Особенности изображения мира природы у тютчева

Урок 22. Картина мира и природы в лирике Ф.И. Тютчева

Мифопоэтика – отражение мифа в литературном произведении.

Натуфилософия (от лат. natura – природа) – термин, обозначающий философию природы, понимаемую как целостную систему общих законов миропорядка.

Образ (художественный) – элемент или часть художественного целого, обыкновенно такой фрагмент, который обладает относительно самостоятельной жизнью и содержанием (напр., символические образы «золотого покрова», «хаоса», «космоса», «природы» у Ф. И. Тютчева).

Пантеизм – философское учение, отождествляющее Бога и природу.

Пейзаж – разновидность описания, изображение природного или городского пространства. В структуре пейзажа важно соотношение фона и детали, статики и динамики. Особую роль играет точка зрения субъекта видения, которая может организовывать пространство в описании и определять четкость границ.

Поэтика литературного произведения – система структурно-композиционных и смысловых особенностей художественного целого произведения.

Поэтические дублеты – в лирике Ф. И. Тютчева это стихотворения, в которых повторяются (дублируются) одни и те же образы, темы.

Романтизм (нем. romantik, фр. romantisme, англ. romanticism) – литературное направление, в основе которого конфликт между идеалом и действительностью. Романтизм связан с интересом к исключительной личности, бунтующей против миропорядка, наделенной стремлением к абсолютной свободе, к недостижимому идеалу. Ведущая черта – трагическое двоемирие, переживание разлада с действительностью: романтический герой осознает несовершенство мира и людей, и в то же время мечтает быть понятым и принятым ими.

Философия (др.-греч. φιλοσοφία, дословно – «любомудрие», «любовь к мудрости») – особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира.

Философская лирика – лирика, формирующая философскую картину мира, раскрывающая законы человеческой жизни, закономерности бытия и природы; проявление философских взглядов лирического героя.

Фрагмент – лирическая форма, предполагающая композиционную компактность высказывания при монументальности содержания; получил развитие в творчестве романтиков.

Хаос и космос – парные философские категории, восходят к мифологической картине мира и связанные с представлением мировой дисгармонии и гармонии бытия: хаос – мировая первостихия, разверзнутая бездна, из которой происходит все существующее; космос – мировой порядок, мировая гармония.

Список литературы

Основная литература:

1. Лебедев Ю. В. Литература для 10 класса: в 2 частях. М.: Просвещение, 2016. Ч. 1. C. 226–244

Дополнительная литература:

1. Лотман Л. М. Тютчев // История русской литературы: В 4 томах. Л.: Наука, 1982. Т. 3: С. 403–426

2. Афанасьева Э. М. Молитвенная лирика Ф. И. Тютчева // Духовные начала русского искусства и образования: Великий Новгород, 2005

Открытые электронные ресурсы:

1. Стихотворение Ф. И. Тютчева «Умом Россию не понять»: уроки чтения с Н. В. Кулибиной // Интерактивные авторские курсы// URL: https://ac.pushkininstitute.ru/storage/UmomRos/index_chit.htm (дата обращения: 07.07.2018)

2. Леонов И. С. Ф.И. Тютчев – поэт и философ. Русская романтическая поэзия XIX века, онлайн-курс / URL: https://pushkininstitute.ru/school/external_courses/218 (дата обращения: 07.07.2018)

3. Писатели на дипломатической службе / Литература мира и согласия, онлайн-курс / Э. М. Афанасьева // URL: https://pushkininstitute.ru/school/external_courses/211 (дата обращения: 07.07.2018)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Творчество Ф. И. Тютчева продолжает развитие традиций философии, идей поэтов-романтиков. Главенствующей частью художественной картины мира поэта становится двоемирие: разделённость между миром мечты и миром реальной жизни, основанное на единстве противоположных начал. Ключевыми романтическими оппозициями являются день и ночь, хаос и космос, жизнь и смерть. Одна из сквозных тем поэзии Тютчева – тема природы. Природа воспринимается как живой организм, способный мыслить, чувствовать, вступать в диалог с человеком. Тютчев создает модель мироздания: бытие, в котором сталкивается хаос и порядок, дополняется интересом к миру человеческой души. Поклонник творчества Тютчева – «мыслящий тростник», думающий человек, способный размышлять о самых сложных вопросах бытия мира и человека.

