Передача информации между человеком и животным

Биокоммуникация

В рамках биологии с конца XIX в. стало очень активно развиваться направление, изучающее поведение и коммуникацию животных, обусловленные биологическими факторами. Новое направление получило название этология. В природе существуют многочисленные системы связи, пусть рефлекторные, ограниченные и застывшие. Такие системы связи являются объектом исследования этологов. Сегодня в научном сообществе широко используются термин «биокоммуникация».

Файлы: 1 файл

Зоокоммуникация по коммуникациям.docx

Биокоммуникация

В рамках биологии с конца XIX в. стало очень активно развиваться направление, изучающее поведение и коммуникацию животных, обусловленные биологическими факторами. Новое направление получило название этология. В природе существуют многочисленные системы связи, пусть рефлекторные, ограниченные и застывшие. Такие системы связи являются объектом исследования этологов. Сегодня в научном сообществе широко используются термин «биокоммуникация».

Биокоммуникация (гр. bios- жизнь и лат. communico — связываю, общаюсь) — связь, общение между особями животных одного или разных видов путем передачи информации при помощи различных сигналов.

Передача информации (генерация) осуществляется специальными органами (голосовой аппарат, пахучие железы, форма тела, поза, окраска, поведение животного и т. п.). Приём информации (рецепция), осуществляются на сенсорном уровне, органов обоняния, вкуса, зрения, слуха, электро-, термо-, механо- и др. специальными рецепторами. Передаваемые сигналы обрабатываются в разных частях нервной системы, сопоставляется (интегрируется) в ее высших отделах, где формируется ответная реакция организма.

Сигналы животными подаются в различных контекстах, которые соответственно влияют на их значение, к примеру, с их помощью обеспечивается защита от врагов и неблагоприятных факторов среды, облегчается поиск корма, особей противоположного пола, происходит общение родителей и потомства, регулируются внутри- и межвидовые взаимодействия и др..

Многообразие сигналов, используемых животными, согласно исследованиям современных этологов, сводится приблизительно к следующим категориям:

• сигналы, предназначенные половым партнерам и возможным половым конкурентам;

• сигналы, которые обеспечивают обмен информацией между родителями и потомством;

• крики тревоги, зачастую воспринимаемые животными разных видов;

• сообщения о наличии пищи . Так пчелы, обнаружив источник пищи, возвращаются в улей и оповещают остальных пчел о его расположении и удаленности с помощью особых перемещений на поверхности улья (танец пчел);

• сигналы, помогающие поддерживать контакт между общественными животными, например, перекличка шакалов или крики стайных птиц. Этологи описывают своеобразное «голосование» у стаи гусей: сначала одна птица издает «стайный крик», и если большинство птиц его подхватывает, стая взлетает, но если ответило слишком мало птиц, то начавшая кричать птица замолкает и стая остается на месте;

• ф- сигналы-«переключатели», предназначенные подготовить животное к действию последующих стимулов. Явление, связанное с такими сигналами, в этологии названо метакоммуникацией. Так, поза с прижатыми к земле передними лапами предшествует драке-игре у львов и псовых, она не встречается ни в каких других ситуациях и говорит о том, что все последующие агрессивные действия – это всего лишь игра. У обезьян в таких случаях появляются особые, «игровые» мимика и походка;

• сигналы-«намерения», которые предшествуют совершению какого-либо действия: например перед взлетом птицы делают особые движения крыльями;

• сигналы, выражающие агрессию;

Изучение поведения организмов, их сигнализации, общения и связей позволяет глубже понять механизм структурирования видового населения и наметить пути и способы управления его динамикой. Для многих видов животных этологами, зоопсихологами и другими специалистами составлены каталоги с описанием языка поз, мимики, жестов. Английский ученый Тинберген установил около 19 различных значений «мимики» слона, также учеными удалось расшифровать 14 из 20 сигналов, которыми обмениваются муравьи.

Системы коммуникаций, которыми пользуются животные, И. П. Павлов назвал первой сигнальной системой. Он подчеркивал, что эта система является общей для животных и человека, поскольку для получения информации об окружающем мире человек использует фактически те же системы коммуникаций.

Основная часть сигналов у животных строго видоспецифична, однако среди них есть и такие, которые информативны и для представителей других видов. Так в Африке водопой одновременно используется разными животными, например, гну, зеброй и водяным козлом. Если зебра с ее острым слухом и обонянием чует приближение льва или другого хищника, ее действия также информируют об этом соседей по водопою.

В зависимости от степени развития у животных тех или иных органов чувств, при общении могут использоваться разные способы коммуникаций.

Способы биокоммуникаций

Оптическая коммуникация

В оптической биокоммуникации важными информативными элементами являются контуры, размеры, окраска, цветовые узоры тела, ритуальное поведение, которые предназначены для привлечения, предупреждения или устрашения других животных. Например, у некоторых птиц для привлечения полового партнёра немаловажным является дизайн гнезда.

Ольфакторная коммуникация

Наиболее распространенный способ передачи информации в животном мире, который осуществляется путем выработки некоторых продуктов обмена веществ с одной стороны, с другой воспринимается органами обоняния. Химические сигналы долго сохраняются, обходят препятствия, могут использоваться в ночное время, указывают на определённые предметы или события во внешней среде.

