Отдых на природе Правила безопасного поведения на природе

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Природа и наша безопасность. Школа России

Урок окружающего мира для 3 класса на тему «Природа и наша безопасность». УМК А. А. Плешакова

Цель: познакомить с опасными природными явлениями.

Планируемые результаты: учащиеся научатся правильно вести себя во время грозы, распознавать ядовитые растения и грибы, избегать опасности при встречах и общении с животными, аргументировано отвечать, доказывать свое мнение.

Оборудование: памятки; цветные карандаши.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

(Учитель проводит выставку рисунков дворов с обозначением опасных мест.)

— Что обозначают эти знаки?

— Какой знак кажется вам самым точным и ясным?

III. Самоопределение к деятельности

— Вспомним формулу безопасности.

(Учитель записывает на доске.)

1. Предвидеть опасность.

2. По возможности избегать ее.

3. При необходимости действовать решительно и четко.

4. Бороться до последнего, активно просить о помощи и самому ее оказывать.

— Какие опасности для человека может таить неживая природа?

— Какие опасности для человека кроются в живой природе?

Сегодня на уроке мы будем говорить об опасностях, которые таят в себе живая и неживая природа.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа

Как вести себя во время грозы

Все промыла и ушла.

Все сады и огороды

Всей округи полила. (Гроза.)

Вот по небу мчится конь —

Из-под ног летит огонь.

Конь копытом бьет могучим

И раскалывает тучи.

Где он тяжело бежит,

Там внизу земля дрожит. (Гром.)

Гроза — красивое и величественное явление природы.

— Что же произошло в небе? Отчего бывает гроза? (Ответы учеников.)

Водяной пар, поднявшись с земли высоко вверх, сильно охлаждается и превращается в капельки воды. Капельки сливаются, становятся крупнее, потоки воздуха носят их вверх-вниз, вверх- вниз. А чем выше, тем холоднее, и вот уже вода превращается в льдинки. Льдинки сталкиваются с капельками, вода обволакивает их пленочкой, которая тоже замерзает. Льдинка делается тяжелее, она падает в нижнюю часть облака, где теплее, и там начинает таять. Но снова подхватывают ее стремительные вихри и несут вверх, и снова сталкиваются льдинки и капельки, и снова вода замерзает, льдинки увеличиваются, тяжелеют. И вот они уже не могут удержаться в облаке и падают из него вниз. Ближе к земле они тают, и получается дождь. Иной раз они так и не успевают растаять и падают на землю кусочками льда. Идет град!

А движение капелек и льдинок внутри тучи не затихает. Они ударяются друг о друга, сталкиваются, трутся, заряжаются электричеством. И вот уже верхняя часть тучи несет положительный электрический заряд, а нижняя — отрицательный, между ними проскакивает искра. Молния! Она мгновенно нагревает окружающий воздух, он быстро расширяется, и происходит взрыв. Гром! Отбушует гроза, рассеются темные тучи, станет свежо, легче дышится. Ливень омоет и землю, и небо. Недаром древние славяне почитали бога грозы — не только грозного, но и милостивого.

В глубокой древности грозы боялись все: и большие, и маленькие. Люди тогда думали, будто это страшный великан, прогневавшись, мечет на землю огненные стрелы. Гроза несет и огромную опасность — удары молнии.

— Что страшнее — гром или молния? (Ответы учеников.)

От грома нет никакого вреда. Опасаться надо молнии, которая его породила. Молния — это огромная электрическая искра. В считанные доли секунды она пролетает по небу несколько километров. Воздух на всем ее пути мгновенно раскаляется. Происходит самый настоящий взрыв. Звук от него мы и называем громом.

С молнией шутки плохи. Ударит в вековой дуб — разнесет в щепки, угодит в сарай, в копну сена — подожжет, пожар устроит. Поэтому жилые дома, заводские трубы и стальные мачты для электрических проводов приходится защищать молниеотводом. Это такой металлический стержень: один его конец возвышается над высокими постройками, другой закопан в землю. Могучая небесная искра сразу находит самую легкую, самую короткую дорожку и, не причинив никому и ничему вреда, уходит по ней в землю.

А чтобы уберечься, людям надо знать правила.

(Учитель раздает детям распечатки памятки.)

Обычно можно заранее понять, что собирается гроза: когда солнце сильно печет, а в воздухе накапливается влага, затем начинает по-особенному меняться небо и виден особый предгрозовой свет.

