Основные уровни взаимодействия культуры и природы

Культура и природа

Существование культуры без природы невозможно, ведь человек созидает в природе, использует её ресурсы, раскрывая и то, что было заложено природой в нём самом. Выяснение вопроса о соотнесённости культурного и природного представляется очень важным для характеристики феномена культуры.

Взаимосвязь культуры и природы

Здесь мы вплотную сталкиваемся с антимоничностью, т.е. противоречием между двумя суждениями, которые признаются верными.

  • С одной стороны, культура надприродна, внебиологична, её невозможно свести только лишь к природному.
  • С другой стороны, культурное, кроме как из природного, больше не из чего построить. Вот поэтому и создаётся впечатление о единстве и различии культурного и природного.

Культура как надприродный способ человеческой деятельности

Как правило, к культуре относят всё рукотворное. Культурное пространство или «вторую природу» сотворил своим неустанным трудом человек.

«Kultura contra natura» — так звучит одна из начальных формулировок, отражающих ее специфику, которая воспринималась как нечто отличающееся от натуральности, надприродное, возникшее не самостоятельно, а в результате деятельности человека. Такой подход ведёт к умалению значимости природы, её принижению. Напротив, культура, с помощью которой себя выражает человек, возвеличивается. Не кроются ли в таких воззрениях истоки разрушительного, хищнического отношения к природе? Правильнее утверждать, что культурное – это и есть природное, которое продолжено и преобразовано деятельностью человека.

Влияние природы на культуру

Природные факторы оказывают сильное воздействие на ее формирование. Сравнивая культуру и быт горцев, населяющих Кавказ и Анды, Гималаи и Кордильеры, нельзя не заметить удивительное сходство черт ее функционирования у этих народов.

Очевидно, что особенности конкретных территориальных комплексов определяют схожесть культур жителей тропиков, полярных районов, степей или океанических островов. Ж. Боден, Ш. Л. Монтескье, И. Мечников и другие приверженцы географического детерминизма ( теоретической концепции о влиянии природы на образ жизни человека), считают природную среду определяющим фактором культурного развития. Влияние природы, по их мнению, сказывается не только на материальных условиях жизни, но и на формировании менталитета людей.

К. Маркс рассматривал естественно-географическую среду несколько иначе. Для него природная среда – естественное условие, предпосылка развития культуры и общества, но предпосылка, изменяемая деятельностью людей. Марксу была близка идея о разделении природы на внешнюю, определяющую быт людей, и внутреннюю, то есть биологическую сущность человека, являющуюся частью живой природы. Культура живёт в природе и природой. Именно здесь прослеживается единство натурального, природного и созданного — единство, обеспечиваемое трудом.

Человек как звено между культурой и природой

Человек преобразует и доделывает природу. Культуру и природу противопоставлять неправомерно, поскольку сам ее творец в определённом смысле является частью природы. Природного человека никогда не было, и не существует сейчас. Лишь «человек культурный» был, есть и будет от истоков до самого завершения своей истории.

  • С одной стороны, человек начиная возводить на природной основе свой культурный мир, совершил первое действие, которое было направлено на разрыв с естественной средой.
  • С другой, человек активно влияет на взаимодействие культуры и природы, объединяя обе эти системы оттого, что внутренне принадлежит к каждой из них.

Аспекты взаимодействия

  • Хозяйственно-практический

На протяжении истории довольно долгое время природные условия играли важную роль для судеб разных стран, народов. Современная эпоха существенно снизила роль природного фактора для роста экономической мощи государств, усилив значение человеческого фактора.

Важнейшими аспектами нынешнего состояния проблемы взаимодействия культуры и природы стали охрана природы, экологическое равновесие, чистые с точки зрения экологии технологии. Угроза мировой экологической катастрофы требует разумного осмысления и построения оптимального соотношения природного и неприродного. Третье тысячелетие, в котором преобразующее, активное воздействие человечества на собственную планету становится всё сильнее, поставило людей перед необходимостью заговорить на одном языке с миром природы, обеспечить наиболее приемлемое соотношение созданного человеком и природой.

Погода и климат оказывают мощное воздействие на человеческую жизнь, поэтому нельзя игнорировать проблемы медико-гигиенического характера: здоровый образ жизни, географию болезней и другие.