Ф. И. Тютчев вошёл в литературу в 1836 г., когда в Пушкинском журнале «Современник» была опубликована подборка из 24 стихотворений, которая называлась «Стихотворения, присланные из Германии».

Под текстами значились инициалы – Ф. Т. Автор поэтических текстов, Федор Иванович Тютчев, в это время находился вдали от России, в Баварии, на дипломатической службе. Тютчев избегал разговоров о своей поэтической деятельности, к творчеству относился как чему-то второстепенному, рукописями не дорожил. «Сколько листов с записями исчезло в мусорных ящиках Главного управления по делам печати, сколько тютчевских фрагментов осталось не зафиксированными на бумаге — даже приблизительно на эти вопросы ответить невозможно», — пишет о поэте современный исследователь Р. Лейбов.

Действительно, современники Тютчева больше знали его как дипломата и политического деятеля. Долгое время его поэтическое творчество не привлекало внимание читателей. После публикации стихотворений в «Современнике» пройдет около 14 лет и ситуация кардинальным образом изменится. В 1850 г. выйдет статья Н. А. Некрасова «Русские второстепенные поэты» с подробным анализом уже упомянутых «Стихотворений, присланных из Германии». С этого момента творчество Тютчева займет ключевую позицию в литературном процессе XIX в.

В лирике Тютчева значительное место уделяется осмыслению законов природы.

Тютчев создал ряд стихотворений, в которых отражается годовой цикл, передаются пейзажные оттенки конкретного времени года.

В описании пейзажа появляются пантеистические мотивы: природа наделяется своей душой и своим языком.

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Человек в художественном мире Тютчева находится в постоянном диалоге с природным миром, стремясь разгадать загадку бытия. Но поэт задумывается над тем, а существует ли загадка природы.

Природа – сфинкс. И тем она верней

Своим искусом губит человека,

Что, может статься, никакой от века

Загадки нет и не было у ней.

Ещё одно направление – романтическая эстетика, определившее особенность поэтической картины мира, обретает вселенский размах. В основе романтического мироощущения находится острое переживание несовершенства бытия, основанного на двоемирии.

Лирический герой Тютчева остро осознает сосуществование хаоса и космоса, жизни и смерти, дня и ночи.

Давайте обратим внимание на средства речевой выразительности, употребляемой Тютчевым на примере стихотворения «День и ночь»:

Здесь наблюдается смещение общепринятого ударения слова (мир духов), используется архаичная лексика (земнородных оживленье) и необычная форма слова (друг человеков). Это характерные черты тютчевской лирики. Метафора золотого покрова становится воплощением гармонии дня, исцеления души, оживления природы.

Две строфы стихотворения – два состояния мира: день и ночь. Торжественно-стилевая образность характеризует дневное время суток. День отождествляется с покровом, скрывающим правду жизни. Возникает целая вереница эпитетов, характеризующих дневной покров. Он называется то златотканым, то блистательным, то благодатным. Указанные приёмы отсылают к традиции торжественной оды, к эстетике классицизма. Однако в стихотворении возникает и романтическое переживание двойственности бытия: златотканый покров дня срывается с мироздания, на смену гармонии приходит хаос. Ночь обнаруживает бездну мира, вызывающую бесконечные страхи. Но кто управляет этими волшебными процессами, так и остается загадкой.

Одним из ключевых для поэтической философии Ф.И. Тютчева является стихотворение «Silentium!», в котором микрокосм человеческой души уподоблен огромной вселенной. В название стихотворения вынесено латинское слово, в переводе оно означает «молчание». Если учесть то, что латынь – язык мертвый, то тема молчания усиливает языковой жест отказа от слова.