Как вести себя во время грозы

1. Если вы находитесь на возвышении, немедленно спуститесь вниз. На открытом пространстве держитесь подальше от высоких предметов. Не ищите убежища в углублениях среди нагромождения камней.

2. Если почувствуете щекотание кожи или волосы на голове поднимаются дыбом, знайте, что молния ударит поблизости от вас. Не раздумывая бросайтесь ничком на землю: это уменьшит риск вашего поражения.

3. Если вы находитесь среди высоких объектов, сядьте на что-нибудь сухое, постарайтесь убрать с земли ноги. Очень важно, чтобы вы сидели именно на сухом, так как мокрые предметы не защитят вас от молний: они являются прекрасными проводниками.

4. Сожмите колени и обхватите их руками, опустив пониже голову.

5. Если вы в лодке, немедленно гребите к берегу: быть на воде во время грозы очень опасно.

6. Если вы едете в машине, оставайтесь в ней. Это наиболее безопасное место во время грозы. Металлический корпус автомобиля защитит вас: даже если молния ударит прямо в него, она уйдет в землю, не причинив вам никакого вреда. А вот передвигаться на мотоцикле или велосипеде в такое время не стоит. Резиновые сапоги на ногах хоть и предохраняют в какой-то мере, но не гарантируют безопасности.

7. В городе держитесь подальше от металлических заборов и вообще от всего металлического.

8. Находясь дома, выключите радио и телевизор. При грозе первым делом нужно закрыть окна.

9. Молния может убить человека, если ударит в голову и пройдет через тело. Кроме того, она может вызвать сильные ожоги и такие судороги мышц, что даже кости иногда не выдерживают и ломаются.

— Какие правила поведения во время грозы вы уже знали?

— Какие правила поведения во время грозы вы услышали впервые?

Опасные растения и грибы

Кто из нас не любит растений, их красивых цветов и листьев? Люди разводят растения в саду и дома. Без них наша жизнь была бы тусклой и скучной. Растения приносят нам огромную пользу — выделяют кислород, синтезируют органические вещества, дают пищу людям и животным.

— Чем опасны ядовитые растения и грибы? (Ответы учеников.)

Они могут вызвать сильную боль в животе, понос и даже судороги. Съев некоторые растения, человек рискует умереть. Даже если чуть-чуть пожевать кусочек ядовитого растения и выплюнуть, все равно капелька сока попадет в желудок, и этого будет достаточно, чтобы вызвать недомогание. У некоторых растений ядовиты только отдельные части. Так, у ревеня ядовиты листья, а из стеблей можно сварить вкусный компот. У нарцисса ядовиты луковицы, а лютик, если его наешься, может стать причиной сильного расстройства желудка, рвоты и судорог.

Ядовитыми могут быть и грибы.

2. Работа в парах

— Рассмотрите в учебнике иллюстрации на с. 26—27.

— Работая в парах, назовите опасные растения и грибы.

— С помощью атласа-определителя опишите эти растения и грибы. Расскажите, как они выглядят.

— Как избежать отравления ядовитыми растениями и грибами?

(Учитель дополняет сообщения учеников (см. дополнительный материал к уроку).)

3. Беседа

Животные и наша безопасность

На планете живет много людей, а насекомых еще больше. Когда-то эти мелкие существа представляли для нас грозную опасность. Всего двести лет назад целые города вымирали от эпидемий чумы и тифа, которые распространяли крошечные насекомые: блоха и вошь.

Уже никто в развитых странах не боится этих болезней, но заболевания, которые вызывают насекомые, еще остались. Это малярия — передается при укусе зараженного комара, клещевой энцефалит — передается при укусе лесного клеща.

— Какие правила защиты от укусов насекомых вы знаете? (Примерный ответ. Отправляясь на прогулку, нужно надеть длинные брюки и рубашку с длинными рукавами. Открытые участки тела следует намазать или побрызгать репеллентом — средством, отпугивающим насекомых, чаще осматривать друг друга. При укусе насекомого надо удалить жало, промыть ранку перекисью водорода или марганцовкой.)

— Прочитайте в учебнике текст на с. 28—29.

— Как избежать укуса змеи? (Не ходить по лесу в открытой обуви, не трогать змей.)

— Что делать, если она укусила?

— Какие правила безопасности надо соблюдать при общении с кошкой и собакой?