Акустическая коммуникация

Применяется для передачи информации на большие расстояния путем создания звука. Например, прямокрылые насекомые (кузнечики, сверчки) активно используют звуковые сигналы при помощи сведения или разведения надкрылий для привлечения противоположного пола. Призывной сигнал у кузнечиков может восприниматься с расстояния до 40 м.

Механическая коммуникация

Происходит засчет чувствительности рецепторов кожного покрова и опорно-двигательного аппарата путем осязания. Такой способ коммуникации возможен только на близком расстоянии.

Тактильная коммуникация (физический контакт друг с другом) занимает у животных значительную часть времени. У муравьёв, пчёл и др. насекомых это выражается в касаниях друг друга усиками и лапками; у птиц и млекопитающих – в уходе за оперением или мехом другой особи (один из примеров «умиротворяющего» поведения половых партнёров).

Биотелелокация

Используется круглоротыми, рыбами и некоторыми видами земноводных и осуществляется акустико-латеральной системой, так называемой боковой линией.

Основная функция боковой линии — восприятие низкочастотных колебаний, направления и скорости воды, что даёт возможность животным обходить препятствия и ориентироваться без помощи зрения. Некоторые круглоротые и рыбы способны ощущать напряжение силовых линий электромагнитных полей.

Комплексная коммуникация

Комплексная коммуникация — это система сигнальных структур и поведенческих реакций. Как правило, общение животных осуществляется одновременно по нескольким каналам связи. Например, «язык» пчел мультимодален и имеет визуальный, тактильный, слуховой и химические аспекты.

Язык животных — совокупность способов обмена информацией между животными.

Язык животных задействует много каналов связи — зрительный, обонятельный, слуховой. Важнейшей особенностью является его эмоциональный характер. Элементы этого языка представляют собой экспрессивные возгласы вроде «Внимание!», «Опасность!», «Спасайтесь!», «Поберегись!», «Убирайся прочь!»

Другой важной чертой языка животных является зависимость алфавита сигналов от ситуации. Многие животные имеют в алфавите лишь 10-20 звуковых сигналов, но с помощью них передаётся значительно большее количество информации — в зависимости от ситуации. Смысловое значение большинства сигналов носит вероятностный характер в зависимости от ситуации. Этим язык животных схож с языком эмоций человека. Однако сигналы животных всегда очень конкретны и сигнализируют об определённой обстановке или состоянии. В этом их принципиальное отличие от речи человека .

Каналы связи

Язык поз и телодвижений

Важную роль в обмене информацией играет язык поз и телодвижений, а в нём самом — хвост и уши. Их многочисленные положения говорят о более тонких оттенках настроений и намерений хозяина.

Язык запахов

Но важнейшим элементом языка животных является язык запахов. У многих видов есть специальные запаховые железы, которые выделяют специфические для данного вида сильнопахнущие вещества, следы которых животное оставляет на местах своего пребывания и таким образом метит границы своей территории.

Звуковой язык

Звуковой язык имеет ряд преимуществ над двумя другими. Он позволяет животным общаться, не видя друг друга (что нужно для языка поз и телодвижений) или находясь на далёком расстоянии. Использование птицами звуковых сигналов в густых зарослях позволяет им общаться, хотя видеть друг друга они не могут.

Рыбы не являются «немыми»: ставрида издаёт звуки, похожие на лай, рыба-барабанщик — барабанный бой, а морской налим умеет выразительно урчать и хрюкать. Морской петух в случае опасности издаёт каскад кудахтающих звуков, и к нему присоединяются другие рыбы, убегающие от врага.

При этом сила звука некоторых морских рыб очень велика и приводила к взрыву акустических мин во время Второй Мировой войны.

В лексиконе многих рыб В. Р. Протасов выделяет три типа агрессивных сигналов:

  • угроза — как предупреждение сильного слабому;
  • предупреждение — даётся сильному от слабого;
  • боевой клич — используется во время драк.

Есть и сигнал опасности, специфичный для каждого вида. Также очень разнообразны нерестовые звуки рыб, используемые самцами для привлечения самок к местам икрометания; они, как правило, разносятся далеко.

Звуковые сигналы имеют в жизни птиц исключительно важное значение. Ими обеспечиваются охрана своей территории от вторжения чужаков (то есть, по сути, обеспечение пищевых ресурсов), привлечение самки для выведения потомства, убережение сородичей и птенцов от грозящей опасности. В языке птиц насчитываются десятки звуковых сигналов (бедствия, предостережения, пищевые, ухаживания, спаривания, агрессивные, стайные, гнездовые и так далее).

Хищные птицы (орлы, совы) широко используют щёлкание клювом в качестве сигнала угрозы. Для белого аиста эти звуки практически заменили голосовое общение. Звуки могут также издаваться вибрацией от тока встречного воздуха рулевых хвостовых перьев (как у бекаса, звук, напоминающий блеяние барашка) или при хлопанье крыльев.

Птичья песня иногда имеет широкий смысл и понимается другой птицей по ситуации. Одна и та же песня в период размножения может служить сигналом привлечения самки, а в период высиживания птенцов — сигналом занятости территории. Сигнальное значение несут не все элементы песни; часто фразы прибавляются для самовыражения птицы.

Язык хищных

Хоровые пения замечаются у гиен, волков, шакалов и других стайных животных.

Язык обезьян

Эмоциональное значение голосовых звуков обезьян практически полностью совпадает с человеческим. В обезьяньем языке также имеется много звуковых элементов, сходных по звучанию с фонетическими элементами человеческой речи.