Вопреки призыву «Silentium!», а также вопреки четырехкратному призыву к молчанию в финале каждой строфы, стихотворение является воплощением потока мысли, представленного в словах. Обратим внимание на то, как произнесение слов, призывающих к молчанию, превращается едва ли не в священный акт сотворения внутреннего мира человека. В душевном микрокосме, внутреннем мире человека мечты уподобляются звездам, изреченная мысль взрывает внутренние ключи, а таинственно-волшебные думы способны пробудить пение души. Внутри каждого человека – целый мир, подобный миру внешнему. Как защитить его от разрушения? Возможно ли это?

Тютчев в своей лирике создает модель мироздания: бытие, в котором сталкивается хаос и порядок, дополняется интересом к миру человеческой души, которая находится в неразрывном взаимодействии с природой. Поклонник творчества Тютчева – думающий человек, способный размышлять о самых сложных вопросах бытия мира и человека.

Разбор заданий.

Какие средства художественной выразительности помогают поэту показать природу одухотворенной? Выберите все правильные варианты.

Зима недаром злится…

Зима недаром злится,

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И всё засуетилось,

Всё нудит Зиму вон —

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима ещё хлопочет

И на Весну ворчит:

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

Тютчев – поэт философского склада, он продолжает традиции романтизма, поэтому его стиль – лирический, он не использует в своих произведениях сарказм.

Выберите из списка правильное название средства языковой выразительности в следующем стихотворении:

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

Они гласят во все концы:

Весна идёт, весна идёт!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперёд!

Весна идёт, весна идёт!

И тихих, тёплых, майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

Варианты ответа:

Правильный ответ: Метафора

Метафора – это оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-нибудь аналогии, сходства, сравнения.

Источник



Человек и природа в лирике Тютчева. Пейзажная лирика Тютчева

Автор гениальных строк о России, которую не измерить общим аршином, по словам К. Пигарева (литературовед, внук Ф. И. Тютчева), воспринимается людьми, прежде всего как уникальный певец природы. В годы советской власти творчеству этого поэта не уделялось должного внимания из-за его общественной позиции, лишь вскользь упоминалась пейзажная лирика Тютчева.

В наше время его поэзия признана драгоценнейшим достоянием русской классической литературы, и автор гениальных строк заслуженно становится особо цитируемым. Но все равно, поэтическое творчество этого знаменитого острослова и тонкого мыслителя остается не до конца изученным и по достоинству оцененным.

Уникальное достояние

Федор Иванович Тютчев (1803-1873) — академик и дипломат, приверженец традиционных ценностей и порядка, которые он отстаивал в своей публицистической деятельности, был тонким лириком, беззаветно любящим русскую природу. У этого удивительного поэта есть потрясающие политические стихи, такие как, например, «Современное», но человек и природа в лирике Тютчева обращают на себя особое внимание и поклонников творчества поэта, и критиков. Сам автор своему поэтическому творчеству не придавал особого значения, но оно, состоящее из более чем 400 стихотворений, всегда привлекало к себе умных и талантливых литературоведов, каким был Юрий Николаевич Тынянов. Он, как и И. Аксаков, оценил наследие поэта по достоинству. А Фет, отдавая дань значимости творчества поэта, написал на книге стихотворений Тютчева такие слова: «Вот эта книга небольшая, томов премногих тяжелей.»

Прекрасные и содержательные

Пейзажная лирика Тютчева всех периодов творчества отражают чувства великого поэта, вызываемые русской природой, которую он любил беззаветно. Она всегда настраивала его на особый радостный лад, восхищала и успокаивала. Ф. И. Тютчев никогда не описывал грязи и недостатков, не называл Россию «немытой» — ему это было не свойственно.

Уныния, навеянного природой, в его стихах нет и в помине. А некоторые, по словам Ю. Тынянова, «фрагменты» (или «сжатые оды» — так литературовед называл тютчевские стихи из-за их максимальной насыщенности и напряженности) звучат радостным торжествующим гимном – например, всем известное стихотворение «Весенняя гроза».

Приоритет природы

И человек, и природа в лирике Тютчева осмысленны по-особому. Поэт наделяет природу человеческими чувствами и особенностями. Он утверждает, что сам человек может быть счастлив только в слиянии с природой.