(Учитель раздает ученикам распечатки памятки.)

Любой ребенок, когда видит собаку, хочет погладить ее. Но это не всегда безопасно.

Что делать, если на вас напала собака?

1. Остановитесь и постарайтесь понять, чем собака недовольна.

2. Встаньте боком к собаке.

3. Твердым голосом отдайте несколько команд: «Фу!», «Нельзя!», «Сидеть!», «Лежать!».

4. Не делая резких движений, позовите хозяина.

5. Если помочь вам некому, уходите от собаки медленно, не ускоряя шага.

6. Не пытайтесь кричать, махать руками или палкой, кидать что-либо в собаку, топать ногами или убегать от нее; не смотрите ей в глаза: это может спровоцировать животное на активные действия.

7. Если собака приседает, она готовится прыгнуть. Защитите горло (прижмите подбородок к груди и выставите вперед локоть).

8. Если собака все-таки укусила вас, немедленно сообщите об этом взрослым и обратитесь к врачу.

V. Физкультминутка

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик!

Раз — сюда, два — туда,

Повернись вокруг себя.

Раз присели, два — привстали.

Руки кверху все подняли.

Заниматься нам пора!

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

— Прочитайте задание. Какие правила поведения во время грозы вы запомнили?

— Допишите предложения. (Нельзя прятаться под высокие деревья, особенно отдельно стоящие. Нельзя находиться возле металлических предметов. Нельзя прикрываться от дождя металлическими предметами. Нельзя купаться во время грозы.)

(После выполнения задания проводится проверка.)

— Прочитайте задание. Вырежьте из приложения и наклейте рисунки ядовитых растений.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

— Прочитайте задание. Соедините линиями названия грибов и рисунки.

(После выполнения задания проводится проверка по учебнику.)

— Прочитайте задание. Придумайте условные знаки к правилам безопасности.

VII. Рефлексия

— Кого бы вы похвалили сегодня на уроке? За что?

— По каким признакам можно узнать о приближении грозы? Обсудите с ребятами, опираясь на свои наблюдения.

— Бывали ли в вашей жизни опасные встречи с животными?

— Есть животные, которых многие люди считают опасными.

На самом же деле они безобидны. О каких животных идет речь? Как нужно к ним относиться?

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали на уроке?

— Какие опасности для человека таит живая природа?

Итак, некоторые природные явления (например, гроза), растения, грибы, дикие и домашние животные могут быть опасны. Чтобы избежать опасности, нужно знать и выполнять определенные правила.

Домашнее задание

1. Учебник: прочитать текст на с. 25-30, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 30.

2. Рабочая тетрадь: № 4, 6, 7 (с. 15—17).

Дополнительный материал

Белена

Всем известно выражение «белены объелся», что означает: человек совершает действия, граничащие с сумасшествием. Если отведать белены, спустя некоторое время возникает помутнение сознания, нервное возбуждение, головокружение, появляются зрительные галлюцинации, охриплость голоса, сухость во рту. Затем наступает потеря сознания. Ежегодно от отравления беленой страдают до 40 человек, одна треть пострадавших — дети.

Белена — сорняк. Растет по обочинам дорог, на пустырях, во дворах, на огородах. Стебель растения толстый, высотой до 150 см. Листья удлиненной овальной формы, темно-зеленые. Цветки крупные, грязножелтого цвета. Плод — коробочка или кувшинчик — сверху закрывается круглой крышечкой. Семена напоминают маковые — мелкие, темно- коричневого цвета.

Ядовиты все части растения. Дети путают семена белены с семенами мака.

Дурман

Растет как сорняк вокруг жилищ, у дорог, иногда образуя заросли. Это красивое растение так и просится на клумбу.

Стебель прямой, внутри полый, голый. Отходящие от него черешки на внутренней стороне мягковолосистые. Листья крупные, заостренные, крупнозубчатые. Цветки с белыми венчиками, похожие на воронку. Плоды — коробочки яйцевидной формы с колючими шипами. Семян много. Они черные, почти круглые.

Ядовиты все части растения, особенно — цветки и плоды.

Ландыш

Ландыш является украшением майского леса. Каждый цветок его кажется маленьким прозрачным кувшинчиком, перевернутым горлышком вниз. И из каждого кувшинчика льется на лужайку тонкий аромат. Его хрупкие белоснежные колокольчики изящной кистью свисают со стройного, в обертке блестящих листьев, стебля.

