который поможет проверить имеющиеся у вас знания. Итак, я буду читать предложения, а вам будет нужно выписать в ваши тетради номера только тех, которые вы считаете верными:

  1. Красящими в-вами клетки называют хромопласты.
  2. В размножении участвует вакуоль.
  3. Прозрачное слизистое вещество заполняющее всю клетку – это цитоплазма.
  4. Оболочка состоит из клетчатки.
  5. Лейкопласты зеленого цвета.
  6. Хромопласты красного цвета.
  7. Хлоропласты бесцветные.
  8. Вакуоль содержит клеточный сок.
  9. Оболочка имеет поры.
  10. Ядро не имеет пор.

(правильные ответы: 3,4,6,8,9)

Обменялись тетрадями, проверяем.

Критерии (на доске): 1 ошибка – «5», 2 ошибки – «4», 3 – «3», 4-5 ошибок – «2».

Выполняют работу (выписывают в тетради номера верных предложений), а после осуществляют взаимопроверку (обмениваются тетрадями с соседом по парте, проверяют и ставят отметку)

3. Мотивация учебной деятельности (3 мин.)

Скажите, как называется наименьшая структурная единица живого?

(проблемный вопрос) Верно, а вы знаете, как называется группа клеток, сходных по строению и выполняющих одинаковую функцию?

Ответ на мой вопрос вы можете получить, разгадав ребус на экране:

Какое слово здесь загадано? Верно, здесь зашифровано слово «ткань». Мы с вами изучаем, какую науку из биологии? Что она изучает? И сейчас мы с вами разгадали новое для вас слово в курсе ботаники — ткань. Как вы думаете, что мы будем изучать на сегодняшнем уроке?

Источник

Ткани растений урок учителя

Автор: Шуб Светлана Александровна

Организация: МБОУ СШ № 38

Населенный пункт: Красноярский край, г. Норильск

Тип урока — урок открытия новых знаний.

Цель – сформировать у учащихся знания о растительных тканях и их многообразии, раскрыть особенности строения и функции растительных тканей.

Основные термины и понятия – ткань, виды тканей: проводящие, образовательные, основные, покровные, механические.

Формы работы: индивидуальная, работа в группах, фронтальная.

Оборудование: учебник, презентация, микроскоп на каждую группу, микропрепараты (эпидермис листа герани, кончик корня с корневым чехликом, поперечный срез стебля сирени, кожица лука).

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

умение применять полученные знания в практической деятельности;

эстетическое восприятие объектов природы.

Регулятивные УУД:

Познавательные:

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; сравнивать и делать выводы;

составлять план параграфа; работать с натуральными объектами.

Регулятивные:

формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения;

работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять свои ошибки самостоятельно;

осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные:

уметь взаимодействовать с членами коллектива;

строить речевые высказывания в устной форме, аргументировать свою точку зрения.

Учащиеся должны научиться:

уметь объяснить значение понятия «ткань»;

уметь характеризовать особенности строения и функции тканей растений;

уметь устанавливать взаимосвязь строения и функции тканей растений;

уметь объяснять значение тканей в жизни растения

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые умения

(УУД)

1.Орг.момент

Здравствуйте, ребята. Рада видеть вас сегодня на уроке. Надеюсь, на отличную работу.

Кого сегодня нет на уроке?

Проверьте свою готовность к уроку.

Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по дальнейшему изучению автотрофных организмов!

Для изучения новой темы нам необходимо повторить тему прошлого урока.

Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на активную работу.

Регулятивные: определяют степень готовности к уроку.

Личностные: осознают ценность биологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

2.Актуализация знаний

Фронтальная беседа по вопросам темы:

— На какие группы делятся растения по строению? (однокл/многокл)

— Что такое клетка?

— Что такое органоид?

— Перечислите основные органоиды характерные для растительной клетки.

— Какое строение имеет клеточная стенка? Мембрана? Их основные функции

— Какое строение имеет цитоплазма? Функции?

— Какое строение и функции ядра?

— Что такое пластиды. Их роль и виды.

— Что такое вакуоль? Функция. Как отличить взрослую клетку от молодой?

Перечислите процессы жизнедеятельности клетки?

— Что такое обмен веществ?

— В чем биологическая роль размножения?

— Почему клетка является биосистемой?

Индивидуальный опрос по карточкам:

1.Биологический диктант по теме «Строение растительной клетки»

Называют тему «Клеточное строение растений».

Отвечают на вопросы.

Индивидуально работают с вопросами карточек.

умеют структурировать знания по пройденной теме.

Регулятивные: контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности; работают по заданному плану.

Коммуникативные: строят речевые высказывания в устной форме, адекватно используя речевые средства для аргументации своей позиции.

2.Целеполагание.

Планирование.

Мы продолжаем изучать строение растительного организма. Для того, чтобы определить тему нашего урока, я вам зачитаю загадку.

Источник

Урок (ФГОС) "Ткани растений". 6-й класс

Создать условия для формирования понятий ткань, межклеточное вещество; выяснить особенности строения растительных тканей.

Планируемые образовательные результаты

Научатся: давать определение понятию «ткань», «межклеточное вещество»; называть основные группы растительных тканей; описывать строение и функции тканей растений; устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми ими функциями; распознавать растительные ткани на таблицах.