Обучение обезьян человеческой речи не увенчалось успехом. Но не потому, что у обезьян недостаточен интеллект, а потому, что их голосовой аппарат (включая центры управления им в мозге) имеет другое строение и не заточен под воспроизведение сложных звукосочетаний человеческой речи. Зато обезьяны могут научиться зрительным сигналам (например, языку глухонемых), как шимпанзе Уошо.

Источник

Как между собой общаются животные: язык, движения

Животный мир удивителен и невероятно интересен. Наблюдать за повадками зверей увлекательное занятие. Могут ли они разговаривать? Как между собой общаются животные? Понимают ли друг друга представители разных подвидов?

Животное: границы понятия

В зависимости от взятых за основу критериев, даются различные трактовки слова «животное». В узком смысле, это млекопитающие. В более широком понятии – все четвероногие. С научной точки зрения, животными являются все, кто умеет передвигаться, и те, у кого в клетках есть ядро. Но что можно сказать о тех видах, которые ведут неподвижный образ жизни. Или, наоборот, о микроорганизмах, постоянно пребывающих в движении? Если говорить о том, как животные общаются друг с другом, то внимание нужно уделить, преимущественно, млекопитающим, однако, птицы и рыбы тоже имеют свои языки.

Язык животных

Язык является сложной знаковой системой. И это неудивительно. Если говорить о человеческом языке, то он принципиально отличается от остальных знаковых систем тем, что служит для лингвального выражения мыслей. Говоря о том, как между собой общаются животные, можно отметить, что в науке есть отдельный термин, обозначающий этот процесс – «язык животных».

Четвероногие особи доносят информацию до своего оппонента не только с помощью звуков. У них отлично развит язык жестов и мимики. У зверей, определённо, больше каналов связи, чем у людей. Если сравнить, как общаются животные и люди, то тут можно найти множество отличий. Свои намерения, волеизъявления, желания, чувства и мысли человек в основном вкладывает в речь. То есть основная нагрузка идёт на вербальное общение.

Животные, напротив, активно пользуются невербальными средствами общения. Их у них гораздо больше, чем у людей. Помимо присущих человеку невербальных средств (позы, жесты, мимика), они используют язык телодвижений (в основном при помощи хвоста и ушей). Большую роль в общении для них играют запахи. Таким образом, язык как система фонем и лексем у зверей отсутствует. То, как между собой общаются животные, похоже на символы. Их язык – это, скорее, сигналы, которые они используют для передачи информации сородичам.

Язык рыб

Звуки, издаваемые человеком в процессе коммуникации, являются членораздельной речью. Это возможность речевого аппарата создавать фонемы разного способа образования: щелевые, смычные, дрожащие, сонорные. Ни одному виду животных это не свойственно. Однако язык звуков присущ многим зверям. Даже некоторые рыбы способны их издавать для информирования окружающих об опасности или нападении.

Например, скат ухает, сом умеет хрюкать, камбала издаёт колокольный звон, рыба-жаба гудит, сциена поёт. Звук рождается у них при вибрации жабр, скрежете зубов, сжимании пузыря. Есть рыбы, которые используют внешнюю среду для намеренного создания звуков. Так, лисья акула бьёт по воде хвостом во время охоты, пресноводные хищники в погоне за добычей выныривают.

Язык птиц

Пение и чириканье птиц не является бессознательным. У пернатых существует множество сигналов, которыми они пользуются в разных ситуациях.

Неодинаковые звуки издают птицы, например, при гнездовании и миграции, при виде врагов и поиске сородичей. Их умение общаться подчёркивается в произведениях устного народного творчества, где герой, понимающий пернатых, является частью природы. Слуховой аппарат у птиц развит лучше, чем у других животных. Они чувствительнее людей воспринимают звуки, способны слышать более короткие и быстрые фонемы. Таким способностями, данными природой, птицы активно пользуются. К примеру, голуби слышат на расстоянии нескольких сот метров.

В языковом наборе птиц каждого вида есть несколько песен, которые они получают с генами и усваивают в стае. Известна способность некоторых пернатых к подражанию и запоминанию. Так, науке известен случай, когда африканский серый попугай Алекс выучил сто слов и разговаривал. Он также сумел сформулировать вопрос, чего учёные не смогли добиться от приматов. Лирохвост из Австралии способен передразнивать не только птиц, но и других животных, а также искусственно создаваемые человеком звуки. Таким образом, голосовые способности птиц велики, но, надо сказать, мало изучены. Птицы используют и невербальные средства. Если внимательно понаблюдать за тем, как животные общаются между собой, язык движения у них тоже будет заметным. Например, распушённые перья говорят о готовности к драке, большой открытый клюв – знак тревоги, его щёлканье – угроза.

Язык домашних животных: кошки

Каждый хозяин, наблюдая за поведением своих питомцев, замечал, что они тоже умеют разговаривать. На уроках природоведения и окружающего мира изучается то, как животные общаются между собой (5 класс). К примеру, кошки по-разному могут мурлыкать, если просят еду, когда отдыхают. Они мяукают рядом с человеком, но молчат или шипят наедине с сородичами, используя для общения язык телодвижений.