Цветки появляются позже листьев. Сначала появляется тонкая веточка с мелкими зеленоватыми шариками-бутонами. Потом бутоны белеют, и наконец раскрываются чудесные благоухающие снежно-белые цветки. Цветение идет снизу вверх — первым распускается самый нижний цветок.

Все части растения ядовиты.

К осени у ландыша созревают плоды — оранжевые ягоды величиной с горошину, а листья засыхают. Считают, что это не ягоды, а горючие слезы, которыми ландыш оплакивает расставание с весной. Но запомни: это очень ядовитые ягоды! Есть их ни в коем случае нельзя. Две-три ягодки ландыша могут оказаться для ребенка смертельной дозой.

Источник



Конспект занятия «Безопасное поведение на природе» с детьми подготовительной к школе группы

Конспект «Безопасное поведение на природе«.

детьми подготовительной к школе группе).

Цель: Формировать знания о правилах безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношение ней, желание бороться за её сохранение.

1. Систематизировать представления детей о безопасном поведении на природе.

2. Развивать познавательный интерес, расширять кругозор детей.

3. Способствовать адаптации детей к различным жизненным ситуациям.

4. Воспитывать бережное отношение к природе.

5. Развивать внимание и речь детей.

Воспитатель. Ребята, а вы любите играть? Сегодня мы с вами поиграем в игру «Знатоки леса». На наших занятиях мы с вами знакомились с правилами поведения на природе, как вести себя в лесу, что можно, а что нельзя делать. Какой вред мы можем принести природе не зная правил.

Воспитатель: Давайте сейчас мы с вами все вместе вспомним их.

1. В лесу нельзя громко кричать. Можно напугать животных, птиц. В лесу нужно вести себя тихо.

2. Нельзя ломать кусты, деревья.

3. Рвать цветы. Цветами лучше любоваться. Они украшают нашу планету. Пчелы собирают с них пыльцу, а из пыльцы получается мед. Есть лекарственные растения, которые мы используем для своего лечения, а есть и ядовитые. Их тоже нельзя рвать. На руках останется яд и им можно отравиться.

4. Разжигать костры. Может произойти пожар. И тогда в огне погибнут многие звери, птицы, насекомые, растения. И в место красивого леса, будет безжизненная земля.

5.Ловить и брать к себе домой: птиц, насекомых, бабочек, детенышей животных. Надо помнить, что в лесу у каждого птенчика или детеныша животного есть мама. Она находиться где-то рядом и наблюдает за вами. Ждет, когда вы уйдете, чтобы подбежать или подлететь к нему.

6. Бросать в лесу мусор. Мусор загрязняет землю, из-за брошенных бутылок может вспыхнуть огонь. Животные, наступая на железные банки, режут себе лапки.

7. Нельзя топтать и убивать насекомых. Каждый хочет жить на нашей красивой планете. Будь он хоть очень и очень маленьким, некрасивым и порой, кажется, что он бесполезный. Но на нашей планете – Земля все взаимосвязано.

Воспитатель: Я сейчас вам раздам схемы, «Правила поведения на природе», а вы поставите на них «-; +». Если так себя вести можно на природе ставим +, а если нельзя, то -.

(дети выполняют задания).

Воспитатель: Послушайте внимательно загадки. И отгадайте их.

Он к поклонам не привык –

Толстый, важный (боровик).

Один – под березой,

Другой — под осиной.

По тропке лосиной. (Подберезовик и подосиновик).

Под опавшие листочки

Дружно спрятались грибочки.

Очень хитрые сестрички

Эти желтые (лисички)

Хоть наряден он на вид

И красив, но ядовит.

Словно красный светофор,

В красной шляпе (мухомор).

Воспитатель. Посмотрите на нашу полянку, сколько много грибов на ней растет, давайте соберем их в корзину. Сбирать мы конечно будем только съедобные грибы. (Дети собирают грибы, разбирая их на съедобные и ядовитые).

А теперь давайте повторим правила сбора грибов. Игра называется «Можно – нельзя».

Собирать незнакомые грибы?

Собирать съедобные грибы, которые тебе хорошо известны?

Пробовать сырые грибы на вкус?

Собирать перезрелые, дряблые грибы?

Собирать червивые грибы?

Собирать грибы у дороги?

Срезать грибы ножом?

Вырывать грибы с грибницей?

Брать в руки ядовитые грибы?

