Песни классиков о природе

Пять шедевров классической музыки, которые могут стать саундтреком к лету

Пять шедевров классической музыки, которые могут стать саундтреком к лету-1200x800

Лето в самом расцвете. Самое время подобрать к нему саундтрек. Причем стоит попробовать сделать это лишь посредством знаменитых классических произведений. Под этот плей-лист нельзя плясать в клубе, зато можно слушать дома в кресле, наслаждаясь и удивляясь, как мастерски композиторы «рисуют» нотами пейзажи, которые мы видим за окном.

Антонио Вивальди

Концерт №2, соль минор «Лето» из цикла «Времена года» (1723)

Цикл из четырех скрипичных концертов «Времена года» — это настоящая поп-классика. Никто не станет спорить, что эти музыкальные шедевры, которые через пять лет отметят свое 400-летие, — самая известная музыка в мире. Больше всего в них удивляет музыкальное мышление композитора. Как в XVIII веке можно было сочинить музыку, в которой бьется энергетический пульс века ХХI-го? Думаю, для нас это так и останется загадкой, как и тайный код, заложенный в этих концертах.Несомненно, что у этой музыки задача важнее, чем просто развлекать публику.

Вивальди придумал, что каждый концерт будет соответствовать одному времени года и состоять из трех частей — трех месяцев. При этом каждое время года композитор сопроводил сонетом собственного сочинения.

Концерт №2 он посвятил лету. Его первая часть Allegro non molto называется «Жара», вторая часть Adagio-Presto — «Летняя страда», а третяя Presto, tempo impetuoso d’estate — «Летняя гроза». В этой музыке каждый услышит свое лето, потому что там есть и гроза, и журчанье ручьев, и шелест густой зеленой листвы. Даже летний зной имеет свой музыкальный мотив.

А вот, собственно, и сонет, который Антонио Вивальди посвятил лету.

«В полях лениво стадо бродит.

От тяжкого, удушливого зноя

Страдает, сохнет все в природе,

Томится жаждой все живое.

Кукушки голос звонко и призывно

Доносится из леса. Нежный разговор

Щегол и горлица ведут неторопливо,

И теплым ветром напоен простор.

Вдруг налетает страстный и могучий

Борей, взрывая тишины покой.

Вокруг темно, злых мошек тучи.

И плачет пастушок, застигнутый грозой.

От страха, бедный, замирает:

Бьют молнии, грохочет гром,

И спелые колосья вырывает

Гроза безжалостно кругом».

Петр Чайковский

«Июль. Песня косаря» из фортепианного цикла «Времена года» (1875)

Идея создать программный цикл фортепианных пьес, каждая из которых была посвящена определенному месяцу, принадлежала издателю Николаю Бернарду. Чайковский просто выполнил заказ, не предполагая, что и 150 лет спустя, — а «Времена года» Чайковский начал сочинять около 1875 года, — каждый ученик музыкальной школы будет начинать знакомство с классикой именно с этих программных музыкальных зарисовок.

В цикл «Лето» входят три пьесы: «Июнь. Баркарола», «Июль. Песня косаря» и «Август. Жатва». В них композитор рисует удивительные картины природы и крестьянского быта. К слову, почти каждое лето Чайковский проводил в Украине, где жил либо у родни, либо в доме у меценатки Надежды Фон Мекк. Так что летние пейзажи в цикле очень даже наши родные.

Слушаем пьесу «Июль. Песня косаря» в исполнении пианиста Андрея Писарева.

Вокальный цикл «Летние ночи» (1835 — 1855)

Над вокальным циклом «Летние ночи» французский романтик Гектор Берлиоз работал более двух десятков лет. Шесть изящных и лиричных песен он написал на стихи выдающегося французского поэта Теофиля Готье.

При этом Берлиоз посвятил свой цикл не Готье, а своему любимому Шекспиру — название цикла сразу же относит нас к шекспировской комедии «Сон в летнюю ночь».

Итак, «Вилланелла» («Пастушеская песня»), «Призрак розы», «На лагунах», «Разлука», «На кладбище, лунный свет» и «Неведомый остров» — шесть сказочно-фантастических и очень летних вокальных миниатюр, которые Берлиоз оркестровал и тем самым ввел в музыку такой жанр, как симфоническая песня.