Особенно интересно наблюдать за положением их ушей: вертикально поднятые означают внимание, расслабленные и вытянутые вперёд – спокойствие, направленные назад и прижатые – угрозу, постоянное движение ушами – сосредоточенность. Хвост пушистых созданий является важным сигнализатором для окружающих. Если он поднят, значит кошка довольна. Когда хвост поднят и распушён, то зверёк готов к атаке. Опущенный – знак концентрации. Быстрые движения хвостом – кошка нервничает.

Язык домашних животных: собаки

Иллюстрируя то, как между собой общаются животные, можно сказать, что язык собак тоже разнообразен.

Они умеют не только лаять, но и рычать, выть. При этом гавканье собак бывает различным. Например, тихий и редкий лай говорит о привлечении внимания, громкий и протяжный означает опасность, присутствие чужого. Рычит собака, защищаясь, или охраняя добычу. Если она воет, значит, ей одиноко и грустно. Иногда она визжит, если кто-то сделал ей больно.

То, как между собой общаются животные с помощью невербальных средств коммуникации, демонстрируют кролики. Они крайне редко издают звуки: в основном при сильном волнении и испуге. Однако язык телодвижений у них развит отлично. Их длинные уши, способные крутиться в разные стороны, служат для них источником информации. Для общения друг с другом кролики так же, как кошки и собаки, используют язык запахов. У этих животных есть специальные железы, которые образуют пахнущие ферменты, которыми они ограничивают свою территорию.

Язык диких животных

Поведение и то, как общаются животные в дикой среде, похоже на повадки домашних животных. Ведь многое передаётся через гены. Известно, что защищая себя и охраняя свою территорию, дикие звери громко и злобно кричат. Но на этом система их языковых знаков не ограничивается. Дикие животные общаются много. Их коммуникация сложна и интересна. Всемирно признанные самые смышлёные животные на планете – дельфины. Их интеллектуальные возможности до конца не изучены. Известно, что они имеют сложную языковую систему.

Помимо щебета, который доступен человеческому слуху, они общаются ультразвуком для ориентации в пространстве. Эти удивительные животные активно контактируют в стае. При общении они называют имена собеседника, издавая мгновенный уникальный свист. Определённо, мир природы своеобразен и увлекателен. Человеку ещё предстоит изучить то, как общаются животные между собой. Языковая система, сложная и исключительная, присуща многим братьям нашим меньшим.

Источник



Передача информации между человеком и животным

Система сигнализации в животном мире имеет очень высокую степень совершенства и сочетается с большой энергетической экономичностью. “Язык” животных очень ярок и разнообразен, у них существует язык звуков, язык движений, даже мимики, язык окраски кожи и оперения и т. д. Кроме этих видов взаимного общения, у животных имеются и такие пути передачи информации, которые до сих пор не разгаданы человеком и являются предметом интенсивного исследования.

В 1958 году при американском институте биологических наук состоялся симпозиум по изучению звуковой сигнализации животных. На этом симпозиуме разбирались следующие вопросы: анализ звуков, издаваемых животными; звуковые связи у прямокрылых и цикад; звуковые связи у рыб; влияние звуков на поведение амфибий и рептилий; онтогенез пения .птиц; пение птиц и половой отбор; экологическая и функциональная классификация звуков; различные подходы к изучению связей между животными Немецкий исследователь Ф. Кайнц в своей монографии “Язык животных” (1961 год) излагает взгляды на историю возникновения языка человека и касается вопросов сравнительно-генетической языковой психологии. В книге разбираются определенные проблемы психологии животных, основанные на обширном фактическом фундаменте, и дается сравнительное исследование их поведения. На основе этих данных делается попытка построить всестороннюю теорию информационного общения между животными и представить возникновение человеческого языка как результат этого общения. Подобная гипотеза разделяется многими лингвистами. Известный индогерманист Е. Германн говорит: “Языковая наука со своей стороны обязана указать, где лежат различия между языком человека и языком животных; таким’ образом она одновременно служит и своим собственным проблемам, точно осмысливая, что же собственно является важнейшим для языка человека”. В книге освещаются вопросы обмена информацией между животными различных уровней филогенеза (от насекомых до человекообразных обезьян и даже до человека): дается подробная характеристика языка звуков, языка моторики, физиогномики, языка мимики и т. д. Автор освещает также и “социальные” отношения в животном мире, которые, по его мнению, привели к возникновению языка.

Австралийское отделение организации Британского содружества по научным и промышленным исследованиям проводит исследования различных звуков, издаваемых животными (птицами, рыбами и насекомыми). Для этих целей используются магнитофоны, осциллографы и спектрографы. В Австралии создана специальная лаборатория для анализа звуков животных. Таким образом надеются изучить средства общения животных между собой и на основании этого создать акустические приборы для отпугивания птиц от посевов ценных сельскохозяйственных культур, а также от городских зданий и аэродромов.

В 1962 году в “Американском психиатрическом журнале” был напечатан обзор, где систематизировался материал по проблеме общения между животными. Это общение подразумевает передачу информации от одной особи к другой и ее восприятие посредством органов чувств. Количество информации, воспринимаемое животными, прямо пропорционально степени развития их органов чувств и центральной нервной системы. Существуют три пути изучения связей между животными: исследование поведения и реагирования на определенные сигналы, изучение механизма выработки и восприятия сигналов, изучение физической и химической природы самого сигнала. Человек имеет два основных канала связи: зрительный и слуховой, в то время как остальные виды рецепции — такие, как тактильная и химическая, имеют второстепенное значение. Наоборот, у многих животных именно химическая рецепция является ведущей. Основной особенностью этой рецепции и получаемой с ее помощью информации является значительная протяженность сигнала во времени, тогда как зрение обеспечивает быстрое восприятие сигнала. Интересной представляется передача информации от родителей к потомкам (наследственность) и между полами (регуляция полов). Особый аспект — проблема возможного объема и наиболее эффективных путей передачи информации у человека. У человека действующие связи рассчитаны на получение качественной, а у насекомых — на получение количественной информации.