Воспитатель: Мы с вами собрали большую корзину грибов. Устали и давайте с вами отдохнём. Посидим на пенечках и послушаем голоса птиц, которые раздаются в лесу. Послушайте и угадайте, чьи это голоса?

(звучит фонограмма птичьих голосов.)

Воспитатель: Ребята, мы с вами отдохнули. Послушали голоса птиц. И не заметили, что на нашей поляне не все так прекрасно.

(Макет поляны. Она вся в мусоре).

Воспитатель: Давайте поможем нашему лесу! Что для этого надо сделать?

(Убрать её от мусора.)

Стук в дверь. Входит медведь. Держится за больную лапу.

Воспитатель. К нам в гости пришел медведь. Здравствуй, Миша, почему ты такой грустный?

Медведь. Здравствуйте, ребята!

По лесу ходил, гулял,

Ветки, шишки собирал.

Не заметил и споткнулся

И разбил я лапу в кровь.

Дальше мне идти невмочь.

Может кто-нибудь помочь?

Воспитатель: Ребята, какое растение может помочь нашему гостью? (Подорожник.) Давайте мы с вами полечим Мише его лапу. (Дети «лечат» медведя, обрабатывают подорожник и прикладывают к лапе, затем перевязывают бинтом.)

Миша. Спасибо вам ребята, вы мне помогли. И в благодарность от меня, примите угощение. (Медведь дарит детям сладкие грибы.)

Конспект открытого занятия по ПДД в подготовительной группе «Безопасное поведение детей на дорогах» Конспект открытого занятия по ПДД в подготовительной группе «Безопасное поведение детей на дорогах». Цель: Формирование знаний, умений.

Консультация «Безопасное поведение на улице и в транспорте» Цель: выяснить готовность ребёнка к правильным действиям в сложившейся ситуации на дороге, улице. Первый этап (словесный) Знаешь ли ты свой.

«Скворечник». Конспект занятия по аппликации с детьми подготовительной к школе группы«Скворечник». Конспект занятия по аппликации с детьми подготовительной к школе группы Программное содержание: Закрепить умение детей вырезать из цветной бумаги разные геометрические формы (круг из квадрата, треугольник из.

Интегрированное занятие «Безопасное поведение на дорогах» в подготовительной группеИнтегрированное занятие «Безопасное поведение на дорогах» в подготовительной группе Конспект интегрированного занятия по БДД в подготовительной группе «Безопасное поведение на дорогах». Цель: формирование знаний, умений.

Интерактивная игра «Безопасное поведение на дороге»Интерактивная игра «Безопасное поведение на дороге» Современная дорога является объектом повышенной опасности. На сегодняшний день это одна из самых острых проблем. Дети — это самые беззащитные.

Конспект интегрированного занятия по экологии с детьми коррекционной подготовительной к школе группs «Поможем природе» Конспект интегрированного занятия по экологии с детьми коррекционной подготовительной к школе группы. Тема: «ПОМОЖЕМ ПРИРОДЕ». Педагог:.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по ПДД «Безопасное поведение детей на дорогах» Конспект интегрированного занятия по ПДД в подготовительной группе «Безопасное поведение детей на дорогах» Цель:Формирование знаний,умений.

Конспект тематического музыкального занятия «Безопасное поведение на улице» для детей старшего возраста Цель: Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на улице. Программные задачи: Закрепить знания детей о сигналах.

Конспект занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группы Задачи: -Формировать понятие о гласных звуках, привлечь внимание детей к их артикуляции, учить четко произносить гласные звуки. — Способствовать.

Занятие по правилам дорожного движения «Безопасное поведение детей на дорогах» в подготовительной группе МАДОУ детский сад №4 «Одуванчик» городского округа город Нефтекамск республика Башкортостан Конспект открытого занятия по.

Источник

Отдых на природе. Правила безопасного поведения на природе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка служит дополнительным материалом при подготовке учителя к уроку.

Просмотр содержимого документа
«Отдых на природе. Правила безопасного поведения на природе.»

Основы здоровья Урок 24 Дата __________

Тема. Отдых на природе.

Цель: рассмотреть правила поведения во время отдыха на природе, осторожного отношения к диким животным; формировать представление о том, что человек — это часть живой природы; развивать память, наблюдательность; воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к ней.