Научатся: работать с источниками биологической информации; адекватно использовать речевые средства для дискуссии: аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; сравнивать разные точки зрения, оценивать работу по эталону.

Развитие: учебно-познавательного интереса к изучению живых организмов,
навыков сотрудничества при работе в группе.

Решаемые учебные проблемы:

развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.

ткань, межклеточное вещество, виды растительных тканей: образовательная, покровная, механическая, проводящие, основная

усвоение новых знаний.

Используемая стратегия

Вид используемых на уроке средств ИКТ:

персональный компьютер, проектор, экран.

учебник: Биология. Живой организм.6 класс, Дрофа, М: 2015, Н.И.Сонин.

План урока (этапы реализации стратегии «Зигзаг»):

I этап. Подготовительный этап.

Деление класса на группы

II этап. Фаза вызова.

Актуализация имеющихся знаний. Пробуждение познавательного интереса.

III этап. Фаза осмысления.

Самостоятельная работа с текстом. «Экспертные» группы изучают свой отрывок текста, получая из него ту информацию, которая позволит группе выполнить задание.

IV этап. Фаза рефлексии.

Самостоятельное обобщение изученного материала: нахождение и исправление ошибок в тексте; оценивание работы по эталону; анализ ошибок. Самостоятельная формулировка направлений для дальнейшего развития (к концу учебного занятия остаются вопросы, ответы на которые были не найдены: основа для самостоятельной исследовательской работы, индивидуального домашнего задания).Самооценка деятельности в группе.

I этап. Подготовительный этап.

Шаг 1. Группы и роли (3 мин.)

Сегодня на уроке мы с вами будем работать в группах, и первая ваша задача придумать название своей группе и распределить между собой роли которые вы сегодня будете выполнять при работе. На табличках под названием роли запишите своё имя.

отвечает за ход выполнения задания и за то, чтобы все работали активно

все записывает и следит за временем

отвечает за творческий процесс, за создание текста
(исправление ошибок в тексте)

отвечает за презентацию конечного результата
(исправление ошибок в тексте)

представляет экспертную
оценку за работу с текстом соседней группе (оценивание по эталону)

Роли нужно распределять для того, чтобы избежать ситуации, когда один работает, а остальные – присутствуют при работе.

II этап. Фаза вызова.

(Учитель демонстрирует образцы различных типов тканей: шерсть, хлопчатобумажную, шелковую, плащевую)

— Ребята, скажите, что у меня в руках?

— Как вы думаете, какое отношение они имеют к нашему уроку, о чем мы с вами сегодня будем говорить?

— Да сегодня, мы с вами будем говорить о составной части живого – ткани, а именно о тканях растений.

— Скажите, есть ли, что- то общее у всех этих образцов тканей? (подвести к мысли, что состоят из нитей)

— А вы можете предположить, из чего состоят ткани живых организмов, и можем ли мы увидеть их так же как нити невооруженным глазом?

(ответ: клетки, увидеть можно только с помощью микроскопа, так как они имеют микроскопические размеры)

— Вы правы, клетки как кирпичики, из которых построены живые организмы.

А если при строительстве здания мы будем просто складывать кирпичи друг на друга, здание будет прочным? (нет)

— Что нужно для того, что бы здание было прочным? (раствор, цемент)

— А у живых организмов есть вещество, которое соединяет клеточки (ребята соглашаются, что есть, но не знают какое)

(учитель вновь берет образцы тканей)

— Как вы думаете, почему люди создают разные виды тканей?

(подводит к мысли, что у каждой свое назначение).

— Ребята, на основе нашего обсуждения, пожалуйста, сформулируйте свои вопросы по живым тканям, на которые вам сегодня на уроке было бы интересно получить ответ (целеполагание)

этой таблице можно будет вернуться при реализации фазы рефлексии. Возможно, что кто-то не получит ответ на свой вопрос – тогда либо учитель дает ответ, либо будет ДЗ по желанию)

III этап. Фаза осмысления.

— Поскольку сегодня вы работаете в группах, результатом вашей групповой работы должен быть продукт – вы должны будете исправить ошибки в предложенном вам тексте, а также провести взаимооценку на основе эталона, используя полученные знания.

Шаг 4. Перегруппировка (Формирование экспертных групп) (2 мин.)

— Итак, следующий этап нашей работы — создание экспертных групп.

Каждая группа будет изучать свою часть темы (отрывок текста), с которым потом, вернувшись, эксперты познакомят свою первоначальную группу.

— Рассчитайтесь на 1,2,3,4,5 и разойдитесь согласно, стоящим на столах номерам.

1 группа — Общее понятие ткань, образовательная ткань.

2 группа – Покровная ткань.

3 группа – Механическая ткань

4 группа – Проводящие ткани

5 группа — Основная ткань

Шаг 5. Работа с текстом (10 мин.)

— А сейчас изучите инструкцию для работы в экспертной группе.

Инструкция эксперта.
1. Индивидуально прочитайте указанный текст.

2. Отметьте текст, где идет речь: об особенностях строения данной ткани, местоположении, функциях

3. Обсудите эти вопросы в группе.

4. Запишите себе в тетрадь название ткани, которую вы изучаете и заполните соответствующие колонки в таблице:

Источник

Adblock
detector