Любовь к природе – родной среде обитания человека — не может не ассоциироваться с любовью к родине, являющейся одной из наиболее важных жизненных ценностей.

Наша презентация темы:

Носители природного начала в своей биологической предыстории — это человек и культура, созданная человеком. Заявлять о ней как внебиологическом, надприродном явлении, можно лишь, если рассматривать ее как необходимое дополнение и продолжение природы. Человек – неотъемлемая составляющая экосистемы, следовательно, и культура должна иметь своё обусловленное место в общей с природой системе.

Источник



ЛЕКЦИЯ № 6. Культура и природа

Различие между природой и культурой – это различие между плодами материального мира и продуктами человеческой деятельности. Одностороннее подчеркивание этого различия приводит к дуалистическому взгляду на мир. В свою очередь, это приводит к разделению мира на природный и неприродный. Различие между природой и культурой возникает в результате исторического развития. Разъяснить различие природы и культуры можно только путем признания их связи. Природа предшествует культуре во времени, но природа является постоянным и необходимым условием последующего существования и развития культуры. Поэтому грань между природой и культурой не абсолютна, а относительна, и она не противопоставляет их, а различает в пределах связующей их целостности.

Если говорить о культуре без всякого отношения к природе, то культура может рассматриваться как некая неосязаемая идеалистическая абстракция. Об этом отношении природы и культуры поэтически очень точно сказал М. М. Пришвин: «Природа может обойтись и без культуры, но культура без природы быстро выдохнется».

Сегодня отношение к природе совершенно иное. Сегодня меньше говорится о покорении природы. Возможности бытия культуры естественно заданы природой. Но возникновение культуры как надприродной деятельности не исключает ее взаимосвязь с природой. Природное не безразлично для тех форм, в которых открывается и живет культура (например, особенности ландшафтной среды накладывают определенный отпечаток на культуру, поэтому мы говорим об общности жизни людей степных регионов, равнин и т. д.). Однако, если рассматривать природу и культуру в этом аспекте, можно прийти к природному детерминизму. Здесь следует уточнить, что на первом этапе жизни культуры влияние природы имеет большое значение. Человек и его культура несут в себе природу Матери-Земли, свою биологическую предысторию. Поэтому можно сказать, что культурное есть природное, продолженное и преобразованное человеческой деятельностью. Только в этом смысле о культуре можно говорить как о внебиологическом явлении.

З. Фрейд писал, что культура враг природы, она противостоит культуре. Он выступает против современной ему культуры. Подобного рода концепция характеризует направление франкфуртской школы. Представители ее утверждали, что источник всех человеческих бед – это культура.

Глубинной основой тезисов франкфуртской школы является положение об агрессивности культуры по отношению к природе. Отношения культуры и природы имеют разные уровни, исторические формы.

Можно выделить три уровня отношений:

1) практическое отношение, которое выражается в труде;

2) практически-духовное отношение, которое складывается в обыденном сознании людей и выражается в преобразовании этого мира силами воображения с целью отрешения от реальности;

3) духовно-теоретическое отношение, которое выражается:

а) в познании законов природы, которое зарождается в обыденном сознании и получает свое наивысшее значение в науках о природе, т. е. в естествознании;

б) в ценностном осмыслении природы, которое вырабатывается в пределах определенной идеологии (например, художественной).

Что касается сфер проявления отношений, то они связаны с превращением мира во вторую природу, во-первых; во-вторых, с противоборством культурного и природного в самом человеке; в-третьих, с созданием в ходе практической деятельности идеального мира.

Все эти отношения меняются в каждом историческом типе культуры и дают основание говорить о специфическом соотношении природы и культуры на разных этапах человеческого существования.

В культуре человек представлен не как природное и не как сверхприродное, а как исторически развитое существо, которое обнаруживает себя как в сходстве, так и различии с ней. Находясь, с одной стороны, в зависимости от природы, человек постепенно ее преодолевает и подчиняет себе. Отсюда следует, что культура есть результат человеческого отношения к природе, которое возникает в течение развития природы и раскрывается только на определенной стадии развития истории. Природа для человека выступает в двух смыслах:

1) с точки зрения ее богатства (как средство жизни);

2) как источник дальнейшего существования (как средство труда).