Оборудование: сюжетные рисунки по теме; таблицы с изображением съедобных и ядовитых грибов, ядовитых растений и ягод; бумага для плаката, карандаши; иллюстрации с ядовитыми змеями, рабочая тетрадь.

I. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

— Какие вы знаете правила обращения с домашними животными?

— Что нужно делать, если на вас напала собака?

IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мы все любим отдыхать на природе: в лесу, на берегу реки или моря, в деревне и т. п.

Живая природа включает растительный и животный мир. Люди также относятся к живой природе. Они — старшие братья и сестры зверей, птиц и насекомых, поэтому должны их оберегать и любить.

V. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

VI. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

1. Слово учителя с элементами беседы.

Во все времена прогулки в лесу считались очень полезными. Ведь они не только укрепляют здоровье, но и расширяют кругозор, прививают любовь к окружающему миру. Но прежде чем идти на прогулку в лес, нужно заранее подготовить все необходимое для похода.

Прежде всего подумайте об одежде. Она должна быть закрытой (брюки, куртка, свитер) и удобной. Обувь должна быть закрытой и мягкой.

Как же вести себя в лесу?

В первую очередь нужно помнить об охране окружающей среды: не ломать ветки, не разрушать гнезда птиц и норы зверей, после отдыха мусор нужно закопать или вынести с собой из леса.

Тем не менее, прогулка или поход в лес могут быть не только приятными и полезными, но и опасными.

— Какие опасности могут поджидать нас в лесу?

Что делать, если вы заблудились

— Позовите на помощь.

— Определите, сколько времени вы двигались, вспомните свой путь.

— Если вы отстали от группы, остановитесь на развилке тропы и ждите, когда за вами придут.

— Если погода ухудшилась, найдите временное укрытие и разведите костер.

Полезные сведения о грибах и ягодах

— Любите ли вы грибы и ягоды?

— Какие вы знаете грибы?

— Какие вы любите ягоды?

Как вкусны лесные ягоды! А картофель с грибами! Тем не менее не все они пригодны для употребления в пищу. Некоторые ягоды и грибы могут вызвать отравление. Идя в лес за грибами, не забывайте, что у каждого съедобного гриба есть двойник.

(Учитель показывает таблицу с изображением съедобных и несъедобных грибов.)

Бледная поганка. Наиболее ядовитый гриб. Его часто путают с сыроежкой или шампиньо-ном. У молодых грибов шляпки колокольчатые, у старых — плоские.

Мухомор. Кроме красного, встречаются и другие виды.

Ложный опенок. Растет на гнилой древесине лиственных и хвойных пород, на пнях. От настоящих опят отличается неприятным запахом, иногда покрыт буро-зеленой слизью.

Запомните!

Для того чтобы не отравиться, не собирайте грибы без взрослых; не употребляйте в пищу старые, испорченные грибы, не храните необработанные грибы более 24 часов.

(Учитель демонстрирует таблицу «Ядовитые растения и грибы».)

Белена. Ядовито все растение. Семена ее похожи на семена мака.

Дурман обыкновенный. Ядовиты семена и листва.

Волчье лыко. Ядовиты ярко-красные ягоды, кора, цветы, листья.

Вороний глаз. Ядовиты все части растения, особенно черные сочные ягоды.

Беладонна. Ядовито все растение, особенно похожие на вишню ягоды.

Чемерица. Ядовиты все части растения.

Симптомы отравления грибами.

В случае отравления грибами первые симптомы проявляются только через 8–24 часа. Это — тошнота, рвота, боль в животе.

Если есть хотя бы малейшее подозрение на отравление грибами, нужно немедленно вызвать врача!

Пострадавшему взрослый должен оказать первую помощь: промыть желудок, дать активированный уголь. Категорически запрещается давать молоко, так как оно ускоряет всасы-

вание токсичных веществ через стенки кишечника в кровь.

2. Слово учителя с элементами беседы.

— Каких опасных животных и насекомых вы можете встретить в лесу?

На территории СНГ можно встретить такие разновидности ядовитых змей: гадюковые, аспидовые, ужеобразные. На территории Украины существует только два вида ядовитых змей:

1) гадюка степная (имеет серый цвет спины, темную зигзагообразную полосу вдоль тела);

2) гадюка обыкновенная (имеет бурый цвет спины с темной зигзагообразной полосой).

Гадюки живут чаще всего в лесу, на болотах.

(Учитель демонстрирует соответствующие иллюстрации.)