А если он находится не в ладу с ней, то глубоко несчастлив, но вины природы в этом нет. Это homo sapiens, впитавший в себя зло хаоса, живет противоестественной жизнью, будучи не в состоянии понять и пустить в сердце благодатный мир природы.

Великолепие и многогранность окружающего мира

Человек и природа в лирике Тютчева подвержены страстям и бурям, в которых поэт пытается разобраться, постичь их. В своем творчестве Тютчев является и художником, и композитором – так живописны и музыкальны его стихи. Познакомившись с поэзией Тютчева, забыть ее невозможно. По словам И. Тургенева, о Тютчеве не думает лишь тот, кто не знаком с его творчеством. Поэт, восхищаясь природой, всегда находит в ней что-то неведомое, что сулит интересные открытия и только положительные эмоции. А обыденное и приземленное не способно нести в себе никакой радости.

Неповторимая и самодостаточная

Федор Иванович был абсолютно прав, считая источником всех бед именно человека — существо слабое, дисгармоничное, не способное справиться со своими страстями и пороками, несущее в природу разрушение. Тогда как она вся живет только по всемирному закону торжествующей жизни.

Пейзажная лирика Тютчева воспевает самодостаточность и величавое спокойствие природы, лишенной раздирающих страстей. Существуют стихии, но это явления, обусловленные жизнью природы, а не ее злонамеренностью. Да и не воспевал Тютчев цунами и извержение вулканов – он был патриот в самом высоком значении этого слова и любил именно русскую природу. Некоторые исследователи считают что термину «пейзажная лирика» Тютчева больше соответствует словосочетание «пейзажно-философская».

Стихи о любви

Определенное место в наследии занимает лирика Тютчева. Стихи о любви у него, если можно так сказать, высоконравственные. Аристократ духа, он не любил выставлять напоказ свой внутренний мир, считая это постыдным. Но его известные абсолютно всем строки – «Я встретил Вас, и все былое в отжившем сердце ожило…» — свидетельствуют о способности писать о любви простыми словами, за которыми скрывается большое чувство. Ф. И. Тютчев воспевает то чувство, которое зажигает звезды, возвышенное и прекрасное. У современных циников, оно, возможно, вызывает неприятие – достаточно просмотреть «отзывы». Но такие высказывания лишь подтверждают то, о чем писал поэт – человек есть носитель зла на земле.

Многоликая и динамичная

Основные мотивы лирики Тютчева лишены надуманности. Человек со всем своим многообразием чувств, природа, неразгаданная, таинственная, но совершенная и прекрасная, любовь к женщине и Родине – все наполнено драматизмом, но взято из реальной жизни. Поэт не устает любоваться миром, ему ничто не наскучивает, ничто не утомляет. Он пытается воспеть изменчивую многоликую природу во всех ее проявлениях, запечатлеть момент перехода одной картины в другую.

Живая природа

Выше уже отмечались особенности изображения природы в лирике Тютчева. Это тождественность души человека, его чувств и переживаний явлениям внешнего мира, и одушевленность природы. Ф. И. Тютчев постоянно проводит параллели между различными периодами человеческой жизни, состояния его души и явлениями природы. Это один из его основных художественных приемов.

Одушевление природы подчеркивается такими словами, например, как «дух уснул». Сам поэт называет природу не слепком и бездушным ликом, а чем-то таким, что способно свободно дышать, любить и рассказывать обо всем этом неравнодушному, тонко чувствующему человеку.

Единое целое

Тема природы в лирике Тютчева является основной и ведущей. Он находит для описания ее удивительные, берущие за душу слова, например, «божественная стыдливость страдания». Так поэт отзывается об осени, о тихом увядании природы. А как он описывает солнечный луч, который «ухватился за одеяло», или чего стоят его слова о вечере – «изнемогло движенье, труд уснул…». Мало кому под силу находить такие слова.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что человек и природа в лирике Тютчева связаны незримой нитью в единое целое. И, несмотря на то, что иногда человек пытается оторваться от целостности мира и божественного начала, он непременно осознает, что по-настоящему счастлив и спокоен он может быть только став единым целым с матерью-природой. Некоторые исследователи отмечали космичность поэзии Тютчева. О ней писал С. Л. Франк, говоря, что в стихах поэта отражены идеи русского космизма. О космосе действительно у поэта достаточно упоминаний, например, «…и мы плывем, пылающею бездной со всех сторон окружены…».