Слушаем «Вилланеллу» в исполнении меццо-сопрано Энн Софи фон Оттер и оркестра «Музыканты Лувра» (2011).

Николай Римский-Корсаков

«Полет шмеля», оркестровая интермедия

«Полет шмеля» — это самое известное произведение Римского-Корсакова, его «визитная карточка». Композитор написал ее для оперы «Сказка о царе Салтане». Этой интермедией заканчивается третий акт, в котором Лебедь-птица обращает князя Гвидона в шмеля, чтобы он мог слетать к своему отцу (который не знает, что Гвидон жив).

Интересно, что в первой части интермедии имеется вокальная партия Лебедь-птицы, но о ней мало кто думает, а вот виртуозный инструментальный кусочек давно стал музыкальным хитом.

Благодаря своему предельному темпу, «Полет шмеля» входит в репертуар многих сольных музыкантов виртуозов, поскольку его исполнение является демонстрацией высшего уровня техники. «Шмеля» играют на скрипке и фортепиано, на ксилофоне и гитаре. В общем, на всех инструментах, на которых можно разогнаться.

Но техника техникой, а не стоит забывать, что «Полет шмеля» — это красивая музыка, которая мастерски рисует в воображении источающий солнечные ароматы летний луг или блестящую морскую воду с роящимися над ними насекомыми.

Слушаем «Полет шмеля» в гениальном исполнении американского пианиста Либераче (самого высокооплачиваемого музыканта в мире), который предложил нам послушать шедевр Римского-Корсакова в стиле буги-вуги.

Клод Дебюсси

«Море», три симфонических эскиза для оркестра (1903 — 1905)

Француз Дебюсси обожал море и всю жизнь восхищался п риродой и морской стихией. Он обожал Средиземное море, поскольку провел свое детство на Французской Ривьере и всегда говорил, что » море — это все, что есть наиболее музыкального «.

Его «Море» — это три изумительных волнующих и мелодичных морских пейзажа. Свежих настолько, что чувствуешь запах летнего моря и прохладу морской пыли. Выписывая разнообразные тембры моря, композитор в самом начале ХХ века представил новаторское видение звуков будущего.

«Море» является самым крупным и самым известным симфоническим произведением Клода Дебюсси и состоит из трех частей: «От зари до полудня на море», «Игра волн» и «Диалог ветра и моря (общее время звучания почти 27 минут).

Источник



Музыкальные произведения о природе

Э. Григ. Утро. (Пер Гюнт).
С.Прокофьев. Утро.
П.Чайковский. Зимнее утро.
И.Штраус. Утренние листки. Вальс.
М.Мусоргский. Рассвет на Москве-реке.
Э.Григ. Летний вечер.
С.Прокофьев. Вечер.
С.Прокофьев. Ходит месяц над лугами.
Р.Шуман. Вечером.
Р.Шуман. Ночью.
Н.Римский -Корсаков. Ночь. (Рождественская сюита).
К.Дебюсси. Лунный свет
А.Вивальди. «Времена года». Зима. 1-я, 2-я, 3-я части.
П.Чайковский. 1-я симфония «Зимние грезы»,1-я, 2-я части.
Р.Шуман. Зима 1.
Р.Шуман. Зима 2. (Два варианта исполнения). 9-10. Р.Шуман. Дед Мороз. (Два варианта исполнения).
П.Чайковский. На тройке.
Г.Свиридов. Тройка.
С.Прокофьев. Фея Зимы из балета «Золушка».
А.Вивальди. «Весна». Концерт для скрипки с оркестром, 1-я, 3-я части.
П.Чайковский. Подснежник .
Ф.Мендельсон. Песня без слов «Весенняя».
Э.Григ. Весной.
Э Григ. Ноктюрн.
С.Прокофьев. Фея Весны из балета «Золушка».
Р.Шуман. Май, милый май!
А.Вивальди. «Времена года». Лето. 2-я, 3-я части.
Л.Бетховен. 6-я симфония, «Пасторальная», 4-я ч. Гроза.
Г.Свиридов. Дождик.
С.Прокофьев. Дождь и радуга.
Р.Шуман. Цветы.
А.ЛЯДОВ. Волшебное озеро.
М.Глинка. Баркарола.
Ф.Лист. Фонтаны виллы Д,Эсте.
Э.Григ. Ручеек.
А.Аренский. Лесной ручей.
Н.Римский-Корсаков. Море. («Садко», симфоническая картина).
М.Равель. Лодка в океане.
М.Равель. Игра воды.
А.Вивальди.»Времена года». Осень.2-я ,3-я части.
П.Чайковский. Осенняя песня.
Г.Свиридов. «Весна и осень».
С.Прокофьев. Фея Осени из балета «Золушка».