Ядовитых змей можно легко узнать по треугольной форме головы. Яд гадюк очень быстродействующий. Место укуса быстро воспаляется, появляется головная боль, тошнота, понос, кровотечение из носа, ускоряется пульс, может наступить шоковое состояние.

Оказание первой помощи при укусе гадюки

После укуса сразу выдавить немного крови из раны.

На рану наложить салфетку, смоченную перекисью водорода.

Самое главное — ввести противозмеиную сыворотку, сделать это нужно не позднее чем через 1,5–2 часа после укуса.

3. Отгадывание загадок.

Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

(Медведь).

На овчарку он похож,

Что ни зуб, то острый нож.

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

Что за зверь такой лесной

Стал, как столбик, под сосной?

Кто стоит среди травы,

Уши больше головы?

Ей не надо пирожка.

Ей бы скушать петушка!

Под соснами, под елками

Лежит клубок с иголками.

Сидит на ветке, а не птица.

Рыжий хвостик, а не лисица.

4. Физкультминутка.

VII. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

1. Работа с учебником (с. 100–103).

• Чтение статьи «Отдых на природе».

• Составление рассказа по рисункам на с. 100.

• Отгадывание загадок на с. 101.

• Рисование плаката «Лесные животные».

— Что нужно надевать на прогулку в лес?

• Чтение полезных советов на с. 103.

— Почему нельзя брать в руки детенышей диких животных?

— Кого можно встретить в кустарниках?

— Как нужно вести себя, увидев дикое животное?

2. Работа в тетрадях (с. 47–48).

VIII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

— Что нового вы узнали на уроке?

— Покажите на таблицах ядовитые грибы, ягоды и растения. Можно ли употреблять их в пищу?

— Кого можно встретить в лесу?

— Какие правила поведения с дикими животными вы запомнили?

IX. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Написать реферат о ядовитых грибах или диких животных, которые встречаются на территории Украины.

Источник

Отдых на природе. Правила безопасного поведения на природе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка служит дополнительным материалом при подготовке учителя к уроку.

Просмотр содержимого документа
«Отдых на природе. Правила безопасного поведения на природе.»

Основы здоровья Урок 24 Дата __________

Тема. Отдых на природе.

Цель: рассмотреть правила поведения во время отдыха на природе, осторожного отношения к диким животным; формировать представление о том, что человек — это часть живой природы; развивать память, наблюдательность; воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к ней.

Оборудование: сюжетные рисунки по теме; таблицы с изображением съедобных и ядовитых грибов, ядовитых растений и ягод; бумага для плаката, карандаши; иллюстрации с ядовитыми змеями, рабочая тетрадь.

I. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

— Какие вы знаете правила обращения с домашними животными?

— Что нужно делать, если на вас напала собака?

IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мы все любим отдыхать на природе: в лесу, на берегу реки или моря, в деревне и т. п.

Живая природа включает растительный и животный мир. Люди также относятся к живой природе. Они — старшие братья и сестры зверей, птиц и насекомых, поэтому должны их оберегать и любить.

V. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

VI. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

1. Слово учителя с элементами беседы.

Во все времена прогулки в лесу считались очень полезными. Ведь они не только укрепляют здоровье, но и расширяют кругозор, прививают любовь к окружающему миру. Но прежде чем идти на прогулку в лес, нужно заранее подготовить все необходимое для похода.

Прежде всего подумайте об одежде. Она должна быть закрытой (брюки, куртка, свитер) и удобной. Обувь должна быть закрытой и мягкой.

Как же вести себя в лесу?

В первую очередь нужно помнить об охране окружающей среды: не ломать ветки, не разрушать гнезда птиц и норы зверей, после отдыха мусор нужно закопать или вынести с собой из леса.

Тем не менее, прогулка или поход в лес могут быть не только приятными и полезными, но и опасными.

— Какие опасности могут поджидать нас в лесу?

Что делать, если вы заблудились

— Позовите на помощь.

— Определите, сколько времени вы двигались, вспомните свой путь.

— Если вы отстали от группы, остановитесь на развилке тропы и ждите, когда за вами придут.

— Если погода ухудшилась, найдите временное укрытие и разведите костер.

Полезные сведения о грибах и ягодах

— Любите ли вы грибы и ягоды?

— Какие вы знаете грибы?

— Какие вы любите ягоды?