Единство человека с природой в процессе жизнедеятельности, присвоение человеком природных богатств в качестве средств для жизни является естественным существованием человека. Труд не содержит в себе ничего социального, он представляет собой естественную необходимость существования человека. Поэтому труд еще не является критерием для различия первобытного человека и цивилизованного. Но человек производит в процессе труда не только для себя, но и для других. Тем самым человек в процессе своей деятельности производит свое отношение к другим.

Таким образом, труд имеет большое значение не столько в связи с производством физической жизни, сколько благодаря своей связи с жизнью общественной.

Историческое развитие человечества идет по линии освобождения людей от их природной характеристики и вовлечения в социальную связь. Вся история человечества – это процесс производства своей жизни. Производственная активность человека на ранних стадиях носит двойственный характер, потому что он уже деятельное существо, а с другой стороны – еще не оторвался от природы.

Эпоха, связанная с присвоением плодов природы, называется эпохой присваиваемого хозяйства. На этом этапе человек является деятельным существом, но эта деятельность ограничена. В чем же выражается ограничение культурного состояния:

1) культурное развитие ограничено рамкой местных условий. Способом объединения людей является племенная связь, но не общественный обмен результатами труда;

2) этому развитию свойственен традиционализм. Труд носит характер повторения на прежней основе;

3) на этой ступени культурного развития отсутствует индивидуальное начало. Человек оказывается простым орудием в руках общего, представляемого в виде Богов государства. Во всех добуржуазных формах общества существует тесная связь индивида и природы как условия его труда.

В период промышленного развития на первый план выходит зависимость человека не от природных условий труда, а от условий, созданных самим человеком. Человек оказывается связанным с другими людьми посредством использования чужой деятельности. Отношения между людьми выступают как результат труда, который получает универсальную форму проявления. Отношение человека с природой предстает здесь как общественное отношение.

Анализ вопроса позволяет проследить процесс изменения взаимоотношений культурного и природного. Сначала человек подчинен природе, а потом он воздействует на природу.

В истории человеческого познания вопрос соотношения культуры и природы нашел свое отражение в формировании и развитии общественных и естественных наук. Сфера изучения у них различна, но идет взаимопроникновение этих двух групп наук.

Читайте также

Природа культура

Природа культура В своем исследовании, посвященном национальным особенностям англичан, я буду делать упор на правила, поскольку считаю, что на основе правил проще выстроить систему «грамматики» английской самобытности. Но, учитывая, что термин «правило» я намерена

Глава 5 Культура и природа

Глава 5 Культура и природа Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… Ф. Тютчев Современные экологические проблемы, по масштабам и остроте приближающиеся к катастрофе, пробуждают в

5.1. Природа, человек, культура и их взаимосвязь

5.1. Природа, человек, культура и их взаимосвязь Природой в широком смысле в литературе называют все, объективно существующее, т. е. понятие природы предельно сближается с понятием материального мира. В более узком смысле под природой понимают весь мир, исключая человека, а

Лекция 14. Культура и социум

Лекция 14. Культура и социум 1. Культура и природаК культуре относят все рукотворное, все созданное руками человека, однако в таком представлении существуют противоречия. Такая культура как нечто надстраивающееся над природой создает эффект взаимного отчуждения этих

Лекция 16. Культура античности

Лекция 16. Культура античности 1. Культура античностиКультуру Древней Греции и Древнего Рима принято называть античной культурой. Культура Древней Греции делится на 5 периодов: эгейский или крито-микенский период, гомеровский период, архаический, классический,

Лекция 18. Культура Европы

Лекция 18. Культура Европы 1. Культура ВизантииКультура Византии – уникальное явление в истории европейской культуры. Эта культура возникла в государстве, которое официально существовало с IV в. по середину XV в. со столицей Константинополем после раздела Римской империи

Лекция 19. Культура России IX–XIX вв

Лекция 19. Культура России IX–XIX вв 1. Культура Древней РусиНаиболее важным этапом в развитии культуры Древней Руси является новгородский период, относящийся к середине VIII в. К 862 г. относится начало правления в Новгороде Рюрика, основателя династии Рюриковичей.Еще

Лекция 20. Культура советского государства

Лекция 20. Культура советского государства 1. Специфика культуры в России послереволюционного периодаОдин из наиболее неоднозначных периодов в развитии русской культуры – это период послереволюционной культуры. Негативные черты этого времени:1) разрушение и