Пользуясь сложной оптической системой опознавания речи, носящей название “сцептрон”, некоторые ученые добиваются установления общения с дельфинами. Рассказ об этой задаче в области расширения связи человека с внешним миром, сопровождавшийся демонстрацией соответствующих приемов, состоялся на 16-й ежегодной конференции и выставке, посвященной использованию техники в медицине и биологии. Конференция проводилась в Балтиморе. Сообщение об использовании “языка” дельфинов было сделано работниками фирмы “Сперри” (США) Л. С. Балландисом и Г. Рэндом. По их словам, уже давно было известно, что дельфины весьма разумные животные и имеют собственный “язык”. Работы, проводимые д-ром Лилли в Исследовательском институте связи, показали, что дельфины сигнализируют друг другу о пище и о подводных препятствиях; кроме того, они способны имитировать голос человека. Д-р Лилли считает, что обмен сигналами с дельфинами — первый контакт человека с существами другого вида — может иметь далеко идущие последствия эволюционного характера.

Существует гипотеза о том, что для многих живых существ средством “общения” и “узнавания” друг друга служит инфракрасное излучение. Американский исследователь Каллаген предполагает, что кукурузные совки обнаруживают особей противоположного пола благодаря длинноволновым тепловым лучам. Температура грудки бабочки обычно на 0,5—5° выше температуры окружающей среды и зависит от частоты и амплитуды движений крыльев.

Подсчитано, что испускаемые лучи имеют длину волны в 9—11 мк. Водяной, пар лучше всего пропускает инфракрасные лучи именно в этом диапазоне. При минимальной влажности воздуха и других условиях среды, обеспечивающих наилучшее пропускание инфракрасных лучей с длинами волн 9—11 мк, половая активность кукурузной совки максимальна. Она резко снижается в лунные ночи. На антеннах кукурузной совки расположены органы, которые по форме и размерам являются резонаторами инфракрасных лучей (9—11 км). Кроме того, антенны имеют структуры, приспособленные, по предположению Каллагена, для приема инфракрасных лучей (1—б мк), генерируемых молекулами пищевых веществ и так называемых половых релизеров. Связь между самкой и самцом на больших расстояниях осуществляется инфракрасными лучами (9—11 мк). Затем в действие вступают органы антенн, настроенные на прием инфракрасных лучей, генерируемых молекулами половых релизеров. Автор считает, что у многих видов совок и бражников связь между полами осуществляется аналогичным образом.

Этот же исследователь указывает, что оптическая система глаза ночных бабочек (в у словиях темновой адаптации) имеет много общего с мозаическими инфракрасными радиометрами, используемыми в технике. Линза роговицы представляет собой ахроматический дублет, состоящий из двояковыпуклой линзы и расположенной за ней плоско-вогнутой линзы и осуществляющий ахроматическую фокусировку инфракрасного изображения на уровне наиболее широкой части рабдома. Кристаллический конус, расположенный за линзой, при темновой адаптации окружен пигментом, обеспечивающим эффективное внутреннее отражение инфракрасных лучей. В результате лучи не рассеиваются, а проникают вглубь, где они отражаются от блестящей поверхности одного из слоев внутренней оболочки глаза — тапетума, выполняющего роль вогнутого зеркала и фокусирующего изображение на уровне утолщенной у основания части зрительных палочек. Пигмент, расположенный в этой области, флуоресцирует под действием инфракрасных лучей, испуская видимый свет, воздействующий на зрительный пигмент. Флуоресценция пигмента наблюдается только после предварительного облучения его ультрафиолетовыми лучами, содержащимися в дневном свете. ‘Бабочки, помещенные в темную камеру с источником инфракрасного излучения, быстро находят его, ощупывают его антеннами и даже откладывают на него яйца. Ультрафиолетовые лучи вызывают торможение двигательной активности.

Способность бабочек воспринимать инфракрасное излучение помогает им, видимо, находить цветы, поскольку многие растения обладают излучением в этой .части спектра.

В последнее время ВВС США продолжают проявлять .серьезный интерес к вопросам биологической радиосвязи. Так, в Кембриджских исследовательских лабораториях ВВС на специальной электронной установке при участии психологов и физиков была поставлена серия опытов для выяснения природы биологической радиосвязи. Эта установка (veritac) состоит из генератора случайных чисел, панели управления, панели исследуемого и автоматического устройства подсчета, исключающего преднамеренный или случайный обман. Панели полностью изолированы. Генератор случайных чисел — дека-трон с соответствующей схемой возбуждения и выходными коммутирующими цепями, вырабатывает цифры от 0 до 9 с частотой 2,5 кгц. Опыты были трех типов: по изучению “ясновидения”, “предвидения” и “общего особого восприятия”. Испытуемыми были студенты колледжа. Каждый участвовал в 15 опытах, состоящих из 100 попыток. Однако результаты оказались весьма неопределенными.