Как вкусны лесные ягоды! А картофель с грибами! Тем не менее не все они пригодны для употребления в пищу. Некоторые ягоды и грибы могут вызвать отравление. Идя в лес за грибами, не забывайте, что у каждого съедобного гриба есть двойник.

(Учитель показывает таблицу с изображением съедобных и несъедобных грибов.)

Бледная поганка. Наиболее ядовитый гриб. Его часто путают с сыроежкой или шампиньо-ном. У молодых грибов шляпки колокольчатые, у старых — плоские.

Мухомор. Кроме красного, встречаются и другие виды.

Ложный опенок. Растет на гнилой древесине лиственных и хвойных пород, на пнях. От настоящих опят отличается неприятным запахом, иногда покрыт буро-зеленой слизью.

Запомните!

Для того чтобы не отравиться, не собирайте грибы без взрослых; не употребляйте в пищу старые, испорченные грибы, не храните необработанные грибы более 24 часов.

(Учитель демонстрирует таблицу «Ядовитые растения и грибы».)

Белена. Ядовито все растение. Семена ее похожи на семена мака.

Дурман обыкновенный. Ядовиты семена и листва.

Волчье лыко. Ядовиты ярко-красные ягоды, кора, цветы, листья.

Вороний глаз. Ядовиты все части растения, особенно черные сочные ягоды.

Беладонна. Ядовито все растение, особенно похожие на вишню ягоды.

Чемерица. Ядовиты все части растения.

Симптомы отравления грибами.

В случае отравления грибами первые симптомы проявляются только через 8–24 часа. Это — тошнота, рвота, боль в животе.

Если есть хотя бы малейшее подозрение на отравление грибами, нужно немедленно вызвать врача!

Пострадавшему взрослый должен оказать первую помощь: промыть желудок, дать активированный уголь. Категорически запрещается давать молоко, так как оно ускоряет всасы-

вание токсичных веществ через стенки кишечника в кровь.

2. Слово учителя с элементами беседы.

— Каких опасных животных и насекомых вы можете встретить в лесу?

На территории СНГ можно встретить такие разновидности ядовитых змей: гадюковые, аспидовые, ужеобразные. На территории Украины существует только два вида ядовитых змей:

1) гадюка степная (имеет серый цвет спины, темную зигзагообразную полосу вдоль тела);

2) гадюка обыкновенная (имеет бурый цвет спины с темной зигзагообразной полосой).

Гадюки живут чаще всего в лесу, на болотах.

(Учитель демонстрирует соответствующие иллюстрации.)

Ядовитых змей можно легко узнать по треугольной форме головы. Яд гадюк очень быстродействующий. Место укуса быстро воспаляется, появляется головная боль, тошнота, понос, кровотечение из носа, ускоряется пульс, может наступить шоковое состояние.

Оказание первой помощи при укусе гадюки

После укуса сразу выдавить немного крови из раны.

На рану наложить салфетку, смоченную перекисью водорода.

Самое главное — ввести противозмеиную сыворотку, сделать это нужно не позднее чем через 1,5–2 часа после укуса.

3. Отгадывание загадок.

Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

(Медведь).

На овчарку он похож,

Что ни зуб, то острый нож.

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

Что за зверь такой лесной

Стал, как столбик, под сосной?

Кто стоит среди травы,

Уши больше головы?

Ей не надо пирожка.

Ей бы скушать петушка!

Под соснами, под елками

Лежит клубок с иголками.

Сидит на ветке, а не птица.

Рыжий хвостик, а не лисица.

4. Физкультминутка.

VII. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

1. Работа с учебником (с. 100–103).

• Чтение статьи «Отдых на природе».

• Составление рассказа по рисункам на с. 100.

• Отгадывание загадок на с. 101.

• Рисование плаката «Лесные животные».

— Что нужно надевать на прогулку в лес?

• Чтение полезных советов на с. 103.

— Почему нельзя брать в руки детенышей диких животных?

— Кого можно встретить в кустарниках?

— Как нужно вести себя, увидев дикое животное?

2. Работа в тетрадях (с. 47–48).

VIII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

— Что нового вы узнали на уроке?

— Покажите на таблицах ядовитые грибы, ягоды и растения. Можно ли употреблять их в пищу?

— Кого можно встретить в лесу?

— Какие правила поведения с дикими животными вы запомнили?

IX. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Написать реферат о ядовитых грибах или диких животных, которые встречаются на территории Украины.

Источник

Adblock
detector