23 ПРИРОДА И КУЛЬТУРА

23 ПРИРОДА И КУЛЬТУРА Культуру принято называть второй природой. Это приводит к конфликту двух начал – культуры и натуры.Но культура, будучи второй природой, не утрачивает материального существования. Отсутствие материальности сделало бы проблематичным само

ЛЕКЦИЯ № 4. Культура в ее историческом развитии

ЛЕКЦИЯ № 4. Культура в ее историческом развитии Развитие культуры сопровождалось становлением ее самосознания. Мыслители всегда стремились понять и осмыслить явления культуры. Этот процесс и есть становление культурологии.Современная культурология не просто сводит в

ЛЕКЦИЯ № 10. Культура как творчество

ЛЕКЦИЯ № 10. Культура как творчество 1. Психологические основы творческой деятельности В качестве внутренней группы факторов, определяющей творческую активность, выступает личностно-психическая культура человека: установки, мотивы, запросы, интересы, т. е. то, что

ЛЕКЦИЯ № 3. Культура России

ЛЕКЦИЯ № 3. Культура России 1. Культура древних славян Славяне – часть древнейшего индоевропейского этнического единства. В состав индоевропейской семьи они входят вместе с европейцами. Их история представлена в древних книгах. Например, в Библии говорится о трех

ЛЕКЦИЯ № 4. Религия и культура

ЛЕКЦИЯ № 4. Религия и культура 1. Язычество как феномен истории культуры Что такое язычество? Понятное на первый взгляд слово «язычество» имеет очень неопределенное значение. Термин имеет церковнославянские корни (от слова «языпи» – «иноземцы») и появился в эпоху

ЛЕКЦИЯ № 6. Современная культура

ЛЕКЦИЯ № 6. Современная культура 1. Особенности современной культуры Облик современной культуры заметно отличается от остальных эпох ее развития. Часть населения мира остается приверженцами традиционных культур, существуют племена, где культурное развитие находится

Источник

Основные уровни взаимодействия культуры и природы

Экстракультурологический аспект исследования культуры предполагает соотнесение культуры с её контрагентами (природой, обществом и человеком) на различных уровнях, в различных сферах проявления и в различных исторических формах.

Уровни взаимоотношения культура/природа (согласно теории М.С. Кагана):[33]

1. практический – отношения, которые выражаются в труде (К.Маркс: «обмен веществ между человеком и природой»);

2. практически-духовный – отношения, которые складываются в обыденном сознании людей, в их повседневной жизни, выражаются в фантастическом преобразовании реального мира и опредмечиваются в мифологии, религии, искусстве;

3. духовно-теоретический – отношения, которые выражаются а) в познании законов природы и получают наивысшее выражение в науках о природе, и б) в ценностном осмыслении природы, которое разрабатывается в сфере идеологии.

Сферами проявления взаимоотношений культуры и природы можно назвать:

1. превращение окружающего человека мира во «вторую природу»;

2. противостояние природы и культуры во внутреннем пространстве самого человека;

3. образное пространство мифологии и искусства.

Практическое отношение культуры и природы начинается в глубочайшей древности и ведёт к всё более широкому превращению натуры в культуру. Обычно плоды этой практической деятельности называют материальной культурой, но точнее – материально-технической.

Если к культуре относят только сферу духовной активности человека, то материально-трудовую практику человека относят к цивилизации. Эта точка зрения не представляется убедительной. Более целесообразно понимать цивилизацию как форму культуры, так как деятельность человека целостна, разные уровни взаимосвязаны и духовная культура не может быть осмыслена в отрыве от материально-практической.

Культура проявляет себя прежде всего как преобразование натуры – естественной, природной среды. Преобразование это происходит не по велениям самой среды, а по интеллектуальным, духовным, рациональным установкам, в связи с чем материальное производство оказывается одухотворенным по своей природе, человечески содержательным – культурным. Культура – «особый облик природы», способ её существования. Растительный, животный, вещный миры природы постепенно обретают «двойное подданство» (М.С.Каган), становясь природными и сверхприродными, вещественными по «веществу» и социальными по функциям – культурными.

Материально-практическая и практически-духовная формы взаимодействия природы и культуры вообще не существуют отдельно друг от друга. Это – разные способы превращения природы в культуру – реальный и идеальный.

Духовно-теоретическую форму отношения культуры и природы стали изучать только в 18 веке.

Превращение природы в культуру имеет два аспектаутилитарный и эстетический.