Источник

Особенности изображения мира природы у тютчева

Сочинение Изображение природы в лирике Ф. И. Тютчева

Тема природы в стихах Тютчева очень красиво описана. Он использует много изобразительно-выразительных средств, чтобы передать все оттенки. И читая его стихи, представляешь природу, как живое существо. А все это потому что видно поэту небезразличная природа, он любит ее и хорошо понимает и с помощью своего таланта хочет, чтобы мы тоже смогли приблизиться к природе, полюбить ее.

Судя по творчеству Тютчева, он обожал природу весной и осенью. Эти два сезона в году говорят о воскрешении и увядании матушки-природы. Всем известны созданные им образы – гроза, весенние воды, ночное море.

Красивый стих «Осенний вечер» стимулирует нас к размышлению. Ведь природа увядает, но не теряет своей красоты, а это не должно пройти незамеченным. Мы куда-то спешим и не хватает времени полюбоваться листиком, который сорвался и летит медленно вниз.

Также мы находим такие чудесные и неповторимые образы природы, как осеннее небо, ветер, тихий вечер, листья, деревья. От поэзии становится тихо и спокойно на душе. Мир наполняет гармония. Но все-таки есть вестники поздней осени, которая не настолько милая и спокойная – это холодный резкий ветер и яркие краски деревьев. Очень часто Тютчев в своих стихотворениях использует олицетворение природы и разные метафоры.

Противоположным спокойному стиху об осени является поэзия «Весенняя гроза». Тут поэт изобразил всю силу весны и первой майской грозы. Читаешь и прям чувствуешь запах грозы в воздухе.

Также характерным для лирики Тютчева есть использование человеческих чувств для описания природы. Например, настоящая счастливая любовь – это северное лето или же веяние весны среди осени. Поэт чувствовал то, что мы люди – часть природы и можем брать силу и энергию от нее. Она большой клад нашего вдохновения и источник счастливой жизни.

Источник

Сочинение на тему «Изображение природы в лирике Ф. И. Тютчева»

Сочинение Изображение природы в лирике Ф. И. Тютчева

Тема природы в стихах Тютчева очень красиво описана. Он использует много изобразительно-выразительных средств, чтобы передать все оттенки. И читая его стихи, представляешь природу, как живое существо. А все это потому что видно поэту небезразличная природа, он любит ее и хорошо понимает и с помощью своего таланта хочет, чтобы мы тоже смогли приблизиться к природе, полюбить ее.

Судя по творчеству Тютчева, он обожал природу весной и осенью. Эти два сезона в году говорят о воскрешении и увядании матушки-природы. Всем известны созданные им образы – гроза, весенние воды, ночное море.

Красивый стих «Осенний вечер» стимулирует нас к размышлению. Ведь природа увядает, но не теряет своей красоты, а это не должно пройти незамеченным. Мы куда-то спешим и не хватает времени полюбоваться листиком, который сорвался и летит медленно вниз.

Также мы находим такие чудесные и неповторимые образы природы, как осеннее небо, ветер, тихий вечер, листья, деревья. От поэзии становится тихо и спокойно на душе. Мир наполняет гармония. Но все-таки есть вестники поздней осени, которая не настолько милая и спокойная – это холодный резкий ветер и яркие краски деревьев. Очень часто Тютчев в своих стихотворениях использует олицетворение природы и разные метафоры.

Противоположным спокойному стиху об осени является поэзия «Весенняя гроза». Тут поэт изобразил всю силу весны и первой майской грозы. Читаешь и прям чувствуешь запах грозы в воздухе.

Также характерным для лирики Тютчева есть использование человеческих чувств для описания природы. Например, настоящая счастливая любовь – это северное лето или же веяние весны среди осени. Поэт чувствовал то, что мы люди – часть природы и можем брать силу и энергию от нее. Она большой клад нашего вдохновения и источник счастливой жизни.

Источник

Adblock
detector