Стоит, пожалуй, остановиться на работах, содержащих отчеты об изучении звуковой сигнализации рыб. Рыбы, оказывается, не безмолвны. Они издают звуки, которые, по мнению исследователей, имеют определенное назначение. Так, самцы горбылевых рыб голосами привлекают самок.. А коралловые рыбы во время еды издают устрашающие звуки.

Немецкими исследователями довольно хорошо изучена морская биоакустика Северного и Балтийского морей. Интересным в этом отношении представляется морской петух. Эта рыба в течение большей части суток произвольно издает рычащие звуки с помощью особых барабанных мышц и плавательного пузыря. Звуковые мышцы располагаются по обеим сторонам плавательного пузыря, одним концом врастая в его стенку, а другим — связываясь друг с другом с помощью продольной связки. Эти мышцы соматического происхождения и иннервируются с помощью двигательных нервов. При сокращении звуковых мышц плавательный пузырь ритмически вибрирует и издает звук, максимальная энергия которого приходится на частоту 315 гц. Интервал между звуками в два-три раза длиннее, чем сам звук. Количество звуков зависит от времени суток. После искусственной задержки звука петух издает его в несколько измененном виде — усиленным и более длительным. Наиболее охотно рыба издает звук при наличии другой особи. Звуками, ретранслированными в воду с магнитофонной ленты, можно на короткое время привлекать петухов к излучателю.

Интересные данные получены о полосатой зубатке. Она издает звуки, поедая мидий. Зубы ее делятся на два типа: схватывающие и пережевывающие; по аналогии с зубами млекопитающих их называют также “хищными” и “коренными”. Звуки записывали на магнитную ленту. Основная энергия звука, издаваемого с помощью “хищных” зубов, приходится на участок спектра в области 3150 и 5000 гц. Максимальная энергия звука, издаваемого коренными зубами, приходится на диапазон 630 гц — 1 кгц. Верхнечастотные участки спектра звука этого типа ослаблены в результате замыкания ротовой полости. Сила звука при раздавливании моллюсков достигает 20 дб равномерно по частотам 315— 6300 гц.

Ихтиологи США исследовали поведение рыб Holocent-rus rufus на Багамских островах. Помещенные в аквариум рыбы заняли заранее приготовленные укрытия и прилегающие к ним площади аквариума. С помощью гидрофона было установлено, что при охране своих территорий голоцентрусы издают отдельные рычания и продолжительные трели. Рычания возникают при нарушении одной рыбой границ участка другой, а также при появлении на территории участка некрупной рыбы другого вида (хемулен, кефаль). Одновременно с рычанием голоцентрус принимает угрожающую позу: то расправляет плавники, то становится боком к противнику, то бросается на него. Но когда к голоцентрусу приближается крупная рыба (мурена, например), он уже не рычит, а производит трели. Издавая трели, несколько голоцен -трусов сбиваются в группу и следуют на некотором расстоянии от “агрессора”. Считают, что рычанием голоцентрус выражает угрозу, а трели имеют значение при обороне. В сумеречное время границы участков нарушаются, и голоцентрусы выходят на кормежку. При этом учащаются контакты между отдельными особями, и количество рычащих звуков увеличивается. Установлено, что при воспроизведении записанных звуков на магнитную ленту можно определенным образом изменять поведение рыб.

Не менее серьезно исследователи относятся к звукам, издаваемым насекомыми. Ученых интересует прежде всего роль и значение этих звуков в жизни насекомых, устройство звукоиздающих и звуковоспринимающих органов. Интересные данные об этом собрал французский энтомолог Леруа, обобщивший результаты своих и чужих наблюдений над свечками.

Источник

Коммуникация у животных и насекомых

Существуют различные определения понятия «коммуникация» (лат. communico – делаю общим, связываю, общаюсь). В обыденной жизни данный термин употребляется как синоним общения.

Под коммуникацией в человеческом обществе подразумевают «общение» (почти синоним во всех языках, кроме русского), обмен мыслями, знаниями, чувствами, схемами поведения.

В современном понимании коммуникация – это социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств.

Механистический и деятельностный подходы (парадигмы)

Механистический – под коммуникацией понимается однонаправленный процесс кодирования и приема информации получателем сообщения. В деятельностном подходе коммуникация понимается как совместная деятельность участников коммуникации, в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи и действия с ними.

Коммуникация происходит не только в человеческих социальных системах. Определенного рода коммуникация характерна и для животных (брачные танцы птиц, токование глухаря, язык пчел и др.), и для механизмов, т.е. созданных человеком предметов (трубопроводы, канализация, транспорт, телеграфные и телефонные сигналы, взаимосвязь компьютеров в интернете и т.п.; при этом сюда не следует включать человеческую коммуникацию с помощью механизмов).

В технической сфере слово коммуникация весьма часто употребляется во множественном числе: коммуникации (трубы можно подсчитать). Человеческая же коммуникация – понятие неисчисляемое, поэтому употребление множественного числа в этой области не совсем уместно. Правильнее говорить о средствах и видах коммуникации, способах и участниках ее, т.е. использовать счетные слова (как, например, килограмм сахару, чашка чаю, вид и способ деятельности, разновидности коммуникации и т.п.). Использование множественного числа: коммуникации и их разновидности, аналогично просторечно-разговорному два чая, три кофе, две информации и связано, по-видимому, с тем, что сфера общественных наук в последнее время пополнилась не очень грамотными специалистами по трубам и коммуникациям. Интересно, что подобная проблема возникла и в английском языке. Там конкурируют две формы: неисчисляемая communication и исчисляемая communications, – и два мнения, о том, какую из них следует употреблять по отношению к human communication.