Источник

Песни классиков о природе

Глазунова Светлана Николаевна

(1915-1998) — совет. и российский композитор, пианист.

«Альбом пьес для детей»

— Сюита «Метель» (муз. иллюстрации к повести А. С. Пушкина)

(1844 — 1908) — русский композитор, педагог,

дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; участник «Могучей кучки».

Опера «Сказка о царе Салтане» вступление ко 2 картине 4 действия «Три чуда»

— Рождественская сюита «Ночь»

— вступление «Океан – море синее»

Иоганн Штраус (сын)

(1825 — 1899) — австрийский композитор,

дирижёр и скрипач, признанный «король вальса», автор многочисленных танцевальных произведений и нескольких популярных оперетт.

Вальс «Сказки венского леса»

Пётр Ильич Чайковский

(1840 — 1893) — русский композитор, педагог,

дирижёр и музыкальный критик.

фортепианный цикл, состоящий из 12 характеристических картин.

Январь. У камелька

Март. Песнь жаворонка

Июль. Песня косаря

Октябрь. Осенняя песнь

Ноябрь. На тройке

— Еловый лес зимой (1 д)

— Вальс цветов (2 д)

— Зимнее утро (исп. Плетнёв)

Сергей Сергеевич Прокофьев ( 1891 — 1953) — русский советский композитор

пианист, дирижёр, музыкальный писатель.

— ходит месяц над лугами.

Франц Йо́зеф Гайдн ( 1732 — 1809) — австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет.

Оратория «Времена года»

(1862 — 1918) -французский композитор. Ведущий представитель музыкального импрессионизма.

Сюита «Детский уголок»

«Море» три симфонических эскиза (1903—1905)

— первый — "Прекрасное море у островов Сангинер"

— третий — "Ветер заставляет море плясать"».

Э́двард Хагеруп Григ ( 1843 — 1907) — норвежский композитор периода романтизма,

музыкальный деятель, пианист,

— Лир.пьесы, Op.71 — II. «Летний вечер»

Антонио Лучо (Лучио [1] , Лючио [2] ) Вивальди (1678 — 1741)

католический священник. Вивальди считается одним из крупнейших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII века, при жизни получил широкое признание во всей Европе.

цикл из четырёх скрипичных концертов «Времена года»

Концерт №1 ми мажор

1 Allegro. Пришла весна

2 Largo e pianissimo sempre. Спящий пастух.

3 Allegro, danza pastorale. Деревенский танец

Концерт № 2 соль минор «Лето»,

1 Allegro non molto. Жара. Allegro. Кукушка. Горлинка. Зефир. Борей. Жалоба крестьянина.

2 Adagio — Presto.

3 Presto, tempo impetuoso d’estate. Летняя гроза.

Концерт № 3 фа мажор «Осень»,

1 Allegro, ballo e canto de’villanelli. Танец и песня крестьянских парней.

2 Adagio molto, Ubriachi dormienti. Спящие пьяные.

3 Allegro, la Caccia. Охота.

Концерт № 4 фа минор «Зима»,

1 Allegro non molto

Моде́ст Петро́вич Му́соргский ( 1839 — 1881) — русский композитор, член «Могучей кучки»

— Вступление к опере «Рассвет на Москва — реке»

Андре́й Па́влович Петро́в

советский и российский композитор. Народный артист СССР.

Фильм «Человек — амфибия»

Море и румба своб.обр.С.Назарова

Микало́юс Константи́нас Чюрлёнис (до 1955 г. использовалась русская форма имени Николай Константинович Чурлянис ( 1875 — 1911) — литовский художник и композитор; родоначальник профессиональной литовской музыки

Роберт Шуман (1810 — 1856) — немецкий композитор, педагог и влиятельный музыкальный критик. Широко известен как один из выдающихся композиторов эпохи романтизма.