Сущность утилитарного освоения – благоустройство той экологической ниши, которую человек отвоевывает у природы. Критерием этой деятельности является польза.

Сущность эстетического освоения – украшение среды, повышение эстетического потенциала природы.

При историческом рассмотрении отношений культуры и природы можно выделить несколько этапов/типов этих отношений:

1. органическая связь человечества и природы (первобытность);

2. дифференциация субъекта и объекта в общественном сознании (весь период после первобытности до настоящего времени);

3. гармоническое взаимодействие природы и культуры, уравновешенность природных и культурных сил (возможное будущее).

Бинарные структуры существуют не только в отношении культуры и природы, но и внутри неё как системы. К примеру, к бинарным оппозициям внутри культуры можно отнести традиционную дихотомию между эстетическим и инструментальным, между традициями и новациями, между массовым и элитарным. Об этом речь пойдет в следующих разделах.

Источник

Уровни и сферы взаимоотношений культуры и природы

Экстракультурологический аспект исследования культуры предполагает соотнесение культуры с её контрагентами (природой, обществом и человеком) на различных уровнях, в различных сферах проявления и в различных исторических формах.

Уровни взаимоотношения культура/природа (согласно теории М.С. Кагана):[33]

1. практический – отношения, которые выражаются в труде (К.Маркс: «обмен веществ между человеком и природой»);

2. практически-духовный – отношения, которые складываются в обыденном сознании людей, в их повседневной жизни, выражаются в фантастическом преобразовании реального мира и опредмечиваются в мифологии, религии, искусстве;

3. духовно-теоретический – отношения, которые выражаются а) в познании законов природы и получают наивысшее выражение в науках о природе, и б) в ценностном осмыслении природы, которое разрабатывается в сфере идеологии.

Сферами проявления взаимоотношений культуры и природы можно назвать:

1. превращение окружающего человека мира во «вторую природу»;

2. противостояние природы и культуры во внутреннем пространстве самого человека;

3. образное пространство мифологии и искусства.

Практическое отношение культуры и природы начинается в глубочайшей древности и ведёт к всё более широкому превращению натуры в культуру. Обычно плоды этой практической деятельности называют материальной культурой, но точнее – материально-технической.

Если к культуре относят только сферу духовной активности человека, то материально-трудовую практику человека относят к цивилизации. Эта точка зрения не представляется убедительной. Более целесообразно понимать цивилизацию как форму культуры, так как деятельность человека целостна, разные уровни взаимосвязаны и духовная культура не может быть осмыслена в отрыве от материально-практической.

Культура проявляет себя прежде всего как преобразование натуры – естественной, природной среды. Преобразование это происходит не по велениям самой среды, а по интеллектуальным, духовным, рациональным установкам, в связи с чем материальное производство оказывается одухотворенным по своей природе, человечески содержательным – культурным. Культура – «особый облик природы», способ её существования. Растительный, животный, вещный миры природы постепенно обретают «двойное подданство» (М.С.Каган), становясь природными и сверхприродными, вещественными по «веществу» и социальными по функциям – культурными.

Материально-практическая и практически-духовная формы взаимодействия природы и культуры вообще не существуют отдельно друг от друга. Это – разные способы превращения природы в культуру – реальный и идеальный.

Духовно-теоретическую форму отношения культуры и природы стали изучать только в 18 веке.

Превращение природы в культуру имеет два аспектаутилитарный и эстетический.

Сущность утилитарного освоения – благоустройство той экологической ниши, которую человек отвоевывает у природы. Критерием этой деятельности является польза.

Сущность эстетического освоения – украшение среды, повышение эстетического потенциала природы.

При историческом рассмотрении отношений культуры и природы можно выделить несколько этапов/типов этих отношений:

1. органическая связь человечества и природы (первобытность);

2. дифференциация субъекта и объекта в общественном сознании (весь период после первобытности до настоящего времени);

3. гармоническое взаимодействие природы и культуры, уравновешенность природных и культурных сил (возможное будущее).

Бинарные структуры существуют не только в отношении культуры и природы, но и внутри неё как системы. К примеру, к бинарным оппозициям внутри культуры можно отнести традиционную дихотомию между эстетическим и инструментальным, между традициями и новациями, между массовым и элитарным. Об этом речь пойдет в следующих разделах.

Источник

Adblock
detector