Коммуникация у животных и насекомых

Коммуникация у животных всегда вызывала повышенный интерес исследователей. Системы коммуникации в животном мире более первичны и примитивны по сравнению с человеческими и определяются как ‘биологически целесообразное совместное поведение, направленное на адаптацию к среде и регулируемое, в частности, сигнализацией’ (И.Н.Горелов).

Основной проблемой, которую пытаются разрешить специалисты является соотношение nature и nurture, т.е. природного, врожденного и приобретенного, воспитанного. Инстинктивные механизмы, как считается, развиваются в трех направлениях:

· сохранение вида (сексуальное поведение, забота о потомстве и т.п.),

· сохранение индивида (удовлетворение голода и жажды, поиск пропитания, заготовка запасов и т.п.) и

· обеспечение более или менее постоянной безопасности (защита от плохих погодных условий, врагов, разъединения с собратьями и т.п.).

Именно в последнем случае механизмы поведения имеют промежуточную направленность: они обеспечивают коммуникацию между индивидом и видом. Здесь идет речь о приспособлении поведения индивида к формам поведения других представителей вида. Познавательные процессы здесь направлены на различение друзей и врагов, программы поведения – на совместное бегство или нападение, предупреждение или преследование. В согласованном, координированном поведении для обеспечения защиты и безопасности и следует искать корни коммуникации. Квазисоциальное поведение животных распространяется и на первые две области инстинктивного поведения (размножение и поиск пищи).

Одним из примеров коммуникации является пение птиц. Птицы научаются пению в процессе ‘воспитания’. У каждой птицы своя манера исполнения песни, общей для всего вида. Более того, индивидуальные особенности в некоторых географических областях приводят даже к обособлению ‘региональных диалектов’.

Еще более интересен способ распространения информации об опасности. Есть два вида опасности: хищники и разорители гнезд. Если птица видит хищника, то она издает специфический звук, похожий на свисток, обозначающий необходимость скрыться. Если же появляется разоритель гнезд, то птица издает прерывистый звук стаккато, который служит призывом к бою, собирающим соседних птиц для того, чтобы отогнать нападающего от гнезд. Различие хищников выучивается птицами в процессе развития и передается следующему поколению, может использоваться в процессе дрессировки (можно научить пугаться даже молочной бутылки).

Помимо звуков, животные используют и другие каналы коммуникации. Запах и обоняние, столь важные и для пчел, и для муравьев, и для низших обезьян, в меньшей степени важны для высших приматов. У последних бесшумная коммуникация преимущественно является зрительной (жесты) и тактильной (прикосновения). В походе идущий впереди самец поднимает лапу (руку?) – сигнал остановки для стада (группы?), шимпанзе с высоким социальным статусом (начальник, ‘пахан’) может жестом разрешить своим подчиненным поедание пищи, мать-шимпанзе прикосновением к плечу детеныша (ребенка) не разрешает ему, например, куда-то бежать, расчесывание шерсти у собрата является знаком подчинения и отсутствия агрессивных намерений, демонстрация анальной области также является жестом подчинения или соподчинения, борьба между соперниками сопровождается соответствующими жестами и мимикой. Интересно, что уверенный в себе лидер редко прибегает к символической угрозе, и редко требует от подчиненных ‘показать зад’. Неуверенный же лидер слишком часто требует жестов подчинения, в результате эти жесты становятся стереотипными, из них ‘выветривается’ исходная семантика, и такой лидер теряет свои позиции.

Пример демонстрации доминирующего положения: обезьяны барабанят по земле и собственной грудной клетке, вздыбливают шерсть, издавая агрессивные звуки, размахиваютспециально отломанными ветвями, скручивают в бараний рог молодые деревца, вырывают корни деревьев, бросаются песком или землей. Ветка, специально отломленная для демонстрации своей силы, а не для каких-либо физиологических потребностей – это знак, средство коммуникации. Стремление к социальному доминированию имеет настолько сильную мотивационную основу, что даже пищевая и сексуальная потребности могут отступать на второй план.

Таким образом, первые средства коммуникации возникают из инстинктивного поведения, которые могут варьироваться под воздействием условий и коррекции поведения в процессе взаимного обучения. Это поведение фиксируется в памяти, и освобождаясь от влияния наследственных факторов, приобретает новое значение и относительно самостоятельное существование (наскок – имитация наскока – намек на имитацию; случайно показанные зубы во время зевка могут быть приняты за знак угрозы; поднятие руки, чтобы взобраться на дерево и остановка для этого – поднятие руки как сигнал остановки; демонстрация анальной области самкой павиана как призыв к копуляции – сигнал миролюбия у самца по отношению к победителю). Память животного хранит не только модели поведения, но и реакцию среды, то есть собратьев. В дальнейшем малоэффективные моменты поведенческого акта сокращаются, а существенные для изменения поведения других коммуникантов акцентируются. Поведенческий акт становится коммуникативным актом. Биорелевантное становится семиотическим (Ю.С.Степанов). Коммуникация, таким образом, это обособившаяся часть совместной деятельности, направленная на регуляцию самой этой деятельности (мета-деятельность).