Анто́н ( Анто́ний ) Степа́нович Аре́нский (1861 1906) — русский композитор, пианист и дирижёр, педагог.

Источник

Природа в музыке великих композиторов.
материал

Глазунова Светлана Николаевна

(1915-1998) — совет. и российский композитор, пианист.

«Альбом пьес для детей»

— Сюита «Метель» (муз. иллюстрации к повести А. С. Пушкина)

(1844 — 1908) — русский композитор, педагог,

дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; участник «Могучей кучки».

Опера «Сказка о царе Салтане» вступление ко 2 картине 4 действия «Три чуда»

— Рождественская сюита «Ночь»

— вступление «Океан – море синее»

Иоганн Штраус (сын)

(1825 — 1899) — австрийский композитор,

дирижёр и скрипач, признанный «король вальса», автор многочисленных танцевальных произведений и нескольких популярных оперетт.

Вальс «Сказки венского леса»

Пётр Ильич Чайковский

(1840 — 1893) — русский композитор, педагог,

дирижёр и музыкальный критик.

фортепианный цикл, состоящий из 12 характеристических картин.

Январь. У камелька

Март. Песнь жаворонка

Июль. Песня косаря

Октябрь. Осенняя песнь

Ноябрь. На тройке

— Еловый лес зимой (1 д)

— Вальс цветов (2 д)

— Зимнее утро (исп. Плетнёв)

Сергей Сергеевич Прокофьев ( 1891 — 1953) — русский советский композитор

пианист, дирижёр, музыкальный писатель.

— ходит месяц над лугами.

Франц Йо́зеф Гайдн ( 1732 — 1809) — австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет.

Оратория «Времена года»

(1862 — 1918) -французский композитор. Ведущий представитель музыкального импрессионизма.

Сюита «Детский уголок»

«Море» три симфонических эскиза (1903—1905)

— первый — "Прекрасное море у островов Сангинер"

— третий — "Ветер заставляет море плясать"».

Э́двард Хагеруп Григ ( 1843 — 1907) — норвежский композитор периода романтизма,

музыкальный деятель, пианист,

— Лир.пьесы, Op.71 — II. «Летний вечер»

Антонио Лучо (Лучио [1] , Лючио [2] ) Вивальди (1678 — 1741)

католический священник. Вивальди считается одним из крупнейших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII века, при жизни получил широкое признание во всей Европе.

цикл из четырёх скрипичных концертов «Времена года»

Концерт №1 ми мажор

1 Allegro. Пришла весна

2 Largo e pianissimo sempre. Спящий пастух.

3 Allegro, danza pastorale. Деревенский танец

Концерт № 2 соль минор «Лето»,

1 Allegro non molto. Жара. Allegro. Кукушка. Горлинка. Зефир. Борей. Жалоба крестьянина.

2 Adagio — Presto.

3 Presto, tempo impetuoso d’estate. Летняя гроза.

Концерт № 3 фа мажор «Осень»,

1 Allegro, ballo e canto de’villanelli. Танец и песня крестьянских парней.

2 Adagio molto, Ubriachi dormienti. Спящие пьяные.

3 Allegro, la Caccia. Охота.

Концерт № 4 фа минор «Зима»,

1 Allegro non molto

Моде́ст Петро́вич Му́соргский ( 1839 — 1881) — русский композитор, член «Могучей кучки»

— Вступление к опере «Рассвет на Москва — реке»

Андре́й Па́влович Петро́в

советский и российский композитор. Народный артист СССР.

Фильм «Человек — амфибия»

Море и румба своб.обр.С.Назарова

Микало́юс Константи́нас Чюрлёнис (до 1955 г. использовалась русская форма имени Николай Константинович Чурлянис ( 1875 — 1911) — литовский художник и композитор; родоначальник профессиональной литовской музыки

Роберт Шуман (1810 — 1856) — немецкий композитор, педагог и влиятельный музыкальный критик. Широко известен как один из выдающихся композиторов эпохи романтизма.

Анто́н ( Анто́ний ) Степа́нович Аре́нский (1861 1906) — русский композитор, пианист и дирижёр, педагог.

Источник

Adblock
detector