ФУНКЦИИ КОММУНИКАЦИИ

Основные функции коммуникации:

ü информативная – передача истинных или ложных сведений;

ü интерактивная (побудительная) — организация взаимодействия между людьми, например, согласование действий, распределение функций, влияние на настроение, убеждения, поведение собеседника путем использования различных форм воздействия: внушение, приказ, просьба, убеждение;

ü перцептивная — восприятие друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания;

ü экспрессивная— возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний.

Коммуникационный процесс – это обмен информацией между двумя или более людьми. Основная цель коммуникационного процесса – обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, т.е. сообщение.

Принято выделять следующие элементы коммуникации:

Коммуникатор-источник (отправитель, адресант) посылает сообщение, под влиянием стимула выбирая код и канал. Коммуникатор-источник играет определяющую роль в процессе коммуникации. Он является инициатором процесса коммуникации, устанавливает ее цели, определяет получателя (адресата). От обоснованности действий коммуникатора-источника зависит эффективность коммуникации. Для осуществления эффективной коммуникации необходимо четко определить ее цели, правильно выделить целевую аудиторию и уяснить желаемую ответную реакцию.

Код – это правила, по которым сочетаются знаки, выражающие содержание сообщения;

Каналы – это естественные, презентационные носители сообщения, например, голос, лицо и т.д., и искусственные, репрезентационные: книги, картины, радио, телефон. Каждый канал обладает определенной пропускной способностью, т.е. объемом информации, которую можно по нему передать за определенное время;

Коммуникатор-реципиент (получатель, адресат) должен декодировать сообщение, т.е. он должен знать правила, по которым сформировано полученное им сообщение.

Обратная связь – это реакция на сообщение, получаемая источником от реципиента. Реакция говорить о понятности или непонятности, согласии и несогласии и др. и может вызвать дополнительное сообщение.

Шумы – это внутренние и внешние помехи у коммуникаторов, возникающие в процессе передачи и восприятии сообщений. В качестве помех выступают:

ü шумы в окружающей среде (например, разговор в аудитории);

ü физические повреждения (глухота, слепость и т.д.);

ü семантические проблемы (непонятные слов, многозначность слов, выражений, разное понимание знаков и т.д.);

ü организационный беспорядок (перескакивание с темы на тему, хождение по кругу);

ü социальный шум (несоответствие социальным нормам, например, то, о чем не принято говорить или может вызвать конфликт);

ü психологические проблемы (стресс, раздражение).

Виды коммуникации

По составу коммуникантов выделяют интраперсональную, межличностную, групповую и массовую коммуникацию.

Интраперсональная коммуникация приравнивается к разговору с самим собой, человек ведет разговор с самим собой, осуществляет внутренний «монолог».

Межличностная коммуникация связана с идеальной моделью коммуникации и во многом первична, в ней участвуют двое коммуникантов (но есть варианты наблюдателя, включенного наблюдателя, коммуникации на фоне присутствующих свидетелей и т.п.);

Групповая коммуникация осуществляется внутри группы, между группами, индивид-группа (например, интервью политического лидера или разговор руководителя со служащими); есть различия не столько количественные, сколько качественные: разные цели – в коммуникации в малых и больших группах (напр., чаты и форумы в интернете).

Массовая коммуникация происходит в случае, если сообщение получает или использует большое количество людей, зачастую состоящее из различных по своим интересам и коммуникативному опыту групп (ТВ, радио, Интернет отличаются по степени охвата).

По способу установления и поддержания контакта коммуникации подразделяются на непосредственные (прямые) и опосредованные (дистанционные).

Непосредственная коммуникация – это коммуникация, осуществляемая напрямую с использованием вербальных и невербальных средств в пределах визуального восприятия (например, беседа, публичное выступление).

Опосредованная коммуникация – это взаимодействие, осуществляемое через посредников или с помощью различных средств коммуникации (средства массовой информации и рекламы) технических средств (рупор, телефон, радио, видеосвязь, компьютерные сети локального и глобального характера).

По степени организованности – случайные и неслучайные (организованные). Случайные коммуникации возникают стихийно. Происходит незапланированный обмен информацией между людьми. При случайных встречах обсуждаются и деловые вопросы, принимаются достаточно ответственные решения.

В зависимости от используемых знаковых систем коммуникации бывают вербальные и невербальные.

Вербальная коммуникация подразумевает словесное взаимодействие сторон. Вербальные коммуникации осуществляются с помощью знаковых систем, символов, главным из которых является язык. Язык как знаковая система является оптимальным средством выражения человеческого мышления и средством общения. Функционирование языковых знаков возможно лишь в системе на основе правил, которые регулируют построение знаковых рядов (предложений, высказываний) из исходных знаков.

Невербальная коммуникация. В качестве невербальных коммуникативных средств человек использует языки флажков, вышивку, орнаменты, фольклорные образы, ассоциирующиеся с символами и знаками. В межличностном общении большое значение придается позе, жестам, мимике, выражению лица, взгляду и т.д. Несмотря на богатство вербального языка общения, к невербальным средствам человек обращается довольно часто. Невербальные средства коммуникации (так же как и вербальные) выполняют базовые функции коммуникации. Невербальные знаки (жесты, мимика) чаще всего являются немотивированными знаками, которые раскрывают чувства, эмоции, оценочное отношение.

Источник

Adblock
detector